Храм в стиле барокко – Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 7: От русского узорочья к русскому барокко

Самые красивые православные храмы в стиле барокко

Продолжаю свой рейтинг самых красивых православных храмов. На этот раз рассмотрю стиль барокко, особо прекрасен здесь стиль переходной эпохи — нарышкинское и голицынское барокко (рубеж 17-18 веков), выделяющейся массой мелких декоративных деталей, превращающих архитектурный объект в подобие цветка или свадебного торта. Более позднее легкий стиль барокко 18 века уже сильно «беднеет» и тяготеет к более строгому классицизму. Отдельно можно выделить и более строгое барокко тяготеющее к архитектуре древней Руси, русское барокко (храмы в Калуге, Молоди, Туле, Семеновское).
1. Дубровицы. Знаменская церковь, 1690 года, голицынское барокко:


2. Уборы. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1690 года, нарышкинское барокко:

3. Могутово. Сергиевский храм, 1693 года, нарышкинское барокко:

4. Подмоклово. Храм Рождества Богородицы, 1714 года, голицынское барокко:

5. Тула. Успенский собор, 1762 года, русское барокко:

6. Софрино. Храм Смоленской иконы Божией Матери, 1692 года:

7. Владимир. Никитская церковь, 1762 года:

8. Епифань. Церковь Успения Пресвятой Богородицы бывшего Епифанского монастыря, 1680 года:

9. Крапивна. Храм Никольский, 1759 года:

10. Молоди. Храм Воскресенский, 1706 года:

11. Калуга. Храм Космодемьянский, 1794 года:

12. Семеновское (Бородино). Церковь Смоленская, 1697 года:

Церковь Карло Борромео – островок барокко в бельгийском Антверпене

Сегодня хочу показать немного фотографий одной красивой барочной церкви Антверпена – церкви Святого Карло Борромео. Я не поклонница архитектурного стиля барокко, но снимки церкви в путеводителе впечатляли, и поэтому очень хотелось увидеть её своими глазами. Тем более что церковь в таком стиле не совсем обычна для Бельгии, в стране в основном преобладают храмы в готическом стиле.
1. 1043.JPG


Итак, любуемся барокко…

К церкви мы шли со стороны улицы Minderbroedersrui, по которой резво носились антверпенские трамваи. Только успевай отпрыгивать в сторону.
Меньше всего ожидаешь где-то там за этими зданиями увидеть барочную церковь:
2. 1039.JPG

И храм перед нами предстал сначала вот в таком виде:
3. 1040.JPG

Я даже не была уверена, он ли это. Потому что снимки в сети показывали совсем другую картинку. Но всё-таки мы пришли правильно:
4. 1037.JPG

Детали фасада крупным планом:
5. 1038.JPG

6. 1041.JPG

На всякий случай сверившись с картой, мы прошли чуть вглубь и оказались на небольшой уютной площади, с которой и открывался тот самый ожидаемый вид на церковь Карло Борромео:
7. 1044.JPG

8. 1047.JPG

Кстати, площадь носит имя Хендрика Консьянса, фламандского писателя, прозванного «Человеком, научившим свой народ читать». Его самой известной книгой является «Лев Фландрии». На площади установлен памятник писателю:
9. 1048.JPG

С XVI века все дома на площади принадлежали иезуитам — мужскому ордену Римско-католической церкви, благодаря своей миссионерской деятельности ставшему проводником Контрреформации. Его служители в период с 1615 по 1621 год возвели роскошную церковь, назвав ее в честь Игнатия де Лойолы — основателя сообщества.
При строительстве ориентировались на главный храм ордена в Риме — Иль-Джезу. Церковь и в самом деле получилась очень похожей на римскую, только несколько в ином стиле. В проектировании фасада принимал участие сам Питер Пауль Рубенс. Фасад был украшен шестью статуями святых, двумя ангелами и барельефом с библейскими мотивами:
10. 1042.JPG

Над главным входом расположилась интересная монограмма «IHS»:
11. 1045.JPG

По одной из версий, раньше католики заменяли ею фразу «Иисус, спаситель всех людей» (перевод с латинского «Iesus Hominum Salvator»), по другой — имя Иисуса, написанное на греческом языке. Так или иначе, иезуиты выбрали ее в качестве эмблемы, дополнив монограмму крестом, вставленным в виде буквы V. Это могло означать одно — установку на победу (от латинского «Victoria») католической церкви:
12. 1046.JPG

На внутреннее убранство тоже не поскупились. Нефы выполнили из лучших сортов итальянского мрамора, исповедальни украсили скульптурами библейских персонажей, а к оформлению алтаря вновь приложил руку Питер Пауль.
13. 1049.JPG

14. 1063.JPG

15. 1057.JPG

С помощью молодого Антониса Ван Дейка Рубенс создал 39 полотен, которые украшали плафоны нефов. Подобным богатством и пышностью иезуиты хотели подчеркнуть силу и крепость католической веры, устоявшей перед натиском протестантов. Впрочем, Папа Римский был очень рассержен таким расточительством и «дал по рукам» иезуитам за избыточные издержки и привлек их к большой ответственности.
А за свой роскошный декор церковь получила название «Мраморного храма».
16. 1062.JPG

17. 1067.JPG

К сожалению, иногда случается так, что труды архитекторов, художников и скульпторов не сохраняются. То же произошло и с церковью иезуитов. Век спустя в нее попала молния, и большая часть работ Рубенса была уничтожена вместе с оригинальным мрамором. Так что о первоначальной красоте можно судить лишь по эскизам — сейчас они находятся в доме-музее художника.

К счастью, боковая капелла Марии сохранилась в первоначальном варианте, и мы можем полюбоваться отделкой из разных сортов мрамора, включая мрамор из античных руин. Эта капелла была создана тоже по проекту Рубенса, и потому ее называют «Капеллой Рубенса».
18. 1054.JPG

19. 1056.JPG

Алтарная картина кисти Рубенса, как и другие произведения искусств, была вывезена в Вену в период Австрийского правления, так что здесь, в Антверпене, можно видеть лишь ее копию.
Я, правда, её не нашла в церкви. Возможно, она расположена на верхнем ярусе:
20. 1064.JPG

Но в день нашего посещения туда подняться было нельзя, там проходило какое-то мероприятие.
А возможно, что копия находится среди других картин на библейские темы, входящих в механизм за алтарём – устройство это оригинальное, сохранилось ещё со старых времён. Через определённые промежутки времени в нём одна картина сменяется другой:
21. 1050.JPG

22. 1051.JPG

Зато я видела оригинал вывезенной картины в Венском музее искусств)))
А в церкви Карло Борромео я сфотографировала две другие картины:
23. 1060.JPG

24. 1066.JPG

Позднее здание церкви было отреставрировано, кое-что тут обновилось.
25. 1061.JPG

В частности, появилась резная деревянная кафедра проповедника. На ней представлены двенадцать сцен из жизни Богоматери и триумф Римской католической церкви над Реформацией. Кафедру я почему-то тоже не сфотографировала, видимо, увлеклась рассматриванием резных скульптур и стенных панелей, которых в церкви оказалось много:
26. 1053.JPG

27. 1052.JPG

28. 1058.JPG

Похоже на исповедальню, но я не уверена:
29. 1065.JPG

В конце XVII века орден иезуитов упразднили, а все его имущество конфисковали. Впоследствии церковь открыли заново, переименовав в честь католического кардинала и видного деятеля Контрреформации Карло Борромео.
В церкви есть его скульптуры:
30. 1055.JPG

31. 1059.JPG

В зданиях на площади рядом с церковью Карло Борромео, где была резиденция иезуитов, после их изгнания располагались и военное училище, и конюшня, и даже пивное заведение с музыкой и танцами.
А вот это здание уже много столетий выполняет одну функцию – хранение книг. В наши дни здесь располагается библиотека наследия Хендрика Консьянса. Эта старейшая библиотека была основана в 1481 году как городская библиотека Антверпена.
Собирает все публикации об истории и литературе Фландрии и Голландии:

32. 1069.JPG

Вот такой мы увидели церковь Святого Карло Борромео в Антверпене. Красавица!
И даже фонарь у входа тоже как будто из эпохи барокко:
33. 1068.JPG

И немного практической информации.
Ищите церковь Святого Карло Борромео по этому адресу:
Hendrik Conscienceplein, 6, Antwerpen
Часы работы: пн-сб 10.00-12.30 и 14.00-17.00, вс закрыто.

И до встречи где-нибудь ещё в Бельгии!

Постоянный адрес моих фото-отчетов обо всех поездках здесь: veryold.ru

Узорочье и барокко храмов Москвы и ближнего Подмосковья

7 православных храмов Москвы и Подмосковья. Узорочье и барокко в русской архитектуре
Статья не претендует на полноту охвата, не уральское это дело — о московских храмах писать. Лишь маленькая экскурсия

Шатровые храмы, стиль русского узорочья, Нарышкинское барокко — столь различные архитектурные стили мы увидим в храмах Москвы и ближнего Подмосковья. ©

~~~~~~~~~~~


Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском — православный храм Мытищинского благочиния Московской епархии. Храм расположен на высоком берегу реки Яузы в селе Тайнинском, входящем в черту современного города Мытищи. Уникальность храма в теремном портале, который больше не повторяется ни в одном другом храме.
Первые упоминания о деревянной церкви при государевом путевом дворце на дороге к Троице-Сергиеву монастырю относятся к 1628 году.

В 1675 году по указу царя Алексея Михайловича, на месте деревянного храма началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1677 году. Церковь входила в состав дворцового комплекса путевого дворца. Подобные храмы были построены в других путевых резиденциях царя, Котельниках (по дороге в Коломну) и Алексеевском (также на пути в Троице-Сергиев монастырь).

В 1812 году храм был разграблен французскими войсками.


В 1929 году храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская.

В 1989 году храм возвращён церкви и открыт для богослужений.

~~~~~~~~~~~


Церковь Спаса Преображения в селе Остров — православный храм Видновского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в селе Остров Ленинского района Московской области. Главный престол освящён в честь праздника Преображения Господня.
Село Остров с XV века известно как резиденция московских князей. В XVIII веке принадлежало А.Д. Меншикову, А.Г. Орлову, в XIXв. — Николо-Угрешскому монастырю. Точная дата сооружения существующего белокаменного здания церкви не установлена. Традиционно храм относят к эпохе Ивана Грозного. Хотя считается также, что храм был построен Борисом Годуновым, так как для Ивана Грозного не было необходимости строить новую царскую резиденцию, — у него была резиденция в Александровой Слободе. Храм был частично реконструирован в первой трети XIX века. К этому же времени относится сооружение колокольни в псевдоготическом стиле.
Крестчатое в плане основание церкви несет восьмерик, завершенный гладким шатром. Места перехода от основания к восьмерику и от восьмерика к шатру декорированы ярусами кокошников. Крестчатый столп декорирован 12 главками. По сторонам столпа расположены два одинаковых придела в псковском стиле, перекрытых системой ступенчатых арок. С трех сторон храм обходит крытая галерея, выстроенная в первой трети XIX века. Храм открыт как действующий с 1992 года.

~~~~~~~~~~~


Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества предваряет собой архитектуру знаменитого Василия Блаженного. Глядя на него можно представить как изначально выглядел Покровский храм на Красной площади, ведь при постройке он был не цветным, а таким же однотонным.
Храм расположен в районе Нагатино-Садовники, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. В настоящее время действует и организационно относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.

Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения.


Храм закрыт в 1924 году, однако, являясь выдающимся памятником архитектуры, не был разрушен и долгое время оставался заброшенным. Деревня Дьяково вошла в состав Москвы в 1960 году и в 1980-е годы практически прекратила свое существование . Церковь была вновь освящена в 1992 году, в настоящее время проводятся регулярные богослужения. Недавно была завершена масштабная реставрация.

~~~~~~~~~~~


Храм Рождества Богородицы в Путинках построен в 1652 году. Здание построено в стиле «русского узорочья». Приходский храм Московского Патриархата, имеет статус патриаршьего подворья. Расположен по адресу: ул. Малая Дмитровка, 4.
Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче.

Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву (как правило через Новгород по Тверской дороге). В разные времена к названию храма прибавлялось «что за Тверские ворота на Дмитровке», «на старом Посольском дворе, в Путинках», пока не устоялось современное название.

Церковь была построена из специально формованного кирпича и включала в себя: вытянутый с севера на юг четверик, увенчанный тремя шатрами, пониженный прямоугольный алтарный объём, кубообразный придел Неопалимой купины, увенчаный завершением в виде шатрика на барабане, двухъярусную колокольню и небольшую трапезную, примыкавшую к четверику церкви с запада.

После завершения строительства храма, в 1653 году, Патриарх Никон прекратил строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках является одним из последних шатровых каменных храмов в Москве.


Большой вклад в восстановление храма оказал Александр Абдулов, по инициативе которого во дворе театра им. Ленинского комсомола с конца 1980-х годов проходил фестиваль «Задворки», средства от которого направлялись на восстановление Храма Рождества Богородицы.

~~~~~~~~~~~


Церковь Вознесения Господня в Коломенском — первый каменный шатровый храм. Является образцом национальной архитектуры. Вот уж действительно про какой храм можно сказать, что это русское зодчество.
Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом, по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.
В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

~~~~~~~~~~~


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. В конце XVII века сложился уникальный архитектурный стиль, который вобрал в себя национальные и европейские традиции. Он получил название «Нарышкинского барокко» по фамилии заказчика первого подобного храма — Покрова в Филях. Здание архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических церквей.

Православный храм Михайловского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Филёвский Парк, Западного административного округа города Москвы (Новозаводская улица, д. 6).


Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны).

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта . Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.


Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов. На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

~~~~~~~~~~~


Храм Знамения Богородицы в Дубровицах. Дубровицкая церковь завершает собой синтез национальной и европейской архитектуры. И не смотря ни на что, его архитектуру нельзя назвать европейской. Композиция храма — равноконечный крест, а облик повторяет типичные русские церкви «иже под колоколы».
Расположен в посёлке Дубровицы, Подольского района, Московской области, примерно в 36 километрах от центра Москвы (16 км от МКАД), в окрестностях Подольска. Центральная часть архитектурного ансамбля усадьбы Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых.

Церковь построена на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Церковь знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества, предположительно в строительстве участвовали иноземные (возможно итальянские) мастера, выписанные князем Голицыным специально для этой цели.


Основание храма представляет равноконечный крест с закруглен­ными концами. Первый этаж поставлен на высоком фундаменте, дающем возможность обвести вокруг стен открытую ходовую паперть, богато украшенную резьбой и орнаментальным узором, тянущимся по парапету, прерываемому четырьмя многогранными лестничными сходами. Храм украшен скульптурными изображениями. Перед главным входом, по сторонам западной лестницы возвышаются две белокаменные скульптуры. С левой стороны Григорий Богослов с книгой и поднятой рукой, а с правой — Иоанн Златоуст с книгой и стоящей у ног митрой. Непосредственно над входом, на крыше западного притвора — изваяние Василия Великого.
В конце 1840-х под руководством Фёдора Рихтера была осуществлена реставрация храма.

Голицынское барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Голи́цынское баро́кко — одна из стилевых вариаций («пошибов») в рамках русского барокко, связанная с именем князя Бориса Алексеевича Голицына, единомышленника Петра I и сторонника европеизации русской культуры. Его прозападные взгляды выразились, в частности, в возведении в подмосковных имениях построек, близких к западноевропейской архитектурной традиции.

[1]

Голицыны в постройках петровского времени окончательно отказались от сохранения традиционного силуэта русского храма, позаимствовав из арсенала западноевропейского барокко сложный лепной декор. Манифест нового стиля — церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была увенчана не традиционным куполом, а золочёной короной. Другие характерные постройки — Знаменская церковь в Перово (1705) и Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти здания в плане не крестово-купольные, а эллиптические, более напоминают ротонды или сооружения «лепесткового плана». В отличие от нарышкинского стиля, в сущности не барочного, а традиционно русского, голицынский стиль в пространственном отношении может именоваться барочным.[2]

Архитекторы голицынских построек неизвестны, но можно предположить непосредственное участие в их возведении западноевропейских зодчих, которые — в отличие от мастеров московского барокко — не отталкивались от украинско-белорусской барочной традиции. Отличие голицынских построек от петровского барокко состояло в том, что они ориентировались не на североевропейские (шведские, голландские), а на австрийские образцы (которые, в свою очередь, следовали итальянским прототипам).

Поскольку голицынское барокко не вписывалось в московское архитектурное пространство того времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил дальнейшего распространения в России и не смог оказать заметного влияния на развивавшееся на протяжении XVIII столетия искусство русского барокко.

  1. Власов В. Г. Нарышкинский и голицынский стили. Предвосхищение барочности // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. — В 3-х т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2.- C. 7-24.
  2. Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века (история вопроса и некоторые аспекты архитектурной формы) // Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования: Сборник статей. — СПб.: Эрмитаж, 1998. — С.20-46.

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 7: От русского узорочья к русскому барокко


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ

  Одним из последних храмов, построенных в шатровом стиле, стал построенный в 1649 — 1652 годах храм Рождества Богородицы в Путинках (на Малой Дмитровке в Москве):

    И он же является великолепным образцом стиля, характерного для русской (прежде всего, московской) архитектуры XVII века, получившим название «русское узорочье».
    Этот стиль примечателен своими затейливыми формами, обилием декора и общей живописностью силуэтов сооружений. Особенно интересны в русском узорочье резные наличники окон, многоярусные кокошники по сводам, витые столбики и полуколонны, а также всегда обращающее на себя внимание совершенно роскошное крыльцо.

    Несколько наиболее интересных, с моей точки зрения, образцов храмов, построенных в стиле русского узорочья:


Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (1631 — 1651 гг.):

Храм Николая Чудотворца в Хамовниках (1679 — 1682 гг.):

Церковь Троицы Живоначальной в Останкине (1677 — 1692 гг.):

  Не могу не упомянуть и прекрасный храм Благовещения Пресвятой Богородицы , расположенный в подмосковном селе Тайнинском (ныне в черте города Мытищи), построенный в 1675 — 1677 годах как часть путевого дворца царя Алексея Михайловича, к сожалению, не сохранившегося.
    Особенно интересно крыльцо храма, не имеющее аналогов в каменном зодчестве средневековой России.


    Если проводить параллели с западноевропейской архитектурой, то напрашиваются связи русского узорочья с поздним Ренессансом.

    Во второй половине XVII века русское узорочье эволюционирует в русское барокко, хотя долгое время продолжает сосуществовать вместе с ним.

    Такой архитектурный стиль как барокко в России имеет столько разновидностей, что его справедливо подразделяют на несколько стилей: московское, петровское, елизаветинское барокко и т. д.
    Рассмотрим их по отдельности и в хронологической последовательности.

  Русское барокко конца XVII — начала XVIII века (1680 — 1700-е гг.), называемое также «московским барокко», поскольку большинство сооружений этого стиля находится именно в Москве, часто называют «нарышкинским». Однако это не вполне верно, так как руку к созданию великолепных сооружений в этом стиле приложили не только бояре Нарышкины, но и другие знатные фамилии — Строгановы, Голицыны и Прозоровские. Среди искусствоведов есть мнение, что следует отдельно говорить от «нарышкинском барокко», «голицынском барокко» и т. д. В этом, на мой взгляд, есть определенный здравый смысл, хотя если следовать этому принципу, архитектурные стили можно дробить до бесконечности, внося еще большую путанницу в их классификацию. Лучше все-таки искать общие черты, нежели различия, конечно же не обходя вниманием особенности каждого конкретного памятника архитектуры.

    Предлагаю вам полюбоваться наиболее совершенными шедервами архитектуры московского барокко.

    В первую очередь, конечно же, нужно упомянуть церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690 — 1694 гг.), являющуюся образцом «нарышкинского» стиля:

  А лучшим, опять таки, на мой взгляд, образцом «голицынского барокко», является Храм Знамения Пресвятой Богородицы в подмосковном селе Дубровицы неподалеку от Подольска, построенный в 1690 — 1703 годах:

    Ну и конечно же, отдельных слов заслуживает признанный во всем мире архитектурным заповедником Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, являющийся настоящим музеем «нарышкинского барокко».

Храм Успения Пресвятой Богородицы (1685 — 1687 гг.):

Надвратная церковь Спаса Преображения (1687т — 1689 гг.):

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1683 — 1688 гг.):

Лопухинские палаты (1687 — 1688 гг.):

   Петр I, решительно порвавший с нелюбимой им Москвой, стремился построить свою новую столицу Санкт-Петербург в европейском стиле. Но этим стилем, опять-таки, было барокко. Вот только «революционер на троне» ориентировался не на богатое наследие московского барокко, а на любимую им шведскую, немецкую и голландскую архитектуру.

    Результатом этого стало так называемое «петровское барокко», по моему мнению, скучное и подражательное, даже в лучших своих образцах, по сравнению с московским и елизаветинским барокко.


Кикины палаты (1714 — 1720 гг.), построенные неизвестным архитектором
(предположительно немцем Андреасом Шлютером):

Кунсткамера, сооруженная по проекту немецкого архитектора
Георга Иоганна Маттарнови в 1718 — 1734 годах:


    А вот следующий этап русского барокко, названный по имени императрицы «елизаветинским», ничего кроме восхищения вызвать не может.
    На мой взгляд, его совершенно справедливо называют ещё и «растреллиевским барокко», по имени итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1770 -1771), роль которого в развитии русской архитектуры трудно переоценить.


    Прекрасно понимаю, что творчество Б. Ф. Растрелли всем хорошо известно. Но все-таки привожу несколько самых главных образов (ликбез, так уж ликбез!). Они интересны еще и потому, что в отличие от петровского барокко, отказавшегося от традиций барокко московского, в елизаветинском барокко чувствуется творчески переработанное наследие русской архитектуры предшествующего периода (особенно это очевидно в облике Смольного собора).


Большой Петергофский дворец, построенный Растрелли в 1747 — 1752 годах:

Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 — 1756 гг.):

Зимний дворец (1757 — 1762 гг.):

Смольный Воскресенский собор (1748 — 1764):


    Традиции Б. Ф. Растрелли поддержали как другие итальянские архитекторы на русской службе, так и русские архитекторы. Так русским архитектором С. И. Чевакинским в 1753 — 1762 годах  в стиле «растреллиевского барокко» был построен Никольский морской собор в Санкт-Петербурге:

    А итальянский архитектор Пьетро Антонио Трезини в 1769 году построил великолепную церковь Климента папы Римского в Москве:

    На смену барокко в русской архитектуре, как и в европейской, пришел классицизм.

    Тому, как в России развивался этот архитектурный стиль, будет посвящена следуюшая, восьмая часть нашего архитектурного ликбеза.

    Так что, продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Церковь в Паоае — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Церковь Святого Августина (исп. Iglesia de San Agustín de Paoay) — это римско-католическая церковь муниципалитета Паоай провинции Северный Илокос на Филиппинах. Построенная в 1710 году, церковь славится оригинальным архитектурным решением, включая мощные контрфорсы по бокам и задней части здания.

Правительство Филиппин в 1973 году объявило церковь Паоай национальным культурным сокровищем Филиппин, а в 1993 году церковь была внесена в список Всемирного наследия (вместе с тремя другими барочными церквями Филиппин).

Самое раннее упоминание района нахождения церкви относится к 1593 году, а в 1686 году эта территория стала независимым августинским приходом[1]. Строительство здания нынешней церкви начал в 1694 году член ордена августинцев отец Антонио Эставильо. Церковь была достроена в 1710 году и заново освящена в 1896 году

[2][3]. Некоторые части церкви были повреждены в землетрясениях 1865 и 1885 годов, но позже были восстановлены по инициативе бывшей первой леди Имельды Маркос[4].

Церковь Паоай является филиппинским примером барочной «архитектуры землетрясений»[3] (термин предложен Алисией Косетенг) времён испанской колонизации — интерпретации европейского барокко, адаптированной к сейсмическим условиям страны благодаря использованию огромных контрфорсов по бокам и на задней части здания[2]. Использование этой разновидности барокко было вызвано тем, что из-за сильных землетрясений многие более ранние церкви Филиппин были разрушены. Стены и фасад церкви выполненные в яванском стиле, напоминающем Боробудур[2].

Контрфорсы[править | править код]

В числе самых ярких особенностей церкви Паоай — 24 огромных контрфорса[5] толщиной около 1,67 м[4] по бокам и на задней части здания, расширяющиеся от внешних стен. Ступенчатые контрфорсы по бокам здания, возможно, построены для легкого доступа к крыше

[3].

Стены[править | править код]

Церковные стены сделаны из больших коралловых камней в нижней части и кирпича на верхних уровнях[3]. Использованный при строительстве раствор включает песок и известь с соком сахарного тростника, сваренным с листьями манго, кожей и рисовой соломкой[3].

Фасад[править | править код]

Фасад заполнен массивным фронтоном, поднимающимся из земли и слегка наклонённым вперед. Квадратные пилястры и струнные карнизы разделяют фасад вертикально и горизонтально, соответственно. На нижней части украшений нет. Готические особенности также присутствуют при использовании крестоцветов, в то время как на треугольном фронтоне видны китайские и дальневосточные элементы [5][6]. Также есть зубцы, ниши, розетки и герб ордена августинцев[3]. Фасад выполнен из кирпича на нижнем уровне и коралловых камней на верхнем уровне

[7].

Колокольня[править | править код]

К фасаду прилегает трехэтажная коралловая колокольня, построенная отдельно от церковного здания с правой стороны и напоминающая пагоду[3][6]. Угловой камень колокольни был заложен в 1793 году[4]. Колокольня находится на некотором расстоянии от церкви, это предусмотрено на случай землетрясения[7]. Она служила наблюдательным постом в 1898 году для филиппинских революционеров, восставших против испанцев, и для филиппинских партизан, боровшихся с японскими солдатами во Второй мировой войне[5][8]. Согласно историкам, колокольня для местных жителей служила символом статуса. Так, колокол звонил громче и дольше во время свадьбы человека из видной семьи, чем во время свадьбы бедняков[9].

Местное правительство Северного Илокоса призывает реконструировать находящийся при церкви монастырь, который в настоящее время находится в руинах[2][10].

Признание художественной ценности церкви[править | править код]

В соответствии с Указом Президента № 260 церковь Паоай была объявлена национальным культурным сокровищем в 1973 году[11]. 11 декабря 1993 года церковь была признана объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с церковью Святого Августина в Маниле, церковью Нуэстра Сеньора-де-ла-Асунсьон в Санта Мариа (провинция Южный Илокос) и церковью Святого Фомы из Вильянуэва в Миагао (провинция Илоило)[7].

Сибирское барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII века. По состоянию на 1803 год в Сибири насчитывалось 115 каменных храмов. Подавляющее их большинство принадлежало к провинциальному варианту русского барокко, испытавшему влияние украинского барокко и (в отдельных случаях) ламаистского декора. Наибольшее число памятников сохранилось в Иркутске, Тобольске и Томске. Первоначальные интерьеры уцелели только в Крестовой церкви Иркутска.

[1]

Сибирские церкви XVIII века, подобно большинству памятников московского узорочья и барокко, — бесстолпные.[1] С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов (по выражению А. Ю. Каптикова — «барочная переусложнённость форм»)[2]. Декоративная система отмечена оригинальными привнесениями, предположительно восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).[3]

В XVII веке каменное строительство в Сибири велось только в Тобольске и Абалаке.[1] Это были древнерусские постройки с элементами господствовавшего в русской архитектуре тех лет узорочья. В духе нарышкинского барокко была выдержана самая ранняя каменная постройка Тюмени — Благовещенская церковь (1700-04).

[4] Строившийся сразу вслед за ней Троицкий монастырь имеет много общего с украинским барокко. Объясняют это украинским происхождением сибирских иерархов того времени. Последующие сибирские храмы удержали некоторые конструктивные элементы украинского барокко, в частности, вертикально-сводчатые архитектурные решения.[3] В литературе отмечается сходство первых тобольских памятников с уральскими храмами самого начала XVIII века, такими, как Далматов монастырь и собор в Верхотурье (единственный в своём роде памятник строгановского круга).[5]

К числу первых каменных сооружений на востоке Сибири относятся Нерчинский Успенский монастырь (1712), Посольский Спасо-Преображенский монастырь (1718), Спасская и Богоявленская церкви в Иркутске, Богоявленская церковь и воеводский дом в Енисейске, Спасский монастырь в Якутске.

Наиболее самобытный памятник сибирского барокко[6] — Крестовоздвиженская церковь Иркутска (1747-58) — буддийскими элементами своего декора приковывала внимание уже дореволюционных исследователей русской архитектуры. Уникальный памятник пытались связать с пышным каменным кружевом храмов Соликамска и Сольвычегодска.[7]Игорь Грабарь видел в этой церкви запоздалое провинциальное продолжение московского узорочья с его стремлением «приукрасить»: «наивное сочетание отголосков Москвы и Украины причудливо сплелось в густой узорчатый ковёр, с своеобразным привкусом соседнего Востока», — писал он.[8]

Так, как в Сибири, порталы больше не оформлялись нигде

Термин «сибирское барокко» ввёл в оборот в 1924 году иркутский краевед Д. А. Болдырев-Казарин,[1] писавший по поводу Крестовой церкви об «оргиастических безумствах», до которых доходили в обработке стен местные мастера, «разливая поток узорочья во всё многосаженное поле».[9] Высказывая предположение об участии в строительных работах местных бурят, Болдырев-Казарин заявлял, что в Сибири «некоторые детали монгольской и китайской архитектуры принимают знакомые формы кокошников», в то время как «остяцкие, татарские и бухарские» влияния обуславливают специфику декора храмов в Ишиме, Ялуторовске и Таре.[9]

Проблема восточных и украинских заимствований в сибирском зодчестве XVIII века занимала и исследователей советского времени.[1] Отмечался «бурятский декор» иркутских храмов и подобие их объемно-планировочных решений тем, что использовались зодчими северорусских городов — Тотьмы и Великого Устюга.[10] С точки зрения Т. С. Проскуряковой, правомерно выделять два «субрегиональных типа» ранней сибирской храмовой архитектуры — западносибирский (Тобольск, Тюмень, Зауралье) и восточносибирский (Иркутск).[11]А. Ю. Каптиков также различает западно- и восточносибирские изводы барокко. Он видит в сибирском зодчестве XVIII века одну из провинциальных школ русского барокко — наряду с тотемско-устюжской, вятской и уральской.[2]

Успенский собор Енисейска был завершён только в 1818 году Уникальный для сибирского барокко настенный декор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *