Европейская готическая ЖИВОПИСЬ.
Мы с Вами увидели образцы готической архитектуры и готической скульптуры. Увидели и поняли, что архитектура красива и тянется вверх, как лестница к Богу, скульптура или реалистична, или апокалиптична — горгульи украшались химерами…. Страшно, аж жуть…. Ну а что же происходило с живописью? Частично мы уже знакомы с ней.Это миниатюры и витражи.
Мастер Псалтирь Людовика Святого. Валаамова ослица, миниатюра Пергамент 1258-1270
Шартрский собор 13 век
Кроме этого имелась живопись, украшающая храмы.
Готической живописью являются преимущественно работы, сделанные в 12-14 веках, а также некоторые живописные творения 15-16 веков. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение. Но это касается далеко не всех произведений, скорее это относится к более поздним, например Иерониму Босху.Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи.
Бартоло ди Фреди. Поклонение волхвов (ок. 1380). Сиена. Национальная пинакотека
В Европе готика распространилась с середины 14 века.
Итальянский живописец А.Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства».
Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский живописец, который иллюстрировал «Страсти Господни». Именно благодаря работам указанных мастеров были выведены новые формы групповой композиции.
Изображения ликов реалистичны, что явилось в эту эпоху признаком зарождения нового направления, называемого натурализмом. Натурализм в готике со временем стал преобладать.
Кампен Рождество ок. 1425, Дижон, Музей изящных искусств Ну а так как уже почти месяц праздники связаны с рождением Христа, наступлением нового года и его, Христа, крещением то предлагаю картины на эту именно тему — а именно, сюжет «Поклонение ВОЛХВОВ». Он понятен, хотя имеет массу загадок, связанных с путаницей дат. Это не только путаница календарей, это и путаница в первоначальных сведениях о якобы имевшем место факте истории.
Джентиле да Фабриано. Поклонение волхвов (1423). Флоренция. Галерея Уффици.
Рогир ван дер Вейден. Поклонение волхвов (Алтарь Колумба) (1458—1459). Мюнхен. Старая пинакотека
Беноццо Гоццоли. Поклонение волхвов-царей (1459—1460). Флоренция Палаццо Медичи-Риккарди
Сандро Боттичелли. Поклонение волхвов (1476). Схема композиции. Флоренция. Галерея Уффици
Bernardino Luini. Поклонение волхвов Нач. 16 в
Альбрехт Дюрер. Поклонение волхвов. Граница 15 и 16 в.в.
Иероним Босх. Поклонение волхвов. 1510. Дерево, масло. Центральная часть 138 X 72. Створки 138 X 33. Мадрид, Прадо.
Еще примеры готической живописи
Жан ван Эйк Мадонна канцлера Ролена. ок. 1435 Лувр Париж
Жан ван Эйк (1390-1441) Мадонна каноника ван дер Пале. Масло на дереве, 122 x 157 cm, 1436. Музей Гронинге, Брюгге
Rogier van der Weyden (1399 — 1464).
Миниатюра Белбелло да Павиа( Италия XV в Моисей,извлекающий воду из камня.
На этой чешской картине готического стиля (1480-1490) чудесное возникновение источника воды,сопровождающееся падением манны-маленьких белых крупинок,имевших вкус хлеба с мёдом…
Готические соборы в картинах: athenaie — LiveJournal
Просто посмотреть на красивое — например, готические соборы на картинах художников XVIII-XIX веков.
Карл-Фридрих Шинкель (1781-1841), «Средневековый город на воде», 1830
Шинкель знаменит как архитектор (он автор Старого музея и Новой гауптвахты в Берлине, например). Но начинал он как художник, а еще он очень любил готику. Не только платонически: например, проект готической капеллы в Петергофе принадлежит именно ему.
Он же, «Средневековый город на реке», 1815
Он же, «Готический собор на утесе»
Джон Констебл (1776-1837), “Вид на собор Солсбери из епископского сада”, 1823
Эту картину заказал Джон Фишер, епископ Солсбери — его с супругой Констебл изобразил прогуливающимися по саду.
Он же, “Вид на собор Солсбери с луга”, 1829
А эту картину Констебл написал через год после смерти жены — что многое объясняет в настроении.
Доменико Квальо (1787-1837), Реймский собор
Французский собор, написанный немецким художником итальянского происхождения. Глобализация до того, как она стала мэйнстримом!
NEW!
Он же, тот же, 1827 г
NEW!
Он же, Антверпенский собор, 1820
NEW!
Он же, Фрайбургский собор в 1830 году
Он же, «Вид на Альтштадтмаркт в Брауншвейге с востока», 1834
Корнелис Спрингер (1817-1891),»Альтштадтмаркт в Брауншвейге»
Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875), Шартрский собор, 1830
Фредерик Маккензи (1788–1854), «Линкольнский собор с северо-запада», 1850
Генрих Хансен (1821–1890), Руанский собор
NEW!
Камиль Писсарро (1830-1903), «Улица Эписери в Руане в 1898 году»
NEW!
Он же, там же, тогда же, другой вариант
NEW!
Йохан Босбоом, «Парижская набережная в Руане», 1839
Пьер-Дени Мартан (1663–1742), «Кавалькада Людовика XV 26 октября 1722 года, 1723
А еще смотреть картинки и читать про готические соборы можно в телеграме 😉
Готическое искусство. | homsk
1
0
0
1
0
1,386
просмотров
Зарождение готической живописи произошло на территории Франции в XII веке. Готика сменила романский стиль средневекового искусства и первоначально развивалась в архитектуре. Характеристика готического стиля – это устрашающие и величественные сооружения. Постепенно готика начинает проникать во все сферы искусства и распространяться по территории средневековой Европы.
История возникновения готического стиля
Главная идея готики – это движение вверх. Примеры готической архитектуры – это соборы, монастыри, церкви. Получив развитие после романского стиля, который отличается своими мощными стенами с круглыми арками и крошечными окошками, готика устремляется в небо своими:
- высокими тонкими башнями;
- острыми высокими арками;
- витражными окнами;
- множеством резных деталей на фасадах.
Цветное стекло создавало потрясающий эффект. Витражи, созданные из различных по толщине и цвету стекол, придавали атмосфере храмов необыкновенную красоту. Переливы света на полу и стенах углубляли перспективу.
Витражи
Книжная миниатюра
Особенности готической живописи можно увидеть на примере книжной миниатюры. В XIV веке появляется новое оформление рукописей. В иллюстрации включаются сюжеты на бытовые темы. Особое внимание уделяется деталям и цветовой гамме. Это яркие и сочные картины, в которых присутствуют самые разные цвета:- синий;
- зеленый;
- красный;
- розовый;
- черный;
- белый;
- охристые оттенки.
Листы с рукописями получают красивые бордюры, созданные из различных завитков и растительных орнаментов.
Художники периода готики
Среди представителей готической живописи наиболее известны:
- Мастер Бертрам.
- Жакмар де Эсден.
- Мастер Сан-Мартино.
- Донато Венециано.
- Братья Лимбург.
Мастер Бертрам
Самый известный из этих художников — немецкий живописец Мастер Бертрам. Он не только писал картины, но и был мастером деревянной скульптуры, а также делал иллюстрации к книгам. В его распоряжении была мастерская, в которой работали его ученики и подмастерья. Мастер Бертрам жил и работал в Гамбурге. В мастерской выполнялись различные заказы, которые поступали из города и от частных лиц. Наиболее известное произведение – это «Грабовский алтарь», созданный в 1383 году для собора Святого Петра в Гамбурге.Жакмар де Эсден
Представитель готического стиля в живописи родился в Артуа и был французом по происхождению. Работы Жакмара де Эсдена — книжные миниатюры. Заказчиком художника был родственник короля Франции Карла V – Жан Беррийский. Основное время мастер проводил в Бурже, где занимался заказами герцога. С 1384 по 1414 годы он получал регулярное жалование из казны. Наиболее известные работы художника — это миниатюры:
- «Малого часослова».
- «Брюссельского часослова».
- «Большого часослова».
Основной работой мастера является «Большой часослов».
Мастер Сан-Мартино
Мастер, который был автором изображения «Мадонны с младенцем на троне» для церкви Сан-Мартино. Сейчас эта работа хранится в Италии, в музее Сан-Маттео, в городе Пизе. В центральной части картины находится Мадонна, а по краям расположены сюжеты из жизни святых Иоакима и Анны. Несмотря на то, что художник считается самым ярким представителем пизанской школы живописи готического периода, имя мастера утеряно.
Донато Венециано
О том, когда родился и умер художник, данных не осталось. Существует версия, что во второй половине XIV века в Венеции жили два художника с именем Донато. Один был прихожанином церкви Святого Луки, а второй — прихожанином церкви Святого Видаля. По другой версии, это был один и тот же человек, которой просто поменял приход. Остались документы о его совместной работе с другими живописцами. Одной из таких работ является картина «Коронование Марии», которая была создана в 1372 году совместно с Катарино ди Марко.
Братья Лимбург
Три брата, Поль, Эрман и Жеаннекен, родились в Нидерладах. Их отец был мастером деревянной скульптуры, а со стороны матери их родственником был живописец Жан Малуэль, который работал при дворе бургундских герцогов. Некоторое время братья обучались ювелирному мастерству, а в 1410 году приступили к работе, которая заключалась в создании картин для Библии. Заказ поступил от Филиппа Смелого, за который он назначил братьям содержание в течение четырех лет. Самой главной работой готической живописи братьев Лимбург является «Великолепный часослов герцога Беррийского». Работа осталась незаконченной, так как и заказчик — Жан Беррийский, и художники умерли в 1416 году.
Уникальные примеры готического стиля
Шедеврами, созданными в готический период искусства, можно любоваться и сегодня:
- Собор Святого Стефана, Австрия.
- Мирский замок, Беларусь.
- Антверпенский собор, Бельгия.
- Кельнский собор, Германия.
- Бургосский собор, Испания.
- Собор Святого Вита, Чехия.
- Вестминстерское аббатство, Англия.
- Шартрский собор, Франция.
- Замок Рейншайн, Германия.
- Собор Парижской Богоматери, Франция.
Notre Dame de Paris – это один из первых соборов, который выполнен в готическом стиле. Он возводился с 1163 по 1345 год.
Готический стиль в живописи | WPainting
Содержание статьи:- 1. История создания
- 2. Средний период
- 3. Настоящее время
Готика – жанр живописи, возникший в начале 1200 года. Ознаменовал переход от романского стиля к более продвинутой технике, при этом, сохраняя его частичные изобразительные формы и навыки. В основном готика разделяется по странам, где она происходила во множестве случаев. Принято считать, что на самом деле готического направления ознаменует фактического начало средневековья.
История создания
Готика появилась сразу же после окончания романского стиля, и впервые была замечена в Англии. Так как не все страны сразу же перешли на новые изобразительные формы, само развитие готики происходило следующим образом. Как только жанр умирал в одном государстве, сразу же появлялись новые представители этого жанра, но уже в другой стране. Так что, если документально следить за развитием готики, нужно сразу же охватывать огромный пласт произведений. Как архитектурных, так и художественных.
Также, готика не должна быть воспринята как всего лишь еще один стиль, которому нет места в наше время. Из-за того, что именно средневековье во многом создало существующие и по сей день рамки всего изобразительного искусства, люди до сих пор пользуются ими, постоянно потребляя в том или ином виде.
Картина в готическом стилеСредний период
Средний период готики начинается с ее приходом в Германию. Именно тогда известные художники решили создать каноничные портреты святых, а заодно попытаться выйти за рамки созданных форм и объемов. И новый расцвет готики произошел именно во время ее прихода в Германию. По всем фронтам. Появились новые элементы архитектуры, которые нравились людям, и их хотели использовать по всему миру. Готика как дизайн интерьера тоже потерпела перемены, и теперь королевские семьи в Германии на равных также пользовались идеями своих поданных. Все сферы жизни так или иначе, получил новое воплощение. И уже было сложно представить, кто именно виноват в этом, а кто нет.
Настоящее время
В настоящем времени Готика уже точно не используется, ни как стиль архитектуры, ни как жанр живописи. Ей на смену пришли новые направления, которые нравились людям, и были комфортны для именно этого века. Но благодаря готическому направлению изобразительного искусства, плотно вошла идея смены формы, и игра как с линиями, так и с цветами. То этого все написанные картины были статичны, и не выражали никакой концепции.
Готика в живописи
За 300 лет существования готики развитие идеи пространства было в общем весьма незначительно: готика приняла романскую схему и лишь видоизменила её. Новые архитектурные замыслы и новое понимание пространственного разрешения появляются лишь в «зальных храмах». Где бы вы не жили — у вас сегодня есть возможность заказать или купить картину в готовом виде, в любом жанре, с доставкой к вам домой.
В Соборе Парижской Богоматери, строившемся более ста лет с момента его закладки в 1163 году, кубическая основа, особенно его алтарной части, расчленена, причем конструктивная система столбов и стрельчатых арок служит лишь поводом для передачи пластических функций. Основа здания обрастает лесами, как корабль, стоящий на верфи; за этими лесами скрыто архитектурное тело. Множественность заступает вместо единства, искусство отходит от простоты и закономерности.
Высокая готика не видела смысла в поисках членений и ритмического построения групп пластических тел, поскольку замкнутость тела не существовала. Простота и единообразие чужды готике, которая в своих формах всегда стремится к живости и разнообразию форм. Готика не знает группы, в которой части рождаются из единого целого, она не сопоставляет подобных величин. Она обычно ограничивается тем, что нагромождает. Реальное соотношение отдельных частей, капелл, для неё не существенно, однако это не исключает необычайно тонкого расчета оптических масштабов. При этом малые величины всегда служат большим. Другими словами, в ней царит не соподчинение, а пирамидальное нагромождение.
Готическое здание понимается и трактуется как органическая функция устремленных вверх отдельных частей, причем движение это основало не на своевольном преодолении материала, а является своеобразным осмыслением телесного и психического движения человека. Из этого следует, что скульптурные декорации здания внедряются в это органическое движение и подчас его заменяют. Человеческое тело не становится архитектурой, — скорее отдельные части этого архитектонического острова приобретают форму человеческого тела. Колонны порталов превращаются в святых и пророков, застылых, суровых и окованных. Движение этих скульптур приобретает больше свободы лишь по мере роста динамики в пластических деталях здания. Примерам подобного решения могут служить скульптурные украшения портала соборной башни в Регенсбурге, где кольцо фигур на выступающем столбе напоминает чашечку цветка, из которого вырастают лепестки.
Ограничивающая плоскость теряет свой смысл, если ни пространство, ни ясность пластического тела не имеют ценности. В качестве образца плоскостного стиля в живописи можно назвать египетскую живопись, в которой ясно выступают её взаимоотношения с пространством и объемом. Наоборот, готическая живопись в основе своей не была плоскостной, так как не выявляла и не подчеркивала плоскости. Было бы неверно думать, что все линейное непременно должно быть плоско. Готическая живопись разрушает своей чисто линейной динамикой плоскость стены и плоскости сводов. Позднеготический орнамент Израиля ван Мэкенена состоит из совершенно тонких линий — спиралей, которые могли бы расчленить на самостоятельные части плоскость листа. Но художника интересуют главным образом завитки зубчатой листвы. Весь орнамент напоминает сплетение жил под снятым покровом кожи. Орнамент Ренессанса делит, членит и укрепляет плоскость. Готический орнамент всегда производит впечатление насильственно стиснутой живой поросли, стремящейся выбиться за пределы отведенного ей места. Орнамент покоится не на плоскости, он как бы за ней. Глубина его неопределенна, — многие листья точно сжаты, другие выпячиваются наружу или уходят назад. Животные и люди превращают темный фон в неопределенную среду, подобную сумеречным пространствам «зальных церквей».
Монументальная живопись так, же не дает четкого представления о плоскости, ограничивающей пространство. Было бы неверно считать плоские и бесперспективные готические росписи элементами чисто плоскостного членения. И здесь имеются только линейно выраженные функции, пронизывающие своей вязью массу стены. Правда, стенная роспись начала XIV века церкви Картезианского монастыря в Винхаузене близ Ганновера делит стену хора на горизонтальные полосы, но эти полосы не связаны с архитектурным членением, они не совпадают с членениями окна. Сцены из истории сотворения мира, поклонении Марии на узкой стене помещения, перекрытого четырьмя крестовыми сводами, а также извивающиеся ленты изречений — все это трактовано совершенно орнаментально. В сводах эту игру линий продолжает растительный орнамент, заполняя их одной лишь спиралью лозы.
Я нарочно выбрал пример, показывающий Крайнее выражение пространственности в живописи, едва доступное северному (готическому) человеку. Бесчисленное множество готических памятников в Германии, Франции и Скандинавии украшены одной орнаментальной бесконечной лозой. Она незаметно переходит со стены на потолок, не соблюдая при этом цезуры между горизонтальными и вертикальными плоскостями, хотя это имеет большое значение для ясного понимания пространства. Та же функциональная игра — и в рисунках тканей и в искусстве витражей той эпохи. Здесь нет членения плоскости, основанного на взаимоотношениях высоты и ширины, нет и осознания самой плоскости в отношении к единству пространства и массы, к пространственному и пластическому телу, здесь царит исключительно функциональная игра линий и пластически обособленных мелких единиц.
Готический стиль кажется нам наиболее одухотворенным, ибо каждая форма полна внутренних сил, отражающих психологию эпохи. Однако такой вывод не вполне справедлив. Рядом с «душой деятельной» (anima activa) существует тихая и спокойная «душа созерцательная» (anima contemplativa).
ВЫВОДЫ. Развитие пространства в готике очень не значительно. Искусство сосредоточивает все внимание на пластических темах. Последнее понимается и разрабатывается как функция. Поэтому его легко заменяет вытянутая человеческая фигура. Стена трактуется как не ограничивающая пространство плоскость, она пронизана также функциональностью. Орнамент, стенная живопись, ткани, витражи служат выражением сходных плоскостных функций.
Готическая живопись
Готической живописью являются преимущественно работы, сделанные в 12-14 веках, а также некоторые живописные творения 15-16 веков. При характеристике этих работ говорят, что они вызывают средневековое «апокалипсическое» настроение. Расцвет готической живописи достигается в работах нидерландских живописцев, в частности Р. Ван дер Вейдена, который на самом деле перенял многие принципы работы у Ван Эйка, который был представителем реалистической живописи.
Другим ярким представителем готики является Р. Кампен – фламандский живописец, который иллюстрировал «Страсти Господни». Именно благодаря работам указанных мастеров были выведены новые формы групповой композиции.
В Европе готика распространилась с середины 14 века. Итальянский живописец А.Лоренцетти изобразил на стене собственного дома в Сиене «Аллегорию доброго правительства».
Отличительными чертами готического стиля в живописи является особый принцип изображения распятого Христа. Внимание акцентируется на прекрасных женщинах, которые объяты горем, и контрастируют с истерзанным телом Иисуса. Богоматерь изображается в большинстве случаев лишенная чувств, что символизирует высшее горе и страдание. Распятие уже не икона, а целый рассказ о Страстях Христовых, наполненный эмоциями и некоторой индивидуальностью.
Изображения ликов реалистичны, что явилось в эту эпоху признаком зарождения нового направления, называемого натурализмом. Натурализм в готике со временем стал преобладать.
Мастера живописи стали использовать пустоту для того, чтобы подчеркнуть материальность изображаемого. Ярким примером готического искусства является «Гентпский алтарь», авторами которого стали братья Ван Эйк. Изображения на алтаре разделены пустотой. Любое изображение на алтаре предельно символично и является знаком определенного обширного содержания.
Наиболее выдающиеся представители готической живописи: Р. ван дер Вейден и братья Эйк, Х.Босх и А.Дюрер.
Поделиться ссылкой
Готический стиль в живописи
Вторым (после романского) и завершающим стилем в развитии средневекового искусства Западной Европы является готика.
Местом ее рождения была Франция, откуда она распространилась по другим странам. Время господства готики ограничивается XII-XVI вв., но в Италии от этого стиля отказались уже в XV в.
Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последующих поколений к готическому искусству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что искусство готики необыкновенно выразительно, прекрасно и совершенно.
Почему же в Западной Европе появился этот стиль, сменивший романское искусство?
Поль де Лимбург. Месяц март. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.
В ходе истории во многом изменилась общественная обстановка в западноевропейских странах. Укрепляли свое могущество монархи, уменьшилось число крупных феодальных владений. В борьбе с монархами утрачивали свою былую власть монастыри. Росли и богатели города; рядом с духовенством, феодалами и крестьянами появилось новое сословие — горожане (бюргеры). В их число входили в основном купцы и ремесленники.
Постепенно бюргерство укрепляло свои позиции. Создавались городские общины с самоуправлением. Большую роль играли ремесленные цехи, число которых постоянно увеличивалось.
Усиливалась эксплуатация крестьянства. Крестьяне не хотели мириться со своим положением: в Германии, Англии и Франции часто вспыхивали восстания. Феодализм постепенно уступал свои позиции буржуазии, утверждавшей свои представления и идеалы в культуре.
Хотя наиболее крупные достижения готики были по-прежнему связаны с христианской церковью, руководство строительством храмов от монастырей перешло к бюргерству. Зодчество, как и в романском искусстве, занимало в эту эпоху важное место.
В отличие от романских церквей в готических храмах с огромными окнами почти не оставалось места для фресковой живописи. Поэтому росписи обычно заменялись витражами. Один из самых знаменитых — в Шартрском соборе — «Богоматерь с младенцем», созданный в конце XII — начале XIII в. во Франции. Он поражает зрителя свежей прелестью и чистыми красками: красными, голубыми, золотистыми. Яркие эффекты создает свет, проникающий сквозь цветное стекло и наполняющий пространство храма разноцветным сиянием.
Витраж, идеально подходившие к архитектуре готического храма, создавали у молящихся особое, волнующее настроение, отвлекали их своей волшебной красотой от обыденного, земного и уносили в сказочные небесные дали.
Замечателен дошедший до нас готический витражный ансамбль в капелле Сен-Шапель в Париже. В него входят 146 окон с 1359 сюжетами.
Со временем в витраж стали привносить элементы, свойственные картине. Но эксперименты в области тональности и светотени уничтожили очарование, присущее сверкающему чистыми красками готическому витражу.
Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты). И в наше время витраж вызывают огромный интерес и нередко используются в современных интерьерах.
В отличие от других государств Западной Европы в Италии почти не строили храмов с огромными окнами, поэтому стенные росписи там по-прежнему играли важную роль. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными.
Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Поражает своей красотой живопись на створках алтарей в храмах Чехии, входившей в те времена в состав Германской империи. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. 1350). Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше», исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Нам известно имя талантливого придворного чешского живописца Теодориха, выполнившего 129 картин на дереве с изображениями короля и святых.
Хотя они кажутся современному зрителю несколько наивными и грубоватыми, удивляет умение мастера передавать объемы, контрасты света и тени, а также яркие черты индивидуальности моделей. Так впервые в Западной Европе зародилась станковая живопись.
В эпоху готики продолжала развиваться миниатюра. Если прежде рукописи создавались в монастырях, то теперь ими
стали заниматься светские мастера. Религиозные и бытовые мотивы нередко переплетались в творениях художников. Так, в «Псалтыре королевы Марии», созданном неизвестным английским мастером в первой четверти XIV в., аллегория декабря представлена в виде молодой женщины, надевающей чулок.
Ян де Лимбург. Грехопадение и изгнание из Рая. Из «Роскошного Часослова герцога Беррийского». XV в.
Талантливые иллюстраторы работали во Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских. По заказу герцога Беррийского художник Поль де Лимбург и два его брата создали чудесные миниатюры к т. н. Часослову. Изяществом и свободной манерой исполнения отличаются эти рисунки, рассказывающие о временах года и о соответствующих им работах и развлечениях. Вероятно, впервые в искусстве готики живописцы очень точно и умело передают перспективу, изображая замки и природные ландшафты на дальних планах.
Эпоха готики приближалась к своему завершению. Новую страницу в западноевропейской культуре открывала Италия, первой вступившая в мир Возрождения.