Датские дизайнеры – Дизайн сквозь время: дом, где 70 лет назад жил датский дизайнер Финн Юль, выглядит современно и сейчас!

Мебель из Дании: гид по дизайнерам (часть I)

Централизованный контроль за качеством мебели в Дании принято связывать с деятельностью гильдии мебельщиков в начале XVI века. Мастера 400 лет оттачивали свои навыки, передавая их из поколения в поколение, чтобы датская мебель совершила настоящий прорыв в мире дизайна в средине ХХ века. Но дело было и в том, что в 1920-30-е года местные предприятия вышли на мировой рынок и были вынуждены конкурировать с европейскими фирмами.

Кааре Клинт – сын знаменитого архитектора Вильгельма Клинта — считается отцом современного датского дизайна. Профессор Королевской академии изящных искусств, глава Школы мебельного дизайна, проектировщик и декоратор, Клинт за относительно небольшой период времени – 1924-1954 годы  — полностью обновил дизайн датской мебели и заставил соотечественников по-другому взглянуть на функциональность и обратить внимание на тщательную проработку деталей.

Знаменитый стул «Faaborg» был сделан специально для  Музея художественной колонии в Фааборге в 1914 год. В одноименной модели дизайнер соединил типичное английское кресло неоклассицизма и античный клисмос (один из вариантов греческого кресла). Клинт сделал акцент на легкости и мобильности, позволив посетителям выставки свободно передвигать стул по залу. Все по праву оценили комфорт – и модель «Faaborg» вошла в историю.

Арне Якобсен учился у лучших архитекторов Дании в Датской королевской академии изящных искусств. Уже через год после поступления в 1925 году он участвовал в проектировании и строительстве павильона Дании на парижской выставке. Именно тогда Якобсон и заинтересовался модерном.

В 1929 году вместе с Флемингом Лассеном он выиграл конкурс и занялся разработкой проекта с говорящим названием «Дом будущего». Это был двухуровневый спиралеобразный павильон с вертолетной площадкой и специальным отсеком, через который в помещение доставлялись продукты и почта.

 

За 30 лет работы Якобсен спроектировал около 300 предметов индустриального дизайна. Так Якобсен представил монолитный стул «ANT», который считается «самым узнаваемым стулом в мире». Среди его работ есть еще несколько долгожителей, которые до сих пор пользуются спросом: культовые модели кресел «EGG», «SWAN», «DROP» и «POT».

Ханс Вегнер получил практически все главные награды, связанные с дизайном. Секрет успеха был в том, что дизайнер с детства работал в мебельной мастерской и даже открыв свое собственное производство так и остался ремесленником. Во главу угла он всегда ставил качество предмета. «Всё, что я хотел, – это делать обычные вещи необычно высокого качества», — признавался Вегнер.

Одним их самых запоминающихся проектов стал так называемый «китайский» стул, созданный в 1943 году. Согласно легенде, на создание новой модели Вегнера вдохновила серия портретов датских торговцев, которые сидели на китайских стульях времен династии Мин. Вторым креслом, которое вошло в историю стал «Round Chair»: именно на таком стуле в 1960 году сидели во время предвыборных теледебатов Джон Кеннеди и Ричард Никсон.

Бёрге Могенсен как и большинство датских дизайнеров был выпускником Датской королевской академии искусств. От своего учителя Каре Клинта он перенял любовь к классическим формам. Могенсен выбирает революционно новую модель ведения производства: по его словам он создавал не для узкого круга избранных, а для всего человечества. Он смог максимально снизить цены на качественную мебель и сделать ее доступной для всех.

Финн Юль как и его соотечественики окончил Королевскую академию в Копенгагене, где изучал архитектуру. Но Юль всегда подчеркивал, что именно в вопросе дизайна мебели он был самоучкой. Но Юль работал не один, большую часть его карьеры он сотрудничал с краснодеревщиком Нильсом Воддером. В отличие от своих коллег дизайнер делал акцент не на удобство и функциональность, а на форму.

 

В 1940-м году он сделал бионическое кресло «Пеликан», которое было сначала раскритиковано за странную форму и вызывающий цвет, а потом вошло в учебники по дизайну, как образец агрономики.

В 1949 году прошла презентация другого известного объекта Финна Юля – кресла «Вождь». Этот предмет мебель получил такое название после того, как на нём успел посидеть король Дании. На выставке гильдии побывал Фредерик IX и опробовал новую модель. После журналисты набросились на Юля с вопросом, как же называется это кресло, а то отшутился, что оно должно называться королевским. Один из журналистов отметил, что это не достаточно скромно — и предложил назвать его «Вождем».  

Всемирно известным Финн Юль стал в 1950-м году благодаря работе над оформлением интерьера в зале Попечительского совета в нью-йоркской штаб-квартире ООН.

Поуль Кьерхольм краснодеревщик, который ввел в мебельную промышленность сталь. Мастер ценил это метал наравне с другими натуральными материалами. «Конструктивный потенциал стали не единственное, что меня интересует; преломление света на ее поверхности является важной частью моей художественной работы. Я считаю сталь материалом с той же художественной ценностью, что и дерево и кожа», — говорил Поуль Кьерхольм.

В конце 50-х годов дизайнер добился признания мирового сообщества декораторов, получив премию Lunning Award. А через два года Кьерхольм выиграл Гран-при Миланской Триеннале – мероприятия, посвящённого дизайну, архитектуре, моде и прикладному художественному творчеству. В 1959 году Кьерхольм стал лектором в Королевской датской академии изобразительных искусств. В 1973 году дизайнер возглавил Институт дизайна, а в 1976 году получил звание профессора.

 

 

Датский стиль в интерьере – принципы, дизайн, советы

В интерьере датских домов многих дизайнеров со всего мира привлекают особая простота и множество функциональных возможностей. Датский стиль является основой для многих популярных и модных на сегодня интерьерных решений.

Сочетание естественности и простоты – не единственная отличительная черта датского стиля. В интерьерах домов Дании присутствует множество типичных и ничем не примечательных деталей, которые, однако, позволяют воспринимать дизайн как единую структуру.

Цветовая гамма стиля

Знаменитым примером датского стиля может служить находящееся в Сиднее здание Оперного театра – проект жителя Дании Арне Якобсена. Впрочем, датский стиль вполне подходит для оформления не только монументальных сооружений, это направление вписывается и в атмосферу современных квартир, в которых хочется отдохнуть от дневной суеты.

В интерьерах домов Дании принято использовать для оформления светлые, но достаточно яркие оттенки. Как правило, белыми делают стены, а контраст выражают при помощи ярких, стильных аксессуаров и блестящих декоративных элементов с тонкими узорами.

В качестве дополнения к основному цвету в квартирах датчан часто можно увидеть смелые оттенки зеленого, желтого, красного, коричневого и гранатового цветов. Не избегают также использования в интерьере черного.

Фактуры и декор

Для устройства пола в комнатах применяют натуральную древесину легких пород и преимущественно бежевых оттенков, что позволяет создать дома теплую и гостеприимную атмосферу.

В качестве одного из вариантов напольного покрытия можно рассмотреть и натуральный ламинат, внешняя поверхность которого напоминает древесину.

Особенно важную роль при выборе датского стиля для интерьера дома играет естественный свет, которого потребуется очень много.

Сочетание солнечного света и белоснежных потолков делает помещение максимально просторным. А ощущение теплоты в таких комнатах достигается за счет использования для отделки всех поверхностей и мебели органических материалов. Свой выбор стоит остановить на дереве, натуральной коже и ткани.

Хорошо в датский интерьер вписываются живые цветы и растения в кашпо. Широкие оконные проемы и стеклянные двери также вполне соответствуют духу интерьеров датских квартир.

Датский стиль – это и особая функциональность всех используемых в интерьере вещей. Этим объясняется тот факт, что в домах коренных датчан очень мало растений, которые подобраны очень тщательно. Дизайн не должен быть слишком насыщен цветовыми красками и использованием предметов с налетом гламура.

Идеально будет, если вы сможете подобрать для дома вещи в едином стиле. Хотя при правильном подходе и вкусе в квартире можно удачно разместить сюрреалистические картины, плетеные стулья, небольшие ацтекские скульптуры и даже простой стол из дерева и в тон ему стулья. Главное при этом – не создать дизайн в виде стилистического беспорядка, который будет нарушать внутреннюю гармонию.

Старые традиции и новые технологии

Датчане по своему мироощущению – одна из самых свободных и прогрессивных по взглядам наций, которая предпочитает широко применять все технологические инновации и не отказывается от современных благ.

Именно поэтому в центре Копенгагена встречается весьма необычный симбиоз: средневековое здание может быть наполнено оригинальными инновационными гаджетами и приборами. Все это призвано сделать жизнь датчанина и его гостей максимально комфортной. Помните об этом, оформляя свое жилище в соответствии с овеянным морскими ветрами датским стилем.

Еще статьи по теме:

Мебель из Дании: гид по дизайнерам (часть II)

В связи с популярностью «хюгге» — скандинавского образа жизни, весь мир снова сосредоточил свое внимание на датском дизайне. И это не просто так. Дания не первый год занимает первые места в международном рейтинге стран с самым счастливым населением. Недавно на русский язык была переведена книга основателя копенгагенского Института исследования счастья Майка Викинга «Маленькая книга Hugge. Секрет датского счастья». Если принять идею влияния окружающей обстановки на наше настроение, то получается, что обустройство личного пространства отдельно взятого человека отражает его индивидуальность. Именно под таким лозунгом работали датские дизайнеры и декораторы середины ХХ века, когда их предметы впервые вышли на мировой рынок.

Одним из пропагандистов сохранения индивидуальности в дизайне стала архитектор и декоратор Грета Ялк (1920 — 2006). Как большинство датских дизайнеров она окончила Королевскую академию искусств в Копенгагене. Грета также ходила на занятия в не менее популярную Школу искусств и ремесел. Благодаря своими смелым проектам и любви к экспериментам Ялк была позитивно воспринята критиками, назвавшие ее одним из самых ярких примеров «сильного слабого пола». Начиная с 50-х годов Ялк ежегодно принимала участие в мебельных выставках по всему миру, внося существенный вклад в развитии моды и дизайна. Наверное, самым запоминающимся предметом стал экспериментальный стул «Shell», сделанный из гибкой фанеры. В то же время Грета находила время экспериментировать с обоями и текстилем.

Несмотря на загруженный график она успевала преподавать в Школе искусств и ремесел.  По ее настоянию был создан фонд поддержки талантливых учеников школы, куда перечислялась часть прибыли с продаж дизайнерских предметов Ялк. Помимо этого, она стала редактором журнала о дизайне и стиле «Mobilia». По инициативе Греты Ялк была организована первая Осенняя выставка мебельщиков, которая до сих пор ежегодно проводится в Дании.

 В то же время она отличалась принципиальностью – даже отойдя от дел, она отказывалась перезапускать старые модели. Ее ученики с трудом смогли уговорить ее передать свои эскизы в Датский музей дизайна.

Вернер Пантон (1926 — 1998) получил образование инженера-строителя, а затем окончил Датскую королевскую академию. Отчасти интерес к дизайну появился у Пантон благодаря знакомству с Паулем Хеннингсеном и Хансом Вегнером. Уже с самого начала Пантон питал слабость к необычным цветовым решениям и оригинальным геометрическим пропорциях. Помимо этого, Пантон успел два года отработать в студии Арне Якобсеном, но не смог зарекомендовать себя в хорошем свете, так как большую часть времени уделял собственным проектам. Однако Пантон был в команде, разработавшей знаменитый стул «Ant», ставшей визитной карточкой Якобсена.

Впервые Пантона заметили на Выставке прикладного искусства в 1958 году, где он представил подвесную мебель. Дизайнер прославился своими экспериментами с фиберглассом, стеклом и синтетическими волокнами. В 1959-60-х годах он создал культовый стул «Panton chair».

По заказу немецкой компании «Bayer», занимающейся синтетическими материалами, Пантон создал два проекта «дома будущего» — «Visiona 1» и «Visiona 2». Пантону удалось превратить пол, потолок и стены в единое яркое пространство. Оба проекта стали достойными образцами поп-арта. «Нет такого закона, по которому в гостиной должны стоять диван, два кресла и журнальный столик. Есть и другие способы создать атмосферу релаксации», — утверждал Пантон.

Поль Хеннингсен (1924 – 1967) поступил в Техническую школу Копенгагена, но потом решило резко сменить направление и перевелся в Политехнический колледж на специальность «архитектура». После окончания вуза работал в газете «Politiken», где продвигал идею изменения общества через дизайн. Любопытно, что Хеннингсен предвосхитил «теорию разбитых окон».

После ряда исследований дизайнер создал первый индустриальный предмет интерьера – , которая была разработана специально для массового производства. Три кольца-отражателя равномерно распределяли свет и скрывали нить накаливания, чтобы ее свечение не раздражало глаза. Светильники тут же были запущены в производство компанией Louis Poulsen и в 1925 году приняли участие в парижской Международной выставке. Так имя Поля Хеннингсена стало известно всему миру.

Позже была представлена, созданная в 1924 году модель люстры Artichoke. Хеннингсен добился мягкого света от одного единственного источника, отражаемого от светлых пластин. Первая модель PH Artichoke была создана для ресторана Langelinie Pavillonen в Копенгагене. За все это время обе модели так и не успели морально устареть.

Еще одной талантливой выпускницей Датской школы искусств и Королевской академии изящных искусств стала Нанна Дитцель. После выпуска она делала эскизы ювелирных украшений для бренда Georg Jensen. Помимо этого, она занималась текстилем и мебелью. Вскоре Дитцель открыла свою собственную дизайн-студию. Грамотное использование инновационных материалов, филигранная проработка техники, широкий кругозор и разнообразие интересов способствовали тому, что семья Дитцель завоевала авторитет не только среди датских дизайнеров, но и была признана мировым сообществом.

В 1950 году было спроектировано знаменитое кресло из ротанга Basket Chair, которое завоевало престижные награды выставки Гильдии краснодерёвщиков и Миланского триеннале. Благодаря этому же проекту в 1956 году Нанна вместе со своим мужем Йоргеном получила престижную премию Lunning. Простое кресло из деревянного каркаса и плетеной полусферы оказалось настолько удобным, что более чем через полвека испанская корпорация Kettal вновь использовала эскизы Дитцель с согласия ее дочери Денни. Следующей находкой стало кресло-кокон из ротанга, которое стало популярнее своего предшественника.

 

 

Арне Якобсен: 10 фактов ко дню рождения мастера

11 февраля 2019

11 февраля родился выдающийся датский архитектор и дизайнер Арне Якобсен (1902 — 1971). Его творчество было подчинено стремлению к совершенству, где абсолютно все детали были тщательно продуманы — от фасада здания до каждой дверной ручки

Арне Якобсен (фото 0)Датский архитектор Арне Якобсен со своей неизменной трубкой. Всемирно известный автор изменивших мир зданий, создатель выдающихся предметов дизайна, основоположник стиля «датский функционализм», профессор Королевской академии изящных искусств в Копенгагене.

Творческое становление

№1

Датский архитектор Арне Якобсен (Arne Jacobsen) родился 11 февраля 1902 года. Наряду с Алваром Аалто (Alvar Aalto) он считается одним из самых ярких представителей скандинавского дизайна XX века.

Свою профессиональную карьеру молодой автор начинал с работы простым каменщиком.

Наибольшее влияние на творческий метод Якобсена оказали работы выдающихся модернистов, в первую очередь —французского архитектора Ле Корбюзье (Le Corbusier).

Завершило его профессиональное становление путешествие по Германии и знакомство с проектами Людвига Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и учредителя Баухауса Вальтера Гропиуса (Walter Gropius).

№2

Во времена Второй мировой войны Якобсен и его собственное бюро, основанное в 1930 году, получило запрет на занятие архитектурной деятельностью. Из оккупированной Дании дизайнер под покровом ночи был тайно переправлен в Швецию на рыбацких лодках в числе 7200 спасенных евреев. Заняться архитектурой автор смог только в 1945-м году по возвращению на родину.

Спорные проекты

№3

Работы Якобсена считались слишком радикальными для своего времени и воспринимались весьма критически как обывателями, так и профессионалами области. Например, местное население «Беллависты» (пляжного комплекса 1930 года) не дало завершить строительство и возвести в центре нового парка вышку с вращающимся на вершине рестораном. А здание муниципалитета в Орхусе 1937 года под давлением жителей все же получило традиционную для административного строения часовую башню. Проект в духе функционализма скорее напоминал заводской цех, чем импозантное обиталище местной власти.

Арне Якобсен (фото 7.1)Самым масштабным на момент постройки в 1930 году для Якобсена стал проект «Беллависта». Комплекс севернее Копенгагена включал пляжный резорт, многоквартирные жилые дома, футуристичную бензоколонку, театр и реконструированный старый ипподром. Арне Якобсен (фото 7.2)В 1937 году датский архитектор разработал проект новой ратуши города Орхуса. Масштабное сооружение в стиле функционализма резко выделялось из ряда существовавших на тот момент административных зданий.

Комплексный подход

№4

Главным принципом в работе Якобсена был комплексный подход. Он не просто строил здания или создавал предметы, он занимался проектированием от начала и до конца, продумывал все детали — от фундамента и лестничных пролетов до каждого последнего элемента, с которым будет взаимодействовать пользователь. Будь то простая дверная ручка, к которой прикоснется постоялец отеля или обычная ложка, которой будет сервирован завтрак. Все должно было подчиняться общей концепции.

Арне Якобсен (фото 10)Для вышеупомянутого здания муниципалитета в Орхусе Якобсен разработал не только полный архитектурный проект, но и создал систему навигации с авторским новаторским шрифтом. Впоследствии датская дизайн-студия Design Letters, взяв за основу те самые буквы и цифры, придумала коллекцию аксессуаров AJ vintage ABC, в которую вошла фарфоровая посуда, текстиль, офисные принадлежности и др.
Фото: 
Design Letters

№5

Благодаря комплексному подходу в 1956 году появился первый дизайнерский отель в мире. В SAS Royal Hotel (сейчас он называется Radisson Blu Royal Hotel) авторским было буквально все: от самой архитектуры до каждой пепельницы. Реализация этого проекта подарила огромное количество культовых предметов, без которых сейчас невозможно представить мир дизайна. Специально для лобби были созданы кресла Egg и Swan (Fritz Hansen), разработан лаконичный светильник AJ, чистая по своей форме серия столовых приборов, которую в настоящее время производит Georg Jensen. После смены владельца отель стал сетевым и потерял большую часть своей обстановки. Однако и эта темная страница истории теперь позади. В этом году благодаря усилиям студии Space Copenhagen здание было реконструировано, а многие изначальные задумки Якобсена восстановлены. Подробнее о ремонте Radisson Blu Royal Hotel читайте в отдельном материале по ссылке.

Арне Якобсен (фото 12)По случаю завершения реконструкции знаменитого отеля Radisson Blu Royal Hotel, дизайн-студия Space Copenhagen представила коллекцию мебели специально для обновленного отеля.
Фото: 
Space Copenhagen

Нестандартный подход

№6

К созданию своих предметов Якобсен подходил как скульптор. Первые версии культового кресла Egg буквально были вылеплены из глины руками самого мастера. Снова и снова автор создавал прототипы, пока форма и пропорции не стали действительно идеальными.

Арне Якобсен (фото 15)В честь 60-летия знаменитых кресел Egg и Swan фабрика Fritz Hansen выпустила праздничную коллекцию. Предметы обиты неокрашенной натуральной кожей, которая по замыслу производителя будет со временем постепенно красиво стареть и благородно темнеть.

№7

Арне Якобсена никогда не могли остановить технические сложности в реализации того или иного проекта. На каждую проблему он искал новые возможности и новый подход. При создании кресел Egg и Swan впервые был использован литой цельный каркас из пластика, армированного стекловолокном. Стулья Ant и Series 7 были впервые изготовлены из цельного листа формованной фанеры. В обоих предметах спинки плавно переходят в сиденье.

Арне Якобсен (фото 17.1)В честь 60-летнего юбилея культовой серии стульев Series 7 фабрика Fritz Hansen пригласил знаменитых дизайнеров и архитекторов интерпретировать творение Арне Якобсена. На фото версия Захи Хадид с фирменными органическими формами. Арне Якобсен (фото 17.2)Дизайнеры из группы BIG в своем новом издании наглядно изобразили многослойность фанеры, а также возможность составлять стулья Series 7 в стопку, то есть штабелироваться.

Иконы дизайна

№8

За годы творчества Якобсен воплотил в жизнь множество знаковых предметов, повлиявших на развитие дизайна. Помимо уже упомянутых объектов, датский архитектор также разработал кресло Drop (самый любимый его объект для SAS Royal Hotel) в виде капли воды с изогнутой спинкой, диван и кресло Series 3300, резко выделяющиеся своими строгими формами, диван с говорящим названием Mayor с силуэтом в духе модернизма. Все самые известные работы автора в области дизайна можно изучить в галерее:

№9

Арне Якобсен является основоположником стиля «датский функционализм». При этом аксетичность ни в коем случае не приравнивается к примитивности. Все его проекты были подчинены эргономичности и удобству использования, простоте без лишнего украшательства, а также неизменной тщательной проработке деталей.

Роль в массовой культуре

№10

Благодаря своей необычной чистой форме и идеальным пропорциям, предметы авторства Арне Якобсена стали постоянными приглашенными гостями на съемочных площадках фильмов и клипов, а также главными героями проектов знаменитых фотографов. Например, знаменитый стул Series 7 стал символом сексуальной революции. Предмет появился в скандальной на тот момент фотосессии обнаженной британской модели Кристин Килер авторства Льюиса Морли. Снимки получили широкую известность, и говорят, что с того момента продажи стула моментально взлетели. Также набор столовых предметов футуристичной формы Арне Якобсена можно увидеть в фильме Стэнли Кубрика «2001 год: космическая одиссея».

Арне Якобсен: 10 фактов о великом датском архитекторе (фото 24)

Elle Decoration

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

Датские дизайнеры создают ковры, похожие на абстрактные композиции • ARTANDHOUSES

Копенгагенские дизайнеры Анне Луизе Расмуссен и Майя Марие Халлинг решили объединить свою любовь к текстилю и абстрактной живописи и основали студию (Röd Studio), специализация которой ковры, похожие на мохнатые барельефы. Для своих работ, собранных, как паззл, из ярких деталей разной формы, дизайнеры отыскивают нетривиальные материалы.

В коллекции «Assemblage», например, использован конский и козий волос. Ковры из серии «Face It» и «Mask» похожи на текстильные портреты в духе абстракционистов середины XX века — их проще представить на стене, чем на полу. А для поп-ап выставки в копенгагенском коворкинге Nomad, организованной брендом Muuto в мае этого года, Röd Studio подготовила простой геометричный ковер в форме буквы «Р», раскраска которого создает оптические иллюзии.

Изображения:

предоставлены дизайнерским бюро

Нравится

Не нравится

глобальный успех датско-итальянских дизайнеров • Интерьер+Дизайн

GamFratesi — важные ньюсмейкеры дизайн-индустрии. Итальянско-датский дуэт из Копенгагена предлагает то, что сегодня успешно оживляет интерьеры по всему миру: сплав скандинавского лаконизма с итальянским чувством формы.

По теме: GamFratesi: зеленое кафе в Маниле

Впервые датчанка Стине Гам (Stine Gam, р. 1975) и итальянец Энрико Фратези (Enrico Fratesi, р. 1978) заявили о себе в 2007, приняв участие в молодежной программе Стокгольмской мебельной выставки, а спустя 7 лет, в 2014-м, GamFratesi уже были почетными гостями этой ярмарки, после того, как в предыдущие годы в этой роли отметились Патрисия Уркиола, братья Буруллеки, Наото Фукасава, Константин Грчич и Nendo. В 2017 году студия отметила юбилей, десять лет со дня основания.

Ресторан Harlan + Holden Glasshouse в Маниле. Проект GamFratesi. В интерьере — их популярные стулья, выпускаемые компанией Gubi, и мебель из плетенки и гнутого дерева — от Gebrueder Thonet Vienna. Светильники — Louis Poulsen.

Список компаний, для которых успели поработать GamFratesi, впечатляет: Cappellini, FontanaArte, Gubi, Frederica, Axor/Hansgrohe, Ligne Roset, Casamania, Porro, Gebrüder Tonet Vienna. Одна из ярких их работ — анималистичные инсталляции из проволоки в витринах японских магазинов Hermès для специальной коллекции Apple Watch.

По теме: Hermès Ginza в Токио: фигурные капли в витринах

Собрав внушительную коллекцию всевозможных дизайнерских наград, в числе которых премия Вико Маджистретти от DePadova и звание лучших дизайнеров Дании за 2009 год, они и сами теперь выступают в роли членов жюри дизайн-конкурсов и соревнований.

Витрина Hermès для презентации Apple Watch. Токио. Фрагмент. Beetle. Gubi. 2013.

Искусствоведы Даниэль Голлинг и Густав Кьеллин выпустили в издательстве Summit красочную монографию This is GamFratesi, посвященную их творчеству. Дания доверяет им оформление выставок национального дизайна в Китае и в Италии, и каждый раз они придумывают невероятно креативные инсталляции.

Screen System. Модульная перегородка, диз. GamFratesi, Cappellini. Текстиль, металл.

В 2013-м для выставки Danish Pulse в Шанхае в гигантском пустом пространстве заброшенной фабрики GamFratesi протянули рулоны ткани Kvadrat так, что они напоминали линии ЭКГ, и на них расположили мебель и другие предметы. В течение двух последних лет на Миланском мебельном салоне GamFratesi были кураторами датских экспозиций.

Датчанка Стине Гам (Stine Gam) и итальянец Энрико Фратези (Enrico Fratesi).

В 2015-м они перекрыли дворик монастыря Сан Симпличиано зеркальным настилом, на фоне которого развесили и расставили клетки с экспонатами. В это же время в Палаццо Литта показывали их собственную ретроспективную выставку. В 2016-м, согласно их замыслу, предметы датского дизайна вращались на 33 круглых винно-красных платформах во дворце культурного центра Чирколо Филолоджико.

Монастырь Сан Симпличиано с зеркальным настилом во дворе. Инсталляция в рамках Salone Internazionale Del Mobile 2015.

И Стине, и Энрико получили архитектурное образование. Стине родилась в 1975 году в Копенгагене, училась в университете Орхуса, параллельно проходила практику в Японии у притцкеровского лауреата Фумихико Маки. Энрико родился в 1978-м в Пезаро, учился во Флоренции и в Ферраре, стажировался в Дании и в Швеции. Познакомились они в Италии, когда Стине была там на стажировке. С тех пор, как в 2006-м они основали совместную студию, Копенгаген — место их постоянной дислокации.

«Мы всегда были сильно влюблены в детали. По образованию мы архитекторы, но предметный дизайн навсегда останется нашим основным занятием. Создание мебели — для нас это своего рода микроархитектура.»

Смеситель ZEN. GamFratesi. Axor/Hansgrohe, 2016.

Про них часто пишут, что их творчество объединяет датскую любовь к ремесленным техникам, ручной работе, натуральным материалам и итальянский концептуализм с его ироничной и эмоциональной, часто парадоксальной инженерией и архитектоникой.

Коллекция мебели Targa. Gebrüder Thonet. 2015. Кресло Targa. Gebrüder Thonet. 2015. Стол Gebrüder Thonet. 2015. С экраном из венской соломки.

Сами же они повторяют, что не стремятся к четкому разделению на датское и итальянское: «У нас со Стине разный культурный бэкграунд, и сочетание различных культурных традиций — это как раз то, что делает совместную работу еще интереснее. Мы часто думаем совершенно в разных направлениях. Но проектируя, мы не говорим друг другу: давай-ка возьмем немного датского и добавим к нему немного итальянского.

Подносы Karui. Skultuna. 2015. Кожа и латунь, ручная работа.

Мы со Стине очень близки — мы пара не только в профессии, но и в личной жизни, поэтому рабочий процесс у нас симбиотический. Часто невозможно сказать, что кто привнес в конкретный продукт — у нас все происходит как-то само собой, естественным образом. Даже когда мы настолько перегружены заказами, что приходится делить проекты между собой, мы все равно стараемся делать как можно больше сообща».

Лежанка для Porro. 2015. Столики TS, Gubi. Мраморные столешницы. 2013. Столик Chariot. Casamania, 2012. Потолочный светильник Cheshire. FontanaArte. 2013.

Их объекты запоминаются необычными деталями или слегка измененными пропорциями (менять пропорции предметов — любимый прием GamFratesi): у кресла может быть слегка увеличенная в размерах спинка, у стула — немного под другим углом поставленные ножки, у кофейного столика неожиданно появляется колесо вместо опоры, а у банкетки — встроенный поднос. Все предметы имеют яркий, но интеллигентный характер.

Диван Haiku. Fredericia. 2012.

«Многое, из того, что мы делаем, выглядит буднично, не броско, спокойно, — для нас это очень важно. Мы не хотим, чтобы предмет как будто бы заявлял о себе в полный голос: Бац! А вот и я! Конечно, он должен что-то сообщать нам, но ненавязчиво и очень деликатно. В Скандинавии это непреложный закон дизайна», — говорит Энрико Фратези.

Вешалка Gebrüder Thonet. 2015. Столик Meduse. Casamania.

GamFratesi хотят, чтобы их мебель вызывала у владельцев эмоциональные привязанности, поэтому часто придают предметам антропоморфные или анималистичные формы: у них есть милый стул-жук, столик-медуза, а экспрессивный стул Masculo от Gubi воплощает, согласно их замыслу, «агрессивное мужское объятие».

«Для нас важно, чтобы предмет взаимодействовал с потребителем. Мы считаем, что наша цель достигнута, если предмет вызывает в вас добрые чувства, заряжает эмоциями. Если у вас с предметом устанавливаются определенные взаимоотношения, значит, вы его, действительно, полюбили и оставите его у себя надолго». 

Cтул Voyage. Porro. 2016.

Очень важный аспект для GamFratesi — границы личного пространства. Большая часть их мебели посвящена тому, чтобы предоставить любому желающему возможность обособиться от остальных — отсюда эти слегка гипертрофированные, как будто обнимающие вас спинки стульев, кресел и диванов, попытки скрыться за ширмами, экранами и под колпаками, которыми они накрывают письменные столы, диваны-коконы, где можно с комфортом расположиться, спрятавшись от всех.

Стол Rewrite. Ligne Roset. 2011. Стол Rewrite. Ligne Roset. 2011. Банкетки со встроенными столиками Fraga. Ligne Roset. 2014.

Ремесленные традиции, непременный атрибут датского дизайна, — критерий, по которому GamFratesi отбирают компании для сотрудничества. Признаки качественной ручной работы присутствуют во всех созданных ими предметах: особой выделки кожа, фактурные строчки, вставки из венской соломки, дерева или металла, гнутое паром дерево.

Кресло Cartoon. Swedese. 2008. Дуб, кожа, текстиль.

«Мы всегда были сильно влюблены в детали. По образованию мы архитекторы, но в архитектуре с малыми масштабами работать невозможно. Мы снижали масштаб, пока не добрались до промышленного и мебельного дизайна, и только тогда почувствовали себя на своем месте. И даже несмотря на то, что мы продолжаем любить архитектуру, и делаем интерьерные и выставочные проекты: предметный дизайн навсегда останется нашим основным занятием. Создание мебели — для нас это своего рода микроархитектура».

Датский дизайн в Милане • Интерьер+Дизайн

Mindcraft — ежегодная флагманская выставка датского дизайна, которую проводит Датский художественный фонд в рамках Milan Design Week. В этом году фокус выставки — на самой сущности дизайна и ремесла.

По теме: Королева датского дизайна Сесилия Манц — дизайнер 2018 года

Пятнадцать участников Mindcraft18, как уже довольно известные, так и начинающие дизайнеры, покажут практическое взаимодействие с материалом, сделают акцент на эстетических и осязаемых свойствах объектов.

Куратор выставки Дитте Хаммерстрём.

«Я решила продемонстрировать экспериментальную сцену — область, где датские ремесло и дизайн сегодня довольно сильны, — говорит куратор Дитте Хаммерстрём. — Для меня важно осветить экспериментальный и бескомпромиссный характер дизайна и ремесла, постоянное изучение новых способов обращения к материалу. Это важные свойства для сохранения, защиты и дальнейшего развития отрасли».

LMA (Lick My Ass), диз. Магнус Петтерсен и Леа Хейн, Pettersen & Hein. Скульптура-стул из литых бетонных блоков, железных труб, стекловолокна и анодированного алюминия. Задача — изучить, какую роль играет мебель в формировании нашей идентичности. Sun Disc, диз. Сесилие Бендиксен. Звукопоглощающее плетеное панно. Нити натянуты на каркас из фанеры, вырезанный лазером. Функциональный объект рассматривается как архитектурный, декоративный элемент, поэтический и экспрессивный. Black Matter, диз. Аня Ван Краг. Текстильная скульптура с пропорциями человеческого тела выглядит, как абстрактный черный объем. Источники вдохновения — конструктивистские скульптуры XX века, примитивные ритуальные маски и высокая мода. Carbon Black, диз. Петра Дальстрём. Тонкие фарфоровые пластины, напоминающие обгоревшую бумагу, с узором из сажи, нанесенным пламенем свечи. Автор рассматривает огонь как скульптурный материал, но живой и неконтролируемый. Half Pieces, диз. Карл Эмиль Якобсен. Шесть объектов на каркасах из пенополистирола и стали. Поверх — волокнистый бетон, окрашенный серо-черными природными пигментами со скалы Ханклит. В зависимости от угла зрения меняется глубина цвета и оттенок. Aurora Borealis, диз. Ибен Хой. Вязаная скульптура из акрилового волокна. Некоторые нити с фосфоресцирующими свойствами — заряжаясь светом днем, сияют в темноте. Работа создана с применением сразу нескольких ручных вязальных машин. Sakyu, диз. Расмус Фенханн. Широкая скамья из массива орегонской сосны. Волнообразная структура сиденья может быть вычислена математически или найдена в природе, как в японских дюнах, к которым отсылает название модели. All is Flux, диз. Гитте Юнгерсен. Объекты покрыты слоями керамических глазурей. При обжиге и резком охлаждении они ведут себя по-разному, образуя пузырчатую поверхность. Разница черно-синих оттенков заметна лишь при близком рассмотрении. A Family, диз. Каспер Кельдгор. Пять объектов были созданы с использованием различных методов, включая точение металла, литье и обвязку. Каждый обладает уникальным характером, но все явно связаны, как члены одной семьи. Knock them down with a feather, диз. Катрине Боруп. Шлем-кольчуга из ювелирной проволоки. Рисунок напоминает монастырские аркады и птичьи перья, отсылая к легенде о мучениках, которые в образе голубей помогли итальянцам победить в битве 1176 году. Billy, диз. Кевин Хвиид. Круглая скамья с сиденьями для двух человек на разных сторонах. Стальной каркас обшит деревянными рейками. Источником вдохновения стал кактус с его округлыми побегами и способностью выживать в суровых условиях. Field of flowers (long winter poem), диз. Луиз Кэмппбелл. Панно из бумаги с отпечатанными вручную линогравюрами. Элементы вырезаны и склеены вручную, формируя ажурное полотно. Botanical Furniture Species, диз. Лисе Бьерре Шмитт и Софи Триер Мёрк, Wednesday Architecture. Скульптурная уличная мебель из массива дуба. За счет тонких реек не загораживает виды, а накладки из полированной латуни отражают красоту природы. Dissolved into the fabric, диз. Исабель Берглунн. Вязаная вручную скульптура из нитей синего, желтого и белого цветов. Работа фокусируется на формах и цветах, которые являются результатом процесса распада и отражают течение жизни. Follow Me, диз. Мария Кошенкова. Скульптура создана с использованием классической техники «по­те­рян­но­го вос­ка». Веревка покрывается материалом для создания формы и сжигается, оставляя пустоту, которая потом заполняется расплавленным стеклом.

• Выставка, как и в прошлом году, пройдет в миланском монастыре Сан Симпличиано. Piazza Paolo VI, 6, с 17 по 22 апреля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *