Здание в стиле модерн – Московский модерн: 5 характерных признаков стиля в архитектуре столицы

Содержание

Рижский модерн — Википедия

Эклектичный ар-нуво: здание на улице Альберта, архитектор — Михаил Эйзенштейн. Популярное у туристов здание, однако чрезмерно украшено по сравнению с более характерными образцами[1].

Рижский модерн (также рижское ар-нуво, рижский югендстиль) — распространённый в Риге архитектурный стиль; около трети зданий в центре города выполнено в этом стиле, что делает латвийскую столицу городом с наибольшей концентрацией архитектурного модерна в мире. Большинство зданий в стиле модерн датируются периодом 1904—1914 годов, обычно это многоэтажные многоквартирные дома.

В конце XIX века бывший ганзейский город-порт Рига играл важную роль для Российской империи. В период стремительного экономического, промышленного и демографического развития Рига росла не менее быстро: в 1897—1913 годах население города увеличилось на рекордные в истории 88 % (в 1914 году оно составило 530 000 человек). Рига стала пятым по размеру городом в Империи и третьим в Балтике

[2][3].

В середине XIX столетия Рига выросла за пределы средневековых фортифицированных границ — оборонительные сооружения постепенно демонтировали начиная с 1856 года, на их месте находится цепочка бульваров и садов, окружающих старый город. Новую застройку вели по сетке и в соответствии со строгими требованиями (к примеру, было запрещено строить здания больше 6 этажей или 21,3 м высотой), это позволяло новым кварталам иметь общий стиль[4]. В 1910—1913 годах ежегодно возводили от 300 до 500 новых зданий, большинство из них — вне старого города, в основном использовался модерн (югендстиль)[3]. Несколько строений в стиле модерн появилось и в пределах старого города, а также в Межапарке — там построили частные дома на одну семью[5][6]. Самые первые здания в стиле модерн были возведены по проектам архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Шервинского[en] в средневековой части города по адресу: улица Аудею, 7

[5].

Владельцы, архитекторы и строители новых зданий в стиле модерн были из разных этнических групп, среди них были первые латыши, впервые занимавшие столь высокие позиции в обществе[7]. Среди архитекторов-латышей этого периода были Эйжен Лаубе, Константин Пекшенс, Янис Алкснис[en], также в стиле модерн работали евреи (Михаил Эйзенштейн, Пауль Мандельштам) и балтийские немцы (среди них Бернхард Биленштайн[en], Рудольф Донберг и Артур Мёдлингер)[8]. В этот же период шло развитие латышской национальной идентичности, и хотя мало кто из общего количества архитекторов были латышами с родным латышским языком, именно эта небольшая группа спроектировала около 40 % зданий, возведённых в начале XX века[9]. Росло число домовладельцев-латышей (не немцев и не русских). Несмотря на то, что архитекторы, работавшие в стиле модерн, по большей части были рижанами, рижский модерн испытал зарубежное влияние — в основном, германское, австрийское и финское

[5][10][11]. Важным этапом становления модерна стало открытие в 1869 году архитектурного факультета в Рижском политехническом институте, ныне носящим название Рижский технический университет; этот факультет окончило целое поколение местных архитекторов[5].

Декоративные элементы на зданиях, скульптуры, витражи, майоликовые печи и подобные предметы частично были произведены местными компаниями, а частично импортировались. Компании, производившие декоративные вещи, работали также на экспорт, их продукцию отправляли по Российской империи, в частности, в Таллин и Санкт-Петербург[12].

По состоянию на 2000-е годы в стиле модерн выполнено около трети зданий рижского центра, что делает Ригу городом с наибольшей концентрацией архитектуры ар-нуво в мире[13][14][15][16].

Модерн (также ар-нуво или югендстиль) появился как реакция на эклектизм и другие стили, возрождавшие старину. Аналогично другим странам, развитие латвийского модерна было вызвано желанием создания индивидуалистического архитектурного облика, не полагающегося на явные исторические стили и вобравшего в себя местные особенности; как и везде, в Латвии модерн избирательно использует материалы, а украшения на зданиях размещаются сугубо в соответствии с конструктивной схемой здания[18][19].

Рижский модерн обычно разделяют на четыре основные разновидности: «декоративный» («эклектичный»), «вертикальный» («перпендикулярный»), «в стиле национального романтизма» и «неоклассический». Данное разделение, однако, во многом условно, часто встречаются здания, облик которых демонстрирует влияние нескольких стилей одновременно[18][19].

Декоративный стиль[править | править код]

Первая появившаяся в Риге разновидность ар-нуво. Изначально декоративный модерн представлял собой адаптацию эклектизма, не привнося ничего в структуру зданий. У строений в этом стиле ритмично разделённые фасады, богато украшенные лепниной и другими декоративными элементами. В этом виде модерна было особенно сильно иностранное влияние, в частности, германское, а также влияние символизма. Одни из самых известных рижских зданий, возведённых в этом стиле, — ряд домов на улице Альберта, многие из них выполнены по проекту Михаила Эйзенштейна. Хотя они очень популярны у туристов, эти здания не самые характерные примеры рижского ар-нуво[10][20].

Вертикальный стиль[править | править код]

На смену декоративному модерну пришёл более рациональный «вертикальный» — названный так по вертикальной ориентации фасадов и геометрическим орнаментам на них. Структура зданий стала истинно модернистской, где внешняя часть здания соответствует интерьеру, а не независима от него (как было раньше). В этом стиле было построено несколько универсальных магазинов, из-за чего данная разновидность модерна иногда именуется «магазинной» (нем. Warenhausstil)

[21].

Национальный романтизм[править | править код]

Национальное возрождение, начавшееся в Латвии в XIX столетии, привело к формированию отдельной латвийской идентичности, как политической, так и культурной. После политических потрясений (в особенности Революции 1905 года в России) возникла потребность в создании произведений искусства, выражающих особенности местной культуры (хотя архитекторы периодически вдохновлялись финскими строениями). Национально-романтический архитектурный стиль иногда выделяется из модерна, но в латвийском контексте обычно считается его вариантом. Данный стиль существовал относительно недолго — с 1905 по 1911 год, он характеризуется сдержанным украшением строений, фольклорными мотивами в декоре, монументальным видом зданий и использованием натуральных строительных материалов[22][23].

Неоклассический стиль[править | править код]

Неоклассический модерн — последняя стадия развития ар-нуво в Риге, она мало представлена в городе. Архитекторы вдохновлялись архитектурным классицизмом

[en], разновидностью классицизма, широко распространённой в Российской империи XIX века (но не в Риге). Этот новый монументальный вид модерна был в основном использован при строительстве нескольких банков[14].

  • «Национальный романтический» модерн: украшение дверного проёма в здании 1908 года по проекту Константина Пекшенса[25]

  1. ↑ Krastins, 2006, pp. 402.
  2. ↑ Grosa, 2003, p. 3.
  3. 1 2 Krastins, 2006, p. 397.
  4. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 10.
  5. 1 2 3 4 5 Krastins, 2006, p. 400.
  6. ↑ Maps and Routes (неопр.). Riga Art Nouveau Centre.
    Дата обращения 11 марта 2016.
  7. ↑ Grosa, 2003, p. 4.
  8. ↑ Krastins, 2006, p. 403.
  9. ↑ Krastins, 1996, p. 35.
  10. 1 2 Grosa, 2003, p. 5.
  11. ↑ Krastins, 1996, p. 34.
  12. ↑ Grosa, 2003, p. 7.
  13. ↑ Krastins, 2006, p. 398.
  14. 1 2 Krastins & Strautmanis, 2004, p. 14.
  15. ↑ Krastins, 1996, p. 30.
  16. ↑ Historic Centre of Riga (неопр.). ЮНЕСКО. Дата обращения 11 марта 2016.
  17. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 51.
  18. 1 2 Grosa, 2003, pp. 3–7.
  19. 1 2 Krastins, 2006, pp. 400–410.
  20. ↑ Krastins, 2006, pp. 400–402.
  21. ↑ Krastins, 2006, pp. 402–405.
  22. ↑ Krastins, 2006, pp. 405.
  23. ↑ Grosa, 2003, p. 6.
  24. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 58.
  25. ↑ Krastins & Strautmanis, 2004, p. 203.
  • Janis Krastins. Riga. Jugendstilmetropole. Art Nouveau Metropolis. Jugendstila Metropole. — Riga: Baltika, 1996. — ISBN 9984-9178-1-9.
  • Silvija Grosa. Art Nouveau in Riga. — Jumava, 2003. — ISBN 9984-05-601-5.
  • Solveiga Rush. Mikhail Eisenstein. Themes and symbols in Art Nouveau architecture of Riga 1901-1906. — Neputns, 2003. — ISBN 9984-729-31-1.
  • Krastins Janis & Strautmanis Ivars. Riga. The complete guide to architecture. — Riga: Projekts, 2004. — ISBN 9984-9687-0-7.
  • Janis Krastins. Architecture and Urban Development of Art Nouveau – Metropolis Riga (англ.) // International Review of Sociology : журнал. — Routledge, 2006. — Vol. 16, iss. 2. — P. 395–425. — DOI:10.1080/03906700600709327.
  • Agrita Tipane. Motifs of Nature in Riga Art Nouveau Museum (англ.) // Architecture & Urban Planning : журнал. — Riga: Rīgas Tehniskā universitāte, 2010. — Iss. 4. — P. 6–13.
  • Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. — М.: Стройиздат, 1988. — 272 с., ил. — ISBN 5-274-00691-4
  • Riga Jugendstila Centrs (Центр югендстиля в Риге) — организация, отвечающая за музей рижского модерна и занимающаяся наполнением базы данных зданий в этом стиле.
  • Коллекция фото рижских зданий в стиле модерн.

Кто из архитекторов построил первое в Москве здание в стиле модерн?

0

Кто из архитекторов построил первое в Москве здание в стиле модерн? Кто построил первое здание в стиле модерн в Москве? Кто из архитекторов построил 1 в Москве здание в стиле модерн? Кто построил 1-е в Москве здание в стиле модерн?

  • Лев Кекушев
  • Федор Шехтель
  • Александр Калмыков
  • Александр Иванов

Модерн — художественный стиль, расцвет и угасание которого произошли в течение очень короткого периода времени: за какие-то 20-25 лет весь мир успел влюбиться в него, вознести на вершину художественного Олимпа и разочароваться, отравившись на поиски новых идей. Ар-нуво, югендштиль, тиффани – все эти имена дали модерну в разных странах мира, которым он подарил невероятные про красоте и выразительности памятники архитектуры. И Москва здесь, разумеется, не стала исключением.

Первой в мире архитектурной постройкой в стиле модерн (арт-нуво) считается дом профессора Эмиля Тасселя на улице Турин в Брюсселе. Его построил 32-летний бельгийский архитектор Виктор Орта. Он с интересом посещал выставки художников, начинавших творить в совершенно новом тогда стиле арт-нуво, и решил перенести эти идеи в архитектуру.

Виктору Орта удалось создать совершенно новое по тем временам здание, успешно сочетавшее декоративность и функциональность. Традиционный эркер он превратил в необычную изогнутую поверхность. Элементы чугунного каркаса сделал украшением интерьера. Придумал оригинальные планировки внутренних помещений. Здание произвело настоящий фурор среди ценителей архитектуры и стало первым признанным творением в стиле «модерн».

Но вернёмся к вопросу и ответим на него. Первым по времени зданием в стиле модерн в Москве стал построенный в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым особняк О. А. Листа

Правильный ответ Лев Кекушев

Каталонский модерн — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 июля 2019; проверки требует 1 правка. Одно из зданий в стиле модернизма на Пассеч де Грасия в Барселоне Плакат кафе «У четырёх котов» работы Рамона Касаса: Тандем Рамона Касаса и Пера Ромеу (Ramon Casas i Pere Romeu en un tàndem), 1897

Каталонский модерн (Modernisme Català) — общественно-культурное движение конца XIX — начала ХХ столетия в Каталонии, нашедшее своё отражение в искусстве, архитектуре, литературе и музыке. Наиболее яркий отклик это течение получило в архитектуре Каталонии в период с 1885 и по 1920 год, преимущественно в Барселоне. Одним из ярчайших представителей каталонского модерна является Антонио Гауди. Истоком искусства и архитектуры стиля модерн являлись развившиеся на европейском континенте в XIX веке неоготика и неоромантизм.

Параллельно с возникновением и развитием стиля «модернизме» в Каталонии аналогичные процессы охватывают и другие страны Европы, а также Америку. Это Arts & Crafts и Школа Глазго в Великобритании, югендштиль в Германии, Art Nouveau во Франции и Бельгии, Венский сецессион в Австро-Венгрии, arte nuova в Италии. Этой тенденции способствовало мощное индустриальное развитие на Западе, происходившая там во второй половине XIX века промышленная революция, вызвавшее быстрый рост городов и производственных центров. Зародившийся в этих условиях стиль модерн как нельзя более отвечал духу времени, будучи всецело городским, в то же время несущим в себе отклики таких новых модных веяний в искусстве, как символизм и импрессионизм (в первую очередь в живописи). Много общего можно найти у плакатного искусства каталонского модернизме с такими культурными явлениями в Европе, как югендштиль в Германии и ар-нуво во Франции. Начиная с 1906 года происходит постепенная замена искусства модерн в Каталонии местной формой неоклассицизма (Noucentisme). Представители этого течения в искусстве обвиняют «модернистов» в хаотичности и анархизме форм, в приверженности декадентству. Они требуют замены «романтического хаоса» рационализмом, ясностью и гармонией, в особенности в вопросах, касающихся архитектуры. На смену каталонскому модерну в 1920-е годы в архитектуре приходит архитектонический рационализм.

Развитие каталонского модернизма совпадает по времени и поддерживается происходящим во второй половине XIX столетия ростом национального самосознания каталонского народа и рассматривается поэтому как «народное» и «просветительское». В эпоху национального «Возрождения» (Renaixença) местный модернизм превращается в выражение современной национальной культуры, нашедшей свои новые формы в живописи, архитектуре, скульптуре, дизайне украшений, мебели, посуды и так далее. Каталонский модерн теперь рассматривается как символ самобытности и обретённой промышленной мощи страны.

Приблизительно одновременно с наступлением «эпохи модерн» в Барселоне проводится реконструкция городских кварталов. При этом сносится часть старых городских укреплений, производится расширение городской территории. На месте устранённых построек возводятся новые, и Барселона становится одним из городов с наибольшим количеством зданий, возведённых в стиле «модерн», превращаясь в крупный культурный (культовый) центр модернизма. В городе открывается литературно-художественное кафе «У четырёх котов» (Els Quarte Gats), завсегдатаями которого становятся такие приверженцы и представители нового стиля в искусстве, как Сантьяго Рузиньол и Рамон Касас. В финансировании новых проектов, рассматривая это как проявления в том числе и национального долга, участвуют различные каталонские меценаты-промышленники — в частности, это выражается в поддержке Антони Гауди Эусеби Гуэлем. Среди построенных А.Гауди в Барселоне зданий следует упомянуть его до сих пор не достроенный собор Sagrada Família (строительство начато в 1882 году, в 1984 году включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), Каса Мила (Casa Milà) (La Pedrera), Дворец Гуэль (Palau Güell), Парк Гуэль (Parc Güell), Каса Батло (Casa Batlló), Каса Виценс (Casa Vicens), Каса Калвет (Casa Calvet). В 1997 году в список всемирного наследия были также включены и две постройки барселонского архитектора-модерниста Льюиса Доменека-и-Монтанер — Госпиталь де-ла-Санта-Крю-и-Сан-Пау (Hospital de la Santa Creu i Sant Pau) и Дворец каталонской музыки (Palau de la Música Catalana). Кроме Барселоны, архитектура каталанского модернизма оставила свои следы в таких городах, как Таррагона, Реус, Лорет-де-Мар, на Мальорке — в её центре, городе Пальма-де-Мальорка и на западе острова, в городке Сольер. В настоящее время в Барселоне проложен при поддержке городских властей особый «путь модернизма» (Ruta del Mosmdernie), проходящая через весь город и соединяющий в один маршрут 116 зданий, выполненных в стиле каталонского модерна. Подобная же «руте» проложена также и через Таррагону, через её 23 подобных сооружения.

Центром артистической и художественной жизни среди приверженцев каталонского «модернизме» становится кафе-бар «У четырёх котов» (Els Quatre Gats), обустроенное в стиле парижского кабаре «Чёрный кот» (Le Chat Noir). Это культовое заведение было открыто в июне 1897 году в здании Casa Martí, построенном по проекту архитектора Жозепа Пуч-и-Кадафалк, и содержалось на средства художника Рамона Касаса. «У четырёх котов» принимало посетителей шесть лет подряд. Вновь открылось в 1978 году. Совладельцами кафе был Пер Ромеу, в прошлом кельнер в парижском «Чёрном коте», а также художники Сантьяго Рузиньол и Мигель Утрилло. Здесь проходят художественные выставки, в том числе — одна из первых для Пабло Пикассо, и читаются для всех желающих лекции по проблемам современного искусства. Как и парижское кабаре, барселонское кафе «У четырёх котов» издаёт некоторое время свой собственный литературно-художественный журнал.

Наиболее известные представители каталонского модерна[править | править код]

Архитекторы[править | править код]

Художники[править | править код]

Украинский архитектурный модерн — Википедия

Украинский архитектурный модерн (укр. Український архітектурний модерн), УАМ — один из украинских архитектурных стилей, разновидность стиля модерн, которая развивалась на территории Украины на протяжении почти 40 лет, с 1903 по 1941 годы.

В основе УАМ лежат народные традиции домашнего и церковного строительства и достижения украинской профессиональной архитектуры и прежде всего барочной (см. украинское барокко), влияние которой, начиная с 1910 года было заметным и даже возрастающим. Сильным было также влияние европейского модерна.

Школа им. И. Котляревского в Полтаве, одно из первых зданий, построенных в стиле украинского архитектурного модерна, 1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков[1] Территория распространения Украинского архитектурного модерна по состоянию на 1917 год

На начальных этапах появления и развития стиль имел разные наименования. По этому поводу Виктор Васильевич Чепелик пишет:

«В истории украинской архитектуры ни одно другое стилевое явление не отличалось таким разнообразием, разнохарактерностью и противоречивостью в названии, как УАМ.»

Интересно, что в 1903 году, когда В. Г. Кричевский предложил на конкурс по разработке архитектуры здания Полтавского губернского земства свой проект, стиль его проекта был отнесён к псевдо-мавританскому стилю, так как он имел незнакомые архитектурные формы. Начиная с публикаций А. Г. Сластиона в 1903 году, в употребление входит и широко используется термин «украинский стиль». Применялись и другие названия стиля.

Первым называть новый стиль «модернизованый украинский стиль» стал, вероятно, выдающийся деятель в стиле УАМ Е. Н. Сердюк, за ним термин «украинский модерн» вводит Г. О. Коваленко. По данным В. В. Чепелика, наиболее часто употребляемым в литературе названием стиля является украинский модерн или его варианты.

Появление и развитие УАМ тесно связано с народным творчеством, народными традициями домашнего и церковного строительства и использованием их профессиональными архитекторами. Стоит отметить, что первые попытки использования элементов украинской народной архитектуры профессиональными архитекторами имели место на территории Украины ещё в XIX ст. (дом для гостей в усадьбе Г. Галагана).

Достижения этнографической науки к концу XIX ст. и изучение народной архитектуры привело к зарождению идеи создания собственной архитектуры, народной в своей сущности. Первым эту идею в 1903 году реализует В. Г. Кричевский в проекте здания Полтавского губернского земства (1903—1908 годы), которое стало первым творением в стиле Украинского архитектурного модерна.

Почти одновременно с ним в данном новом стиле были построены школа им. И. П. Котляревского в Полтаве (1903—1906 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков) и церковь в селе Плишивцы (1902—1906, архитектор И. С. Кузнецов), которая тоже относится исследователями к УАМ[2].

Это были первые три объекта, построенные в стиле, названном впоследствии УАМ. По поводу этих трёх объектов В. В. Чепелик пишет: «Эти три объекта положили начало трём наиболее важным, почти разновекторным, направлениям художественных поисков УАМ: Покровская церковь наметила будущее развитие необарочных тенденций, дом Полтавского земства был направлен на утверждение декоративно — романтического направления, который начали называть народным стилем, школа им. И. П. Котляревского нацелена в сторону рационалистических поисков»[3]. Успешное начало вызвало движение за создание родного стиля. Развитие архитектуры УАМ происходило почти одновременно во всех регионах Украины, в наибольших городах и в целом ряде сёл.

С 1903 года на первое место в разработке теории УАМ выходит О. Г. Сластион. Он сформулировал принципы морфологии УАМ и всецело способствовал распространению и утверждению этого стиля. Появляются кружки по изучению украинской народной архитектуры. Так, студенты ПИГИ, в будущем видные деятели УАМ, в 1905 году организовывают нелегальный кружок по изучению украинской архитектуры, каждое лето они ходят по сёлам и делают зарисовки хат, сараев, церквей и часовен. В Харькове при Литературно-художественном кружке возникает Украинский художественно-архитектурный отдел, который своей целью ставит «распространение украинского стиля» и украинского искусства вообще, а также «сохранение других памятников Украины и возрождение украинского зодчества». Почётным председателем кружка был И. Ю. Репин, председателем С. И. Василькивский. Появляются многочисленные публикации в специализированных и популярных журналах, в которых отмечалось своеобразие стиля и соответствие современной жизни и новым запросам.

Называть стиль модерным первым стал, видимо, Е. Н. Сердюк.

Стиль появился в эпоху формирования европейского модерна. Однако, не стоит путать УАМ с другими направлениями модерна, распространёнными на Украине в это время[4]. По сравнению с европейским модерном УАМ отличается большей протяжённостью во времени: 38 лет вместо 20. Это обусловлено неблагоприятными условиями развития, вынужденными перерывами.

В. Чепелик выделяет три этапа в развитии украинского архитектурного модерна[источник не указан 360 дней]:

  1. 1903—1917 годы — период бурного развития УАМ. Две разновидности — народный стиль (романтизм) и рационалистический модернизм (более сдержанный). Декор в архитектуре зданий был интенсивный, живописный, в нём получили развитие народные темы, обогащённые мотивами, пришедшими от европейской архитектурной традиции.
  2. Послереволюционное время. После установление власти большевиков, многие деятели УАМ оказались в эмиграции (Тимошенко С. П., Сердюк Е. Н. и др.), кто-то арестован (Дяченко Д.[5][6] и др.) или подвергся преследованиям. Некоторые под угрозой расправы отказывались от своих взглядов на УАМ (К. М. Жуков). Магистральными направлениями развития архитектуры в 1920 — начале 1930 годов становятся рационализм и конструктивизм. УАМ имеет значительно меньшее распространение, но и в нём в этот период продолжается работа по поиску новых типов жилищ и общественных зданий.
  3. 1934—1941 годы. Некоторое оживление в развитии УАМ, но притеснения продолжились. Политические притеснения стали одним из факторов приостановки развития УАМ.

После 1941—1945 годов элементы УАМ использовались отдельными архитекторами (к примеру Иосиф Каракис), но такие работы немногочисленны.

Некоторые наиболее известные объекты[править | править код]

  • Здание Полтавского земства (теперь Полтавский краеведческий музей)[7].
  • Школа им. Котляревского (1903—1905 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк и М. Ф. Стасюков)[8].
  • Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция[9] (1909—1911 годы, архитектор Сердюк Е. Н.).
  • Носовская селекционная станция возле города Нежин (1911—1913 годы, архитектор Сердюк Е. Н.).
  • Большой Дом гражданских собраний в городе Славянск (архитекторы Е. Н. Сердюк, С. В. Котляревский).
  • Железнодорожные станции на протяжении всей Кубано — Черноморской казачьей железной дороги (1911—1916 годы) и многочисленные объекты, связанные с ней (школы, жилые дома и др.).
  • Центральный железнодорожный вокзал в городе Киеве (1928—1932 годы, архитектор А. М. Вербицкий (при участии И. Каракиса). Первоначальный проект был переделан уже в момент строительства и элементы УАМ использованы в нём лишь частично.
  • Жилищные комплексы посёлка Харьковского тракторного завода «Новый Харьков» (архитектор В. К. Троценко, 1920 — е годы). В одном из этих домов сегодня находится музей Клавдии Шульженко[10].
  • Жилищный массив в городе Макеевке.
  • Санаторные комплексы в городе Миргороде (архитектор О. Г. Сластион, 1916—1920 годы).
  • Харьковское художественное училище[11].
  • Дом Хренникова в Днепропетровске (арх. П. П. Фетисов, 1910—1913, в соавт. с Л. Л. Хойновским и самим В. В. Хренниковым и при консультациях русского и украинского историка и археолога Д. И. Яворницкого)[3]. В 1943 году здание сгорело, восстановлено по проекту В. А. Зуева, в настоящее время — Гранд-Отель «Украина»)[12][13][14].
  • Гостиница «Украина» в Луганске[15].

Левинский И. И., Сластион О. Г., Кричевский В. Г., Жуков К. Н., Вербицкий А. М., Сердюк Е. Н., Лушпинский А. О., Тимошенко С. П., Дяченко Д. М., Троценко В. К.[16].

Выделилось несколько центров развития УАМ.

Полтавский[править | править код]

Именно здесь, на Полтавщине, были построены первые три объекта в стиле УАМ — здание Полтавского губернского земства (1903—1909 годы, архитектор В. Г. Кричевский), церковь в селе Плишивцы Гадяцкого уезда, школа им. И. Котляревского.

Харьковский[править | править код]

Идея создания нового украинского архитектурного стиля зародилась в среде именно харьковских архитекторов, художников и этнографов, хоть и была реализована эта идея в другом регионе — на Полтавщине. Эту идею в 1903—1908 годах первым реализовал харьковский архитектор-художник В. Г. Кричевский в доме Полтавского губернского земства, а харьковчане С. И. Василькивский, М. С. Самокиш и М. М. Уваров выполнили в его интерьере росписи.

В Харькове был сооружён первый в формах УАМ комплекс сооружений научно-исследовательского назначения — Харьковская сельскохозяйственная селекционная станция (Московский проспект, 142, 1909—1911 годы, архитекторы Е. Н. Сердюк, М. Ю. Харманский). Теперь — НИИ растениеводства, селекции и генетики. Архитекторами харьковского центра УАМ были построены объекты как на территории Украины, так и на Кубани. Данному центру характерны разные течения УАМ. Харьковский центр УАМ сделал значительный вклад в развитие УАМ как по количеству сооружений, так и по теоретическим разработкам стиля.

Киевский[править | править код]

Первым домом, построенным в Киеве в стиле УАМ, стал дом И. И. Щитковского на улице Полтавской, 4-а (1907—1908 годы, архитектор В. Г. Кричевский). Это был рядовой двухэтажный дом, выполненный в дереве и облицованный кирпичом, дом имел плоский фасад в семь окон на этаж[17]. В Киеве было построено первое сооружение инженерного назначения в стиле УАМ — дом городской очистительной станции на Сапёрной слободке (архитектор М. О. Дамиловский).

Для архитектуры киевского центра УАМ характерно распространение рационалистического направления УАМ.

Львовский[править | править код]

Львовские архитекторы выработали местные варианты УАМ, в которых региональные особенности преобладали над теми тенденциями, что приходили с востока Украины. Вместе с тем довольно заметным было желание львовских мастеров хотя бы частично подхватить и развить некоторые характерные формы народностилевой архитектуры восточной и центральной Украины, в частности, трапециевидные прорези в порталах и окнах, хотя эти темы в Галичине так и не стали настолько господствующими, как в других частях Украины.

УАМ в других регионах Украины[править | править код]

Меньшие отделы были в других регионах Украины в Одессе, Екатеринославе, Чернигове.

  • Дома в стиле УАМ строились как в самом Екатеринославе, так и в сёлах данного региона. Первый дом в стиле УАМ в Екатеринославе сооружён в 1908 году на Кавалерийской улице, 22 (проект инженера И. М. Трубы). Это был рядовой двухэтажный дом на несколько квартир. Среди екатеринославских домов начала XX века выдающимся памятником, вобравшим народные мотивы, стал величественный дом инженера В. М. Хренникова. Дом Хренникова сразу вошёл в число выдающихся сооружений города, он, ещё не законченный строительством, в начале 1913 года попал в раздел «Достопримечательности города» в книге «Весь Екатеринослав» (1913, с. 126)[12][13].
  • В Одессе в стиле УАМ построен жилой комплекс на ул. Пироговской, 3 (1911—1916 годы, архитектор Я. М. Пономаренко). Четыре дома этого комплекса создают определённый ансамбль. Это первый ансамбль жилых домов в стиле УАМ.

Объёмная композиция[править | править код]

Объёмная композиция в УАМ получила наиболее характиристическое проявление, которое определялось тесной связью с народными традициями домашнего и церковного строительства. Объёмная композиция была в домах всех форм — простой четырёхугольной, Г-образной формы, П-образной формы, Ш-образной формы. Фронтальная композиция

Глубинно-пространственная композиция[править | править код]

Глубинно-пространственная композиция в УАМ не получила значительного развития. В то же время отдельные примеры всё-таки привести можно. Дом водолечебницы в Миргороде, жилой дом на улице Артёма в Харькове. Во многих домах с П- или Ш- образным планом пространственные части развёрнуты в сторону домов и их эффективность становится не очень значительной и не может играть значительной роли в композиции (трёхклассные школы Лохвицкой земской управы, художественное училище в Харькове). Сюда же можно отнести и примеры строений с замкнутыми внутренними дворами (дом Хренниковав Екатеринославе или дом-комплекс «Днестр» во Львове).

Композиция стены[править | править код]

В объектах УАМ применялось значительное количество разнообразных способов решения стены. Композиция стены приобрела развитый характер в домах, имеющих количество этажей большее, чем три, когда наравне с вариантами ровной и гладкой стены получают распространение ярусные её разделения на один или несколько этажей.

Композиция окна[править | править код]

Одной из наиболее характерных знаковых форм УАМ является форма окна. Для УАМ характерно применение шестиугольных трапеционных окон. Это привело в своё время к мысли, что применение подобных окон преобладает в объектах УАМ. В то же время подсчёты В. Чепелика показали, что самой распространённой формой окна была всё-таки прямоугольная. Применялись также окна арковые — с полукруглым верхом (традиция ренессанса) и элептическим (традиция барокко). Шестиугольные окна имели разнообразные решения, от незначительного скоса до значительного. Применялись также спаренные трапеционные окна, что было новым в украинской архитектуре и созвучным подобным решениям в европейской практике. Распространено было также применение окон с нишами.

Порталы[править | править код]

В УАМ особое место занимали порталы, которым часто придавали значения главного композиционного элемента. Наиболее распространённой была трапециевидная форма порталов. При этом порталы имели самые разнообразные композиционные решения.

Колона, пилястра, ордер[править | править код]

Щипцы и фронтоны[править | править код]

Щипцы и фронтоны на фасадах УАМ широко использовались и приобрели в композиции зданий ощутимое значение. Они часто приобретали знаковый характер, их формы свидетельствовали о принадлежности к тому или иному варианту УАМ, к тому или иному внутреннему течению в УАМ или указывали на влияние других стилей.

Крыши[править | править код]

Крыши в УАМ заняли довольно значительное место в решении художественного образа здания и имели сложную пластику. Для УАМ характерны высокие (с крутым скосом), шатровидные крыши.

Наследие УАМ сохранилось не полностью. Много уничтожено в годы Первой мировой войны, войны УНР c большевистской Россией и Польшей, Второй мировой войны. Большую роль в недостаточном сохранении объектов УАМ сыграло отношение к ним советской власти, в период которой многие из них либо уничтожались, либо подвергались неправильной реставрации. Имена многих архитекторов, работавших в стиле УАМ, в советское время находились под запретом. На протяжении десятилетий искусственного забвения работы и судьбы этих архитекторов были неизвестны даже специалистам. В 1970-х годах некоторые историки архитектуры и краеведы по собственной инициативе и без наименьшей разгласки начали незамеченный тогда властью поиск и изучение памятников УАМ и даже печатали свои работы в районных газетах и малоизвестных сборниках тезисов научных конференций в областных центрах.

Более активное изучение УАМ началось лишь в середине 1980-х годов. Одним из наиболее известных исследователей УАМ является Чепелик В. В.

Согласно мнению известного советского архитектора, заслуженного строителя УССР, Григория Владимировича Головко для украинского архитектурного модерна характерно использование приемов народного деревянного зодчества в форме крыш, окон и дверных проёмов, применение майоликовых вставок с национальным орнаментом. Особенно ярко эти элементы проявились в решении зданий Полтавского губернаторского земства (архитектор — Василий Кричевский), художественного училища в Харькове (архитектор — Константин Жуков) и ряде других. Лучшие традиции архитектуры прошлых эпох нашли творческое воплощение в украинском советском архитектурном модерне[18].

Американский архитектуровед Тит Геврик отмечал в 1984 году, что появление стиля «модерн» привело к новой интерпретации украинского барокко и народной архитектуры в архитектуре современной. Эти творческие поиски продолжались и после Первой мировой войны, вплоть до конца 1920-х годов — критического периода в истории украинской культуры. В это же время начал входить в моду новый конструктивистский стиль с применением стекла, стали и бетона[19].

Современный искусствовед, кандидат искусствоведения Лариса Савицкая отмечает, что в отличие от русского и западноевропейского искусства Ар Нуво, в котором решение главной проблемы создания синтетической художественной формы было итогом долгой работы, проводившейся живописцами, поэтами, графиками со времён литературного символизма и постимпрессионизма, манифестационный опыт украинского модерна (вышеупомянутый Земский дом в Полтаве) не резюмировал поиски стиля. Напротив, он открывал перспективу его дальнейшего развития, связанного с обращением к национальным историческим образцам и формам, утверждением в художественной критике новых эстетических позиций[20].

По мнению члена Ассоциации украинских писателей, Александра Стражного украинский архитектурный модерн — это нарочито манерные, вычурные приёмы, деформация привычных очертаний, причудливая асимметрия и орнаментация[21].

Советский архитектурный модернизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 декабря 2019; проверки требует 1 правка.

Советский архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — один из трёх оригинальных советских архитектурных стилей наряду с конструктивизмом и сталинским классицизмом. Выведен критиками в отдельное направление в начале XXI века. Охватывает период с 1955 по 1991 год. Переходом послевоенного в Советском Союзе сталинского ампира к хрущевскому модернизму, стало постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»[1].

Истоки[править | править код]

Архитектурный модернизм пришел в СССР с Запада и трансформировался в советский. Во время так называемой хрущевской оттепели в СССР стали появляться в открытом доступе для архитекторов специализированные профессиональные журналы, также начал происходить обмен опытом с архитекторами стран Польши, Кубы и Венгрии. Интернациональность модернизма, по сути, является одной из главных его отличительных черт. Если конкретизировать, то истоки советского модернизма лежат непосредственно в произведениях Ле Корбюзье, который к пятидесятым годам XX столетия переработал основы советского конструктивизма в новый, собственный архитектурный стиль.

История термина[править | править код]

Термин «советский архитектурный модернизм» был введен в начале 2010-х годов, до этого момента его фактически не существовало. Важно, что до сих пор не определено точных критериев советского архитектурного модернизма, кроме сравнительно четко определённого периода. Большую роль в выявлении данного стиля сыграл французский фотограф Фредерик Шубин[2], который в начале двухтысячных годов объездил территорию бывшего советского союза и запечатлел ряд зданий, на тот момент относившихся исключительно к брутализму.

Схожесть с брутализмом[править | править код]

По мнению большинства исследователей, брутализм и лег в основу советского модернизма, следовательно — ему характерны соответствующие черты, а именно: функциональность массивных форм и конструкций; урбанистичный облик зданий. Смелые и затейливые композиционные решения отражают, по мнению создателей, сложность советской жизни. Так же как и в брутализме, основным используемым строительным материалом является железобетон, а подход выполнения архитектурного заказа является комплексным.

Особенности стиля[править | править код]

Однако было бы неправильным целиком и полностью отождествлять данный архитектурный стиль с брутализмом, поскольку существуют некоторые различия. Так, особенностью советского модернизма является, к примеру, использование облицовочных материалов (мрамор, песчаник, ракушечник, керамика и др.). Также характерна для этого архитектурного стиля (в основном — на стадии развития) декоративность — например, наличие мозаичных панно и прочих модернистских элементов украшения, а кроме того — массовое остекление поверхностей зданий, отчасти напоминающее о конструктивизме.

Важную роль в определении стиля сыграло исследование (точнее — альбом) французского фотографа Фредерика Шубина, а также серия фотографий «Споменики» нидерландского фотографа Яна Кемпенаэрса[3]. В этом же контексте заслуживает внимания исследование московского издательства Tatlin под названием «Советский модернизм: 1955—1985»[4] и его же работа о творчестве армянских архитекторов «Архитектура советского модернизма»[5].

Главными образцами советского модернизма можно считать следующие постройки: Кремлевский Дворец Съездов[6], ансамбль Парка Победы на Поклонной горе[7], Телевизионная башня в Останкино[8] и др.

Основная критика данного архитектурного стиля заключается в том, что после сталинской «декоративности» сугубо функциональная аскетичность модернизма (начиная с хрущевских времен) лишила архитекторов простора для творчества. Что же касается взглядов обывателей, а не деятелей данного вида искусства, многих рядовых граждан СССР не устраивали так называемые «дома-коробки», они их считали лишенными культурной и художественной ценности. Кроме того, искусство данного периода в целом и архитектуру — в частности, отличал формальный подход и следование идеологическим установкам.

Так, в открытом письме Михаилу Суслову группа художников Э. М. Белютина раскритиковала формальный подход к искусству и практику создания произведений искусства в рамках государственного заказа.

  • Рыков А.В. Искусство модернизма и идея прогресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. 2014. Выпуск 3. С. 73-82.
  • Феликс Новиков, Владимир Белоголовский. Советский модернизм: 1955—1985 // Tatlin, ISBN 978-5-903433-43-8
  • Карен Бальян. Архитектура советского модернизма. Мастер | Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян. // Tatlin, ISBN 978-5-903433-77-3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *