«Финский домик» — Непарадный сталианс — ЖЖ
В самом начале 50-х, когда началась разработка буроугольного месторождения, а поселок «Бабай» только готовился получить статус города и быть переименованным в «Кумертау», целые кварталы в нем, да и в соседнем р/п Маячный застраивались т.н. «Финскими домиками».Представляли они из себя 2 разновидности щитовых домов.
Про одну только слышал, причем впервые недавно. Вроде даже и сохранились. Вот вторая более на слуху и чаще встречается. Представляет собой трехкомнатный дом с мансардой, построенный «вокруг» печки.
У дома, чей фасад и техпаспорт позаимствовал, левая часть (литера А1 и а2) — пристрой 2004 года, а все остальное — или «родное», 1950-го, или на месте «родного». Хотя вру, помещение №3 на 2 этаже — поздняя реконструкция. В типовом проекте его нет.
И вот они же справа в кадре №28 из подборки «Кумертау в 50-х» http://su-maloetazhki.livejournal.com/172408.html
Сейчас на их месте пятиэтажки.
Но в основном будут снимки другого дома. На той же улице. Ибо доступ туда абсолютно доступен.
Почему оно так вышло, знаю, поскольку сам его признавал непригодным для проживания году еще в 2012-13. Но это выходит за рамки сообщества.
Начну с периметра, пожалуй.
1.Веранда у входа подразвалилась, да и вишней все поросло.
2. Вид со стороны двора/огорода.
3.
Да, сразу скажу, нормальным шириком и теперь не обзавелся, а снимал то ли прошлой, то ли позапрошлой весной. Тогда с собой фишай был — округло, но выручил. Места-то маловато.
И комнаты буду называть по номерам из техпаспорта. Все понятнее будет.
4.Вид в прихожую из веранды
5. …и из прихожей в зал (4) и кухню (2)
Кстати, дверь из зала на веранду — самодеятельность.
6. Редкий кадр, где хватило 18 мм.
Вид из дальнего угла зала (4)
7. Дальше по ходу часовой стрелки из спальни (3)
8. …и кухни (2)
9. Теперь наверх
10.
11.
Такая вот тоскливая подборка вышла.
Надо сказать, хозяева явно были образованными людьми. В первое мое посещение дома (с комиссией по 47 постановлению) там еще не было раскурочено. Различные музыкальные инструменты, от балалайки до электропианино (!), книжки из серии «за страницами учебника…».
П.С. вроде бы снимки с гугл- или яндекс-панорам считаются тут не комильфо. Поэтому дам ссылкой https://img-fotki.yandex.ru/get/28561/53400272.78/0_1db93d_c7a487a7_orig
Русская Финляндия в старых фото
Великое княжество Финляндское — территория, находившаяся в составе Российской империи 108 лет, с 1809 по 1917 год. На протяжении всего периода своего нахождения в составе Российской империи Финляндия сохраняла внутреннюю и отчасти также внешнюю автономию. Эта обширная подборка фото показывает Финляндию того далекого времени.
На пароходе
г. Улеаборг. Р. Улео. Семужий забор
Бурная, порожистая река в гранитных берегах
Водопад Иматра.
Водопад Малая Иматра на р. Вуоксе
Оз. Сайма. Хребет Пункахарью. Сосновый бор
Плоский отмелый берег Ботнического залива
Улеаборг. Склады бочек на набережной
Без подписи
Пароход «Jungfrau».
В порту.
Водопад Иматра.
Замок в Выборге. 1885.
Сборщик пожертвований. 1885.
Фактория в Финляндии.
Водопад Иматра и озеро Сайма
Водопад Иматра и озеро Сайма
Лапландец и его сани.1888
Дом землемера на берегу реки Ивало
Фактория в Соданкюла.
Лопари из Инары
Река Ивало, впадающая в озеро Инара
Небольшое озеро на вершине горы, Пихатунтури.
Новая церковь Соданкюла.
Деревня Соданкюла, расположенная на реке Китенен.
Старая церковь Содантила (XVI век).
Деревянная церковь Усикукко
Успенский кафедральный собор Гельсинфорса. 1912 г.
Без подписи
Финские типы
Финские типы
Финские типы.
Юстила.
На Сайменском канале
Юстила. Гостиница
Финн, копающий картофель. 1902 — 1904.
Нейшлот
На Сайменском озере
На Сайменском озере
На Сайменском озере
На Сайменском озере
На Сайменском озере
На Сайменском озере
Близ местечка Юстила на Сайменском канале
Близ местечка Юстила на Сайменском канале
Ваммельсу — Черная речка. 1902 — 1904.
Вильманстранде
Закат. 1902 — 1904.
На Сайменском канале
Море у мест. Мецакюля. 1902 — 1904.
На Сайменском канале
На Сайменском канале
Близ местечка Юстила на Сайменском канале
Иматра
Иматра
Иматра
Иматра.
Сайменский канал.
Иматра
Гостиница Иматра
Вуокса. 1910. Из Вильманстранд в Борго.
Иматра
Валлинкоски. Иматра
Железнодорожная станция Иматра
Harmala Klyftan
Без подписи
Без подписи
Гостиница «Иматра»
Деревня Рауха возле Иматры
Иломантси
Иматра
Иматра
Иматра
Иматра. Вид на пороги с моста
Иматра. Пороги у павильона
Карис
Крепость Олавинлинна
Ловиса
Миккели
Миккели
На Иматре
Оулу
Пороги на Иматре
Пункахари
Пункахарью
Сайменский канал
Таммерфорс
Тампере
Турку
Турку
Турку
Турку
Турку
Турку
Турку
Турку
Турку
Турку
Финляндская железная дорога. 1914 год
Человек перевозит бревна на конных санях
Рекомендуется к просмотру:
Старинные дома в Финляндии — Это Финляндия
У старых предметов есть своя история и в какой-то степени даже душа. Это касается и зданий. Финские дома вековой давности не просто место проживания, а особая философия жизни.
«Дом родился до меня и останется после меня», – написал в XIX веке известный финский поэт Йохан Людвиг Рунеберг. Сейчас эту фразу повторяют те неисправимые романтики, которые селятся в старых ветхих бревенчатых домах XVIII – XIX веков, и годами, а то и десятилетиями реставрируют их.
Благодаря этим энтузиастам в Финляндии наблюдается настоящий бум вторичного использования старых строительных материалов. «Жизнь по старинке» получает в стране всё большую популярность, а дома вековой давности обретают второе дыхание.
Уют старого дома
«Проживание в ”доме с историей” престижно и считается привилегией.»Фото: Loviisan Wanhat Talot
«Свой дом мы приводим в порядок постепенно, вот уже девятый год, – рассказывает владелица старого деревянного дома 42-летняя Катья Пяйвя. – Мы обновили изоляцию, заменили гнилые бревна, оклеили обоями стены, отреставрировали окошки и покрасили дом. Сейчас ремонт идет в одной комнате, ещё две ждут своей очереди. Приведение в порядок старого дома – это образ жизни и хобби».
Катья проживает с семьей в живописной деревушке в провинции Пяйят-Хяме в доме, выстроенном в 1892 году. Он сейчас почти в идеальном первоначальном облике: бревенчатые стены, дощатый пол, дровяные печи, старинные рамы и двери, полосатые половики и старинный интерьер. Вышитые скатерти, комод из цельного дерева, старый настенный телефон и другие антикварные вещи достались Катье либо по наследству, либо отыскались на блошиных рынках.
«Если хотите обставить дом в соответствии с той эпохой, когда он был возведен, то единственный способ это сделать – приобретать подержанные вещи, – рассуждает Катья. – Как правило, антикварная мебель сделана из прочного цельного дерева, ее возможно отреставрировать. У старых предметов есть своя история и в какой-то степени даже душа».
Фестиваль старинных домов в Ловийсе
В рамках мероприятия Старые дома Ловийсы проводится крупнейшая антикварная ярмарка, организуются блошиные рынки и аукционы антиквариата.Фото: Loviisan Wanhat Talot
То, что интерес к деревянной архитектуре и интерьеру прошлых веков постоянно растет, подтверждает, например, ежегодное мероприятие Loviisan Wanhat Talot (Старые дома Ловийсы), которое проходит в городе Ловийсе вот уже десятый раз
«Трудно определить точное количество домов, открытых в этом году для посещения, но точно более ста, – говорит координатор мероприятия Loviisan Wanhat Talot Мария Шульгин. – Это и частные владения, и музеи, и отреставрированные старые общественные здания, как например, художественный центр Taidekeskus Almin talo, который решили снести. Но мы через суд добились отмены этого решения».
В рамках Loviisan Wanhat Talot проводится крупнейшая антикварная ярмарка, организуются блошиные рынки и аукционы антиквариата, где можно купить старые строительные материалы и предметы интерьера XVII-XX веков.
Преемственность поколений
«Приведение в порядок старого дома – это образ жизни и хобби.»Фото: Катья Пяйвя
По словам Катьи Пяйвя, каждый сотый дом в Финляндии был построен более века тому назад. Поэтому проживание в «доме с историей» престижно и считается привилегией. Но все-таки совсем не это привлекает людей и заставляет терпеть «вечный ремонт» и тратить деньги на реставрацию.
«В старом бревенчатом доме есть возможность сделать что-то отличное от других, индивидуальное, – считает Катья Пяйвя. – К тому же люди, достигая среднего возраста, начинают скучать по теплу ”бабушкиного” дома, по покою и неспешной работе руками, чем не обязательно занимаешься на рабочем месте».
«Люди ностальгируют по ушедшим временам, – добавляет Мария Шульгин.– Дом олицетворяет преемственность поколений. Он дарит чувство защищенности в нашем изменчивом мире».
Текст: Анна Луикко, сентябрь 2014 г.
«Старая финская изба» от Ларса Сонка — Школа Путешественника
Начну со Станислава. Карелия-его «родное» и любимое направление, и гид наш был в ударе. И Калевалу мы читали, покатываясь над остроумными комментариями Станислава о процедуре создания земли богиней Ильматар, и тому, как швед ДелагAгарди сначала был французом ДелагардИ удивлялись, и пленников крепости Корела всем сердцем жалели. Все наши нужды и чаяния Станислав учел, и кое-кто (а точнее, многие) поздним вечером угощали своих родственников сигом г/к and other из коптильни «Акуловка».
По поводу образной речи Станислава у меня отдельный сказ. Еще когда я училась в институте, мы с подружками завели так называемый «Словарик юного кибернетика», в который заносили все перлы наших преподавателей. В поездке в Карелию я завела «Словарик далеко не юной путешественницы» и вписала в него столько «речевых модулей» от нашего гида, что разучивать их мне придется не один день.
«Стремительным домкратом вперед» мы двигались по Ленинградской области, а на границе с Карелией нас поджидали пробки в связи с ремонтом дорог, о которых нас заранее уведомил наш «капитан Очевидность». Так что, если хотите путешествовать в хорошем настроении, весело смеясь, даже если что-то не складывается в пути—welcome на экскурсии с Балаценко. Можно ездить, а можно и ходить: Станислав водит пешеходные экскурсии по Питеру. Я, правда, на них еще со Станиславом не была (бывала с Ильей Кудельским), но намерена однозначно там отметиться. И блокнот с собой возьму потолще.
От дифирамбов гиду перехожу к дифирамбам северному модерну. Мои опусы на заданную тему можно почитать здесь и здесь. А сегодня мой рассказ пойдет про усадьбу Андерсиненмяки, построенную по проекту именитого финского архитектора Ларса Сонка.
Про самого архитектора очень хорошо и подробно написано у Ксении Самариной. Я не стану повторяться и расскажу про сам дом и его владельцев—бывших и нынешних.
В посте про музей «Кирьяж» я писала о Кроноборгском сельскохозяйственном институте, в котором преподавали «король лишайников» Вели Рясянен и отец второго президента Финляндии Эвальд Кристиан Реландер. Управляющим хозяйством института был Карл Йоел Сонк, который приходился двоюродным братом Ларсу Сонку, и владел окрестными земельными угодьями. Именно для него и спроектировал зодчий прекрасный дом на холме Андерсиненмяки, где раньше располагался хутор семьи Андерсенов.
Здание в стиле национального романтизма было построено в 1914 году.
Семья Сонка проживала в доме с 1915 по 1919 гг. Затем предположительно до 1939 года здесь жил агроном Сипиль.
Во время советско-финской войны в доме был развернут госпиталь.
После войны в доме размещались детские ясли и гостиница для проживания сезонных рабочих. Конечно, ни работников дошкольного учреждения, ни вахтовиков сохранность усадебного дома особо не волновала, о его культурной и исторической ценности они, я думаю, даже не задумывались. Дом постепенно приходил в упадок и запустение. Потом его и вовсе забросили.
Фото дома 1989 года.
Когда дом решила приобрести по сходной цене семья пенсионеров из Петербурга, жители деревни именовали его «старой финской избой», и никаких документов о том, что это памятник архитектуры, естественно, не было и в помине.
Время это было лихое-1991 год, племенной совхоз в Куркиеки приказал долго жить, жители деревни были озабочены проблемами выживания, и старый дом решили снести «на дрова». Ивановым сказали, что в красивом месте стоит изба в руинах, стоит дешево, и они решили приехать и посмотреть.
«Я как вошла в этот дом, он мне так понравился, я думаю: «Я здесь отремонтирую, ну не знаю, как-нибудь…и буду ходить в длинном платье из угла в угол барыней такой», —делилась Лидия Евгеньевна Иванова, нынешняя хозяйка усадьбы, своими впечатлениями того времени. Говорит, что полюбила это здание с первого взгляда и с первого шага по его прогнившим половицам, и называет себя «жертвой любви» —ради дома она вместе с супругом Анатолием Филипповичем перебралась в Куркиеки из Петербурга.
«Мы сначала хотели перевезти дом этот под Петербург, чтобы к городской квартире поближе, а то в Куркиеки ездить очень утомительно. Но потом присмотрелись к зданию получше и поняли, что оно при перевозке, даже если не развалится, то совершенно потеряется в банальной дачной застройке. Дом этот идеально вписан в пейзаж – поставлен на лесистой горе, раньше здесь был хутор Андерсенов, поэтому и усадьба стала называться Андерсиненмяки – холм Андерсена. И поэтому мы с мужем решили оставить дом на месте».
Анатолий Филиппович умер вскоре после переезда в Куркиеки. Приводить усадьбу в порядок Лидии Ивановой пришлось в одиночку.
«Выглядело это все, откровенно говоря, ужасно – сад захламлен, вокруг практически деревенская свалка, а дом просто разваливался: оконные рамы без стекол сгнили, полы провалились, печки рухнули».
Работать приходилось от зари и до зари, вдобавок в стране рушился привычный уклад жизни, обесценивались деньги, задерживали пенсию.
На протяжении 8 лет, с 1991 по 1999 год Лидия Евгеньевна восстанавливала полы, потолки (они сохранились на момент покупки только в двух комнатах), окна, двери, стены, печи, внутреннюю лестницу. Пришлось прибирать и за предшественником-совхозом: вывозить сваленные на территории усадьбы старые механизмы, покрышки, металлолом. Свалку «разгребали» два года. Были частично снесены старые и разрушенные хозяйственные постройки.
Никита Иванов, внук хозяйки и наш гид по усадьбе Карла Сонка рассказал нам, встретив группу в саду усадьбы, что стиль национальный романтизм, в котором построен дом, имеет свои отличительные черты.
Во-первых, при строительстве использованы натуральные местные материалы. Основание дома-массивный гранитный фундамент, стены выполнены из полубруса и обшиты снаружи вертикальными досками. Крыша дома весит порядка двух тонн, так как каждая черепичина весит 2 кг.
Во-вторых, согласно требованиям стиля, здание обязательно вписывается в местный естественный ландшафт.
Но о том, что это не просто дом, хозяйка узнала, можно сказать случайно: решила выяснить его прошлое, когда принимала решение о реставрации.
Никита рассказывал, что здесь часто ездили финские автобусы. В одном из таких автобусов приехал 88-летний внук Карла Сонка, который, наверное, думал, что он будет ходить по камням, оставшимся от дома, и только представлять, как здесь все было раньше, а увидел, что дом стоит, и все процветает.
Вернувшись в Финляндию, он собрал все планы, схемы, архивные фотографии и прислал их новым хозяевам. С их помощью и начали восстанавливать дом. За прошедшие годы удалось сделать многое: в комнатах появились полы и потолки, новые двери и окна, залатали черепичную крышу, заново обшили и покрасили стены.
Починили старинные печи, всего их 11.
Снизу и сверху на этой печи сохранилась финская облицовка, а посредине—плитка советских времен, то, что удалось подобрать.
Сегодня усадьба Ларса Сонка предлагает экскурсантам не только осмотр дома и прогулки по окрестностям, но и возможность отобедать (летом-на свежем воздухе), что мы с удовольствием и сделали. Гороховый суп, домашняя котлетка с кашей «Дружба» из чугунного горшка, салат из хрустящей капустки и смородиновый морс из ягоды, которая только утром «на кустах висела». Путешественники ели с аппетитом, так что «за ушами трещало», еще и добавки просили, а Лидия Евгеньевна и Никита только успевали подкладывать и подливать.
Готовится вкусная еда на вот этой старинной печи.
Фото из группы усадьбы ВКОНТАКТЕ.
Этот дом не так знаменит, как другие архитектурные шедевры Ларса Сонка, о которых гостеприимные хозяева нам тоже рассказали.
По рассказам очевидцев, он неуловимо напоминает виллу Айнола композитора Яна Сибелиуса в Ярвенпаа: такие же большие окна, похожи гостиная и столовая. Я, к своему большому сожалению, на вилле Айнола пока не бывала, но в сентябре такая возможность есть: тур в Финляндию «Великолепное трио Финляндии. Усадьбы Сибелиуса, Халонена, Галлен-Каллелы».
Дизайном интерьера Лидия Евгеньевна занималась сама. Подобрала обои и шторы, а старинную мебель помогли собрать родные и знакомые. Люстру прошлого века ей подарил приятель.
В 2000 году дом Карла Сонка признали памятником архитектуры республиканского значения. Здесь организовано негосударственное учреждение «Усадьба» с гостиницей и музеем, в котором недавно, например, прошел фестиваль «Петроглиф-2018», собравший писателей из разных уголков России.
Лидия Евгеньевна получила за свою работу немало дипломов, самый ценный—«За сохранение культурного наследия».
Возле дома—уникальные лиственницы разных видов, им, как и дому, больше ста лет. И прекрасные яблони, которые в этом году буквально усыпаны румяными плодами.
Усадьба предлагает возможность пожить в исторических стенах, подробнее познакомиться и с домом, и с поселком Куркиеки.
Бронирование возможно на Booking.com или в группе в ВКОНТАКТЕ.
С использованием информации из групп ВКОНТАКТЕ Viestit – Karjala и Усадьба Ларса Сонка. Дом-музей. Карелия. Куркиеки.
Как выглядят деревни в странах НАТО – Варламов.ру – ЖЖ
? LiveJournal- Find more
- YOUR 2019 IN LJ
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- YOUR 2019 IN LJ
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
«Финские» дома – это наша история « Саровский краевед
В нашем городе уже много лет идет застройка старых микрорайонов новыми современными зданиями с благоустроенными квартирами. Наш город становится все лучше и лучше. Старые одноэтажные дома постройки 50-х годов сносятся. Пройдет еще немного времени, и микрорайон, который жители называли «Финский», со своими сборно-щитовыми домами исчезнет навсегда. Уже сейчас их осталось единицы, а они имеют свою историю.
В конце 40-х годов прошлого века для ликвидации монополии США на ядерное оружие в маленький поселок Саров, в котором был небольшой машиностроительный завод № 550 с двумя тысячами жителей, были направлены тысячи специалистов: ученых, инженеров, техников, рабочих. Работы было много, а жилья не хватало. Нужно было найти выход и обеспечить прибывающих специалистов жильем. И он был найден – Финляндия, воевавшая на стороне фашисткой Германии, поставляла нам сборные дома, которые можно было собирать за несколько дней. Эти дома назвали «финскими».
Так в нашем городе появился поселок из «финских» домов. Его построили очень быстро – улицы появлялись за несколько дней. Старожил Виктор Иванович Гусаков, ныне здравствующий, рассказывал, что, будучи мальчишкой, он пошел за молоком, а когда к вечеру возвратился, то не смог сразу найти свой дом – там уже стояла новая улица.
Собирали эти дома заключенные, и у них был стимул работать быстро: день шел за три дня. Члены исторического объединения «Саровская пустынь» при разборе одного из «финских» домов нашли на доске надпись, оставленную одним из заключенных: «Живите, суки, этот дом делали зыка».
И вот наступило время, когда эта наглядная история может исчезнуть – кануть в вечность, не оставив следа. Но в городе есть люди, которые болеют за нашу историю. В «Агентстве недвижимости ФСР» работает Игорь Калашников, который обратился к историкам с предложением – сохранить один или несколько «финских» домов. Этот вопрос он поднимал еще в 2009 году. Он предлагает аккуратно разобрать освобождающие от жителей дома и перенести их, например, на площадку рядом с музеем Ядерного оружия ВНИИЭФ. В них можно восстановить всю обстановку того времени. И пусть молодежь посмотрит, как жили наши первопроходцы, которые сумели разработать и испытать советскую атомную бомбу.
Эта идея находит отклик как среди руководства института, так и города. Предлагается собрать рабочую группу, которая бы решила ряд вопросов: юридических (отвод земли), финансовых (стоимость работ), музейных и исполнительских. После этого можно будет выходить на более высокий уровень.
Финский дом с первоначальной черепичной кровлей по ул. Чкалова, 54
Дом по ул. Павлика Морозова, 34
Дом по ул. Садовой, 70
Двухквартирный финский дом
Опубликовано: «Саровская пустынь», 2013, № 3
Угро-финский тип домов России — К чему стадам дары свободы… — ЖЖ
В предыдущих частях были показаны два типа домов на севере России: русский и словенский. Сегодня предлагаем ознакомиться с угро-финским типом домов. Ареалом их распространения являются не только республики Коми и Карелии, но и Вологодская, Архангельская, Костромская и др. области.***
Угро-финский тип домов — это, как правило, пятистенок с продольным перерубом и значительно большим количеством окон, чем у домов словенского типа. Фронтон у него бревенчатый, на чердаке есть помещение с бревенчатыми стенами и большим окном, отчего дом как бы становится двухэтажным. Стропила крепятся прямо на стену, и крыша нависает над стенами, поэтому карниза у дома этого типа нет. Нередко дома такого типа состоят из двух состыкованных срубов под одной крышей
Конечно, встречаются дома смешанного типа постройки, несколько похожие на дома русского типа постановкой стропил и наличием карнизов. Самое главное то, что и русский, и словенский тип домов имеют свои ареалы. Дома русского типа на территории Новгородской области и западе Тверской области не встречаются или практически не встречаются. Я их там не нашел.
Среднее течение Северной Двины выше устья Ваги.
Так выглядит типичный дом угро-финского типа, который почему-то этнографы упорно называют северным русским. Но он более широко распрстранен в республике Коми, чем в русских селах. У этого дома на чердаке есть полноценная теплая комната с бревенчатыми стенами и двумя окнами.
А этот дом находится в республике Коми в бассейне реки Вычегды.
У него 7 окон по фасаду. Дом сделан из двух четырехстенных срубов, соединенных друг с другом бревенчатой капитальной вставкой. Фронтон бревенчатый, отчего чердак дома теплый. Мансардная комната есть, но она без окна. Стропила положены на боковые стены и нависают над ними.
Дервня Кырканда на юго-востоке Архангельской области.
Обратите внимание на то, что дом состоит из бвух срубов, поставленных вплотную друг к другу. Фронтон бревенчатый, на чердаке устроена мансардная комната. Дом широкий, поэтому крыша довольно уплощенная (не крутая). Резные наличники отсутствуют. Стропила установлены на боковые стены. Дом, состоящий из двух срубов, был и в нашем селе Всехсвятское, только он был русского типа. Ребятишками, играя в прятки, я как-то раз залез из чердака в щель между срубами и едва вылез обратно. Было очень страшно…
Так выглядит деревня из домов угро-финского типа на юго-востоке Архангельской области на границе с республикой Коми.
Все дома здесь одного типа.
Ижемский район республики Коми.
Даже новые дома, построенные в конце XX века, несут на себе отпечаток традиционного угро-финского стиля. Так велика сила традиции!
Дом угро-финского типа на востоке Вологодской области.
Из мансардной комнаты в этом доме можно выйти на балкончик. Напуск крыши спереди такой, что на балконе можно находиться и в дождь. Дом высокий, практически трехэтажный. А в задней части дома — еще такие же три избы, а между ними огромная поветь. И это все принадлежало одной семье. Наверное, поэтому в семьях было много детей. Шикарно жили угро-фины в прошлом. Сегодня далеко не каждый новый русский имеет такой по площади коттедж.
Деревня Кинерма в Карелии.
Дом поменьше, чем дома в республике Коми, но все равно угадывается угро-финский стиль. Нет резных наличников, поэтому лик дома более суровый, чем у домов русского типа.
Дом угро-финского типа на реке Вычегде в республике Коми.
Характер крыши, переруб вдоль дома, бревенчатый фронтон, отсутствие резных наличников — все это характерно для данного типа. Дома такого же типа я видел на реке Печоре и ее притоке Усе в деревне Сынянырд. Крыша покрыта тесом, это тоже характерно для старых домов угро-финского типа.
Республика Коми. Дом пятистенок угро-финского типа с мансардой на чердаке.
Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба — подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа).
Республика Коми. Все говорит о том, что перед нами дом, построенный в угро-финском стиле.
Дом огромный, в нем помещаются все хозяйственные помещения: две зимние жилые избы, две летние избы — горницы, кладовки, мастерская, сени, хлев и т.п. Чтобы накормить скотину и птицу, утром не надо даже выходить на улицу. Долгой холодной зимой это было очень важно.
Республика Карелия.
Хочу обратить внимание на то, что тип домов в Коми и в Карелии очень сходный. А ведь это два разных этноса. И вот между ними мы видим дома совсем иного типа — русского. Замечу, что словенские дома больше похожи на угро-финские, чем на русские. Странно, не правда ли?
Дома угро-финского типа встречаются и на северо-востоке Костромской области.
Этот стиль здесь, вероятно, сохраняется с тех времен, когда угро-финское племя кострома еще не обрусело. Окна у этого дома с другой стороны, а мы видим заднюю и боковую стены. По настилу в дом на поветь можно было заехать на лошади с телегой. Удобно, не правда ли?
На реке Пинеге (правый приток Северной Двины), наряду с домами русского типа, встречаются и дома угро-финского типа.
Два этноса давно уживаются здесь вместе, но до сих пор сохраняют свои традиции при строительстве домов. Обращаю внимание на отсутствие резных наличников. Имеется красивый балкончик, комната — светелка на чердаке. К сожалению, такой хороший дом брошен хозяевами, которые потянулись к городской лежебочной жизни.
Дом угро-финского типа в среднем течении реки Северная Двина.
Тоже брошенный, в городах людям негде жить, а тут пропадают такие дома. Что-то совсем неладное творится в нашей России.
Типичные угро-финские дома в бассейне реги Пинеги.
Они несколько отличаются друг от друга, но единый стиль легко угадывается.
Наверное, достаточно примеров домов угро-финского типа. Разумеется, в настоящее время традиции строительства домов во многом утрачены, и в современных деревнях и поселках строят дома, отличающиеся от древних традиционных типов. Всюду в окрестностях наших городов сегодня мы видим нелепую коттеджную застройку, свидетельствующую о полной утрате наших национальных и этнических традиций.
Как можно понять из этих фотографий, заимствованных мной на многих десятках сайтов, наши предки жили не стесненно, в экологически чистых просторных, красивых и удобных домах. Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом.
Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.
А.В. Галанин
Источник