Вопрос 21. Архитектура барокко во Франции 17 век.
В отличии от Италии, в абсолютистской Франции архитектура и искусство служили прославлению монарха, а не церкви.
Городская перепланировка, осуществлённая в XVII веке в Париже, отличалась от римской тем, что площади, равно как и большие проспекты, были независимы от зданий, являвшихся символами города.
Французское барокко наиболее ярко проявилось в светской архитектуре — при строительстве дворцов, замков, домов для буржуазии и общественных зданий. Преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором перед фасадом. Двор отгораживали от улицы позолоченной решёткой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Благодаря нововведению архитектора
Церковь в Сорбонне (1635 г.) Жака Лемерсье,
собор Дома инвалидов (1706 г.) Жюля Ардуэн-Мансара – примеры культовых построек барокко.
Клод Перро(1613 – 1688) создаёт проект главного восточного фасада Лувра (1667 – 1673 гг.) – королевского дворца в Париже. Его работа воплотила самые близкие французам идеи и настроения: строгость и торжественность, масштабность и предельную простоту. Восточный фасад Лувра стал примером чисто французского барокко. Он на пятнадцать метров превышает реальную длину здания, разделён на ярусы, оформлен ордером со стоящими попарно колоннами. Центральная выступающая часть фасада украшена портиком с фронтоном. Такая трёхчастная композиция была характерна для фасадов дворцов и парадных вилл эпохи Возрождения. Мастеру удалось показать, что старые традиции ещё остаются источником красоты.
Вопрос 22. Ансамбль Версаля в Париже (дворец и парковый ансамбль)
Кодним из выдающихся архитектурных строений мирового зодчества относится всем известный дворцово-парковый ансамбль в Версале, выстроенный под эгидой таких блистательных мастеров, как Луи Лево, Жюль Ардуэн-Мансар и Андре Ленотр. Планировка обширного парка, территории, связанные с Версальским дворцом, являются вершиной французского паркового искусства, а сам дворец — первоклассным памятником архитектуры. Они создали сложный законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.
Архитектура дворца отличается большим единством. Сильно растянутое по горизонтали, здание дворца хорошо гармонирует со строгой геометрически правильной планировкой парка и природным окружением. Второй, парадный этаж дворца, расчленен строгим по пропорциям и деталям рядом колонн и пилястр, покоящихся на тяжелом рустованном цоколе. Самый верхний, меньший по высоте этаж задуман как венчающий здание аттик, придающий образу дворца большую монументальность и представительность.
Примечательно, что планировка парка, выполненная Ленотром, отличается классической чистотой и ясностью линий и форм. Ленотр явился наиболее последовательным выразителем эстетического и этического идеала классицизма. Он видел в природном окружении объект разумной человеческой деятельности. Естественный ландшафт Ленотр преобразует в безупречно ясную, законченную архитектоническую систему, основанную на принципах разумности и порядка.
Нужно отметить, что природа приняла в нем строго геометрические формы, словно предписанные ей разумом человека. Парк отличается четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.
Строительство дворца началось в 1661 г. и в работах было задействовано более 30 тыс. строителей (чтобы увеличить количество рабочих, Людовик запретил всё частное строительство в окрестностях города, а в мирное время на стройку отправляли солдат и матросов).
В окончательном варианте общая площадь дворцовых помещений, не включая парка составила около 67 тысяч квадратных метров. В нём было установлено 25 тысяч окон, 67 лестниц, 372 статуи.
Большой Трианон. Замок в классическом стиле, облицованный розовым мрамором. Монархи использовали для самых разнообразных целей: начиная от встреч с фаворитками и заканчивая охотой.
Малый Трианон.
Дворец являет собой переход от стиля рококо к классицизму и был построен по инициативе одной из фавориток Людовика XV, маркизы де Помпадур. Правда, она умерла за несколько лет до окончания строительства, а потому в нём обитала другая фаворитка, графиня Дюбарри. Когда королём стал Людовик XVI, он передал замок Марии-Антуанетте, где она отдыхала от дворцовой жизни (даже король не имел права прийти сюда без её разрешения).
Парк и сады. Версальский дворец и парк – два неотделимых друг от друга понятия. Сады Версаля состоят из огромного числа террас, которые постепенно понижаются по мере удаления от замка. Занимают они площадь около ста гектаров, причём вся эта территория абсолютно ровная и найти на ней какой-нибудь небольшой холмик невозможно.
Здесь находится несколько дворцовых построек, среди них – Большой и Малый Трианон, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, французский павильон, грот, а также предусмотрены смотровые площадки, аллеи, скульптуры, система фонтанов и каналов, из-за которой сады Версаля прозвали «маленькой Венецией».
studfile.net
Архитектура барокко во Франции
Барокко в Франции
Определение 1
Архитектура барокко – это период в развитии архитектуры многих европейских стран (преимущественно Центральная и Южная Европа), охвативший примерно 150 – 200 лет.
Под влиянием традиций архитектуры Возрождения французское барокко имеет более уравновешенный характер, чем итальянское барокко классического направления. Во внешнем виде дворцов и замков строгость всегда преобладала над художественной фантазией.
Изначально французское барокко находилось под сильным влиянием традиций архитектуры Возрождения, которые держивались здесь вплоть до начала XVII века. Новое поколение французских архитекторов создавало движение, заведомо противоположное радикальному классическому барокко.
Рисунок 1. Версаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ранний барочный период во Франции был связан с первой третью XVII века – временем правления Людовика XIV (1643 – 1715). Наиболее примечательными представителями стиля были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. Для периода властвования Людовика XIV характерен размах архитектурных ансамблей и отдельных сооружений.
Замковая архитектура Франции XVII века развивалась в направлении, восходящем к четырехугольным замкам-крепостям Филиппа II Августа. Эти крепости постепенно освободились от всех оборонительных построек и обрели упорядоченную симметричную форму с ярко акцентированным главным зданием и двумя боковыми крыльями. В период средневековья под Парижем появились Мезон и Во – уникальные шедевры, в которых сочетались традиции изолированной архитектуры и П-образных замков с внутренним двором. Замок представлял собой архитектурный ансамбль, который включал в себя подъездные дороги, вспомогательные помещения, прилегающие территории и сады. Сооружение, лишенное крыльев, о которых упоминала лишь вытянутая по бокам кровля, стало более открытым для внешнего мира, что повлекло за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.
Частные замки были забыты в период Людовика XIV, но с наступлением XVIII века появился новый тип загородных построек. Замки в Шане, Жоссиньи и Бельвю свидетельствуют об общей тенденции к уменьшению размеров, исключению защитных рвов и упрощения объемов. Количество лепных украшений также сокращалось.
Архитектура религиозных сооружений ориентировалась в большинстве своем на центрические типы зданий. Однако, во французской архитектуре наблюдалась собственная логика, иное понимание тектоники сооружений. Фасады здесь решаются большими ордерами, которым подчиняется вся планировочная структура. Особенной роскошью выделяются интерьеры.
Среди известнейших сооружений данного периода можно выделить следующие:
- Версаль;
- отель Бирон;
- замок Во ле Виконт.
Парижские дворцы
Во Франции в 1697 году возобновляются работы во многих королевских резиденциях: украшение Марли, реконструкция апартаментов монарха и обновление интерьера в Версальском дворце. Париж вновь стал городом проживания монарха, и в этой связи появляется новая городская элита. Эти факторы способствовали возведению целой серии загородных жилых сооружений. В приватной архитектуре отмечался невиданный подъем, который продлился до 30-х годов XVIII века.
Рисунок 2. Замок Во ле Виконт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Возникла потребность в систематизированных и просторных жилищах, которые достаточно тяжело вписывались в пространство средневековых городов. Это приводило к урбанизации пригородов. В начале XVII века получают новое развитие многие предместья Парижа (например, Маре, остров Сан-Луи и т.д.). Типичный французский отель обычно располагался между двором и садом и отделялся от улицы большой стеной. Он мог иметь корпуса, обращенные назад или же состоять из одного главного сооружения с небольшими флигелями.
С XVIII века во Франции начинают строиться здания гораздо меньших размеров, чем ранее. Примером могут служить отели Кроза, Бирон, Матиньон. Недостаток площадей для строительства вынудил архитекторов искать неожиданные и оригинальные решения.
Замечание 1
Строительство французских барочных отелей было широко распространено в XVIII веке. В это время наиболее привлекательными регионами для строительства стали такие предместья, как Сен-Жермен или Сент-Оноре.
Французские барочные парки
Уже в период Ренессанса французские сады отличались от остальных европейских парковых ансамблей тем, что жилое помещение в них находилось у входа в поместье, между двором и садом.
В связи с тем, что для строительства использовались максимально ровные участки, сад становился просторным и широким, а беседки и тенистая листва оставались в стороне. Андре Ленотр доводил до высшей степени совершенства образцы французских парков, которые были предназначены в первую очередь для прогулок и отдыха придворных.
Парк замка Во, строительство которого завершилось в 1662 году считается одним из самых совершенных произведений Андрэ Ленотра. Сложнейшая сеть аллей здесь соединяет между собой различные склоны, лестницы, водные участки. Ничто не оставлено на волю случая: замок выглядит еще более эффектно на фоне открытой перспективы.
Общий план садового ансамбля подчинялся потребностям визуального восприятия и сочетал в себе искажения, которые были необходимы для того, чтобы сохранить равновесие деталей.
Основными украшениями ренессансных и барочных садов во Франции были нимфы, гроты и подземные переходы. Мода на загородные резиденции способствовала созданию шикарных павильонов. Памятные стелы, колонны и ложные руины соседствовали с охотничьими постройками, бальными залами и причудливыми лесными домиками. Впоследствии к ним присоединились образцовые фермы и молочные хозяйства.
spravochnick.ru
Французское барокко Архитектура Барокко Главные признаки —
Французское барокко
Архитектура Барокко Главные признаки: — усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, — преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, — чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей — активное применение скульптурных и архитектурнодекоративных мотивов; — неравномерное распределение архитектурных средств; — создание богатой игры светотени, цветовых контрастов — динамичность архитектурных масс.
Архитекторы французского барокко
Жак Лемерсье (фр. Jacques Lemercier [Лёмерсье], 1585, Понтуаз — 13 января 1654, Париж) — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII. Жак Лемерсье принадлежал к семье архитекторов и мастеров каменной кладки, уже прославившейся в Иль-де-Франс. Его дед Пьер Ле Мерсье и отец Николай Ле Мерсье руководили большими стройками в Понтуазе (Сен-Маклу, Нотр-Дам).
Капелла Святой Урсулы Сорбонской или просто Капелла Сорбонны — это религиозное здание, расположенное в Латинском квартале Парижа среди архитектурного ансамбля Сорбонны. Первый французский храм купольного типа. Построена из камня.
Луврский дворец – Павильон с часами
Монастырь Валь-де-Грас В 1645 году Мазарини заказал Франсуа Мансару восстановление церкви и монастыря Вальде-Грас (Val-de. Grâce). Работы начались весной 1645, но на следующий год Мансар передал их Жаку Лемерсье.
Пале-Рояль (фр. Palais Royal — «королевский дворец» ) — площадь, дворец и парк, расположенн ые в Париже напротив северного крыла Лувра.
Церковь святого Джозефа в Париже
Фасад церкви свв. Петра и Павла в Рюэй-Мальмезоне.
Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin. Mansart, урождённый Жюль Ардуэн; 1646— 1708) — французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.
Дом инвалидов или Государственный Дом инвалидов (фр. L’hôtel national des Invalides) или просто Инвалиды (Les Invalides) в Париже — архитектурный памятник, строительство которого было начато по приказу Людовика XIV от 24 февраля 1670 года как дом призрения заслуженных армейских ветеранов ( «инвалидов войны» ). Это был один из первых (если не первый) инвалидных домов в Европе. Сегодня он по-прежнему принимает инвалидов, а также в нём располагаются несколько музеев и некрополь военных.
Площадь Побед
Вандомская колонна и Вандомская площадь
Клод Перро (фр. Claude Perrault, 25 сентября 1613, Париж — 9 октября 1688, Париж) — французский архитектор и учёный. Родился в семье юриста, судьи Парижского парламента Пьера Перро. Братья Шарль и Пьер стали писателями, Николя — богословом. Сам Клод Перро изучал медицину и достиг успехов в биологии, благодаря которым стал одним из первых членов Французской академии наук. Он занимался и механикой.
Восточный фасад Луврского дворца
Живопись французского барокко Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность
Гиацинт Риго Гиаци нт (Иасент) Риго (фр. Hyacinthe Rigaud; 20 июля 1659, Перпиньян — 27 декабря 1743, Париж) — французский художник, мастер парадного барочного портрета времён Людовика XIV и Людовика XV.
Портрет Пьера Древетта
Портрет Жака Бениня Боссюэ, епископа Мо
Мадам Риго, мать художника, в двух поворотах
Портрет Людовика XIV
Симон Вуэ Симо н Вуэ (фр. Simon Vouet; 9 января 1590, Париж — 30 июня 1649, там же) — французский живописецмонументалист, портретист и декоратор. Родители — Лоран Вуэ (также художник) и Мари Букийон.
«Апполон и музы»
«Венера, спящая на облаке»
Св. Цецилия с ангелом
Шарль Лебрё н (фр. Charles Le Brun, 24 февраля 1619, Париж — 22 февраля 1690, Париж) — французский художник и теоретик искусства, глава французской художественной школы эпохи Людовика XIV.
«Апофеоз Людовика XIV»
Портрет Мольера
Канцлер Сегюр во время вступления Людовика XIV в Париж в 1660 году
Скульптура барокко Характеризуется подчёркнутой театрализацией образов, динамизмом поз, экспрессивностью лиц и жестов, специфической экстравагантностью. Сложился в XVII – первой половине XVIII века, как одна из составляющих эпохи барокко в культуре.
Французские скульпторы барокко
Антуан Куазево (фр. Charles Antoine Coysevox; 29 сентября 1640, Лион — 10 октября 1720, Париж) — французский скульптор барокко. Фамилия иногда ошибочно записывается как Куазевокс.
Меркурий, мрамор, 1680 -1690 Сад Тюльери, Париж
Амфитрита, мрамор, 1695 Музей Лувр, Париж
Шарль Лебрен, терракота, 1676 Собрание Уоллес, Лондон
Франсуа Жирандон Франсуа Жирардон (фр. François Girardon; 17 марта 1628 — 1 сентября 1715) — французский скульптор. Ученик Л. Максьера и Ф. Ангье. В 1648— 1650 гг. завершил своё художественное образование в Риме у Бернини.
«Похищение Персефоны»
«Аполлон и нимфы»
Монумент Ришелье
Пьер Ле Гро Младший (фр. Pierre Le Gros le jeune), (род. 12 апреля 1666 г. Париж — ум. 3 мая 1719 г. Рим) — французский скульптор эпохи барокко, многие годы живший и работавший в Риме.
Фредерик-Морис де Ла-Тур д’Овернь, скульптура
«Религия изгоняет ересь»
Капелла Артамори
Саркофаг папы Пия V
present5.com
БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ
В период правления Людовика XIV Франция стала самой могущественной державой в Европе как в военном, так и в культурном отношении. К концу XVII века Париж соперничал с Римом за звание мировой столицы изящных и прикладных искусств, хотя Вечный Город удерживал это звание много веков. Как же произошло это изменение? У нас возникает соблазн рассматривать французское искусство эпохи Людовика XIV как выражение абсолютизма из-за Версальского дворца и других крупных проектов, прославивших короля Франции. Это вполне справедливо для периода расцвета — времени правления Людовика XIV, 1660—1685 го дов,— однако к этому времени французское ис кусство XVII века уже обрело свой характерный художественный стиль.
Французы не любят называть эту художест венную манеру барочной. Для них — это стиль Людовика XIV. Они часто называют искусство и литературу этого периода «классическими». В таком контексте это слово может иметь три разных значения. Прежде всего это синоним «высочайшего достижения», подразумевающий, что стиль Людо вика XIV соответствует Высокому Возрождению в Италии или эпохе Перикла в Древней Греции. Этот термин употребляется также для обозначения под ражаний форме и содержанию классической ан тичности. Наконец, понятие «классический» пред полагает такие присущие художникам античности и Возрождения качества, как равновесие и сдер жанность. Второе и третье из этих значений опи сывают явления, которые будет правильнее отнести к «классицизму». Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом».
Истоки этого классицизма были в основном художественными, а не политическими. Француз ская архитектура XVI века и в меньшей степени скульптура были теснее связаны с итальянским Возрождением, чем в какой-либо другой северной стране, хотя в живописи стиль маньеризма поздней школы Фонтенбло продолжал доминировать до
начала XVII века (см. стр. 268—270). Развитию классицизма способствовал также французский гу манизм с его интеллектуальным наследием разума и стоической благодетелью. Эти факторы сдерживали распространение барокко во Франции и ви доизменяли его трактовку. Цикл Медичи Рубенса (см. илл. 287), например, не имел влияния на французское искусство до самого конца века. В 1б20-х годах, когда Рубенс над ним работал, мо лодые художники во Франции еще только осваи вали раннее барокко.
302. Жорж де Латур. Св. Иосиф-плотник. Ок. 1645 г. Холст, масло. 129,9 х 101 см. Лувр, Париж
БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ • 317
303. Никола Пуссен. Похищение сабинянок. Ок. 1бЗб—1637 г. Холст, масло. 154,6 х 209,9 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Фонд Хэрриса Брисбейна Дика, 1946 г.
|
|
| ЖИВОПИСЬ |
|
| геном и его тяготение к упрощенным геометрическим | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| формам. |
|
|
|
|
|
| |
Де | Латур. | На | многих | из |
| этих | французских | Пуссен. Почему де Латур был так быстро забыт? | |||||||||||
живописцев повлиял Караваджо, хотя не совсем ясно, | |||||||||||||||||||
Причина проста: после 1б40-х годов во Франции | |||||||||||||||||||
каким образом они усваивали его стиль. Это были в | господствовал классицизм. Искусство де Латура с его | ||||||||||||||||||
основном незначительные художники, работавшие в | ясностью, уравновешенностью и сдержанностью | ||||||||||||||||||
провинции, но некоторым из них удалось обрести | можно | было | бы |
| обозначить | термином | |||||||||||||
вполне самостоятельную манеру. Самый изящный | «классическое» — особенно при соотнесении с дру | ||||||||||||||||||
среди них — | Жорж | де | Латур (1593-1652), оценить | гими живописцами-караваджистами, но «класси | |||||||||||||||
которого | по | заслугам | смогли | только двести лет | цистом» | он, конечно, | не | был. Больше | всех для | ||||||||||
торжества | классицизма | в | искусстве | сделал Никола | |||||||||||||||
спустя. Его картина «Св. Иосиф-плотник» (илл. 302) | |||||||||||||||||||
Пуссен (1593/94—1665). Хотя Пуссен был величай | |||||||||||||||||||
могла | бы | быть | ошибочно | принята | за | жанровое | |||||||||||||
шим французским художником столетия и первым в | |||||||||||||||||||
произведение, | если | бы не | ее |
| одухотворенность, | ||||||||||||||
| истории | французским | живописцем, | завоевавшим | |||||||||||||||
составляющей здесь такую же сильную черту, как в | |||||||||||||||||||
международное признание, | он, тем не менее, почти | ||||||||||||||||||
картине Караваджо «Призвание Св. Матфея» (см. илл. | |||||||||||||||||||
всю свою жизнь провел в Риме. Там, вдохновляясь | |||||||||||||||||||
271). | Юный | Христос | держит | свечу — | любимый | ||||||||||||||
Рафаэлем, он выработал стиль, который стал позже | |||||||||||||||||||
прием де Латура,— которая освещает сцену с | идеальным образцом для французских художников | ||||||||||||||||||
интимностью |
| и | нежностью, | напоминающей | второй половины века. |
|
|
|
| ||||||||||
произведения Геертген тот Син Янса (см. илл. 193), де | Картина «Похищение сабинянок» (илл. 303) | ||||||||||||||||||
Латур разделяет с Геерт |
|
|
|
|
|
| может служить примером строгой дисциплины ин |
318 • БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ
304. Никола Пуссен. Рождение Вакха. Ок. 1657 г. Холст, масло. 123 х 179 см. Художественный музей Фогга, Художественные музеи Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс). Дар г-жи Сэмуэль Сакс в память об ее муже, г-не Сэмуэле Саксе
теллектуального стиля Пуссена. Тщательно пропи санные фигуры словно «заморожены в действии» подобно статуям, да многие из них, по существу, и заимствованы из эллинистической скульптуры. Пуссен разместил их перед археологически точны ми, как он считал, реконструкциями римской ар хитектуры. В композиции присутствует налет те атральности, и не без причины — она была создана путем перемещения глиняных фигурок по мини атюрному подобию сцены, до тех пор, пока их расположение не показалось художнику верным. Чувства демонстрируются на картине в избытке, но им явно недостает спонтанности, и они не вызывают у нас никаких переживаний. Очевидно, что используемые здесь художественные принципы восходят к Рафаэлю. Или же, точнее, это Рафаэль, пропущенный через Аннибале Карраччи и его школу (сравн. илл. 273, 274). Венецианские черты, которые проявились уже в начале творческого пути художника, были им сознательно подавлены. Пуссен может поразить нас как человек, которому был полностью подвластен его собственный разум,— такое впечатление подтверждается мно гочисленными письменами, в которых он излагает
свои взгляды друзьям и меценатам. Высочайшей целью живописи, полагал он, является изображение возвышенных и серьезных человеческих поступков. Их следует изображать логично и упорядоченно; то есть не так, как все происходило на самом деле, а так, как случилось бы, если бы природа была совершенной. С этой целью художник должен стремиться к общему и типическому. Апеллируя больше к уму, нежели к чувствам, ему следует меньше заниматься такими незначительными ве щами, как цвет, а главное внимание уделять форме
икомпозиции. На хорошей картине зритель всегда сможет «прочитать» точные чувства каждой фигуры
исоотнести их с сюжетом. Эти идеи не были новы. Нам вспоминается античное выражение «ut pictura poesis» («живопись — это та же поэзия») и утверждение Леонардо, что высшей целью жи вописи является изображение «намерений челове ческой души» (см. стр. 244, 291). До Пуссена, однако, никто не проводил такой тесной аналогии между живописью и литературой, и не воплощал эту теорию с такой буквальностью на практике. Именно методом художника объясняется ощущае мое нами присутствие холодной, назойливой рито
320 • БАРОККО ВО ФРАНЦИИ: ЭПОХА ВЕРСАЛЯ
305. КлодЛоррен. Пасторальныйпейзаж. Ок. 1650 г. Медная пластина, масло. 40,3 х 54,9 см.
ХудожественнаягалереяИельскогоуниверситета, Нью-Хэвен(Коннектикут). ФондЛеоК. Ханны Младшего
306. СимонВуэ. ТуалетВенеры. Ок. 1640 г. Холст, масло. 165,7 х114,3 см. ИнститутКарнеги, Питтсбург
диции соперничали друг с другом вплоть до конца периода романтизма, по очереди занимая ведущее положение, но ни одна из них так и не смогла добиться надолго ощутимого превосходства.
Королевская Академия
Когда молодой Людовик XIV пришел к власти в 1661 году, Жан-Батист Кольбер, его главный советник, создал административный аппарат для поддержки абсолютной монархии. В этой системе, направленной на подчинение мыслей и действий всей нации строгому контролю сверху, перед изо бразительными искусствами стояла цель прослав ления короля, а официальным «королевским сти лем» и в теории, и на практике стал классицизм.
studfile.net
Вопрос 20. Архитектура барокко в странах Западной Европы (Германия, Австрия, Англия)
Стиль барокковозник в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения. В Западных странах (Германия, Австрия и Англия) признаки барокко стали появляться лишь в середине 17 века.
ГЕРМАНИЯ. Стиль барокко стал развиваться в архитектуре Германии на сто лет позже, чем в Италии и Франции, но зато, как бы наверстывая упущенное, он приобретал здесь чрезвычайно полное и яркое выражение. По насыщенности и сложности форм немецкое барокко могло сравниться только с барокко Италии. Вместе с тем немецкое барокко отличается в целом некоторой измельченностыо и сухостью деталей. Типично барочные темы нередко переплетаются в нем с мотивами рококо. Крупным художественным центром Германии этого времени стала Бавария со своим главным городом Мюнхеном. Франсуа Кювилье. В Мюнхене с 1725 года работал французский архитектор Франсуа Кювилье. Наиболее известное его произведение — павильон Амалиенбург в Нимфенбурге (1734-1739). Внутренние отделки Амалиенбурга по изысканности и разнообразию мотивов нисколько не уступают лучшим образцам этого стиля во Франции.
Иоганн Бальтасар Нейман. Другим архитектурным центром на юге Германии была Франкония. В первой половине 18 века во франконском городе Вюрцбурге работал один из крупнейших архитекторов Германии — Иоганн Бальтасар Нейман (1687—1753). В 1719 году Нейман приступил к проектированию епископского дворца в Вюрцбурге, который был закончен в 1744 году. Архитектурное решение дворца определилось под несомненным влиянием композиции Версаля. Сооружение состояло из главного корпуса и боковых крыльев, ограничивающих с двух сторон парадный открытый двор. Наибольший интерес представляют дворцовые интерьеры. Особенно значительна трехмаршевая лестница, плафон которой был расписан приглашенным в Вюрцбург Д.-Б. Тьеполо на тему «Олимп и четыре части света» (1750—1753). Тьеполо же расписал Главный императорский зал дворца композициями из жизни Фридриха Барбароссы.
Целый ряд первоклассных архитектурных памятников находится в главном городе Саксонии — Дрездене. Маттеус Даниэль Пеппельман. Центральной фигурой дрезденского барокко является Маттеус Даниэль Пеппельман (1662—1736) — автор знаменитого дрезденского «Цвингера». Построенный им с 1711 по 1722 год «Цвингер» является лишь частью большого ансамбля, предназначенного для празднеств под открытым небом. Осуществленная часть этого комплекса — «Цвингер» (или «Цитадель») представляет собой прямоугольную площадку, замыкающуюся двумя полукружиями. На оси площадки и по углам ее построены двухэтажные павильоны, соединенные между собой одноэтажными галереями, обработанными аркадами. Утонченно-изящная и изощренная архитектура «Цвингера» — яркий образец барокко, формы которого в Германии в одинаковой степени распространяются и на внешний и на внутренний облик зданий. Архитектура Дрездена в первой половине 18 века обогатилась двумя крупными церквами — не сохранившейся протестантской «Фрауэнкирхе» и католической придворной церковью. Строителем Фрауэнкирхе (1726—1743), наиболее известной протестантской церкви Германии, был архитектор Георг Бэр (1666—1738). Внутри храма было восемь опорных столбов, поддерживавших купол и многоярусные хоры, огибавшие всю церковь. Все сооружение, в том числе купол, было облицовано местным известняком, благодаря чему оно казалось вытесанным как бы из одного куска камня. Фрауэнкирхе — один из наиболее характерных образцов немецкого барокко. Благодаря сложным формам купола и угловых башенок здание приобрело живой, подвижный силуэт. Фрауэнкирхе оказала несомненное влияние на европейскую церковную архитектуру. Придворная католическая церковь в Дрездене была возведена с 1738 по 1751 год итальянским архитектором Гаэтано Киавери (1689—1770). Прямоугольная в плане, она расчленена на нефы, из которых главный выступает в виде самостоятельного объема. К основной части здания примыкает стройная многоярусная колокольня, в композиции которой нельзя не видеть результата воздействия русской архитектуры, памятники которой Киавери наблюдал, работая в ранний период своей деятельности в Петербурге. Фасады церкви обработаны пилястрами; высокие балюстрады, скрывающие крыши, завершаются статуями, обогащающими внешний облик храма. Произведение Киавери — памятник зрелого барокко — отличается монументальностью и типично итальянской сочностью форм.
Андреас Шлютер. Архитектура Пруссии и Берлина объединила в себе стилистические черты архитектуры различных частей Германии. Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала 18 века был Андреас Шлютер (1664—1714). С 1694 года он работает в Берлине. Здесь Шлютер строит начатое еще до него классицистическое по облику здание Цейхгауза — одно из лучших сооружений столицы Германии, отличающееся композиционной четкостью и пропорциональностью своих фасадов. В 1713 году Шлютер был приглашен Петром I в Петербург, где вскоре и умер, успев лишь приступить к порученным ему работам. Георг Кнобельсдорф.
АВСТРИЯ. Иоганн Фишер спроектировал ряд венских дворцов. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах(1656—1723) создал новый стиль аристократического загородного дома — динамичный и эффектный, воплотив его в ряде особняков венской аристократии.
Он объединил идеи загородного дворца в стиле французского барокко, состоящего из множества соединенных павильонов, со стилем виллы эпохи Возрождения, окруженной невысокими отдельными флигелями и вдохновленной классикой (типичный пример — Андреа Палладио). Используя мощные закругленные формы архитекторов римского барокко, особенно Бернини, он придал своим виллам более динамичный вид.
Проекты загородных домов Фишера оказали решающее влияние на архитекторов его времени. В похожем стиле синтеза римского и французского барокко с добавлением палладианских элементов он создал новый вид городского дворца, который характеризовался впечатляющими формами, структурной чистотой и динамическим напряжением в декоре.Зимний дворец принца Евгения Савойского, начатый в 1695 году является замечательным образцом этого стиля.
Наиболее значительное произведение австрийского барокко, где ярко проявлялись оба влияния, итальянское и классическое французское,— известную церковьСв. Карла Борромея (Карлскирхе) в Вене (1716—1737), самую большую в центральной части города, созданную под несомненным влиянием барочной архитектуры Рима периода ее расцвета.
Созданный Фишером фон Эрлахом план венской церкви Сан-Карло Борромео состоит из центрированного ядра в окружении дополнительных отсеков. В этой церкви он попытался использовать и привести в гармонию основные идеи, заключенные в самых важных священных строениях — Иерусалимском храме, Пантеоне, и Соборе святого Петра в Риме, святой Софии в Стамбуле, а также Доме инвалидов в Париже и Соборе святого Павла в Лондоне. Относительно независимые части здания — пара римских высоких триумфальных колонн, низкие башни, высокий овальный купол, центральный портик, повторяющий римский храмовый фасад, поперечный неф готического собора (трансепт) ипресбитерий приводятся в гармонию для создания визуального единства для осмотра с любой точки. Соединение формальной и символической структуры здания возникло в результате его двойного назначения. Например, самая впечатляющая деталь церкви — пара огромных триумфальных колонн, стоящих на противоположных концах портика, украшенных рельефами на духовные темы, прославляющими жизнь святого Карла. Однако две колонны также намекают на герб императора — «Геркулесовы столбы».
В основе ее композиции чисто декоративный прием: церковь скрыта за фасадной пристройкой, в центре которой — шестиколонный портик; между ним и боковыми павильонами — две колокольни, воспроизводящие форму классических триумфальных колонн Траяна и Маркуса Аврелия в Риме.Внутреннее пространство — овальной формы и перекрыто овальным же куполом.
Иоганн Лукас Хильдебрандт (1668—1745) был почитателем творчества Гварино Гварини. Он спроектировал ряд аристократических резиденций, из которых очень мало реализовано. После смерти архитектора стиля барокко Иоганна Фишера фон Эрлаха Хильдебрандт стал ведущим придворным архитектором. Основные элементы его стиля были заимствованы из французской архитектурной эры Людовика XIV и из образцов позднего барокко северной Италии (особенно волнистые стены итальянского архитектора Гварино Гварини). Он стал знаменит своими архитектурными украшениями, выделял поверхность его зданий при помощи живописных эффектов и вводил новые темы в украшения.
Одним из самых значительных памятников венской дворцовой архитектуры является Верхний Бельведерский дворец Своей общей композицией, пластичностью и цветовым решением проект дворца разительно отличается от рационализмаФишера. Как его экстерьер, так и интерьеры отличаются богатством архитектурно-орнаментальной декорировки.
АНГЛИЯ.Барокко в Англии имело ограниченный характер и небольшой срок существования.
Собор Святого Павла, возведённый в 1675-1710 гг. по проекту Кристофера Рена (1632-1723), является необычным в истории архитектуры сочетанием средневекового собора с классическим куполом. Главный фасад собора выполнен в стиле барокко и украшен двухъярусным портиком со сдвоенными колоннами и фронтоном. Как и в Соборе Святого Петра в Риме, в сооружении Кристофере Рена есть внутренний купол и наружный, чисто декоративный, рассчитанный на вид издалека и увенчанный тяжёлым фонарём (возвышающейся частью купола с проёмами для освещения).
Чтобы удержать этот фонарь, архитектор ввёл и третью часть – конусовидную конструкцию из кирпича между внутренним и внешним куполами. Трёхчастная конструкция купола – уникальное для XVIII века архитектурное решение. Собор Святого Павла известен не только в Англии, но и в других странах Европы.
Видным английским архитектором былДжеймс Гиббс (1682-1754). Самой крупной его работой стала церковь Сент-Мартин ин зе Филдз в Лондоне (1722-1726 гг.) Её фасад, обращенный к Трафальгарской площади, выполнен в виде большого портика, похожего на портики античных храмов, однако увенчан высокой колокольней.
Другая значительная постройка Гиббса —библиотека Рэдклиффа в Оксфорде(1737-1749) — шестнадцатигранное в плане сооружение с куполом, окруженное колоннадой из сдвоенных колонн
studfile.net
Архитектура барокко и классицизма в Западной Европе
Архитектура Ренессанса породила сразу два противположных направления, барокко и палладианство, ранний классицизм. Творцы эпохи барокко отвергали классические представления о строгости и обязательному следованию порядку. Для зданий в этом стиле характерны богатство убранства, криволинейные формы, искаженные перспективы. Архитекторы стремились к слиянию разных сфер искусства: так, в ансамблях барокко сливается скульптура, архитектура и садово-парковое искусство.
Барокко возникло в Италии, а оттуда распространилось по всей Западной Европе. Стоит выделить двух главных деятелей, принявших наследие позднего ренессансного стиля маньеризм — это Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.Бернини проектировал не только церкви, капеллы и светские здания, он также работал над созданием крупых объектов, сочетающих архитектуру и скульптуру, например, фонтанов и надгробных памятников. Самые известные его работы — проект площади Святого Петра в Ватикане, а также украшение собора Святого Петра и кафедра там же. Бернини работал над обликом Рима: он соединил улицы и центральные площади. Овальной формы арена, образованная из двух массивных полукруглых колоннад на площади Петра, где жители города могли приветствовать папу — подлинный шедевр барокко. Также он спроектировал несколько фонтанов, всегда бывших предметами его интереса, в частности, фонтан Тритона и фонтан Четырех рек в Риме.
Второй творец эпохи итальянского барокко, Франчески Борромини, полностью отошел от классических канонов и прежних правил. Он проектировал помещения невероятной сложности, и именно он считается наследником традиций Микеланджело Буонаротти. Для него была характерна усложненная планировка интерьеров, включая перепады уровней, а также отсутствие прямых линий и изобилие причудливых архитектурных деталей. Он спроектировал палаццо Барберини и также отдельные элементы собора Святого Петра.
Во Франции барокко естественным образом сливается с классицизмом, используя лучшее из двух архитектурных стилей: гармонию планировки классицизма и богатое убранство барокко. Пример тому — знаменитый Версальский дворей и его роскошная внутренняя отделка.
Стиль барокко встречается и в Австрии. Сначала в нем работал итальянский архитектор Сантино Солари, построивший дворец в Зальцбурге, а дворец Шенбрунн строил уже австрийский архитектор фон Эрларх. В Германии стиль барокко наиболее полно был представлен в Дрездене работами архитектора Маттеуса Пеппельмана — зданиями Цвингера (комплекс для празднеств под открытым небом) и Фрауэнкирхе.
Прежде, чем мы перейдем к истории развития классицизма в Европе, напомним основные принципы, по которым строилась архитектура этого стиля. Ей была свойственна строгость формы и геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. Для классицистической архитектуры характерна симметрично-осевая композиция зданий. В оформлении домов использовались характерные элементы: колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенах и статуи на крышах. Окна делались прямоугольными, вытя
plastikaokon.livejournal.com