История архитектурных стилей
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
m62
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
УДК 72(09) К93
Рецензенты
В. А. Лепёшкин, кандидат экономических наук, доцент, завкафедрой экономики и управления на предприятиях культуры и туризма Российского государственного торгово-экономического университета;
С. В. Ильвицкая, доктор искусствоведческих наук, профессор, завкафедрой дизайна архитектурной среды РМАТ
На обложке:
Площадь Святого Петра в Ватикане
К93 | Курило Л. В. |
| [Текст] : учебник / |
История архитектурных стилей | |||
| Л. В. Курило, Е. В. Смирнова ; Российская международ- | ||
| ная академия туризма. – 3- е изд. – | М. : Советский спорт, | |
| 2012. – 215, [1] с . | m62 |
|
|
|
|
ISBN 978-5-9718-0581-6
Рассматриваются историческое развитие и особенности архитектуры как вида искусства. Дается понятие об архитектурном стиле, строительных приемах, конструкциях, типах сооружений. Содержится краткая характеристика архитектурных стилей различных исторических эпох, обобщенный текстовой и иллюстративный материал о наиболее выдающихся памятниках мировой архитектуры. Большое внимание уделено истории русского зодчества от Древней Руси до наших дней. Приведены терминологический словарь, вопросы для самопроверки, иллюстрации.
Для студентов туристских вузов и колледжей.
| УДК 72(09) |
© | Курило Л. В., Смирнова Е. В., 2012 |
© | Российская международная академия |
| туризма, 2012 |
© | Оформление. РМАТ, ОАО «Издатель- |
ISBN 978-5-9718-0581-6 | ство “ Советский спорт”», 2012 |
Введение
Архитектура, или зодчество, – это область материальной и духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды («второй природы») для жизни и работы людей. В современной жизни архитектура употребляется в двух значениях:
1)Архитектура – это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду людей (для труда, быта, культуры, отдыха и общения).
2)Это искусство строить и проектировать здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.
Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда,
вкоторой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в то же время всегда связана с окружающим пространством.
Термин «архитектура» греческогоm62 происхождения.
Вдревнегреческом языке слово archi означало старший, tekt – строитель. Из этих слов родилось третье: architekton – начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор», а здания, возведенные по планам архитектора, стали называться архитектурой, т. е. архитектура – это искусство строить, а архитектор – главный строитель.
Различаются три основных вида архитектуры:
∙ Архитектура объемных сооружений, включающая культо-
вые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.).
∙ Ландшафтная архитектура, связанная с организацией са- дово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с малой архитектурой – беседками , мостиками, фонтанами, лестницами).
∙ Градостроительство, направленное на создание новых и реконструкцию старых городских районов.
Римский архитектор Витрувий (I в. до н. э. – I в. н. э.) в трактате «Десять книг об архитектуре» так сформулировал три основных закона этого вида изобразительного искусства: firmitas, utilitas, venustas – прочность, польза , красота.
5
Функциональная
сторона
архитектуры
И действительно, нет зданий, не имеющих функционального назначения («польза»). Люди всегда стремятся к тому, чтобы создаваемые ими архитектурные сооружения существовали максимально долго («прочность»). Конечной целью архитектора является не просто постройка какого-либо сооружения, а создание определенного художественного образа («красота») – именно этой стороной архитектура и соприкасается с изобразительным искусством.
Витрувий был первым, но не единственным теоретиком архитектуры. В XVI в. ученый архитектор Андреа Палладио в своем большом труде «Четыре книги об архитектуре» писал:
«В каждой постройке должны быть соблюдены три вещи, без которых ни одно здание не может заслужить одобрения: это польза, или удобство, долговечность и красота; ибо невозможно было бы назвать совершенным здание хотя бы и полезное, но недолговечное, равно как и такое, которое служит долго, но неудобно, или же то, что имеет одно и другое, но лишено всякой прелести».
Итак – польза, прочность, красота. Эти три понятия вполне действенны и по отношению к современной архитектуре. Применяя терминологию наших дней, мы можем говорить о трех сторонах архитектуры: функциональнойm62 – той, которая обеспечивает пользу, приносимую сооружением; конструктив- ной – гарантирующей прочность, устойчивость зданий, и ху- дожественной – наделяющей постройки эстетическими качествами.
Рассмотрим отдельно каждую категорию.
Совершенно очевидно, что зданий, не имеющих никакого назначения, никогда не существовало. Известно, что постройка здания, даже самого скромного по своим размерам, дело сложное
и дорогое. Стоимость постройки дома средних размеров в наши дни составляет огромную сумму. Так было всегда. К тому же возведение любого строения, за редкими исключениями, – процесс, требующий участия многих людей, коллективов, включающих иногда сотни и даже тысячи человек. Поэтому человеческое общество никогда не позволяло себе строить совершенно ненужные, бесполезные сооружения.
Функциональное содержание зданий направлено на удовлетворение утилитарных и культурных потребностей людей. Появление тех или иных типов архитектурных сооружений всегда
Конструктивная
сторона
архитектуры
определялось политическим устройством страны, ее общественным укладом, идеологическими требованиями, бытовыми условиями, системой религиозных верований, народными традициями. В Древнем Риме, к примеру, строили так называемые базилики, являвшиеся зданиями административно-судебного назначения, а также грандиозные бани-термы. В Средние века надобность в этих сооружениях отпала, и они уже не возводились. В феодальную эпоху основными видами монументальных зданий были замки, монастыри, городские соборы. В эпоху капитализма, в XIX в., формируется новый тип здания – многоэтажный «доходный» дом, чаще всего с замкнутым в его пределах тесным двором-колодцем и т. д.
Конструкции должны обеспечивать зданиям прочность, устойчивость, долговременность их существования. История строительства раскрывает перед нами картину постоянного изменения
строительных материалов и тех конструкций, которые из них выполняются. Смена одних материалов и конструкций другими происходила непрерывно, не только от эпохи к эпохе, но и в пределах более ограниченного времени.
Если в строительстве Древнегоm62 Рима в республиканское время постройка крупных зданий осуществлялась из камня – известняка, песчаника или туфа, то позже, в период наибольшего процветания Рима, во времена империи, все монументальные сооружения строились из обожженного кирпича в сочетании с бетоном; из кирпича выкладывались части основного каркаса здания, а бетон заполнял пустоты между отдельными элементами этого каркаса. Строительство к этому времени сильно расширилось, Рим застраивался десятками огромных многоэтажных зданий. Необходимо было создать экономичную, легко выполнимую на практике и прочную конструктивную систему. Этим требованиям в полной мере и отвечала новая кирпич- но-бетонная конструкция.
Предшественница Рима – Древняя Греция – использовала для перекрытия своих, сравнительно небольших, сооружений исключительно балки – деревянные или каменные, длина которых не могла превысить восьми–десяти метров. Это стоечно-балоч- ная конструкция. Римские зодчие не могли ограничиться одними балками, так как им приходилось создавать куда более крупные здания с залами, в несколько раз превосходившими внутренние помещения самых значительных греческих храмов. Для
Художественная
сторона
архитектуры
осуществления своих замыслов римляне должны были обратиться к сводчатым конструкциям. Своды достигают в Древнем Риме огромного развития. Подавляющее большинство римских монументальных зданий перекрыто сводами, арками, куполами.
Но строительные традиции античной архитектуры оборвались вместе с крушением Древнего Рима. Варвары, нахлынувшие в Европу в эпоху великого переселения народов, принесли с собой новую строительную технику – технику камня, каменных сооружений.
Громадные замки-крепости, соборы средневековых городов, а порой и жилые здания стали возводиться целиком из этого прочного, но трудного в обработке материала.
В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) камень в западноевропейском строительстве сменяется кирпичом, который надолго становится главным, основным материалом и для возведения опор и для кладки сводов.
Кирпичная строительная техника, получившая широкое распространение еще 400–500 лет тому назад, без существенных изменений просуществовала до наших дней.
С начала XX в. стали широко применяться железобетонные конструкции.
Таким образом, изменения m62происходили не только в типах и видах построек, но и в методах постройки зданий, в использовании строительных материалов, в строительных конструкциях.
Какие средства в смысле эмоционального, эстетического воздействия на человека, воспринимающего архитектуру, находятся в распоряжении зодчего? Большинство сойдется на том, что кра-
сота, привлекательность здания могут быть обеспечены благодаря различным «украшающим» мотивам, декоративным деталям – архитектурным, скульптурным. Это классические полуколонны, колонны, пилястры, рельефы и т. д.
Сила выразительности сооружения зависит прежде всего от того, насколько удачно решена композиция в целом. Пропорции и соотношения играют в архитектуре решающую роль.
Если мы с вами заглянем в Философский словарь, то прочитаем, что главным условием красоты является гармония. «Нет красоты ни в чем без гармонии», – сказал древнегреческий философ Платон. Гармония в переводе с греческого языка означает согласованность, соразмерность, единство частей и целого. В архитектуре – это благородство пропорций.
Никто не выразил эту мысль так полно и ясно, как великий поэт и мыслитель Гёте. Он писал:
«Удовлетворение, которое мы испытываем от прекрасного произведения искусства, зависит от того, насколько правильно соблюдены соотношения, чувство удовольствия обусловливает- ся только пропорциями. Если они нарушены, то никакими внеш- ними украшениями нельзя заменить красоту и привлекатель- ность, которых им не хватает по существу. Можно даже ска- зать, что их безобразие делается еще отвратительнее и невы-
носимее по мере увеличения изысканности отделки и богатства материалов украшений».
Весь творческий порыв, все творческое умение архитектора должно быть направлено прежде всего на решение главной композиционной задачи, потому что именно в этом ключ к успеху дела. Вся дальнейшая работа архитектора будет лишь следствием этого.
В отличие от живописца или скульптора, оперирующих изобразительными средствами, архитектор распоряжается в основном геометрическими объемами. Он должен обладать высоким мастерством, для того чтобы заставить не только «говорить», но и «петь» эти геометрические формы.
Так, длинное, приземистое зданиеm62 и стройное, высокое будут производить разное впечатление. Сооружение, которому придана спокойная, устойчивая форма куба, даст уже совсем иной эффект. Это в отношении одного объема, а если их два, три или еще больше? Тут перед нами возникает бесчисленное количество самых различных вариантов. Кроме того, композиция здания может быть симметричной и асимметричной.
Важное значение имеют также цвет, материал, характер обработки поверхности стен, так называемая фактура. Все это влияет на эстетическую сторону архитектуры.
Таким образом, художественный образ каждого здания должен быть эмоциональным и впечатляющим. Архитектура может и должна оказывать воздействие на человека. Совершенно справедливы слова Гегеля, что архитектура – окаменевшая музыка. Здания бывают суровыми и мрачными, замкнутыми и отчужденными от внешнего мира и, наоборот, привлекательными, светлыми, легкими, оптимистичными по своему характеру. Архитектура влияет на наше настроение, увеличивает работоспособность, вселяет в нас чувство приподнятости или же, в противоположность этому, может создавать угнетенное, подавленное настроение.
studfile.net
Историзм в архитектуре: что нужно знать
Историзм в архитектуре — это стиль, возникший в 19 веке и длившийся до 1914 года, на основе возросшего интереса к прошлому. Архитекторы стремились создавать строения близкие по духу и форме прошедшим историческим эпохам, но с веяниями нового времени. Рассмотрим примеры с фото и описаниями стилей, входящий в это направление.
Историзм и эклектика
Течение эклектизма в архитектуре распадается на два направления, которые желательно различать:
- возрождение прошлых достижений в новых условиях, с новыми материалами (неогрек, неоготика, неоренессанс, необарокко, неоклассицизм и другие) и
- экспериментальная эстетика.
Чтобы отделить одно от другого ввели термин «историзм». Он объединяет стили, которые черпают вдохновение в воссоздании исторических направлений или в имитации работы ремесленников прошлых веков.
Об этом надо всегда помнить, чтобы не было путаницы в голове. Если Вам говорят об эклектике, то, возможно, что речь идёт об историзме (как подвиде).
Неогрек
Возник в 20-х годах 19 столетия. По сути, основанный на возобновлении классических греческих образцов, арехеологически детально воспроизводит античную классику, чем и отличается от ампира. В нём нет воздействия древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса.
Неогрек. Британский музей в Лондоне, ВеликобританияНеоготика или Псевдоготика (Gothic Revival)
После наполеоновских войн классицизм теряет свои позиции. На волне интереса к средневековью возникает пора архитектурной Неоготики (другое название — Псевдоготика), которая повторяет черты оригинального готического стиля.
Данное направление появилось в 40-е годы 19 века в Англии. Он отличалось тонкостью, но в то же время было несколько сухим и бездушным. Башенки и бойницы, которые встречались в архитектуре средневековья, утратили свой смысл. Отлитые из бетона готические украшения уступали средневековым оригиналам, вырезанным из камня.
Во времена королевы Виктории начиная с 1837 и по 1901 годы Великобритания активно строила здания в неоготическом стиле. Иллюстрацией этого являются Тауэрский мост и «Биг Бэн».
Параллельно с ростом поклонников неоготического стиля росло число сторонников неоклассицизма.
Неоготика. Биг Бен и здание парламента в ВестминстереБоз-ар (Beaux-Arts)
Стиль 19 века, который возник во Франции и стремился подражать классицизму и неоклассицизму. Для него характерны симметричность и связь с итальянским возрождением и французским барокко. Активно использовались полихромные барельефы, картуши, фигурные скульптуры, лепка и т.д.
Направление боз-ар или боз-арт стало одним из ведущих архитектурных стилей в США.
Историзм в архитектуре Викторианской эпохи
Включает в себя многоликость архитектурных стилей, появившихся в Британии с 1837 по 1901 годы во времена королевы Виктории. Архитекторы приняли идеи готики и добавили французские, итальянские, тюдоровские и даже египетские детали по своему усмотрению, смешивая неоклассические условности с восточными темами для создания оригинальных структур.
Викторианский стиль. Музей Виктории и Альберта, ЛондонИндустриальная революция в стране усилила эту тенденцию через увеличение и разнообразие производства строительных материалов. В эту эпоху были разработаны новые методы строительства, т.к. архитекторы стали включать сталь и чугун как строительный материал для коммерческих зданий. В результате поздние викторианские дома становились все более богато украшенными.
Викторианская эпоха породила несколько известных стилей, включая
- неоготику,
- неоренессанс,
- неоампир и другие стили.
Стиль Артс энд Крафт (Arts and Craft)
Влиятельное движение, которое приходится на конец Викторианской и Эдуардскую эпоху. Стиль набрал популярность в период с 1880 по 1920 годы. Архитекторы и художники движения обвиняли викторианцев в ненужной сложности и многочисленных излишествах в оформлении зданий, выступая за скромность и незателивость декораций ручной работы.
Cragside, Rothbury, Northumberland, 1885 (Richard Norman Shaw)Они пытаются бороться с индустриализацией, которая угрожает естественному творчеству, восстанавливая ремесленные навыки. Сущность Артс энд Крафтс – это
- возрождение средневековых стандартов и методов изготовления изделий,
- использование местных материалов и традиционных конструкций,
- свобода от любого навязанного стиля.
Ясность формы и структуры, ассимметричность, простота и традиционное строительство, элементы арт-нуво, кельтские и египетские мотивы лежат в основе архитектурных построек этого стиля.
Стиль Арт энд Крафтс. Watts gallery, Compton, Surrey, ВеликобританияЗдание Эдвардианской эпохи в Лондоне с элементами Ар-нувоРодоночальником направления является британец Уильям Моррис. Несмотря на то, что его декоративные работы вдохновили арт-нуво своей красочностью и богатым орнаментом, в архитектурных постройках он предпочитал простые и скромные здания.
Эдвардианский стиль
Эдвардианская архитектура попадает на 1901 — 1910 года правления короля Англии Эдуарда VII. Является упрощенным продолжением викторианского стиля. Использует более светлые тона и возвращает Георгианские элементы.
Здания Эдвардианской эпохи больше тяготеют к Барокко. В них обыграны идеи архитектора Кристофера Рена (1632—1723) и неоклассицизма XVII—XVIII веков. Но растущая популярность Ар Нуво во Франции привела к тому, что Эдвардианское барокко стало использовать детали этого направления.
Русско-византийский стиль (Псевдорусский или Неорусский)
Направление Историзма в архитектуре России привело к рождению Псевдорусского стиля, который называют ещё Нео-русским или Русско-византийским. Использует традиционные элементы народного искусства и зодчества, смешивая их с Византийскими. Наиболее популярен был в девятнадцатом и двадцатом веках во времена повышенного интереса к культурным корням и наследию предков. Сегодня здания в этом стиле украшают улицы многих русских городов, в том числе и Москву.
Псевдорусский стиль. Архитектор Владимир Шервуд. Здание Исторического музея. Москва. Красная площадь. 1875-1881 гг.В России ещё имеет место псевдовизантийский стиль. А СССР — сталинский.
Полный список стилей историзма
Вот список международных стилей, возникших в период развития историзма в Западной архитектуре.
- Необарокко,
- Beaux-Arts (Боз Арт),
- Квазивизантийский,
- Псевдоегипетский,
- Неоготика,
- Неогрек,
- Псевдомавританский,
- Неоклассический,
- Неоренессас (Замковый · Итальянский · Дворцовый)
- Псевдороманский,
- Второй ампир,
- Швейцарское шале,
- Национальный и
- Нео-историзм.
Историзм в архитектуре распространился на все континенты. Интерес к нему постепенно угасал, уступая место модернизму.
Что Вы думаете по поводу историзма? Какой термин больше отражает суть движения: эклектизм или историзм? Напишите в комментарии, интересно узнать Ваше мнение. Поделитесь фото зданий в том стиле, находящихся недалеко от Вас.
Оцените, пожалуйста, статью, выбрав нужное количество звёзд ниже.
Поделитесь в социальных сетях с друзьями, расскажите, что им об этом захватывающем периоде в развитии архитектуры.
arhi1.ru
Архитектурные стили Википедия
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.
Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[1].
Понятие архитектурного стиля[ | ]
Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля[2].
Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей»[3].
Категорию стиля в истории классического искусствознания использовали Дж. Вазари, Дж. П. Беллори, Ф. Викхофф, А. Ригль, Г. Вёльфлин, П. Франкль, В. Воррингер, А. Фосийон, Э. Х.Гомбрих и многие другие. В отечественном искусствознании — А. Ф. Лосев, М. С. Каган. в методологическом аспекте — Л. И. Таруашвили, С. С. Ванеян. В культурологическом аспекте — Е. Н. Устюгова. Оригинальную концепцию «внестилевого развития» предложил Е. И. Ротенберг. Непосредственно истории архитектурных стилей посвящены работы И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой [4], Е. А. Борисовой, А. В. Бурдяло, В. Н. Гращенкова, Б. М. Кирикова, В. И. Локтева, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, Г. И. Ревзина, Т. А. Славиной, С. В. Хачатурова. В современной науке об искусстве под стилем понимается содержательно-формальная целос
ru-wiki.ru
Cамая краткая история современной архитектуры в 36 схемах :: Статьи
«Золотого льва» Венецианской биеннале 2018 года присудили британцу Кеннету Фремптону. Прежде всего он известен как преподаватель и автор книги «Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития», которая только в России переиздавалась три раза.
Из-за названия может сложиться впечатление, что Фрэмптон пишет о зданиях и архитекторах XX века. Однако он берет куда более широкий пласт и утверждает, что современная архитектура начиналась во Франции в XVIII веке. Мы выбрали по одной иллюстрации из каждой главы — получилась краткая история архитектуры в 36 схемах:
1804 год. Французский архитектор Клод-Никола Леду создает проект Идеального города Шо на месте соляных разработок в Арк-э-Сенане. Это один первых прообразов современной промышленной архитектуры.
1853 год. Барон Осман проводит «регуляризацию» Парижа: на смену средневековому городу приходит система улиц (выделены черным), связывающих ключевые точки и районы.
1859 год. В Англии появляется движение за свободную архитектуру. Архитектор Филипп Уэбб проектирует для художника Уильяма Морриса «Красный дом» и проявляет особое внимание к планировке участка и использованию местных материалов.
1887-1889 гг. В Чикаго появляется «Аудиториум» Данкмара Адлера и Луиса Салливена. В проекте много новаторских деталей: например, кухни отеля и обеденные залы размещены на крыше, чтобы запахи еды не мешали жильцам.
1892 год. Французский строитель-самоучка Франсуа Геннебик в 1892 г. патентует технологию использования железобетона, которую применяют и сегодня. Менее чем через 10 лет партнер Геннебика строит первый бетонный дорожный мост в Англии.
1893 год. Закончен дом Уинслоу — первая постройка Фрэнка Ллойда Райта, в которой видны черты будущего «стиля прерий».
1896-1909 г. В Глазго реализуют проект Школы искусств авторства Чарлза Рени Макинтоша. Архитектор выступал за возрождение традиций готики (что проявилось в формах), но старался оснастить здание самыми совершенными системами микроклимата: еще в процессе строительства в ней установили системы воздушного отопления и вентиляции.
Первые годы XX века. Рождение французского модерна. Француз Пьер Гимар пытается выработать архитектуру, в которой климат и национальный дух сообразны «прогрессу, достигнутому в науке и практике». Так возникают знаменитые литые входы в Парижский метрополитен.
1904 год. Француз Тони Гарнье придумал «Промышленный город» — проект, над которым он будет работать до конца жизни. Архитектор проектирует среду без заборов, частной собственности, церквей, казарм, полицейских участков и судов. Наряду с проектом Барселоны авторства Жоссели (1904), «Промышленный город» был одним из образцов планировки, к которому обращались в первое десятилетие после Революции в СССР.
1904-1906 год. В Вене появилось здание Имперской почтово-сберегательной кассы Отто Вагнера. Как и многие произведения модерна, здание использует новейшие технологические решения и детали своего времени: стеклянный купол на алюминиевом каркасе, пол из литого бетона, алюминиевые отопительные колпаки.
1908 год. Архитектор Адольф Лоос пишет работу «Орнамент и преступление», в которой диктует отказ от декораций и безыскусность архитектурного оформления. Позже эта книга окажет большое влияние на конструктивистов и функционалистов.
1908-1909 г. На заводе AEG строят турбинный цех немецкого архитектора Петера Беренса. Основная идея здания — показать силу, которая возникает при взаимодействии человека и машины.
1913 год. Огюст Перре и его брат Гюстав берутся за строительство Театра Елисейских полей. Это здание становится одним из первых в Париже, построенных из железобетона повышенной прочности.
1913 год. Фрэнк Ллойд Райт предлагает свое видение идеального города — «Города широкого простора». В нем нет крупных урбанизированных центров, и все пространство, где обитают люди, рассредоточено по сельскохозяйственным участкам. Грань между городом и деревней стерта, а население более равномерно распределено по стране.
1914 год. Итальянец Антонио Сант-Элиа делает наброски «Нового города». В них верно предугаданы многие черты больших городов XX века.
1914 год. Идейный противник Лооса, бельгиец Хенри ван де Вельде, проектирует театр в Кёльне. Это здание становится главным в его предвоенном творчестве. Его коллега, архитектор Эрих Мендельсон, отмечает: «Только ван де Вельде по-настоящему ищет новые формы». Позднее он использует черты здания для «Башни Эйнштейна» в Потсдаме в 1919 году.
1914 год. На Кельнской выставке Веркбунда демонстрируют Стеклянный павильон Бруно Таута. Сооружение становится оппозицией к фабрике Гропиуса и Мейера. В европейской архитектуре все сильнее заметен раскол: одни стремятся к нормам и рациональности, другие — выражают «волю к искусству» и «волю созидать».
1917 год. В Голландии возникает движение «Де Стейл». Его участники призывают к радикальному обновлению мира, которое в архитектуре выражается в создании единых незамкнутых объемов. Здания находятся в непрерывном диалоге с окружающим миром, но не растворяются в нем. Все эти принципы воплотились в Доме Шредера в Утрехте.
1918-1932 гг. В Советском Союзе развивается направление архитектурного авангарда, провозгласившее полный отказ от прошлого. Однако взлет продолжается недолго. Как отмечает Бертольд Любеткин, цитату которого приводит Фрэмптон, «обезоружив себя отказом от всей архитектурной традиции в целом, профессия постепенно потеряла всякую уверенность в себе и в своей социальной цели».
1922 год. Ле Корбюзье и Пьер Жаннере проектируют «Современный город» — мегаполис, «сплетенный» на манер восточного ковра и равный по площади четырем Манхэттенам. Жилые районы состоят из двух типов зданий: периметральных блоков и отдельно стоящих домов. Концепция Корбюзье была признана несостоятельной, но частично легла в основу спальных районов в советских городах.
Середина 1920-х годов XX века. Расцвет Баухауза. Под руководством Вальтера Гропиуса ученики ставят под сомнение использование классических ордеров и начинают разрабатывать принципиально новую архитектуру и предметы интерьера: функциональные, простые, переломившие вековую традицию.
1927 год. Вальтер Гропиус уходит из Баухауза и всерьез берется за проблему жилищного строительства. По его схемам реализуют чрезвычайно дешевые проекты в Дессау, Карлсруэ и Берлине. В 1930-е он разрабатывает теоретические стандарты жилья, в том числе план жилых домов повышенной этажности для среднего класса в Ванзее. Этот проект был первой в мире попыткой создать замкнутый дом-коммуну.
Конец 1920-х — начало 1930-х. В Финляндии, как и в других европейских странах, вновь просыпается тяга к неоклассицизму. Появляется здание нового парламента в Хельсинки, спроектированное Юханом Сиреном.
1930 год. Мис ван дер Роэ переносит пространственную структуру своего барселонского павильона на жилое здание. Так появляется Вилла Тугендхат в Брно.
1931 год. За иерархическим «Современным городом» следует еще один градостроительный проект Корбюзье и Жаннере — бесклассовый «Лучезарный город». Корбюзье отходит от модели централизованного мегаполиса и говорит о теоретически бесконечном зонированном городе.
1932-1936 г. Итальянец Джузеппе Терраньи создает «Дом фашистской организации» (сейчас — «Народный дом») в Комо.
1938 год. Финн Алвар Аалто создает свой довоенный шедевр — летнюю виллу Майреа. В здании объединены новые архитектурные приемы, привнесенные конструктивистами и Баухазом, и национально-романтические мотивы. План здания напоминает своими неправильными чертами типичное финское озеро.
1939 год. Мис ван дер Роэ проектирует предварительный план студенческого городка Иллинойского технологического института. План построен вокруг единой оси и близок к супрематической эстетике Ивана Леонидова — особенно к его проекту парка культуры 1930 года.
1949 год. Филип Джонсон проектирует «Стеклянный дом». Здание вдохновлено Виллой Фарнсуорт авторства Миса ван дер Роэ.
1950-1955 гг. Корбюзье работает над паломнической капеллой в Роншане. Для него это одновременно шаг и вперед, и назад — только после войны он начал заниматься сакральными сооружениями, но заимствовал для них свои довоенные приемы. Прототипом капеллы стала форма павильона Тан Нуво на Всемирной выставке.
1949-1953 гг. Элисон и Питер Смитсоны проектируют университет в Шеффилде, начальную школу в Ханстентоне и другие постройки. Возникает направление брутализма.
1956-1963 гг. В Бразилиа строят новый город по генеральному плану Оскара Нимейера и Лусио Косты.
1960-е. Расцвет «Группы десяти», бросившей вызов западному модернизму. В нее входят Элисон и Питер Смитсоны, Йоханесс Хендрик ван дер Брук, Якоб Беренд Бакема и другие молодые архитекторы. Среди значимых, но не реализованных проектов — мегаструктурные блоки Иерусалима.
1960-70-е. Развиваются авангардные модернистские течения: японский метаболизм, британский «Аркигрэм», Бакминстер Фуллер предлагает проект геодезического купола над Манхэттеном, Пиано и Роджерс проектируют Центр Помпиду.
1950-70-е. В модернизме возникает то, что Фремптон называет «критическим регионализмом»: развиваются местные архитектурные школы, главной задачей которых становится отражение или обслуживание того или иного ограниченного региона. Йорн Утзон строит церковь Багсверд близ Копенгагена.
***
1980-90-е. Тадао Андо проектирует на острове Хоккайдо «Храм на воде», где основным архитектурным инструментом становится не само здание, а окружающая природа.
archspeech.com
стили и направления, история, памятники архитектуры :: SYL.ru
Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.
Уход от барокко
Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.
В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.
Архитектурный классицизм
Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.
Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.
Трансформация в ампир
Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.
В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.
Петербургское и московское направления
Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:
- Андрей Воронихин.
- Андреян Захаров.
- Василий Стасов.
- Жан Томон.
- Карл Росси.
Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:
- Осип Бове.
- Доменико Жилярди.
- Афанасий Григорьев.
Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».
Королевский стиль
Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.
В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:
- массивные, монументальные формы;
- военная символика;
- богатый декор;
- влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.
Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.
Корифеи Петербурга
Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.
Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.
Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.
Русский стиль
В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.
В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.
Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.
Особенности русско-византийского стиля
В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.
Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.
Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.
Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.
Псевдорусский стиль
В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.
В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.
В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:
- Владимиром Покровским.
- Степаном Кричинским.
- Андреем Аплаксиным.
- Германом Гриммом.
Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.
www.syl.ru
Архитектура средневековья | The Architect
Средневековая архитектура объединяет в себе 4 архитектурных стиля. Наиболее знаменитым является «Каролингское возрождение», а также Оттоновское искусство, романский и готический стили.
Как зарождалась средневековая архитектура?
Но обо всем по порядку. Итак, архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» припадает на эпоху правления Карла Великого и всей династии Каролингов. Во времена правления Карла все внимание главным образом было сконцентрировано вокруг культурного центра, которым была столица Аахен. Наблюдается яркий расцвет искусства средневековья, быстрыми темпами развивается церковная, административная и судебная сферы. Многие ученые пришли к выводу, что в те времена происходило также возрождение далеких античных традиций, и средневековая архитектура значительным образом преображалась. Самым значимым памятником того времени считается капелла императорской резиденции, которая располагалась в Аахене.
Время оттоновского искусства
В тоже время Оттоновское искусство напрямую связывают правлением династии Оттока Великого. Однако ученые пришли к выводу, что этот архитектурный стиль оказал значительное влияние на становление «Каролингское возрождение». Наиболее популярными архитектурными сооружениями того времени считаются базилики. Здания, в которых были большие башни, массивные стены и маленькими узкими окошечками. Сооружения больше походили на оборонительные крепости. Однако внутри убранство было более изысканное. Их украшали мозаиками и фресками, использовали западные и восточные хоры, а также тщательно разработанную западную апсиду. Архитектура средневековья совместила мощь и величие внешних стен, а также изящество и богатство внутреннего убранства.
Рассвет средневековой архитектуры
Архитектура средневековья включает также и Романский стиль, который ознаменовал конец раннего средневековья. Это направление стало первым общеевропейским стилем во всей архитектуре того времени. В средние века он зародился примерно в одно и то же время в ряде стран, поэтому быстро и широко распространился, увлекая всю Европу. Для этого периода характерны огромные замки-крепости с высокими башнями, в которых были окна-бойницы, а также церкви и монастыри. Каждый зал церкви представлял собою гармоничную и законченную композицию. Каменные толстые стены были прорезаны многочисленными арками и аркадами, что напоминала о минувших традициях классической римской архитектуры.
Готическая архитектура средневековья
Завершает свое правления архитектура средневековья Готическим направлением. Готическая архитектура средневековья зародилась во Франции XII века. Первоначально понятие «готика» относилось исключительно к архитектуре. Главными элементами в архитектуре того времени стали: стрельчатые арки, крестовые своды, арочные контрфорсы, а также ажурные декоративные элементы на окнах. Готическая архитектура средневековья применяла изобретения, которые применялись и в других направлениях и стилях архитектуры Средневековья. Однако их комбинация дала жизнь совершенно новому типу зданий. Ярким примером и по сей день считается аббатство Сен-Дени в районе Парижа.
Статьи по теме:
thearchitect.pro
История архитектуры (стр. 1 из 3)
План
Введение
1 История архитектуры как наука
1.1 Архитектурный стиль
2 Ранняя история человечества
3 Архитектура Древнего Египта
4 Архитектура Древней Греции
5 Архитектура Древнего Рима
6 Архитектура Передней Азии
7 Архитектура Древней Индии
8 Архитектура Древнего Китая
9 Архитектура Доколумбовых цивилизаций
10 Романский стиль
11 Готика
12 Возрождение
13 Барокко
14 Рококо
15 Классицизм
16 Модерн
17 Модернизм
18 Конструктивизм
19 Постмодернизм
20 Хай-тек
21 Деконструктивизм
22 Дигитальная архитектура
Список литературы
Введение
История архитектуры — наука, исследующая функциональное, конструктивное и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве в соответствии с социальными потребностями и научно-техническими условиями.
Запретный город в центре Пекина, главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Рисунок Минской эпохи
1. История архитектуры как наука
История архитектуры является отдельной самостоятельной наукой одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена спецификой предмета — истории возникновения и развития архитектуры, теоретических знаний об архитектуре, архитектурного языка, архитектурной композиции, а также наблюдение таких общих черт и признаков архитектуры определённого времени и места, которые позволяют выделить архитектурные стили.
1.1. Архитектурный стиль
Подробное рассмотрение темы: Хронология архитектурных стилей
Результаты любого процесса неизбежно подвергаются новому осмыслению и оценке. В теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным, и поэтому популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало такое понятие, как стиль[1].
Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в различных аспектах: философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом[1].
Архитектурный стиль может определяться, как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.
Единого определения архитектурного стиля не существует. Авторами приводится множество вариантов определений. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 гг., рассматривает два аспекта стиля:
В архитектуре различаются в отношении народности С. египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский, римский, византийский, мавританский и др.; в отношении времени — С. романский, готический, возрождения, барокко, рококо, империи и пр.[2]
Там же отмечается объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора:
С. рождается сам собою в зависимости от требований быта и хода исторической жизни народа, слагаясь из изобретаемого являющимися среди него талантливыми художниками и из заимствований от соседних народов. Когда образовавшийся таким естественным путем С. уже давно отжил свой век, позднейшее художественное творчество нередко возвращается к нему; так, напр., до настоящего времени строятся здания в греческом и других С. прошедшего времени, употребляются орнаменты С. возрождения, рококо и пр., изготовляются предметы комнатного убранства в С. империи и т. п.[2]
Далее выводятся критерии качества стиля:
С. бывает «чистым», когда… нет ничего такого, что не соответствовало бы ему, и все его элементы являются на своем месте, в неизмененном виде и в должном соотношении между собою. Наоборот, С. называется «нечистым», когда в него введены элементы, взятые из других стилей, искаженные или произвольно изобретенные автором произведения.[2]
Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.
Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко) [3].
2. Ранняя история человечества
Первые постройки возникают в значительной мере для удовлетворения первичных потребностей человека. Отсчет принято начинать с каменного века вплоть до железного:
· Архитектура Неолита: 10 тыс. лет до н.э – 3300 лет до н. э., в Средней Европе 5500 лет до н.э. – 2200 лет до н.э.
· Архитектура,относящаяся к бронзовому веку : с 3300 лет до н. э., в Средней Европе – около 1 тыс. лет до н. э.
· Архитектура,относящаяся к железному веку : В странах Ближнего и Среднего Востока 1200 лет. до н. э.– 600 лет до н.э., в Средней Европе в 800 лет до н. э. – 600 лет н.э.
Архитектура Древнего Египта Архитектура Древней Греции
Подробнее см. Минойская архитектура, Микенская архитектура
Архитектура Древнего РимаПодробнее см. Этрусская архитектура Архитектура Передней Азии
· Шумерская архитектура в Месопотамии начинается с 4000 г. до н.э:
· время династии Урук , примерно 3500 по 2800 г. до н.э.
· старо-шумерская империя примерно 2800 по 2100 г. до н.э.
· новая-шумерская империя примерно с 2100 по 2015 г. до н.э.
· время правления царя Исина в городе Ларса 2017 по 1737 г. до н.э. (были созданы большие дворцы в городе Ларса и Мари)
· Эламская архитектура (на юго-западе нынешнего Ирана) начиная с 2400 по 500 г. до н.э.
· Ассирийская архитектура в средней и северной Месопотамии с 2000 по 600 г. до н.э.
· Архитектура и строительство в Древнем Вавилоне с 1900 по 539 г. до н.э.
· Персидская архитектура начиная с 550 г. до н.э. до 650 г. н.э.
Архитектура Древней ИндииПодробнее см. Архитектура Древней Индии, Культура Индии Архитектура Древнего Китая
Подробнее см. Архитектура Древнего Китая
9. Архитектура Доколумбовых цивилизаций
Подробнее см. Архитектура майя, Архитектура инков, Ацтеки
Известные объекты: Пирамида Кукулькана
10. Романский стиль
Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:
· В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства
· Увеличение хора или восточной алтарной части храма
· Увеличение высоты храма
· Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
· Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
· Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
· Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
· Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.
11. Готика
Реймсский Собор, 1211—1330 гг., где короновались французские короли
Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).
Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.
Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т.д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.
mirznanii.com