Зодчество это википедия – Древнерусское зодчество — Википедия. Что такое Древнерусское зодчество

Содержание

Древнерусское зодчество — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 ноября 2019; проверки требует 1 правка.

Древнерусское зодчество — зодчество, получившее распространение в восточнославянских княжествах с момента первичного зарождения русской государственности в IX веке до Батыева нашествия.

До конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. Значительные навыки в области деревянного зодчества (см. русское деревянное зодчество) обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Вызванные в Киев византийские зодчие передали русским мастерам обширный опыт строительной культуры Византии.

Большие храмы Древней Руси, возведённые до принятия христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточно-славянских землях. Архитектурный стиль Древнерусского государства утвердился под влиянием византийского. Ранние православные храмы были главным образом сделаны из дерева.

Первым каменным храмом Древнерусского государства был Храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, известный также как Десятинная церковь, строительство которого относят к 989 году. Храм строился в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема. В первой половине XII века храм перенёс значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти мероприятия, вероятнее всего, являлись восстановлением храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.

Софийский собор в Киеве, построенный в XI веке является одним из самых значительных архитектурных сооружений данного периода. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи — ещё более широкой одноярусной. Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. На рубеже XVII—XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Храм внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Крепостные и оборонительные постройки[править | править код]

Валы Переславского кремля в Переславле-Залесском

В истории Древней Руси укрепления играли огромную роль. Они постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Значительное влияние на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики и осадных средств[1]. С развитием экономики и производительности на Руси росло число укреплений. Их возведением занимались те же мастера, которые создавали как здания, ставшие памятниками культуры, так и обычные жилые постройки.

Большинство укреплений и крепостей в Древнерусском государстве были деревянными. По мнению историка Тихомирова, в условиях отсутствия огнестрельного оружия и слабого применения осадных орудий, такая защита была вполне достаточной[2]. Для русских укреплений того времени характерны такие части как ров, городские стены, забрала и насыпной вал. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Такое положение послужило причиной, по которой во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами». Иногда оборонительные сооружения строили у крутых и обрывистых оврагов, делавшими их недоступными с разных сторон

[3]. В лесистых и болотистых местностях Северной Руси крепости располагались на невысоких холмах. В качестве прикрытий для них использовались топкие низины и болота. Для таких крепостей типичен высокий вал, как например в Дмитрове[3].

Основным видом городских укреплений были городские стены[4]. Они устанавливались на валах и состояли из городниц — деревянных срубов, наполненных землёй. В некоторых крепостях срубы оставляли пустыми, приспосабливая под жилье и хозяйственные нужды[4]. На верху стен имелась широкая площадка, внешнюю сторону которой прикрывали «забрала» или «заборола». В них были устроены щели для стрельбы по противнику — «скважни». Стены укреплялись «вежами» — башнями, иногда на каменном фундаменте. Также в стенах располагались ворота, количество которых зависело от размера крепости или города

[5]. При этом термин «отворити ворота» означал сдачу города. В столицах княжеств присутствовало стремление к обозначению больших парадных ворот, как например Золотые ворота в Киеве или Владимире, бывшие монументальными постройками башенного характера[5]. В угрожаемых местах крепостные стены дополнялись рвом, мосты через который строили на столбах[6].

Крупные города и крепости состояли из внутренней крепости, детинца и внешних укреплений. По мере разрастания города за крепостные стены создавались новые стены, образующие новый пояс укреплений, именуемых острогом. Поддержка и обновление городских стен были важной частью жизни древнерусского города. Этим заведовал специально назначаемый человек — «городник», а население платило пошлину — «городное»

[7].

  1. ↑ ДР ГЗС, 1985, с. 167.
  2. Тихомиров М. Н., 1956, с. 233.
  3. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 234.
  4. 1 2 ДР ГЗС, 1985, с. 168.
  5. 1 2 Тихомиров М. Н., 1956, с. 236.
  6. Тихомиров М. Н., 1956, с. 237.
  7. Тихомиров М. Н., 1956, с. 241.
  • Древняя Русь. Город, замок, село. — М.: Наука, 1985. — 429 с.
  • Заграевский С. В. Типологическое формирование и базовая классификация древнерусского церковного зодчества. — Саарбрюккен, 2015. — 150 с. — ISBN 978-3-659-80841-8.
  • Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. — Петроград : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 408 с.
    Переиздание
    : Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры : Деревянное зодчество. — СПб. : Сатисъ Держава, 2005. — 384 с.
  • Куза А. В. Малые города Древней Руси. — М.: Наука, 1989. — 168 с. — ISBN 5-02009473-0.
  • Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. — СПб.: Стройиздат, С-Петербургское отделение, 1993. — 289 с. — ISBN 5-274-00981-6.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.: Наука, 1986. — 160 с.
  • Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  • Рыбаков Б. А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. — Аврора, 1971. — 118 с.
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. — С. 233.
  • Фёдоров Г. Б. По следам древних культур. Древняя Русь. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1953. — 403 с.

зодчество — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.зо́дчествозо́дчества
Р.зо́дчествазо́дчеств
Д.зо́дчествузо́дчествам
В.зо́дчествозо́дчества
Тв.зо́дчествомзо́дчествами
Пр.зо́дчествезо́дчествах

зо́д-че-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -зодч-; суффикс: -еств; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈzot͡ɕːɪstvə], мн. ч. [ˈzot͡ɕːɪstvə]

Семантические свойства

Значение
  1. искусство проектировать и строить здания; также само проектирование и строительство зданий ◆ Памятниками тогдашнего зодчества остались некоторые довольно красивые церкви, в Москве и в других местах. Н. М. Карамзин, «История государства Российского», 1809–1820 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1. архитектура
Антонимы
Гиперонимы
  1. деятельность, искусство
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от сущ. зодчий, из др.-русск., церк.-слав. зьдъчии «гончар, строитель, каменщик», от зьдъ «глина, кирпичная стена», зьдати (см. зидъ «стена», здание). Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

Библиография

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Зодчество Википедия

Архитекту́ра, или зо́дчество[1] — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы)[2][3], а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека[4]. Архитектура создаёт материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями, эстетическими и художественными воззрениями

[2][3]. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность), эстетические (красота) свойства объектов и их художественно-образный смысл [2]. Художественный смысл и специфику архитектуры как искусства лучше всего выражает классическая Триада Витрувия: Прочность, Польза, Красота (лат. Firmitas, Utilitas, Venustas). В дальнейшем эту формулу стали трактовать исключительно широко — как три мира, или три «царства», с которыми имеет дело архитектор [5].

Архитектурные работы часто воспринимаются как произведения искусства, как культурные или политические символы. Исторические цивилизации характеризуются своими архитектурными достижениями. Архитектура позволяет выполнять жизненные функции общества, в то же время направляет жизненные процессы. Однако архитектура создается в соответствии с возможностями и потребностями людей[4].

Предметом работы с пространством является и организация населённого места в целом. Эта задача выделилась в отдельное направление — градостроительство[4], которое охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства[6].

Одной из высших международных наград в области архитектуры является Притцкеровская премия, присуждаемая ежегодно за наиболее выдающиеся достижения в области архитектуры.

По решению Двадцатой Генеральной ассамблеи Международного союза архитекторов (МСА), проходившей в Барселоне в 1996 году, ежегодно в первый понедельник октября отмечается международный профессиональный праздник архитекторов и ценителей архитектурных шедевров — Всемирный день архитектуры[7].

Этимология слова «архитектура»

Русское слово «архитектура» через посредство польск. architektura заимствовано из лат. architectura[8]. В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель»[9][10].

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя)[11].

Архитектор

К профессии архитектора (в широком смысле) относятся:

  • Архитектор (в узком смысле), который:
  • Главный архитектор проекта, организующий и координирующий процесс разработки всех разделов проектной документации и комплектов рабочих чертежей;
  • Архитектор-градостроитель, разрабатывающий генеральные планы населённых пунктов и иную градостроительную документацию;
  • Главный архитектор города или района — муниципальный служащий, который обеспечивает разработку и контроль за исполнением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
  • Историк и теоретик архитектуры, осуществляющие научную, а также преподавательскую деятельность в области архитектуры;
  • Архитектор-реставратор, восстанавливающий памятники архитектуры;
  • Архитектор-эксперт, осуществляющий экспертизу проектной документации.

Архитектура как вид искусства

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной и материальной культуры. В отличие от утилитарного строительства и эстетической деятельности, например дизайна, архитектура как искусство решает художественно-образные задачи, т. е. выражает в художественных образах представления человека о пространстве и времени и месте человека в окружающем мире [12]

Историческое развитие общества определяет функции, композиционные типы и жанры архитектурного творчества (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытые пространства, ансамбли), технические конструктивные системы, художественный строй архитектурных сооружений.

По способу формирования образов архитектуру относят к неизобразительным (тектоническим) видам искусства, которые пользуются неиконическими (конвенциональными) знаками, или абстрагированными образами, предметов, явлений, действий обращённых непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия[13]. Прагматическая оценка произведения архитектуры определяется представлениями о его способности обслуживать своё функциональное предназначение[4]. Однако такое одностороннее определение вызывает споры историков и теоретиков искусства, в том числе в вопросе о происхождении архитектуры. Что первично: утилитарная потребность укрытия от стихии или духовная потребность «удвоения человека в образной модели» (определение М. С. Кагана). Первое иллюстрирует знаменитая «хижина Витрувия», объясняющая происхождение архитектуры от простого укрытия типа шалаша, или «куба» из четырех вертикальных шестов, связанных перекладинами и дополненного плетеными завесами (модель Г. Земпера). Второе объяснение связано с вопросом об изобразительной природе архитектуры. Традиционная точка зрения сводится к тому, что архитектура, декоративно-прикладное искусство и промышленный дизайн относятся к так называемым неизобразительным, или архитектоническим, видам искусства (А. В. Иконников, М. С. Каган). Напротив, А. Г. Габричевский, Б. Р. Виппер, Г. Зедльмайр и многие другие считали архитектуру изобразительным искусством с той лишь разницей, что выразительные и изобразительные средства архитектурного творчества имеют более абстрагированный характер в сравнении с живописью, графикой, скульптурой. Так Б. Р. Виппер упоминал категории средневековой эстетики: «природа созидающая» (лат. natura naturans) и «природа созданная» (лат. natura naturata). Первое понятие означает «природу созидающих сил», второе — «природу явлений». Архитектура изображает «первую природу»; живопись, скульптура, графика — вторую. Вопрос, следовательно, заключается не в особой «неизобразительной природе» искусства архитектуры, а в специфике предмета и метода изображения. Поскольку главным выразительным средством архитектора являются пространственные отношения, то можно заключить, что архитектура изображает не формы окружающей действительности, а физические и духовные силы, энергию, устремления, полет мысли в пространстве и времени; в более узком значении — функцию тех или иных элементов строительной конструкции. Именно поэтому в архитектурной композиции все ее видимые части — стены, колонны, капители, своды — представляют собой не конструктивные, реально работающие детали, а — изображение конструкции, части которой действительно работают, но их работа скрыта за внешними формами [14].

По способу развёртывания образов архитектуру традиционно относят к пространственным (пластическим) видам искусства, произведения которых:

  • существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени;
  • имеют предметный характер;
  • выполняются путём обработки вещественного материала;
  • воспринимаются зрителями непосредственно и визуально[13][15].

Однако и такая формальная морфология оспаривается учеными. Здания меняются в веках, они перестраиваются, дополняются новыми деталями. Особенно подвержены изменению интерьеры. Они «живут» вместе с людьми и зависят от смены владельцев, их вкусов, моды и изменений функций, символики и престижности сооружений. Кроме того, восприятие архитектуры осуществляется во времени. Оно имеет длительность и композиционную направленность движения зрителя в архитектурном пространстве экстерьера и интерьера. Существенно меняется в веках семантика и символика зданий. Поэтому теоретик архитектуры А. И. Некрасов писал, что архитектура является «вместилищем жизни», поэтому архитектурное пространство «воспринимается специфически», а материалом искусства архитектуры являются «не камень или дерево, а пространство и время» [16]. Г. Зедльмайр писал о том, что архитектура способна «изображать нечто, превышающее ее, стоящее за ней и выше нее» [17]. Зедльмайр также утверждал, что архитектура представляет собой «организующую силу для всех искусств», поэтому она является «не только изобразительным, но и изображающим искусством» [18]. Эта же мысль подтверждается классическим афоризмом Микеланджело: «Архитектура — мать всех искусств» [19].

Таким образом, архитектура как художественно-образное «мышление в камне» (определение Г. К. Вагнера) относится к пространственно-временны́м видам искусства [20]. Интеграционные трансморфологические процессы в искусстве XX-XXI веков приводят к сближению жанров, форм и методов архитектурного, изобразительного и дизайнерского творчества [21].

Выразительными средствами архитектурного искусства являются масштаб, пропорции, метр, ритм, пластика и тектоника объемов, фактура и цвет используемых материалов. Все это соединяется в архитектурной композиции[2]. Понятие тектоничности подразумевает, что постройка должна быть не только прочной, но и производить впечатление прочной. Если создаётся впечатление тектонической недостаточности, то здание выглядит неустойчивым и ненадёжным, избыток декоративных деталей, производит впечатление чрезмерной тяжести. Всё это вызывает отрицательные эмоции[4]. Архитектуру как искусство часто называют «застывшей музыкой»[22].

Основные области архитектуры

Архитектура основывается на трёх началах:
прочность (лат. firmitas),
польза (лат. utilitas) и
красота (лат. venustas).

Проектирование зданий и сооружений

Объёмно-планировочное проектирование (архитектура в узком смысле, зодчество) — основной раздел архитектуры, связанный с проектированием и строительством зданий и сооружений.

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность архитекторов, имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя:

Градостроительство

В середине XX века архитектурная профессия разделилась на две ветви: «объёмное проектирование» (которое ведает проектированием зданий — «объёмов»), и «градостроительство» (то есть проектирование городских районов или крупных многофункциональных комплексов).

Градостроительство — раздел архитектуры, решающий задачи проектирования и развития городской среды. В том числе комплексно охватывает вопросы развития планировочного решения города, строительства новых объектов, санитарно-экономические и экологические особенности.

Одним из основоположников современного градостроительства считается Ле Корбюзье[24]. Ему принадлежит большое количество градостроительных проектов (1922—1945), в которых проведена идея «свободного городского плана», или «зеленого города» («Лучезарный Город» — по Ле Корбюзье) — идея, получившая настоящее распространение лишь во второй половине XX века.

Весьма важным (и дискуссионным) является вопрос о соотношении архитектуры и градостроительства

О соотношении понятий архитектуры и градостроительства пункт 92 Афинской хартии (градостроительного манифеста, составленного Ле Корбюзье и принятого конгрессом CIAM в Афинах в 1933 году) говорит следующее:

Архитектура приобретает первостепенное значение. Архитектура предрешает судьбу города. Архитектура определяет структуру жилища, первооснову градостроительного плана. Архитектура группирует жилища в крупные комплексы на основе точных расчётов.

Из сказанного следует, что Афинская хартия первичной считает архитектуру, исходя из принципа сомасштабности человеку: «Человек — мера всех вещей».

Однако существуют иные мнения. В частности, Зигфрид Гидион пишет[25]:

В наше время архитекторы точно знают, что будущее архитектуры неразрывно связано с градостроительством. Один-единственный красивый дом сравнительно мало значит.

Очевидно, такой подход основан не на масштабе отдельного человека, а на масштабе крупных социальных групп, общества в целом.
Советская градостроительная школа также учила мыслить масштабами города как среды[26]:

Невозможно почувствовать и выразить индивидуальный характер отдельного здания, не поняв его места в городе. Градостроитель <…> занимается объектами, которые по своим размерам и сложности на порядок превосходят обычное архитектурное сооружение.

Современное российское законодательство также рассматривает градостроительную деятельность как более широкое понятие, нежели архитектурную деятельность. В соотв. со ст. 1 ГСК РФ:

Градостроительная деятельность — деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде:

В конце XX века, из градостроительства, на стыке социологии и общей теории систем, выделилась как самостоятельная дисциплина урбанистика, имеющая своим предметом город и принципы городского развития[источник не указан 3173 дня].

Ландшафтная архитектура

Ландшафтная архитектура — раздел архитектуры, посвящённый организации садов, парков и других сред, в которых материалом является ландшафт и естественная растительность. Ландшафтный архитектор занимается оформлением парков, садов, озеленением городских микрорайонов и придомовых участков.

Дизайн интерьера

Дизайн интерьера — это профессиональная творческая деятельность архитекторов и дизайнеров по созданию функционального, эргономичного и эстетичного пространства внутри помещения архитектурно-художественными средствами.

Архитектура малых форм

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты).

«Бумажная архитектура»

«Бумажная архитектура» — теоретическая деятельность архитекторов, состоящая в проектировании архитектурных форм без цели их последующей материализации. История «бумажной архитектуры» как вида фантазийного архитектурного творчества восходит к знаменитым циклам гравюр Дж. Б. Пиранези. Примером бумажной архитектуры Нового времени являются графические циклы Якова Георгиевича Чернихова.

Теория архитектуры

Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Строительный словарь[28] определяет теорию архитектуры как науку, объектами исследования которой являются природа и специфика архитектуры и её общие закономерности возникновения, развития и функционирования архитектуры как искусства, её сущность, содержание и формы.
Также в предмет теории архитектуры входит система основных понятий (категорий) в том числе — архитектурная композиция, функция, форма, конструкция, архитектоника, архитектурная среда, симметрия и асимметрия и др. Объём — замкнутая, цельная единица среды, воспринимаемая извне. Пространство — часть среды, воспринимаемая изнутри[29].

История архитектуры

История архитектуры представляет собой науку, исследующую функциональное, техническое и эстетическое развитие архитектуры во времени и пространстве.

Архитектурный стиль

Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[31].

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит.

Существуют такие стили (например, модерн), которые в различных странах именуются по-разному.

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по философии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии.

Несмотря на указанные недостатки, стиль как описательное средство является частью научного метода истории архитектуры, поскольку позволяет проследить глобальный вектор развития архитектурной мысли. В европейской культуре выделяют следующие архитектурные стили[источник не указан 42 дня]:

Греческий храм на Сицилии, посвящённый Гере, построен в V веке до н. э.

Психологическое воздействие

Психолог Коллин Эллард отмечает способность архитектуры оказывать психологическое воздействие[32][неавторитетный источник?]:

[…] здания заставляют нас чувствовать [эмоции заложенные в архитектурный дизайн], — точно так же как мы становимся счастливее, когда улыбаемся в ответ на радостную улыбку младенца. Эти взаимосвязи заложены в нашем организме в виде нервных цепей, предназначенных для того, чтобы мы могли делиться друг с другом опытом и адекватно реагировать на риски и возможности, таящиеся в нашей среде обитания.

См. также

Примечания

  1. ↑ Архитектура // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 2. Ар-Би. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 256 с.: ил. — С. 21—22. — ISBN 5-85270-192-0 (кн. 2), ISBN 5-85270-218-8.
  2. 1 2 3 4 Архитектура //Большой энциклопедический словарь
  3. 1 2 Архитектура //Энциклопедия Кругосвет
  4. 1 2 3 4 5 А. В. Иконников. Архитектура // Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская Энциклопедия, 1970. — Т. 2. Ангола — Барзас. — С. 296—302.
  5. ↑ Prak N. L. The Language of Architecture: A Contribution to Architectural Theory. The Hague-Paris, 1968
  6. А. Гутнов, В. Глазычев. Мир архитектуры. — Москва: Молодая гвардия, 1990. — 351 с. — 200 000 экз. — ISBN 5-235-00487-6.
  7. World Day of Architecture — Message from the UIA President Архивная копия от 3 января 2014 на Wayback Machine
  8. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 1. — С. 91.
  9. ↑ Архитектура // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Ernout A., Meillet A. Dictionnaire etymologique de la langue latine. — 3. — Paris, 1951. — P. 78.
  11. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. — М.: Типография г. Лиссиера и Д. Совко, 1910-1914. — С. 246-247.
  12. ↑ Власов В.Г. Архитектура // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В.10 т. СПб.: Азбука-Классика, т. 1, 2004. С. 487-497.
  13. 1 2 Проект apxu.ru — Художественно-творческая деятельность человека
  14. ↑ Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М.: Искусство, 1970. – С. 355-357
  15. ↑ Глоссарий.ru
  16. ↑ Некрасов А. И. Теория архитектуры. М.: Стройиздат, 1994. С. 41-42.
  17. ↑ Sedlmayr H. Die Architektur Borrominis. – Berlin, 1930; Sedlmayr H. Die Entstehung der Kathedrale. – München, 1951; На рус. яз. см.: История архитектуры в избранных отрывках. М.: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. С. 298-338
  18. ↑ Зедльмайр Х. Искусство и ситина. — . – М.: Искусствознание, 1999. – С. 10
  19. ↑ Письмо Б. Варки. Апрель — июнь 1547 г.
  20. ↑ Власов В. Г. Архитектура как изобразительное искусство. Теория открытой формы, принцип партиципации и синоптический подход в искусствознании // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». УралГАХУ, 2018. — № 61.
  21. ↑ Власов В. Г. Дизайн-архитектура и XXI век // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2013. — № 41
  22. ↑ Власов В. Г. Архитектура — застывшая музыка или движущаяся мелодия? (спасёт гравитация, а не крещендо) // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2016. — № 53. — № 41.
  23. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф. А. Петровского. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
  24. Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия = Пер. с франц. Ж. Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А. Раппапорта. — М.: Стройиздат, 1976. — 136 с.
  25. Гидион, Зигфрид. Пространство. Время. Архитектура = Перевод. изд.: Raum, Zeit, Architektur: Die Entstehung einer neuen Tradition / S. Giedion — Ravensburg / Сокр. пер. с нем. М.В. Леонене, И.Л. Черня.. — 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 39. — 455 с., ил. с.
  26. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. — М.: Стройиздат, 1984. — С. 5. — 256 с., ил. с.
  27. ↑ Архитектура — застывшая музыка
  28. ↑ Терминологический словарь по строительству на 12 языках. — М.: «Русский язык».
  29. ↑ Очерки теории архитектурной композиции / Гл. ред. А.И. Гегелло. — М.: Гос. изд-во лит-ры по стр-ву, архитектуре и стр. материалам, 1960.
  30. ↑ Иллюстрация из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». Франция, XVIII век
  31. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3.
  32. ↑ Эллард, 2016, с. 25.

Литература

  • Колин Эллард. Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие = Colin Ellard “Places of the Heart: The Psychogeography of Everyday Life”. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 282 p. — 2000 экз. — ISBN 978-5-9614-5390-4.

Ссылки

ЗОДЧЕСТВО — это… Что такое ЗОДЧЕСТВО?

  • зодчество — См …   Словарь синонимов

  • ЗОДЧЕСТВО — ЗОДЧЕСТВО, то же, что архитектура …   Современная энциклопедия

  • ЗОДЧЕСТВО — то же, что архитектура …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗОДЧЕСТВО — ЗОДЧЕСТВО, зодчества, мн. нет, ср. (иск. устар.). То же, что архитектура. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЗОДЧЕСТВО — ЗОДЧЕСТВО, а, ср. То же, что архитектура (в 1 знач.). Древнерусское деревянное з. | прил. зодческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЗОДЧЕСТВО — ср. наука и искусство созидать здания, строить; архитектура. Зодческий, к зодчеству относящийся, Зодчий муж. архитектор, строитель. см. здание и зиждить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Зодчество —         то же, что Архитектура. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство Советская энциклопедия , 1986.) …   Художественная энциклопедия

  • Зодчество — ЗОДЧЕСТВО, то же, что архитектура.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Зодчество — Архитектура (лат. architectura  строительство, зодчество, от греч. αρχι  старший, главный и греч. τέκτων  строитель, плотник)  одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и решающая… …   Википедия

  • зодчество — (давньорус., з давньопрусської) Мистецтво споруджувати кам яні будівлі, на відміну від теслярства (мистецтва будувати з дерева). У побуті і більшості навіть наукових праць термін зодчество вживається як синонім архітектури. Якщо ж суворо… …   Архітектура і монументальне мистецтво

  • Вологодское деревянное зодчество — Википедия

    Деревянный дом «вологодского типа» 1895 года после реставрации

    Волого́дское деревя́нное зо́дчество — совокупность стилей и направлений в деревянной архитектуре Вологды, ансамбль деревянных особняков конца XVIII — первой четверти XX века.

    Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. К началу XXI века в Вологде насчитывается от 105 до 170 деревянных памятников архитектуры[1]. В Вологде представлены все основные типы деревянных особняков XIX — начала XX века — дворянские, купеческие и мещанские, а среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.

    В городе в конце XIX — начале XX века сложился особый вид деревянного дома, так называемого «вологодского типа», — двухэтажный особняк, по форме — параллелепипед, вытянутый во двор с угловой лоджией над крыльцом.

    До начала XVIII века в Вологде практически все здания были деревянными. В камне возводились лишь церкви, исключениями являются несколько сохранившихся каменных гражданских сооружений (дом Гоутмана, более известный как дом Петра I, и палаты Архиерейского двора). Строительство из дерева преобладало и позднее, до середины XVIII века, в период действия указа Петра I с 1714 по 1722 годы, запрещавшего любое каменное строительство в стране, кроме Санкт-Петербурга. Деревянные здания представляли собой жилые хоромы — обычно одноэтажный бревенчатый дом на высоком подклете, с крутой крышей. Дом располагался внутри двора, а на улицу выходили заборы и стены хозяйственных построек (служб): конюшен, сараев, каретников[2].

    Вологодский жилой дом, облик которого воссоздан по порядной записи[3] 1684 года, по своей архитектуре был близок хоромам русского Севера и лишён характерных для вологодского деревянного зодчества черт[4]. Судя по тексту Переписной книги 1711 года, наряду с одноэтажными домами, в Вологде было немало двухэтажных (и даже трёхэтажных) строений, причём двухэтажными могли быть не только жилые, но и хозяйственные постройки. Верхний ярус жилых построек занимали помещения, обозначаемые словами изба, горенка, свѣтлица, сѣни, клѣть (клѣтка), комната, на нижнем располагались подклѣтъ, жилой подклѣтъ, подызбица, анбаръ, погрѣбъ[5][6][7].

    Угрешский архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» так описывает древние деревянные жилые дома в Вологде по состоянию на 1820—1830-е годы[8]:

    Я застал только уже немного домов прежнего построения. Бревна выбирались самые толстые, и домы эти строились по своему расположению совершенно отлично от теперешних: двухэтажные по лицу на пятерике, т. е. на пяти саженях; внизу подклеты без окон с улицы, а только со двора два маленьких окна со слюдными рамами. Спереди вверху три волоковых окна. В длину дом имеет от 10 до 15 саженей и разделяется на три части: первая квадратная большая изба, перегороженная надвое, в большой половине два окна; а другая кухня с русскою печью. К избе приделывается голбец, ход в подполье, нечто вроде чулана, а вверху были поделаны полати; вокруг стен лавки; в переднем (красном) углу божница и перед нею стол. Над лавками по стенам полки для шляп, книг и всякой поклажи и назывались они воронец. В задней части дома была точно такая же большая квадратная изба, которая называлась горница, всегда холодная, без печи, с большими слюдными окнами; лавки и потолок крашены. Третью, среднюю, часть дома составляли сени; к ним примыкали две лестницы, одна в горницу и одна в избу. Во всю длину сеней были чуланы. Со двора пристраивалось крыльцо под навесом. Крыши остроконечные были крыты по скале тёсом; ворота крытые, с коньком и калиткою, на которой толстое кольцо, чтобы, ударяя им по бляхе, пришедший возвестил о своем приходе, и тут же веревочка, продёрнутая в дверь, посредством которой отдёргивали щеколду и входили во двор, к ночи же запирались засовом. На каждом дворе был свой колодезь; воду доставали очепом19; везде своя баня, свой огород. Дома по улице не были в одну нить, но которые выдавались вперед, а иные вдавались назад. Я застал ещё в употреблении деревянную черепицу. Прежние, старые улицы были весьма узкие, кривые и грязные.

    Новый этап в развитии градостроительства Вологды начался в конце XVIII века, после принятия в 1781 году первого генерального плана города с новой сеткой прямых улиц и строительством домов вдоль красной линии по образцовым проектам. Обновлению старой застройки способствовал разрушительный пожар 1773 года и наводнение 1779 года. По образцовым проектам строились как каменные, так и деревянные дома. Деревянная застройка города была существенно разбавлена каменными строениями в 1770 — 1780-е годы, в период расцвета Вологды, связанного с образованием Вологодской губернии и наместничества. К началу XIX века каменное строительство в Вологде из-за упадка в экономике города затухает[2].

    В XIX веке в городе ещё оставались чёрные избы. В чёрных избах печей не было, их заменял очаг. Правительственное распоряжение о выводе чёрных изб и устройстве в домах печей с трубами вышло в 1842 году. В 1882 году в Вологде числилось 1806 деревянных и 125 каменных домов[9].

    А. И. Сазонов в книге «Такой город в России один» называет старейшим из сохранившихся деревянных памятников дом на улице Бурмагиных, 38, который он датирует серединой XVIII века.[4] Однако М. В. Канин в статье «Загадка старого дома» опровергает датировку дома XVIII веком, доказывая, что дом был построен в самом начале XIX века[10]. Вероятно, старейшее сохранившееся деревянное здание в Вологде — дом Засецких постройки 1790-х годов[11].

    Деревянное зодчество XVIII — середины XIX века[править | править код]

    Дворянские дома[править | править код]

    С XVIII века деревянное зодчество Вологды развивается согласно стилевым тенденциям, наиболее характерным для каменной архитектуры этого времени. Дворянские дома и усадьбы строились преимущественно в стиле классицизм, многие из них по образцовым проектам. В таких деревянных домах обязательным элементом являлся четырёх-, шести- или восьмиколонный портик на главном фасаде. Парадное крыльцо ориентировалось во двор.

    Дворянские усадьбы группировались в городе по сословному признаку, преимущественно вдоль Петербургской (современная Ленинградская), Большой Дворянской (современная Октябрьская) и Екатерининско-Дворянской улицы (современная улица Герцена). Во дворе усадьбы строился каретник. К числу выдающихся памятников классицизма в вологодском деревянном зодчестве относят дом Левашова, дом Засецких и дом Волкова.

    • Примеры дворянских домов Вологды XVIII — середины XIX века
    • Дом Левашова
      (1829 г.)

    • Дом Пузан-Пузыревского
      (1831-1833 гг.)

    Купеческие дома[править | править код]

    Купеческие дома первой половины XIX века не имели фронтонных портиков, их особенностью было наличие мезонина, однако, классическая композиция с соответствующими элементами декора продолжала применяться. Пример такого здания — бывший дом Соковикова. В этом особняке с антресолями и парадным крыльцом со двора уже намечается разделение дома на две почти полностью изолированные по этажам квартиры, что предвосхищает формирование в последующем характерных для деревянного зодчества города домов так называемого «вологодского типа». Два этажа в таких домах объединены только общим входом и вынесенными в пристройки лестницами.

    Мещанские дома[править | править код]

    Дома для мещан строились преимущественно одноэтажными, с фасадом в три окна. Окна заглублялись в арочные ниши, в тимпаны помещали деревянные розетты или вставки в виде развёрнутого веера. На боковые фасады выходили антресоль или крещатый мезонин. Антресольный этаж позволял заказчику дома значительно увеличивать полезную площадь жилья, не нарушая требования «образцового фасада» и регламента застройки[12]. Такие дома обладают цельностью объёмно-пространственного решения.

    Деревянное зодчество второй половины XIX века — начала XX века[править | править код]

    Дом с балконом и входом с улицы, конец XIX — начало XX в. Доходный дом купца Самарина, начало XX в.

    С середины XIX века формируется традиционный для деревянной архитектуры Вологды тип дома — двухэтажный особняк, по форме близкий к кубу и вытянутый вглубь двора. Обязательным элементом является балкон-лоджия, под которым находится крыльцо и лестница с отдельными входами в квартиры на первый и второй этажи. Вход в дом, в отличие от домов более раннего периода, расположен с улицы. В зависимости от размеров дома, на каждом этаже находилась одна или несколько квартир. В этих домах для декора карнизов, крыльца, балконов, наличников часто применяется пропильная резьба.

    Для предохранения конструкций дома от воды, стекающей с крыши, дома имеют значительно вынесенный карниз, зачастую пластичной формы, напоминающий повал в древнерусском деревянном зодчестве. Дома, находящиеся в пожароопасной близости друг от друга, оборудовали брандмауэрами.

    К концу XIX в. в Вологде, как и во многих других провинциальных городах, в архитектуре каменных зданий стёрлись следы местных особенностей. Но вологодские деревянные дома, построенные на рубеже прошлого и нынешнего веков, отличаются ярко выраженными своеобразными чертами[9].

    К концу XIX века в Вологде стали появляться деревянные доходные дома. Как правило, такой дом вытянут вдоль главного фасада, с балконом в центре или по краям. Хорошо сохранившиеся примеры таких зданий — дом Самарина и дом на проспекте Победы, 32.

    Период архитектуры модерна выразился в появлении в Вологде деревянных домов с применением новых композиционных приёмов: удлинением фасада по улице, появлении завершений в виде башенок, а также увеличением высоты дома за счёт оконных проёмов[12].

    Советский период[править | править код]

    Строительство деревянных особняков после 1917 года прекратилось. Однако дерево до середины XX столетия остаётся основным строительным материалом. Выдающийся памятник деревянного зодчества этого периода — Дворец культуры железнодорожников, построенный в 1927 году с элементами стиля модерн.

    Основной тип строения второй четверти XX века — деревянный барак. В зданиях, построенных в этот период, встречаются элементы конструктивизма. Примером комплексной застройки деревянными домами с элементами этого стиля является посёлок Льнокомбината (1930 — 1940-е годы)[13].

    Конструктивные элементы и декор деревянной усадьбы[править | править код]

    Конструкция деревянного дома[править | править код]

    В основе конструктивной схемы деревянного дома лежал сруб, сложенный из венцов «в обло», с заглублёнными по отношению к фасаду окнами. В Вологде жилые дома редко оставлялись в виде открытого сруба — как правило они обшивались досками, которые затем покрывались олифой в два слоя; обработанное таким образом дерево с течением времени приобретало сероватый оттенок. Деревянные рубленые дома строились на столповых или сплошных каменных фундаментах. Для теплоизоляции часто укладывалась просмолённая берёста.

    Деревянные дома, вне зависимости от достатка хозяина и сословной принадлежности, строились на усадебных участках. Хозяйственные постройки располагались во дворе, остальную часть усадьбы составляли огород и сад.

    Декор[править | править код]

    В декоре дома могли использоваться как традиционные наличники, так и сложные украшения в стиле модерн. Модерн в декоре домов выражался в убранстве балконов ниспадающими складками, подзорами в виде свисающих кистей, выпиленных лилий, животных, цветов[12]. Углы фасада декорировали плоскими резными узорами, чаще заключёнными в рамку. Украшения элементов дома не были избыточными:

    «По традиции вологодские мастера строили „как мера и красота скажут“, искали эту красоту не в украшательстве фасадов, а в самом главном и самом трудном — в гармонии пропорций и стройности силуэта»[4].

    Декор и архитектурные элементы: наличники, пилон, балкон
    Наличники разных типов дома на Зосимовской улице, 21Резной пилон дома на улице Лермонтова, 29Пропильная резьба в декоре балкона и карниза. Дом Воробьёва (улица Засодимского, 14)

    Резные украшения выполнялись преимущественно пропильной резьбой. Ей украшались карнизы, крыльца, балконы, наличники, резные аттики и иногда декоративные фронтоны. Исключения с глухой и объёмной резьбой немногочисленны. Объёмная резьба чаще использовалась для украшений дверей. А. А. Рыбаков так описывает особенности вологодской пропильной резьбы:

    В искусстве пропильной резьбы вологодские мастера достигли больших успехов, особенно в украшении карнизов и балконов. Опоясывающий дом резной фриз напоминает ажурную ленту мерного кружева. Этот неудержимый поток орнаментальной фантазии народных мастеров явился своеобразной реакцией на архитектурные каноны классицизма[12].

    Наличники окон первого этажа часто завершались полукружием, а на втором имели прямоугольную форму. В нише полукружия помещалась розетка или стилизованная корона.

    Декор и архитектурные элементы: балкон, мезонин, крыльцо
    Веерообразные розетки в нишах окна. Улица Гоголя, 96Мезонин с декором в стиле модерн. Улица Чернышевского, 15Входные двери и крыльцо с декором в стиле модерн. Дом Бутыриной (Благовещенская улица, 22)

    Резной палисад[править | править код]

    Воссозданный резной палисад и памятный знак на Благовещенской улице

    Палисад — штакетник, обрамляющий палисадник перед домом. В палисаднике высаживали деревья, декоративные кусты и цветы. Палисады не совсем типичны для Вологды, но встречались у многих домов вплоть до 1960-х — 1980-х годов, когда большая их часть оказалась утрачена в ходе расширения улиц.

    Вологодский резной палисад стал знаменит благодаря песне «Вологда» группы «Песняры».

    Ворота деревянного дома[править | править код]

    Все вологодские деревянные дома имели внутренние огороженные дворы, в которые вели ворота. Центральная часть ворот, состоящая из двух створок предназначалась для проезда. Слева и (или) справа располагались калитки для прохода.

    Современное состояние и проблемы сохранения[править | править код]

    Из 115 исторических городов России лишь 16 имеют памятники деревянного зодчества[14]. Наряду с Вологдой обычно выделяют Томск, и в меньшей степени — Арзамас[15][16].

    С начала 1970-х годов, после включения Вологды в список исторических городов, ЦНИИП градостроительства проводятся работы, посвящённые охране её исторического наследия. В конце 1980-х годов утверждён новый проект зон охраны памятников[17]. 26 июня 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки, которые включают зоны охраны памятников истории и культуры[18].

    В Вологде утрачена треть памятников деревянного зодчества

    Под государственной охраной в Вологде состоит 105 деревянных памятников[19]. В 1990-е — 2000-е годы многие памятники затронул незаконный или необоснованный снос. По данным на 2005 год, из 105 памятников утрачено полностью 25, частично — 4, в аварийном состоянии — 4. Искажены переделками 10 объектов. Реставрации подверглись 26 объектов[19]. По данным на начало 2010 года, в списках деревянных памятников архитектуры Вологды находится 155 объектов.

    Особую тревогу как в Вологде, так и в других городах, вызывают жилые деревянные дома, состоящие на балансе ЖКХ муниципальных образований, многие из которых требуют капитального ремонта, но не ремонтируются. Здания приходят в такое состояние, когда ремонт становится невозможным[19].

    Серьёзной проблемой является сохранение не только отдельных памятников, но целостной историко-архитектурной среды, являющейся неотъемлемой частью Вологды как исторического города:

    В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озеленёнными), объёмно — пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединённых масштабом, объёмом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретённые им в процессе развития, а также другие ценные объекты.

    Федеральный Закон РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

    Несмотря на защиту закона, государственная охрана неэффективна, и целостность ансамбля деревянной архитектуры Вологды непрерывно разрушается. В 1990 — 2000-е гг. ведётся замещающая застройка центра города в стиле «историзм»[20]. Многие проекты являются имитациями памятников, выполненными в кирпичных конструкциях, обшитых деревом или имитирующими его материалами, создающими внешнее сходство с фасадом утраченного памятника.

    Вологодское деревянное зодчество в массовой культуре[править | править код]

    «

    Знаю, знаю точно, где мой адресат, —
    В доме, где резной палисад.
    Где же моя темноглазая, где?
    В Вологде-где-где-где?
    В Вологде-где?

    В доме, где резной палисад.
    »

    Вологодское деревянное зодчество стало известно во всём Советском Союзе в 1976 году благодаря песне «Вологда» ВИА «Песняры»[21].

    Несколько памятников деревянного зодчества Вологды запечатлены в кинофильме «Мелкий бес» — дом Вахрамеева (улица Гоголя, 53а), дом Воробьёва (улица Засодимского, 14) и дом Колесникова (улица Кирова, 15)[22].

    1. ↑ Списки памятников истории и культуры Вологодской области за 2003, 1989 годы и Каталог историко-культурного наследия Архивировано 16 апреля 2009 года. приводят разные данные о количестве памятников.
    2. 1 2 Балашова И. Б. Жилая архитектура Вологды XVIII — первой половины XIX века // Русская культура на рубеже веков: Русское поселение как социокультурный феномен : сборник статей. — Вологда, 2002.
    3. ↑ Первые порядные записи (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 28 октября 2014. Архивировано 28 октября 2014 года.
    4. 1 2 3 Сазонов А. И. Такой город в России один. — Вологда, 1993. — ISBN 5-86402-009-5.
    5. ↑ Книга Переписная переписи и меры Василия Пикина и Ивана Шестакова 1711 (ГАВО. Ф.2р. Д.7847)
    6. ↑ Населённых дворов в Вологде в 1711 году было 1713, население составляло около 10 тысяч человек. Суворов Н. И. Вологда в начале XVIII в… С. 96.
    7. ↑ Чайкина Ю. И. Двухэтажная Вологда (лексика строений в Переписной книге 1711 года)
    8. Соколов В. Вологда. История строительства и благоустройства города. — Вологда: Северо-западное книжное издательство, 1977.
    9. 1 2 Фехнер М. В. Вологда. — Москва: Гостройиздат, 1958.
    10. Канин М. В. Загадка старого дома // Краеведческий альманах «Вологда». — 1997. — № 2.
    11. Баниге В. С. Памятники деревянного зодчества // Дорогие сердцу места: Путеводитель по Вологде и области. — С. 142.
    12. 1 2 3 4 А.А. Рыбаков. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX века. — Ленинград: Художник РСФСР, 1980.
    13. ↑ Вологда в минувшем тысячелетии: Очерки истории города. — 2-е. — Вологда: Древности Севера, 2006. — 240 с. — ISBN 5-93061-018-5.
    14. ↑ Перечень Министерства культуры РСФСР, 1970
    15. Вздорнов Г. И. Вологда. — Города-музеи. — Л.: Аврора, 1972. — 131 с.
    16. Брумфилд У. К. Документальная фотография памятников архитектуры Русского Севера: Вологодская область (неопр.). www.cultinfo.ru. Дата обращения 9 сентября 2009.
    17. ↑ Регамэ С., Маркус К. Вологда. Проблемы преобразования исторического центра// Градостроительство — 1997. — № 6. — С. 19—24
    18. ↑ ОАО «НИИП Градостроительства» (недоступная ссылка)
    19. 1 2 3 Кашина Л. И. Сохранение и использование памятников деревянной архитектуры в XXI веке // Деревянное зодчество:Проблемы, реставрация, исследования : Сборник Методическое сопровождение мониторинга недвижимых памятников Вологодской области. — Вологда, 2005.
    20. Маевский Б. Визитная карточка Вологды: От «резного палисада» к «вологодскому историзму» // Архитектура. Строительство. Дизайн : журнал. — 2003.
    21. ↑ ВИА «Песняры». «Вологда». 1976
    22. Сазонов А. И. Моя Вологда. Прогулки по старому городу. — Вологда: «Древности Севера», 2006. — 272 с.

    это искусство строить :: SYL.ru

    Проектирование и возведение зданий – это неотъемлемая часть не только быта, но и культурного наследия народов мира. Памятники древнего зодчества могут рассказать об особенностях развития цивилизаций, их культуре и жизни.

    Что такое зодчество? Определение, термин

    Термин «зодчество» является синонимом архитектуры. Древнерусское слово «зодчество» произошло от слова «зьдъчии» – строитель. Искусство создавать сооружения, которые отвечают как практическим, так и эстетическим требованиям, и есть значение слова «зодчество».

    С древнейших времен и на протяжении всего своего существования и развития люди строили сооружения для различного применения. В одних сооружениях они жили, в других – молились, в третьих – хранили запасы.

    Постепенно к возводимым зданиям предъявлялись новые требования. Здания должны были не только обеспечивать свою функциональную задачу, но и гармонично вписываться в окружающую среду, отвечать эстетическим взглядам той или иной эпохи. Таким образом развивалось искусство зодчества, дополняясь новыми элементами и совершенствуясь. Для каждой эпохи характерны те или иные особенности и стили.

    Деревянное зодчество

    Деревянное зодчество – это понятие, широко известное на территории России. Это направление искусства возведения зданий является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия Руси. На сегодняшний день в России сохранилось несколько музеев-заповедников под открытым небом, которые позволяют современному человеку воочию увидеть, что такое зодчество Древней Руси.

    такое зодчество определение термин

    Длительный отрезок времени дерево было основным строительным материалом. И русские зодчие достигли совершенства в создании деревянных конструкций. Существовала особая технология выбора деревьев для строительства, их подготовки и обработки. Многие памятники архитектуры и сохранились до наших времен благодаря этим знаниям.

    Главным орудием зодчего был топор, о чем и говорит название основного элемента строительства на Руси – сруба. В деревянном зодчестве не приветствовалось использование гвоздей, считалось, что от гвоздя дерево начинает гнить. Поэтому при необходимости в качестве соединительных элементов применяли костыли из дерева и смолу.

    От дерева к камню

    С развитием промышленности в мировой истории на смену дерева как основного строительного материала пришел камень. Каменное зодчество – это новый виток в развитии строительства. В Киевской Руси свое развитие он получил в десятом веке. На развитие каменного зодчества на Руси огромное влияние оказала архитектура Византии.

    что такое зодчество

    Изначально из камня строились только храмы, так было до шестнадцатого века. Позже к строительству каменных зданий стали привлекать зодчих из других государств, где каменное зодчество было освоено в большей степени. Постепенно каменные постройки пришли на смену деревянным, как более прочные и долговечные.

    Значение в мировой культуре

    В истории становления каждого государства зодчество – это важнейшая составляющая культуры общества. Архитектурные шедевры до настоящего времени помогают больше узнать об особенностях развития цивилизаций в разные периоды времени. Античные храмы Древней Греции, пирамиды Египта, римский Колизей, Великая Китайская стена могут поведать об образе жизни, философии и знаниях своих современников.

    значение слова зодчество

    По мере развития торговли, промышленности и взаимодействия между государствами направления зодчества переплетались между собой, совершенствуясь и приобретая новые формы и стили. Архитектурные направления древних времен сменили готика и романизм, далее настала эпоха Возрождения (пятнадцатый–шестнадцатый века). Позднее в Европе получили популярность стили барокко и классицизм. В восемнадцатом веке мировое зодчество – это преобладание стиля рококо. Эпоха капитализма характеризуется разнонаправленностью архитектурных стилей, таких как эклектика, модерн, конструктивизм.

    Зодчество в современном мире

    Что такое зодчество в современном мире? Прежде всего это использование современных технологий проектирования и строения, применение высокотехнологичных материалов, внедрение инноваций. Современное зодчество – это изобилие возможностей и средств для реализации художественных идей архитектора.

    зодчество это

    Здания, возводимые сегодня, – это гармония красоты, комфорта и функциональности. Современные технологии позволяют использовать и применять различные материалы и формы конструкций. Архитектурные шедевры современного мира отражают традиции, ценности и стремления общества, в котором они создаются.

    Псевдорусский стиль — Википедия

    Псевдорусский стиль (Неорусский стиль) — условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам направлений историзма в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры[1]. Разновидность «национального романтизма»[2].

    Псевдорусский стиль возник в рамках общеевропейского подъёма интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль последовательно сочетался с другими направлениями — от архитектурного романтизма первой половины XIX века до стиля модерн[1].

    Термины, обозначающие направление в русской архитектуре второй половины XIX — начала XX веков, связанное с поиском самобытного национального стиля, до сих пор неточны, а отдельные явления, существовавшие в рамках этого направления, не дифференцированы[3].

    Появившееся в начале XIX века наименование «русско-византийский стиль», которое чаще сокращалось современниками до «византийского стиля», обозначало такие различные образцы национально ориентированной архитектуры, как «тоновская архитектура» (по К. А. Тону), не имеющая ничего общего с византийскими прототипами, и, например, сооружения, подражающие образцам кавказской и балканской архитектуры[4]. Появившийся во второй половине XIX века термин «русский стиль» объединял ещё более разнородные явления — от небольших придворных загородных сооружений 1830-х годов в «пейзанском стиле», идеализирующем быт крестьянства, до массовых деревянных парковых построек и выставочных павильонов 1870-х годов, а также крупных общественных зданий 1880-х годов[5].

    В начале XX века вся совокупность явлений в архитектуре XIX века, связанная с поисками русской национальной самобытности, стала называться «псевдорусский стиль» (термин В. Я. Курбатова) — в противоположность «неорусскому стилю». Наряду с определением «псевдорусский», уже имеющим оценочный характер, для обозначения тех же явлений стало употребляться и название с ещё более отрицательным оттенком — «ложнорусский стиль»[6][7][8].

    Вопрос о генезисе «неорусского стиля» (другое название — новорусский) является спорным. Е. И. Кириченко, А. В. Иконников и ряд других авторов рассматривают неорусский стиль как «направление», «вариант» или «национально-романтическую ветвь» модерна[9][8][10][11]. По мнению Д. В. Сарабьянова, неорусский стиль существовал как вариант внутри модерна, хотя и делал попытки обрести самостоятельность[12]. М. В. Нащокина и Е. А. Борисова считают, что неорусский стиль и модерн отождествлять нельзя[13][14]. Е. И. Кириченко разграничивает неорусский стиль, как направление модерна, и русский стиль, как одно из архитектурных течений эклектики, на уровне различий трактовки архитекторами образцов отечественной архитектуры и применяемых ими методов формообразования:

    Стилизация характерна для модерна в отличие от эклектики, для которой типично стилизаторство.<…> Стилизаторство основывается на визуально достоверном (реалистичном) воссоздании наследия прошлого. <…> …предусматривает возможность использования любых форм архитектуры прошлого в любых сочетаниях. В стилизации отношение к образцу иное. Художников интересует общее, характер взаимосвязи элементов и форм, целое, а не деталь, частность. Общие особенности и узнаваемость образца сохраняются. Однако сами образцы при воссоздании трансформируются в согласии с новыми вкусами. <…> Совершается это без всякого стремления к исторической достоверности и точности воспроизведения источников[15].

    Д. В. Сарабьянов считает, что исследователи архитектуры справедливо разделяют русский и неорусский стили: «Действительно, граница между ними — это линия, разделяющая эклектику и модерн»[16].

    Русско-византийский стиль[править | править код]

    Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е годы «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Первым примером сооружений в этом стиле считается православный храм Александра Невского в Потсдаме по проекту Василия Стасова. Освящение храма произошло в сентябре 1829 года[1].

    Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею о преемственности между Византией и Россией[1]. Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е годы. Тоном были возведены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве, а также кафедральные соборы в Свеаборге, Ельце (Вознесенский собор), Томске, Ростове-на-Дону и Красноярске.

    Подражание древнерусскому зодчеству[править | править код]

    Для другого направления псевдорусского стиля, возникшего под влиянием романтизма и славянофильства, характерны постройки с произвольным толкованием мотивов древнерусской архитектуры[1]. Один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим пластам, М. Д. Быковский говорил[17]:

    «Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную».

    В рамках данного направления возведены многие постройки Алексея Горностаева и Николая Никитина (деревянная «Погодинская изба» на Девичьем поле в Москве)[1].

    В конце XIX века[править | править код]

    В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому деревянному зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков[1]. Одними из самых ярких построек псевдорусского стиля 1870-х годов стали «Терем» Ивана Ропета в Абрамцеве под Москвой (1873) и типография Мамонтова (1872) в Москве, построенная Виктором Гартманом[1]. Это направление, активно пропагандировавшееся известным художественным критиком Владимиром Стасовым, распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве. К началу 1880-х годов «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII века. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества[1]. Для этой архитектуры характерны «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки[1]. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890—1893, архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея (1875—1881, архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве, и Саввинское подворье архитектора Ивана Кузнецова. По эскизам художника В. М. Васнецова в парке Абрамцево в 1883 году выстроена «Избушка на курьих ножках»[2], в 1899—1900 — дом И. Е. Цветкова на Пречистенской набережной Москвы-реки (д. 29), Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, собственный дом художника в 3-м Троицком переулке Москвы[2].

    В начале XX века[править | править код]

    В начале XX века получает развитие «неорусский стиль» (среди историков архитектуры нет единого мнения, следует ли выделять это ответвление псевдорусского стиля как самостоятельное[18]). В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского Севера. На сооружениях этого направления иногда лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна. В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашёл применение главным образом в церковных постройках Владимира Александровича Покровского, Степана Кричинского, Андрея Петровича Аплаксина, Германа Гримма, хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома (характерный пример — дом Купермана, построенный архитектором А. Л. Лишневским на Плуталовой улице).

    По эскизу С. В. Малютина 1903 года оформлен фасад здания музея «Русская старина» в Смоленске. Часто Малютин сообразно стилю оформлял интерьер мебелью с резьбой и росписями (дом Перцовой в Москве)[2].

    Любопытным образцом неорусского стиля (с чертами модерна) является Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме, построенная в честь 300-летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым в 1913—1916 годы по рисунку С. И. Вашкова (1879—1914) — ученика Васнецова.

    Петербургское зодчество в стиле отмечено работой архитектора А. А. Бернардацци — доходный дом П. К. Кольцова (1909—1910) на углу Английского проспекта и Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов), получивший народное название «Дом-сказка» (разрушен в ВОВ).

    Широкую известность приобрели спроектированные Ф. О. Шехтелем русские павильоны на международной выставке в Глазго 1901 года (англ.). Также им разработан фасад Ярославского вокзала в Москве[2].

    Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к историзму, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании[19].

    1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ирина Блохина. Псевдорусский стиль. — Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей. — АСТ, 2014. — С. 342. — 400 с. — ISBN 978-5-17-085217-8.
    2. 1 2 3 4 5 Лисовский, 2009.
    3. ↑ Борисова, 1979, с. 220.
    4. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 220.
    5. ↑ Борисова, 1979, с. 122, 220.
    6. ↑ Борисова, 1979, с. 221.
    7. ↑ Курбатов, 1910, с. 311.
    8. 1 2 Печенкин И. Е. К вопросу об истоках неорусского стиля в архитектуре второй половины XIX века // Архитектурное наследство. — СПб: Коло, 2014. — Вып. 60. — С. 241—251.
    9. ↑ Кириченко, 1978, с. 328.
    10. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. — Прогресс-Традиция, 2001. — Т. I. — С. 147. — 656 с. — 3000 экз. — ISBN 5-89826-096-X.
    11. Иконников А. В. Архитектура Москвы XX век. — Московский рабочий, 1984. — С. 26. — 222 с.
    12. Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 286. — 321 с.
    13. Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб.: Коло, 2011. — С. 19, 66. — 792 с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5.
    14. ↑ Борисова, Каждан, 1971, с. 143.
    15. ↑ Фёдор Шехтель и эпоха модерна / сост. Клименко С. В. — М.: Архитектура-С, 2009. — С. 45. — 248 с. — ISBN 978-5-9647-0184-2.
    16. Сарабьянов Д. В. Россия и Запад. Историко-художественные связи. XVIII — начало XX века. — М.: Искусство — XXI век, 2003. — С. 218. — 296 с. — ISBN 5-98051-007-9.
    17. Валерий Агронский. Архитектура России. — М.: Эксмо, 2017. — С. 145. — 304 с. — ISBN 978-5-699-88361-5.
    18. ↑ Неорусский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь — Артишок (рус.). artishock.org. Дата обращения 31 марта 2018.
    19. ↑ История Санкт-Петербурга XVIII—XX вв. Стиль модерн в архитектуре Петербурга. Часть III — Заключение (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 19 июля 2009. Архивировано 4 октября 2009 года.
    • Бицадзе Н. В. Храмы неорусского стиля: Идеи, проблемы, заказчики / Министерство культуры РФ; Российский институт культурологии. — М.: Научный мир, 2009. — 368 с., ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91522-078-1.
    • Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка: (У истоков «нерусского стиля») // Отв. Стернин Г. Ю. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М.: Наука, 1984. — С. 137—182.
    • Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. — М.: Наука, 1979. — 320 с.
    • Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX — начала XX вв.. — М.: Наука, 1971. — 239 с.
    • Ильин М. А., Борисова Е. А. Архитектура [2-й пол. 19 в.] // История русского искусства, т. 9, книга 2. — М., 1965.
    • Кириченко Е. И. Архитектура 2-й половины 19 — нач. 20 вв. // Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3. — М., 1971.
    • Кириченко Е.И. Русский стиль : Поиски выражения нац. самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII-нач. XX в. М. : Галарт : АСТ, Б. г. (1997).
    • Кириченко Е. И. Русская архитектора 1830 — 1910-х годов. — М.: Искусство, 1978. — 399 с.
    • Курбатов В. Я. О русском стиле для современных построек // Зодчий. — 1910. — № 30. — С. 311.
    • Лисовский Владимир. VII // Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Белый город, 2009. — 567 с.
    • Марина Воронежская. Русский стиль в архитектуре // Собственник, 25 января 2007.
    • Макарова Виктория Владимировна. Псевдорусский стиль. — Стили интерьера. — Спб.: БХВ-Петербург, 2011. — С. 36—40. — 160 с. — (Внесерийные книги). — ISBN 5977507380.
    • Русский стиль / И. Е. Печёнкин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
    • Неорусский стиль / И. Е. Печёнкин // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *