Характерные особенности архитектуры барокко – Эпоха барокко. Как познакомить учеников с архитектурными стилями?

Архитектура барокко — Википедия

Архитектура барокко — художественное направление и архитектурный стиль, включающий ряд историко-региональных художественных стилей, течений и школ, а также эпоха в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охватывающая значительный временной период, около 150—200 лет. Стиль барокко зарождался в Италии, главным образом в архитектуре Рима в середине XVI века и завершался в Италии во второй половине XVIII века, в других странах — в конце того же столетия [1]. Стиль Барокко в своем историческом развитии охватил все виды искусства, прежде всего архитектуру, но проявился также в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке), скульптуре, графике и декоративно-прикладном искусстве.

Корни стиля барокко уходят в архитектуру эпохи Возрожденияв Италии. Стиль барокко — это архитектура грандиозных ансамблей и обширных пространств. Первым величественным ансамблем в итальянской архитектуре считают Бельведер в Ватикане, созданный архитекторомримского классицизма XVI века Донато Браманте. Проект Бельведера предусматривал создание ансамбля протяженностью около 300 метров, включающим несколько взаимосвязанных дворов, открытых пространств с садами и фонтанами, зданий различного назначения: Антикварий с собранием античных статуй, регулярный сад, Ватиканскую библиотеку и театр под открытым небом. Проект не был осуществлен полностью. Однако в формальном отношении постройки Браманте нельзя относить к барочному стилю. Концом эпохи римского классицизма условно считают две даты: кончину Браманте в 1514 г. и смерть Рафаэля Санти в 1520 г. Рафаэль много работал и в архитектуре. Существует мнение, его разделял, к примеру, М. Дворжак, что стиль классицизма в архитектуре и живописи фактически был создан и в формальном отношении завершён Рафаэлем. При созерцании его произведений, действительно, возникает ощущение формального предела: дальнейшее развитие кажется невозможным

[2].

Согласно одной из версий, стиль барокко вырос из маньеризма, охватившего итальянское искусство во второй половине XVI века. Ярким представителем раннего маньеризма в итальянской архитектуре был Джакомо да Виньола (1507—1573). Так созданный им ансамбль виллы Джулия в Риме для Папы Юлия III (понтифик в 1550—1555 годах) имеет относительно небольшие размеры, но постройки отличаются переосмыслением и более широкой трактовкой ордерной системы и живописным отношением к архитектурному пространству: сочетанием больших и малых арок, садов, фонтанов, открытых полуциркульных галерей с росписями и рельефами, павильонов, расположенных на разных высотных уровнях. Однако по мнению большинства исследователей, опирающихся на классические труды Г. Вёльфлина, стиль барокко начинается там, где происходит разрушение классической тектонической системы, симметрии и замкнутости композиции за счет активного взаимодействия архитектурных объемов с окружающим пространством. Поэтому подлинным «отцом барокко» считают великого Микеланджело Буонарроти

[3]. Стиль барокко не случайно возник в Риме, поскольку одним из источников барочной архитектуры стали памятники древнеримского искусства, в частности римское переосмысление греческой ордерной системы в виде «римской архитектурной ячейки». Именно Микеланджело первым вышел за пределы традиционного понимания ордерности в архитектуре [4]. Другой источник и важнейший стимул возникновения и развития стиля барокко — великие географические и научные открытия XVI — XVII веков, значительно расширившие представления людей о времени и пространстве. Третьим источником считают идеологию и эстетику католичества, идейное движение Контрреформации и постановления Тридентского собора католической церкви. Поэтому стиль барокко называют также «стилем контрреформации» и «искусством иллюзии» [5].

Существуют две основных версии об отношении и историческом взаимодействии маньеризма и барокко. Согласно первой, устаревшей академической концепции, получившей распространение в отечественном искусствознании 1930-х — 1950-х гг., стиль барокко вырос из маньеризма. На этом основании даже выдающиеся произведения Микеланджело: лестницу библиотеки Сан-Лоренцо во Флоренции (проект 1555 г., строительство Б. Амманнати) и ансамбль Капитолия в Риме (проект 1536 г.) относили к маньеризму. По другой концепции, наиболее полно выраженной в работах А. Г. Габричевского и Б. Р. Виппера

[6][7][8], маньеризм и барокко в искусстве Италии второй половины XVI века антагонистичны, поскольку основывались на противоположных эстетических критериях, но развивались параллельно. Маньеристическое искусство предполагает варьирование композиционных и стилевых решений, найденных ранее, в эпоху Высокого Возрождения. Поэтому архитекторы-маньеристы стремились к причудливому, необычному и даже фантастичному, но ограничивались в основном поверхностной декорацией старых композиционных схем
[9]
. Художники барокко напротив искали новое отношение к форме и пространству в самом процессе формообразования. В этом смысле характерны криволинейные очертания стен, разорванные фронтоны, раскрепованные антаблементы (ит. forzato), удвоение пилястр и пучки колонн [10].

Архитекторы раннего римского барокко: (Джакомо Делла Порта, Доменико Фонтана, Карло Мадерна). Фасад церкви Иль Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта) стал образцом для строительства многих барочных церквей как в Италии, так и в других католических странах. Апогей итальянского барокко — середина XVII века — представлен творчеством Джан Лоренцо Бернини, Франческо Борромини, Гварино Гварини, Пьетро да Кортона, Филиппо Юварра и многих других выдающихся проектировщиков и строителей.

От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному. Это отразилось в ландшафтной архитектуре, садах и парках эпохи барокко (гигантская скульптура, гротескная маска, театр под открытым небом, необычное здание с экзотическими деталями). Эпоха барокко — время создания кунсткамер, увлечения ювелирным искусством, стремления к необычному и экзотическому в оформлении интерьера и мебели.

Наиболее успешным мастером зрелого итальянского барокко был выдающийся архитектор, скульптор, живописец, теоретик и поэт, драматург и театральный декоратор Джан Лоренцо Бернини. Он является автором наиболее прославленных ансамблей барочного Рима: площади Св. Петра со знаменитой колоннадой, фонтанов площади Навона. Менее удачливым соперником великого Бернини был Франческо Борромини, из-за чего он и окончил жизнь самоубийством. Однако его немногие завершенные проекты: церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сант-Иво алла Сапиенца, как считают специалисты, глубже по замыслу и сложнее по формообразованию, чем впечатляющие ансамбли, созданные Бернини [11]. Именно Борромини смело отходил от классических канонов, авторитетных решений, прежних правил, проектировал сооружения невиданной ранее сложности. Доказательством служит знаменитая «волна» фасада церкви Сан-Карло или силуэт двубашенной церкви Сант-Аньезе ин Агоне на Пьяцца Навона.

Интересный путь как архитектор барокко прошёл Филиппо Юварра. Он начинал как сценограф и помощник в перестройке театральных зданий. Не все его проекты нашли воплощение. Но от здания к зданию он набирал профессиональный опыт. Если Доменико Фонтана (1543—1607) или Франческо Каратти (?—1675) использовали тип удлинённого дворца-блока без игры объёмов, Юварра усиливал выразительность архитектурных объемов диагональными построениями, выступающими ризалитами, игрой вогнутых и выпуклых фасадов. Декор становился всё более сдержанным, Юварра не избегал руста, пилястр и колонн, таких привычных для классицизма. Здания, сохраняя величие, разнообразие и красоту, становятся, тем не менее, образцами не классицизма, а именно барокко. Яркими примерами архитектурного стиля Юварры стали выразительные силуэты замка Ступиниджи, Мадридского королевского дворца, базилики ди Суперга).

В конце XVII — XVIII веках многие архитекторы Италии, по причине политического и экономического кризиса страны не находили на родине применения своим знаниям. В поисков работы они уезжали в другие страны «к северу от Альп». «Исход» итальянских мастеров (термин С. С. Подъяпольского) оказал значительное влияние на развитие архитектуры сопредельных стран, в частности, историко-региональных барочных стилевых течений в Германии, Австрии, Франции и России.

Барокко в переводе означает: жемчужина неправильной формы. В XVII веке Священная Римская империя как государство имела недолгий период подъёма. Он связан как с положительными, так и отрицательными факторами. Положительное влияние оказали победа над Турцией и высвобождение европейских территорий от не европейской культуры, поскольку Турция и её культура тогда не воспринималась частью Европы. Негативным было присоединение промышленных территорий

[неизвестный термин] в Австрию и формирования Австрийской империи. Она и до этого была конгломератом разных по культуре и истории областей. Теперь областей стало больше. Этот процесс продлится до конца XVIII века. Началось с присоединения насилием Венгрии в 1686. Закончилось присоединением северной Италии, что спровоцировало Национально-освободительную войну сначала в Венгрии в начале XVIII века, в XIX веке — в Италии.

Победу одержали светская и церковная власти Австрии. Именно эти могущественные и богатые круги стали заказчиками и главными потребителями достижений эпохи барокко. Из стратегических соображений в 1683 австрийцы сожгли все пригороды Вены, чтобы ничего не досталось воинам-туркам. Примерно с 1690 года начался «строительный бум» — на сожжённых территориях возникают роскошные загородные усадьбы, барочные монастыри, барочные церкви в разных городах.

Строительство в стиле барокко началось задолго до 1690-х годов. Один из первых образцов-барочный собор в городе Зальцбург возник в 1611—1628 годах. Уже тогда широко использовались проекты и труд архитекторов Италии, потому барокко Австрии развилось под мощным влиянием барокко Италии. Так, собор в Зальцбурге строил итальянец Сантино Солари. А в захваченной и покорённой Австрией Праге по заказу австрийцев-победителей работала целая армия архитекторов, декораторов и художников Италии (от архитектора Каратти до садовника Себрегонди).

Ученический период закончился примерно через 70 лет. Уже самое барочное сооружение Вены — дворец Шёнбрунн — строится австрийцами Иоганном Бернхард Фишером фон Эрлахом и его сыном Йозефом Эммануэлем. При этом Шёнбрунн не похож ни на один из дворцов Италии. В самой Вене строят барочные — дворец принца Евгения, Богемскую канцелярию, Придворную библиотеку, церковь Св. Карла Борромео (Карлскирхе), дворцы аристократов. Австрийская провинция гордится настоящим шедевром — барочным монастырем в местечке Мельк (арх. Я. Прандтауер, И. Мунгенаст).

Наиболее одаренным среди первого поколения мастеров барокко в Праге был Франческо Каратти, спроектировавший колоссальный Чернинский дворец. Длина готического собора Св. Вита в Праге равнялась 124 метра. Чернинский дворец уже имел длину 150 метров.

Первый в Речи Посполитой памятник с элементами предбарокко — Фарный костёл в Несвиже — был возведён в 1580-е годы итальянским мастером Джованни Бернардони по образцу Иль-Джезу. В подражание этой римской церкви было выстроено впоследствии бесчисленное множество костёлов. Во Львове приход барокко связан с возведением Сретенского костёла босых кармелиток (1642—1644) по образу и подобию римской церкви Санта-Сусанна (арх. Карло Мадерна, 1603). Однако на протяжении XVII века польские шляхтичи ценили вовсе не характерные для барокко грузные, упрощённые архитектурные формы, получившие название сарматского стиля. Это в известной степени сдерживало дальнейшее освоение архитектурного словаря барокко и его распространение в польско-литовских провинциях.

Постепенно эрудиция и таланты архитекторов быстро дали возможность отойти от копирования итальянских образцов и создавать оригинальные сооружения (костёл и монастырь кармелитов босых, Бердичев). Наиболее крупные заказы — костелы, монастыри, часовни — поступали от католической церкви. Только в самом конце XVIII века под западноевропейским влиянием началось возведение масштабных дворцовых резиденций, таких, как Вилянувский дворец в Варшаве. Тогда же в барочном духе были перестроены многие храмы Кракова и Вильнюса, а в Гродно был выстроен богато украшенный скульптурой Ксавериевский костёл. К поздним памятникам светского барокко относятся дворец Браницких в Белостоке, дворец Сангушек в Изяславе, дворец греко-католических митрополитов в комплексе собора Св. Юра во Львове, загородная резиденция митрополитов в Оброшине.

В Виленской епархии в архитектуре костёлов ценились стройность силуэта, ажурность декора, порыв ввысь. Крупнейший мастер позднего барокко на землях великого княжества Литовского — Ян Кристоф Глаубиц — создал особый тип двухбашенного барочного костёла, получивший название виленского. Архитектура Левобережной Украины, отделившейся от Речи Посполитой после восстания Хмельницкого, пошла своим путём. Местные зодчие творчески перерабатывали структуру православных храмов домонгольской эпохи в русле народного деревянного зодчества, обогащая её барочной декорировкой. Повсеместное распространение получили многосрубные храмы с грушевидными главами. Местная архитектурная школа известна под названием украинского барокко.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[12]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[13].

Придворная церковь в Петергофе

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[14].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, Ф. Б. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

  1. ↑ Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры: В 3 т. — М. — Л. : Academia, 1935
  2. ↑ Власов В. Г.. Барокко // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 53-84
  3. ↑ Вёльфлин Г. Ренессанс и Барокко. — СПб. : Азбука-классика, 2004.- С. 245
  4. ↑ Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. II — С. 56-57
  5. ↑ Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. — Л. : ОГИЗ, 1934
  6. ↑ Габричевский А. Г. Пространство и масса в архитектуре // Искусство. — 1923. — № 1. — С. 8—14
  7. ↑ Габричевский А. Г. Теория и история архитектуры // Избранные сочине-ния. — Киев, 1993. — С. 128—205
  8. ↑ Виппер Б. Р. Борьба течений в итальянском искусстве XVI века. — М.: Изд-во АН СССР, 1956
  9. ↑ Иоффе И. И. Культура и стиль. — Л. : Прибой, 1927
  10. ↑ Иоаннисян О. М. К проблеме барокко в русской архитектуре XVII века // Русское искусство эпохи барокко : Новые материалы и исследования. — СПб. : Гос. Эрмитаж, 1998. — С. 20—46
  11. ↑ Якимович А. К. Бернини и Борромини. Становление двух типов художественного сознания барокко // Искусство Западной Европы и Византии. — М.: Наука, 1978. — С. 104—125
  12. ↑ Барокко // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  13. ↑ Русское зрелое барокко / Барокко в России / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
  14. ↑ Русское Барокко : Информация о русском барокко (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 25 января 2010. Архивировано 25 августа 2005 года.
  • сборник «Барокко в России», М., 1926
  • сборник «Барокко в славянских странах», М., «Наука», 1982
  • Виппер Б. Р. «Архитектура русского барокко», М., «Наука», 1978
  • «История русского искусства», т. 5, М., изд. АН СССР, 1960
  • «Декоративное искусство СССР», № 3, 1986 (статья В. Локтева «О втором призвании зодчества»)
  • «Архитектура СССР», № 9, 1982 (статья В. Локтева «Этот непонятный отец барокко»)

Московское барокко — Википедия

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций в храмовой архитектуре. Первый этап развития русского барокко. Устаревшее название — «нарышкинское барокко».

Церковь Всех Святых, построенная Д. В. Аксамитовым в Киево-Печерской лавре 1698—1699

Во второй половине XVII в. в русской культуре начал ощущаться поворот к гражданским началам общественной жизни, обращение к человеческой личности как основному элементу бытия. Этот феномен был назван «Русским предвозрождением» (Д. С. Лихачев). В архитектуре наметился отход от условности средневековой архитектуры к рациональным, формам ордера. Эти процессы были сходны с началом эпохи Возрождения в Западной Европе.

Однако ранее, в конце XIX — нач. XX в., искусствоведами был выделен архитектурный стиль, связанный с традициями западно-европейского ордера. Игнорируя культурные предпосылки его возникновения, а используя лишь хронологическое соответствие с искусством Западной Европы конца XVII в., направление было названо «барокко». Более того, учитывая бытовавшее тогда мнение, что все прогрессивное в русской культуре конца XVII в. связано исключительно с Петром I и его ближайшим окружением, этот русский вариант барокко был назван «нарышкинским», по имени родственников Петра I по линии матери, Нарышкиных, якобы первыми начавших возводить постройки, отличавшиеся по своей архитектуре от традиционной стилистики зданий Древней Руси. Первыми зданиями в стиле «нарышкинское барокко» назывались церковь Покрова в Филях и собор Высокопетровского монастыря.

Позднее, в 1960-х гг., в результате исследований было установлено, что ключевой памятник «нарышкинского барокко» — собор Высокопетровского монастыря был построен еще в начале XVI в. Также были обнаружены памятники, сооруженные раньше церкви Покрова в Филях, но имеющие ту же стилистику. Среди этих зданий оказались постройки Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, построенная по заказу князя В. В. Голицына, государственного канцлера и ближайшего сподвижника царевны Софьи. Таким образом, название «нарышкинское барокко» потеряло актуальность.

Некоторые исследователи (М. А. Ильин) обратили внимание, что начальная фаза «московского барокко» тесно связана с возобновлением строительства Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря, и что как ордерная декорация, так и центричность планировочного решения, характерная для церковных построек «московского барокко», могла быть заимствована столичными мастерами именно из этого здания. Воскресенский собор был заброшен после осуждения и ссылки патриарха Никона (1666 г.). Царь Федор Алексеевич добился прощения и возвращения Никона (1681), по его повелению строительные работы в Воскресенском соборе были продолжены после более чем десятилетнего перерыва. С прощением Никона архитектура Воскресенского собора привлекла к себе внимание просвещенных кругов Москвы: элементы объемно-пространственного решения и система оформления собора были взяты в качестве исходных образцов для создания нового стиля в архитектуре.

Все эти исследования показали связь скорее с архитектурой раннего ренессанса, нежели барокко, но учитывая сложившуюся терминологию, было решено оставить название «барокко» (с территориальным обозначением «московское»), хотя современные исследователи признают, что это «… барокко, несущее ренессансную функцию».

Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения и характерная система оформления (но в несколько упрощенном виде) прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.

Московское барокко в своем классическом варианте представляет собой стилистически довольно однородное явление. Вне зависимости от географического расположения художественные элементы оформления — ордер, обрамления оконных и дверных проемов — следуют стандартной модели и потому легко узнаваемы.

Однако существует несколько групп зданий, имеющих существенные отличия от основного направления, но не выходящих за пределы стиля. Направления обязаны своим появлением, главным образом, вкусам конкретных заказчиков.

Строгановский стиль[править | править код]

В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».

Нарышкинский стиль[править | править код]

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко.

Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга[1]. Существовавший одновременно с нарышкинским, более близкий к западноевропейскому барокко голицынский стиль (здания, возведённые в нём, иногда причисляют к нарышкинскому стилю либо используют для них обобщённое понятие «московское барокко») оказался лишь эпизодом в истории русского барокко и не смог сыграть подобной важной роли в истории русского зодчества.

Название[править | править код]

Успенская церковь на Покровке, в Москве

Название «нарышкинский» закрепилось за стилем после пристального изучения в 1920-е гг. Церкви Покрова, построенной в принадлежавших в конце XVII в. Нарышкиным Филях[2]. С тех пор нарышкинскую архитектуру иногда называют «нарышкинским», а также, учитывая основной район распространения этого явления, «московским барокко». Однако возникает определённая сложность при сопоставлении этого архитектурного направления с западноевропейскими стилями, и связана она с тем, что, стадиально соответствуя раннему возрождению, нарышкинский стиль со стороны формы не поддаётся определению в категориях, сложившихся на западноевропейском материале, в нём присутствуют черты как барокко, так и ренессанса и маньеризма. В связи с этим предпочтительнее использовать имеющий длительную традицию употребления в научной литературе термин «нарышкинский стиль»[3].

Предпосылки к возникновению[править | править код]

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской, культуры.

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светских нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.

Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре православные народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.

Особенности[править | править код]

Церковь Покрова в Филях

Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Москва

«Нарышкинский стиль» тесно связан с узорочьем, но это в какой-то мере его дальнейшая стадия, в которой проступают преобразованные формы западноевропейской архитектуры — ордера и их элементы, декоративные мотивы, несомненно, барочного происхождения.

От архитектуры XVI в. его отличает пронизывающая вертикальная энергия, скользящая по граням стен, и выбрасывающая пышные волны узоров.

Для зданий «нарышкинского стиля» характерны смешение противоречивых тенденций и течений, внутренняя напряженность, разнородность структуры и декоративной отделки. В них присутствуют черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Характерен двойственный масштаб — одного гигантского, вертикально устремленного, и другого – миниатюрно-детального. Эта особенность нашла воплощение во многих архитектурных проектах в Москве в течение всей первой половины XVIII в. Многие традиции нарышкинского стиля можно обнаружить в проектах И. П. Зарудного (Меньшикова башня), Баженова и Казакова.

Элементы наружной отделки типично маньеристического стиля использованы не для расчленения и украшения стен, а для обрамления пролетов и украшения ребер, как было принято в традиционном русском деревянном зодчестве. Противоположное впечатление производят элементы внутреннего декора. Традиционный русский растительный узор приобретает барочную пышность.

Характерное для европейского барокко непрерывное движение, динамика перехода лестниц от наружного пространства к внутреннему, в нарышкинском стиле не получило столь явного воплощения. Лестницы его скорее нисходящие, чем восходящие, изолирующие внутреннее пространство зданий от наружного. В них видимы скорее черты традиционного народного деревянного зодчества.

Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами[2] — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера, обозначившими тенденцию перехода от средневековой безордерной к последовательно ордерной архитектуре[4]. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.

Построенные в нарышкинском стиле здания нельзя назвать подлинно барочными в западноевропейском понимании[5]. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским, и только отдельные, зачастую едва уловимые элементы декора заимствовались из западноевропейского искусства. Так, композиция ряда возведённых церквей противоположна барочной — отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества. Иностранцами, равно как и многими россиянами, знакомыми с западноевропейскими образцами барокко, нарышкинский стиль воспринимался как исконно русское архитектурное явление.

Постройки[править | править код]

Одни из первых построек в новом стиле появились в московских и подмосковных имениях боярской семьи Нарышкиных (из рода, которых происходила мать Петра I, Наталья Нарышкина), в которых были возведены светски-нарядные многоярусные церкви из красного кирпича с некоторыми белокаменными декоративными элементами (яркие примеры: Церковь Покрова в Филях (1690—1693), церковь Троицы в Троице-Лыкове (1698—1704), которым свойственны симметричность композиции, логичность соотношений масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из западноевропейской архитектуры, служит средством зрительно связать многосоставный объём постройки.

«Церковь Покрова в Филях… — лёгкая кружевная сказка… чисто московская, а не европейская красота… Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты… Покрова в Филях или Успения на Маросейке, кажущихся ему совершенно такими же русскими, как и Василий Блаженный».

Игорь Грабарь, русский искусствовед

Церковь Покрова в Филях построена по принципам формосложения, типичным для русской архитектуры XVII в., представляя собой ярусный пятиглавый храм, в котором жёстко разграниченный объёмы колокольни и церкви расположены на одной вертикальной оси, так называемый восьмерик на четверике. Четверик, окружённый полукружиями апсид — собственно сама церковь Покрова, а расположенный выше, на следующем ярусе, восьмерик — церковь во имя Спаса Нерукотворного, перекрытая восьмилотковым сводом[6]. На нём возвышается ярус звона, выполненный в форме восьмигранного барабана и увенчанный ажурной позолоченной гранёной главой-луковкой, в то время как оставшиеся четыре главы завершают апсиды церкви. У основания церкви расположены гульбища, окружающие церковь просторные открытые галереи. В настоящее время стены храма выкрашены в розовый цвет, подчёркивающий белоснежные декоративные элементы постройки.

Аналогичные черты имеет полностью белоснежная церковь Троицы, расположенная в другой усадьбе Нарышкиных, Троице-Лыково, и возведенная Яковом Бухвостовым. С именем этого крепостного по происхождению зодчего связаны и многие другие постройки в нарышкинском стиле[7]. Показательно, что в постройках Бухвостова присутствуют элементы намеренно введённого западноевропейского ордера (соответствующая терминология используется и в подрядной документации), однако применение им ордерных элементов отличается от принятого в европейской традиции: главным несущим элементом, как и в древнерусской архитектурной традиции, остаются стены, почти исчезнувшие из виду среди многочисленных элементов декора.

Ещё одним выдающимся строением в нарышкинском стиле являлась построенная крепостным зодчим Петром Потаповым для купца Ивана Матвеевича Сверчкова тринадцатиглавая Успенская церковь на Покровке (1696—1699)[8], которой восхищался Бартоломео Растрелли, а Василий Баженов ставил её в один ряд с храмом Василия Блаженного. Церковь была настолько живописна, что даже Наполеон, распорядившийся взорвать Кремль, выставил возле неё специальную охрану, дабы она не была поражена начавшимся в Москве пожаром[9]. До настоящего времени церковь не дошла, поскольку была разобрана в 1935—1936 годах под предлогом расширения тротуара.

Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706—1713) намечает переход от нарышкинского барокко к петровскому.

В традициях нарышкинского стиля были перестроены многие церкви и монастыри, что отразилось, в частности, на ансамблях Новодевичьего[10] и Донского монастырей, Крутицкого подворья в Москве. В 2004 г. комплекс Новодевичьего монастыря был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в том числе, в качестве «выдающегося образца так называемого „московского барокко“» (критерий I), а также как «выдающийся пример исключительно хорошо сохранившегося монастырского комплекса, детально отображающий „московское барокко“, архитектурный стиль конца XVII в.» (критерий IV)[11]. В монастыре сохранены стены и ряд церквей, построенных либо перестроенных в нарышкинском стиле.

В архитектуре Петербурга начала XVIII в. нарышкинский стиль не получил дальнейшего развития. Однако между нарышкинской архитектурой и петровским барокко Петербурга первой четверти XVIII в. существует определенная преемственность, характерными примерами которой являются здания служившей для светских нужд Сухаревской башни (1692—1701) и церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни (1701—1707) в Москве[1]. В основу композиции Меншиковой башни, построенной зодчим Иваном Зарудным на Чистых прудах в Москве для ближайшего сподвижника Петра I, князя Александра Меншикова, положена традиционная схема, заимствованная из украинской деревянной архитектуры — несколько уменьшающихся кверху поставленных друг на друга ярусных восьмигранников.

Нельзя не отметить, что в создании архитектуры нарышкинского барокко, в отличие от петровского, отметились в основном русские мастера, что, безусловно, и определило специфичный характер построенных зданий — они представляли собой в большой степени древнерусские по характеру конструкции здания с заимствованными из западноевропейского зодчества деталями, как правило, носившими лишь декоративный характер.

Значение для русской архитектуры[править | править код]

Нарышкинский стиль наиболее сильно сказался на облике Москвы, но он также оказал большое влияние на развитие всей архитектуры России в XVIII в., будучи связующим элементом между архитектурой Москвы и строящегося Санкт-Петербурга. Во многом именно благодаря нарышкинскому стилю был сформирован самобытный образ русского барокко, что особенно отчётливо проявилось в его позднем, елизаветинском периоде: в шедеврах Бартоломео Растрелли-мл. черты московского барокко соединяются с элементами итальянской архитектурной моды того времени, во внешнем убранстве таких московских барочных зданий, как храм Святого Климента (1762—69 гг., арх. Пьетро Антони Трезини либо Алексей Евлашев), Красные ворота (1742 г., арх. Дмитрий Ухтомский) также видны черты нарышкинской архитектуры, прежде всего, характерное для неё сочетание красного и белого цветов в отделке стен.

Позднее, уже в конце XIX в. нарышкинская архитектура, многими воспринимаемая к тому времени, как типично русское явление, оказала определённое влияние на формирование так называемого псевдорусского стиля.

Список построек[править | править код]

В данном списке в хронологическом порядке перечислены наиболее известные постройки, созданные в нарышкинском стиле.

Дата постройкиПостройкаАрхитекторМестонахождение
1686Борисоглебский соборпредположительно Яков БухвостовРязанская область, г. Рязань, Сенная ул., 32
1687Храм Воскресения Христова в КадашахСергей ТурчаниновМосква, 2-й Кадашевский пер., 7
ок. 1688Церковь Бориса и Глеба в ЗюзинеМосква, Перекопская ул., 7
1685—87Церковь Успения Богородицы в Новодевичьем монастыреМосква, Новодевичий пр., 1С1
1683—88Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыреМосква, Новодевичий пр., 1С1
1688—89Церковь Святого Духа в Солотчинском монастырепредположительно Яков БухвостовРязанская область, Рязанский район, пос. Солотча
1691Церковь Знамения на Шереметьевом двореМосква, Романов пер., 2 (во дворе)
1691Церковь Смоленской иконы Богоматери в СофринеМосковская область, Пушкинский район, с. Софрино.
1693Церковь Св. Сергия в МогутовеМосковская область, Наро-Фоминский район, с. Могутово.
1692—95,

разр. в 1934

Сухаревская башняМихаил ЧоглоковМосква, в районе перекрёстка Сухаревской пл. и проспекта Мира
1690—96Покровская надвратная церковь в Высоко-Петровском монастыреМосква, ул. Петровка, 28
1693—96Церковь Покрова в ФиляхМосква, Новозаводская ул., 6
1696Церковь Живоначальной Троицы в ХохлахМосква, Хохловский пер., 12
1696Церковь Архангела Михаила в СтаниславлеМосковская область, Ленинский район, с. Станиславль.
1690—97, разр. в 1941Надвратный храм Новоиерусалимского монастыряЯков БухвостовМосковская область, Истринский район, г. Истра, на территории сегодняшнего «Историко-архитектурного и художественного музея „Новый Иерусалим“»
1694—97Спасская церковь в УборахПётр Шереметев, Кузьма Бакров, Яков Бухвостов[12]Московская область, Одинцовский район, с. Уборы
1684-98Большой собор Донской иконы Божией Матери в Донском монастыреМосква, Донская пл., 1
1698Надвратная церковь Иоанна Предтечи в Солотчинском монастыреРязанская область, Рязанский район, пос. Солотча
1693—99Успенский собор Рязанского кремляЯков БухвостовРязанская область, г. Рязань, Кремль
1696—99,

разр. в 1935—36

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ПокровкеПётр ПотаповМосква, ул. Покровка, рядом с д. 5 (бывший дом причта церкви)
1702Церковь Троицы в КонобеевеМосковская область, Воскресенский район, с. Конобеево.
1693—1703Церковь Архангела Михаила в ТропарёвеМосква, просп. Вернадского, 90
1698—1704Церковь Троицы в Троице-ЛыковомЯков БухвостовМосква, Одинцовская ул., 24
1705Троицкая церковь Ново-Голутвина монастыряМосковская область, Коломенский районг. Коломна, ул. Лазарева, 9-11
1705—07Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня)Иван ЗарудныйМосква, Архангельский пер., 15
1703—1708Церковь Св. Николая в ОзерецкомМосковская область, Дмитровский район, с. Озерецкое.
1708Церковь Смоленской иконы Богоматери в КривцахМосковская область, Раменский район, с. Кривцы.
1703—1710Церковь Знамения в ХолмахМосковская область, Истринский район, с. Холмы.
1713Церковь Покрова в ТропарёвеМосковская область, Можайский район, с. Тропарёво.

Примечания:

  • Следует иметь в виду, что в силу невозможности точного определения стилистических границ нарышкинского стиля, отдельные здания из приведённого списка могут рассматриваться некоторыми исследователями как относящиеся к иным стилям русской архитектуры
  • Зелёным отмечены здания, являющиеся памятниками истории и культуры федерального значения
  • Розовым цветом отмечены здания, внесённые в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Серым цветом отмечены утраченные здания
Значительные архитекторы[править | править код]
  • Яков Бухвостов
  • Иван Зарудный
  • Пётр Потапов
  • Осип Старцев
  • Михаил Чоглоков

Голицынский стиль[править | править код]

Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».

Стиль Прозоровских[править | править код]

Совсем недавно[когда?] было выделено еще одно течение, связанное с семьей князей Прозоровских (см. статью В. П. Перцова в «ссылках»). Это небольшая группа церквей, тесно связанная с первой церковью типа восьмерик на четверике — не сохранившейся церковью Успения в Петровском-Дальнем. Несмотря на то, что составление её проекта было связано с именем князя В. В. Голицына (на это обратил внимание еще Г. К. Вагнер), однако лаконичное внешнее оформление церкви, необычное для московского барокко, в значительной степени отражало вкусы заказчика — П. И. Прозоровского.

Довольно стойкая стилистическая линия, несмотря на небольшое количество построек, имеет достаточно обширное хронологическое и географическое развитие, в каждом из последующих зданий этого направления видна связь с исходным прототипом.

Лаконичная архитектура Прозоровских нашла своих почитателей — можно назвать церкви в селе Страхове (Заокский район Тульской области) и Троицкую церковь в Троицком (Теплый Стан, сейчас — пос. Мосрентген в Московской области).

Культовые здания[править | править код]

Успенская колодезная часовня в Троицкой лавре В провинции московское барокко принимало своеобразные, подчас весьма причудливые формы
  • Ранние постройки

Региональные памятники

Основные региональные памятники московского барокко расположены в Московской области и крупнейших городах России того времени:

Жилые здания[править | править код]

Региональные памятники

Общественные здания[править | править код]

Инженерные и оборонительные сооружения[править | править код]

  • Большой каменный мост (1687-92, не сохранился, зодчий — старец Филарет (по атрибуции Б. Н. Надежина))
  • Стены и башни Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (1690-94, зодчий Я. Г. Бухвостов)

Москва

Тобольск

Астрахань

Русское барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2017; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 декабря 2017; проверки требуют 7 правок.

Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Русском государстве и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках:

Общие черты архитектуры барокко включали гигантские пропорции: большое открытое центральное пространство, где каждый мог видеть алтарь; извилистые колонны, театральные эффекты, в том числе свет, идущий из купола сверху; драматические интерьерные эффекты, созданные из бронзы и позолоты; группы скульптурных ангелов и других фигур высоко над головой, а также «quadratura»(с итальянского-возведение в квадрат), с нарисованными архитектурными деталями и фигурами на стенах и потолке, чтобы увеличить драматический и театральный эффект.

В России архитектура барокко прошла три основных этапа: раннее московское барокко с элегантными белыми украшениями на стенах из красного кирпича довольно традиционных церквей, зрелое петровское барокко, в основном импортированное из Низких стран, и позднее растреллическое барокко.

Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, многоярусная архитектура. Церкви, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий., узорчатость фасадов.

Для провинциального барокко на севере и востоке России характерны упрощённые формы и тенденция к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. А. Ю. Каптиков считает возможным говорить о существовании провинциальных школ барокко в Тотьме, Великом Устюге, Вятском крае, на Урале («походяшинские» церкви) и в Сибири[1]. Большим своеобразием отличается сибирское барокко, сочетающее разработку заветов московского барокко с конструктивными заимствованиями из словаря украинского барокко и декоративными привнесениями с Востока[2].

На западе Российской Федерации долгое время сохранялись памятники как польского барокко (костёл в Себеже 1625 г., Спасская церковь в Трубчевске 1640 г.), так и барокко казацкого, характерного для Слобожанщины (Казацкий собор в Стародубе 1678 г., Троицкий собор в Белгороде, трёхглавый собор в Севске). В настоящее время многие из них находятся в плачевном состоянии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *