Конструктивизм в архитектуре википедия: Конструктивизм (искусство) — Википедия – Конструктивизм — Википедия

Содержание

Литературный центр конструктивистов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2013; проверки требуют 18 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2013; проверки требуют 18 правок. Заседание Литературного центра конструктивистов 1929 г. Слева направо А.Квятковский, В.Асмус, Э.Багрицкий, К.Зелинский, Н.Адуев, И.Сельвинский, Б.Агапов, В.Луговской, В.Инбер, Г.Гаузнер, Е.Габрилович

Группа ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) — советская литературная (главным образом поэтическая) группа 1920-х гг., основанная И. Сельвинским, К. Зелинским и А. Н. Чичериным в 1924 году из существовавшего с начала 1922 года одноименного направления. Самораспустилась в декабре 1930 года.

Название течения восходит к конструктивистским течениям начала 1920-х годов в изобразительном искусстве и архитектуре. Приверженцы конструктивизма считали его рациональным марксистским направлением в литературе. Утверждая господствующую роль техники в современной жизни, конструктивисты считали, что произведение искусства должно отвечать всем требованиям технической конструкции с максимальным функциональным использованием каждой из его частей.

В 1924 г. была сформулирована новая декларация конструктивистов и организована группа под названием ЛЦК, распустившаяся шесть лет спустя[1]. В качестве литературного кредо эта группа выдвигала четыре принципа:

  • Смысловая доминанта, максимальная «эксплуатация» центральной темы
  • Повышение смысловой нагрузки на единицу литературного материала («грузофикация »)
  • Принцип так называемой «локальной семантики», заключающийся в подчинении образов, метафор и рифм главной теме произведения
  • Введение в поэзию нарратива и вообще приемов прозы[2].
  • Сельвинский, Илья Львович — председатель
  • Зелинский, Корнелий Люцианович — теоретик и автор манифеста
  • Чичерин, Алексей Николаевич (до апреля 1924 г.)
  • Инбер, Вера Михайловна (с 1924 г.)
  • Габрилович, Евгений Иосифович (с 1924 г.)
  • Агапов, Борис Николаевич (с 1924 г.)
  • Дир Туманный (Н. Панов) (с 1924 г.)
  • Аксенов Иван Александрович (с 1924 г.)
  • Луговской, Владимир Александрович (с 1925 г.)
  • Адуев, Николай Альфредович (с 1925 г.)
  • Квятковский, Александр Павлович (с 1925 г.)
  • Гаузнер Григорий Осипович (с 1925 г.)
  • Багрицкий, Эдуард Георгиевич (с 1927 г.)
  • Асмус Валентин Фердинандович (с 1928 г.)
  • Огнев Николай (Розанов Михаил Григорьевич) (с 1928 г.)
  • Ушаков Николай Николаевич (с 1928 г.)
  • Наркевич А.Ю (литсекретарь)

Встречаются и утверждения о том, что к Литературному центру также примыкал Борис Матвеевич Лапин (1905—1941)[3].

В 1928 году Сельвинский был назначен главным редактором журнала «Красное студенчество», при котором существовала литературная группа. Озабоченный отсутствием молодёжи среди конструктивистов, он выбрал из этой группы пятерых наиболее талантливых, по его мнению, поэтов, получивших затем прозвище «констромольцев» («конструктивистская молодёжь»). Позднее к ним добавились и другие поэты. Среди них были:

  • «Мена всех», М., 1924 (Обложка сборника)
  • «Госплан литературы», изд. «Круг» М-Л., 1925
  • «Бизнес», Госиздат, М., 1929
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. (s. v. «Конструктивизм»)
  • Декларация «Знаем» (клятвенная конструкция конструктивистов-поэтов) М, 1923
  • Информационная заметка об ЛЦК. В кн. «Поэзия как смысл», М, Федерация 1929
  • Декларация Литературного центра конструктивистов. там же.
  1. ↑ Информационная заметка об ЛЦК [в кн. Поэзия как смысл, Федерация, М., 1929]
  2. ↑ Статья К.Зелинского «Госплан литературы» в одноим. сб. изд. «Круг» М-Л., 1925
  3. ↑ Сергей Бычков, ВСТРЕЧИ С ЯНОМ САТУНОВСКИМ. «Зеркало» 2010, 35, 36

Обсуждение:Конструктивизм (искусство) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статьи к переименованиюЭта статья была предложена к переименованию в Конструктивизм 8 ноября 2011 года.
В результате обсуждения было решено оставить название Конструктивизм (искусство) без изменений.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе это может быть расценено как игра с правилами (см. пункт 8).

Уважаемые авторы. Просим извинить за несанкционированную попытку установить на Вашей статье в Википедии ссылку на статью “Скульптарх ( Космические архитектоны).”

Обращаясь к опыту раннего советского Конструктивизма, в частности к динамическим композициям и экспериментальным проектам группы Живскульптарх авторы, взяв отправной точкой эти идеи, учитывая современные требования и технические возможности, поставили перед собой новые задачи, о чем и говорится в статье. Таким образом в статье наглядно прослеживается преемственность творческих задач и возможность их конструктивного развития, что может представлять интерес для читателей Википедии. Публикации об этом проекте были в российской периодике («АРХИТЕКТУРНЫЙ ВЕСТНИК» №4(103) 2008, стр. 55, «АРХИТЕКТУРА. СТРОИТЕЛЬСТВО. ДИЗАЙН.» №01(54) 2009). Проект «Космические архитектоны» был показан на выставке «Космос. Язык общения русский» состоявшейся в 2007 г. в городе Люксембург в рамках Года культуры Европы. Если Вы посчитаете возможным установить на своей странице ссылку на статью “Скульптарх. ( Космические архитектоны ) ” будем очень признательны. С уважением, автор статьи

— Эта реплика добавлена участником Lik-fond (о • в) 16:38, 6 июля 2009 (UTC)

Спортивный конструктивизм[править код]

«Спортивный конструктивизм» — существовало ли такое направление (имеются сомнения..) ? Упоминается в контексте сов. моды. —Tpyvvikky 21:50, 19 февраля 2012 (UTC)

В достойных источниках, конечно, такого не встретите. В 1920-х одеждой занимались Попова, Степанова, Экстер и Татлин. Все эти работы велись в рамках идеологии «производственного искусства» (прозодежда), в основном, ещё до распространения конструктивизма как такового. Степанова теоретически выделяла в прозодежде группы по видам производства и деятельности вообще, в т.ч, для занятия спортом. Возможно, автор статьи о моде «трансформировал» этот факт в понятие «Спортивный конструктивизм». Статьи о «производственном искусстве» в ВП, к сожалению, нет, а данная статья о конструктивизме, ещё раз к сожалению, крайне поверхностна и грешит неточностями и пробелами.—Moreorless 10:00, 4 ноября 2014 (UTC)

Предложения типа «Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.» наводят на мысли о копивио. В принципе, и нагугливаются курсовики-рефераты на тему «Русский авангард». Но хотелось бы, чтоб кто-нибудь ещё подтвердил мою догадку (желательно, реальным источником вставки). okras 19:08, 1 февраля 2014 (UTC)

«На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.»


Что есть «тоталитарное барокко»?? «Тоталитарное барокко архитектор Расстрелин»? (тут смайлик «бугага»)

Ссылки на определения стиля нет, ссылкой оформлено только «барокко», ведущее соответственно на страницу по стилю барокко, где никакого подвида «тоталитарное» не упоминается. Как применить понятие «тоталитарный» к архитектурному стилю неясно. Или давайте придумаем определение этого стиля или сотрем сию чушь. Где в тридцатые годы в СССР строили что-то в стиле который можно отнести к барокко — не ясно. Стиль Луи 14-го считается ранним французским классицизмом вроде бы.

Еще бывает «тоталитарное баракко» для любителей сострить. Абзац по стилю — газетная статья (откуда скопировано?), пытающаяся более с журналистским подвывертом натянуть сову на глобус, чем просто изложить простые факты. К какому периоду времени относится изложенное в абзаце — не уточняется, выходит — что к последующей четверти века?..

«Надменная избыточность сталинского неоклассицизма» — для «избыточного» есть свой термин «сталинский ампир», обобщать два десятилетия вполне разнообразной «сталинской» архитектуры как «дворцы Людовика XIV» не стоит.

93.72.5.65 14:43, 19 июня 2017 (UTC)sergio

Радикальный конструктивизм — Википедия

Радика́льный конструктиви́зм — эпистемологический подход, согласно которому знание принципиально не может соответствовать объективной реальности или «отражать» её, поскольку единственный доступный индивиду «реальный мир» представляет собой конструкцию (систему конструктов), порождаемую самим индивидом в процессе познания на основе своего сенсорного опыта. Основными представителями радикального конструктивизма считаются Эрнст фон Глазерсфельд, Пауль Вацлавик, Умберто Матурана и Хайнц фон Фёрстер.

Человек рассматривается как закрытая система, аналогично солипсизму.[1][2]

Центральную парадигму радикального конструктивизма Глазерсфельд формулирует следующим образом[3]:

  • знание не обретается пассивным образом, оно активно конструируется познающим субъектом;
  • функция познания носит адаптивный характер и служит для организации опытного мира, а не для открытия онтологической реальности.

Радикальность конструктивизма состоит в его резком отмежевании от всех форм традиционной эпистемологии, допускающей в той или иной мере соответствие знания объективной реальности.[4] В радикальном конструктивизме происходит «сдвиг проблематики» в сравнении с предшествующими конструктивистскими подходами. В центре внимания радикального конструктивизма находится не проблема обоснования знания, а исследование самого процесса (биологического, нейрофизиологического, психологического) создания конструкций (конструктов), которые оказываются «последней реальностью», с которой может иметь дело человеческое познание. Центральное место занимает вопрос о том, как возникает знание наблюдателя о мире, который он воспринимает как свой собственный мир.[5]

Согласно А. В. Кезину[5], основные философские утверждения радикального конструктивизма можно сформулировать в виде следующих тезисов:

  • Познание — активный процесс конструктивной деятельности субъекта.
  • Познание имеет адаптивное значение и нацелено на приспособление и выживание.
  • Познание служит организации внутреннего мира субъекта, а не задачам описания объективной онтологической реальности.
  • Научное познание в конечном счете должно служить практическим целям.

Методологическая позиция радикального конструктивизма применима к психотерапии и психиатрии, ряду областей гуманитарнонаучных и социологических исследований, нейронауке и физике, а также другим дисциплинам.

По всей видимости, термин «радикальный конструктивизм» впервые был использован Эрнстом фон Глазерсфельдом в работе «Радикальный конструктивизм и концепция познания Пиаже» (1978).[6] Официальной датой рождения философии радикального конструктивизма считается 1981 год, когда под редакцией американского психолога П. Вацлавика на немецком языке был опубликован сборник «Изобретённая действительность». В предисловии Вацлавик разъясняет, что такое конструктивизм, а в главе «Введение в радикальный конструктивизм» фон Глазерсфельд дает исчерпывающее обоснование радикальному конструктивизму как «нетрадиционному направлению в эпистемологии».[3]

Философскими предшественниками радикального конструктивизма можно назвать Джамбаттиста Вико, Ханса Файхингера, Фердинанда де Соссюра, Грегори Бейтсона и Жана Пиаже.[5] Само понятие «радикальный конструктивизм» впервые было использовано именно применительно к теории генетической эпистемологии Пиаже[7], считавшего, что приспосабливаться значит находить возможности и средства, чтобы обходить сопротивления и препятствия переживаемого окружающего мира. Это можно назвать выстраиванием, конструированием подходящих и содействующих выживанию способов действия и поведения. Исходя из этого понимания знания Пиаже отказался от традиционной теории познания и начал формировать собственную теорию «генетической эпистемологии».[5]

Основным естественно-научным источником радикального конструктивизма является парадигма самоорганизации. В биологии парадигма самоорганизации нашла своё воплощение в концепции аутопоэзиса Умберто Матураны и Франсиско Варелы.

Автопоэтические системы — это системы, которые сами себя воссоздают, единственным продуктом их организации являются они же сами. В автопоэтической системе в виду её информационной замкнутости представления о внешнем окружении всегда формируются на основе «внутренних» состояний системы. Любой наблюдатель также может оказываться в роли наблюдаемого субъекта с аналогичными ограничениями. Согласно концепции автопоэзиса, учитывая, что этот процесс смены наблюдателей может быть фактически бесконечным, можно утверждать, что «последнего наблюдателя» не существует, как не существует и привилегированной системы наблюдения, или абсолютного, объективного знания о мире как таковом. Конструктивистская проблема познания ограничивается взглядом наблюдателя, наблюдаемого другими наблюдателями. Наблюдения рассматриваются как когнитивные операции, осуществляющиеся не людьми, а системами. Поэтому конструктивизм определяют как теорию систем наблюдения.[5]

Один из основателей радикальноконструктивистского подхода, психотерапевт Пауль Вацлавик работал под руководством Грегори Бейтсона в Институте психических исследований в Пало-Альто. Бейтсон считал, что люди сами создают воспринимаемый мир, поскольку подвергают селекции воспринимаемую реальность, чтобы привести её в соответствие со своими представлениями о мире.[8]

Вацлавик сформулировал понятие коммуникативной реальности, описывая его следующим образом[8]:

  • Реальность — продукт человеческого общения.
  • Реальность принципиально множественна (существуют различные её версии и варианты).
  • Множественную реальность нельзя рассматривать как отражение или репрезентацию какой-либо объективной реальности.

Критика радикального конструктивизма[править | править код]

По мнению Н. Грёбена, радикально-конструктивистская модель аутопоэзиса как объектная теория полностью легитимна, в высшей степени интересна и в принципе непротиворечива. Тем не менее, он критикует радикальность радикального конструктивизма, проявляющуюся в превышении «полномочий» объектно-теоретического уровня и, главное, в смешении объектного уровня и метауровня.[5][9]

Герхард Фоллмер указывает на то, что в истории науки потерпевших крушение теорий было значительно больше, чем признанных успешными. С позиции реалиста это объясняется тем, что такие теории рассматриваются как ложные, потому что мир не таков, как предполагается в теории. Он рассуждает, что чтобы быть другим, мир должен не только существовать; он должен иметь специфическую структуру, которой можно соответствовать или не соответствовать. Антиреалисты (идеалисты, позитивисты, конвенционалисты, прагматисты и особенно радикальные конструктивисты), по его мнению, не могут ответить на вопрос об основаниях крушения теорий.[5][10]

  1. ↑ Maturana, H. R.. Reality: The search for objectivity or the quest for a compelling argument. The Irish Journal of Psychology, 1988, 9, 25-82.
  2. ↑ von Glaserfeld, E.. Radical constructivism: A way of knowing and learning. London: Falmer Press., 1995.
  3. 1 2 Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. — Muhchen, 2000. (lib/13/005-015Introd.doc Введение: Рождение дискурса Архивная копия от 6 ноября 2006 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2431 день] — историякопия).)
  4. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. — Muhchen, 2000. (lib/13/049-073Glas.doc Глава 2: Философия радикального конструктивизма Эрнста фон Глазерсфельда Архивная копия от 6 ноября 2006 на Wayback Machine  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2431 день] — историякопия).)
  5. 1 2 3 4 5 6 7 Кезин А. В. Радикальный конструктивизм: познание в «пещере» Архивная копия от 19 декабря 2005 на Wayback Machine // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 2004. С. 3—24.
  6. Glasersfeld, E. von. Radical constructivism and Piaget’s concept of knowledge. 1978. (англ.)
  7. Smock CD., Glasersfeld E. von. Epistemology and Education: The Implication of Radical Constructivism for Knowledge Acquisition (Report N 14) Athens (Georgia), 1974. (англ.)
  8. 1 2 Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Когнитивные науки: от познания к действию. — М.: КомКнига, 2005.
  9. Groeben N. Zur Kritik einer unnotigen, widersinnigen und destruktiven Radikalitat // Fischer H. R. (Hrsg.). Die Wirklichkeit des Konstruktivismus: zur Auseinandersetzung um ein neues Paradigma. Heidelberg, 1995. S. 150. (нем.)
  10. Vollmer G. Woran scheitern Theorien? // Vollmer G. Wie so konnen wir die Welt erkennen? Stuttgart; Leipzig, 2003. S. 89—120. (нем.)
  • Варела Ф. Х., Матурана У. Р. Древо познания: Биологические корни человеческого понимания. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 224. ISBN 5-89826-103-6
  • Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Когнитивные науки: от познания к действию. — М.: КомКнига, 2005. ISBN 5-484-00003-3
  • Глазерсфельд, Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского ун-та. Сер. 7, Философия. — 2001. — № 4. — С. 59—81.
  • Глазерсфельд, Э. фон. Радикальный конструктивизм и обучение // Перспективы. — М.; Париж, 2001. — Т. 31, № 3. — С. 81—93.
  • Цоколов C. А. Философия радикального конструктивизма Эрнста фон Глазерсфельда // Вестник Московского ун-та. Сер. 7, Философия. — 2001. — № 4.
  • Цоколов С. А. Дискурс радикального конструктивизма. Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. — Muhchen, 2000. — Режим доступа: Библиотека сайта «Методология в России»  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2431 день] — историякопия).
  • Цоколов C. А. Радикальный конструктивизм: эпистемология без онтологии? // Вестник Московского ун-та. Сер. 7, Философия. — 1999. — № 2. — С. 105—117; № 3 — С. 71—83.
  • Кезин А. В. Радикальный конструктивизм: познание в «пещере» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 2004. С. 3—24.
  • Режабек, Е. А. Радикальный конструктивизм: критический взгляд // Вопросы философии. — 2006. — № 8. — С. 67—77.

Социальный конструктивизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Социальный конструктивизм — социологическая и психологическая теория, изучающая процессы социо-психологического конструирования социальной реальности в человеческой активности. Социальная реальность и социальное взаимодействие индивидов рассматриваются как совокупность мыслей, идей и ценностей и не сводятся к материальным условиям. Возникновение социального конструктивизма связано с именем советского психолога Л. С. Выготского.

Социальная реальность не предзадана социальной активности индивидов, вовлечение в социальные отношения проходит одновременно с созданием социальным агентом качеств и характеристик действительности. Знание является продуктом социального и культурного конструирования. В процессе взаимодействия индивидов, общения и иных форм социальных отношений происходит полагание значений и смыслов элементов действительности. Процесс обучения и воспитания являются по своему характеру социальной активностью личности, социальные нормы, значения элементов социальной действительности не постигаются в пассивном восприятии, но конструируются в процессе социальной интеракции. Социальный конструктивизм отрицает существование естественных законов у социальной, экономической и политической сфер. Социальные факторы конституируются в ситуации и природе их взаимоотношений.

Социальный конструктивизм акцентирует внимание на образовании социальных конструкций в процессе индивидуально-личностного обучения, сопутствующего межличностному взаимодействию, тогда как социальный конструкционизм рассматривает формирование социальных конструкций в коллективных и групповых социальных процессах.

Социальный конструктивизм широко распространен в психологии образования, педагогике и применяется в теориях обучения. Социальный конструктивизм наряду с бихевиоризмом, социальной педагогикой и конструктивизмом является одной из основных теорий детского развития, возникшей на основе концепции когнитивного развития Жана Пиаже.

Конструктивизм и социальный конструктивизм[править | править код]

В современном конструктивизме социальные аспекты социального конструктивизма рассматриваются в различных течениях конструктивизма — социальном конструкционизме (отождествляемом с социальным конструктивизмом) и других видах теорий конструктивизма. Кьяри (Chiari) и Нуззо (Нуццо) выделяют два типа конструктивистских теорий: эпистемологический и герменевтический конструктивизмы.[1] Раскин (Jonathan D. Raskin) выделяет три теории конструктивизма: личностный конструктивизм (personal constructivism), называемый также теорией личностного конструкта[2], радикальный конструктивизм и социальный конструкционизм.[3]

  1. ↑ Chiari, G., & Nuzzo, M. L., Psychological constructivisms: A metatheoretical differentiation. Journal of Constructivist Psychology, 1996., 9, 163—184
  2. ↑ Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., Речь, 2000
  3. ↑ Raskin, J. D. (2006). Constructivist theories. In J. C. Thomas & D. L. Segal (Eds.), Comprehensive handbook of personality and psychopathology. Vol. 1: Personality and everyday functioning (pp. 212—229). New York, NY: John Wiley.

Википедия:Рецензирование/Список зданий в стиле конструктивизма (Москва)

Статью «Список зданий в стиле конструктивизма в Москве» необходимо сохранить в Википедии, несмотря на некоторую неполноту и отдельные неточности, т.к.: 1)Пользователь будет искать информацию по теме списка зданий Советской архитектуры 20-х, начала 30-х годов именно под этим,наиболее распространённым названием 2)Статей, содержащих списки зданий того периода по иной стилистической классификации и под иным названием в Википедии нет, и логичнее редактировать статью, снабдив гиперссылками на отдельные направления и включив обсуждение термина конструктивизм, а не удалять из Википедии. 3)Предложение удалить список зданий эпохи появилось в мае 2017, в период нарастающей угрозы уничтожения этих зданий в процессе реновации, и, каковы бы ни были аргументы и мотивы сторонников удаления статьи, её исчезновение облегчит процесс сноса этих зданий и приведёт в итоге к забвению, а не уточнению.

Хочу всё же доработать список до статуса избранного, нужны комментарии, как его можно улучшить. Если у кого-то есть возможность присоединиться к его отшлифовке, буду признателен. Krvrd (обс.) 16:24, 10 ноября 2016 (UTC)

Много поводов подозревать орисс в данном списке.

  • По какому обобщающему первичному источнику построен этот список. Список полный?
  • Из чего понятно, что каждый элемент в данном списке есть здание в стиле конструктивизма?
  • Почему здания расклассифицированы функционально, а не скажем географически?
  • Поясните загадочную пометку «вновь выявленный объект» возле некоторых элементов списка.
  • Есть, конечно, пожелания по списку (например отметить какие здание не сохранились или остались только на уровне проекта), но я не уверен что в таком виде список сохранится в проекте. — Saidaziz (обс.) 16:58, 10 ноября 2016 (UTC)

Saidaziz, спасибо за замечания.

  • список формировался на базе источников, указанных в разделе литература. При наличии противоречий в инициалах архитекторов, годах постройки, информация уточнялась в журналах Современная архитектура и Строительство Москвы.
    • А что вы взяли из книги Казуся? Она совсем о другом, здания там практически не упоминаются и, уж тем более, не дается их стилевая характеристика. Книги «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки» я не видел, но под рукой «Архитектура авангарда. Вторая половина 1920-х — первая половина 1930-х годов» тех же авторов — они используют термин «архитектура авангарда», а не «конструктивизм». Сомневаюсь, что в приведенной вами книге те же авторы раздали каждому сооружению по метке «конструктивизм» — «не конструктивизм» (тем более, «НЭП и первая пятилетка» хронологически шире времени бытования конструктивизма). К тому же, если и говорить о каких-либо списках, в указанном мной справочнике Васильева, Овсянниковой и др. 476 объектов — сколько в Вашем? Ну и последнее — если Вы чем-то пользовались, из приведенной литературы, почему нет ни одной ссылки на источники?—Moreorless (обс.) 08:43, 14 апреля 2017 (UTC)
  • понятие стиля размыто, но все постройки имеют общие черты модернистской архитектуры, с названием надо поработать.
  • типология здания является наиболее оправданным критерием для классификации, поскольку таким образом можно увидеть, например, заинтересованность того или иного архитектора в строительстве какого-либо типа зданий или востребованность той или иной типологии. Территориальная классификация не несет никакой смысловой нагрузки, по крайней мере явной.
  • это юридическое понятие, введенное Минкультом, обозначение такого статуса за каждым отдельным здание подкрепляется ссылкой на паспорт объекта в базе данных Москвы, где указан присвоенный департаментом культурного наследия Москвы статус.
  • Здания, которые не сохранились, я пока не добавляю, за редким исключением. Пока нет достаточного материала, что снесено с 30-х по 2000. Krvrd (обс.) 21:36, 10 ноября 2016 (UTC)


Под данным названием — безнадёжно. Вы не просто расширили самоназвание одного из тогдашних «измов» (по сути — кружка неприкаянных идеологов) до «советского модернизма». Вы расширили «советский модернизм» чуть ли не до вообще всех довоенных построек, и модернистских, и нет. Положим, «красную дорику» Фомина и телеграф дедушки Рерберга неграмотные журналисты чохом записывают в «конструктивизм» — с них станется. Жилые кварталы конца двадцатых, все разные, «измами» не отличаются, но по-своему интересны и могут рассмативаться как знак эпохи. Но как туда же попал парадно-сталинский городок художников, затеянный уже тогда, когда все «исты» давно перековались — ? Что там делает давно снесённая и выстроенная заново «по мотивам» школа на Садовнической набережной? Даже если допустить, что конструктивизм — стиль (именно в Москве такое допущение слабее всего, благо провинциального стилизаторства под конструктивизм было не так и много) — при такой ширине охвата говорить о стиле никак не возможно. Эпоха, она всегда шире любого отдельно взятого стиля. Потому лучше было бы сразу сменить название на «Модернистскую архитектуру Москвы межвоенных лет» или что-то в таком роде. Посмотрите как структурированы качественные обзорные книги по современной архитектуре (с московскими знаком мало, а по СПБ есть удачные книги Кирикова и Штиглиц). Retired electrician (обс.) 20:57, 10 ноября 2016 (UTC)

Retired electrician, спасибо за рецензию. Пожалуй, я с вами согласен, название полностью не отражает список, а только его небольшую часть. Не только та школа, которую вы указали, была полностью перестроена, отмечу перестроенные. Городок художников не весь был парадно сталинским, а только его поздняя часть. Krvrd (обс.) 21:44, 10 ноября 2016 (UTC)

  • «Проходя мимо» замечание: Хлебозавод № 5 в список попал, а конструктивно схожие Хлебозавод № 7, Хлебозавод № 8, Хлебозавод № 9 и Хлебозавод № 11 — не попали. Не взяты, поскольку не попали в базу данных объектов культурного наследия Правительства Москвы? Кстати, ссылки на базу данных сейчас не работают, возможно, есть смысл сделать шаблон формирования ссылок по идентификатору объекта, и застраховаться от будущих улучшений внешнего сайта, bezik° 18:31, 12 марта 2017 (UTC)

Категорически против подобных «списков». Устоявшегося в искусствоведении понятия «конструктивизм» нет, наиболее значимые исследователи архитектуры используют этот термин крайне осторожно или вообще употребляют другие, более общие (авангардизм, например). Подобные списки никак не могут быть полными и исчерпывающими, вводят в заблуждение и способствуют появлению еще большего количества бездарных журналистских статей, которые затем становятся источником для ВП. —Moreorless (обс.) 08:22, 14 апреля 2017 (UTC)

Итог[править код]

Статья выставлена на рецензирование в ноябре 2016-го, последняя реплика в апреле 2017-го. Сейчас вообще находится на странице к удалению. В архив. —Ibidem (обс.) 20:24, 18 февраля 2018 (UTC)

Де Стейл — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требует 1 правка. У этого термина существуют и другие значения, см. Стиль.

«Де Стейл»[1] (нидерл. «De Stijl», «Стиль») — общество художников, образованное в Лейдене в 1917 году. Данное художественное направление также именуется неопластицизмом.

К кругу основателей принадлежат художники Тео ван Дусбург, Пит Мондриан, Барт ван дер Лек, архитекторы Якобс Йоханнес Ауд, Ян Вилс и Роберт ван ’т Хофф (нид.)русск., скульптор Жорж Вантонгерло и поэт Антони Кок (нид.)русск.. Позднее к ним примкнули Джино Северини, Жан Арп, Геррит Ритвельд, Эль Лисицкий, Фридрих Фордемберге-Гильдеварт, Казар Домела Ньювенгейс и Константин Бранкузи.

С 1917 по 1931 год группа выпускала журнал «Де Стейл» (De Stijl), в котором последовательно публиковала свою эстетическую программу. Её главной чертой была установка на радикальное обновление искусства до самых его основ путём изменения человека изнутри и его жизненных условий снаружи. Художник не должен замыкаться в своём творчестве и работать изолированно в своём ателье, но как технический специалист конкретно атаковать современные ему общественные и экономические условия жизни с целью их обновления. Художественное произведение прежде всего должно иметь рационально-утилитаристский акцент и быть разработано трезво, ясно и энергично, в «инженерной чистоте и конкретности» своего предназначения и хозяйственной функции. При этом догматически провозглашаемыми основными элементами живописи являлись: прямой угол и три цвета, красный, жёлтый и синий, к которым в качестве дополнительных или фоновых могли быть добавлены чёрный и белый.

При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землёй. Эстетический и философский пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру XX столетия, и прежде всего через Баухаус, где Тео ван Дусбург преподавал в 1921-1923 годах. Особенно ярко проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельсона, Бруно Таута.

Конструктивизм (искусство) — это… Что такое Конструктивизм (искусство)?

Конструктиви́зм — советский авангардистский метод (направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

Особенности стиля

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА (общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.

Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер)

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Появление конструктивизма

Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако, сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).

Рождение термина

Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 года

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».

А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

Конструктивизм в архитектуре

Основная статья: Конструктивизм (архитектура)

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади.

Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Моисей Гинзбург — «Стиль и эпоха»

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Деятельность ОСА

  • 1927 год — Первая выставка современной архитектуры;
  • 1928 год — Первая конференция ОСА
  • 1929 год — Первый съезд ОСА

Функциональный метод

Здание газеты «Известия» Kscan 11.jpeg

Функциональный метод — это теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).

На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».

В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров.

Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.

Ленинградский конструктивизм

Ленинградские конструктивисты:

  • Абросимов, Павел Васильевич
  • Вакс, Иосиф Александрович
  • Гегелло, Александр Иванович
  • Демков, Николай Фёдорович
  • Зазерский, Алексей Иванович
  • Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
  • Кричевский, Давид Львович
  • Левинсон, Евгений Адольфович
  • Лялин, Олег Леонидович
  • Мендельсон, Эрих
  • Мунц, Владимир Оскарович
  • Никольский, Александр Сергеевич
  • Овсянников, Сергей Осипович
  • Оль, Андрей Андреевич
  • Претро, Ипполит Александрович
  • Симонов, Григорий Александрович
  • Троцкий, Ной Абрамович
  • Фомин, Игорь Иванович
  • Хряков, Александр Фёдорович
  • Чернихов, Яков Георгиевич
  • Явейн, Игорь Георгиевич

Харьковский конструктивизм

См. Госпром, дом «Слово»

Минский конструктивизм

Kscan 11.jpeg Дом правительства в Минске

См. Дом правительства Республики Беларусь

Конструктивизм в дизайне и фотографии

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.

В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды[1][2].

Самой известной фотомоделью тех лет была знаменитая Лиля Юрьевна Брик[3].

Конструктивизм в литературе

В 1923 рядом манифестов был провозглашён конструктивизм как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты Илья Сельвинский, Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов, литературоведы Корнелий Зелинский, Александр Квятковский и другие. Конструктивисты-писатели провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 году конструктивисты стали объектом травли со стороны РАПП и объявили о самороспуске.

Конструктивизм под запретом

Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы». Они отстаивали своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Растрелли и Баженова

Наиболее известны среди них ленинградский мастер Иван Фомин с его «красной дорикой» и московский архитектор Иван Жолтовский, поклонник Ренессанса.

В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как буржуазные. Как написал конструктивист М. Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства.

На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.

Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы).[4] Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели.

По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».

Конструктивизм возрождается

В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов.

В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм.

Архитекторы

Kscan 11.jpeg

Примечания

Литература

  • Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. — М., 2001.
  • Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984.

См. также

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *