Википедия архитектура барокко: Барокко — Википедия – Категория:Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Маньеризм и барокко

Свой вклад в архитектуру барокко сделал и маньеризм. Несмотря на все недостатки и капризы, мастера маньеризма подхватили эстафету интеллектуальных поисков, высокой эрудиции, виртуозного мастерства, научности и передали её архитекторам раннего барокко (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна).

Именно в это время (по потребностям общества) возникают типы величественного городского дворца, барочного монастыря, загородной виллы с дворцом и барочным садом. Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих церквей как в Италии, так и далеко за её пределами (Париж, Гродно, Львов и др.)

От маньеризма барокко унаследовало также влечение к необычному, удивительному, поразительному. Особенно это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках барокко (гигантская скульптура или гигантская же гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями и т. п.) Ещё большим влечением к необычному обозначенные коллекции — гравюр, минералов, иностранных растений (и оранжереи для них), создание кабинетов с первыми музейными коллекциями.

В Италии

Следующее поколение архитекторов барокко воспитает великого итальянского архитектора Франческо Борромини.

Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал помещения невиданной сложности. Это Борромини настоящий наследник эмоциональной насыщенной архитектуры Микеланджело Буонарроти, больший, чем Лоренцо Бернини или Пьетро да Кортона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Ювара. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли своё воплощение. Но от здания к зданию он набрал опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Ювара усиливает выразительность своих дворцов диагональными построениями, ризалитами, игрой различных объёмов. Декор становится всё более сдержанным, не избегает руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Но здания не становятся образцами классицизма, сохраняя величие, разнообразие и красоту именно барокко. Важным отличием архитектурного стиля Ювары стали чрезвычайно выразительные силуэты зданий (замок Ступиниджи, Мадридский королевский дворец, особенно базилика Суперга).

Многие мастера Италии, не находили на родине ни заказов, ни применение своим знаниям. Известно участие мастеров Италии ещё в построении готических соборов Франции. В XVII веке архитекторы Италии развезли новые архитектурные идеи по всей Западной Европе.

Во Франции

В Священной Римской империи

Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительное влияние оказали победа над Турцией и высвобождение европейских территорий от не европейской культуры, поскольку Турция и её культура тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединение промышленных территорий[неизвестный термин] в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался «строительный бум» — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, спроектировавший колоссальный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

В Речи Посполитой

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение

[2].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, Ф. Б. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

См. также

Примечания

Литература

  • сборник «Барокко в России», М., 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М., «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р. «Архитектура русского барокко», М., «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т. 5, М., изд. АН СССР, 1960
  • «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В. Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В. Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

Украинское барокко — Википедия

Украинское, или Казацкое барокко[1][2][3][4][5][6] — разновидность стиля барокко, первоначально, распространённая на Надднепрянской Украине, а после вступления Войска Запорожского в русское подданство, получившая широкое распространение в землях Русского царства и Российской империи в архитектуре, живописи, музыке и литературе.

Наибольшее распространение стиль украинского барокко получил в XVII-XVIII веках. Возникновение украинского барокко связано с национально-освободительным подъёмом в среде запорожского казачества, что придало украинскому барокко черты национального стиля.

Для историко-регионального стиля украинского барокко характерно сочетание композиционных решений западноевропейского барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества, древнерусской архитектуры и украинской народной орнаментики. Как отмечают некоторые исследователи, на левом берегу Днепра, а также в Слободском крае, при проектировании храмов традиции народного деревянного зодчества учитывались даже больше, чем прежние традиции православного зодчества. [7]. Известно и критическое, даже слегка ироничное, отношение знатоков русской архитектуры к украинскому барокко. Так И. Э. Грабарь отмечал «кустарно-пряничный характер» украинской архитектуры [8]. Г. К. Лукомский именно в отношении украинского барокко сформулировал свой знаменитый афоризм, о том, что такое зодчество состоит «не в постройке украшения, а в украшении постройки», называя подобные здания «резными рамами» и «расписными пряниками» [9].

Продолжение древнерусской традиции[править | править код]

Фрагмент декора Звонницы Софийского собора в Киеве

Рождение казацкого барокко принято связывать с обновлением киевских и черниговских храмов домонгольского времени при митрополите Петре Могиле и его преемниках. Впервые после падения Киевской Руси начали масштабно возводиться православные храмы. Обрушившиеся или обветшавшие своды храмов зачастую перекладывались, куполам придавалась характерная грушевидная или бутонообразная форма, когда на одну «луковицу» словно бы насаживалась другая. Барабан мог венчаться куполом в виде полусферы, на который насаживался ещё один барабан с ещё одним куполом луковичной или конической формы. При этом, в отличие от «русского стиля», диаметр «луковицы» меньше диаметра барабана. Цвет куполов либо золотой, либо зелёный. На монументальные крестовокупольные сооружения накладывался дробный барочный декор (полуколонны, ризалиты, портики) с изображением растительного орнамента и ангелов. Здания либо белились, либо штукатурились в контрастные бело-голубые цвета.

К числу обновлённых таким образом древнерусских памятников принадлежат собор Елецкого монастыря в Чернигове, Софийский собор в Киеве, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, соборы Выдубицкого и Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Тогда же в древнерусских монастырях впервые появились колокольни. Эти ярусные сооружения строились отдельно от храмов и венчались массивным грушеобразным куполом. Многие обители были обнесены каменной оградой декоративного назначения.

На древние образцы ориентировались и строители соборов в относительно новых монастырях. В соответствии с православным каноном это были храмы крестовокупольные, трёхапсидные, пятиглавые, четырёх- или шестистолпные. Вместе с тем декорированы они были на «польский» (барочный) манер, фасады иногда фланкировали башнями. К памятникам этой группы принадлежат «мазепинские» соборы — Троицкий в Чернигове (1679—1695), Николаевский военный собор (1690—1696), Богоявленский собор в Братском монастыре (1690—1693).

Среди архитекторов казацкого барокко выделяют Ивана Зарудного, Степана Ковнира, Осипа Старцева, Ивана Григорович-Барского и др.

Народное деревянное зодчество[править | править код]

Храмы приходские, которые строились «всем миром», а не по государственно-монастырскому заказу, в большей степени ориентировались на образцы казацкого деревянного зодчества.[10] Именно оттуда был позаимствован типичный для украинского барокко план церкви в виде креста с ячейками по углам, равно как и динамичная композиция центрального объёма. Строители каменных храмов брали за образец сельские трёх- и пятисрубные деревянные церкви, причём форма срубов, как правило, была восьмигранной.

В трёхсрубных храмах восьмерики обычно выстроены в ряд по продольной оси восток-запад (пример — Николаевская церковь в Глухове, 1693). В пятисрубных храмах восьмерики расположены крестообразно, при этом на углах имеются камеры, подчас весьма развитые, достигающие в высоту двух третей от основного объёма храма (Екатерининская церковь в Чернигове, Успенский собор в Новгороде-Северском). Очень редко встречаются храмы не о трёх и не о пяти, а о семи (Крестовоздвиженский собор в Полтаве, 1699—1709; Спасская церковь в Стародубе) и даже о девяти верхах (девятибанный Троицкий собор в Новомосковске, 1775-80; Войсковой Воскресенский собор в Старочеркасск

Каждый сруб венчает купол на гранёном барабане. Для храмов украинского барокко характерна особая грушевидная форма глав, завершенных маленькими главками. Излюбленный прием украинских зодчих — «заломы», то есть завершение храма в виде нескольких поставленных друг на друга ярусов, каждый из которых прорезает свод предыдущего. Переход от широкого восьмерика к меньшему решался с помощью оригинальной конструкции свода в виде срезанного пирамидального шатра с кровлей плавных очертаний.[11]

Гетманское ктиторство[править | править код]

Наиболее продуктивный период в истории украинского барокко связан с периодом гетманства Ивана Самойловича, Ивана Мазепы, Ивана Скоропадского и Даниила Апостола. Его нижнюю границу обозначает возведение Николаевского собора в Нежине (1668-70), верхнюю — строительство Апостолом Спасской церкви в Больших Сорочинцах (1733). Все упомянутые гетманы поощряли возведение храмов не только на словах, но и финансами. Наибольшее количество храмов было возведено в царствование Петра Великого, когда полномочия гетмана были весьма широки. Гетманство Ивана Мазепы ознаменовало расцвет зодчества на Днепровских берегах, что позволяет украинским искусствоведам сегодня говорить не столько о казацком, или украинском барокко, сколько о барокко «мазепинском» (uk:Мазепинське бароко)[12]

Мазепинским постройкам свойственны монументальная пышность и вольное расположение частей и деталей сооружений, декоративность орнамента и игра светотени, призванные подчеркнуть преимущества огромной площади каменных церквей.[13]

Храмы Слобожанщины[править | править код]

Большим своеобразием отличаются храмы Слободской Украины. Пятибашенный Спасо-Преображенский собор в Изюме (1682) принадлежит к типу казацкого полкового собора, в то же время его своды напоминают рубленые. Особенность Покровской церкви в Харькове (1689) — тесно поставленное в ряд трёхглавие в местной традиции трёхмастной многозаломной церкви. Та же декоративная схема применена при возведении Николаевской церкви Святогорского монастыря (ок. 1684). Принято считать, что все три памятника строились одной артелью мастеров, несомненно, под сильным влиянием местного деревянного зодчества и, возможно, под руководством Ивана Зарудного.[14]

Памятники слобожанской архитектуры XVII—XVIII вв. сосредоточены на востоке Украины и в западных областях Российской Федерации:

Гражданское зодчество[править | править код]

Наиболее известный пример гражданского зодчества украинского барокко — Черниговский коллегиум (1700-02). Сохранились также жилые дома казацкой старшины (как, например, дом полковника Лизогуба в Чернигове, палаты гетмана Мазепы под Рыльском) и монастырские трапезные палаты (наиболее ранний пример — в Троице-Ильинском монастыре, 1677-79).

Взаимовлияние[править | править код]

Правобережная Украина, оставшаяся после восстания Хмельницкого в пределах Речи Посполитой, продолжала развиваться в русле её архитектурных традиций, где вкусы диктовали заказчики — богатые магнаты, униатская и католическая церковь. Соответственно влияние народного деревянного зодчества на каменное зодчество здесь, если и проявляется, то весьма опосредованно. То же самое справедливо в применении к Белоруссии, где в XVIII веке на смену суровым, лишённым декора плоскостям «сарматского стиля» пришло виленское барокко, отличающееся в сравнении с украинским более прихотливым, вертикально устремлённым силуэтом, замысловатостью декорировки.

Украинское барокко оказало значительное влияние на становление барокко московского, многие мастера которого были выходцами с Левобережья. Архитектурным заимствованиям с Украины покровительствовали церковные иерархи, получившие образование в Киево-Могилянской академии. В конце XVII века в Русском государстве вслед за Украиной получают распространение храмы в форме восьмериков (см. восьмерик на четверике), иногда состоящие из трёх выстроенных в ряд объёмов (церковь царевича Иоасафа в Измайлово).

Купола Нового собора в Донском монастыре по украинской традиции ориентированы строго по сторонам света. Казанская церковь в Узком, подобно украинским храмам, — четырёхлепестковая пятибашенная. Волынец Фёдор Дубянский, став царским духовником, выстроил в своём имении Керстово под Петербургом точное повторение деревянного пятибанного храма в родном селе. Сибирские епископские кафедры занимали выходцы с Украины, чем объясняется, по-видимому, то, что мастера «сибирского барокко» ориентировались на украинские образцы в не меньшей степени, чем на московские.[15]

В то же время влияние украинского зодчества на русское не было однонаправленным. Декоративная система русского узорочья преломилась в таких украинских памятниках, как Молчанский монастырь под Путивлем. Возведением Военно-Никольского собора в Киеве руководил московский зодчий О. Д. Старцев, а один из самых характерных храмов украинского барокко, Всехсвятскую церковь Печерского монастыря, строил московский «каменных зданий художник» Д. В. Аксамитов. В середине XVIII века на Украине активно работали представители елизаветинского барокко — московские архитекторы Иван Фёдорович Мичурин (возведение Андреевской церкви по чертежам Растрелли) и Дмитрий Васильевич Ухтомский (Покровский собор в Ахтырке).

Наследие[править | править код]

На протяжении XVIII века украинское барокко видоизменялось под влиянием западноевропейских и российских архитекторов, работавших на Украине. В Киеве середины века строили мастера иностранного происхождения, такие, как Готфрид Иоганн Шедель (Большая Лаврская колокольня) и Бартоломео Растрелли (Мариинский дворец). Традиции национального зодчества продолжали Степан Демьянович Ковнир (собор в Василькове) и Иван Григорович-Барский (реконструкция Кирилловской церкви).

Последний из гетманов, К. Г. Разумовский, предпочитал местным строительным кадрам архитекторов, выписанных из Санкт-Петербурга. В его поместьях строили такие далёкие от украинской традиции мастера, как Антонио Ринальди и А. В. Квасов. Последний не только увлёкся местным зодчеством, но и смог вписать в него новую страницу, возведя девятикамерный с пятью верхами собор в городе Козельце на Черниговщине.

В правление Екатерины II господствующим направлением в архитектуре становится классицизм. Тем не менее ретроспективное направление оставалось востребованным, и на протяжении всего XIX века в храмовой архитектуре Киева и Левобережья были слышны отголоски казацкого барокко (грушевидная форма куполов). Переход от украинского барокко к новой эстетике можно проследить на примере киевских построек Ивана Григоровича-Барского (1713—1785).

В 1905-1915 гг. возводились отдельные храмы, сознательно стилизованные под постройки XVII—XVIII вв. (Покровская церковь в Плешивце, храм-памятник в Пляшеве на Казацких могилах). После обретения Украиной независимости (1991) были скрупулёзно восстановлены не только уничтоженные в советское время шедевры украинского барокко (Михайловский Златоверхий монастырь в Киеве), но и развернулось строительство новых церквей в духе осовремененного барокко (Троицкий собор в Киеве).

Известны следующие литературные жанры: рыцарская поэзия, казацкие летописи (Самовидца, сотника Григория Грабянки[16], летопись участника походов запорожцев С.В. Величко, составленная между 1720 и 1728 годами), исторические песни и думы, плачи и панегирики, а также философские курсы. Литературные памятники казацкого барокко представлены такими писателями как Стефан Яворский, Филипп Орлик, Иван Орловский, Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский, Гедеон Вишневский и др. Центрами поэзии в стиле казацкого барокко в конце XVII — начале XVIII столетия были академии и коллегиумы: Киево-Могилянская академия, Московская славяно-греко-латинская академия, в последней служили такие видные деятели казацкого барокко как Феофилакт (Лопатинский), Иннокентий (Кульчицкий), Варлаам (Лящевский) и др.[источник не указан 1751 день], Смоленский коллегиум, Черниговский коллегиум и Переяславский коллегиум — распространение получили не только философская поэзия, но и пародия на духовный стих, а также лирика. Песня, которая, по словам Гоголя, «для Малороссии все: и поэзия, и история, и отцовская могила Верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств волнений, страданий, дух прошлого, страждань.., дух минувшини» была важным элементом культуры. Одним из крупнейших представителей позднего казацкого барокко признан Григорий Сковорода.

К лучшим образцам живописи в этой стилевой манере принадлежат фрески в Троицкой надвратной церкви Киево-Печерской лавры. В период украинского барокко наблюдалось стремительное развитие гравюрного искусства. Использовалась сложная система символизма, аллегории, геральдические знаки и пышные украшения[17].

В портретах того времени сотников и полковников, высшего духовенства, политических и культурных деятелей эпохи казацкой вольности, обнаруживается пышный стиль барокко, который выражал их стремление к рафинированной аристократичности:

  • Распятие с лубенским полковником Леонтием Свечой, конец 17 века

  • Франциск Смуглевич: «Смерть Яна Ходкевича в Хотине 1621 г.», среди присутствующих — П. Конашевич-Сагайдачный в красном

  • Митрополит Петр Могила, Худ. неизвестен, 17 ст.

  1. ↑ Грабарь И. Э. Барокко Украины // История русского искусства, т. 2, вып. 8. СПб, 1910
  2. ↑ Shkandrij, Myroslav. Ukrainian Nationalism: Politics, Ideology, and Literature, 1929-1956
  3. ↑ Грани украинского барокко: Восток и Запад (на материале архитектуры)
  4. ↑ Poltava, Mazepa and Cossack baroque
  5. ↑ Architectural Conversation in Europe and in the Americas
  6. ↑ Subtelny, Orest. Ukraine: A History
  7. ↑ Енциклопедія Українознавства. — Львів, 1993. — T. 1. — C. 94.
  8. ↑ Грабарь И. Э. О русской архитектуре. М.: Наука, 1969. С. 50
  9. ↑ Лукомский Г. К. Украинское барокко. СПб., 1911. С. 8
  10. ↑ Шумицький М. Український архітектурний стиль. — К., 1914. — с. 9.
  11. ↑ В. Вечерский в своей статье Архивная копия от 2 января 2009 на Wayback Machine дает более детальное описание конструкций.
  12. ↑ Ярослав Загоруй. Общий знаменатель Бенджамина Франклина и Ивана Мазепы Архивировано 8 марта 2008 года.
  13. ↑ Павлуцкий Г. Каменное церковное зодчество на Украине //История русского искусства. — М., 1912. -Т. 2.-С. 383—384.
  14. ↑ Барокко и народный стиль в каменной сакральной архитектуре Слобожанщины Архивировано 7 февраля 2014 года.
  15. ↑ С. П. Заварихин. «Тобольский Кремль».
  16. ↑ ЛЕТОПИСЬ ГАДЯЦКОГО ПОЛКОВНИКА ГРИГОРИЯ ГРАБЯНКИ (недоступная ссылка)
  17. ↑ Ъ-Weekend — Национальный вид стиля

Архитектура барокко Википедия

Архитектура барокко — художественное направление и архитектурный стиль, включающий ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоха в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охватывающая значительный временной период, около 150—200 лет. Стиль барокко зарождался в Италии, главным образом в архитектуре Рима в середине XVI века и завершался в Италии во второй половине XVIII века, в других странах — в конце того же столетия [1]. Стиль Барокко в своем историческом развитии охватил все виды искусства, прежде всего архитектуру, но проявился также в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке), скульптуре, графике и декоративно-прикладном искусстве.

Истоки архитектуры барокко[ | ]

Корни стиля барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения в Италии. Стиль барокко — это архитектура грандиозных ансамблей и обширных пространств. Первым величественным ансамблем в итальянской архитектуре считают Бельведер в Ватикане, созданный архитекторомримского классицизма XVI века Донато Браманте. Проект Бельведера предусматривал создание ансамбля протяженностью около 300 метров, включающим несколько взаимосвязанных дворов, открытых пространств с садами и фонтанами, зданий различного назначения: Антикварий с собранием античных статуй, регулярный сад, Ватиканскую библиотеку и театр под открытым небом. Проект не был осуществлен полностью. Однако в формальном отношении постройки Браманте нельзя относить к барочному стилю. Концом эпохи римского классицизма условно считают две даты: кончину Браманте в 1514 г. и смерть Рафаэля Санти в 1520 г. Рафаэль много работал и в архитектуре. Существует мнение, его разделял, к примеру, М. Дворжак, что стиль классицизма в архитектуре и живописи фактически был создан и в формальном отношении завершён Рафаэлем. При созерцании его произведений, действительно, возникает ощущение формального предела: дальнейшее развитие кажется невозможным [2].

Согласно одной из версий, стиль барокко вырос из маньеризма, охватившего итальянское искусство во второй половине XVI века. Ярким представителем раннего манье

Архитектура барокко — Википедия. Что такое Архитектура барокко

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Истоки архитектуры барокко

Корни барокко уходят в архитектуру эпохи Возрождения. Первый, действительно большой и величественный ансамбль создан в Ватикане Браманте. Это двор Бельведер протяжением 300 метров, который был построен в едином стиле при сохранении различных функций зданий (Бельведер с античными скульптурами, регулярный сад, Ватиканская библиотека и театр под открытым небом). Но все формы архитектуры довольно спокойные, уравновешенные. Это ещё не барокко.

Идею Браманте по созданию ансамбля из нескольких зданий подхватил Виньола (1507—1573). Он не имел таких возможностей как Браманте в использовании многих стройматериалов и площадей. Поэтому его ансамбль виллы Джулия для папы римского Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) был небольших размеров. Вилле присущи уже все черты барокко — единый ансамбль с павильонами, садом, фонтаном, ступеньками различных типов, связывающие террасы разного уровня. Вилла ещё сильно отделена от окружающей среды, замкнута на себя, как большинство зданий Возрождения, а её архитектура тоже уравновешена, как и большинство сооружений эпохи Возрождения.

Напряжённость, гигантские размеры и эмоциональную насыщенность архитектуре привьёт Микеланджело. Именно в произведениях Виньола и позднего Микеланджело исследователи видят истоки архитектуры барокко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *