Ответы@Mail.Ru: Представители стиля барокко?
В литературе? Кальдерон («Жизнь есть сон», «Спрятанный кабальеро», «Дон Хиль — зелёные штаны» и др. ) — Испания. Да, впрочем, вот: Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок) , насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность) . Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон) . Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон» . Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери) , реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон) . В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления: маринизм, гонгоризм (культеранизм) , консептизм (Италия, Испания) , метафизическая школа и эвфуизм (Англия) (См. Прециозная литература) . Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали (Оноре д’Юрфе, «Астрея») . В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, как сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль) , мадригалы. На западе в области романа выдающийся представитель — Г. Гриммельсгаузен (роман «Симплициссимус») , в области драмы — П. Кальдерон (Испания) . В поэзии прославились В. Вуатюр (Франция) , Д. Марино (Италия) , дон Луис де Гонгора-и-Арготе (Испания) , Д. Донн (Англия) . В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Во Франции в этот период процветала «прециозная литература» . Культивировали её тогда, главным образом, в салоне мадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше) . В немецкой литературе традиции стиля барокко поддерживаются членами литературного сообщества Блюменорден. Они собираются летом на литературные праздники в роще «Иррхайн» под Нюрнбергом. Общество организовал в 1646 году поэт Филипп Харсдёрфер с целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годы Тридцатилетней войны.
Барокко итальянское слово, которым назван стиль, появившийся в конце XVI века, означает раковину вычурной формы. Главные черты, отличающие барокко, — это повышенная динамичность и пышность форм, беспокойный ритм кривых линий и всевозможные эффекты освещения БАРО́ККО — художественный стиль, преобладавший в европейском искусстве с конца XVI в. до середины XVIII в. Главной задачей искусства стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний. Так определились основные черты барокко — драматическая патетика, склонность к контрастам, динамичность, порой преувеличенная экспрессия, смятенность эмоций; и словно в противовес этому — уход от насущных проблем, тяготение к фантастике, пышности, а нередко к преувеличенной декоративности (итальянское barocco — вычурный, причудливый) . Эпоха барокко дала миру выдающихся писателей, художников, создавших поистине классические творения. Однако ни одно из искусств не могло сравниться с музыкой по дерзновенной силе и глубинному новаторству. Зарождение оперы, кантаты, оратории, интенсивное развитие инструментальной музыки (фуга, concerto grosso, ансамблевая и сольная сонаты) — все это свидетельствовало о начале новой эпохи в истории музыкального искусства, когда типичным становится взаимовлияние и переплетение принципов полифонического и гомофонно-гармонического письма. В XVII — начале XVIII в. черты барокко ярче всего проявились в музыкальном искусстве Италии и Германии. Во Франции в это же время сложился классицизм (см.) . С начала XVIII в. в Европе параллельно с искусством барокко стал развиваться и галантный стиль (см.) . Вместе с тем некоторые выдающиеся явления этой эпохи не вмещались в рамки барокко (равно как и любого другого художественного стиля) . Это в первую очередь относится к творчеству И. С. Баха и Г. Ф. Генделя, а также К. Монтеверди, Г. Шютца, Г. Пёрселла, А. Вивальди, А. Корелли и некоторых других мастеров XVII — 1-й половины XVIII в. Для архитектуры барокко характерны живописная пластика фасадов, богатая игра светотени, сложные криволинейные планы, пышная декоративная лепнина и насыщенная окраска зданий. Барочному интерьеру присущи яркие краски, богатая игра света и тени, сложные изогнутые очертания элементов интерьера. Барокко открывает совершенно новые возможности стены. Стена как бы лишается самой главной своей черты — надежности и монументальности, приобретает небывалую прежде пластику и динамику. В интерьере появляется изысканная усложненность: изогнутые линии, красивые камины, красочная инкрустация, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, кровати-шатры с балдахинами и большие, опускающиеся до самого пола, зеркала — все это придает интерьеру роскошность и помпезность богатых аристократических дворцов. На фасаде и в интерьере можно видеть очень много таких декоративных элементов, как барельефы, скульптурные группы, вазы, картуш и т. п.
Категория:Композиторы эпохи барокко — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуСтраницы в категории «Композиторы эпохи барокко»
Показано 187 страниц из 187, находящихся в данной категории.
Б
- Банкьери, Адриано
- Барсанти, Франческо
- Бати, Лука
- Бах, Иоганн Кристоф
- Бах, Иоганн Кристоф Фридрих
- Бах, Иоганн Людвиг
- Бах, Иоганн Михаэль
- Бах, Иоганн Николаус
- Бах, Иоганн Себастьян
- Бах, Иоганн Якоб
- Беер, Иоганн
- Белоградский, Тимофей
- Бём, Георг
- Беневоли, Орацио
- Бёрд, Уильям
- Бернабеи, Эрколе
- Бернарди, Стефано
- Бибер, Генрих Игнац Франц фон
- Бойс, Уильям
- Бонно, Джузеппе
- Бонончини, Джованни Баттиста
- Бриту, Эстеван ди
- Броссар, Себастьян де
- Брунс, Николаус
- Буамортье, Жозеф Боден де
- Букстехуде, Дитрих
- Булл, Джон
- Бутми, Жан-Жозеф
- Бутми, Жоссе
Г
- Габриелли, Доменико
- Гальяно, Марко да
- Гаспарини, Франческо
- Гебель, Георг (младший)
- Гендель, Георг Фридрих
- Георг Рудольф Легницкий
- Гертель, Иоганн Кристиан
- Горчичка, Даниил
- Готье, Дени (композитор)
- Грациани, Бонифацио
- Гриньи, Николя де
Д
- Д’Ассуси, Шарль Куапо
- Д’Индия, Сиджизмондо
- Даженкур, Франсуа
- Дакен, Луи Клод
- Даль Абако, Эваристо Феличе
- Дауленд, Джон
- Делаланд, Мишель-Ришар
- Демаре, Анри
- Демболенцкий, Войцех
- Джеминиани, Франческо
- Довернь, Антуан
- Драги, Антонио
- Драги, Джованни Баттиста
- Дюмаж, Пьер
- Дюмануар, Гийом
К
- Кальдара, Антонио
- Кампра, Андре
- Капсбергер, Джованни Джироламо
- Карвалью, Жуан ди Соза
- Кардинал-Детуш, Андре
- Кариссими, Джакомо
- Като, Диомед
- Каццати, Маурицио
- Каччини, Франческа
- Кванц, Иоганн Иоахим
- Кларк, Джеремайя
- Корданс, Бартоломео
- Корелли, Арканджело
- Корретт, Мишель
- Кригер, Иоганн
- Крофт, Уильям (композитор)
- Куссер, Иоганн Зигизмунд
Л
- Ланди, Стефано
- Лебег, Николя
- Лео, Леонардо
- Леонарда, Изабелла
- Либерати, Антимо
- Логрошино, Никола Бонифачио
- Локателли, Пьетро
- Локк, Мэтью
- Лопиш Морагу, Эстеван
- Лотти, Антонио
- Лоуз, Уильям
- Любек, Винсент
- Люлли, Жан-Батист
М
- Майоне, Асканио
- Мальвецци, Кристофано
- Манфредини, Винченцо
- Мараццоли, Марко
- Мартин-и-Коль, Антонио
- Маршан, Луи
- Мельчевский, Марцин
- Мерула, Тарквинио
- Михна, Адам Вацлав
- Мича, Франтишек Вацлав
- Мондонвиль, Жан-Жозеф де
- Монтеверди, Клаудио
- Муффат, Георг
С
- Саммартини, Джованни Баттиста
- Саммартини, Джузеппе
- Санчес, Джованни Феличе
- Сейшаш, Карлуш де
- Сент-Коломб, Жан де
- Симпсон, Кристофер
- Скарлатти, Алессандро
- Скарлатти, Доменико
- Скарлатти, Пьетро Филиппо
- Скарлатти, Франческо
- Стораче, Бернардо
- Страделла, Алессандро
- Строцци, Барбара
- Стэнли, Чарльз Джон
Ф
- Фаго, Никола
- Фальветти, Микеланджело
- Фаринель, Мишель
- Филидор, Андре Даникан (старший)
- Филипс, Питер
- Фингер, Готфрид
- Форкре, Антуан
- Фрескобальди, Джироламо
- Фробергер, Иоганн Якоб
- Фукс, Иоганн Йозеф
Ш
- Шарпантье, Марк-Антуан
- Шаффрат, Кристоф
- Шейдт, Самуэль
- Шейн, Иоганн Герман
- Шелле, Иоганн
- Шмельцер, Иоганн Генрих
- Шпеер, Даниэль
- Штаден, Зигмунд Теофил
- Штёльцель, Готфрид Генрих
- Шютц, Генрих
Барокко-поп — Википедия
Баро́кко-поп (англ. baroque pop) или барокко-рок (англ. baroque rock)[4] — поджанр поп-музыки,[2] сочетающий классическую музыку, оркестровый поп, рок и музыку эпохи барокко. Проявляется это в использовании контрапункта, тональных гармоний, драматических или меланхолических настроений.[1] Барокко-поп появился в 1960-х, когда музыканты и продюсеры поп-музыки выдвигали клавесин на передний план аранжировок.[1][2] К прочим типичным музыкальным инструментам жанра относятся струнные секции,[1][2]валторна[1] и гобой.[1]
Барокко-поп вышел из мейнстрима в 1970-х, отчасти, потому что появились панк-рок, диско и хард-рок. Тем не менее музыку в данном жанре продолжают издавать.[5]Филадельфия-соул 1970-х и чеймбер-поп 1990-х являются близкими по духу жанрами,[2] а последний из них конкурировал с лоу-фай-эстетикой своего времени.[6]
В классической музыке термин «барокко» используется для описания европейской академической музыки приблизительно между 1600 и 1750 гг., с её самыми выдающимися композиторами, как Бах или Вивальди.[7] Большая часть музыкальных инструментов барокко-попа сродни позднему барокко или раннему классицизму.[8]
Стилистически барокко-поп соединяет в себе элементы рока с классической музыкой, часто включая многослойные гармонии струнных и духовых инструментов, для достижения величественного оркестрового звучания.[2] Его выдающейся чертой является использование контрапункта и тональных гармоний.[1] Он может рассматриваться как более серьезное и зрелое порождение рок-музыки.[2] Журналист Боб Стэнли использовал термин «английское барокко» (англ. English baroque) для описания ряда исполнителей, существовавших в период между 1968 и 1973 годами.[5] Музыка соответствующего сборника Tea & Symphony: The English Baroque Sound 1967—1974 (2007), по словам критика Стивена Томаса Эрлевайна, вдохновлена исполнителями, как Пол Маккартни, The Zombies и Гилберт О’Салливан.[9]
Предпосылки (начало 1960-х)[править | править код]
Начиная с 1960-х музыканты и продюсеры поп-музыки, как Фил Спектор и Брайан Уилсон из The Beach Boys, выдвигали клавесин на передний план аранжировок.[3] Клавесины были широко доступны в студиях звукозаписи, они использовались в популярной музыке и раньше, ещё с 1940-х, однако это не предавалось широкой огласке до 1960-х годов.[3] Одним из первых поп-рок-хитов, содержавших звучание клавесина, был сингл «Summertime, Summertime» (1958) группы The Jamies.[10] Позже были синглы «I Get Around» (1964) и «When I Grow Up (To Be a Man)» (1965) группы The Beach Boys, сингл «You’ve Lost That Lovin’ Feelin’» (1964) группы The Righteous Brothers и сингл «Monday, Monday» (1966) группы The Mamas & the Papas.[3] Репортер Мэтью Гуеррири из The Boston Globe предположил, что клавесин мог быть востребованным из-за его броского, яркого тембра, подходящего под «крайне высокочастотный звуковой ландшафт поп-музыки».[3] В 1960-х большинство записей было монофоническим, и AM-радио было доминирующей формой музыкального потребления.[3]
Журналист Форрест Викмен из Slate отметил Брайана Уилсона и продюсера The Beatles Джорджа Мартина в числе «наиболее ответственных» за появление барокко-попа.[11] Фил Спектор, как и Берт Бакарак, совмещали поп и классическую музыку, до того как к ним добавилась рок-музыка.[12] Автор Эндрю Джексон писал о том, что «эпохе барокко-попа», в которой «рок объединялся с элементами классической музыки» предшествовали песня «Play with Fire» (1965) группы The Rolling Stones и альбом The Beach Boys Today! (1965, продюсер Брайан Уилсон) группы The Beach Boys.[12] Автор Боб Гендрон утверждает, что, вместо того, чтобы предполагать, что The Beatles сами спровоцировали связь между их музыкой и элементами классической музыки, более вероятно то, что это стало результатом издания различного рода каверов в стиле классической и барочной музыки, как, например, альбом The Baroque Beatles Book (1965).[13] The Beatles только выиграли от навыка Джорджа Мартина, который сыграл барочное соло на клавесине в песне «In My Life», вышедшей на альбоме Rubber Soul (1965).[14] Однако на самом деле это было фортепиано, записанное на плёнку на половинной скорости.[10] Автор Джо Харрингтон отметил, что после издания этой песни, появилось множество записей в стиле «барокко-рока».[14] Продюсер Томми ЛиПума считает, что «как только The Beatles продемонстрировали клавесинное звучание в песне „In My Life“, продюсеры поп-музыки начинают стремится к нему».[10]
Возникновение (середина-конец 1960-х)[править | править код]
Жанр появился как в Соединенных Штатах, так и в Великобритании.[1] К началу 1966 года различные группы начали использовать инструменты барочной и классической музыки, это движение автор Боб Гендрон обозначил термином «барокко-рок».[15] Сингл «She’s Not There» (1964) группы The Zombies ознаменовал начало британского барокко-попа. Журналист Боб Стэнли объясняет, что этот сингл «не включает в себя какие-либо гобои, но звучит довольно драматично для 1964, в год „You Really Got Me“ (The Kinks) и „Little Red Rooster“ (The Rolling Stones)».[5] Он вдохновил музыканта Майкла Брауна к созданию группы The Left Banke, чей сингл «Walk Away Renée» (1966), Стэнли считает первым узнаваемым синглом барокко-попа.[5] Репортер Мэтью Гуеррири пишет, что «Walk Away Renée» в Великобритании «открыл путь от рока к психоделии для многих групп: The Beatles, The Rolling Stones, The Zombies, The Kinks».[3]
В качестве примеров «барокко-рока» Гендрон приводит «Walk Away Renée» (1966) группы The Left Banke, «Sunday Will Never Be the Same» (1967) группы Spanky and Our Gang, «Different Drum» (1967) группы Stone Poneys — во всех этих синглах применяются клавесин и струнные.[16] Далее перечислены «Lady Jane» (1966, клавесин и цимбалы) группы The Rolling Stones, «Rain on the Roof» (1967, гитары звучащие как клавесин) группы The Lovin’ Spoonful.[16] Среди оркестровых аранжировок из альбома Pet Sounds (1966) группы The Beach Boys, песня «God Only Knows» признана изданием The Sydney Morning Herald «изысканным барокко-попом»[17], в то время как журналист Джим Беккерман издания The Record назвал эту песню «барокко-роком» с «ретро-инструментами и элегантными гармониями», как в «A Whiter Shade of Pale» (1967) группы Procol Harum и «Eleanor Rigby» (1966) группы The Beatles.[18]
Стэнли выделил ряд барокко-поп-исполнителей, которых он назвал «английским барокко», подражающих звучанию альбома Odessey and Oracle (1968) группы The Zombies, вкладу Пола Маккартни в альбом The Beatles (1968), синглу «I Can’t Let Maggie Go» (1968) группы Honeybus, чеймбер-попу Скотта Уокера и вокальным гармониям Crosby, Stills & Nash.[5] Стэнли полагает, что этот «потерянный уголок истории поп-музыки» достиг своей кульминации на альбоме Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967) группы The Beatles, «в котором смешались повседневная лирика с мюзик-холлом и Эдвардианской эпохой, создавая лизергиново-подкреплённую камерную музыку». Год спустя «преобладающая тенденция будет более волосатой, более тяжелой, более многоречивой». «Английское барокко» выжило в течение следующих нескольких лет, во время того, как студии звукозаписи стремились извлечь выгоду из нарастающего движения авторов-исполнителей, предлагая щедрые струнные аранжировки неизвестным ранее исполнителям, как, например, Нику Дрейку.[5]
Рассеяние и возрождение (1970-е — настоящее время)[править | править код]
«Эксцентричность» барокко-попа, а также применение скрипок и классической гитары стали объектами пародий в конце психоделической эры.[19] В 1990-х появился чеймбер-поп, близкий «по духу» жанр к барокко-попу, который характеризуется оркестровыми аранжировками, либо композициями в классическом стиле. Как правило, его возникновение связывают с инди, и противопоставляют распространённому в то время лоу-фай-подходу.[6] Между 1990-ми и 2010-ми барокко-поп был возрождён такими группами, как The Divine Comedy.[1]
Среди представителей барокко-попа портал Allmusic выделяет Bee Gees, Burt Bacharach, Serge Gainsbourg, Lee Hazlewood, The Walker Brothers, Scott Walker, Van Dyke Parks, Hello People, Jane Birkin, Love, The Association и прочих[2].
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Hawkins, 2015, p. 193.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Baroque pop (неопр.). AllMusic.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Via Spector and serendipity, the harpsichord invaded pop, The Boston Globe (22 января 2016).
- ↑ Perný, 2014, p. 37.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Baroque and a soft place (неопр.). The Guardian (21 сентября 2007).
- ↑ 1 2 Chamber pop (неопр.). AllMusic.
- ↑ Essentials of music: Baroque composers Архивировано 19 декабря 2008 года..
- ↑ Oxford Music Online 2 (недоступная ссылка)
- ↑ Tea & Symphony: The English Baroque Sound 1967-1974 (неопр.). AllMusic.
- ↑ 1 2 3 Myers, Marc. Bach & Roll: How the Unsexy Harpsichord Got Hip (англ.) // The Wall Street Journal : newspaper. — 2013. — 30 October.
- ↑ George Martin, the Beatles Producer and «Fifth Beatle,» Is Dead at 90 (неопр.). Slate (9 марта 2016).
- ↑ 1 2 Jackson, 2015, p. 22.
- ↑ Gendron, 2002, p. 173.
- ↑ 1 2 Harrington, 2002, p. 191.
- ↑ Gendron, 2002, pp. 174, 343.
- ↑ 1 2 Gendron, 2002, p. 343.
- ↑ Valentish, 2015.
- ↑ ‘Walk Away Renee’ collaborator Michael Brown of Englewood Cliffs, dies at 65, The Record (21 марта 2015).
- ↑ White, 2015, p. 190.
- Gendron, Bernard. Between Montmartre and the Mudd Club: Popular Music and the Avant-Garde (англ.). — University of Chicago Press (англ.)русск., 2002. — ISBN 978-0-226-28737-9.
- Harrington, Joe S. Sonic Cool: The Life & Death of Rock ‘n’ Roll (англ.). — Hal Leonard Corporation (англ.)русск., 2002. — ISBN 978-0-634-02861-8.
- Hawkins, Stan. Queerness in Pop Music: Aesthetics, Gender Norms, and Temporality (англ.). — Routledge, 2015. — ISBN 978-1-317-58972-3.
- Jackson, Andrew Grant. 1965: The Most Revolutionary Year in Music (англ.). — Thomas Dunne Books (англ.)русск., 2015. — ISBN 978-1-250-05962-8.
- Perný, Lukáš. Music Counterculture at the Break of 1960s and 1970s in the Culturological Perspective (неопр.). — Univerzita Konštantína Filozofa v Nitre, Filozofická fakulta, Katedra kulturológie, 2014. — ISBN 978-80-558-0677-8.
- Unterberger, Richie (англ.)русск.. Urban Spacemen & Wayfaring Strangers: Overlooked Innovators & Eccentric Visionaries of ’60s Rock (англ.). — BookBaby, 2014. — ISBN 978-0-9915892-4-1.
- White, Michael. Popkiss: The Life and Afterlife of Sarah Records (англ.). — Bloomsbury Publishing, 2015. — ISBN 978-1-62892-220-2.
- Valentish, Jenny. Pet Sounds acknowledged as a masterpiece, as Brian Wilson brings it to Australia, The Sydney Morning Herald (5 декабря 2015).
Необарокко — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Необарокко — одна из форм архитектурного стиля историзм XIX века, воспроизводившая архитектурные формы барокко.
Как стилистическое направление имело относительно небольшой срок существования, несколько фаз развития и различные региональные варианты. По сравнению с другими стилями историзма, необарокко отразился в архитектурной практике менее определённо и, как правило, сочетался с элементами неорококо и неоренессанса. Это объясняется тем, что оригинальный стиль барокко в искусстве Италии сложился в конце XVI — начале XVII века на основе переработки элементов архитектуры периода Высокого Возрождения начала XVI века. В других странах, например в Германии XVIII века, стиль барокко позаимствовал кое-что от поздней готики, собственного варианта маньеризма и соединялся с элементами рококо (Немецкое барокко). Поэтому в XIX веке необарокко (в архитектуре и в интерьерах), ориентированное на различные исторические прототипы, приобрело эклектичный характер.
В XIX веке к необарокко иногда относили творчество художников-романтиков первой половины XIX веке — Теодора Жерико, Эжена Делакруа по формальным признакам динамизма композиций, одинаково присущих и барокко Италии и Фландрии, и романтизма французского образца. При этом игнорировали идеологическую нагрузку обоих стилей, к тому же французское барокко имело короткий срок существования и официально не поддерживалось королевской властью Франции. К необарокко ошибочно относили даже английского пейзажиста Джона Констебла, хотя в Великобритании негативно относились к барокко как к искусству католических стран.
Наибольшее распространение стиль получил после 1880 года в США, по всей Латинской Америке и на Дальнем Востоке, Японии, Китае.
Тенденции необарокко своеобразно отразились в архитектуре Петербурга XIX века. Они связаны с ростом интереса к историческому прошлому Российской империи XVII—XVIII веков. Однако, поскольку в истории русской культуры и искусства не было этапов национального Возрождения и маньеризма, русское барокко XVIII века приняло на себя задачу предыдущих западноевропейских стилей и мало короткий и ускоренный путь развития. Даже в Петербурге, наиболее европейском городе империи, движение неостилей началось с воспроизведения или, как тогда говорили, «возобновление в прежнем виде» памятников периода «петровского барокко» и зданий «во вкусе графа Варфоломея Растрелли» (голицынское барокко, елизаветинское барокко).
- James Stevens Curl; «Neo-Baroque.» A Dictionary of Architecture and Landscape Architecture; Oxford University Press. 2000. — Encyclopedia Encyclopedia.com