Характерные черты искусства маньеризма, 6. происхождение маньеризма. представители
Маньеризм (Mannerism, итал. maniera — стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что
итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин «Маньеризм» относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко (около 1520- около 1600 гг.). О Маньеризме принято говорить начиная с
Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощрённой манере. Для Маньеризма характерны
За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтенбло во Франции, нидерландских художников16 века (многие из них восприняли идеи Маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. В литературе и музыке термин «Маньеризм» применяется ещё шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так, «маньеристскими» именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложнённый синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578-1580 гг.) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.
Художники маньеризма: Ян Ван Скорел, Вазари, Эль Греко
Первый этап маньеризма завершился творчеством пармского мастера Франческо Маццола, прозванного Пармиджанино (1503-1540). Именно Пармиджанино выработал эстетический идеал маньеризма — рафинированную, утонченную, хрупкую, почти бесплотную красоту, которую он противопоставлял действительности. Образы, созданные Пармиджанино, изысканные, нарочито светские, лишенные человеческой теплоты. Художник выработал особый канон изображения, состоящий в чрезмерно вытянутых пропорциях человеческих фигур и в слишком маленьких головах и кистях рук, что усиливает их пластичность.
Этот принцип «змеевидной фигуры» стал одной из главных изобразительных формул маньеризма и наиболее отчетливо просматривается в картине «Мадонна с длинной шеей».
Второй этап маньеризма — с 40-х годов и до конца XVI в. совпал с временем стабилизации феодально-монархического режима в итальянских государствах и активной деятельностью папского Рима: восстановлением инквизиции, возникновением ордена иезуитов, введением церковной цензуры. Ведущими жанрами в придворном искусстве стали парадный портрет и «истории» — грандиозные многофигурные росписи либо на религиозно-мифологические темы, либо восхваляющие правящие династии. В жанре портрета ведущее место занял Аньоло Бронзино (1503-1572), с которого, собственно, началась новая эра портретной живописи, эра придворного психологически глубокого портрета. Он много раз писал самого Козимо I, молодым, в стальных латах, и постаревшим, в меховом кафтане, с темной бородой и с нестерпимо тяжелым взглядом; он писал инфанта Дон-Гарсиа, прослывшего убийцей своего брата и, по преданию, убитого рукой отца; он писал Элеонору Толедскую, супругу Козимо, умершую от отчаяния после смерти обоих сыновей. История Медичи вся рассказана в портретах Бронзино. За эту фарфоровую живопись, за краски, сияющие холодным блеском эмали, художник и получил, вероятно, свое прозвище (от итал. bronzino -бронзовый). Но он писал также многофигурные композиции, создав изящный, изысканный, вычурный и даже несколько «болезненный» стиль. Пропорции в его живописи остались классическими, но нарушилась целостность пространства: слишком крупные фигуры словно выпадают из отведенных им пределов; движения не мотивируются действием; смысловые акценты в композиции исчезают. Типичными для его творчества стали такие композиции, как в картине «Аллегория», состоящей из нагромождения обнаженных тел с преувеличенно нервными движениями и гипертрофированной мускулатурой.
Самым выдающимся представителем второго этапа маньеризма является Бенвенуто Челлини (1500-1571) — скульптор, ювелир, теоретик искусства. Все его скульптуры при том, что кажутся классическими, отличаются дробностью форм и повышенным вниманием ко всем деталям — так называемое декоративное направление. Этому созвучно увлечение материалом и пристрастие художника к ювелирной обработке поверхности скульптур, гравировке и чеканке после их отливки.
МАНЬЕРИЗМ Первые исследователи М. определили его как антиклассическое течение, сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшееся вплоть до 1590-х гг. Первое поколение маньеристов (Якопо Понтормо, Джованни Баттиста Россо, Доменико Беккафуми, ученики Рафаэля) пережило глубокий кризис гуманистического ренессансного мировосприятия, что нашло выражение в их драматическом протесте против изобразительных принципов «классического стиля» флорентийско-римского Высокого Возрождения, в поисках новых, часто экстравагантных форм выражения смятенного, раздвоенного, иногда иррационального восприятия мира. В работах теоретиков М. — Дж. Б. Арменини (1587), Дж. П. Ломаццо (1590), Ф. Цуккаро (1607) — основополагающим тезисом, противостоящим ренессансным взглядам на искусство, является положение о «внутренней идее», или «внутреннем рисунке» (источником которых является воображение, личное творческое начало мастера) как основе художественного образа. Внешним выражением этой «внутренней идеи» становится «манера» («прекрасная манера») как сумма определенных стилистических приемов. В стилевую систему «манеры» входят как «антиклассические» начала — произвольная вытянутость пропорций человеческих фигур, иррациональность пространственных и цветовых отношений, света, сложный, змеевидный ритм, пронизывающий позы, движения, композиционный рисунок, так и канонизация сложных формул движения, почерпнутых у Рафаэля и Микеланджело.
Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. Особую роль в произведениях играет виртуозная нервная линия, нередко приобретающая самостоятельное значение. С 1540-х гг. стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Его художественный язык отмечен принципиальным эклектизмом, насыщен сложными, доступными лишь узкому кругу посвященных аллегориями (живописцы Дж. Вазари, А. Бронзино, Ф. Цуккари). В скульптуре (Б. Амманати, Б. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчерктнутой выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам.
(ранний – Флоренция 16век; зрелый – Болония, Парма – более аристократичный)
Рекомендуемые страницы:
Искусство маньеризма Архитектура маньеризма поражала публику внешними
Искусство маньеризма
Архитектура маньеризма поражала публику внешними эффектами и оригинальной манерой. Вот почему ее главными отличительными качествами являлись необычная интерпретация классической ордерной системы, отказ от абсолютного совершенства архитектурных пропорций, перенасыщение декором, нарушающим внешнее единство стены, контраст гладких и рустованных (имитирующих кладку грубо обработанными камнями) поверхностей, использование витых колонн, пристрастие к чередованию планов, игра световых контрастов, неоправданное сопоставление больших и малых масштабов. Говоря о характерных особенностях архитектуры маньеризма, российский искусствовед М. В. Алпатов подчеркивал: «Здания кажутся не столько построенными из камня, сколько нарисованными, вычерченными при помощи линейки и циркуля» . Давно отмечено, что между архитектурой маньеризма и барокко не существует резких граней, а потому маньеризм в архитектуре часто рассматривают как раннее барокко.
Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 г. Рим. Когда в 1575 г. В Риме появилась церковь Иль Джезу (Иисуса), выполненная по проекту Джакомо да Виньолы (1507 -1573), она была воспринята как настоящий переворот в архитектурном мышлении. Особенно поразил современников фасад церкви, отличающийся смелостью необычных решений и пышностью декора. В членениях фасада легко угадывались элементы классической архитектуры, которые явно вступали в противоречие не только с античной, но и с ренессансной традициями.
Джакомо да Виньола. Джакомо делла Порта. Церковь Иль Джезу. 1575 г. Рим. Сдвоенные колонны и пилястры придавали зданию парадность и напыщенность. Казалось, что архитектор Джакомо делла Порта (ок. 1540 -1602), который проектировал фасад церкви, стремился во что бы то ни стало избежать монотонных повторов, создать ощущение нарастающих к центру архитектурных форм. Верхний ярус фасада плавно переходил в нижний, не разрушая его целостного восприятия.
Формирование маньеризма в архитектуре связано с творчеством флорентийских мастеров во главе с Джорджо Вазари (1511 -1574) – замечательным скульптором, художником и архитектором, прославившимся известным сочинением «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). Джорджо Вазари (1511 -1574). Автопортрет.
Джорджо Вазари. Уффици. 1560 г. Флоренция. Во Флоренции он построил здание административных учреждений – Уффици, в котором сейчас находится всемирно известная картинная галерея.
Два корпуса здания, обрамляющие улицу, создают своеобразный тоннель, оформленный трехпролетной аркой в сторону реки Арно. И хотя Вазари не суждено было завершить задуманный проект, ему все же удалось сказать свое слово в архитектуре маньеризма. Джорджо Вазари. Уффици. 1560 г. Флоренция.
Маньеризм в изобразительном искусстве Один из самых необычных художников маньеризма – флорентийский скульптор, ювелир, талантливый писатель и теоретик искусства Бенвенуто Челлини (15001571). Свое назначение в искусстве он видел в виртуозном владении техникой и в создании изысканных образов. В 1540 г. по приглашению французского короля Франциска I он уезжает во Францию, где становится придворным ювелиром. Бенвенуто Челлини
Бенвенуто Челлини. Золотая солонка. Около 1540 г. Подлинный шедевр его творчества – золотая солонка с аллегорическим изображением фигур Земли и Моря. Предназначенная в качестве подарка Франциску I. . По замыслу художника, солонка должна была составлять своеобразный ансамбль вместе с другими предметами для сервировки королевского стола. Когда художник показал королю восковую модель солонки, тот пришел в неописуемый восторг.
Бенвенуто Челлини. . Персей. 15451554 гг. В 1545 -1554 гг. Челлини исполнил по заказу флорентийского герцога Козимо I Медичи самую крупную свою работу – бронзовую статую Персея. В этом произведении он обратился к излюбленному образу ренессансной скульптуры – образ героя, торжествующего победу над врагом. Создать статую для знаменитой площади Синьории во Флоренции было большой честью для художника, ведь там уже стояли скульптуры Донателло и Микеланджело. Герой греческого мифа, победивший Медузу Горгону, должен был символизировать победу Козимо I Медичи и его приход к власти во Флоренции. Архитектурное, скульптурное и ювелирное мастерство художника было выражено в этом произведении в полном объеме. Благородные современники посвящали сонеты знаменитому художнику и каждый день прикрепляли их к ограде, мимо которой шел в свою мастерскую Челлини.
Большой интерес представляет творчество фламандского скульптора Жана де Булоня (1529 -1608), которого итальянцы называли Джамболонья. В 1564 г. Он создал изящную фигуру парящего в воздухе Меркурия. Жан де Булонь. Меркурий. 1564 г.
Преодолевая тяжесть материала, скульптору действительно удалось создать впечатление легко взмывающей вверх фигуры божественного посланника, едва касающегося земли, а точнее, воздушной струи, выдуваемой маской южного ветра. Фигуре Меркурия художник придал предельную утонченность и одухотворенность. Жан де Булонь. Меркурий. 1564 г.
Характерными особенностями маньеризма в живописи являлись орнаментальность и декоративность, изысканность и утонченность, максимальная оригинальность образов. Картины живописцев все больше напоминали декоративные панно, служащие украшением стен. Художники-маньеристы любили ошеломляющие парадоксы, усложненные метафоры. Расшифровать такую картину просто невозможно, так как воображение и фантазия художников не знали границ. ПАРМИДЖАНИНО (наст. имя, Джироламо Маццола) (11 января 1503, Парма — 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.
Такова знаменитая картина итальянского художника Пармиджанино (1503 -1540) «Мадонна с длиной шеей» . Глядя на нее, понимаешь, как далеко ушел художник от естественной простоты мадонн Рафаэля. В своем стремлении к изяществу он специально вытянул пропорции фигуры, придав Марии капризный и жеманный вид. Маленькая головка с «лебединой шеей» , изящная рука с тонкими длинными пальцами, длинноногий ангел слева, непомерно высокая колонна причудливых пропорций на заднем плане… Нет здесь гармонии, совершенства пропорций, присущих картинам Высокого Возрождения. Для решения композиции картины художник помещает в левом углу теснящихся ангелов. Фигура младенца, которого она держит на руках, также сильно вытянута по диагонали. Пармиджанино. Мадонна с длиной шеей. 1534 -1540 гг. Галерея Питти, Флоренция
1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII. Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524 г.
Пирамиджанино. Амур с крыльями.
Вычурность приемов, застылость торжественных поз, холодность, бесстрастие лиц, нарочитое богатство придворных одежд характерны для парадных портретов итальянского художника Анджело Бронзино (1503 -1572). Анджело Бронзино. Портрет Изабеллы Медичи.
От парадного портрета Лукреции Пачиатичи также веет холодом и презрительным равнодушием. Красный цвет платья подчеркивает торжественный характер портрета. Глядя на этот портрет мы никогда не разглядим за холодной маской живого человека. А перед нами женщина чрезвычайно интересной и драматической судьбы. Эта благородная красавица, супруга известного литератора была вместе с мужем обвинена в ереси, заключена в тюрьму. И только заступничество Козимо Медичи спасло супругов от расправы Анджело Бронзино. Портрет Лукреции Пачиатичи. 1540. Галерея Уффици, Флоренция.
Знатных заказчиков парадных портретов явно не беспокоило то, какое впечатление они произведут на зрителя. Они красивы, богаты и изысканы. Анджело Бронзино. Элеонора Толедская с сыном. Около 1545 года. Галерея Уффици во Флоренции.
l Анджело Бронзино. Портрет молодого человека.
l Анджело Бронзино. Портрет молодого скульптора.
Взгляните на «Портрет юноши среди розовых кустов» известного английского мастера Николаса Хиллиарда (1547 -1619). Сколько в нем вычурности и жеманства, так не свойственных представлениям о мужской силе и красоте. Изящный юноша с прижатой к сердцу рукой (явный намек на разбитое любовью сердце) томно припал к дереву среди густых зарослей роз. Не случайна и надпись, сделанная художником: «Восхваляемая верность – источник моих страданий» . Многочисленные шипы роз, вонзающиеся в тело героя, лишний раз напоминают о коварстве неразделенной любви. Николас Хиллиард. Портрет юноши среди розовых кустов. Около 1588 г. Музей Виктории и Альберта. Лондон.
l Николас Хиллиард. Портрет Джоржа Клиффорда.
ПОНТОРМО (Pontormo) (наст. фам. Карруччи, Carrucci) Якопо (14941557), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы, один из основоположников маньеризма ( «Положение во гроб» , 1526 -28). Якопо ди Понтормо. Портрет дамы в красном платье. 1522 -1525 годы. Дерево. Штеделевский институт. Франкфурт-на. Майне.
Якопо Понтормо. Портрет молодого человека.
l Вершиной маньеризма можно назвать творчество итальянского художника Джузеппе Арчимбольдо (1527 -1593). Рожденные им фантастические и изощренные творения – яркий пример крайнего выражения маньеризма. Он работал при дворе короля Богемии Рудольфа II, собравшего в Праге уникальную коллекцию произведений искусства маньеризма. Художник прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством. Забытый средневековый художник был провозглашен в 20 в. предтечей сюрреализма, а одна из его картин ( «Библиотекарь» ) названа «триумфом абстрактного искусства в 16 -м столетии» . l Джузеппе Арчимбольдо. 1527 -1593 гг.
l Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Рудольфа II. Около 1591 г. Замок Скоклостер, Швеция Учение о живом космосе Арчимбольдо воплотил в знаменитом портрете Рудольфа II в виде Вертумна – этрусского божества садов и обработки земли. Именно в нем художник обнаружил удивительное сходство с королем. Тяжелый массивный подбородок короля зарос кустистой бородой в виде колючек. Одутловатые круглые щеки напоминают наливные красные яблоки и персики. Черные круглые блестящие глаза изображают вишня и ежевика. Выпуклый лоб напоминает тыкву, оттопыренные уши – початки кукурузы, стручки гороха примостились над губами, а каштан – на подбородке. Совершенно изумительно выглядит прическа в виде переплетенных кистей винограда, гранатов и колосков пшеницы. Одежду короля составляет пестрый ковер изысканных цветов. Художник с любовью написал каждый цветок, колосок и самую маленькую ягодку.
l Джузеппе Арчимбольдо. Весна. Около 1573. Собрание Неже. Париж.
l Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Около 1573. Лувр. Париж
l Джузеппе Арчимбольдо. Осень.
l Джузеппе Арчимбольдо. Зима. 1573.
l Джузеппе Арчимбольдо. Флора.
«Особенный мастер» Эль Греко… Художник судьба которого так же таинственна и полна чудес, как и его неповторимая живопись. Тщательно изучая творчество мастеров, но при этом не подражая никому, в искусстве он нашел свой путь. Он родился в 1541 г. на острове Крит, принадлежащем Венецианской республике. С ранних лет интересовался живописью. Постигал художественные методы в мастерской Тициана в Венеции, а затем самостоятельно работал в Риме. В возрасте 35 лет он приехал в Испанию, где работал придворным художником в Мадриде. Необычайность его творческой манеры не пришлась по вкусу испанскому королю Филиппу II, и художник вынужден был переехать в Толедо, бывшую столицу Испании. Там он оставался до конца своих дней.
Самое характерное, что отличало творческий почерк художника, — это причудливая вытянутость фигур в длину, беспокойный, нервный ритм извилистых линий, изысканное сочетание красок , необычность фосфоресцирующего освещения, не имеющего реального источника, а главное – необъяснимая одухотворенность загадочность образов. Большую часть своих творений Эль Греко посвятил сюжетам Священного Писания, и все они могут быть отнесены к шедеврам мирового искусства. Картина «Сошествие Святого Духа» принадлежит к лучшим творениям художника. На ней показано событие, резко изменившее дальнейшую жизнь учеников Христа. Духовный восторг и озарение апостолов художник передает с помощью контрастов света и тени. Апостолы расположены вокруг фигуры Девы Марии, находящейся в центре кругообразной композиции. Этот прием помог художнику создать ощущение устойчивости и равновесия. Эта особенность подчеркнута и расположением лучей, нисходящих от голубя вниз и замыкающих сжатое до предела пространство.
Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1586 г. Церковь Сан-Томе. Толедо. В его художественной манере удивительно совмещаются множество стилей и направлений. Убедиться в этом можно на примере известной картины «Погребение графа Оргаса» . В основе картины лежит средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа, не совершившего никаких особенных подвигов. По преданию, на его похоронах свершилось чудо: святые Стефан и Августин спустились с небес и предали его тело земле. Картина четко делится на две композиционные части: верхнюю (небесную), передающую стремительность движения, и нижнюю (земную), исполненную торжественного покоя. В разверзшихся небесах. В потоках мерцающего света мы видим Христа. Деву Марию и Иоанна Крестителя: они пропускают на небеса душу умершего графа.
В историю мировой живописи Эль Греко вошел и как блестящий мастер реалистического портрета, поражающего глубиной психологической характеристики. Парадный портрет главного инквизитора Нуньо де Гевара позволяет по достоинству оценивать дарование художника. Портрет внешне прост, но полон огромного внутреннего напряжения и силы. Есть в нем что-то зловещее, способное вызвать ужас и страх. Мерцание пламенеющей пурпурной мантии инквизитора, холодный, бесстрастный блеск его горящих глаз, жесткие и властные очертания рта, рука, нервно вцепившаяся в подлокотник кресла… Ни мраморный пол, ни роскошные стены, обитые тисненной кожей, ни парадное кресло-трон из красного бархата не могут скрыть главного. Перед нами человек, по воле которого предано огню инквизиции множество невинных жертв. Эль Греко. Портрет Нуньо де Гевара. 1596 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Эль Греко. Вид Толедо. 1595 -1600 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. «Вид Толедо» — один из прославленных шедевров Эль Греко, демонстрирующий новые грани его художественной манеры. «Какая колдовская сила подняла художника на склоне лет, кто дал ему крылья, чтобы подняться над любимым городом и так по-орлиному остро его увидеть? В тот далекий XVI век только разве ведьмам и чародеям были доступны эти птичьи полеты над нашей землей…» (И. В. Долгополов) Грозовое небо над городом – воплощение бурного и стремительного движения стихии. Темно-синее, почти черное на горизонте, оно наполняется светом гигантских облаков, подсвеченных изнутри серебристо-белыми вспышками. Зубцы крепостных башен, тянущихся вдоль холмов, освещены всполохами зеленоватых зарниц. Яркая зелень лугов контрастирует с темными старыми деревьями, раскачиваемыми холодным ветром.
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1614 год. Эрмитаж. Петербург.
l Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» . Национальная галерея в Лондоне.
Эль Греко. Кающаяся Магдалина.
Эль Греко. «Лаокоон» . 1604 -1614. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы принимают все более ирреальный характер. «Лаокоон» — единственная картина мастера на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения.
Эль Греко. «Портрет кавалера с рукой на груди» . 1577 -79. Мадрид, Прадо. Одна из ранних работ кисти Эль Греко, лучший образ испанского дворянина того времени.
Эль Греко. «Портрет монаха Ортенсио Парависино, поэта и гуманиста, друга художника» . 1609. Бостон, Музей изящных искусств.
Эль Греко. Святой Иероним.
Эль Греко. Святой Франциск и Иоанн Евангелист.
Эль Греко. «Троица» . 15771579. Прадо, Мадрид.
Вопросы и задания 1. Каковы основные черты архитектуры маньеризма ? Аргументируйте свой ответ известными примерами. 2. Какое выражение нашел маньеризм в скульптурных произведениях Бенвенуто Челлини и Жана де Булона? Каковы ваши личные впечатления от этих произведений ? 3. Каковы характерные черты маньеризма в искусстве живописи? Какое воплощение они нашли в творчестве Пармиджанино, Халлиарда, Бронзино и Арчимбольдо? Попробуйте выявить общие черты в их творчестве. Какие различия между ними вы могли бы отметить? 4. Что отличает творческую манеру «особенного мастера» Эль Греко? Можно ли причислить его творчество исключительно к искусству маньеризма? Какие из произведений художника вам особенно понравились? Почему?
Маньеризм. — презентация, доклад, проект
Описание слайда:Итальянский скульптор эпохи маньеризма Джамболонья (Джованни Болонья, собственно Жан де Булонь) был французом по происхождению и выходцем из Нидерландов. Он учился в Монсе, а с 1554-1555 находился в Риме и, возможно, был учеником Микеланджело. Джамболонья работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе, Лукке. Он был блестящим мастером-виртуозом, для которого стиль и техника исполнения были неразрывно связаны. Развивая идею Б. Челлини об «идеально круглой» скульптуре, обладавшей свободой пространственного бытия и органического слияния с природой, Джамболонья создавал изящно-пропорциональные фигуры в спокойных позах и ракурсах, обладавшие стремительной динамикой и вместе с тем сохраняющие устойчивое равновесие. Таким выглядит и «Меркурий» Джамболоньи, возносящийся в небеса, но вполне ощутимо чувствующий опору, — небесный посланник богов, коснувшийся земли. Другие известные произведения: «Нептун». Ок. 1566. Бронза. Национальный музей, Болонья; конный памятник Козимо I Медичи. 1593. Бронза, камень. Площадь Синьории, Флоренция; «Аллегория Апеннин». Камень. Вилла Демидова, Протолино. Итальянский скульптор эпохи маньеризма Джамболонья (Джованни Болонья, собственно Жан де Булонь) был французом по происхождению и выходцем из Нидерландов. Он учился в Монсе, а с 1554-1555 находился в Риме и, возможно, был учеником Микеланджело. Джамболонья работал во Флоренции при дворе Медичи, а также в Болонье, Генуе, Лукке. Он был блестящим мастером-виртуозом, для которого стиль и техника исполнения были неразрывно связаны. Развивая идею Б. Челлини об «идеально круглой» скульптуре, обладавшей свободой пространственного бытия и органического слияния с природой, Джамболонья создавал изящно-пропорциональные фигуры в спокойных позах и ракурсах, обладавшие стремительной динамикой и вместе с тем сохраняющие устойчивое равновесие. Таким выглядит и «Меркурий» Джамболоньи, возносящийся в небеса, но вполне ощутимо чувствующий опору, — небесный посланник богов, коснувшийся земли. Другие известные произведения: «Нептун». Ок. 1566. Бронза. Национальный музей, Болонья; конный памятник Козимо I Медичи. 1593. Бронза, камень. Площадь Синьории, Флоренция; «Аллегория Апеннин». Камень. Вилла Демидова, Протолино.
Рыцари из литературы или куртуазный маньеризм
Всему свое время и своя эпоха, меняются модные тенденции в жизни, искусстве, литературе, и только рыцарское отношение к даме не выходит из моды.
Куртуазная лирика, означающая воспевание любви, живет еще со времен трубадуров, то есть с XI века. А что такое маньеризм и куртуазный маньеризм, чем отличаются эти жанры искусства и литературы в частности, разберемся в этой статье.
Маньеризм в литературе или эстетика контрастов
Слово «маньеризм» происходит от итальянского, означающего манеру. Так, например, манера письма, характерная для литературных произведений этого стиля, отличается изощренностью слога, сложным выражением мысли через аллегории или с использованием гротескных, контрастных сопоставлений.
Некоторые сочинения, исполненные в духе маньеризма, были переполнены искусственно-вычурным стилем, поэтому неслучайно он считается ранней фазой барокко.
Творчество писателей различных времен и национальностей объединяет тяга к маньеризму: Шекспир и Сервантес, Кальдерон и Монтень, Драйден, Спонд, Дю Бартас и другие. Разные по величине и значимости таланты, объединенные стилем, создали новые жанры на основе маньеризма, такие как трагикомедия, поэмы иронического или комического толка.
Разнонаправленное влияние
Как уже упомянуто ранее, стиль маньеризма был противоречив и отличался силой воздействия на различные стороны человеческой и общественной жизни.
С одной стороны, он способствовал оттачиванию рафинированной, изысканной, культуры, далекой от реальной жизни «черни», отличался особыми манерами поведения, тем самым предвосхищая зарождение нового вычурного стиля в искусстве — «рококо».
С другой стороны, эзотерические течения в маньеризме способствовали развитию сакрального барокко. Кроме того, средствами маньеризма в искусстве заиграл новыми красками эротизм, достигший в этом стиле наиболее яркого развития.
Искусствоведческие исследования отмечают существование определенной переклички между постмодернистской культурой и произведениями маньеризма. Существует определенная зависимость или программная вторичность, вызванная «культурным багажом» предшественников.
Так, известный американский искусствовед Джерри Сальс выделяет в искусстве новое художественное течение «нео-маньеризм», которое, по словам критика, в XXI веке использует на новый лад готовые и яркие клише предыдущих эпох.
Куртуазная лирика
Куртуазное искусство возникло в XI-XIII веке, и было основано на Кодексе рыцарской морали с обязательным культом Прекрасной Дамы.
Персонажи делятся на плохих и хороших в зависимости о того, как они относятся к объекту любви. Потому что в куртуазной лирике — любовь всегда радость, а отсутствие или неспособность любить — это скука.
Возникает культ Прекрасной Дамы. Место жонглера, шпильмана, скопа занял другой поэт, образованный, служащий при дворе феодала. В это время происходит реформа литературного языка и стихосложения. Поэтов этого времени называли трубадурами.
На основе куртуазной лирики были отточены новые поэтические формы и жанровые особенности:
- канцона представляет собой изысканное по форме стихотворение, содержащее признание в любви;
- сирвента – это поэтическое сочинение, затрагивающее мораль и нравственность, размышления на политические темы;
- плач – поэзия, передающая печаль или потерю в связи со смертью близкого или любимого человека;
- тенцона – это стихотворение, написанное в форме диалога и спора различных героев-персонажей;
- пасторелла описывает любовь рыцаря и пастушки на фоне природы;
- альба (воспевается расставание влюбленных утром после тайного свидания)
Куртуазный маньеризм в России
В конце восьмидесятых в России возникла поэтическая группа, которая получила название Орден куртуазных маньеристов. Окончательно группа поэтов оформилась 22 декабря 1988 года и первым изданием, вышедшим в 1989 году под знаком Ордена, был сборник стихов «Волшебный яд любви»
В названии Ордена использованы два термина, о которых шла речь выше, а стихи, созданные в стиле куртуазного маньеризма, отличались изысканностью формы и жестким, откровенным юмором не без доли цинизма.
Вот пример того, как выглядит куртуазный маньеризм в стихах Вадима Степанцова:
Мы плыли в лодочке подводной
На полюс Северный большой,
И капитана этой лодки
Я обожала всей душой.
Но он любил меня недолго,
Он скоро высадил меня
На полюс Северный огромный
Среди арктического дня.
Состав Ордена
При основании Ордена куртуазных маньеристов в его состав вошли:
- Великий Магистр — поэт Вадим Степанцов.
- Александр Бардодым — Черный Гранд-Коннетабль.
- Командор — поэт Дмитрий Быков, который вышел из состава Ордена 1992-м.
- Магический Флюид и Командор-Ордалиймейстер Ордена — Константэн Григорьев (один из основателей московской рок-группы «Бахыт-Компот».
- Великий Приор Ордена — Андрей Добрынин, поэт, переводчик, писатель.
- Архикардинал Ордена — Виктор Пеленягрэ, ныне автор более 20 книг стихов, известный как поэт-песенник.
Позднее в состав Ордена куртуазных маньеристов были приняты Александр Скиба (командор-процептор Ордена), поэт Александр Тенишев и писатель, журналист, критик Александр Вулых.
Программа, цели, манифест
Орден, как и полагается всякому уважающему себя новообразованию в литературе или политике, выпустил манифест, определяющий задачи и цели куртуазного маньеризма в литературе.
Авторы манифеста или группа поэтов, входящих в орден, заявляли, что понятие о том, что жизнь прекрасна, исчерпывается утверждением, что она удивительна.
Затем следовал короткий экскурс в историю общества, оригинально и с юмором описывающий социальную подоплеку возникновения куртуазного маньеризма именно в России.
Они объявляют себя выше бесконечной войны «лягушек и мышей», клянутся служить красоте, любви, изысканному и острому слову. И подписываются, как патриции духа, веселые рыцари Ордена.
По тому времени это было достаточно смело, свежо и главное — откровенно. Позже (в 1992 году) будет снят фильм «За брызгами алмазных струй» об истории русских поэтов Ордена куртуазного маньеризма и что это за событие или шаг, влияющий на развитие русской литературы.
Последователи и поклонники
У куртуазных маньеристов было много подражателей и последователей. Многим хотелось заявить о себя нестандартно, с юмором, одним словом, используя приемы, не принятые в классическом понимании поэзии.
Вот, как написан «Сонет без цели» Константина Радзиевского:
Сонет без цели пишется затем,
Чтоб отличиться выходкою странной
И обеспечить тренинг неустанный
Поэзогенераторных систем.
Сидишь себе и глючишь без проблем,
Накушавшись картошки со сметаной
Иль попросту торчишь маленько пьяный
В отсутствие пера достойных тем.
Так поступали труженики тыла
На фронте, если кабель перебила
Жестокая снарядная балда:
В кармане гоношатся пассатижи
Но парень к славе делается ближе,
Зубами замыкая провода.
Достижения куртуазных маньеристов
Орден отличался достаточно плодотворной творческой деятельностью. Правда, в настоящее время его бывшие участники заняты в основном собственным творческим ростом и группу как бы ничего не объединяет.
Тем не менее, хотелось бы отметить библиографию Ордена, как яркий и нестандартный поход в поисках новой литературы. Куртуазный маньеризм в поэзии представлен такими сборниками:
- Волшебный яд любви: Альбом галант. лирики: Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Прометей, 1989. — 95 с. — 5000 экз. Содерж.: Стихи: Женщина у зеркала / В. Пеленягрэ. «Неправо, друг Вадим, об нас рекут зоилы…» / А. Добрынин; Циклы: Десять красавиц; Фейерверк, и др. пиесы / В. Степанцов. Циклоп / А. Добрынин. Времяпровождение / В. Пеленягрэ. Fin amor / К. Григорьев. На далее, как в прошлый понедельник / Д. Быков.
- Любимый шут принцессы Грезы: [Альбом галант. лирики]/ Орден куртуаз. маньеристов; [Предисл. В. Степанцова, В. Пеленягрэ]. — М.: Столица, 1992. — 132 с. — 8000 экз. ISBN 5-7055-0905-7: Содерж.: Проклятие макияжу / В. Степанцов. Укротитель добра / К. Григорьев. Август / Д. Быков. Il Monstro / А. Добрынин. Смуглый эмиссар / А. Бардодым. Московские Камеи, или Сцены из Частной Жизни / В. Пеленягрэ.
Пленники Афродиты: Альбом галант. лирики поэтов «Ордена куртуаз. маньеризма» / [Составитель Л. Ф. Калинина]. — Н. Новгород: Вентус, 1992. — 111 с. — 20000 экз. ISBN 5-85096-001-5. Содерж.: Авт.: А. Бардодым, В. Степанцов, А. Добрынин, В. Пеленягрэ, К. Григорьев.
Красная книга маркизы: Венок на могилу всемир. лит.: Орден куртуаз. маньеристов: [Сб. стихотворений]/ [Послесл. Ф. Боклерка, с. 247—284; Худож. С. С. Водчиц]. — М.: «Александр Севастьянов», 1995. — 303 с.. — 3000 экз. Содерж.: Авт.: В. Степанцов, В. Пеленягрэ, К. Григорьев, А. Добрынин, Д. Быков, А. Бардодым.
Орден куртуазных маньеристов: Отстойник вечности: Избр. проза/ [Худож. Е. Клодт]. — М.: «Букмэн», 1996. — 591] с. — 5000 экз. ISBN 5-7848-0019-1. Содерж.: Романы: Отстойник вечности / В. Степанцов. Нега / К. Григорьев. Записки обольстителя; Китаб аль-Иттихад, или В поисках пентаграммы; Избранные письма о куртуазном маньеризме / А. Добрынин.
Триумф непостоянства: Орден куртуаз. маньеристов: [Сборник / Вступ. ст. В. Пеленягрэ; Худож. Колпакова Н.]. — М.: «Букмэн», 1997. — 303 с. — 4000 экз. ISBN 5-7848-0048-5.
Орден куртуазных маньеристов: [Стихи / Ред. Сокол Г. Ф.]. — М.: Моск. гос. музей В. Сидура, 1997. — 16 с.
Клиенты Афродиты, или Вознагражденная чувствительность/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 1999. — 335 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0425-3.
Услады киборгов: [Сб. стихотворений]/ Орден куртуаз. маньеристов. — М.: АСТ-Пресс, 2001. — 399 с. — 3000 экз. ISBN 5-7805-0731-7.
Песни сложных устройств: [Сб. стихотворений] / Орден куртуаз. маньеристов. — М.: Материк, 2003. — 531 с. — 3000 экз. ISBN 5-85646-105-3. Содерж. авт.: Вадим Степанцов, Андрей Добрынин, Константин Григорьев, Александр Скиба, Александр Вулых.
Можно сказать, что поэзия, написанная в такой манере, и сейчас привлекает читателя.