барокко — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
ба-ро́к-ко
Существительное, неодушевлённое, средний род, несклоняемое (тип склонения 0 по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -барокко- [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
- МФА: [bɐˈrok(ː)ə; bɐˈrok(ː)o]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- вычурный и пышный стиль в искусстве Европы XVI–XVIII веков ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- в значении прил. имеющий вычурный и пышный стиль, соответствующий такому стилю ◆ Архитектура барокко.
Синонимы[править]
- —
- барочный
Антонимы[править]
- —
Гиперонимы[править]
- стиль
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Ближайшее родство | |
Этимология[править]
Происходит от итал. barocco «странный, причудливый»; предположительно из порт. perola barroca «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Список переводов | |
|
Анаграммы[править]
Библиография[править]
Для улучшения этой статьи желательно:
|
ru.wiktionary.org
Барокко Википедия
Баро́кко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль XVII — XVIII веков, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоху в развитии культуры. В отдельных регионах эта эпоха имеет различную хронологию и периодизацию. Этим же термином называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (ит. la vita barocca)» [1].
В каждом историческом периоде развития искусства исследователи культуры видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства
Этимология и семантика термина[ | ]
Барочная жемчужина в подвеске 17 векаПроисхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco — использовалось моряками и то
ru-wiki.ru
Барокко — Википедия
Самсон (фаввора, Петергоф)Барокко (итол. barocco — бошукӯҳ) — услубест дар санъати тасвирӣ, меъморӣ ва ҳайкалтарошӣ.
Нимаи дуюми асри 16 дар Аврупо пайдо шуда, асри 17 ва нимаи аввали асри 18 дар Итолиё, Испания, Фаронса ва Олмон инкишоф ёфтааст. Барроко дар заминаи маданияти дворянӣ ба ҷойи санъати давраи Эҳё паҳн шудааст. Барроко санъати мураккабу гуногунҷанбае буда, назариётчиёни он зебоиро категорияи идеалӣ донистаанд ва васф намудаанд. Дар барроко ғояҳои инсонпарвариву тасаввуроти пешқадами давраи Эҳё ва санъати готика то дараҷае нигоҳ дошта шудаанд.
Барроко пеш аз ҳама дар санъати меъморӣ ҷорӣ шуд. Бо услуби барроко қасру кӯшкҳои бузургу муҳташам, ибодатхонаҳо, кӯчаву гулгашту хиёбонҳо ва ансамблҳои майдону боғҳо сохта мешуданд, ки бо меъмории мураккабсохту бузургандоза ва шаҳомати худ фарқ мекарданд. Ин услуб бештар дар сохтмони маъбадҳо барои ифодаи иқтидору салобати онҳо (масалан Ибодатхонаҳои Сант Андреал Квариам ва ибодатхонаҳои ҳазрати Пётр, меъмор Л. Бернини, шаҳри Рим) истифода мешуд. Дохили иморатҳои муҳташами бо услуби меъмории барроко биноёфта бо расмҳои калони зебо, ҳайкалҳои назаррабо, сутунҳои кандакорӣ, оинаҳои мухталифшаклу навиштаҷоти хушрангу дилоро ва нақшу нигорҳои рангоранги назарфиреб оро дода мешуданд. Дар Итолиё ансамблҳои меъмории бо услуби барроко сохтаи К. Мадерня, Л. Бернини ва Ф. Борромини маълуму машҳуранд. Талқини образҳо, муболиғот, ба ҳам омехтани санъати воқеиву хаёлӣ, тасвири ҳаяҷонбахши расму ойин ва ҳодисоти динӣ хосси барроко мебошанд.
Қаср ва ансамблҳои меъмории бо услуби барроко сохташудаи меъморони рус А. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский ва дигарон дар шаҳри Санкт-Петербург ва атрофи он то ҳол барҷоанд.
Барокко дар ҳайкалтарошӣ[вироиш]
Трир. Барочный сфинкс назди қасри курфюрста Паканаҳои барокӣ дар Хофгартени АугсбургаБарокко дар адабиёт[вироиш]
Барроко дар нимаи дуюми асри 19 ба адабиёт ва аввали асри 20 ба мусиқӣ низ таъсир расонд. Ашъори Гонгора ва фоҷиаҳои П. Калдерон, насри Тирсо де Молина (Испания), шеърҳои Т. Тассо ва Ҷ. Марино (Итолиё), фоҷиаҳои А. Грифиус (Олмон), драмаҳои баъдинаи В. Шекспир намунаҳои баррокои адабиёт мебошанд. Дар Россия С. Полоский, С. Медведев, Ф. Прокопович, М. В. Ломоносов ва дигарон дар услуби барроко асарҳо эҷод кардаанд. Хусусияти асосии санъати тасвирии рассомони рус муроҷиат ба образи одами эҷодкор мебошад.
Барроко дар мусиқӣ[вироиш]
Дар санъати мусиқӣ барроко дар офаридаҳои Ҷ. Габрнели, Р. Кейзер, А. Букстехуне, И. Кунау ва дигарон равшан инъикос ёфта буд.
- Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. — Т.2. — СПб.: Азбука-Классика, 2004. — С.53-84.
- Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.7-104.
- Мерцалова М. Н.. Костюм разных времен и народов. Том 2, СПб, 2001
- Огюст Расине. Иллюстрированный атлас истории моды. М.:Эксмо, 2007
- Герман Вейс. История культуры народов мира. М.:Эксмо, 2005
- Новая российская энциклопедия, том 2, М., 2005
- Изобразительное искусство. Музыка(справочник),М.:»Современник», 1997
- Краткий словарь литературоведческих терминов, ред. С. В. Тураев, Л. И. Тимофеев, М., 1978
- Дасса, Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами, Москва, 2004, ISBN 5-17-012360-4
- Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fêtes baroques. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. — С. 280. — ISBN 978-5-89059-140-1.
- Maravall J.A. La cultura del Barroco. Análisis de una estructura histórica (1975, переизд. 2002, 2011; англ. пер. 1986)
Пайвандҳои беруна[вироиш]
tg.wikipedia.org
Стиль Барокко — Все об эпохе искусства
На закате эпохи Возрождения, в конце XVI века появился новый стиль – барокко. Именно о нем пойдет речь в данной статье.
Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком»)
Родиной этого стиля принято считать некоторые итальянские города: Рим, Венецию и Флоренцию. Сразу нужно подчеркнуть, что эпоха барокко с самого начала резко противопоставила себя классицизму и рационализму.
Эпоха барокко
Условно считается (как и все исторические периоды), что эпоха барокко продолжалась в течение XVI-XVIII вв. Интересно, что все началось с Италии, которая к 16 веку стала заметно ослабевать на международной арене в экономическом и политическом плане.
Французы и испанцы активно проводили свою политику в Европе, хотя Италия по-прежнему оставалась культурным центром европейского общества. А силу культуры, как известно, определяет ее умение приспосабливаться к новым реалиям истории.
Вот и итальянская знать, не имея денег на постройку богатых дворцов, демонстрирующих их мощь и величие, обратилась к искусству, чтобы с его помощью создать видимость богатства, силы и процветания.
Именно так наступила эпоха барокко, ставшая важным этапом в развитии мирового искусства.
Важно подчеркнуть, что жизнь людей в это время начала основательно меняться. Для эпохи барокко характерно много свободного времени. Горожане предпочитают рыцарским турнирам (см. интересные факты о рыцарях) прогулки на лошадях («карусели») и игру в карты, паломничествам – гуляние в парке, мистериям – театры.
Старые традиции, основанные на суевериях и предрассудках, отпадают. Выдающийся математик и философ Декарт выводит формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». То есть общество перестраивается на другое мышление, где здраво не то, что сказал какой-то авторитет, а то, что можно математически точно объяснить любому разумному существу.
Интересен факт, что в профессиональной среде вокруг самого слова «барокко» происходит больше споров, чем об эпохе, как таковой. С испанского языка barroco переводится, как жемчужина неправильной формы, а вот с итальянского – baroco обозначает ложный логический вывод.
Этот второй вариант выглядит наиболее правдоподобным вариантом происхождения спорного слова, так как именно в эпоху барокко в искусстве наблюдалась какая-то гениальная нелепость, и даже причудливость, поражающая воображение своей напыщенностью и величием.
Стиль барокко
Для стиля барокко характерны контрастность, динамичность и напряженность, а также отчетливое стремление к пышности и внешнему величию.
Интересно, что представители данного направления чрезвычайно органично объединяли разные стили искусства. Одним словом, Реформация и учение Коперника сыграли ключевую роль в закладке фундамента стиля барокко.
Если для эпохи Возрождения свойственно было воспринимать человека, как меру всех вещей и разумнейшее из существ, то уже Блез Паскаль иначе осознает себя: «чем-то средним между всем и ничем».
Искусство барокко
Искусство барокко отличается, прежде всего, необыкновенной пышностью форм, оригинальностью сюжетов и динамизмом. В художестве преобладает броская цветистость. В живописи наиболее выдающимися представителями этого стиля были Рубенс и Караваджо.
Глядя на некоторые картины Караваджо, невольно поражаешься динамичности его сюжетов. Игра света и тени невероятно тонко подчеркивает различные эмоции и переживания героев. Интересен факт, что влияние этого художника на искусство было столь большим, что появился новый стиль – караваджизм.
Некоторые последователи сумели перенять от своего учителя натурализм в передаче на холст людей и событий. Питер Рубенс, обучаясь в Италии, стал последователем Караваджо и Каррачи, освоив их технику и переняв стиль.
Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт. В Испании этому стилю следовал выдающийся художник Диего Веласкес, а во Франции — Никола Пуссен.
К слову сказать, именно Пуссен начал закладывать основы нового стиля в искусстве – классицизма.
Барокко в архитектуре
Архитектура, выполненная в стиле барокко, отличается пространственным размахом и сложными, криволинейными формами. Множественные скульптуры на фасадах и в интерьерах, различные колоннады и масса раскреповок создают пышность и величественный вид.
Архитектурный ансамбль «Цвингер» в ДрезденеКупола приобретают сложные формы, и нередко имеют несколько ярусов. Пример может служить купол в соборе Святого Петра в Риме, архитектором которого был Микеланджело Буонарроти.
Наиболее значимыми произведениями барокко в архитектуре считаются Версальский дворец и здание Французской Академии в Париже. К крупнейшим в мире ансамблям барокко относят Версаль, Петергоф, Цвингер, Аранхуэс и Шёнбрунн.
Вообще надо сказать, что архитектура этого стиля распространилась во многих европейских странах, в том числе и в России, под влиянием Петра Великого.
Стиль «Петровское Барокко»Музыка барокко
Говоря об эпохе барокко, невозможно обойти стороной музыку, так как она в этот период также претерпевала значительные изменения. Композиторы объединяли масштабные музыкальные формы, одновременно пытаясь противопоставлять хоровое и сольное пение, голоса и инструменты.
Возникают различные инструментальные жанры. Наиболее видными представителями музыки барокко являются Бах, Гендель и Вивальди.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что эта эпоха породила гениев мирового значения, которые навсегда вписали свое имя в историю. Творчеством многих из них до сих пор украшены лучшие музеи разных стран.
Если Вы любите интересные факты обо всем на свете — рекомендуем подписаться на InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Интересные факты:
interesnyefakty.org
БАРОККО это что такое БАРОККО: определение — История.НЭС
Барокко
итал. — причудливый) — направление в искусстве конца XVI — сер. XVIII вв., связанное с дворянско-церковной культурой периода абсолютизма, стремящееся к отражению величия, пышности, парадности.
Оцените определение:
Источник: Отечественная история в терминах и понятиях
БАРОККО
(от итал. Ьагоссо — причудливый, вычурный) — стиль в искусстве, для которого характерны стремление к величию и пышности, текучесть ложных, обычно криволинейных форм, декоративность в убранстве, эмоциональная приподнятость. В Европе преобладал в конце XVI — середине XVIII в., в России — в первой половине — середине XVIII в.
Оцените определение:
Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие
Барокко
ит. barocco — букв, причудливый, странный) – художественный стиль конца XVI — середины XVIII вв. Для Б. свойственны контрастность, динамичность образов, эмоциональная экспрессия и живописность, сложные формы, стремление к величию и пышности. Возник в Италии, затем распространился в других европейских странах. В первой половине XVIII в. Б. эволюционирует к грациозной легкости рококо, сосуществует и переплетается с ним, а с 1770-х годов повсеместно вытесняется классицизмом.
Оцените определение:
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов
БАРОККО
от «странный, причудливый» — стиль искусства Европы и Америки конца XVI—середины XVIII вв. Связан с дворянско-церковной архитектурой зрелого абсолютизма. Тяготеет к торжественному «большому стилю». Б. свойственны контраст, напряженность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, совмещению реальности и иллюзии, слиянию различных видов искусств. Для архитектуры Б. характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Для скульптуры и живописи — эффектные декоративные композиции, парадные портреты. Представители Б. — П. Рубенс, В. Растрелли, П. Кальдерон, Т. Тассо, А. ван Дейк, Ф. Борромини.
Оцените определение:
Источник: Словарь исторических терминов
Барокко
заимствованное из историко-искусствостроведч. терминологии обозначение одного Из периодов развития античного искусства, а именно эллинистич. скульптуры и архитектуры. Как культурно-историч. явление Б. относится к временам абсолютизма (примерно 1600 — 1750). Б. характеризуется придворной пышностью, обилием композиционных элементов, переходящих границы разумного. Развитие поэзии и музыки, в том числе драмы, лирики и оперы, живописи и скульптуры отличала в этот период тенденция к интерпретации мифологич. и историч. мотивов в духе динамично-патетич. барочного стиля. В научной сфере начато развернутое изучение истории античности,
interpretive.ru
Барокко Википедия
Баро́кко (итал. barocco, порт. pérola barroca) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Барокко — один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Словом «барокко» обозначают художественное направление (компендиум идей, философских концепций, эстетических норм и правил), противопоставляемое классицизму, исторический художественный стиль XVII — XVIII веков, ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоху в развитии культуры. В отдельных регионах эта эпоха имеет различную хронологию и периодизацию. Этим же термином называют «последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах». Поэтому слово «барокко» используют в качестве метафоры в смелых историко-культурных обобщениях: «эпоха барокко, мир барокко, человек барокко, жизнь барокко (ит. la vita barocca)» [1].
В каждом историческом периоде развития искусства исследователи культуры видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства [2]. Американский архитектор Р. Вентури в книге «Сложность и противоречие в архитектуре» (1966), испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, кубинский писатель Алехо Карпентьер провозгласили барочность «человеческой константой, особенно в отношении латиноамериканского мира» [3]. Авторы призывали покончить с заблуждением, представляющим барокко как стиль, порожденный эпохой XVII — XVIII веков. А. Карпентьер писал: «Дух барокко может возродиться в любой момент… Ибо это дух, а не исторический стиль… Барочность — более, чем стиль барокко. Это своеобразный творческий импульс, циклично повторяющийся на протяжении всей истории искусства в любых его проявлениях, будь то литература, скульптура, архитектура или музыка… Барочность в лице Александра Македонского, Карла Великого или Наполеона Бонапарта представляет собой кульминационную точку, расцвет определенной цивилизации» [4]. Разумеется, против такого подхода выступают историки искусства, стремящиеся локализовать хронологические границы феномена барокко исключительно в качестве художественного стиля. В этом противоречии заключается основная коллизия терминологии барокко и барочности.
Барочная жемчужина в подвеске 17 векаПроисхождение слова барокко вызывает больше споров, чем объяснение названий других художественных стилей. Существует несколько основных версий. Португальское словечко barroco — использовалось моряками и торговцами для обозначения жемчужинжемчужин неправильной, искаженной формы. Отсюда, в частности, «perla barocca» (испорченная жемчужина) — слуховое окно в форме изогнутого овала, часто встречающееся в барочной архитектуре. В середине XVI в. это слово отмечено в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. Во французских словарях оно появляется с 1718 г. и трактуется как бранное. Однако у французских ювелиров глагол baroquer означает «смягчать контур, делать форму мягкой, живописной» [5].
Слово baroco в итальянском языке считают также ложным силлогизмом, азиатской формой логики, приёмом софистики, основанном на метафорическоммышлении. Как в жемчужинах неправильной формы, в силлогизмах барокко, отражена ложность, скрываемая метафоричностью. Лишь много позднее это слово стали использовать для обозначения конкретного исторического художественного стиля. Одна из спорных теорий предполагает происхождение всех этих европейских слов от латинского bis-roca, скрученный камень. Другая теория — от латинского verruca, крутое высокое место, дефект в драгоценном камне. Наконец, ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Неоднозначность стиля барокко объясняется его происхождением. Как считают некоторые исследователи
ruwikiorg.ru