Японский сад — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2016; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2016; проверки требуют 3 правки. Сад замка ВакаямаЯпонский сад (яп. 日本庭園, にほんていえん, нихон тэйэн или яп. 和風庭園, わふうていえん, вафу тэйэн) — разновидность сада (частного парка), принципы организации которого были разработаны в Японии в VIII—XVIII веках.
Начатая первыми храмовыми садами, основанными буддийскими монахами и паломниками, постепенно складывалась вся прекрасная и сложная система японского садового искусства.
В 794 году столица Японии была перенесена из Нары в Киото. Первые сады напоминали места для проведения праздников, игр и концертов под открытым небом. Садам этого периода присуща декоративность. В них высаживали множество цветущих деревьев (сливу, вишню), азалии, а также вьющееся растение глицинию.
Однако в Японии есть и сады без зелени, созданные из камня и песка. По своему художественному замыслу они напоминают абстрактную живопись.
Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, острова, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью деревьев, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травянистых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.
Формирование основ японского садоводства происходило под влиянием эволюции японской архитектуры, а также религиозно-философских представлений японской знати. Изначально сад был составной частью резиденций аристократов, но впоследствии был заимствован буддистскими монастырями и знатными самураями. С XIX века он получил распространение среди японских простолюдинов, став неотъемлемой частью многих частных домов. В XX веке сооружение садов в японском стиле стало популярным и за пределами Японии.
Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).
«Три сада Японии» Монастырские садыТри знаменитых сада Японии
1. Сад Кэнроку-эн (Канадзава)
Сад Кэнроку-эн — самый большой парк Канадзавы, один из Трёх знаменитых парков Японии. Название означает Сад шести достоинств.
Эти признаки были перечислены в книге китайского поэта Ли Гэфея «Хроника известных садов Лояна». Среди них автор назвал простор и возможность уединения, искусность и дух старины, наличие водоемов и прекрасных пейзажей. Как правило, редкий сад или парк насчитывает хотя бы четыре из этих элементов. В Кенроку-эн имеются все шесть – возможно, в этом и заключается заслуга нескольких поколений клана Маэда.
Сад Кенроку-эн был заложен представителем клана Маэда в 1676 году, и долгое время, вплоть 1868 года, представители поколений Маэда совершенствовали его. В настоящее время в саду также проводятся необходимые улучшения и обновления, чтобы поддерживать это произведение садово-паркового искусства в надлежащем виде.
Парк был открыт для публики в 1875 году. До 1976 года посещение было бесплатным, но затем стали брать плату за вход, чтобы направлять вырученные средства на содержание и развитие сада.
В 1759 году сад полностью сгорел, но постепенно все его постройки и насаждения были восстановлены, начиная с 1774 года. На территории в 25 акров (114 436,65 м²) расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида).
В саду множество рукотворных прудов, водопадов, ручьев, мостов, холмов. Большой водоем сада символизирует океан. Все без исключения элементы Кенроку-эн созданы руками человека, но иногда может показаться, что рука человека здесь ничего не касалась, а «дизайн» того или иного уголка сада создала сама природа.
Среди достопримечательностей парка — древний фонтан и чайный домик Югао-тэй, построенный в 1774 году. К достопримечательностям Кенроку-эн также относятся старейший фонтан, в котором вода циркулирует под естественным давлением, фонарь Котодзи, являющийся символом сада и города, мост Ганко-баси из одиннадцати красных камней и пагода Кайсеки, предположительно, подаренная клану Маэда правителем Японии Тоётоми Хидэёси.
Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.
2. Сад Кайраку-эн (Мито)
Парк Кайраку-эн выполнен в стиле японского сада и расположен в префектуре Ибараки, городе Мито. Он был основан в 1842 году лордом Мито в девятом поколении Токугава Нариаки как «место для наслаждения природой».
В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).
Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.
Парк занесен в список национальных исторических объектов. Парк Кайраку-эн включает в себя основной парк и сад вокруг парка, которые вместе функционируют как «парк Кайраку-эн Ко-эн».
Парк Кайраку-эн известен сливовыми деревьями. 3000 деревьев, более 100 видов посажено на территории в более 130 тыс. м2. Каждый год с конца февраля по конец марта проводится «фестиваль сливы Мито», и парк наводняется туристами. Весной можно полюбоваться цветом слив, бамбуком – летом, а клёном – осенью. Зима приносит снег, и посетители могут насладиться здесь каждым временем годом.
В основном парке расположено деревянное здание, называемое Кобунтэй. Это здание, сконструированное Нариаки. В нём собирались Бундзинбоккаку (люди знакомые с литературой и каллиграфией) и вассалы для чтений поэзии и обсуждений.
В прилежащем саду расположено озеро Сэнба и Лунный пруд. Рядом — площадь «Момидзидани», где вода и растения гармонируют друг с другом, самый старый фонтан в Японии, «Гёкурюсэн» и «Хотарудани».
3. Сад Кораку-эн (Окаяма)
Изначально парк носил название Коен, или поздний сад, поскольку он был создан уже после завершения возведения замка Окаяма, напротив которого парк и находится. Свое современное имя парк получил в 1871 году.
Кораку-эн находится в городе Окаяма, в районе Асахигава, на острове Хонсю, и занимает площадь 13 гектаров. Работы по возведению парка были начаты с 1687 года, и были закончены в 1702 году, при поддержке местного феодала Икэды Цунамаса. Свой нынешний облик парк приобрел в 1863 году. В 1871 году парк был подарен префектуре Окаяма, и с 1884 года он открыл свои двери для посетителей.
В парке расположено несколько прудов с рыбой, черепахами и птицами, зеленые горки, множество декоративных цветов и деревьев, а также несколько построек в традиционном японском стиле.
Сад дважды восстанавливали: после наводнения в 1934 году и после бомбардировок 1945 года. При реконструкциях использовали изображения сада, сделанные в эпоху Эдо. В 1952 году сад получил особый культурный статус, он признан одним из трех самых красивых садов Японии.
В центре сада находится пруд с тремя островами, который повторяет вид озера Бива – самого большого пресного озера в Японии, воспетого в литературных произведениях. На одном из берегов пруда создан холм, с вершины которого можно любоваться общим видом сада. Пространство Кораку-эн организовано таким образом, чтобы с каждым новым поворотом тропинки его посетителям открывался новый вид. Более того, с территории сада индустриальные пейзажи города совершенно не видны, и это создает иллюзию пребывания в другой, более гармоничной реальности.
Ценители прекрасного посещают сад весной, чтобы увидеть, как черные стены «вороньего» замка контрастируют с белыми и розовыми цветками цветущих слив и вишен. Также в саду растут сосны и клены, впервые в японском садово-парковом искусстве здесь были посажены большие травяные газоны. На территории сада есть несколько чайных домиков и даже чайная плантация.
Сады и парки Японии
Мало где в мире садово-парковое искусство достигло такой вдохновенной тонкости, как в Японии. Уже в ранее средневековье японцы уделяли созерцанию природы особое внимание и создавали прекрасные сады и парки, которые на языке европейской культуры можно было бы назвать пейзажными. Они осмыслялись в категориях буддийского миропонимания. Центром композиции был остров (скала, павильон), окруженный водами озера — символ буддийского рая посреди океана. Восхитительный пример — знаменитый монастырь Бёдоин в Удзи (близ Киото), где в центре озера распростерла свои крылья легкая деревянная постройка — зал Феникса, скрывающий статую будды Амиды.
Очень рано (уже в XII в.) развивается теоретическое осмысление садово-паркового искусства, появляются многочисленные трактаты. В период Камакура (1185–1333 гг.) решающее влияние начинает играть дзен-буддизм, для которого созерцание природы — это один из важнейших путей просветления. Постепенно формируются основные принципы устройства японского сада, основанные на нерегулярности и асимметрии.
Теоретики определяют два основных типа сада.
Тип «цукияма» — воссоздание реального холмистого пейзажа с обязательным наличием водоема и гор или скал. Часто воспроизводятся конкретные, узнаваемые природные достопримечательности Японии или Китая (гора Фудзи и т. п.), но каждый объект имеет и духовно-символическое значение, а их взаимодействие раскрывается по мере прогулки по саду. Например, верхний сад монастыря Сайходзи в Киото (создан в 1339 г. — старейший сад этого типа, с его мощными камнями-скалами, символизирует первозданные силы природы).
Тип «хиранива» — это небольшой плоский сад, созерцаемый с фиксированной точки и изображающий природу в миниатюре. Прославленным воплощением этого типа и символом дзенского сада вообще являются «сухие ландшафтные» сады (каресансуй). В них никогда нет воды: море или река изображается песком, горы — обломками скал, «островками» мха или кустарников. Условность этих садов облегчает переход к долгому углубленному созерцанию, медитации. Эти сады были неотъемлемой частью монастырей дзен, наиболее известны сады Рёандзи (кон. XV в.) и Дайсен-ин (1509–1513 гг.) в Киото.
Особый тип сада — чайные сады (тянива), распространившиеся с XV–XVI вв. вместе с развитием чайной церемонии. Они очень невелики, это скорее даже не сад, а окруженная растениями и камнями небольшая тропинка к чайному домику. Она помогает войти в состояние одиночества, постепенного отделения от мирской суеты — целью чайной церемонии, пропитанной духом дзен.
В период Эдо (1603–1868 гг.) распространение получают обширные пейзажные парки. Они по-прежнему строятся вокруг пруда с островом в центре, но при этом соединяют черты разных типов, могут включать в себя и чайные сады, и сады камней. Относительно небольшой парк императорской виллы Кацура (1610-е, 1650-е) рассчитан не только на неспешные прогулки, но и на созерцание природных «картин», которые фиксируются через окна многочисленных павильонов. Обширный парк другой императорской резиденции, Сюгакуин (1650-е), построен по принципу включения естественного пейзажа в созданный искусственно. Пруд с островами и мостами вырыт на склоне высокой горы, которая, словно театральный задник, видна со многих точек парка и таким образом становится частью его пространства. Подобного рода парки создавались не только для императора, но и для многочисленных знатных феодалов. Три из них признаны красивейшими парками Японии: Кэнрокуэн (1676) в г. Канадзава (префектура Исикава), Коракуэн (1687) в г. Окаяма (префектура Окаяма) и Кайракуэн (1841) в г. Мито (префектура Ибараки).
Парки и сады Японии прекрасны в любую погоду и в любое время года. Они замечательны под пеленой дождя и в легкой дымке тумана, белоснежной зимой и роскошной багряной осенью, но в первую очередь — ранней весной, в период цветения сакуры.
Удивительна и разнообразна японская природа. Здесь и горные пики с водопадами, и полные зверей и птиц нетронутые леса, и морские глубины, и активные вулканы. Вся эта красота бережно охраняется в 34 национальных парках от снежного Хоккайдо до тропической Окинавы.
А чтобы туристам было проще разобраться в этом многообразии, мы вместе с министерством окружающей среды в этом году запустили новый сайт.
На japan.travel/national-parks почитаете о природных заповедниках Страны восходящего солнца, посмотрите эффектные видео и фото.
Здесь же можно выбрать себе приключение по регионам или видам туризма: походы, дайвинг, горные лыжи и сноуборд, наблюдение за дикой природой, велопрогулки, водные виды спорта, полёты…
Все регионыКантоКансайКюсюТохокуТюбуТюгокуХоккайдо
Все префектурыАкитаАомориГуммаИватэИсикаваКагосимаКанагаваКиотоКумамотоМиэНаганоНараОкаямаОсакаСагаСайтамаСигаСидзуокаТокиоТотигиХёгоХиросимаХоккайдоЯмагутиЯманаси
Японский сад | Обзор японского садового стиля
Японский сад – очень популярное решение для оформления небольшого пространства. Оригинальный миниатюрный садик с мостиками и зонтиками, фонариками и театрализованным оформлением выглядит очень привлекательно и необычно. Каждая деталь в настоящих японских садах наполнена собственным сложным внутренним смыслом.
В классическом японском саду используются растения, характерные для этой страны, что не всегда возможно для создания сада в японском стиле в других регионах. Так, в Европе и в средней полосе России не приживутся орхидеи, пальмы или бананы. Зато всегда можно позаимствовать различные декоративные элементы. Например, прекрасно смотрятся в любом климате символические композиции из камня, дорожки, имитирующие волны на гравийном или песчаном покрытии.
Японские садовые мастера воспроизводят природу на небольшом участке сравнительно ограниченными средствами. Изображение природы в уменьшенном виде, стремление создать впечатление пространственной глубины ведет к изменению пропорций естественного масштаба, к применению карликовых деревьев и скал, т. е. к некоторой условности и романтизму.
Пейзаж, созданный в японском саду, далек от естественной природы, но образы этой природы, видоизмененные автором, положены в основу картины сада. Некоторые сады подобны иероглифам, и нужно уметь их читать. Направление и изгиб искусственно выращенной ветки дерева, величина, форма и положение камня, материал покрытий — все это в условной форме рассказывает о замысле создателя сада.
Японский сад: минимум пространства, философия и символизм
При создании японского сада самое главное, это соблюдение основных принципов, а именно, воплощение ощущения отдыха, покоя, созерцания красоты природы. Для того чтобы воспроизвести красоту природы на небольшом участке, японские мастера используют сравнительно ограниченные приемы. Все природные богатства демонстрируются в уменьшенном виде, при этом садовод стремится создать впечатление глубины пространства, что в итоге приводит к изменению пропорций. Так в японских садах появились карликовые скалы и деревья, извилистые дорожки и миниатюрные водоемы с ажурными мостиками. Все это создает ощущение романтизма и некоторой условности.
Композиции японского сада
В теории японского садового искусства существуют разные по сложности композиции. Наиболее простая — стиль Син, более сложная — стиль Со и наиболее сложная — стиль Дзио. Эти композиции рассматриваются в решениях двух типов садов — плоского и холмистого.
- Плоский сад может создаваться из одного песка или гравия, мха и нескольких камней. Так, в саду Рёан-дзи, который считается «одним из десяти прекраснейших садов всех времен» (по определению ландшафтного архитектора Дж. О. Саймондса), на фоне обработанного граблями гравия, изображающего море, расположена свободная композиция из пятнадцати камней и мха.
- Холмистый сад может решаться без применения живого материала. Утесы, холмы, горы ближнего, среднего и дальнего плана, камни, изображающие морской берег, галька и песок как символ реки могут создать сложные пейзажи, где направление течения воды и акцентирование деталей (обычно в одну сторону — слева направо) придают композиции определенный философский смысл.
Сочетание разнообразных камней создает определенное эмоциональное восприятие. Вертикально стоящий камень обозначает крутые горы, булыжник — мягкие склоны, речная галька изображает реку, морская галька — море. Очень часто форме водоема тоже придается определенный символический посыл.
Компоненты, растения и материалы японского сада
Основой любого японского сада считаются вечнозеленые деревья, среди которых ведущая порода – это зонтичная сосна. Разнообразие японским садам придают не только искусно выращенные растения, но и камни. О них в Японии даже слагают легенды! Ведь для того, чтобы завершить образ, подчеркнуть идею, автор зачастую разыскивает по всей стране разнообразные камни необычной расцветки и формы. А их гармоничное, но часто очень нетривиальное сочетание и расположение придает удивительный колорит всему пейзажу. Порой, даже горсть песка, осколок скалы или покрытый мхом валун из далеких гор вносит необходимый штрих в пейзаж и символизирует величие природы. Вода в японских садах присутствует очень часто, хотя и не является обязательным элементом. Чаще всего это небольшой пруд или озеро, миниатюрные ручьи и необычные водопады.
Японский сад на небольшом участке
В применении к современному малому саду мы можем говорить не о японском стиле, а о создании сада по мотивам японского садового искусства.
Японский садик на своем участке можно либо воплотить полностью, либо посвятить его оформлению небольшой фрагмент общей территории. Попробуйте выделить небольшое пространство, огородите его в «комнату» и устраивайтесь «по-японски». В японском стиле можно выполнить внутренний дворик, но тогда и детали украшения дома обязаны поддержать общее настроение. Облик внутреннего дворика определяют зеленые тона листвы кустарников и серый цвет натуральных камней.
Место для уединенного отдыха отделено от суетного внешнего мира высоким забором. Доминирующий элемент — вечнозеленое дерево. Гравийная дорожка приведет к простой каменной скамье, возле которой растет низкий декоративный кустарник.
Уголок для чайной церемонии необходим тем, кто предпочитает пить чай по-японски. Устройство такого уголка не отнимет много времени и не потребует специальных навыков в садоводстве. Главное — соблюдать меру. На деревянном помосте постелите соломенный мат, уголок отделите от основной территории бамбуковым забором, по которому пустите виться красиво цветущую жимолость. На противоположной стороне уголка устройте бассейн, и близ него посадите невысокий декоративный кустарник — айву японскую. Вместо традиционных газонных трав советуем использовать почвопокровные растения.
Украшение сада в японском стиле, японские садовые фонари
Японский сад украшается антикварными предметами, каменными фонарями и вазами. Наиболее важные аксессуары стиля: бамбуковые ограждения (циновки и заборы), прохладные водоемы с переходом в виде отдельных камней или мостиков. Цветы в виде пятен-всплесков глубоких переливающихся тонов, используются лишь изредка, когда они необходимы.
Среди цветочных «японских» растений в России акклиматизировались хоста и астильба, но излюбленная японцами хризантема растет у нас плохо — можно заменить ее хризантемой корейской. Контейнеры и емкости для растений выполняются из керамики и других естественных материалов светлых тонов либо в виде деревянных плошек с рельефным рисунком. Могут использоваться такие детали, как занавески с узелками, мох под соснами — «деревьями долголетия», группы камней и каменные светильники.
В Японии каменный фонарик — неотъемлемый элемент каждого сада. Его ставят в определенных композиционных точках в комбинации с камнями, кустарниками, деревьями и прудами: у подножия горы, на острове, на берегу озера, около входа, у колодца. Фонарики освещают сад и служат архитектурным элементом, создающим приятный контраст ландшафтного дизайна и естественной природы.
Японские светильники бывают нескольких видов — приземистые, с широкой крышкой, в форме домика для любования покровом снега (юкими-гата), нарядные фонари на подставке (тачи-гата) и потайные фонарики (икекоми-гата).
Различают два типа фонарей: на подставках и на ножках. Каменный фонарь на подставке состоит из следующих элементов: основания, пьедестала, держателя для светильника и навершия. Фонари, у которых отсутствует основание, верхушка и пьедестал, располагают прямо на земле.
Место установки фонаря выбирают на берегу водоема. Камни береговой линии контрастируют с вертикалью, а высокий кустарник на противоположном берегу уравновешивает ограниченное пространство малого сада.
Фонарь-светильник располагают у мостика перед чайным домиком. Такие фонари компонуются с вертикальными камнями на открытом пространстве, огражденном архитектурными объектами и высокой зеленью.
Резервуар с водой для омовения (цукубаи), а также маленькие пагоды и резные каменные ступени придадут саду «японский» колорит.
Азалия (рододендрон) и декоративная вишня (сакура) создадут иллюзию настоящего сада Страны восходящего солнца.
20 впечатляющих японских садов со всего мира
Сад Хонбо. Осака, Япония.
Японские сады необычайно популярны по всему миру, их можно увидеть как у обычных частных домов, так и рядом с историческими достопримечательностями, например Буддийскими храмами или старыми замками. В Японии садоводство – это высокое искусство, которое зародилось под влиянием более древней китайской садовой культуры.
Ниже подборка из 20 великолепных японских садов со всего света.
Японский сад. Буэнос Айрос, Аргентина.
Сад храма Реан-цзи Киото, Япония.
Японский сад. Ковра, Австралия.
Сад Рицурин, Такамацу. Япония.
Настоящий японский сад имеет несколько характерных особенностей. Самая главная — дом всегда должен располагаться посередине участка, чтобы из него просматривался весь сад.
Также, в традиционном японском саду присутствуют такие атрибуты:
- Водоем — настоящий или искусственный. Возможно пересохший.
- Мостик через водоем, либо выложенные по дну камни, для перехода через водоем.
- Камни или каменные композиции.
- Фонарь, в основном из камня.
- Чайная или беседка.
- Забор, стена или изгородь в традиционном стиле.
Тропический сад Монте-Пэлэс. Мадейра, Португалия.
Каменный сад Дайдзен — Жи Зен. Киото, Япония.
Японский чайный сад, Сан-Франциско, США.
Сад Гингко-Жи. Киото, Япония.
Сад Каракуен. Окаяма, Япония.
Изначально, для японца сад — это место отдыха, созерцания и единения с природой, однако современные публичные сады используются как для прогулок, так и для сохранения некоторых редких видов растений. Структура японского сада подчеркивает необычайную хрупкость природы и побуждает к ее сохранению.
Очень важную роль в этой культуре играют камни. Их используют в основном для создания дорожек и мостиков. Большие камни, как правило треугольной формы, располагают обособленно. Они являются символом гор.
Искусственные водоемы сооружаются таким образом, чтобы быть максимально похожими на естественные природные озера и ручьи, поэтому японцы практически не используют фонтаны. нередко можно встретить искусственно созданные, пересохшие водоемы, сделанные так, как будто в них действительно журчала вода.
Один из основных элементов японского сада — растительность. Японцы предпочитают сажать растения с богатой зеленой листвой, но разноцветные цветущие деревья и цветы также имеют место.
Благодаря различным видам клена и кустарникам японцам удается создавать разнообразные цветовые палитры в своем саду.
Сады Гамильтона. Ваикато, Новая Зеландия.
Каменный сад Дзен. Япония.
Японский сад, Нидерланды.
Дзен сад. Портленд, США.
Музей искусств Адачи, Ясуги, Япония.
Сад в Кумамото, Япония.
Сад Каюнкан. Нагахама, Япония.
Сад камней. Коясан, Япония.
Японские сады. Портленд, США.
Оранжерея в Комо парке, Миннесота, США.
Источник twistedsifter.com.
Дизайн сада в японском стиле: символика и основные принципы
Распечатать статьюКто не мечтает о традиционном японском саде? Компактный, яркий и уютный, он способен придать любому уголку участка уникальность и передать традиции востока.
Японский стиль как ландшафтное направление возник в 8-18 веке, позаимствовав основы у Китая. Главные отличия в оформлении стилей — пространство. В Китае ландшафтный стиль — это всегда парки и обширная территория. В Японии же принято минимизировать пространство. Но всё же, величественные дворцы и храмы также нуждались в благоустройстве, поэтому на сегодняшний момент сад в японском стиле может быть:
— для дворцов
— для жилых помещений
— для храмов
— сады для чайных церемоний
Дворцовые территории подразумевают под собой огромное пространство для восстановления сил и прогулок, поэтому часто на них можно увидеть пересечение множества дорожек и небольшие павильоны, которые помогают созерцать красоту вокруг. Храмовые же предназначены больше для медитаций и созерцания, поэтому ландшафт отличается умиротворенностью и изыском.
Сады для жилых домов всегда примечательны маленькими размерами (3-5 метров) и часто являются копиями ландшафтов. А вот территория для чайного домика представляет собой как бы проход от повседневности в духовный мир, поэтому он должен быть декоративен круглый год. По весне это плодовые деревья и кустарники, летом — самые красивоцветущие цветы, по осени территорию должен украшать клен, а зимой — красивое сплетение ветвей. И только где-то в глубине сада можно заметить тропку, которая ведет непосредственно к домику. Символика японского сада поражает воображение: тут и простор, и игра цвета, и традиции со своим смыслом, и гармония. Сам чайный домик небольших размеров с заниженным дверным проемом, который каждого гостя заставляет приклониться, тем самым намекая на равенство всех людей.
Есть и другие категории японского стиля:
По типу рельефа:
— выпуклые
— плоские
По типу доминирования композиций:
— сад камней
— сад мхов
— сад воды
— сады папоротников
По сложности исполнения:
— «син». Сад, наполненный различными композициями: камни, вода, мох и т.д.
— «со» Неполная форма, при которой используются отдельные декоративные элементы, но они обязаны составлять гармоничную общую картину, а также быть целостностью по отдельности.
— «ге» В таком саду за основу берутся одиночные элементы, которые вместе создают целостную картину. Весь ландшафт вокруг как бы является частью главных акцентов.
Кокэдэра или «сад мхов». Считается самым древнейшим садом, возведенным еще в 14 веке. Основная цветовая палитра — зеленые оттенки — успокаивающие и умиротворенные. Посреди сада — озеро с небольшими островками, которые создают атмосферу покоя и уединения.
А вот самый знаменитый сад камней — Тэнрюдзи в Киото состоял преимущественно из кустарников и камней, которые располагались так, чтобы они сменяли друг друга цветением круглый год. Очень часто сад камней представляет собой территорию, засыпанную гравием, создающим геометрические поверхностные волны, напоминающие море.
Если сад камней находится на территории храма, служители каждый день по несколько раз выравнивают волны и дорожки, чтобы не нарушилась целостность линий. Каждый наблюдающий в разное время года и при уникальном освещении видит в этих композициях что-то индивидуальное и уходит в глубокие размышления.
Сад воды. Согласно древней религии Японии — синтоизму, всё вокруг: камни, растения, водоемы являются обитанием невидимых духов — ками. Сад воды, прежде всего, это умиротворение и покой: пруды, водоемы, журчание воды, шепот пересекающихся потоков. Считается, что вода отгоняет злых духов, помогает разгрузиться от повседневности и вносит в сознание просветление. На сегодняшний день в Японии сохранилось множество садов воды, таких как Сюгаку-ин, сад дворца Кацура, Кинкакудзи. Все они находятся под охраной и надзором.
Каковы же основные принципы и правила при создании сада в японском стиле?
Так как японские традиции складывались веками, дизайн японского сада представляет собой сложную систему, в которой любой отдельный элемент и композиция по-своему важен и несет в себе особый смысл. Главная цель — добиться максимальной гармонии и создать пространство для созерцания красоты.
1. Принцип простоты и максимальной отдачи. Японцам нет равных в создании минималистичных садов, несущих необъятность мироздания. Увидев маленький японский сад, можно окунуться в атмосферу, наполненную легендами, традициями и духовностью.
2. Естественность на первом месте. В Японии природа и всё что ей создано считается идеальностью. Её можно довести до совершенства, внести индивидуальность, но нельзя создать. Так, например, вы никогда не увидите в японском стиле водоемы квадратной или прямоугольной формы.
3. Асимметрия. Композиции и элементы декора в пространстве располагаются ассиметрично. Даже при стрижке растений японские садовники держатся данного принципа, подстригая крону неравномерно.
4. Вода. В большинстве садов водоем — незаменимая часть ландшафта, так как вода символизирует жизнь и перемены. Это своеобразный «двигатель» сада, на котором основываются многие концепции.
5. Нечетные числа. Всё, что в множественном количестве присутствует в саду должно быть нечетным. Это заимствовано, прежде всего, из религии японцев, которые к слову очень суеверны и верны религии.
6. Естественная цветовая палитра. В японском стиле зеленый цвет является доминирующим, вы не найдете в нем преобладание другой гаммы, поэтому основные акценты создаются благодаря экспериментам с текстурой хвои и листьев. Цветовые акценты часто используются только для подчеркивания сезонов года.
7. Больше свободного пространства. Чтобы самостоятельно добиться должного эффекта в создании японского сада, необходимо помнить о пространстве. Никакой пышности и шика — пространство должно олицетворять свободу.
8. Садовые дорожки. У многих садоводов возникают вопросы именно на данном этапе построения японского сада. В Японии дорожки часто являются не только элементами зонирования, но и произведением искусства. Часто это плавные волнообразные тропы, которые при каждом повороте открывают взору что-то новое.
9. Уединение. Как мы разобрали выше, японские сады часто используют для осмысления жизни, медитаций и уединения. Именно поэтому часто их скрывают от чужих глаз, чтобы подчеркнуть атмосферу.
10. Направленность. Психологически, так уж сложилось, что взгляд человека имеет направление: слева направо. Данное правило также работает при расположении элементов, не стоит о нем забывать. Например, правильно составленная композиция из камней, играющая со взглядом зрителя, способна внести глубину в любое пространство.
Самые главные принципы мы разобрали, но всегда стоит помнить, что наша цель не скопировать японский сад, а сотворить что-то особенное, уникальное и индивидуальное, не теряя традиции и духовность Японии, даже если элементы считаются не слишком характерными для стиля.
Цель и направление японского сада.
Японский сад — это уникальное произведение искусства в ландшафтном благоустройстве. Природа для японцев с древних времен символ красоты, умиротворения. Религии, философии и идеи плотно пересекаются с окружающим миром. Прежде всего, это скрытый от повседневности уголок, который помогает помедитировать, привести мысли в порядок, полюбоваться красотами и обрести покой. Всё, что скрыто в природе обладает магическими силами, которые направляют каждого человека на свой путь. Природа помогает познать себя, так как является фундаментом человечества. Сад — особое место для любого японца, что и пытаются интерпретировать архитекторы японского стиля.
МАФы японского сада.
Камни в японском саду.
При создании любого сада основой является скелет, состоящий из основных элементов и второстепенных, которые служат дополнением. Камни — и есть скелет японского сада. Ещё с давних времен они символизируют мужское начало «янь». Разнообразие форм, размеров и текстуры камней помогают проявить самую смелую фантазию: и высокие вертикальные, и низкие вертикальные, арочные, лежачие, круглые, с углами — на любой вкус и цвет. Возвращаясь к принципам японского сада, напоминаем, что лучше использовать их в нечетном количестве: 3,7,9. И обязательно экспериментируйте с размерами: так получится изысканнее и интереснее.
Камни подбирают по форме, цвету, структуре. Необходимо обратить внимание не на искусственные, обработанные камни, а на естественные формы, которые встречаются в природе. Идеально смотрятся необычные камни, имеющие отверстия, слегка покрытые естественной ржавчиной или мхом, а также подводные представители — из рек и озер. Для усиления эффекта их располагают с наклоном к земле или слегка присыпают грунтом.
Вода в японском дизайне.
Как мы говорили ранее, водной глади японцы придают особое значение. Если камень характерен для мужского начала, то вода это женское «инь». Это символ жизни, движения и покоя одновременно. Вода в японском саду реализуется в качестве пруда, ручья или водопада. Также уместно использовать «сухой ручей», но не допускается оформление фонтанами неестественной формы.
Типы водоемов:
Пруд. В основном им оформляют большие сады. Форма — естественная, со своими закругленными краями и впадинами. Уровень водной глади должен совпадать с берегом, исключая применение облицовки. Берега декорируются в естественном стиле, создавая зеркальные картины на поверхности воды.
Ручей. Требует гораздо меньшей площади, может характеризоваться спокойным штилем, или бурным течением.
Водопад.
Считается самым популярным водоемом. Обратите внимание на предложения на рынке: есть водопады и переносные, и для маленьких садов — главное, чтобы присутствовал шум воды. Очень часто для его оформления применяется один основной камень, по которому течет струя воды и два более компактных камня, которые имитируют русло.
Сухой ручей в японском стиле.
Доступная альтернатива водоему. Он может быть как спокойным, так и раскрываться в бурный поток. Для этого нужно просто расчистить площадку и высыпать гравий или щебень, нанеся граблями рисунок.
Японский сад — растения, как переход от одного сезона к другому.
Как и во многих садах, растения несут в себе какую то смысловую нагрузку. Их подбирают не только с учетом микроклимата, но и для передачи решений и идей. Задача растений японского сада — передать смену времен года. При выборе саженцев помните, что японцы очень редко используют экзотические растения, выбирая преимущественно знакомых, местных представителей. Несмотря на то, что в средней полосе многие из этих растений не смогут комфортно произрастать и зимовать, всегда можно подобрать аналоги, которые прекрасно впишутся в композицию и не доставят особых хлопот.
Дорожки в японском стиле.
Извилистые тропы также являются скелетом сада. Они уводят человека в самые удивительные уголки территории, направляя его взор и как бы управляя временем. Дорожки в японском саду могут быть из любого материала, различных форм и размеров для каждого участка. В основном это камни, но могут использоваться и спилы, бревна и доски. Независимо от того, какой формат вы выбрали, дорожки не должны быть с резкими поворотами и углами.
Не менее важный декор японского сада — фонари.
Игра цвета, форм и оттенков… Как же приятно ходить вечером среди фонарей! Их используют в композициях с дорожками, растениями, камнями. Рынок на сегодняшний день предлагает огромный выбор освещения: и скрытые от глаз светильники, и величественные царские подсвечники, и открытые фонарики, напоминающие по форме домики — на любой вкус. При установке стоит обратить внимание на то, что японские фонари для сада применяются не только в качестве украшения, но и раскрывают вечерний сад, подчеркивая изящность и уникальность.
Ограждения в японском саду.
Не менее важным в саду является зонирование. Разделить участок на зоны, чтобы не спеша гулять по нему и открывать новые границы — затруднительный, но увлекательный процесс. В японском саду часто используются бамбуковые заборы, изготовление которых в Японии считается особым искусством. Также стоит обратить внимание на заборы из плетеной ивы.
Арка на входе в японский сад.
Будет намного интереснее, если вход в ваш японский сад будет украшать арка. Главное — грамотно подобрать для нее место. Беседки и другие сооружения для отдыха часто располагают на открытом пространстве, чтобы подчеркнуть их выразительность. Они могут реализоваться как из дерева, так и быть плетеными из бамбука. Очень ценится в оформлении зон отдыха — простота, без малейшего намека на излишество.
Декоративный мостик в ландшафтном дизайне японского сада.
Декоративный и функциональный мостик — очень изящный элемент декора, который притягивает к себе взгляды. Как только речь заходит о японском мостике, представляется изогнутый небольшой красный мост, но таковой можно отнести больше к китайскому. Для японского стиля больше характерны зигзагообразной формы или подвесные мосты из бамбука, камня или дерева.
Как мы говорили выше, для японского сада очень большую роль играет свободное пространство и чем его больше, тем гармоничнее выглядит окружение. Как правило, пустоты заполняются мхом, корой, или низкими, неброскими почвопокровными растениями.
Главные правила построения японского сада.
Для создания настоящего японского сада нужно запомнить несколько особенностей размещения основных элементов. Если вы будете им следовать, то вы не ошибетесь.
1. Дизайн должен соответствовать и подчиняться саду, а не наоборот.
2. Необходимо найти единственно правильное место всем элементам сада: камням, деревьям, декоративным украшениям.
Пользуясь этими простыми правилами, вы с легкостью создадите на вашем участке ландшафтный дизайн, японский стиль которого будет многие годы вызывать восторг у вас и ваших гостей. И помните: красивый сад — это ухоженный сад. Как бы вы не разместили растения, композиции и элементы, следите за их внешним видом и ваш сад станет завистью соседей. Если у вас по каким либо причинам не получается спроектировать японский сад или не хватает времени, вы всегда можете обратиться к нам за помощью и наша команда профессионалов с удовольствием создаст атмосферу Японии на вашем участке. Подробнее об услуге «Ландшафтный дизайн» https://romashkino.ru/landshaftnoe-proektirovanie/
Японские сады: виды, формы и мифы (часть 1).
последнее обновление 13.02.2016.
Издревле японцы — оседлый народ. Вся жизнь их проходит внутри четко ограниченного пространственного круга, где каждая вещь находится на положенном ей месте — внутри, а не во вне — в неупорядоченном хаосе. Поэтому и японские здания оказываются внутри намного больше, чем кажутся снаружи. Этот поразительный зрительный эффект достигается чрезвычайно продуманной организацией интерьера, его умелым использованием: каждая вещь находится на своем месте и предельно функциональна.
В одном из древних японских мифов, божество земли Идзумо, поняв, что управляемая им земля мала, решило увеличить ее пределы. Но не за счет привычного европейцам завоевания, оно просто взяло и притянуло своей мифологической веревкой другие территории.
Так же поступили японцы и с природой, «притянули» к своему жилищу часть природного мира, при этом сильно уменьшив его размеры. Так во времена Хэйан появились знаменитые японские декоративные сады — миниатюрный слепок с живой природы. В этих садах есть и море, и острова, и горы, и реки, и леса. Только очень маленькие и, к тому же, целиком окруженные стенами усадьбы. В саду бывал устроен даже буддийский рай. Дело в том, что крошечные островки в «океанском» пруду нередко соединялись с сушей горбатыми мостиками. И только к одному из островов, называемому «Райским», никакого моста не вело, потому что и в настоящий рай попасть не так просто. Именно в этих садах, а не в настоящих лесах, и произрастают многочисленные виды воспеваемых японцами растений, именно туда прилетают птицы, возвещающие приход весны. А если в саду закуковала кукушка — значит уже и лето пришло.
Так, начиная с периода Хейан, взгляд японца сосредоточился на ближайшем, пространство вокруг него «свернулось», подарив ему возможность замечать самые мельчайшие детали, видеть прекрасное в малом.
Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож! —
Отраженье в воде.
Басё
С момента формирования и по настоящее время, в генеральном плане японских садов почти ничего не изменилось. Исчерпывающее представление о японских садах можно получить из книги «Записки о садоводстве» («Sakuteki» / «Notes of Garden making»), которая была опубликована в XIII веке и является старейшей книгой о японском садоводстве. Многие принципы устроения сада, описанные в ней, актуальны до сих пор.
Существует несколько типов японских садов. В 1828 году Акизато Рито (Akizato Ritou, 秋 里 籬 島) опубликовал дополнение к «Комментариям по ландшафтному саду» (Commentary on Landscape Gardens, TSUKIYAMA TEIZOUDEN KOUHEN, 築山庭造伝後編), в котором выделил девять типов садов (в том числе цукияма (холмистый сад), хиронива (равнинный сад) и карэсансуй (сухой сад)) и далее разделил их на три формы син-гё-со (shin-gyou-sou, 真行草). Понятия син-гё-со используются в любом виде восточных искусств, в таких, например, как чайная церемония, темае (temae, 手 前), каллиграфия и других: формальное син ( shin 真), полуформальное гё ( gyou 行 ) и неформальное со (sou 草). Эти формы можно еще рассматривать как полную (син), полусокращенную (гё) и сокращенную (со). Применительно к садовому искусству различия определяются степенью детализации. Процесс обобщения формы сада заключался не в уменьшении количества основных элементов, а в переходе от изобразительного языка к символическому. Ландшафтный сад в развернутой форме был ориентирован на реальную природу в ее разных проявлениях, а символический сад должен был воплотить сущность природы как «формулу мироздания». В частности, отличия форм четко прослеживаются в оформлении родзи, чайного сада, отражаясь как в устройстве самого чайного домика, утвари для церемонии, так и в самой церемонии.
Приведенные ниже изображения, взятые из «Tsukiyama Teizo-den», показывают все три формы равнинных садов.
Син-форма равнинного сада.
Гё-форма равнинного сада.
Со-форма равнинного сада.
Изображения достаточно четко показывают разницу между формальным, полу-формальным и неформальным стилями. Джиро Харада, автор «Сады Японии», в издании 1928 года сравнивает эти стили с нарядами: величавый бальный наряд, элегантное вечернее платье и очаровательное домашнее платье.
Приступая к планировке сада, мастер в зависимости от характера почвы, размера территории и других условий выбирал главный элемент сада — скалы, водоем, деревья, мхи. При этом обязательно учитывалось воспринятое из китайской философии сопоставление двух взаимодополняющих начал — отрицательного и положительного (инь и янь), от которых зависела гармония сада: это вода и камни. Вода могла быть натуральной или обозначенной песком, галькой, а камни, обычно специально отобранные по величине, цвету, форме, фактуре, присутствовали всегда.
В зависимости от ландшафта, японские сады делятся на две большие группы: цукияма — сад с искусственными холмами, и хиронива, равнинный сад. За последнюю тысячу лет были усовершенствованы детали устройства садов, суть же понятий не изменилась. Часто эти два вида сада соседствуют. Давным-давно, главный сад с южной стороны дома аристократа обязательно был холмистым, в то время как между постройками для украшения пространства устраивался равнинный сад. Так, эти два вида садов развивались бок о бок, пока не возникла необходимость выбирать один из них из-за недостатка места. Вошедшая же в XV веке в моду чайная церемония (cha-no-yu), дала огромный толчок развитию и усовершенствованию равнинного сада. Со временем чайный сад выделился в отдельный подвид равнинного сада.
То, что мы обычно представляем себе говоря «японский сад», это сады цукияма.
Цукияма (tsukiyama 築山) — термин, обозночающий холмистый сад, в противоположность равнинному саду (хиранива, hiraniwa 平庭). Холмистый сад характеризуется наличием искусственного холма в сочетании с прудом и ручьем и различными растениями, кустарниками и деревьями. Такие сады особенно выигрышно выглядят с обзорных точек, на которые посетителя выводят хитро расположенные тропинки или ими любуются из расположенных в таких точках зданий: небольших храмов или чайных домиков.
В переводе с японского слово цукияма означает буквально «построенная гора». Раньше такие сады называли касан (kasan 仮山), что можно перевести как «искусственная, рукотворная гора». Сады-цукияма были особенно популярны в начале периода Эдо.
Так же отличительной чертой таких садов является наличие в пруду трех островков: черепахи, журавля и вечной молодости. В китайской и японской мифологии черепаха и журавль — символы долгой жизни и счастья.
Примером могут служить сады в храмах Tenryuji и Saihoji в Киото. Сады в храмах Daigoji Sanboin и Kodaiji в Киото тоже относятся к садам-цукияма.
Дзен-сады: миф или реальность
Наиболее привычным холмистым садом выглядит сад, включающий пруды и ручьи. Но не менее известен и другой тип садов, который мы часто представляем или имеем в виду, говоря о японских садах, это карэсансуй (karesansui / 枯 山水) — «сухие» пейзажные сады, так же известные как сады камней. Из крупных камней выкладывают водопады, извилистые ручьи и пруды, а воду имитируют, насыпая песок или мелкий гравий. Иногда это сделано настолько искусно, что текущую воду можно буквально увидеть. «Сухими» делают не только холмистые, но и равнинные сады. В таких садах большую часть площади занимает песок или гравий, изображающий воду. Кроме него там бывает еще несколько крупных камней, одно или два дерева или куста. Эти сады очень минималистичны. Самые известные из них существуют по сей день в старых храмовых комплексах.
В западной терминологии эти сады называются дзен-садами и они считаются воплощением философии дзен-буддизма. На самом деле этот «туристический термин» возник в конце 20-го века при популяризации японской культуры на западе с легкой руки журналистов и прочих, не слишком разбирающихся в вопросах японских традиций и собственно дзен-буддизма. Возникновению заблуждения поспособствовали и фотографии монахов на фоне «сухих» садов. Опять же, на самом деле, монахи медитируют не лицом к саду, а лицом к стене. А принципы дзен-буддизма говорят о том, что дзен внутри нас, а не в окружающей среде.
А если подробнее, то впервые слова «дзен» и «сад» встретились в одном предложении в книге «100 садов Киото» американского автора Лорейн Как (Loraine Kuck), изданной в 1935 году. Натолкнул автора на эту мысль, вероятно, ее сосед, писатель и преподаватель философии дзена. В последствии Лорен стала «Мадам Блаватской японских садов». До 1950-х ни в японских исторических трудах, ни в японской садоводческой литературе упоминаний о дзен-садах не встречалось. Однако сейчас этот термин популярен как на западе, так и в самой Японии. Вообще, монахи одной из трех крупнейших буддистских школ, Сото (曹洞宗), полностью отвергали такое роскошество как сады. И Мусо Сосэки (夢窓 疎石 , 1275 — 20 октября 1351), дзен-монах школы риндзай, один из известнейших мастеров садового искусства времен сёгуната Асикага, подвергался суровой критике и со стороны своих собратьев, и со стороны других дзен-буддистских школ, поскольку «люди, практикующие дзен, не должны строить сады» (Tim Hansken is an Asian linguist and garden builder from Occidental, CA.). Самый знаменитый дзен-монах 20-го века Кодо Саваки так говорил «…Японская садовая архитектура очень тонка: мастера доводят их искусство до такой степени, что они компонуют, еще компонуют, пока не дойдут до точки, где это наконец-то выглядит, как будто бы выросло само собой — это считается самой высшей точкой садовой архитектуры. Вопрос только в том, почему же сразу не наслаждаться живой природой?»
Почему же так случилось, что зачастую в Японии не только обычные люди, но монахи при храмах, называют «сухие» сады — дзен-садами? Ответ, в принципе, несложен. В Японии в разговорах тема садов и любования природой поднимается так же часто и является столь же обычной, как и разговоры о, например, кулинарии или работе. Садов в Японии много, они открыты для публики, вход недорог и потому, они любимы и часто посещаемы. В то время как от религии, и в том числе дзен-буддизма, современные японцы далеки. А храмы в Японии в большинстве своем, имеют ограниченное финансирование, и поэтому туризм является для них одной из важнейших статей дохода. Вот и добавляют они к красоте прихрамовых садов мистические элементы, философские мотивы и поэтические загадки для привлечения туристов, как западных, так и своих, родных (Tamao Goda is JOJG’s art director and chief Japanese garden researcher).
Говорить же о том, что эти сады располагаются только рядом с резиденциями (houjou / 方丈) настоятелей храмов и монастырей будет неправильно. Они могут быть созданы рядом с любым домом, рестораном и вообще в любом месте. При храмах же обычно существуют большие сады, созданные в разных стилях и «сухой» сад всего лишь один из них.
Основными элементами «сухого» сада являются камни и песок (или гравий), символизирующий море или, в широком смысле, просто воду. Вообще, воду в таком саду обозначают определенным образом расположенные камни, создающие так называемый сухой водопад (karetaki / 枯滝) и узоры, создаваемые граблями на песке — сухой ручей (karenagare / 枯流). Растения в таких садах неважны и зачастую отсутствуют. И если в период Муромати они еще умеренно используются, то в начале периода Эдо их сменяют мхи и единичные крупные растения у задней стены. Так же эти сады отличаются тем, что предполагают «любование» с одной точки, причем сидя (не всегда, но чаще всего). Камни часто символизируют китайские горы и носят их названия.
Само слово карэ сан суй взято из справочника садового искусства конца 11го века, «Сэндзай Хисё» или «Сакутэйки» («Sakuteiki» / «Руководство по созданию садов» / 作庭記) и относится скорее к садам периодов Муромати, Момояма и Эдо, в то время как сады более позднего периода называют коюки карэ сан суй (kouki karesansui / 後期枯山水). А «сухие» сады, точнее способы расположения камней в саду, периода Хейан историки называют дзенкишики карэ сан суй (zenkishiki karesansui / 前期枯山水). Из-за схожести этих садов с китайской пейзажной монохромной живописью (suiboku sansuiga / 水墨山水画), особенно времен Китайской Империи Сун (Hokusou / 北宋) (960-1126), сады карэ сан суй так же называли суибоку сансуйгашики тейен (suiboku sansuigashiki teien / 水墨山水画式庭園) или хокусоу сансуигашики тейен (hokusou sansuigashiki teien / 北宋山水画式庭). Как и на картины, на эти сады нужно было смотреть с одной, сидячей точки зрения.
Самый первый такой сад был создан в Камакуре при храме Kenchoji, основанном в 1251 году. Этот храм и монастырь при нем объединял и возглавлял 5 великих дзен-монастырей, которые процветали в эпоху Камакура (1185-1333).
В настоящее время самые известные сады камней находятся в Киото при храмах Рёандзи (Ryoan-ji) (www.ryoanji.jp/top.html) и Daitokuji, они созданы еще в период Муромати. Самый известный японский «сухой» сад, это, конечно, Рёандзи, Храм Мирного Дракона (Ryoan-ji, Temple of the Peaceful Dragon) — сад 15ти камней и песочного «моря». Здесь, окруженные с 3-х сторон низкими стенами, на ровной площадке, покрытой песком, находятся 15 камней разных размеров, сгруппированные совершенно необыкновенным образом. Этот уникальный сад, созданный Со-ами, иллюстрирует историю о тигре, спасающемся вплавь с одного острова на другой со своими тремя детенышами, один из которых, как ни странно, леопард. В этом саду нет дерева или куста, но есть деревья за стенами сада и они создают прекрасный задний фон. Секрет этого сада в том, что камни расположены таким образом, что где бы вы не встали, видеть вы будете только четырнадцать камней. Цветовое разнообразие создают лишь редкие полоски ярко-зеленого мха возле некоторых камней, что делает Рёандзи одним из самых лаконичных и абстрактных садов в Японии.
И именно с этого сада и начался миф о дзен-буддистких садах. Снимок буддийского монаха, медитирующего перед этим садом, сделанный американским фотографом, стал известен во всем мире. И, тем не менее, является обманкой. На самом деле, это древнее синтоистское место, а вовсе не буддийское. И сад не был ни создан дзен-буддистким монахом, ни служит местом дзен-медитаций. Хотя даже в туристических проспектах, которые можно взять в самом саду, пишут о дзене. Некое туристическое завлекалово, поскольку прикоснуться к чему-то глубокому и мистическому всегда завлекательнее, чем просто к красивому.
Рёандзи, Киото
продолжение следует…
Использованная литература:
- А.Н.Мещеряков «Книга японских обыкновений»
- A-TO-Z PHOTO DICTIONARY OF JAPANESE BUDDHIST STATUARY http://www.onmarkproductions.com/html/buddhism.shtml
- JAANUS — Dictionary of Japanese Architectural and Art Historical Terminology compiled by Dr. Mary Neighbour Parent. http://www.aisf.or.jp/~jaanus/
- «The Gardens of Japan» by Jiro Harada, of the Imperial Household Museum, Tokyo, 1928.