Маньеризм в архитектуре – Искусствоед.ру – Образовательный и культурно-просветительский сетевой ресурс об искусстве и культуре

Маньеризм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Маньеризм – направление в искусстве Западной Европы 16 — 17 веков, связанное с кризисом культуры Высокого Возрождения. В произведениях маньеристов ясность изображения, свойственная мастерам Ренессанса, уступила место странным, вычурным и неестественным формам. Художники, скульпторы и архитекторы использовали необычные пропорции, причудливые сочетания цветов, делали акцент на живописных эффектах и гротескных декоративных элементах.

Основным мерилом красоты, по мнению представителей маньеризма, является субъективная художественная идея художника. В связи с этим маньеристы искажали принципы гармонии, в центре их внимания были эфемерность мира и зыбкость человеческой судьбы.

Маньеризм наиболее четко проявился в итальянском изобразительном искусстве. Картины и скульптуры маньеристов проникнуты чувством трагедии и мистической экзальтации. Работы отличаются острыми диссонансами цвета и светотени, сложными и преувеличенно выразительными позами, удлиненностью фигур и изощренной виртуозностью рисунка. 

В архитектуре маньеризм пришел на смену классическому совершенству форм Высокого Возрождения и стал переходным этапом от классической строгости к пышности барокко. Среди наиболее известных архитекторов, творивших в духе маньеризма – Виньола, Джакомо делла Порта, Б. Амманати, Б. Буонталенти, Дж.Вазари, П. Лигорио, Дж. Романо.  

Для здания, выполненного в стиле маньеризма, характерно использование множества выразительных декоративных элементов при отсутствии стилистического единства между ними. Максимум внимания уделяется фасаду. Здесь используются такие детали, как золотые инкрустации, псевдолепнина, псевдобарельефы, богатая роспись полов и потолков. Планировка зачастую непродуманная, несбалансированная, поскольку главный ориентир для архитектора — стремление разрушить установленные правила. 

В дизайне интерьера использовались богатые и сложные украшения. Стены покрывались узорами и скульптурным орнаментом, при этом типы орнамента смешивалась — человеческие фигуры соседствовали с геральдическими знаками, растениями, фигурами животных и фантастических существ. Широко использовались мифологические мотивы. К примеру, загородная вилла д’Эсте, один из самых красивых дворцово-парковых комплексов Италии, была задумана как сад нимф Гесперид. Трехэтажный фасад виллы украшен скульптурами, внутренняя отделка призвана подчеркнуть высокий статус владельцев здания — правителей Тиволи. В многоуровневом парке расположено множество великолепных фонтанов, скульптурных композиций, гротов, арок. Вилла д’Эсте является прообразом Версальского парка и Петровского Петергофа.

Один из признанных шедевров маньеризма — Палаццо дель Те, загородная вилла, расположенная недалеко от Мантуи. Она была создана любимым учеником Рафаэля Джулио Романо для маркиза Федерико II Гонзага. Внутреннее убранство виллы весьма причудливо, ее залы от пола до потолка богато украшены живописными мотивами. В одном из самых роскошных помещений виллы — зале Гигантов — посетителю кажется, будто стены рушатся, а пространство внутри закручивается по спирали.  

Еще одно знаменитое здание, несущее в себе черты маньеризма, – это библиотека Лауренциана (названная в честь Лоренцо I Медичи). Ее декором занимался Микеланджело, который также интересовался эффектами, позволяющими усилить эмоциональную выразительность, и во многом предопределил появление барокко. К примеру, разорванный фронтон и лестница с изогнутыми маршами, созданные им для вестибюля библиотеки Медичи, создают ощущение фантомности и зыбкости пространства.

Наиболее известным и влиятельным покровителем маньеризма вне Италии стал французский король Франциск I. По его приглашению созданием и отделкой великолепного дворца в Фонтенбло занялись такие знаменитые итальянские художники, как Леонардо да Винчи и Бенвенуто Челлини. Дворец в Фонтенбло напоминает огромную роскошную шкатулку. Изогнутые лестницы центрального входа, изысканные формы окон, лепнина и странная форма крыш и сегодня напоминают нам об изначальном замысле строителей, даже несмотря на то, что дворец несколько раз пережил реконструкцию.

 

artishock.org

что это такое, куртуазный в живописи, архитектуре и искусстве, художники маньеристы, mannerism

Стилистическое направление в искусстве и культуре под названием “маньеризм” возникло в 16-м веке. Характер нового литературно-художественного направления отражал кризис идеалов, сформировавшихся в эпоху Возрождения. Представители маньеризма культивировали идеи о тотальной непостоянности окружающего мира и зыбкого положения человеческой судьбы. Этот этап в развитии живописного, архитектурного и скульптурного искусства принято считать ранней стадией зарождающегося барокко.

Черты стиля Маньеризм как искусства

На смену стилю Ренессанса в Италии 16-го столетия возникает стиль маньеризма, сразу после готического стиля в архитектуре средневековья, но широкое распространение он получил лишь в начале 17-го века. Направление, порожденное общественно-политическим кризисом в Европе, активно развивалось на территории Мантуи, Рима и Флоренции. Хотя маньеризм историками, как отдельный стиль не признан. Его более относят к раннему барокко. Позднее маньеризм в искусстве охватил Францию, Германию, Испанию и множество других европейских стран.

Убранство замков в стиле маньеризм

Убранство замков в стиле маньеризм

Интерьер

В интерьере превалируют яркие орнаменты насыщенного гротеска, невообразимо утонченные образы и фантастические композиции. Для оформления декора использовались художественные работы современников, на картинах которых представлялись образы аллегорической направленности.

Маньеризм считается своеобразные переходным периодом к стилю барокко, который пропагандирует роскошь и величие изысканных форм. И для него характерно отсутствие конкретных принципов в организации пространств.

В светском интерьере используются настенные росписи – огромные картины полностью покрывают стены. Кроме того, стены и полотки украшаются псевдолепниной, псевдорельефами, а порой и псевдоскульптурами. Мода на такой дизайн помещений продержалась относительно недолго – всего пять лет. Однако за это время дворцы и палаццо стали походить на дорогостоящие шкатулки.

В конце 16-го столетия на поверхности стен начали изображать ложные окна, двери и портьеры, которые выглядели невероятно реалистично.

Мебель, инкрустированная серебром, золотом и бронзой, подчеркивала вычурность общего интерьера и дорого выглядела в общей композиции залов.

Декор интерьера в стиле маньеризм

Декор интерьера в стиле маньеризм

Архитектура

Для архитектуры маньеризма свойственно использование необычных решений структурного характера. Наблюдается нарушение сбалансированных идей периода Ренессанса: утрата гармонии во взаимодействии человека с природой, уравновешенности между телесным и духовным состоянием. Яркими представителями нового стиля стали примеры архитектуры:

  • Палаццо дель Те – площадь в Мантуя, спроектированная архитектором по имени Джулио Романо.
  • Библиотека Лауренциана, возведенная Микеланджело во Флоренции.
  • Лоджия Галерии Уффици.
Палаццо дель ТеПалаццо дель Те

Палаццо дель Те

Сейчас же отблески маньеризма можно заметить в нарышкинском барокко, которое очень развито на территории России.

Скульптура

Маньеризм в искусстве создания скульптурных композиций ярко выражен в работах Челлини Бенвенуто – ведущего скульптора того времени.

Гениальный скульптор написал автобиографическую книгу «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Рукопись, в которой описывается жизнь и творческое становление автора, находится в библиотеке Лауренциана.

Наиболее известные скульптурные творения, сохранившиеся во Флоренции:

  • Статуэтка «Борзая», «Козимо Медичи», «Нарцисс», «Аполлон и Гиацинт» (Барджелло).
  • «Персей» (Лоджия деи Ланци).
  • «Распятие» (Эскориал).

Читайте также о скульптуре Романского стиля.

Козимо МедичиКозимо Медичи

Козимо Медичи

Мода

Мужские наряды времен марьенизмаМужские наряды времен марьенизма

Мужские наряды времен марьенизма

Направление модных тенденций маньеризма в корни отличались от ренессансного идеализирования фигуры человека. Теперь мода находится под мощным влиянием геометрических фигур, которые превалируют над плавными и естественными линиями человеческого тела.

Одежда мужчин имеет преимущественно конусообразную форму, с основанием на уровне бедер. Ближе к плечам конус значительно сужается, а ноги плотно перетягиваются вязаными чулками. Наряд представителей сильного пола напоминал доспехи рыцарей, выполненные из ткани. Он состоял из батистовой белой рубашки, хубона, коротких штанов шаровидной формы (они надевались поверх длинных чулок), головного убора и длинного плаща. Мужчины носили туфли из атласа или бархата, а также мягкие невысокие сапоги.

Идеалы женской красоты также подверглись изменениям – под платьями затягиваются тугие корсеты, создавая эффект узкой и тонкой талии. С ранних лет девочкам приходится носить свинцовые пластины, чтобы не допустить развития груди крупных форм. Но уже в 17-м веке женское тело перестали прятать под высокими корсетами: широкое декольте открывало плечи и грудь.

В 18-м веке появились первые корсеты на китовом усе. Они утягивали талию до 40 см, плавно сглаживая недостатки и подчеркивая пышность груди.

Костюмы женщин напоминали силуэт двух конусов, которые соединялись вершинами в области талии. Юбки изготавливались на основе металлического воронкообразного каркаса (вертюгаден), по поверхности которого тонкий, но плотный слой конского волоса. Далее на каркас тщательно натягивалась тафта черного цвета, а уже после этого ткань самого платья.

Элегантные наряды из шелка, бархата и парчи дополнялись броскими и дорогостоящими украшениями.

Женские наряды времен маньеризмаЖенские наряды времен маньеризма

Женские наряды времен маньеризма

Живопись: картины и художники

Неоценимый вклад в развитие живописи тантрического маньеризма внес испанский художник по имени Эль Греко. К сожалению, он не имел последователей и только через три столетия его гениальные творения возвели в ранг важнейших для европейского изобразительного искусства работ. Самые известные картины мастера:

  • «Поклонение волхвов» (1568 г). Находится в музее Сомания (Мехико).
  • «Кающаяся Мария Магдалина» (1589 г.) – В будапештском Музее Изящных искусств.
  • «Вид Толедо» (1604-14 гг.) – Нью-Йорк, Музей Метрополитэн.

На картинах маньеристов человек изображался беспомощным существом, чья судьба зависит только от него самого. Внезапные контрасты и светотеневые решения подчеркивают колоритность изображений. Человеческое тело соразмерно растянуто, а позы на полотнах выглядят неестественно.

Распространению стиля в Германии способствовал художник Ханс Фон Аахен.

Видение нелогичного и катастрофического мира отображалось в работах художников маньеризма:

  • Пармиджано Франческо.
  • Фьорентино Россо.
  • Лавиния Фантано.
Коррадо ДжаквинтоКоррадо Джаквинто

Коррадо Джаквинто

Литература: известные маньеристы

Манерность форм и напряженность образов оставила отпечаток на развитии литературы. Особую популярность в области поэзии заслужил куртуазный маньеризм, который сочетал в себе высокопарность слов и циничность высказываний. Также ощутимы пересечения и с культурой модернизма.

Куртуазный маньеризм – это течение в поэзии 16-17 вв. Характеризуется напущенной изысканностью, насмешливостью и язвительностью, порой граничащей даже с пошлостью.

Маньеризм в литературе характеризуется игрой контрастов между любовью земной и возвышенным чувством. Изощренность структуры и вычурность слога ярко показана в самом известном произведении того времени – в двухтомном романе Лили Джона «Эвфуэс».

Влияние стиля чувствуется в произведениях Марино, Тассо, Чинтио Джиральди и Маттео Банделло.

Популярность маньеризма стала шириться и набирать обороты благодаря Вазари – биографу и художнику 16-го века. Он охарактеризовал это направление в искусстве как уравновешенность грациозности и утонченность линий.

Как оформить комнату для мальчика подростка вы узнаете, перейдя по ссылке.

Как рассчитать ламинат на комнату подробно описано в этой статье.

Что такое бесшовная текстура мрамора: https://trendsdesign.ru/materialy/mramor/sovremennom-stroitelstve-i-interere.html

Видео-обзор на культуру маньеризма

Выводы

Маньеризм зародился в эпоху кризиса культурных и художественных идеалов. Внутренняя противоречивость стиля превосходила направление стиля рококо, и породила открытие эротизма в искусстве. Определение стиля в широком смысле характеризуется формотворческим началом перехода от эпохи античности, через эпоху классицизма и до современного периода.

trendsdesign.ru

Итальянский маньеризм. Придворная архитектура — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

archisto.info

5. Характерные черты стиля маньеризма.

Маньеризм появился в Италии (в основе Флоренция, Мантуя и Рим), далее Франция и др. страны. Стиль отразил существенную трансформацию искусства от средних веков к Новому времени. Характерными особенностями можно считать повышенный спиритуализм, взвинченность и изломанность линий, использование так называемой «змеевидной» линии, удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

Живописцы маньеризма: Франческо Пармиджанино, Джорджо Вазари, школа Фотенбло, Эль Греко.

В скульптуре: Бартоломео Амманнати и Джамболонья, в искусстве которого сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини.

Маньеризм в архитектуре выражает себя в нарушениях ренессансной сбалансированности; использовании архитектонически не мотивированных, вызывающих у зрителя ощущение беспокойства структурных решений, элементов гротеска.

7. Стиль рококо. Происхождение и представители.

Стиль Рококо возник во Франции в первой половине 18 века как развитие стиля барокко, распространился в Италии, Германии, России и др.. Появление стиля обусловлено изменениями в философии, вкусах. Идея рококо: вечная молодость, красота, изящество, легкость, бегство от реальности. Характерные черты: изысканность, декоративная нагруженность, грациозный орнаментальный ритм, внимание к мифологии, эротике, комфорту. Написано множество картин, изображающих обнаженную натуру, нимф, Венеру. Так же большое внимание уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Архитектура рококо стремится быть легкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало – почти изчезают прямые линии и поверхности, всюду в оформлении появляется затейливая лепная орнаментация, и др.

Представители в живописи: Джамбаттиста Тьеполо, Антуан Ватто, Бернардо Беллотто, Пьетро Лонги и др.

8. Искусство начала 18в. Влияние истровских реформ на культуру России.

К этому времени на западе разевался стиль как барокко. В России она связано с реформами 18 в. Петра 1. этот век очень важен он прощается со средневековьем.

Петр забыл отменить крепостное право. Появляются первые трактаты об ис-ве. Пнрвые книги по античности. Появляется понятие цвет, фактура и перспектива. Появляется гирлянды, колонны, начинают писать «парсуны»-персональные портреты где лицо изображается в 3D, а одежда плоскостная.Постепенно в проект вводится понятие чертежи.

В изобраз. Ис-во появляется новые сюжеты- пейзажи мифологические и исторические.

Жанр портрет , светское понимание религиозного сюжета. Первые пейзажи : город и человек. Он ввел батальный жанр.

Художники начинают работать с натурой, изучают анатомию. Барокко будет развиваться своим путем и развив с путем русского зодчества.

Барокко –это первый общий национальный русский стиль. Для него хар-но ясность , декоративность ,пышность отделки ,игра света и тени.

Ввод анфиладный принцип (вход из комнаты в комнату). Паркет из дорогих пород дер.

Цветовая гамма это сочетание интенсивно голубого с белым. Иногда оранжевого с белым.

Архитектура. В Петровскую эпоху вносятся новшества в архитектуру и строительство, обусловленные требованиями правительства выразить в архитектурных сооружениях силу, мощь и величие Российской империи.

С политико-экономическим развитием страны предъявляются к гражданскому строительству. Наиболее заметными строениями того времени в Москве были Большой Каменный мост, Арсенал в Кремле и др.

Петровская эпоха характеризуется строительством новой столицы — Петербурга (с 1703 г.), для чего были приглашены иноземные зодчие Трезини, Растрелли. Новая столица была задумана как регулярный город, с длинными лучевыми проспектами, с городскими ансамблями кварталов и улиц, площадей. Трезини выступил как автор жилых зданий трех категорий: для «именитых» граждан — каменных, для «зажиточных» и «простых» людей — мазанковых. Общественные сооружения Трезини отличались простотой стиля- здание Двенадцати коллегий (ныне Университет). Самым значительным сооружением был Петропавловский Собор Петропавловской крепости.

В числе общественных зданий выделялись Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство. Одновременно с Петербургом строились загородные дворцы со знаменитыми парковыми ансамблями — Петергоф и др.

Огромным вкладом в стиль русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Отец (итальянский скульптор) участвовал в декоративном оформлении Петергофа. Сын (уже русский архитектор) был автором Смольного монастыря и Зимнего дворца в Петербурге, Большого Дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе и др. На смену русскому барокко в зодчестве в 60-е годы пришел русский классицизм, который достиг своего расцвета в начале 19 в. Представителями классицизма в России стали архитекторы В.П. Баженов, М.Ф.Казаков и И. Е. Старов.

studfile.net

Маньеризм Википедия

Маньери́зм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком[1]. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Существует и расширенное толкование понятия «маньеризм» как выражения формотворческого, «претенциозного» начала в искусстве на разных стадиях культурного развития — от античности до современности.

Общая характеристика стиля[ | ]

Маньеризм появился в Италии, где важнейшими очагами развития стиля стали Флоренция, Мантуя и Рим, а затем получил распространение во Франции и других европейских странах.

Стиль был отчасти порождён кризисными явлениями в общественно-политической сфере, характерными для позднего Возрождения с его социальной, моральной и религиозной неустойчивостью; иногда начальную фазу маньеризма связывают с разграблением Рима в 1527 году. Самое же главное, маньеризм в броской форме отразил существенную, подобную взрыву трансформацию искусства и литературы от средних веков к Новому времени.

Маньеризм в изобразительном искусстве[ | ]

Стилевые особенности

ru-wiki.ru

Интересное о мире

Маньеризм

Маньеризм стилистические особенности и ведущие художники

Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. В этом противоречивом духе представители маньеризма интерпретировали отдельные элементы творчества мастеров Высокого Возрождения. Они культивировали представления о неустойчивости мира, шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Искусство маньеризма тесно связано с придворной позднефеодальной культурой, элитарной по своей сущности и ориентированной на узкий круг знатоков. Ярче всего маньеризм проявился в Италии в творчестве Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо, для которых характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличение, экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы.

Шпалера (ит. — spalliera) — настенный безворсовый ковер, украшенный ком позициям и в обрамлении орнаментального бордюра.

Маньеризм (итал. manierismo — прием, манера) — течение в европейском искусстве XVI в., представители которого отошли от ренессансной гармонии восприятия мира,гуманистической концепции человека как совершенного творения природы.
Черты маньеризма: — превалирование формы над содержанием: — изысканная техника.
Суггестивность (от лат. suggestio — внушение, намек) — активное воздействие на воображение, эмоции, подсознание зрителя.

Б. Амманати. Вилла папы Юлия III. Нимфей. 1555 г.

Б. Амманати. Вилла папы Юлия III. Нимфей. 1555 г.

Особую роль в произведениях маньеризма играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. В большинстве портретов маньеризма подчеркивается внутренняя напряженность и замкнутость персонажей, обостренное субъективно-эмоциональное отношение художника к модели. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др.) преобладают насыщенные гротескной орнаментикой решения.
С 40-х гг. XVI в. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В скульптуре (Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Ам- манати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, в стремлении к сценическим эффектам. Превращению маньеризма в общеевропейское явление способствовала деятельность итальянских мастеров во Франции (Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардуччо), Чехии (Дж. Арчимбольдо), а также широкое распространение маньеристской графики и прикладного искусства.

Бронзино. Портрет юноши. 1530-1532 гг.

Бронзино. Портрет юноши. 1530-1532 гг.

Влияние маньеризма во многом определило творчество представителей 1-й школы Фонтенбло во Франции 30-40-х гг. В 1528 г. Франциск I приступил к строительству замка Фонтенбло, пригласив для его оформления Россо Фьорентино — представителя флорентийского маньеризма, а двумя годами позже — Приматиччо, представлявшего североитальянский маньерйзм. Таким образом, первую школу Фонтенбло возглавляли итальянцы, творчество которых представляет «галльский маньеризм», отличный от раннего итальянского. Если в Италии маньеризм соединял светские и религиозные черты, во Франции он имел светский характер. Европейский маньеризм со временем выродился в космополитическое течение во 2-й школе Фонтенбло в конце XVI — начала XVII вв., а также в Германии и Нидерландах середины и 2-й пол. XVI в.

Виньола. Замок Фарнезе в Капрароле. 1558-1573 гг.

Виньола. Замок Фарнезе в Капрароле. 1558-1573 гг.

Архитектруа

Бартоломео Амманати (1511 — 1592) не был коренным флорентийцем и явился в Тоскану уже зрелым художником. В Риме вместе с Виньолой принимал участие в сооружении виллы папы Юлия III (вилла Джулия) — сложного комплекса, в композиции которого выражено значение продольной оси, проходящей сквозь само здание виллы, главный двор, лоджию в нимфей, а затем в сад. Контраст к постройкам Амманати образуют его флорентийские работы, крупнейшая из них — расширение дворца, разбивка парка, строительство садового фасада палаццо Питти. Аманнати сообразовывался с построенным в XV в. главным фасадом дворца, но руст у него покрывает даже полуколонны, членящие каждый этаж.
Нимфей (букв.— убежище нимф) — многоуровневая надстройка с нишами и бассейном
Черты внутренней противоречивости еще более заметны в комплексе правительственных зданий Уфиц- ци, наиболее крупном создании Джорджо Вазари (1511-1574). Задуманный как единый ансамбль, комплекс решен в виде улицы, связывающей площадь Синьории с набережной Арно. С обеих сторон улица застроена одинаковыми по архитектуре зданиями, которые соединены у выхода на набережную узким переходным корпусом с аркой-лоджией в нижнем этаже.

Жан Гужон Нимфы Фонтана невинных , 1547-1549 Мрамор

Жан Гужон Нимфы Фонтана невинных , 1547-1549 Мрамор

Cкульптура

В скульптуре отсутствуют большие гуманистические идеи и связанные с ними подлинные героические образы. Нарастает процесс превращения пластических работ в самоценное художественное произведение, не связанное с окружением, что особенно характерно для творчества Челлини.
Бенвенуто Челлини (1500-1571) обладал мятежным характером, вел беспокойную жизнь, часто переезжая из одного города в другой. В 25 лет переехал на некоторое время в Рим, став любимым художником папы Климента VII, работал во Франции у Франциска I.

Я. Понтормо. Христос в Эммаусе. 1525 г. Фрагмент

Я. Понтормо. Христос в Эммаусе. 1525 г. Фрагмент

Челлини, наиболее прославленный из ювелиров своего времени, испытал свои силы и в монументальной скульптуре и медальонном искусстве. Как скульптор-монумента- лист Челлини — автор «Персея», герой которого отмечен чертами надменности и жестокости. Чтобы облегчить скульптуру, он помещает ее на высоком и узком постаменте, реальная масса которого исчезает в изобилии скульптур и декоративных форм.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534 г.

Пармиджанино. «Мадонна с длинной шеей». 1534 г.

Живопись

Основоположником маньеризма во Флоренции был Якопо Понтормо (Якопо Карручче да Понтормо) (1494-1556). Первым произведением Понтормо стала оконченная в 1520 г. фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано, сюжетный замысел которой трудно определим. В противовес классическим решениям здесь нет ни героя, ни действия, связь между персонажами перенесена в сферу мечтательности и едва уловимой тревоги. В крупной станковой композиции «Христос в Эмма- усе» Пантормо с неприкрытой правдой обрисовал типы босоногих апостолов. Художник ввел в колористическую гамму картины крупные полосы открытого алого, лимонножелтого, зеленого и синего цветов. «Положение во гроб» — монументальная алтарная картина в церкви Санта-Феличита — законченное программное произведение маньеризма, в нем элементы объективного мировосприятия уступили место стихии субъективного, естественная норма — болезненному искажению.

Я. Понтормо. Положение во гроб. Ок. 1528 г.

Я. Понтормо. Положение во гроб. Ок. 1528 г.

Для живописи маньеризма характерны «figura serpentinata» — змеевидные фигуры с вытянутыми пропорциями
Другой представитель раннего маньеризма — Россо Фьорентино (1495-1540) в первый период творчества тяготел в драматическим решениям. В резко угловатых линиях и кричащих красках, в обрисовке персонажей «Снятия с креста» есть нечто истерическое. Композиция «Моисей и дочери Иофара» полна яростного возбуждения.
Пармская школа маньеризма связана с творчеством Пармиджанино (1503-1540), у которого принципы нового направления определены в таких работах, как «Мадонна с длинной шеей». Изысканные линии удлиненной фигуры мадонны представлены в каноническом «змеевидном изгибе», манерны движения рук, тонкие бескостные пальцы. Колорит словно замутнен. В портретах Пармиджанино субъективная фантазия автора противостоит реальным качествам модели.

mirxenia.com

Маньеризм в искусстве, архитектуре и дизайне

Маньеризм в переводе с итальянского означает «вычурность». Многие искусствоведы склонны не рассматривать его как отдельный архитектурный стиль и считают маньеризм лишь переходным этапом от Ренессанса к Барокко, своеобразным периодом упадка между двух взлетов архитектурной и культурной мысли.

Причины зарождения маньеризма

Свобода и гармония, достигнутые в эпоху Возрождения, постоянно подавлялись в жизни светскими и церковными запретами. Эта дисгармония и породила фальшивый и мелочный стиль маньеризма. Он возник как отражение неуравновешенности самой эпохи.

Маньеризм в искусстве — это целая плеяда мастеров, прославивших Италию, давшая миру выдающиеся произведения. Влияние маньеризма на всю историю искусства трудно переоценить. Этот стиль — начало великолепного и блестящего периода в искусстве, архитектуре и дизайне. Многие совремнные стили родом из той эпохи.

Основные характеристики маньеризма

Характерной чертой маньеризма в архитектуре является нарушение сбалансированности и гармоничности Ренессанса. Архитекторы–маньеристы нередко применяли искажение форм и пространства. Основной упор делался на детализацию и эффектность. Использовались не мотивированные структурные решения, вызывающие ощущение беспокойства с большим количеством элементов гротеска. Зачастую период маньеризма сравнивают с эпохой полного упадка строительства в Риме. В маньеризме отчетливо ощущаются усталость и исчерпанность.

Маньеризм в архитектуре

Вынужденная конкуренция заставила архитекторов делать все больший акцент на внешних эффектах, демонстрируя мастерство и оригинальность. Но тем сильнее выступали скудость замысла, подражание и вторичность. Рваные линии контуров зданий и практически полное отсутствие симметрии при переизбытке декоративных элементов создавали тяжелые для восприятия, режущие глаз композиции. Самыми крупными и заслуживающими внимания архитектурными проектами этого периода являются расположенный в Мантуе Палаццо дель Те и флорентийская Библиотека Лауренциана. И все же иногда маньеризм обращался к прекрасным формам Ренессанса. Яркое тому подтверждение — мост Санта–Тринита через реку Арно. В архитектурном маньеризме было и особое течение – стилизация построек под гроты, пещеры и поросшие мхом стены.

Живопись периода маньеризма

Церковная роспись и полотна на религиозные темы этого периода отличаются сильно акцентированным эротизмом и изломанностью линий. Перегруженность композиций и использование едкой цветовой палитры становятся их главными характерными чертами. Широко используются причудливые эффекты игры света и тени. Тела на полотнах чаще всего удлинены или даже деформированы.

 

Скульптура эпохи маньеризма

Скульптурные композиции в основном выполнялись под античность. Но, так же как и все произведения искусства периода маньеризма, изобиловали элементами гротеска и неестественностью поз. Самыми известными скульпторами и художниками этого времени были Бенвенуто Челлини, Россо Фьорентино, Джованни Булонья и Никколо дель Аббате.

Архитекторы – маньеристы

Самыми известными архитекторами периода маньеризма были Бартоломео Амманати, Джулио Романо, Джорджо Вазари и другие. Благодаря тому, что многие из них работали и строили далеко за пределами своей родины, маньеризм распространился по всей Европе.

Похожее

Поделиться:

ourfashionhouse.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *