Канонический стиль в архитектуре – Презентацию к уроку изобразительного искусства «Канонический стиль в архитектуре»

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. Канонический

Описание презентации Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. Канонический по слайдам

Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. Архитектурные стили Древнего Египта и Античности.

Канонический стиль Древнего Египта. Особенности архитектуры:  • Монументальный характер:  грандиозность пространственных композиций.

Канонический стиль Древнего Египта. Особенности архитектуры: • Монументальный характер: грандиозность пространственных композиций. • Колоссальные размеры, подавляющие человека • Протяженность композиции, все её отдельные звенья нанизывались на одну ось. • Строгая симметрия • Стремление к геометризму форм • Сложная планировка гигантских архитектурных сооружений • Прочность строительных материалов

Протяженность композиции Она объясняется тем, что сооружения предназначались для проведения грандиозных религиозных церемоний с

Протяженность композиции Она объясняется тем, что сооружения предназначались для проведения грандиозных религиозных церемоний с пышными процессиями.

 По обе стороны дороги,  ведущей к храму, на протяжении сотен метров располагались По обе стороны дороги, ведущей к храму, на протяжении сотен метров располагались аллеи сфинксов. Карнак. Аллея сфинксов. 16 в до н. э.

Вход в храм был оформлен пилонами в форме усеченных  пирамид. Пилоны в храмеВход в храм был оформлен пилонами в форме усеченных пирамид. Пилоны в храме Амона Ра в Карнаке Пилон в храме Хора, III-I вв. до н. э. Эдфу

   За пилонами располагались перистильные дворы и гипостильные залы –обширные крытые помещения, За пилонами располагались перистильные дворы и гипостильные залы –обширные крытые помещения, потолок которых опирался на многочисленные, часто поставленные колонны. Гипостильный зал храма Амона –Ра в Карнаке. Конец 14 — нач. 13 вв. до н. э. Перистильный двор.

Древнеегипетские колонны не имеют аналогов в мировой архитектуре. Капители колонн выполнены в виде стилизованныхДревнеегипетские колонны не имеют аналогов в мировой архитектуре. Капители колонн выполнены в виде стилизованных растительных форм – ветвей пальм или цветов папируса, распустившихся или зхакрытых бутонов лотоса. Иногда капитель колонны воспроизводит изображение головы богини Хатхор. Ствол лотосовидной колонны имеет по всей высоте один и тот же диаметр, а папирусообразной – сужается кверху. Колонны Карнака. Реконструкция колонн.

В эпоху Античности ( VIII  до н. э.  –V н. э. )В эпоху Античности ( VIII до н. э. –V н. э. ) в Древней Греции и Древнем Риме сложился классический стиль архитектуры. Легкая и стройная архитектура отражала представления греков о силе и крсоте человека. Её качества: изящество и простота, гармоничность и соразмерность человеку, практичность и торжественность. Парфенон Арка Веспасиана

Греческие архитекторы создали ордерную систему, положившую начало возникновению универсального языка архитектуры, которым человечество пользуется

Греческие архитекторы создали ордерную систему, положившую начало возникновению универсального языка архитектуры, которым человечество пользуется вот уже более двух тысяч лет. Ордер – порядок связи несущих ( стереобат, колонна_ и несомых ( антаблемент, крыша) частей здания. Дорический ордер. Черты дорического ордера • Колонна не имеет базы • Ствол колонны прорезан неглубокими каннелюрами, в середине слегка расширяется, что придает ей упругость. • Капитель представлена в виде двух плит: квадратная — вверху и круглая — внизу. • Фриз прерывный: триглифы и метопы, в метопах горельефы, изображающие богов, героев.

Дорический ордер Храм Геры(Посейдона) в Пестуме 5 в.  До. н. э. Парфенон. Храм

Дорический ордер Храм Геры(Посейдона) в Пестуме 5 в. До. н. э. Парфенон. Храм Афины Парфенос (Девы) 5 в до н. э.

Ионический ордер • Колонна имеет  профилированную базу • Ствол колонны прорезан глубокими каннелюрами,Ионический ордер • Колонна имеет профилированную базу • Ствол колонны прорезан глубокими каннелюрами, к верху колонна становится тоньше, что придает ей легкость • Капитель: декоративный элемент – волюты, в виде рогов жертвенного барана. • Фриз непрерывный:

Кариатиды –  женские скульптуры выполняли конструктивную роль,  роль колонн, соответствовали ионическому ордеру.Кариатиды – женские скульптуры выполняли конструктивную роль, роль колонн, соответствовали ионическому ордеру. Атланты – мужские скульптуры соответствовали дорическому ордеру. Храм Ники Аптерос (Бескрылой) 5 в. До. н. э. Эрехтейон. 5 в. До н. э.

Коринфский ордер.  • Колонна имеет  профилированную базу • Ствол колонны прорезан глубокими

Коринфский ордер. • Колонна имеет профилированную базу • Ствол колонны прорезан глубокими каннелюрами, она еще более легка и изящна • Капитель: четырехугольная, декоративный элемент – в виде цветочной корзины, с преобладанием листьев аканта. • Фриз непрерывный:

Основными объектами греческой архитектуры в городах – государствах (полисах)  была  агора –Основными объектами греческой архитектуры в городах – государствах (полисах) была агора – площадь, на которой проходила повседневная жизнь горожан. Это террирория с храмами богов и святилищами, где устраивались религиозные церемонии, а также театрами для постановки драматических представлений.

Архитектура Рима. Римляне обогатили достижения древних греков новыми инженерными идеями и строительными технологиями. ОниАрхитектура Рима. Римляне обогатили достижения древних греков новыми инженерными идеями и строительными технологиями. Они изобрели бетон, а при строительстве храмов применили купольное перекрытие пространства. Пантеон – «храм всех богов» 125 г. Н. э. Купол Пантеона. Диаметр – 43, 2 метра.

На основе арочных и сводчатых конструкций возводились триумфальные арки, мосты-акведуки для водоснабжения городов, На основе арочных и сводчатых конструкций возводились триумфальные арки, мосты-акведуки для водоснабжения городов, общественные бани ( термы), зрелищные сооружения Акведук в Авиньоне. Франция. Акведук в Сеговии. Испания.

Больших успехов римляне достигли в строительстве дорог,  связавших между собой провинции огромной РимскойБольших успехов римляне достигли в строительстве дорог, связавших между собой провинции огромной Римской империи. Римские города отличались строгой регулярностью планировки. В целом для римской архитектуры, всегнда стремившейся к удовлетворению практических нужд человека, были характерны монументальность и рационализм. С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи — Via Appia, либо Аппиева дорога ,

Разработка урока «Стили архитектуры.Искусство»

Тема: Стили  архитектуры.

Цель урока: систематизировать  и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре.

 Задачи: 

  • Закрепить знания об архитектурных стилях  в контексте культурно – исторических периодов.

  • Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.

  • Формировать умения работать с информацией.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер.

ЦОР: презентации «Архитектурные стили».

Ход урока.

План урока

содержание

1.Оргмомент.

2.Ход урока

3.Закрепление

4.Д/З

Постановка цели урока.

Проверка домашнего задания.

1.Введение в тему.  Определение понятия «архитектурный стиль».

В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие «стиля», т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приёмов. Стиль связан с историей развития человеческого общества, его мировоззрения и идей, с историей развития архитектуры и строительной техники, с представлениями эпохи о пользе и красоте.

Архитектурный стиль-единство содержания и художественного образа

Архитектура — искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

2.Систематизация знаний  о стилях и их последовательной смене в истории человечества.

История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Основной строительный материал в Египте —  камень.

  Из камня египтяне высекали высокие стройные каменные глыбы в виде обелисков, которые были символами солнца — великого Ра, а также огромные столбы и колонны. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора.

        

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы..

Шедевры, созданные талантливыми мастерами античного мира, на протяжении нескольких столетий вдохновляли поэтов, композиторов, драматургов и художников всех стран Европы, и сегодня продолжает доставлять нам художественное наслаждение и служить нормой и недосягаемым образцом.

        Художественное наследие Древней Греции и Древнего Рима — архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное и ювелирное искусство — поражает своим богатством и многообразием. В нем ярко выразились эстетические представления, нравственные идеалы и вкусы, характерные для античной цивилизации, завершившей многовековую историю древнего мира. Творцами античной культуры были древние греки.

Архаический период

На руинах микенских городов, уничтоженных дорическими племенами-завоевателями, возникала новая культура.

  .На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам.

  Светское строительство отступило на второй план. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов  для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой.

   Греческие зодчие впервые в истории строительства создали архитектурный ордер, т.е. установили чёткие правила художественной обработки внешней формы конструкций, определили порядок размещения деталей и их размеры.

   В разное время в разных местах Древней Греции были созданы три ордера: дорический, ионический и коринфский.

   Все три ордера имеют одинаковые основные элементы, но отличаются друг от друга пропорциями и декоративной обработкой.

Дорический ордер связан с мужественным, тяжёлым стилем ( «мужественный»)

    Строгая и мощная дорическая колонна, стоящая прямо на платформе, без всякой подкладки, может быть сравнена с торсом атлета, держащего на голове великую тяжесть. Сверху донизу колонна протесана вертикальными желобками — каннелюрами. При свете солнца они порождают игру света и теней, оживляя тем самым каменный ствол.

    Чтобы подчеркнуть устремленность самой колонны и всего здания ввысь, верх ствола уже, чем основание. Он как бы стянут у самой вершины горизонтальными желобками.

Ионический ордер – связан с мягким и изнеженным стилем  ( «женственный»)

     Ионическая колонна родилась в греческих городах малоазиатского побережья Средиземного моря. Пышность и роскошь востока оказали на нее свое влияние. Сама колонна стала стройней, каннелюры глубже, у нее появилось круглое основание — база, а эхин (сплющенная подушка на верху колонны) получил на краях спиральные завитки.

Коринфский ордер – появился в V века до н.э. пропорции уподоблялись девическому телу («девический»)

Отличается колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта

Ордера:
1- дорический
2 — ионический
3 — корифский

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Этот художественный стиль один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

  • Романскому стилю присущи стремление к завершённой целостности, строгости и простоте, отсутствие украшений и орнамента. Её характерный элемент – арочная форма дверных и оконных проёмов. В очертаниях преобладают вертикальные и горизонтальные линии. Сложная структура внешне выглядит чёткой и ясной. Каменные храмы созданы простыми объёмами и формами.

Таким образом для романских построек характерно:

  • сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу

  •  массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами

  •  наличие каменного свода

  •  толстые стены, прорезанные маленькими окнами, преобладание горизонтальных членений над вертикальными

  •  циркульные и полуциркульные арки.

Готика

  • Го́тика — период в развитии средневекового искусства с XII по XV век, пришедший на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Готика зародилась в XII веке на севере Франции.

Для готики характерны :

  • арки с заострённым верхом

  • узкие и высокие башни и колонны

  • богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна

  •  все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

         

В готической архитектуре выделяют

3 этапа развития:

ранний,  зрелый (высокая готика) , поздний.

  • Готические здания отличаются обилием ажурных, как кружева, украшений, скульптур, орнаментов, поэтому и снаружи, и внутри они производят впечатления лёгкости и воздушности. Окна, порталы, своды имеют характерную стрельчатую форму

Архитектура эпохи Возрождения

Возрожде́ние, или Ренесса́нс ( фр. Renaissance, итал. Rinascimento)

 — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени с XIV по XVI века.

Архитекторы Возрождения в соответствии с гуманистическим мировоззрением своей эпохи создали новый стиль – ренессанс, в котором использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные ордеры.

     применялись они более свободно, с отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в сочетании с другими архитектурными элементами.

  • Особенное значение  придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.

  • Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши.

Барокко

Барокко (итал. barocco — «странный»)- стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 в. Рождается в Италии и распространяется в большинстве европейских стран, приобретая в каждой свои особые национальные черты.

     Если здания в стиле ренессанс были строгими по форме, с чёткими прямыми линиями, то сооружения в стиле барокко, пришедшем на смену ренессансу отличаются обилием криволинейных форм.

Прямые линии почти отсутствуют. Архитектурные формы изгибаются, громоздятся одна на другую и переплетаются со скульптурой.

От этого создаётся впечатление постоянной подвижности форм.

Рококо (1715 г. — XVIII в.)

Стиль рококо (французское rococo, rocaille — раковина, поскольку наиболее заметным внешним проявлением данного стиля были декоративные мотивы в виде раковины) —

 изобилует причудливыми украшениями, криволинейностью линий, завитками, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера/. Роккоко возникло в основном как декоративный стиль, связанный с придворными празднествами и развлечениями аристократии. Сфера распространения Роккоко была узкой, оно не имело народных корней и не могло стать подлинно национальным стилем.

Классици́зм

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв.

        В основе классицизма лежат идеи рационализма

Главной чертой архитектуры классицизма — обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Архитектуре классицизма  присуща регулярность планировки и четкость объемной формы.

Основой архитектурного языка классицизма стал ордер,

        близкий к античности.

Для классицизма свойственны :

  • симметрично-осевые композиции

  • сдержанность декоративного убранства

  • регулярная система планировки городов.

Ампир

Ампи́р (от фр. empire — империя) — стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма

Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности

Эклектика

Экле́ктика (эклектизмисторизм) в архитектуре — направление вархитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Эклектике присущи черты европейской архитектуры XV—XVIII веков.

 Эклектика сохраняет архитектурный ордер, но в ней он утратил свою исключительность.

Разнообразная архитектура исторических стилизаций, распостранённая с сер.XIX до конца XX века, известна как архитектура «периода историзма».

Стилизации по выбору заказчика под классику, ренессанс, барокко, рококо, готику и т.д., а так же под национальные стили

Модерн

  • Моде́рн (от фр. moderne — современный)- один из архитектурных стилей, больше популярный во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям при строительстве зданий. Архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Конструктивизм

  • Конструктивизм — советский авангардистский стиль, направление, получившее развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Функциональный метод — есть теоретическая концепция конструктивизма, основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура(форма соответствует функции).

Вопросы на закрепление материала:

  1. Какие стили в архитектуре вы знаете?

  2. Когда появилась ордерная система?

  3. Чем отличается один ордер от другого?

  4. Что использовали архитекторы стиля ренессанс?

  5. В  каком стиле почти отсутствуют прямые формы?

  6. Какой стиль известен как архитектура «периода  историзма»?

  7. В основе какого стиля лежат идеи рационализма?

  8. Какой стиль называют эклектикой?

3.Домашнеее задание сообщение по теме.

Стили архитектры | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Стили архитектуры Презентацию выполнила ученица 8 А Масленкина Дарья

Слайд 2

КАНОНИЧЕСКИЙ СТИЛЬ В каждую эпоху существовали определённые типы построек, использовались особые строительные материалы, конструкции. Изменялись понятия о красоте и целесообразности, от сюда и различия форм, и декоративного убранства различных времён. Канон (греч.kanon — правило, мерило) — совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы пропорций, композиции, рисунка; также произведение, служащее нормативным образцом. Основные принципы «канонического» («египетского») стиля: единство вертикальное построчное разномасштабность фаснопрофильное Каноны в Древнем Египте существовали для изображения: стоящего человека; идущего человека; сидящего человека; цветка лотоса; священных животных

Слайд 3

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Одним из символов культуры античной Греции, подлинным архитектурным шедевром является Парфенон — главный храм Акрополя, посвященный покровительнице города богине Афине Парфенос . В основе архитектурного замысла ансамбля лежала идея свободы и совершенной гармонии. В своих основных формах Парфенон — это дорический периптер с восемью колоннами на коротких и семнадцатью на длинных сторонах. он включает вытянутые по пропорциям колонны, сплошной фриз, опоясывающий здание. В архитектурном облике Парфенона, нет прямых линий и правильных плоскостей, поэтому он кажется живым и будто выросшим из каменной глыбы. Высшую точку развития греческой классики знаменует фриз- зоофор Парфенона, изображающий праздничное шествие в честь Афины и фигуры богов. В представленных на фризе людях нет двух одинаковых лиц или фигур, и всё же каждый персонаж — не портрет того или иного афинянина, а образ — идеал греческой красоты.

Слайд 4

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ. С распадом Римской империи на два государства — Византию и Рим — разделилась и их культурная жизнь. Уже в Х веке храмы Западной Европы были настолько самобытны и оригинальны, что позже этот период назвали отдельной — романской. Романский стиль, или романика , формируется со времен царствования Карла Великого . Символом и основным стилевым признаком эпохи считается полукруглая сводчатая арка. С романских времен сохранились в основном церковные постройки: массивные, с небольшими окнами и приземистыми колоннами. Верх зданий венчают массивные башни. Романский стиль отвергает декора­тивность, пропорциональность и орнамен­тальность Античности, построения заметно преображаются и огрубевают. Для романики характерны постройки с башнями, гладкими толстыми стенами, маленькими и узкими окнами, прямыми углами. Единственной изогнутой линией является арка. Аскетичная декоративность, отсутствие деталей и лаконичность создают индивидуальность и неповторимость романского стиля.

Слайд 5

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ . Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. С технической точки зрения, готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений. Стрельчатая арка считается символом готики: взгляд устремляется ввысь, и создается ощущение гораздо большей высоты, чем у круговой (романской) арки. Такая конструкция была гораздо более устойчивой и гибкой. Готический стиль называют величественным и устрашающим. Земная жизнь средневекового человека была не важна, ценным считалось лишь то, что вечно. Все было подчинено идее божьего служения и духовной жизни. Соборы должны были устрашать. И они действительно создавали пугающую, мрачную атмосферу страха.

Слайд 6

Принципы деревянной архитектуры, в свою очередь, отражались в каменном зодчестве. На Руси первые каменные храмы были построены в Киеве, Новгороде и Владимире. Наружная декорация иногда имитировала в камне традиционную деревянную резьбу. Этим особенно отличался собор храм Покрова на Нерли — жемчужина русского зодчества 12 века. Мотивы белокаменной резьбы напоминают традиционные славянские резные деревянные узоры. ДРЕВНЕРУССКИЙ СТИЛЬ. Основные принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры — архитектура Древней Руси. Древнерусский стиль — это деревянные дома накрытые сверху сложными фигурными формами крыш с позолотой, на карнизах резные орнаменты в национальном стиле. К терему на прочных деревянных столбах пристраивалось крыльцо. Крыши теремов строились различных форм и конструкций от двускатных до шатровых. Карнизы крыш украшались резьбой по дереву — разного вида полотенцами, а конек крыши всегда украшался петушками. Крыши княжеских или боярских теремов иногда, а купола церквей всегда покрывали настоящей позолотой. Внутренние стены богатых домов обычно расписывались.

Слайд 7

РЕНЕССАНС. Ренессанс , или Возрождение — период в европейской культуре, пришедший на смену Средне­вековью. Стиль характеризуется простотой форм. Горизонтальные этажи наслаиваются друг на друга. Актуальны и античные элементы — пилястры, пилон, колонны. Основными архитектурными формами Ренессанса стали геометрические фигуры — куб, квадрат, прямоугольник, шар. Архитекторы пытаются преодолеть тяжеловесность и массивность зданий. Асимметрия готических соборов сменяется полукруглыми арками, куполами и нишами. В это время актуальны большие по размерам купола и своды, декорированные уже не резьбой, а рисунками. В XVI веке настенная живопись уступает в популярности лепным украшениям. Залы храмов преимущественно просторные и высокие.

Виды архитектурных стилей и их особенности. Стили в архитектуре

Архитектуру называют каменной летописью мира. Действительно, архитектура — это огромная каменная книга, на страницах которой запечатлены эпохи жизни человечества. Любое архитектурное сооружение несет на себе печать своего времени.

Каждой исторической эпохе присущ свой стиль. Давайте совершим небольшое путешествие во времени и пространстве и познакомимся с архитектурными стилями различных эпох, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем.

Одной из причин выбора была технология захвата солнечной энергии и использования холодных вод залива Гуанабара в системе кондиционирования воздуха. Архитектор Ле Корбюзье сказал более или менее, что здание в футах — это инженерное дело, но когда оно движется, это архитектура.

Идея, поскольку преобладает хорошая архитектура, — это объединение между старым и новым гармоническим способом. Считая золотой век искусств и писем, античность становится источником почти исключительного вдохновения. Самые красивые и более заметные свидетели этого древнего бытия монументального порядка, это движение проиллюстрировано всем Филиппо Брунеллески является предшественником архитектуры, а здания будут построены в соответствии с принципами баланса, симметрии, ритма и уважения к пропорциям.

Впервые формирование стиля происходит в Древнем Египте (IV тыс.до н.э.-332 г. до н.э.), архитектура которого увековечила обожествленную власть фараона и веру в загробную жизнь. Этот стиль называется канонический . На левом берегу Нила высятся гигантские гробницы-пирамиды, которые даже на расстоянии подавляют мощью,грандиозностью, геометризмом форм, тяжестью материала.

Архитектор Браманте возобновит и разработает эти принципы, особенно в своем шедевре, «Темпиетто ди Сан-Пьетро» в Монторио, построенный в Риме под влиянием античности в архитектуре, иллюстрируется несколькими элементами. Фасады имеют вертикальную ось симметрии и, как правило, увенчаны фронтоном, а фасады акцентированы пилястрами, колоннами и заливами. Принципы архитектуры эпохи Возрождения основаны на пяти классических архитектурных заказах Арки обычно полукруглые и часто размещаются таким образом, чтобы образовывать настоящие арки, сводчатые своды вновь появляются и обозначают раскол готическим стилем. в частности Брунеллески в церкви Санта-Мария-дель-Фьоре и Браманте в Санкт-Петербурге в Риме. Ренессансная живопись, вероятно, самый сильный разрыв с готическим искусством.

Эти черты характерны и для египетских храмов со строгой симметрией, с аллеями повторяющихся сфинксов, с гипостильными залами с рядами гигантских колонн в виде стеблей и цветков лотоса и папируса.

Классический стиль вырабатывался в период античности (VIII в. до н. э. — V в. н. э.) в Греции и Риме. Легкая, стройная архитектура Древней Греции несет в своем художественном строе иной дух — дух героики и значительности человека. «Человек — мера всех вещей» — вот девиз всего искусства Эллады, которое в отличие от египетского соразмерно человеку. Архитектурный стиль Древней Греции поэтичен, изящен, гармоничен и прост. Главное достижение греческих зодчих — создание ордера. На основе ордерной системы возник универсальный архитектурный язык, на котором говорит человечество более двух тысяч лет.

Италия, с такими гениальными художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи или Микеланджело, произвела революцию в способах представления. Самая большая революция в этом вопросе — открытие перспективы того, что Мазаччо является одним из первых художников, использующих, особенно в Распятии Базилики Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Главный переворот — в представлении человеческого тела. Изучение анатомии теперь позволяет уважать пропорции и реалистичное представление моделей.

Художники используют весь древний декоративный репертуар: рифленые пилястры, колонны с капителями, гротески, оружие и доспехи и т.д. но они также внедряют инновации из этого источника вдохновения и создают новые мотивы: картуши в виде кожи, чересстрочные фризы с постоянно обновляемыми формами, цветочные гирлянды. Это также период, когда мифология спорит с религией о выборе предметов, подлежащих лечению. Таким образом, фигуры Венеры, Вакха и Марса начинают заполнять богатых внутри. Французское украшение этого периода характеризуется сочетанием роскоши и комфорта.

Практичность суровых римлян сказалась и на архитектуре Древнего Рима. Римляне создали новые архитектурные конструкции: арки и своды, которые сочетали с греческим ордером. На основе новых конструкций были созданы триумфальные арки и колонны, акведуки, термы, форумы, базилики. Так римляне обогатили приемы древнегреческих зодчих новыми инженерными идеями. Большинство сооружений императорского Рима отличалось торжественностью и мощью, практичностью и рационализмом.

Французский ренессанс особенно ярко проявляется в архитектуре благодаря строительству замков, особенно в долине долины Луары. Самыми красивыми свидетелями являются замки Шамбор, Экуэн, Блуа и Шенонсо. Но более конкретно, это называется архитектурным порядком, который представляет собой организм, структурно связанный с трехсторонней системой и состоящий из трех элементов, два из которых являются носителями и носителями и которые эстетически проявляют постоянные характеристики и соответствуют определенным декоративным и стилистическим правилам.

Романский стиль возник в Западной Европе в средние века (XI-XII вв.). Его родиной была Франция.Он получил широкое распространение в Германии. Суровая архитектура того времени — это архитектура толстых стен и узких окон-бойниц в монастырях, замках, храмах. Все постройки носят оборонительный, крепостной характер. Основными конструктивными и художественно-выразительными элементами являются стена и крестовый свод. Это архитектура тяжелых сводов, грузных башен и массивных выступов стен из тесаного камня.

Чтобы иметь возможность говорить об архитектурном порядке, необходимо, чтобы носители или пьедесталы имели определенную форму, которая, в зависимости от случая, может быть столбцом или столбом, который является его производным; и что представленный элемент представляет собой те декоративные элементы, которые не являются конструктивными, для которых он берет название луча или перемычки или рамки. Это определение может показаться искусственным, поскольку оно включает только стилистические формы, уже зрелые и определенные, за исключением рудиментарные, из которых производятся первые, но это оправдано тем фактом, что без определенной формальной решимости возвращается к общему смыслу, упомянутому в начале, и что именно потому, что общий не представляет особого интереса.

На смену феодальной раздробленности в Западной Европе в XIII-XIV вв. приходит период возникновения централизованных государств. Развивающийся средневековый город уже не устраивает тяжеловесная громоздкость романских построек.

Новые архитектурные задачи решает готический стиль, конструктивной основой которого становится каркас. Стена теперь не является несущей конструкцией. Вместо глухих стен с монументальными росписями появляются огромные проемы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы готических соборов. Богато украшенные каменной резьбой и скульптурой, они кажутся легче, стройнее, изящнее, ажурнее. Преобладание вертикальных линий создает впечатление устремленности вверх — к небу, Богу.

Но в более узких пределах, которые теперь определены, архитектурный порядок является художественным творением исключительного значения, которое на протяжении веков являлось фундаментальным выражением европейской архитектуры на протяжении многих веков.

Областями, в которых были сформированы архитектурные заказы, были регионы восточного Средиземноморья и Азиатско-Тихоокеанского бассейна, чья цивилизация представляет их, поскольку мы можем рассмотреть первые примеры, которые уже достаточно сформированы.

Стилистическое выражение трилитов, оставленных нам египтянами, хотя с конструктивной точки зрения оно более восприимчиво к понятию и этимологии системы, оно не в полной мере представляет формальные элементы, характеризующие порядок. при появлении функции различных частей б

«Стили архитектуры» | Kursak.NET

Урок 15-16 по МХК по теме: «Стили архитектуры»

Мы продолжаем разговор по архитектуре. Это – одно из самых сложных для понимания жанров художественного искусства, т.к. оно связано с математическим расчетом при постройке, с расчетом прочности здания, а также содержит художественную особенность, относится к определенному стилю – совокупность характерных черт и признаков. Давайте разбираться, что же это такое, какие черты и признаки относятся к какому стилю, и какие стили существуют в архитектуре.

Архитектуру называют «каменной летописью мира», «каменной симфонией», «музыкой в камне». Сегодня мы совершим с ваши погружение в историю и познакомимся с архитектурными стилями, начиная с Древнего Египта и кончая сегодняшним днем.

Основные стили:

1. Канонический – 4тыс.до н.э. – 332г.до н.э. – стиль Древнего Египта, обожествление власти фараона и вера в загробную жизнь. Это пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке.

2. Классический – стиль античного периода истории (8в. до н.э. – 5в. н.э.) в Греции и Риме. Лёгкая, стройная архитектура Древней Греции с духом героики и значимости человека. Этот стиль поэтичен, изящен, гармоничен и прост. Например, Парфенон, Эрехтейон. У римлян же появляются новые архитектурные конструкции: арки и своды. Появляются колонны, акведуки, термы, форумы, базилики. Например, Триумфальная арка Константина, Колизей, Пантеон. Именно простота и изящество привлекали архитекторов последующих эпох к повторению черт – так появляется классицизм.

3. Романский стиль – Западная Европа средние века, 11-12 века. Это стиль Франции, Германии. Это архитектура толстых стен и узких окон-бойниц в монастырях, крепостной характер. Это тяжелые своды, грузные башни и массивные выступы стен из тёсанного камня. Например, церковь Нотр-Дам ля Гранд

4. В 13-14 веках появляется готический стиль в Европе, основой которого является каркас. Появляются огромные проемы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы соборов. Характерна каменная резьба и скульптура. Преобладают вертикальные линии, впечатление – устремленность вверх – к небу, к Богу. Например, Собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне.

5. Древнерусский стиль – 9-15веков в Древней Руси. Соединил в себе византийские художественные вкусы (после принятия христианства) и национальные черты из деревянного зодчества. Это – величавая простота крепостных сооружений и нарядная декоративность церквей. Например, храм Святой Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитровский собор во Владимире, макет церкви дворца в Коломенском.Во время феодальной раздробленности 11-12 веков сохраняется единый русский стиль с местными традициями (архитектура Суздаля, Пскова, Владимира). С созданием централизованного государства перестраивается ансамбль Московского Кремля по идее «Москва –третий Рим».

6. Ренессанс – эпоха Возрождения 14-16 века. в Европе. Зарождается в Италии, связан со светской культурой, пронизан идеями гуманизма, интересом к античной истории и архитектуре. Отсюда, монументальность, величие (от римлян) и греческое изящество, гармония. Появляется этаж – преобладают спокойные горизонтальные членения итальянских дворцов. Примеры: храм Санта Мария дельФьоре во Флоренции, палаццо Ручелан, капелла Пацци.

7. Барокко – также зародился в Италии – причудливый, странный, динамичный, беспокойный, пластичный стиль. 16-18 века. Это криволинейные и дугообразные формы, городские и дворцово-парковые ансамбли. Примеры: Собор Святого Петра в Риме, ансамбли архитектора Растрелли: Екатерининский дворец в Царском селе, Зимний дворец.

Екатерининский дворец. Предхорная
Архитекторы: М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли
Дата создания: 1724 г.—1756 г.
Местонахождение: Царское село, г. Пушкин, Ленинградская обл.

8. Классицизм – в Европе 17-19 веков. Величавый стиль абсолютных монархий, опора – на античное наследство и достижения Возрождения. Симметрия, торжественная строгость, благородная простота. Примеры: Дворцовый ансамбль Версаля, ансамбль стрелки Васильевского острова, Казанский собор в Санкт-Петербурге.

9. Рококо (раковина) 18 век, Франция – стиль оформления внутренних покоев при дворе короля Людовика 15. Это вычурность, утонченность, витиеватость убранства. Пример – дворцовые интерьеры Зимнего дворца.

10. Ампир (стиль империи) – Франция конца 18века после революции. Это стиль эпохи Наполеона. Триумфальные арки, колонны, обелиски. Это суховатый академизм, холодное величие, изолированность от окружающей среды и отсутствие декора. Арка Звезды в Париже, здание Главного штаба в Петербурге.

11. Во 2-й половине 19 векасмешение архитектурных стилей привело к появлению эклектизма.

12. Конец 19-начало 20 века – модернобтекаемые очертания здания, изгибающиеся линии орнамента. Дом Сытина, особняк Рябушинского в Москве.

13. 20 век – Европа и Америка – современный стильэто и конструктивизм, который не прячет конструкцию здания, и функционализм – «в пользе красота». Это и органический стиль Райта Ф.Л. – плавные формы природы. Это и всевозможные ретро – архитектурные воспоминания. Это и хай-тек – громоздкость и обилие стекла и пластика.

В некоторые эпохи соседствовали несколько стилей разом (Европа нового времени и особенно 19 век). Интересны современные стили, с использованием новых технологий и материалов, покрытий.

А теперь давайте рассмотрим иллюстрации к основным архитектурным стилям – презентация к уроку 15-16.

Вопросы и задания:

1. Что такое стиль?

2. Почему архитектуру называют каменной летописью мира?

3. Что отпечаталось, повлияло на формирование архитектурных стилей? Приведи примеры.

4. Какой из стилей понравился тебе больше всего? Почему? Подобрать иллюстрации понравившегося стиля.

5. Выписать в тетрадь стили, даты их создания и ключевые слова по каждому стилю.

6. К каким стилям можно отнести следующие объекты?

1.2.

3.

4. 5.

6 7

7.89. 10 11. 12

13

14 15

Архитектурный ордер — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ордер. Капители тосканского, дорического, ионического (в двух вариантах), коринфского и композитного ордера. Иллюстрация из Энциклопедии, XVIII век

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — в традиционном понимании это тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. В иной формулировке: порядок, или последовательность использования определённых элементов в определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение[1].

Архитектуроведы ХХ века последовательно отходили от примитивных представлений об ордере как о конструктивной системе. Если архитектура, в отличие от конструктивной и строительной деятельности, представляет собой вид художественного творчества то и архитектурный ордер следует считать образным переосмыслением тектонических закономерностей не только стоечно-балочной, но и любой системы, придающей сооружению необходимую устойчивость и прочность. Отсюда выражение «ордер стены» (без колонн), или астилярный ордер (от греч. a — без, и stylos — колонна). Стена, внизу оформленная цоколем, вверху — карнизом, посередине — тягами, рустом, наличниками дверных и оконных проемов, сандриками и прочими деталями, обретает тектонический вид и, следовательно, ордерность. В такой композиции убедительно прочитываются низ, верх, основание, несущая и несомая части. В этом смысле «безордерной» может считаться только внехудожественное, некомпозиционное сооружение, в котором не выявлены формообразующие тектонические начала. Ордерность таким образом сближается с понятием тектоничности, но последнее остается более широким. Определение «астилярный ордер» ввел в теорию архитектуры еще в XVIII веке выдающийся архитектор и гравер Дж. Б. Пиранези. Проще говоря, ордер это не только здание с колоннами. Поэтому традиционное подразделение на ордерную (здание с колоннами или пилястрами) и безордерную архитектуру (без колоннад) также отошло в прошлое [2]. В еще более радикальной формулировке: ордер это основополагающий художественный троп (греч. tropos – поворот, перенос) в искусстве архитектуры, т. е. способ образного переосмысления и художественного преображения строительной конструкции, превращения ее в «образ строения» (термин А. И. Некрасова) [3][4]. Большой, или колоссальный, ордер — композиция фасада здания с колоннами, охватывающими два и более этажей. Художественно-образное понимание ордерности можрно распространить и на другие виды искусства, которые мы обобщенно именуем архитектонически-изобразительными, в первую очередь на декоративно-прикладное искусство и дизайн [5].

История развития и изучения ордерных систем[править | править код]

История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре»[6]. Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела, в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности» [7]. Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период [[историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

Все части классического ордера имеют триадную структуру. Так основных частей три: основание (опорная часть), несущая и несомая. Каждая часть также делится на три. Основание на фундамент (цоколь), стереобат, стилобат. Несущая на базу (постамент), фуст колонны и капитель. Венчающая (несомая часть): архитрав, фриз, карниз. И так далее, вплоть до самых мелких деталей. Многие греческие названия частей ордера антропоморфны. Подножие, основание постройки называли: подиум (podes – нога, стопа), или крепидома (krepidoma – основание дома). Возвышающаяся над уровнем земли объемная часть фундамента, обычно имеющая три ступени — стереобат (stereo – прочный, твердый, и baino – ступаю). Верхняя плоскость стереобата — стилобат (stylos – опора, колонна, и baino – ступаю), т.е. плоскость, по которой ступают колонны.

Выше располагается база, поддерживающая вертикальные опоры — колонны, служащие главным несущим элементом конструкции. Колонны венчает капитель (лат. capitellum — головка), которая в зависимости от типа ордера может состоять из ряда элементов: эхина (круглой «подушки») и абаки (квадратной плиты) в дорическом ордере, волют (завитков) в ионическом, листьев аканта в коринфском. Верхняя, несомая часть конструкции, называемая антаблемент, или «надстолье», разделяется на следующие части:

  1. архитрав, или эпистиль, — главная балка, которая располагается непосредственно на капители колонны. В ионическом и коринфском ордерах ради зрительной легкости расчленен по горизонтали на три части.
  2. фриз — средняя часть антаблемента, расположена между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз оформлен чередующимися триглифами и метопами, в ионическом и коринфском имеет рельефный декор, в античности дополняемый росписью и позолотой.
  3. карниз — верхняя часть антаблемента, над которой располагается кровля.
  • Блаватский В. Д. Архитектура античного мира — М.: Всесоюзная Академия архитектуры, 1939.

Колониальный стиль в архитектуре, фото – Rehouz

Когда он начал зарождаться? Быть может, во времена завоеваний Древнего Рима? Или тогда, когда эллины основали Борисфен и Херсонес Таврический?
— Собственно, колониальной архитектурой называют результаты строительства на открытых, присоединенных, колонизированных территориях. Это и деятельность греков в Северном Причерноморье, и наследие римлян в Галлии, и постройки крестоносцев-франков на землях Византии, а также, конечно, дома испанцев в Латинской, англичан и французов – в Северной Америке.

Колониальный стиль в архитектуреКолониальный стиль в архитектуре

Всюду, куда проникала культура метрополий, она впитывала местные обычаи, наполнялась колоритом и экзотикой. В облике колониальных строений сквозят готика и рококо, ампир и классицизм, античные, романские штрихи, староанглийские, голландские мотивы…

Приглядитесь к архитектуре Буэнос-Айреса, Лимы, Сан-Паулу. Испанские конкистадоры, португальские торговцы и католические миссионеры привезли сюда тяжелое, с мавританским налётом барокко, которое преобразилось под воздействием индейских фольклорных традиций. Благодаря подобному взаимному влиянию латиноамериканский колониальный стиль легко узнать по грубоватости форм и яркости красок, обилию мелких декоративных деталей и прочим атрибутам.

В Северной Америке – свой архитектурный «почерк». Базой для застройки североамериканских штатов послужила в основном английская архитектурная стилистика. В Нью-Йорке, в Новой Англии сохранились первые, самые типичные образцы английского колониального зодчества. Более того, многие фильмы из жизни старой Британии снимаются не в Лондоне, который сильно пострадал в годы второй мировой войны, а в Бостоне. В этом городе можно полюбоваться по-настоящему старинными домами – осколками прежней, благородной Европы.

Основные направления колониального стиля в архитектуре

  • Новоанглийский колониальный стиль – особняки переселенцев, возведённые в период с 1620 по 1740 годы в регионе Новая Англия. Они с крутыми, черепичными или покрытыми дранкой крышами, с боковыми фронтонами и узкими карнизами, заметными печными дымоходами. Окна в этих домах сравнительно небольшие, а стены если и украшены, то очень неброским орнаментом. Верхний этаж часто слегка нависает над первым, парадный вход строго по центру. Ничего лишнего – вот девиз первых колониальных строителей, пилигримов с Британских островов.
    Новоанглийский колониальный стиль
  • Георгианская колониальная архитектура, получившая развитие чуть позже, на протяжении 1690-1830 годов, была популярна в южных британских колониях. Постройки этого типа близки к манере Ренессанса и выглядят значительно нарядней, чем пуританская новоанглийская архитектура. Георгианским колониальным домам присущи вытянутые, прямоугольные и симметричные фасады, с нешироким навесом двускатные кровли, плоские колонны вокруг филенчатой двери, парные дымоходы. Стены георгианско-колониальных домов либо из красного кирпича, либо покрыты светлой штукатуркой, над входной дверью нередко красуется лепная королевская корона.
    Георгианский колониальный стиль
  • Кейп-код – на северо-востоке длительное время (до середины прошлого столетия) был в употреблении колониальный тип архитектуры, получивший название от залива, который омывает Массачусетс. В его основе – фахверковые домики, адаптированные к более суровым, щедрым на шторма северным побережьям Атлантики.
    Стиль кейп-код востребован и ныне, его приметные черты – деревянный, в память о фахверке, каркас или отделка, лаконичная, прямоугольная форма, преимущественно белый сайдинг, крутая, с боковыми фронтонами крыша, большой каминный дымоход, дважды застекленные, выпуклые окна.
    Колониальный кейп код в архитектуреСовременные дома в стиле кейп-код дополняют пристроенными гаражами, обширными, хорошо оборудованными мансардами. Трубы на кровле сместились, как и сместился камин (прежде его ставили по центру гостиной), а ставни на окнах выполняют сугубо декоративную функцию. Секрет долговечности стиля кейп-код – в его практичности, завидной способности сочетаться с любым интерьером. А также в том, что консервативный – как у предков – облик домашнего очага даёт ощущение корней, стабильности и респектабельности.
  • Испанский колониальный стиль царит не только в Южной Америке, но и в Калифорнии, Флориде, Аризоне, Техасе, Колорадо. Всюду, где задавали тон испанские и португальские переселенцы. Личные дома они строили в один, как правило, этаж, используя камень-ракушечник или саман, необожженный кирпич либо глину. Кровли часто оставляли плоскими, стены покрывали штукатуркой.
    Вторые этажи, балконы, как и украшения в виде молдингов, появились значительно позже.
    Испанский колониальный стильХарактерными особенностями испанского колониального стиля и сегодня остаются не очень большие, в решетчатых переплетах окна, а также сразу несколько дверей в лицевой стене постройки.
  • Немецкий колониальный стиль формировался до самого конца XIX века в Огайо, Вирджинии, Миссури, Висконсине, Пенсильвании – местах, где оседали поселенцы из Германии. Дух родной страны мигранты воплощали, применяя местные доступные материалы: так появились добротные дома из мягкого песчаника, с мощными, внушительными стенами (толщина их достигает 60 сантиметров), дверными и оконными арочными проёмами.
    Немецкий колониальный стиль
  • Голландский колониальный стиль получил определенное распространение (в основном, на берегах Гудзона) в это же время. Для него характерны кирпичная либо каменная кладка, высокие, под черепицей крыши, широкие карнизы, двери из двух автономных половин-калиток, дымоходы с каждой стороны и глухие, без окон, тыльные стены.
    Голландский колониальный стиль
  • Французский колониальный стиль можно наблюдать в Новом Орлеане, Батон-Руже, Спригфилде. В Луизиане и Миссисипи в XVIII и первой половине XIX века дома строили выходцы из Франции, что повлекло возникновение ещё одной разновидности колониальной архитектуры.
    Идеи построек мигранты привозили не собственно из Франции, а из своих индокитайских владений и Гваделупы. Для американского юга подобный вариант оказался очень подходящим: французскую колониальную архитектуру отличает обилие окон, ажурные балконы, лёгкие наружные галереи. Крыши стали пологими, появились декорированные перила и балюстрады.
    Французский колониальный стильФранцузские колониальные особняки более изящны, воздушны на вид, чем их заокеанские «предки», дома прованского толка.
  • Колониальный федеральный стиль – наследник георгианского зодчества и классицизма, который в ту пору (1780-1820 годы) был, что называется, на гребне популярности.
    Федеральный стиль отличает строгая прямоугольная планировка, высокий цоколь фундамента, пологие кровли, балюстрады, молдинги, равномерно расположенные окна, невысокие мезонины.
    Английский стиль в архитектуре, георгианский подстиль 2Окна – одна из важнейших отличительных черт этого стиля. И дело не только в их стройном, симметричном по отношению к двери расположении. Окон много и они разнообразны. По бокам узкие, вытянутые, по обе стороны двери и на фасаде – арочной формы, венецианские или овальные, оснащенные решетками и ставнями. Обязательно и полукруглое, витражное окно над центральной входной дверью.
    Из наружного декора особенно стоит отметить украшение в виде орла, национальной птицы.
    От классицизма постройкам достались открытые, слегка изогнутые лестницы и лепнина – гирлянды, колосья, веера, плавные волюты. Архитектурная манера, связавшая каноны Древнего Рима и зодчество Нового Света, достаточно популярна и в наши дни.
  • Неоколониальный стиль – продолжение федеральной архитектуры, вернувшейся «на подиум» в середине 60-х годов ХХ века.
    Новые времена привнесли в колониальный экстерьер новые материалы. Не существует никаких табу: для строительства и облицовки используются кирпич и искусственный камень, винил и многокомпонентные полимеры. Окна вовсе не обязательно закругленной формы, а ставни – дань традиции и элемент эстетики.
    Неоколониальный стильДома неоколониального стиля остаются правильной прямоугольной геометрии, с лёгкими колоннами, портиками, молдингами.

Дома в колониальном стиле — фото

Колониальная архитектура – поначалу грубая копия типичных построек Европы, со временем развилась, достигла расцвета. И если для первых колонизаторов важнее всего была надёжность жилища, его рационализм, то позже появилась и эстетика, шик. Колониальные дома заиграли новыми красками: на фасадах засияли лазурь, охра, киноварь, ярь-медянка. Постройки стали разнообразней и, благодаря обилию земли, шире, вольготней, чем в Европе.

***

Колониальный стиль не превратился в отжившую своё теорию. К нему обращают взор и сегодня. На пике популярности – эклектика, а колониальный экстерьер, соединивший, как концы разводного моста, культуры Востока и Запада, прекрасно с ней соседствует. Колониальная архитектура – удачная, пластичная форма, которую можно наполнить самым неожиданным, оригинальным содержанием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *