Стиль прерий в архитектуре – Стиль прерий в архитектуре: особенности, фото – Rehouz

Содержание

Стиль прерий в архитектуре: особенности, фото – Rehouz

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения не только для поэтов и художников, но и для зодчих. Многих она воодушевила на создание шедевров, а новатор Фрэнк Ллойд Райт, окрыленный красотами прерий, создал целую школу дизайна.

Стиль прерий в архитектуреСтиль прерий в архитектуре

Райт и парадигма органичности

Человек, чьим именем назвали множество домов, родился в 1869 году в Висконсине. Школу будущий великий архитектор не посещал, получая образование дома, инженерный факультет так и не закончил. Несмотря на это (или напротив, благодаря подобным обстоятельствам), таланты юноши развились в полной мере.
Фрэнк Ллойд Райт обладал писательским даром, неплохо рисовал, коллекционировал предметы искусства, преуспел в дизайне мебели и тканей, а главное – отличался свежим, неизбитым взглядом на привычные предметы. Настолько неизбитым, что замыслы Райта вполне оценили лишь годы спустя. Он утверждал, что архитектура обязана предвидеть будущее, и его собственная профессиональная стезя доказала это утверждение.

В 1893 году Райт основал строительное бюро, чтобы воплощать нетривиальную идею – мечту об органической, естественной архитектуре. Зодчий-самоучка был уверен: современное строение должно буквально «вырастать» из земли, быть частью окружающей среды, её гармоничным развитием.

«Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу», заявил он в одном из своих интервью. И, можно сказать, Райт посвятил свою жизнь решению этой задачи: он освобождал архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций.
Дом в стиле прерийПостройки Райта сильно отличались от традиционных в ту пору викторианских особняков. Его манеру нельзя было спутать с чьей-либо другой, невзирая на то, что дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись.

Концептуальные особенности стиля прерий

Архитектуру прерий выделяют броские приметы:

Горизонтальность, приземистость

Здания Райта тянутся вдоль, а не ввысь. «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью».
Даже постройки выше двух этажей, если речь о стиле прерий, сливаются с рельефом, припадая к земле, будто кусты, валуны и травы.

Первые дома, спроектированные Райтом, были крестообразной формы или в виде буквы Т. Позже конструкция упростилась, не теряя надежности; сегодня, дома имеют в основе либо простейший прямоугольник, либо экономный Г-образный силуэт.
Дома в стиле прерий не воспринимаются высокими, независимо от количества этажей. Этому способствуют упор на форму прямоугольника, доминирование горизонтальных линий, широкие карнизы по периметру дома, заметные выступы кровли и скрытый цоколь.
Дом в стиле Райта«Взяв за масштаб рост человека, я уменьшил высоту здания, – рассказывал Райт о собственном стиле. – Не веря в иную меру, кроме человеческой, я ввел её в пространственность и распластал в длину массу постройки».

Угловатость, строгость линий

Принцип органичности Райт подсмотрел не только у природы. Его сильно впечатляли японский экстерьер, облик восточных храмов и минимализм, который в те годы начинал восхождение на архитектурный пьедестал.
У минимализма Райт «одолжил» лаконизм, линейность и бескомпромиссность геометрии.
Коттедж в стиле прерийРезкую отчетливость прямоугольных фасадов он акцентировал при помощи ортогональных эркеров, пристроек в виде выступов, квадратных колон. Впрочем, несмотря на строгость, угловатость контуров, дома прерий не выбиваются из окружающей среды, не нарушают первую, самую важную заповедь – гармонии с пейзажем.

Сегменты и секции

Дома в стиле Райта целостны, но выглядят так, будто их сложили из отдельных, плоских «коробок». Горизонтально дом делят перепады накрытия, вертикально – колонны и выступы. Самостоятельность сегментов подчеркивают при помощи различия фактур: один выделяют, допустим, кирпичной кладкой, а другой бетоном.

Широкая, плоская кровля

Крыша – очень важный компонент органической архитектуры. Это выразительное средство, которым подчеркивают горизонтальность постройки. А также если дом предполагает два этажа и более, его делят на фрагменты.
Загородный дом в стиле РайтаЧаще всего кровли «райтовских» зданий 3 или 4-х скатные, с широкими свесами. В ритмике, заданной крышами, отчетливо видны японские мотивы.

Террасы и открытость планировки

Широкая терраса – непременный атрибут жилых построек Райта. Нередко террас даже две.
Внутри такие дома тоже привольны: минимум перегородок, все помещения перетекают друг в друга, создавая эффект бесконечности. Комнат меньше, но пространства больше – вот ключевой принцип внутренней планировки.

Огромные панорамные окна

К ним располагает и горизонтальная направленность постройки, и ровные четырехугольники стен. К тому же панорамное остекленение – лучший способ усилить связь дома с окружающей его природой. Огромные стекла, во-первых, обеспечивают достаточный уровень освещенности в дневное время, во-вторых, отражают пейзаж снаружи.
Загородный дом в стиле прерийНередко окна оснащают раздвижными механизмами, благодаря чему, если надо, они преобразуются в выход на террасу.
Условность границы между пространством наружным и внутренним – ещё один признак архитектуры прерий.
Перемычек в стенах из стекла лишь самое необходимое количество, а обрамляют панорамные окна либо бетонными полосами, либо деревянными досками. Дверные проёмы тоже размашистые, прямоугольные. Арок в домах прерий вы не увидите.

Натуральность и комбинированность отделки

Первые особняки Райта были построены исключительно из природных материалов. Бетон, кирпич и стекло сочетались с естественным камнем, керамическими блоками и деревянным брусом, поскольку эклектичность отделки тоже особенность этой стилистики.
Отделка дома в стиле прерийРазнородность материалов используется для того, чтобы разграничить дом на сегменты, выделить каждый из них. Допустим, рваным камнем обозначают одну часть помещения, а гладким бетоном или декоративным кирпичом следующую.
Что касается кровельного материала, то предпочтение отдается натуральной черепице и профнастилу.

Сдержанность палитры

Приоритетные краски архитектуры прерий – оттенки коричневого, серого цвета, реже и в малых количествах встречается белый.
Сочетания красок подобраны так, чтобы отчеркивать линии дома, его углы и секции, не раздражая при этом глаз.
Цветовые сочетания в отделке дома в стиле прерийКрыша, как правило, темнее стен (этот приём ещё больше вытягивает постройку вдоль), а изнанка свесов либо бежевая, либо белая.

Дома, которые меняют жизнь

Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и модерн. В чем же все-таки неординарность стиля прерий?

Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое.
Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.
Дом прерийРайт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.

«Зодчество – это жизнь, — повторял родоначальник стиля прерий. – Во всяком случае, дома должны быть формой, которую жизнь создает».

Дома в стиле прерий — фото

Видео


rehouz.info

Шедевры мировой архитектуры | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 17 января 2016

Немного об архитекторе — Фрэнке Ллойде Райте.

Фрэнк Ллойд Райт (8 июня 1867 — 9 апреля 1959) — американский архитектор-новатор. Оказал огромное влияние на развитие западной архитектуры в первой половине XX века. Создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план в архитектуре.

Наиболее известное его творение — «Дом над водопадом».

Однако известность Райту первоначально принесли «Дома Прерий», спроектированные им с 1900 по 1917 годы. «Дома Прерий» созданы в рамках концепции «органической архитектуры» и одного из ее направлений «школы прерий», идеалом которой является целостность и единение с природой.

Школа прерий или стиль прерий — архитектурное направление конца XIX — начала XX века, распространённое в основном на Среднем Западе США. 

Стиль характеризуется обилием горизонтальных линий, преобладанием плоских крыш, широких выступающих карнизов и замысловатого орнамента. Школа прерий обозначила разрыв с традициями архитектуры XIX века. Горизонтальные детали построек напоминали пейзажи Великих равнин, чем и объяснялось образное название школы.

В то же время на стиль оказали влияние конструкции японских храмов, с которыми американцы впервые познакомились незадолго до возникновения нового течения в архитектуре. 

Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По мнению Райта, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.

В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Для них характерен открытый план, преобладающие в композиции горизонтали, далеко вынесенные за пределы дома скаты крыши, террасы, отделка необработанными природными материалами, ритмичные членения фасада каркасами, прообразом которых служили японские храмы.

Многие из домов в плане крестообразные, а расположенный в центре очаг-камин объединяет открытое пространство.

Интерьерам домов Райт уделял особое внимание, создавая мебель сам и добиваясь того, чтобы каждый элемент был осмыслен и органично вписывался в создаваемую им среду. Наиболее известными среди «Домов Прерий» являются дом Уиллитса, дом Мартина и дом Роби.

Дом Уиллитса, Willits House

Один из наиболее ярких примеров сооружения «органической архитектуры» в стиле «Домов Прерий» — дом Уиллитса, спроектированный в 1901 году.

План

Фасад

Интерьеры

Дом Мартина, Martin house

Построен в 1904 году. Для стиля «Дом Прерий» характерно деление фасада на отдельные выступающие объемы и большие площади остекления.

План

Фасады

Интерьеры

Дом Роби, Frederick Robie House

Дом Роби в Чикаго считается одним из шедевров в серии «Домов Прерий» и одной из самых популярных работ Райта. Дом был спроектирован в 1908 году. Особняк выходит продольным фасадом на улицу. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, способствуют затенению окон и защите террас и балконов от прямых солнечных лучей и осадков.

Общий вид

Фасад

Интерьеры

 

www.spletnik.ru

Стиль прерий | Архитектурные стили

Стиль прерий, или школа прерий – архитектурный стиль конца 19-го — начала 20-го века, наиболее широко распространённый на Среднем Западе США.

Для этого направления обычно характерны горизонтальные линии; плоские или вальмовые (четырёхскатные) крыши с широко нависающими карнизами; горизонтально сгруппированные окна; интеграция с ландшафтом; монолитность конструкции; искусное исполнение и упорядоченность в использовании орнамента. При этом горизонтальные линии были задуманы для того, чтобы органично соединить и связать здания, построенные в этом стиле, с естественным ландшафтом прерий.

Термин «школа прерий» придумал для более пространного описания данного архитектурного направления один из первых историков архитектуры Г. Аллен Брукс.

Североамериканский стиль прерий развивался в гармонии с эстетикой и идеалами дизайна художественного движения «Искусства и ремёсла», созданного в Англии в последней четверти 19-го века Уильямом Моррисом, Джоном Раскином и другими архитекторами.

Это направление возникло как общая реакция гильдий кустарей и ремесленников на появление чуждых им новых технологий конвейерной сборки и серийного производства, которые, по их мнению, вели к снижению качества изделий и дегуманизации рабочих.

В рамках данного движения также была предпринята попытка создания местного североамериканского архитектурного стиля, который бы не имел общей терминологии в области элементов и эстетики дизайна с более ранними стилями европейской классической архитектуры.

Великий чикагский пожар 1871 года открыл благоприятные творческие возможности перед многими талантливыми и амбициозными молодыми архитекторами.

Всемирная выставка 1893 года в Чикаго должна была стать предвестником возрождения города. Однако многих молодых архитекторов Среднего Запада, представителей формирующейся школы прерий, возмутил греческий или римский классицизм почти всех зданий, воздвигнутых к этому мероприятию. В ответ на это они попытались построить в самом Чикаго и его окрестностях нечто новое в духе уникально современного и подлинно американского архитектурного направления, которое стало называться стилем прерий.

Упоминание прерий в этом названии объясняется преобладающей горизонтальностью большинства построенных в этом стиле зданий, представляющей собой отражение широких, плоских и безлесных просторов Среднего Запада США.

Самый известный представитель этой школы, Фрэнк Ллойд Райт, пропагандировал идею «органической архитектуры», основной принцип которой состоял в том, что архитектурное сооружение должно выглядеть так, как будто оно естественным образом выросло из земли. Кроме того, Райт понял, что горизонтальная направленность является отличительно американским архитектурно-дизайнерским мотивом, поскольку в этой относительно молодой стране намного больше открытых, первобытных ландшафтов, чем в большинстве старых, урбанизированных государств Европы.

Архитекторы, творения которых относят к стилю прерий

Школа прерий чаще всего ассоциируется с поколением архитекторов, которые либо работали под началом Луиса Генри Салливана или Фрэнка Ллойда Райта, либо испытывали их влияние в своём творчестве, причём самого Салливана к их числу, как правило, не относят.

Хотя этот стиль зародился в Чикаго, некоторые его представители покинули город, распространив влияние школы далеко за пределы Среднего Запада.

Взаимовлияние различных архитектурных школ

Здания, построенные в стиле прерий (характеризующиеся открытой планировкой, горизонтальными линиями и использованием местных строительных материалов), близки по духу к творениям представителей американского художественного движения «Искусства и ремёсла» (которому присущи искусная ручная работа, простота исполнения и функциональность), являвшегося альтернативой популярному в тот период стилю Греческого возрождения (с преобладавшими в нём греческими формами с редкими вкраплениями римского влияния).

Кроме того, большое влияние на стиль прерий оказали идеалистический романтизм и трансцедентализм Ральфа Уолдо Эмерсона.

В свою очередь, школа прерий повлияла на более поздние архитектурные направления, в частности, на минимализм и немецкий баухауз, представлявший собой смесь голландского стиля «Де стейл» и конструктивизма.

Причины того, почему к середине 1920-х годов стиль прерий утратил свою привлекательность, до сих пор является предметом споров между историками архитектуры.

Здания, построенные в стиле прерий

Одним из примеров архитектуры в стиле прерий является здание частной дневной школы в городе Расин, штат Висконсин, которая так и называется («Школа прерий»/ англ.: The Prairie School).

Работы Мэрион Мэхони и Уолтера Гриффина в Австралии и Индии, а именно серия домов в городе Каслкрэг, штат Новый Южный Уэльс, Австралия, – это прекрасный пример, показывающий, насколько далеко стиль прерий вышел за пределы Чикаго.

Особо стоит выделить исторический квартал Оук-Серкл в городе Вилметт, штат Иллинойс, США. Он включает в себя 15 односемейных жилых домов, построенных в период с 1917 по 1929 год в стиле прерий, а также «искусств и ремёсел». 21 июня 2001 года исторический квартал Оук-Серкл был включён в Национальный реестр исторических мест США.

architecting.ru

особенности дизайна, история и современная специфика

На нашем сайте по проектированию и строительству домов есть подробная статья, посвященную архитектуре Ллойда Райта – американского архитектора ХХ века. Он создал стиль, иначе называемый стиль прерий, влияние которого на современный дизайн огромно. Он до сих пор считается современным, удобным и органичным выбором для загородного дома.

Но помимо создания архитектурных проектов, Райт вплотную занимался и интерьерным дизайном. Более того – в каждой детали преследуя идеи функциональности и природной красоты, он сам делал мебель для внутреннего убранства помещений.

Эти интерьеры актуальны и по сей день, достойно продолжая традиции райтовской архитектуры.

Содержание:



Что же до характерных черт стиля прерий?

Вот они:

  • протяженные по горизонтали здания
  • сочетание геометрии минимализма с природными формами
  • сегментированность отдельных участков здания
  • этнические мотивы дикого запада и восточных храмов
  • …и многое другое, но ознакомиться с деталями вы можете в основной статье об архитектуре







Форма

Первое же, что бросится вам в глаза, окажись вы в подобном доме, это целостность пространства комнаты с меблировкой.

Предметы интерьера подобраны так, чтобы подчеркивать вытянутую приземистость этого стиля – вертикальных линий меньше и они короче. Однако это совсем не значит, что в таком доме будет мало простора!

Напротив, стиль прерий – это высокие потолки, панорамные окна, большие пространства и много света. В своем стремлении к функциональному простору, стиль прерий чем-то напоминает лофт. Но если лофт был исторической необходимостью, то интерьеры Райта – историческим новаторством.

Внутренний дизайн также перенял угловатость и сегментированность внешней архитектуры. Особый антураж могут создать квадратные (или просто угловатые) светильники – они одновременно навевают ассоциации с бумажными фонарями из обихода азиатских культур и подчеркивают строгую геометрию стиля.

Частым дизайнерским решением являются максимально простые однотонные шкафы, отличного от стен цвета – каждая деталь играет на то, чтобы создать ощущение целостности из множества угловатых сегментов. Кстати, именно по этой причине в стиле прерий, вместо стандартного деления на комнаты с помощью стен, вы можете встретить границы из отделки: кухня с покрашенными стенами, а столовая отделана каменной кладкой.







Цвета

В плане цветовых решений, стиль прерий опирается на минимализм – нейтральный, спокойный и сдержанный. Конечно, несколько ярких пятен не испортят и даже оживят картину, но основным «наполнителем», будут спокойные и естественные оттенки: белый, серый, песочный, коричневый.

Что интересно – несмотря на всю подчеркнутую естественность, интерьеры Райта редко когда окрашены в зеленые цвета. Также вряд ли вы найдете вычурные узоры или хаотичность красок.

Стиль прерий благоволит сочетаниям, но только тем, которые нейтрально воспринимаются глазом, а заодно подчеркивают характерные черты: угловатость, сегментированность, естественность, простота.







Удобство

С этим, спасибо родителю стиля – минимализму –  проблем не возникнет. В интерьере будет все самое необходимое и чуточку больше: на всякий случай и чтобы не оставлять пустоты. Как и все родственники минималистичных стилей, стиль Райта ставит удобство и функциональность на первое или одно из первых мест.

Такие интерьеры «помнят», что дом – жилище не только для глаз, но и для тела. Впрочем, Райтевский стиль, в виду своей самобытности, необычности и гармонии, прекрасно выполняет все эти функции: и удобства, и эстетики.

Это диктует и выбор мебели. Она проста, геометрична и максимально удобна. Квадратные тумбы с аккуратными ручками, крепко сбитое и надежное дерево, приземистые и устойчивые кровати. Весь интерьер будет дышать надежностью, но не потеряет своей легкости.










Аксессуары

Ничего лишнего и все-таки что-то есть. Пограничное состояние стиля прерий – между строгой геометрией, природной простотой и деталями этноса, позволяет ему принять практически все.

Удачно будет смотреться и специально подобранный квадратный подсвечник, и бумажные японские полотна, и пестрая безделушка, которая приглянулась вам в какой-нибудь экзотической стране. Но при этом, райтевские стили не терпят хаоса и избытка. Пресыщение деталями нарушает саму концепцию этого стиля, потому лучше не перебарщивать с украшениями. Стиль прерий – красив сам по себе.  

Кстати говоря: со временем стиль преобразился и сейчас все чаще он уходит в минимализм и избавляется от разнобразных аксессуаров.









Подводя итоги

Уникальность стиля прерий в том, что он сочетает в себе лучшее из разных направлений дизайна: минимализм, этнос, органика. И если в противном случае такая мешанина называлась бы эклектикой, Ллойд Райт сумел превратить это в отдельное и самостоятельное направление. Не каждый сможет столь изящно и жизнеспособно сочетать простор и уют, удобство и красоту, простоту и уникальность.

И самое главное, будучи зарожденным в начале ХХ века, эти интерьеры выглядят современно и эстетично по сей день!

✽ ✽ ✽

Смотрите нашу галерею с более чем 4 000 фото интерьера комнат, в том числе и в стиле Райта.

www.topdom.ru

стиль Прерий (Prairie) — Стили архитектуры США

Легендарный стиль Прерий, который был создан архитектором Френком Ллойдом Райтом и получил огромное распространение на его родине — среднем Западе США.

Дома в стиле Прерий просторные, обычно двухэтажные, «растянутые по поверхности», с большими окнами и идеально вписаны в ландшафт, благодаря использованию теплых земляных оттенков и натуральных материалов — дерева, камня, кирпича.

Особняк в стиле Прерий. Источник hgtv.com

Высшей пик популярности стиля был в 1893-1920 годах, но и по сей день огромное количество современных коттеджей создано под влиянием стиля Прерий.

Современный особняк в стиле Прерий. Источник prairiearchitect.com

История стиля Prairie

В 1893 году Фрэнк Ллойд Райт основал свою архитектурную практику в Оук-Парк в тихом районе (практически полу-деревне) на западной окраине Чикаго. Именно здесь, в его студии в течение первого десятилетия двадцатого века Райт открыл свой собственный, неповторимый стиль Прерий (Prairie), который в будущем станет культовым и охватит без малого половину его родины — США.

Традиционный вариант дома в стиле Прерий. Источник hgtv.com

Обычный дом на одну семью, который копирует стиль Прерий только в декоративных элементах, но не в планировке. Источник http://www.architecturaldesigns.com

Мастерский архитектурный дизайнер Райт разработал уникальный стиль, который представлял собой радикальный сдвиг в дизайне от традиционных домов в те времена. Его стиль Прерий характеризуется драматическими горизонтальными линиями и практически однотонной массой здания.

Именно такие дома сейчас стоя практически по всему Среднему Западу. Здания отражают философию всеохватывающей, которую сам Райт назвал «органической» архитектуры. Дом повторяет пейзаж, в котором он построен — прерии, луга, поля, степи.

Тем самым Райт показывал, что архитектура должна выходить из окружающей среды и быть продуктом места, цели и эпохи. Впервые такой дом был разработан в 1894 году, в самом начале деятельности Райта.

«На протяжении всей жизни во мне работали поэт в инженере, инженер в поэте, и оба в архитекторе.»

В данный момент многие архитектурные фирмы на Среднем Западе специализируются исключительно на особняках в стиле Прерий сегмента luxury.

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

missingusa.wordpress.com

Архитектурная школа прерий

Сущность архитектурной школы прерий

Определение 1

Архитектурная школа прерий – направление в архитектуре конца XIX — начала XX века. Оно получило распространение на Среднем Западе США и является одним из течений «органической архитектуры».

Отличительными чертами данного архитектурного направления являются:

  • обилие горизонтальных линий,
  • преобладание плоских кровельных конструкций,
  • широкие выступающие карнизы,
  • причудливый орнамент.

На стиль прерий повлияли конструктивные особенности храмов Японии, с которыми американцы познакомились в первый раз незадолго до появления нового течения. Считается, что инициатором и родоначальником течения является Луис Салливан, а его ученик, Фрэнк Ллойд Райт стал одним из самых ярких и известных представителем архитектурной школы прерий.

Фрэнк Ллойд Райт

Этот выдающийся американский архитектор родился 8 июня 1867 года в городе Ричленд-Сентер, Висконсин, США. По заключению Американского института архитекторов, он является самым влиятельным архитектором США, а Британская энциклопедия упоминает его как «творческого гения американской архитектуры».

Рисунок 1. Дом над водопадом, Пенсильвания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Райт в 1885 году поступил на инженерный факультет Висконсинского университета, но так и не окончил его. Позже устроился в контору Джозефа Лаймана Силсби, а уже через год переходит на работу к Луису Салливану. В 1893 году открывает свою фирму в чикагском пригороде Оук-Парк, где воплощает свою идею: мечту об органической и естественной архитектуре. И у него получилось, он освободил архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций. Его сооружения кардинально различались с традиционными викторианскими особняками.

Особенности архитектуры Фрэнка Райта

Стиль прерий имеет некоторые особенности:

  • Горизонтальность и приземистость. Постройки архитектора будто тянутся не ввысь, а вдоль. Как говорил сам Райт: «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью». Строения редко были выше двух этажей, а если и были, то сливались с рельефом, припадая к земле будто кусты или валуны камней. Этому помогает упор на прямоугольную форму, горизонтальные линии, широкие карнизы, заметные выступы кровли и скрытый цоколь. Первые дома, которые спроектировал Фрэнк имели крестообразную или Т-образную форму. С течением времени конструкция упростилась, но не потеряла своей надежности, и в наше время здания имеют форму прямоугольника или Г-образную форму.

  • Угловатость и строгость линий. Из японских архитектурных стилей, а именно экстерьера и облика храмов, Райт подчерпнул принцип органичности. У стиля «минимализм» он заимствовал лаконичность и линейность геометрии. С помощью ортогональных эркеров и квадратных колонн архитектор сделал акцент на резкую отчетливость прямоугольных фасадов. Но даже угловатые и строгие черты не мешают гармонии архитектуры и пейзажа.

  • Сегменты и секции. Здания в данном архитектурном стиле являются целостными, но на вид выглядят как отдельные плоские коробки, которые сложили вместе. Индивидуальность секций выделяют различными фактурами (например, бетон сочетают с кирпичной кладкой). Вертикально сооружения делят колонны и выступы, а горизонтально – перепады покрытий.

  • Широкая и плоская крыша. Кровля является важной частью органической архитектуры выразительным средством, подчеркивающим горизонтальность домов. В большинстве случаев крыши имели широкий свес, а также 3 или 4 ската, в которых прослеживались японские мотивы.

  • Наличие террас и открытая планировка. Обязательным признаком жилых домов Фрэнка Райта являются широкие террасы. Внутренняя планировка отличается небольшим числом перегородок, помещения как будто перетекают друг в друга, обеспечивая эффект бесконечности.

  • Огромные панорамные окна. К окнам располагает и горизонтальная направленность строения, и ровные четырехугольники стен. Райт считал, что панорамные окна являются лучшей связью с окружающей природой, а большие размеры окон гарантируют достаточно высокий уровень освещенности днем, а также отражают пейзаж снаружи. Часто такие окна обеспечивают раздвижными механизмами, что позволяет устроить выход на террасу. Также основным признаком стиля прерий является условность границы между внутренним и наружным пространством. В таких домах не проектируют арок, а дверные проемы прямоугольные и размашистые.

  • Натуральность и комбинированность отделки. Сначала дома Райта были выполнены только из природных материалов. Использовались сочетания бетона, кирпича, стекла, естественного камня, дерева и керамических блоков. Такие решения помогали разграничивать дом на сегменты, выделяя каждый из них. Кровля чаще всего выполнялась из натуральной черепицы или профнастила.

  • Сдержанность палитры. Цветовые предпочтения имели спокойный характер, использовались коричневые, серые и белые оттенки. В большинстве случаев крыши были темнее стен, что помогало вытянуть сооружение вдоль.

Архитектурный стиль прерий отличен от скандинавского дизайна, где формы тоже стремятся к единству с природой и весьма комфортны, практичны и функциональны. Здания Райта, в отличие от других, как будто продолжают ландшафт, черпая из него все необходимое. Дома прерий просторные, уютные, скромные, легкие и элегантные.

Примеры зданий

Фрэнк Райт в 1911 году построил собственный дом в данном архитектурном стиле. Резиденция «Талиесин» представляет собой три крыла, включающие в себя жилое помещение, офис, хозяйственные постройки. Конструкции здания неоднократно были повреждены в результате пожаров. Первый пожар случился в 1914 году, а второй в 1925 году, после этого здание полностью перестраивалось несколько раз.

Рисунок 2. Резиденция «Талиесин».Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дом над водопадом – загородный дом на юго-западе штата Пенсильвания. Здание построено над небольшим водопадом, на что указывает его название. Считается эталоном органической архитектуры. При проектировании Райт хотел, чтобы заказчики «жили с водопадом, а не просто смотрели на него». Часть утеса, на котором стоит дом, оказалась внутри здания и использовалась как деталь оформления интерьера.

spravochnick.ru

«Дома Прерий» Фрэнка Ллойда Райта

Фрэнк Ллойд Райт

Имя Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 1867-1959) ассоциируется в архитектуре с новаторством, чем-то совершенно нестандартным. Родился он в штате Висконсин, США.

Отец Райта преподавал музыку и активно участвовал в церковных мероприятиях, мать была учительницей. Еще в детстве Фрэнк любил решать разные головоломки, говорят, что он не расставался со своей любимой игрушкой — конструктором «Киндергартен». В 16- летнем возрасте его родители развелись, и ноша материальной ответственности легла на еще юного парня. Школу он не посещал, а обучался на дому.

В 18 лет его приняли в висконсинский Университет, на факультет инженерии. Учебу Райт совмещал с подработкой у знакомого инженера-строителя. Проучившись всего два года, он бросает университет и переезжает в Чикаго, где начинает работать в архитектурной конторе. Через год его нанимает престижная, на те времена, фирма «Адлер и Салливан», владельцем которой был известный идеолог «чикагской школы» Л. Салливан. Уже через некоторое время Райт получает руководство над всеми проектами фирмы жилой недвижимости.

Проработав там 5 лет, Салливан увольняет Фрэнка, так как выяснилось, что Райт занимается другими проектами, помимо тех, что относились к фирме. Уход из компании подтолкнул Райта к основанию своего собственного дела в 1893 году. Уже спустя 8 лет, он закончил работу над более чем 50 проектами. Фрэнк Ллойд Райт известен своей новаторской идеей непрерывности архитектурного пространства.

В то время как классическая архитектура основывалась на подчеркнутом выделении строений, Райт утверждал, что здание должно гармонично сочетаться с природой, поэтому архитектурная форма сооружения должна определяться функциями здания и окружающей среды.

Проекты американского архитектора никогда не были стандартными и традиционными. Именно Ллойд Райт был основателем приема свободного плана, который используется и в современном зодчестве. Этот прием основан на том, что здание, как архитектурное сооружение, считается целостным и непрерывным, и только если существуют или требуются дополнительные сооружения, применяется раздробление здания на части.

ДОМА ПРЕРИЙ

Райт завоевал популярность благодаря созданию стиля «Дом Прерий», которым он активно пользовался в 1900-1917 гг.

Этот стиль объединяет природу и здание. Сооружениям в стиле «Дом Прерий» характерны непрерывные, гладкие, горизонтальные линии. Подобные строения имеют в основном плоские крыши, громоздкие карнизы, широкие и выпирающие из основной проекции дома. Им также присуще обилие створчатых окон, которые расположены горизонтальными рядами.

Дом не воспринимается слишком громоздким, так как фасад делится на отдельные выступающие объемы, а плоскости фактурных стен разбавляют большие площади остекления. В таких архитектурных конструкциях часто используются широкие остекленные поверхности и, так называемые, «открытые» интерьеры, в которых между кухней, столовой и гостиной нет перегородок.

«Дома Прерий» выполнялись в концепции «органической архитектуры», которая основана на целостном единении сооружения с природой. Некоторые из домов Райта этого стиля имели крестообразную форму. Очаг-камин почти всегда присутствовал в центре дома.

Дом Уиллитса, Willits House

Дом Уиллитса, Willits House

Один из наиболее ярких примеров сооружения «органической архитектуры» в стиле «Домов Прерий» — дом Уиллитса, спроецированный в 1901 году.

Дом Мартина, Martin house

Дом Мартина, Буффало, штат Нью-Йорк, который был спроецирован в 1904-1905 годах.

Для стиля «Дом Прерий» характерно деление фасада на отдельные выступающие объемы и большие площади остекления.

Дом Роби, Frederick Robie House

Дом Роби, Frederick Robie House

Дом Роби в Чикаго считается одним из шедевров в серии «Домов Прерий» и одной из самых популярных работ Райта. Дом был спроецирован в 1908 году. Особняк выходит продольным фасадом на улицу. Большие свесы крыши дают ощущение защищенности, способствуют затенению окон и защите террас и балконов от прямых солнечных лучей и осадков.

Дом Wingspread (Размах крыльев)

Дом Wingspread (Размах крыльев)

Дом Wingspread (Размах крыльев) в стиле «Домов Прерий», спроектирован Фрэнком Ллойдом Райтом для семьи Герберта Фиска Джонсона в 1937 г. и построен в 1938—39 г.г.

Для Райта было важным, чтобы не только внешний вид здания выглядел идеально, но чтобы и внутренний вид был выполнен в том же стиле и не доминировал над внешним, и наоборот. Он стремился к полной гармонии интерьера с домом. Райт сам моделировал мебель таким образом, чтобы она вписывалась в дизайн дома и не противоречила ему.

Самые популярные здания, выполненные в стиле «Домов Прерий» – дом Уиллитса, дом Роби и дом Мартина.

см. также Райт Фрэнк Ллойд: творчество во время кризиса. Цикл статей, часть 2.

см. также Райт Фрэнк Ллойд: пик  творчества. Цикл статей, часть 3.

www.facade-project.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *