Романский художественный стиль интерьера. История и особенности романского стиля. Фото романского стиля. Соборы в романском стиле.
Общая характеристика
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.
Основные элементы
Основными элементами романского стиля являются: рельефная плоскость, лаконичность и простота; цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный; бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии; прямоугольные и цилиндрические формы; полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру; каменные, массивные, толстостенные конструкции; замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
История
Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья.
Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.
Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.
Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.
Черты и особенности
Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.
Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.
Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.
Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамической плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.
Мебель в романском стиле:
Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.
Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.
Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.
Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.
Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.
Фото
Как нарисовать замок легко и красиво?
Рубрика: Техника рисованияПрактически все дети любят слушать и смотреть сказки. Мальчикам больше нравятся сюжеты про отважных рыцарей в стальных доспехах, спасающих принцесс из заточения, а честной народ от врага окаянного. Девочки же больше не равнодушны к историям о принцессах, волшебных животных и необычных артефактах, таких как: волшебное зеркало, говорящая кукла, сапоги-скороходы. Однако, несмотря на различие сюжетных линий, практически каждую сказку объединяют два аспекта: волшебство и наличие замка. И если первое передать на бумаге достаточно сложно, то повторить замок состоящий из башень, множества окон и массивных ворот, особого труда не составляет. Вариантов исполнения для детей и взрослых предостаточно. Главное, не запутаться изначально, заранее представив визуально, как нарисовать замок легко и красиво. Такой творческий подход поможет отодвинуть посторонние мысли на задний план, составив в голове зарисовку образа возникшего перед глазами.
Содержание:
Как нарисовать замок простым карандашом легко и красиво? Мастер-класс на фото
Шаг №1 — середина
Шаг №2 — набросок
Шаг №3 — башни
Шаг №4 — кирпичная отделка
Шаг №5 — окна и ворота
Шаг №5 — дорисовка элементов
Шаг №6 — штриховка
Современный замок, как нарисовать легко и красиво? Пошагово с фото
Как нарисовать замок детям легко и красиво? Фото и видео
В сегодняшней статье мы предлагаем своим читателям не только пофантазировать на тему «Как нарисовать замок легко и красиво?», но и посмотреть на примеры уже готовых работ, а также картинок для срисовки. Фото идеи представленные ниже — это ничто иное, как завершенные рисунки детей и взрослых разных возрастов. Каждый их вариантов по своему интересен, имеет авторскую задумку и цветовую палитру. А самое важное, что помимо сложных техник, встречаются легкие и простые, передающие всю красоту архитектуры и дизайна здания замка.
Как нарисовать замок простым карандашом легко и красиво? Мастер-класс на фото
Одним из самых простых и популярных вариантов рисунка замка карандашом является простая геометрия. Набросок при помощи линейки и простого карандаша передается на белый альбомный лист в несколько подходов.
Шаг №1 — середина
Вначале, лист разделяется на 4 равные части, для определения середины. Это неимоверно важно, так как каждая фигура должна быть пропорциональной.
Шаг №2 — набросок
С помощью линейки необходимо выстроить общие очертания замка с помощью геометрических фигур: одного большого, среднего и двух вытянутых прямоугольников, и верхушки состоящей из ровного квадрата.
Шаг №3 — башни
Как на фото ниже, возведите над вытянутыми прямоугольниками и квадратом — ровные треугольники и небольшие отступы.
Шаг №4 — кирпичная отделка
Придайте крепости рельефа с помощью небольших квадратиков. Для этого на первом и втором этаже пририсуйте равномерные выступы.
Шаг №5 — окна и ворота
В любой сказке замок имеет множество окон. Поэтому, не стоит пренебрегать этим! Нарисуйте как можно больше окошек, на равном расстоянии друг от друга. Не забудьте и о воротах, так как в средневековье крепости охранялись за счет прочных и крепких ворот из мощного бруса.
Шаг №5 — дорисовка элементов
Дорисуйте все кирпичики на замке, а на крыше — красивую черепицу.
Шаг №6 — штриховка
Чтобы замок выглядел живым и более или менее натуральным, раскрасьте крепость с помощью штриховки мягким карандашом.
Современный замок, как нарисовать легко и красиво? Пошагово с фото
Как и в первом варианте, современный замок рисуется с помощью линейки. Вначале выстраивается набросок, состоящий из нескольких геометрических фигур, а уже после прорисовываются окна, ворота и фасад. С помощью линейной перспективы дорисовывается дорога и окружающий зеленый газон.
Пошаговый мастер-класс продемонстрированный на фото ниже больше подходит для взрослых и подростков. А вот детям лучше предпочесть более легкий, можно даже сказать простой вариант.
Как нарисовать замок детям легко и красиво? Фото и видео
Девочкам и мальчикам дошкольного возраста, а также школьникам учащимся в младших классах, наверняка приглянется вариация простого сказочного замка, состоящего из простых геометрических элементов. Пошаговые мастер-классы на фото и видео помогут воспроизвести «волшебные» жилища Диснеевских принцесс.
Чтобы нарисовать замок легко и красиво, совсем не обязательно самому придумывать архитектуру здания. Достаточно срисовать с готового примера понравившуюся средневековую крепость.
Прошу тебя, проголосуй!
Загрузка…Романское искусство | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ
« Как нарисовать карандашом драпировку (материю) | Главная | Готическое искусство »
Автор: admin | 03 Апр 2015
Феодальная раздробленность в начале ІІ тысячелетия послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, не противоречащих, однако, единому общеевропейскому стилю. Паломничества и крестовые походы 11-13 вв. обогатили европейское искусство знакомством с культурой Востока.
Замок феодала
В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик сменяется камнем. Для нейтрализации давления свода (полуцилиндрического, а затем крестового) на стены и столбы храмов делались толстыми и массивными, проемы — редкими и узкими.
Полуцилиндрический свод
Камень заменяет дерево и в крепостных стенах, окружающих стоящий на возвышении замок феодала с центром — жилищем сеньора – башней донжон.
Крестовый свод
В 11-12 вв. усиливается роль городов. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, росли скученно, вверх. С 12 в. началась регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города — рыночная площадь, на которой строился собор города и ратуша. Город заселялся по профессиям.
Типичная романская церковь
11-13 века — время расцвета монументального искусства. Росписи покрывают стены и своды храмов, а скульптура декорирует интерьер и наружные поверхности (западный фасад, капители колонн).
План типичной романской церкви
Искусство стало не только «евангелием для неграмотных», но и средством устрашения. Сцены страданий и мученичества соседствуют с нерелигиозными мотивами. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и скульптуры, условность образного строя средневекового искусства удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности.
Портал романской церкви
Франция. В 11-12 вв. Франции принадлежала ведущая роль в культуре Европы. Здесь зародились монументальная скульптура и живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. В отдельных областях Франции прослеживаются специфические особенности их архитектуры.
Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом и венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (скульптуры ц. Сен Мартен в Type).
Церковь Сен Мартен в Туре. Франция
Особенной суровостью, простотой гладких стен, отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь с боковыми нефами, равными по высоте центральному (ц. Нотр-Дам дю Пор в Клермоне).
Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермоне. Франция
Суровый облик храмов Западной Франции, области Пуату смягчает обилие наружного декора ( ц. Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье).
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Франция
Южная и Юго-Западная Франция, сохранили связь с античной культурой. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют величественные фасады, напоминающие римские триумфальные арки.
Церковь Сен-Трофим в Арле. Франция
В портале встречаются мотивы классической архитектуры (ц. Сен Трофим в Арле, ц. аббатства Сен Жиль). При церквях есть клуатр — дворик, окруженный крытой галереей.
Церковь аббатства Сен Жиль. Франция
Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Образцом церквей Бургундии послужила ц. аббатства Клюни, пятинефная, с двумя трансептами и длинным нартексом, увенчанная пятью башнями. Для поддержания здания вводятся опоры у наружных стен — контрфорсы.
Церковь аббатства Клюни. Реконструкция. Франция
Под влиянием этой церкви построен собор Сен Лазар в Отэне.
Собор Сен-Лазар в Отэне. Франция
Храмы Нормандии также лишены декора, но трансепт в них однонефный, отсутствует венец капелл. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий их облик напоминает крепости (ц. Сент Трините в Кане).
Церковь Сент Трините в Кане. Франция
Нормандия сохранила построенную с учетом новейших достижений фортификации крепость Гайар.
Крепость Гайар. Франция
В живописи все прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции.
Фреска церкви Сен Савен сюр Гартан. Франция
Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, фрески ц. Сен Савен сюр Гартан), как узор на коврах (ковер из соб. в Байе).
Фрагмент ковра из собора в Байе. Франция
С 12 в. огромную роль в декоре французских храмов играет скульптура назидательного характера, которая развивалась под влиянием миниатюры. В рельефах Лагендока большую роль играет линейный рисунок, бесплотные изображения повышенно экспрессивны, большое внимание уделено повествовательности.
Рельеф церкви Сен Сернен в Тулузе. Франция
Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей, которые изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем они заполняют всю плоскость (рельефы ц. Сен Сернен в Тулузе, ц. аббатства Сен Пьер в Муассаке).
Рельеф церкви аббатства Сен Пьер в Муассаке. Франция
Скульптура Бургундии складывалась под влиянием лангедокской. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах — одухотворенности (рельеф «Страшный суд» собора Сен Лазар в Отэне).
Рельеф Страшный суд собора Сен Лазар в Отэне. Франция
Скульптурный декор Прованса и Оверни трактован под влиянием античной скульптуры. По сторонам портала статуи святых, фасады во всю ширину украшены фризами. Изображения полны драматизма и патетики, но в них много живых наблюдений из современной жизни (ц. Сен Трофим в Арле).
Скульптуры церкви Сен Трофим в Арле. Франция
Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс, скульптуре которой характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур (королевский портал Шартрского собора).
Королевский портал Шартрского собора. Франция
Германия. Города Германии к 14-15 вв. достигли большой силы. В них стали строиться первые романские соборы. Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами с востока и запада, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор). От церквей дороманского периода эти храмы отличаются крестовыми сводами.
Вормсский собор. Германия
На рубеже 12-13 вв. в архитектуре появляются элементы готики. Так, Бамбегский собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах.
Бамбергский собор. Германия
Живописность собора достигается благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному оформлению порталов. Ему близок собор в Наумбурге.
Собор в Наумбурге. Германия
В романский период бурно развивается книжная миниатюра. В школе Рейхенау прослеживается эволюция от живописно-иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными в 10-11 вв. были изображения властителя на троне («Евангелие Отгона III»).
Евангелие Оттона ІІІ. Германия
На 11-12 вв. выпадает расцвет трирской школы, для миниатюр которой характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита («Регистр св. Григория»).
Регистр Святого Григория. Германия
Италия. В романском искусстве Италии даже в средние века ощущается связь с Древним Римом. Отсюда чувство меры в архитектуре, естественность в соединении с величием красоты — в пластике и живописи.
Собор Монреале в Палермо. Италия
В романский период в Италии было несколько художественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (ц. в Палермо).
Церковь Сант Амброджо в Милане. Италия
Наибольшее число романских церквей, характерных для Северной Италии, находится в Ломбардии (Сан Амброджо в Милане, Сан Дзено в Вероне).
Церковь Сан Дзено в Вероне. Италия
Венецианская школа сохраняет связь с Византией до 16 в. (собор Св. Марка).
Собор Святого Марка в Венеции. Италия
Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (ансамбль в Парме).
Собор, колокольня и баптистерий в Парме. Италия
Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных. По фасаду — аркады, во внутреннем дворике — галереи. В облицовке фасадов используется мрамор (ц. Сан Миниато аль Монте).
Церковь Сан Миниато аль Монте. Италия
Жизнерадостные церкви Флоренции — это предвестники ренессансной культуры (Пизанский комплекс).
Пизанский комплекс. Италия
К этому же времени относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры: рельефы капителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей. Библейские сюжеты соседствуют с сюжетами басен и истории (рельефы Моденского собора).
Рельеф Моденского собора. Италия
В монументальной живописи Италии прослеживаются воздействие византийского искусства и раннехристианских традиций.
Мозаика в Чефалу. Италия
Наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская школы (мозаики в Чефалу, в Палатинской капелле).
Мозаики в Палатинской капелле. Италия
Но уже со 2 пол. 13 в. наблюдается вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов.
Испания. В романском зодчестве Испании отразилась эпоха беспрестанных войн. Сооружения этого периода имеют крепостной характер (дворец Алькасар в Сеговии).
Дворец Алькасар в Сеговии. Испания
Большое влияние на испанское искусство оказала Франция (ц. Сант Яго де Компостелла).
Церковь Сантьяго де Компостела. Испания
Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации («Портик славы» ц. Сант Яго де Компостелла).
Портик славы церкви Сант Яго де Компостелла. Испания
Во фресковой живописи господствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но изысканная цветовая гамма (росписи ц. Сан Клементе де Тауль). С 12 в. появляются алтарные живописные образа на дереве фронталес.
Росписи церкви Сан Клементе де Тауль. Испания
Англия. В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен.
Собор в Дерхеме. Англия
Специфически английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья (собор в Дерхеме, собор в Или).
Собор в Или. Англия
12 век — «золотой век» романского искусства, распространившегося по всей Европе и приобретшего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи.
Читать далее Готическое искусство
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »
Отзывы
Особенности романского стиля в живописи, архитектуре и скульптуре
Романский стиль господствовал в Западной Европе X-XII вв.; сформировался он во Франции, а позднее распространился на все европейские государства, находившиеся в сфере влияния римской католической церкви. Название этого нового направления указывало на его связь с искусством древнего Рима. В романском стиле возводились новые христианские храмы (чаще бенедиктинского и цистерианского орденов) и замки, также этот период ознаменовался расцветом книжной миниатюры и декоративно-прикладного искусства.
Архитектура храмов
Планировка романских храмов была достаточно простой. Стены складывались из каменных блоков в форме геометрических фигур: параллелепипеда, призмы, пирамиды, конусов и цилиндров. Церковь в плане имела форму латинского креста с двумя короткими сторонами. В конструкции крыши использовались полукруглые и крестообразные своды (иногда скрещивали два полукруглых).
Внутри храм делился обычно на три продольных нефа. Центральный (главный) неф был шире, чем боковые, и переходил в пресвитерий (святилище). Там находился алтарь и во время службы сидел капеллан (пресвитер). Пресвитерий заканчивался полукруглым выступом – апсидой. Под пресвитерием находилась крипта, где хоронили умерших и сохраняли реликвии. Центральный неф пересекался поперечным нефом – так называемым трансептом. Характерной чертой романского стиля были полукруглые арки, применяемые в конструкции сводов, окон и порталов. В XI-XII веках постепенно перестали строить отдельно стоящие колокольни, у новых церквей по сторонам главного входа возводились две башни.
Романские здания были очень массивными. Толстые каменные перекрытия были очень тяжелыми, им требовались стабильные опоры, которыми служили толстые колонны, утяжелявшие постройку. Кроме того, романские постройки были невысокими. Чтобы не ослабить стены, окна в них делали совсем небольшие – поэтому в зданиях, построенных в этом стиле, царит полумрак.
Церковь Святого Якова
Чем отличался романский стиль от другого известного в средневековье стиля – готики
Романские здания были тяжелыми и приземистыми. Строили их из обтесанных каменных блоков. Они часто выполняли оборонную функцию, поэтому имели толстые стены и маленькие окна. Постройки готического стиля были стройные и изящные сложенные из кирпича. Они казались легкими, возносящимися в небо. Это впечатление усиливали узкие, высокие, остроконечные окна.
Скульптура и живопись
Романский стиль – прежде всего стиль архитектурный, но это не означает, что в этом стиле не было создано ни одной скульптуры или картины. Однако эти произведения были довольно простыми и «подчинялись» архитектуре, поэтому романская живопись – это главным образом настенная роспись (фрески), а скульптура – прежде всего рельефы, которыми покрывались капители колонн, арки или опорные столбы. При этом изображения человеческих тел не всегда были пропорциональны.
Темами для фресок и рельефов служили сюжеты из Библии и Житий святых. Кроме того, в живописи и скульптуре для создания орнаментов использовали растительные и геометрические мотивы, изображения животных (реальных или фантастических), а также разнообразные гирлянды.
Библия для бедных
Произведения романской скульптуры не только служили украшением храмов – они выполняли и значительно более важную роль. Их заданием было показать людям, как следует жить в соответствии с Евангелием.
На рельефах изображались сцены Библии, показывалось, что после смерти получают праведники и какие муки ожидают грешников после смерти. Поэтому такие обучающие нравственности рельефы или росписи называли Библией для бедных.
Аббатство Клюни
В XI веке французское аббатство Клюни было духовным центром западного христианства. Большой собор аббатства считается одним из самых выдающихся памятников романского стиля. Клюнийское аббатство было основано в 910 году, а в XI-XII веках была построена огромная для того времени базилика, которая до возведения собора святого Петра в Риме (XVI-XBII вв.) являлась самым большим христианским храмом. Базилика была 187 метров в длину, а в высоту центральный неф составлял аж 30 метров.
К великому сожалению, эта поистине великая романская церковь не сохранилась до наших дней в своем начальном виде. В период Французской революции аббатство прикрыли, и памятник средневековой архитектуры постепенно начал рушиться, и к 1823 году церковь и строения аббатства были окончательно разрушены. Осталась лишь часть здания с южной стороны поперечного нефа вместе с башней, а также фрагменты строений монастыря, среди этих строений амбар, в котором сохранилась капитель (верхняя часть) одной из высоченных колонн базилики.