Архитектура русского классицизма — Пластиковые окна от производителя — ЖЖ
В нашей прошлой статье мы подробно поговорили об архитектурных стилях барокко и рококо, принявших в России немного иное обличье, нежели в Западной Европе. Традиции этих стилей наследовал классицизм. Точно так же русский классицизм обладает особыми чертами, отличными от западноевропейского. Какими? Узнаем сегодня.
Однако прежде нам стоит очертить основные особенности классицизма в мировой архитектуре. Стиль начал формироваться в конце XVIII века. Существовало множество предпосылок для его возникновения: в философии господствовала эпоха рационализма, личность человека утверждалась как высшая ценность бытия, государственный и общественный строй переосмыслялся. В литературе, музыке, живописи, скульптуре и архитектуре главенствовали строгие каноны для каждого жанра, а эпоха классицизма во многом опиралась на античное наследие, продолжая тем самым традиции эпохи Ренессанса.Каноны античного зодчества послужили базой для создания европейских зданий в стиле классицизма. Формы были четкими и простыми, постройки монументальными, декор лаконичным, композиции симметричными — общество пресытилось вычурной пышностью барочных зданий. Конечно, роскошь была не чужда и особнякам и дворцам в духе классицизма, однако роскошь эта сдержанная. Здания оформлялись в бежевых, кремовых, молочных и приглушенно-желтых тонах. Стиль продолжался и во внутренней отделке построек: их украшали арки и колонны, изысканные витражи, ажурные лестницы, лепнина, мебель простых геометрических форм. Украшением служили фактуры материалов, например, мрамора или драгоценного дерева.
Первые эксперименты в этом стиле проводил итальянский архитектор Палладио, знакомый нам по эпохе Возрождения.
Множество памятников архитектуры классицизма было создано шотландцем Робертом Адамом. Так римские традиции оказались в Англии. Наиболее полно этот стиль нашел отражение во французских дворцах и особняках. Начало архитектуры классицизма во Франции связывают с именем Жака Жермена Суффло.
Классицизм в Россию пришел с некоторым опозданием. И если в Западной Европе стиль уже освободился от элементов предыдущих эпох, в России первые классицистические здания все еще сохраняли черты барокко и рококо.Архитектура классицизма завоевала господствующее положение в России в середине 18 века. Связано это с особенностями градостроительства, точно как в европейских городах: в стиле барокко можно построить особняк, дворец, но его сложно распространить для торговых рядов, присутственных мест, банков или больниц. Огромный объем пышного декора делал строительство дорогим, а индивидуальность барочных форм было сложно перенести на типовые здания галерей, казарм, бирж, тюрем и гостиных дворов. В то время как художественный язык классицизма был универсальным, а строительство здания в этом стиле дешевле, благодаря его строгим законам форм.
Кроме того, новым был и принцип творчества. Прежде архитекторы барокко добавляли элементы декора не в план, а сразу лепили или вырезали на месте стройки — так действовал, к примеру, Растрелли и его команда. Архитекторы классицизма стали пользоваться проектными чертежами, кроме того, автором здания выступал один человек, разрабатывающий форму и стиль.Проекты архитекторов гравировали и рассылали во все города России. Благодаря этим чертежам, а также строгой иерархии форм в классицизме, стала возможной быстрая застройка не только столичных городов, но и провинции. Согласно классицистическим ордерным принципам была спроектирована застройка Твери, Костромы и Ярославля.
Русский классицизм имел несколько специфических черт:
— чаще всего здания строились в виде параллелепипеда;
— они включали в себя три этажа;
— У жилого объекта должен был быть центральный корпус, соединенный с флигелями двумя галереями.
— Центральный корпус должен быть отмечен портиком.При возведении домов использовался красный кирпич и белый камень. Окна эпохи классицизма, с одной стороны, наследуют палладианские традиции (вспомним окно с аркой), с другой стороны, тяготеют к еще большей геометричности форм. Усовершенствование технологий позволило создать двустворчатые окна, объединенные общим карнизом. Чаще всего окна делали продолговатой формы и размещали их в нишах.
В стиле раннего русского классицизма еще сохраняются элементы барокко. Среди петербуржских примеров — работы архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота (здание Академии художеств, Малый Эрмитаж, Гостиный двор) и Антониса Ринальди (Мраморный дворец). В Москве за классицистическую застройку города отвечал Матвей Казаков. В частности, красивейший дворец в Царицыно был построен под его руководством.
К строгому классицизму относится монументальный ансамбль Таврического дворца, созданный Иваном Старовым. Нельзя не упомянуть и архитектора Джакомо Кваренги. За тридцать лет по его проектам были возведены классические строения: здание Академии наук, Иностранная коллегия, Мариинская больница, Смольный институт, Конногвардейский манеж и другие. Пожалуй, самое известное классицистическое здание в Москве, Дом Пашкова, построил архитектор Василий Баженов.
В период высокого классицизма, или ампира, творили такие мастера, как Андрей Захаров (перестроил здание Главного Адмиралтейства) и Андрей Воронихин (ему принадлежит авторство монументального Казанского собора). Москву после пожара 1812 года заново застраивали Доменико Жилярди, Осип Бове и Афанасий Григорьев. Так, под руководством Бове реконструировали Красную Площадь, построили Манеж, разбили Александровский сад, а также создана Театральная площадь и знаменитое здание Большого театра.
Современные нам города во многом обязаны своим обликом мастерам классицизма. И в двух столицах, и во многих русских городах до сих пор сохранились принципы застройки, заложенные в той эпохе, равно и как и множество памятников архитектуры. Мы надеемся, что наши материалы, посвященные русской архитектуре, вдохновят вас на множество увлекательных прогулок. В следующий раз мы подробно расскажем об архитектурных стилях XVII и XVIII веков в Западной Европе.
Архитектурный классицизм
Обращаем Ваше внимание, что на страницах каталога Товаров и в прайс — листе указаны розничные цены, действующие при заказе от одной единицы продукции. В компании действует система скидок, зависящая от объема заказа и от категории товара.
Вы можете узнать о размере скидки для Вашего заказа позвонив по телефону 8(495)662-47-17. Также Вы можете отправить нам непосредственно с этой формы интересующий Вас перечень товаров или выслать нам проект на расчет. Мы подготовим коммерческое предложение с указанием скидки для Вашего заказа.
Если у Вас нет на руках строительных чертежей здания, мы готовы произвести обмеры фасадов Вашего дома самостоятельно. Отправьте заявку, мы свяжемся с Вами и согласуем время приезда специалиста.
После выполнения обмеров у нас появится достаточная информация по размерам для расчета количества декоративных элементов, а при наличии выбранных композиций декора — для подготовки полного коммерческого предложения по декорированию фасадов.
Подробнее об условиях выполнения обмеров можно узнать по телефону 8 (495) 662-47-17 или пройдя по ссылке.
Мы готовы в кратчайшие сроки и совершенно бесплатно подобрать элементы из каталога и сделать расчет декора для Вашего дома по имеющемуся у Вас проекту фасадов.
Если у Вас нет готового проекта декорирования фасада, отправьте нам строительные чертежи или фотографии фасадов Вашего дома с указанием всех необходимых размеров и наши менеджеры смогут предложить Вам наилучший вариант для подготовки коммерческого предложения: от расчета на основе готовых композиций до разработки индивидуального проекта фасада на комфортных для Вас условиях
При оформлении декором фасада могут применяться сложные композиции лепнины и только 3D визуализация сможет дать представление о внешнем виде будущего дома до начала работ.
Мы выполним на специальных условиях 3D визуализацию фасадов Вашего дома с использованием готовых композиций «Декор окон и дверей» и при наличии проектных чертежей дома или выполненных обмеров.
В нашей компании при заказе фасадного декора услуга 3D визуализации оказывается БЕСПЛАТНО. Подробнее можно узнать по телефону 8 (495) 662-47-17 или пройдя по ссылке.
Итальянский классицизм
Оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala). 1776-1778 гг. Архитектор Дж. Пьермарини.
Италия была страной, сохранившей античные памятники архитектуры и искусства, которые оказали влияние на принципы формирования произведений в разных областях культуры. Развитию классицизма в Италии, как и в других странах Европы, способствовало мировоззрение нарождавшейся буржуазии, представители которой отрицали избыточную роскошь барокко и рококо и стремились внести в искусство принципы античной классики. Археологические раскопки в Помпеи расширили знания о зодчестве Римской империи. Результаты исследований классической культуры описывались в научных трудах. Из итальянских авторов наиболее известен Джованни Пиранези, которые создал офорты на темы античности, выходившие сериями, начиная с 1740-х гг. Классицизм в Италии формировался не только под влиянием античности, но и под воздействием Ренессанса и произведений Андреа Палладио. Наиболее известным архитектором и проводником классицизма в Италии был Дж. Пьермарини (Giuseppe Piermarini.1734-1808гг.), один из проектов которого — оперный театр Ла-Скала (Teatro alla Scala) в Милане, церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме, построенная Пиранези.
Церковь Санта Мария дель Приорато (Santa Maria del Priorato) в Риме. Архитектор Дж. Пьермарини. 1766 г.
В Милане был спроектирован Форум Бонапарте (с 1801г.), построены Арена на 30 тыс. зрителей (с 1806 г, архитектор Л. Каноника), Триумфальная арка Мира (Arca della Pace.1806-1838 гг., архитектор Л. Каньола), Порта Нуова (Porta Nuova.1810г., архитектор Цанойя). В Турине созданы с элементами классицизма улица По и площадь Витторио Венето (Vittorio Veneto). Архитектор Ф. Бонсиньоре (1760-1843 гг.) построил церковь Гран Мадре ди Дио (Chiesa della Gran Madre di Dio. 1818-1831 гг.), напоминающую римский Пантеон. В Неаполе переход от барокко к итальянскому классицизму демонстрирует в своих работах Луиджи Ванвителли (Luigi Vanvitelli. 1700 – 1773 гг.) Его произведение — церковь Санта Аннунциата (Chiesa della Santissima Annunziata. начало в 1760 г.), ее фасад еще имеет типичные линии барокко, но нижняя часть здания выполнена в ионическом стиле, а верхняя часть — в коринфском стиле. Элементы ордерной системы архитектор создал также в Королевском замке в Козерте. Центр здания составляет восьмигранник, пилястры украшают флигеля и двор. В 1817-1846 гг. в Неаполе архитектор П. Бьянка (Pietro Bianci. 1787–1849гг). возвел церковь Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo.1817 — 1846 гг.), с полуциркульной в плане колоннадой, раскрытой в сторону королевского дворца.
Санти Франческо э Паоло с ротондой (Basilica dei Santi Giovanni e Paolo).1817 — 1846 гг. архитектор П. Бьянка. Неаполь.
В 1816 г. классицизм в Италии обогатился реконструированным после пожара театром Сан Карло (Teatro di San Carlo 1737 г) с пятиарочным фасадом и портиком — спроектирован Джованни Антонио Медрано (Giovanni Antonio Medrano.1703-1760 гг.) и Анджело Карасел (Angelo Carasale. ?-1742 г.)
Театр Сан Карло (Teatro di San Carlo). 1737 г. Проект Джованни Антонио Медрано и Анджело Карасел.
В Италии интересным памятником зарубежного классицизма стала работа архитектора К. Амати (Carlo Amati. 1776—1852 гг.) — церковь Сан Карло Борромео (San Carlo Borromeo.1836-1847 гг.), увенчанная барабаном и куполом. Классические мотивы появляются даже у таких сооружений, как резервуары в Ливорно (Livorno) архитектора П. Поччанти (Pasquale Pochantte). Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo. 1811-1822 гг.) архитектора Дж. Валадье (Giuseppe Valadier. 1762–1839 гг.) — яркий пример зарубежного классицизма, который стал одним из примеров для градостроительства. Во Флоренции архитектор Поджи (Giuseppe Poggi. 1811 — 1901гг.) в 1865 г. создал площадь Микеланджело (Piazzale Michelangelo), с которой открывался вид на город.
Площадь дель Пополо (Piazza del Popolo). 1811-1822 гг. архитектор Дж. Валадье, Рим.
Итальянский классицизм распространился по всему миру благодаря зодчим, работавшим в Германии, России, во Франции и Испании. Интерес к античности заставляет обращать внимание современных архитекторов как на российский, так и на зарубежный классицизм, при воспроизведении мотивов классики в индивидуальных строениях. При помощи элементов декора фасадов, ордерной системы, композиции строения дизайнеры создают сооружения, напоминающие произведения зарубежного классицизма. Примером такого проекта может служить иллюстрация внизу.
Проект дома-усадьбы, созданного по образцам строений зарубежного классицизма.
Автор текста: М. Костин
Московский классицизм
Московский классицизм – одно из региональных направлений русского классицизма в архитектуре второй половины 18 – начала 19 века.
Дом Пашкова.
Распространение этот стиль получил после указа Петра III «О вольности дворянства» в 1761г. В Петербурге городские постройки были строго регламентированы, а в Москве сохранялся привычный патриархальный уклад. Старая Москва была ограничена в пространстве, дома стояли довольно тесно. Строили в то время в разных стилях, не выдерживая общую концепцию, как в Петербурге, однако, всегда, по свидетельству историков, присутствовал специфический местный акцент, который давал возможность характеризовать постройки как типично московские.
Многие специалисты определяли московский акцент как сумбурность, нелогичность и аляповатость строений. Нередко даже в документах не указывали имя зодчего, в то время как в Петербурге по характеру фасада здания можно было определить имя архитектора.
Традиционный вид постройки в Москве того времени – городская усадьба. Существовало две разновидности усадьбы: когда дома выходил фасадом на улицу, а все постройки и сад находились за ним, или когда дом располагался в глубине двора, усадьба была ограждена решеткой с воротами.
В отличие от петербургского классицизма, классицизм в Москве больше связан с традициями древнерусского зодчества.
С 1762 г. главным архитектором Москвы был К. Бланк (1728-1793), в 1787 г. его сменил И. Еготов. Основоположником московской архитектурной школы считается князь Д. Ухтомский (1719-1774). В 1749 г. он основал Архитектурную школу, из которой впоследствии вышли выдающиеся зодчие
Питомцев школы не посылали за границу, а обучали по образцам, например, по гравюрам Ж. Ф. Блонделя Старшего. Лучшие постройки московского классицизма связаны с именем М. Казакова. Для его работ характерны центрические композиции в виде ротонды с куполом. Например, здание Сената в Кремле (1776-1788), здание Московского университета (1786-1793).
Здание Сената в Кремле (1776-1788гг.) арх. М. Казаков.
Храмы М. Казаков возводил в виде ротонд с колокольнями. Многие современники обращали внимание на эклектичность его композиций. При этом никто не умолял его умения создавать гармоничные композиции.
Храм на Никитской. Церковь Вознесения (Большого) у Никитских ворот в Москве. 1798-1812, 1827-1848. Архитекторы: Казаков М.Ф., Шестаков Ф.М., Бове О.И. Заказчик: князь Г.А.Потемкин.
Примером классицизма в архитектуре Москвы является дом И. Юшкова (Мясницкая улица. 1780-е гг.) авторство этого строения приписывают зодчему В. Баженову, дом П. Пашкова (1784-1786гг), также созданного Баженовым.
Дом Юшкова. (Мясницкая улица. 1780-е гг.). авторство этого строения приписывают зодчему В. Баженову.
В стиле московский классицизм построены и многие загородные усадьбы: Юсуповых (Архангельское), Шереметьевы (Останкино, Кусково), Демидовых (Петровское-Алабино). Фото: Загородная усадьба Юсуповых в Архангельском.
В 1784 году по приказу Николай Алексеевич Голицына – предыдущего владельца усадьбы — началось строительство Большого дворца по проекту французского архитектора Ж. Гюрне (Jacob Guerne), а в 1790-х годах итальянский ландшафтный архитектор Д. Тромбаро(Giacomo Trombaro) устроил перед дворцом великолепный террасный парк из двух частей с мраморными балюстрадами.
Загородная усадьба Юсуповых в Архангельском.
Загородные усадьбы, по свидетельству историков, нередко выглядели эклектично: например, деревянный сруб соединяли с колоннами из бревна, обшитого фанерой и холстом и покрытого слоем штукатурки.. В результате московский классицизм так слился с российской природой, что стал неотъемлемой ее частью.
Пример отреставрированной загородной усадьбы в стиле московский классицизм.
Такая композиция могла быть дополнена мезонином, фронтоном и даже гипсовыми львами у центрального входа. Подобные сочетания не казались обывателю дурным тоном, напротив, все считали подражание классике хорошим вкусом. О домах в этом стиле неоднократно упоминали в своих произведениях великие российские писатели.
Классицизм в Москве историки признавали менее строгим и рациональным, чем в Петербурге, зато в нем просматривались национальные черты, большая терпимость к дополнениям. Вот как описывает московскую городскую усадьбу М. Загоскин: «Деревянный дом… построен на двенадцати саженях, с большим мезонином, на фронтоне которого … вытиснутый на латуни герб… Весь дом окрашен в бледно-палевый цвет, исключая … орнаменты, которые покрыты белою краской. Перед домом обширный двор с двумя воротами, из которых одни всегда заперты; на воротах неизбежные алебастровые львы. Позади дома сад на трех десятинах, с порядочным прудом и красивой беседкой».
Дом с мезонином стал считаться непременным атрибутом любого москвича среднего сословия. Была регламентирована окраска: светло-серый, охра, палевые тона, каменные дома предлагалось белить. В темные тона красить запрещалось.
После пожара в Москве 2-6 сентября 1812 г. выгорело две трети города. В 1813 г. была организована Комиссия для строения города Москвы, в которую вошли архитекторы О. Бове, В. Стасов, Д. Жилярди, В. Гесте, А. Григорьев. Комиссию возглавил О. Бове (1784-1834гг.). Он разработал планировку центральных площадей Москвы. Архитектор О. Бове является автором проекта здания Большого театра (1821-1824гг.), Александровского сада у стен Кремля и триумфальной арки у Тверской заставы (1826-1834гг.).
Здание Большого театра. Арх. О. Бове. 1821-1824 гг.
Д. Жилярди (1785-1845гг.) — автор строений в Кузьминках под Москвой. Прославились своими работами братья Григорьевы (А.Григорьев (1782-1868гг.) и Д. Григорьев (1789-1856гг.)), Е. Тюрин (1792-1870гг.).
Несмотря на то, что после победы над Наполеоном, в оформлении московских домов появились элементы ампира: венки, факелы, грифоны, стрелы и т.д., пропорции зданий, характер построения усадьбы в стиле московский классицизм оставался прежним еще многие годы.
автор: Марина Калабухова
Особенности и различия классицизма в Англии и Австрии
Национальная библиотека в стиле английский классицизм. проект У. Уилкинса (William Wilkinsю 1778- 1839 гг. — английский архитектор и археолог, член Королевской Академии художеств, сторонник классицизма в архитектуре) достроена в 1838 г. Лондон.
Согласно философии Декарта и идеям рационализма классическая архитектура, так же как и любое произведение искусства этого стиля, создавалась на основе строгих канонов античности, что должно было поддерживать философскую составляющую стиля: подчеркивать гармонию и ясность мироздания. Западноевропейский классицизм в архитектуре использовал принципы греческого и римского зодчества, заимствуя их пропорциональность, простоту, строгость и монументальность. Для западноевропейского классицизма характерны четкость фасадов, их ритмичность, регулярность планировки, использование ордерной системы, симметричность сооружений. Однако, несмотря на общее в чертах европейской архитектуры в стиле классицизм, существуют и различия в зодчестве разных стран. Рассмотрим их на примере английского классицизма и австрийского — венского классицизма.
Английский классицизм
Английский классицизм 18 в. основывался на произведениях Палладио и находках археологов при раскопках Помпеи. Это направление особенно ярко проявилось в произведениях Р.Адама (Robert Adam. 1728- 1792гг., шотландский архитектор, представитель британского классицизма 18 г.) Пример творчества Адама — замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall. 1765-1770 гг.), построенный на основе творчества Палладио.
Замок Кедлстон-холл (Kedleston Hall). 1765-1770 гг. Архитектор Р.Адам
Классицизм ощущался и в творчестве архитектора К. Рена (Christopher Wren.1632-1723 гг. — английский архитектор и математик). У отстроенного после лондонского пожара кафедрального собора Св. Павла в Лондоне (1675—1710 гг.) по проекту К. Рена появились классические черты.
Собор Св. Павла в Лондоне.1675—1710 гг. архитектор К. Рен.
В первой половине 18 в. английский классицизм проявился в работах У. Кента (William Kent, 1684—1748 гг. — английский архитектор, представитель английского классицизма и создатель системы английского сада). Из сохранившихся до наших дней работ У. Кента — Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл (1750–1758 гг. строительство завершено после смерти Кента), загородный дом Холкхем-холл в графстве Норфолк (с 1734 г).
Конногвардейская казарма в комплексе дворца Уайтхолл. 1750–1758 гг. проект У. Кента. Лондон.
В 20-х гг. 18 в. по проекту законодателя моды лорда Берлингтона (Burlington. 1695 — 1753 гг.) был построен Чизвик-хаус (Chiswick House) в стиле палладианской Ротонды, в оформлении принимал участие У. Кент. Дом, созданный лордом, представлял собой строгое в геометрическом плане здание небольшого размера с плоским фасадом, небольшим количеством декора, храмовым портиком.
Чизвик-хаус (Chiswick House). архитектор лорд Берлингтон.
Греческий ордер в своих строениях использовал архитектор Д. Стюарт (James Stuart, 1713—1788 гг. британский археолог, архитектор, художник, последователь классицизма в архитектуре, поклонник античного искусства). Проект Д. Стюарта в стиле английского классицизма — Ньюгейтская тюрьма (Newgate Prison. 1770-е гг. снесена в 1902 г). Основной идеей английского классицизма в архитектуре являлась не просто имитация античности, но и создание функциональных сооружений. Подобные идеи реализовал Иниго Джонс (Inigo Jones. 1573—1652 г.) в своих произведениях: Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) — двухэтажное сооружение практически без декора.
Квинс-хаус (Queen’s House) для королевы Анны Датской (1614-1617 гг.) Архитектор И.Джонс.
В стиле английского классицизма построен Банкетинг-хаус (Banqueting House.1619-1622 гг.) в Лондоне. Нижний этаж здания облицован рустом, второй этаж декорирован ионическими пилястрами, верхний этаж выполнен в коринфском ордере. Венчает сооружение плоская крыша, окаймленная балюстрадой.
В стиле английского классицизма творил Николас Хоуксмур (Nicholas Hawksmoor), Одна из работ Хоуксмура — Церковь Сейнт-Элфидж (St Alfege Greenwich 1712 -1718 гг.) — прямоугольное здание с плоским потолком.
Церковь Сейнт-Элфидж (St. Alfege Greenwich) архитектор Николас Хоуксмур.1712 -1718 гг. Гринвич.
После археологических открытий, давших знания о греческом и римском строительстве (Помпеи, Геркуланум), появились теоретические работы Винкельмана (Johann Joachim Winckelmann, 1717—1768гг. немецкий искусствовед) труды, посвященные искусству Рима и Греции, вышла книга Адама и Клериссо (Clerisseau Charles-Louis. 1721 — 1820 гг. архитектор, рисовальщик) о дворце Диоклетиана в Спалато. А в конце 18 в. многие английские зодчие проходили обучение в Риме у приверженцев классицизма как архитектурного стиля. В духе Д. Пиранези (Giovanni Battista Piranesi, 1720 —1778 гг. итальянский археолог, архитектор. Сделал большое количество рисунков и чертежей) творил Джорж Данс Младший (1741-1825гг.), член Королевской академии Великобритании. Он работал над новой организацией городского пространства, проектировал площади в виде круга или полукруга. В начале 19 в. английский классицизм, несмотря на то, что в моду уже входил ампир, все еще не сдает свои позиции. Английский классицизм проявился при проектировании здания Королевского художественного общества (архитектор Р. Адамс), Национального банка (1788 г. архитектор Д. Сноун). Сторонником классицизма был и архитектор Д. Неш (John Nash.1752- 1835гг.), реконструировавший Риджент Стрит (Regent Street), Букингемский Дворец (Buckingham Palace), костелы и жилые дома на Парк Крещент (Park Crescent), Честер Террас (Chester Terrace) в Лондоне в 1825г. Английский классицизм лег в основу проекта Национальной галереи (The National Gallery. Закончена в 1838 г. по проекту У. Уилкинса). Здания Британского музея (British Museum) в Лондоне (1825—1847 гг.), театра Ковент Гарден (Theatre Royal Covent Garden.1823 г.) относятся к позднему классицизму — оба сооружения построены по проекту Р. Смерка (Robert Smirke, 1781—1867 гг. — английский архитектор, представитель классицизма).
Букингемский дворец (Buckingham Palace). Архитектор Д. Неш. архитектор Э.Блор достраивал Букингемский дворец после Д. Нэша, но создал фасад более сдержанным, чем в проекте Неша.
Позднее английский классицизм в архитектуре перерос в романтизм, открыв возможность обновления давно ушедших стилевых направлений. Элементы английского классицизма нередко используются при строительстве современных общественных и жилых зданий. Пример такого строения на фото внизу:
Жилой дом в Казани
Венский классицизм
В Австрии были очень развиты традиции готики, а также барокко, поэтому не осталось большого количества памятников венского классицизма. Считается, что венский классицизм не был ярко выражен, и уже в 19 в. был заменен эклектикой в архитектуре. Черты классицизма в венской архитектуре смешивались с другими стилями. Одним из примеров внедрения античной классики в венскую архитектуру является Здание парламента в Вене. В оформлении здания использовали статуи греческих богов — Аполлон, Зевс, Гера и Гефест, Гермес, Деметра, Посейдон, Артемида и Арес. Автор проекта — архитектор Теофил фон Хансен (1873—1884гг), много лет проживший в Греции и построивший в Афинах здания Академии наук и Национальной библиотеки. Хансен считал, что греки были первым народом, которые оставались верны свободе и гармонии, сочетая в своих произведениях строгость и красоту. Античный образ здания парламента в Вене должен был напоминать о Древней Греции, родине демократии и политики. Другим примером здания в стиле венский классицизм является дворец Кобург, принадлежащий принцу Фердинанду Саксен-Кобург- Готскому. Построено здание с двойной колоннадой и скульптурами и балюстрадой по периметру крыши в 1845 г. Строение было реконструировано в 2001 г. Дворец Кобург (Palais Coburg) был разработан в 1839 г. по проекту архитектора Карла Шлепса (Schleps) в стиле классицизм и построен в период с 1840 по 1845 гг.
Дворец Кобург (Palais Coburg). 1840-1845 гг. архитектор Карл Шлепс (Schleps) восстановлен в 2001 г. Вена. Австрия.
В западно-европейском классицизме встречаются разные варианты использования античных мотивов в архитектуре. Общим является применение элементов ордерной системы в фасадах, и это видно на примере венского и английского классицизма.
Автор текста: М. Костин
Стиль классицизм. Классические фасады домов.
Слово классицизм в переводе с латинского classicisme обозначает «образцовый». Классика в архитектуре выражается в строгости, простоте, лаконичности. Придя на смену вычурному, роскошному барокко, стиль классицизм возродил монументальность, рациональность и гармонию античности.
Широкое распространение классицизм получил в Европе в 18-19 вв. В архитектуре это охарактеризовалось тем, что своды зданий стали более плоскими, появились портики, стали активно использовать пилястры и карнизы. Важное место отводилось симметрии, геометрическим формам, использованию пастельных, однотонных цветов. Классические здания организовывали пространство вокруг себя и приводили к его упорядочиванию даже в масштабах городов.
В России столицей классицизма стал Санкт-Петербург. Большой театр на Театральной площади, Малый Эрмитаж на Невском проспекте, Казанский собор, здание Адмиралтейства, Петродворец и многие другие великолепные памятники архитектуры до сих пор восхищают своей величественностью, простым и гармоничным дизайном фасадов. В Москве расцвет стиля классицизм в архитектуре пришелся на эпоху правления Екатерины Второй.
В наше время использование современных легких, но, в то же время, прочных и надежных материалов позволяет отделывать фасады домов в классическом стиле, не утяжеляя и не перегружая здания. При этом выглядят такие элементы также великолепно, как и традиционные конструкции из натуральных материалов. А вот стоят – значительно дешевле. Также в целом отделка таких зданий занимает намного меньше времени. Фасады домов в классическом стиле актуальны и для жилых, и для нежилых строений. Такие дома гармонично вписываются в общую архитектурную структуру города, привлекают внимание и радуют глаз.
Например, реализованный компанией «Фасад проект» совместно с нашим дилером фирмой «Интеркрафт» в Тюмени «Дворец бракосочетания» — прекрасный образец оформления классического фасада здания с помощью современных элементов декора из полиуретана.
Легкость и простота монтажа конструкций из полиуретана позволяет свободно воплощать такие проекты.
Эффектно выглядят и частные здания с элементами отделки в стиле классицизма. Классика никогда не устаревает, а простые и четкие линии подчеркивают вкус и состоятельность владельца.
Примером такого дизайна является оформление фасада декором из полиуретана коттеджа в окрестностях города Тюмени.
Простые и строгие формы колонн, полуколонн, пилястр, молдингов, балюстрад, карнизов, слуховых окон и т.п., представленных в нашем каталоге, позволяют создать уникальное и индивидуальное оформление фасадов домов в классическом стиле. У заказчика есть возможность комбинировать готовые решения из каталога, учитывая бюджет, отведенный на декорирование фасада. Например, можно использовать сочетание конструкций из полиуретана и защищенного полистирола.
Классицизм в Петербурге
С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом.
С приходом к власти в России императрицы Екатерины II за несколько лет господствующее долгое время барокко сменилось модным в Европе классицизмом. Утверждение и развитие классицизма в России началось с двух столиц – Москвы и Петербурга.
Архитектура классицизма в Петербурге получила свое развитие не только из-за философских наклонностей императрицы, общавшейся с великими мыслителями того времени, хотя это влияние несомненно, но и из-за возросших задач зодчества в условиях бурно развивающегося города.
Великолепие барочных дворцов нельзя было распространить на «казенные дома» — торговые ряды, присутственные места, здания школ, больниц, судов, тюрем и т.д. – это было не только неуместно, но и сложно в техническом исполнении, поскольку строительство должно было вестись быстрыми темпами, чтобы удовлетворить нужды молодого города.
Язык классицизма оказался универсален: он позволял строить как дворцовые и храмовые сооружения, так и государственные и общественные учреждения, частные дома-усадьбы. Поэтому классицизм быстро получил широкое признание в России.
Вместе с классицизмом в Санкт-Петербурге утверждались и новые методы строительства. Если при строительстве сооружений Растрелли, мастера резали и крепили элементы декора, гармонизируя строение прямо по месту, то в период классицизма закреплялось разделение труда: архитектор отвечал за замысел, разработку чертежей, которые во всех деталях отражали будущее здание, а за строительство отвечали подрядчики.
Предшествующее классицизму барокко было стилем индивидуальным, а новый стиль, благодаря определенному набору требований к форме и декору, стал унифицированным. Создавались проекты-образцы, выполненные известными архитекторами, их размножали и рассылали в разные города страны. Стиль позволил расширить возможности строительства, более широко использовать образы исторических и литературных персонажей, которые были представлены в скульптурах на фасадах зданий и памятных сооружениях.
Скульптуры на здании Адмиралтейства в Петербурге. Это аллегорические изображения времен года, четырёх стран света, огня, воды, земли, воздуха, Урании — музы астрономии, Изиды – покровительницы корабельщиков и другие.
Петербургский классицизм, начало которому положила Екатерина, отвечал представлениям об абсолютистской власти монарха, а также идеям просвещения и демократизации, поскольку позволял строить в одном стиле людям разных сословий и достатка. По мнению историков, здания в стиле классицизм в исполнении известных зодчих, создавали новое архитектурное единство, нередко подчиняя строения, построенные в других стилях, становились центром городской композиции.
Например, Адмиралтейство после перестройки архитектором Захаровым своей монументальностью архитектурно подчинило себе систему центральных площадей. Перестраивая Главное Адмиралтейство, архитектор комплексно решил сложные градостроительные и архитектурно-художественные задачи.
Главное Адмиралтейство является центром архитектурной композиции.
Биржа перетянула на себя фокус внимания, ранее приходившееся на Петропавловскую крепость. Специалисты объясняют это явление тем, что здания, построенные в стилях, предшествующих классицизму, не были рассчитаны на определяющую роль в ансамбле городских сооружений. Они создавались как самостоятельные и самодостаточные строения. В отличие от них здания в стиле классицизм возводились архитекторами как постройки, рассчитанные на компоновку городского ансамбля.
Здание Биржи – композиционный центр ансамбля Стрелки Васильевского острова.
Для частного строительства в Петербурге конца 18 века тоже присущи классические формы и декор. Обычно у частных домов делали невысокий фундамент, устанавливали двух- или четырехколонные портики, фронтоны с окнами, строгие оконные наличники, украшенные рельефом. Окраска зданий чаще двухцветная – светло-зеленый или охровый сочетается с белым.
Архитекторы, создававшие сооружения в стиле петербургского классицизма
Жан-Батист Валлен-Деламот (1729-1800гг.): Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 — костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Малый Эрмитаж на Невском проспекте, арх. Жан-Батист Валлен-Деламот. 1729-1800гг.
Ю. М. Фельтен (1730-1801гг.): Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской, (1771—1776 гг.), Старый Эрмитаж (1771 — 1787гг. ) и переход в Эрмитажный театр. Ограда Летнего сада, одно из зданий Воспитательного дома близ Смольного. Архитектор также участвовал в сооружении гранитных набережных Невы.
Старый Эрмитаж.
В. И. Баженов (1737-1799 гг.): Дом Теплова (Свердловская набережная, 40) , Михайловский (Инженерный) замок, Второй дворец Павла I.
Дом сенатора и ученого Г.Н. Теплова.
А. В. Квасов (1718-1772гг.): cоздал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Участвовал в застройке Адмиралтейской части.
И. Е. Старов (1745-1808 гг.): завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Фасады Аничкова дворца.
Собор во имя Святой Троицы в Александро-Невском монастыре (лавре) 1776-1790 гг.
Н. А. Львов (1751-1803гг.): Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны). Зодчий перестроил дом Г. Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке).
Дом Державина на Фонтанке.
Д. Кваренги (1744-1817гг.): Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Английская церковь, Иностранная коллегия, дом №4 на Дворцовой набережной, усадьба Безбородко (Свердловская набережная, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и “Серебряные ряды” (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой (ул. Садовая, 21), Мальтийская капелла, церковь во дворе Воронцовского дворца, Колокольня Владимирской церкви (на Колокольной улице) , Екатерининский институт, дворец Юсуповых на Фонтанке 115, здание Кабинета Аничкого дворца на Невском проспекте 39, Деревянные Триумфальные Нарвские ворота и др.
Здание Академии наук.
А. Ринальди (1710-1794 гг.): Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, ряд зданий на Большом проспекте П. С. (Петроградской стороны).
Мраморный дворец. Дворцовая набережная, 6. арх. А. Ринальди. 1710-1794 гг.
Классицизм Петербурга вызывал как восторг гостей северной столицы, так и удивление. Не все воспринимали соединение русских национальных традиций и интернационального классицизма, основанного на античных формах. Некоторые иностранные путешественники удивлялись сочетанием античных статуй на фасадах домов и колоннад с суровым климатом, образом жизни людей, их одеждой, манерами, религиозными традициями и национальным зодчеством. Их поражал, например, контраст колоннады под античность, греко-римские портики храмов с крестами над ними, как в архитектуре храмов Александро-Невской Лавры (архитектор И. Е. Старов, 1776—1790 гг.) Тем не менее, петербургское направление стиля никого не могло оставить равнодушным.
автор: Марина Калабухова