Японская современная архитектура – 25 ,

Содержание

Современная архитектура Японии

По окончании II мировой войны разрушенная Япония начинает активно отстраиваться заново.

Большое влияние на современную архитектуру оказывает русский авангард тех времён. Вторая половина 20 столетия наглядно демонстрирует его веяние в оформлении зданий. Японская архитектура и по сегодняшний день отличается геометризмом, строгостью, монолитностью общего вида, скромностью форм и всем тем, что принято называть конструктивизмом.

 

Современная японская архитектура

Архитекторы Японии, создавая нечто новое, пытаются сохранить ощущение пространства, сложившееся в местной культуре. Переосмысливая русский авангард и сопоставляя его с привычной для японцев смысловой триадой «тень — промежуток — пустота», они основали свой уникальный стиль конструктивизма.

В конце 19 века, когда страна вступает на путь модернизации и осваивает свежие строительные технологии, при реставрации Мэйдзи уже используется не только камень, но и кирпич. Обновлённый стиль пришёлся по вкусу всей стране и стал использоваться при строительстве государственных учреждений и различных предприятий. Строгий стиль дизайна Запада обрёл большую популярность — его применяли для резиденций и контор. Множество специалистов из США и Европы работали в стране восходящего солнца. В 1879 году целая группа архитекторов оканчивает Токийский технологический колледж. В будущем они сыграют основную роль в строительстве по всей Японии.

Западный стиль более точно отражён в здании Токийского вокзала, сооружении Банка Японии, которые были спроектированы архитектором Тацуно Кинго, а также в Императорском дворце Акасака, созданном Катаямой Токума.

В 1923 году произошло землетрясение, разрушившее возведённые стандартным способом кирпичные и каменные дома в Токио и его окрестностях. В связи с продвижением в разработке способов строительства, одновременно с Западной Европой в Японии начинают появляться железобетонные сооружения, которые обладают сейсмической устойчивостью.

Основной характеристикой ныне сооружаемых японских зданий явилась гибкая структура пространства. В проектах Андо Тадао можно чётко отметить национальные традиции. В построенных этим архитектором домах всегда учтён доступ к натуральному освещению, к природному пейзажу. Благодаря этому обитатели строений имеют возможность наблюдать незабываемые картины, к примеру, смену времён года.

Из-за мощных землетрясений в стране местные учёные опубликовали в средствах массовой информации целый ряд основных норм строительства сейсмоустойчивых сооружений. Они заявили, что в первую очередь нужно выбирать симметричные конструкции. Далее следует обратить внимание на равномерное распределение массы и жёсткости, а также применять только укреплённые сборные детали. В-третьих, так называемые антисейсмические швы — это несколько рядов несущих стоек и двойные стены, которые используются для разделения здания на отсеки, не зависящие друг от друга. Также запрещено возводить перегородки из кирпича, если строение имеет пять и более этажей.

Схема сейсмоустойчивого здания

Схема сейсмоустойчивого здания

Из рекомендованных строительных материалов самыми подходящими являются панельные блоки, сделанные на заводе вибрационным способом. При изготовлении строительных смесей в них следует подмешивать адгезирующие добавки с различными пластификаторами. Ещё одна особенность заключается в том, что при создании сейсмоустойчивых домов все бетонные и кирпичные перегородки нужно обязательно армировать и анкеровать по всей длине.

Для сейсмоактивных зон строения могут иметь разную форму, но предпочесть следует круглые, шестиугольные, прямоугольные и квадратные здания. Японские учёные считают, что здания-книжки, у которых одна или обе стороны вытянуты, весьма опасны для жилья. Одну из главных ролей играет надёжность фундамента. В настоящий момент применяется технология, согласно которой из бетона и полимерных составляющих делают сейсмоизолирующую «подушку» и закладывают в фундамент. При землетрясении, благодаря нетрадиционному основанию, дом скользит и не разрушается.

Сейсмоустойчивые здания в Токио

Сейсмоустойчивые высотки в Токио

Современная архитектура Японии фото

Токио архитектура

Умэда Скай Билдинг фото

Фотография Токийской телебашни

Видео качающихся японских небоскребов

В видео показаны раскачивающиеся, как говорят, танцующие японские сейсмоустойчивые многоэтажки.

Похожая тема — древняя японская архитектура.

Жанр статьи — Культура Японии

jamato.ru

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)

Япония всегда удивляла и будет удивлять жителей других стран! И невероятная архитектура стоит на одном первых мест в списке того, что поражает людей, впервые посещающих эту страну.

Фантазия архитекторов, умело обходящих препятствия и гармонично вписывающих сооружения городской пейзаж, не знает предела. Вот лишь несколько ярких примеров неподражаемой современной японской архитектуры!

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)


Дом в Кавасаки

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Фасад кампуса Токийского университета

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Дом в Сайдзо, Хиросима

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Музей и исследовательский центр компании GC Prostho

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)


Башня-кокон в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Здание Grin Grin в Фукуоке

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Sunvell Muse в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)


Здание офиса Mikimoto Ginza 2 в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Музей Hoki в Тиба

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
S-House в Сайтаме

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Дом в Муко

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)


Зеркальный вход в торговый центр «Tokyu Plaza Omotesando Harajuku» в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Дом в Киото

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Дом в лесу в уезде Китасаку

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Лесная часовня Саяма

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Кондитерский магазин в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Музей Miyahata Jōmon в Фукусиме

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Здание на улице Омотэсандо в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)


Дом в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Лесной дом в Насу

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Здание банка Sugamo Shinkin в районе Итабаси, Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Парки Намба в Осаке

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Здание Acros в Фукуоке

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Часовня в форме ленты в Хиросиме

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Дом с садом в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Игровая площадка детского сада, построенная вокруг дерева

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Детский сад, в котором дождевая вода собирается в своеобразную лужу, в которой потом резвятся детки

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Крошечный домик в Токио

Впечатляющая современная японская архитектура (29 фото)
Здание банка Sugamo Shinkin в Кавагути

bugaga.ru

новаторство в каждом объекте / Берлогос — журнал о дизайне и архитектуре

29 мая 2015 г.

 

С чего все началось? Что отличает современную японскую архитектуру? Чем сейчас заинтересовывают национальные зодчие?


Анастасия Михалкина – искусствовед, специалист по современной архитектуре.

Говоря об архитектуре Японии, необходимо понимать совмещение традиций и новых технологий. Под традициями подразумевается следование религиозным воззрениям (путь буддизма и синтоизма), а также основам строительства традиционных домов (минка). Тогда как новые технологии – это не только достижения в науке и технике, но и влияние западных образцов архитектуры на строительство в Японии.

Особенно сильно это проявилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году, началось европейское влияние на все сферы жизни Японии. Здесь побывали такие архитекторы как Ле Корбюзье, Фрэнк Ллойд Райт, даже Вальтер Гропиус воздействовал на развитие новой архитектуры. Однако японские архитекторы со временем стали «обтачивать» европейские принципы строительства под свой уклад и образ жизни, что теперь можно наблюдать в современных объектах.

В постройках XXI века японские архитекторы стремятся к созданию комфортного жилья. Обязательным условием становится вписывание объекта в окружающее его пространство. Поэтому с одной стороны, для незнакомых с этой особенностью людей – окружающие здания, особенно в спальных районах, могут показаться унылыми или странными (дом–склад или дом–многоугольник). Однако этот принцип выходит из трепетного отношения японцев к личному пространству. Для них дом – отдельный мир, который никто не должен видеть. Не видят – не завидуют. Зато жильцам так гораздо комфортнее и уютнее.

Но это только фасад, который выглядит как непритязательная железобетонная коробка, тогда как внутри зодчие воссоздают целый замок из света, свободного пространства, японского традиционного садика. Но, спросите вы, откуда? Действительно, этот вопрос как нельзя кстати. Если посмотреть на планировку домов, видно, что тот или иной объект имеет площадь всего 30 или 40 кв. м. Но это касается только городской архитектуры, загородные дома гораздо просторнее. Неужели это нормально для Японии и граждан? Действительно так и есть. Японцы уже давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями в небольшом пространстве 30х30 метров. Отсюда возникает другая тенденция к строительству многоэтажных домов, тянущихся к небу. Если не вширь, так вверх.

Тенденцию в строительстве «маленьких домов» раскрыл еще архитектор Кензо Кума (Kenzo Kuma). Он говорит об этом, как о вызове, который принимают японские зодчие и – на примере строительства домов и муниципальных объектов – демонстрируют свое мастерство. До сих пор при строительстве используется железобетон и натуральное дерево, стекло и фанера.

Кроме того, хочется обратить внимание на несколько современных зданий, возведенных в Токио. Одним из таких является дом на улице Нака-Икэгами (Naka-Ikegami, 2000 г.) архитектора Томоюки Ицуми (Tomoyuki Itsumi). Снаружи дом ничем не примечателен, вписан в пространство соседних домов, поджимающих его в площади. С виду напоминает склад, но, как признается архитектор, этот дом и был задуман как жилье с множеством складских пространств. Площадь составляет 44 кв. м. Цветовая гамма помещений – белая мебель с небольшими вкраплениями деревянных полов, что зрительно расширяет пространство. На первом этаже раскинулись гараж, детская комната и ванная.


Второй этаж – кухня-столовая. Третий – спальня хозяев. Весь дом уставлен шкафами, пространствами, куда можно убрать игрушки или одежду. Здесь нет ничего лишнего, вещи не разбросаны, а наоборот убраны во все возможные углы дома. В этом плане он очень функционален. На втором этаже, где расположились кухня и столовая, вся техника встроена в белые шкафы. Кухня поделена на зоны – зона готовки и зона трапезной. Утварь убрана в стол-остров, который раздвигается, превращаясь в дополнительное место для готовки. В полу также есть шкафы, куда можно убрать крупногабаритные вещи. В спальне стоит только кровать и встроенный в стену шкаф. Шкаф глубокий, повторяет форму крыши, он предназначен и для одежды, и для утвари. Любопытное решение внутреннего пространства, когда архитектор стремится все спрятать в стены дома, но это очень удобно и функционально.


Другой жилой дом называется Патио (Patio, 2011 г.). Создан он студией Yaita and Associates, главные архитекторы – Хисааки Йаита (Hisaaki Yaita) и Наоко Йаита (Naoko Yaita).

В плане – широкий и вытянутый. Площадь составляет 80 кв. м. Желанием заказчика было создать дом, который внешне не привлекал бы внимания и был бы закрытым ото всех, тогда как внутреннее пространство должно было стать оплотом семьи, местом отдыха. И архитекторы воплотили это в жизнь. Снаружи дом ничем не примечателен. За исключением того, что нижний объем с двором и парковочным местом является постаментом для выступающей верхушки – второго этажа. По виду напоминает гриб. Первый этаж опущен под землю, затем идет прослойка для входа и гаража, а затем – второй этаж.


Первый этаж камерный – здесь находятся спальни и ванная комната. Также имеется внутренний двор. Со стороны улицы стены облицованы металлом, а со двора представляют собой стеклянные раздвижные конструкции. В прослойке между первым и вторым этажами расположилась небольшая чайная комната в японском стиле. Полы устланы циновками татами, есть ниша токомона со свитком. Второй этаж – гостиная столовая вместе с кухней.



Между прослойкой и третьим этажом есть небольшая щель, через которую проходит свет и свежий воздух. Верхний этаж с одной стороны – бетонный, с другой – покрыт стеклом. Крыша также стеклянная, за счет чего в помещение всегда попадает естественный, солнечный свет.


Еще одно сооружение – Ако Дом (Aсo House, 2005 г.) на улице Сэтагая – возвела группа архитекторов из Atelier Bow-Wow: Йосихару Цукамото (Yoshiharu Tsukamoto) и Момойо Каидзима (Momoyo Kaijima).

Частная постройка, общая площадь которой составляет всего 35.51 кв. м., вписана в угол между другими домами и дорогой. Основной материал, используемый при постройке, – дерево. Архитекторы решили нестандартно подойти к 3-х этажному строению. На плане видно, что комнаты составляют отдельные блоки, собирающие все пространство дома в единое целое, как в игре Tetris. Лестницу разделили на сегменты, расположив ее вдоль стены от самого входа до террасы на крыше. Тем самым, она связывает все пять уровней дома (все стены изогнутые или косые, некоторые комнаты занимают в плане полтора этажа здания). На первом этаже расположились гараж, кабинет, библиотека и ванная комната. На втором этаже – кухня-столовая. На третьем этаже – спальня, мезонин и терраса. Интерьер выполнен в стиле минимализм. Широкие окна со двора почти на всю стену расширяют пространство и дают возможность проникновению естественного света, как и открытая терраса на крыше. Деревянные полы и мебель добавляют уюта, а от раскидистых деревьев за окном возникает ощущение спокойствия и тепла.


Основные задачи, которые ставили перед собой национальные мастера – какие новые архитектурные формы создать, как вписать их в окружающую среду, как сделать максимально полезными и функциональными. Национальная архитектура позволила вместить уют, простор и воздух в какие-то 30 кв. м. Согласитесь, достижение не малое. Верится, что архитектура современной Японии не стоит на месте. Зодчие постоянно прибегают к новым материалам, новым формам, новым технологиям строительства. Верно то, что японская современная архитектура еще будет удивлять и удивлять, а иностранные зодчие все больше будут ею вдохновляться и перенимать тенденции национальных мастеров, сумевших выйти на новый уровень в создании домов.

Материал подготовлен специально для BERLOGOS.

www.berlogos.ru

особенности, история и интересные факты

Современная, как и старинная, архитектура Японии демонстрирует уникальность и феноменальность этого государства, которые берут свое начало с древних времен. За последние десятилетия зодчие Страны восходящего солнца стали лауреатами Притцкеровской премии, которая считается самой престижной в данной области. Это позволило японскому искусству превратиться из экзотической восточной школы в явление, задающее модные тенденции в мировой архитектуре.

История японского зодчества

Главная особенность архитектуры древней Японии — строительство сооружений исключительно из дерева, имеющих громоздкую массивную крышу и легкие, непрочные стены. Это связано с влажным и теплым климатом островов, на которые часто проливаются достаточно обильные осадки, а также периодическими землетрясениями.

Храмовые строения в Японии делятся на 2 типа по религиозному признаку: синтоистские и буддистские. Конструктивно эти здания возведены под влиянием китайских традиций, однако адаптированы к местной культуре.

японская архитектура

Основные черты древней архитектуры Японии:

  • Главный материал — древесина, которой богаты местные территории. Благодаря ей строения хорошо выдерживают все капризы природы, легко разбираются и переносятся на другое место.
  • Прочные двускатные крыши, которые хорошо выдерживают потоки проливных дождей, и загнутые карнизы строили под влиянием китайских зодчих, но они более изящные.
  • Все здания прекрасно вписываются в ландшафт, храмы чаще всего расположены в парке или подняты над водой на сваях.
  • Древние зодчие возводили не отдельные объекты, а целые комплексы.

Примером такой постройки может послужить любое культовое сооружение, состоящее не только их основного храма, но также из главных ворот (торий), сокровищницы, библиотеки, многоярусной пагоды и храма для проповедей.

Famous Ancient House And Footpath

Архитектура Средних веков

По мере проникновения буддистской религии японские градостроители были вдохновлены опытом планировки и возведения городов Китая. Уже в 8 веке в городах Киото и Нара улицы были проложенные параллельно и перпендикулярно друг другу. Центром всегда оставался дворец императора, а дворцы богатых и знатных жителей, правительственные здания строились симметрично и располагались по направлению с севера на юг.

Дома аристократов и знати отличались своей пышностью и монументальностью. Эти дворцы и сейчас демонстрируют традиционные японские архитектурные формы и детали, доминируя над окружающим пейзажем. Убедиться в этом можно, взглянув на прилагающиеся к статье фото.

Характерным признаком архитектуры средневековой Японии выступает ярусный стиль, которые применялся и в культовом, и в светском градостроительстве. Своей вершины стиль дзэн достиг в 14 в., когда было построено несколько павильонов и других сооружений, украшенных позолоченными крышами. При их сооружении широко применяли камень, из которого возводили башни тэн-сю и другие постройки.

Modern Concept Japan Architecture

Архитектура японских храмов

Расцвет светской и религиозной архитектуры в Японии пришелся на 13-14 вв., когда были построены Золотой и Серебряный павильоны, храм Киемидзу, замок Нидзе и др.

Золотой храм

С приходом в Страну восходящего солнца буддизма распространилась и другая техника строительства. Основанием храма были уже не деревянные сваи, а каменный фундамент. Религиозные комплексы в Японии служили и монастырями, в которых жили и учились монахи. По традиции храм должен сливаться с окружающим парком, с высокими и прямыми стволами окружающих деревьев. Внутри его центром является «сад камней», предназначенный для размышления и сосредоточенности.

Самые известные старинные храмы Японии: синтоистские Исэ и Идзумо, буддистский комплекс Хордзи (г. Нара), ансамбль Тодайдзи. Последний является самым большим деревянным сооружением в мире, достигающим в высоту 48 м, равным современному 16-этажному дому. Он имеет основание размером 60 х 55 м и является «земным домом» великана Дайбуцу (Большого Будды).

Todaiji Temple

Общие черты китайской и японской архитектуры

Несмотря на внешнее влияние, зодчество стран Востока всегда оставалось традиционным и почти неизменным многие века, начиная от доклассовой эпохи развития общества. Основная форма зданий в архитектуре Китая и Японии — это дом-павильон, накрытый парящей над зданием крышей с загнутыми вверх концами.

Внутреннее пространство дома является продолжение природной среды, создавая общую композицию с наружным обходом (верандой). Слоистая крыша и скульптурный декор (драконы и другие фигуры) тесно связаны движением с окружающими деревьями в садике и листвой на них. Внешняя окраска китайских и японских зданий всегда была яркой и пестрой.

Сад около дома является непременным атрибутом архитектуры стран Востока, промежуточным звеном между природой и павильоном. В нем господствуют кривые и извивающиеся линии берегов, каменных переходов и групп деревьев.

Буддистский храм

Национальные японские сады (синдены) имеют меньшую площадь, в них часто используется символика расположения необработанных камней, которые изображают животных, а почва в них обязательно покрывается мхом, но не травой.

Японский сад и чайный домик

Садовое искусство достигло своего расцвета в Японии в конце 15 в., причем такая территория всегда принадлежала буддийскому храму, располагавшемуся в горах. Чистота и простота, молчаливость и самоуглубление, возвышение над повседневными делами — таковы основные черты японских синденов. Посреди сада располагается домик, предназначенный для ритуального чаепития.

Чайные домики, или тясицу, являются национальным архитектурным достоянием Японии и главным атрибутом одноименной церемонии, которая по традиции отражает «суровую простоту» и «дух примирения». История их строительства берет начало в 15 в., но тогда это были бедные хижины местных мудрецов, а потому и выглядели они более просто и скромно. Украшениями служили только букетики цветов, старинные картины и свитки с философскими высказываниями.

Чайный домик

Всего в архитектуре Японии можно насчитать более 100 видов чайных домиков, как бедных, так и более богатых, напоминающих сказочные расписные шкатулки. Вокруг такого строения обычно разбит красивый сад, который необходим для создания атмосферы внутренней гармонии и умиротворения. При входе сделана низкая дверь, чтобы войти можно было, только став на колени. Внутренний интерьер отражает национальный характер и эстетические японские законы, где важное место отдается нише, в которой лежит свиток для обсуждения во время церемонии.

Жилые постройки

Жилые дома на Японских островах всегда строились в 1-2 этажа и имели простую форму, причем ставили их всегда фасадом на юг. Внутри использовались раздвижные перегородки и окна, выдерживалось определенное соотношение комнат в интерьере. Посередине дома всегда был внутренний дворик, окруженный высокими стенами.

На двускатной тростниковой крыше делали выступающие карнизы с коньком наверху, который выполнялся в местных традициях. В передней части дома сооружали крытый портик, похожий на веранду. Из-под карниза в этом месте выступала небольшая дополнительная часть крыши (хисаши). Вход был обозначен сдвижными ширмами (седзи), отделяющими веранду от внутреннего пространства.

Традиционный жилой дом в Японии

В окна по традиции вместо стекол была вставлена матовая бумага, пропускающая приглушенный свет, переплет делали из бамбука или дерева. Внутренние ширмы делали с переплетом из тонких деревянных полос и украшали более ярко. Все комнаты соединялись друг с другом, но разделяться могли при помощи раздвижных ширм. В интерьере традиционно почти не было мебели.

Городские жилые постройки 19 в. уже сильно отличались от маленьких квартир, размещавшихся под большой общей крышей и имеющих раздельные входы. При возведении современных жилых домов в Японии часто по-прежнему используются деревянные конструкции и системы перегородок.

Интерьер современного дома

Современная архитектура Японии: кратко о главном

Национальная школа зодчества в Японии считается новичком в мировом архитектурном процессе и существует чуть более 100 лет. Впервые она заявила о себе во время строительства Олимпийского стадиона «Ееги» (арх. К. Тангэ, 1964 г.), который возводился для проведения спортивных игр.

Современная архитектура Японии имеет как самобытные черты, так и интернациональные, привлекая все большее внимание специалистов во всем мире. Различают три основных ее направления:

  • к первому относятся все звездные зодчие, уже признанные во всем мире: Т. Андо, К. Кума, Т. Ито, С. Бан;
  • ко второму — архитекторы, известные только в узкоспециализированных кругах: Т. Нисидзава, С. Фудзимото, сотрудники ателье «Бау-Вау»;
  • молодые начинающие зодчие.

Достигшие популярности японские архитекторы занимаются возведением объектов в Европе, Китае, Австралии, Африке и Азии. Основные черты их стиля: гармоничное взаимодействие внутреннего и внешнего пространства с применение свойств и особенностей натуральных материалов.

Modern architecture in Tokyo

Японские архитекторы и их работы

Дерево и бумага по-прежнему остаются основными строительными материалами, используемыми в современном искусстве архитектуры Японии. Более 50% всех жилых домов строятся на основе древесных конструкций. Ведущим специалистом в такой области считается Кэнго Кума, обладатель нескольких премий в области архитектуры. Его работы (консоль Музея деревянного моста или павильон Сани Хиллс в Токио) демонстрируют высокое мастерство применения деревянных конструкций для декорирования пространства.

Другой специалист по работе с деревом – Тайра Нисидзава. Известен как создатель решетки в спортзале в Томоти, здания церкви Сунн Пу, крыша которого состоит из необработанных щеп в виде многослойной поверхности.

Архитектура Кенго Кума

Один их известных представителей современной архитектуры Японии — Бан, который создает уникальные бумажные конструкции, использую один из древних национальных строительных материалов, самый дешевый и экологичный.

Более современные материалы (железобетон, стекло и пластик) использует в своем искусстве архитектор Тойо Ито, построивший здание Torres Porta Fira (Барселона, Испания), библиотеку Университет Тама (Токио) и Медиатеку в городе Сэндай (Япония).

Здание библиотеки, Университет в Токио

Заключение

Задача современной архитектуры Японии, по словам знаменитого зодчего Тайра Нисидзавы, состоит в создании уникальных форм и конструкций таким образом, чтобы здание, люди и окружающая среда находились в гармоничном соотношении. К выполнению этой цели и стремятся все зодчие Страны восходящего солнца в 21 веке.

fb.ru

Современная японская архитектура — DESIGNogolik.ru – блог о дизайне

Современная японская архитектура

Представляем вашему вниманию подборку знаменитых и наиболее характерных примеров современной японской архитектуры. Как основные ее черты и достоинства можно выделить простоту и чистоту линий и форм, которые создаются из самых разнообразных новейших материалов, использование лаконичной и преимущественно светлой цветовой гаммы, оживающей благодаря игре света и тени на преломляющихся поверхностях. Как и во всех областях искусства Японии, в японской архитектуре неизменны сдержанный национальный стиль, безукоризненный вкус и чарующая простота, а также непременное движение вперед и осваивание новых высот и возможностей.

Кубизм от Кена Йокогава
Question cube by Ken Yokogawa

`

Тойо Ито: библиотека университета в Токио, Япония
Tama Art University Library by Toyo Ito

`

`

`

`

`

`

`

`

`

Шиничи Огава: дом в Тотиги, Япония
Library House, Tochigi, Japan by Shinichi Ogawa

`

`

`

`

`

`

Хироюки Шинозаки: дом для семьи в Мацудо, Япония
House H for a family, Matsudo City, Japan by Hiroyuki Shinozaki

`

`

`

`

`

Акихила Хирата: павильон Блумберг в стиле оригами
Origami architecture: The Bloomberg pavilion by Akihila Hirata

`

`

`

`

Такеши Хосака: дом дневного света в Йокогаме, Канагава, Япония
Daylight House, Yokohama Kanagawa, Japan by Takeshi Hosaka Architects

`

`

`

Студия Sklim: дом-отражение, Токио, Япония
Hansha reflection house, Misakimizube Koen,Tokyo by Studio Sklim

`

`

Архитектура | 26.05.2013

просмотров

Проект новой станции метро в столице Саудовской Аравии от архитектора Захи Хадид

Архитектурная студия Захи Хадид (Zaha Hadid Architects) выиграла тендер на разработку новой узловой станции метро в городе Эр-Рияд (столице Саудовской Аравии)…

Архитектура | 17.05.2013

1534 просмотров

designogolik.ru

Современная архитектура Японии

Влияние западных образцов архитектуры

В современной архитектуре Японии органично сочетаются национальные традиции и новые технологии. Под национальными традициями следует понимать стремление отразить некоторые религиозные воззрения (путь буддизма и синтоизма), а также некоторые конструкционные основы традиционных японских домов. Новые технологии в архитектуре Японии – это не только новшества в науке и технике, но и некоторые западные веяние в строительной отрасли.

Особенно сильно влияние западных архитектурных стилей на японскую архитектуру отразилось в XX веке, когда после открытия страны в 1868 году началась сильная интеграция европейских ценностей во всех сферах жизни Японии. Здесь побывали такие знаменитые архитекторы, как:

  • Ле Корбюзье;
  • Фрэнк Ллойд Райт;
  • Вальтер Гропиус.

Примечательно, что японские архитекторы со временем начали «обтачивать» некоторые европейские строительные принципы на свой манер. В особенности это проявляется на современных объектах Японии.

Основными задачами японской архитектуры был поиск новых архитектурных форм, а также проблема их интеграции в окружающую среду.

Замечание 1

Сегодня для архитекторов Японии еще более актуальной стала проблема повышения функциональности и полезности помещений на фоне увеличивающейся численности населения.

Особенности японской архитектуры

В XXI веке японские архитекторы стараются создавать комфортное жилье. Одним из обязательных условий в проектировании является внедрение строящегося объекта в окружающее пространство, будь то город или небольшое поселение. В этой связи может показаться, что окружающие здания, в особенности в спальных районах городов, унылые или странные. Этот аспект в японской архитектуре связан с трепетным отношением японцев к личному пространству. Для них дом является отдельным миром, закрытым от остальных. Жильцы городов чувствуют себя в безопасности и комфорте, находясь внутри таких сооружений.

Фасад японских сооружений нередко выглядит, как минималистичная железобетонная коробка, однако внутри здания обычно воссоздается светлое помещение, свободное пространство или традиционные японские сады.

Если говорить о планировке частных домов в непосредственной близости от города, то можно сказать, что такой типичный объект имеет площадь порядка 40 квадратных метров. Что же касается деревенской архитектуры, то там дома имеют гораздо большую площадь.

Исторически сложилось, что японцы давно привыкли уживаться даже несколькими поколениями на весьма небольшой площади. В этой связи возникла тенденция высотного строительства в японских городах, которая в некоторой степени компенсирует малогабаритность отдельных помещений.

Сфера строительства «маленьких домов» начала развиваться во многом благодаря архитектору Кензо Кума. В своих проектах он даже в современных условиях стремится применять натуральное дерево, фанеру и стекло.

Примеры современных домов Японии

На примере некоторых современных зданий в Токио также можно проиллюстрировать некоторые особенности японской архитектуры.

Дом на улице Нака-Икэгами, возведенный в 2000 году. Его архитектором является Томоюки Ицуми. Внешний вид здания практически не выделяется на фоне остальных объектов, создается впечатление, что он будто «вписан» в окружающий архитектурный ансамбль. По задумке архитектора здание своим внешним видом напоминает склад. Площадь дома 44 квадратных метра. Цветовая гамма помещений выполнена в белых тонах, что визуально расширяет пространство. На первом этаже сооружения предусмотрен гараж, а также детская комната и ванная. На втором располагаются кухня-столовая, третий занимает спальня хозяев. Внутри здания архитектор предусмотрел множество зон для хранения, ведь на такой маленькой площади лишние вещи не должны занимать проходы;

Дом Патио, 2011. Данное здание было запроектировано архитектурным бюро Yaita and Associates. В плане дом имеет широкую и вытянутую форму, его площадь 80 квадратных метров. По желанию заказчика жилое здание не должно было привлекать внимание, должно стать закрытым ото всех. Внутреннее пространство задумывалось, как оплот семьи, место для отдыха. Нижняя часть здания является постаментом для выступающего второго этажа. Здание имеет цокольный этаж, уровнем выше предусмотрено место для стоянки автомобиля. Внешне этот дом напоминает гриб, из-за большого объема второго этажа в сравнении с первым. Первый этаж является камерным, здесь расположены спальня и ванная комната. Общей планировкой предусмотрен внутренний двор. Наружная сторона фасада отделана металлическим панелями, а с внутренней стороны закреплены стеклянные раздвижные конструкции. В пространстве между первым и вторым этажом расположена небольшая чайная комната в японском стиле. На втором этаже – гостиная, столовая и кухня;

Рисунок 1. Патио. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ако Дом, 2005. Здание находится на улице Сэтагая. Над его проектированием и возведением работала группа архитекторов из Atelier Bow-Wow. Площадь застройки этого частного сооружения составляет всего 35 квадратных метров, она вписывается в угол между другими домами и дорогой. Основным конструкционным материалом в этом проекте является дерево. Архитекторы реализовали нестандартный подход к трехэтажному строению. В плане здание состоит из многочисленных блоков, составляющих единый объем. Лестница также разделена на сегменты, ее расположили вдоль наружной стены от самого входа до террасы на крыше, тем самым получилось связать все пять уровней здания при помощи одной конструкции. На первом этаже дома расположены кабинет, гараж, домашняя библиотека и ванная комната. На втором этаже – кухня-столовая, на третьем – спальня и терраса. Внешнее и внутреннее декорирование выполнено в стиле минимализм. Внутренние пространства получилось расширить благодаря широким окнам, которые обеспечивают большим количеством света все помещения. Благоприятному освещению способствует также открытая терраса на крыше.

Рисунок 2. Ако Дом снаружи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

spravochnick.ru

Архитектура Японии — в давние времена и сегодня

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Япония – удивительная страна, далекая и невероятно самобытная. В каждом аспекте жизни угадываются индивидуальные черты: в менталитете, истории, культуре. Чтобы ближе познакомиться со страной Восходящего солнца, мы предлагаем увлекательную тему для разговора – архитектура Японии.

В сегодняшней статье мы расскажем, чем интересна архитектурная составляющая японской культуры, какие стили применялись в сооружениях разных эпох – от древности до современности. Также вы узнаете, что повлияло на развитие архитектуры в Японии и как различались храмовые и светские постройки.

Будет интересно, а главное – познавательно!

Содержание:
Общие сведения
Древность
Храмовая архитектура
Средневековье
Современность
Заключение

Общие сведения

Страна Восходящего солнца – край величественных дворцовых комплексов, многоярусных храмов и замков. Главной характерной чертой традиционных японских сооружений считается несколько этажей, каждый из которых венчается массивной крышей, как бы направленной вверх на концах.

Храм из дерева

Изначально многие архитектурные решения были заимствованы у китайцев, к примеру, форма крыши. Но особенности зданий у японцев – это простота, наличие свободного пространства, визуальная легкость и спокойные тона.

Японские здания редко представляют собой одиночные сооружения – как правило, это целый комплекс зданий, связанных между собой. Ансамблевая архитектура подчиняется следующей закономерности: если она находится на равнине, то обычно соблюдается правило симметричности, а если в горной местности – правило асимметричности постройки.

Ассиметричная архитектура построек в Японии

С древности до второй половины 19 века, когда у управления государством встала династия Мэйдзи, в основном при строительстве использовалась древесина. Впрочем, и сейчас новые здания нередко строят из дерева. Это обуславливается тем, что дерево:

  • легкодоступно, из него проще изготавливать стройматериалы;
  • в жару и высокую влажность, которой характеризуется лето в Японии, не перегревается, проветривается и впитывает влагу, а зимой сохраняет тепло.
  • более устойчиво при сейсмической активности, являющейся настоящей проблемой для японцев;
  • без труда собирается и разбирается – а японцы часто переносили храмы и резиденции знатных особ из одного города в другой.

Но есть у деревянных сооружений и существенный минус – они неустойчивы к пожарам. Именно поэтому многие шедевры японской архитектуры, особенно раннего периода, не сохранились в первозданном виде.

Если говорить об исторических домах рядовых жителей, то они сохранились даже до наших времен и строятся преимущественно в сельской местности. Эти малоэтажные, в один-два яруса, строения называются «минка». В них жили люди, занимавшиеся сельским хозяйством, торговлей, ремеслом.

Традиционный японский дом — минка

Минка конструируется из балок, одна из которых располагается по центру и является несущей. Стены же практически невесомые, часто единое пространство просто разделяется ширмами, которые можно двигать с места на место.

Что касается стилей, то главными считаются сеин и синдэн. В стиле синдэн построены величественные дворцы, просторные усадебные ансамбли, в сердце которых неизменно находится центральный зал.

Сеин переводится как «студия», отличается более скромным фасадом и убранством. В этом стиле традиционно строились жилища монахов, а затем – самурайские комнаты XV-XVI столетий. Один из образцов сеин – киотский храм Гингаку-дзи.

Гингаку-дзи (Золотой павильон), Киото, Япония

Древность

О сооружениях древней японской архитектуры, датированных ранее IV столетия нашей эры, известно очень мало. Даже древнейшая литература практически не содержит никаких сведений о них. До нас дошли лишь модели жилищ ханива, выполненные из глины, и их изображения на бронзе.

Ранние дома по-японски называются «тата-ана-дзюке», что значит «жилые дома в яме», иными словами – землянки. Это были углубления в земле, устланные сверху соломенной крышей, которая поддерживалась каркасной конструкцией из дерева.

Тата-ана-дзюке — древние жилища Японии

Чуть позднее возникли так называемые такаюка – особые сооружения для хранения зерна. Они защищали урожай от влаги и вредителей вроде мышей и крыс. В свободных такаюка нередко жили люди.

Во времена правления семейства Кофун, приблизительно в III столетии, в городах Осака, Нара и их окрестностях стали появляться своеобразные курганы. Здесь были захоронения знатных людей, правителей и их семей. Чаще всего они имели форму круга, и сейчас насчитывается больше десяти тысяч древних курганов.

Амбарный дом — такаюка, Япония

Храмовая архитектура

Это отдельное направление архитектуры, которое начало зарождаться еще в древние времена и продолжилось в средние века. Изначально они были представлены сооружениями религии синто, построенными еще в I-III столетиях.

Синтоистские монастыри соблюдали правило симметрии. Их фасады возводились из необработанного дерева. Основой конструкции был фундамент в форме прямоугольника и закопанные в землю сваи. Композиция завершалась двускатной крышей, плоской, значительно выступающей за пределы самих стен.

Синтоистские святилища делились на несколько стилей: сумиеси, идзумо, исэ.

Вход в них обязательно начинался с особых бесстворчатых П-образных ворот – торий. В синтоизме существовал обычай каждое двадцатилетие перестраивать храмы.

Ворота в синтоистский храм, Япония

Их облик поменялся с приходом в страну буддизма, приблизительно в VII веке. Архитектурные образцы буддийских храмов пришли из Поднебесной. В первую очередь стали возводиться фундаменты из камня и массивные вздернутые вверх крыши.

Деревянные фасады выкрашивались в яркие цвета, чаще всего – в красный и золотистый. Их также украшали элементы, которые сами по себе являлись предметами искусства: золотые шпили на крышах, украшения из металла, резьба по дереву.

Важнейшими храмовыми памятниками архитектуры буддизма стали монастыри Тодай-дзи (VIII век) – самое крупное в мире из сохранившихся деревянных сооружений, Хорю-дзи (начало VII века) – самое древнее.

Храм Тодай-дзи, Япония

Буддийская архитектурная традиция сказалась и на синтоистской, поэтому храмы этих двух религий стали похожи. Обычно они состояли из семи построек:

  • самон – ограждение и врата;
  • конда – основной павильон, который также называли золотым;
  • кодо – зал для проповедования;
  • коро – колокольня;
  • сесоин – здание, где хранятся сокровища;
  • кедзо – книгохранилище;
  • многоярусная пагода.

Неотъемлемое правило всех храмов – гармония с природой. Действительно, в каждом храме, даже в самом центре мегаполиса, чувствуется атмосфера уединения и спокойствия. Она создается за счет архитектуры, которая как бы является продолжением природы: используемые материалы, гибкие линии, сады камней, водоемы, места для проведения медитаций.

Храм-монастырь Хоундзи — храмовый комплекс, Япония

Средневековье

К VIII веку облик городов стал очень упорядоченным и аккуратным: в центре находился императорский дворец, а от него из северной части в южную тянулись великолепные частные жилища знати и приближенных к монаршему двору. Они отличались пышностью и многоярусностью.

В XIII-XIV веках стало набирать обороты направление буддизма дзен, храмовые постройки которого характеризовались множеством залов и крышами, покрытыми позолотой. Один из главных памятников этого стиля – храм Кинкаку-дзи, известный также как Золотой павильон.

На рубеже XVI и XVII веков Японию ждали непростые времена, постоянные междоусобицы и набеги врагов, так что появилась замковая архитектура. Внушительных размеров замки строились из каменных материалов, окружались стойкой оградой, водными рвами, и потому комплекс мог прослужить не один век.

Императорский дворец в Токио, Япония

Посередине находилась основная башня – тэнсю. Все остальные башенки соединялись целой цепочкой проходов и образовывали единый ансамбль.

Такой стиль назывался ямадзиро. Прекрасным его примером является замок Химедзи, или Имэдзи, расположившийся недалеко от местечка Кобе. Это, пожалуй, самый крупный шедевр стиля из сохранившихся – некогда здесь было больше восьмидесяти сооружений.

Чуть позже, во времена семейства Эдо, появился другой средневековый стиль – хирадзиро. На смену помпезным замкам пришли дворцы, обычно всего в один-два этажа. Они строились из камня, но во внутренней отделке помещений использовались натуральные деревянные полы, на которых лежали татами – циновки, а также передвижные стены-ширмы.

Такие предметы и легкие стены будто стирали границы между природной и рукотворной составляющей. Дворцы находились в центре садово-паркового комплекса. Отличный образец стиля – дворец Кацура.

Дворец Кацура, Япония

Не позднее 18 века появились чайные домики, созданные согласно стилю сукия. Они были простыми, без какой-либо напускной роскоши, но в то же врем аккуратными, многофункциональными и красивыми. Всего существует больше 100 видов чайных домиков, поэтому неудивительно, что одни очень аскетичные, а другие могут напоминать маленькую нарядную шкатулку.

Современность

С тех пор, как Япония открыла свои границы для других государств, ее архитектура претерпела некоторые изменения, но в целом сохранила самобытность. Почти половина зданий все так же традиционно строится из деревянных каркасов. Но к дереву и камню добавились, естественно, другие материалы: кирпич, стекло, железобетон.

Все японские здания должны соответствовать особым государственным требованиям. Они строятся по особой конструкции, часто – на сваях. Именно благодаря этому за последние годы ни одно сооружение, даже небоскребы, серьезно не пострадали в многочисленных землетрясениях. 

Сейчас Страна Восходящего солнца сама нередко диктует современные тенденции в строительстве. Футуристичные здания из новейших высокотехнологичных материалов сочетаются с каноничными садами камней, прудами с мостиками, зелеными ландшафтами.

В Японии много необычных зданий, которые известны далеко за пределами страны, например:

  • токийский жилой комплекс Cellbrick – выстроен особыми модулями из стали в шахматном порядке;

Жилой комплекс Cellbrick, Токио

  • токийский дом-занавес, где вместо стен вывешено довольно плотное полотно;

Дом-занавес, Токио, Япония

  • школа из стекла – филиал технического университета Канагавы.

Школа из стекла в Каганаве, Япония

Заключение

Японская архитектура – отдельный феномен в мировом искусстве. Она складывалась на протяжении многих веков, видоизменялась и перетекала во все новые стили. 

Архитектурные идеи воплощались при создании монастырских комплексов, замков, дворцов правителей и их приближенных, а также жилищ обычных людей. Основные характерные черты сохранились и до наших времен – это простота, натуральность, многоступенчатость и гармоничное сочетание с природой.

Японский чайный домик

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы нашли ответы на интересующие вас вопросы в этой статье. Если она вам понравилась, присоединяйтесь к почтовой рассылке, делитесь впечатлениями в комментариях.

Будем рады увидеться снова в нашем блоге!

o-buddizme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *