Акустические панели для стен в квартире: как выбрать и где купить – ТОП звукоизоляционных панелей, советы эксперта по выбору

Содержание

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии | Другая аудиотехника | Блог

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Звукоизоляция

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.

В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Акустическая обработка

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».

Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.

Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.

Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.

Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

Практические советы для типичных ситуаций

 

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.

Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.

Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.

Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

Скажем эху нет или Как сделать акустические панели самому / Stereo.ru

Акустическая обработка комнаты — такой же важный момент в улучшении звучания вашей аудиосистемы, как и грамотное электропитание, подбор проводов, правильная расстановка акустики, виброразвязка компонентов. Все кто заезжал в новую пустую квартиру помнят какое эхо разносится по комнатам даже при простом разговоре. Если в такую пустую квартиру первым делом занести даже мегадорогую систему, то от ее прослушивания вы вряд ли будете получать удовольствие. Подавление порхающего эха, нежелательных отражений, наложений звуковых волн и прочие моменты, связанные с акустикой комнаты можно, если не полностью, то хотя бы частично решить с помощью акустической обработки. Сюда можно отнести, например, басовые ловушки различных форм и размеров, рассеивающие и поглощающие акустические панели, диффузоры, которых тоже десятки видов. Кстати, существует еще акустический натяжной потолок, который хоть не очень дешев, но в комнате для прослушивания себя полностью оправдывает.

Если бы было отдельное помещение для кинотеатра или стерео, то там, конечно можно было пуститься во все тяжкие, но, как и у большинства из нас у меня КДП совмещена с гостиной. Поэтому эстетический фактор и фактор жены был не последним. Очень не хотелось бы превращать зал в что-то наподобие этого.

Как я уже сказал, акустический потолок решил проблему с переотражениями сверху и в целом значительно улучшил акустику и убрал эхо. Главное ничего не надо лепить на потолок. На полу по классике положен ковер. Поэтому была задача просто добавить акустические панели на стены в места первых отражений. Панели с пирамидками из пенополиуретана уже были у меня на прошлой квартире и я их больше не рассматривал, так как в малых количествах их эффективность, я считаю, невелика, потом комната начинает напоминать студию звукозаписи, ну и пыль они собирают очень хорошо, а вот чистятся не очень. Плюс всегда проблема как их закрепить без вреда для крепящихся поверхностей.

Было решено изготовить классические панели по типу вот таких:

Принцип изготовления был понятен, осталось понять какие материалы использовать. В качестве лицевой ткани была использована «Хорошее качество радио динамик ткань гриль Защитная стерео черная ткань ниша для колонки ткань толщиной 1.6mx0.5» с алиэкспресс (ссылка).

Акустическая ткань хорошо смотрится и тянется. Одной штуки легко хватило на две панели 60х40.

А вот что выбрать в качестве поглощающего наполнителя? Некоторые делают наполнитель из минваты, но держать в жилом помещении почти неприкрытые панели минваты очень не хотелось. В поисках нужного и экологичного материала наткнулся на ролик в ютьюбе, где товарищ использовал Внимание(!) махровые полотенца! Такое решение было протестировано мной в закрытом пустом помещении и действительно: эхо и время реверберации значительно снижается.

Также были закуплены в строительном деревянные бруски 220 или 230 см, черная краска в баллончике, степлер, гвозди финишные.

В первую очередь, нарезаем бруски на нужные размеры и соединяем в раму с помощью финишных гвоздей. Стыки можно дополнительно смазать жидкими гвоздями или клеем для прочности. Потом красим раму в черный цвет. На самом деле я пожалел, что не взял просто черную матовую краску. Краски в баллоне еле хватило на 3 рамки и прокрасились они так себе, хотя после натяжки ткани плохо прокрашенные места не было видно.

Далее складываем полотенце в несколько слоев и вырезаем по размеру рамки. Ширина и длина должна быть чуть больше, чтобы загнуть край для крепежа. Крепим степлером полотенце по внутреннему краю с обратной стороны. Крепим внатяг, чтобы ткань не провисала. Лицевая сторона должна получиться ровной.

Далее стелим ткань на пол, кладем сверху панель лицевой к низу и обрезаем ткань, чтобы хватило на подгиб. Крепим ткань по периметру степлером, не забывая её немного натягивать. Крепим крючок (я использовал обычные от фоторамок).

Вот в общем-то все. Осталось перевернуть, пройтись роликом для одежды и можно вешать на стену.

Так как стена из ГКЛ, были использованы самые маленькие незаметные гвоздики, на которых панели легко держатся и просто перевешиваются при необходимости. Чуть не забыл, когда делали ремонт были специально выбраны очень темные обои на стене с телевизором, поэтому акустический панели вписались, на мой взгляд очень неплохо и не выбиваются из общего дизайна. Кино на такой стене смотрится здорово (особенно космические сцены), так как рамок не видно совсем.

На фото еще нет панели за центральной колонкой, расстановка не окончательная и вообще система еще далека от завершения, так что не судите строго)

Вроде все. Спасибо за внимание! Просто хотелось с вами поделиться. Пишите, спрашивайте, буду рад ответить)

полный гайд для домашних студий звукозаписи

Для того, чтобы на записях был хороший звук, вам НЕОБХОДИМА акустическая обработка. Это аксиома.

После того, как вы установите басовые ловушки, следующим шагом станет добавление акустических панелей.

Но у новичков часто возникают вопросы вроде этих:

 

  • Сколько мне понадобится?
  • Сколько это будет стоить?
  • Могу ли я сделать свои?
  • Как их повесить?

 

Если вы уже дошли до этой стадии…

То почитайте полный гайд, который я написал для вас, чтобы ответить на эти и не только вопросы.

Начнём. Первое…

Выбор стратегии

2 основных способа добавить акустические панели в вашу студию — это

  1. Самому их собрать — закупиться в строймагазине, применить навыки обивки… этот способ, конечно, дешевле.
  2. Купить панели — меньше труда, но затратней.

Если вы любите методы, как в передаче “Пока все дома”, то вы скорее соберёте свои.

А если у вас ещё и руки из правильного места растут, конечный результат будет гораздо круче, чем все готовые комплекты, которые можно купить.

Однако…

Если это ваша первая студия, а у вас нет опыта в акустической обработке, то я рекомендую начать с как минимум одного готового набора панелей, чтобы иметь понимание, как акустически обработанное помещение должно звучать.

Затем, если вы будете собирать свою обработку, вы будете знать точно, какого звука вы хотите добиться.

Поэтому прежде чем поговорить о продвинутых техниках “сделай сам”, начнём с основ…

Основные характеристики акустических панелей

Выбирая акустические панели в интернете, обычно сравнивают 4 основных характеристики:

  1. Толщина
  2. Характер поверхности
  3. Размеры/количество
  4. Коэффициент шумоподавления

Вот что я советую по каждому пункту:

1. Толщина

Акустические панели обычно имеют толщину 2” или 4”. Конечно, считается, что чем

толще, тем лучше

Но 2-дюймовые панели считаются стандартными.

Конечно, они не могут поглощать такие низкие частоты, как 4-дюймовые панели, но это нормально. Потому что если вы всё сделали верно, эти частоты должны уже быть поглощены басовыми ловушками.

2. Характер поверхности

На поверхности большинства панелей, скорее всего, будет какой-нибудь 3D-узор… чаще встречаются клинообразный и пирамидальный.

Хотя использующийся узор и может повлиять на качество работы… разница несущественна. И нет какого-то узора, который был бы намного лучше других.

Поэтому выбирайте такой, который вам понравится.

3. Размеры/количество

Обычно наборы продаются в комплектах по

 

 

… с такими размерами:

 

 

По отдельности размер и количество не имеют значения. Но вместе они значат много, потому что составляют полную площадь покрытия стен.

Идеальное покрытие варьируется в зависимости от комнаты, но отправной точкой для большинства студий является

4,5 м².

Поэтому многие начальные комплекты используют одну комбинацию из трёх:

 

 

Любой из этих вариантов подойдёт…

Но для типичной домашней студии, где не очень хочется повреждать стены… я советую использовать небольшие панели, потому что они меньше весят, и их проще монтировать неперманентным клеем.

4. Коэффициент шумоподавления

Почитайте описание товара любого уважаемого бренда, и вы заметите, что для каждой модели присваивается коэффициент шумоподавления (между 0 и 1), измеряющий эффективность поглощения звука.

Чем выше число, тем лучше поглощение.

И хотя это число может показаться важным, по правде говоря… оно бесполезно для студий звукозаписи.

Вот почему:

Тест для выведения коэффициента заключается в измерении поглощения на 4 частотах:

 

 

Что означает… что НЕ измеряются частоты ниже 250 Гц, а ведь это тот диапазон, в котором располагаются проблемные частоты в студии.

Некоторые производители даже подтасовывают условия теста, чтобы получать повышенные результаты.

Другой критерий, коэффициент звукопоглощения (КЗП), даёт лучшее понимание реальных характеристик, поскольку измеряет поглощение на определённом узком диапазоне частот.

К сожалению, нечасто можно встретить цифры КЗП.

Идём дальше…

10 отличных комплектов, которые я советую

Теперь, когда вы разбираетесь в том, какие функции имеют значение, а какие — нет

Далее я покажу вам 10 самых популярных комплектов на рынке, чтобы вам было из чего выбирать, исходя из помещения/бюджета.

Вот они:

Маленькие комплекты

  • Auralex DST 112 – (Amazon)
  • Auralex DST 114 – (Amazon)
  • SoundTrax PRO – (Amazon)
  • ATS Wedge – (Amazon)
  • Auralex Wedge 1ft² – (Amazon)
  • Auralex Sonoflat 1ft²
     – (Amazon)

Большие комплекты

  • Auralex D36 Designer Series – (Amazon)
  • Auralex 2ft² Pyramid – (Amazon)
  • Auralex 2×4 Pyramid – (Amazon)
  • Auralex Sonoflat 2ft² – (Amazon)

Далее…

Как собрать свои акустические панели

Если вам не нравятся цены на комплекты, которые я вам только что показал…

ИЛИ вам просто нравится работать руками…

Вы легко можете собрать свои панели. Для этого потребуется терпение и несколько базовых компонентов.

Во-первых, вот список инструментов, которые пригодятся:

  • молоток и гвозди, чтобы собрать рамку
  • клей, чтобы закрепить изоляцию в рамке
  • строительный степлер и ножницы, чтобы закрепить и обрезать внешнюю ткань
  • кронштейн, чтобы прикрепить панель к стене.

Во-вторых, материалы:

  • дерево для стандартной рамки 60х120 см
  • ткань, чтобы покрыть изоляцию и придать опрятный вид готовой панели
  • Owens Corning 703, особый тип фибергласса, который стоит в 5 раз меньше акустического поролона, не уступая ей в эффективности.

Дерево и ткань спокойно можно купить в магазине товаров для дома, а вот Owens Corning 703 доступен далеко не везде, и в России в том числе, поэтому его придётся заказать онлайн.

Как только у вас всё будет готово, посмотрите это шикарное видео, показывающее весь процесс сборки панели:

Как только вы собрали панели, вы готовы к последнему шагу…

Размещение панелей в комнате

Используете ли вы покупной поролон или панели собственного производства…

Базовые концепты размещения — одни и те же.

Подразумевая, что вы уже разместили басовые ловушки по рекомендациям из этого поста…

Второй шаг — убедиться, что область позади студийных мониторов закрыта, особенно если басовый порт мониторов находится сзади.

Третий шаг — закрыть двугранные углы (показанные на рисунке синими линиями) акустическими панелями.

При использовании покупного поролона сложите панели вокруг угла, как на картинке ниже, оставляя воздушный просвет для дополнительного поглощения басов.

угол-акустическая панель

Собственноручно изготовленные панели разместите диагонально, вот так:

По возможности используйте несколько панелей таким образом, но обязательно сохраните большую часть для стен, о которых я расскажу далее…

Планирование покрытия стен

В зависимости от серьёзности акустических проблем помещения…

Идеальное покрытие стен будет варьироваться от 20 до 80 %.

Есть только один способ узнать, какая площадь покрытия нужна

вашей комнате…

Постоянно перепроверяя акустику после установки каждой панели, используя хлопки, как рассказано в этом посте.

Есть небольшой шанс того, что вам не потребуются все панели, чтобы получить желаемый звук. Однако в большинстве случаев в домашних студиях меньше панелей, чем требуется.

Поэтому для получения наилучших результатов от минимального количества панелей нужно сделать следующее:

Закрывая часть одной стены, оставьте открытым пространство на стене напротив… потому что одной панели достаточно для погашения звуковых волн в этой точке.

А если эти инструкции слишком сложные, посмотрите на схему выше и всё станет предельно ясно.

Как закрепить панели, не разрушив стену

Если вы ещё не поняли, самая сложная часть в закреплении акустической обработки — сделать это… НЕ испортив краску на стене.

Другой проблемой, до которой некоторые не догадываются…

Если вы когда-либо захотите продать использованный поролон, никто его не купит, если каких-то кусков или частей будет не хватать.

Трудность в том, чтобы выбрать достаточно сильный клей, чтобы выдержать вес поролона и при этом достаточно слабый, чтобы при необходимости его чисто снять.

К сожалению, поскольку все стены/краска на них разные, нет единого решения, которое бы всегда срабатывало. Поэтому существует множество продуктов для решения этой проблемы.

Auralex, даже больше чем другие компании, разработала широкий ассортимент адгезивов, чтобы можно было выбрать… вот 3 лучших:

  1. Auralex TubeTak Pro – (Amazon)
  2. Auralex FoamTak – (Amazon)
  3. Auralex EZ-stick – (Amazon)

Среди этих трёх TubeTak — самый сильный, но его может быть тяжело удалить. TempTabs — самые слабые, но не всегда хорошо держат.

На мой взгляд, FoamTak — самый компромиссный вариант.

Но проблемой FoamTak и всех прочих адгезивов является грязь, которую они после себя оставляют.

В своей студии я придумал такой трюк:

СНАЧАЛА покрыв стену и заднюю часть поролона упаковочной лентой, а ЗАТЕМ побрызгав FoamTak посередине…

Я прикрепил свои панели, НЕ оставляя разводов от клея.

ОДНАКО… Если вы хотите это попробовать, делайте это на свой страх и риск, потому что, как я сказал… каждая стена и каждый адгезив — разные. Попробуйте плёнку на небольшом участке стены, чтобы убедиться, что её затем можно снять без ущерба.

А если всё это кажется вам слишком сложным, есть последний вариант, возможно, лучший из всех.

Вместо использования адгезива попробуйте вкручивающиеся в стену протыкающие зажимы, которые, “протыкая”, удерживают акустический поролон.

Когда всё будет висеть и комната будет хорошо звучать, значит, всё готово.

Практические советы по акустической обработке помещений


Женская логика звука

Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).

Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.

Главные составляющие

Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.

Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.

Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.

И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.

Ремонт, ремонт и еще раз ремонт

Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м2. Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.

1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м2). Это обеспечение недорого — и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки — тогда цена превысит $1,000).

2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.

3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами — подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.

4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.

Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.

5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом — при желании потратить около $2,000 — жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 — сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.

6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.

7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.

8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.

9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.

Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.

Позиция, материалЦенаРаботыСумма
Основные работы, $    
Электропроводка150200350
Стяжка100100200
Подиум5050100
Потолок400100500
Пескостекло, резина50050
Лаги5050100
Пол400100500
Выравнивание стен300200500
Панели для стен20050250
Дверь20050250
Стеклопакеты500100600
Изовер1000100
Финишная отделка, $    
Покраска20050250
Ковролин2000200
Шторы20050250
Итого310011004200

На заметку ленивым

Но, конечно, не всегда можно превратить комнату в описанный выше зал. Не стоит расстраиваться, следуя приведенным рекомендациям можно серьезно улучшить звук и без ремонта. Итак, допустим, что мы имеем стандартную восемнадцатиметровую комнату в панельном доме — с обоями, линолеумом и обилием мебели.

  1. Прежде всего, уберите из комнаты шкафы со стеклянными дверцами и подобные им мебельные изыски — тяжелые деревянные «ящики» можно оставить, а вот полочка с хрусталем здорово подпортит вам жизнь на «Армагеддоне». Равно, как и дверь с витражом — немедленно замените ее однородной.
  2. Купите самый толстый и тяжелый ковер, какой можете себе позволить и закройте им всю площадь пола.
  3. При невозможности заменить окна современными стеклопакетами, купите самые толстые шторы и закройте ими все профили.
  4. Используйте указанные выше мраморные плиты под сабвуфер и акустику.
  5. Располагайте сабвуфер в точке максимально сильного баса в комнате.
  6. Определите месторасположение «акустических зеркал». Используйте несколько звукопоглощающих панелей, наклеенных в эти места для снижения резонансов. Их можно будет потом оклеить обоями.
  7. Располагайте акустику на мраморных плитах.
  8. Накупите множество громадных мягких игрушек и поэкспериментируйте с их расположением в зале.

Дешевые приемы

Иногда и косметический ремонт невозможен — но и в этом случае всегда можно начать борьбу с помощью «подручных средств».

  1. Определите месторасположение «акустических зеркал». Обейте их места картонными упаковками для куриных яиц — и вы получите некоторое подобие «игл» из безэховой камеры. Их потом можно будет замаскировать тюлем.
  2. Используйте тротуарную плитку для подставок под колонки и сабвуфер. Их можно обработать самоклеющейся пленкой для более приличного вида, а по акустическим свойствам в привязке к цене они мало отличаются от гранита.
  3. Несколько старых подушек, зашитые в трубообразный мешок и размещенные в углах комнаты, здорово помогут в борьбе с «гулким» басом.
  4. Обейте дверь с обратной стороны войлоком и обтяните косметической пленкой. Это снизит ее собственный резонанс.

Лучшее средство, чтобы сойти с ума

Не все останавливаются на достигнутом, хобби может перерасти в смысл жизни — и тогда вам на помощь придут эти фантастические советы.

  1. Всегда регулируйте микроклимат помещения. Типичная влажность комнаты в 30% плохо сказывается на скорости звука, оптимальные результаты можно получить, доведя ее до 60%. Установите автономный увлажнитель. Оптимальная температура в зале не должна превышать 20°С. Используйте кондиционер с регулировкой микроклимата и приточной системой — тогда вам не придется проветривать зал. Обычное дело? Читайте дальше.
  2. Оптимальная высота потолка — 4 метра, при возможности ее достижения оформите потолок по описанному принципу, а затем скройте один метр под несколькими слоями натяжного потолка, расположенными в 25 см друг от друга. Воздушная подушка уничтожит все потолочные резонансы.
  3. Все стены комнаты обработайте ловушками Tube Traps, создав фальш-покрытие из них. Это даст возможность применения сабвуферов с 40 см динамиками и более.
  4. Пол сделайте по принципу «сэндвича» из битого стекла, только число слоев доведите до трех.
  5. Сабвуферы можно оформить в виде нагруженных на рупоры динамиков, а рупоры вывести на всю протяженность зала железобетонным коробом. Это даст возможность воспроизводить ноты от 10 Гц и заставит большинство зрителей испытывать приступы паники в особо страшных сценах.
  6. Стойки для акустики сделайте из литых железобетонных параллелепипедов, приваренных к полу. Стойки для техники сделайте по такому же принципу.
  7. Площадь зала доведите до 80 м2.

Опять мало? Тогда тема выходит за рамки данной статьи.

Что в итоге?

Этот путь многие проходят с тонкой переделкой зала в течение десятилетий, а некоторые решают одним ударом, за пару месяцев капитального ремонта. Так или иначе, место для маневра есть всегда — равно, как и возможности улучшения звука именно в вашей конкретной комнате. Надо лишь не бояться экспериментировать и не слишком держаться за внешнюю презентабельность. Увы, стойки заставленные техникой, если разобраться, тоже смотрятся не как итальянский гарнитур.

А расплатой за труды для вас будет то самое, ради чего и покупается новая техника — лучшая динамика, объемность, локализация… Спешите в магазин? Попробуйте сначала поработать над залом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *