Что такое китча – Что такое китч или что общего у «Анны Карениной» с фарфоровыми котиками — T&P

Содержание

Китч — Викицитатник

Логотип Википедии

Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешевка») — одно из явлений массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов.

Жан Бодрийяр, «Общество потребления»[править]

Одним из главных разрядов современных вещей является, наряду с гаджетом, китч. Предмет-китч — это вообще вся категория «никчемных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров», абажуров или негритянских масок — всё собрание барахла, которое повсюду быстро распространяется, особенно в местах проведения каникул и досуга. Китч — это эквивалент «клише» в рассуждении. И это должно нас заставить понять, что, как и в отношении гаджетов, речь идет о категории трудно определимой, но которую не нужно смешивать с теми или иными реальными объектами.

Китч, очевидно, ориентируется на предмет редкий, драгоценный, уникальный (производство которого может также осуществляться индустриально). Китч и «подлинный» предмет вместе организуют, таким образом, мир потребления в соответствии с логикой отличительного материала, сегодня всё время находящегося в движении и экспансии. Китч имеет незначительную отличительную ценность, но эта незначительная ценность связана с максимальной статистической рентабельностью: целые классы его потребляют.

В такой системе отличий китч никогда не открывает ничего нового: он характеризуется своей производной и незначительной ценностью. Его слабая валентность является в свою очередь одной из основ его безграничного размножения. Он размножается, расширяясь, тогда как на верху лестницы «классовые» предметы множатся качественно и обновляются, становясь редкостью.

Китч с его функцией производного предмета связан также с особой «эстетической» или антиэстетической функцией. Эстетике красоты и оригинальности китч противопоставляет свою эстетику симуляции: повсюду он воспроизводит вещи большими или меньшими, чем образец, он имитирует материалы (имитация мрамора, пластмасса и т. д.), он подражает формам или комбинирует их неподходящим образом, он повторяет моду, не проживая её.

Клемент Гринберг, «Авангард и китч»[править]

эссе 1939 года

Китч — продукт промышленной революции, которая урбанизировала массы Западной Европы и Америки и создала то, что называют всеобщей грамотностью.

Для того чтобы удовлетворить спрос нового рынка, был изобретен новый товар — эрзац-культура, китч, предназначенный для тех, кто, оставаясь безразличным и бесчувственным к ценностям подлинной культуры, всё же испытывал духовный голод, томился по тому отвлечению, какое могла дать только культура определённого рода. Используя в качестве сырья обесцененные, испорченные и академизированные симулякры подлинной культуры, китч приветствует эту бесчувственность и культивирует её. Она — источник прибылей китча. Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остается равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни. Китч как будто не требует от своих потребителей ничего, кроме денег; он не требует от своих потребителей даже времени.

Предпосылкой существования китча, условием, без которого китч был бы невозможен, является наличие и доступность находящейся рядом вполне зрелой культурной традиции, открытиями, приобретениями и совершенным самосознанием которой китч пользуется в собственных целях. Китч заимствует из этой культурной традиции приёмы, уловки, хитрости, основные правила, темы, преобразует все это в некую систему и отбрасывает остальное. Можно сказать, что китч берёт свою кровь из этого резервуара накопленного опыта.

… по прошествии достаточного долгого времени новое подвергается разграблению: из него выдергивают новые «вывихи», которые затем разбавляют и подают в качестве китча. Самоочевидно, китч насквозь академичен; и, наоборот, все академичное является китчем. Ибо то, что называют академичным, как таковое более не имеет независимого существования, превратившись в крахмальную манишку для китча. Индустриальные методы производства вытесняют ремёсла.
Поскольку китч можно производить механически, он превратился в неотъемлемую часть нашей производственной системы, причем это сделано таким образом, каким подлинную культуру никогда, за исключением редких случайностей, невозможно было интегрировать в производственную систему. Китч капитализирует огромные вложения, которые должны принести соразмерные прибыли; он также вынужден расширяться, чтобы поддерживать свои рынки. Хотя китч, в сущности, сам себе продавец, тем не менее, для него создан огромный аппарат сбыта, который оказывает давление на каждого члена общества. Ловушки расставлены даже в тех уголках, которые, так сказать, являются заповедниками подлинной культуры. Сегодня в стране вроде нашей недостаточно иметь расположенность к настоящей культуре; человеку надо питать к настоящей культуре истинную страсть, которая даст ему силу противостоять подделкам, окружающим его и давящим на него с того самого момента, как он становится достаточно взрослым, чтобы рассматривать забавные картинки. Китч вводит в заблуждение. У него много разных уровней, и некоторые из этих уровней достаточно высоки для того, чтобы быть опасными для наивного искателя истинного света.

Огромные прибыли, пожинаемые китчем, служат источником соблазна для самого авангарда, представители которого не всегда противятся этому соблазну. Честолюбивые писатели и художники под давлением китча модифицируют свою работу, а то и полностью подчинятся китчу.

И всё же среди просвещённой части человечества на протяжении веков существует, по-видимому, общее согласие относительно того, что есть хорошее искусство и что есть плохое искусство. Вкусы изменились, но это изменение не вышло за некоторые пределы; <…>. Прежде существовало согласие, <…>. Посредством рационализированного, присущего науке и промышленности метода китч на практике стёр это различие.

Милан Кундера, «Невыносимая лёгкость бытия»[править]

Часть шестая. «Великий поход»

… эстетическим идеалом категорического согласия с бытием есть мир, в котором говно отвергнуто и все ведут себя так, словно его не существует вовсе. Этот эстетический идеал называется китч.
«Китч» — немецкое слово <…>. Однако частое употребление стёрло его первоначальный метафизический смысл: китч есть абсолютное отрицание говна в дословном и переносном смысле слова; китч исключает из своего поля зрения все, что в человеческом существовании по сути своей неприемлемо.

В империи китча властвует диктатура сердца.
Чувство, которое порождает китч, должно быть, без сомнения, таким, чтобы его могло разделить великое множество. Китч поэтому не может строиться на необычной ситуации, он держится на основных образах, запечатленных в людской памяти: неблагодарная дочь, заброшенный отец, дети, бегущие по газону, преданная родина, воспоминание о первой любви.
Китч вызывает две слезы растроганности, набегающие одна за другой. Первая слеза говорит: Как это прекрасно — дети, бегущие по газону!

Вторая слеза говорит: Как это прекрасно умилиться вместе со всем человечеством при виде детей, бегущих по газону! Лишь эта вторая слеза делает китч китчем.
Братство всех людей на земле можно будет основать только на китче.

В обществе, где существуют различные политические направления и тем самым их влияние взаимно исключается или ограничивается, мы можем ещё кое-как спастись от инквизиции китча; личность может сохранить свою индивидуальность, художник — создать неожиданные произведения. Однако там, где одно политическое движение обладает неограниченной властью, мы мгновенно оказываемся в империи тоталитарного китча.
Если я говорю «тоталитарного», это значит, что все, нарушающее китч, исторгается из жизни: любое проявление индивидуализма (ибо всякое различие — плевок, брошенный в лицо улыбающегося братства), любое сомнение (ибо тот, кто начнет сомневаться в пустяке, кончит сомнением в жизни как таковой), ирония (ибо в империи китча ко всему нужно относиться предельно серьезно) и даже мать, покинувшая семью, или мужчина, предпочитающий мужчин женщинам и тем угрожающий священному лозунгу «любите друг друга и размножайтесь».

С этой точки зрения мы можем считать так называемый Гулаг некой гигиенической ямой, куда тоталитарный китч бросает отходы.

… истинная функция китча: китч — это ширма, прикрывающая смерть.

В империи тоталитарного китча ответы даны заранее и исключают любой вопрос. Из этого следует, что подлинным противником тоталитарного китча является человек, который задает вопросы. Вопрос словно нож, разрезающий полотно нарисованной декорации, чтобы можно было заглянуть, что скрывается за ней.

В ту минуту когда китч осознается как ложь, он оказывается в контексте не-китча. Теряя свою авторитарную силу, он становится трогательным, как любая иная человеческая слабость. Ибо никто из нас не представляет собой сверхчеловека, чтобы полностью избежать китча. И как бы мы ни презирали китч, он неотделим от человеческой участи.

Источник китча — категорическое согласие с бытием.

Прежде чем нас предадут забвению, мы будем обращены в китч. Китч — пересадочная станция между бытием и забвением.

Станислав Лем[править]

… китч — незаконное дитя обаяния и банала, он — информация, деградировавшая до уровня крайней доступности, хотя исходно в данной культуре центральная или по крайней мере существенная.

 — «Фантастика и футурология» (книга 2), послесловие, 1970, 1972

Именно низкопробно реализованные планы становятся из-за безосновательной претенциозности кичем, который всегда стремится казаться тем, чем в действительности не является, то есть полноценным искусством.

 — «Фантастика и футурология» (книга 2), послесловие

Китч является поздней выродившейся формой мифов. <…> китч как бы представляет упрощённую, сплющенную, развращенную, хотя и первоначально центральную в данном культурном кругу плеяду значения. В нашей культуре китч является тем, что некогда было свято и/или желанно, что лишало уверенности в себе и/или будило страх, а теперь является заготовкой, сборным элементом для мгновенного использования. Китч — это старая святыня, которую неверующие так долго и так упорно оскверняли, что стерлось даже воспоминание о её былой неприкосновенности. Если эти до сих пор нетронутые идолы благодаря механическому размножению получают статус массового товара и как объекты легкого удовольствия становятся доступны всем, то мы наблюдаем деградирующее превращение изначально благородного, в китч. При этом почтенная парадигма оказывается подвергнута обрубке, в результате которой она должна легко усваиваться и быть настолько простой, насколько это возможно. Вдобавок — что чрезвычайно важно — китч никогда своим потребителем за китч не подаётся; он хочет, чтобы его воспринимали серьёзно, и не перестает верить, что является полноценным продуктом. Даже психический процесс, который как единственное препятствие для преодоления, держал когда-то множество непосвящённых вдалеке от объекта преклонения, даже этот процесс остается теперь, будто некий appetizer, упакованный вместе с товаром. Это означает, что китч, поскольку не должен создавать никаких трудностей в процессе потребления, является уже продуктом, разжёванным для потребителя. В литературе китч появляется потому, что всяческая сложность, многогранность, многозначность, характеризующие аутентичные произведения, исключаются из конечного продукта. Всё же лучше, особенно для хорошего самочувствия заинтересованных лиц (как авторов, так и клиентов), если этот конечный продукт производит впечатление, что по-прежнему является произведением искусства, не вызывающим никаких возражений. Китч составляется из суррогатов: героизма, несчастья, страдания, любви и т.д.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями», 1972

Китчевая чепуха успешно удерживается на плаву, потому что на неё существует большой спрос.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями»

Пространство китча подобно вакууму, в котором олово и перья падают одинаково быстро.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями»

В стабилизированной культуре сфера воздействия китча строго ограничена. В массовой культуре его характеризует склонность к переходам в соседние пределы, агрессивно-экспансивный напор, который делает его похожим на чрезмерно разрастающиеся ткани, разъедающие нетронутый ещё организм. Защиту от его атак трудно морально оправдывать, потому что постоянно возникает дилемма, что есть меньшее зло: искалечить китчем произведение искусства, или же полное отсутствие искусства в рамках массовой культуры, если та не в состоянии ассимилировать полноценных продуктов.

 — «Science fiction: безнадёжный случай с исключениями»

… не может быть китчем то, что создаётся впервые; китч — всегда подражание чему-то такому, что некогда излучало сияние подлинности, а после копировалось и вылизывалось, пока не опустилось на самое дно. Это поздняя версия, подобная ремесленной копии знаменитого полотна, исправляемой невежественными эпигонами, которые уродуют рисунок и колорит оригинала, накладывают всё больше краски и лака, потрафляя всё более непритязательным вкусам. Безвкусица самодовольная, кичливая, демонстративная знаменует обычно конец пути; это дешёвка, отделанная со всею старательностью, до мельчайших деталей; композиция, окоченевшая навсегда по заданной схеме (тогда как набросок по самому своему существу не может быть китчем, оставляя за зрителем — в отличие от твёрдо уверенного в себе китча — спасительную возможность доопределения). Так называемый дурной вкус проявляется в китче как непреднамеренный комизм серьёзно-торжественных, напыщенных символов.

 — «Провокация», 1980

… первый признак и первое условие китча — то, что для своих творцов он отнюдь не безвкусица; все они свято верят, что творят настоящую живопись, подлинную скульптуру, первоклассную архитектуру, и тот, кто в своем творении разглядел бы приметы китча, не стал бы ни продолжать его, ни заканчивать.

 — «Провокация»

Одд Нердрум[править]

«Китч служит жизни» («Kitch is dead serious») — выступления художника на пресс конференциях своих персональных выставок[1].

Природа китча состоит в том, что, даже изображая ужасное, он делает это безупречно красиво, как если бы перед вами был букет цветов.

Китч стал именем для всех, кто не хотел идти в ногу с новым веком …

Как христианство предавало проклятию своих оппонентов, так поступал и Модернизм, и правителем Модернистского ада был назван китч – антитеза современному искусству. Китч стал единым обозначением для всего, что не было новым и интеллектуальным, для всего старомодного, сентиментального, мелодраматического и патетического.

Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства.

Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство – решающий критерий качества. Стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит.

… я считаю, что самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем. В искусстве есть очевидные границы – табу против красивой и открытой жизни, с которой вы встречаетесь. Но если чувственности, которую не может вместить в себя искусство, просто дать другое имя, все станет значительно проще. Китч должен быть отделен от искусства. «Китч» — сложный мир и это единственная чувственная форма выражения, способная воздать должное красивой работе.

Эрих Мария Ремарк, «Китч»[править]

Китч-инфицированные – Власть – Коммерсантъ

Пьер Коммуа и Жиль Бланшар (на фото - автопортрет "Космонавты") попали на Московскую биеннале как наиболее китченосные особы франскуского гей0искусства
Пьер Коммуа и Жиль Бланшар (на фото — автопортрет «Космонавты») попали на Московскую биеннале как наиболее китченосные особы франскуского гей0искусства

В Россию привозят работы Пьера и Жиля — ретроспектива мастеров художественного китча, организованная Московским домом фотографии, включена в программу Второй Московской биеннале современного искусства. Об освежающем воздействии китча на искусство рассказывает корреспондент «Власти» Анна Толстова.

Все знают, что такое китч: календари с котятами, садовые гномики, пасхальные зайцы, открытки в розочках и бантах. Большой энциклопедический словарь определяет четко: «Китч (нем. Kitsch) — дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект». Немецко-русский словарь еще более категоричен: «Kitsch — пошлость, безвкусица, халтура в искусстве». Если верить словарным статьям, «китч» — антоним хорошего вкуса и искусства вообще. Однако не все так просто: недаром в 2004 году британские переводчики признали слово «китч» одним из десяти, которые труднее всего перевести. Еще труднее объяснить, как оно превратилось из ругательства в комплимент. И как так вышло, что приторно-сладкие фотографии Пьера и Жиля со смазливыми матросиками в ромашках и затянутыми в латекс и люрекс красотками — это не просто китч, а авангард современного искусства.

Китч как грязь

Когда и где возникло слово «китч», точно не известно. Якобы в середине XIX века в среде мюнхенских арт-дилеров. Так называли пользующуюся спросом у местных нуворишей изопродукцию, низкопробные картины и гравюры, халтуру, подражающую высоким аристократическим образцам. И будто бы произошел этот экономический термин от глагола «kitschen», что на местном диалекте означало «соскребать уличную грязь, сплетничать». Во всяком случае, знаменательно, что местом рождения слова «китч» называют Мюнхен — город сладчайшего немецкого барокко, пышнейшего югендштиля, отчаянного вагнерианства, «пивного путча» и знаменитой гитлеровской выставки «дегенеративного искусства».

В 1937 году в Мюнхене открылись сразу две эпохальные выставки. Одна объединила изъятые из германских музеев работы «дегенератов» (Пауля Клее, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Эрнста, Отто Дикса, Марка Шагала и других великих новаторов) и должна была продемонстрировать всю ущербность модернизма. А на проходившей параллельно выставке «великого немецкого искусства» показывали произведения здоровые и правильные, арийские по духу и народные по форме. Наряду с мускулистыми героями первого скульптора Третьего рейха Арно Брекера здесь было много милых сердцу обывателя сельских идиллий, светловолосых голубоглазых детишек, обнаженных прелестниц в расцвете детородных сил и прочих, внешне лишенных идеологии образов. Вот тогда-то перед авангардом европейских интеллектуалов и встал во весь рост китч — как художественная проблема.

Китч как тоталитаризм


Один из излюбленных приемов Жиля и Пьера, позволяющий превратить в китч практически любое изображение,— яркий нимб ядовитого оттенка ("Ледяная леди", 1994)...
Один из излюбленных приемов Жиля и Пьера, позволяющий превратить в китч практически любое изображение,— яркий нимб ядовитого оттенка («Ледяная леди», 1994)…

Авангард тогда ответил решительным отпором. Первыми угрозу тотального китча почувствовали как раз в фашистской Германии и морально готовой к аншлюсу Австрии: о том, что эта эрзац-культура с ее л

Значение слова «китч»

ки́тча


и ки́ча, только ед., м.

[Kitsch халтура, безвкусица]

1. Произведение массового искусства, отличающееся обычно яркой, броской формой и примитивным содержанием, рассчитанное на невзыскательный вкус, развлечение и конъюнктуру; разновидность массовой культуры, создающая такие произведения.

Архитектурный китч. Постмодернистский кич. Потребители кича. Кафе «Русский кич».

Данные других словарей

Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

ки́тч

неизм. и -а; м.

[нем. Kitsch]

1. В искусстве 60 — 80-х гг. 20 в.: стиль, трактующий, использующий художественные открытия, сделанные в подлинных произведениях искусства.

     // Промышленная имитация уникальных произведений искусства.

2. О дешёвых товарах массового производства, внешне похожих на дорогие, роскошные вещи.

      -ая, -ое.

Толковый словарь иноязычных слов

Л. П. Крысин

китч

а, мн. нет, м.

[

1. Ремесленное, лишенное творческого начала произведение, рассчитанное на внешний эффект, в отличие от подлинного произведения искусства, а также разновидность массовой культуры, создающая или использующая такие произведения.

Школьный словарь иностранных слов

Л. А. Субботина

китч

-а, м.

[англ. kitsch

1. Безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект; дешёвка (пошлый китч, реклама китча).

     

КИТЧ — это… Что такое КИТЧ?

  • китч — дешевка, безвкусие, халтура, кич Словарь русских синонимов. китч см. безвкусие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • КИТЧ — (кич) (нем. Kitsch) дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. В художественной промышленности 2 й пол. 19 нач. 20 вв. китч распространился как промышленная имитация уникальных изделий. В 1960 1980 е гг. предметы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • китч — кич (нем. Kitsch – дешёвка, дурной вкус), безвкусная массовая художественная продукция. В художественной промышленности второй пол. 19 – нач. 20 в. китч распространился как изготовленная фабричным способом имитация уникальных изделий. С 1960 х гг …   Художественная энциклопедия

  • Китч — (кич) явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных… …   Энциклопедия культурологии

  • китч — китч, а и кич, а …   Русское словесное ударение

  • китч — м.; = кич Произведения массовой культуры, рассчитанные на невзыскательный вкус, отличающиеся яркой, броской формой и примитивным содержанием. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • КИТЧ — англ. kitch; нем. Kitsch. Продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. К, как правило, характеризуется поверхностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • китч — китч, а, твор. п. ем …   Русский орфографический словарь

  • китч — и кич (2 м), Тв. ки/тчем и ки/чем …   Орфографический словарь русского языка

  • китч — и кич …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Китч — Википедия. Что такое Китч

    Китч (кич) (нем. Kitsch — халтурка, безвкусица, «дешёвка») — одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности обыденного сознания[1].

    Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объём появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциируется с искусством сентиментальным, приторным или слезливым, однако это слово можно применить к предмету искусства любого сорта, неполноценному по подобным причинам. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала и подлинности, демонстрируемых истинным искусством.

    История

    Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Происхождение слова восходит к двум немецким глаголам: kitschen (делать кое-как) и verkitschen (продавать совсем не то, что заказано). Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Китч сразу же стал оппозицией дорогому, высокому, аристократическому искусству. Поскольку китч имеет негативный смысл («дешёвка»), то у него отсутствует устойчивый и бесспорный денотат[2] (образец). Чаще всего он проявлялся в статуэтках, открытках[3] и картинах, которые приобретались «для уюта». Китч исполнялся профессиональными мастерами, однако был ориентирован на стандартизированный усреднённый вкус. Иногда примером китча могут называть сувениры[4].

    So nimm denn meine Hände Kitschfigur.jpg

    Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро». Китч стали определять как эстетически обеднённый объект низкопробного производства, предназначенный скорее для идентификации новоприобретённого социального статуса потребителя, нежели для пробуждения подлинного эстетического чувства. Китч считали эстетически скудным и сомнительным в нравственном отношении, заставлявшим жертвовать эстетической стороной жизни, обычно, хотя и не всегда, ради обозначения социального статуса.

    В китче красивость подменяет собой красоту, а все настоящие чувства заменяют фальшивая сентиментальность и наигранная мелодраматичность[5].

    Цитаты

    • «Китч механистичен и действует по формулам. Китч — это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч — воплощение всего несущественного в современной жизни»[6].
    • Понт Кич — имя одного из отрицательных персонажей пьесы В. Маяковского «Баня».

    Использование в культуре

    — Часто используется как сокращение от KITCHen ресторанами и кафе

    — Современные художники называют Китчем свои выставки

    — Несколько музыкальных групп постсоветского пространства присваивали себе имя Китч

    Примечания

    Литература

    на русском языке
    • Бодрийяр Ж. Китч // Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. — М.: Республика, 2006. — С. 144—146. — ISBN 5-250-01894-7
    • Гринберг К. Авангард и китч // «Художественный журнал», № 60, декабрь 2005.
    • Ильин А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры): Монография. – Омск : «Амфора», 2010. – 376 с. ISBN 978-5-904947-15-6
    • Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура : Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. — 2-е изд., дораб. и доп. — М. : Политиздат, 1985. — 397 с.
    • Нердрум О. Отрывки из выступлений // Журнал «ARTnews», октябрь 1999.
    • Мезенцев Д. Ю. Основные категории китча, анализ
    • Китч / Назарова О. А. // Киреев — Конго. — М. : Большая российская энциклопедия, 2009. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 14). — ISBN 978-5-85270-345-3.
    • Кич // Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1997. — ISBN 5-7784-0034-9
    • Эко У. Чужое безобразное, китч и кэмп // История уродства / Под ред. У. Эко. М., 2007.
    • Яковлева А. М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. — СПб.: Алетейя, 2001. — С. 252-263. — ISBN 5-89329-442-4
    на других языках
    • Adorno, Theodor (2001). The Culture Industry. Routledge. ISBN 0-415-25380-2
    • Botz-Bornstein, Thorsten (2008). «Wabi and Kitsch: Two Japanese Paradigms» in Æ: Canadian Aesthetics Journal 15.
    • Braungart, Wolfgang (2002). «Kitsch. Faszination und Herausforderung des Banalen und Trivialen». Max Niemeyer Verlag (нем.)русск.. ISBN 3-484-32112-1/0083-4564.
    • Cheetham, Mark A (2001). «Kant, Art and Art History: moments of discipline». Cambridge University Press. ISBN 0-521-80018-8.
    • Dorfles, Gillo (1969, translated from the 1968 Italian version, Il Kitsch). Kitsch: The World of Bad Taste, Universe Books. LCCN 78-93950
    • Elias, Norbert. (1998[1935]) «The Kitsch Style and the Age of Kitsch,» in J. Goudsblom and S. Mennell (eds) The Norbert Elias Reader. Oxford: Blackwell (англ.)русск..
    • Gelfert, Hans-Dieter (2000). «Was ist Kitsch?». Vandenhoeck & Ruprecht (англ.)русск. in Göttingen. ISBN 3-525-34024-9.
    • Giesz, Ludwig (1971). Phänomenologie des Kitsches. 2. vermehrte und verbesserte Auflage München: Wilhelm Fink Verlag (нем.)русск.. [Partially translated into English in Dorfles (1969)]. Reprint (1994): Ungekürzte Ausgabe. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag. ISBN 3-596-12034-9 / ISBN 978-3-596-12034-5.
    • Gorelik, Boris (2013). Incredible Tretchikoff: Life of an artist and adventurer. Art / Books, London. ISBN 978-1-908970-08-4
    • Greenberg, Clement (1978). Art and Culture. Beacon Press (англ.)русск.. ISBN 0-8070-6681-8
    • Holliday, Ruth and Potts, Tracey (2012) Kitsch! Cultural Politics and Taste, Manchester University Press. ISBN 978-0-7190-6616-0
    • Karpfen, Fritz (1925). «Kitsch. Eine Studie über die Entartung der Kunst». Weltbund-Verlag, Hamburg.
    • Kristeller, Paul Oskar (1990). «The Modern System of the Arts» (In «Renaissance Thought and the Arts»). Princeton University Press. ISBN 978-0-691-02010-5
    • Kulka, Tomas (1996). Kitsch and Art. Pennsylvania State University Press (англ.)русск.. ISBN 0-271-01594-2
    • Moles, Abraham (nouvelle édition 1977). Psychologie du Kitsch: L’art du Bonheur, Denoël-Gonthier
    • Nerdrum, Odd (Editor) (2001). On Kitsch. Distributed Art Publishers (англ.)русск.. ISBN 82-489-0123-8
    • Olalquiaga, Celeste (2002). The Artificial Kingdom: On the Kitsch Experience. University of Minnesota ISBN 0-8166-4117-X
    • Reimann, Hans (1936). «Das Buch vom Kitsch». Piper Verlag (англ.)русск., München.
    • Richter, Gerd, (1972). Kitsch-Lexicon, Bertelsmann. ISBN 3-570-03148-9
    • Shiner, Larry (2001). «The Invention of Art». University of Chicago Press (англ.)русск.. ISBN 0-226-75342-5.
    • Thuller, Gabrielle (2006 and 2007). «Kunst und Kitsch. Wie erkenne ich?», ISBN 3-7630-2463-8. «Kitsch. Balsam für Herz und Seele», ISBN 978-3-7630-2493-3. (Both on Belser-Verlag, Stuttgart.)
    • Ward, Peter (1994). Kitsch in Sync: A Consumer’s Guide to Bad Taste, Plexus Publishing (англ.)русск.. ISBN 0-85965-152-5
    • «Kitsch. Texte und Theorien», (2007). Reclam (англ.)русск.. ISBN 978-3-15-018476-9. (Includes classic texts of kitsch criticism from authors like Theodor Adorno, Ferdinand Avenarius, Edward Koelwel, Walter Benjamin, Ernst Bloch, Hermann Broch, Richard Egenter, etc.).

    Ссылки

    Движение китча — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Движение китча — это международное движение художников, основанное на идеях норвежского художника-фигуративиста Одда Нердрума. Движение определяет китч как синоним древнеримского Ars или древнегреческого Techne. Участники движения воспринимают китч не как противоположность «искусства», а как независимую часть эстетического дискурса, отделенное от искусства в современном понимании. Китч-художники утверждают, что их движение не относится непосредственно к искусству, но является философским течением. Движение китча часто воспринимается как род критики современного искусства и арт-индустрии, однако, по мнению Нердрума и других художников китча, это не являлось их изначальным намерением.

    Зарождение и состав движения

    Началом движения китча принято считать речь, произнесенную Оддом Нердрумом на открытии его выставки в Музее современного искусства Аструп-Фернли в Осло 24 сентября 1998. В этой речи Нердрум объявил себя китч-художником (Kitsch Painter), противопоставляя это наименование общепринятому определению художника (artist). Основными участниками движения являются художники, составляющие так называемую «школу Нердрума», а также самостоятельные живописцы, в основном из среды фигуративистов. Среди участников движения можно выделить следующих художников:

    • Ян-Ове Тув — ученик и ассистент Одда Нердрума, автор ряда теоретических работ
    • Роберто Ферри — итальянский художник, использующий барочные мотивы в своих работах
    • Ричард Т. Скотт — американский художник-фигуративист, теоретик эстетики и политический активист
    • Роуз Фреймут-Фрэзер

    Философские идеи движения китча основываются на утверждении о том, что современное понятие «искусства» возникло в эпоху Просвещения. До этого, начиная с Древней Греции, термины «ars» и «techne» были синонимами «мастерства и красоты». Понятие искусства как «формы» было впервые использовано Иммануилом Кантом. Его утверждения о том, что прекрасное это воплощение Божественного в конкретных вещах, т.е. форма, легли в основу эстетических концепций современной и постмодернистской философии и теории искусства, в которой идея искусства определяется отдельно от ее непосредственного выражения.

    Движение китча выступает за то, чтобы вернуть в сферу искусства мастерство исполнения и чувственно воспринимаемую “красоту” произведения, которые в современном искусстве отодвигаются на задний план, в то время как “идеи” и “концепции” становятся главным критерием оценки произведений и размежевания “искусства”, как образца “высокой”, элитарной культуры и культуры массовой, которая характеризуется безыдейностью и банальностью. Подобным образом определяют китч Жан Бодрийяр и Клемент Гринберг, однако в том понимании искусства, которого придерживаются участники движения это не является отрицательной характеристикой, поскольку китч, в любом понимании этого термина, характеризуется высоким качеством исполнения и своей способностью вызывать эмоции, что часто воспринимается негативно как “патетика”. Однако именно этот примат “чувственного” над “рациональным” ставится во главу угла в теоретических работах представителей движения: Одд Нердрум писал по этому поводу следующее:

    “Китч — это форма выражения страсти на всех уровнях, а не слуга истины. Напротив, китч относителен религии и истине. Поэтому хорошо написанная Мадонна превосходит ту святость, которую она содержит в себе. Истину же Китч оставляет Искусству. В китче мастерство является решающим критерием качества. Ручная работа раскрывает себя в свете давно установленных норм. Таким образом, Китч не защищен, поскольку нынешние стандарты являются лучшими из когда-либо созданных в истории. Для Пикассо и Уорхола это было по-другому. Они были защищены современными ценностями и до сих пор остаются. Искусство защищено от прошлого, потому что это нечто иное»

    • 2002 Kitsch Katakomben, Haugar Vestfold KunstMuseum, Tonsberg, Norway
    • 2002 Raugland Atelier, Stavern, Norway
    • 2002 Larvik Kunstforening, Larvik, Norway
    • 2004 Kitsch, Telemark Museum, Skien, Norway
    • 2005 Kitsch Annuale, Krutthuset, Fredricksvern Verft, Stavern, Norway
    • 2006 Kitsch Annuale, Stavern, Norway
    • 2008 Kitsch Biennale Pasinger Fabrik, Munich, Germany
    • 2009 Kitsch, Krapperup Castle, Sweden
    • 2009 Fall Kitsch, Galleri PAN, Oslo, Norway
    • 2009 Immortal Works, VASA KONSTHALL, Gothenburg, Sweden
    • 2010 Kitsch Biennale, Palazzo Cini, Venice, Italy
    • Бодрийяр Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры.М.: Культурная революция; Республика, 2006, с. 144-146

    en:Kitsch movement

    КИТЧ — это… Что такое КИТЧ?

  • китч — дешевка, безвкусие, халтура, кич Словарь русских синонимов. китч см. безвкусие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • китч — кич (нем. Kitsch – дешёвка, дурной вкус), безвкусная массовая художественная продукция. В художественной промышленности второй пол. 19 – нач. 20 в. китч распространился как изготовленная фабричным способом имитация уникальных изделий. С 1960 х гг …   Художественная энциклопедия

  • КИТЧ — КИТЧ, КИЧ [нем. Kitsch халтура, безвкусица] безвкусное, дешевое произведение (напр., картина, роман, фильм). Термин возник в начале XX в. в кругах мюнхенских художников. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. китч а, мн. нет, м. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Китч — (кич) явление массовой культуры, синоним псевдоискусства, в котором основное внимание уделяется экстравагантности внешнего облика, крикливости его элементов. Китч является элементом массовой культуры, точкой максимального отхода от элементарных… …   Энциклопедия культурологии

  • китч — китч, а и кич, а …   Русское словесное ударение

  • китч — м.; = кич Произведения массовой культуры, рассчитанные на невзыскательный вкус, отличающиеся яркой, броской формой и примитивным содержанием. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • КИТЧ — англ. kitch; нем. Kitsch. Продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. К, как правило, характеризуется поверхностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта. Antinazi. Энциклопедия… …   Энциклопедия социологии

  • китч — китч, а, твор. п. ем …   Русский орфографический словарь

  • китч — и кич (2 м), Тв. ки/тчем и ки/чем …   Орфографический словарь русского языка

  • китч — и кич …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *