Архитектура Японии — Википедия
В архитектуре Японии заметны заимствования из китайской архитектуры. В отличие от китайских и созданных в Японии под влиянием китайского стиля зданий, для типично японских сооружений характерна асимметрия. В целом, для японской архитектуры характерно стремление к простоте. Постройки светлые и открытые, в основном состоят из прямоугольных элементов[1].
Для традиционной японской архитектуры вплоть до периода Мэйдзи основным строительным материалом являлось дерево. Причинами использования деревянных конструкций были доступность и простота изготовления. Изогнутые крыши в первую очередь связанны с тем, что они сделаны из свежего бамбука. При засыхании бамбук закручивается и становится твёрдым. Кроме того, деревянные конструкции лучше подходили для японского климата, позволяли обеспечить естественную вентиляцию помещений, а также позволяли легко переместить сооружение, разобрав его и собрав на новом месте[1].
Традиционные деревянные жилые дома простых японцев, называемые
Сохранившиеся образцы архитектуры древней Японии до IV века практически отсутствуют. Сведений об архитектуре этого периода в древних японских текстах «Кодзики» и «Нихон сёки» очень мало. Внешний вид строений ранней Японии обычно воссоздают по найденным глиняным моделям жилых домов ханива и рисункам на бронзовых зеркалах.
Раскопки и исследования показывают, что сооружения раннего периода японской истории, называемые «татэ-ана дзюкё» («жилища из ям»), представляли собой землянки с крышей, покрытой соломой и ветками. [1] Крыша поддерживалась с помощью каркаса из деревянных опор. Позже появляются постройки на сваях «такаюка», используемые в качестве зернохранилища. Конструкция помогала предотвратить порчу запасов зерна от наводнений, сырости и грызунов. Такого же типа дома строили для старейшин племён.
В третьем веке н. э. с наступлением периода Кофун в районах Осаки и Нары в большом количестве сооружались огромные курганы, служившие гробницами для правителей и местной знати. В настоящее время в Японии обнаружено более 10 тыс. курганов.[2] Эти сооружения имели круглую форму, позднее — форму замочной скважины и часто окружались рвами с водой по периметру. Один из самых известных сохранившихся курганов находится в городе Сакаи, префектура Осака, считается что это усыпальница императора Нинтоку. Это самый крупный курган в Японии, его размеры составляют 486 метров в длину и 305 метров в ширину.
В I—III веках складывается традиция сооружения синтоистских святилищ, представляющих собой комплекс симметрично расположенных строений. Собственно синтоистский храм представляет собой деревянное неокрашенное сооружение прямоугольной формы на сваях с массивной двускатной крышей. Стили — симмэй (Исэ), тайся (Идзумо) и сумиёси (Сумиёси).
Особенностью синтоистских храмов являются ворота тории (яп. 鳥居) при входе в храм. Тории не имеют створок, по форме напоминают букву «П» с двумя верхними перекладинами. Перед святилищем могут быть расположены одни или двое ворот тории.
В соответствии с принципом всеобщего обновления синтоистские храмы регулярно перестраиваются с использованием тех же материалов. Так святилище Исэ-дзингу, основная синтоистская святыня Японии, посвященное богине Аматэрасу, полностью перестраивается каждые 20 лет.
Начиная с середины VI века в Японии распространяется буддизм, завезённый из корейского государства Пэкче. Буддизм оказал сильное влияние на архитектуру этого периода. Одним из важнейших изменений стало использование каменного фундамента. Первые буддистские религиозные постройки представляли собой практически точные копии китайских образцов. Расположение строений производилось с учётом гористого ландшафта, постройки располагались асимметрично, в расчёт бралась больше совместимость с природой. Влияние буддизма на архитектуру синтоистских храмов выразилось в увеличении декоративных элементов, строения окрашивали в яркие цвета, дополняли металлическими и деревянными украшениями.
Одной из самых древних из сохранившихся деревянных построек в мире считается буддийский храм Хорю-дзи (яп. 法隆寺) в городе Нара, построенный принцем Сётоку в 607 году.
Строения выполнены в архитектурном стиле китайской династии Тан, комплекс состоит из 41 отдельных строений. Важнейшие из них — главный или Золотой зал (Кондо) и пятиярусная пагода высотой 32 метра. Храмовый комплекс Хорю-дзи внесён в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Примером храмовой архитектуры XIII века служит буддистский храм Тодай-дзи в городе Нара, построенный в 745 году. Храм считается самым крупным деревянным строением в мире.[2]
Храм Феникса (храм Хоодо) в монастыре Бёдо-ин | Украшение на крыше храма Хоодо | Храм Дайго-дзи в Киото |
Камакура и Муромати[править | править код]
Адзути-Момояма[править | править код]
Период Эдо[править | править код]
В эпоху Мэйдзи в Японию проникает западная (европейская и американская) архитектура. После заключения неравных ансайских договоров в «договорных портах» возникают экстерриториальные поселения иностранцев, например иностранное поселение Кобе. Эти поселения застраиваются домами в европейском стиле. Такие дома в европейском архитектурном стиле, в которых жили европейцы и американцы, постоянно проживающие в Японии, получают название идзинкан. Застройка «идзикан» сохранилась в районе Кобе Китано-тё. Аналогичный район Яматэ есть в Иокогаме.
Здания в западном или смешанном западно-японском стиле строятся и для нужд Японии. Примером является школа Кайти в Мацумото. В Японии начинают работать иностранные архитекторы, например Джеймс Гардинер. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж — первое высшее техническое заведение Японии, где в том числе готовили и архитекторов. Архитектуру в колледже преподавал Джосайя Кондер. Выпускники колледжа, его ученики Тацуно Кинго, Катаяма Токума, Сонэ Тацудзо, Сатати Ситидзиро и Симона Кикутаро стали первым японскими архитекторами, овладевшими принципами западной архитектуры. Примеры их работ — дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку (Катаяма Токума).
Примеры архитектуры эпохи мэйдзи можно увидеть в музее под открытым небом Мэйдзи-мура.
Архитектура периодов Тайсё и раннего Сёва (до Второй мировой войны)[править | править код]
В начале XX века в Японии подождали пользоваться популярностью различные течения европейской архитектуры, такие как неостили и эклектика. Примером может служить Мемориальный зал открытия порта Иокогамы, построенный в 1917 году (неоренессанс).
Иностранные архитектуры подложили играть важную роль в развитии японской архитектуры и после Первой Мировой войны. Одним из них был чешский архитектор Ян Летцель, который построил в Японии более сорока зданий, однако почти все они были уничтожены Великим землетрясением Канто в 1923 году. Сохранились руины Выставочным центром торгово-промышленной палаты Хиросимы (1915 год). Здание было большей частью разрушено атомной бомбардировкой Хиросимы, и а настоящее время известно, как Мемориал мира в Хиросиме.
Одним из важнейших пионеров современной архитектуры в Японии был Антонин Раймонд (родился в Австро-Венгрии, этнический чех, позднее получил гражданство США). Раймонд сотрудничал с Фрэнком Ллойдом Райтом, по проекту которого в Токио был построен отель «Империал» (не сохранился, входная группа перенесена в музей под открытым небом Мэйдзи-мура). Благодаря Раймонду, испытавшему влияния Ле Корбюзье, в Японию начали проникать идеи модернизма. Важнейшим японским архитектором-модернистом стал Кунио Маэкава, бывший учеником Раймонда.
В 1930-х годах на волне национиализма в Японии сформировался стиль Тэйкан-дзукури, «стиль имперской короны», в котором европейский неоклассицизм сочетался с элементами традиционной архитектуры. Памятники этого стиля сохранились не только в самой Японии, но и на территориях бывшей Японской империи — Корее (Сеульская библиотека), Тайване (Исторический музей Гаосюна, первоначально — администрация Гаосюна), Сахалине (Сахалинский государственный областной краеведческий музей).
Современная японская архитектура (после Второй мировой войны)[править | править код]
Новые технологии оказали существенное влияние на архитектуру Японии. Необходимость заново строить разрушенные после Второй мировой войны города дала большой стимул для развития японской архитектуры. При этом отстроенные заново города сильно отличались от довоенных. В результате в эпоху Мэйдзи освоения западных технологий строительства и материалов новые сооружения из стали и бетона сильно отличались от традиционных японских зданий.
Важнейшими архитекторами первых послевоенных десятилетий были Кунио Маэкава, Кэндзо Тангэ. В 50-70-х годах в Японии развивалось архитектурное течение метаболизм, получившее всемирную известность. Позднее всемирную известность (Притцкеровская премия 1995 года) приобрёл Тадао Андо (начало профессиональной деятельности — 1969 год).
- ↑ 1 2 3 4 АРХИТЕКТУРА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М.: Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3.
- ↑ 1 2 Аверинцев С. С., Алексеев В. П., Ардзинба В. Г. и др. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общей ред. Г. М. Бонгард-Левина. — Москва: Мысль, 1989. — С. 282. — 479 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-244-00274-0.
- ↑ Buddhist Monuments in the Horyu-ji Area (англ.)
ФотоТелеграф » 15 сногсшибательных примеров современной архитектуры Японии
Список причин, по которым стоит посетить Японию, тянется в бесконечность, и не последнее место в нём занимает её великолепная архитектура, как старинная, так и современная, о которой пойдёт речь в нашей подборке фотографий.
Торговый комплекс Намба Парки в Осаке.
Детский сад вокруг дерева.
Дошкольное учреждение собирает дождевую воду, чтобы дети могли играть в лужах.
Уникальный дом в лесу для двух пенсионерок, созданный японским архитектором.
Галерея Ebisu East Gallery в районе Сибуя в Токио.
Крошечный дом в Токио.
Банк Sugamo Shinkin Bank в Кавагути.
Дом с садом в Токио.
Здание культурного центра ACROS в Фукуоке.
Здание Ribbon Chapel в Хиросиме.
Необычный дом с горкой.
Башня-капсула «Накагин» в Токио.
Банк Sugamo Shinkin Bank в Итабаси.
Апартаменты в Токио.
Лесной дом в виде вигвама Nasu Teepee в посёлке Насу.
16 чудес японской архитектуры | Туры в Японию Туроператор по Японии
Япония – страна сотен примеров интересной и впечатляющей современной и исторической архитектуры.
Древняя японская архитектура характеризовалась «чувством племени» и включала в себя уникальные погребальные курганы и деревянные конструкции с соломенными крышами. Начиная с периода Нара, когда китайская буддийская архитектура начала оказывать влияние на дизайн, архитектура Японии сильно продвинулась вперед.
Начиная с периода Хэйан в японской архитектуре стали проявляться уникальные характеристики, отображающие сложный смысл эстетики и уникальные плотницкие техники, давшие возможность стране построить одни из самых больших деревянных сооружений в мире.
Период между 1860 годом и Второй Мировой войной отмечен внедрением западной архитектуры в Японию, осторожно впитывающую новые идеи. В послевоенный период японская архитектура вновь развила свой уникальный, сложный и отличительный стиль.
Посмотрим на некоторые самые значительные примеры японской архитектуры.
1. Небесное дерево, Токио
Это самое высокое здание Японии высотой 634 метра или 2080 футов. В дизайне здания были использованы черты традиционных японских пагод. Небесное дерево, как и пагода, «висит» на центральной колонне. Как известно, пагоды благодаря своей конструкции устойчивы к землетрясениям. Здание укреплено и современными амортизаторами размером 100 тонн на случай землетрясений. Небесное дерево образует равносторонний треугольник в нижней части здания, которая становится все более округлой с каждым этажом. На самом верху форма становится идеально круглой.
2. Зал Большого Будды в храме Тодайдзи, Нара
Тодайдзи – большой просторный храм в Наре, основанный в 728 году. Когда-то храм был известен двумя пагодами, которые по высоте уступали лишь великим пирамидам, но затем во время землетрясения были разрушены практически сразу после завершения строительства. В храме Тодайдзи до сих пор есть несколько высоких зданий. Зал Большого Будды считался самым большим деревянным сооружением в мире до 1998 года, когда современные деревянные здания превзошли его.
3. Башня-кокон, Токио
Здание колледжа в Синдзуку, построенное в форме кокона, чтобы «подпитывать студентов изнутри», — второе самое высокое образовательное учреждение в мире.
4. Ниппон Будокан, Токио
Будокан – это зал дзюдо, построенный для Олимпийских Игр 1964 года. Зал был создан по образцу зала Снов в храме Хорюдзи в Наре. Концертный зал здесь никогда не планировался, но, тем не менее, необычная восьмиугольная форма дает поразительный акустический эффект. Все здание будто бы движется в такт музыке, как гигантский динамик. В результате Будокан превратился в легендарный концертный зал, в котором проводились около 50 концертов самых именитых артистов.
5. Здание De Beers,Токио
Небоскреб в Гиндзе с замысловатым фасадом, выполненным из стекла и металла. Невозможно пройти мимо здания и не заметить его, так как конструкция абсолютно нереальна.
6. Храм Хорюдзи, Нара
Хорюдзи – храм в Наре, знаменитый самой древней выжившей деревянной конструкцией в мире. Это – 5 этажная пагода, построенная в 6 веке. Храм также известен уникальным восьмиугольным залом снов.
7. Пирс Осанбаси, Йокохама
Пирс Осанбаси – пассажирский терминал в порту Йокохама, принимающий гигантские круизные корабли, например, «Queen Elizabeth 2». Его широкая крыша – это прогулочная зона из дерева и газона, приспособленная для отдыха и наблюдения за океанскими волнами, окружающими пирс. Из этого уютного места открываются чудные виды на центральный деловой район Йокохамы Минато Мирай.
8. Башня Йокохамы
Башня-ориентир в Йокохаме была самым высоким зданием Японии с 1993 по 2012 год. Здание выглядит весьма значительно с широкими этажами, на которых открыты отель, офисы, магазины, рестораны и смотровая площадка на 69 этаже. 79 самых быстрых лифтов в Японии перевозят пассажиров со скоростью 45 километров в час. Путь на самую вершину занимает всего 40 секунд.
9. Городская администрация, Токио
Башни-близнецы являются архитектурной доминантой Западного Синдзуку — делового района Токио. Из-за того, что здание по архитектуре напоминает компьютерные чипы, большинство считает, что башни – часть городской панорамы сказочного Готэм-сити.
10. Храм Сандзусангендо, Киото
Храм 12-го века известен тем, что его длина составляет 120 метров. А также тем, что на территории «расположились» 1001 богиня, каждая с 42 руками. Храм считается самой длинной деревянной конструкцией Японии.
11. Замок Химедзи, Химедзи
Замок Химедзи или замок белой цапли – крупнейший сохранившийся замок Японии. Построенный в 1333 году сейчас замок выглядит так, как выглядел в 17 веке. В замке на сегодняшний день 83 здания и 2 сохранившихся рва. На территории замка расположены извилистые лабиринты, которые, кажется, специально были созданы, чтобы запутать следы.
12. Акрос, Фукуока
15-этажное здание по архитектурной задумке выглядит как висящий сад. Многоуровневая крыша увеличивает пространство, здесь находится сад с 50 000 растений. И вполне ожидаем просторный светлый атриум внутри.
13. Мост Акаси Кайкё, Кобэ
Самый длинный в мире подвесной мост, соединяющий Кобэ с островом Авадзи. Мост сконструирован так, чтобы быть устойчивым к землетрясениям. Надежность его была проверена в 1995 году по время большого хансинского землетрясения, когда эпицентр находился непосредственно за мостом.
14. Вокзал Киото
Главный зал вокзала Киото длиной около полукилометра с высотой полотков 70 метров. Это лучшее место, чтобы отправиться в бесконечность с билетом в один конец. В здании вокзала очень много интересных деталей и сгруппированных пространств, как, например, мостики на потолке, известные как «Небесный путь».
15. Кинкакудзи, Киото
Кинкакудзи – небольшой позолоченный храм, пример редкой японской архитектуры. Вызывающий золотой экстерьер каким-то чудным образом гармонирует с эстетикой сада, и поэтому место считается одним из самых фотогеничных в Японии. Архитектура храма стала основой для японских домов, и влияние этого стиля можно обнаружить в японских жилищах и по сей день.
16. Здание Umeda Sky, Осака
Здание состоит из двух 40-этажных башен, соединенных на уровне крыши просторной смотровой площадкой, куда поднимаются два эскалатора, будто бы застрявшие в воздухе между башнями. Дизайн здания принадлежит Хироси Хаара, бывшему профессору Университета Токио, который также разработал проект вокзала Киото. Эти две достопримечательности имеют много общего. Например, эскалаторы здания Umeda Sky слегка напоминают проходы и мостики на потолке вокзала Киото.
9 древних замков и храмов Японии необычайной красоты
Храмы и замки Японии довольно сильно отличаются от тех, что мы привыкли видеть в Европе. Эти древние японские постройки как нельзя лучше отражают культуру страны, символизируют гармонию человека с природой. Все замки выполнены только из натуральных материалов — камня и дерева. На текущий момент на территории Японии насчитывается свыше полусотни замков, причем многие из них сохранились в своем первозданном виде.
Замок Одавара построен в Японии в 1418 году, а в 1960 реконструирован
Величественный замок в Осаке, созданный в 1585 году
Замок Нидзё в Киото построен в далеком 1603 году
Этот замок имеет несколько построек и чудесные сады. Самыми прекрасными из строений являются дворец Ниномару, Восточные ворота, Северные ворота и Юго-восточная башня.
Замок Химэдзи, один из древнейших в стране, был основан в 1333 году
Замок Аидзувакамацу (дата основания — 1384 год)
Необычайно древний храм Сэнсо-дзи, который основали в Токио в 628 году
Токийский храм Кинкаку-дзи, возведенный в 1397 году
Замок Инуяма (1537 год), его реконструкция завершилась в 1965 году
Императорский дворец Токио и его дивный сад
Поделись с друзьями:
Современная архитектура Японии: ТОП достопримечательностей
Во время путешествия по Японии стоит взглянуть на шедевры современных архитекторов. Различные здания поражают воображение и часто являются предметом восхищения гостей страны. Они расположены в разных городах и поэтому во время поездки по Японии можно полюбоваться хоты бы одним из них.
Шедевры и достопримечательности Японии
В Токио есть множество ярких и интересных объектов архитектуры, в полной мере представляющих современное развитие страны. Например, жилое здание Cellbrick, состоящее из большого количества металлических прямоугольных модулей. Модули отличаются внешне и размещены в шахматном порядке. Это придает зданию необычный вид, а внутри стены похожи на сплошные стеллажи с небольшими полочками.
Двухэтажный жилой дом Hansha Reflection имеет очень необычную форму. Авторы проекта здания этим стремились отразить жизненный уклад и философию японцев. Во дворе есть площадка, а совсем рядом находится секвойный парк Нагое.
В Канагаве расположена школа из стекла и стали, являющаяся филиалом технологического института. Прямоугольное одноэтажное спроектировано архитектором и дизайнером Джунией Ишигами. Идея создания такого сооружения выражена в том, что образовательному процессу нужна свобода и отсутствие правил.
В Токио есть коммерческий центр Mikimoto House, имеющий 24 этажа и необычный внешний вид. Комплекс был построен в 2005 году в экономическом районе Джинза, Токио. Строение выполнено из стали и железобетона имеет не только уникальный дизайн, но функционально и просторно внутри.
Небоскреб в форме кокона имеет высоту в 204 метра. Строительство этого филиала школы моды Mode Gakuen University было завершено в 2006 году. Здесь расположены рестораны, бутики, кафе. Это здание является 19-м по высоте из всех небоскребов Японии. Сооружение занимает второе место в списке самых высоких образовательных зданий мира.
В Нагое есть развлекательный комплекс «Оазис 21», который открылся в 2002 году. Магазины, автобусный терминал, рестораны размещены в этом здании оригинальной округлой конструкции, напоминающей инопланетный корабль как его представляют режиссеры многих фильмов. Крыша наполнена водой, имеет овальную форму, а в темное время суток подсвечивается с яркими эффектами.
традиционные материалы, кровля, сдвижные перегородки и т.д.
Японским строителям всегда приходилось соперничать с угрожающими их творениям тайфунами, землетрясениями, наводнениями и оползнями. Традиционный строительный материал — дерево, в особенности древесина хвойных пород, щедро поставляемая лесами, которые покрывают значительную часть страны. Тот факт, что в Японии и сегодня стоят старейшие деревянные постройки в мире (датируемый 670 г. Хорюдзи в 10 км к юго-западу от Нары) и что здесь же находится крупнейшее в мире сооружение из дерева (Тодайдзи в Наре высотой 50 м и, как говорят, перестроенный в 2/3 его первоначальной величины), свидетельствует о том, что выработанная японцами техника строительства чрезвычайно успешно справляется с созданием прочных и долговечных конструкций.
В традиционной японской архитектуре коробчатые формы сочетаются с тяжелыми, искусно сработанными кровлями. Вес крыш принимают на себя столбы или колонны, а потому стены могут быть тонкими и не несущими вплоть до того, что уже и не являются собственно стенами, а превращаются в подвижные перегородки. Внешние стены зачастую представляют собой не более, чем наборы сдвижных деревянных панелей, которые легко снять и таким образом ликвидировать преграду между внутренним и внешним пространством — весьма ценное свойство в условиях влажного японского лета. Резной декор, в особенности храмов и других пышно оформленных строений, часто поражает обилием завитков, спиралей и разного рода криволинейных орнаментов, вероятно, призванных компенсировать простую, похожую на коробку конструкцию.
Храм ХорюдзиКрыша храма ХорюдзиХрам Тодайдзи в НареМатериалы, традиционно используемые в интерьерах, просты и гармоничны. Сдвижные перегородки делаются либо в форме полупрозрачных сёдзи, через которые в помещение проникает мягкий свет, либо в виде оклеенных более тяжелой и непрозрачной бумагой фусум, либо из дерева. Полом служат толстые, износостойкие соломенные маты, застеленные тростниковыми циновками (татами), либо полы деревянные. Несущие деревянные опоры не прикрываются, потолки обычно деревянные или из плетеных материалов разного типа. Деревянные поверхности, как правило, остаются неокрашенными.
Небоскребы ИокогамыЯпония также освоила современную архитектуру и строительные материалы, в особенности в крупных городах. Материалы типа стеклянных труб, блестящей металлической отделки, бетона, полос оксидированного алюминия, полупрозрачных стекол и пологов из синтетических волокон — в порядке вещей. Футуристические здания оснащены высокотехнологичными системами вентиляции с подогревом и повторным использованием воздуха, смонтированными на крышах коллекторами солнечной энергии и стенами, направляющими ветер во дворы и внутренние помещения. Вынашиваются планы использования фотогальванического стекла, которое превратит здания в мини-электростанции.