Стимпанк: что это такое | Миры
Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.
По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это — стимпанк.
Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.
Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк
11.04.2016
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
12.04.2016
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
13.04.2016
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
14.04.2016
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
15.04.2016
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
16.04.2016
Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.
Многие представляют себе стимпанк именно таким.
Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.
Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.
Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.
Брюс Стерлинг
Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.
С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.
Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.
Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.
Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.
Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.
Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.
Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».
Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».
В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).
Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.
Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.
Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.
Это интересно
Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.
В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».
В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.
Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.
Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».
Виктория и её эпоха
Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.
Применительно к стимпанку часто говорят — «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.
Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.
В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.
Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…
Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.
«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро.
Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.
А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…
Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.
Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.
Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.
Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».
Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.
В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.
Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.
В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.
Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!
Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…
Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.
В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.
Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.
У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.
Сохранившийся фрагмент «разностной машины» Бэббиджа.
Это не значит, что в стимпанке отсутствуют точные, компактные устройства. В роли своеобразной «микроэлектроники» выступают различные механические устройства — пружины, комбинации шестеренок, валики, барабаны, цепи, гирьки. Действие стимпанковских приборов также может быть основано на сложных химических реакциях или даже электроэнергии (только тогда, когда она не применяется в двигателях, иначе это будет уже не стимпанк) — например, знаменитые устройства Теслы, о которых мы рассказывали в апреле 2005 года («МФ» №20).
В стимпанке возможен даже искусственный интеллект — продвинутые вычислительные машины Чарльза Бэббиджа («дифференциальный вычислитель», или «разностная машина»). Тот же Бэббидж спроектировал механический принтер (набивавший результат вычислений разностной машины на перфокарты) и пытался разработать универсальную «аналитическую машину» — по сути, обычный компьютер, только механический.
Типичные персонажи стимпанка — пришельцы из викторианской эпохи, точнее, современного представления о ней. Безумные ученые и инженеры, как Виктор Франкенштейн и Робур-Завоеватель… Гениальные преступники и чудовищные маньяки, подобные профессору Мориарти и Джеку-Потрошителю… Бесстрашные путешественники и первопроходцы вроде Филеаса Фогга и Алана Куотермейна… Хитроумные сыщики — Шерлок Холмс, Нат Пинкертон…
Бескомпромиссные борцы за свободу, похожие на капитана Немо… Растленные аристократы и светские хлыщи, срисованные с Дориана Грея или Джорджа Браммела… Шпионы, пролетарии, алчные капиталисты, проститутки, добропорядочные обыватели-буржуа, мальчишки-беспризорники и многие другие знаковые персонажи жизни и литературы того времени.
Чудаки-ученые — типичные персонажи стимпанка (кадр из фильма «Город потерянных детей»).
Впрочем, к стимпанку часто относят произведения, в которых паровых технологий нет вовсе. Внимание авторов акцентируется на атмосфере, внешнем антураже, подчеркнутой эстетике викторианской эпохи и нео-готики — таков «атмосферный стимпанк». Фильмы «Молодой Шерлок Холмс» и «Город потерянных детей», романы «Машина лорда Кельвина» Джеймса Блейлока и «Вервольф в Лондоне» Брайана Стейблфорда — всё это примеры атмосферного стимпанка.
Стимпанк как образ жизни
Эстетика стимпанка оказалось настолько притягательна, что привела к рождению субкультуры с появлением собственной моды, дизайна, даже музыки. Движение стимпанков, особо популярное в Японии и известное также как «нео-викторианство», объединяет эстетические принципы викторианской эпохи с пристрастием к современным технологиям.
Стимпанк-мода — синтез стилистики готов, панков и «индастриал» с некоторыми элементами викторианства. У женщин — подвязки, корсеты, юбки с рюшами. У мужчин — крупные, грубые металлические заклепки на одежде, ботинки на высоких каблуках с огромными застежками. Музыкальный стимпанк — атмосферные мелодии, заставляющие слушателя почувствовать себя в конце 19 века.
Обложка книги GURPS Steampunk.
В правилах ролевой системы GURPS (Generic Universal RolePlaying System), созданной компанией Steve Jackson Games в 1986 году, была предложена сложная классификация «панковских» миров. Создатели игры объединяют их под общим термином «таймпанк» (timepunk), который обозначает любые альтернативно-технологические миры, ориентированные на разные исторические периоды развития цивилизации.Доминирование паровой технологии в мирах таймпанка не обязательно: движительной техносилой может быть что угодно, от големов до динозавров.
Отметим: жанрами эти «панки» называть не стоит — скорее, это варианты антуража.
Стоунпанк (stonepunk) моделирует мир, стоящий на технологическом уровне каменного века. Самый яркий пример — мультсериал и фильм «Флинтстоуны», пародия на современный американский быт с переносом его в доисторические времена.
Сандалпанк (sandalpunk) изображает мир эпохи Античности, где произошел технологический анахронизм — использование невозможных в реальности научных открытий. В итоге возникает будущее, где древнегреческая или древнеримская цивилизации не разрушились, а благополучно существуют и поныне. Так, паровой двигатель, придуманный Героном Александрийским, обрел реальное воплощение, в корне изменив ход истории («Другие песни» поляка Яцека Дукая).
Миддлпанк (middlepunk) — все то же самое, но с началом века пара в Средневековье.
Клокпанк (clockpunk) вдохновляется эпохой Возрождения и Барокко. Название происходит от использования часовых механизмов, которые в клокпанке обычно заменяют паровые машины. Например, в романе Поля Макоули «Ангел Паскаля» Леонардо Да Винчи устроил индустриальную революцию на 400 лет раньше положенного срока. Другими примерами клокпанка можно считать некоторые романы из «Плоского мира» Терри Пратчетта, цикл «Эпоха безумия» Грегори Киза, комиксы Нила Геймана «1602».
Реальная либо оставшаяся только в проекте техника в ретрофутуристических вселенных может воплотиться в традициях гигантомании: огромные винтовые самолеты, трансконтинентальные дирижабли, гигантские дизельные роботы, чудовищного вида механизмы. Это ответвление ретро-футуризма известно как дизельпанк (dieselpunk). Термин появился при создании компьютерной РПГ Children of the Sun. Наиболее яркие образчики дизельпанка — аниме «Изгнанник» (см. «МФ» №18, февраль 2005) и фильм «Небесный капитан и Мир Будущего». Подробно о дизельпанке мы писали в декабре 2004 («МФ» №16).
Стимпанк и подобные ему стили относятся к эстетическому направлению ретрофутуризм (retro-futurism) — изображению миров, где по какому-то капризу истории реальная или фантастическая технология прошлого играет доминирующую роль в будущем. В одних мирах технологическое развитие принимает особо гротескный характер. Например, возникают абсолютно безумные, невозможные средства передвижения вроде космических парусников из диснеевского мультфильма «Планета сокровищ» или летающего острова из аниме «Небесный остров Лапута». К ярким образчикам ретрофутуризма относятся также цикл Филипа Рива о Живых машинах, роман Теодора Джадсона «Война Фитцпатрика», комикс Neotopia.
26.08.2017
Многобашенные танки, паровые подлодки, летающие авианосцы… Думаете, до такого только фантасты могли додуматься?
www.mirf.ru
Стимпанк книги: 10 лучших и главных | Книги
«Мир фантастики» много раз писал про стимпанк — жанр фантастики о ретро-технологиях в духе XIX — начала XX века. Но раньше наши материалы в основном касались особенностей жанра, его истории и эстетики. Этот материал другого рода. Это первая часть цикла материалов, в которых мы расскажем о главных книгах, фильмах, комиксах и других произведениях стимпанка. Обо всём, что стоит прочитать и посмотреть всякому настоящему любителю жанра. И начнём мы, конечно же, с книг.Сим объявляется неделя стимпанка в «Мире фантастики»!
«Программная книга» стимпанка. Двое знаменитых авторов сочинили роман об альтернативной Англии XIX века, используя приёмы придуманного ими ранее киберпанка. Мастерски показан мир, который возник после того, как была создана «машина различий» Чарльза Бэббиджа — своеобразная версия компьютера. Сильная сторона романа — именно в красочных деталях придуманного мира, где информационная революция произошла раньше промышленной. Также стоит отметить высокое литературное мастерство соавторов. Правда, форма здесь явно преобладает над содержанием — сюжет получился не слишком сильным. Тем не менее роман послужил примером для множества последователей.
Цикл, действие которого происходит на континенте Бас-Лаг, чаще всего в великом городе Нью-Кробюзоне, совмещает стимпанк и технофэнтези. Романы «Вокзал потерянных снов», «Шрам» и «Железный совет» — вершина творчества Мьевиля, главной фигуры среди «новых странных». Невероятно изощрённый, даже безумный мир, населённый причудливыми и вместе с тем достоверными персонажами, — главная приманка цикла. И, конечно, увлекательные, сложные и запутанные сюжеты. Но предупреждаем сразу: стилистика Мьевиля понравится далеко не всём. Лидер «новых странных» пишет натуралистично и эпатажно — явно не для тех, кто тоскует по «светлому прошлому».
Юношеская трилогия «Левиафан», «Бегемот», «Голиаф» — идеальный развлекательный стимпанк. Действие происходит в 1914 году, в самом начале войны, которая ведётся между «дарвинистами» и «жестянщиками». Первые опираются на биотехнологии, вторые строят боевые шагоходы и роботов. Сюжет трилогии увлекателен, но довольно прост, стиль занимателен, но не шедеврален, герои любопытные, но не более того. Зато альтернативный мир и невероятные технологии выписаны очень подробно и выразительно — тем более что романы богато иллюстрированы. Цикл просто создан для аниме-экранизации. Ау, японцы!
Роман открывает трилогию о приключениях трёх очень разных героев — решительной девушки, стеснительного шпиона и совестливого киллера, которые становятся союзниками и друзьями. И именно первый том — наиболее удачный в плане детективного сюжета, который разворачивается в великолепном антураже вымышленного мира, напоминающего викторианскую Англию. Кроме мастерски выстроенной интриги, красочных локаций и убедительных героев, Далквист завлекает читателя необычной литературной игрой — части романа стилизованы под разные направления классической английской прозы. Получается своеобразный пазл, полноценная разгадка которого по плечу лишь весьма подкованному читателю.
Цикл фэнтезийного стимпанка о суровом и жестоком мире, где пираты и авантюристы бороздят небеса на воздушных кораблях. Именно такие авантюристы собрались на борту судна «Кэтти Джей». Их приключениям и посвящён цикл. У нас переводились три романа — «Водопады возмездия», «Капитан Антракоз» и «Железный Шакал»; четвёртый, «Небесный череп», до России ещё не добрался. Цикл Вудинга — настоящий авантюрный шедевр: увлекательный сюжет и храбрые герои — главные его достоинства. Впрочем, мир, где причудливые технологии встречаются с магией и древними богами, тоже получился крайне притягательным.
В этот цикл входит шесть книг. Из них на русском языке пока выходили только романы «Костотряс» и «Дредноут». Самое интересное в книгах Прист — это антураж. Она рисует классический мир XIX века с дирижаблями, шагающими боевыми машинами, паровыми технологиями, зловещими учёными, коварными правителями и отважными героями (точнее, героинями). Типичный стимпанк — «смешать, но не взбалтывать».
К сожалению, увлёкшись антуражем, автор упустила многое другое. Сюжеты увлекательны, но шиты белыми нитками. Герои яркие — и недостоверные. Стиль динамичный — и простой. Прист словно кричит: «Я сочинила стимпанк! Хвалите меня за это!» Хвалим и рекомендуем, но не как лучший, а просто как типичный образец жанра.
У стимпанка есть несколько ответвлений. Среди них — клокпанк (всё то же самое, только действие происходит в средневековье). Отличный пример — «Ангел Паскуале», альтернативная история, где развилка случилась после того, как Леонардо да Винчи воплотил в жизнь множество своих изобретений, включая паровой двигатель. И вот перед нами Флоренция эпохи Возрождения, как бы шагнувшая в XIX век. Правда, изменились только технологии — нравы остались прежними: здесь на каждом шагу изощрённые заговоры, подлые предательства, коварные убийства… Этот роман — причудливая мозаика с увлекательным детективным сюжетом, яркая, но абсолютно нереалистичная. Однако как «уход от действительности» — почти идеально.
Шедевр во всех отношениях, но для восприятия довольно сложен. Ньюман — фанат викторианства, вампирского хоррора и классической английской литературы. Гик из гиков. И все свои увлечения он мастерски смешал на страницах этого романа, где граф Дракула женился на королеве Виктории и превращает Англию в вотчину легализованных вампиров. У Ньюмана получилась мощная и красочная квинтэссенция сразу нескольких жанров, где стимпанк лишь один из элементов, не более. У книги практически нет слабых мест, но многим она покажется тяжеловесной. Ведь треть текста занимают дополнения и примечания! Можно читать и без них, конечно, но тогда исчезнет странствие по интеллектуальному лабиринту будет не таким увлекательным.
Цикл космического стимпанка, в который пока входит пять романов. Перед нами — мир далёкого будущего, где технологии стилизованы под паровые. Автор немало внимания уделил «панковой» атмосфере, сделав упор на серьёзные внутренние противоречия своего мира, который стоит на пороге огромных перемен. Ведь стимпанк-реальность, как правило, «беременна» войнами и революциями, что часто упускают многие писатели, излишне увлечённые чисто внешними красивостями. Панов же сконцентрировался именно на переломном моменте развития мира. Впрочем, в дальнейшем автор несколько переборщил с политическими интригами и военными действиями в ущерб увлекательности сюжета и психологической достоверности героев.
Роман-мозаика, сочинённый десятком российских авторов, укрывшихся под общим псевдонимом. Кетополис — это стимпанковский город начала XX века, расположенный где-то в Тихом океане. Книга состоит из зарисовок о городской жизни, показанной глазами разных героев. Перед нами своеобразная «грёза» о стимпанке, коллективная фантазия на тему. Правда, от стимпанка здесь только антураж. Авторы скорее подражают «новым странным», одновременно ностальгируя по романтике Александра Грина. Правда, не все тексты написаны одинаково сильно — тексты начинающих авторов рядом с работами гигантов явно выдают, что это писал не один человек. Но задумка интересная и даже завораживающая.
Больше стимпанка богу стимпанка!
12.04.2016
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
13.04.2016
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
14.04.2016
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
15.04.2016
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
16.04.2016
Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.
www.mirf.ru
Как жить в стиле стимпанк — www.maximonline.ru
Менять профессию не советуем: заработать наукой и путешествиями, этими уважаемыми среди стимпанков занятиями, было сложно уже во времена Крузенштерна и Эдисона. Но есть много захватывающих и странных хобби, вместе с которыми твоя клепаная кожаная жилетка, цилиндр и твидовые бриджи составят гармоничный стимпанковский ансамбль.
Бихевиоризм.В конце XIX века людей изучали уже не только разрезая на куски, как в эпоху Возрождения, но и живых тоже. Сознание тогда считали машиной, где стимул — рычаг управления. Сейчас бихевиоризм не так актуален, но никто не мешает тебе цитировать Скиннера и изучать условные рефлексы коллег на приход налоговой.
Археология.Тут и путешествия, и исследования, и ботинки пригодятся. Можно заняться банальным кладоискательством, но, если уж ты влился в полуфантастический стимпанк, выбирай и увлечение под стать. Например, поиск неизвестных палеоцивилизаций.
Инженерия.Все механическое и аналоговое сочетается со стимпанком. А конструировать часы, ретровелосипеды или бронзовые мастурбаторы на паровом ходу — это стимпанк-хобби, на котором можно еще и заработать.
Стим-арт.Куклы из запчастей к локомотиву, роспись машинным маслом по винтажной ржавчине — все это входит в моду и считается нынче вполне мужской разновидностью творческого помешательства.
Где жить
Квартира в стиле стимпанк может находиться хоть в хрущевке с видом на скотобойню. Хотя идеально — лофт в бывшей фабрике. Главное — материалы и детали. Стимпанк похож на хай-тек, который пролежал полвека в пруду. Много кирпича, дерева и металла, но все должно быть темным и потрескавшимся.
Цвета — темно-коричневый и бронзовый. Двери можно обить листовым железом с заклепками, под потолок повесить вентилятор, стены и потолок обшить мореным деревом, а трубы в ванной сделать медными. Украсить все частями паровых котлов, шестеренками, колбами и чертежами в рамках, подавать при свечах.
Куда ездить
В Лондон.В 2008 году там соорудили Трансатлантический телектроскоп — электронный телескоп, оформленный в духе стимпанка. Один его двухметровый объектив находится в лондонском Сити-холле, другой — в Нью-Йорке. Через оптическую систему и кабель на дне океана англичане и американцы могут помахать друг другу рукой.
В Румынию.Там в городе Клуж-Напока открылся первый в мире динамический стимпанк-бар с движущимися механическими цветами и птицами, огромным часовым механизмом и одним небольшим роботом. Аналитики считают, что местным вампирам и оборотням теперь никак не сохранить свою долю рынка.
Куда угодно.После первого крупного стимпанк-фестиваля — STEAMfest 2010 — в Джорджии его аналоги появляются каждый год в разных частях света. Один даже проходил в Петергофе. Даты и явки обычно появляются на сайтах steampunkworldsfair.com, steampunkfestival.co.uk и в группе Steampunk Tendencies на «Фейсбуке».
Чем хвастаться
www.maximonline.ru
Стимпанк: будущее из прошлого | Журнал Ярмарки Мастеров
В последние годы хендмейд-сообщество всё чаще и с большим энтузиазмом произносит незнакомый доселе термин: стимпанк. Называют этим загадочным словом самые разные вещи: украшения с часовыми механизмами и старомодными завитушками, кожаные аксессуары с обилием металлической фурнитуры, модные светильники из сантехнических труб с абажурами из бутылок от алкогольных напитков… Но давайте разберёмся, откуда же растут ноги у этого стиля, и чем он замечателен?
Начнём с начала. Стимпанк — это стиль фантастики, изображающий цивилизацию, пошедшую по пути развития технологий XIX-начала XX века: паровые машины, сложная механика, простая электрика и магнетизм, химические реакции, а то и вовсе невиданные двигатели, которыми грезили фантасты той эпохи: Жюль Верн, Герберт Уэллс, Алексей Толстой, Александр Беляев, Говард Лавкрафт, Эдгар Берроуз, и другие, менее известные авторы.
При этом не нужно путать, стимпанк — стиль современный, и описывает не просто мир XIX века, но его фантастическое преломление, и, соответственно, пишут в нём авторы только последние 20-30 лет. Впрочем, он успел собрать свою доску почёта: Филип Пуллман (трилогия «Тёмные начала»), Чайна Мьёвилль (серия книг про Нью-Кробюзон), Скотт Вестерфельд (серия книг «Левиафан», «Бегемот», «Голиаф»), Пол Ди Филиппо (сборник «Стимпанк»), да и российский автор Вадим Панов с его серией «Герметикон», вкупе с рядом менее известных авторов, давно встали на полки поклонников стимпанка.
За литературой последовали фантастические фильмы и мультфильмы: Город потерянных детей, Дикий Дикий Вест, Ван Хельсинг, Лига выдающихся джентльменов, аниме Стимбой и Last Exile, а затем и компьютерные игры: Arcanum: of steamworks and magic obscura, Bioshock Infinite, Dishonored, квесты Машинариум, Сибирь.
Но наибольшую востребованность стимпанк приобрёл среди художников и мастеров, делающих самые разные красивые вещи: скульптуры, интерьерные предметы, аксессуары и авторскую одежду, украшения и компьютерные устройства, и прочие авторские изыски.
Аксессуары стимпанка сделаны чаще всего из натуральной кожи с металлическими деталями, изображающими антикварные устройства:
Интерьерные предметы в стимпанке напоминают фантастическое лабораторное оборудование или приборы, стоящие в особняках богатых и знатных персон:
Герои стимпанк-вселенных — авантюристы, гениальные безумцы, учёные, художники, путешественники и авиаторы:
Скульптура в стиле стимпанк часто изображает смешение живых форм и изящной механики:
Типичный для стимпанка пейзаж: город раннеиндустриальной эпохи, наполненный фантастическими транспортными средствами и различными машинами.
Ну а подробнее о разных областях стимпанка я расскажу в следующих статьях. Если вам понавилась статья, пожалуйста, ставьте лайки, комментируйте, делитесь с друзьями!
www.livemaster.ru
Стимпанк фильмы и аниме: лучшие и главные | Кино
Мы продолжаем неделю стимпанка и рассказ о главных произведениях этого жанра. В этом выпуске — фильмы, мультфильмы и мультсериалы.
Одна из первых работ великого Хаяо Миядзаки до сих пор впечатляет, причём не только картинкой, но и сюжетом, и постановкой. Какой ещё фильм начинается с того, что главная героиня падает с дирижабля? А впереди её ждут воздушные пираты во главе со смешной бабушкой-атаманшей, смертоносные, но добрые внутри роботы, погони на локомотивах и аэропланах. И, конечно, летающий город Лапута — вершина стимпанковских технологий.
В отличие от волшебного «Ходячего замка», «Лапута» — более «правильный» стимпанк. В нём совсем мало волшебства — разве что камни левитации, да и те можно при желании списать на неоткрытый минерал. Чудеса в «Лапуте» создаются руками людей, как и подобает фильму об эпохе, когда все беззаветно верили в прогресс.
Абсурдный, восхитительно странный фильм французских чудаков-режиссёров Марка Каро и Жан-Пьера Жёне. Это история о тёмном городе, где много бездомных сирот и мало надежды. Здесь орудует секта киборгов, похищающих детей, злой профессор строит безумные планы, советуясь с мозгом в колбе, а по дну моря ходит водолаз, потерявший память.
Жёне и Каро специально стилизовали фильм под работы Терри Гиллиама, особенно «Бразилию», но добавили ещё больше старомодной эстетики, ржавых труб, винтовых лестниц и непонятных механизмов. В результате получился самый необычный и атмосферный стимпанк-фильм в нашем списке. Что характерно, в нём нет никакого «викторианства», и это правильно. В конце концов, родина Жюля Верна — Франция.
Кацухиро Отомо, создатель прославленного аниме «Акира» и сценарист «Метрополиса», создал чистый и незамутнённый образец жанра. Ни слова об атмосфере, «элементах» и отдельных образцах техники. «Стимбой» включает всё, на чём стоит представление о стимпанке.
Место действия — Лондон, время — XIX век. Герои — изобретатели, создавшие исполинскую ходячую крепость и чудо-двигатель. Машины — исключительно паровые. И даже унаследованный от киберпанка социальный посыл в «Стимбое» заметен. Техника, созданная во имя науки, оказывается интереснее всего торговцам оружием. Может быть, прав безумный старик, предлагающий уничтожить это чудо прогресса.
Откуда взялся паук?
19.03.2016
Как Голливуд издевался над Человеком из Стали и как Николас Кейдж не стал Суперменом.
Западные критики разгромили этот фильм, и их можно понять. Тут и не всегда удачные шутки, и мужчина, постоянно переодевающийся в женщину, и переигрывающий главный злодей, и гигантский паук, которого заставил вписать в сценарий помешанный на пауках продюсер. Кассовый провал этого фильма (а также «Лиги выдающихся джентльменов») — одна из причин, почему в Голливуде снимают так мало стимпанка.
Но «Дикий, дикий Запад» всё равно остаётся самой смелой попыткой сделать стопроцентный стимпанковский фильм. В нём хорошо показан воображаемый мир, населённый леди, джентльменами и безумными инженерами, которые создают гигантские и чересчур сложные паровые машины. И всё это подаётся с иронией и юмором — удачных шуток в «Диком, диком Западе» всё же больше, чем неудачных.
В России аниме Хаяо Миядзаки считают образцом японской культуры, но в Японии он слывёт тем ещё «западником». Его знаменитейший «Ходячий замок», к примеру, поставлен по одноимённой книге англичанки Дианы Уинн Джонс. Но, хотя по части сюжета экранизация вышла почти точной, книга со стимпанком связана очень слабо. Это именно Миядзаки решил сделать акцент на винтажной эстетике, одежде и технике викторианской эпохи. И замок в его изображении стал больше похож на сложную машину, а не чудо волшебства.
Из сплава запада и востока, стимпанка и фэнтези родилась роскошная история о мире, где магия не просто сосуществует с техникой, а неотделима от неё. Да, «Ходячий замок» — не стопроцентный стимпанк, но его роль для жанра огромна. Тысячи людей именно благодаря ему заинтересовались ретро-фантастикой, да и аниме заодно.
Фильм чеха Карела Земана — классика стимпанка, вышедшая в те времена, когда о таком жанре и не слыхивали (1958 год!). Немудрено, ведь фильм снят по мотивам произведений Жюля Верна, откуда авторы стимпанка и позаимствовали внешний антураж XIX века, полного экзотической техники. И эта самая техника тут едва ли не в каждом кадре.
Но особенно впечатляет общий видеоряд, который стилизован отчасти под фильмы «отца» фантастического кино Жоржа Мельеса, отчасти — под книжные гравюры из первоизданий Верна. В общем, когда фильм в начале 1960-х добрался до Америки, он не зря стал номинантом «Хьюго». А недавно писатель и критик Джон Райт окрестил ленту Земана «Святым Граалем стимпанка».
Авторы стимпанка любят полёты, но нигде им не уделяется столько внимания, сколько в сериале «Последний изгнанник». Всё интересное здесь происходит на гигантских летающих авианосцах, бороздящих небесные океаны. Воздушные битвы в «Изгнаннике» ведутся по строго регламентированным правилам и напоминают морские бои XVIII века: корабли сходятся бортами и обмениваются выстрелами. И даже ружья у солдат — на паровой пневматике. Основное средство передвижения в «Изгнаннике» — не дирижабли, а «ваншипы», «корабли-микроавтобусы», чем-то похожие на самолёты времён Первой мировой. На них воюют, на них путешествуют, ну а главные герои, Клаус Барка и Лави Хэд, даже участвуют в гонках ваншипов.
Но главное в «Изгнаннике» не техника, а герои — лётчики, механики и капитаны воздушных флотов. Аниме буквально переполнено романтикой авиации и любовью к небу.
Этому диснеевскому мультфильму не повезло в прокате. Он вышел в эпоху, когда рисованная анимация на Западе начала уступать место компьютерной и подобные проекты, даже созданные студией Disney, перестали окупаться. Но сам мультфильм этого не заслужил. Это очень детальная и увлекательная смесь традиционной сказки про Атлантиду и «жюльверновской» фантастики об исследователях и необычной технике в духе XIX века. А её в мультфильме предостаточно: тут и подлодка странной конструкции, и «машина-крот» для копания тоннелей… Для полного воплощения фантазий Верна не хватает только вертолёта-гиганта и полёта из пушки на Луну.
К слову, прекрасная немка Хельга из «Атлантиды» вошла в топ самых сексуальных мультяшек по мнению пользователей форума МирФ.ру.
«Лига» — это прежде всего отличный комикс Алана Мура (о котором мы расскажем отдельно), а уже потом его не столь удачная экранизация. Сценаристы упростили историю Мура до обычного супергеройского кино. Только вместо парней в трико мир губят и спасают персонажи приключенческих романов XIX века. Мур объединил их в знак уважения эпохе, а фильм превратил его идею в типичный «мэшап» вроде «Ван Хельсинга» и «Страшных сказок».
И всё же «Лига» — один из главных фильмов стимпанка. Всплывающий из океанской пучины «Наутилус» выглядит величественно, а Шон Коннери весьма хорош в своей последней роли — пожилого Алана Куотермейна.
Это необычное аниме соединяет эстетику стимпанка, сюжет в духе
киберпанка и антиутопический мир. «Метрополис» назван в честь клас-
сического немого фильма Фрица Ланга, но позаимствовал у него только
образ гигантского города и тему революции. Сам сценарий, написанный
Кацухиро Отомо, полностью оригинален. Он рассказывает о ретрофуту-
ристическом городе, в котором богачи жестоко эксплуатируют роботов и бедняков. Традиционная для киберпанка тема восстания машин переплетается с темой революции вообще и смотрится совершенно иначе, когда мятежники одеты почти как рабочие в царской России.
«Метрополис» необычен ещё и тем, что с виду мало похож на аниме. Стиль, в котором поработал режиссёр Ринтаро, типичен скорее для европейской анимации.
В отличие от стимпанка, дизельпанк и прочие «таймпанки» — не сложившиеся литературные жанры, а просто идеи для воображаемых миров (к слову, почти все эти «панки» выдумал Уильям Стоддард, один из создателей настольной ролевой системы GURPS). Книги, созданные с прицелом на «правила» дизельпанка, можно пересчитать по пальцам. А широко известных фильмов и вовсе два: «Железное небо» (с натяжкой) и главный фильм дизельпанка — «Небесный капитан». Хотя формально он не «паровой», не упомянуть его нельзя.
От стимпанка картину отделяет более поздняя мода и чуть более современные машины. Но в целом это та же ретро-фантастика, обыгрывающая любимые темы писателей начала XX века. Безумные учёные, желающие уничтожить мир, гигантские роботы и странные летательные аппараты — это, пожалуй, уже не Жюль Верн, но ещё Александр Беляев.
Если вы продвинутый знаток стимпанка и всё перечисленное смотрели не раз, обратите внимание на мультфильмы, малоизвестные в наших краях: аниме-сериал «Паровые детективы» (1998) и французский мультфильм «Аврил и поддельный мир» (2015).
Также достойны упоминания вещи, которые к чистому стимпанку не относятся, но близки к нему, что называется, по духу:
- «Путешествие в машине времени» (1979)
- «Метрополис» (2001)
- «Золотой компас» (2007)
- «Стальной алхимик» (2009–2010)
- «Опочтарение» (2010)
- «Хранитель времени» (2011)
- «Легенда о Корре» (2012—2014)
Больше стимпанка богу стимпанка!
11.04.2016
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
12.04.2016
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
13.04.2016
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
14.04.2016
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
15.04.2016
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
www.mirf.ru
Стимпанк музыка: главные группы | Музыка
Сразу уточним: стимпанка как музыкального направления не существует. «Стимпанк-музыкой» может быть что угодно, от металла до неофолка и дарк-кабаре. Стимпанк — это состояние души и сценический образ, неовикторианские костюмы, легенда в духе Жюля Верна и тексты про романтику парового века. И каждый из исполнителей музыки стимпанка по-своему ярок. Мы подобрали 5 самых заметных.
Именно это название вы услышите в первую очередь, если попросите назвать стимпанк-группу. Капитан Роберт и его бравая команда воздушных пиратов бороздит музыкальные просторы на дирижабле «Офелия» уже больше десяти лет. Корифеи и законодатели «классической» стимпанк-музыки начинали на готик-сцене, но с альбома The Death of Tragedy в 2005-м окончательно стали «стимпанком». Сами себя Abney Park характеризуют как смесь джипси-рока, электро-свинга, индастриала и вестерна.
Название группа получила в честь Жюля Верна и сложного процесса творческих исканий. Музыка Vernian Process — слияние современных и старых стилей, включая дарквейв, прогрессив-рок, неоклассику, трип-хоп и рэгтайм. Коллектив тяготеет к красивым инструментальным композициям, которые отлично вписались бы в саундтрек стимпанк-фильма. Наверное, поэтому именно Vernian Process записали заглавную тему веб-сериала Dirigible Days. В последнее время, к сожалению, группа не проявляет особой активности — надеемся, из-за того, что готовит новый альбом.
Это группа из трёх роботов-автоматонов, которых создал полковник Уолтер в 1896 году. Нет, не так. Это группа из трёх талантливых музыкантов и мимов из Сан-Диего. Так или иначе, Steam Powered Giraffe — тот случай, когда легенда, созданная группой, лучше, чем скучные факты. Мир «Жирафов» населяют автоматоны Хребет, Кролик и Дворецкий и другие интересные персонажи. У группы есть неслабый фэндом в России, и кто знает, может, удивительные автоматоны скоро заглянут и к нам.
Ещё одна антуражная команда с собственной историей – The Cog Is Dead. Проживающий в альтернативном 1893 году часовщик Джонотан Спрокетт, лидер группы, был шокирован изобретением первых электронных часов, поэтому с помощью друга-механика построил машину времени. С тех пор команда The Cog Is Dead путешествует по разным эпохам, спасает часовые механизмы и убеждает людей, что лучшая в мире энергия – паровая. А для популяризации темы приключенцы сочиняют песни и дают концерты.
Группа играет «типичный стимпанк»: смесь рок-н-ролла, регги, джаза, народной музыки, регтайма и других жанров. Альбомы The Cog Is Dead часто объединены сюжетной канвой, а песни повествуют об автоматонах, субмаринах, дирижаблях, изобретателях и других самых что ни на есть тематических вещах.
Этот житель Туманного Альбиона, активнейший представитель стимпанк-сцены и участник самых крупных стимпанк-конвенций в мире исполняет чэп-хоп. Чэп-хоп (Chap-Hop) – юмористический хип-хоп с английской душой. Пол Албург изобрёл этот жанр, чтобы освежить свою не слишком бурную хип-хоп-карьеру, придумал альтэр-эго и проснулся знаменитым в паровых кругах. Профессор Элементал снимает клипы, открывает фестивали, даёт перформансы, участвует в творческих союзах с другими стимпанк-звёздами и выпустил про себя комиксы и настольную игру. Даже если вы не любитель хип-хопа, стоит посмотреть клипы и вслушаться в тексты Профессора – заряд старого доброго английского юмора и иронии гарантированы.
Смотрите также
04.11.2015
Каждый человек, поднявшись на сцену, становится немного актёром. И некоторые музыканты восприняли эту идею слишком серьёзно.
www.mirf.ru
Стимпанк — это что за стиль
Стимпанк — это новое дизайнерское направление. В нынешний момент это не слишком известный стиль, распространенный не очень широко, хотя ряды его поклонников растут день ото дня. Стиль стимпанк, а точнее его черты, отслеживаются в искусстве всего двадцатого века, хотя только в конце восьмидесятых годов у него возникло название. Далее были систематизированы и определены характеристики данного течения. Ему начали уделять внимание, после чего у него появилась целая армия поклонников. Появился новый стиль. Но всем нам хорошо известно, что все новое — это перевоплощение хорошо забытого старого. Таким образом, стиль стимпанк на свет появился, переродившись, а не родившись.
Это ретро-футуристический стиль. Некоторые скажут: это же сочетание несочетаемого! Или это ретро с милыми картинками прошлого, или взгляд в будущее. Как эти 2 мира могут быть одним целым? Могут, чему пример — стимпанк!
Это подражание реальности 2-ой половины XIX века, стилизация под викторианский период. Футуристичность здесь заключается в мыслях о развитии паровых технологий. Представьте, как бы выглядел современный мир, если бы основным оставался паровой двигатель?
Стимпанк — это, повторимся, воображаемые картины будущего представителя викторианской эпохи. Современники XIX в. видели перспективы в механике, а не в электронике. Следовательно, у них воображаемые роботы представляли собой, по сути, огромные заводные игрушки. А вот средствами передвижения представлялись усовершенствованные аэропланы, дирижабли, паровозы, а также скоростные автомобили на электронных и паровых двигателях.
Основные характеристики стиля: урбанистический, научно-фантастический, сочетающий футуризм и ретро, индустриальный.
Источники вдохновения: революция XIX века, произведения фантастов тех лет, картины индустриального города. И, конечно же, произведения Жюля Верна.
Стимпанк в материалах и деталях
Материалы: медь, сталь, бронза, латунь, потемневшее дерево, кожа, кирпич.
Тональность: сажа, сепия, смог, задымленность.
Детали: рычаги, шестеренки, валики, пружины, баллоны и пр. Предметы, напоминающие очертаниями машину, паровоз, дирижабль.
Стимпанк в искусстве
В произведениях временем действия может быть XIX век, а также наши дни и далекое будущее. Главное здесь — это механизмы и характерная атмосфера.
Есть мнение, что первыми образцами стимпанка стали фильмы «Бразилия» и «Метрополис». Хотя относятся ли конкретно данные киноленты к данному стилю — это для многих открытый вопрос. Но как ни крути, а стиль становился всё популярней.
Огромное количество современных фильмов воспроизводит его атмосферу: к примеру, «Престиж», «Шерлок Холмс», «Вокруг света за 80 дней», «Лига выдающихся джентльменов». В каких-то фильмах от стимпанка взят антураж (мрачность, урбанистичность, паровые двигатели, задымленность), в других внимание заостряется на технологиях, фантастических в том числе.
Из многочисленных компьютерных игр выделяются квесты, которые основаны на ребусах и загадках с различными механизмами и деталями. Прекрасный представитель этого стиля — знаменитая игра «Сибирь», в которой многое взято от стимпанка: эффект копоти, мрачность атмосферы, роботы и механические игрушки, заводной поезд. Сокаль (художник) в игре объединил стили стимпанк и ар-нуво, поскольку ар-нуво на закате викторианского периода входил как раз в моду. Итогом сочетания этих стилей стал великолепный, волнующий и затягивающий фантазийный мир.
Музыка
В нынешний момент отсутствует такое музыкальное направление, как стимпанк. Музыка, которая выдается за этот стиль рядом музыкальных коллективов, на самом деле исполняется в жанрах дарк кабаре, арт-рок, индастриал и дарквэйв. «Стимпанковость» данных групп главным образом выражается в соответствующих текстах, викторианском антураже, а также присутствии мелодических приёмов и осовремененных мотивов, присущих произведениям конца 19 столетия.
Стимпанк в моде
Стимпанк и в моде нашел выражение. Многие почитатели различных винтажных нарядов стали любителями и данного стиля. Корсажи, кринолины, шляпы-цилиндры, замшевые и кожаные штаны и куртки, ремни с крупными заклепками, ретро-очки, длинные перчатки — это все традиционная стимпанк-одежда. Туалеты дополняются множеством различных деталей, среди которых кнопки, клепки, ременные застежки, молнии, карманы, декоративные накладки и металлические шипы.
Как правильно одеваться
Это все вам обойдется недешево. Хотя для решивших перевоплотиться в данный ретро-футуристический стиль такой преграды быть не может. Итак, эти вещи создадут вам верный образ:
- плащи: пальто и военные тренчи;
- головные уборы: котелки, цилиндры, вуаль и карнавальные маски;
- пиджаки: двубортные, а также костюмы с жилетами в тонкую полоску;
- нижнее белье: кринолины, корсеты и бюстье;
- рубашки: шифоновые, для мужчин без воротников;
- платья стимпанк: кружевные, велюровые и бархатные, с юбкой до колена или в пол;
- обувь: ботинки на шнуровке, гамаши;
- брюки: бриджи, галифе и пр.;
- аксессуары: роскошные карманные часы и броши, очки гогглы, флешку и мобильный телефон тоже можно «викторианизировать».
Основные секреты и правила стиля
Если вы точно не знаете, как правильно подобрать одежду, покупайте вещи в викторианском стиле, а потом добавляйте к ним хай-тек аксессуары. Люди, которые считают основным цветом этого образа только черный или коричневый, только темный или светлый, сильно ошибаются. Стимпанк одежда может быть любых цветов. Главное – это придерживаться сочетания технологических сложных принтов и живого цвета.
Главное правило стиля – оставайтесь собой. Вам не нужно одеваться так же, как кто-то другой, для того, чтобы выглядеть адекватно в рамках стиля. Конечно, если вам так интересен стимпанк, мастер-класс по верному подбору образа не помешает. Но если такой возможности нет – не надо стесняться. Творите собственный, оригинальный образ. Далее же выясним, что в нынешнем году дизайнеры приготовили для стимпанкеров.
Модные коллекции
Стимпанк сейчас в мире моды занимает достойное место. Эксперты даже прогнозируют массовое производство элементов стиля, тогда как сейчас оно единичное. Скептики же заверяют, что сегодняшние модные тенденции невероятно широки, при этом стимпанк – это довольно специфичный и громкий образ для того, чтобы оказаться доминирующим. Он в некотором смысле является субкультурой с набором различных эстетических норм. Хотя ему гарантировано место в модных коллекциях и огромное количество поклонников. Хотя влияние данного стиля на моду уже сейчас можно отметить на подиумах.
В этом году многие дизайнеры в своих коллекциях продемонстрировали различные элементы стимпанка. Хотя пока у них данный стиль еще слишком мягкий. Но если разбавить его характерными аксессуарами (очки, цилиндры, стимпанк браслеты, бижутерия из часовых шестеренок, ботинки на шнуровке), получится адекватный, при этом смелый образ.
Самыми роскошными и экстравагантными можно назвать коллекции Alexander McQueen. Но в таких платьях не пойдешь на простую вечеринку.
Украшения в стиле стимпанк
Такие украшения выглядят аутентично, напоминая порой музейные экспонаты. Такая атрибутика выражает очень ярко механическую натуру поклонника этого стиля, кроме того, слияния механического прошлого и технологической современности. Образ очень гармонично дополняют такие аксессуары и стимпанк украшения, как детали механизмов, кулоны и серьги из ржавого метала, всевозможные приборы измерения, огромные зонты с ручками из дерева, очки-гогглы.
Гогглы
Гогглы – это винтовые круглые очки газосварщика, иногда закрытые очки со специальными откидными стеклами, модели для горнолыжников, сноубордистов или мотоциклистов. Чаще всего гогглы используют киберготы. Но есть и другие направления, в которых популярны эти очки: стимпанк и анимэ.
Специфика их ношения предполагает их нахождение на голове или лбу. Благодаря этому необычному расположению в их оформлении активно используются сетки, цветные стекла, кулеры, защитные решетки, линзы, фрагменты электронных схем, изображения знаков химической и биологической опасности и пр. Также очки стимпанк предполагают использование в них всевозможных шипов, трубок, светодиодов, винтов, заклепок и других материалов, среди которых и светящиеся в ультрафиолете.
Часы
Созданные в стиле стимпанк часы очень дорогие, при том, что сделаны они не всегда из высококачественных материалов. При этом они внушают доверие своим оригинальным дизайном. Такие модели кажутся более универсальными из-за большого количества шестерёнок и других элементов дизайна. В принципе, функции не важны… Стимпанк-часы приобретают исключительно ради дизайна, который в основном абсолютно уникален. Хотя и с ролью привычных для нас моделей они справляются. Зачастую работы выполнены просто энтузиастами, а не профессиональными дизайнерами. Некоторые работы были сделаны только для декоративных целей. От них другого толку нет. Некоторые производители таких моделей свои работы не продают. Но договориться можно всегда…
Создание таких наручных часов пришло к нам вместе с фантастикой. Новое направление искусства вдохновило часовщиков со всего мира на необычные, «странные» вещи, которым был бы присущ стиль стимпанк. Своими руками они стали изготавливать часы, при этом не боясь непонимания потребителей. Мастера изготавливают практически утопические модели, постоянно ссылаясь на мир 19-20 столетий. Их часовые произведения хотя и ассоциируются у многих с пришельцами из будущего, при этом не лишены достаточно понятных и полезных функций.
Таким характеристикам соответствуют модели «Romain Jerome». Гениальный дизайнер и главный разработчик Иван Арпа смог отобразить провокационное и смелое решение, воплощенное в детище компании из Швейцарии «Haute Horlogerie». Снабженные сверхточным механизмом, данные часы с названием «ДНК Титаника» в себе как будто «носят» частички этого легендарного корабля, поскольку изготовлены из его обломков. Другой легендой компании стала модель «Лунная пыль». Лишь 1969 человек позволили себе приобрести эти часы, поскольку выпущены были ограниченным тиражом в честь сорокалетия покорения Луны. Их корпус был изготовлен из настоящей лунной пыли и частей корабля «Аполло-11».
Часовая компания под названием «HD3 Complication», заявившая о себе не так давно, создала точные часы класса «Luxury», при этом объединив их в серию «Vulcania». Модель «Black PearlHD3 Complication» от данной швейцарской мануфактуры, инспирированная романтикой моря и тематикой пиратов «Черной Жемчужины», пользуется невероятным успехом. При этом обновленные девайсы – это высокотехнические водонепроницаемые хронометры с 2-осевым турбийоном.
Также нельзя не сказать и о фирме «MB&F». Приобрести часы «HM3 FROG» получится только у двенадцати человек, которые обладают серьезностью и достаточным чувством юмора. «Лягушонок» данной компании имеет 22К золотой ротор и титановый корпус.
Также часовой рынок задумали «взорвать» и компания из Швейцарии «Cabestan» своей футуристической моделью «Winch Tourbillion Vertical Watch», а также легендарная фирма «Harry Winston», представив публике «Opus Eleven».
Стимпанк в интерьере
Такие интерьеры — молодежные, концептуальные, брутальные. Декор в стиле стимпанк больше всего подходит для создания комнат мальчиков, квартир молодых пар, которые увлечены ретро-фантастикой, а также мужских холостяцких покоев.
Цвета
Стиль сопровождается задымленностью и копотью, следовательно, в основном цвета темные: серый, коричневый, грязно-кирпичный, ржавый, черный. Если выбирать обои стимпанк, то нужно понимать, что использование других оттенков не возбраняется, хотя лучше, чтобы ими являлись различные дымчатые оттенки: дымчато-голубой, а не голубой, «маунбэттена», а не розовый. Идеально будет присутствие цвета меди, стали, бронзы или латуни.
Материалы для отделки
Самые лучшие виды отделки — доска, кирпичная кладка, сохранение бетонной «голой» стены, камень, грубая штукатурка, напольная плитка, имитирующие булыжную мостовую. Такой урбанистический набор есть возможность разбавить обоями в полоску, в клетку, с изображением деталей, напоминающих пружинки и шестеренки или с рисунком типа дамаск. Обои стимпанк с налетом гранжа являются также отличной возможностью создания атмосферы стиля. Хотя не перепутайте винтаж с трогательными принтами прованса. В этом случае не забываем про оттенки – слегка камерные и грубые, насыщенные. Кроме того, один из популярных рисунков – это всевозможные вензеля, прекрасно дополняющий стимпанк.
Как сделать правильно отделку стен в этом стиле? Хорошо будет выбрать кирпичную и каменную кладку. У нее должна быть история, камень с облупившейся краской, потрепан. При этом идеальной кирпичной кладкой считается классический лондонский кирпич.
В случае если объединяются стили стимпанк и ар-нуво, то идеально подойдет роскошная отделка паркетом и деревянными панелями.
Мебель
Диваны, стулья, кресла в стиле стимпанк — это кожаные, с заклепками модели. Сюда отлично впишутся элементы, созданные в викторианском стиле, среди которых деревянное бюро, кожаный диван честерфилд и пр.
Различные предметы мебели могут также быть коваными: стулья, столики, кровати. Шкаф из металла станет отличным приобретением для интерьера такого стиля. Кухонный гарнитур лучше накрыть столешницей, которая облицована сталью. Футуристичность данного направления также подчеркнут радиальные фасады.
В таких интерьерах аутентично выглядит клепаная мебель (плетеная, кожаная или деревянная), кроме того, предметы, созданные в колониальном стиле. При этом фурнитура должна быть цвета меди, латуни, бронзы.
В случае если стимпанк соединяется с ар-нуво, некоторая часть мебели выполняется в изогнутых плавных линиях, которые характерны для данного декоративного стиля.
Декор
Одним из основных символов стимпанка и главным элементом украшения является шестеренка. Присутствует она повсюду. Такими шестеренками оформляют предметы декора, мебель и стены. Также из них создают оригинальные, уникальные панно.
Также типичны элементы, которые дублируют форму дирижабля: среди них могут быть светильники, потолочная конструкция, оригинальные пепельницы. Приветствуется активное использование предметов, напоминающих детали машины, парового двигателя, подводной лодки или паровоза.
Настенные, настольные и напольные часы — это еще одна важная часть стиля. Их дизайн осложняется огромным количеством дополнительных деталей.
Итак, атмосферу стимпанка способны создать следующие интересные предметы:
- шрифты: печатной машинки, рукописный, «газетные» заголовки;
- белые надписи на черном;
- изображения часов – стрелок и циферблатов;
- шестеренки, гаечки, болтики;
- ключики;
- металл и проволока;
- веревки, кусочки механизмов;
- металлические пуговицы;
- кусочки грубоватой материи;
- провода, желательно медные, можно пучками;
- жемчужинки;
- флакончики – «состаренные», грязноватые и мутные;
- молнии;
- пробка;
- перышки, изображения ворон, крыльев;
- черные кружева;
- изображения лопастей, лампочек, пишущих машинок, ножниц, моноклей, очков, старинных фотоаппаратов, линз, котелков и шляп-цилиндров;
- черные, коричневые, серые цветы;
- схемы механизмов;
- рисунки, фото индустриальных пейзажей – вокзалы, фабрики, тюрьмы, трубы;
- металлическая сетка;
- кусочки ремешков, пряжки;
- кусочки игральных карт;
- изображения воздушных шаров, дирижаблей, пароходов кораблей;
- штампы и изображения с силуэтами старых манекенов, люстр, скелетов;
- металлические бусины;
- множество цифр;
- имитация пятен и ржавых потеков;
- серебрение, золочение, бронзирование;
- грубые веревки;
- кусочки кожи, словно от обивки или переплетов книг.
Поклонники данного стиля имеют одно интересное хобби — придают современным предметам стимпанковый облик. К примеру, таким как телевизор, ноутбук, тостер. При этом в основе дизайна лежит совмещение футуристичности и винтажности. Предметы смотрятся по-старому, хотя при этом они будто бы напичканы разнообразными непонятными механизмами. Словно их изготовили на производстве будущего.
Безусловно, существуют также цифровые наборы, позволяющие создать цифровой скрапбукинг этого стиля, так как иногда реальные материалы сложно отыскать.
Но можно и полезно по деталям разобрать ненужные уже часы, чтобы оттуда достать детали, а также распечатать из интернета картинки и чертежи по теме, найти ключи и порванные цепочки, взять разноцветные кусочки проводов, что совсем не сложно.
Решив выбрать такой стиль для оформления квартиры, вы можете тоже увлечься данным интересным занятием.
fb.ru