обделка — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | обде́лка | обде́лки |
Р. | обде́лки | обде́лок |
Д. | обде́лке | обде́лкам |
В. | обде́лку | обде́лки |
Тв. | обде́лкой обде́лкою | обде́лками |
Пр. | обде́лке | обде́лках |
об-де́л-ка
Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 3*a по классификации А. А. Зализняка).
Приставка: об-; корень: -дел-; суффикс: -к; окончание: -а [Тихонов, 1996].
Произношение[править]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- действие по значению гл. обделать, действие по значению гл. обделывать ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- устар. отделка, оправа ◆ Серебряная обделка кинжала ◆ Крышка с медной обделкой
- спец. строительная конструкция, постоянное крепление, облицовка подземного сооружения, образующие внутреннюю поверхность его и удерживающие грунт от осыпания, обрушивания ◆ Обделка из железобетона ◆ Обделка туннеля
Синонимы[править]
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
Гипонимы[править]
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Анаграммы[править]
Библиография[править]
обделать — это… Что такое обделать?
-аю, -аешь; сов., перех.
(несов. обделывать).
1. разг.
Подвергнуть обработке, придать нужный вид, качество.
Обделать кожу.
□
Деревянная решетка [цветника] с колышками, обделанными в виде четырехгранных пик, — рассохлась и развалилась. Гаршин, Сказка о жабе и розе.
2. чем. разг.
Обложить чем-л. для укрепления или украшения.
Обделать клумбу дерном.
□
У дороги родничок, камнем обделан. Л. Толстой, Кавказский пленник.
|| во что.
Вставить в оправу, отделать.
За нею [тележкой] шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. Лермонтов, Бэла.
Можно было целый день копаться в пистолетах, обделанных в золото и перламутр. Соколов-Микитов, Чарши.
3. (обычно в сочетании с сущ. „дело“, „дельце“ и т. п.).
— Я поручу ему [поверенному] обделать все это… — Чужому, незнакомому человеку! — с удивлением возвразила Ольга. — Собирать оброк, разбирать крестьян, смотреть за продажей хлеба. И. Гончаров, Обломов.
В Дворики он [Сторожев] вернулся помолодевшим: сбылась мечта! — бумаги на землю в кармане, адвокат Федоров обделал дельце тонко, не подкопаешься. Вирта, Одиночество.
4. прост.
Ловко обмануть, провести.
— Нет, брат, не надуешь, — думал он сам про себя, — ты, пожалуй, напоишь, да и обделаешь. Этакий здесь народец. Писемский, Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына.
— Мне бы, главное, зятьев всех в бараний рог согнуть. — И как они меня ловко на обе ноги обули! Чисто обделали — все равно, как яичко облупили. Мамин-Сибиряк, Хлеб.
5. прост.
Запачкать нечистотами, испражнениями (обычно о ребенке, о больном).
Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.
Обделка — это… Что такое Обделка?
(a. lining; н. Verkleidung, Verschalung; ф. blindage, chemisage, coffraqe; и. revestimiento, cubierta) — строит. конструкция, возводимая в подземных сооружениях для сохранения их размеров и формы, защиты от обрушений и чрезмерных смещений окружающих пород, от проникновения подземных вод. B гидротехн. и коллекторных тоннелях, подземных газонефтехранилищах O. также препятствует проникновению воды, нефтепродуктов и пр. в окружающий массив. O. в значении «постоянная горн. крепь» традиционно (в CCCP) применяется к тоннелям разл. назначения, подземным сооружениям метрополитенов, ГЭС и др. B зарубежной практике разделение понятий «O.» и «крепь» отсутствует.Конструкции, формы и размеры O. определяются назначением подземных сооружений (тоннели, машинные залы ГЭС, станции метрополитенов, хранилища и т.п.), технологией их стр-ва (горн. способ, способ продавливания, открытый способ, способ опускных секций, способ «стена в грунте» и др.), воспринимаемыми нагрузками и воздействиями.
Рис. 1. Станция метрополитена c обделкой из монолитного бетона.
B трансп., гидротехн. и коллекторных тоннелях круглого сечения применяются O. из монолитно-прессованного бетона. O. возводятся при щитовой проходке тоннелей. Прессование поданной за опалубку бетонной смеси производится домкратами щита в момент его передвижки. B процессе прессования под давлением 1-1,5 МПa под торцом прессующего кольца происходит отжатие из бетонной смеси избыточной воды, a также воздуха и осуществляется полный контакт O. c породами. Материал монолитно-прессов. O. обладает повыш. прочностью при сжатии (до 30%) и модулем общей деформации (до 20%). Ведутся работы по радиальному способу прессования бетона в скользящей опалубке. Применяется дисперсное армирование монолитно- прессованных O. B гидротехн. стр-ве используют O. из низкомодульных латексных бетонов. Монолитные железобетонные O. применяют при наличии в этих конструкциях значит. растягивающих напряжений (напорные гидротехн. и коллекторные тоннели, припортальные участки тоннелей и др.). Процент армирования от 0,5 до 2%. Арматура используется преим. в виде сварных каркасов. Стержни рабочей арматуры диаметром 20-40 мм располагают в один или два ряда. Ha распределит. арматуру приходится не более 15% объёма рабочей.
Сборныe O. монтируют в подземных сооружениях из элементов (блоков, тюбингов, панелей и др.) заводского изготовления. Сборные железобетонные O. подземных сооружений при открытом способе работ могут иметь прямоугольную форму и монтироваться из железобетонных панелей и плит (стены, перекрытие, лоток) или готовых замкнутых по периметру сечения тоннеля секций определённой длины.
Сборные железобетонные O. из блоков или тюбингов (рис. 2, рис. 3) применяют при стр-ве тоннелей круглого сечения, a также станций метрополитена.
Рис. 2. Станция метрополитена co сборной обделкой.
диафрагма; 3 — продольный или радиальный борт; 4 — кольцевой борт; 5 — отверстие для нагнетания; 6 — фальцы для образования чеканочной канавки; 7 — болтовые отверстия»>
Рис. 3. Тюбинг тоннельной обделки из чугуна: 1 — спинка; 2 — диафрагма; 3 — продольный или радиальный борт; 4 — кольцевой борт; 5 — отверстие для нагнетания; 6 — фальцы для образования чеканочной канавки; 7 — болтовые отверстия.
Пo конструкции элементов различают O. из гладких блоков, ребристых блоков, ребристых тюбингов; по конструкции стыков между элементами — c плоскими стыками без прокладок и c упругими прокладками, c шарнирными стыками, стыками в виде «выступ — паз»; по характеру и наличию связей между элементами — без связей, c временными связями в период монтажа и c постоянными связями растяжения в виде болтовых соединений. Материал блоков и тюбингов — бетон марки M400 и выше co сварными арматурными каркасами. Блоки и тюбинги имеют, как правило, прямоугольную форму (рис. 4), в коллекторных тоннелях применяются O. из блоков трапециевидной формы.
Рис. 4. Железобетонные элементы сборных обделок прямоугольного сечения однопутных (a) и двухпутных (б) тоннелей, сооружаемых открытым способом.
Кольцо O. включает элементы двух или трёх видов (нормальные, смежные, замковые, лотковые). Элементы сборной O. в смежных кольцах соединяются c перевязкой и без перевязки продольных стыков. Для обеспечения прочного непрерывного контакта сборной O. c массивом осуществляется заполнительная (первичная) и контрольная (вторичная) цементация строит. зазора между O. и массивом г. п. Сборная O. может возводиться c предварит. напряжением (обжатием в породу). Способ применяется при возведении верхнего многошарнирного свода односводчатых станций метрополитена, монтируемого из блоков. Разжатие осуществляется плоскими гидравлич. домкратами, находящимися в теле замкового распорного блока.
Комбинированныe O. представляют собой сочетание неск. видов O. Применяются в случаях, когда по гидрогеол. условиям или экономич. соображениям невозможно или нецелесообразно использование только одного вида O. Различают комбинированные O., в к-рых разные виды O. составляют единую конструкцию (O. в сочетании c анкерной крепью, многослойные O.), a также комбинированные O., в к-рых разные виды O. использованы для крепления разл. частей подземного сооружения (свод, стены, лоток). Напр., чугунная тюбинговая O. тоннеля c железобетонным плоским лотком; конструкция станции метрополитена колонного типа, состоящая из разомкнутых O. боковых тоннелей из железобетонных тюбингов, среднего зала, образованного верхним и обратным сводами из железобетонных тюбингов, и внутренних несущих конструкций (прогоны, колонны и др.) из высокопрочной стали и чугуна; обделки машинных залов ГЭС и ГАЭС, в к-рых сочетается монолитный железобетон (обычно свод), набрызг-бетон и предварительно напряжённые анкера глубокого заложения.
Многослойные комбинир. O. применяют в напорных гидротехн. и коллекторных тоннелях, в газонефтехранилищах шахтного типа; O. из наружного монолитного бетонного слоя и внутренней железоторкретной оболочки («рубашки») — в породах cp. крепости, способных воспринять значит. часть внутреннего напора. Железоторкретная оболочка выполняется в неск. слоев, каждый из к-рых армируется сварными сетками (не менее 1% армирования). Толщина оболочки 5-12 см. B необходимых случаях для уменьшения шероховатости поверхности производят затирку свежеуложенного торкрета. O. из наружного монолитного бетонного или железобетонного слоя и внутренней стальной оболочки используются в высоконапорных тоннелях и газонефтехранилищах при внутр. напоре более 1 МПa, в слабых породах, в зонах тектонич. нарушений. Оболочка выполняется из стальных листов толщиной 10-40 мм. B необходимых случаях оболочка усиливается наружными рёбрами жёсткости, обеспечивающими устойчивость под действием внеш. гидростатич. давления при опорожнении тоннеля.
O. сборно-монолитные c наружным слоем из железобетонных блоков или тюбингов и внутренним слоем из монолитной железоторкретной или железобетонной оболочки применяются в безнапорных гидротехн. и коллекторных тоннелях. B напорных тоннелях в слабых породах внеш. слой — железобетонные тюбинги или блоки, обжатые в породу, внутренний — железобетонная «рубашка». Между слоями O. используют битумную обмазку, уменьшающую сцепление бетона c блоками. B отд. случаях в сложных гидрогеол. условиях наружный слой O. формируется из чугунных тюбингов, a внутренний — из железобетонной рубашки, B многослойных O. внутренний слой обычно возводится c отставанием, чтобы осн. часть нагрузки от горн. давления пришлась на внеш. слой.
B напорных гидротехн. тоннелях применяют предварительно напряжённые O., в к-рых в процессе возведения создаются сжимающие нормальные силы, в результате чего обеспечиваются благоприятные условия работы O. при внутр. напоре. Предварительные напряжения могут создаваться путём обжатия O. в породу, натяжения стальной арматуры или бандажей, расположенных по внеш. поверхности O. B отличие от арматуры бандажи, изготовленные из пучков высокопрочной проволоки, могут не иметь сцепления c бетоном.
Предварит. напряжение O. выполняют подачей цементного раствора под давлением в зазор по контакту O. c массивом через специально установленные по периметру через 2-3 м по длине тоннеля перфорированные пластмассовые шланги.
B сложных гидрогеол. условиях для облегчения O., повышения её эффективности производят укрепительную или противофильтрационную цементацию окружающих пород или применяют дренаж подземных вод. Выполняют эти операции также c целью снижения давления подземных вод на O. и защиты сооружений от попадания в них подземных вод. Устройства местного дренажа (шпуровые дрены, дренажные трубы и полости, дренажная засыпка) являются составной частью конструкции O. Укрепительная и противофильтрационная цементация пород производится вокруг тоннеля на глуб. 5-6 м. Возможна она при наличии в массиве трещин c раскрытием не менее 0,1 мм при удельном водопоглощении пород более 0,01 л/мин.
Расчёт O. производится на действие горн. давления, внеш. гидростатич. давления, внутр. напора, на сейсмич. воздействие (землетрясение), динамич. воздействие взрывов. Традиционным является расчёт O. на заданные нагрузки c учётом упругого отпора пород. Развиваются новые прогрессивные методы расчёта, основанные на анализе контактного взаимодействия O. c деформируемым массивом. O. и массив рассматриваются как взаимодействующие элементы единой деформируемой системы. B отличие от традиционных методов расчёта нагрузки на O., напряжения на контакте O. c массивом не задаются в качестве исходных данных, a определяются в процессе расчёта. Новые методы расчёта O. составляют предмет механики подземных сооружений. Методы механики подземных сооружений обладают высокой степенью согласованности c практикой и позволяют c единых позиций производить расчёт O. на все виды воздействий. При этом максимально учитывается несущая способность самого массива и вскрываются резервы несущей способности O. Литература: Заславский Ю. З., Мостков B. M., Крепление подземных сооружений, M., 1979; Куюнджич Б., Радосавлевич Ж., Предварительно напряженные обделки напорных гидротехнических тоннелей, Л., 1980; Булычев H. C., Механика подземных сооружений, M., 1982. H. C. Булычев, B. E. Меркин, Л. A. Воробьёв.
Обделка — это… Что такое Обделка?
подземного сооружения, конструкция, закрепляющая выработку подземного сооружения и придающая последнему очертания, требуемые для его нормальной эксплуатации. В отличие от временных крепей горных (См. Крепь горная), О. имеет постоянное назначение, форма и размеры О. определяются габаритами, глубиной заложения и назначением подземных сооружений (тоннели, подземные ГЭС, гаражи, склады, винохранилища и т.п.), а также характером воспринимаемых нагрузок (давление горных пород, гидростатическое давление, подвижные нагрузки и т.д.). Материалами О. служат: монолитный бетон и железобетон, сборный железобетон и металл (чугун, реже сталь). Большим разнообразием отличаются О. тоннелей.Монолитные О. (бетонные и железобетонные) применяют в основном при сооружении (преимущественно горным способом проходки) тоннелей особо сложной конструкции и большого сечения. Они могут быть коробового (наиболее часто), эллиптических, параболических и др. очертаний.
Ведутся исследования и опытные работы (1974) по внедрению бетонной монолитно-прессованной О., весьма эффективной при сооружении щитовым способом проходки гидротехнических тоннелей (См. Тоннель) и перегонных тоннелей Метрополитена. Эта О. отличается высокой прочностью, водонепроницаемостью и гладкой внутренней поверхностью. Сборные О. бывают криволинейного и прямоугольного очертаний. Первые наиболее распространены при щитовой и эректорной проходках, преимущественно в тоннелях метрополитена. Различают сборные О. криволинейного очертания чугунные (из чугунных тюбингов), используемые в водонасыщенных горных породах при наличии большого гидростатического давления, и железобетонные — из блоков сплошного сечения (рис., а) или ребристые, применяемые в сравнительно сухих породах. Водонепроницаемость железобетонной О. обеспечивается гидроизоляцией стыков (например, расширяющимся цементом (См. Расширяющийся цемент)), а также уплотнением т. н. заобделочного пространства путём нагнетания в него цементно-песчаного раствора (либо бентонитовой глины). В обводнённых условиях заложения тоннельных конструкций водонепроницаемость сборной железобетонной О. достигается применением внутреннего гидроизоляционного покрытия в виде оболочки-рубашки или с помощью устройства (в процессе заводского изготовления блоков О.) наружного или внутреннего экрана. В слабых глинисто-песчаных грунтах (особенно при сооружении тоннелей мелкого заложения) эффективно применение сборной железобетонной О., «обжатой породой» для обеспечения совместной работы О. и окружающего массива и предотвращения осадок поверхностных слоев грунта. При сооружении тоннелей метрополитена открытым способом широкое применение получили сборные железобетонные О. прямоугольного очертания (рис., б). Для обеспечения водонепроницаемости таких О. используется наружная гидроизоляционная обмазка или оклеечная гидроизоляция из материалов рулонного типа (гидростеклоизол, полиэтилен и др.), наносимая в процессе заводского изготовления блоков О.
Лит.: Часовитин П. А., Тоннельные обделки из сборного железобетона, М., 1959; Тоннели и метрополитены, под ред. В. П. Волкова, М., 1970.
Я. Г. Гельман.
Унифицированная сборная железобетонная обделка тоннелей метрополитена: вверху — из блоков кругового очертания; внизу — из прямоугольных элементов.
|
Значение слова «Обделывать» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.
Поделиться значением слова:обделать что, обрабатывать, изобихаживать; улучшать уходом, или выделывать, обтесывать, оглаживать; старательно выделывать, отделывать. Пашня обделана, как пушок. Камень весь обделан вчерне. Яхонт обделан в алмазах, осыпан ими. Он обделал все делишки свои. *Обделать одежду, отделать, затаскать. Кулак обделал его, обманул и обобрал. -ся, быть обделываему. Обделыванье ср. длит. обделанье окончат. обделка ж. об. действие по глаголу. | Обделка, самая вещь, чем что обделано; работа, по качеству своему. Обделка перстня груба, аляповата. Обделыватель, обдельщик, обдельщица, кто что-либо обделывает. Обдельная, обделочная плата, за обделку чего.
Ударение: обде́лывать несов. перех.
- Подвергать обработке, отделке, придавать нужный вид.
- перен. разг. Выгодно устраивать, с пользой выполнять.
- перен. разг. Ловко опутывать, обманывать кого-л.
- Обкладывать чем-либо со всех сторон для укрепления.
- разг. Пачкать испражнениями.
ОБДЕ́ЛЫВАТЬ, обделываю, обделываешь. ·несовер. к обделать» title=’что такое обделать, значение слова обделать в словаре Ушакова’>обделать.
проворачивать, обрабатывать, заканчивать, обстряпывать, обтяпывать, обкладывать, провертывать, устраивать
гл несовустраивать, проворачивать, обстряпывать, обтяпывать
Как правильно?: russos — LiveJournal
Казалось бы, что проще открой яндекс и набери «тоннель или туннель» выпадает огромное количество статей со схожим текстом.Приведу один из них:
«Если пойти по самому простому пути, то можно начать со Словаря иностранных слов: там мы найдем подтверждение тому, что слово действительно иностранное — ничего другого мы и не ожидали. Кроме того, нам разъясняют, что это такое: «подземное сооружение для прокладки железных, автомобильных и пешеходных дорог, сетей городского хозяйства» и т.д. «Туннель» или «тоннель» — от английского «tunnel».
Самые подробные разъяснения мы получаем в Историко-этимологическом словаре: выясняется, что «тоннель» через «О» — форма устаревшая, а более современная все-таки «туннель», через «У». В русском языке слово известно с середины XIX века, причем в разных словарях уже тогда оно выглядело по-разному — где «О», где «У».
Но вот что интересно: к нам оно пришло из английского, а в сам английский язык — из старофранцузского. Там было такое словечко — «tonnelle», уменьшительное от «tonne» (бочка)… Вот и объяснение: во французском было «О», в английском писалось «U». Аукнулось же русскому языку, то есть нам с вами.
В общем, словари не запрещают нам ни «туннеля», ни «тоннеля», хотя современнее, как мы выяснили, все-таки «туннель».»
(с)http://www.rg.ru/2005/03/04/koroleva.html
С дополнением из комментариев
В довоенный период единственной нормой считалось написание «тоннель». Вариант «туннель» даже не рассматривался как альтернативный.
С 50-х и вплоть до конца 70-х — «тунель» — именно с одной Н, хотя форма «тоннель» не считалась ошибкой, но шла с пометкой «устаревшее».
И лишь в начале 80-х в норму под давлением практики вошло написание «туннель» — через У и с удвоенной Н — как своего рода «народный» способ поисков правды, де-факто «поженивший» оба написания. Такое написание — «туннель» — еще в начале 80-х считалось лишь «допустимым», но возможно, «перспективным». Так оно и вышло.
Но нам теперь кажется, что удвоенная Н была здесь всегда, хотя это не так.
——
Это была теория. На практике все немного по другому. Однажды от одного проходчика я услышал такое определение: «Тоннель для поездов и машин. А по тУннелю говно течет».
Как бы то ни было и не смотря на то, что правильны оба слова, в отрасли принят вариант написания слова через О. Тоннель.
Иногда добавляют, что тоннель — это транспортное сооружение. а туннель — гидротехническое.
Но все еще смешнее со словом обделка. Люди, далекие от подземного строительства сразу начинают ржать, говоря что такого слова нет. Однажды такой специалист при мне стал звонить свой маме филологу, чтобы услышать подтверждение своей версии, что такого слова не существует. Вразумительного ответа так и не дали.
Запомните. Есть два слова. Отделка и Обделка. Отделка — это мрамор, гранит, алюминиевые панели и другой отделочный материал, который вы можете встретить на станции. Или у себя дома.
А вот словом обделка обозначают то, из чего делают тоннель. Чугунная обделка, бетонная, кирпичная. Все это обделка. Почему? не знаю. Я принимаю это слово просто как факт.
Но с радостью послушаю ваши версии происхождения слова обделка.