1.1 Причины появления барокко. Эстетика барокко
Похожие главы из других работ:
«Сталинские высотки»: история создания и строительства
1. Причины появления феномена «сталинских высоток» и поиск архитектурных решений
сталинский высотка строительство Перед тем как перейти к основной части реферата стоит заметить, что название «высотные здания» такой термин утвердился лишь в начале 50-х годов, до этого говорили «многоэтажные здания». Дело в том…
Античная колыбель европейской культуры
1.1 «Греческое чудо» и его причины
Культуры Древней Греции и Древнего Рима в силу их типологической близости принято объединять названием «античная культура» (лат…
Загадки египетских пирамид
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПИРАМИД
Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света»— пирамида Хеопса. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы…
История создания «Калевалы»
Глава 1. Предпосылки появления «Калевалы»
…
Культура и цивилизация
2. Причины зарождения цивилизации
Русский ученый Лев Мечников считал важной причиной зарождения цивилизаций географическую среду и прежде всего реки. Река во всякой стране является как бы выражением живого синтеза, всей совокупности физико-географических условий: и климата…
Культура империи Майя
Причины культурного упадка майя
Что же произошло с процветающей страной? Наиболее популярно предположение о деградации почв, вызвавшей упадок хозяйства. Подсечно-огневая система земледелия без применения удобрений истощает их, стимулирует эрозию…
Монашеские ордена, история их возникновения и роль в структуре средневековья. «Иезуитский орден»
1. Причины создания ордена Иисуса
В первой половине XVI века католицизму в ряде западноевропейских государств был нанесен тяжелый удар. Централизованная и подчиненная римскому папе католическая церковь, притязавшая на верховную власть над всем миром…
Особенности молодежной субкультуры в современной России
2. Причины появления молодёжных субкультур
Появление социальной молодежной культуры объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются: 1. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа). 2. Недостатки системы воспитания и образования. 3…
Петриковская роспись
1.1 История появления Петриковской росписи
Петриковская роспись возникла задолго до появления христианства и играла роль оберега. Люди верили, что в красоте есть какое-то волшебство, духовная сила, и поэтому окна и двери домов и даже одежду обрамляли магическим орнаментом…
Православие и культура
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
Одна лишь нужда создает искусство. Феокрит Одним из первых следствий грехопадения явился раскол, случившийся собственно в человеке, — раскол душевного чувства и ума…
Приметы и суеверия в России и Великобритании
1.1 Понятие «суеверие» и причины их появления
суеверие русский английский Понятие «суеверие» очень сложно определить. По словарю В. Даля, суеверие — это вера во что-нибудь сверхъестественное, таинственное, в предзнаменования и приметы. Действительно, в окружающем нас мире есть много такого…
Ростовская финифть
Условия и факторы появления промысла
Ростов Великий с 18 века и до наших дней является крупнейшим центром эмальерного искусства России. Первые упоминания об эмалевом деле на Руси обычно связывают с Ипатьевской летописью (1174 — 1175). Финифтью на Руси называют художественную эмаль…
Условия и причины зарождения культурологического знания
2.1 Причины зарождения культурологического знания
Существует взгляд на развитие культурологии через «призму” доминирующих в тот или иной период ее развития «парадигм”. Понятие парадигма появилось в 60-е годы, в научный оборот его ввел американский историк науки и философии Т. Кун…
Цирковое искусство в мировой культуре развлечений
2.1 Причины популярности цирка
Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа…
Эстетика барокко
Глава I. Барокко: история появления, значение термина
…
cult.bobrodobro.ru
2.Барокко как культурно-историческая эпоха. Причины возникновения, распространение, основные течения в искусстве.
Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает «жемчужина причудливой формы», иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, сохраняется неоднозначность трактовки: его определяют как культурную эпоху, но нередко и ограничивают понятием «художественный стиль». В отечественной науке утверждается трактовка барокко как культурного направления, характеризующегося наличием определенного миросозерцания и художественной системы. Возникновение барокко определялось новым мироощущением, кризисом ренессансного миросозерцания, отказом от его великой идеи гармоничной и грандиозной универсальной личности. Уже в силу этого возникновение барокко не могло быть связано только с формами религии или характером власти. В основе же новых представлений, определивших суть барокко, лежало понимание многосложности мира, его глубокой противоречивости, драматизма бытия и предназначения человека, в какой-то мере на эти представления оказывало влияние и усиление религиозных исканий эпохи. Особенности барокко определяли различия в мироощущении и художественной деятельности целого ряда его представителей, а внутри сложившейся художественной системы сосуществовали весьма мало схожие друг с другом художественные течения. Литература барокко, как и все движение, отличается тенденцией к сложности форм и стремлением к величавости и пышности. В барочной литературе осмысляется дисгармония мира и человека, их трагическое противостояние, как и внутренние борения в душе отдельного человека. В силу этого видение мира и человека чаще всего пессимистично. Вместе с тем барокко в целом и его литературу в частности пронизывает вера в реальность духовного начала, величие Бога.
3.Барокко в поэзии л. Гонгоры и Франциско де Кеведо.
Франциско Гомес де Кеведо (1580—1645) — испанский поэт и прозаик. Вырос при дворе, учился в университете Алькала де Энарес. Дружил с Лопе де Вегой и Сервантесом, пикировался с Гонгорой. За сатирические стихи был арестован и заключен в тюрьму, где провел четыре года. Вышел оттуда совсем больным и вскоре умер. Кеведо — один из двух, наряду с Гонгорой, признанных лидеров поэзии испанского барокко, автор политических, философских и религиозных сочинений, крупнейший сатирик — автор сборника повестей «Сновидения», плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос», сатирической панорамы «Час воздаяния, или Разумная Фортуна».
Луи́с де Го́нгора (1561—1627) — испанский поэт эпохи барокко. Учился праву в университете Саламанки, служил каноником в кафедральном соборе Кордовы, странствовал по Испании, затем был назначен королевским капелланом, жил при дворе короля Филиппа III в Мадриде. В 1627 серьезно заболел, потерял память и снова возвратился домой, где в крайней бедности умер вскоре от апоплексии. Принято делить творчество Гонгоры на два периода – «ясный» (до 1610) и «темный». В первый период он пишет лирические и сатирические стихи — традиционные сонеты, романсы. Плоды второго периода – «Ода на взятие Лараче», мифологическая поэма «Сказание о Полифеме и Галатее» и венец поэзии Гонгоры, одна из вершин испанского стихотворного искусства – цикл пасторальных «Поэм уединения». Созданное Гонгорой в этот период причисляют к «ученой» поэзии, так называемому культеранизму или культизму – течению барочной словесности, на протяжении жизни Гонгоры вызывавшему острую литературную полемику. Лирический герой Гонгоры – интеллектуал, эстет, знаток античности, чел-к, точно чувствующий красоту материального мира, творение человеческих рук из золота, драгоценных камней, для которого творец – соперник божества.
4.Жизнь и творчество Лопе де Вега.
Лопе де Вего родился в 1562 году в Мадриде, в семье ремесленника. Лопе а В 11 лет он был отдан в иецуитскую школу, где обучался риторике, латинскому и греческому языкам. В 13лет Лопе стал автором комедии, с успехом поставленной на сцене. В университете слушал курс математики и астрономии. В четырнадцать лет вместе с товарищами бежал в Астрогу. Найденный и возвращенный домой он ушел добровольцем в армию, отправляющуюся в поход на Азиатские острова, а в 1588 году стал воином «Непобедимой армады». Затем работает для театральных трупп, возвращается к театральной работе. Юность Лопе была бурная — под стать того времени. Жизнь Лопе де Вега сложилась нелегко, это была не вопиющая нищета, не было и прочной обеспеченности, позволявшей бы не думать о повседневном заработке и не писать по заказу трехактную комедию за один-два дня. Драматург принимает духовный сан и вступает в братство весной 1614 года. После этого церковная цензура пристально следила за его пьесами, вырезала из них целые сцены, а в 1625 году наложила запрет на их публикацию. Тяжелое для страны время является периодом ее наивысшего культурного подъема, периодом создания бессмертных, гениальных произведений, участником которого явился и блестящий национальный драматург Лопе де Вега. Это был Золотой век испанской культуры, период расцвета испанского Возрождения. Лопе не терял оптимизма, ибо верил в человека и в мужественный испанский народ, для которого создавал он свои произведения. Принадлежа к великим титанам Возрождения и живя интересами своего времени, он сумел охватить все важнейшие проблемы-политические, нравственные и бытовые. В центре исторических драм он с поразительной смелостью поставил вопрос о необходимости разумной и гуманной власти, заботящейся о нуждах простого народа, и провозгласил право этого народа бороться за такую власть и свои человеческие права с оружием в руках. Он показал силу величия восставшего народа, его ум и неподдельное благородство, талантливость и жизнерадостность. В комедиях «плаща и шпаги» Лопе де Вега раскрыл богатство внутреннего мира человека, прославил силу настоящей любви, защищал право молодого поколения бороться за эту любовь с предрассудками и косностью средневековья.
Создание «театра для всех» и его утверждение в правах справедливо связывается с именем Лопе де Вега. Лопе де Вега создал новую «театральную империю», и стал, по выражению Сервантеса, «ее самодержавцем». Лопе принадлежит поистине необозримое количество произведений. До нас дошли 474 пьесы из общего числа 1500 (или по другим сведениям 1800-2200), из которых 426 комедий и 48 аутос, им написанных. Известны так же названия еще 260 пьес, безусловно принадлежавших его перу. В лучших своих произведениях Лопе де Вега воплотил самые прогрессивные устремления национального испанского Возрождения, органически соединив передовые гуманистические идеи с традициями испанской народной культуры. В 1635 году Лопе де Вега умирает, и его смерть превращается во всенародный траур.
studfile.net
Эстетика барокко (стр. 1 из 5)
Курсовая работа
«Эстетика барокко»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Барокко: история появления, значение термина
1.1 Причины появления барокко
1.2 Происхождение термина «барокко»
Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Известно, что в истории культуры, каждая эпоха представляет собой переплетение различных процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким примером этому служит эпоха барокко.
Барокко – это европейская культура XVII – XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ «западной цивилизации» в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.
С определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко до сих под непосредственным образом воздействует на культуру современности – через образцы искусства своих выдающихся представителей, ныне хранящихся в музеях, или выставленных на всеобщее обозрение, в качестве образцов архитектуры европейских городов. Этим определяется актуальность изучения эпохи барокко.
Сформулируем основные цели и задачи настоящей курсовой.
Основной целью для нас послужит изучение эпохи барокко в целом: ее сущности, истории, значении.
В соответствии с целью мы выделяем следующие задачи курсовой работы:
— выявить причины появления барокко, как культурного стиля; ознакомиться с историей термина барокко;
— проанализировать сущность и принципы барокко, изучить основы эстетики барокко, привести примеры воплощения барокко в искусстве Европы XVII – XVIII века.
Указанные цели и задачи формируют структуру курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав с двумя параграфами в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложений.
При изучении эпохи барокко мы пользовались концептуальной книгой Х. Вельфина «Ренессанс и барокко», которая позволила нам разобраться в сущности этой культурной эпохи, а также такими фундаментальными изданиями, как Всеобщая история в 24 томах, 1997 года издания, История искусства зарубежных стран, 1980 года, а также Всемирной историей архитектуры 1978 года. Кроме того мы пользовались специальной литературой следующих авторов Ю. Бореев, А. Васильева, М. Виноградова, Ф. Дасса, В Коломийца, Т. Ливановой и В. Липатова, а также некоторых других.
Хронологически, барокко появилось в XVII веке. Такая хронология подразумевает, что этот стиль заменил ренессанс. Именно поэтому, нередко словом «барокко» принято обозначать эпоху, в которой растворился ренессанс или, как нередко говорят, в который ренессанс выродился.
Действительно, Барокко зародилось в Италии, то есть стране, в которой наиболее сильно проявился ренессанс. Именно поэтому, в рамках изучения причин появления барокко, представляется необходимым дать краткую характеристику ренессанса.
Итак, ренессанс – это эпоха в истории культуры Европы. Хронологические рамки ее расцвета это XIV – XVI века. Отличительная черта ренессанса, или Возрождения – светская направленность ее культуры и ее интерес к человеку и его деятельности, то есть то, что называют термином антропоцентризм. В этот период проявляется интерес к античной культуре, происходит ее «возрождение», оттуда и появился этот термин. В Италии как в стране, где ренессанс и появился, новых высот достигают живопись, музыка, архитектура и литература. Ренессанс достиг своей вершины к концу XV века, а в XVI веке начинается кризис его идей. Историки культуры отмечают, что именно в этот период появляются первые зачатки новых идей маньеризма и барокко.
Таким образом, барокко появилась на фоне кризиса идей ренессанса, и появилось там же, где ренессанс достиг наибольшего расцвета – в Италии.
Проанализируем причины этого, казалось бы, парадоксального явления.
Как уже отмечалось выше, барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.
Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя «разумнейшим существом» напортив, он, по выражению Паскаля осознает себя «чем-то средним между всем и ничем»; «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца»
Италия в XVII веке это страна, с которой ассоциируется сам стиль ренессанса, как сказали бы сейчас – законодатель моды. Однако, одновременно с этим – эта страна резко теряет экономическое и политическое могущество и начинает играть второстепенную роль в европейской политике. Более того, на ее территорию приходят узурпаторы – французские и испанские солдаты. Страна становится разобщенной полуколонией.
Однако культурным центром Европы Италия, и в первую очередь Рим, все-таки осталась. Постепенно в силу этих, можно сказать социально-экономических моментов, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего. Постепенно барокко начинает отвергать авторитеты и традиции как предрассудки. Основной лейтмотив барокко того времени – отвержение души и переход к просвещению и разуму.
Однако рассматривать эпоху барокко исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению не верно. Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе.
Исходя из этой посылки, представляется необходимым дать общую характеристику Западной Европе XVII века.
Западная Европа в целом, в этот период вступает в новую эпоху социально-экономических и политических отношений. Этот период характеризуется в первую очередь столкновением классовых мировоззрений, борьбой традиционного феодализма и прогрессивного капитализма. В ряде государств (например, во Франции и Австрии) происходит централизация государственной власти, переход к абсолютизму. Однако сам этот процесс явно неравномерен. Приведем лишь несколько примеров по странам Европы:
— в Голландии уже происходит буржуазная революция, и сложились буржуазные отношения;
— в уже упоминаемой Франции расцветает абсолютная власть короля;
— в Англии происходит свержение короля и буржуазная революция;
— Италия становится разобщенной полуколонией;
— Испания является отсталой окраиной;
— Германия представляет собой сумму мелких княжеств, более того в ней идет Тридцатилетняя война.
По всей Европе ведущими социальными слоями становятся буржуазия, крестьянство и аристократия. Однако при всей неравномерности развития европейских стран в их культуре все большее влияние уделяется новым принципиальным моментам, которые и стали основой барокко.
Идеологической основой распространения барокко в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви – как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. Так католицизм оставался идеологической основой для феодальных тенденций, протестантизм отражал интересы буржуазии. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география.
Таким образом, выделим основные причины распространения барокко.
— хронологически, барокко появилось в XVII веке, в Италии, на фоне кризиса идей ренессанса. Сама Италия в этот период утрачивает экономическое и политическое значение и становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть культурным центром Европы. Постепенно в силу этих, социально-экономических причин, начинает рождаться новый стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего;
— в то же время рассматривать эпоху барокко исключительно как время перехода от Возрождения к Просвещению не верно. Барокко представляет собой самостоятельную фазу в развитии искусства и причинами ее появления являются не только экономические и политические проблемы Италии. Тем более что барокко, хотя и появилось в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе. Исходя из этого, можно утверждать, что барокко отражало настроения всего европейского общества, было востребовано, а значит, не могло развиться без предпосылок, причем эти предпосылки были во многом различны в разных европейских странах;
— идеологической основой распространения барокко в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви – как следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. В это же время усиливается роль институтов государства, обостряется борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки – оптика, физика, термодинамика и география. А значит, появляются предпосылки для основного лейтмотива барокко — отвержения души, антропоцентризма и ренессанса в целом, в пользу просвещения и разума.
mirznanii.com
Когда и где возникла эпоха барокко? Только полные ответы!
Баро́кко (итал. barocco — «странный» , «причудливый» ; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации» . Черты барокко Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю» , в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория) ; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке) . В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна (1556—1629 гг.) , который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.) . Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставили Д. Фонтана, Р. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645—1652 гг.) . Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии) , Нидерландах, России, Франции. Испанское барокко, или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры) , распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его — собор в Сантьяго де Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это — самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Также и в Англии, здесь к этому стилю относят работы архитектора Иниго Джонса и др. Характерной чертой стиля барокко является регулярный стиль в садово-парковом искусстве, примером которого является Версальский парк. Позже, в начале 18 в. французы выработали свой стиль, разновидность барокко — рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко» , «голицынское барокко») , в XVIII веке получает развитие в творчестве Д. Трезини, так называемое «петровское барокко» , более сдержанное, и достигает расцвета в творчестве Растрелли. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф) . Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция) , Петергоф (Россия) , Аранхуэс (Испания) , Цвингер (Германия) .
<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко</a>
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Черновик [показать страницу] (сравнить) (+/-) Последняя досмотренная версия (список всех) была проверена 8 февраля 2009. 6 правок требуют проверки. Перейти к: навигация, поиск Баро́кко (итал. barocco — «странный» , «причудливый» ; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» ; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации» . <a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко#.D0.AD.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0_.D0.B1.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.BA.D0.BA.D0.BE» target=»_blank»>http://ru.wikipedia.org/wiki/Барокко#.D0.AD.D0.BF.D0.BE.D1.85.D0.B0_.D0.B1.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.BA.D0.BA.D0.BE</a>
touch.otvet.mail.ru
история и примеры :: SYL.ru
Барокко – один из самых красивых стилей. Обилие золота, причудливые канделябры, неординарные формы и изысканные украшения – вот, что характеризует эту эпоху. Несмотря на то, что этот стиль такой уникальный, многие люди не могут отличить его от рококо или ампира. Сегодня мы заполним этот пробел в знаниях и поговорим о барокко в России.
Немного о стиле
Барокко в переводе с итальянского означает «причудливый». Это слово хорошо описывает стиль, причем в различных его вариациях. Как это всегда и бывает, за простотой и скромностью идет роскошь и богатство.
В XVI в. на смену ренессансу приходит барокко. Стиль зарождается в Италии, где люди остро чувствуют нехватку прекрасного. Они готовы лицезреть любое искусство, даже иллюзорное. Благодаря новой тенденции итальянцы смогли быстро и дешево преобразить свои города. Ведь жителям не нужны были новые строения, им нужно было улучшить внешний вид тех, что существуют уже не один век. Благодаря виртуозной реставрации на зданиях появляются барельефы и росписи. Декора становится много, и он используется повсеместно. Украшаются здания, интерьеры, предметы искусств, одежда. Люди соскучились по красоте, им надоели четкие линии и вездесущая симметрия.
При ком барокко стало популярно в нашей стране?
Барокко в России появилось при Петре I. И оно разительно отличалось от европейского аналога. Россия, вообще, медленно поддавалась каким-либо влияниям. Поэтому, несмотря на то что стиль барокко пришел в нашу страну в XVII в., большого развития он не получил. В России все еще господствовал ренессанс, и все строительство велось под влиянием этого стиля. Барокко в нашей стране первое время проявлялся только в скромном декоре зданий. Лепнину белили и использовали не только для внутреннего убранства дворцов, но и для внешней отделки.
Барокко в архитектуре
С XVIII в. в России идет активное строительство. Барокко только начинает набирать популярность и в открытом виде архитекторы применять его боятся.
Стиль зданий барокко в России имеет уникальную особенность: они отличаются друг от друга стилистически. Это объясняется тем, что все крупные постройки возводились по желанию того или другого знаменитого дворянского рода. Князья Голицыны и Нарышкины имели разное представление о прекрасном, так и получилось, что барокко стало голицынским и нарышкинским. Самые значительные постройки в этих стилях: церковь Покрова в Филях, Новодевичий монастырь, Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. Все это строилось в Москве, а как же дела обстояли в Санкт-Петербурге?
Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы с XVIII в. украшают Северную столицу. Архитектором этих зданий стал Ф. Растрелли. Нельзя не восхищаться талантом человека, который смог не только построить невероятные дворцы, но и распланировать парковый ансамбль. Именно в это время в России появляются регулярные парки, в которых архитектура и природа находятся в гармонии.
Барокко в интерьере
Внутреннее убранство дворца должно было гармонировать с его наружностью. Интерьер считался как бы продолжением архитектуры. Зачастую именно архитектор и занимался оформлением убранства комнат. Интерьерный стиль барокко в России характеризуется богатым убранством стен.
Для их оформления используется лепнина, деревянные балки, тканые обои. Арки и ниши применяются редко. Потолок должен был служить продолжением стены, на стыке акцента не делали. Зачастую лепнина с горизонтальной плоскости переходила на вертикальную. Часто в украшении потолков использовались фрески. Чтобы добиться большего эффекта, пол в комнатах делали под мрамор. Использовали керамическую плитку, но и дерево применяли довольно часто. Паркетные полы из моды не выходят.Барокко в мебели
Мастера по дереву смогли полностью реализовать все свои творческие идеи в XVIII в. Ведь именно тогда свой рассвет переживало барокко в России. Во дворцы стали завозить как мебель отечественного производства, так и заграничную. Главной особенностью кресел служил резной декор спинки. Волны, цветы, анималистические мотивы — художники давали волю своей фантазии.
Мебель всегда имела тканевую обивку, которая подбиралась под шторы или обои. Диваны того времени очень напоминали кресла, соединенные между собой. Прямоугольные столы уходят в прошлое, и их место занимают круглые массивные столешницы, на ножках, выполненных в виде львов, баранов, женских голов и т. д. Несмотря на свои габариты, визуально мебель казалась легкой и утонченной. Этот эффект достигался за счет лакированных и золоченых деталей, которые часто перекликались со стенами и потолками залов.
Предметы декора в барокко
Вещи, которые украшали дворцы знати в этот период, были разнообразны. Примерами барокко в России могут служить зеркала разных размеров. Их рамы обязательно были украшены лепниной, причем чаще всего позолоченной. Такие предметы искусства вешали не только в дамских будуарах, но и в гостиных. Люди уже в XVIII в. умели визуально расширять помещение за счет зеркал. Живопись в позолоченных рамках занимала почетное место в любом дворце.
Так как барокко было иллюзорным искусством, то ценились даже не столько подлинные живописные полотна, как сюжеты на них изображенные. В гостиных можно было видеть копии с работ Рубенса и Рембрандта, а также в моде были полотна малоизвестных художников, которые писали французские пейзажи и интерьерные картины.
Из мелких декоративных элементов дамами почитались шкатулки всевозможных форм. В них хранилось все подряд, от украшений и безделушек, до семейных реликвий и любовных писем. Мужчины же предпочитали, украшая свой кабинет, отдавать дань науке. Именно поэтому на стенах развешивались карты мира, а на столе устанавливался глобус.
Барокко в скульптуре
Самым талантливым скульптором этой эпохи был Лоренцо Бернини. По его творчеству можно охарактеризовать те черты, которые так хотели видеть люди в искусстве. В первую очередь – это динамика. Скульптурные изваяния людей находятся в движении и при этом испытывают какие-либо эмоции. Ярким примером является работа Бернини «Похищение Прозерпины», реалистичными кажутся не только главные персонажи, но даже цербер, стоящий рядом. Лоренцо любил изображать тела обнаженными, но приличия времени требовали, чтобы скульптура выглядела скромно. В связи с этим скульптор нашел выход, он драпировал фигуры в ткани, которые подчеркивали изгибы тела и красиво ниспадали складками.
Так как барокко было склонно к изяществу и богатству, скульптуры изготавливали из мрамора. Маленькие статуэтки, которые украшали столы и комоды, делали из бронзы. Скульптура того времени не несла никакого функционального назначения. Украшение и единство с интерьером или экстерьером — вот была ее главная задача.
Барокко в мужской моде
В XVIII в. украшательство в любой форме считается необходимым. Национальное своеобразие стиля барокко в России проявляется в архитектуре, но не в костюме. Петр I впервые стал широко распространять европейскую одежду. А так как законодательницей мод считалась Франция, то наши предки активно копировали костюмы зарубежных джентльменов. Все больше стиралась уникальность между странами, и теперь на любом балу все мужчины выглядели идентично. Зарубежная мода не обошла стороной и прически. Как все мы с детства знаем, Петр I, вернувшись из Голландии, первым делом приказал всем боярам подстричь бороды. Гладковыбритое лицо и сильно напудренный парик, вот как должна была выглядеть голова мужчины XVIII в.
Барокко в женской одежде
Убранство гардероба любой придворной дамы завораживало взгляд. Наряд был подобен архитектуре в стиле барокко. В России в XVIII в. стали пользоваться популярностью французские платья. Женщины носили пышные юбки с подъёмником из китового уса. Теперь не приходилось мучиться от жары нижнего наряда, но на смену этому неудобству пришло другое – корсет. Девушки в погоне за тонкой талией часто так сильно затягивали ленты, что порой просто теряли сознание. Нет необходимости говорить, что для украшения платьев использовались золотые нити и обилие кружева. Именно в XVIII в. в женскую моду вошли высокие каблуки. Порой на них ходили даже мужчины низкого роста.
Прически в стиле барокко в России были своеобразны. Чаще всего парикмахеры сооружали сложные конструкции, которые фиксировали большим количеством муки и желатина. Спать с такой прической было практически невозможно, но и разбирать ее девушки не хотели. Услуги парикмахеров стоили больших денег, менять причёску к каждому балу было не всем по карману.
Барокко в украшениях
Каждый стиль вносит в искусство что-то новое. Конечно, если учесть, что мода ходит по кругу, то не стоит выкидывать все свои вещи с приходом новых трендов. Но вот с ювелирными изделиями такого никогда и не происходило, по крайней мере, в России. Искусство барокко внесло в украшения новую жизнь. Изменилась не только форма, но и содержание. Причем как в прямом, так и в переносном смысле слова. Девушки с удовольствием надевали сережки, которые были выполнены в форме причудливого цветка. Их даже не смущал тот факт, что такие украшения очень тяжелые и при постоянной носке они сильно деформируют уши. Красота требовала жертв. В моду входят длинные сережки, но не легкие и ажурные, а массивные. Они должны были быть украшены натуральными камнями и иметь волнообразные края. Та же тема прослеживается и в колье. Тонкие цепочки сложно было увидеть на шее у женщин, а вот массивные украшения демонстрировались на балах часто. Подчас придворные дамы, стараясь выглядеть красиво, надевали на себя все лучшее сразу. Их головы украшали ободки, на шее было колье, руки были обвиты браслетами, а на пальцах красовались огромные кольца.
Барокко в музыке
Рассказывая о культуре, нельзя не упоминать и о музыке. Ведь она всегда шла рука об руку с театральным искусством. Раньше послушать музыку можно было только в церкви, опере и в театре. Но так как стиль барокко в России отличался от европейского, соответственно, и музыкальные предпочтения наших предков были немного иные, чем во всем мире. Слишком долгое господство средневековой музыки сказалось на вкусе публики. Людям хотелось не чего-то проникновенного, а чего-то более легкого, но в то же время мелодичного. В России не были распространены католические церкви, в которых проходили органные концерты, соответственно, к такой музыке наш народ был не приучен. Зато клавесин пользовался популярностью. Из великих композиторов того времени стоит отметить Иоганна Себастьяна Баха и Вивальди.
Барокко сегодня
Сегодня в искусстве наблюдается возврат к прошлому. Архитектура барокко в России пользуется популярностью. Стоит только посмотреть, сколько людей в период отпусков проводит свое время не на море, а в Петербурге. Сегодня в моде роскошь, а где же еще искать вдохновение дизайнерам, как не в искусстве барокко? В России 18 век породил целую плеяду талантливых художников, скульпторов и живописцев. Плодами их труда до сих пор вдохновляются все творческие личности. Так в чем же сегодня проявляется стиль барокко? Конечно, в искусстве интерьера. Люди хотят жить в роскоши: сидеть на мягких стульях с причудливыми спинками, спать на массивных деревянных кроватях с балдахинами и, конечно, видеть в своих квартирах небольшие бронзовые статуэтки. Во внутренней отделке помещения все чаще встречается керамическая плитка, паркетный пол и даже тканевые обои.
Люди украшают свои интерьеры зеркалами в массивных рамах и расставляют на столах живые цветы.Сегодня в моде одежда в стиле барокко. Это, конечно, современная интерпретация нарядов прошлого. Благодаря бренду D&G модницы стали покупать платье, обильно украшенное вышивкой, куртки и джинсы, расшитые имитацией жемчуга.
А также крупные серьги и колье — обязательный атрибут любой стильной девушки.
www.syl.ru
Стиль барокко в России. Представители барокко в россии
Этот причудливый, а порой и странный стиль, главенствующий в архитектуре и искусстве Европы с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого веков, утвердился в эпоху интенсивного создания государств по национальному признаку. Он был тесно связан с церковью и аристократическими кругами. Стиль барокко прославлял и пропагандировал их могущество. Поэтому для него в первую очередь характерна пышность, грандиозность и патетическое пристрастие к эффектным зрелищам. В этом стиле совмещены иллюзорность и реальность, есть сильные контрасты масштабов и ритмов, а также фактур и материалов, тени и света.
Описание барокко
Как только вначале не называли этот стиль: странным, склонным к излишествам, нелепым, вычурным, неестественным… Эти характеристики в эпоху его зарождения звучали как насмешки. А все потому, что барокко не соответствовал тогдашним канонам античного искусства и архитектуры.
Но постепенно зодчество стало приобретать новые приоритеты и качество. Барокко зародилось в Италии. Именно эта страна была в то время центром культуры, откуда этот стиль начал свое триумфальное шествие по Европе. И в каждом государстве барокко приобретало свои национальные черты.
Архитектура барокко, в России в том числе, в первую очередь поражает своим размахом и сложностью. Ей свойственны обилие сложных, как правило, криволинейных форм, масштабные колоннады. На фасадах зданий того времени и в их интерьерах наблюдается изобилие скульптур. Встречаются и многоярусные купола со сложными формами. Ярким примером барокко в архитектуре можно назвать собор св. Петра в Ватикане. Отличительными деталями стиля являются атланты, кариатиды, поддерживающие своды и играющие роль колонны, а также маскароны — скульптурные украшения в форме человеческой головы или морды животного в анфас.
Именно в архитектуре, как считают специалисты, барокко было представлено во всем разнообразии и полноте. Всех зодчих, создающих свои работы в этом стиле, сложно перечислить. Это итальянцы Бернини, Мадерна и Борромини, поляк Ян Глаубиц и многие другие. В России архитектором, чьи творения можно причислить к барокко, считается в первую очередь Б. Растрелли. Нужно сказать, что в нашей стране оно развивалось по особому пути.
Зарождение русского барокко
Начало восемнадцатого века в России ознаменовалось крупнейшими событиями. В результате успешно завершенной Северной войны и многочисленных петровских реформ страна начала развиваться и культурно, и экономически. Возникновение Петербурга тоже явилось важным событием, оно положило начало новому этапу в истории не только нашего, но и мирового зодчества. Именно с этого и началось, собственно, распространение барокко в архитектуре 18 века. В России для строительства столицы и ее пригородов собрались не только отечественные, но и зодчие из Западной Европы. Решение грандиозных задач градостроительства осуществлялось на основе традиций русской архитектуры.
Западноевропейские веяния
Тем не менее петербургское зодчество времен Петра I, а это — первая четверть восемнадцатого века, хоть и сложилось как истинно национальное, отвечающее местным особенностям, в то же время отражало результаты освоения многих стилей западноевропейского строительства. Возник некий монолитный и весьма органичный сплав нашего и зарубежного архитектурных стилей. Так началась эпоха барокко в России.
При этом процесс ассимиляции и творческой переработки западноевропейских стилей, по существу, зародился еще в пятнадцатом веке, когда при Иване III в Москву приехали работать итальянцы. Во второй половине семнадцатого века влияние иностранцев усилилось, когда в русской архитектуре стали понемногу распространяться декоративные колонны и антаблементы, фронтоны, наличники и скульптурные мотивы.
Стиль барокко в России
В нашей стране он долго не мог утвердиться. Несмотря на то что критики ниспровергали классицизм в архитектуре, они, тем не менее, не видели альтернативы «колоннам и куполам». Яростно обсуждались достоинства неоготики и «неоренессанса», однако термин «барокко» в России употреблять избегали. Известный архитектор Брюллов во время поездки в Италию был возмущен «развращенным вкусом» и нелепостью творений Борромини.
И только в восьмидесятых годах девятнадцатого века исследователем древнерусского зодчества Н. Султановым был введен термин «русское барокко». В России им обозначали допетровскую архитектуру семнадцатого века. С тех пор появилась устойчивая концепция, по которой первая фаза этого стиля сложилась в 1640 годах.
По определению Лихачева, барокко в России приняло на себя некоторые черты Ренессанса, который так и не смог достаточно полно проявиться. Тем не менее термин «русское барокко» в России и вообще в мире принимается не всеми специалистами. Поэтому его считают условным, а название берут в кавычки.
Формально по своим качествам этот стиль близок к маньеризму. В нем выделено несколько стадий: «нарышкинское», «голицынское», «петровское барокко в России» (18 век, первая четверть) и «зрелое», относящееся к елизаветинскому времени. Последний стиль наиболее ярко воплощен в творчестве Ф. Растрелли Младшего во многих строениях Петербурга.
Нарышкинское, или московское барокко
Под этим стилем подразумевают группу храмов, выстроенных этим знаменитым боярским родом. Нарышкинский стиль барокко в России представлен такими произведениями архитектуры конца семнадцатого – начала восемнадцатого веков, как церкви в Филях и Троицком-Лыкове, в Уборах и Дубровицах, а также Успения, возведенного на Маросейке.
Специалисты называют его в какой-то мере его последующей стадией, в которой проступили преобразованные формы из западноевропейской архитектуры, такие как ордера с и их элементами, декоративные мотивы барочного происхождения и т. д.
Особенности нарышкинского стиля в архитектуре
Он возник в переломный для нашего зодчества момент. Именно тогда в русский патриархальный стиль стали постепенно проникать веяния из Европы. От архитектуры шестнадцатого века его отличает вертикальная пронизывающая энергия, которая скользит по граням на стенах и выбрасывает пышные узорчатые волны.
Для зданий этой эпохи русского зодчества характерно смешение противоречивых тенденций, в строениях наблюдается разнородность структур и декоративной отделки. В строениях «нарышкинского» барокко в России, в особенности в Москве, присутствуют явные черты европейского маньеризма и отголоски готики, есть немного от ренессанса и романтизма, и все это сливается с традициями деревянного и древнерусского каменного зодчества.
Голицынский стиль
Постепенно началось развитие барокко в России. На смену нарышкинскому в московской архитектуре пришел другой стиль — голицынский, который считается переходным. Его расцвет пришелся на первое десятилетие восемнадцатого века, а влияние сохранялось до середины этого же столетия.
Первыми зданиями, возведенными в этом стиле барокко в России, считаются церкви в Дубовицах, в Перове, Волынском, Лаврентьевский монастырь в Калуге. В отличие от «нарышкинских», в декоративном убранстве «голицынских» строений больше используется чисто барочных элементов. Однако их конструктивные решения, композиции изолированных объемов и замкнутый характер массивов ближе к европейскому Ренессансу. Ясность плана с простотой форм в сочетании с богатым внутренним убранством роднят многими памятники барокко в России с классическими образцами древнерусского зодчества. Особенно явственно это прослеживается в поздних постройках — церкви Петра и Павла в Москве, а также в Троекурове и на Якиманке.
Строгановский стиль
Данное стилистическое направление русской архитектуры конца семнадцатого и начала восемнадцатого веков свойственно строениям, возведенным по заказу известного промышленника, в честь которого оно и названо.
От более радикальных памятников эпохи московского барокко строгановские отличаются сохранением традиционного для русских храмов пятиглавого силуэта, на который нанесен пышный, словно вылепленный от руки, барочный декор. К ним относятся Казанская в Устюжне, Смоленская в селе Гордеевка, Рождественская в Нижнем Новгороде и многие другие церкви, а также Введенский собор, построенный в Сольвычегодске.
Петровское барокко
Этот термин применяется историками искусства к архитектурному стилю, который был одобрен Петром I и широко использовался в Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками, он больше ориентировался на образцы шведских, немецких и голландских зодчих. Архитектура барокко в России времен Великого реформатора представляла собой во многом эклектичные здания, с пристрастием к классицизму и готической старине. Сводить все многообразие решений петровских зодчих к этому стилю можно лишь с долей условности.
Архитектуре этого времени свойственна простота объемных построений, в ней много четких членений и сдержанности убранства, нередко наблюдается и плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко в России, петровское представляет собой решительный отказ от византийских традиций, которые доминировали у наших зодчих почти семи столетий. Вместе с тем налицо отличия от голицынского стиля, вдохновляемого непосредственно итальянскими или австрийскими образцами.
Яркие представители
Неоценимую роль в становлении барокко в России сыграли не только русские, но и многие известные иностранные архитекторы. Одним из представителей западной школы, работавших в нашей стране, является Франческо Бартоломео Растрелли — сын итальянского скульптора, служившего при дворе короля Людовика XIV. Судя по словам его биографов, свой строительный опыт он приобрел в России. Будучи весьма одаренным художником, Растрелли сумел проявить себя искусным зодчим и занять очень высокое место при дворе, получив должность «обер-архитектора». Его творчество в 1740-1750 годах достигло своего апогея.
Другие яркие представители барокко в России – это А. В. Квасов, спроектировавший и построивший Большой Царскосельский дворец до перестройки, осуществленной Растрелли. К его творчеству относят и не сохранившуюся на Сенной площади церковь Успения Пресвятой Богородицы. Не менее известными зодчими эпохи русского барокко являются П. Трезини, А. Виста и, конечно, работавший в России с 1760-го по 1770-й яркий иностранный представитель этого стиля Антонио Ринальди. Последний, в своих ранних постройках еще находившийся под влиянием «стареющего» барокко, впоследствии перешел на классицизм, который в нашей стране только-только зарождался. Однако сказать однозначно, что Ринальди является представителем именно этого раннего стиля, невозможно.
Постройки эпохи русского барокко
Достаточно известное творение Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря, построенный в 1748-1764 годах в Петербурге. Он создан в русских традициях аналогичных ансамблей, относящихся к предыдущим столетиям. Не менее известны и находящиеся в Северной столице дворцы двух елизаветинских вельмож – С. Строганова и М. Воронцова. Однако на первом месте среди работ Растрелли стоит, конечно же, Зимний дворец, который возводили восемь лет. Он был завершен в 1762-м. Именно здесь в наивысшей степени проявился талант этого зодчего. Среди других шедевров барокко — Большой дворец в Царском Селе и многие другие. Все они очень ярко характеризуют тот стиль, который преобладал в середине восемнадцатого века в России. Эволюцию творчества замечательного архитектора П. Трезини подчеркивает Федоровская церковь, расположенная в Александро-Невской лавре. Сегодня много споров по поводу того, кому принадлежит построенный на Владимирской площади одноименный собор. Однако многие склоняются к тому, что это был не неизвестный мастер, а именно П. Трезини, который, словно соперничая с Растрелли, создал в конце 1760-го эту удивительной красоты церковь. Надо сказать, что, к сожалению, очень многие строения, принадлежащие этому зодчему, впоследствии были перестроены или просто исчезли.
Не отставал от своих коллег и Ринальди, который создал несколько православных храмов, сочетающих в себе многие элементы барокко. В частности, это Андреевский собор с его пятиглавием куполов и высокой многоярусной колокольней, Ботный домик, расположенный в Петропавловской крепости, Китайский и Мраморный дворцы. Последний считается в русской архитектуре уникальным явлением.
fb.ru