Японский садик – Японский сад – особенности основных видов, как сделать своими руками?

Японский ландшафтный дизайн, фото – Rehouz

Японская эстетика – совершенно особая. Ей чужды роскошь и затейливость, избыточность предметов. Красота по-японски заключается в спокойном равновесии, гармонии форм, линий, оттенков и звуков.

Японский ландшафтный дизайнЯпонский ландшафтный дизайн

≡ Содержание:

Японский ландшафт – не просто живописная картинка, а способ постижения мира, в основе которого очень уважительное, поэтическое отношение к природе.

Садовый дизайн в Японии, конечно, тоже результат работы рук мастеров, но, прежде всего, это продукт труда интеллектуального. Японский садовник не станет «перекраивать» рельеф и переделывать пейзаж, пытаясь приспособить местность к собственной прихоти. Он – ученик Природы и, создавая ландшафт, следует её законам.
Даже самый крошечный японский садик – слепок окружающей натуры, философская трактовка той среды, что характерна для конкретной местности. В нём нет ничего случайного, ни одной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пень является символом определённого понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, материальное благополучие.

Достоинства и особенности японского сада

Чем пленяет японский ландшафт европейцев?
Загадочной задумчивостью, ясностью линий, плавным перетеканием оттенка в оттенок… Но есть у него и другие интересные качества.

Японский сад способствует формированию рассудительного, невозмутимого отношения к жизни; он умиротворяет, развивает чувство вкуса.
Японский сад у домаЯпонский сад – отличное средство от стрессов. А также, поскольку в нём господствует фэншуй, учение о циркуляции энергий, то ещё и место силы, физического оздоровления.

Наконец, такой сад – прекрасно подходящая модель для участка любого размера, даже очень маленького. Он также идеально впишется в участки нестандартной формы – слишком узкие, расположенные на склоне, с каменистой, кочковатой почвой.
Японский стиль в ландшафтном дизайнеТем не менее воплотить японскую мечту не так уж и просто.

Что для этого требуется?
— Во-первых, обладать по-настоящему утонченным вкусом.
— Во-вторых, довольно обширными знаниями о японской культуре. Более того, надо разделять мировоззрение, которое станет концептуальной основой для вашего сада. В частности, помнить о том, что абсолютно все предметы должны быть исполнены смысла и находиться там, где им предписано фэншуем.

Японский стиль в ландшафтном дизайне - фотоЯпонский стиль в ландшафтном дизайне

К незыблемым правилам, которых следует придерживаться, разбивая сад по-японски, относятся:

  1. многомерность. Сад создаётся, в первую очередь, для созерцания, поэтому на каждом повороте тропинки, с каждого возвышения должна открываться новая перспектива. Чтобы этого добиться, широко применяют перепады уровней, мостики, холмы.
  2. Отсутствие симметрии. Природа обходится без линейки и циркуля, а японский сад, напомним, во всем повторяет природу.
  3. Главные стихии в японском миропонимании – растения, вода и камни. Это, если хотите, «святая троица» японского сада.
  4. Камней традиционно много. Они располагаются группами, образуя локальные сады камней, из них выкладывают тропинки, делают сухие ручьи.
  5. Важный нюанс – использование местных материалов. Не нужно привозить живописные камни издалека – они будут чужеродными для вашей местности.
  6. Вода приветствуется в любом виде. Это могут быть пруд, ручеёк, фонтанчик.
  7. Композиционность – ещё один приоритет японского ландшафта. Отдельные предметы следует сочетать в живописные группы: ручей, мостик и фактурная сосна, например, или камень, куст и фонарь над ними.

Если мечтаете оформить на японский манер весь приусадебный участок, то сначала разбейте его на части неправильной, произвольной формы. Желательно, чтоб они совпадали с основными функциональными зонами.
Затем позаботьтесь о мягком, естественном переходе от зоны к зоне: в качестве условных границ используйте камни, деревья, неброские аксессуары.

Впрочем, не пытайтесь воссоздать Японию среди русских осин и берёз, не стоит бездумно копировать образцы садов из Киото и Окинавы. Главное – общие принципы. А растения, камни, цветы выбирайте из местного ареала: лишь такой пейзаж будет выглядеть правдоподобно, что в итоге соответствует японской философии.

Сад в китайском стиле, фото

Основные краски японского сада

Цвета японского садаВ Стране восходящего солнца считают, что большое количество буйно цветущих растений разного вида может вывести человека из равновесия, лишить его покоя и вдумчивости.
Из поколения в поколение передаётся легенда, согласно которой некий сегун, услышав о красоте одного из садов, уведомил хозяина, что прибудет к нему для экскурсии. Когда владыка в назначенный час ступил за калитку сада, то не увидел ни одного цветущего растения – все цветы были безжалостно срезаны. Гость рассердился… Но хозяин пригласил его в беседку, где на столе красовался цветок – единственный, неповторимый. Столь драматический приём заставил сердце сегуна трепетать от нахлынувших чувств.

Иными словами, чарующе — сдержанная гамма японского сада, состоящая их оттенков и полутонов, плавных переходов. Вершина мастерства – добиться, чтобы некий угол сада был выдержан во многочисленных оттенках одного-единственного цвета. Допустим, белого, желтого или лилового.
А вот серый, мшисто-зелёный, приглушённый коричневый и не слепящий белый можно назвать базовыми красками для японского пейзажа.

Метафизика деревьев в японском саду

Классический японский участок немыслим без трёх, можно сказать, сакральных растений – сливы, сосны и бамбука. Первое символизирует весну, торжество жизни и считается деревом самураев.
Традиция любоваться ветками цветущей сливы (ханами) не менее прочна, чем в случае с сакурой.
Сосна олицетворяет мужество, силу духа и долголетие; кривоватое, потрепанное ветрами сосновое деревце – одна из самых узнаваемых эмблем Страны восходящего солнца.
А бамбук ассоциируется с гибкостью, прочностью, умением преодолевать любые обстоятельства.

Глубокий символизм, однако, сформировался позже. А первые японские садовники просто использовали те деревья и кустарники, которые росли поблизости. При этом горные растения сажали на участках, где много камней, а долинными украшали поместья, расположенные в низинах. Это значит, что вовсе не обязательно покупать японские саженцы и семена, для сада вполне подойдет знакомая, местная флора.
Деревья в японском садуБамбук, например, можно заменить ивой, фаргезией, сазой, высоким сахалинским горцем.
Сибирский кедр из русского бора справится с ролью белой и черной японской сосны, а родные вишни будут цвести и благоухать ничуть не хуже, чем японские сливы-умэ.

Подбирая растения, помните: ваша задача не в том, чтобы сад переливался красками с первых дней весны и до глубокой осени. А в том, чтобы яркие вспышки цветения чередовались с длительными фазами покоя.

Очень по-японски выглядят также черешни, гладкие вязы, дубы и особенно клёны – рисунок их листьев, богатая осенняя палитра полностью отвечают японским идеалам красоты и гармонии.

Кусты, травы и цветы

При выборе кустарников следует учесть архитектуру каждого растения, текстуру и оттенки его листьев. Чаще всего ландшафтные дизайнеры рекомендуют барбарис, кизильник и боярышник. Благодаря ягодам и оттенку листвы, эти культуры достаточно эффекты, а также долго держат форму после стрижки.

Без периодической стрижки обойтись не получится: традиция требует, чтобы в саду были растения шарообразной формы. Её придают не только кизильнику, барбарису, самшиту, но даже невысоким вязам, туям, карликовым тисам, рододендронам. Из этих и других подстриженных растений нередко формируют живые изгороди.
Живая изгородь в японском садуДля создания зелёных стен и ковров используют разные виды спиреи, дейцию, а также травы – молинию, ковыль, мискантус. Широко применяют мхи, декоративные осоки и злаки.

Устройте несколько миниатюрных моносадов. Их можно сформировать из хост, папоротников, то есть, растений одного типа, дополненных камнями. Такой художественный способ полностью отвечает духу японского сада.

Цветы в восточном мировоззрении так же многозначны, как и деревья. Всем известно, например, что хризантема – такой же символ Японии, как ветка сакуры или силуэт сосны. В большом почёте и лилейники, ирисы, луковичные.

Посадите хризантему-сюнгику. Это особый, съедобный вид цветка, очень популярный на Востоке. Из листьев такой хризантемы японцы готовят множество блюд, уверяя, что они обладают целебными свойствами.

Уместны в японском саду пионы, знаменующие любовь, символ скромности амаралис, а также белые розы – знак благородства. Впрочем, цветов должно быть в меру и располагать их лучше не на общих клумбах, а отдельными лужайками.

Камни и ещё раз камни…

Их значение для японского сада огромно.
Каменистый сад в японском стилеКамнями, во-первых, выкладывают зону отдыха – патио. А также главную дорожку, уходящую вглубь сада. Для неё выбирают крупные, с неровными краями плиты, а образцами поменьше устилают второстепенные тропинки и границы между зонами.
Во-вторых, камни нужны для сухого пейзажа, иными словами, для сада камней. Дело в том, что в старину японцы верили: боги обитают среди разбросанных глыб и валунов. С тех пор каменистые пейзажи – место, где медитируют монахи.
Выбор камней для японского садаВ основе сада камней – семиугольник из линий, на пересечении которых устанавливают крупные обломки плитняка, гранита, кварца. Пространство между ними засыпают галькой, на поверхности которой вычерчивают волны.
Японский сад камнейКамни подбирают, учитывая и форму, и цвет. Сизые, голубоватые отождествляют со стихией воды, зеленоватые с растительностью, а камни диковинных форм символизируют в саду животных.

Каменный садик должен располагаться таким образом, чтобы солнце не слепило глаза тех, кто им будет любоваться.

Чем разнообразнее форма осколков, тем лучше. При этом обязательно должны быть лежачий, горизонтально вытянутый камень; изогнутый; плоский; невысокий-вертикальный и каменная статуя. Без последней, говорят японцы, сад – не сад.

Разнообразие водоёмов

Из камня должна быть и чаша-тсукубаи, невысокая бадья, которую когда-то использовали как рукомойник. Тсукубаи в наши дни – часть декора, а также напоминание о том, что вода – вечный, философский спутник камня.

Чаша тсукубаи для сада в японском стилеТсукубаи для сада в японском стиле

Если позволяют площадь и возможности, можно выкопать пруд, характерную деталь для поместий японских аристократов. Часто посреди такого водоёма насыпают островок (символ места обитания душ, то есть бессмертия), соединяя его с берегом при помощи деревянных настилов или камней (каменных плит).
Пруд в японском садуПочти всегда в японском пейзаже присутствует и водопад. Струи низвергаются с обломка скалы в узкое русло, образованное камнями поменьше. Плеск и журчание считаются в Японии одной из лучших музык, а летящая вода прибавляет ландшафту динамики.
Водопад в японском садуОрганизовать традиционные японские водоёмы можно и без лишних затрат, прибегнув к современным средствам. Чаши-тсукубаи, допустим, сегодня делают из поливинилхлорида, окрашенного под старый, замшелый камень.

Малые архитектурные формы и освещение

Если вы намерены во всём следовать канонам японского ландшафтного искусства, то без чайного домика не обойтись. Тем более, что первые японские сады возникли вокруг таких домиков как дополнение к традиционной чайной церемонии.
Беседка для сада в японском стилеСобственно, сегодня чайным павильоном может быть обычная деревянная беседка в форме пагоды или куба, выкрашенная в красный, коричневый, белый цвета.

Другой важный атрибут – зигзагообразный мостик яцухаси. Его вытянутый, змеевидный силуэт символизирует извилистость жизненного пути, дорогу, которую проходит человек в поисках истины.
Мостик яцухаси для сада в японском стилеМостики могут быть и выгнутой, напоминающей радугу формы, имитировать корабли, быть из дерева и камня, простираться не только над водоёмами, но и над сухими ручьями.
Выгнутый мостик над сухим ручьемУ пруда, водопада, в саду камней не забудьте установить скамейки – прямые, аскетичные по форме, состоящие из каменных подпор и плоских деревянных сидений.
Скамейка в японском садуФонари из камня – дань традиции, от которой не стоит отказываться. Такие светильники бывают самых разных очертаний, а также высоты – от приземистых, напоминающих округлые камни, до высоких столбов.
Фонарь для сада в японском стилеСуществуют и подвесные фонари, светильники из бронзы, в форме пагод, резных квадратов, цилиндров, многоугольников… Одни из них светят вверх, другие придуманы, чтобы освещать землю…
Если расставить эти приборы грамотно – вдоль тропинок, по периметру патио, у кромки пруда, подле беседки – участок получит оптимальную дозу естественного света: неяркого, а немного таинственного, как и весь сад.

В наше время, однако, трудно ограничиться только живым огнём, поэтому нынче в японском саду применяют и скрытые светодиоды – так же, как применяют электрические насосы, систему полива и прочее.

Несколько слов об ограде

В японский сад всегда ведут ворота, потому что они – свидетельство социального статуса хозяина усадьбы.
Ворота в японский садБольшей частью это конструкция, состоящая из черепичной крыши на двух опорах. Не редкость, впрочем, и одностворчатые калитки-кидомон.
Калитка для сада в японском стилеОграду сооружают из камней, а внутренние изгороди формируют из бамбука и стриженых кустов. Подобным способом – при помощи растительности – обязательно прикрывают «некрасивые» места: те, где находятся люки, коллекторы, коммуникации.
В былые времена ограда в японском саду выполняла сугубо охранную функцию. Теперь же это элемент традиции, декоративный атрибут.

Уместные детали

Статуэтка для сада в японском стилеЯпонский сад допускается украсить каменной башенкой, парными вазами, причудливой корягой, а также подходящими талисманами – музыкой ветра, медными колокольчиками, статуэтками карпов-кои из белой керамики.
Украшений должно быть немного, как пряностей в блюде. Помните, что весь декор обязан соответствовать взыскательной и строгой японской стилистике.

Японский стиль в ландшафтном дизайне — фото


***

Да, организация японского сада – процесс кропотливый, требующий безусловного вкуса и основательных знаний. Но создавая этот сад, вы будете создавать и себя – более мудрого, утонченного и, быть может, даже просветленного.

rehouz.info

7 знаковых атрибутов сада в японском стиле

Характерная черта философии Японии — гармония во всем, но прежде всего — гармония человека и природы. Чтобы передать атмосферу этого единения, в Х веке в Стране восходящего солнца начали создавать сады весьма оригинального дизайна. Впоследствии они стали известны всему миру и не теряют популярности по сей день. Нашим дачникам тоже пришлись по душе японские сады.

Сад в японском стиле
Сад в японском стиле

Сразу стоит обратить внимание на то, что «скелет» японского сада — это камни, а «кровь» — это вода. Так считают сами японцы. Есть еще и третья важная составляющя — растения. Но поскольку воду, камни и растения можно встретить и в других садах, то особенность японского состоит в компоновке этих элементов и в применении знаковых атрибутов.
 

1. Цукубай

За этим загадочным словом скрывается традиционная чаша для омовения рук и лица перед чайной церемонией. Цукубай выполняется из цельных необработанных камней.

Традиционная чаша для омовения рук
Традиционная чаша для омовения рук

Допустимо украшение иероглифами или символами, характерными для японской духовной культуры. Внешне цукубай напоминает небольшой колодец. Рядом с чашей должен лежать бамбуковый ковш.

2. Мостик

Для японцев мост — это символ жизненного пути. Поэтому он не должен быть прямым. Изогнутый мост показывает все этапы жизни человека: от детства (начало моста) к зрелости (самая высокая его точка) и до спуска (старость).

Мост в японском саду должен быть изогнутым
Мост в японском саду должен быть изогнутым

Мосты обязательно должны выделяться на общем фоне, поэтому их окрашивают в яркие цвета и украшают традиционной символикой. В нашем случае совсем не обязательно делать мост как переправу через ручей или водоем, вполне можно ограничиться чисто декоративным вариантом с ведущими к нему дорожками и небольшими клумбами по краям.
 

3. Колокольчики

Чтобы послушать музыку ветра, развесьте на деревьях или крыше беседки колокольчики — фурины. Они сделаны из железа, стекла или меди. У каждого материала будет свой звук.
 Колокольчики из стекла
Колокольчики из стекла

Интересно, что японские колокольчики считаются символом прохлады. Это связано с тем, что в этой стране лето очень душное из-за высокой влажности. Даже самое слабенькое дуновение ветра приносит облегчение. А звон колокольчика — верный признак долгожданного ветра.
 

4. Беседки-пагоды

Настоящий японский сад немыслим без беседок. Они, как правило, выполнены в виде пагод — культовых сооружений. Для таких беседок характерны загнутые углы, использование только натуральных материалов и украшение вьющимися растениями.

Беседка в виде пагоды
Беседка в виде пагоды

Конечно, в Японии есть свои строгие правила строительства и расположения беседки. В дачном же варианте японского сада ими можно принебречь и установить беседку так, чтобы она не затеняла посадки и органично вписывалась в общую картину участка.
 

5. Бамбуковые изгороди

Японцы очень ревностно относятся к личному пространству. Сад — это место слияния с природой, со своими мыслями. В нем нет места для посторонних глаз. Но и заборов в привычном нам виде тоже нет. Есть только бамбуковые изгороди.

Традиционная бамбуковая изгородь
Традиционная бамбуковая изгородь

Они могут быть разной высоты и частоты плетения. В традиционных варинтах никогда не используются гвозди. Такие изгороди могут как отделять части сада друг от друга, скрывать ненужные элементы (например, шланги), так и носить декоративный характер.
 

6. Скульптуры из камня

Скульптуры в настоящем японском саду никогда не расставляются где попало и как попало. Да и сама скульптура не может быть какой угодно. Каждая имеет свое значение. Будда — покой и умиротворение, дракон — сила, лев — защита, черепаха — долголетие, журавль — стремление познать истину и т. д.

Скульптуры в японском саду. Фото с сайта iStock.com/PicturePartners
Leiden, Netherlands


Скульптуры в японском саду. Фото с сайта iStock.com/PicturePartners Leiden, Netherlands

Если вы не погружены в буддийскую философию, то лучше не злоупотреблять такого рода символами и приобрести нечто нейтральное. Благо разного рода садовые скульптуры можно найти без особого труда. Одно «но» — для сада в японском стиле они должны быть максимально естественны и окрашены в один тон, никакого буйства красок.
 

7. Фонари

Какой же японский сад без фонарей? Обычно их располагают вдоль дорожек на пути к беседке, водоему или другому значимому объекту. Все фонари однотонные, цветных в японском саду не бывает. А вот варианты форм – есть:
  • Тачи-гата — это высокие каменные фонари, похожие на небольшие столбы. Их высота не должна превышать 3 метров. Тачи-гата могут осветить большую территорию;
  • Катцуга — фонарь, который очень похож на тачи-гата, но отличается от него обилием вырезанных украшений;
  • Икекоми-гата имеют форму столба. Они вкапываются в землю по краям дорожек;
  • Оки-гата — самые компактные фонарики. Их цель — создать загадочный полумрак. Оки-гата можно расставить по берегам садового водоема, на камнях или среди растений;
  • Юкими-гата, или «снежный фонарь» — приземистый фонарь с широкой крышей. Благодаря форме крыши он и назван снежным, т. к. в период снегопадов снег остается на ней и эффектно подсвечивается.

Японский фонарь тачи-гата
Японский фонарь тачи-гата

Конечно, в силу климатических особенностей и культурных отличий настоящий японский сад на дачном участке воссоздать не получится. Но можно максимально приблизиться к оригиналу благодаря этим элементам дизайна. 

А как вы относитесь к садам в японском стиле?

7dach.ru

Японский сад: какие растения выбрать и чем заменить незимостойкие

В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).

  Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:

www.ogorod.ru

28 потрясающих вариантов японских садов

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

Есть что-то врождённое, глубокое, успокаивающее в азиатском стиле с восточным подтекстом, в японском дизайне, и архитектуре в частности. Может быть, это влияние философского мировоззрения в сторону жизни, которое сформировало принципы проектирования в течение нескольких столетий; или это может быть сочетание с жизненным образом, которое тесно связано с природой и рельефом, предлагающими им уникальную возможность заглянуть в каждый аспект существования.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от MARPA Design Studio)

Так или иначе, слияние всех этих факторов сформировало японскую культуру, эстетические и естественные, приятные формы, которые Запад щедро заимствовал в прошлом веке. Лучшие сады мира именно у этого народа – ещё один замечательный подарок, особенно, если учесть, что многие современные дома имеют спокойную и безмятежную атмосферу.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

Здесь вы можете получить вдохновение, которое (как мы надеемся) поможет добавить компактный, но живой садик на вашу территорию. Каждая конструкция имеет уникальное сочетание элементов, которые, в свою очередь, демонстрируют уникальное отличие. Наслаждайтесь!

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле
Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Richard Kramer)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Jesse)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Gaile Guevara)

Миниатюрные ландшафты с вековыми традициями

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от New Eco: Urban Landscape Design)

Изначально японские парки заимствовали китайские модели, и это продолжалось в течение нескольких столетий. Они разработали свой неповторимый колорит и особенности только спустя долгое время, и теперь всё это является неотъемлемой и важнейшей частью. В основном все они небольшие, но имеют грандиозный

садовый ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Grace Design Associates)

Никто не поймёт японский сад, пока не пройдёт через него и не услышит хруст под ногами, не почувствует его запах, и вы получите опыт только спустя годы. Теперь нет идеальной фотографии или видео, которые могли бы дать вам полное знание, поскольку это больше, чем просто визуальный блеск.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Debra Prizing)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле
Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Angelina Landscape)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от SRM Architecture and Interiors)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Charles McClure)

Эстетическое мастерство в естественности

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

Баланс, равновесие и ощущение естественной красоты, которая не принудительная, не надуманная – это суть дизайна страны восходящего солнца. Создав в центре вашего дома живой и бодрящий концентратор, открытый интерьер приобретёт совершенно новый смысл, а прогуливаясь там, вы сможете погрузиться в свои мысли, и может быть, даже принять важное решение.

Одна из главных вещей – симметричность, про которую нельзя забывать. Это тщательно спланированная особенность, которая сделает место более привлекательным, притягательным.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Kikuchi & Associates)

Японские сады получают свою красоту от перемешивания и смешивания различных элементов в символической и естественной манере, создавая гостеприимную обстановку. Камни, песок, вода, бамбук, деревья, цветы и, даже, мосты, устанавливаются с точностью, чтобы получить исключительное чувство органической асимметрии.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Garden Mentors)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Garden Architecture)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

Баланс символических элементов

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Eco Minded Solutions)

Наиболее соблазнительные аспекты в них – это те элементы, которые имеют определённое значение. Вода является одним из основных компонентов, это, по-прежнему, могут быть небольшие прудики, декоративный бассейн, бегущие ручейки и даже каскады; также можно включить в них какие-то необходимые вам функции.

Водичка и камень – это Инь-Ян, следовательно, они уравновешивают друг друга и их расположение должно быть соответствующим. Для тех, кто не в восторге от её расхода – песок может стать заменой, так как они имеют сходство, а в японском контексте он представляет собой облака.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от HartmanBaldwin Design)

Скалы так же важны. Но их значение зависит от того, как они размещены и из чего состоят. Они могут быть даже высокими, омываемыми водой. Пруды с кувшинками, каменные фонари, садовые мостики и умывальники – все эти компоненты создадут идеальный пейзаж.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

Придумывать и создавать японский сад – это задача для творческого хозяина дома, или для специалиста, который знает это ремесло. С правильным воображением и техникой можно действительно воссоздать кусочек рая, задрапированный зеленью.

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Q. Le)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Huettl Landscape Architecture)

Ландшафтный дизайн сада в японском стиле

(от Cathy Warner)

designerdreamhomes.ru

Японские сады и их философия

Японские сады — одно из характерных творений национального гения, ставшие важной страницей великой Книги Искусства человечества. Почему именно облик японского сада так легко сопоставляется с формами современной архитектуры и встречается сегодня на всех континентах?  Искусство японских садов — в первую очередь повествование о природе, ее гармонии, законах и порядке. Но в нем, также, раскрывается и сложный внутренний мир человека с напряженной жизнью духа и вечными поисками истины. Для европейца, воспитанного в традиции западной цивилизации, в японских садах открываются новые грани отношения людей к окружающей среде и к себе, своим ценностям и идеалам.

Гармония дома и сада.

При традиционном рассмотрении картины, скульптуры, или архитектурного объекта никогда не возникает сомнения в том, они есть результат деятельности человека, плод его фантазии, вдохновения и таланта. Художник японского сада всегда выступает как бы в соавторстве с природой, не только используя для произведения натуральные мхи, деревья, но, как правило, и видя задачу в том, чтобы сад казался частью природной среды, органично сливаясь с ней. В этом состоит одна из главных особенностей восприятия данного вида искусства, ибо оно существует на границе искусства и природы. В то же время, каждый сад — результат напряженного усилия, серьезной духовной работы и глубоких размышлений.

Гармония сада и природного окружения.

Японское искусство садов возникло не только из любви к природе и восхищения ее красотой, но в виду ощущения сопричастности к ней. Еще в глубокой древности обожествление гор и деревьев, источников и водопадов стало основой религиозных верований, получивших впоследствии название синтоизма. Поклонение природе выработало к ней особое уважение и пристальное внимание. Человек ощущал себя частью великого космоса, где все занимает свое место и выполняет определенное предназначение. Согласно верованиям древних японцев, сохранившимся и в эпоху средневековья, окружающий мир считался живым и чувствующим, а его создания представлялись высшей ценностью, становились идеалом прекрасного. Постижение закономерностей жизни природы, ее ритмов и изменчивости было целью размышлений человека, смыслом существования. Поэтому, в японской культуре не могло возникнуть идеи покорения природы и, тем более, противостояния ей. Напротив, главным был поиск гармонии с миром, воспринимаемой как главное условие внутренней гармонии человека.

Поиск гармонии с миром.

Чтобы выразить понимание окружающего, создать образ мироздания, художник сада использовал материалы самой природы, но группировал, сопоставлял их так, чтобы через малое и единичное передать великие и всеобщее. Камни, кустарники, ручей олицетворяли величие гор, деревьев и бурлящих водных потоков, на площади в несколько квадратных метров разворачивалась драматическая картина противостояния стихий. Подобное творчество сочетало в себе: вдохновение и расчет, раскованную фантазию и владение языком символов. Расположенный под открытым небом сад всегда связан с естественным окружением: сменой дня и ночи, солнечных дней и непогоды, чередованием времен года. В каждый следующий миг он другой, и наиболее искусные мастера строили сад «четырех времен года», выявляя особенности каждого сезона. Для полноты эмоционального воздействия они использовали и мерный шум искусственного водопада, и музыку капель дождя, падающего на специально высаженные растения с широкими листьями. Художники учитывали то, как будет отражаться в пруду полная осенняя луна и как изменятся камни, когда выпадет снег. Их палитрой были краски природы, и они кропотливо учились пользоваться ими, передавая опыт из поколения в поколение.

Выбор цвета и композиции.

В композиции сада камни, песок, водоем не просто камни, песок, водоем, они имеют еще и символический смысл, изображают нечто большее и значительное. Подобно тому, как слова в поэзии, свойственные обыденной речи, организуются ритмически, выстраиваются в строфы и получают при этом более емкий смысл, так и формы в культуре садов, созданные природой, лишь под рукой художника становятся высоким искусством. Несмотря на то, что многие композиции выполнялись определенными авторами, в целом это искусство типологическое, то есть каждое новое произведение, отличаясь от других в конкретных деталях, строилось по каноническим правилам. Видоизменения были связаны лишь с исторической эволюцией всей японской культуры, сменой философских и религиозных представлений, развитием архитектуры.

Сады, создававшиеся у дворцов аристократии, существенно отличались от садов в буддийских монастырях. Сад с прудом, по которому можно кататься на лодке, был распланирован иначе, чем предназначенный только для созерцания с веранды храма или дома. Ландшафтный сад, где учитывался каждый поворот дорожки, открывая взору новый вид, подразумевал иные приемы построения, чем миниатюрный «пейзаж на подносе», помещенный в интерьере дома. Так, садовое искусство Японии от века к веку менялось, но сохраняло при этом свои основные законы.

В культуре народов Дальнего Востока для объяснения мироздания была принята так называемая система инь-ян, впервые изложенная в древнекитайской «Книге Перемен». Это – учение о постоянном взаимодействии в природе двух противоположных начал: пассивного, темного, женского начала — инь и активного, светлого, мужского начала — ян. В средневековый период система инь-ян была основой многих философских учений, а также отразилась в практике искусства, в том числе и садов. Вне зависимости от конкретного замысла художника, композиция сада, как правило, содержала два основных компонента: это инь-ян сада, его «кровь» и его «скелет» — вода и камни. Вода могла быть натуральной или символизировалась песком и галькой. Камни, за редким исключением, присутствовали всегда.

Гармония воды, камней и растений в саду.

Сутэ-иси — искусство расстановки камней — считалось главным в работе художника. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также в соответствии с общим характером сада, его стилем. По форме они делились на пять основных групп: статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый. В руководствах рекомендовали отобранные камни тщательно рассмотреть, отыскать в каждом его «лицо», его «позу»: «Среди камней – одни убегают, другие преследуют, одни прислоняются, другие — поддерживают, смотрят вверх и смотрят вниз, лежат или стоят». Задача художника состояла в том, чтобы поняв возможности каждого камня сгруппировать их наиболее выразительно.

Вода — второй важнейший компонент сада. И устройству водоема, его форме, направлению течения, если это ручей, придавалось большое значение. Водоем мог иметь песчаные или каменистые берега, заливы и острова. Одной из любимых деталей композиции был водопад. Место для него выбиралось особенно тщательно: вдали от дома, но так, чтобы был слышен звук воды, а в лунную ночь виден отблеск струй. В руководствах указывались многочисленные типы водопадов, островов, мостиков, дорожек, изгородей.

Тщательность подбора растений в японских садах.

Большое внимание уделялось подбору растений, их форме, изменению окраски листвы осенью, цвету зелени весной и летом. Самой любимой в саду была сосна, символизирующая долголетие. Из цветущих деревьев предпочтение оказывалось вишне — сакуре и дикой сливе, а из кустарников — камелии, азалии и хаги. При высаживании растений учитывали их масштабное соотношение с водоемом, камнями, цветовую согласованность друг с другом, мхами и травами. Японские садоводы достигли необыкновенного мастерства в пересадке растений, выращивании деревьев с нужной величиной и формой кроны.

Подобно тому как европейское средневековое искусство было связано с христианской религией, японская культура связана с буддизмом. В период высшего расцвета искусства садов наибольшее влияние имела буддийская секта дзэн («созерцание») — учение, где основные идеи, зародившиеся в Индии, соединялись с некоторыми принципами китайской философии, а также элементами древнеяпонской религии синтоизма. Основное внимание дзэн было направлено на природу, в понятие которой включался не только окружающий мир, но и внутренняя природа человека. В учении утверждалось, что для передачи скрытой сути вещей и явлений непригодны слова и понятия, что путь к истине — в интуиции, в созерцании природы или ее образов в искусстве. Метафора, символ важнее цепи логических рассуждений, а миг переживания красоты может стать моментом «озарения», соприкосновения с истиной. Поэтому учение дзэн придавало особенно большое значение искусству, а дзэнские монастыри стали центрами средневековой культуры, где процветали поэзия, каллиграфия, живопись, искусство садов.

Вид из дома на садовую дорожку.

Дзэнские сады создавались как «модель мироздания», их главной задачей было найти наиболее лаконичные формы для выражения самых общих мировоззренческих концепций своего времени. В этом они близки монохромным пейзажам, где живописец стремился не просто изобразить вид какой либо местности, но воплотить основные силы природы, передать ее движение, гармонию. В пейзаже грандиозность мира ощущалась благодаря сопоставлению уходящих в бесконечность далей и гор, скал, деревьев на переднем плане картины. В садах та же задача решалась художником, когда он искал точную композицию камней, кустарников, мхов. Засыпанная галькой площадка подобна белому полю бумаги, а расположенные на ней объемы напоминали пятна и линии туши, оставленные кистью живописца.

Эволюция образного смысла садов и их стиля зависела от того, в какую архитектурно-пространственную систему они включались. В X—XII веках сад подчинялся архитектурной форме дворца и был ориентирован на запросы его обитателей — аристократического сословия. В XIII—XV столетиях сад, являвшийся частью монастырского комплекса, получил иное предназначение. Светские сады позднего средневековья (XVII—XIX века) напоминали обширные парки, в них были черты и дворцовых и храмовых садов, а также – чайных садов, связанных с распространением чайной церемонии.

Полосатые камни у монастырской стены.

Искусство садов, как важная часть культуры, философии и религии сохранилось до нашего времени. Их широкой распространенности способствует и сложившаяся архитектурная форма жилого дома, необходимой частью которого они являлись. В условиях тесной городской застройки и дефицита земли даже крошечный сад у дома отвечает потребности японцев в соприкосновении с миром природы. Поэтому, и современные архитекторы не могут обойтись без сада как метафоры природы, без согласия с которой невозможна жизнь человека.

p-i-f.livejournal.com

Такие разные японские сады

Японский сад — уникальное явление в ландшафтном искусстве. Ни для кого не секрет, какой огромной популярностью он пользуется во всем мире, хотя если вы попытаетесь найти ей объяснение, поймете, что это не так просто сделать.

LD_Yponski_Sad_03-2009-001

Возможно, поклонникам японского садового искусства нравится вновь и вновь испытывать необычное и очень приятное ощущение спокойной собранности, когда человек погружен в созерцание, эмоционально отрешен от житейских проблем, но в то же время более чем когда-либо готов к любым вызовам, победе над любыми обстоятельствами.

LD_Yponski_Sad_03-2009-002Как ни хорош японский сад с эстетической точки зрения, его главное достоинство — способность дарить человеку внутреннюю силу, поэтому практика его создания весьма необычна. Она основана, с одной стороны, на знании растений, ландшафтных технологий, принципов эстетической гармонии, и, с другой стороны,— на определенных культурных традициях, религиозных и философских представлениях.

 

 

 

 

 

Если искать в японских садах общие черты, то одна из них, скорее всего, — особая взаимосвязь с архитектурой строений, которые сами являются частью ландшафта.

 

Неудивительно, что вот уже много лет во всем мире не уменьшается число желающих создать «сад в японском стиле» на собственном участке. Однако само выражение «японский стиль» не совсем верно. Японские сады, несмотря на многочисленные правила и традиции, связанные с их созданием, не являются набором бесконечно повторяемых штампов. Они весьма многообразны, и каждый имеет свой неповторимый облик.

Японская традиция ландшафтного искусства насчитывает не менее полутора тысяч лет. Трудно представить, чтобы все это время взгляды людей и образ их жизни не менялись, а вся их деятельность была бы посвящена стремлению к одной цели, одному неизвестно кем и когда установленному идеалу. Разумеется, ничего подобного не происходило.

LD_Yponski_Sad_03-2009-003

В отличие от европейцев, японцы никогда не стремятся к завершенности, законченности композиции сада. Эта недосказанность является одним из вдохновляющих мотивов для поклонников японского ландшафтного искусства

 

Многие века в Японии, несмотря на уважение к традициям, шел поиск нового содержания и новых форм садового искусства, что привело к созданию нескольких стилей японского сада. Поэтому, если вы вознамерились создать японский сад рядом с домом, первый закономерно возникающий вопрос будет: «Какой именно?»

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-004

В японском саду существенную роль играет понятие пустоты. Предметы и растения не заполняют пустоту, а делят ее, выявляют

 

Самые первые японские сады были, скорее всего, увеселительными, если говорить языком европейцев. Тяга к общению с природой, любованию ее красотами свойственна большинству японцев со времен глубокой древности. Возникновение садового искусства предоставило возможность богатой знати перенести изысканные природные пейзажи ближе к дому, воссоздав их в миниатюре. Теперь утомительные и опасные прогулки могли быть реже, а возвышающее душу общение с природными духами — чаще. Видимо, в это время и начинает складываться один из известных нам стилей японских садов, «стиль природного пейзажа», воспроизводящий картины природной гармонии. Своего расцвета он достигнет позже, в эпоху Хейан (794–1185 гг. по европейскому летоисчислению).

LD_Yponski_Sad_03-2009-005

Сад природного направления, или ДзЁдо, изображает райские ландшафты, куда переселяются души праведников и где их ожидает вечное блаженство

В эти годы политическая столица страны находится в городе Хейан, нынешнем Киото. В переводе с японского название означает «мир, спокойствие», что отражало, скорее, благие пожелания императора, чем реальную действительность того времени. Тем не менее, относительная стабильность страны и процветание ее элиты способствуют тому, что богатые люди не боятся вкладывать значительные средства в такие «бесполезные» вещи, как ландшафтное искусство, и Киото буквально обрастает изысканными садами. Получивший распространение буддизм оказывает большое влияние на культуру японского сада, возникает такое явление, как храмовый сад. Это уже, скорее, культовое пространство, чем место для развлечений и отдыха.

LD_Yponski_Sad_03-2009-006

 

Камни японского сада — обиталище духов. Задачей мастера было расставить их так, чтобы духи остались довольны и ниспослали ему как можно больше различных благ

 

Стараниями монахов буддистской секты Дзёдо стиль природного пейзажа в садовом искусстве приобретает черты совершенства: такие сады служат символическим изображением Западного рая, куда по окончании земного пути отправляются души праведников. Но все еще можно говорить, что сады того времени, даже храмовые, создаются ради удовольствий: легкомысленная аристократия получает их при жизни, катаясь на лодках, любуясь по вечерам лунным светом, последователи секты Дзёдо надеются удостоиться еще больших удовольствий после смерти, вдохновляясь великолепием храмовых садов. 

Традиции японского сада оформляются, приобретают логическую завершенность в период Камакура (XII–XIII вв.) и особенно в период Муромати (XIV–XVI вв.). В это время становится влиятельной (а затем и господствующей) идеологией буддистское течение дзен, основная идея которого — совершенствование и укрепление духа путем созерцания, познания истины в блаженной пустоте души, означающей отказ от мелочных страстей и эгоистических устремлений.

LD_Yponski_Sad_03-2009-007

 

 

Традиционные сады Японии тесно связаны с местными религиозными культами, в которых на удивление гармонично сочетаются начала примитивной магии и сложные религиозно-философские воззрения

 

 

Под влиянием философии дзен вырабатываются несколько стилей садов и появляется их классификация, которую принимают во внимание и сейчас. Садовое искусство Японии достигает расцвета. Появляются известные всему миру сады камней, распространяется практика чайной церемонии и специальные «чайные» сады, или «тянива». Идеалом садового искусства в это время служит принцип «ваби-саби» («бедности и старины», или «изысканной простоты» — так по-разному трактуют это выражение из-за сложности точного перевода).

В последующие годы, вплоть до наших дней, традиция японского сада развивается на основе стилей и правил, сформировавшихся примерно к XVI веку, с небольшими исключениями. Возникают новаторские идеи, модные веяния, многое заимствуется из-за границы, но эти новшества не делают никакой революции, они касаются деталей: ассортимент растений дополняется красивоцветущими культурами, используются новые технологии, такие как газонные покрытия, обработанные камни и современные материалы.

LD_Yponski_Sad_03-2009-008

Еще один из основополагающих принципов японского сада, свойственный всем стилям, — это стремление к балансу энергий инь и ян. Если ландшафт в целом плоский (и, значит, по представлениям японцев, в нем преобладает энергия инь), в композицию следовало внести вертикально установленные камни, фонари с устремленной вверх формой, принадлежащие энергии ян

Классификация садовых стилей возникла в Японии еще в Cредневековье, она основана на древних восточных традициях мышления. Учитывая это, не следует ожидать от нее железной научной логики: на взгляд европейца, может показаться, что одни сады сочетают в себе признаки нескольких стилей, другие — не подходят ни под одно описание. Но для желающих освоить искусство японского сада эта классификация является хорошим способом понять его основные принципы.

LD_Yponski_Sad_03-2009-009

 

Син — развернутая форма японского сада, как можно более достоверно воспроизводящая характерные особенности природных ландшафтов страны, в основном приморских

Одни японские сады занимают площади в несколько гектаров, другие умещаются на трех-четырех квадратных метрах. Есть сады, предназначенные для отдыха и прогулок, и есть сады для сосредоточенного уединения, молитв. Различаются также планировка, стилистика, набор декоративных элементов и растений. Чтобы легче было ориентироваться во всем этом многообразии, японские мастера пользуются классификацией, начало которой положено еще в XIV–XVI вв.

В зависимости от характера рельефа традиционные японские сады подразделяются на два основных типа:

— цукияма — пейзажный сад с холмами, живописными возвышениями;

— хиранива — плоский сад, созданный на ровной поверхности.

Сады обоих типов могут иметь одну из трех форм:

— син — развернутая, полная форма, которая наиболее реалистично воспроизводит природные картины: берег моря с прибрежными скалами и уютными лагунами, живописные горы, покрытые лесом, предстают в легко узнаваемом, хотя миниатюрном и немного утрированном виде;

LD_Yponski_Sad_03-2009-010— гё — полусокращенная форма, в которой больше свободы предоставляется воображению посетителя сада: ручей или водопад могут быть заменены композицией из камней, напоминающей русло, растительность представлена более лаконично;

 

 

ГЁ — полусокращенная форма, в которой возможны определенные условности, например, ручей иногда изображается при помощи гальки и камней

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LD_Yponski_Sad_03-2009-011со — сокращенная форма, где пейзажи изображаются символически, а зрители превращают их в знакомые образы исключительно силой своей фантазии. Примером могут служить знаменитые сады камней, где валуны предстают перед посетителями в «роли» животных, птиц, островов, а рассыпанный гравий изображает воду, для чего на нем специальным граблями прочерчивают борозды — «волны».

 

Со — сокращенная форма садового искусства, где предметы и явления изображаются абстрактно, а материалом служат гравий и камни

 

 

Несколько наиболее распространенных разновидностей садов получили в японской традиции собственные названия, их следует рассмотреть отдельно как наиболее значимые.

Докёсики — тип сада, заимствованный японцами в Китае. Сад докёсики представляет собой обитель божественных сущностей, которые, согласно древним представлениям, селились на волшебных островах, омываемых водами пруда, среди живописных скал и камней. Покровительство духов сулило владельцу сада здоровое долголетие, удачу и процветание.

LD_Yponski_Sad_03-2009-012

 

 

Тёдзубати — чаша перед водным источником — принадлежность чайного сада, или тЯнива. У нас ее часто называют «цукубаем», однако цукубаи — название площадки перед входом в чайный домик, на которой обычно размещается тёдзубати

 

 

 

 

 

 

 

Дзэнъинсики-но-нива — сад при дзен-буддистском храме, отражающий философию дзен, используемый для медитации и духовного развития.

Сюккэйсики — произведение ландшафтного искусства, представляющее собой известный сад или природный ландшафт, воссозданный в уменьшенном масштабе.

LD_Yponski_Sad_03-2009-013

Хиранива — плоский сад без холмов, водопадов и скал

LD_Yponski_Sad_03-2009-014

Сад в стиле докЁсики — с волшебными островами, населенными могущественными духами

Тянива — сад чайной церемонии, иначе называемый в Японии родзи. Чайные сады создаются с целью особым образом оформить территорию, прилегающую к чайному домику, чтобы, приближаясь к месту церемонии, гости могли настроиться на особый, одухотворенный лад. Поэтому для обозначения тянива на письме раньше даже применялись иероглифы, буквально означающие «дорожка». Чайный сад состоит обычно из двух частей: «сотородзи», или внешняя часть, через которую гости следовали самостоятельно, и «утиродзи», внутренний сад, у входа в который хозяин, согласно этикету, встречал гостей, чтобы сопроводить их к месту чаепития.

LD_Yponski_Sad_03-2009-015

Небольшой садик цубонива можно разместить в проеме между строениями

Цубо, или цубонива, — миниатюрный садик, который можно создать в проходе между строениями, на изгибе дорожки и даже на веранде или балконе. Может представлять собой композицию с использованием камней, гравия, высаженных в грунт или контейнерных растений. Создание такого садика доступно многим, и популярность цубонива в современном мире очень высока.LD_Yponski_Sad_03-2009-016Хиранивасики — сад без прудов и холмов, разбитый на плоской и ровной местности.

 

Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа

Карэсансуй — сад, выполненный в технике сухого пейзажа, без использования воды в качестве элемента ландшафтной архитектуры. Водные потоки, пруды, водопады в таких садах символически изображаются при помощи композиций из камней, белого песка и гравия.

Сидзэнсюгитэйэн — сад в стиле природного пейзажа с водоемом, живописными островами, композициями из камней и растений.

Сююсики — сад для лодочных прогулок. Основа такого сада — большой пруд, в котором можно кататься на лодках. Декоративные пейзажные композиции размещаются на берегах с учетом обзора их со стороны пруда, из лодок.

Кайюсики — стиль сада с прудом, рассчитанный на восприятие пейзажей во время прогулки вокруг пруда.

Кокэнива — стиль японского сада, где за основу растительного ассортимента берутся мхи, выполняющие роль покрытия, наподобие газона.

LD_Yponski_Sad_03-2009-017

 

 

Сад, где основную часть растительности представляют мхи, выделяют как отдельный стиль, называемый кокэнива, или «покрытый мхом»

 

 

 

Некоторые мотивы и образы традиционного японского сада могут быть с успехом использованы и сегодня. Возможно, вам доставит удовольствие тот факт, что они имеют тайное значение и даже, если верить восточным мудрецам, способны изменить вашу жизнь к лучшему, поскольку человек, его сущность, его судьба и окружающее пространство являются единой системой. И все же японский сад, как и любой другой, должен быть прежде всего индивидуальным, ведь многообразие приемов японского садового искусства предоставляет вам широкие возможности. Так каким он будет, ваш японский сад?

fantazy.ru

Япoнcкий caд Глaвнoгo Бoтaничecкoгo caдa PAH

В пятницу попала на прекрасную экскурсию по Японскому саду, которую проводила Ольга Никитина.

Идея создания японского сада в Москве принадлежит Петру Ивановичу Лапину, который в 80-х годах прошлого века был директором Ботанического сада и послу Японии в Москве Акире Сигемицу.

Посольство Японии обратилось в Японский Фонд, который, в свою очередь, нашел партнера по финансированию в лице Мемориальной ассоциации Всемирной выставки ЭКСПО-70 и пригласил Кена Накадзиму, выдающегося мастера ландшафтного дизайна, построившего японские сады в Австралии и Америке, Франции и Канаде, Омане, Монголии и др.

Выбор места под сад выпал на северную часть дендрария с прилегающими прудами и незанятыми экспозициями участками. После переноса коллекций рододендронов и ив, в октябре 1983 года начался первый этап земляных работ. Были сформированы основные контуры водоемов и водотоков, существующий пруд расширили, на нем появился остров.

Весной 1984 года Кен Накадзима с тремя своими помощниками приехал в Москву для участия в строительстве сада.

Работы по созданию экспозиции продолжались до 1987 гoда пpи yчacтии cтpoитeльнoй фиpмы «Baтaнaбeтoми».

С тех пор сад вырос и почти не изменился. Кое-где добавлена нехарактерная лаванда и у дальней решетки установили московские, нехарактерные для Японии скамейки.

Искусство создания садов в Японию пришло из Китая благодаря буддийским монахам. Сперва сады разбивались около храмов, потом замков, потом у домов японской аристократии. Искусство создания сада приравнено к двум другим высоким искусствам Японии — живописи и каллиграфии. Основные принципы создания были заложены в VI — VIII веках.

Японский сад в Москве — стилизованный сад, потому что многие растения, характерные для японского сада, не растут в нашем климате. Поэтому создание сада велось по принципу замены растений без потери характерного облика.

Дорожки в японском саду прокладываются по рельефу не уже 1 метра. Используется песок или мелкий щебень, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Композиционный центр сада — пагода. У пагоды всегда нечетное число ярусов. Этой пагоде около 150 лет и у нее 13 ярусов. За пагодой в Японии высаживают криптомерию. В нашем климате ее заменила ель колючая.

Характерны для японского сада садовые домики. Они так расположены, чтобы вид из домика был как картина. Домики делают для чайной церемонии и для отдыха. Стены закрывают рисовой бумагой.

Каменные фонари

Орибе-торо с чашей цукубаи

Легенда гласит, что Мастер чайной церемонии Орибе был христианином. Чтобы можно было поклоняться своему Богу, он вырезал распятие у опоры фонаря и поставил фонарь так, чтобы растения полностью закрывали низ фонаря. И каждый раз, наклоняясь к цукубаи набрать воды во время проведения чайной церемонии, мастер-христианин кланялся своему Богу. Поэтому цукубаи в саду ставится в паре с фонарём Орибе, нижняя часть которого должна быть закрыта.

Ямадоро-торо устанавливается в дальних уголках сада. Его делают из грубо обработанных камней и временем фонарь обрастает зеленью.

И фонари, которых в московском японском саду нет:

Касуга-торо устанавливается на видном месте, рядом со входом. Два таких фонаря могут составлять симметричную пару. Это самые нарядные фонари.

Юкими-торо — фонарь с плоской крышей, который предназначен для любования снегом. Часто устанавливается возле воды, которая в Японии не замерзает и зимой можно любоваться отражением фонаря в воде.

Японские сады бывают:

Дворцовыми
Храмовыми
Садами для чайной церемонии
Пейзажными

Чаще всего японские сады холмистые, но бывают и плоскими. Самый известный плоский сад — сад в Киото (сад 15 камней), где из любой точки на веранде человек всегда видит только 14 камней. При изучении японских садов обнаружили, что камни располагаются в виде рисунка древесной кроны.

Сады могут различаться и по основному растению: мховый, водный, бамбуковый.

Домик для чайной церемонии, орибе-торо и чаша цукубаи:

Три кита японского сада

1. Камни
2. Вода
3. Растения

Камни — светлое мужское начало Янь. Создание японского сада начинается с расстановки камней. Около пагода расположен самый главный камень. Для его установки потребовалось несколько дней.

Камни используются природные, необработанные. Устанавливают их либо плоско, либо с наклоном. В саду камней камни должны быть покрыты мхом.

Вода — темное женское начало, Инь. Японцы любят водопады, но располагают их далеко от дома, чтобы звук был отдаленный, а в лунную ночь можно было наблюдать отблески в воде с веранды. Фонтаны — не японский стиль.

В японском саду может быть и сухой ручей. Для его создания берут камни голубого цвета. По центру располагают камни темнее, по краям светлее. Должно создаваться ощущение, что вода только что тут была и ушла.

Растения идут на третьем месте. Основные цвета японского сада — зеленый, серый и коричневый.

Сад меняется по сезонам. Весна начинается с цветения сакуры. У нас можно заменить абрикосом манжурским или японским.

Очень важны в японском саду клены. Осенью клен символизирует плевок дракона.
Клен пальматум у нас можно заменить кленом псевдозибальда и кленом манжурским

Рододендроны
И листопадные, и вечнозеленые.

Листопадные рододендроны декоративны и весной во время цветения, и осенью, когда листва меняет цвет.

Зима — сосны

Сосна густоцветная у нас — сосна горная нано.

В Японии работают специальные службы, которые выщипывают побеги, чтобы снег застревал в хвое и выглядел красиво.

Характерный элемент сада — остров черепахи или журавля:

Можжевельник казацкий

Очень важен в японском саду рельеф. В московском японском саду 2,7 га. Весь ландшафт после бульдозера выхлопывали ладонями.
Изгибы дорожки всегда закрывают растениями.

Хорошо подходят для японского сада гортензии, спиреи, барсарисы, ели, хосты, незабудки, ирис Кемпфера (мечевидный)

Лотосы у нас заменили на кувшинки и нимфеи

Для японского сада нехарактерен газон, но в нашем климате это было выбранное японцем решение. В аутентичном саду вместо газона будут мхи, бамбук или злаки.

Неожиданное растение — лапчатка.

Как удивительно смотрится стриженные шарики лапчатки вдоль ручья.
(кстати, туи противопоказаны для японского сада).

Традиционный японский элемент сада — кaмeниcтыe pyчьи. Для coздaния тaкoгo лaндшaфтa в Mocквy из 3aкapпaтья былo пpивeзeнo 250 тoнн кaмнeй.

Виды-картины из беседки:

Элеутерококк:

Яблони. В саду их много, в том числе букетная посадка (три ствола в одну яму посажены).

Спиреи у воды:

Ирисы:

Хосты:

И несколько фотографий из сети по моей любимой теме «сезонность»:

home-and-garden.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *