РОКОКО: истоки, эстетика и характерные черты стиля
Рококо в изобразительном искусстве:
Жан Оноре Фрагонар «Счастливые возможности качелей» (1766 г.)
Оригинал взят у sergeyurich
В XVIII веке западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражающих общую картину смешения и и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.
Как же в этой непростой ситуации «уживались» классицизм и господствующие более полувека идеалы барокко, столь не схожие и во-многом даже противоположные по своей сути стили?
Классицизм был первым четко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества и свою идеологическую ориентацию (Если в начале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, родиной которого являлась Франция, оно служило противоречивым идеалам борьбы против тирании и утверждение гражданских прав личности. Но на последней стадии своего развития классицизм стал активно выражать идеалы наполеоновской империи — недаром своё художественное продолжение он нашел в стиле ампир).
Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль — рококо.
Искусство барокко в большей степени опиралось на интуицию, чем на рациональное начало, поэтому никакой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко и отверг его главный девиз: «Кто не нарушает правил, тот не поэт». Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенес в сферу отношений между отдельной личностью и государством.
Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы.
Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.
Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.
Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая — доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и «сады любви». Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.
Характерными чертами рококо, которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:
1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.
2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («прелестным безделицам»), наполняющим быт галантного человека «галантного века».
6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.
Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декотративно-прикладного искусства Франции (интерьеров дворцов и костюмах аристократии).
В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещенных над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).
Стиль рококо достаточно быстро вышел из моды.
Но его влияние, например, на импрессинистов не вызывает никаких сомнений. А наиболее наглядным вляние рококо выглядит в творчестве художников и архитекторов стиля модерн как в западной и центральной Европе, так и в России (посмотрите, например, картины Константина Сомова):
И конечно же, именно благодаря рококо, эстетике этого стиля и его гедонистической основе, стало возможным широкое распространение вот таких сюжетов в изобразительном искусстве:
Спальня в стиле рококо: характерные черты и особенности
Спальня в стиле рококо всегда выглядит дорого и изыскано. Это связано с тем, что этот стиль зародился в XVIII веке во Франции. Прямое значение слова «рококо» – «декоративные камушки», «раковины». Стиль подразумевает утонченность во всем и изысканность.
Основные особенности этого течения заключаются в том, что дизайнер всегда использует отделочный материал с принтом, что имеет ассиметричные и динамичные формы, а также точные линии. Это может быть крупный и грациозный орнамент пастельного оттенка. Чаще всего в отделке используются материалы белого и розового цвета, при этом они должны точно сочетаться между собой. Здесь никак не обойтись без золотых оттенков, которые встречаются и в отделке, и в мебели, и даже в текстиле.
Если говорить более точно о том, как выглядит спальня в стиле рококо, то нужно отметить, что это помещение напоминает комнату, в которой проходит карнавал или изысканный бал, с присутствующими исключительно почтенными гостями.
Содержание
- Особенности оформления помещения
- Важные моменты
- Как подобрать мебель для помещения?
- Советы экспертов
Особенности оформления помещения
Для декорирования стен в этом стиле всегда используются отделочные материалы с изогнутыми формами, с дробным рисунком.
Очень изысканно смотрится орнамент с различными завитками и плетениями, они могут переплетаться между собой, создавая настоящие шедевры искусства.
Приемлемо оформлять стены и обоями, которые изготовлены из ткани. Если дизайнер решает сделать стены под покраску, то нужно использовать несколько секретов, чтобы стены выглядели блестящими и гладкими. Для этой цели используют специальную глянцевую ткань или шелк.
Важно! Нельзя забывать и о том, что в комнате обязательно должна присутствовать лепнина, и ее должно быть много.
Она может иметь самую разнообразную форму. Но важно не переборщить с декором, иначе помещение будет выглядеть дешево и безвкусно. Обычно используют лепнину белого или золотого цвета.
В целом, нужно отметить, что спальня в стиле рококо – это помещение, в котором проживают люди с отменным чувством вкуса и точными знаниями о том, что такое роскошь, изысканность и богатство.
Что же касается оформления потолка, то здесь нужно учитывать тот факт, что он должен быть исключительно однотонным, хотя на нем должна присутствовать лепнина, которая покрыта краской белого или золотого цвета.
Дизайнеры часто используют различные приемы, которые предполагают, что потолок окажется продолжением стены. Этого можно достичь, если применить определенные переходящие узоры. В реальности этого удается достигнуть, используя плавные переходы, которые имеют полукруглые формы. Их декорируют очень тонким принтом, они имеют название падуги. Также в этом случае окажется уместной специальная тематическая фреска.
Пол тоже оформляется соответственно стилю. Для укладки этой поверхности можно использовать:
- плитку, изготовленную из керамики;
- мрамор;
- паркет.
Если бюджет не позволяет использовать мраморный пол, то можно взять плитку из керамики, которая сделана под мрамор. На сегодня выбор напольных покрытий настолько широк, что даже с минимальным бюджетом можно достичь хорошего результата. Если использовать паркетную доску, то удастся получить действительно шикарный интерьер.
Важные моменты
Как и при оформлении любого другого помещения, в этом случае также важно придерживаться советов специалистов. Если говорить о выборе отделочного материала, то нужно знать точное количество, которое будет использовано во время ремонта. При ошибке в расчетах можно приобрести меньше положенного, в этом случае существует риск того, что в результате отделочного материала не хватит и его придется срочно докупать. Но бывает так, что вновь купленный материал отличается оттенками, или его нет в наличии. Тогда дизайнеру придется менять свой замысел, а это лишняя трата времени и денег.
Когда речь идет об укладке пола, то следует заранее знать размер паркетной доски, а также количество полос данного материала или плитки. Не менее важно точно определиться с цветом отделочных материалов, что используются для оформления помещения. Любые погрешности в подборе могут нарушить основную цветовую гамму.
Что касается текстильных изделий, то в спальне рококо уместны ковровые покрытия. Они должны иметь правильные размеры. Красиво смотрится небольшой ковер на полу с глянцевой поверхностью.
Интерьер в стиле рококо требует точного соблюдения всех правил, которых сложилось немало. Оформление данного помещения лучше доверить опытному эксперту.
Как подобрать мебель для помещения?
Самое основное правило, которое нужно выполнять, подбирая мебель в спальню в стиле рококо, это то, что все конструкции должны быть максимально удобными, но при этом, иметь небольшие размеры.
Важно и то, что вся мебель не имеет прямых линий – это могут быть тумбы с дугообразной стенкой или верхней поверхностью, кровать с круглой передней стенкой или изогнутой задней частью.
Также приемлемо использовать мягкие диваны небольших размеров, которые имеют форму тахты. Допускается и такая мягкая корпусная мебель, как:
Все конструкции должны изогнутые ножки или любой другой декор изогнутой формы.
Насчет обивки следует отметить, что она должна быть с примитивным орнаментом. К примеру, хорошо смотрится лоза или сетка в форме ромбов, также часто встречаются различного рода цветочные гирлянды.
Внимание! Нельзя забывать о золоте: оно обязательно должно присутствовать в обивке мягкой мебели.
Его должно быть очень много в интерьере, поэтому лучше, чтобы цвет этого драгоценного металла присутствовал и в обивке мебели, и в текстиле, и в отделочных материалах.
Что же касается материалов, из которого изготавливают мебель для такой спальни, то чаще всего это дерево цвета ореха или липа. Именно из таких сортов древесины производили изделия в XVIII веке. Это связано с тем, что они лучше других поддаются резьбе.
Но и э то не все. Часто в стиле рококо встречается картоньерка, в ней хранят бумагу. А вот секретер используется для соединения комода с письменным столом. Нельзя обойтись без столика, на который устанавливается маленькая вазочка, пепельница или статуэтка.
У кровати устанавливаются пуфики, комод с лаковой поверхностью. Кровать лучше подбирать с красивым изголовьем, которое украшено резьбой и волнистыми линиями.
Советы экспертов
Практически все эксперты в один голос утверждают, что спальня в стиле рококо должна быть украшена разного рода аксессуарами, это легко заметить, если посмотреть на фото такого интерьера.
Относительно аксессуаров важно отметить, что они должны быть изготовлены из фарфора, и натуральных тканей, а декорированы золотом. Это могут быть:
Внимание! В такой спальне должно быть много зеркальных поверхностей.
Зеркала можно отделать тканью, красиво смотрится шелк или бархат. Но можно использовать и деревянную рамку, только она обязательно должна быть с резьбой и покрыта золотом. Все подушки и покрывала украшаются вышивкой, предпочтение отдается шелковой ткани.
Люстра подбирается из хрусталя с разного рода подвесками, лампочки лучше выбирать в форме свечи. Также нельзя забывать и о бра, которое устанавливается у изголовья кровати.
В спальне рококо всегда должны находиться цветы. Вазу с растениями можно установить на специальный столик или же поставить у изголовья кровати по другую сторону бра.
Специалисты утверждают, что основное внимание при оформлении спальни следует обращать именно на лепнину. В данном случае она встречается практически везде: и на двери, и на стене, и на потолке и даже на окнах.
Еще нельзя забывать и о том, что в помещение обязательно должен быть установлен камин, можно использовать электрический аналог, только внешне он должен напоминать истинный старинный очаг, вносящий в интерьер уют и романтические нотки.
Из картин лучше выбирать копии полотен эпохи зарождения рококо. Если финансовые возможности позволяют, то можно использовать и оригинальные картины.
Стиль рококо очень схож с барокко, и в том и в другом присутствует роскошь и богатство. Только в первом случае не нужно много пространства и высоких потолков.
отличительные черты и разница между стилями
Архитектура и интерьеры эпохи Просвещения и Нового времени вряд ли кого-то оставляют равнодушными — они вызывают либо бурный восторг, либо категорическое отрицание. Но и сегодня архитекторы обращаются к стилям барокко, ампир, рококо, потому что людям нравится эта эстетика, она находит отклик в их душах. Однако часто разницу между этими историческими стилями может понять только специалист. Расскажем о том, чем отличаются барокко, рококо и классицизм, как они появились и каковы их характерные признаки.
Понятие больших стилей в искусстве
Стиль – это устойчивая форма чего-нибудь, в нашем случае – произведения искусства, архитектуры. Большие стили являются следствием эволюции художественного мышления, осмысления пространства и времени, развитием общественного видения мира. Стиль – это своеобразное мировоззрение эпохи. В истории искусства наблюдается смена доминирующих стилей, поэтому разные эпохи ассоциируются с определенным, устойчивым художественным мышлением. Однако стили -барокко, рококо, классицизм и другие — никуда не исчезают. Всегда есть творцы, которые находят художественные ресурсы в существующих направлениях. Особенно на современном этапе развития искусства, когда наблюдается их сосуществование. Обычно исследователи говорят о том, что есть большие стили, такие как готика или барокко, и направления, такие как ампир или символизм. Каждый стиль характеризуется собственным набором выразительных средств, что и позволяет относить произведения к тем или иным течениям.
История барокко
На излете эпохи Возрождения в Италии возникает новый стиль. Он стал противовесом классицизму и рационализму. Специалисты считают, что появление его обусловлена тремя факторами: это изменения о мире, связанные с великими географическими открытиями, контрреформация в католицизме и развитие в архитектуре ордерной системы. Также есть точка зрения, что возникновение барокко вызвано желанием Италии и Рима удержать за собой звание культурного центра Европы. К 16 веку итальянская аристократия растратила свои богатства, и средств на возведение роскошных дворцов уже не хватало. Тогда, чтобы продолжать поражать представителей других стран своим богатством, и были придуманы новые выразительные формы, призванные поражать воображение зрителей. В эту эпоху меняется жизнь людей, набирает вес научное познание мира, люди начинают заниматься разными видами деятельности.
Из Италии стиль распространяется по всей Европе. Во Франции он выразился в виде «большого стиля» Людовика Четырнадцатого, в котором объединились классицистические традиции и элементы барокко. Этот стиль охватил разные виды искусства, но наиболее ярко он проявился в архитектуре и оформлении интерьеров.
В нескольких странах была популярна барочная литература, в Италии и Нидерландах расцветает живопись в стиле барокко. В Испании и ее колониях данный стиль получил не только массовое распространение, но и усиление, его еще называют ультрабарокко. Испанцы распространяют свою версию стиля и на Латинскую Америку. А вот Англия почти полностью избежала повального увлечения барочной пышностью.
Барокко и рококо стали разными формами диалога с классицизмом. Барокко было его явным антиподом, а вот рококо позже пыталось примирить избыточность, присущую барочной архитектуре и живописи, и строгость классицизма. Эпоха барокко продлилась с 16 до 18 века и оставила огромное художественное наследие, которое и сегодня восхищает людей и находит продолжателей этой традиции.
Отличительные черты
Каждый стиль — готика, барокко, рококо, ампир как поздний классицизм — имеет свой набор выразительных средств. Основные эпитеты, подходящие для описания барокко – это «пышность» и «избыточность». Ведь не напрасно этот термин чаще всего переводят как «причудливый, склонный к излишествам». Его отличительными чертами являются торжественность, величавость, избыточность. Стиль призван выразить полноту жизни, наслаждение ею. В архитектуре и живописи этой эпохи наблюдаются монументальность и динамизм, разнообразная игра цвета и света, контрасты. Художники этого периода часто обращались за вдохновением к античным мотивам. Барочные произведения стремятся к интенсивной зрелищности и иллюзорности. Художник стремится обмануть зрителя, создать для него пространство там, где в реальности его нет. Итальянская аристократия хотела за счет живописи придать своим покоям максимально роскошный вид, отсюда и появляется это нагромождение всего, обрушение на зрителя массы выразительности, чтобы у него перехватило дух и он уже был не в состоянии всматриваться в детали.
Барокко в интерьере
Барочная живопись создавалась в первую очередь для оформления палаццо итальянских аристократов. Постепенно стиль охватил весь интерьер. Для барочных помещений характерны большие объемы, масштабность. Стены обильно украшаются живописью. Узнать барочные интерьеры просто: в них всегда обилие позолоты, деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами: виноградные лозы, листья, цветы, множество скульптуры на античные темы. Авторы интерьеров в этом стиле активно используют прием цветового контраста. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, с резьбой, богатыми драпировками, с богатыми тканями, гобеленами. Для создания иллюзии простора часто используются зеркала, нарисованные пейзажи, продлевающие перспективу комнат.
Барокко в архитектуре
Художественные стили в разной степени проявляются в разных видах искусства. Барокко и рококо, так же как классицизм, максимального размаха достигли в архитектуре. Эпоха барокко знаменита своими величественными постройками. Среди них Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме. Барочные постройки отличаются большими объемами, они стремятся произвести грандиозное впечатление на зрителя, используя для этого колонны, кариатид, вогнутые и выгнутые фасады, сложный декор фасадов. Типичными постройками эпохи стали дворцы, ансамбли площадей с фонтанами и скульптурой, парковые ансамбли с красивыми павильонами, монастырские и церковные комплексы. Барочные здания стремятся выглядеть максимально дорого, в них так и бьет по глазам избыточность всего.
История рококо
На смену чрезмерному барокко приходит более утонченная и соразмерная реальности новая эпоха – рококо. Барокко стремилось во что бы то ни стало поразить зрителя, а его французский вариант старался показать вкус художника и владельца помещения. Возникает этот стиль, или, как говорят некоторые специалисты, направление, во Франции в начале 18 века. После смерти Людовика Четырнадцатого жизнь перемещается из огромных дворцов в салоны и дома аристократии. При следующем Людовике жизнь становится веселее, аристократия стремится получить все удовольствия сразу, предчувствуя трагические времена. И на этом историческом фоне появляется новый стиль, в наибольшей степени он проявился в оформлении жилищ.
Специфические черты
Рококо становится естественным продолжателем барочных традиций, однако в нем ощущаются и капли классицизма. Новое направление старалось преодолеть нечеловеческие масштабы барокко. Это направление связано с уходом в мир фантазии, в нем нет желания потрясти зрителя. Напротив, здесь цель — создать впечатление легкости, фантазийности, жизнерадостности. Основные черты этого направления — воздушность, обилие света, изысканность и затейливость.
Рококо в интерьере
Главные отличия барокко и рококо заключаются в том, что заказчиком первого был короли, высшая знать, и стиль был предельно парадным, а второй был предназначен для оформления частной жизни, он уже призван не только производить внешний эффект, но и быть удобным для жизни. Поэтому этот стиль в наибольшей степени проявился в дизайне интерьеров. Планировка помещений в стиле рококо уже не была анфиладной, а составляла асимметричные комплексы. В оформлении интерьеров преобладают закругленные, плавные линии. Помещения становятся меньше, камернее, потолки уже имеют высоту, соразмерную человеческому росту. Во всем ощущается стремление к комфортной жизни. Поэтому в этот период создается чрезвычайно удобная мебель. Цветовая палитра становится нежнее, часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зеленым, голубым, сиреневым. Помещение наполнялось множеством аксессуаров: вазы, текстиль, различные фигурки. В эту эпоху появляется представление об интерьере как целостном ансамбле. Эпоха Людовика XV – это время зарождения частного коллекционирования, и в своих интерьерах люди выставляли экспонаты своих собраний.
Рококо в архитектуре
В период рококо строительство смещается с возведения дворцов и огромных архитектурных ансамблей в сферу частного строительства. Поэтому рококо преимущественно представлено в виллах и домах аристократии. Поэтому в данном стиле преобладают небольшие постройки, в декоре используется мотив рокайля (завитка, напоминающего ракушку) и картуши. Фасады, как и интерьеры, окрашиваются в пастельные цвета. Строения отличаются асимметричностью, плавными линиями, изощренностью. Главное в архитектуре этого периода – прихоть заказчика и фантазия архитектора. Наибольшего рассвета этот стиль достиг в архитектуре Баварии. Знаменитые постройки в стиле рококо – Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме.
Сходство стилей рококо и барокко
Сравнивая эти два направления в искусстве, стоит помнить: одно вытекает из другого. И пусть в разной степени, но и барокко, и рококо являются антагонистами классицизма. Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных и античных мотивах. Оба направления в большой степени реализовались в интерьерах и архитектуре, в живописи представлены меньше, чем другие стили.
Различия стилей
Размышляя над вопросом о том, чем отличается барокко от рококо, стоит помнить исторический контекст. Барокко – это время великих надежд, а рококо – период предчувствия крушения. Поэтому главное отличие между ними – это масштаб. У барокко все грандиозное, все с размахом. А в рококо все мельче, изящнее. Вместо скульптур – статуэтки, вместо массивной мебели – более легкая и удобная. Для барокко характерна симметрия, театральность, размах, торжественность, парадность. А для рококо – тонкость, изящество, камерность, нюансы, галантность. В барокко все серьезно, а в рококо важна игривость, легкость.
Рококо — Википедия
Рококо́ (фр. rococo от rocaille «скальный») —термин, вошедший в употребление в середине XVIII века термин; его использовали с негативным оттенком. В XIX в. стиль рококо неправомерно считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко». Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в.), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. В переходный период Регентства после безумств Большого стиля Людовика XIV,скончавшегося в 1715 г., искусство переместилось от дворцовых празднеств Версаля в камерные салоны и гостиные парижской знати. Второй причиной камерности «стиля рокайля» является происхождение основного декоративного элемента от растительного завитка; этимологически термин «скальный» также связан с декором гротов и парковых павильонов Версаля и Марли. В отличие от барочных картушей, волют, раскреповок антаблемента, завиток рокайля носит атектоничный и деструктивный характер. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Рококо — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм. Ещё одна особенность заключается в том, что даже в Париже стиль рококо формируется в 1740-х гг. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего «стиля Людовика XV» и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Так Д. Дидро называл этот стиль «временем испорченного вкуса».
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель («хрящ») и ормушль («ушная раковина»). Один из наиболее ранних случаев употребления терминов «рокайль и картель» — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. ниже). Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…» (цит. по документу из РГИА).
Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за «позднее рококо»), так называемый рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры[2].
В 1960-70-е годы в отечественном искусствознании концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами […] „Амуры божества любви“ превращаются в — putti — рококо»[3].
Архитектура
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.
Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).
Интерьер
Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу — узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо — очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того, обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.
Живопись
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.
В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Видным художником является Пьетро Лонги. Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо — уютные гостиные, праздники, карнавалы. Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
Среди крупных представителей живописи рококо в других европейских странах: Фрэнсис Котс (в Великобритании), Жан Юбер (в Швейцарии), Густаф Лундберг (в Швеции).
Музыка
В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Помимо Франции, музыка рококо развивалась и в странах Германии, так как этому стилю благоволили Мария Терезия и Фридрих Великий. Среди композиторов этого стиля нужно отметить Йоханна Адольфа Хассе, Эммануэля и Кристиана Бахов, а также Леопольда Моцарта, влияние стиля также заметно в музыке его сына Амадея и Йозефа Гайдна.
Для стиля рококо в музыке характерны совершенно те же самые черты, что в живописи и в архитектуре. Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Да и сам по себе инструмент, клавесин, переживший в эпоху галантного стиля и рококо свою наивысшую точку расцвета и популярности, что это как не наивысшее выражение всех черт того же стиля рококо? Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства. Само собой, что внешняя отделка инструмента: вычурная, богатая, полная мелких украшений и тончайших деталей неизбежно дополняла единство стиля.
Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Так, большие оперы Рамо и Кампра также построены из небольших номеров, связанных между собой по сюитному принципу, а иногда и вовсе представляют собой феерическую сюиту, практически не связанную каким-либо вразумительным общим сюжетом. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Герои мифологических сюжетов опер представляли собой галантных кавалеров и дам, переодетых в пышные костюмы по принципу маскарада. Очень популярен был также жанр пасторали, с такими же галантными пастухами и пастушками, разумеется, ничего общего не имеющими с реальными крестьянскими типажами, занимающимися выпасом скота.
Cliche Lauros-Giraudon (XVIII век). «Три музы в поте лица».В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы, иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Музицировали, как правило, в сюитной форме, со временем постепенно набиравшей количество частей и обогащающейся многочисленными подробностями. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В сравнительно краткую эпоху Рококо сам по себе жанр сюиты сначала был доведён клавесинистами и мастерами инструментальных жанров до своего высшего развития, а затем до истощения и упадка, после которого он попросту покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра). Этот успех привёл к многочисленным подражаниям, повторениям и репликациям в творчестве других авторов, что вообще было характерно для эпохи Барокко в целом. Иногда занимательные эффекты перемещались прямо в музыкальную сферу, пародируя или изображая коллегу-композитора или передразнивая некоторые профессиональные привычки самих музыкантов. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). В салонах чаще всего исполнялись томные или игривые любовные песни, а также популярные арии из опер Рамо, Кампра и Люлли в переложении для клавесина или маленького камерного ансамбля.
Декоративно-прикладное искусство
Интерьер в стиле «позднего» Людовика XV — переход к неоклассицизму(музей Ниссим-де-Камондо)Стиль рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств; с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства.
В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе. Кроме фарфора — в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе — искусство сервировки стола.
Мебель рококо отличается характерными чертами. Одна из самых ярких черт — изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. Появляются новые предметы мебели: консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. Два наиболее распространенных типа кресел — «Бержер» и «Маркиза».
Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции.
Мода
Чешская аристократка, одетая по моде рококо.Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела.
Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки».
Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах (после того, как фонтанж окончательно вышел из моды) в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады», которые так любила Мария-Антуанетта. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади.
Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Жюстокор имел в начале века более прямую форму, затем претерпел эволюцию: его полы стали шире, как бы торчали в разные стороны. На рукавах были широкие обшлага. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка.
Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые (по сравнению с эпохой барокко) тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Если в эпоху барокко все женщины выглядят значительными и зрелыми (им как будто всем за тридцать), то рококо — это время юных нимф и пастушек, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. Модные запахи, духи, — фиалковый корень, нероли, пачули, розовая вода.
Литература
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо[4]. Литература рококо — это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» (фр. poésie légère) или «поэзия мимолётностей» (фр. poésie fugitive). Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.)
В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля, в частности Паоло Антонио Ролли и Пьетро Метастазио — в Италии, и Ф. Хагедорн, И. Глейм, И. Н. Гёц — в Германии[5].
В России
Примечания
- ↑ Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. СПб.: Азбука-Классика, 2008. Т. VIII. С. 236-254
- ↑ Латинский язык и отражение греко-римской мифологии в русской культуре XVIII века
- ↑ Чернов И. Опыт типологической интерпретации барокко // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 38
- ↑ Б.И. Пуришев. Рококо // А.А. Сурков «Краткая Литературная Энциклопедия». — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. — Т. 6. — С. 339.
- ↑ E. Ermatinger. «Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung». — Lpz., 1928.
Литература
- Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.
- Даниэль С. М. Рококо: от Ватто до Фрагонара. — 2-е изд. — СПб.: Азбука-классика, 2010 (Новая история искусства). — 333 с. — ISBN 978-5-352-02074-6 Первое изд.: СПб., 2007.
- История мирового искусства, ред А.Сабашникова, М.:БММАО, 1998.
- Сомов А. И. Рококо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Энциклопедический музыкальный словарь. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. «Советская Энциклопедия» М., 1966.
- Энциклопедия живописи. Изд. на рус. яз. — под ред. Н. А. Борисовской и др.,М.1997.
- Энциклопедический словарь живописи, под ред. Мишеля Лаклотта, директора Лувра, рус. издание, М.:Терра, 1997.
- Anger A, «Literarisches Rokoko», Stuttg., 1962.
- Andre Campra. L’Europe Galante. DHM Editio Classica. 1988.
- Gurlitt, «Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus» (Штутгарт, 1886—88)
- Dohme, «Barock- und Rokoko-Architectur» (Б., 1892).
- Schumann, «Barock und Rokoko» (Лейпциг, 1885).