Характерные черты барочной архитектуры – Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: романский стиль, готика и ренессанс.

Елизаветинское барокко в архитектуре Санкт-Петербурга (СПб)

Елизаветинское барокко – уникальный стиль в архитектуре, который появился в Российской империи во времена правлении Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. Расцвет данного направления пришелся на XVIII столетие и, пожалуй, одним  из ярчайших творцов, создававших проекты и строящих объект в этом стиле, стал известный итальянский архитектор Растрелли.

Растрелли
Елизавета Петровна
Елизавета Петровна

Особенности елизаветинского барокко в архитектуре

Время нахождения у власти Елизаветы известно многими положительными изменениями, произошедшими в жизни молодой Российской империи, которые также отразились на архитектуре столицы, которая постепенно становилась ярким символом могущества государства.

К основным характерным чертам елизаветинского барокко относят:

  • огромное количество декоративных деталей;
  • пластичность;
  • многообразие украшений;
  • использование контрастных цветовых решений;
  • трехчетвертные колонны;
  • пилястры;
  • масштабное декорирование внутреннего пространства;
  • отдельные черты и элементы традиционного русского зодчества.

Постройки елизаветинского барокко крайне многообразны и интересны для любого человека, который увлекается архитектурой и может часами наслаждаться произведениями строительного искусства, дошедшими до наших времен сквозь века.

Елизаветинское или растреллевское барокко?

Главным мастером нового российского стиля в архитектуре стал Растрелли, который до начала работы по указам Елизаветы успел потрудиться для Анны Иоановны. В свое время он посетил Москву, где внимательно изучил традиции отечественного зодчества, элементы которого он использовал в своих новых проектах.

Первым зданием в елизаветинском барокко от Растрелли стал летний дворец, однако до наших дней это величественное сооружение не сохранилось, так как было выстроено из дерева. В дальнейшем мастер поработал над большим числом других, не менее интересных проектов.

Примеры елизаветинского барокко от Растрелли:

дворец в Петергофе

Дворец в Петергофе

собор в Киеве

Собор в Киеве

Екатерининский дворец

Екатерининский дворец

Зимний дворец, где в настоящее время располагается Эрмитаж, стал одним из последних и главных творений великого архитектора. С начала строительства было запланировано очень величественное здание, площадь которого составляла более 60 000 м

2, на которой планировалось разместить около полутора тысяч отдельных помещений. На тот момент, здание было самым высоким в Санкт-Петербурге, причем, императрица даже издала специальный указ, в соответствии с которым в городе запрещалось строительство более высоких сооружений.

Зимний дворец

Зимний дворец

В разных городах существует множество построек, которые можно отнести к описываемому стилю, в том числе, храмы в стиле елизаветинского барокко. В Санкт-Петербурге среди религиозных объектов обязательно стоит поговорить о Смольном монастыре, который по мнению многих исследователей является вершиной творчества Растрелли. Собор украшен огромным количеством декоративных деталей и украшений и изначально должен был иметь только один купол, однако Елизавета настояла, чтобы здание сильнее соответствовало православной традиции, потому должно было иметь 5 куполов.

Другие мастера

Елизаветинское барокко в СПб далеко не полностью создано Растрелли, к примеру, над Екатерининским дворцом трудились и другие архитекторы, снискавшие заслуженную славу спустя века: Квасов и Чевакинский. По мнению искусствоведов, Квасов является автором Спаса на Сенной, заложенной в 1753году. До нас дошли только фотографии данного сооружения. Также квасов построил дворцы для аристократов рядом с Санкт-Петербургом.

А по трудам Чевакинского были возведены некоторые корпуса дворца Екатерины, а также многочисленные дома для чиновников в пределах города.

inthi.ru

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 2: барокко, рококо и классцицизм.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


    Во второй части нашего архитектурного ликбеза посмотрим на то, что из себя представляют такие стили как барокко, рококо и классицизм, в том числе и такие его частные проявления как палладианство и ампир.

    БАРОККО (конец XVI — конец XVIII вв.)

    Барокко в архитектуре Западной и Центральной Европы являлось логическим продолжением предшествующего ему ренессансного стиля. Вот только декор стал более вышным и зачастую вычурным. Если видим множество завитушек, то перед нами арохитектура барокко. А если к этому добавляются еще и круглые или овальные окна, то это точно барокко.


Королевский дворец в Мадриде:

Фрауенкирхе в Дрездене, полностью раздушенная в 1945 году, но восстановленная относительно
недавно по старинным чертежам XVIII века:

Монастырь в австрийском Мельке:

Карлскирхе в Вене:

Характерное для барокко внутреннее убранство:

   РОКОКО (XVIII век)

    Собственно, я бы рассматривал рококо скорее как то же барокко, но только доведенное до абсурда. Увлечение вычурными украшениями, чрезмерное внимание к декору (особенно в интерьерах) достигает предела разумного. Не случайно, рококо получил наибольшее распространение фо Франции накануне Великой революции 1789 года, как не случайно и то, что его сменил намного более скромный в декоре имперский стиль, известный как ампир.


Версальский дворец:

Базилика Фирценхайлиген в Баварии:


    КЛАССИЦИЗМ

    Самой ранней формой классицизма является ПАЛЛАДИАНСТВО, наверное единственный архитектурный стиль, названный по имени архитектора (если не считать, гаудианства, о котором речь пойдет позже, в других частях ликбеза) Андреа ПАЛЛАДИО (1508 — 1580).
    Характерными чертами палладианства является строгое следование симетрии и заимствование принципов храмовой архитектуры классической Древней Греции и Древнего Рима (отсюда и название стиля — классицизм).
    Если вы видите здание с классическими колоннами и античным портиком вроде Большого театра в Москве, Белого дома в Вашингтоне или какого-нибудь провинциального дома культуры потройки 50-х годов на просторах бывшего СССР, то перед вами классицизм (или даже палладианство).

Шедевр палладианства — вилла Ротонда близ Виченцы
(Небольшой итальянский город Виченца, что в итальянском регионе Венето,
вообще является своеобразным заповедником палладианства,
часто его называют «городом Палладио»):

Собор Сан-Джорджо Маджоре в Венеции и его интерьер:


Здание парламента Вены:

Базилика венгерского города Эгер:

   Поздней формой классицизма является АМПИР (первая половина XIX в.), возникший во Франции при Наполеоне I. Не правда ли, сразу же видно, что это именно «имперский стиль»?


Арка Каррузель в Париже:

Витториано в Риме:


 


    Во второй половине XIX века на смену классицизму придет эклектика (историзм) и модерн. Именно этим архитектурным стилям будет посвящена следующая часть нашего архитектурного ликбеза.

    Так что, продолжение следует.
    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Архитектура барокко Характерные черты архитектуры барокко Но

Архитектура барокко

Архитектура барокко

Характерные черты архитектуры барокко …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, Характерные черты архитектуры барокко …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда, … В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда ни кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетенные тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Перевод Е. Тархановской Так описывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Обилие пышных декоративных украшений, подчеркнутая театральность, искажение классических пропорций, оптический обман, преобладание сложных криволинейных форм действительно создавали особый неповторимый облик архитектурных строений барокко. БАРОККО (итал. Barocco, буквально — причудливый, вычурный), стиль, преобладавший в искусстве Европы с конца 16 до середины 18 века и охвативший все виды творчества, наиболее монументально и мощно проявившись в архитектуре и изобразительном искусстве.

Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс Самые значительные перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену согласованности и пропорциональности приходят диссонанс и асимметрия. Глядя на фасад, перестаешь понимать, где же находится стена – главная опора здания. Плоские пилястры уступают место колоннам и полуколоннам. Установленные на высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на балюстраде крыши. Размеры порталов, дверей и окон стали превышать всякие разумные границы. Фронтоны и наличники приобрели богатые украшения в виде причудливых завитков, картушей, гирлянд из листьев, трав и человеческих фигур. От спокойной ясности ренессанса, казалось, не осталось и следа. « Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но и пространственных построений. Если в Ренессансе планы помещений имеют четкую геометрическую форму – круг, квадрат, прямоугольник, то излюбленная форма барокко – овал, дающий некоторую неопределенность общей форме пространственного объема. Часто конфигурация плана очерчена прихотливыми изгибами линий, выпуклостями и вогнутостями стен, усложнена дополнительными примыканиями соседних соподчиненных объемов… В архитектуре барокко возобладали неумеренная декоративность, тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, использование насыщенного цвета и позолоты должны были усиливать выразительность архитектуры, производить впечатление богатства и парадности» ( А. Ф. Гольдштейн). Пилястры – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены. Картуши – украшение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим. Характерные

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим. Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах.

§ Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых

§ Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам § Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634 -67, Сант-Иво, 1642 -60, в Риме).

§ Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, § Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. • Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634 -1667, Сант-Иво, 1642 -1660, в Риме).

§ Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (16341667, Сант-Иво, 1642 -1660, в Риме). § Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (16341667, Сант-Иво, 1642 -1660, в Риме). Фрагмент, фасад.

Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло Главным архитектурным творением Лоренцо Бернини стало оформление площади перед собором Святого Петра. Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: создать торжественный подход к главному храму католического мира, добиться впечатления единства площади и собора. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей. Первая — в форме трапеции, а вторая в излюбленной форме барокко – овале. Она обращена к городу и обрамлена величественной колоннадой, которая легко и изящно охватывала площадь.

Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона. Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648 -1651. Аллегорические фигуры изображают самые Лоренцо Бернини. Фонтан Четырех рек на площади Навона. 1648 -1651. Аллегорические фигуры изображают самые большие реки континентов — Нил, Дунай, Ганг и Рио-де-ла-Плата (Амазонка тогда была неизвестна). Покрывало на голове Нила символизирует таинственность его истока, который в то время еще не открыли. Расположение фигур фонтана породило легенду о поединке между гениями эпохи барокко — Бернини и Борромини: будто бы Ла Плата Бернини загораживается рукой, чтобы не видеть церковь — «ужасное» творение Борромини. На самом деле фонтан построен гораздо раньше, чем церковный фасад. По проекту Бернини создан и фонтан Мавра, один из двух фонтанов, расположенных по краям площади. Другой фонтан в оригинале состоял лишь из одного бассейна, к которому в конце 19 в. добавили скульптуру — так возник фонтан Нептуна.

Со 2 -й половины 1650 -х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, Со 2 -й половины 1650 -х гг. Бернини вновь работает в соборе Святого Петра, создает здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (16561665), украшенную статуями отцов Церкви и ангелов,

 «Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений «Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – начала. XVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском, или московском, стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I. По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

§ Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком § Блестящим образцом нарышкинского барокко является церковь Покрова в Филях. Она стоит на невысоком холме, над речным берегом, повторяя себя причудливым отражением в воде. Храм имеет высокий и просторный подклет (ПОДКЛЕТ, в русской каменной и деревянной архитектуре нижний этаж жилого дома или храма, обычно имеющий служебно -хозяйственное назначение), на арках Церковь Покрова в Филях. 1693 -1694. Москва. которого расположена терраса с тремя плавными лестничными маршами. Главный объем здания окружен полукруглыми пределами, каждый из которых увенчан золотой главой. Переход от четверика к восьмерику выполнен настолько плавно и умело, что зритель не сразу замечает смену архитектурных членений. Карниз и резные белокаменные украшения естественно продолжают тройные капители угловых колонок.

Церковь Троицы в Никитниках. 16311634 гг. Москва. § К уникальным сооружениям московского барокко следует Церковь Троицы в Никитниках. 16311634 гг. Москва. § К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках, построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан.

Церковь Троицы в Никитниках. 1631 -1634 гг. Москва. Плоскость стены почти исчезла за обилием Церковь Троицы в Никитниках. 1631 -1634 гг. Москва. Плоскость стены почти исчезла за обилием карнизов, пилястр, полуколонн, наличников и порталов. Храм венчали декоративное пятиглавие и три ряда кокошников, придающих особую праздничную торжественность.

§ Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным § Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах считается вершиной московского барокко. Полукружия стен завершаются треугольным резным фронтоном, украшенным колонками и волютами. Восьмигранная трехъярусная башня превращена в каменное кружево. Церковь увенчана куполом с ажурной позолоченной короной и сквозным крестом. § Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690 -1704. Москва.

Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь Церковь во имя святителя Николая, возведена в одном из истинно московских старинных местностей: здесь в XVII в. на заливных лугах поселили хамовников – дворцовых ткачей, которые и дали название округе. Они и построили этот необычный по покраске храм. Для усиления колокольного звона прорезана рядами проемов, так называемых слухов. Здание церкви – характерный тип посадского храма, один из ярких и превосходно сохранившихся образцов «нарышкинского барокко» Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва. Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва. Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Архитектурные творения В. В. Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло Архитектурные творения В. В. Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700 -1771) – сын скульптора Б. К. Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А. Д. Кантемир (1708 -1744) писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил» .

В. В. Растрелли. Портрет. Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко» В. В. Растрелли. Портрет. Творчество Растрелли составило целую эпоху русской архитектуры — «елизаветинское барокко» .

§ Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт. Петербурга § Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт. Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. § В. В. Растрелли. Андреевская церковь. 1749 -1759 гг. Киев.

§ Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное § Собор Смольного монастыря был заказан мастеру императрицей Елизаветой Петровной. Традиционное русское пятиглавие, воплощенное в вычурных формах барокко, здесь органично сливалось с основным объемом здания. Средняя глава собора представляет собой высокий двусветный купол, увенчанный луковичной главкой на световом барабане. Четыре угла в виде высоких двухэтажных башен, почти вплотную прижатые к центральному куполу, придают пятиглавию удивительную монолитность и мощь. Уже после смерти Растрелли другой выдающийся архитектор – представитель раннего классицизма Джакомо Кваренги – всякий раз проходя мимо Смольного собора почтительно снимал шляпу и восклицал: «Вот это церковь!» § В. В. Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748 -1760 гг. Санкт – Петербург.

Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, - Зимний дворец, в котором Самое блестящее творение Растрелли, украшающее центр города на Неве, — Зимний дворец, в котором в наше время расположен всемирно известный художественный музей Эрмитаж. Архитектура Зимнего дворца – это настоящий гимн эпохе русского барокко. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали. Фасад, выходящий к Адмиралтейству, ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращенную к городу. Дворец имел более 1050 помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. Общая протяженность фасадов дворца составляет 210 м!

§ В. В. Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт. § В. В. Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт. Петербург. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

§ В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход). § В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

§ В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад) § В. В. Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

present5.com

Барокко, классицизм, рококо, романтизм и другие направления в архитектуре.

Каждый исторический стиль соответствовал определенному состоянию общества. Барокко, классицизм, рококо – стили, определившие облик европейских городов, сохранившийся в исторических центрах.

Дворец Мафра (порт. Palácio Nacional de Mafra) — самый большой королевский дворец в Португалии. (1717 — 1730 гг.) в стиле зрелого барокко. Архитектор Иоганн Фридрих Людвиг (1670-1752 гг.)

Барокко

Стиль барокко возник на основе новой философии, доминирующей среди высшего света в 16-17 вв.

Нидерландский историк Йохан Хейзинга в книге «Голландская культура семнадцатого столетия» описывает элементы, отражающие культуру и философию барокко: «Великолепие и достоинство, театральность, строгое соблюдение норм …. Безусловное служение церкви и государству было идеалом общества, власть монарха была обожаема и обожествлялась. Церемониальная торжественность доминировала в общественной жизни, и общество воспринимало ее с полной серьезностью…»

Немецкий историк Рихард Алевин писал, что духу барокко отвечает представление о связи движения и пространства: пространство должно соответствовать движению, и вне движения нет пространства в этом стиле.

Барокко и классицизм – стили архитектуры, противоположные друг к другу. Если в классицизме пропорции здания, декор соразмерны человеческим пропорциям, то в архитектуре барокко габариты разных элементов строения могут во много раз превышать человеческий рост, создавая эффект «маленького человечка» и подчеркивая величие сооружения.Порталы, окна, двери будто сделаны для великанов. Декор в барокко стал более крупным.

Известный архитектор итальянского барокко Г. Гварини создавал своими сооружениями у зрителя мифические ощущения. Приемы декора в барокко многократно дублируются. Существовал прием создания групповых пилястр, когда по сторонам пилястры появляются полупилястры, одинарные колонны заменяются парными, фронтон может быть повторен в меньшем масштабе. Колонны коринфского ордера устанавливались на пьедесталы, их собирали в группы, создавали «пучки», отодвигали от стены.

Историки пишут о барокко, что стиль несет некую нервность, излишнюю восторженность из-за большого количества архитектурных элементов. В декоре фасадов присутствуют сложные волнообразные формы, создавая ощущение движения, потока. Высшего выражения барочный принцип в архитектуре достигает в многократном дроблении антаблемента*, что создает изгибающуюся линию карниза вверху здания.

Для барокко характерна как принцип формообразования так называемая «боязнь пустоты». Пространство фасада заполняется обилием деталей, скрывая конструкцию. Популярен принцип пластичности, который обеспечивает свободу перетекания форм, и создает эффект живописности, отсутствие границ архитектурной конструкции, декора. Иногда колонны и стены в зданиях в стиле барокко, в отличие от классицизма, не выглядят как опоры, а кажутся неустойчивой массой. Нередко стена кажется динамичной, например, при наличии чередующихся вогнутых и выпуклых частей фасадов, стен, сходящихся под острым углом.

Барокко в архитектуре затрудняет восприятие зрителя, вызывает напряжение благодаря своей динамичности и перетеканию пространства. Все композиционные приемы призваны усилить форму, создавать ощущение иррациональности, когда фасад не несет информации о функции строения. Архитектура барокко ярче всего была выражена в Италии.

Из зодчих, творивших в стиле барокко в Риме, наиболее известными стали Борромини, Бернини и Кортона. В Венеции оригинальную барочную архитектуру создавал Б. Лонген (церковь Санта Мария делла Салуте (1631- 1682 гг.)).

Фасад церкви Сан Карло у четырех фонтанов.

Фасад в некоторых сооружениях становился декорацией, он был призван поразить зрителя своими масштабами, пропорциями, величием, контрастами. К примеру, фасад церкви Сан Карло (1638- 1667) «у четырех фонтанов» в Риме архитектор Борромини создал как сочетание выпуклых и вогнутых стен и карнизов. Овальный картуш имеет такие большие размеры, что вызывает опасение у зрителя.

Чертеж фасада церкви Сан Карло у четырех фонтанов.

Классицизм, рококо

Следующие стили после барокко – классицизм, рококо стали между собой антагонистами, в то время как рококо многое переняло от барокко.

Рококо утвердился в Европе как культ естественности. В основе мировоззрения рококо лежала философия либертинажа (libertinusn –освобожденный, свободный), которая обозначала свободу от религиозно-церковных норм. Зародился рококо во Франции после смерти короля Людовика ХIV, когда его приемником стал правнук пяти лет.

Регентом был герцог Филипп Орлеанский, имевший славу распутника. Период Регентства (1715-1723 гг.) охарактеризовался приходом нового стиля в архитектуре, популярного до Французской революции. По сравнению с барокко, рококо выглядит, по определению историков, «измельчавшим» стилем. Оно сохраняет театральность, тягу к плавности, причудливости форм.

Барокко, классицизм от рококо отличает наличие явных отличительных признаков у первых и отсутствие явных таковых у последнего. Здания в стиле рококо напоминают барочные, однако, они имеют менее величественные и масштабные формы и размеры. В этом стиле декор не всегда сочетается между собой, формы выбираются, как будто бы, произвольно.

В России этот стиль воплощен в Ориенбауме архитектором А. Ринальди. Выдающимися памятниками архитектуры рококо являются Дворец Шарлоттенбург, Малый Трианон в Версале, ансамбль в городе Нанси, Сан-Суси в Потсдаме.

Сан-Суси – дворец короля Пруссии Фридриха Великого в Потсдаме, около Берлина.Создан по эскизам короля архитектором Г. Венцеслаусом фон Кнобельсфордом.

За пределами Франции рококо наибольшего расцвета достиг в Германии и Австрии, где включил в себя элементы барокко. Например, церковь Фирценхайлигене (1743-1753 гг.) архитектора Нёймана. Иоганн Валтасар Нёйман (1687-1753) — представитель стиля позднего барокко.

 

В 1897 г. римский папа присвоил ей статус базилики. Базилика четырнадцати святых помощников (Basilika Vierzehnheiligen) , расположена в окрестностях города Бад-Штаффельштайн под Бамбергом. Церковь – типичный образец среднеевропейской паломнической церкви в стиле рококо с элементами барокко.

Фрагмент фасада церкви Фирценхайлиген.

Сложившись в 20-е гг. 18в., рококо достигло расцвета в 30—40-е годы. Угас стиль рококо с началом Великой Французской революции.

Барокко, классицизм, романтизм — все эти стили порождены определенной философией, мировоззрением просвещенной части общества, связанной с событиями в общественной жизни и изменениями социального строя.

В эпоху развития буржуазии на смену барокко и рококо, потерявших свое влияние в искусстве, пришел классицизм, перенявший античные формы. Приблизительно в то же время появился и романтизм.

Философская сущность обоих направлений была прямо противоположна. Если в классицизме основным был рационализм, объективность, ясность и строгость форм, то в романтизме преобладали эмоции, фантазии, героизация прошлого. Если апологеты классицизма брали за основу изучение античности, то сторонники романтизма интересовались искусством средневековья, восточной культуры, что расширяло использование разных стилей в едином архитектурном произведении.

Классицизм был унифицированным стилем, а романтизм носил отпечаток творческой мысли и был индивидуален. После увядания барокко классицизм получил широкое развитие во Франции, Германии, Англии и России. В отличие от последовательно захватывающих умы европейцев барокко и классицизма, романтизм развивался параллельно с классическим направлением в искусстве.

Романтизм получает поддержку, прежде всего, в Англии, где всегда оставалась тесной связь со средневековьем. В начале 19 века романтизм в своем неоготическом и неороманском исполнении становится модным и в других странах Европы: здесь в этом стиле украшают дворцовые комплексы, загородные и городские дома.

Расцвет романтизма пришелся на период 1795 -1830 гг. Ярким примером романтизма в архитектуре являются замки Баварии. Например, замок Хоэншвангау (Hohenschwangau, «Высокий лебединый край»). Замок возведен на месте крепости Шванштайн, которая упоминается в исторических хрониках еще до 12 века.

В 1832 принц Максимилиан, будущий Король Максимилиан II Баварский купил руины замка Шванштайн. Через год началась реконструкция замка в неоготическом стиле по проекту Доменико Квадлио Квальо II (Johann Dominicus Quaglio), после его смерти работы заканчивал Мориц фон Швинда (Moritz Ludwig von Schwind), продлившаяся 5 лет, до 1837 года.

Замок Хоэншвангау (Hohenschwangau).

Замок, расположенный на отвесной скале,  Нойшванштайн (Neuschwanstein -«Новая лебединая скала»), созданный  при короле Людвиге II. Замок-крепость имеет островерхие круглые башни, арочные балконы, бойницы. Замок построен в 1869-1886 годах. Основные идеи короля Людвига воплотил придворный архитектор Эдуард Ридель.

Замок Нойшванштайн (Neuschwanstein) построен в неоготическом стиле. Бавария. 1869-1886 гг. арх. Эдуард Ридель.

Замок Пьерфон около Компьеня (Compiegne). Этот замок после разрушения в 12 веке был восстановлен в 19 веке Наполеоном III. Реконструкцией средневекового замка руководит Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), затем ему на смену приходит архитектор Ураду. Работы продолжались с 1857 по 1884 гг.

Замок Пьерфон (Pierrefonds).

Замок Пьерфон (Pierrefonds) был разрушен в 12 в., восстановлен в 19 в. При Наполеоне III. Реконструкцией средневекового замка руководит Виоле-лё-Дюк (Viollet-le-Duc), затем ему на смену приходит архитектор Ураду. Работы продолжались с 1857 по 1884 гг. Замок создан в неороманском стиле.

Резиденция российских императоров – дворцово-парковый ансамбль «Александрия»

«Александрия» расположена восточнее Нижнего парка, отделена от него каменной стеной с Звериныеми, Никольскими и Морскими воротами, с другой стороны граничит с усадьбой Знаменка. Южная граница Александрии проходит вдоль шоссе Петербург — Ораниенбаум (Ломоносов), а северная по берегу Финского залива.

Комплекс создан с элементами неоготического стиля, отличавшегося от стилей барокко и классицизм романтическим направлением архитектурной мысли. Готика была близка императрице Александре Федоровне, выросшей в Пруссии, где сохранилось много средневековых построек. Основные архитектурные сооружения ансамбля — Коттедж, Капелла, Готическая караульня, Ферма, Адмиральский домик, Нижняя дача (в 1961 г. взорвана из соображений безопасности).

Нижняя дача Александрии в стиле романтический классицизм (в 1961 г. взорвана из соображений безопасности). Не восстановлена.

Коттедж с элементами готического стиля был построен под руководством архитектора Менеласа в конце 1820-х гг. На фасадах здания помещен герб Александрии, как напоминание о рыцарских временах.

Коттедж с элементами готического стиля. Арх. Менелас. Конец 1820-х гг.

При входе в парк в 1827 г. по проекту А. Менеласа был выстроен караульный дом в стиле английской готики, поэтому здание получило название Готическая караулка. В подобном стиле выстроена в 19 в. и другая караулка – на побережье Финского залива. Романтизм парка архитектор А. Менелас подчеркнул зданием «Фермы» (1829-1831гг.), с настоящими коровами и пастухами. «Ферма» представляла собой домик в деревенском английском стиле. Затем здание многократно переделывалось, пока в 1838 — 1839 гг. А. Штакеншнейдером не было превращено в Фермерский дворец императора Александра II и его семьи.

Фасады и интерьеры дворца были отделаны в неоготическом стиле. Фасады здания декорированы эркерами с зубчатыми парапетами, рельефными щитами с гербом Александрии. Восточный фасад оснащен часто поставленными окнами со стрельчатыми переплетами, выступающими террасами и балконами с узорными чугунными перилами с готическим орнаментом. Готическая капелла — домашняя церковь царской семьи, сооруженная в честь Александра Невского.

Проект Капеллы создал берлинский придворный архитектор К. Шинкель. Постройку Капеллы в 1831 — 1834 годах вели архитекторы А. Менелаc и И. Шарлемань. По углам Капеллы стоят 20-метровые восьмигранные башни со шпилями из чугуна, завершенными золочеными крестами. Стены северного, южного и западного фасада имеют порталы со стрельчатыми арками, окаймленными кружевным орнаментом, Над каждым порталом находится большое круглое окно-розетка для витража, над каждой розеткой — фигура ангела. В стрельчатых окнах церкви вставлены цветные стекла.

Для здания церкви в 1832 году на Александровском литейном заводе отлили из чугуна по моделям М. Соколова около 1000 разнообразных деталей, по моделям В. И. Демут-Малиновского из медных листов были выбиты 43 статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и Богоматери с младенцем.

Готическая капелла в Александрии

Готическая капелла в Александрии. Постройку Капеллы в 1831 — 1834 годах вели архитекторы А. Менелаc и И. Шарлемань.

Барокко, классицизм, романтизм, рококо в современных постройках обязательно должны выглядеть адекватно, сочетаясь с окружающей природой, ландшафтом сада, соседними постройками, чтобы не казаться излишне вычурными, чересчур контрастными. Органичность соединения с окружающим пространством – гарант того, что хозяина такого здания будут считать человеком с хорошим вкусом.

автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Московское барокко (нарышкинское)

Храм иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе— православный храм в стиле нарышкинского барокко. 1680-е гг. Построен на средства Льва Кирилловича Нарышкина, родственника царя Алексея Михайловича.

Московское нарышкинское барокко — так называли стилевое направление русского зодчества конца 17-начала 18 века, которое стало начальным этапом в формировании русского барокко.

Своим названием это направление в архитектуре обязано боярскому роду Нарышкиных, строившим храмовые сооружения с элементами европейского барокко в своих имениях (комплекс архитектуры конца 17 – начала 18 вв.: относят церкви в Филях, Троицком-Лыкове, Уборах, Дубровицах, Успения на Маросейке).

Генрих Вёльфлин (Heinrich Wölfflin. 1864 — 1945 гг.) — швейцарский писатель, историк, искусствовед, теоретик и историк искусства

Московское барокко – название весьма условное, так как в зданиях присутствовали кроме барокко черты ренессанса и готики, соединенные с традициями русского зодчества.

Если рассматривать систему определений архитектурных стилей, которую создал Г. Вёльфлин,то понятие «барокко» не может быть применимо к данному архитектурному явлению.

Однако, исследования Вёльфлина касались исключительно барокко итальянского, которое отличалось от барокко в других странах. Кроме того, как утверждал сам исследователь, барокко не имеет четко определенных границ.

Мсковское барокко стало связующим звеном между зодчеством патриархальной Москвы и петербургским строительством в европейском стиле. Отличительной чертой этого стиля было устремление строений вверх, их многоярусность, узорчатость фасадов.

Церковь Троицы в Троице-Лыково. В 1935 г. была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. Арх. Я. Бухвостов.

Яков Григорьевич Бухвостов (конец 17-начало 18 вв.)— архитектор, один из основоположников московского барокко. Постройки Бухвостова выполнены из кирпича с характерным пышным белокаменным декором.

Барокко в Москве 17-18 вв. сохранило многое от многовековых традиций русской архитектуры, к которым добавлялись новые черты.

Для этого направления характерна многоярусная архитектура церквей, боярские палаты с белокаменной кладкой, сочетающиеся с элементами ордера: колоннами, полуколоннами и пр., обрамление пролетов и ребер зданий.

Примерами московского нарышкинского барокко также могут служить следующие сооружения: Успенская церковь на Покровке.

Нарышкинское барокко воплотилось в работе крепостного зодчего П. Потапова — тринадцатиглавой Успенской церкви на Покровке. Академик Лихачев описывал ее как легкое «облако из бело-красных кружев». Церковь была разобрана в 1935-1936 гг.

Церковь Успения Пресвятой Богородицына Покровке — приходская церковь. 1696-1699 гг. Арх. Крепостной П. Потапов. Построена церковь на средства купца И. Сверчкова.

Новодевичий монастырь

В 17 веке при царевне Софье был построен архитектурный ансамбль с собором в центре.

Согласно документам автором ансамбля и создателем сооружений монастыря является архитектор П.Потапов. В 1890-х — 1900-х гг. архитектор С. Родионов проводил реставрационные работы по восстановлению сооружений монастыря.

Новодевичий монастырь (Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь) – московский женский православный монастырь монастырь.

Крутицкое подворье

Осип Дмитриевич Старцев (?- 1714г.)— один из московских зодчих конца 17 — начала 18 века.

Пётр Дми́триевич Барано́вский (1892-1984 гг.) советский архитектор, реставратор древнерусского зодчества.

Построено в 18 веке изначально как монастырь, а затем это место стало резиденцией епископов. Архитектор О. Старцев построил в 1700 г. Собор Успенья Пресвятой Богородицы (Малый Успенский собор), нижний храм Петра и Павла (1667-1689гг.).

Митрополичьи палаты созданы в 1655-1670 гг., отреставрированы П. Барановским.

Крутицкий теремок, Воскресенские переходы (1693-1694 гг.) построены с участием О. Старцева. Для декора теремка и Святых ворот были использованы изразцы работы С.Иванова.

 

Крутицкое подворье.

Московская церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг.)

Построена на средства Л. К. Нарышкина — брата царицы Натальи Кирилловны. Архитектор не известен (есть данные, что автор – Я. Бухвостов, но так же возможно, что церковь строил П. Потапов).

Сооружение декорировано колоннами, капителями. Его цветовое решение характерно для русских традиций: сочетание красного и белого цветов в отделке фасада.

Церковь Покрова в Филях. Москва. 1690-1694 гг.

Храм Воскресения Христова в Кадашах. Москва.

Первое строение было создано в 1657 г. В 1687 г. на средства купцов К. Добрынина и Л. Добрынина начато строительство пятиглавого храма. В 1685 г. созданы порталы нижнего храма, пристроена шестиярусная колокольня (высота 43 м.)

Белокаменными узорами украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Предположительно, автором храма был Сергей Турчанинов (? – начало 18 в.) русский зодчий, завершивший строительство Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре. В 20 веке храм был отреставрирован архитектором Г. Алферовой (1912 –1984 гг.)

Храм Воскресения Христова в Кадашах.

Барокко в Москве создавали, в основном, русские мастера, что и определило особенности сооружений и их эстетику. Здания имели традиционную для древнерусских храмов конструкцию, сочетающуюся элементами европейского зодчества, которые использовались преимущественно в декоре. Особенности стиля проявились и в архитектуре более позднего периода. Например, московское барокко соединилось с итальянским направлением стиля и проявилось в храме Святого Климента (1762-1769 гг.) (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев).

Церковь Святого Климента. Москва. (предположительно, арх. П. Трезини или А. Евлашев). (1762-1769 гг.)

Нарышкинское барокко – явление типично русское, легко узнаваемое и ставшее важной вехой на пути становления русского барокко.

автор: Марина Калабухова

www.facade-project.ru

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 1: романский стиль, готика и ренессанс.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Часто приходится сталкиваться с тем, что многие люди путаются в таких, казалось бы, элементарных вещах, как особенности архитектурных стилей. Для того, чтобы всем, кому интересна история архитектуры было проще разбираться в этом вопросе, я составил небольшой справочник, который поможет ликвидировать архитектурную безграмотность тем, кто в этом заинтресован.
Поскольку это именно ликбез, здесь не будет никаких заумностей.

  Часть первая этого архитектурного ликбеза посвящена западноевропейской архитектуре втогого тысячелетия нашей эры, а именно романскому, готическому стялям и архитектуре эпохи Возрождения (стиль Ренессанса).

    РОМАНСКИЙ СТИЛЬ (X — XII вв.)

    Главные характерные черты этого стиля — массивность: замок-крепость или храм-крепость (ключевым словом здесь является слово «крепость»).


Капелла кающихся грешников в Больё-сюр-Дордонь во Франции:

Лаахское аббатство в Германии:

Церковь Норт Дам ля Гранд во Франции:

Приорат Серрабоны в Южной Франции:


    ГОТИКА (XII — XV вв.)

    Приземистость романского стиля сменяется устремленной в высь готикой с её шпилями, стрельчатыми окнами и богатым оформлением сооружений. Большое внимание уделяется мелким деталям, каждая из которых должна подчеркнуть ничтожество человека перед ликом Создателя.

Собор в Реймсе:

Тынский храм в Праге:

Собор Святого Вита в Праге:

Если вы видите гаргулий, то можете не сомневаться, перед вами готика
(гаргулья собора Сент-Юрбен во французском городе Труа):

Гаргулья собора в кастильской Паленсии:

Внутренний вид готического храма
(Амьен, Франция):

Собор Святого Вита:



    РЕНЕССАНС (стиль эпохи Возрождения) — XV — начало XVII вв.

    Лучше всего архитектура Ренессанса предствлена в Италии, где она и родилась. Перепутать сооружения ренессанса с какими-либо другими очень сложно. Видим огромный купол — понимаем, перед нами очередной шедевр архитектуры эпохи Возрождения.


Санта-Мария дель Фьоре — великолепный кафедральный собор Флоренции:

Собор Святого Петра в Риме:

  Продолжение следует…
    В следующей части: барокко, рококо и классицизм (в том числе палладианство и ампир).

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.


sergeyurich.livejournal.com

Презентация к уроку по МХК (11 класс) на тему: архитектура барокко

Слайд 2

Стиль барокко Барокко о о значает «странный» «причудливый». В барокко отмечались: — усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм, — преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений, — чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей — активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов; — неравномерное распределение архитектурных средств; — создание богатой игры светотени, цветовых контрастов — динамичность архитектурных масс.

Слайд 3

Франческо-Бартоломео Растрелли Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году, в Париже. Его отец, Бартоломео Карло Растрелли, архитектор и скульптор, в 1715 году переехал с семьёй в Россию по приглашению Петра I.

Слайд 4

В 1748 году императрица Елизавета издаёт указ о начале строительства Смольного монастыря и поручает это Растрелли. Строительство велось с 1749 года, в 1751 году из-за Семилетней войны воплощение проекта пришлось прекратить. Смольный монастырь

Слайд 5

Смольный монастырь

Слайд 6

Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Характерные черты итальяноского барокко нашли наиболее яркое воплощение в творчестве двух зодчих, создавших целую эпоху в развитии архитектуры, — Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических сочетаний Франческо Борромини не знал равных. Церковь Сант Аньезе на площади Навона в Риме – одно из лучших творений архитектора. Плавно изгибающийся фасад церкви украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проемах. Франческо Барромини. Церковь Сант Аньезе. 1653 г. Рим.

Слайд 7

Борромини по возможности избегает прямых линий — вертикальных или горизонтальных, а также прямых углов. Предпочтение отдается сложным изогнутым планам Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-67, Сант-Иво , 1642-60, в Риме).

Слайд 8

Не менее эффективен и интерьер собора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Франческо Борромини. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме).

Слайд 9

Франческо Борромини Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, (1634-1667, Сант-Иво, 1642-1660, в Риме). Фрагмент, фасад.

Слайд 10

Лоренцо Бернини. Рим. Фонтан Нептуна на площади Навона.

Слайд 11

Строгановский дворец В 1742 году его приобрёл барон Сергей Григорьевич Строганов. На свои деньги он достроил двухэтажный дом . Строительство дворца велось стремительными темпами. Уже 15 декабря 1753 здесь состоялся бал по случаю новоселья, который посетила сама императрица Елизавета Петровна.

Слайд 12

Зимний дворец

Слайд 13

Зимний дворец

Слайд 14

Екатерининский дворец

Слайд 15

Большой дворец Петергоф

Слайд 16

Львиный каскад Петергоф

Слайд 17

Фонтаны-шутихи Петергоф

Слайд 18

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. Доменико Андреа Трезини Здание Двенадцати Коллегий

Слайд 19

Доменико Андреа Трезини Летний дворец Петра I

Слайд 20

« Дивное узорочье» московского барокко Стремление к парадности и богатству внешнего убранства архитектурных сооружений было чрезвычайно характерно для России. «Дивное узорочье» стало лейтмотивом русского зодчества конца XVII – начала XVIII в. Для архитектуры этого времени характерно сочетание национальных традиций, в особенности деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко и самобытно черты русского барокко проявились в так называемом нарышкинском , или московском , стиле. Свое название он получил благодаря заказчикам строительства, в числе которых были Нарышкины – родственники Петра I . По их инициативе в Москве было возведено немало красивых и нарядных зданий – дворцов, церквей, беседок и парковых павильонов.

Слайд 21

К уникальным сооружениям московского барокко следует отнести и церковь Троицы в Никитниках , построенную по заказу купца Григория Никитникова – выходца из Ярославля. Храм, поставленный на высоком холме в центре города, господствовал над окружающей застройкой, выделяясь сложностью силуэта. Яркая раскраска фасадов, сочная пластика белокаменного и кирпичного декора, многоцветные изразцы вместе с живописной асимметрией композиции привлекли к себе внимание горожан. Церковь Троицы в Никитниках. 1631-1634 гг. Москва.

Слайд 22

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Слайд 23

Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах. 1690-1704. Москва.

Слайд 24

Церковь Николы в Хамовниках. XVII в. Москва.

Слайд 25

Архитектурные творения В.В.Растрелли В середине XVIII столетия искусство барокко в России достигло наивысшего расцвета. Развивая лучшие национальные традиции, архитекторы все чаще обращались к европейскому художественному наследию. Пышная архитектура барокко распространялась по всей России. Самые яркие творения зодчества были сосредоточены в новой столице Российского государства – в Санкт-Петербурге. Значительный вклад в развитие национальной архитектуры внес Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) Растрелли (1700-1771) – сын скульптора Б.К.Растрелли, итальянец по происхождению, родившийся во Франции. Получив образование за границей, он затем работал только в России, ставшей его второй родиной. Все что было им построено в России, вызывало восхищение и восторженные оценки современников. Поэт А.Д.Кантемир (1708-1744) писал о творениях выдающегося зодчего: «Граф Растрелли… искусный архитектор. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания его казист, одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».

Слайд 26

Лучшие произведения Растрелли – Андреевская церковь в Киеве, дворцы в пригородах Санкт-Петербурга – Петергофе и Царском Селе, дворцы Строганова и Воронцова, собор Смольного монастыря и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. В.В.Растрелли . Андреевская церковь. 1749-1759 гг. Киев.

Слайд 27

В.В.Растрелли. Посольская лестница в Зимнем дворце. 1754 – 1762 гг. Санкт-Петербург. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и ее гостей. Через огромную галерею они поднимались по ослепительно прекрасной Посольской лестнице с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.

Слайд 28

В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Главный вход).

Слайд 29

В.В.Растрелли. Екатерининский дворец. (Фасад)

Слайд 30

Вывод Стиль барокко выразил прогрессивные представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его сложности, изменчивости, постоянном движении; в барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Человек в искусстве барокко предстает как сложная, многоплановая личность со своим миром переживаний, вовлеченная в драматические конфликты. Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *