Здания в москве в стиле ампир – Библиотека №4 им. Е. А. Фурцевой — в Москве — описание и программа мероприятия, дата, место и время проведения — цены на билеты, отзывы — Выставки на 2do2go

Содержание

архитектурные памятники и другие постройки

Дизайн

Какие архитектурные сооружения в стиле ампир расположены в российской столице: лучшие постройки Москвы

Стиль ампир наиболее ярко себя проявил в искусстве, а именно – в архитектуре XIX века. В этот период появляются в Москве постройки в стиле ампир, для которых было характерным наличие таких элементов, как триумфальные арки, колонны, обелиски.

Стиль ампир в Москве, который применялся при возведении сооружений государственного значения, имел черты архитектурных образцов античности. Архитекторы использовали монументальные массивные портики, сочетание геометрических форм с военной атрибутикой.

Здания в стиле ампир в Москве

Старое здание Университета является воплощением ампирного стиля в Москве. Изначально сооружение было возведено архитектором Казаковым согласно французскому ампиру. Для московского ампира свойственной является холодность и суровость одновременно с роскошью и помпезностью. Здание Университета было возобновлено архитектором Джилярди, который выдержал его в том же стиле.

Полукруглый зал Университета отличается прекрасной ампирной росписью и наличием изящной белой колоннады, поддерживающей балкон.

Первым архитектором, который возводил архитектурные памятники в стиле ампир в Москве, был Бове. Его лучшей постройкой того величественного периода считается особняк Гагарина.

Известным произведением архитектурного искусства в Москве этого периода также является Усадьба Найденова, построенная архитекторами Джилярди и Григорьевым. Постройка представляет собой дом с изящным ионическим портиком, монументальной лестницей, ведущей из сада на второй этаж.

На территории усадьбы также есть павильоны и беседки, так же выдержаны в ампирном стиле. Залы главного здания усадьбы украшены ампирной росписью.

Провиантские склады – выдающиеся архитектурные памятники в Москве стиля ампир.

Последним примером ампира стала университетская церковь, возведена под руководством архитектора Тюрина.

Стиль ампир в Москве: Триумфальные ворота и Храм Святого Людовика

Триумфальные ворота в Москве в стиле ампир были возведены на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Над проектом работал один из лучших архитекторов того времени – Бове.

Копия этих ампирных ворот была возведена по проекту Либсона на Кутузовском проспекте. Этот памятник является первым и единственным сооружением арочного типа в Москве, выполненным в традициях ампире.

Храм Святого Людовика в Москве является результатом работы архитектора Алессандро Жилярди и представляет собой яркий пример ампирного стиля. Здание храма является отражением греческой и римской мифологии, философских идей и художественного языка того времени. Архитектор взял за основу образ древнегреческого храма – круглой или прямоугольной постройки, окруженной колоннами.

Несмотря на всю помпезность архитектурных сооружений того времени, в том числе и храмов, они отличались простотой и лаконичностью форм. Симметрия и строгость декоративного убранства – обязательные критерии, которым должен соответствовать ампирный храм.

Еще по теме не пропустите

domosedi.ru

Открывая Москву

Пять адресов московского ампира

Ампирные постройки, которых в столице сохранилось довольно много, определяют облик «старой Москвы».

Здание Первой градской больницы в Москве. Фотография 1900-х годов.

wikipedia.org

Ампир (Empire), то есть имперский стиль, возник в начале XIX века во Франции при Наполеоне Бонапарте. Для архитектуры ампира (позднего классицизма) характерна театральность, торжественность, обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов.  Ампир московский — особая разновидность этого стиля, сложившаяся в послепожарной застройке 1812 года. Тогда Москва отстраивалась и перестраивалась, главными архитекторами нового облика города стали

Доменико Жилярди и Осип Бове, а господствующим архитектурным направлением — ампир. Московский ампир отличался и от питерского, и от европейского, в нем больше холодности, суровости, помпезности и военной атрибутики. Именно ампирные постройки, которых в столице сохранилось довольно много, определяют облик «старой Москвы».

Старое здание МГУ

Моховая ул., 11 с. 1

Историческое здание университета на Моховой улице было построено в 1782-1793 годах по проекту архитектора Матвея Казакова.  Императорский Московский Университет был учрежден в 1755 году и до переезда на Моховую сменил несколько адресов. В пожаре 1812 года здание университета сильно пострадало, в том числе сгорела библиотека, насчитывавшая 20 тысяч томов. Восстановлением особняка руководил архитектор Доменико Жилярди, немного изменивший первоначальный облик парадного фасада здания: ионический портик был заменен дорическим, а также появился цоколь с львиными масками над окнами. В результате строение приобрело более монументальный облик.

В советское время университет получил статус Московского государственного (МГУ), большая часть факультетов разместилась в комплексе на Воробьевых горах. В здании на Моховой сейчас находится несколько факультетов и библиотека.

Бывший главный корпус МГУ на Моховой

wikipedia.org

Усадьба Гагарина

Поварская, 25 а.

Усадьба князя Гагарина — один из лучших образцов жилой застройки московского ампира. В отличие от большинства ампирных домов той эпохи, фасад здания оформлен не колоннадой, а тремя арочными нишами на уровне второго этажа. Нижний этаж декорирован рельефной кладкой, а окна украшает ведущий мотив ампира — львиные маски.

Долгое время авторство здания приписывалось архитектору Осипу Бове, о том, что особняк спроектировал Жилярди стало известно в 1975 году в ходе реставрации. Заказчиком строительства был директор императорских театров и коннозаводчик князь Гагарин. Позже усадьба оказалась во владении государственного коннозаводства, и здесь на протяжении 40 лет устраивали выставки по продаже лошадей. С 1937 года в здании бывшей усадьбы Гагариных размещается Литинститут им. Горького. В 1956 году перед главным домом установили памятник Горькому работы скульптора Веры Мухиной.

Главный дом бывшей усадьбы Гагариных

wikipedia.org

Первая Градская больница 

Ленинский проспект, 8

Комплекс зданий Первой градской больницы был построен в 1828 — 1833 годах рядом с Голицынской больницей по проекту известного архитектора Осипа Бове. Это яркий образец большого общественного строения в стиле ампир. Комплекс состоит из главного здания, расположенного в глубине двора, а также выходящих на улицу флигелей и различных служебных построек. В главном величественном здании больницы располагалась также церковь Марии Магдалины.  Во второй половине XIX века во дворе комплекса построили еще одну церковь для отпевания умерших. Первая градская была первым медучреждением в Москве, содержавшимся за счет города. Сегодня весь комплекс зданий принадлежит Городской клинической больнице № 1 имени Н.И. Пирогова.

Фронтон здания ГКБ № 1 имени Н. И. Пирогова. 2004 год.

wikipedia.org

Провиантские склады

Зубовский бульвар, дом 2

Провиантские склады один из немногих образцов утилитарной архитектуры стиля ампир.  Предназначались склады для практических целей, и могли выглядеть как угодно, но градостроительный план послепожарной застройки Москвы предполагал стилевое единство, а потому и такое сооружение требовало художественного облика. Три однотипных складских корпуса образуют настоящий архитектурный ансамбль.  Построены склады были в 1829-1835 году архитектором Федором Шестаковым по заказу Провиантского приказа — ведомства, отвечающего за снабжение армии провизией. В настоящее время комплекс принадлежит «Музею истории Москвы».

Бывшие провиантские склады

wikipedia.org

Усадьба Усачевых-Найденовых

Земляной Вал, 53

Усадьба построена по заказу торговавших чаем купцов Усачевых архитектором Жилярди в 1829-1831 годах. Эта работа стала одной из его последних в России. Главный дом усадьбы выстроен на вершине спускающегося к Яузе холма. Парадный фасад особняка украшает классический восьмиколонный портик, на окнах львы — популярный образ ампирной Москвы. Парадный вход в здание, располагающийся со двора (так было принято, чтобы не портить облика фасада), стерегут чугунные львы и крылатые грифоны. После Усачевых усадьба перешла к купцам Найденовым, а в советское время здесь находился санаторий «Высокие горы». Сейчас на территории парка размещается «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины».

Главный дом усадьбы Усачевых

wikipedia.org

 

2go2city.ru

7 самых узнаваемых стилей — Атлас — Серия путеводителей Медузы

Нарышкинское барокко

Самый ранний архитектурный стиль, органически связанный именно с Москвой и до сих пор отчасти формирующий если не зрительный, то ментальный образ города. Манера строительства, утвердившаяся в конце XVII века в проектах, которым покровительствовали бояре Нарышкины, по сути никакое не барокко, а наложение некоторых декоративных приемов польского и украинского барокко на формы традиционной русской архитектуры, но благодаря ему возникшее вскоре петровское барокко не кажется совсем уж чужеродным элементом в истории отечественной архитектуры. Главные дошедшие до нас памятники нарышкинского барокко — это колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Троицы в Троице-Лыково и в первую очередь церковь Покрова в Филях с ее идеально сохранившимся интерьером. К этому же стилю можно отнести две из самых трагических утрат московской архитектуры — огромную Успенскую церковь на Покровке и не имевшую никаких аналогов Сухареву башню на пересечении Садового кольца и нынешнего проспекта Мира.

Московский ампир

Popova Valeriya / Shutterstock.com

«Старая Москва», какой мы ее знаем, это и есть московский ампир 1810–30-х годов. Целостный палладианский ансамбль конца XVIII века, город «Альбомов казенных и партикулярных зданий» Матвея Казакова, не сгорел, конечно, дотла в 1812 году — но общее ощущение от старомосковских улиц определяется теперь именно послепожарными постройками и перестройками, зданиями Доменико Жилярди и Осипа Бове. Французский ампир, стиль Первой империи Наполеона Бонапарта, преломлен в них через немного провинциальную призму североитальянской и чисто местной традиции. Самые яркие примеры этого направления — старое здание МГУ на Моховой работы Жилярди и Первая градская больница работы Бове, но гуляющему по тихим московским уголкам пешеходу его уютные ордерные портики, рельефные розетки и фризы попадаются почти на каждом шагу.

Московский модерн

Часть общеевропейского переворота в декоративном искусстве — на смену надоевшим формам эклектики и академизма пришли новые мотивы и новые материалы. Что не отменяет эклектичности самого московского модерна: в его зданиях есть формы и северного романтизма, и венского сецессиона, и французского ар-нуво. Как и все региональные изводы этого направления, московский модерн стремился к созданию «гезамткунстверка», единого произведения архитектуры, дизайна, скульптуры и живописи, а потому был по карману только богатейшим из заказчиков — недаром его часто называют «купеческим». Вкусы представителей промышленных династий ярче всех удалось воплотить архитекторам Льву Кекушеву и Федору Шехтелю, но интерьеры этих особняков чаще всего недоступны для широкой публики, поскольку в них теперь размещаются резиденции иностранных послов. В качестве утешения остается Дом-музей Горького в построенном Шехтелем особняке Рябушинских и его же Ярославский вокзал.

Конструктивизм

Самое яркое направление советской архитектуры 20-х и начала 30-х годов, полнее всего выразившее в своих зданиях идеалы первого послереволюционного периода. Братья Веснины, Илья Голосов, Константин Мельников и их коллеги исповедовали общий для европейского функционализма принцип соответствия архитектурного решения предполагаемой функции, но в декларируемом ими стремлении обнажить конструктивную основу здания (отсюда и термин) добивались редкой для европейского модернизма художественной выразительности. Свою роль сыграло и то, что импульс к не вполне добровольному преобразованию человеческой жизни был характерен одновременно и для модернизма, и для пролетарской революции. Несмотря на чаще всего очень низкое качество материалов, из которых по экономическим причинам строились конструктивистские здания, многие из них дожили до нашего времени. Лучший способ составить собственное представление о конструктивизме — это марш-бросок по главным рабочим клубам Москвы: Зуевскому клубу на Лесной (Голосов), Дворцу культуры ЗИЛ у метро «Автозаводская» (Веснины) и Русаковскому клубу на Стромынке (Мельников). С недавних пор доступен для посещения и самый эзотерический шедевр конструктивизма — частный дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, но туда пускают всего по пять человек в день.

Сталинский ампир

Условное название самого позднего варианта эклектики сталинского периода, в котором масштабная и пышная социалистическая урбанистика сочеталась с элементами классицизма, барокко и ар-деко. Его отличительные черты — богатство декора, преувеличенность деталей вроде карнизов и арок, господство формы над функцией и сильное повествовательное начало, выдержанное в духе социалистического реализма, — отсюда все эти барельефы со спортсменами, статуи ткачих, снопы и венки. Именно этот стиль определяет то первое (и обычно самое сильное) впечатление, которое производит на приезжего современная Москва. Сталинский ампир — это и парадная застройка Тверской улицы, и семерка высоток, и самые популярные у туристов станции московского метро. Последнее обстоятельство делает шедевры этого стиля наиболее доступными для посещения, но чтобы увидеть этот стиль во всей красе, вам придется записаться на экскурсию по главному зданию МГУ, отправиться на спектакль в Театр армии или обманывать консьержек в подъездах высотки на Котельнической.

Позднесоветский модернизм

Mikhael Vorozhtsov / Shutterstock.com

Хотя период правления Хрущева и Брежнева — это прежде всего время возведения тысяч и тысяч типовых панельных зданий, которыми заполнено все постсоветское пространство, несерийных зданий было построено тоже немало. В Москве поздний советский модернизм представлен довольно разными сооружениями в диапазоне от отсылающего к конструктивизму жизнелюбия 60-х в Центральном дворце пионеров до массивной торжественности начала 80-х в мемориальном комплексе на Поклонной горе — но самый заметный в городе памятник этих лет относится к советскому варианту «интернационального стиля». Это построенный Михаилом Посохиным-старшим ряд жилых и офисных небоскребов Нового Арбата, по легенде призванный воссоздать в Москве силуэт так понравившейся Хрущеву Гаваны. Знаковые интерьеры той эпохи можно увидеть, сходив на концерт в Кремлевский дворец съездов или же на выставку в новое здание Третьяковки на Крымском Валу.

Лужковский постмодернизм

Последнее по времени архитектурное направление, всерьез повлиявшее на внешний вид современной Москвы. В 90-е годы мегаполис пережил почти мгновенную в историческом масштабе трансформацию из столицы позднесоциалистической империи в центр олигархического капитализма, и материальную составляющую этого переворота обеспечил московский стройкомплекс, вполне авторитарно управлявшийся лично Юрием Михайловичем Лужковым (мэром города с 1992 по 2010 год). В архитектурном смысле основными принципами лужковской архитектуры стали приоритет интересов инвестора над всеми остальными соображениями, постмодернистская игривость как протест против советского модерна, средовой подход (то есть идея сохранения в новых проектах некоторых вполне случайных особенностей прежней застройки) и представления о наличии некоторого специального «московского духа», который при ближайшем рассмотрении обычно оказывался прихотью искренно любящего башенки начальника-самодура. Истории искусств еще только предстоит выявить среди зданий этого периода настоящие шедевры (и они, как всегда, наверняка найдутся), так что пока можно перечислить лишь его самые громкие образцы: Дом-яйцо Сергея Ткачева в Машковом переулке, построенный по проекту Михаила Посохина-младшего, Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке и новый Военторг Владимира Колосницына на Воздвиженке. 

atlas.meduza.io

Сталинский ампир в архитектуре Москвы ✮ Достопримечательности России 2019

Оглавление

Период 193..0-х — начала 1950-х годов в истории России прочно связан с именем Иосифа Сталина. Эта сложная, противоречивая историческая фигура оказала настолько значительное влияние на все сферы жизни государства, что период правления Сталина историки выделили в отдельную эпоху. Сформировался и отдельный стиль в архитектуре — знаменитый «сталинский ампир». Московский государственный университет, ВДНХ, Парк Культуры имени Горького, метрополитен — все эти памятники создавались ведущими архитекторами для простых людей, которые, при всей скромности персонального быта, могли жить среди роскошных общественных зданий и сооружений.

Роскошь новой Москвы

В период Сталина одновременно развивалось несколько стилевых направлений: ар-деко (классический образец — стаГостиница Украина. ХоллГостиница Украина. Холлнция «Маяковская» Московского метрополитена, автор А. Душкин), неоклассицизм («Дом на Моховой» И. Жолтовского) и сталинский ампир, отличающийся особой роскошью и декоративными элементами. Создатели зданий этого нового стиля ориентировались на образцы эпохи барокко или позднего классицизма. С революционными замыслами архитектурного авангарда было покончено: предпочтения стали отдавать проектам монументальных парадных зданий с арками, колоннами, портиками и пилястрами.

По замысл..ам идеологов, обновленная после Великой Отечественной войны Москва должна была стать образцом нового передового советского города. В столице расширили Тверскую улицу, Садовое кольцо, Кутузовский проспект и с энтузиазмом приступили к их оформлению. Новые здания становились символами победы и индустриального прорыва, знаками нового времени. Потому среди лучших произведений «сталинского ампира» так много общественных зданий: университеты, гостиницы, парковые пространства, станции метрополитена.

Лучшие образцы сталинского ампира

33_image2_s33_image2_s

Центральный театр Красной Армии (ныне — Центральный академический театр Российской армии на Суворовской площади, д.2). Его огромное торжественное здание по периметру опоясывает портик из высоких колонн. Архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев спроектировали сцену театра настолько большой, что на ней воспроизводили даже танковые бои. Здание имеет форму пятиконечной звезды — символа Советской армии.

Есть в Москве целый ансамбль, выполненный в «сталинском ампире» — ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства, проспект Мира, 119). Ее история началась еще в 1939 г. На огромной территории тщательно распланировали и отстроили множество роскошных павильонов под первую Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Она тут же стала местом киносъемок (к примеру, «Светлый путь» Г. Александрова) — наглядным воплощением устремленной в будущее советской действительности.

34_image3_s34_image3_sНовое открытие ВДНХ после Великой отечественной войны состоялось в 1954 г. Торжественные здания, напоминающие древние храмы и дворцы, — выставочные павильоны. Свой павильон был у каждой из союзных республик и у каждой из крупных отраслей народного хозяйства. Колонные портики, фронтоны, купола, пышное скульптурное оформление — вся эта роскошь дополняется удачно разбитыми клумбами и поставленными вдоль аллей фонтанами. Для многих москвичей ВДНХ стала символом послевоенного восстановления и излюбленным местом прогулок; ее внешний вид всегда создавал ощущение праздника.

Парк культуры и отдыха им. М. Горького (ул. Крымский Вал, 9) занимает территорию бывшей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и часть территории Нескучного сада. Его открывают грандиозные входные ворота — еще один памятник сталинской архитектуры (1955 г., архитектор Ю. Щуко). Строгие, лаконичные формы, величественный масштаб, высокие колонны, лепные рельефы.

34_image3_s34_image3_sОсобое внимание было уделено Московскому метрополитену. Апофеозом стиля стала станция «Комсомольская» Кольцевой линии, оформленная по проекту А. Щусева, — легкие, изящные арки, лепнина, мозаики, изображающие выдающихся людей России. «Киевская», «Белорусская», «Площадь Революции», «Новослободская» — каждая из этих станций создавалась как произведение искусства.

Особое место занимают жилые дома. Несмотря на острую необходимость быстрого строительства, каждый дом проектировался индивидуально, украшался колоннами, балконами, эффектными проездными арками. Особенно ярко это проявилась в центральной части города: на Фрунзенской набережной, Тверской улице, Ленинградском проспекте. До сих пор «сталинские» дома считаются очень удобными: квартиры в них большие, с высокими потолками и грамотно спроектированные.

Сталинские высотки

35_image4_s35_image4_sНовыми высотными доминантами Москвы стали знаменитые «сталинские высотки». В конце 1940-х годов было принято особое постановление «О строительстве высотных зданий в Москве». Было запланировано строительство семи домов разного назначения: университет, министерство, гостиницы, жилые постройки. Они возводились удивительно быстро: уже к концу 1950-х годов все были сданы в эксплуатацию.

Самым высоким из них (240 м) стало новое здание Московского государственного университета им. М. Ломоносова (ул. Ленинские Горы, 1), созданное по проекту Л. Руднева. Оно послужило символом приоритета власти – ее заботы о науке и образовании. Расположенное на Воробьевых горах, главное здание МГУ возвышалось над берегом Москвы-реки, организуя пространство всего района. В высотке расположились ректорат, несколько факультетов, общежитие, квартиры для преподавателей, актовый и театральный залы. Студенты МГУ шутят, что в главном здании можно жить, не выходя на улицу: там расположены магазины, столовые, спортивный комплекс с плавательным бассейном, культурный центр, где регулярно проводятся концерты, музей.

Интерьеры и внешний вид МГУ очень эффектны: выразительное скульптурное оформление (мастерская В. Мухиной), полированные коло..нны из яшмы, гранита и мрамора, лепнина, деревянные панели. Сверху здание венчает высокий шпиль, облицованный стеклянными пластинами с пятиконечной звездой на вершине.

Вокруг сталинских высоток множество мифов и городских легенд. По одной из гипотез, изначально каждый из пяти объемов здания планировался как постамент для гигантской скульптуры (в центре должна была быть статуя М. Ломоносова). Но особенно красочны рассказы о подвалах МГУ – говорят, что в них спрятан вход на секретную линию метро. Обширные, глубокие, рассчитанные на сложные коммуникации и прямое попадание бомб — они до сих пор являются закрытым объектом.

Не менее интереснГостиница «Украина». 1953-57 гг., архитектор А.Г. МордвиновГостиница «Украина». 1953-57 гг., архитектор А.Г. Мордвиновы и другие высотки. Кутузовский проспект открывает 34-этажная гостиница «Украина»(Кутузовский просп., 2/1 стр.1А), эффектно расположившаяся на берегу Москвы-реки. На Котельнической набережной д.1/15 стоит жилой дом на 700 квартир, оборудованный необходимой бытовой инфраструктурой (в том числе магазины, рестораны, кинотеатр, почтовое отделение). Он замыкает вид от Кремля в сторону Яузы.

Более строгим выглядит здание Министерства иностранных дел (Смоленская-Сенная площадь, д. 32/34), главным украшением которого является огромный герб Советского Союза на фасаде. Изначально на нем не должно было быть шпиля, однако последний был все-таки надстроOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAен. Выполнить его пришлось из легкой стали, что, скорее всего, послужило причиной отсутствия на нем пятиконечной звезды — шпиль мог не выдержать ее веса. Остальные здания — гостиница «Ленинградская» (ул. Каланчевская, 21/40), жилой дом на Кудринской площади (д.1 стр. 1) и административно-жилой дом у Красных ворот (Садовая-Спасская улица, д. 21) — также каждое по своему интересно.

Все высотки имеют сходство между собой, но каждая обладает собствеФрагмент архитектуры Дома на Котельнической набережнойФрагмент архитектуры Дома на Котельнической набережнойнным композиционным решением, рассчитанным на восприятие здания в конкретном месте. Существует еще одна, восьмая высотка, которой так и не суждено было стать построенной. По замыслу Иосифа Сталина, все семь высоток должны были служить обрамлением Дворца Советов – главной доминанты Москвы. Располагаться он должен был на месте храма Христа Спасителя на Волхонке, взорванного в 1931 г. Дворец Советов должен был стать самым высоким зданием мира и служить местом заседания Верховного Совета СССР. Огромное здание в виде башни, украшенное множеством колонн, должно было возвышаться над Москвой и нести на своей вершине статую Ленина. Высота здания вместе со статуей должна была составить 420 метров! Работы были начаты в 1939 г., но с началом войны финансирование проекта прекратилось, и более не начиналось.

© 2016-2019 moscovery.com Фрагмент архитектуры Дома на Котельнической набережной

Автор статьи:
Наталия Кузнецова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Здания в стиле ампир в России и Франции

Во времена правления Наполеона Бонапарта назначение искусства заключалось в прославлении его личности и военных подвигов.

Архитектурные сооружения этого периода приобретают античные формы. При возведении зданий в стиле ампир часто применяется мотив триумфальной арки.

Русский ампир: сооружения в России

Специалисты отмечают, что основными декоративными мотивами при возведении сооружений в стиле ампир, являются атрибуты римской военной истории. Архитекторы используют массивные портики, фронтоны, украшенные барельефами, фигуры орлов, львов, щиты. Несмотря на весь этот военный пафос, для этого архитектурного направления свойственным является романтизм.

Стиль зародился во Франции, но он быстро прижился и в России, правда, отличался большей свободой, мягкостью и пластичностью. Для русского ампира характерным является большее разнообразие и свобода, если сравнить его с этим стилем во Франции.

Здания в стиле ампир в России представлены величественными и роскошными дворцами. Одним из самых выдающихся ампирных памятников архитектуры стало новое здание Адмиралтейства. Его проект был утвержден Александром I в 1805 году. В процессе возведения здания, над которым работал архитектор Андреян Захаров, использовались геометрические формы, гладкие стенные плоскости, четкие, сухие профили, колоссальные колонны.

Возводились и другие величественные здания в Санкт-Петербурге в стиле ампир – Горный институт на набережной Васильевского острова и Биржа на Стрелке.

Здание новой Биржи представляет собой прямоугольник, окруженный со всех сторон монументальной дорической колоннадой. Этот памятник архитектуры напоминает собой античный храм Посейдона, возведенный в Пестуме.

В России возведение памятников архитектуры в величественном ампирном направлении тесно связано с именами таких архитекторов, как Захаров, Воронихин, Том де Томон и Карл Росси.

Несомненно, самым знаменитым и талантливым архитектором, работающим в этом направлении, был Карл Росси. Он является автором ансамбля Дворцовой площади, в котором доминирующая роль отводится сооружению Главного штаба с Триумфальной аркой.

Еще один пример ампирного сооружения – Спасо-Преображенский собор, над возведением которого работал Василий Стасов.

Троице-Измайловский собор, Михайловский дворец, Александрийский театр, Московские и Нарвские Триумфальные ворота тоже принадлежат к ампирному направлению в архитектуре.

В Санкт-Петербурге и Москве стиль проявился своими величественными архитектурными ансамблями, которые принесли им мировую славу. Последним выдающимся ампирным сооружением в Санкт-Петербурге стал Исаакиевский собор.

Здания в стиле сталинского ампира представляют собой традиционное продолжение первого этапа этого роскошного направления в искусстве. Этот стиль соединил в себе элементы нескольких направлений одновременно – барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма и ар-деко. Для зданий сталинского ампира характерными являются такие черты, как помпезность, роскошь, величественность и монументальность.

Яркими примерами зданий сталинского ампира в Москве является Арка Главного входа ВСХВ, Министерство иностранных дел, главное здание МГУ.

В Москве здания в стиле ампир также представлены таким памятником архитектуры, как Храм Троицы Живоначальной.

Также есть здания в стиле ампир и в Челябинске, это кинотеатр им. Пушкина.

Здания в стиле ампир в Париже: яркие примеры

Одним из самых ярких примеров зданий в стиле ампир в Париже стала церковь Мадлен.

Триумфальная арка Каррузель тоже выдержана в этом стилевом направлении, возведена она была в честь наполеоновских побед. Главными архитекторами ампирной эпохи во Франции были Персье и Фонтен.

Компьенский дворец, который исполнял роль одной из резиденций Наполеона Бонапарта, возведен согласно ампирным традициям. Именно в этом здании лучше всего сохранились императорские интерьеры, выдержаны в ампирном духе.

При возведении зданий в этом помпезном стиле в России и за рубежом предполагалось использование всех достижений архитектуры и дизайна, скульптуры и живописи.

domosedi.ru

Григорий Одинцов: Особняки эпохи московского ампира

 
«Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы….»
М.Цветаева, 1911 г.
       С началом ХХ века и строительством высоких жилых домов, вытеснивших или задавивших особняки эпохи ампира, начала осознаваться эстетическая ценность этих небольших зданий. Но наступление активно продолжалось в течении всего ХХ века, продолжается оно и в наши дни. Некогда массовая застройка на сегодня сохранилась лишь в виде отдельных образцов.
 
Архитектурный стиль ампир, история создания

       Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») 
       Слово Ампир сегодня часто встречается при описании исторической застройки Москвы. 
Так что же это за стиль, когда он появился?  Ответить на эти элементарные вопросы оказалось непросто. Ампир – это стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX в., который завершил развитие классицизма.
       «Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I во Франции. Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейских стран, в т.ч. и в России, где он дал классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, К. И. Росси, В. П. Стасов)» — БСЭ.
       В Российской империи стиль Ампир появился при Александре I. Приглашение архитекторов-иностранцев в России было частым явлением, поскольку среди титулованных особ это было модно, а в начале XIX века в России существовало увлечение французской культурой.
       Русский ампир очень условно можно разделить на московский и петербургский.
В статье рассматриваются произведения московского ампира, созданные в первой половине XIX века – жилые дома и небольшие особняки. И, разумеется, стиль ампир не закончился в одночасье в 1830-х годах. Строительство ампирных особнячков продолжалось многие годы, и в Москве и в провинции. 
       Но, конечно, жилые дома — это только часть ампирного наследия, еще есть дворцы, храмы и крупные общественные здания, в которых ярко виден именно парадный  «Имперский стиль».

Особняки эпохи московского ампира

1 — Городская усадьба Поливанова  — 1822-1823 гг. – Денежный пер, 9
2 — Жилой дом — 1820 г. – Мал. Власьевский пер., 5
3 — Жилой дом — 1817-1825 гг. —  Остоженка, 49     
4 — Музей Тургенева -1826 г. — Остоженка, 37
5 — Городская усадьба Сытина — 1806 г. — Сытинский пер, 5 
6 — Жилой дом Протковой – начало XIX в. – Садово-Кудринская, 13
7 — Музей Толстого, 1817-1822 гг. — Пречистенка, 11
8 — Музей Пушкина, 1815 г. — Пречистенка, 12 

       Одноэтажный дом с мезонином стал одним из самых распространенных в жилой застройке послепожарной Москвы. Обилие таких домов определило облик многих улиц. Большие и маленькие, высокие и низкие, с колоннами или без них. И мезонины московских особняков поднимались над средним уровнем городской застройки. Пристрастие москвичей к мезонинам было своего рода традицией, восходящей к высоким хоромам с теремками и башенками.

       Гуляя по бесконечным переулкам между Арбатом и Остоженкой, невольно останавливаешься около последних особняков московского ампира. Эти особняки с каждым годом теряют свое окружение и сегодня смотрятся как островки былого величия среди многоэтажных зданий. Немного осталось этих особняков. Построенные в начале XIX века, они на многие десятилетия создали образ, который мы сегодня называем «арбатские переулки». В шестидесятые и семидесятые годы, когда мы часто гуляли по этим переулкам, еще была жива общая структура застройки, еще было много обычных жилых домов высотой в два или три этажа. И ампирные особняки сливались с этой «рядовой жилой застройкой», были ее составной частью. 

Особняки эпохи ампира можно встретить не только в арбатских переулках, но поскольку этот термин сегодня очень устойчив, то обзор начинается именно с этого района. 

1.  Денежный пер., 9. (улица Веснина) — Городская усадьба Поливанова


 Фото: Игорь Нагайцев, 1986 г. 

       Главный дом усадьбы – один из замечательных памятников московского деревянного ампира. Фасад украшен шестиколонным тосканским портиком, над которым возвышается мезонин с фронтоном. Планировка парадной анфилады несколько отличается от традиционной. Зал обращен не на улицу, а в сторону двора. 

 
 
Главный дом усадьбы Поливанова. План первого этажа.



Фото 1970-72 гг. Очень поэтичный этюд, сайт «Фотографии старой Москвы»

2. Малый Власьевский переулок, 5 (улица Танеевых) – Жилой дом начала XIX в.

       Одноэтажный деревянный дом с мезонином, построен в 1820 году. Можно сказать, что это образец застройки Москвы после пожаров 1812 года. Стены обшиты деревом с имитацией рустовки. Плоскость стены мезонина не отделена карнизом от фронтона. Главная деталь дома – крупномасштабная гипсовая вставка в центре фасада, под мезонином.

 
Вид здания в контексте общей застройки улицы. Фото: 1963-64 гг.

Такие виды я еще помню ….. 
Переулки старого Арбата, по которым мы бродили в незабываемые шестидесятые годы. 
До выхода в свет первого тома 
«Памятники архитектуры Москвы» — впереди было еще двадцать лет ……:))
 

 
План жилого дома

       Дом невелик по размерам, общая длина по фасаду составляет около 12 метров. Но, тем не менее, все основные приемы классической планировки присутствуют — анфилада парадных комнат и зал. Площадь угловых парадных комнат менее 12 кв.м., то есть это очень небольшие интимные помещения. Как и принято, почти все особняки эпохи ампира построены по красной линии, входы в здания обычно расположены на боковых фасадах.


Вид особняка в 1987 г. Фото: Игорь Нагайцев, 1987 г.
Милый островок среди «элитных» кирпичных жилых домов, 
построенных в арбатских переулках в самые последние советские годы

 
На фотографии Э.В. Готье-Дюфайе, снятой в 1913-14 гг. 
дом стоит в ряду со масштабных ему зданий

   
И снова возвращаюсь к самому болезненному вопросу – вопросу сохранения исторических зданий в городе. Выделить один дом, назвать его памятником архитектуры, сломать всю окружающую застройку, и затем очень гордиться подобной реконструкцией. Вот по такой схеме в центре Москвы и прошли все 1970-1990 гг. 

3. Остоженка, 49. Жилой дом начала XIX в.

       Одноэтажный деревянный дом, построен 1817-1825 гг. Главный фасад оформлен шестиколонным тосканским портиком с фронтоном и лепным декором. Дом поставлен в глубине участка, что не характерно для эпохи ампира.


 Вид дома с Остоженки

 
План дома

 
Вид на портик

4. Остоженка, дом 37 — Музей И.С. Тургенева  

       Еще один особняк на Остоженке. В доме с 1840 по 1850 гг. жила Варвара Петровна Тургенева, мать великого русского писателя И.С.Тургенева. Иван Сергеевич часто гостил у матери на Остоженке и описал в повести «Муму» происходившие  здесь события. Прототипами персонажей  тургеневского  произведения  стали  реальные  лица,  жившие  в доме  «барыни» — Варвары  Петровны. Теперь  здесь  размещается   Музей И.С. Тургенева. 
 

       Дом был построен  в1826, хотя иногда называется  и другая дата – 1819 г.
Деревянный особняк с шестиколонным портиком, в семь окон по фасаду, и с  антресолями– представляет собой типичный  образец  московской  послепожарной  застройки. В книгу «Памятники архитектуры Москвы» дом не включен. Очевидно из-за почти полного отсутствия элементов отделки фасада, которые сопутствуют стилю ампир. Тем не менее,  здание имеет все характерные признаки ампира.

 
Интерьер музея 

5. Сытинский пер., 5 – Городская усадьба Сытина

       Главный дом построен в 1806 году, деревянный. В 1812 году дом не попал в зону пожаров, так что на сегодня это редкий образец допожарной деревянной застройки Москвы. Четырехколонный портик и высокие окна парадной анфилады создают запоминающийся образ. Лепные орнаменты над окнами, возможно добавленные после 1812 года, придали дому характерные черты московского ампира. Дом можно назвать «типовым» для той эпохи — одноэтажный, с высокими парадными комнатами вдоль главного фасада. Помещения со стороны двора более низкие и над ними устроен антресольный этаж, это был довольно популярный в те времена архитектурный прием.


 Фото: Игорь Нагайцев, 1986 г.

 

 
Фото 1900-х гг.
 
6. Садово-Кудринская, 13 — Дом Протковой

 
Фото: 1910-13 гг.

       Деревянный дом на каменном фундаменте, построен в конце XVIII — начале XIX в. Дом сохранил первоначальный объем, но в послепожарные годы получил новую, ампирную обработку. Изначально дом находился в глубине парка и имел по бокам флигели. 
Дорический портик вынесен вперед и образует террасу с боковыми входами. 
Красивый лепной декор и рустовка стен делает особняк характерным примером деревянного московского ампира. 
После расширения Садового кольца дом оказался на красной линии застройки. 

 
План показывает очень четкую планировку с анфиладой парадных комнат

 
Фото: И.Нагайцев, 1988 г.

       И снова возвращаюсь к «арбатским переулкам». Пройдя их насквозь, все эти Староконюшенные и Афанасьевские, Власьевские и Сивцевы – мы в наших прогулках обычно выходили на Пречистенку. 
       Застройка Пречистенки – это уже совсем другая тема, уходящая от «арбатских особнячков». Ансамбль улицы сложился в послепожарные годы, и на ней преобладают «представительные» здания. Дворянский облик домов-дворцов начал создаваться с XVIII века, в начале XIX века многие дома были перестроены в духе ампира. 
  

7. Пречистенка, 11. Городская усадьба Лопухиных — Музей Л.Н.Толстого

 
Главный фасад дома

       Главный дом городской усадьбы Лопухиных построен в 1817-1822 гг., возможно по проекту А.Г.Григорьева, одного из ведущих архитекторов ампира. 
       Одноэтажное деревянное здание с антресолями поставлено тоже по линии улицы. Протяженный фасад с шестиколонным портиком ионического ордера в центре здания, простая композиция фасада и большой набор гипсовых декоративных украшений.
Со стороны дворовой территории находятся низкие жилые комнаты, над которыми расположены  помещения антресоли. То есть фактически та же самая схема здания, что и в предыдущих особняках. 


Планировка городской усадьбы Лопухиных

       На примере данного особняка интересно отметить одну деталь, которая берет начало еще в классицизме и далее нашла свое продолжение в планировке многих зданий стиля ампир. Это несоответствие плана и фасада. Парадная анфилада – большой зал, гостиная и парадная спальня – просто собраны в одну цепочку помещений, и этот набор абсолютно не взаимосвязан  с расположением портика на главном фасаде дома. Но очевидно, что кроме меня это никогда никто не отмечал, ведь в реальной жизни мы видим фасад здания с улицы. А интерьеры доступны нашему взору при осмотре музея, когда фасад увидеть нельзя. Но анализируя общее архитектурно-планировочное решение здания — об этом надо все-таки сказать.

 
Интерьер большого зала


 Вид с  Пречистенки на главный дом усадьбы и пилоны ворот


8. Пречистенка, 12. Городская усадьба Хрущевых — Музей А.С.Пушкина

Фото: Аркадий Шатохин, 1980г.

       Ансамбль сооружен в 1815 году. Главный дом деревянный одноэтажный с мезонином  и антресолями сооружен на каменном цокольном этаже XVIII века. Автором считается архитектор А.Г.Григорьев. В отличие от большинства ранее рассмотренных особняков, здесь запроектированы два парадных фасада. Уличный фасад акцентирован мезонином. Оба портика выполнены в ионическом ордере, но общая композиция объемно планировочного решения такова, что портик по переулку зрительно воспринимается как  совершенно новое. Конечно – спаренные колонны бокового фасада, да еще и поднятые на высоту террасы смотрятся иначе, чем портик главного фасада.
       Богатый лепной декор, включающий и львиные маски, рустовка стен и вся архитектура отделки фасадов позволяет назвать это здание своего рода эталоном ампирной жилой застройки Москвы первой половины XIX века. 

 
План городской усадьбы Хрущевых

В статье все планы приведены к одному масштабу, поэтому можно увидеть и сравнить реальные размеры каждого здания. Протяженность основной одноэтажной части здания вдоль Пречистенки составляет около 26 метров.


Главный фасад при вечерней подсветке. Фото: Анатолий Гавриченков, 2016 г.

       Внутренняя планировка первого этажа сохранилась в первоначальном виде. Анфилада зальных помещений вдоль главного  и бокового фасадов и пониженные жилые помещения, ориентированные во двор. И, конечно, антресольный этаж над ними.

Интерьер большого зала усадебного дома

«Пол навощен, блестит паркетом.
Столовая озарена
Полуденным горячим светом.
Спит кот на солнце у окна;
Мурлыкает и томно щурит
Янтарь зрачков, как леопард,
А бабушка — в качалке, курит
И думает: Итак, уж март!
А там и праздники, и лето,
И снова осень……….    »
И.А.Бунин
 
Детали отделки особняка. Фото: Анатолий Гавриченков, 2016г.
Окна бокового фасада с характерными перемычками «со львами» и рустовкой простенков

 
Изящные ионические капители и фриз с деталями отделки


Идеи государственного могущества и воинской силы. Деталь отделки стены

       Как и большинство усадеб, данное произведение архитектуры меняло своих владельцев. Так что в литературе можно встретить упоминание разных имен. 
       В наши дни Государственный музей А.С. Пушкина, более полувека прописанный в стенах особняка – один из признанных культурных центров Москвы и России, и мне показалось более верным назвать здание именно этим именем. 
И очень важно отметить дворцовый характер здания, его крупный масштаб. Хотя теоретически это одноэтажный дом с мезонином – но высота первого этажа такова, что вместе с цокольной частью  и мезонином здание можно охарактеризовать уже и как дворец высотой в три этажа.

Несколько слов в заключении статьи



Фасад дома княгини А.А.Оболенской на Арбате. 1841 г. — ГИМ

       Попробую очень коротко сказать об основных характеристиках особняков в стиле ампир.
Дворянская усадьба 18 века с главным домом в глубине двора теперь уступила место городскому особняку, вынесенному главным фасадом на красную линию улицы. Фасад получал плоскостную разработку и общую горизонтальную направленность. 
Основными приемами архитектурной обработки  фасадов стали:
  — рустовка нижнего этажа,
  — характерные перемычки и замки над гладкими проемами окон,
  — портик, а иногда мезонин с фронтоном над средней частью дома.
Декоративная обработка стен часто сводилась лишь к небольшому количеству лепных деталей – венков, медальонов и т.д.   
       При этом московские зодчие, используя немногочисленные детали обработки фасада, умели создавать в ансамбле улиц архитектурную индивидуальность каждого особняка. 

   Иллюстрации:
—  В статье использованы фотографии с сайта «Фотографии старой Москвы» и отдельные фото из открытой сети интернета.
—  Авторские фотографии отдельных авторов приложены с их согласия, с указанием фамилии или логотипом на фото.

   Литература: 
—  Архитектурные ансамбли Москвы ХV – начала ХХ веков. — М. Стройиздат, 1997 г.  
—  История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956. 
—  Памятники архитектуры Москвы. В 8-и томах. – М.: Искусство, 1983 — 2007.  

Москва, 25 мая 2016 г.
автор: Григорий Одинцов
источник 

www.arhimir.ru

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 16: «Сталинский ампир» московских высоток

ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ТЕРМИН «СТАЛИНСКИЙ АМПИР»?

Часто приходится слышать вопрос: в каком архитектурном стиле построены знаменитые московские высотки?
    И, как правило, ответ на них такой: конечно же, «сталинский ампир»!

    Предлагаю вам попытаться разобраться, имеет ли право на существование этот термин, или само понятие «сталинский ампир» является не только не вполне корректным с точки зрения архитектуры, но и неверным по существу.

    С точки зрения архитектуры, тот стиль, в котором построены московские высотки, называется эклектикой.
    Но что означает эклектика? Смешение различных стилей и не более того.

    К эклектике можно отнести большую часть наиболее интересных сооружений второй половины XIX — начала ХХ века,построенных в стилях, называемых «неоготическим», «неоклассическим», «русско-византийским» и т. д. (часто вместо приставки «нео» употребляется «псевдо», что, как я думаю, правильно). Так что, само по себе понятие «эклектика» мало что говорит о стилистической особенности того или иного здания, относимого к этому стилю.

    Действительно, если мы говорим об эклектике, то сочетание каких именно архитектурных стилей мы при этом подразумеваем? Ведь к эклектике можно отнести и здание парламента в Будапеште (неоготика и ренессансная архитектура с элементами неоклассицизма),



и храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге (псевдорусский стиль, с опорой на «русское узорочье»),



хотя они имеют между собой не слишком много общего. Не так ли?

    Но прежде чем ответить на вопрос, вынесенный в заголовок поста, давайте сначала посмотрим на московские высотки, чтобы лучше представлять себе то, о чем речь пойдет ниже.

    Московские высотки, часто называемые «сталинскими», были построены в конце 1940-х — 1950-х годах. Всего их семь, хотя изначально планировалось построить восемь высотных зданий, должных символизировать 800-летие Москвы (восьмое здание в Зарядье, на месте которого в 60-е — 70-е гг. была сооружена гостиница «Россия», теперь уже не существующая, не было построено, поскольку после смерти Сталина было принято решение об упрощении строительства и избавлении от излишней декоративности. См.: Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 ноября 1954 г. «Об устранении излишеств в пректировании и строительстве»).


1. Высотка на площади Красных ворот (1947 — 1952 гг.):

2. Здание МИДа на Смоленской-Сенной площади (1948 — 1953 гг.):

3. Жилой дом на Кудринской площади (1948 — 1954 гг.):

4. Главное здание МГУ на Воробьевых горах (1949 — 1953 гг.):

5. Гостиница «Ленинградская» на Комсомольской площади (1949 — 1954 гг.):

6. Гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953 — 1957 гг.):

7. Жилой дом на Котельнической набережной (1953 — 1957 гг.):

  При внимательном взгляде на московские высотки становится очевидным, что их эклектичный вид определяется сочетанием таких стилей как неоклассицизм и ампир, и в особенности слиля ар-деко, в котором построены не менее эклектичные американские небоскребы первой половины ХХ века, например, знаменитый «Крайслер билдинг» в нью-йоркском Манхеттене, считающийся одним из образцов этого стиля.


    Но есть, конечно же, и особенности, связанные с тем, что на советскую архитектуру второй половины 40-х годов ХХ века оказала огромное влияние Победа СССР в самой страшной в истории человечества войне, из которой Советский Союз вышел не только победителем, но и настоящей империей, под контролем которой находились значительная часть Европы и Азии.
    Здания, подобные московским высоткам, в это время строились не только в столице советской империи — Москве, но и в других городах могучего Советского Союза, а также в столицах стран-сателлитов. Например, построенный советскими строителями в 1952 — 1955 гг. Дворец культуры и науки в Варшаве:

    С помощью архитектуры советский режим, имперский по своей сути (кстати, я не склонен обвинять имперскую идею во всевозможных грехах, поскольку считаю ее правильной; но об этом отдельный разговор) всячески пытался подчеркнуть свое величие.

    Насколько советская эклектика 40-х — 50-х годов ХХ века близка к ампиру?
    Ответ на этот вопрос может дать сравнение двух зданий, одно из которых было построено в первой половине XIX века, а второе, спустя более чем сто лет:

Здание Главного Адмиралтейства, построенное в Санкт-Петербурге
в 1806 — 1823 гг. архитектором А. Д. Захаровым —
одним из лучших представителей стиля ампир в России XIX века:

Главный павильон ВДНХ, построенный по проекту архитектора Г. В. Щуко в 1954 году:


    Я считаю, что советскую эклектику, нашедшую свое лучшее воплощение в москоских высотках, вполне можно называть «сталинским ампиром», хотя, конечно же, было бы правильнее называть ее «советским ар-деко».

    Вопрос остается открытым и спорным.
    А что думаете об этом вы, мои уважаемые друзья и читатели?

    Впрочем, эта тема будет продолжена.

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *