Япония сад камней: Каменные сады Японии — история, лучшие композиции и отечественные аналоги • Страны мира, города и туризм – Японский сад камней своими руками: пошаговая инструкция

Японский сад камней — разбираем стилистические особенности

В садовом искусстве под стилем подразумевается совокупность традиций, канонов, приёмов и принципов, обеспечивающих единство образной системы сада, его обобщенное идейно-художественное содержание. Стилистика сада в Японии формировалась под влиянием окружающей природы. Своеобразный растительный мир, острова, обрамленные великими водами, короткие полноводные реки, озера различного происхождения, красивейшие горы. Географические особенности страны позволяют даже несколько метров площади превратить в полноценный сад – японский сад камней, объединяющий в себе естественность, минимализм и символизм.

Замечательное качество японской культуры заключается в том, что всё новое не уничтожает и не подавляет уже существующие традиции, а перерабатывается, успешно дополняя то, что создавалось веками. Буддизм, который был привнесен сюда извне, был изменен собственным мировоззрением японцев. Так и сформировалось японское философско-религиозное учение дзен-буддизм. Под его влиянием стали создаваться особые сады: монастырские и храмовые.

Сад камней, созданный культурой дзен

Своеобразный микромир, в котором песок, галька, камни и мхи создавали прообраз Вселенной

Культура дзен породила сад, который мог вообще обходиться без растений или иметь их в минимальном количестве. Своеобразный микромир, в котором песок, галька, камни и мхи создавали прообраз Вселенной, предназначался для медитации, глубокого погружения в раздумья, созерцания и самопознания. Загадочный и непостижимый для западного человека сад камней стал для Японии такой же визитной карточкой, как сакура и хризантема. В садово-парковой культуре других стран аналогов ему нет.

История Японии сохранила имя мастера дзен-буддизма, создавшего первый сад камней в Японии. Сад в киотском буддийском храме Рёандзи построил мастер Соами (1480-1525). На площадке в 10х30 метров находятся 15 камней, расположенных в пяти группах. Традиция предписывает смотреть на камни с определенного места. Если ей последовать, таинственная и необъяснимая гармония сада окажет на вас гипнотическое воздействие.

Японский стиль придётся по вкусу тем, кто готов отказаться от буйной пышности европейских садов. Склонные к размышлениям любители уединенного отдыха оценят все прелести минималистского храмового сада. Желающий построить японский сад камней своими руками должен учитывать ключевые моменты его формирования изначально:

  • Пустота – первое впечатление, которое складывается при виде этого сада. Его площадь не должна быть максимально заполнена, как это принято в европейских садах. Необходимо контрастное восприятие открытого и занятого пространства.
  • Следует определить точку созерцания, относительно которой и будет ориентирован сад. Учитывая ослепляющий эффект полуденного солнца, для точки обзора предпочтительнее северная сторона. В зависимости от того времени суток (утренние или вечерние часы), которое предстоит проводить в саду, объект концентрации взгляда помещают в восточной или западной части участка.
  • Асимметрия – основной принцип всех японских садов. Не нужно подбирать похожие по размеру камни, размещать их параллельно друг другу. Традиционный сад камней строится с учетом семиугольной геометрической сети линий. При этом размер семиугольника не так уж важен. Расположение объектов должно быть таким, чтобы каждый из них был виден со всей точек обзора.
  • При наличии на участке открытых водных объектов, следует учитывать отражение в воде элементов сада. Важным считается даже очертание теней объектов.
Контрастное восприятие открытого и занятого пространства

Площадь сада камней не должна быть максимально заполнена

Вода и мох в саду камней

Очертание теней и отражение в воде – все важно в саду камней

Японской культуре в России уделяется много внимания. Наши сограждане интересуются особенностями традиций, церемоний, философией, культурой и, конечно, кухней этой страны. Система непрерывного самосовершенствования «Кайдзен», например, успешно применяется на Челябинском трубопрокатном заводе. Есть там и собственный сад камней.

Семиугольная геометрическая сеть линий и сад камней в Челябинске

Слева: семиугольная геометрическая сеть линий – основа построения сада камней; Справа: сад камней Челябинского трубопрокатного завода

Сегодня часто говорят о том, что геометрические составляющие таинственного сада камней храма Рёандзи открыты, а его гармония переведена в простые формулы. Да, кажется, это так… Вернее, так это кажется европейцам. Сад камней, как и иероглифы, навсегда останутся загадочными и непостижимыми для нас, даже если мы научимся имитировать их форму. Те, кто хочет воплотить сад камней на своём участке, должен понимать, что это будет лишь копия, воссоздающая внешнюю форму оригинала. Хотя и среди копий бывают свои шедевры.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

✿ Как сделать японский сад камней?

Содержание статьи

Японцы – народ, обладающий особым религиозным и национальным восприятием окружающей действительности. Только с этой точки зрения возможно понять философское значение японского сада. Японский сад камней – это один из способов вести созерцательный образ жизни, существовать в полной гармонии с природой. Все это отражается и на садово-парковом искусстве.

Легендарный японский сад, как правило, очень миниатюрных размеров, примерно два на два метра. Задача хозяина – наполнить его живой природой. Достигается эта цель при помощи разных элементов и образов.

Создать такую красоту – эта идея привлекает многих садоводов. Надо сказать, что у какой-то части это действительно получается.

японский сад камнейДумаете это Япония? Совсем нет, это где-то в Европе

С чего начать?

Если и вас вдохновляет такая мысль, то прежде всего следует подумать над проектом. А это значит, что надо учесть много факторов: место, где будет расположен, форму земельного участка и стиль предполагаемой композиции.

Японский сад камней нуждается в проекте, создание которого начинается с эскиза. В него вносятся все элементы с точками обзора. Для этого на бумаге рисуют сетку, представляющую собой девять прямоугольников , на ней отмечают центральные силовые зоны. Одна из них является главным элементом  – например, водопад или большой камень.

Весь сад следует разделить пополам: одна часть – главная. Чтобы визуально увеличить пространство, центральную точку обзора удаляют от главной части участка, где находится центральный объект (камень или водопад). Если это большой камень, то картину балансируют, размещая рядом два камня поменьше.

Принципы размещения растений

Японский сад поражает воображение уникальной планировкой: растения плотно заполняют центральную часть сада, а вторая половина абсолютно свободна. Таким образом создается контраст. Причем растения размещаются отнюдь не произвольно, а методом моделирования. Создателям японского сада камней, если следовать традиции, придется заняться моделями кустарников и деревьев, которые будут напоминать натуральные формой и цветом.

сад камней в японииСад камней в Японии

Камни – центр внимания

Принципам оформления такого сада новички не перестают удивляться. К примеру, тому огромному вниманию, которое уделяется вопросам размещения камней. Их следует располагать по диагонали, они должны быть параллельны основной линии сада.

Предпочтение отдается необработанным камням, покрытым ржавчиной или мхом, над которыми уже поработала ветровая или водная эрозия. И действительно, камни, которых природа наделила голубоватым, красноватым, зеленоватым, беловатым или коричневатым цветом, смотрятся в саду весьма интересно.

Камней должно быть 3, 5, 7, то есть обязательно нечетное число. Камни группируют в композиции из одного маленького и двух больших камней. Они устанавливаются поверх земли или же частично вкапываются в землю, иногда камни располагаются в наклонном положении. Если между камнями проглядывает земля, ее засаживают кустами или травянистыми растениями.

Сад камней в Японии непременно имеет каменные тропинки и тротуары. Для этого берут камни, имеющие гладкую сторону, которая остается под ногами, а неровная сторона закапывается в землю. Нужно соблюсти такое правило: перпендикулярное расположение по отношению к дорожке длинной оси каждого камня.

При создании такого сада очень активно используются мелкий гравий и песок. Эти материалы имеют различные цвета и оттенки, они могут быть и белыми, и темно-коричневыми, и даже черными.

Гравий и песок могут засорить лужайки сада, поэтому чаще всего ими засыпают небольшие участки, защищенные от ветров камнем или кирпичным бордюром.

В японском саду камень присутствует всюду. Даже фонари – украшение и гордость таких садов – каменные. Фонари стоят возле мостиков, ручейков, мини фонтанов, на поворотах садовых дорожек. Они являются центрами групп с маленькими камнями, а за ними обычно стоит дерево. На изготовление подобных фонарей идут разные породы камня или пемза. Бывают и деревянные фонари.

Другие элементы

К ним относятся каменные башни, их еще называют пагодами. Это обязательное украшение японского сада. Каждая пагода имеет нечетное количество ярусов с четырех-, шести- или восьмиугольными пластинками. На маленьком участке чаще всего возводят пятиярусную башню. Ее обычное место – возле мостика, ручейка, горки декоративных камней или по соседству с раскидистыми деревьями.

В японском саду обязательно должна присутствовать каменная чаша (тсукубаи), наполненная водой. По форме это натуральная бочка, ее высота – 20–30 сантиметров, но бывают и полуметровые. По старинной традиции, перед чайной церемонией люди моют руки в этой чаше.

Для установки тсукубаи выбирают небольшую ровную площадку в центральной части сада, рядом с живой изгородью или каменной стеной. Хорошо смотрится по соседству с тсукубаи каменный фонарь.

Невозможно представить японский сад без сухого ручья. Для его создания собирают мелкие камни, и с их помощью имитируют водную гладь или течение горной речушки. Эффект зависит от того, какие использовали камни и каким способом их укладывали.

На территории сада должен быть пруд неправильной формы, который оформляют с особой тщательностью. Нужно так использовать способность воды отражать свет, чтобы на поверхности пруда играла настоящая цветная феерия. Обязательное условие: уровень воды не должен быть ниже берегов. Если немного пофантазировать, то в центре пруда можно соорудить островки, на котором растут деревья и травы. В такой композиции чрезвычайно выигрывает каменная башня.

Японский ландшафтный сад невозможно представить без стильных и очень красивых мостиков, которые нависают над сухими и водными ручьями. Если сад имеет естественный ландшафт, то для создания таких мостов лучше всего использовать деревянные грубые планки или плоские каменные плиты. Если в саду достаточно много каменных композиций, то очень эффектно будет выглядеть мост, для изготовления которого использовалась неотесанная каменная плита.

Своеобразие саду в японском стиле придают и плетни из бамбука, а также одно- двухметровые изгороди, которые являются естественной границей участка. А невысокие бамбуковые плетни служат перегородками между его частями.

Учитывая, что японский садик занимает совсем небольшую территорию, хозяева стараются сажать низенькие кусты, которые очень похожи на большие деревья и кусты. Конечно, в предложенном стиле гораздо естественнее смотрелись бы высокие растения, например, сосны. Но это возможно только на просторных участках, где можно за высокими деревьями высадить вечнозеленые растения – рододендрон, магонию, аспидистру в горшках. А на тенистых и влажных участках естественным покровом смотрелся бы мох.

Когда-то, в старые времена, японские сады камней создавались исключительно при храмах. Это были места для созерцания. Позже им нашлось место и в светской жизни. Однако, как и прежде, люди использовали их для уединения, отстранения от мирской суеты и жизненных проблем, медитации.

Японцы ценят изящество во всех его проявлениях, поэтому тонко чувствуют мировую гармонию. А сад помогает своей эстетикой погружаться в созерцание этой гармонии.

Похожие интересные статьи

Заметки о Японии. Сады камней | Материнство

Японское садовое искусство — это не просто садовый дизайн и уход за растениями. Это целая философия, сложившаяся под влиянием идей дзен-буддизма. Каждое деревце, каждый камень выражают какую-то глубокую идею, далеко не всегда отраженную в путеводителях.

Нандзэндзи

Нандзэндзи — комплекс из нескольких храмов, крупный центр буддизма. Тут мы впервые встретились с садом камней. Но это не совсем сухой сад, тут камни соседствуют с деревьями. Если приглядеться, то в очертаниях камней можно угадать группу тигров с тигрятами, переплывающих реку.

Очень хороши росписи раздвижных перегородок. Это копии 2002 года, но очень хорошие, и они повторяют росписи императорских покоев.

Ещё одна достопримечательность Нандзэндзи — акведук в западном стиле, построенный в конце 19 века.

Рёандзи

Когда-то в подростковом возрасте я видела по советскому телевидению передачу про японский сад камней. Загадка сада в том, что с какой бы точки вы ни смотрели, всегда хотя бы один из 15 камней не будет виден. Наверное, это была талантливо сделанная передача, если я помню ее спустя столько лет.

И вот наконец мы в том самом саду Рёандзи. Пришли рано, пока мало народу, в надежде найти своё понимание философии сада. Но увы. Не пробрало. Совсем.

Сколько я ни сидела, пытаясь сосредоточиться и поймать свой «дзен», ничего не получилось. Обшарпанные стены, унылый прямоугольник, по краям современная плитка. Даже ощущения древности нет, не то что красоты. Видимо нам с мужем ближе пейзажные сады, чем минималистичные сухие.

Киото. Сад камней

Киото. Сад камней

Гравий в саду камней ежедневно разравнивают граблями. Бороздки наносятся строго в заданных направлениях, чтобы создать ощущение ряби на воде.

Киото. Сад камней

Наверное, непросто нанести эти бороздки настолько ровно и нигде не наследить.

Киото. Сад камней

Старинная гравюра изображает сад камней в древности. Похоже, раньше по нему разрешалось ходить. Сейчас посетители созерцают произведение садового искусства с деревянной террасы.

Киото. Сад камней

Незрячие посетители могут получить представление о саде камней с помощью этой сенсорной модели.

Киото. Сад камней

Деревья в монастыре гораздо выразительнее камней.

Киото. Сад камней

На территории монастыря находится еще и живописный пруд.

Киото. Сад камней

Сад Дайдсэнъин в Дайтокудзи

Мы посетили еще один сад камней, гораздо менее раскрученный, расположенный в одном из великого множества монастырей Киото. Этот монастырь называется Дайтокудзи, он совсем маленький, и людей там мало. Фотографировать не разрешают, поэтому привожу только страницу путеводителя.

Мы провели в Дайтокудзи немало времени. Каждая часть сада, каждый элемент в ней полон грубокого смысла.

Сад Дайдсэнъин воплощает разные этапы человеческой жизни, и когда следуешь по нему неторопливо, вдумчиво рассматривая и попутно читая толкование, то идеи создателей сада захватывают.

Больше всего мне понравились два символа — корова (или корабль), плывущая по течению жизни, и черепаха, тщетно пытающаяся плыть в обратном направлении, остановить годы, отсрочить старость. Это очень глубокие символы, и камни настолько выразительно их изображают, что трудно оторваться от созерцания и двинуться дальше.

Ниннадзи

Мы сомневались, стоит ли идти в храм Ниннадзи, но именно там оказался один из лучших, на наш взгляд, пейзажных садов Японии. После суровости сада камней Рёандзи это буквально бальзам на душу.

Киото. Сад камней

Киото. Сад камней

Постройки расположены в центре двора, в сады — вокруг. Посетитель движется по деревянной террасе, наблюдая с каждой точки все новые виды, каждый из который отточен до совершенства.

Киото. Сад камней

Монастырь Ниннадзи в Киото

Японский сад

Японский сад

Прогулка по такому саду умиротворяет. Никуда не хочется спешить. Здесь можно сидеть часами и просто смотреть, и это зрелище не надоест. Наверное именно это и есть тот самый дзен, который пытаются найти буддийские монахи. 

Японский сад

Японский сад

К тому же в Ниннадзи очень красивые росписи начала 20 века и высокая пятиярусная пагода.

Японский сад

Японский сад

Дата публикации 16.02.2019
Автор статьи: Анна Хрусталева

составляющие элементы, принципы и правила создания

Создание японского сада камней

Создание японского сада камнейОформить свой дачный участок можно многими способами, так как возможности ландшафтного дизайна на сегодняшний день по истине впечатляют. В данном вопросе всё зависит исключительно от личных предпочтений, ведь кто-то наслаждается буйством красок и помпезностью сада европейского стилистического направления, а кому-то по душе лицезреть спокойные и более монотонные пейзажи, наполненные неким философским смыслом.

А что как не учение дзен-буддизма, воплощённое в искусство создания японского сада камней, может удовлетворить желание уединиться и насладиться гармонией с природой, её истоками и, главное, с самим собой?

Философия японского сада камней

На первый взгляд обустройство японского сада камней может показаться чрезвычайно простым и лёгким мероприятием, но это далеко не так, ведь он полностью пропитан символизмом и глубоким смыслом, понятие и воссоздание которого является главной задачей каждого, кто желает иметь такую композицию у себя дома. Впервые сад камней был создан мастером дзен-буддизма Соами в храме Рёандзи, который в соответствии со своим учением воплотил модель создания вселенной. Именно это место было предназначено для медитаций и поиска внутренней гармонии.

Камень всегда считался священным в Японии и ассоциировался со светлым мужским началом Ян, поэтому неудивительно, что именно он стал центральным элементом в композиции японского сада. Тёмное женское начало Инь служит неким фоном, так как добро не может существовать без зла и их противодействие является источником жизни.

Минимализм, присущий японскому саду камней, позволяет сконцентрироваться, ощутить истинную цену свободы и отсутствие привязанности к бренным вещам, которыми так заполнен современный мир. Но, несмотря на всю просторность, присутствие чётких границ территории, отведённой под сад, он придаёт ощущение камерности и безопасности.

Принципы создания

Принципы создания японских садов

Принципы создания японских садовОсновы оформления сада камней заложены в нескольких принципах, знание которых существенно приблизит вашу композицию к восточной культуре, а именно:
  • Ощущение пустоты. Контраст заполненного и свободного пространства следует обязательно соблюсти, так как первое впечатление, которое должно возникать при виде сада — это пустота, которая отожествляется со свободой;
  • Наличие точки созерцания. Территорию под сад рекомендуется отводить с северной стороны, дабы солнце сильно не слепило и не раскаляло камни. В самом же каменном саду необходимо выбрать место, с которого будет созерцаться вся картина. Для этого рисуется семиугольная звезда, концы каждого угла которой и будут составлять сеть точек. Если отдых в саду предпочтительней проводить вечером, то точка созерцания должна быть с западной стороны, если утром, то с восточной;
  • Асимметрия расположения камней. Так как внешний вид сада должен иметь максимально естественный вид, не стоит подбирать одинаковые камни по форме, цвету и фактуре, а также размещать их параллельно друг другу.
  • Правильное размещение камней. Элементы каменного сада располагаются на линиях, которые образовались вследствие использования той самой семиугольной звезды, причём все элементы или все кроме одного (как правило, 15 камней) должны быть видны с выбранной точки созерцания. Кстати, чем больше будут габариты данного семиугольника, тем просторней будет казаться ваш сад.

Основные элементы и стилистика

Основные элементы японских садов

Основные элементы японских садовО камнях, как центральном элементе любого каменного сада, было сказано уже много, но кроме них существуют и другие объекты, заслуживающие должного внимания. Итак, к вспомогательным элементам японского сада камней относятся:
  • Вода. Безусловно, наличие воды заменяет присутствие гальки или гравия, которые благодаря нанесению разводов ассоциируются с Инь. Но если на территории сада всё же есть настоящий водоём, его очень выгодно можно обыграть благодаря отражению в воде камней и других элементов.
  • Ограда. Как упоминалось ранее, замкнутость пространства просто необходима, поэтому сооружению изгороди также следует уделить внимание. Для её возведения наиболее целесообразно использовать камень или бамбук.
  • Тсукубаи. Это традиционный элемент любого японского сада, который представляет собой каменную чашу высотой около 30 см, наполненную водой. Данный декоративный элемент устанавливают не обособленно, а рядом с группой камней и фонарём.
  • Фонари. Правильно расставленные садовые фонари привнесут особую нотку в японский сад, но лишь в том случае, если их стилистика будет правильно подобрана. Так, существует два вида каменных фонарей, которые можно использовать в данном случае, в частности, скрытые (икекоми), которые преимущественно размещаются возле тсукубаи, а также с квадратной или круглой крышей и матовым стеклом (якими).
  • Каменные башни. Интересный элемент декора, который представляет собой конструкцию с нечётным количеством ярусов прямоугольной, восьмиугольной или круглой формы. Каменные башни не являются обязательными в подобном саду, но их присутствие вполне уместно. Главное, чтобы данная конструкция не закрывала собой камни и не стала центральной фигурой, так как эта роль всё же отведена большим глыбам.

Этапы создания японского сада камней на даче

Этапы создания японского сада

Этапы создания японского садаПрежде чем приступить к созданию сада камней, необходимо составить чертёж, в котором будет предусмотрена правильная расстановка каждого элемента. Для этого следует нарисовать семиугольную звезду со всеми пересечениями, выбрать точку созерцания и продумать расположение 15 камней на образованных линиях, таким образом, чтобы все 15 или 14 камней были видны с выбранного места.

При этом камни могут иметь как одиночное размещение, так и составлять 5 групп. Если участок под сад небольших размеров, предпочтительней использовать 7 камней, так как их большее количество будет загромождать пространство.

Совет. Для того, чтобы «отрепетировать» и посмотреть, как будет смотреться сад камней на вашем участке, можно сделать пробный мини-вариант, который потом будет использоваться как элемент дизайна помещения. Для него вам потребуется доска с прибитыми по периметру бортиками и выстеленной по центру тканью. На доску насыпается речной песок, разравниваемый маленькими граблями, выкладываются камни в соответствии с выбранной схемой: стихий или семиугольной. Для большей наглядности можно расположить на доске и модель вашего дома, а также другие элементы, включенные в ландшафтный дизайн.

Маленький японский садМаленький японский сад

Для того, чтобы сад получился максимально реалистичным, рекомендуется обзавестись камнями вулканического происхождения, такими как гранит, туф, андезит и хлорит. При этом 3−4 из них должны быть более значительных размеров и привлекать к себе соответствующее внимание. Также вам потребуется галька, гравий или крупный речной песок, количество которого полностью зависит от размеров отведённой под сад площадки.

Дабы ваш сад не беспокоили сорняки, подготовьте плёнку, которая будет препятствовать их росту. Сам участок должен быть хорошо освещённым и ограждённым непрозрачной изгородью. После проведения всех вышеперечисленных подготовительных работ можно приступать к воплощению в жизнь составленного ранее плана, для чего следует:

  • Последовательность этапов при создании японских садовПоследовательность этапов при создании японских садовтщательно выровнять весь участок, убрать все сорняки и утрамбовать землю;
  • затем произвести разметку площадки и в каждом месте, где предусмотрено размещение камня, сделать небольшое углубление, соответствующее размерам каждого отдельного валуна;
  • данные углубления застелить плёнкой, дабы обезопасить камни от сорняков и уложить каждый камень в свою ячейку, при этом подсыпая под основание каждого из них гальку. Таким образом, должно создаваться ощущение, что присутствующие в саду камни являются лишь вершиной айсберга. Кстати, очень важно положить камень правильной стороной, поскольку жители страны восходящего солнца считают, что у камня есть своё лицо;
  • гальку равномерно рассыпать по всему периметру толстым слоем не менее чем в 7−8 см;
  • вообще настоящий каменный сад не предусматривает посадку каких-либо растений, но современный ландшафтный дизайн вполне допускает такую возможность. Главное — не переусердствовать и сохранить всю строгость форм, поэтому растения должны быть небольших размеров и приглушенных тонов. Высаживаются они аналогично, как при оформлении альпийских горок. Главный недостаток растительности в каменном саду — это то, что придётся более усердно бороться с сорняками, осуществлять постоянный полив и всё-таки отойти от оригинала садов, создаваемых при японских храмах;
  • в случае наличия декоративных элементов в виде фонариков, тсукубаи или каменной башни, расставляем по местам и их;
  • затем, вооружившись граблями, следует сделать на гальке разводы и блики, ассоциирующиеся с водной стихией. Так, вокруг камней рисуются круги, напоминающие реакцию воды вследствие упавшего в неё предмета, в нашем случае каменной глыбы. По направлению более длинной стороны сада рисуются прямые продольные линии. Такие рисунки при благоприятной погоде будут сохранять свой презентабельный вид в течение двух недель, поэтому их периодическое редактирование, а также опрыскивание водой является обязательным.

В итоге получается очень красивая и целостная композиция, которая станет настоящим украшением любого дачного участка. Каменный сад создаёт какой-то новый и неизведанный мир, полный девственной чистоты и особой атмосферы, поэтому если вам необходимо место для уединения и очищения сознания от повседневной суеты, данное воплощение японской культуры станет идеальным решением вопроса об оформлении свободной приусадебной территории.

Совет. Не стоит поддаваться моде и сооружать во дворе своего дома или дачи сад камней только для того, чтобы удивить соседей или друзей. Так же, как настоящее овладение искусством восточных единоборств невозможно без постижения самой сути учения, так и сад камней без действительного понимания его смысла быстро вам наскучит. Кроме того, в таком случае вы рискуете попасть в неудобное положение, если среди ваших знакомых окажется настоящий знаток японской тематики. Не забывайте и о правильном сочетании такого элемента ландшафтного дизайна с остальными его составляющими. Нелепо будет выглядеть фактически визитная карточка Страны восходящего солнца рядом с забором из штакетника или вблизи от помидорных грядок. Если так уж сильно хочется привнести в оформление участка декор из камней, может быть, стоит задуматься о сооружении альпийской горки или сухого ручья?

Тайна японского «сада 15-ти камней» Реандзи: каждый видит только свои 14 камней

Япония для всего остального мира довольно часто и в наше время остается страной самураев и цветущей сакуры. В северо-западном районе древней японской столицы Киото расположен Рёандзи, так называемый «Храм покоящегося дракона». Первое упоминание об этом храме относится еще к 983 году нашей эры.

«Сад камней» Реандзи в Киото

Памятник японской культуры недалеко от Киото

При храме в начале XVI века был заложен «Сад Пятнадцати камней» — один из самых знаменитых памятников японской культуры. Изюминка этого сада в том, что недостает одного камня. Любому зрителю, пришедшему сюда, кажется, что камней только четырнадцать.

Настоятели храма утверждают, что увидеть пятнадцатый камень может лишь просветленный человек, очистивший свою душу от всего наносного.

Японцы, приехавшие из других регионов, разгадывали загадку со свойственной этому народу скрупулезностью и вниманием, неспешно переходя с одного края на другой, надеясь отыскать недостающий камушек.

Каждый ищет свой 15 камень в волшебном медитативном саду.

Посмотрев телевизионный фильм о «Саде камней», возраст которого не один век, я долго размышляла на эту тему. Меня не покидала мысль найти, в чем же заключается секрет. Если камень отсутствует физически, значит надо искать ответ в другом ключе – философском. Ответ пришел не скоро. Человеческому уму свойственно, если он над чем-то работает, рано или поздно находить решение. В русском языке существуют выражения, которые все знают и у всех на слуху.

Не знаю, есть ли они в японском языке. Если есть, то ключ к разгадке существовал. Это выражения: «Держит камень за пазухой», «Камень на душе». Опираясь на эти ключевые выражения, можно сделать вывод, что садовник-философ имел в виду.

Разгадка «Сада камней» в том, что человек приходит со своим «камнем», который есть у всех грешных на душе.

Камень гордыни, злости, алчности, зависти, трусости, предательства, равнодушия, наглости, хамства, наушничества, злословия, прелюбодеяния, легкомыслия, чревоугодия…

Скрупулезный медитативный уход за садом

Садовник-философ предлагает, находящимся в саду, прибавить свой, находящийся в душе и на сердце. Таким образом, восстанавливается счет камней, задуманный им. А взамен приобрести покаяние, душевную свободу, очиститься от груза, находившегося в тебе и давившего на тебя. Каяться, молиться, обретая себя заново, переродившимся духовно.

«Сад камней» — это Мекка всех людей, у которых сердце и душа обременены тяжелой ношей, которая тянет, сковывает, не дает раскрыться талантам, жить счастливо, радоваться жизни, радовать окружающих. Люди живут в отчаянии. А отчаяние в переводе с арабского означает Иблис – Сатана. Мы живем с Сатаной в душе и сердце.

К несчастью, и творим подобное. Человек за века не изменился по своему генетическому складу. Его можно воспитать только религией, образованием, культурой. Как пророк Магомет, давший учение Корана. Как Конфуций, давший Китаю правила общежития, человеколюбия. Такова ли суть «Сада камней» не знаю. А что думал сам философ-садовник? Или пошутил, чтобы мы поломали головы? Или выпил слишком много сакэ?

Каждый видит в картине художника что-то свое, способный мыслить – также и в музыкальных произведениях. Существует высказывание: «Сколько людей читают Коран, столько же Коранов существует». В наш век люди все чаще растрачивают духовные человеческие качества в обмен на материальные ценности.

Но все оказалось намного прозаичнее…

Подобные сады часто создавались при буддистских храмах. Самый знаменитый из них – сад монастыря Рёандзи, более похожий древний японский театр. В саду растет только мох. С трех сторон сад огорожен, а с четвертой, находятся два ряда лавочек, с которых и нужно рассматривать камни, погрузившись в философскую задумчивость, что для европейцев сделать довольно трудно. Их часто посещает разочарование. И только извечное, присущее туристам «Я там был» немного примиряет их с действительностью.

Только свои 14 камней.

Пройдя через храм, вы спускаетесь на дощатую галерею. Здесь положено сидеть и поэтому с любого места вы видите только четырнадцать камней. Но если задуматься, то философия и заключается в том, что вы видите СВОИ 14 камней. А человек на противоположной стороне скамьи видит СВОИ.

Вероятно, мудрый Соами, легендарный устроитель «Сада Пятнадцати камней», хотел таким образом сказать человеку, что каждый воспринимает действительность тоже по-разному, по-своему. И нельзя утверждать, что именно он видит правильно.

Возможно, сад был задуман как иллюстрация к конституции принца Сётоку, правившего в VII веке. В одной из статей этой конституции было написано: «У каждого человека есть сердце и свои наклонности. Но я не обязательно мудрец, а он не всегда глуп. Мы обычные люди».

Не считайте напрасным посещение этого наполненного буддистской философией места. И если когда-нибудь, вы посчитаете своего собеседника неправым, вспомните о «Саде камней», где каждому видны только свои 14 камней.

Мария Кислитская

Загадочный сад камней Рёандзи. Япония

В попытках познать себя и истинные стремления своей души восточной философии трудно что-либо противопоставить. Сад Рёандзи или сад камней в японском городе Киото – один из лучших примеров подобных садов, появившихся при японских храмах в 14-16 веках.

Сад пятнадцати камней – сооружение и простое и сложное одновременно. Простое – потому что в его внешнем облике нет ничего особенного: небольшая огороженная площадка 30 на 10 метров во внутреннем дворе храма засыпана белым гравием, и на нем, как кажется, хаотично, разложены пятнадцать камней неправильной формы, вокруг которых растет зеленый мох. Однако, внешняя простота обманчива – с какой бы точки вы ни смотрели на камни, вы никогда не увидите все пятнадцать штук вместе. Если только не воспарить над садом, всегда один камень будет скрыт от вас каким-нибудь другим. Такая композиция не случайна – по буддистской философии увидеть все камни сразу может лишь тот, кто достиг духовного просветления.

Этот необыкновенный сад был создан в 1488 году и предполагается, что его архитектором был знаменитый японский мастер Соами, прославившийся многими дзэн-садами. Считается, что белый гравий символизирует море, камни – это острова, а мох вокруг них – леса. Впрочем, каждый из посетителей сада, возможно, увидит в этом упорядоченном хаосе из камней что-то свое.

Не все 15 камней, уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, древней столице страны, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

В Саду камней, как его называют, разложены и сравнительно большие глыбы, и небольшие камешки. Они расположены группами: пять, два, три, два и три. Вокруг них узенький кружок постриженной травы и гравий неровной формы, но примерно одинаковый по размеру. Видно, что гравий формирует концентрические круги вокруг камней, а немного дальше от них лежит прямыми грядами. Сад обнесен невысокой стеной, сложенной из вымоченной в масле глины и за долгие годы своего существования украсившейся ритмичным рисунком разводов.

Название Рёандзи состоит из трех иероглифов. Первый означает «дракон», второй – «спокойствие», третий – «храм». Первые два слова служат определением к третьему.

Люди, пришедшие в Рёандзи, рассаживаются на скамье вдоль этой каменной картины и подолгу разглядывают ее. Считается, что каждый видит в ней то, что ему подсказывает воображение. О создателе сада известно лишь, что это был художник и мастер садового искусства по имени Соами, умерший в 1525 году. Никто не знает, что подсказывало художнику его воображение, какой замысел руководил им при подборе камней.

Лично я, оказавшись перед Садом камней, высмотрел в нем то, что, вероятно, увидели многие – своего рода модель пейзажа. Большой, плоский сверху камень напоминает гору, прикрытую облаком и потому как бы без вершины, более мелкие острые камни похожи на скалы. Травка у основания камней изображает предгорную зелень.

Не случайно японцы часто называют такие композиции «каре-сан-суи» – «сухой пейзаж». Имитация живописного пейзажа с помощью камней и гравия – в японской традиции. Уже несколько веков назад в Японии стали создавать такие «сады» из камней (или камней и песка, а то и просто из песка) для украшения богатых домов и храмов.

Но не только для украшения. В храме Рёандзи Сад камней служит объектом созерцания. В буддистской школе дзен, учение которой еще в VI веке пришло в Японию из Китая (там оно называется чань-буддизм), особое значение придается созерцанию.

Рассказывают, что основатель этой школы великий индийский мыслитель Бодхидхарма, добравшись до Китая из Индии, девять лет оставался в Лояне, одном из крупных китайских городов того времени, где все это время пристально созерцал голую стену в полной тишине. Наступил момент, когда веки монаха стали смыкаться от усталости. Тогда он их отрезал – и на том месте, куда упали веки, вырос чайный куст. Так впервые появился чай. Впоследствии напиток из чайного листа монахи всегда использовали для поддержания сил во время медитации.

Все это, конечно, легенда. Доподлинно известно лишь то, что в дзен-буддизме главным способом медитации является созерцание. Именно благодаря созерцанию можно рассчитывать достичь озарения.

Озарения добился Будда. Оно позволяет постичь суть жизни, осознать источник страдания и найти путь его прекращения. Последнее сводится прежде всего к избавлению человека от земных страстей.

Дзен-буддизм делает упор на овладение искусством самоконтроля, на достижение человеком состояния бессознательного, как бы позволяющего соединить тело с душой, познать истину вне разума. Даже не пройдя весь путь к озарению, медитирующий достигает многого, прежде всего научается овладевать чувствами, подавлять страсти.

Показательно, что в Средние века дзен-буддизмом увлекались японские самураи – профессиональные воины. Тренировки в духе дзен-буддизма позволяли им сохранять хладнокровие в бою, преодолевая чувство боли и страх перед смертью.

В свете этого объяснения наиболее монотонная часть каменного пейзажа – гравийные полосы, – видимо, даже более важна для медитирующих, чем собственно разной формы камни. Именно они позволяют человеку отрешиться от всего земного и познать истину вне разума через ощущения тела. Но для подобного озарения, очевидно, надо очень много времени. Монахи храма Рёандзи посвящают этому занятию всю жизнь.

в чем суть? 🚩 как сделать сад камней дома 🚩 Дизайн

Сады существуют в разных странах, но только в Японии можно увидеть такие сады, в которых нет растений. Они составлены из камней. Такой сад японцы называют Карэсансуй – «сухой сад».

Традиция японского сада вообще и сада камней в частности тесно связана с синто – национальной японской религией. В основе ее представление о духовных сущностях, которыми наделены предметы и природные явления, в том числе и камни.

Впрочем, буддизм тоже оказал влияние на эту традицию, ведь ее основоположником был Сосэки (1275-1351)– религиозный и государственный деятель, покровительствовавший дзен-буддизму. Принципы построения сада связаны с этим религиозно-философским направлением.

Особое отношение японцев к камню объясняется тем, что более половины территории этой страны – это горы и предгорья. Сад камней – это еще и образ природы, у которой человеку надлежит учиться. Связь с природой подчеркивается еще и тем, что для создания садов используются необработанные камни в их первозданном виде.

В противоположность саду, заполненному растениями, которые постоянно находятся в «движении жизни», в изменении, сад камней связан с идеей неизменности мира, устойчивости его фундаментальных основ.

Камни размещаются на ровной площадке, покрытой либо песком, либо галькой. В европейских подражаниях используют гальку разных цветов, но в настоящих японских садах она чаще бывает светло-серой. При помощи граблей на поверхности площадки проводят бороздки, складывающиеся в волнообразный рисунок в виде концентрических кругов – символ водной стихии. Благодаря этому камни ассоциируются с островами, ведь Япония расположена на островах.

Расположение камней на первый взгляд кажется хаотичным, но в нем есть особая система. Человек может смотреть на сад из любой точки – количество камней, которые он увидит, будет одинаковым. Это еще один образ устойчивости, постоянства мира.

Число камней всегда бывает нечетным, и камни никогда не располагаются симметрично.

Камни разделяются на пять групп, одна из которых является основной, а другие – второстепенными. Одна из второстепенных групп подчинена основной, подчеркивая ее идею. Третья группа (ее называют гостевой) контрастирует с главной, уравновешивая ее, четвертая устанавливает связь сада с архитектурой дома, пятая создает фон композиции.

Камни располагаются, образуя триады: один большой камень и два поменьше. Это связано с триадой, изображаемой в буддийских храмах: Будда и двое его ближайших сподвижников.

Каждый камень в отдельности тоже обладает особой символикой. Например, вертикальный камень может символизировать небо, а горизонтальный – землю. Японцы различают камни «стоячие», «лежачие», «поддерживающие», «прислоняющиеся», «убегающие», «догоняющие» и еще десятки видов, и у каждого из них – своя роль в композиции.

Самый известный японский сад камней – сад храма Реан-дзи. Он состоит из 15 камней, и считается, что все камни может увидеть только тот, кто достиг просветления. Этот сад внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *