Романский стиль в архитектуре Средневековья
XI-XIII вв. – это время блистательного расцвета европейского искусства. Возводились рыцарские замки и королевские дворцы, мосты и городские ратуши. На развитие архитектуры Средневековья, как и на другие области общественной жизни данного периода, огромное влияние оказало христианство.
После падения Римской империи менялись государственные границы и правители, только могущественная христианская церковь оставалась непоколебимой. Для укрепления своего влияния она прибегала к особым методам. Одним из них было строительство на центральных площадях городов величественных храмов. Это было порой единственное высокое каменное здание, которое было заметно издали.Базилика Сан-Дзено Маджоре (Верона, Италия) |
Господствовавший в Европе в XI-XII столетиях, а в некоторых странах и в XIII, архитектурный стиль, назывался романским, от латинского слова Roma (Рим), поскольку мастера того времени использовали некоторые древнеримские приемы строительства.
Базилика Сан-Мартин де Турз (Испания) |
- монументальность;
- мало расчлененные формы;
- суровый крепостной характер архитектуры;
- преобладание прямых линий (исключение составляли только полуциркулярные арки).
На перекрестках оживленных дорог
Безусловно, в XI-XII столетиях ведущая роль принадлежала церковной архитектуре. К тому времени понтификат сосредоточил в своих руках неимоверные богатства, часть которых шла на строительство храмов и монастырей. В этот же период необычайно возросло число пилигримов, поэтому старые романские базилики, расположенные на самых многолюдных путях, уже не могли вместить всех паломников.
По этой причине строительство храмов начинает переживать настоящий бум. Приблизительно после 1000 года в короткий срок были отстроены десятки базилик, особенно в Италии и Франции. Европейские народы соперничали друг с другом, стараясь превзойти убранством и размерами своих храмов.Сан-Клименте де Таул (Испания) |
Впрочем, первые романские церкви не отличались изяществом, они были относительно невысокими и массивными. Окна были небольшими, стены толстыми, поскольку храм в первую очередь рассматривался в качестве места убежища как духовного, так и физического (во время осад). Кладка стен доходила до 3, а порой и до 5 метров толщиной. В оформлении церковного фасада редко применялся декор, внешнее убранство было очень скромным, с немногочисленными скульптурными элементами. Все внимание сосредотачивалось на декоре внутреннем. Интерьер в большом количестве украшался фресками (росписями по сырой штукатурке), рельефами и скульптурами, унаследованными от античного мира. Эта традиция активно развивалась и в Средние века, став одной из характерных черт романского стиля.
Внутренний декор собора в Сантьяго (Испания) |
Монастырь Святой Хулианы (Испания) |
Клуатр (внутренний двор) аббатства |
Черты романского стиля в древнерусском зодчестве
Владимиро-Суздальская Русь славилась своей белокаменной архитектурой. Строительство православных храмов достигло расцвета при Андрее Боголюбском. Князь пригласил немецких мастеров, которые обогатили русское зодчество приемами западноевропейской романской архитектуры.
Успенский собор (Владимир) |
С тех времен сохранились до наших дней Золотые ворота во Владимире, некогда бывшие частью городской стены. Другим примером романского стиля является Успенский храм. По соседству с ним во Владимире был позже возведен Дмитриевский собор, отличающийся богатством белокаменной резьбы и красивыми фресками.
Каменная резьба Дмитриевского собора |
Романский стиль в Средневековье нашел свое отражение и в строительстве крепостей. Период XI-XII вв. – это время развития рыцарской культуры и становления феодальных отношений. До второй половины X столетия замки строились из дерева на естественных возвышенностях или насыпных холмах.
Замок Бодиам (Англия) |
Крепостные сооружения имели собственную небольшую церковь, тюрьму и множество хранилищ, позволявших выдерживать длительные осады.Наглядным примером замка в романском стиле может служить крепость Конви (Уэльс, Великобритания). Она входит в число самых крупных сохранившихся средневековых крепостей. Замок возвели по указу Эдуарда Первого в конце XIII столетия.
Замок Конви (Уэльс) |
Источник: авторская статья для портала fb.ru
Если вы хотите использовать материалы из этого блога, делайте, пожалуйста, активную ссылку на источник: sundukistorii.blogspot.com.
If you use materials from this blog, do the link on sundukistorii.blogspot.com, pleaseРоманский стиль — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Дворец Карла Великого
Огромный дворец в столице Карла Великого в Аахене (Aix-la-Chapelle) — типичный образец романского стиля. От него сохранилась только часовня — центрическая восьмиугольная в плане постройка, увенчанная восьмилотковым сводом с двумя ярусами галерей. Полукруглые арки и цилиндрические своды напоминают о строительных технологиях Древнего Рима. Сейчас здание «встроено» в более позднее сооружение, но интерьер сохранился почти в первозданном виде.
Элемент, наиболее часто отождествляемый с романским стилем, — полукруглая арка. Это была самая передовая конструкция, основной элемент римской архитектуры, который снова стали использовать в каменном строительстве. Дерево использовалось для бытовых построек и чаще всего для крыш и потолков каменных зданий. Каменный свод представлял собой простой цилиндрический свод полукруглой формы. Со временем появился крестовый, но опять-таки полукруглый, свод.
Цилиндрические своды часто использовались, когда нужно было перекрыть неф в церкви. В толстых стенах, которые поддерживали тяжелые своды, трудно было проделать окна, поэтому интерьеры были темными. Иногда неф делился на несколько частей поперек, каждая из которых перекрывалась своим сводом, или же возводилась крыша из дерева, которая была недолговечной. В церкви Сен Филибер (960-1120 гг.) в Турню (Франция) центральный неф выше боковых нефов с крестовыми сводами. Центральный неф перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, благодаря чему можно было сделать окна вверху. Поперечные своды разрушают единство центрального нефа, поэтому этот эксперимент никогда не был повторен снова. Кроме того, в церкви Сен Филибер нартекс имеет два яруса, напоминая немецкий вестверк. Апсида с венцом капелл впоследствии станет характерным элементом французского храмового зодчества.
Крепости и замки
В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной, частоколом и рвом.
Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Главная башня обычно имела несколько этажей, и ее легко было защищать с верхних этажей и крыши. Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному.
Некоторые из первых замков, т.н. жилые башни (донжоны), представляли собой башни с комнатами, расположенными друг над другом. По мере того как совершенствовалась техника атаки, начали сооружать защитные башни, расположенные по всему периметру, несколько рядов стен и ворота с подъемными мостами. Увеличивалась численность гарнизона замка, улучшались жилищные условия. Однако, многие залы и покои в настоящее время кажутся крайне скудно обставленными. На то были свои причины. Обширные владения феодалов требовали постоянного наблюдения, которое включало в себя не только управление делами, но военные действия. Поэтому феодал имел лишь самое необходимое для жизни и то, что легко поддавалось транспортировке. Нехитрый их скарб состоял из мебели, драпировок, посуды, провизии и прочих необходимых вещей, часто перевозимых с места на место. По прибытии в замок все это размещалось сообразно потребности. Полноценно обставленными или декорированными средневековые интерьеры назвать нельзя.
Комнаты в замке были так же просто обставлены, как и комнаты в домах простых людей. Главный зал служил жилым помещением и столовой владельцу замка, его семье, слугам и солдатам. Служебные помещения, дополнительные комнаты и другие удобства появлялись постепенно, по мере того, как жизнь средневекового общества становилась более оседлой и размеренной.
Поскольку замки обычно возводились из камня (хотя полы и крыши были деревянными), некоторые из них уцелели до наших дней или были восстановлены, поэтому мы знаем, что представляли собой интерьеры замков. Феодал часто владел несколькими замками. Феодалы периодически посещали свои замки, чтобы устроить аудиенцию, уладить споры и просто показаться своим подданным. Семья феодала и солдаты гарнизона постоянно переезжали, всякий раз приходилось заново налаживать домашнее хозяйство.
Мебель и другие предметы были складными, опять же для того чтобы при необходимости они могли путешествовать вместе со своими хозяевами. Стены помещений покрывались светлой темперной краской или побелкой (разведенным в воде толченым мелом). Последний слой краски иногда дополнялся тонкими красными линиями, изображающими кирпичную кладку. Довольно часто применялась так называемая белая штукатурка, изготовленная из извести, песка и щетины. В некоторых случаях, когда требовалась особо изысканная текстура, в смесь добавлялся жженый гипс. Такая штукатурка называлась парижской или французской (franco plastro).
Полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами, перекрытия из дерева, окна были маленькими и узкими и не имели стекол, поэтому не защищали от непогоды. В центре зала был очаг, дым выходил через отверстие в крыше. Камин и дымоход появились гораздо позднее. В одном конце комнаты на специальном возвышении устанавливался стол, за которым восседали члены семьи феодала и его благородные гости. В центре зала положенные на козлы доски служили обеденными и сервировочными столами. Сидели на скамьях или стульях, кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. В ночное время источником света был очаг и факелы.
Большое распространение в те времена получила настенная роспись, изображавшая батальные или придворные сцены и геральдические знаки. Помимо этого, плоскости украшались растительными орнаментами или имитациями драпировок. Реальные драпировки — шпалеры — развешивались рядами по каменным стенам или в арочных проемах. Шпалеры служили для утепления и украшения помещений и обыгрывали те же сюжеты, что и настенные росписи.
Значительную роль в убранстве залов играли охотничьи трофеи, не говоря уж о доспехах, оружии, боевых знаменах и геральдических щитах, призванных демонстрировать воинскую доблесть хозяина замка. Доспехи, надо сказать, не всегда выставлялись напоказ. Порой они убирались в своеобразные «шифоньеры» — нечто вроде вертикальных сундуков, украшенных резьбой или геометрическими орнаментами.
В Англии зал в замке Хендингхем ( ок. 1140 г.) в Эсексе имеет два этажа: двери, окна и балконы украшены норманнскими арками. Единственное украшение- орнамент на сводах арок.
Огромная арка посредине главного зала поддерживают: деревянные перекрытия, на которые опираются поперечные брусья меньшего размера. Полукруглые арки свидетельствуют о том, что здание построено в норманнском (романском) стиле; единственное украшение – орнамент на сводах арок. Мебель и другие предметы обстановки не являются подлинными, но подобные вещи вполне могли украшать зал в Средние века.
Но со временем стиль жизни средневекового замка менялся. Период постоянных сражений уступил место обустройству завоеванного пространства. И хотя говорить о полном затишье было бы безосновательно, тем не менее в XIII веке в странах Европы уже началась эпоха стабильного культурного развития. Что и позволило постепенно сформироваться стилю, который мы называем готикой.
Дома
Крестьяне жили в деревянных домах с двухскатной крышей, где была всего одна комната. С течением времени крестьяне стали перебираться в город под защиту крепостных стен и ворот. В городском доме было несколько комнат, располагавшихся на разных этажах. Такие дома жались друг к другу на узких улицах, поскольку всем хотелось жить в пределах городских стен. Если в качестве строительного материала использовалось дерево, верхние этажи домов часто нависали над улицей, это делалось для того, чтобы увеличить площадь жилища.
Прекрасный пример городской архитектуры этого периода — дома, построенные в XII веке во французском городке Клюни. Все дома имеют смежные боковые стены (это дома т.н. строчечной застройки) и полностью занимают отведенные под их строительство участки земли. Маленький внутренний дворик рядом с уборной обеспечивает доступ света и воздуха в заднюю комнату. Комната, расположенная на первом этаже в передней части дома, имеет выход на улицу; обычно здесь размещался магазин, мастерская или склад. Узкая лестница ведет на верхний этаж в просторную комнату, выполнявшую сразу несколько функций. В небольших помещениях по другую сторону внутреннего дворика размещались кухня и спальня. Над вторым этажом дома находился чердак или мансарда, занимаемая детьми, слугами или работниками, или отведенная под склад. Воду брали из колодца во внутреннем дворе.
Интерьер городского дома практически ничем не отличался от интерьера деревенского фахверкового дома. Фахверковый дом возводится из тяжелых деревянных брусьев, пространство между которыми заполняется штукатуркой и бутом. Для раннего средневековья не характерны обшитые деревом или оштукатуренные стены. Воду набирали из общественных колодцев или фонтанов. Сточные воды и нечистоты стекали в открытые канавы, которые делали санитарную обстановку в городе ужасной. Продолжительность жизни была маленькой (в среднем двадцать девять лет), эпидемии были обычным явлением.
Мебель
Универсальную роль выполнял сундук. Он был одновременно и емкостью для хранения и стулом, если сверху на него клали подушку. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесок. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. Даже такие скромные удобства были доступны только аристократам. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром.
В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию ведущая роль в политической, экономической и общественной жизни переходит в восточную часть. С этого времени начинается эпоха византийского государства, центром которого стала его новая столица — Константинополь. История архитектуры Византии делится на три периода: ранневизантийский (V — VIII .вв.), средневизантийский (VIII — XIII вв.) и поздневизантийский (XIII — XV вв.). Временем высшего расцвета был первый период, особенно время царствования Юстиниана (20 — 60 гг. VI в.), когда Византия превратилась в могущественную державу, покорившую помимо Греции и Малой Азии народы Передней Азии, южного Средиземноморья, Италии и Адриатики.
Романский стиль / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения
Скульптура.
В скульптуре шел процесс превращения каменной резьбы в скульптурный сюжетный рельеф. Она не имела особой ценности, выражая лишь трагичность, божественность, смятение. Возродилась в качестве важного вида искусства и круглая монументальная пластика, правда, еще зависевшая от монументально-декоративного храмового ансамбля и, как правило, высеченная в каменном блоке столба или иной архитектурной детали здания. Художественный язык, несмотря на отдельные яркие и наивные проявления реалистической наблюдательности, оставался условным. Тематика скульптуры и живописи романского стиля связана преимущественно с осмыслением проблемы единства Божьего мира и могущества Спасителя. Образы Страшного суда, Христа Вседержителя, мучений грешников в аду наиболее часто встречаются в росписях и скульптурных композициях храмов.
Со второй половины века наблюдается постепенный переход к технике более высокого, уже собственно скульптурного рельефа. Вместе с тем трактовка фигур приобретает монументальный характер, и они более точно соответствуют ритму и очертаниям архитектурных форм.
Мастера также начинали интересоваться ясной и наглядной передачей сюжетной ситуации. Правда, на раннем этапе взаимоотношение фигур передавалось еще весьма схематично и наивно. Зритель удовлетворялся тем, что получал возможность «узнать» персонажей и «догадаться» о том, какое именно событие из хорошо знакомой ему «Священной истории» изображено. Однако, начиная с XII века, даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях уже сделана наивная попытка представить живую группу.
В начале XII века завершилось становление романского стиля в скульптуре, и наступил период его яркого расцвета. К тому времени определились и две основные художественные тенденции.
Первая связана с более реалистическим восприятием образа человека, со стремлением к относительно ясным и простым монументальным композициям. Мастера, следовавшие этой тенденции, обычно шли по пути овладения объемной пластической формой, пользуясь высоким, почти круглым рельефом. Их произведения отличаются примитивно понятой, но крепкой тектоникой.
Вторую тенденцию характеризует орнаментально-беспокойная композиция, выразительная линия, передача духа сумрачной фантастики. Эти две тенденции то противостоят друг другу в разных сооружениях, то переплетаются и мирно уживаются в одном и том же храме и даже в одной композиции.
7 фактов о Романской архитектуре
Этот художественный стиль сыграл немалую роль в истории развития средневекового искусства. Наиболее ярко он выражался в архитектуре. В семи пунктах расскажем о главном.
Распространение
Романская архитектура господствовала недолго: в XI—XII веках, в некоторых странах до XIII-го. Наибольшее распространение получила в Италии, Германии, Шотландии, Англии, Франции и части Восточной Европы.
Замки
Основными постройками того времени были замки-крепости. Строились они зачастую на возвышенностях, в труднодоступных местах в оборонительных целях. Возводились массивные стены с узкими окнами, бойницами, башнями. Архитекторы старались как можно гармоничнее вписать постройку в окружающий ландшафт. Тем самым визуально она казалась прочнее.
Внутри крепостных стен находилась отдельная, главная башня – донжон. Она, как правило, была трехэтажной, а по форме – круглой, квадратной или многоугольной. На первых этажах располагались склады, на вторых – комнаты господ, на третьих – комнаты прислуг. Зачастую донжоны строились таким образом, что комнаты были узкими, и в башнях нельзя было жить. В таком случае там располагался арсенал, главный колодец, склады, а жилой дом строился рядом.
Монастыри
Храмы-крепости – вторая основная постройка романского стиля. Монастыри были центрами культуры, имели собственное налаженное хозяйство, деньги на строительство.
Монастырские комплексы не уступали феодальным замкам-крепостям. В них входили крепостные стены, главная церковь, внутренний дворик, обставленный по периметру колоннадами – клуатра, сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, пекарни, конюшни, дома для приема странников (паломничество в Европе в те времена набирало оборот).
Декорирование зданий
Фасады и внешние стены зданий стали украшать поясками аркатурами. Это декоративный ряд ложных арок. Распространены были слепые аркатуры, то есть прилепленные к стенам. Использовался также фриз – лента, часть стены в виде узкой декоративной полосы, которая украшалась рисунками и лепниной.
Строительные материалы
Для возведения стен использовались известняк, кирпич и камень, для облицовки – гранит и мрамор. На заре романской архитектуры широко применялось дерево – даже при постройке церквей и храмов.
Кладка стен велась из отесанных камней на растворе. Стены были трехслойными. Для строительства сводов использовался камень или кирпич. Внутренняя поверхность сводов опоясывалась ребрами – нервюрами.
Храмы
Из прошлых статей мы знаем, что в Европе, где распространено католическое христианство, строили базиликальные храмы.
Одна из отличительных черт романской архитектуры – полуциркульные арки и своды храмов. Если в римской архитектуре потолки базилики часто были плоскими, то в романской мы видим своды, не закрытые перекрытиями. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Именно поэтому постройки романского стиля отличались массивностью.
Количество нефов (пролетов) в храмах было от одного до пяти.
Разделения на школы
В романском стиле очень много школ: английская, французская и германская, причем каждая делится еще на более мелкие школы.
Французская делится на школы Аквитании, Бургундии, Прованса, Овернскую и Нормандскую. Германская – на саксонскую, рейнскую и вестфальскую.
Каждая из них отличалась своими особенностями в строительстве. Например, Прованская школа была направлена на строительство небольших однонефных храмов. Если же и строились трехнефные, то боковые были очень узкими.
О месте романской архитектуры в истории Европы вы узнаете, прочитав статьи о готике и Ренессансе.
Дороманский стиль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 мая 2019; проверки требует 1 правка.Дороманское искусство и архитектура — период в европейском искусстве, промежуточный между поздней античностью и романским искусством. Его временные рамки определяются от королевства Меровингов (конец V века) и до начала романского периода в XI веке. Термин «дороманский» преимущественно используется для архитектуры и монументальной скульптуры.
Основной темой в течение этого периода был процесс смещения и поглощения классических средиземноморских и христианских форм германскими, создание на их основе интересных новых форм, что в результате привело к началу периода романского искусства в XI веке. В частности, в строительстве церквей появилось много новых форм, которые в период романского стиля и готики стали стандартами, например клуатр, «ложное» и «настоящее» средокрестие, два вида крестопоклонной, вестверк, церковные башни.
На линии развития средневекового искусства дороманскому искусству предшествовало искусство периода миграций «варварских» народов: гиберно-саксонское Британских островов и преимущественно меровингское искусство континентальной Европы.
Вестготская и Остготская архитектура[править | править код]
См. также вестготская архитектура
Архитектура эпохи Меровингов[править | править код]
Баптистерий Венаска. Характерное использование античных колонн разных ордеровЛангобардская архитектура[править | править код]
Архитектура эпохи каролингов[править | править код]
Оттонская архитектура[править | править код]
Церковь Санто-Адриано-де-ТуньонАустурийская архитектура[править | править код]
- Церковь Сан Сальвадор де Вальдедиос в Вильявисьосе
- Церковь Санта-Мария-дель-Наранко близ Овьедо
- Церковь Сан-Мигель-де-Линьо близ Овьедо
- Церковь св. Иоанна Апостола и Евангелиста в Правие
- Церковь Санто-Адриано-де-Туньон в Санто-Адриано
Дороманский стиль в Хорватии[править | править код]
В VII в. хорваты, другие славянские и аварские племена пришли в Далмацию. Первые хорватские церкви строились в качестве королевских часовень и испытывали на себе сильное влияние позднеантичной архитектуры. Постепенно это влияние стало ослабевать, что привело к упрощению, изменению форм, а позднее и введению новых элементов. Здания строились из грубо обработанного камня и в плане были продольными с одним или тремя нефами, как например Церковь Святого Креста в Нине и Церковь Вознесения Господня в Цетине. Самым большим и сложным по исполнению зданием дороманского периода в Хорватии является Церковь Святого Доната в Задаре, построенная в конце VIII — начале IX вв. на фундаменте римского строения[1].
Наиболее известные архитектурные памятники[править | править код]
-
Церковь св. Иоанна Апостола и Евангелиста, Испания
Церковь Санта-Мария-дель-Наранко, Испания
-
Церковь св. Михаила (Фульда), Германия
-
Церковь Жерминьи-де-Пре, Франция
-
Вестверк аббатства Корвей, Германия
Церковь Сант-Рома-дельс-Виларс, Андорра
Романская архитектура Чехии — Википедия
Романская архитектура в Чехии — первый этап развития архитектуры на территории современной Чешской Республики, со времён которого до наших дней сохранились некоторые строения. Предшествующим этапом считается архитектура Великой Моравии, от периода которого до нас дошли только элементы и очертания фундамента зданий.
В романский период в Чехии появляются первые каменные строения, в первую очередь, костёлы и монастыри, а затем также каменные городские дома, городские укрепления и каменные замки. Строения романской архитектуры возводились в Чехии и Моравии с IX до середины XIII века, когда получила распространение готическая архитектура.
Романская архитектура Великой Моравии[править | править код]
Типологические виды христианских храмов, возникших в Моравии, на окраине Европы, вторичны по отношению к западно- и южноевропейским аналогам. Строений практически не сохранилось. Их появление связано с приходом христианства в эти земли. В 796 году был проведен синод с участием Зальцбургского, баварского епископов и аквилейского патриарха. В 829 году было решено, что Моравия будет подчиняться епископству в Пассау[1].
Самой старой постройкой можно считать ротонду с двумя апсидами в Микульчице (англ.) примерно с начала IX века. Исследователи затрудняются однозначно назвать праобраз, подобные сооружения встречаются в Истрии, Далмации, можно провести связь с Аквилеей в Италии. Около ротонды располагалось кладбище и были обнаружены остатки драгоценностей; есть основания полагать, что постройка была частью резиденции богатого вельможи[1].
К концу IX века и в X веке в Чехии были поставлены первые каменных сооружения, из них, за редкими исключениями, сохранились только единицы, часто скрытые позднейшей перестройкой.
Первые каменные костёлы начали строить Пржемысловичи примерно после крещения Борживоя I (умер около 889 года[сноска 1]), заложив тем самым длинную традицию великоморавской архитектуры — типичной формой стала ротонда с апсидой. Самым старым каменным строением Богемии был костёл Святого Климента в Леви-Градце), потом после переезда Пржемысловичей в Пражский Град был поставлен костёл святой девы Марии(чеш., англ.), позже ещё два костёла на Пражском Граде. Все эти церковные постройки были предназначены в первую очередь для захоронений. В них не могло поместиться большое количество посетителей, так как христианство было распространено только среди правящей элиты[1].
Первой достаточно большой постройкой была базилика Святого Георгия на Прадском Граде, законченная в 921 году. Потом, во время правления Вацлава, была построена ротонда святого Вита(чеш.) с четырьмя апсидами, в плане формы креста.
За пределами Пражского Града стали появляться костёлы в других районах Праги (базилика Святого Лаврентия, ротонда Святого Иоанна Крестителя, костёл Святого Климента на Вышеграде) и в других населённых пунктах, например, ротонда Святых Петра и Павла (Стари-Пльзенец), костёл Святых Козьмы и Дамиана (Стара-Болеслав). Примерно в то же время появилась ротонда святого Петра и Павла в Будече (башня была пристроена позже), самая старая сохранившаяся постройка на территории. Рядом видны на поверхности остатки фундамента костёла святой девы Марии примерно с того же времени.
Влиятельным княжеским родом X века также были Славниковичи (до их истребления в 995 году). В их гнезде Либице-над-Цидлиноу первый костёл появился приблизительно в 962 — 995 годах. В отличие от Пржемысловичей, у них не заметно великоморавское влияние — на их территории неизвестно ни одной ротонды.
В 973 — 976 годах в Праге было заложено епископство. Первым епископом был Детмар, который принес немецкие влияния в архитектуру. Они проявились при благоустройстве собора святого Вита на Пражском Граде, который был повышен до епископского, также при перестройке базилики Святого Георгия, к которой был сделан дом Бенедиктинских пани для незамужних княжеских дочерей.
В течение XI века романский стиль в Чехии стал более домашним. Значимым моментом является приход бенедиктинцев, первого монашеского ордена на территории Чехии. Появляются, в первую очередь, монументальные строения (базилики и монастыри), которые приносят новшества: крипту, двуххоровое расположение, поперечный неф.
Первые монастыри — бенедиктинские[править | править код]
Уже к конце X века в Богемию приходят первые представители бенедиктинцев. Они строят новые монастыри часто на местах старых славянских городищ, обычно с монументальным костёлом в форме трёхнефной базилики. Первым монастырем считается монастырь в Бржевнове (сейчас район Праги) (заложен около 993 года), от которого до наших дней сохранилась романская крипта базилики (до 1045 года). Второй монастырь был заложен в Острове у Давле (чеш. Ostrov u Davle) в 999 году, от которого сохранились только остатки фундамента. В 1032 году князь Чехии Ольдржих основывает новый бенедиктинский монастырь в Сазаве, от которого остались только основы (на квадратном плане, с четырьмя апсидами). Другие бенедиктинские монастыри появились в Опатовице над Лабем (чеш. Opatovice nad Labem) и других местах.
Монастыри бенедиктинцев ставились и в Моравии. Первым был построен в Райградский монастырь (Rajhradský klášter) в 1048 году, потом в 1078 году Градиский монастырь (Klášter Hradisko) около Оломоуца, в 1101 году монастырь в Тршебиче. От первых построек монастырей этого времени остатков не сохранилось.
Постройки Пршемысловичей[править | править код]
Известные частично сохранившиеся постройки были возведены родом Пршемысловичей. В Пражском граде при Бржетиславе I прошла перестройка ротонды святого Вита(чеш.), законченная в 1039 году. Также были проведены и укрепительные работы града. Самой известной постройкой считается возведение базилики святого Вита, Вацлава и Войтеха (предшественник современного собора святого Вита). Строительство было начато в 1060 году Вратиславом II. К 1096 году появилась монументальная базилика с двумя хорами (по примеру немецкой архитектуры, например напоминает базилику в Аугсбурге) и восточным трансептом. Впервые в Чехии появились североительянские орнаментальные мотивы. Одновременно был перестроен Епископский дворец, частично сохранившийся по соседству с собором святого Вита.
Князь Вратислав II из-за частых ссор с братом епископом Яромиром переехал в Вышеград, из-за чего в нём началась активная строительная деятельность (были построены укрепления, мост и перестроен дворец). Также были возведены две романские базилики: базилика Святых Петра и Павла (позже была перестроена) и трехнефная базилика Святого Лаврентия (напоминает Эльзасскую архитектуру), от которой сохранился маленький торс, а также ротонда Святого Мартина.
За пределами Праги Бржетислав I заложил капитул в Стара-Болеславе, при котором была построена трехнефная базилика Святого Вацлава (освящена в 1046 году). Позже она была перестроена, от первоначального состояния сохранилась романская крипта). Князь Спытигнев II в 1057 году заложил капитул в Литомержице, где была построена базилика Святого Стефана.
К самым старым романским памятникам Моравии относится ротонда Святой Екатерины(чеш., нем.) (изначально Введения), построенная в Зноймо. В XI веке была дополнительно украшена росписью.
- ↑ 1 2 3 Kalina P, České vysoké učení technické v Praze. Fakulta architektury. Dějiny Středověké Architektury. Praha: Vydavatelství ČVUT; 2005.
- ↑ Источники расходятся в дате смерти.
- Поп И. И. Искусство Чехии и Моравии IX — начала XVI века. — М.: Искусство, 1978. — 267 с. — (Очерки истории и теории изобразительных искусств).
- Rudolf Chadraba. Dějiny českého výtvarného umění I: Od počátků do konce středověku. — Praha: Academia, 1984.
Романский художественный стиль интерьера. История и особенности романского стиля. Фото романского стиля. Соборы в романском стиле.
Общая характеристика
Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).
В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.
Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.
Основные элементы
Основными элементами романского стиля являются: рельефная плоскость, лаконичность и простота; цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный; бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии; прямоугольные и цилиндрические формы; полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру; каменные, массивные, толстостенные конструкции; замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
История
Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.
Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью тео логичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Авраля Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.
Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.
Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.
Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.
Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.
Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине. Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.
Черты и особенности
Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.
Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.
Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.
Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамической плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.
Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.
Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.
Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.
Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.
Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие терракотовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.
Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.
Фото