Каков регулярный стиль в ландшафтном дизайне? — dizainlandshafta.ru
Чтобы разобраться в том, что такое регулярный стиль в ландшафтном дизайне, следует понять, что собой представляет такой дизайн. Строго говоря, это обустройство некой территории определенным образом. Некоторые считают это искусством, другие — ремеслом. Скорее всего, правда где-то посередине. Все зависит от подхода и уровня исполнения.
В регулярном желательно стричь деревья и живые изгороди, уничтожать сорняки, а также сажать различные растения.
В любом случае это занятие на стыке множества дисциплин и видов человеческой деятельности. Это строительство, архитектура, биология, ботаника, минералогия, история, а также прикладное и декоративное искусство и даже геометрия. Собственно, в нашем случае геометрия играет определяющую роль.
Основные особенности регулярного стиля
Рисунок 1. Одной из особенностей регулярного стиля является симметричность составляющих элементов.
- Симметричность. Все составляющие элементы располагаются на местности в строгом порядке. Это может быть симметрия относительно оси или нескольких осей, относительно точки и тому подобное (рис. 1).
- Особое расположение растений. Растения располагаются по углам и сторонам квадратов, прямоугольников, окружностей и прочих правильных геометрических фигур (рис. 2). Также они могут быть высажены в геометрическом порядке. Обязательно для деревьев и кустов придание формы объемных геометрических фигур. Это могут быть шар, конус, куб, пирамида или более сложные объекты. Естественно, деревья, кусты и растения, располагающиеся симметрично относительно оси или точки, должны иметь одинаковые размеры и формы.
- Озера, пруды, фонтаны и другие водные объекты тоже должны быть правильной геометрической формы (рис. 3). Если пруд или фонтан один, он должен соответствующим образом располагаться на линии или точке симметрии, то есть быть центром композиции.
- Аллеи и дорожки. Они должны быть симметричными относительно собственной оси. Если они находятся по обе стороны оси симметрии, то должны быть одинаковыми (рис. 4).
- Скульптура. Часто в описываемом стиле используются две одинаковые или объединенные общим замыслом скульптуры, расположенные симметрично относительно определенной оси или точки.
- Лаконичность и простота. Это необязательное условие, но желательное.
- Четкая граница. Природный вариант размещения растений не предусматривает геометрических разграничений. Регулярный стиль требует бордюра, забора, изгороди из растений или других объектов, которые четко разграничивают пространство. Если окультуренная территория имеет достаточно большую площадь, она зонируется и внутри.
Ярким представителем регулярного стиля является французский стиль в ландшафтном дизайне. В качестве примера можно привести многие парижские парки, а также композиции, расположенные в Версале.
Некоторые другие дизайнерские стили
Стилей оформления той или иной территории существует достаточно много. Все они отличаются подходами к оформлению местности, выбором инструментария и использованием тех или иных элементов. Среди самых популярных можно выделить:
Рисунок 2. Цветы и растения должны располагаться по углам фигур, либо внутри них.
- Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне. Его называют еще английским, так как наиболее популярен он у жителей Великобритании. Специалисты полагают, что пейзажный стиль — некоторый протест против регулярного. Он отличается имитацией природного расположения тех или иных элементов. Сразу за порогом дома начинается что-то похожее на дикую природу в симбиозе с творением человеческих рук. Никакой симметрии данный стиль не предусматривает.
- Мавританский стиль в ландшафтном дизайне. Характерной особенностью этого стиля является сооружение райских садов в мусульманском понимании этого слова. Великолепная природа, фонтаны, ручьи, пение экзотических птиц — все это за высоким каменным забором.
- Ландшафтный дизайн в стиле прованс. Отличается отсутствием вычурности и хитросплетений дизайнерской мысли. Прованс, названный в честь одноименной провинции Франции, предусматривает скромность, использование исключительно природных материалов и домашней утвари из глубокой древности. Это некое очарование бедности, строгости и отсутствия стремления к богатству.
- Голландский стиль в ландшафтном дизайне. В противоположность провансу не предусматривает скромности и умеренности. Наоборот, характеризуется контрастом ярких цветов, применением красивых и разнообразных растений. Стиль отображает реалии голландской истории и повседневности. Он рассчитан на небольшие территории, так как голландцы всегда жили стесненно, и в то же время напоминает о том, что когда-то Голландия была крупной колониальной державой, владевшей многими экзотическими странами. Голландский стиль исключает выделяющиеся размерами растения, например, деревья, предусматривает украшение буквально каждого сантиметра выделенной под него площади.
- Романтический стиль в ландшафтном дизайне. Не любит каких-либо рамок и ограничений, характеризируется отображением разнообразных эмоций, ярких и сильных, как это видит дизайнер или тот, для кого композиция делается. Стиль известен очень давно, но он не устаревает, как лирическая поэзия или проникновенная песня. Создает чудесную атмосферу, способствующую размышлениям о суетности бытия, самоуглублению и в то же время освобождению от излишних переживаний и полному единению с природой.
- Смешанный стиль в ландшафтном дизайне. Само название предполагает определенную комбинацию различных стилей, полную свободу самовыражения художника. Хорош тем, что доступен практически всем, кто имеет достаточно художественного вкуса и энтузиазма, желание творить и превращать окружающий мир в таком ключе, к какому подталкивают собственные представления о прекрасном. Стиль пригоден для участков с различным рельефом и наличием различных типов растительности.
Рисунок 3. Если планируется размещение водных объектов, то они должны быть правильной геометрической формы.
Средиземноморский стиль в ландшафтном дизайне. Средиземноморье — теплый край, там сухое и жаркое лето, практически не бывает снежной зимы, но есть разнообразная растительность, отличные традиции в искусстве и богатая история. Испанский, итальянский или французский сад, посаженный и ухоженный в таком стиле, элегантен, красив, обладает неповторимым шармом. Это настоящее наслаждение богатством природы и творческими возможностями человека.
Это только часть способов оформления местности, на которой живет человек.
Можно говорить о стиле русской усадьбы, включающем в себя традиции российского садоводческого искусства.
Эти традиции весьма богаты, они являются сочетанием стиля, привнесенного с Запада и Востока, но адаптированного под местные реалии с особенностями природы и жизни.
Альпийский стиль, в свою очередь, предусматривает шале как центр композиции и отличается положенной для гор простотой и строгостью.
Элементы, используемые в ландшафтном дизайне
У ландшафтного дизайнера крайне богатый инструментарий для творчества. Это то, что дает природа, создал человек, показывает фантазия художника. Вот неполный список этих элементов:
- деревья, кусты;
- цветы и другие растения;
- дорожки и аллеи;
- беседки и прочие малые архитектурные формы;
- скульптуры;
- вода, водоемы и фонтаны;
- камни.
Набор элементов ограничивается исключительно материальными возможностями и пониманием дизайнером соответствия собственного замысла особенностям окружающей среды.
Как ухаживать за садом?
Любое оформление окружающей среды, созданное человеческими руками, предполагает постоянный уход.
Рисунок 4. План участка в регулярном стиле с ориентированием на ось симметрии.
В противном случае все придет в запустение, творение дизайнеров перестанет выполнять возложенную на него функцию. Это стрижка кустов и деревьев, высаживание цветов и других растений, постоянная уборка, очистка, покраска и все, что требуется для приведения в порядок того или иного элемента ландшафтного дизайна. В этом деле не обойтись без определенного набора инструментов. Но основное — это:
- газонокосилки;
- садовые ножницы для стрижки кустов и деревьев;
- принадлежности для уборки территории;
- деревообрабатывающий инструмент;
- щетки для чистки;
- кисти для покраски;
- специальные пылесосы.
Регулярность ухода может диктоваться как сезонностью, так и другими факторами.
Цветы высаживаются по весне, крона дерева или кусты обрезаются тогда, когда на них сформируется лиственный покров, траву стригут, когда она вырастает слишком высокой, уборка производится по мере необходимости.
Регулярный стиль
Словарь терминов ботаники, садоводства, цветоводства, ландшафтного дизайна, флористики
Регулярный стиль
Формальный стиль, классический стиль
Регулярный стиль — стилевое направление в ландшафтном искусстве, для которого характерны геометрическая сетка плана (прямолинейная трассировка дорог, геометрическая форма партеров и цветников, симметричное оформление композиционной оси), архитектурно обработанный, террасированный рельеф, подчеркнутое доминирование главного здания, четкие контуры водоемов, рядовые посадки деревьев и кустарников и их стрижка.
Широко использовался в древних садах Востока, Греции и Рима, садах Эпохи Возрождения, французских регулярных парках XVII в, в России конца XVII- первой половины XVIII в.
Регулярный стиль садового искусства находится в русле идей классицизма. Основной лейтмотив этого стиля – порядок. Четкость плана и строгость линий – главное, что отличает садовые композиции регулярного стиля. Одно из непременных условий, при которых сад любого размера может быть назван регулярным,— наличие в его композиции того или иного типа симметрии. Слово «симметрия» происходит от греческого symmetria («соразмерность») и подразумевает повторение одного и того же сюжета или конструкции, но не просто в другом месте, а так, чтобы эти элементы можно было наложить друг на друга определенным образом.
Существует три принципиально различных типа симметрии: зеркальная (она же осевая и билатеральная, или двусторонняя), поворотная (или лучевая, из одного центра) и переносная (когда тот или иной элемент повторяется неоднократно в новом месте с определенным шагом).
Но если по какой-то причине организовать симметрию не представляется возможным (например, не позволяют рельеф, или слишком ограниченное пространство, или неправильная форма самого участка), на помощь можно призвать другие средства — ритм и геометрические фигуры.
Ритм — понятие больше музыкальное, но применительно к дизайну это более чем двукратный повтор какого-нибудь определенного «мотива»: формы, цвета, фактуры или их сочетания. В садовом дизайне ритм может быть задан одними посадками: ритмичная композиция из трех-четырех хорошо подходящих друг к другу видов смотрится порой более выигрышно, чем разнообразная, но случайная смесь из многих растений.
Наконец, даже на очень маленьком и неудобном участке, где ни симметрия, ни ритмичные повторы не уместны, можно использовать простые (и не очень) геометрические фигуры.
В регулярном саду широко применяется топиарное искусство. Прежде всего, стричь можно растения с более или менее жесткими и многолетними побегами, чтобы ежесезонные усилия не пропадали даром. В наших условиях это листопадные деревья и кустарники, а также некоторые хвойные породы.
Особенно хороши для стрижки и поддаются формированию деревья и кустарники с компактными кронами, мелкими листьями и не слишком быстрым ростом. Наконец, можно сочетать стриженые растения (например, по краям грядок — в качестве рамки) со свободно растущими (внутри этой рамки). Простейший способ добиться регулярности сада — посадить в различных местах живые изгороди из подходящих для этого пород деревьев и кустарников. Они могут быть разной высоты и ширины. Для небольшого сада они в буквальном смысле панацея — защитят от ветра и от случайного взгляда, разделят сад на небольшие уютные «садовые комнаты», разграничат зоны различного использования (например, хозяйственный угол с компостной кучей отделят от газона и декоративных посадок). Ими можно окружить участок — и тем самым скрыть или даже заменить забор. Изгороди не только придают саду упорядоченность и структурность, они способствуют формированию более благоприятного микроклимата, скрывают недостатки и направляют взгляды гостей в нужном направлении.
Безусловно, за регулярными посадками требуется более кропотливый уход, нежели за свободными. Зато сад, выполненный в геометрических линиях на небольшом пространстве создать проще.
Страничка истории
Регулярный стиль садово-паркового искусства зародился во Франции. Возникновение стиля связывают с именем А. Ленотра — создателя садово-архитектурного ансамбля Версаля, загородной резиденции Людовика XIV. Именно Версаль, а также другие не менее знаменитые творения Ленотра (Тюильри, Марли, Сен-Клу) являются типичными образцами регулярного стиля в его рафинированной форме. Эти роскошные ансамбли были созданы во славу французского абсолютизма и полностью соответствовали его духу.
Еще на эту тему:
Ваш комментарий:
Дорогой гость!
Мы приносим свои извинения, но оставлять свои комментарии могут только члены Сообщества зеленых человечков.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавить комментарий!
Ваши Зеленые человечки
Стили садов
Существует огромное количество ландшафтных стилей, которые трудолюбивые дачники пытаются воссоздать на своих участках. Прогуливаясь по такому загородному саду, можно увидеть и террасы Италии, и французский Прованс, и даже любимые японцами каменные…
Про стили цветников: если с деревенским, природным, романтическим стилем более-менее понятно, то с английским и средиземноморским не очень. Какие растения принято высаживать в английском стиле, в средиземноморском? Возможно, дело в каком-то особом…
Регулярный стиль сада как-то отличается по колористике от пейзажного?
К какому из двух основных стилей (пейзажный и регулярный) больше подходит восточно-азиатский стиль? Какие растения характерны для восточно-азиатского стиля?
Когда-то, в незапамятные времена, злаки были просто травой. А о том, чтобы любовно высадить тысячелистник на участке, не могло идти речи. Но случилось странное: в окружении туй и аккуратных кустарников на идеальном газоне, мы вдруг стали скучать…
Вопрос ландшафтного дизайна волнует многих. Кроме выращивания полезной растительности типа картофельной плантации и грядок с капустой-луком-редиской, подавляющее большинство дачников стремятся украсить свои участки земли, даже если «соток» в…
В предыдущей статье (Уроки китайского. Урок первый: китайская философия сада) мы говорили о принципах, лежащих в основе традиционного для Поднебесной ландшафтного дизайна. Теперь настало время рассмотреть поближе те элементы сада, которые придают…
После того, как мне довелось несколько раз побывать в Китае в разные времена года, посетить различные парки, сады, природные резервации, возникло желание поделиться с вами своими впечатлениями от увиденного там и размышлениями по поводу китайского…
С супругами Трэвором и Мэриан Нэш мы познакомились почти случайно – справочник сообщал о присутствии на маршруте нашего семейного путешествия по Йоркширу сада в японском стиле. Интересно?! Вот его-то мы и выбрали. Заглянем в необычный сад в…
Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна. Впоследствии…
В прошлый раз мы обсуждали, как сделать луговой миксбордер используя однолетние растения. Теперь поговорим о том, как создавать луговые поляны с участием многолетников. Композиции в природном стиле находятся на пике садовой моды Цветники,…
Это лаконичное произведение ландшафтного искусства украсит любой дачный участок. Давайте попробуем вместе сочинить садик мхов. Японский сад имеет две интересные разновидности: сад камней и сад мхов. И если первый вариант нам более или менее…
Английский пейзажный стиль характеризуется в первую очередь большими газонами, окруженными рощами деревьев, вблизи какого-либо водоема. Красиво вписываются сюда и руины многовековых построек. Такие сады более всего распространены в самой…
Не первый раз читаю о всяко-разных заморских архитектурных стилях. Модерн, натюрель, крафтсмэн, минимализм… Кто шале рекомендует, кто на скандинавскую стилистику советует взор обратить, кому без прованса у нас вообще не жизнь. Обязательно все…
Многие проводят время на даче вместе с детьми. А все дети любят сказки. Да и взрослым иногда хочется чего-то волшебного, чудесного и необыкновенного… Вот и давайте на время забудем про серьезность, отвлечемся от борьбы за урожай, от прополок и…
В прошлом году на страницах сайта я уже показала вам в пределах парка ЛОК «Айвазовское» ряд садов, которые сегодня демонстрируют современные тенденции ландшафтного дизайна. Так вы увидели: Античный сад в ЛОК «Айвазовское»; Сад гортензий в ЛОК…
Это крестьянское подворье в Нижней Баварии окружено лесами и лугами — настоящая идиллия. Вид из гостиной на сад прекрасен: плодовые деревья, роскошные кусты и за ними — живописный лес. Плоды шиповника обильно украшают необозримое число…
Сад Нан Лиан (Nan Lian Garden) при женском монастыре Чи Лин (Chi Lin Nunnery) находится прямо в центре Гонконга. В это достаточно трудно поверить, так как здесь присутствует очень расслабляющая и спокойная атмосфера. Красота этого места удивляет…
Ещё раз прочитала материалы урока, чтобы уже окончательно убедиться — мне по душе пейзажный стиль в саду, а именно — стиль русской усадьбы… Очень хочется в новом сезоне оформить цветник перед окнами дома именно в этом стиле, но чтобы не как…
Эти дом и сад под лиричным названием «Glenmore» являются очаровательной резиденцией, построенной в 1840 году. Она состоит из жилого дома, хозяйственных зданий, сада, огорода, розария, а также множества декоративных клумб. 25 лет прошло с тех пор,…
В нескольких шагах от корпуса 1, на самом солнечном и сухом участке парка ЛОК «Айвазовское» разместился мексиканский сад в пейзажном стиле. Это самый маленький по площади сад, который представляет собой экспозицию суккулентов…
Регулярный стиль в ландшафтном дизайне
Этот стиль (помимо регулярного его еще называют французским, геометрическим или формальным) паркового ландшафта зародился во Франции в эпоху абсолютизма. Основная идея заключалась в том, чтобы подчинить структуру ландшафта человеческой воле, продемонстрировать, как порядок, закономерность и регулярность усилий на практике способствуют красоте. Заложенные в XVII — XVIII веках роскошные французские парки и сады повлияли на культуру садоводства во всей Европе, и Россия не была исключением: дворцовые и усадебные ландшафты, которые начали закладывать еще при Петре I, сохранились до сих пор. В настоящее время сады и парки, выдержанные во французском стиле, существуют по всему миру.
Основные особенности регулярного стиля
Прежде всего это наличие единого композиционного плана. Предполагается осевая композиция, решенная в строго геометрическом порядке. Главная композиционная ось – это дом, а все линии, которые выстраиваются относительно него, геометрически правильны и симметричны по принципу зеркального отображения. Аллеи и дорожки обычно прямые, а если нет, то они тоже геометричны, и линии их изгибов на плане вычерчиваются с помощью циркуля.
Деревья и кустарники не просто регулярно подстригаются: они служат примером топинарного искусства, то есть фигурной стрижки растений. При этом растениям придается форма трехмерных геометрических фигур (шар, пирамида, конус, куб, и т.д.). Из стриженых деревьев образуются аллеи, а из кустарников — живые изгороди, ровно подстриженные в виде невысоких стен. Иногда эти изгороди (их также называют боскеты) разграничивают зоны внутри садового пространства.
В ландшафте обязательно присутствует такой элемент как партер – это некая композиция, расположенная в горизонтальной плоскости. Партером может быть и тщательно выстриженный газон, и продуманный цветник, и их комбинация. Цветники выполняются в виде сложных узоров (арабесок или вензелей) на фоне газона из однолетних цветов, и обязательно имеют кованые ограждения. Для композиционной завершенности обычно узор ограждения повторяет узоры, использованные в элементах архитектуры и освещения всего пространства.
Значительный элемент регулярного сада — вода. В идеале это водоем правильной геометрической формы и с фонтаном. (В усадьбах и дворцах одним водоемом, понятно, дело не ограничивается). Но есть и другие формы, в которых существует вода: каскады, прудики, пристенные фонтанчики и многое другое.
И еще одна особенность, напоминающая об античном стиле: использование скульптурных элементов. Это собственно скульптуры и статуи в античном стиле, оформление фонтанов и другие скульптурные украшения.
Как применяется регулярный стиль в современном ландшафтном дизайне
Очевидно, что создание, а главное – поддержание парка и сада в регулярном стиле требует больших возможностей. Но совершенно необязательно придерживаться этого стиля в ландшафтном дизайне частного пространства «от и до»: есть много дизайнерских решений, при которых используются лишь элементы регулярного стиля. Например:
• Осевую композицию можно использовать при создании плана участка на самом начальном этапе строительства. Есть замечательные здравые идеи, которые применимы в наших условиях, и даже на небольших участках.
• Использование живых изгородей может быть очень удачным решением для оформления подъездных путей, площадок перед фасадом и пешеходных дорожек. Это решение часто применяется в оформлении частных особняков, загородных домов или коттеджей, причем по мере углубления в частное пространство регулярный стиль может плавно перетекать в более свободный.
• Цветники могут быть задуманы таким образом, чтобы растения в них образовывали красивые узоры, а в зависимости от сезона растения можно было легко менять, и цветник услаждал взор разнообразием.
• Приемы французского стиля могут быть использованы при оформлении зон для отдыха, обособленных за счет ниш и других опор для вьющихся растений. Как правило, это самое любимое место на садовом участке.
Читать книгу Ландшафтное проектирование и ландшафтный дизайн. Часть 1 Альбины Гапоненко : онлайн чтение
1.2.3 Регулярный садРегулярный стиль предполагает строгую симметрию в планировке сада. Регулярному стилю присущи прямые линии, строгая осевая композиция. И сейчас ее используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность.
Регулярные сады («регулярный» в этом случае означает «геометрически правильный») возникли на заре цивилизации. Их появление, очевидно, связано с извечным желанием человека организовать и подчинить себе окружающую природу, подчеркнуть свое превосходство над ней.
Особенности декорирования регулярного сада
Регулярный стиль на протяжении нескольких веков безраздельно господствовал во всей Европе.
Сад объединялся с дворцом в единый сложный комплекс, подчиненный идеям возвышения человека над природой и достижения абсолютного совершенства искусственной, упорядоченной среды, созданной художником. Принято считать, что замкнутые зеленые кабинеты и залы, построенные искусными садовниками из стриженых стен падуба, лавра, липы или граба, служили продолжением комнат дворца или виллы под открытым небом.
В то же время дворец, находящийся в основании оси симметрии всего комплекса и расположенный, как правило, в самой высокой его точке, являлся зримым символом превосходства его владельца над остальными людьми, демонстрировал богатство и могущество.
Пышные парки барокко и классицизма изобиловали декоративными элементами, такими, как гербы, вензеля, эмблемы и скульптурные композиции, которые неизменно подчеркивали величие их хозяев.
Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность, обилие скульптур, театральность. Регулярный стиль роскошен. Широкие прямые аллеи уходили в перспективу, стриженные деревья, орнаментальные цветники на газоне, чарующие обилием цветов и оттенков.
Как писал А. Э. Регель, самая важная черта регулярного стиля заключается в том, что «искусственность не только выставлялась на первый план, но обязательно вытесняла всякую естественность. Сад образовывал обособленный мир и уединялся посредством высоких стен или густой изгороди». И такой вид порядка считался в высшей степени желательным и универсальным. Такая точка зрения подкрепляется тем фактом, что люди испытывают удовольствие при ощущении порядка. Они утверждают, что в основном предпочтение отдают порядку, нежели хаосу, симметрии, нежели асимметрии.
Важным элементом регулярного сада была вода: строгой формы бассейны с фонтанами, каскады, пристенные фонтанчики.
С низким партером резко контрастировали боскеты – ровно подстриженные в виде стенок деревья и кустарники. Искусные дворцовые садовники использовали их для создания в саду целой системы маленьких «зал» и «кабинетов», размещая их вдоль дорожек.
Можно выделить следующие характерные признаки регулярных садов:
Формирование среды идет по линиям подчинения природы, геометрическим формам, противоположным свободным мягким линиям полей, рек, лесов.
Рельеф выражен мало, вся композиция носит плоскостной характер.
Ярко выражена основная ось композиции – стержень всего регулярно распланированного пространства. На ней располагаются центральный дом усадьбы, водные каскады и лестницы. Подчиненное положение занимают лучевые и диагональные аллеи, ведущие от центра в глубину парка. Вся планировка сада строится по законам симметрии.
Территория оформлена террасами, оканчивающимися подпорными стенками. Террасы соединяются между собой лестницами, которые являются одним из главных декоративных элементов сада.
Главный вход расположен в нижней части сада для того, чтобы еще при входе гости были поражены величием всей композиции.
Партерная часть сада оформлена изысканными цветниками с использованием цветного песка, гравия, украшена скульптурами и декоративными вазонами.
В саду отдается предпочтение растениям, хорошо поддающимся стрижке и долго сохраняющим форму. В условиях средней полосы России для этих целей подходят из хвойных растений: кипарисовики, туи, ель сизая, ель колючая; из лиственных: бирючина, бересклет, боярышник, барбарис, лапчатка, кизильник, спиреи, клён, декоративные сливы и яблони, липа мелколистная.
Чему же на практике можно научиться у великих садовников прошлого? Например, оформлению цветников с помощью фигурно подстриженных вечнозеленых кустарников. Для одного кустика достаточно пары квадратных метров. Два или четыре куста, симметрично расположенные, могут определить характер всего сада. Отлично смотрится в центре клумбы куст, подстриженный в виде шара, конуса или другой необычной формы. Вечнозеленые посадки можно оттенить белым или цветным гравием, или оживить цветущими растениями. Такие идеи вполне приемлемы и для наших условий. Уютным уголком может стать небольшая, диаметром в несколько метров, полукруглая ниша со скамьей, отделенная от дома или улицы непроницаемой для взоров живой изгородью или трельяжем-опорой для вьющихся растений.
Нужно помнить, что использование регулярной планировки сада уместно в том случае, если загородная резиденция предназначена для приема гостей, которых необходимо поразить изысканностью, вкусом и достатком. Однако необходимо учесть, что создание сада в регулярном стиле требует относительно больших пространств и непрерывной работы профессионального садовника. Но какие-то идеи наверняка можно использовать в собственном саду. Быть может, именно это и станет той изюминкой, которой ему как раз и не хватает.
1.2.4 Пейзажный стильПейзажные парки или как их еще называют – английские, появились 18 в. в Англии, которая и считается родоначальницей этого садово-паркового направления в Европе. Пейзажный стиль знаменует собой новое отношение к природе. Он пришел в Европу с Востока – из Китая и Японии с их преклонением перед красотой естественных пейзажей и убеждением, что равновесие и гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном расположении объектов. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он вводит окружающий ландшафт в органическую связь с ним.
«При этом, – пишет А. Э. Регель, – искусственность преследуется здесь так же, как в регулярном стиле естественность: природные недостатки места должны быть исправлены или стушеваны, природные красоты – по возможности развиться, а при отсутствии таковых – созданы; но главным условием становится закон: все должно казаться естественным, природным, без малейшего следа искусственности».
Асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Будучи освобожденным от жесткости симметричного плана, каждый участок может быть решен с более полным учетом его естественных ландшафтных качеств. Более свободным становится движение. Можно увидеть каждый объект ландшафта и получить удовольствие от него самого или от его соотношения с другими элементами ландшафта скорее, чем от его соотношения с заранее предписанным рисунком плана. В таком саду предметы, не равные по величине и форме, размещаются так, что создают впечатление уравновешенности.
Именно такое размещение растений и есть в природе. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее. Свободная живописная планировка, как правило, больше соответствует участку, ее осуществление требует, как правило, меньше земляных работ, подпорных стен, экранов и конструкций, а, следовательно, более экономично. Особенно важно, что она вызывает также меньше разрушений и лучше объединяется со всем окружающим ландшафтом. Именно из этого стиля можно заимствовать приемы оптического увеличения пространства и усиления его глубины, что необычайно важно для малого по площади современного сада.
Цветов в английском саду высаживается мало. Цветники компонуются возле дома или водоема. Все посадки разнородны и высаживаются группами. Имеет большое значение характер растений, сочетание их формы и цвета, даже осенняя окраска листвы. Дом в саду с пейзажным стилем не является доминантой, а наоборот скрывается среди зелени деревьев. Дорожки извилистые, кроме тротуарной плитки широко применяется гравийный отсев или натуральный камень.
Характерные признаки пейзажных садов:
1. Рельеф неровный: чередование плоских участков, возвышенностей, склонов, оврагов, природных водоемов – подражание природному ландшафту.
2. Свободная планировка пространства, асимметричность, отсутствие прямых линий и осей.
3. Архитектурные сооружения служат для обогащения пейзажа.
4. Извилистые дорожки объединяют отдельные элементы сада. Дорожки выполняются из природных материалов: дикого камня, спилов стволов деревьев, газона, устойчивого к вытаптыванию. Существует продуманная система путей, следуя которым можно увидеть смену пейзажей. Нет одной точки, из которой можно обозреть весь сад, перспектива открывается постепенно.