Зарождение готического стиля – Готический стиль в искусстве кратко. Роль готической культуры в средневековой европе

Глава1. Готический стиль.

1.1 История возникновения готического стиля.

Период, получивший в истории искусства Европы название готического, связан с ростом торгово-ремесленных городов и укреплением в некоторых странах феодальных монархий.

В XIII—XIV столетиях средневековое искусство Западной и Центральной Европы, особенно архитектура церковная и гражданская, достигло своего высшего подъема. Стройные, устремленные ввысь огромные готические соборы, объединявшие в своем помещении большие массы людей, и горделиво-праздничные городские ратуши утверждали величие феодального города — крупного торгово-ремесленного центра.

Исключительно широко и глубоко разрабатывались западноевропейском искусстве проблемы синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Образы величавой, полной драматической выразительности архитектуры готического собора получали свое развитие и дальнейшую сюжетную конкретизацию в сложной цепи монументальных скульптурных композиций и витражей, заполнявших проемы огромных окон. Чарующая мерцающим сиянием красок живопись витражей и особенно проникнутая высокой одухотворенностью готическая скульптура наиболее ярко характеризуют расцвет изобразительного искусства средневековой Западной Европы.

В искусстве готики большое значение приобретали наряду с чисто феодальными и новые, более прогрессивные представления, отражавшие рост средневекового бюргерства и зарождение централизованной феодальной монархии. Монастыри утрачивали роль ведущих центров средневековой культуры. Возрастало значение городов, купечества, ремесленных цехов, а также королевской власти как главных строителей-заказчиков, как организаторов художественной жизни страны.

Готические мастера широко обращались к ярким образам и представлениям, порожденным народной фантазией. Одновременно в их искусстве сильнее, чем в романском, сказывалось влияние более рационального восприятия мира, прогрессивных тенденций идеологии того времени.

В целом готическое искусство, отражавшее глубокие и острые противоречия эпохи, было внутренне противоречиво: в нем причудливо переплетались черты реализма, глубокой и простой человечности чувства с набожным умилением, взлетами религиозного экстаза.

В искусстве готики возрастал удельный вес светской архитектуры; она становилась разнообразнее по назначению, богаче по формам. Кроме ратуш, больших помещений для купеческих гильдий строились каменные дома для богатых горожан, складывался тип городского многоэтажного дома. Совершенствовалось строительство городских укреплений, крепостей и замков.

Все же новый, готический стиль искусства свое классическое выражение получил в церковной архитектуре. Наиболее типичной для готики церковной постройкой стал городской собор. Его грандиозные размеры, совершенство конструкции, обилие скульптурного убранства воспринимались не только как утверждение величия религии, но и как символ богатства и могущества горожан.

Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической архитектуры.

теоретическом и практическом уровне. Накопленный предшествовавшими поколениями строительный опыт позволил готическим архитекторам решать смелые конструктивные задачи, создать принципиально новую конструкцию. Готические зодчие нашли и новые средства для обогащения художественной выразительности архитектуры.

Иногда считают, что отличительным признаком готической конструкции является стрельчатая арка, она встречается уже в романской архитектуре. Преимущество ее, известное, например, еще зодчим бургундской школы, заключалось в меньшем боковом распоре. Готические мастера лишь учли это преимущество и широко воспользовались им.

Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным. Готические архитекторы сделали эти ребра (иначе называемые нервюрами, или гуртами) основой сводчатой конструкции. Возведение крестового свода начинали, выкладывая из хорошо отесанных и пригнанных клинчатых камней ребра — диагональные (так называемые оживы) и торцовые (так называемые щековые арки). Они создавали как бы скелет свода. Получавшиеся распалубки заполняли тонкими тесаными камнями при помощи кружал.

Такой свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть «погашен». Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы.

Оценив достоинства такого свода, готические зодчие проявили большую изобретательность в его разработке, а также использовали его конструктивные особенности в декоративных целях. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — так называемые лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине,— так называемые терсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами. Особенно рано и широко стали пользоваться этим приемом английские зодчие.

Так как на каждый столб-устой приходилось несколько нервюр, то, следуя романскому принципу, под пяту каждой нервюры ставилась особая капитель или консоль, или колонка, примыкающая непосредственно к устою. Так устой превращался в пучок колонн. Как и в романском стиле, этот прием ясно и логично выражал художественными средствами основные особенности конструкции. В дальнейшем, однако, готические зодчие выкладывали камни устоев так, что капители колонн полностью упразднялись, и опорная колонка от основания устоя продолжалась без перерыва кладки до самой вершины свода.

Боковой распор нервюрного свода, строго локализованный, в противоположность тяжелому романскому своду не требовал массивной опоры в виде утолщения стены в опасных местах, а мог быть нейтрализован особыми столбами-пилонами — контрфорсами. Готический контрфорс является техническим развитием и дальнейшим усовершенствованием контрфорса романского. Контрфорс, как установили готические зодчие, работал тем успешнее, чем он был шире снизу. Поэтому они начали придавать контрфорсам ступенчатую форму, относительно узкую наверху и более широкую внизу.

Нейтрализовать боковой распор свода в боковых нефах не представляло трудностей, так как высота и ширина их были сравнительно невелики, а контрфорс можно было поставить непосредственно у наружного столба-устоя. Совершенно иначе приходилось решать проблему бокового распора сводов в среднем нефе.

Готические зодчие применяли в таких случаях особую арку из клинчатых камней, так называемый аркбутан; одним концом эта арка, перекинутая через боковые нефы, упиралась в пазухи свода, а другим — на контрфорс. Место ее опоры на контрфорсе укреплялось башенкой, так называемым шаклем. Первоначально аркбутан примыкал к пазухам свода под прямым углом и воспринимал, следовательно, только боковой распор свода. Позднее аркбутан начали ставить под острым углом к пазухам свода, и он принимал, таким образом, на себя частично и вертикальное давление свода.

При помощи готической каркасной системы достигалась большая экономия материала. Стена как конструктивная часть здания становилась излишней; она либо превращалась в легкий простенок, либо заполнялась громадными окнами. Стало возможным строить здания невиданной ранее высоты (под сводами — до 40 м и выше) и перекрывать пролеты большой ширины. Возрастали и темпы строительства. Если не было помех (отсутствия средств или политических осложнений), то даже грандиозные сооружения возводили в относительно короткие сроки; так, Амьенский собор в основном был построен меньше чем за 40 лет.

Строительным материалом служил местный горный камень, который тщательно отесывали. Особенно старательно пригонялись постели, то есть горизонтальные грани камней, поскольку они должны были воспринимать большую нагрузку. Связующим раствором готические зодчие пользовались весьма умело, достигая при его помощи равномерного распределения нагрузки. Ради большей прочности в некоторых местах кладки ставили железные скобы, укрепленные заливкой из мягкого свинца. В некоторых странах, как, например, в Северной и Восточной Германии, где не было пригодного строительного камня, здания воздвигали из хорошо отформованного и обожженного кирпича. При Этом мастера виртуозно создавали фактурные и ритмические эффекты, используя кирпич различной формы и размеров и разнообразные способы кладки.

Мастера готической архитектуры внесли много нового в планировку соборного интерьера. Первоначально одному пролету среднего нефа соответствовали два звена — пролеты боковых нефов Промежуточным устоям соответственно придавали меньшее сечение. Но с начала XIII в. стало обычным иное решение: все устои делали одинаковыми, квадрат среднего нефа делился на два прямоугольника, и каждому звену боковых нефов соответствовало одно звено среднего нефа. Таким образом, все продольное помещение готического собора состояло из ряда единообразных ячеек.

Готические соборы строились на средства горожан, они служили местом городских собраний, в них давались представления мистерий; в соборе Парижской Богоматери читали университетские лекции. Так повышалось значение горожан и падало значение клира (который в городах был, кстати, не столь многочисленным, как в монастырях).

Названное явление отразилось и на планах больших соборов. В соборе Парижской Богоматери трансепт намечен не так резко, как в большинстве романских соборов, ввиду чего несколько смягчается граница между святилищем хора, предназначенным для клира, и основной продольной частью, доступной для всех. В соборе Буржа трансепт совсем отсутствует.

Но такая планировка встречается только в ранних произведениях готики. В середине XIII в. в ряде государств началась церковная реакция. Она особенно усилилась тогда, когда в университетах обосновались новые нищенствующие ордена. Маркс отмечает, что они «снизили научный уровень университетов, схоластическое богословие снова заняло первенствующее положение». В то время по требованию церкви в уже построенных соборах устанавливалась перегородка, отделявшая хор от общедоступной части здания, а во вновь строившихся соборах предусматривалась иная планировка. В основной — продольной — части интерьера вместо пяти стали строить три нефа; снова развивается трансепт, по большей части — трехнефный. Восточную часть собора — хор — стали увеличивать до пяти нефов. Большие капеллы окружали венком восточную абсиду; средняя капелла была обычно больше других. Однако в архитектуре готических соборов того времени имела место и другая тенденция, отражавшая в конечном счете рост ремесленных и торговых цехов, развитие светского начала, более сложное и широкое мировосприятие. Так, для готических соборов стало характерным большое богатство декора, нарастание черт реализма, а временами и в монументальной скульптуре.

Вместе с тем первоначальная гармоничная уравновешенность горизонтальных и вертикальных членений к XIV в. все больше уступает место устремленности здания ввысь, стремительной динамике архитектурных форм и ритмов.

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля — они свидетельствуют об ином понимании пространства. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. В готических соборах границы между этими зонами теряют свою жесткую определенность. Пространство среднего и боковых нефов почти сливается; боковые нефы повышаются, устои занимают сравнительно малое место. Окна становятся больше, простенки между ними заполняются фризом из арок. Тенденция к слиянию внутреннего пространства сильнее всего проявилась в архитектуре Германии, где многие соборы строились по зальной системе, т. е. боковые нефы делались той же высоты, что и главный.

Сильно изменился и внешний вид готических соборов. Характерные для большинства романских церквей массивные башни над средокрестием исчезли. Зато мощные и стройные башни часто фланкируют западный фасад, богато украшенный скульптурой. Размеры портала значительно увеличились.

Готические соборы как бы вырастают на глазах у зрителя. Очень показательна в этом отношении башня собора во Фрейбурге. Массивная и грузная в своем основании, она охватывает весь западный фасад; но, устремляясь ввысь, она становится все стройнее, постепенно утончается и завершается каменным ажурным шатром.

Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных шаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Большие изменения претерпел и орнамент, украшающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня.

Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в каролингскую эпоху, но полное развитие и распространение они подучили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.

Прозрачные витражи, сияющие краски алтарной живописи, блеск золота и серебра церковной утвари, контрастировавшие со сдержанной суровостью колорита каменных стен и столбов, придавали интерьеру готического собора необыкновенную праздничную торжественность.

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике. Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ.

Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.

Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя.

Правда, готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.

По сравнению с романскими готические скульптурные композиции отличаются более ясным н реалистическим раскрытием сюжета, более повествовательным и назидательным характером и, главное, большим богатством и непосредственной человечностью в передаче внутреннего состояния. Совершенствование специфических художественных средств языка средневековой скульптуры (экспрессия в лепке форм, в передаче духовных порывов и переживаний, острая динамика беспокойных складок драпировок, сильная светотеневая моделировка, чувство выразительности сложного, охваченного напряженным движением силуэта) способствовало созданию образов большой психологической убедительности и огромной эмоциональной силы.

В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

в аду; еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.

И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Труд — основа реальной жизни людей, и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств.

интереса и человеческой личности, ее нравственному , и основным особенностям ее характера все чаще сказывался в индивидуализированной трактовке библейских персонажей. В готической скульптуре зарождался и скульптурный портрет, хотя эти портреты лишь в редких случаях делались с натуры. Так, в некоторой степени портретный характер носили помещаемые в храме мемориальные скульптуры церковных и светских властителей.

Было бы, однако, неверно свести всю эстетическую ценность, все своеобразие реалистической подосновы готической скульптуры только к чертам реалистически точного и конкретного изображения жизненных явлений. Правда, готические ваятели, воплощая в своих статуях образы библейских персонажей, передавали то чувство мистического экстаза и волнения, которое не было им чуждо. Их чувства носили религиозную окраску и были тесно связаны с превратными религиозными представлениями. И все же глубокая одухотворенность, необычайная интенсивность и сила проявлений нравственной жизни человека, страстная взволнованность и поэтическая искренность чувства в значительной мере определяют художественную правдивость, ценность и неповторимое эстетическое своеобразие скульптурных образов готики.

По мере роста новых буржуазных отношений, развития и укрепления централизованного государства гуманистические, светские, реалистические тенденции росли и крепли. К XV веке в большинстве стран Западной. С этого времени великое готическое искусство, постепенно исчерпывая свою прогрессивную роль, утрачивало художественные достоинства и творческую самобытность. Наступал исторически неизбежный перелом в развитии европейского искусства — перелом, связанный с преодолением религиозных и условно-символических рамок, сковывающих дальнейшее развитие реализма, с утверждением искусства светского, сознательно реалистического по своему методу. В ряде областей Италии, где города смогли добиться относительно ранней и относительно полной победы над феодализмом, готика не получила полного развития, кризис же средневекового мировоззрения, средневековых форм искусства наступил значительно ранее, чем в других странах Европы. Уже с конца XIII в. итальянское искусство вступило в ту полосу своего развития, которая непосредственно подготовляла новую художественную эпоху — эпоху Возрождения.

    1. Основная характеристика интерьера в готическом стиле.

Для готических зданий характерны большое внутреннее пространство, величественные камины, многочисленные шпили. К основным отличительным чертам готического стиля относятся: стремление вверх, внешняя легкость и выразительность. В целом, помещение в готическом стиле достаточно просторно, оформлено окнами с витражами, имеет перекрещивающиеся детали в интерьере, неровный, ребристый потолок, множество арок, балконов. Из ярких деталей готического стиля стоит отметить кованые предметы и детали, резьбу по камню, порталы, пучковидные колонны, кружевные узоры, своды и аркбутаны. Готику в интерьере можно охарактеризовать как олицетворение неземной красоты, загадочности, величественности. В строительстве и отделке готических зданий использовались в основном камень, мрамор, дерево (дуб, орех и ель, сосна, лиственница и кедр европейский, можжевельник). В декоре использовалась плиточная мозаика, майолика; сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Фигурная лепнина подчас расписывалась и покрывалась позолотой.

В дизайне интерьеров готического стиля использовались насыщенные красные, синие, желтые, коричневые оттенки, а также золотые и серебряные нити. Для контрастных деталей использовались пурпурные, рубиновые, иссиня-черные, гвоздично-розовые, зеленые оттенки. (рис. 1) Непременные атрибуты готического интерьера – большой камин с кованой решеткой (рис.2) и яркие виражи. Витражи с внутренней подсветкой могут использоваться в оформлении стен. Готическая роза, лилии трилистники и крестоцветы, виноградные листья – такие узоры, резные, из дерева или камня, тканые, витражные, характерны для готического стиля. Типичные мебельные изделия готического стиля дизайна интерьера: высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках, высокие спинки стульев и кроватей, имитирующие архитектурные детали крепостных замков и церквей. Основным видом мебели, как в замках рыцарей, так и у простых горожан был сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Сундуки служили столами, скамьями и кроватями. Часто сундуки ставили один на другой, украшая при этом всю конструкцию стрельчатыми сводами – так получился шкаф. Стол в готическом интерьере имел глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Под откидной столешницей находилось множество отделений и маленьких ящичков. Мебель массивная, темного дерева, украшенная резьбой, с кованой фурнитурой. Потолки должны быть достаточно высокие, ведь готика – это архитектура, устремленная ввысь! Иногда используется имитация балочных перекрытий.  Стены отделывают деревянными панелями или камнем, украшают росписью, плиточной мозаикой, гобеленами.

Воспроизвести в чистом виде готический стиль в современном помещении достаточно проблематично, но элементы этого стиля активно используются как в дизайне интерьеров загородных домов, так и в дизайне интерьеров квартир.  Вопреки бытующим представлениям готический стиль – это отнюдь синоним не мрачности и суровости, он может быть ярким и легким, одухотворенным, иррациональным, устремленным в высоты духа. Готическая стилизация превратит квартиру в таинственный замок, кухня станет лабораторией алхимика, столовая – пиршественным залом, спальня – королевской опочивальней. Тонкая художественная игра с историко-культурными ассоциациями, новое прочтение и переосмысление готического стиля, позволили создать интеллектуальный и возвышенный интерьер.

Готический стиль в понимании современного человека стал воплощением средних веков, это стиль сложного психологического состояния человека. Готический стиль – это в основном стиль архитектурный, но и в интерьерах ему присущи очень значительные отличия от других стилей, у него свое, ни с чем не сравнимое собственное лицо: с огромными окнами, многоцветными витражами, световыми эффектами.

Стены готического стиля перестают быть функциональным элементом, они становятся воздушными, легкими, их облицовывают деревом или расписывают россыпью экзотических ярких цветов, их украшают настенными живописными коврами.

Готика. История развития | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

09, Ноябрь 2012 17:06 | 21 фото | просмотров 90766

Готика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю вытесняя его. Термин «готика» применяется к стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов. В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра, а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры.

История
Готический стиль — исторический художественный стиль, господствовавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Готами древние римляне называли варварские племена, вторгавшиеся с севера в пределы империи в III-V вв. Термин появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание «варварской», примитивной, уходящей в прошлое средневековой культуры. Вначале его применяли к литературе — для обозначения неправильной, искаженной латыни. Средневековую архитектуру тогда называли общим словом «tedesca». Есть предположение, что слово «готика» впервые употребил Рафаэль, знаменитый художник эпохи Возрождения, в докладе Папе римскому Льву X (1513-1521) о ходе строительства собора Св. Петра в качестве синонима «варварской архитектуры», противопоставляя ее «римской». Долгое время «готическим» именовали вообще все средневековое искусство и только к концу XIX в. — его поздний период, отличавшийся яркостью оригинального художественного стиля. Раннее средневековье VI-XII вв. принято называть романикой, или искусством романского периода. Готика — венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. Готический стиль характеризует заключительную стадию развития средневекового искусства Западной Европы. Христианская культура Запада вступила в период интенсивного развития позднее, чем восточная культура Византии; ее формирование было затруднено столкновением разных этнических и религиозных традиций, разнообразием ландшафта и сложностью природных условий, миграцией народов. Но затем те же факторы стали причиной эффективного обмена идей, откровений и художественных открытий. Искусство Византии стесненное догмами и канонами, оказывалось архаичным, и его значение отступало перед достижениями Запада. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Дополнительным импульсом развития архитектуры явилась необходимость собрать в одном месте на воскресную мессу все население растущего города. Старые романские храмы были для этого слишком тесны. Факт рождения готического стиля можно считать кульминацией романского и вместе с тем — его преодолением. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, а переходное время XII в. носило «возрожденческий характер». Архитектура готического собора — символ бесконечности. Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному. Готическая архитектура — не столько организация объемов, сколько одухотворение пространства — внутреннего и внешнего. Можно даже сказать, что готический стиль не оформляет пространство, а превращает все вокруг себя — отдельные формы, земную твердь и даже небо — в образно-значительное целое. Вокруг готического храма и свет, и небо становятся иными. Зрелый стиль французской Готики XIII в., времени правления Людовика IX Святого, иногда называют «стилем Людовика IX», или «высокой Готикой Иль-де-Франс». В более поздних сооружениях башни украшаются высокими ажурными шатрами; функция колокольни в них не столь важна — башни служат для того, чтобы выразить движение вверх, к небу. Высокая Готика в сущности проторенессанс, а стилистически — начало Классицизма. В поздней Готике эта тенденция усиливается. Отделяя от стены, пилона или пучка опор, статую свободно располагают перед стеной, а затем в нише; обретая независимость, скульптура вступает в новое взаимодействие с архитектурой. В готических статуях XIV- XV вв. появляется особенный изгиб, мягкая, пластичная линия, получившая название «готической кривой». «Готическая кривая», подобно имматериальной светописи витражей, — не что иное, как отрицание античного принципа телесности. Форма готической статуи растворяется в пластике драпировок, складок, изломов, как бы поднимаемых метафизическим вихрем.
Эти складки, как и движение самой фигуры, конструктивно не мотивированы, оттого кажутся иногда странно игривыми, манерными, несоответствующими серьезности ситуации.  Вопреки расхожим представлениям о «мрачном средневековье», Готика ярка и красочна. Полихромная роспись стен и скульптур, цветные стекла витражей в интерьерах кафедральных соборов дополнялись пестрыми шпалерами, развешанными в аркадах нефов, живыми цветами, блеском золота церковной утвари, сиянием свечей и яркой одеждой заполнявших собор горожан. Обычные повседневные костюмы сочетали белый, оранжевый, зеленый, красный и желтый цвета. Синий цвет считался символом верности; желтый — особенно красивым, а зеленый означал влюбленность — зеленое чаще носили женщины. Часто говорят о том, что «цвет Готики фиолетовый». Это цвет молитвы и мистических устремлений души — соединение красного цвета крови и синевы неба. В средневековых витражах действительно преобладают красные, синие и фиолетовые краски. Несколько позднее, в эпоху Возрождения, с появлением станковой картины функции цвета взяла на себя живопись, и тогда здания и статуи становились более монохромными. Основным принципом формообразования, объединявшим в эпоху Готики различные виды искусства, был «принцип миниатюризации», уподобления форм — повторения одних и тех же элементов в разных масштабах. Это явление называют «романтикой масштаба» в готическом искусстве. Бесчисленные башни и башенки Миланского собора, как бы отражаясь одна в другой, перестают быть реальностью, превращаются в мнимость, в изображения друг друга. Интересной особенностью готического искусства, отражающей полярность его устремлений, является одновременное существование двух типов орнамента: натуралистического и абстрактного. Особенно любимыми в резьбе по дереву и камню были мотивы виноградной лозы и листьев дуба. Эпоха Готики замечательна расцветом светской куртуазной культуры; рыцарские идеалы, вынесенные из Крестовых походов — отвага, самопожертвование и преклонение перед женщиной, — вместе с уважением к древней культуре Востока звучат в темах лирической поэзии, миннезанге, сочинениях трубадуров. В живописи появляется портрет. В этом смысле Готика, не обращаясь к античности, подготовила эпоху Возрождения с ее гармоничным соединением красоты тела и полета души. Элементы готического искусства сохранялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. К искусству южной Германии и Чехии XVII-XVIII вв. справедливо применяют необычные, на первый взгляд, определения: «готическое барокко», или «барочная готика». По яркости, экспрессивности и парадоксальности Готику можно сопоставить только с Барокко. Возникнув однажды в архитектуре из практической потребности разрешения конструктивной задачи – облегчения сводов, в кратчайшее время, когда были достигнуты пределы легкости строительной конструкции, этот стиль вышел за границы рациональности — в высоты духа. Готика превратилась в мистический, иррациональный стиль художественного символизма. Но, потеряв конструктивную основу, готический стиль постепенно исчерпал свои возможности. Кризис «пламенеющей» и «интернациональной готики», стилистических течений, казавшихся, во всяком случае для Италии в XV в., архаичными, стимулировал поиск новых идей и формообразующих принципов. Так Готика подготовила Ренессанс.

Готический и романский стили — единство и противоположность
Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх. Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля. Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве.
В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:
пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»),
вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»)
насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).
Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:
благородство форм нового здания,
значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма
тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления,
своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями,
«свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»,
большую высоту нового здания — как раз на высоту окон.
Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их. Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла иконографическая система XIII столетия. Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства. Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

Архитектура
Готический стиль проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии). С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил свое значение. В готической архитектуре, сменившей романский стиль, отразились формирование наций и национальных государств, усиление городов и торгово-ремесленных кругов, развитие светских черт в городской и рыцарской культуре. Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы интерьера. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание, устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов; в других частях здания многочисленны светские изображения — трудовые сцены, сатирические образы, фантастические фигуры зверей. Разнообразна тематика цветных витражей — главного вида готической живописи. Арка и свод. Эти архитектурные формы, так умело использованные римлянами и затем легшие в основу всего строительного искусства средневековой Европы, еще до Рима появились в Иране, который в свою очередь унаследовал их от древних культур Двуречья. Возможно, к тем же источникам восходит и великое по своей оригинальности и значительности зодчество Армении, само географическое положение которой благоприятствовало такой преемственности. В V — VII вв. сочетание центрической композиции с базиликальной привело к созданию в Армении купольных базилик и уникальных «купольных залов», в которых пилоны примыкают к продольным стенам, утверждая тем самым нерасчлененность внутреннего пространства. Но этого мало: армянские зодчие едва ли не первыми в мире стали возводить бесстолпные залы, перекрытые взаимоперекрещивающимися арками, положив этим начало нервюрной системе. В позднее средневековье никто не сомневался в том, что основная готическая система разработана французскими архитекторами, и во всей Европе ее называли «строительством на французский манер». В самом деле, готическая архитектура сменила впервые романскую именно во Франции, причем уже во второй половине XII в. Кантерберийский собор в Англии — готический стиль архитектурыВ силу особых местных условий исторический процесс, происходивший тогда же в Италии, направлял художественное творчество к тому идеалу, которому, часто минуя готику, суждено было воплотиться в искусстве Ренессанса, или Возрождения. А во Франции с ее чисто средневековой культурной традицией те прогрессивные явления обусловили благодаря своему быстрому нарастанию переход от романского стиля к готическому. В Париже, ставшем в позднее средневековье уже не только фактической столицей государства, но и общепризнанным центром его культурной жизни, насчитывалось около ста цеховых организаций ремесленников, среди которых не последнее место занимали каменщики и ваятели, а число жителей к концу XII в. достигло почти ста тысяч, что было тогда беспримерным. Основанный в 1150 г. Парижский университет стал центром средневековой учености, в котором значительную роль играло пробивавшееся сквозь церковную схоластику стремление к точным наукам. Недаром один из писателей того времени называл Париж, куда съезжались из других стран ученые, художники и все жаждущие просвещения, «источником, орошающим круг земли». Создание высочайших крестовых сводов на стрельчатых ребрах, или нервюрах, принимающих на себя всю тяжесть перекрытия, увеличение числа нервюр, выходящих из каждого столба, образуемого пучком колонн, введение так называемых аркбутанов — полуарок, переносящих давление верхних стен среднего нефа на продолженные вверх могучие наружные столбы — контрфорсы боковых нефов, выполняющие функцию противодействующей силы, — все это настолько обогатило опорную систему, что она приобрела самостоятельное значение. В этом и заключалась совершенная революция. Лишившись за ненадобностью своей романской толщи, безбоязненно прорезанная огромными окнами в ярких многоцветных витражах и исчезающая в кружеве резного камня, стена утратила свой определяющий характер в общей структуре здания и, можно сказать, ее как бы не стало. Так что все здание свелось к остову — в преодолении тяжести чудесно разросшемуся ввысь каркасу, ставшему основой всей готической архитектуры.

Готический стиль в живописи
Важную роль в декоративном оформлении интерьера готического собора играло его светоцветовое решение. Обилие позолоты во внутреннем и наружном убранстве собора (окно-роза), ажурность стен, светоносность интерьера, кристаллическая расчлененность пространства лишали материю непроницаемости и тяжеловесности и как бы одухотворяли ее.
Этому способствовали витражи, заполнявшие огромные поверхности окон, их композиции воспроизводили апокрифические сказания, исторические события, религиозные и литературные сюжеты, а также изображения сцен из жизни и труда ремесленных корпораций, крестьян, представляя своеобразную энциклопедию средневекового уклада жизни. Каждое окно сверху донизу заполнено фигурными композициями, заключенными в медальоны. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям повышенную эмоциональность. Огненные, цвета граната, густо-алые, красные, желтые, зеленые, ультрамариновые, голубые и темно-синие стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, пропуская наружный свет, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма, настраивая человека на возвышенный лад. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности — дало краске наивысшую звучность чистого сияющего цвета. Порождая атмосферу окрашенной воздушной среды, играя на полу, колоннах, витраж воспринимался как источник света, который углублял перспективу. В середине 13 века в красочную гамму вводили сложные цвета, которые образовались путем дублирования стекол. Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы имели плоскостной характер. В готическую эпоху высокого расцвета достигло искусство миниатюры, искусство средневековой книги. Их развитие было вызвано усилением светских тенденций в культуре. Даже в иллюстрации с многофигурными композициями религиозного содержания включались тонко наблюденные реалистические детали: орнаменты из растительных мотивов, изображение птиц, бабочек, зверей, бытовых сценок, поэтическое очарование которых передавал французский миниатюрист Жан Пюссель. Ведущее место в развитии французской миниатюры 13—14 веков принадлежало парижской школе. В произведениях куртуазной литературы в миниатюре получил воплощение идеал рыцарской любви, воспроизводились сцены окружающей жизни. Усилилась повествовательность. В «Больших французских хрониках»  художник стремился проникнуть в смысл изображаемого события — это настоящие иллюстрации литературного произведения. Вместе с тем книге придавалась декоративная нарядность с помощью причудливых форм рамок и изысканных виньеток. Миниатюра внесла живую струю в средневековое искусство, повлияв и на живопись. Готическое искусство — важное звено в общем развитии культуры; произведения готики, одухотворенные и величавые, обладают неповторимым эстетическим обаянием. Готическое искусство породило новое понимание синтеза искусств. Реалистические завоевания готики, мастера которой часто воспроизводят образ своего современника в природной и предметной среде, подготовили переход к искусству эпохи Возрождения.

История визникновения готического стиля в одежде
Готический стиль одежды берет свое начало в далеком прошлом, а точнее в довольно мрачном Средневековье. С упадком Римской Империи эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею — недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру. Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария — удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот. Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти, В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой — она нежна, хрупка, изящна. В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки — босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы. Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками-мушками. Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. И тогда парижский парикмахер Гуго нашел простой способ обесцвечивания волос перекисью водорода. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы. В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты — небольшой привилегированной части общества. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне — для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность. Коренные изменения в женской моде произошли в начале XX века, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты. В ту пору это была неслыханная смелость. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Они, правда, исчезли ненадолго в начале XIX века, когда модна была одежда в стиле ампир, но затем вернулись и существовали еще очень долгое время. Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре отважился их укоротить.  Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о тлетворном, развращающем влиянии французской моды. Американская цензура запретила публичный показ фильма с коллекцией моделей Пуаре, который художник взял с собой, решив посетить Соединенные Штаты. Тем не менее одежда укоротилась, и это немедленно отразилось на длине волос. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или «волнами». И снова готический стиль был оттеснен на задний план. Казалось, он ушел навсегда, но готика вернулась и захлестнула мир с новой силой в конце XX века. Стиль вернулся, но в обновленном и весьма неожиданном проявлении. Середина XX века — это, в первую очередь, страшная Вторая Мировая Война, полная страданий, ужаса и страха. В те годы, конечно, женщинам было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом. Женская одежда мало отличалась от мужской, да и сами дамы, коротко стриженные, худые, более походили на мужчин. Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Да и мужчины очень скоро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто похлопать по плечу и которых уж вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уж о том, чтобы уступать место в транспорте, и о прочих «предрассудках». Одежда оказывает гораздо большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения, чем это принято считать. Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяют глазам. Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В моду входят объемные прически. Не станем подробно останавливаться на моде 50-70 годов, а сразу перейдем к современной готике. Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья? Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя женщинами. Снова вернулся идеал хрупкой, утонченной, изящной и грациозной девушки. Корсет тонко подчеркивает ее талию, открытые плечи, декольте.

Готическая живопись и архитектура

Зарождение готической живописи произошло на территории Франции в XII веке. Готика сменила романский стиль средневекового искусства и первоначально развивалась в архитектуре. Характеристика готического стиля – это устрашающие и величественные сооружения. Постепенно готика начинает проникать во все сферы искусства и распространяться по территории средневековой Европы.

История возникновения готического стиля

В середине XVI века знаменитый итальянский художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари вводит понятие «готика». Он использует термин в своем труде «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов». Эту книгу можно считать первой историей искусств. Слово готика происходит от итальянского понятия Goten – варвар. Этим термином он отделил искусство Ренессанса от Средневековья.

Картина с готическим замком

Главная идея готики – это движение вверх. Примеры готической архитектуры – это соборы, монастыри, церкви. Получив развитие после романского стиля, который отличается своими мощными стенами с круглыми арками и крошечными окошками, готика устремляется в небо своими:

  • высокими тонкими башнями;
  • острыми высокими арками;
  • витражными окнами;
  • множеством резных деталей на фасадах.

Цветное стекло создавало потрясающий эффект. Витражи, созданные из различных по толщине и цвету стекол, придавали атмосфере храмов необыкновенную красоту. Переливы света на полу и стенах углубляли перспективу.

Витражи

Витражное окно

Готическая живопись появляется на окнах церквей. Сюжеты на религиозную тематику, созданные из цветного и окрашенного стекла, которое было вставлено в узкие свинцовые полоски, представляли собой картины необычной красоты. Каждое окно представляло тематическую композицию, в которой большое внимание уделялось деталям. Сочные, яркие, контрастные цвета были подобны россыпи самоцветов и заменяли собой традиционные фрески.

Книжная миниатюра

Книжная миниатюра

Особенности готической живописи можно увидеть на примере книжной миниатюры. В XIV веке появляется новое оформление рукописей. В иллюстрации включаются сюжеты на бытовые темы. Особое внимание уделяется деталям и цветовой гамме. Это яркие и сочные картины, в которых присутствуют самые разные цвета:

  • синий;
  • зеленый;
  • красный;
  • розовый;
  • черный;
  • белый;
  • охристые оттенки.

Листы с рукописями получают красивые бордюры, созданные из различных завитков и растительных орнаментов.

Художники периода готики

После проявления готического стиля в архитектуре он проникает в живопись. Готическое искусство характеризуется двухмерным, плоским пространством на картинах. Часто на них появляются сюжеты на бытовые темы. Композиции украшены листьями, цветами и изображениями животных. На всех картинах особое внимание уделяется деталям.

Среди представителей готической живописи наиболее известны:

  • Мастер Бертрам.
  • Жакмар де Эсден.
  • Мастер Сан-Мартино.
  • Донато Венециано.
  • Братья Лимбург.

Мастер Бертрам

Грабовский алтарь

Самый известный из этих художников — немецкий живописец Мастер Бертрам. Он не только писал картины, но и был мастером деревянной скульптуры, а также делал иллюстрации к книгам. В его распоряжении была мастерская, в которой работали его ученики и подмастерья. Мастер Бертрам жил и работал в Гамбурге. В мастерской выполнялись различные заказы, которые поступали из города и от частных лиц. Наиболее известное произведение – это «Грабовский алтарь», созданный в 1383 году для собора Святого Петра в Гамбурге.

Жакмар де Эсден

Брюссельский часослов

Представитель готического стиля в живописи родился в Артуа и был французом по происхождению. Работы Жакмара де Эсдена — книжные миниатюры. Заказчиком художника был родственник короля Франции Карла V – Жан Беррийский. Основное время мастер проводил в Бурже, где занимался заказами герцога. С 1384 по 1414 годы он получал регулярное жалование из казны. Наиболее известные работы художника — это миниатюры:

  • «Малого часослова».
  • «Брюссельского часослова».
  • «Большого часослова».

Основной работой мастера является «Большой часослов».

Мастер Сан-Мартино

Мастер, который был автором изображения «Мадонны с младенцем на троне» для церкви Сан-Мартино. Сейчас эта работа хранится в Италии, в музее Сан-Маттео, в городе Пизе. В центральной части картины находится Мадонна, а по краям расположены сюжеты из жизни святых Иоакима и Анны. Несмотря на то, что художник считается самым ярким представителем пизанской школы живописи готического периода, имя мастера утеряно.

Донато Венециано

Коронование Марии

О том, когда родился и умер художник, данных не осталось. Существует версия, что во второй половине XIV века в Венеции жили два художника с именем Донато. Один был прихожанином церкви Святого Луки, а второй — прихожанином церкви Святого Видаля. По другой версии, это был один и тот же человек, которой просто поменял приход. Остались документы о его совместной работе с другими живописцами. Одной из таких работ является картина «Коронование Марии», которая была создана в 1372 году совместно с Катарино ди Марко.

Братья Лимбург

Братья Лимбург

Три брата, Поль, Эрман и Жеаннекен, родились в Нидерладах. Их отец был мастером деревянной скульптуры, а со стороны матери их родственником был живописец Жан Малуэль, который работал при дворе бургундских герцогов. Некоторое время братья обучались ювелирному мастерству, а в 1410 году приступили к работе, которая заключалась в создании картин для Библии. Заказ поступил от Филиппа Смелого, за который он назначил братьям содержание в течение четырех лет. Самой главной работой готической живописи братьев Лимбург является «Великолепный часослов герцога Беррийского». Работа осталась незаконченной, так как и заказчик — Жан Беррийский, и художники умерли в 1416 году.

Уникальные примеры готического стиля

Собор Парижской Богоматери

Шедеврами, созданными в готический период искусства, можно любоваться и сегодня:

  • Собор Святого Стефана, Австрия.
  • Мирский замок, Беларусь.
  • Антверпенский собор, Бельгия.
  • Кельнский собор, Германия.
  • Бургосский собор, Испания.
  • Собор Святого Вита, Чехия.
  • Вестминстерское аббатство, Англия.
  • Шартрский собор, Франция.
  • Замок Рейншайн, Германия.
  • Собор Парижской Богоматери, Франция.

Notre Dame de Paris – это один из первых соборов, который выполнен в готическом стиле. Он возводился с 1163 по 1345 год.

Интернациональная готика — Википедия

Интернациональная готика — стилистический вариант последних этапов готики, развившийся в Бургундии, Богемии и Северной Италии примерно с 1380-е по 1430-е годы.

Отличительные черты живописи интернациональной готики: красочность, изысканность и декоративность, экзальтированность, утончённость. Как завершающий, финальный этап развития стиля, он отличается некоторым маньеризмом: экспрессивностью форм, остротой, графичностью и гротеском. В архитектуре этому стилю живописи будет соответствовать т. н. «пламенеющая готика», также необыкновенно вычурная.

Частые золотые фоны, пренебрежение пространственной глубиной, плоскостность, отсутствие свето-воздушной среды и прочие черты средневекового искусства сочетаются при этом с высокими ремесленными живописными навыками, тщательностью в разработке деталей костюма и интерьера, проработанностью драпировок, лиц, а также растений.

Этот куртуазный стиль культивировался при дворе практически всех европейских монархов в эпоху «осени средневековья», поэтому также его называли «придворная готика». В каждой европейской стране она могла обладать своими особенностями, сохраняя при этом, тем не менее, общие, сразу узнаваемые черты. Всё же, культурный обмен был настолько интенсивным, что часто не представляется возможным определить, из какого государства и региональной школы происходит то или иное анонимное изделие. Сеть династических браков, охватившая Европу, породнила множество дворов, превратив её в единое культурное пространство, в котором свободно перемещались и предметы искусства — как подарки, и путешествующие в безопасности художники — в поисках заказов.

С социологической точки зрения, распространение стиля интернациональной готики не только на религиозную, но и на светскую тематику (изготавливалось большое количество бытовых предметов, прикладных изделий), является важным моментом в развитии истории культуры Европы. Происходит увеличение количества изделий, заказываемых по светским причинам. Причём не только придворными и дворянами, но увеличившей своё благосостояние буржуазией.

Дворы: императора Карла IV (Прага), короля Германии и Богемии Вацлава IV (Прага), королей Франции Карла V Мудрого и Карла VI Безумного (Париж), братьев Карла V: Людовика I Анжуйского, Филиппа II, герцога Бургундского (Дижон) и Иоанна, герцога Беррийского и Оверньского; короля Англии Ричарда II, папский двор (Авиньон), герцога Миланского Джан Галлеаццо Висконти (Милан), прочие.

Хронологически этот стиль предшествует раннему Возрождению, подчас пересекается с ним и, безусловно, оказывает влияние на первых мастеров нового искусства. Особенно сильным влияние готики оказывается на территориях Северного Возрождения: для произведений нидерландских и немецких художников её достижения всё ещё будут оставаться очень важными, в то время, как Италия уже будет вся охвачена изучением античного классического наследия.

Хотя в раннее Кватроченто итальянцы всё ещё находились под впечатлением от интернациональной готики — её влияние можно заметить в произведениях Карпаччо, Уччелло, Карло Кривелли и Боттичелли.

Основные произведения — алтарные образы и миниатюры в манускриптах. Сохранились также шпалеры.

Картины, как правило, писались темперой по деревянным доскам. Распространены золотые фоны и прописи по фигурам золотом. Алтарные образы могли иметь несколько створок (от двух до десятка). Эти вытянутые вертикальные панели имели типичные готические арочные завершения — стрельчатые или треугольным вимпергом. Рама могла быть украшена орнаментальной резьбой и позолочена. Кроме того, на самой поверхности доски, служащей фоном, мог быть вырезан или сделан из гипса низкий рельеф (например, ветки деревьев, пряди волос, нимбы, шрифт). Эта еле заметная резьба расписывалась, что создавало дополнительный живописный эффект роскоши.

В Испании эта форма нашла выражение в досках ретабло.

Несмотря на то, что термин «интернациональная готика» предложили в 1890-х годах почти одновременно историки искусства Луи Куражо (Франция) и Юлиус фон Шлоссер (Австрия), использовать его в сегодняшнем значении начали только в 1960—1970-х годах.

До этого для наименования использовался термин «поздняя готика» (Spätgotik) (Гурлитт в книге «Искусство и художники накануне Реформации», 1890), а также «особенная готика» (Sondergotik), относившийся к немецкой готике 1350—1550 годов. С 1960—1970-х годов «поздней готикой» решено наименовать готику после 1430 года, а предыдущий период — называть «интернациональной».

Другие использовавшиеся искусствоведами старой школы названия: «Придворная готика» (Hofischen Gotik, art courtois), «космополитическое искусство» (art cosmopolite) или «мягкий стиль» (Weicher Stil).

(Неполный и непроверенный)

Италия[править | править код]

Некоторые итальянские мастера работали в стиле, переходном к Ренессансу.

Бургундия[править | править код]

Франция[править | править код]

Священная Римская империя[править | править код]

Германия, Богемия (Чехия)

Испания[править | править код]

  • Неизвестный французский мастер, «Уилтонский диптих», правая створка с Мадонной с младенцем и ангелами, 1395—1399, Лондонская национальная галерея

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *