Стиль романский определение – Романский стиль. Особенности, черты, примеры романского стиля в архитектуре, искусстве, интерьере

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ это что такое РОМАНСКИЙ СТИЛЬ: определение — История.НЭС

Романский стиль

лат. Romanum — римский)– стиль средневекового западноевропейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью.

Оцените определение:

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

стиль средневекового западноевропейского искусства X—XII вв., в ряде стран также и XIII в. Время господства феодально-религиозной идеологии. Главная роль отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими пугающее могущество Бога. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Высокого развития достигли обработка дерева и металла, миниатюра, эмаль.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Романский стиль

романика (от romanum — римский) — общеевроп. стиль средневекового искусства X—XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов),

В Целом РС условен и отражает лишь одну не главную, сторону искусства.

Однако он вошел во всеобщее употребление. Основной вид искусства РС Романский стиль архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Гл. тип романского храма — базилика, как правило, трехнефная. Это храм-крепость с толстыми мощными стенами, узкими оконными и Дверными проемами, полуциркульными арками (в окнах, порталах аркадах). В плане напоминал лат. крест. В вост части, в центре средокрестия, помещался алтарь, в зап.— гл. вход. Храм сооружался обычно на возвышенных местах.

Р.с. лучше всего представлен во франции, в Германии, Италии, получил распространение в Испании, Англии. Вершина романики — соборы в Клюни, Отене, Пуатье. Строгие романские храмы во многом подготовили готику.

Лит.: История искусства зарубежных стран. Средние века, Возрождение / Под редакцией Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982; Нессельштраус ЦТ Искусство Западной Европы в средние века. Л., 1964; Сопоцинский О.И. Искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.

Оцените определение:

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

художественный стиль, господствовавший в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Западной Европы в X–XII вв. Со времен античности это был первый крупный художественный стиль, объединивший все виды искусства. В XIII в. его сменила готика. Термин «романский стиль» был введен в начале XIX в. Основной единства романского стиля было формирование феодальных отношений в Европе, а также гос-подство католической церкви — самой значительной идеологической силы общества. Именно она выступала в роли покровительницы искусств, заказчика много-численных построек, исполнителями (строителями, рабочими, живописцами) также нередко выступали мо-нахи. На формирование романского стиля оказали влияние элементы раннехристианского искусства, искусства Меровингов и «каролингского возрождения». Косвенно повлияли также Византия и арабский Восток. Синтез важ-нейших видов искусств был осуществлен на основе архитектуры. Наиболее типич

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — это… Что такое РОМАНСКИЙ СТИЛЬ?


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 — 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители — монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые стереометрические объемы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма), толстые мощные стены, суровый крепостной облик; для скульптуры и живописи (преимущественно стенные росписи и миниатюры) — обобщенность форм, преувеличенно экспрессивные жесты, напряженная духовная выразительность.

Современная энциклопедия. 2000.

  • РОМАНС
  • РОМАНШИ

Смотреть что такое «РОМАНСКИЙ СТИЛЬ» в других словарях:

  • Романский стиль —         художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин романский… …   Художественная энциклопедия

  • Романский стиль — Бамбергский собор, восточный фасад с двумя башнями и полигональными хорами Романский стиль (от лат. romanus  римский) художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X …   Википедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Стиль, получивший начало в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных …   Энциклопедия культурологии

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Романский стиль —    стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Архитектурный словарь


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ это что такое РОМАНСКИЙ СТИЛЬ: определение — Философия.НЭС

Романский стиль

стиль средневекового западно-европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в экспрессивных формах выражающими пугающее могущество божества.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

от лат romanus—римский)—стилевое направление в западноевроп. иск-ве X—XII вв. (в ряде стран также XIII в.), выразившее стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет Римской империи. Р. с. полнее всего выражен в архитектуре и скульптурном декоре крупных соборов, располагавшихся на возвышенностях и благодаря этому господствовавших над местностью. Он характеризуется органическим слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций с высокой экспрессивностью многофигурных скульптурных композиций, в к-рых темы Нового завета (прежде всего страшный суд), выражены пластическим языком, имеющим мало общего с античными образцами. Программный характер Р. с., пронизанного стремлением отразить пугающее могущество божества, ясно выражен в надписи на портале собора XII в. в Отене (Франция): «Пусть страх поразит здесь всех, кто опутан земными пороками, ибо судьба их явлена в ужасе этих фигур!» Тем не менее элементы мирского мироощущения (напр., изображения животных и растений), гротеска и сатиры проникали в произв. Р. с., что вызывало резкий протест отцов церкви во главе с Бернаром Клервоским, писавшим о прихожанах: «Им интереснее разглядывать эти изображения, чем читать священные книги». Наличие такого рода элементов сближает Р. с. с древнерус. иск-вом Владимиро-Суздальской земли (Древнерусская эстетика). Их наследует и развивает иск-во готики. До конца XIX в. Р. с. не выделяли из общего представления об иск-ве раннего средневековья. Интерес к его специфике характерен для исследователей XX в.

Оцените определение:

Источник: Эстетика: Словарь

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

лат. — римский) — художественный стиль западноевропейского искусства Х — Х(( веков (в ряде мест Х — Х((( вв.).

Термин «романский стиль» введен в начале XIX века. Название стиля, вероятно, появилось из-за использования в романском искусстве элементов античной (римской) архитектуры.

Романский стиль тесно связан с утверждением христианства как основной религиозной системы в Европе. Поэтому романское искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике.

Главные особенности этого стиля раньше всего проявились в архитектуре (соборы, монастырские, а также замковые комплексы).

Характерными особенностями романского стиля были массивные стены с узкими проемами и ступенчато-углубленными порталами. Главным элементом композиции собора или замка являлась башня, вокруг которой располагались остальные постройки, имеющие простые геометрические формы — куба, призмы, цилиндра.

Храмы романского стиля развивали унаследованный от раннехристианского зодчества тип базиликальной церкви. В месте пересечения трансепта (поперечного нефа) с продольными нефами возводилась обычно самая монументальная башня.

Здания романского стиля всегда тщательно вписывались в природу, что также придавало их виду прочность и основательность.

Во внутреннем убранстве романских храмов широко использовались круглые арки (аркады), колонны, рельефы, а также настенная живопись.

В романской скульптуре и живописи также отразилась монументальность форм. Образы произведений чаще всего связаны с христианской символикой. Наряду с каноническими сюжетами (распятие, страшный суд) мастера создают и повествовательные циклы, картины которых раскрывают сюжеты Библии или Евангелия.

В романском изобразительном искусстве важную роль играл орнамент, геометрический или составленный по мотивам флоры и фауны (типологически восходящий к «звериному стилю»).

Романский стиль получил широкое распространение в искусстве стран Западной Европы, а также в искусстве некоторых северо — и восточно — европейских государств.

Оцените определение:

Источник: Справочник: История и теория культуры

Романский Стиль что это? Значение слова Романский Стиль

Романский Стиль в Энциклопедическом словаре:

Романский Стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства 10-12вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводиласьсуровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы,церкви, замки располагались на возвышенных местах, господствуя надместностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных,экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Вместе с темполусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили кнародному творчеству. Высокого развития достигли обработка металла идерева, эмаль, миниатюра.

Определение «Романский Стиль» по БСЭ:

Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в 10-12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Р. с.» был введён в начале 19 в.

Р. с. впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Р. с. явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства Р. с. была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей — монахи. лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).
Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского ландшафта и, размещаясь на холме или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты как бы повторяют и обогащают естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек Р. с. исполнен спокойной и торжественно-суровой силы. в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в Р. с. одним из важнейших элементов архитектурных композиций.
Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы Р. с. развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви. в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства. это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в Р. с. на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.
Если в раннем Р. с. господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Р. с. плоский рельеф сменяется всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в неё или как бы вырастающим из её массива. Эпоха Р. с. явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.
В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для Р. с. характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности.
Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов Р. с., на зрелой стадии тяготевшего к универсальному художественному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».
В зодчестве Франции, где первоначальные формы Р. с. появляются уже в конце 10 в., наибольшее распространение получили трёхнефные базилики с цилиндрическими сводами в среднем нефе и крестовыми в боковых, а также так называемые паломнические церкви с хором, окруженным обходной галереей с радиальными капеллами (церковь Сен-Сернен в Тулузе, около 1080 — 12 в.). В целом французское романское зодчество отмечено крайним многообразием местных школ: к особой монументальности композиций тяготела бургундская школа (так называемая церковь Клюни-3), к богатству скульптурного декора — школа Пуату (церковь Нотр-Дам в Пуатье, 12 в.). в Провансе отличительной особенностью церквей являлся обильно украшенный скульптурой главный портал (однопролётный или трехпролётный), развивающий, вероятно, мотив древнеримской триумфальной арки (церковь Сен-Трофим в Арле). Строгие по декору нормандские церкви ясностью своих пространственных членений во многом подготовили готику (церковь Ла Трините в Кане, 1059-66).
В светской архитектуре Р. с. во Франции сложился тип замка-крепости с Донжоном. К вершинам романского изобразительного искусства Франции принадлежат проникнутая мощной экспрессией скульптура тимпанов бургундских и лангедокских церквей [в Везле, Отене, Муассаке], многочисленные циклы росписей, памятники миниатюры и декоративно-прикладного искусства (в том числе лиможские эмали).
В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на З. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период — церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]. здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В
«оттоновский период» Р. с. (2-я половина 10 — 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры — аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого Р. с. всё большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура.
В Италии элементы Р. с. ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился так называемый первый Р. с. (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского Р. с. типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник Инкрустационный стиль.
В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским
«паломническим» прототипам (собор в Саламанке. илл. см. при ст. Саламанка), но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура Р. с. в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.
Р. с. развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066. в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами Р. с. были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 вв.).
Отдельные черты Р. с., обусловленные не столько прямыми влияниями, сколько некоторым сходством идейно-художественных задач, проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы).
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, М., 1960. Всеобщая история архитектуры, т. 4, Л. — М., 1966. Grabar А., Nordenfalk С., Romanesque painting from the 11 th to the 13 th century, N. Y., [1958]. Conant K. J., Carolingian and romanesque architecture. 800-1200, [Нагмоndsworth, 1959]. Demus 0., Romanische Wandmalerei,
Mьnch., [1968]. Fillitz H., Das Mittelalter, Bd I, B., 1969. Francastel P., Lhumanisme roman, P. — La Hayt, [1970].
Е. Т. Ювалова.
Авила. Общий вид городских укреплений. 1088-91.
«Адам и Ева». Рельеф дверей. 1015. Собор в Хильдесхейме.
Мастер Жильбер. «Ева». Рельеф с северного портала собора в Отене. Камень. Ок. 1135-40. Музей Ролена. Отен.
Соборный комплекс в Пизе. Баптистерий (начат в 1153), собор (1063-1160) и кампанила (1174-1372).
Кан. Церковь Ла Трините. 1059-66.
Майнц. Собор Санкт-Мартин-унд-Санкт-Штефан. Западная часть (1200-39).
«Благовещение пастухам». Фреска на своде «Пантеона королей» в церкви Сан-Исидоро (Леон, Испания). 12 в. Фрагмент.
«Христос Пантократор и сцены из Ветхого Завета». Фреска на своде крипты собора в Ананьи (Италия). 2-я четв. 13 в.
«Св. Григорий Великий». Лицевая миниатюра из манускрипта «Письма св. Григория» (из Сент-Аманд-ан-Певле, Франция). 2-я пол. 12 в. Национальная библиотека. Париж.
«Лев, терзающий человека». Деталь убранства окна собора в Вормсе (ФРГ). Конец 12 в. Камень.
«Осада Памплоны». Фрагмент реликвария Карла Великого. Серебро и медь. 1215. Сокровищница собора. Ахен.
«Ева». Фрагмент рельефа дверей церкви Санкт-Михаэльскирхе (ФРГ). Бронза. 1008-15. Собор. Хильдесхейм.
Аналой с фигурами 4 евангелистов из монастыря в Альпирсбахе (ФРГ). Дерево. Сер. 12 в. Городская церковь. Фрёйденштадт.
«Пятидесятница». Тимпан церкви Ла Мадлен в Везле (Франция). Ок. 1130. Камень.
«Царь Давид». Деталь убранства собора в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Начало 12 в. Камень.
Церковь в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Ок. 1080-1211. Интерьер.
Палаццо Ла Дзиза в Палермо. 12 в.
Церковь Сент-Этьенн в Невере (Франция). 1063-97. Интерьер.
Собор св. Петра и св. Павла в Крушвице (Польша). 12 в.
Баптистерий в Парме. Начат в 1196.
Церковь Сен-Сернен в Тулузе. 1096-1250.
Замок в Лоше (Франция). Основное строительство — 11-12 вв.
Церковь монастыря Мария Лах (ФРГ). 1093-1156.
Дверь собора в Трое (Италия). Бронза. 1119. Фрагмент.
Собор в Ле-Пюи (Франция). 11-12 вв. Сводчатое перекрытие центрального нефа.
Верхний край и днище литургического сосуда (из монастыря в Вильтене, ФРГ). Позолоченное сереро. Ок. 1160-70. Художественно-исторический музей. Вена.
Рукоять епископского посоха с евангельскими сценами (из Кентербери, Великобритания). Слоновая кость. Ок. 1180. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Т.н. 3-я церковь в Клюни (Франция). 11-12 вв. План.
Членение стены среднего нефа в церквах: Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме (ФРГ, 1010-1250), Нотр-Дам в Жюмьеже (Франция, 1018-1067), а также собора в Вормсе (ФРГ, основное строительство — 1170-1240).
Вормс. Собор Санкт-Петер. Основное строительство — между 1170 и 1240.



Романский стиль Википедия

«Страница Моргана» из Винчестерской Библии 1160-75 гг. Сцены из жизни Давида.

Рома́нским иску́сством, рома́нским сти́лем или рома́никой (от лат. Roma — Рим) принято называть период в европейском искусстве, начиная примерно с 1000 года и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона. Этот термин распространился в XIX веке среди историков искусства, особенно применительно к романской архитектуре, которая сохранила многие характерные черты римского архитектурного стиля, в первую очередь круглоголовые арки, а также цилиндрические своды, апсиды и украшения в виде листьев-акантов, но также внедрила очень много своих специфических элементов. В Южной Франции, Испании и Италии существовала преемственность в архитектуре от поздней античности, однако романский стиль стал первым направлением в искусстве, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Самый яркий пример архитектуры романского стиля — замок Лиде в Беларуси. Романское искусство испытало также сильное влияние византийского искусства, особенно в живописи. В дальнейшем, пройдя через антиклассический энергичный декор искусства Британских островов, в Европе сформировался новаторский и гармоничный стиль. Предшествующий романике период известен как дороманский.

Характерные черты[ | ]

Помимо архитектуры романский период в искусстве характеризовался очень энергичным стилем, как в скульптуре, так и в живописи. Живопись продолжала по существу следовать византийским иконографическим традициям по наиболее распространенной церковной тематике, включающей Деисуса, Страшный суд и сцены из жизни Христа. В иллюминированных рукописях, среди которых наиболее богато украшенными произведениями этого периода были библия и псалтырь, лучше всего можно увидеть, как менялись изображения на этих сценах. То же самое касается капителиев колонн, выполненных наиболее впечатляющими именно в этот период, чаще всего на них вырезаны великолепные сцены со многими фигурами. В самом начале этого периода в Германии появились такие новшества, как распятие в виде большого деревянного креста, свободно стоящие статуи Мадонны, возведённой на трон, а горельеф стал скульптурной доминантой этого периода.

романское искусство — это… Что такое романское искусство?

(романский стиль), искусство стран Западной Европы 11–12 вв. (расцвет – 12 в.). В искусстве многих стран (Германия, Испания) традиции романского искусства удерживались и в 13 в., неохотно уступая свои позиции готике. Романский стиль проявил себя в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, при этом главную роль в синтезе искусств играло зодчество.
В это время в связи с подъёмом в хозяйственной жизни Европы были сделаны значительные успехи в области каменного строительства, увеличился объём строительных работ. Из камня строили преимущественно храмы (базилики) и военные укрепления, замки. Для построек характерны массивность, суровость облика, толстые стены. Военная угроза заставляла придавать крепостной характер даже храмам. Составленные из простых геометрических объёмов, они имели выразительный силуэт (церкви Сен-Сернен в Тулузе, Франция, 11–13 вв.; Марии Лаах, Германия, 12 в.). Над средокрестием и у западного фасада помещали башни. Храмы часто перекрывали цилиндрическими, а затем и крестовыми сводами (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе). Полуциркульные (полукруглые) арки завершали оконные и дверные проёмы, вели из главного в боковые нефы, открывались в галереи второго яруса. Подобные арки появились в мощной и суровой архитектуре Древнего Рима, за известное сходство с которой здания 11–12 вв. и были названы в 19 в. «романскими». Ведущими элементами архитектурного декора были также полуциркульные арочки и полуколонны (собор в Шпейере, Германия, 11–19 вв.; башня в Пизе, Италия, 11–13 вв.).

«Аббат Дезидерий с моделью церкви». Фреска. 1072—87 гг. Церковь Сант-Анджело ин Формис, близ Капуи
«Аббат Дезидерий с моделью церкви». Фреска. 1072—87 гг. Церковь Сант-Анджело ин Формис, близ Капуи

 

Собор в Вормсе. 11–12 вв.
Собор в Вормсе. 11–12 вв.

 

«Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент
«Страшный суд». Рельеф. Тимпан собора Св. Петра. 12 в. Муассак. Фрагмент

 

«Адам и Ева». Рельеф дверей. Бронза. 11 в. Собор Св. Михаила. Гильдесгейм
«Адам и Ева». Рельеф дверей. Бронза. 11 в. Собор Св. Михаила. Гильдесгейм

 

«Благовестие пастухам». Фреска. 1167—88 гг. Церковь Сан-Исидоро. Леон
«Благовестие пастухам». Фреска. 1167—88 гг. Церковь Сан-Исидоро. Леон

 
Скульптура представлена в основном рельефами. На тимпане – полукруглом участке стены, расположенном над входом в храм и окаймлённом дугами арок, изображались Христос-Судия во Славе, праведники и грешники (Сен-Мадлен в Везле, Франция, 1120—50). Во многом забытое после гибели античной цивилизации, вновь осваивалось искусство изображения человеческого тела. Неумелость мастеров не заслоняла огромной силы эмоционального воздействия образов, выразительных ритмов линий контуров и складок одежд. Рельефы украшали и капители колонн внутри храма. Одни представляли евангельские сюжеты, в других среди завитков растений появлялись диковинные звери – персонажи из старой, языческой мифологии. Наивность в трактовке фигур сочетается здесь с точным показом состояния («Ева» из церкви Сен-Лазар в Отене, Франция, первая пол. 12 в.), образы людей и природы словно пришли из народного фольклора, овеяны сказочностью. Вообще, народная основа была сильна в романском искусстве. Круглая скульптура представлена алтарными Распятиями и статуями Богоматери, восседающей на троне с Младенцем Христом. Скульптуры чаще делали не из камня, а из дерева. Как и рельефы, они раскрашивались.
Небольшие окна романских храмов давали мало света, зато в распоряжении живописцев оставались большие плоскости стен. Для романских фресок характерна яркость немногих использовавшихся красок, любовь к плоским пятнам цвета и резким, выразительным линиям в контурах и пробела́х, изображавших вспышки света, лаконичность, сдержанность и вместе с тем пластическая выразительность жестов, ощущение внутреннего «горения» персонажей. Фигуры отличаются неподвижностью и подчинены плоскости стены. Как прекрасное и грозное видение, напоминающее о грядущем конце света и Страшном суде, возникает в апсиде церкви Сан-Клименте в Тауле (Испания) фигура Христа с Евангелием в руках.
Романское искусство достигло также высот в области книжной миниатюры, вышивки, но особенно – ювелирного дела (реликварий Карла Великого). Реликварии (сосуды или ларцы для хранения реликвий), чаши, кресты, украшения отличались величавой простотой форм и яркими красочными сочетаниями драгоценных камней и металлов.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

романский стиль — definition — Russian

Example sentences with «романский стиль», translation memory

jw2019Аббатство несколько раз перестраивалось, однако в его архитектуре сохранился первоначальный романский стиль, хотя и дополненный позднее деталями барокко.Common crawlВоспользуйтесь прекрасным бассейном, зарезервированным специально для клиентов отеля: мозаичная отделка, ступеньки в романском стиле, шезлонги и солнечные зонты. Бассейн окружен со всех сторон широкой площадкой, выложенной из камня.Common crawlВ Острове много исторических зданий, построенных в духе романского стиля, готики, ренессанса.Common crawl• В нескольких километрах расположен заповедник Сан Россоре (Parco Naturale di San Rossore), в котором ранее находилась королевская и президентская охотничья усадьба, с ипподромом, церковью Сан Пьетро а Градо (San Piero a Grado) в романском стиле, а также Чертоза-ди-Каличи (Certosa di Calci) и термы Сан Джулиано.QEDЭто радикально отличается от предшествующего романского стиля, где всё очень массивно, где взгляд постоянно возвращается по скруглённой арке вниз, и возникает давящее чувство, вас словно прижимает к земле.QEDВ прошлом, в период господства романского стиля, эти капеллы буквально были отдельными комнатами, окружёнными стенами.QEDЕвропа перешла от романского стиля к готическому.Common crawlГостиница Олимпия предлагает удобные комнаты, сочетающие в себе изысканный романский стиль интерьера со всеми современными требованиями для комфортного отдыха.Common crawlРазличные направления в искусстве и религии повлияли на формирование архитектуры Беларуси. В стране можно найти образцы романского стиля и готики, барокко и классицизма, модерна и эклектики.Common crawlНо каждый раз собор восстанавливали, в основном в готическом стиле, хотя самые старые элементы по нефу относятся к романскому стилю.Common crawlВ епархиальном музей интересно осмотеть Распятие романского стиля XIII века, полиптих автора Luca di Tommè, и картину Madonna col Bambino художественной школы Duccio di Buoninsegna.QEDЕё архитектор ещё не избавился от страхов, определявших романский стиль, когда стены должны были быть толстыми, массивными.QEDВ романском стиле.Common crawlНа фасаде колокольни со стороны via de’ Cerretani, вы увидите облицованный в верхнюю стену маленький эпический бюст позднего романского стиля, которому присвоено имя “Berta”. Он приписывается овощеводу, пожертвовавшему колокол церкви, чтобы оповещать фермеров, работавших в полях за пределами города, о закрытии городских дверей во Флоренцию.Common crawlНа территории этого роскошного четырехзвездочного отеля, оформленного в греко-романском стиле, имеется бассейн с подогревом, отдельный выход на пляж, закрытая автостоянка и гараж. По предварительному заказу гостям бесплатно предоставляются услуги частного автобуса-шаттл, а также проката велосипедов и скутеров.QEDВ романском стиле окно в церкви — это отверстие, это проём, окружённый стенами, а в готическом храме мы видим, что опорные конструкции вынесены за пределы храма в форме арочного контрфорса, который несёт вес здания, но позволяет полностью или почти полностью освободить стены.Common crawlМногочисленные изменений внесли базилике Санта Мария делле Vigne здание полностью отличается от оригинала романском стиле, который оставался в силе, в дополнение к колокольне, единственным заводом-типа базилика и столбцов, что, согласно традиции, будет принадлежать к первоначальной римской и столбцы, на котором есть картина представляющая Мадонну.Common crawlРасположенный на холме над Вислой, в течение веков множество раз подвергавшийся реконструкции и перепланировке, Замок сегодня служит примером разнообразия европейских архитектурных стилей, смесью романского и готического стилей со стилем Ренессанса.Common crawlКоролевский замок и кафедральный собор, претерпевшие за сотни лет множество перестроек, сегодня служат примерами разнообразия европейских архитектурных стилей, смесью романского и готического стилей со стилем Ренессанса.Common crawlСевернее от Сплита находится Трогир , историческое место, в котором сохранён центр старинного города, единственный не только на Адриатике, но и в Центральной Европе. В Трогирском центре, окружённом средневековыми стенами, располагается хорошо сохранённый дворец с башей, многочисленные дома и палаты, выполненные в различных стилях: романском, готическом или барокко.bashinform.ruКирха была построена в строгом готическом стиле с характерными романскими контрфорсами.jw2019ХОТЕЛИ бы вы побывать в городе более чем с тысячелетней историей,— в городе, в котором нашли отражение архитектурные стили десяти веков: романский, готический, ренессанс, барокко, рококо, классицизм, неоклассицизм и модерн?jw2019Стили этих старинных зданий разнообразны — от средневекового романского, со свойственными ему толстыми стенами и массивными изогнутыми арками, до нарядного экспрессивного барокко, характерного для более поздних веков.Common crawlКолокольня, сниженная до уровня церкви, единственный остаток Романского периода, кажется практически плотностью включенной в центральную часть религиозного строения, которое было реконструировано в Готическом стиле валомброзианскими монахами при поддержке самых видных семей этого района: Серратани, Бароцци и Моновелли.

Showing page 1. Found 24 sentences matching phrase «романский стиль».Found in 5 ms. Translation memories are created by human, but computer aligned, which might cause mistakes. They come from many sources and are not checked. Be warned.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *