10. Русский Ампир
10. Архитектура русского ампира как воплощение наивысших достижений русской архитектурной школы.
Русский ампир (примерно 1812—1830 годы) явился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре, точнее, очередного витка его спирали, относящегося к Петербургу XVIII—XIX веков. Ампир в начале XIX века был востребован в первую очередь во Франции и отражал бурный период её истории: Великую французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу. В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы.
Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Вслед за александровским классицизмом усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — и монументальной живописи. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.
Главными мастерами этой эпохи стали К. И. Росси и В. П. Стасов. Росси целиком отошёл от французских источников ампира (Леду, Персье, Фонтена, Виньона) и продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны. Творчество К. Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства, что нашло отражение в великолепных петербургских ансамблях Дворцовой площади со зданием Главного штаба (1819—1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Михайловской площади с Михайловским дворцом (1819—1825), Александринской площади со зданием Александринского театра (1827—1832). Первой постройкой Карла Росси в Санкт-Петербурге стали два павильона, возведенные в саду Аничкова дворца (1816—1818, Невский проспект, 39). Павильоны отличают большие арочные окна, соразмерные ионические колонны, фигуры древнерусских воинов.
Здание Главного штаба с комплексом из трех Триумфальных арок было сооружено на Дворцовой площади в 1819-1823 годах (скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов). Грандиозная дуга фасада Главного штаба придает композиционную законченность главной площади Северной столицы, на которую выходят барочный Зимний дворец и классическое здание Адмиралтейства. Ансамбль площади завершил в 1834 году Огюст Рикар Монферран, воздвигнув в центре площади, триумфальную колонну в честь победы над Наполеоном. В целом площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. К. Росси является также автором проекта застройки Михайловской площади (ныне Площадь искусств).
Завершающей вспышкой русского ампира в архитектуре явился кафедральный Исаакиевский собор, построенный в 1819-1858 годах по проекту О. Монферрана. По существу, Монферран переделал проект А. Ринальди, строительство по которому не было закончено. В осуществлённом проекте превалируют простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Это, помимо огромного размера, придает храму дополнительную монументальность, создает впечатление вековой имперской незыблемости. Тем не менее при строительстве были использованы прогрессивные по тому времени технические решения: сплошной плитный ростверк из каменной кладки, чугунные ребра купола, полированные колонны из цельных гранитных монолитов. Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города. Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.
Таким образом, стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений. Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату. Имперская монументальность и строгость входила в противоречие с ещё наивной демократизацией общества, раскачивалась кризисом феодальной крепостной системы. Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками по-иному взглянуть на прошлое; то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика».
Ампир в интерьере исторических и современных помещений
Стиль ампир в интерьере появился в эпоху правления императора Наполеона. Его главная задача заключалась в репрезентации власти, подчеркивании статуса и неограниченных возможностей. Еще одно название стиля – имперский или дворцовый. Ведь именно по канонам ампира выстроены интерьеры дворцов французских и российских императоров. Они величественны и монументальны, им присуща официальная парадность и строгость.
История стиля
Империя – так с французского переводят название стиля. Создавая свою империю, Бонапарт стремился объединить огромные территории и разные народы под своим началом. Связующим звеном должны были стать общие культурные традиции. Однако, строгость классицизма, господствующего в европейских столицах в конце XVIII века, не подходила для этой цели.
Поэтому в первые десятилетия XIX века складывается новый стиль в архитектуре, живописи, литературе и конечно, интерьерах помещений. Над созданием ампира потрудился французский живописец, возвеличивающий на своих полотнах императора и его свиту, Жак Луи Давид. Он восхваляет боевые подвиги правителя, изображая его верхом на горячем коне. Кроме того, он изготавливает красивую лакированную мебель, украшенную дорогой мозаикой и орнаментами, и преподносит Жозефине. Такой подход был весьма щедро оценен властью. Давиду начинают делать крупные заказы, он становится известным.
Под влиянием монументальных картин Жака Луи, развивается и архитектура. Для правителя перестраивают грандиозные дворцы, восхищающие своей красотой и помпезностью. Известными становятся имена архитекторов Пьера Фонтена и Шарля Персье, обновивших Тюильри и Лувр. По их эскизам изготавливали известные мебельные гарнитуры в стиле ампир.
Внутреннее убранство Лувра.
Дизайн интерьера в стиле ампир проник и в Россию. Влияние французской культуры было велико в начале XIX века. Именитые особы приглашали французских гувернеров, живописцев, архитекторов. Модно было не только одеваться на французский манер, но и выражать свои мысли с помощью иностранного языка. Для возведения дворцовых комплексов и соборов в Россию приглашали Анри де Монферрана, Карла Росси. В их исполнении ампир звучал мягче и пластичнее.
Особенности французского ампира
Французский ампир в интерьере превозносит Наполеона, поэтому ему присущи показная парадность и величие. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Потолки выглядят как произведения искусства. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. На ее внешний вид оказывают влияние события военного похода в Египет и увлечение римскими традициями. Стулья с прямыми спинками украшают накладки с львиными головами, их ножки имеют форму львиных лап или римских колонн. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир.
Основные черты стиля ампир
1. Большая площадь и грандиозность — главная черта стиля. Ампир – это исторический стиль, обозначающий интерьеры дворцов и резиденций императоров. Он придает помещениям величественный и торжественный вид. Сегодня его выбирают для оформления статусных номеров в гостиницах высшего класса, интерьеров загородных домов и вил, банкетных залов в ресторанах.
3. Предметы античности и воинской славы для украшения интерьера. По периметру зала для торжественных приемов или парадной гостиной расставляют скульптурные группы, фарфоровые вазы, бронзовые подсвечники.
4. Большие зеркала. Их использую для подчеркивания блеска золотых поверхностей и отражения великолепия обстановки. Зеркало обязательно должно быть большим, оформленным в массивную раму.
Стиль ампир в интерьере современных и исторических помещений
Вариант исполнения
Строгость и парадность, монументальность и величественность – все это те характерные черты, по которым узнается ампир. Появившись в начале 19 века, он стойко просуществовал около трех десятилетий и смог получить распространение в некоторых странах Западной Европы, а также в России.
Чем же так примечателен стиль ампир в интерьере? В этом мы и будем разбираться в данной статье. А главной задачей ее станет раскрытие основных направлений, особенностей стиля и секретов построения композиции.
Содержание статьи
Историческая справка: что такое ампир и как он возник
Придя к власти, Наполеон Бонапарт всеми силами и средствами пытался подчеркнуть свое могущество, что не могло не отразиться в том числе и на архитектуре, на интерьерах. Завоевывая все новые и новые территории, властитель стремился объединить их и в культурном отношении.
Выход виделся именно в насаждении имперского стиля:
- Это, собственно, и стало отправной точкой в зарождении и развитии направления. Даже название говорит само за себя, в переводе с французского оно означает «империя».
- Можно суверенностью сказать, что ампир – некое перерождение классицизма, его модернизированная версия. Более того, исторически, он относится к стадии позднего, или высокого классицизма.
- Примечательно то, что в странах Западной Европы стиль приживался неохотно. Например, в Австрии и Германии, несмотря на то, что эти страны были подвластны французам, появился оппозиционный стиль, носящий название бидермайер. Однако стоит отметить, что элементы ампира в нем все же присутствовали.
- Наверное, единственной страной, сумевшей оценить стилистику по достоинству, стала Россия. Она гостеприимно приняла направление. И, хоть оно и претерпело некоторые изменения в силу другой культуры, но все же укоренилось — а позже даже проявилось с новой силой в период правления вождя Советского Союза.
- Подражание всему французскому было очень модным в то время.
- Подаренный правителю России Фонтеном альбом с изображениями проектов мебели и интерьеров, сыграл значимую роль в развитии направления петербургского ампира.
Наполеоновский ампир
Угасать стал стиль интерьера ампир под влиянием течения историзма, однако это не помешало ему сохраниться до нашего времени и активно применяться при оформлении современных квартир и домов.
Общие характерные черты стиля
Интерьер ампир, как и любой другой, обладает набором характерных особенностей, которые, вне зависимости от направления и течения времени, в той или иной мере проявляются при дизайне помещений.
Познакомимся с ними:
- Основная черта – грандиозность. Воплощение стиля идеально подходит для комнат большой площади, в которых можно передать историчность, могущественность резиденции императора.
- При входе в такое помещение ощущается торжественность и величественность.
- На данный момент ампир используют при оформлении номеров гостиниц класса люкс, вилл, а также банкетных залов в дорогих ресторанах.
- Расстановка мебели – специфическая. Она, как правило, характеризуется лучевой композицией или центрической.
- На потолках и полах, параллельно друг другу, выделяются центры, посредством нанесения узоров. Одним словом, на них делается акцент.
- Массивные, большие зеркала – обязательный атрибут. Они отражают величественную обстановку и подчеркивают необыкновенно роскошный вид помещения.
- Особенности стиля – это также: скульптуры, картины с изображениями воинских достижений, элементов, характерных для античных Греции, Египта и Рима.
На заметку! Для того, чтобы передать ампир в современном интерьере, разумеется, не обязательно использовать дорогую позолоту, античные картины и другие антикварные вещи. Да и материалы для строительства сейчас используют уже совсем не те.
Основная задача дизайнера состоит в зрительной передаче, при этом замена деталей и элементов на имитацию вполне допустима.
Направления стиля
Как уже говорилось, интерьер в стиле ампир 19 века получил два основных направления, что обосновано активным развитием его в двух сильнейших империях: Российской и Французской.
Французский ампир
Французский ампир – это, можно сказать, классика. Цель создания стиля, в целом, до сих пор связана и с современным использованием подобного оформления.
Давайте подумаем, в каком случае помещение стоит сделать в стиле ампир:
- Несложно догадаться, что наиболее удачными и подходящими вариантами станут: гостиная, зал для приемов, большой холл для торжественных мероприятий и приема дорогих гостей, элитные гостиничные номера, резиденции и так далее.
- То есть, актуально таким образом выделить те места, в которых стоит подчеркнуть монументальность внешнего вида, важность и торжественность какого-либо события.
- Так, в принципе, было и во Франции. Ампир – стиль имперский, предназначенный, в первую очередь, для выделения могущественности и величия власти. Он насаждался верхним слоям власти и никогда не был народным.
- Не зря на предметах декора, стенах, картинах часто изображали элементы имперской символики, военных достижений.
- Даже самыми распространенными оттенками являлись цвета, связанные с символом Франции – флагом.
- Зрелищность, великолепие – это одни из главных характеристик французского варианта стиля.
Интересный факт! Ни для кого не секрет, что во времена правления Наполеона, военный образ жизни стал фактически нормой. В таких условиях был создан стул, который мы используем сегодня в походах и других подобных мероприятиях. Он имеет скрещенные ножки и тряпичное место для сидения.
Русский ампир
Русский интерьер в стиле ампир имеет свою предысторию. А началось все еще при правлении предшественника Александра – Павла.
- Он крайне отрицательно относился ко всему, что связано с Францией. Это в первую очередь было обосновано с экономической точки зрения: так можно было простимулировать производство отечественных товаров.
- При всем этом, русские мебельщики активно искали пример для подражания, каковым стал парижанин Ж. Жакоб.
- Как итог, «жакоб» русского происхождения, ставший именем нарицательным, впитав в себя элементы французского ампира, также был наделен своими индивидуальными чертами.
- К ним стоит отнести большую простоту и герметичность форм, монументальность.
- В то время в России впервые стали изготавливать изделия из таких дорогостоящих пород дерева, как красное и карельская береза.
- Основное отличие, благодаря которому узнается русский ампир, это – особая архитектурность оформления.
- С приходом к власти Александра I мало что изменилось, и ввоз предметов мебели извне по-прежнему не поощрялся. Но, при этом, влияние Франции не могло не отразиться, так как она все же диктовала моду.
- Неудивительно то, что мебель российского изготовления отличалась от иностранной, ведь ее проектирование было поручено и отечественным архитекторам, таким как, например, Стасов и Воронихин. Они-то, в основном, и внесли эти высокоархитектурные черты.
Условно, такие предметы русского ампира можно разделить на 3 категории:
- дорогостоящие, из ценных пород дерева, предназначенные для имперских владений;
- предметы, оформляющие усадьбы были несколько скромнее;
- к середине 19 века ампир стал больше проникать в народ.
Разумеется, распространение он получил не среди категории крестьян, а среди помещиков, мелких чиновников и управителей. Но такое воплощение ампира в интерьере больше напоминало немецкий вариант противостояния данному стилю, о котором мы говорили выше (бидермайер).
- Для более бюджетной мебели применялись соответствующие сорта древесины: липа, береза, например. При этом их зачастую окрашивали, имитируя ценные породы.
Это интересно! Русский ампир отличался еще тем, что комфортность, по сути, не имела значения. Ведь о какой практичности использования можно говорить, если на первом месте стояла демонстрация могущества и величия. Хотя нельзя сказать, что во Франции было совершенно наоборот, скорее в России это проявлялось еще сильнее.
Из всего вышесказанного можно сделать разумный вывод: российские интерьеры в стиле ампир выделялись большей строгостью, простотой и архитектурностью.
Сталинский ампир
Интерьер «сталинский ампир» стоит выделить отдельно. Дело в том, что это не совсем тот ампир, о котором идет речь в данной статье. Стиль содержит элементы также: неоготики, барокко, арт-деко.
Проще говоря, направление, впитавшее в себя характерные черты некоторых ведущих стилей Западной Европы, процветавшие в период, начиная от позднего средневековья и заканчивая эпохой Просвещения. Интерьер в стиле «сталинский ампир» отражает все многообразие эклектики 1930-1950-х годов.
Возможно, многие знают или даже помнят, насколько престижно было жить в сталинских квартирах. Да и сейчас цена на них не только не упала, а, скорее возросла.
- Высокие потолки;
- Большие окна;
- Лепнина;
- Просторные комнаты в количестве 4-5-ти;
- Паркет.
Все это – признаки жилища обсуждаемого типа. Рассмотрим фото и познакомимся с архитектурными и интерьерными традициями сталинского ампира.
Видео в этой статье: «Интерьер квартиры в стиле сталинский ампир», расскажет об оформлении в нём жилых помещений.
Правила обустройства интерьера
Что представляет собой интерьер комнаты в стиле ампир в современном исполнении? Давайте поэтапно рассмотрим все детали, которые помогут воссоздать обстановку помещений Франции или России середины 19 века.
Цветовая гамма
Во французском ампире, как уже отмечалось, самыми распространенными были оттенки, отражающие цветовую композицию флага: красный, белый, синий. И, разумеется, как же без золотого, он придает величественность помещению и нарядность.
- Белый цвет использовался крайне часто, особенно, в сочетании с золотым. Так декорировали стены, потолки, отдельные предметы для украшения.
Преобладание белого и золотого
- Красный – цвет вина, отражение роскоши, высокопоставленности и неповторимой силы. Наиболее распространено его применение в текстиле. Отлично будут смотреться фактурные шторы, покрывала, декоративные подушки. Обивка для кресел и стульев также могла зачастую иметь красный оттенок.
Текстиль красного цвета
- А вот синий цвет не ценился так высоко, он – холодный и, по мнению французских архитекторов и дизайнеров, не столь привлекательный и величественный. Именно поэтому синие оттенки использовали при оформлении не парадных помещений. Одним словом, комнат не большой важности.
Использование синего цвета
Нельзя сказать, что другие цвета не применялись. Дизайн интерьера в стиле ампир на сегодняшний день может быть исполнен в самых разнообразных оттенках, начиная от пастельных и заканчивая насыщенно зеленым, бордовым и другими.
Посмотрим галерею изображений и убедимся.
Отделка стен
Стиль ампир в интерьере дома предполагает изысканную отделку стен. Простой покраски недостаточно. Поверхность должна быть изящно оформлена.
Не стоит применять при этом обои (хотя в современном исполнении их используют), различные панели из пластика и какие-либо материалы, ярко выражающие современность. Недопустимо также отделывать стену камнем с грубой фактурой, да и вообще каким-либо.
Для того, чтобы максимально точно передать атмосферу наполеоновского стиля, можно воспользоваться следующими вариантами:
- Заранее оштукатуренную поверхность покройте красящим составом светлого оттенка: бежевого, белого, можно даже песочного или нежно оливкового.
- Участки стены стоит разделить на зоны, максимально симметричные.
- Можно применить при этом, например, накладные колонны или лепнину.
- Каждая зона обязательно декорируется. Это производится при помощи росписи, в современном варианте специальных наклеек и фотообоев на античную тематику, также подойдут витиеватые узоры, нанесенные золотой краской.
- Присутствие зеркал — обязательно. Они должны быть достаточно габаритными, в массивной ажурной оправе.
- Лепнина, как выступающий элемент, также может быть окрашена в золотой цвет, это только подчеркнет принадлежность интерьера к наполеоновскому стилю.
- На стенах развесьте портреты и фотографии, сделанные в стиле эпохи.
Устройство потолков
Обязательное условие для восполнения рассматриваемого нами стиля – высокие потолки, желательно, большой площади. Чем больше последняя, тем выигрышнее и величественнее будет выглядеть все помещение в целом.
Потолки, свойственные ампиру, не могут остаться незамеченными. Настолько искусно, изысканно и сложно они оформляются, что не обратить на них внимание просто невозможно.
- Окрашивают их, обычно, матовой краской, преимущественно светлого оттенка;
- Поверх наносят лепнину, украшают позолотой, узорами.
- Люстра, зачастую, может быть не одна. Чем длиннее комната, тем освещения больше.
- Как правило, люстры свисают, имеют немалый размер, украшены хрусталем.
- Лампы обладают формой свечи, а патрон – подсвечника.
- В современном варианте вполне допустимо дополнительно освещать помещение точечными светильниками.
- Потолок также может быть и объемным.
Варианты покрытия пола
- Наиболее подходящим вариантом стане художественный паркет.
- Однотонные покрытия тоже подойдут, но в полной мере атмосферу передавать они не будут.
- Готовое покрытие имеет узор, которые, как правило, начинается от центра.
- Интерьер гостиной в стиле ампир может характеризоваться наличием ковра, желательно ручной работы. То же можно сказать и про спальню.
- На нем изображают элементы античного мира, орнаменты, Цветовая гамма – различна. Ковер может содержать: красный, золотой, синий, белый цвета и другие, свойственные стилю.
Мебель
Если вы зашли в современное помещение и никак не можете угадать в нем ампир, обратите внимание на мебель, она точно подскажет вам верный ответ. Мебель ампира заметно выделяет стиль, так как он вобрал в себя элементы Древнего Рима и Греции, в особенности, конечно, первого.
Основные характерные отличия:
- Применяются только дорогостоящие породы дерева;
- В одном помещении расставляют предметы, произведенные из одинаковой древесины;
- Линии везде плавные, изящные;
- Мебель украшается орнаментом в виде геометрических фигур или цветов;
- Орнамент, в свою очередь, декорируется позолотой;
- Практически в любой комнате, оформленной в стиле ампир, вы найдете предметы, сильно напоминающие мебель римлян. На фото представлены такие варианты.
Ложе на римский мотив
Какие предметы мебели наиболее характерны для данного направления?
- Невысокий столик на сплошной массивной ножке;
- Музыкальный инструмент;
- Габаритный стол для обедов;
- Шкафы с витринами;
- Деревянные стулья и кресла с обивкой из дорогих материалов;
- Диваны, декорированные золотистыми элементами и многое другое.
Декоративные элементы
Предметов декора использовалось большое количество. Это могли быть: картины, часы, скульптуры, вазы, подсвечники. Нет смысла всего перечислять. Давайте лучше взглянем на фото и увидим все своими глазами.
Идеи оформления современных комнат в стиле ампир
Давайте ознакомимся с наиболее интересными вариантами дизайна современных квартир в стиле ампир. А также, при помощи изображений, сравним стиль с его предшественниками и попробуем уловить отличия.
А теперь взгляните на следующие изображения: интерьеры ампира, барокко и рококо, чем они отличны?
А отличны они уровнем пышности, вычурности и цветовой композицией (если в двух словах). Причем, это касается абсолютно всего, начиная от отделки стен и потолков и, заканчивая мебелью и декором.
В заключение
Стиль интерьера ампир появился сравнительно давно, но даже в современности не теряет популярности. Хотите создать имперскую обстановку в своем жилище? Тогда это то, что вам нужно.
- Рококо в интерьере: разбираемся в особенностях стиля и применяем теорию на практике
- Современный кантри в интерьере: особенности стиля, его направления и правила оформления
- Категория: Дизайн
Деревянный Ампир — Блокнот свободного архитектора — LiveJournal
Продолжая вести Журнал Архитектурный Стиль, мне стало понятным, что в перечень «Стилей» необходимо добавить термин «деревянный ампир». Не знаю, насколько удачна фраза именно в такой редакции, но необходимость выделить здания, построенные из дерева в эпоху Ампира — очевидна.На сегодняшний день в Журнале появилось довольно много и, главное — хороших! — статей, о деревянном русском Ампире. Начало XIX века, и особенно ситуация в России после наполеоновского нашествия, дала импульс к строительству деревянных домов самого разного назначения. Среди них одноэтажные особняки особенно красивы и даже очаровательны в своей простой деревянной отделке. Вот несколько примеров, которые я беру со страниц Журнала Архитектурный Стиль.
1. Дом Палибина в Москве — удивительно уютный особнячок начала XIX столетия, который с полным правом можно назвать типичным жилым домом послепожарной Москвы.
Полный текст статьи — http://architectstyle.livejournal.com/12139.html
2. Дом Волкова в Вологде — хорошо отреставрированный дом, характерный для стиля Ампир.
Замечательная статья об этом здании содержит, кроме текста и фотографий, еще и подборку чертежей из Проекта реставрации. На сегодняшний день чертежей в статях встречается немного. И потому так интересно посмотреть в них все подробности возрождения здания.
Вот на этой странице все можно посмотреть — http://architectstyle.livejournal.com/58347.html
3 — Деревянный дом усадьбы Новоспасское — родовое гнездо композитора Михаила Ивановича Глинки
Материалы очень интересные и в архитектурном и в историческом аспектах. Читается как роман 🙂
Обязательно надо посмотреть еще раз — http://architectstyle.livejournal.com/67465.html
4. Усадьба в Гагаринском переулке — одно из лучших творений Московского ампира. Но этот дом покрыт штукатуркой и по внешнему виду определить его конструкции непросто.
Типичный особняк в Арбатских переулках — http://architectstyle.livejournal.com/66108.html
5. Двухэтажный деревянный особняк Левашова в Вологде —
Дом по праву считается одним из лучших деревянных памятников России
Яркая и эмоциональная статья об этом доме — http://architectstyle.livejournal.com/72011.html
6. Дом Соковикова в Вологде — уникален для Вологды своим архитектурным решением. Обращают на себя внимание черты компоновки, свойственные домам первой половины XIX века: наличие антресольного этажа, расположение парадного входа со двора. В то же время этажи объединены только общим входом и на них ведут вынесенные в пристройки лестницы, что характерно для домов более позднего времени. Архитектура постройки выдержана в стиле ампир: дом производит впечатление простоты и одновременно торжественности.
Полный текс статьи здесь — http://architectstyle.livejournal.com/72649.html
Посмотрите и еще раз проанализируйте эти материалы. Думаю, что Вы согласитесь со мной в том, что дополнение термина «ДЕРЕВЯННЫЙ АМПИР» — вполне оправдано. Деревянная русская архитектура пополнилась в эпоху Ампира действительно уникальными сооружениями, о которых не грех лишний раз напомнить……