Как называется роспись стен: виды, техники, примеры – Декор – Художественная роспись — Википедия

Художественная роспись — Википедия

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Худо́жественная ро́спись — (от писать) — искусство декорирования красками какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи. Если композиции «картинного типа» рассчитаны на автономное восприятие в нейтральном пространстве или на нейтральном фоне, относительно изолированном от окружающей среды, то роспись функционально и, следовательно, композиционно является частью специально задуманного и организованного художником пространства. Искусство живописи и качества живописности подразумевают пространственное отношение к изобразительной поверхности (в иной терминологии: оптическое). В искусстве росписи более важны осязательные качества.

Одним из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа, является художественная роспись.

Декоративная роспись, композиционно связанная с архитектурой, называется монументальной, или монументально-декоративной. Роспись в архитектуре может декорировать стены, плафон (потолок), падуги, своды, опорные столпы. В техническом отношении роспись следует отличать от мозаики, инкрустации, витража (хотя в витраже также используют приёмы росписи), декоративного панно (которое монтируют отдельно, например холст на подрамнике).

Ещё в античности стенные росписи выполняли восковыми красками или яичной темперой с последующим покрытием слоем воска. На рубеже XII—XIII веков наряду с техникой письма «по сухому» стали применять письмо по сырой штукатурке (фреска; альфрейная техника; гризайль; квадратура; «обман зрения»). Общее название многих разновидностей этого искусства — стенное письмо, или стенопись.

Священник и исследователь искусства П. А. Флоренский считал, что иконопись обязана своим происхождением благородному искусству древней стенописи. Иконная доска является как бы квинтэссенцией («пятым элементом» — стихией, сущностью, эфиром) стены, её поверхности, освобождённой от случайных, преходящих извне воздействий. «В живописи, — писал Флоренский, — изобразительная плоскость низводится до условного… Церковное искусство ищет себе поверхности предельно устойчивой, но уже не „как бы“, а в самом деле крепкой и недвижной. Изображение же должно содержать момент равносильной крепости этой плоскости, равный ей по силе и потому, следовательно, могущий принадлежать непосредственно церковному сознанию, а не отдельным лицам, и момент текучей индивидуально творческой, женственной восприимчивости. Неправильно было бы заключить, что стенописное, как и иконописное, изображение должно непременно обладать качествами плоскостности, однако воображаемая (концептуальная) глубина изображения, в отличие от живописи, в этом искусстве согласуется с осязательными — тактильными ощущениями. В практической работе иконописцы росписью именуют только прорисовку контуров доличного письма тёмной краской».

Термин «роспись» применяют также в театрально-декорационном и в прикладном искусстве. Роспись составляет важную часть композиции художественных изделий из фарфора, фаянса. Расписывают изделия из дерева, металла, стекла. Технику росписи применяют в изделиях из лака, тканей (см. батик).

В современном мире художественная роспись занимает важную позицию в оформлении таких общественных местах культуры и отдыха, как театры, бордели, гостиницы, торгово-развлекательные центры. Также она часто присутствует в интерьерах частных коттеджей, загородных вилл и квартир. Особенно излюбленной публикой остаётся роспись-обманка, когда достигается эффект расширения пространства за счёт введения в роспись строгих архитектурных и ландшафтных форм в перспективном удалении. Свободную роспись можно применить везде, где только хочется!

Роспись следует считать одним из самых популярных видов декоративно-прикладного искусства. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства. Вот некоторые из них.

Мезенская роспись[править | править код]

роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Её истоки теряются в отдалённых веках первоначального формирования славянских племён. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба, сундуки и ковши широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу.

В Архангельском крае, долгими зимними вечерами русские люди претворяли в ней свой взгляд на мир, свои надежды, чувства и верования. Прежде всего, мезенская роспись — это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, несмотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица — находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий идут ещё с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающем традиции народов Севера России. Так, например, изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки — это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. Доска имела свои чёткие пропорции. Ширина должна были три раза укладываться в её длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого её структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Петриковская роспись[править | править код]

Яркой страницей вошла декоративная роспись в историю культуры украинского народа. Далеко за пределами Украины известные имена народных мастеров села Петриковки Днепропетровской области. Ажурный, графически чёткий орнамент, который в прошлом развивался как настенная роспись и декор бытовых предметов, сегодня широко используется в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и.т.п.. Волшебный петриковский цветок расцвёл на замечательном фарфоровом блюде, загадочным узором лёг на шёлковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной поверхности сувенирной шкатулки.

Своеобразный орнамент Петриковки имел давние традиции, свой пластический язык, технику и свой арсенал художественных образов. Из поколения в поколение передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного орнамента, который впоследствии всё более совершенствовался. Бытовые вещи с петриковской росписью, которые находятся в музеях, относятся к ХУШ-ХІХ столетиям. Сам же орнамент ведёт начало от старинной традиционной орнаментики, которая широко применялась в быте запорожцев, украшая жилья, начинку и оружие.

Современный петриковский орнамент характеризуется, прежде всего, как растительный, преимущественно цветочный. Он основывается на внимательном изучении реальных форм местной флоры и создании на этой основе фантастических, несуществующих в природе цветов (например, «лучка» или «кучерявки»). Широкое применение имеют мотивы садовых (георгины, астри, розы) и луговых (ромени, василька) цветов и ягод калины, клубники и винограда. Характерными являются также изображение листвы, которую называют «папоротником», бутонов и перистой ажурной листвы. Для петриковских орнаменталистов характерные чрезвычайно точный глазомер и удивительная ловкость руки — все мастера рисуют без предварительно намеченного контура, не пользуясь ни одним измерительным инструментом. Виртуозность выполнения достигается письмом с помощью тоненькой кисточки из кошачьей шерсти. Кроме кисти, Петриковские мастера применяют стебли, щепочки, а ягоды и некоторые цветы рисуют просто пальцем.

Гжель[править | править код]

Самый известный крупный народный художественный керамический промысел — подмосковная гжель. Этот район из 30 сёл и деревень бывших Бронницкого и Белгородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево и другие, где было много мастерских. В произведениях майолики XVIII века, полуфаянса и фарфора XIX века ярко представлено искусство народных мастеров России. Имея большой опыт гончарного дела, отличаясь живым сметливым умом, гжельские мастера быстро осваивали производство майолики на заводе Гребенщикова, а затем уходили от хозяина и начинали изготовлять подобные изделия в своих мастерских. Они создали нарядную посуду: квасники — декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырёх массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся — не облейся», блюда, тарелки и другие, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Обыкновенно в центре майоликового блюда или на передней плоскости кольцевидного тулова квасника изображалась гордо выступающая птица типа журавля или цапли — тонким чёрным контуром с лёгкой подцветкой; это основное изображение дополняют и сопровождают лёгкие условные деревца, кустики, иногда предельно обобщённые, схематизированные изображения людей, например дам в кринолинах, иногда архитектурных сооружений. Виртуозность штриха, свобода расположения и уравновешенность всех изображений, их вписанность в круг, изящество и тонкость раскраски — всё это указывает на чрезвычайно высокую квалификацию и художественную одарённость мастеров-расписчиков. Но не отстают от них и скульпторы. Плечики, крышки, ручки кувшинов и кумганов дополнены небольшими жанровыми скульптурками людей и забавными изображениями животных. Мелкая декоративная пластика выполнялась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: женщина везёт ребёнка на санках, военный в треуголке, жена стаскивает сапог с ноги мужа, старик дерётся со своей старухой, мальчик-поводырь ведёт нищего и так далее. В гжельской майолике объединены пластические достижения народного гончарства, отражены черты барокко и классицизма. В искусстве народной керамики полуфаянс Гжели представляет собой одно из ярких явлений. Сначала полуфаянсовая посуда по формам была близка майолике, но с более простой синей цветовой росписью. Затем формы стали проще; преимущественно выполняли кувшины, рукомои, чернильницы, солонки и другое. Созданная народными мастерами Гжели система решения пластической формы и декоративной росписи имеет значение целой художественной школы русской народной керамики.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX века наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось своё оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, отталкиваясь от образов дорогого фарфора. Фарфоровые статуэтки приобретали в претворении гжельских мастеров черты, общие с простой глиняной игрушкой. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны Ближнего Востока. Учитывая местные вкусы, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого «азиатского» фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определённой формы, с характерной цветочной росписью в медальонах, на цветном фоне. Посуда эта широко бытовала и в русских трактирах.

Городецкая роспись[править | править код]

Таріль дерев Городецкая роспись

Один из традиционных декоративных промыслов — городецкая роспись — сложился с середины 19 века в окрестностях Городца, основанного ещё в 12 веке, что находится на левом берегу Волги в Нижегородской области.

Цвета городецкой росписи всегда были яркими, сочными, все изделия обязательно украшались пышными букетами цветов, напоминавших розы, ромашки. Сложился и свой приём росписи — сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый «подмалёвок». После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает «разживка» — когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью чёрной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.

В процессе того, как промысел набирал обороты (а к концу девятнадцатого века в нём были задействованы жители из почти десятка деревень), рисунок росписи также дополнялся новыми сюжетами: появились персонажи из народных сказок, сцены из городской жизни, всевозможные «чаепития» за самоваром и «гуляния».

В наши дни в росписи стали использовать масляную краску, цветовая гамма рисунков также разнообразилась, но сюжеты, образы и мотивы старой городецкой росписи присутствуют и в работах современных мастеров. Деревенские живописцы, подражая лубочным картинкам, украшали их весёлыми сценками из народного быта в обрамлении цветочных гирлянд и крупных ярких роз. В настоящее время патриархом городецкой росписи называют Аристарха Евстафьевича Коновалова, который восстановил в конце 60-х годов промысел, основав фабрику «Городецкая роспись». Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами.

Хохлома[править | править код]

Хохлома — старинный русский народный промысел. Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Своё название хохломской промысел получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, в которое из близлежащих деревень свозили деревянные изделия на продажу (в самом селе Хохлома эти изделия никогда не производились). Для хохломского промысла характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Хохлома появилась в 17 веке.

Создание изделий состоит из нескольких этапов: сначала на токарном станке вытачивается заготовка, так называемое «белье», затем заготовку грунтуют жидким раствором глины («вапы») и смазывают сырым льняным маслом, на следующей стадии изделие пропитывают олифой и просушивают. Эту операцию повторяют три-четыре раза. Следующий этап — лужение: предмет покрывают полудой — металлическим порошком алюминия (когда-то использовался порошок серебра, позднее более дешёвый порошок олова). Теперь изделие (серебристого цвета) готово к росписи, которая наносится масляными красками и закрепляется сушкой в печи, потом покрывается несколькими слоями лака, причём каждый слой сушится отдельно. Лак под воздействием высокой температуры и превращает серебристый цвет изделия в золотой.

Хохломская роспись

Цветовая гамма хохломской росписи:

  • Основные цвета:
    • красный
    • чёрный
    • золотой
  • Вспомогательные цвета:
    • зелёный
    • жёлтый

Роспись наносится мастерами кистью от руки без предварительной разметки. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» (красным и чёрным цветом на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый рисунок на цветном фоне). К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». «Травка» — это роспись включающая изображения травинок, веточек, написанных красной и чёрной краской на золотом фоне. Роспись «под листок» состоит в изображении овальных листочков, ягодок, расположенных обычно вокруг стебля. Роспись «под фон» строится на крупном золотистом рисунке на красном или чёрном фоне. Сначала наносится контур рисунка, затем закрашивается фон, затем выполняется мелкий узор (приписка) поверх фона. Разновидностью росписи «под фон» является роспись «кудрина» — пышный узор с затейливыми золотыми завитками, напоминающими кудри. В начале XIX века чаще встречалась «верховая» роспись, так как роспись «под фон» более сложная. Эта роспись («под фон») стала популярной во второй половине XIX века, когда было налажено мебельное производство, такой росписью украшали мебель, ранее её использовали в основном на дорогих подарочных изделиях.

Жостовская роспись[править | править код]

Жостовский поднос

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сёл и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. п.

Этапы жостовской росписи:

ЗамалёвокНачало и основа композиции будущего узора.Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
ТенёжкаПолупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветомФорма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции, проводятся операции, направленные на подчёркивание объёма.
БликовкаНаложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещённым множеством независимых источников света. Бликовка создаёт настроение и колорит.
ЧертёжкаЭто заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
ПривязкаПредпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подносаУкрашение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блескаС помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска, а затем натирается парафином, чтобы ещё больше блестел.
  • Попова О. С., Каплан Н. И. Русские художественные промыслы. — Москва: Знание, 1984.
  • Бардина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. — Москва: Высшая школа, 1977.
  • Жегалова С. К. Живописцы из Городца и Костромы. — М.: Просвещение, 1984.
  • Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. — М., 1974.
  • Тарановская Н. В., Мальцев Н. В. Русские прялки. — Л., 1970.

Техника и технология художественной росписи стен в интерьере

Технология росписи стен осталась практически неизменной еще с древних времен, но при этом стала намного проще благодаря инновационным видам красок и отделочных материалов. И если в средневековье нанесение изображения на пяти квадратных метрах занимало не меньше месяца, то сегодня его вполне реально нанести за 5-7 дней. При этом современная настенная роспись абсолютно ничем не уступает по качеству изображениям древних мастеров. Она точно также не выгорает, стойка к резким перепадам температуры и механическим повреждениям.

К традиционным технологиям относятся такие техники росписи стен как:

  • Фреска-affresco – роспись поверхности по свежей штукатурке
  • фреска-a secco – роспись по высохшей штукатурке
  • роспись стен масляными, темперными, акриловыми красками

Традиционная роспись стен не терпит применения каких-либо современных аппаратов и приспособлений, поскольку является монументальной живописью и выполняется исключительно художественными кистями.
Современные технологии и техники росписи применяется не менее активно. К ним относятся:

  • Аэрография – нанесение краски при помощи аэрографа
  • Роспись стен по фактурным, создающим рельеф штукатуркам
  • Применение различных современных материалов – красок с эффектом перламутра, флуоресцентных и светонакопительных красок, и т.д.

Более детально ознакомиться как с традиционными техниками росписи стен, так и с современными можно в разделе Роспись стен.
Однако какая бы техника росписи стен не применялась, основы настенной росписи остаются неизменными.

На сегодняшний день, в зависимости от требований, художниками применяются два вида основы под роспись. Традиционная основа, наиболее популярная и востребованная – это специальным образом подготовленная стена. Эту основу используют практически всегда и во всех помещениях, независимо от влажности. Самое главное – идеально подготовленная поверхность, поскольку настенная роспись от нее неотделима.
Второй вид основы — художественный холст, который в дальнейшем монтируется на стену (приклеивается), или устанавливается с подрамником в отведенное место. Этот вид основы удобен тем, что у художника появляется возможность работать в студии или мастерской, в комфортных для него условиях. Кроме того, само изображение обретает некую мобильность, поскольку при необходимости его можно отделить от стены. Однако у этой основы есть и недостаток – если изображение большое, то практически не удается избежать появления швов и стыков между краями холста, поскольку ширина полотна ограничена.

Подготовка стены к настенной росписи – один из самых важных моментов технологии художественной росписи стен, поскольку от этого напрямую зависит качество и долговечность изображения. При плохо подготовленной основе рисунок может со временем вместе со шпаклевкой или штукатуркой потрескаться, осыпаться, отслоиться или изменить цвет.
В этой статье мы не будем подробно рассказывать обо всех этапах подготовки стены к росписи, поскольку более подробно об этом можно узнать из раздела Подготовка стен к росписи. Перечислим только основные моменты:

  • Очистка стены от старой краски и штукатурки;
  • Обезжиривание и выравнивание поверхности;
  • Прогрунтовка поверхности акриловым грунтом.

Для более понятного и наглядного представления технологии росписи стен в интерьере можно ознакомиться с приведенной ниже схемой, которая демонстрирует поэтапную подготовку стены.

После подготовительных работ начинается непосредственный процесс росписи стен, который состоит из следующих этапов:

  • Обсуждение между заказчиком и художником-дизайнером проекта настенной росписи. Кроме того, мастер «знакомиться» с интерьером помещения и предлагает подходящие, на его взгляд, варианты.
  • Составляются эскизы будущей росписи, и проводиться объемное виртуальное моделирование помещения, чтобы заказчик смог увидеть, как будет смотреться роспись стены в интерьере.
  • После окончательного утверждения проекта, начинается непосредственная работа над росписью в виде переноса изображения на стену и линейной отрисовки всей композиции.
  • После того как линейная отрисовка закончена, мастер переходит к самому процессу росписи. Начинается работа над локальными пятнами всей композиции, деталями и объемами. Чтобы сохранить целостность всей картинки, работа ведется от общего к частному.
  • Когда роспись окончена ее покрывают лаком. Это делается для того, чтобы предохранить изображение от воздействия влаги, выгорания и механических повреждений. 

Естественно, что помимо технологии росписи стен огромнейшее значение имеет и профессионализм художника. Ведь настенная роспись – процесс творческий и тонкий, подразумевающий маленькие хитрости и нюансы, известные только мастерам монументальной живописи.  Специалисты нашей студии по праву считаются одними из самых лучших художников монументальной живописи России, которые опытным путем изучили все тонкости настенной росписи. Но, несмотря на полученные знания, не «стоят на месте», и находятся в постоянном творческом поиске.

Художественная роспись на стене

Одним из оригинальных декоративных приемов в интерьере, позволяющих вырваться из плена обыденности и стандартных решений, является художественная роспись стен и потолков. Ей под силу преобразить любую комнату: сместить границы привычного, наполнить пространство светом и воздухом, добавить романтики и ярких красок, живописно зонировать и расставить акценты.

Выполняем художественную роспись на стенеВыполняем художественную роспись на стене

Основные принципы выбора художественной росписи

При выборе изображения для росписи, которой вы планируете оформить стены или потолки вашей квартиры, нужно отталкиваться от нескольких важных моментов.

  • Сюжет настенной живописи – мощный фактор влияния на психологический настрой всех обитателей дома. Этот доминирующий штрих интерьера будет задавать планку чувствам и ощущениям, поэтому выбору стиля, цветовой гаммы и тематики росписи стоит уделить особое внимание.

Роспись ручной работыРоспись ручной работы

Базовый момент, самая сладкая изюминка в художественной росписи – ручная работа. Ваша или профессионального художника – вопрос второй. Ценным выступает именно факт кропотливого индивидуального подхода, вдумчивого взгляда и готовности совместить черновую работу с творчеством.

  • Назначение каждой комнаты, где планируется художественная роспись, должно стать отправной точкой в выборе рисунка, его сюжета и цвета. Можно, конечно, разрушать стереотипы и дальше, но, пожалуй, стоит соблюсти традицию и оставить кухне ее натюрморты, а спальне – сюжеты в стиле «ню».

Кухонная стена, оформленная росписьюКухонная стена, оформленная росписью

Варьировать тематики изображений допустимо в рамках сочетаемости: например, продуктовую тему на кухне можно разбавить прохладной абстракцией, облака и звезды в детской заменить яркими мультяшными сюжетами, а в гостиную и спальню оформить росписью в лирическом стиле.

  • Следует со вниманием отнестись к соотношению масштабов настенной росписи и размеров квартиры. Грандиозные исторические сюжеты или сложные репродукции будут смотреться скомкано и одновременно вызывающе в пределах небольшой комнаты.

Удачно вписанный в пространство стены графический рисунокУдачно вписанный в пространство стены графический рисунок

Подходящим решением для росписи на маленькой площади станут орнамент или неброская абстракция.

Стоимость художественной росписи – наиболее прагматичный вопрос в этом творческом деле. Но его легко «подвинуть» навстречу привлекательной цене, если привлечь к росписи вместо раскрученного дизайнерского агентства вольнонаемного художника без запросов. К счастью, талант не часто ходит под руку с маркетингом, а потому у вас есть все шансы найти настоящего мастера своего дела по разумной цене.

Основные техники росписи стен и потолков

Успешная роспись стен и потолков невозможна без качественных красок.

На смену стандартным масляным и водным составам пришло множество новых видов краски, способных упростить процесс нанесения и снизить стоимость настенной росписи.

Акриловые краски

Акрил безопасен, прост в использовании, легко смешивается, образуя сложные оттенки, нетребователен к поверхностям и прекрасно справляется с объемом и светопередачей. Поэтому удобнее всего работать акриловыми красками.

Процесс росписи акриловой краскойПроцесс росписи акриловой краской

Важно! Все неточности и ошибки в росписи акриловыми красками следует исправлять незамедлительно. Высохшую краску весьма затруднительно зачистить и невозможно смыть.

Масляные краски

До появления новых видов составов масляные краски долгое время удерживали первенство по долговечности и прочности. Эти краски позволяют плавно переходить из тона в тон и сохраняют яркие цвета после высыхания. Но такие недостатки масляных красок, как сложность в подготовке и нанесении, токсичность, длительное высыхание, растрескивание и пожелтение со временем сместили их с ведущих позиций.

Художественная роспись масломХудожественная роспись маслом

Темперные краски

Темпера чаще всего используется в сочетании с акриловыми красками, что позволяет создавать сложные рисунки. Изображения, выполненные темперной краской, не темнеют, не выгорают, отличаются бархатистой матовой поверхностью.

Настенная роспись, выполненная темперной краскойНастенная роспись, выполненная темперной краской

Особого внимания заслуживает воско-масляная темпера, сочетающая в себе все плюсы масляных и водных красок. Она содержит в себе пигменты, связующим для которых служит соединение льняного масла, пчелиного воска, смолы, воды и прочих компонентов. Это прозрачная краска, позволяющая создавать разнообразные оттенки наложением одного цвета на другой. Не меняет тон при высыхании, не растворяется водой, устойчива к внешней среде.

Аэрография

Аэрография – самый простой способ нанесения краски с помощью аэрографа, распыляющего порошкообразный или жидкий краситель сжатой струей воздуха. Благодаря регулируемой интенсивности распыления возможно создание реалистичных трехмерных изображений.

Применение аэрографии в росписи стенПрименение аэрографии в росписи стен

Последовательность работ

Четкий план работ и безупречная, здоровая поверхность станет залогом успеха любой отделки, а уж тем более – художественной росписи. В самом начале необходимо определиться с вопросами:

  • где будет выполняться роспись;
  • какова задача росписи – создание неповторимого художественного акцента, зрительное расширение пространства, коррекция пропорций планировки, маскировка дефектов интерьера и прочее;
  • каким будет сюжет изображения;
  • какие будут выбраны краски и техника нанесения росписи;
  • как подготовить стену или потолок к росписи.

Подготовка стен и потолка к росписиПодготовка стен и потолка к росписи

Подготовка стен и потолков

Подготовка к росписи проходит в несколько этапов.

Очистка стен и потолков

Поверхность, которая выбрана под роспись, необходимо очистить от обоев, краски, побелки и других видов покрытий. Тщательно зачистить все неровности шпателем, щеткой или шлифовальной машинкой.

Обезжиривание

Обезжиривание необходимо для хорошего сцепления краски с поверхностью. С помощью губки или тряпки нужно обработать стены и потолок любым обезжиривающим веществом – уайт-спиритом, скипидаром, уксусом, ацетоном или специальным грунтом.

Этапы подготовки стены к росписиЭтапы подготовки стены к росписи

Выравнивание

Все дефекты поверхности размером более 5 мм должны быть выровнены с помощью штукатурки. Незначительные неровности устраняются нанесением шпаклевки.

Важно! Не следует использовать шпаклевки на масляно-клеевой или алебастровой основе. Они не позволяют влаге впитываться, что влечет за собой отслоение красочного слоя.

Грунтовка

Грунтовка будет служить основой для будущей росписи. Наилучшим вариантом будет использование акриловой грунтовки: она быстро сохнет, укрепляет поверхность и обеспечивает прочую адгезию.

Создание эскиза и наброска

После того, как вы определились с тематикой изображения, оно воспроизводится на листе белого ватмана в цвете. Это помогает проверить, как будут смотреться выбранные цвета, и запомнить линии.

Эскиз изображения для настенной росписи Эскиз изображения для настенной росписи

Далее происходит нанесение наброска рисунка на поверхность:

  1. Делается разметка стены или потолка: намечаются границы изображения, уровень горизонта, точки схода перспективы.
  2. Прорисовываются крупные линии и самые значимые объекты.
  3. Подробно наносятся более мелкие детали.

Набросок изображения на стенеНабросок изображения на стене

Важно! Для нанесения наброска следует использовать цветные карандаши из цветов, присутствующих в сюжете. Грифельным простым карандашом пользоваться вообще не рекомендуется: черные линии плохо смываются и могут проступать через готовую роспись.

Во избежание погрешностей при нанесении рисунка используется метод переноса масштабированного изображения на поверхность. Для этого эскиз расчерчивается на квадраты и с помощью уровня переносится на стены.

Удобным вариантом станет проецирование на поверхность рисунка со слайда.

Раскрашивание росписи

Самая творческая и интересная работа – придание изображению цвета и объема. Алгоритм раскрашивания наброска росписи может выглядеть так:

  • На палитре основной цвет доводится до нужной консистенции. Для этого к белой краске добавляются нужные колоранты.

Раскрашивание росписиРаскрашивание росписи

Совет. Краску для росписи лучше развести сразу с некоторым запасом, потому что повторно получить точно такой же оттенок бывает сложно. Но краска быстро сохнет, и оставлять ее и использованные кисточки на воздухе надолго нельзя.

  • Наносить краски нужно, двигаясь от темных оттенков к более светлым.
  • Периодически полезно отходить от изображения, оценивать его на расстоянии и просто давать глазам отдохнуть, освежать восприятие.
  • Раскрашивать мелкие детали удобно с помощью небольших кисточек или штампиков.

Этапы нанесения художественной росписиЭтапы нанесения художественной росписи

Закрепление изображения

Для закрепления красок готовой росписи лучше использовать матовый акриловый лак, чтобы избежать бликов. После высыхания лак можно слегка отполировать мягкой кисточкой.

История техники настенной росписи, современная роспись стен

История настенной росписи берет свое начало в далеком прошлом. И этому есть немало подтверждений. Например, на севере Испании в пещерах Альтамира были найдены наскальные рисунки, высеченные нашими предками более 18 тысяч лет назад! И неважно, что палитра первобытного человека состояла всего лишь из четырех цветов – белого, черного, желтого и красного – все равно их работы можно приравнять к произведениям искусства, к яркому примеру монументального первобытного реализма.

Пролетали годы и века. Человечество набиралось опыта и оттачивало свое мастерство. Появились новые техники настенной росписи. Вместо пещер стали возводится храмы, в которых роспись была более разнообразной и имела законченный вид, оставаясь самым важным элементом декора.

Нельзя переоценить вклад в развитие настенной росписи Древнего Египта – древнейшего государства мира. Величайшие произведения изобразительного искусства Древнего Египта относятся еще к 4-3 тысячелетию до нашей эры. До этого времени нигде и никогда не были созданы такие грандиозные монументальные формы. Пирамиды и храмы Египта свидетельствуют о большой художественной одаренности этого древнего народа. Настенные изображения рассказывают не только о божествах, но и повествуют о важных исторических событиях. Устанавливаются и надолго фиксируются основные правила изображения в живописи. Настенная роспись приобрела большую самостоятельность, краски стали более нежными и прозрачными.

Остров Крит – признанный центр античной культуры – тоже оставил заметные следы в развитии настенной росписи. Фризы и панели, исполненные по сырой штукатурке, заполняли стены критских дворцов. Они поражали воображение яркостью красок и нарядностью рисунка, демонстрируя тем самым высочайшее декоративное чутье своих создателей. Однако общий характер живописи Крита сохранял декоративность и плоскостность.

Но шло время, рисунки стали приобретать другой смысл. В конце 5-4 века до нашей эры художественной задачей Древней Греции, по-прежнему оставалось изображение человека, но все чаще в рисунке стали появляться такие стороны быта, которые не укладывались в характерные для Древнего Египта мифологические образы. Все большее место стала занимать узорчатая орнаментальность, лирические мотивы пришли на смену героическим. Основной особенностью изобразительного искусства Древней Греции является выбор насыщенных и ярких красок. Обусловлено это тем, что под палящим греческим солнцем светлые оттенки красок на белом мраморе были практически не заметны.

С появление парадных комнат и перенесением акцента на интерьер, основываясь на греческих традициях, в домах Древнего Рима начала разрабатываться система высокохудожественных настенный росписей. В качестве декорации помещений выбираются сюжетные картины, которые полностью повторяют или интерпретируют знаменитые произведения греческих художников. Римская элита стремилась всячески продемонстрировать свой статус, в том числе и с помощью помпезного оформления своих жилищ. Поэтому настенные рисунки представляли собой сочетание изображений дворцов или театральных декораций с изысканными орнаментами. При этом все рисунки были пропитаны замысловатостью и великолепием.

В средние века, одновременно с усилением роли церковного интерьера, начали формироваться новые принципы росписи стен. Впервые духовное содержание объединилось с декоративностью. Именно в этот период появился термин «фреска» («affresco» — свежий – техника настенной росписи по сырой штукатурке). Наверное, все мы, хотя бы раз в жизни, слышали такие имена как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Мазаччо. Именно они создали в технике фреска самые выдающиеся и значительные произведения стенописи. Всплеск  развития культуры, которым ознаменовалась эпоха Возрождения, начался в Италии и быстро распространился по всей Северной Европе. Художники Возрождения искренне верили, что они возрождают ценности Древней Греции и Рима.

В этот период живопись постепенно возвращалась к идеалам античности, становясь все более светской. Художниками расписывались уже не только храмы, но и жилые интерьеры. Постепенно истинная фреска уступила свое место «all fresco» — росписи по сухой штукатурке. Именно в это время появился такой термин как альфрейская живопись. Известные всему миру «Лоджии Рафаэля» — яркий образчик искусства allfresco, где характерные для ренессанса орнаменты (арабески, акантный лист, гротеск и др.) мирно соседствуют с росписями на библейские сюжеты и античными мотивами.

Альфрейская живопись подразумевала под собой полноцветную живопись с имитацией самых разных видов декоративной отделки помещения. Особой популярностью в этот период пользовались помещения-«обманки», которые позволяли визуально расширить пространство, создавая иллюзию большого объема. Наибольшего расцвета этот вид живописи достиг к концу 18 века.

В эпоху барокко настенная роспись, при декорировании интерьера, вышла на первый план. Насыщенные настенные панно, вместе с экспрессивной динамичной лепниной, создавали атмосферу праздничности и пышности. Поощрялся эффект театральности, краски подбирались яркие, а нарисованные фигуры поражали воображение эффектными ракурсами. Несмотря на то, что потребность в «обманках» отпала, поскольку вокруг домов появились прекрасные сады, люди, познавшие все прелести настенной росписи, не смогли от нее отказаться. Поэтому росписи-обманки, создающие на совершенно ровных стенах иллюзию богатого декора и настоящей архитектуры, по-прежнему пользуются повышенной популярностью. При этом художественный уровень росписи на таком высоком уровне, что иногда очень сложно определить, где рисунок, а где настоящие архитектурные элементы.

Стиль рококо просуществовал недолго, но тоже внес свою лепту в настенную живопись. Она стала более деликатной и воздушной. Стала проявляться ярко выраженная «женская тематика» — ангелочки, гирлянды, цветы. Самым характерным образцом интерьерной живописи этого периода можно назвать дворец Ротшильдов во Франции.

Во времена эпохи модерн, который предпочитая графику, тяготеет к знакам и символам, настенная живопись пришла в упадок. А с появлением обоев, и вовсе исчезла. Однако ненадолго.

В последние годы роспись стен опять стала модной. Почему? Во-первых, это очень удобно, поскольку наши дома, по большей части, не поражают воображение своими размерами, а с помощью настенной росписи можно зрительно поднять потолок и расширить пространство. Во-вторых, роспись стен помогает ярко выразить индивидуальность хозяина, и делает помещение «живым». Есть и еще одно неоспоримое достоинство настенной росписи – это ручной труд, который в наше время ценится особенно высоко.

Возрождаться стенопись стала благодаря современным архитекторам, которые перестали заниматься исключительно проектированием скромных «коробочек». Они стали активно вмешиваться в дизайн помещений, предлагая уже готовый интерьер. В наш век, когда большая часть городских домов и квартир строится по шаблону, только настенная живопись помогает хоть как-то разнообразить интерьер и внести дополнительные краски в личное пространство каждого.

Современная роспись стен – это совершенно новый вид искусства, который опирается на многовековой опыт живописцев прошлого и современные технологии. Сегодня появились превосходные современные краски и материалы, которые позволяют не только ускорить процесс работы, но и придать поверхности дополнительную прочность и долговечность.

Роспись стен, являясь самой популярной тенденцией современного европейского дизайна, получила такое широкое применение благодаря своей изысканности, оригинальности, и эксклюзивности. В сочетании с самыми разными техниками нанесения красок настенная роспись способна преобразить любой интерьер, сделать каждую комнату оригинальной. Роспись стен – это вид эксклюзивного искусства, который в сочетании с обычными бытовыми предметами способен создать особую атмосферу в любом помещении независимо от его назначения, будь то рабочий кабинет или офис, помещение общественного назначения или Ваш дом или квартира.

Сегодня в оформлении помещений происходит революция, наступает период творческих экспериментов и новаторства. В моду входит индивидуализм, который диктует свои представления о красоте. Невозможно перечислить все возможности для воплощения творческих замыслов, которые дарят разнообразные технологии декорирования стен и потолков. Например, модные флуоресцентные краски заставят Ваш дом, в буквальном смысле, светиться, технику патирования по достоинству оценят любители классики и старины, а аэрография позволила живописи выйти на совершенно новый уровень развития.

Более подробно узнать о новых техниках и технологиях настенной росписи можно в разделе Роспись стен.

В наш век изобилия и перенасыщенности очень трудно сохранить индивидуальность и оригинальность. Практически никто не может похвастаться тем, что он обладает чем-то эксклюзивным. А ведь каждый из нас индивидуальность, со своим характером и мировоззрением. Именно поэтому все большей популярностью пользуется эксклюзивная отделка помещения с помощью настенной росписи. Роспись стен не только подчеркивает индивидуальность каждого человека, но и наполняет дом уютом и комфортом. Художники нашей студии подберут сюжет гармоничный с Вашим мировоззрением и профессионально отобразят Вашу индивидуальность, создавая атмосферу дома созвучную с Вашими эмоциями.

Роспись стен

Порой можно услышать вопрос: «зачем нужна роспись стен, если есть достаточно красивые и фактурные обои?» Да, есть красивые обои. Но где гарантия того, что в соседней квартире не поклеены точно такие же? Разве обои могут передать частичку души и таланта художника? Разве они способны в полной мере передать стиль и характер хозяев помещения или «открыть окно» в сказочный мир? Конечно же, нет! Только художественная роспись стен даст Вам гарантию уникальности Вашего интерьера, наполнит Ваш дом волшебством живописи, теплом и уютом.

Люди, никогда ранее не сталкивавшиеся с росписью стен, не всегда могут ответить на вопрос, что такое роспись по стенам. Некоторым ассоциативное мышление подсказывает, что это могут быть просто нарисованные картинки, другим, что это тексты на стенах или граффити, которые повсеместно можно наблюдать в больших городах. Однако такие мнения очень далеки от истины. Поэтому давайте более детально разберемся, что же такое роспись стен, и как ее можно использовать в создании интерьера.

Истоки настенной росписи берут свое начало в глубокой древности, когда первобытные люди начали украшать росписью своды пещер для передачи информации. Уже тогда это получалось довольно таки неплохо. Однако традиционное понимание художественной росписи стен стало понятным только в формате сакральной живописи великих мастеров эпохи Возрождения.

Современная настенная роспись несет более локальный характер, представляя собой один из важнейших элементов декоративного оформления помещения. Сегодня нельзя найти более эксклюзивного элемента декора, чем настенная художественная роспись. Ценность такого оформления заключается в индивидуальной ручной работе художника.  Ведь недаром, во все времена, даже когда появились обои, настенная роспись считалась самым шикарным видом отделки стен. Даже, несмотря на то, что стоимость росписи стен, по сравнению с другими видами отделки, довольно таки высока.

Роспись стен в интерьере расскажет гостям дома не только о безупречном вкусе хозяина помещения, но и о его преуспевании. Кроме того с помощью росписи стен можно достичь самых разных визуальных эффектов, увеличивая зрительно помещение, и расставляя цветовые и тоновые акценты. Очень трудно передать словами то впечатление, которое появляется у человека входящего в оформленное настенной росписью помещение. Художественная роспись стен раздвигает границы пространства, создавая ощущение огромного, ничем не ограниченного помещения, поэтому кажется, что стен просто нет.

Возможностям настенной росписи нет предела. Роспись по стенам, выполненная талантливым и профессиональным художником, позволит придать интерьеру необходимую стилистическую направленность и максимально раскрыть внутренний мир хозяина дома. Оклеенные обоями, даже самыми красивыми, стены неинтересны и безлики, поэтому нуждаются в дополнительных декоративных элементах. А роспись по стенам абсолютно самодостаточна и не требует дополнительных украшений.

На сегодняшний день существует большое количество технологий и техник нанесения росписи на стены. Современные технологии, материалы и инструменты дают художникам практически безграничные возможности. Но прежде всего, необходимо тщательно подготовить поверхность, и убедиться в том, что она чистая и гладкая. Основой для нанесения рисунка может быть как гладкая, так и фактурная штукатурка. Исходя из поставленной цели, выбираются материалы для росписи стены. Это могут быть как флуоресцентные краски, так и масляные или акриловые. Точно так же, из поставленной цели, выбираются и технологии росписи стен, например, объемная роспись или фреска. Одним из основных инструментов для нанесения рисунка на стены является аэрограф. Он помогает расписать стены с необходимой яркостью и насыщенностью, создавая идеально ровные изображения без следов от мазков кисти.

Увидеть фото росписи стен, выполненных разными техниками, узнать более подробно о возможных интересных идеях в интерьере, об истории росписи, и том, как расписать стену самостоятельно можно в разделе информация по росписи стен и потолков. А теперь мы более подробно расскажем о наиболее популярных техниках и технологиях нанесения изображения на стену.

Аэрография, считается самым простым и доступным способом нанесения рисунка на стену. Само слово «аэрография» переводится как «пишу воздухом». Естественно, изображение в технике аэрография рисуется не воздухом, а краской, но воздух имеет самое непосредственное отношение к этому виду искусства. Ведь аэрограф, с помощью которого наносят краску, действует при помощи сжатого воздуха. Благодаря тому, что аэрограф дает возможность плавно распылить тонкий слой краски, можно достичь художественной росписи стен интерьера с непередаваемыми декоративными эффектами. Например, плавные переходы цвета, фотографическая реальность, объемность, имитация грубой фактуры при абсолютно ровной поверхности. Более детально ознакомиться с этим видом художественной росписи стен можно в разделе аэрография стен.

Наиболее популярной краской, применяющейся сегодня для росписи стен, является акриловая краска. Ее преимущества очевидны — она легко наносится, не имеет запаха, быстро высыхает и позволяет достичь изумительных изобразительных эффектов.

Роспись, выполненная акрилом, не нуждается в особом уходе, и может наноситься практически на любую обезжиренную поверхность. Кроме того акрил позволяет работать одновременно с другими видами красок в смешанных техниках.

От темперных и масляных красок акрил отличается повышенной прочностью, эластичностью и светостойкостью, что значительно расширяет его технические возможности. Акриловые краски превосходно передают игру света, визуально увеличивают объем изображения и предоставляют возможность фактурной техники.

Более подробно узнать о росписи стен акриловой краской можно в разделе Роспись стен акриловыми красками.

Фреска – это одна из самых старых и модных в современном дизайне техник настенной живописи. Роспись стен в этой технике подразумевает особенную технологию живописи по сырой штукатурке. Основное отличие фресковой живописи от любого другого вида росписи стен в интерьере – особенная живописная фактура и износостойкость. Сегодня фрески могут выглядеть и как современная живопись, и как старинная работа, с полной имитацией и передачей древней фактуры. Такое «состаривание» достигается благодаря большому разнообразию красок, современных штукатурок и технике патирования.

Эстетическую значимость фресок трудно переоценить – это именно тот штрих, который придает интерьеру индивидуальность, создаст настроение и подчеркнет респектабельность. Более детально ознакомиться с этой техникой настенной росписи можно в разделе Фреска на стене.

Объемная роспись пользуется большой популярностью благодаря своей уникальной особенности – возможности «сломать» пространство, расширить комнату, повысить потолок и добавить дополнительные иллюзорные объекты. С помощью этого вида росписи  можно легко имитировать самые разнообразные архитектурные элементы – распахнутое окно с морским пейзажем, уходящая в небо лестница, балкон с видом на Венецию. При взгляде на объемную роспись создается вполне реальное ощущение существования этого виртуального мира.

Основная задача объемной росписи стен — в том, чтобы изображение получилось «живым», излучало тепло и придавало интерьеру больше уюта, какую-то загадку, и радовало окружающих. Узнать про этот вид настенной росписи более подробно можно в разделе Роспись обманка.

Флуоресцентная роспись представляет собой роспись стен с применением специальных красок, которые светятся в темноте под воздействием ультрафиолетовых ламп. Обширная цветовая гамма флуоресцентных красок дает возможность реализовать любой дизайнерский замысел и сделать интерьер уникальным, создавая разнообразные иллюзии и эффекты. Для достижения большего эффекта флуоресцентную роспись можно нанести на объемные элементы и рельефы, придавая тем самым многофактурность художественной росписи стен.

С помощью флуоресцентной росписи можно естественно и живо передать отблески заснеженного леса, свет ночной луны, атмосферу ночного города, превращая интерьер помещения в уникальное и незабываемое произведение искусства. Узнать больше о флуоресцентной росписи можно в разделе Роспись стен флуоресцентной краской.

Оптимальное соотношение двух самых важных факторов качество-цена возможно только тогда, когда художник-дизайнер имеет талант, достаточный опыт работы и профессиональное образование, а компания придерживается гибкой ценовой политики. Убедиться в том, что мы всегда идем навстречу своим клиентам и стараемся, чтобы наши цены были доступными для большинства можно в разделе цен на роспись. Подтверждением профессионализма и мастерства наших художников и дизайнеров могут быть только их работы художественной росписи стен интерьера, с которыми можно ознакомиться в разделе Последние работы студии, и убедиться, что они имеют не только высшее художественное образование, но и талант, помноженный на опыт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *