Внешность архитектурного объекта – Об утверждении порядка рассмотрения архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Краснодарского края (с изменениями на 19 июля 2019 года), Приказ департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 03 апреля 2018 года №126

Содержание

«Лепить что попало». Как отсутствие архитектурного контроля скажется на Воронеже . Последние свежие новости Воронежа и области

Застройщикам не придется согласовывать с мэрией Воронежа архитектурный облик объекта при получении разрешения на строительство. Горадминистрация исключила это требование из Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) в конце августа 2018 года. Отказаться от нормы мэрию обязал Верховный суд. Управление главного архитектора подготовит проект изменений в течение двух месяцев.

Корреспондент РИА «Воронеж» спросила экспертов, в чем плюсы и минусы отмененной нормы и скажется ли изменение на архитектурном облике города.

Как работала норма?

Необходимость согласования архитектурного облика зданий в ПЗЗ появилась в начале 2017 года. Процедуру ввели по инициативе областного управления архитектуры. Чиновники отмечали: отсутствие требования привело к тому, что облик исторической части был нарушен. При этом, по словам экспертов, судить о практической пользе требования сложно, так как прошло слишком мало времени с момента его введения.

Виталий Иванищев, общественник:

– Полтора года – маленький срок. Я даже не могу перечислить объекты, которые под эту норму попали. В открытом доступе у нас нет информации о том, по каким объектам согласовывался архитектурный облик. Поэтому я не думаю, что ее исключение из ПЗЗ как-то кардинально изменит ситуацию со строительством в городе, но то, что не будет такого барьера, плохо. Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

По мнению краеведа Ольги Рудевой, норма полезна, но ввели ее слишком поздно – когда исторический центр города уже был испорчен.

Ольга Рудева, краевед:

– Мы не знаем примеров действия этой нормы. За последние полтора года ничего в центре не строили. Мы не увидели, как она работает. Если бы такие ограничения действовали всегда, наверное, не было бы такой дисгармонии в центре Воронежа. Речь идет об архитектурных нелепицах, которыми мы прославились на всю страну – к примеру, доме купца Балашова, встроенном в здание «Галереи Чижова», отеле Marriott на проспекте Революции. Если относиться к городу с вниманием, то такие нормы обязательно должны быть.

В чем минусы прежней нормы?

Бюрократизация

Застройщики неоднократно заявляли, что требование бюрократизирует процесс. Строительные компании даже жаловались в прокуратуру на действия чиновников управления главного архитектора.

В феврале 2018 года ведомство выяснило, что сроки рассмотрения заявлений о согласовании обликов зданий нарушались более 20 раз. Оно проводилось в течение четырех месяцев вместо положенного одного. Заместителя руководителя управления Виталия Чмыхова тогда привлекли к дисциплинарной ответственности.

Возможности для коррупции

Эксперты не исключают, что при согласовании архитектурного облика есть возможность для коррупционной составляющей. Такой точки зрения придерживается общественник Виталий Иванищев. На проблему указал и адвокат Станислав Рывкин:

– На первый взгляд, все хотят жить в городе, в котором все гармонично. Но на практике это, во-первых, выливается в серьезную коррупционную составляющую, во-вторых, в проблемы для застройщиков.

«Унылое однообразие»

Станислав Рывкин добавил, что ограничения не способствуют улучшению облика города.

– Застройщик чаще всего идет по наименее рисковому пути, представляя не новый проект, а похожий на те объекты, что уже выстроены рядом. В итоге мы имеем унылое однообразие, – заметил он.

Субъективность

– Основная опасность в том, что на выдачу разрешения на строительства может повлиять оценка конкретного сотрудника администрации, – отметил депутат Воронежской гордумы Константин Ашифин. – При этом любой норматив можно извратить, тут вопрос, как этим инструментом пользоваться. Понятно, что в любом документе коррупционная составляющая может присутствовать. Но, насколько мне известно, ни разу не было жалоб застройщиков, что именно при согласовании архитектурного облика зданий ставятся преграды с коррупционной целью.

Константин Ашифин, депутат Воронежской гордумы:

– Ситуация с отменой нормы двоякая. С одной стороны, понятно, что отмена этого норматива направлена на то, чтобы упростить процедуру согласования. С другой стороны, можно понять стремление мэрии согласовывать архитектурный облик – когда начинают лепить кто во что горазд, получается нехорошо. На мой взгляд, администрация все-таки должна иметь влияние на облик города.

Станислав Рывкин согласился с тем, что многое «зависит от взгляда конкретного чиновника, который вдруг счел, что какая-то арка неуместна или объект надо выкрасить в другой цвет».

– Мне известны случаи, когда эти согласования проходили по пять раз с неизменным отрицательным результатом, – добавил адвокат.

Почему контроль необходим?

Специалисты полагают, что отказываться от согласования архитектурного облика зданий все же нельзя. Ранее чиновники уже пошли по такому пути, и ни к чему хорошему это не привело.

– На самом деле норма не такая уж и новая. Раньше было согласование эскизного проекта. По сути это то же самое, только название другое. Но ту норму отменили, – вспомнил депутат городской думы Константин Ашифин. – Потом пришло понимание, что, когда люди начинают создавать объекты, исходя из собственного художественного восприятия, получается не очень хорошо. Все-таки необходимо сохранять какое-то единообразие, архитектурный замысел. В итоге в 2017 году норму вернули, но под другим названием. Теперь ее опять отменяют.

Общественник Виталий Иванищев считает, что отказываться от нормы нельзя, так как градостроительный план не ограничивает застройщиков должным образом.

– Я думаю, от нормы стоило бы отказаться только при наличии двух составляющих. Во-первых, если бы в Воронеже был четкий генеральный план застройки с делением районов на зоны (к примеру, жилая, деловая). Да, формально он у нас есть, но об этот документ все вытерли ноги. Во-вторых, если бы четко работал дизайн-регламент. При правильной работе этих документов согласование всех без исключения зданий, на мой взгляд, не потребовалось бы. Да, стоит уделять внимание исторической части города, но если речь идет о строительстве жилья экономкласса в Шилово, то, наверное, архитектурный облик согласовывать и не следовало бы, – предположил Иванищев.

Смогут ли чиновники влиять на застройщиков?

Требование согласования архитектурного облика по-прежнему есть в Правилах благоустройства, – а это обязательный для исполнения нормативно-правовой акт, отметил председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин.

– Я надеюсь, что отмена согласования архитектурного облика в правилах ПЗЗ никак не скажется на застройке. Дело в том, что в Правилах благоустройства она остается. Разрешительные органы будут требовать согласования архитектурного облика. Я думаю, что правила игры не изменятся, – сообщил Владимир Астанин. – Эта норма, несмотря на ажиотаж среди строителей, начала работать. Я думаю, что отказываться от нее нет смысла.

В то же время адвокат Станислав Рывкин отметил, что попытку мэрии внести подобную норму в Правила благоустройства можно считать незаконной. Статья 51 Градостроительного кодекса РФ определяет весь перечень документов, которые необходимы для получения разрешения на строительство, и он является исчерпывающим. Там же прямо указано, что иные документы требовать недопустимо.

Станислав Рывкин, адвокат:

– Если требование предоставления документов, определяющих архитектурно-градостроительный облик, не установлено Градостроительным кодексом, то при предоставлении разрешения на строительство его просто быть не должно. Верховный суд на этот счет свою позицию выразил предельно ясно. Тем более что Правила благоустройства вовсе не про градостроительство и архитектуру. Следовательно, мы имеем дело с очередной попыткой мэрии протащить на местном уровне дополнительные ограничения, которые опять же не будут соответствовать Градостроительному кодексу. Введение дополнительных требований по архитектурному облику возможно лишь путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Освободили от архитектурного облика – Коммерсантъ Воронеж

Гордума Воронежа скорректировала порядок согласования архитектурно-градостроительного облика объектов, по которому оценивается внешний вид планируемых проектов и соответствие их нормативам. Депутаты определили перечень объектов, которые не влияют на архитектурный облик города и при строительстве которых получение дополнительного разрешения не нужно. Среди них оказались объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и промышленные предприятия. Поправки рассматриваются участниками рынка как очередной этап на пути к сокращению административных процедур, но компании-застройщики не считают изменения достаточными.

На вчерашнем заседании депутаты гордумы внесли изменения в приложение к решению от 21 декабря 2016 года «Об утверждении порядка предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории города». Поправками установлены случаи, при которых не требуется получение решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика (АГО). В частности, отменяется согласование АГО для объектов ИЖС, расположенных вне магистральных улиц Воронежа. Не придется получать решение и в том случае, если внешний вид фасада здания в результате планируемой реконструкции не изменится. Кроме того, из перечня исключены промышленные объекты при условии, если они не просматриваются с улицы и не влияют на сложившийся силуэт застройки.

Порядок предоставления решения о согласовании АГО, утвержденный гордумой в конце 2016 года, служит для обеспечения положений «Правил благоустройства территории Воронежа». Согласно положениям, внешний вид фасадов зданий, планируемых к строительству или реконструкции, определяется архитектурным решением, согласованным мэрией. Но в течение 2017 года на практике выяснилось, что необходимо конкретизировать перечень объектов, для которых нужно получать такое согласование.

Диалог горадминистрации со строительным и архитектурным сообществами относительно АГО продолжался в течение нескольких месяцев. Застройщики, недовольные дополнительной согласовательной процедурой (она занимает 30 дней), а также большим количеством отказов в этой части согласования, лоббировали сокращение числа требований либо отказ от них. Заместитель гендиректора по капитальному строительству АО «Домостроительный комбинат» Владимир Артемьев заметил, что если в градостроительном регламенте «имеются в виду понятия на уровне “нравится — не нравится”, то это уже не закон, а чистая коррупция»: «После тридцатидневного согласования АГО одного из проектов мне отказали на основании невыполнения предписания градсовета. Его предписание было таково: фасад туповат».

По мнению главы областного Союза строителей Владимира Астанина, процедура согласования АГО «не до конца продумана», а «порядок, принятый в декабре 2016 года, — сырой документ, который требует корректировки». Вопрос с нормативами господин Астанин предлагал перенести «в другую плоскость», оставив в рамках процедуры только «совокупность композиционных приемов и фасадных решений объектов». Общее мнение застройщиков, по словам господина Астанина, таково: на фоне тенденции к сокращению процедур и сроков согласования разрешений на строительство из-за АГО заявители «могут заходить на второй и третий круг согласования» в силу субъективной оценки градостроительного облика чиновниками. «Объективность оценки вызывает у застройщиков сомнения», — подчеркивал глава Союза.

Впрочем, руководитель городского управления главного архитектора Людмила Подшивалова считает, что исключать проверку на соответствие соблюдения градостроительных нормативов «страшно и опасно»: проекты с по

Архитектурное решение — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитекту́рное реше́ние (архитектурные решения, АР) — часть проектной работы, направленной на создание документации для производства строительных работ.

Архитектурное решение здания (архитектура здания) — авторский замысел объекта с комплексным решением функциональных, конструктивных, и эстетических требований к нему, а также социальных, экономических, санитарно-гигиенических, экологических, инженерно-технических аспектов, зафиксированных в архитектурной части документации для строительства (проекта) и реализуемые при строительстве. Главными разделами являются: архитектурно-художественные, архитектурно-планировочные и конструктивные решения[1].

Архитектурное решение или архитектурный раздел отвечает за общие визуальные и функциональные характеристики проектируемого сооружения, планировочную схему и эргономику. В комплект проектной документации, наряду с архитектурным разделом входят также:

  • конструктивный раздел;
  • инженерный раздел;
  • смета.

Архитектурно-планировочное решение здания — проектные материалы, представляющие поэтажные планы здания, проработанные с учётом планировочной схемы, функционально-планировочного и объёмно-планировочного решений[1].

Архитектурно-художественное решение[править | править код]

Архитектурно-художественное решение (архитектурно-художественный образ, облик) здания — проектные материалы, представляющие внешний вид и интерьеры объекта, выполненные в соответствии с концепцией, выбранным архитектурным стилем, посредством проработки объёмно-пространственного, архитектурно-композиционного решений и архитектурно-художественных приёмов[1].

Архитектурно-композиционное решение[править | править код]

Архитектурно-композиционное решение здания — построение композиции объёмов всего здания, фасадов, интерьеров при обработке объёмно-пространственного решения посредством архитектоники объёмных форм и архитектурно-художественных приёмов[1].

Объёмно-планировочное решение здания — решение поэтажных планов, где взаимосвязаны габариты и форма помещений в плане и в общем объёме здания[1].

Функционально-планировочное решение[править | править код]

Функционально-планировочное решение здания — решение поэтажных планов, где определены набор помещений, их назначение и функциональные взаимосвязи[1].

Объёмно-пространственное решение здания — моделирование внешней формы объёма здания на основе объёмно-планировочного решения.

  • Лахтин В. Н. Система расселения и архитектурно-планировочная структура городов Урала / В. Н. Лахтин. — М.: Стройиздат, 1977. — 128 с.

СОГЛАСОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА — ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Красота архитектуры – вещь очень субъективная. Но у большинства из нас, когда мы идем по улице, так или иначе формируется базовое понимание, что такое «хорошо», а, еще точнее, что такое «плохо». Вряд ли многим нравится кричащая и аляпистая реклама на фасадах, зачастую дурно исполненная, или однообразие объемных решений, дешевых материалов и форм. Однако всему, что мы видим вокруг себя, есть и объективные причины, которые, связаны, в первую очередь, с несовершенством законодательства.

На федеральном уровне все, что есть об архитектуре – это единственный федеральный закон № 169 «Об архитектурной деятельности», который был принят еще в 1995 году и корректировался всего 1 раз.

Вполне естественно, что он, во-первых, во многом противоречит принятому в 2004 году Градостроительному кодексу, а во-вторых, попросту морально устарел. В тоже время, ни один из проектов внесения изменений в данный закон, предложенных Союзом архитекторов, субъектами Федерации, не были приняты. Фактически, регионы вынуждены самостоятельно пытаться регулировать вопросы архитектурной деятельности. Некоторую надежду вселяет Указ Президента РФ «Об Основах государственной культурной политики», вышедший в самом конце 2014 года. Среди прочего там говорится о том, что архитектура должна быть признана социально значимым видом искусства. Возможно, со временем, это понимание отложится и у застройщиков, и у архитекторов.

А пока, по опыту всей страны можно сделать вывод, что наиболее проблемными являются вопросы согласования архитектурного облика объекта и контроля за реализацией согласованного решения.

До недавнего времени схема действий застройщика была такова. Имея земельный участок, он обращался за получением градостроительного плана в администрацию. Градплан содержит такие данные, как: допустимое место размещения объекта, условия по присоединению к инженерным сетям и предельные параметры по площади и этажности. Получив градплан, застройщик готовил проектно-сметную документацию, получал заключение экспертизы и приходил за разрешением на строительство. Стадия предпроектной проработки и официального согласования «красоты» здания выпала из поля зрения закона. А последствия этого видны на улицах наших городов.

В Воронеже реализуется дизайн-регламент. На сайте управления главного архитектора городской администрации регулярно публикуются отчеты о ходе его внедрения, процесс находится под личным контролем мэра города.

Однако, архитектурный облик нашего региона, его идентичность, самобытность – это не только центр Воронежа. Это и исторические города и поселения области, это села и деревни, которые мы видим, проезжая через область по федеральным трассам. Задача областной власти состоит в том, чтобы создать условия для того, чтобы и там внешний вид зданий и сооружений не ограничивался одинаковыми синими крышами и заборами из сайдинга и профлиста, а рекламный «мусор» не был кричащим и раздражающим.

Для этого, исходя из условий действующего градостроительного законодательства, было принято решение ввести на территории региона муниципальную услугу «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».

Появление этой процедуры позволяет создать условия для улучшения облика населенных пунктов области, повышения персональной ответственности «главных архитекторов» на местах за принятие решений, совершенствования муниципальных правовых актов, влияющих на облик населенных пунктов — Правил землепользования и застройки, Правил благоустройства и других.

С начала 2016 года управлением архитектуры и градостроительства Воронежской области, совместно с органами местного самоуправления была реализована «дорожная карта» по внедрению новой процедуры.

На основании разработанных областным управлением методических рекомендаций все муниципальные образования Воронежской области утвердили Правила благоустройства с соответствующими изменениями. Теперь Правила содержат требования к внешнему виду зданий, но с учетом специфики малых населенных пунктов. Речь идет о правилах оформления фасадов, о запрете на использование «кричащих» цветов и материалов. Такой раздел в местных Правилах благоустройства называется «Ремонт и содержание зданий и сооружений» или «Требования к архитектурному облику».

К середине лета 2016 года по всей области были утверждены административные регламенты муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта», и это делает получение услуги «прозрачной».

Таким образом, правовая база, обеспечивающая муниципальный контроль архитектурного облика населенных пунктов в регионе, создана и начала работу.

Что представляет собой непосредственно процедура согласования архитектурно-градостроительного облика объекта?

Первое, что нужно знать – ее действие распространяется на видовые территории, так называемые «зоны гостеприимства», по которым и создается впечатление от населенного пункта. Перечни населенных пунктов, улиц, домов определены на уровне муниципальных районов и городских округов.

Второе – услуга оказывается в строгом соответствии с административным регламентом, который утвержден уполномоченным органом местного самоуправления, оказывающим услугу. На большей части территории области полномочия по оказанию услуги переданы от поселений – районам, и лишь в Россоши, Павловске, Острогожске, Лисках и Борисоглебске они оставлены на уровне городских поселений. Также, полномочия по согласованию архитектурного облика сохранены и у Воронежа, где процедура была введена в декабре 2016 года.

Заявителями являются физические или юридические лица, намеревающиеся осуществить на принадлежащем им земельном участке строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, и имеющие утвержденный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, в котором указано на необходимость получения решения о согласовании архитектурно – градостроительного облика объекта. Услуга оказывается органами местного самоуправления на бесплатной основе.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем:

— Заявление;

— Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен (будет расположен) объект согласования архитектурно – градостроительного облика и запись о котором не внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— Копии правоустанавливающих документов на объект согласования архитектурно – градостроительного облика и запись, о котором не внесена в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для уже существующих объектов;

— Архитектурное решение, иными словами, эскизный проект, представляющее собой альбом с текстовой и графической частями. Текстовая часть включает в себя указание на параметры объекта, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическая часть представляет собой изображения внешнего облика объекта, включая его фасады и конфигурацию объекта.

Максимально подробная информация о деталях действия процедуры содержится в административных регламентах, которые размещены на сайтах местных администраций.

Необходимо отметить очень важный момент. Предпринятые управленческие и правовые шаги не должны восприниматься как создание застройщикам или обычным гражданам дополнительных бюрократических трудностей. Из уст первых лиц государства постоянно звучит, что создание бизнесу, в том числе, строительному, комфортных условий для его ведения является одной из приоритетных государственных задач. И в этой связи, зачастую любая инициатива власти по дополнительному регулированию, направленному на улучшение архитектуры, воспринимается как создание «административных барьеров». Постоянное бесконтекстное упоминание этих барьеров в негативном ключе, в конечном счете приводит к подмене понятий и формированию ценностного конфликта между чиновниками, архитекторами, строителями, бизнесом, населением. Очень важно этой подмены понятий не допускать. Недорегулированность сферы не означает свободы от административных барьеров.

Особое внимание на детали оказания услуги хочется обратить граждан, возводящих индивидуальные жилые дома. Несмотря на упрощенный порядок получения разрешения на строительство для ИЖС, установленный Градостроительным кодексом, в случае, если будущий или реконструируемый дом находится на территории, имеющей важное значение для внешнего облика населенного пункта, то согласовывать архитектурно-градостроительный облик все равно необходимо. И это нормально, ведь, все хотят жить в комфортной среде, окруженными красотой, благоустроенными территориями и бесконфликтными соседями. А нам остается лишь добавить, что за разъяснениями деталей получения услуги всегда можно обратиться и в местные администрации, и в управление архитектуры и градостроительства Воронежской области.

Композиция и художественные средства архитектуры

Архитектурная композиция — творческий процесс, который проявляется на протяжении всего проектирования. Это касается и окружения (контекста или среды) и облика здания в целом. Важно понимать, что проектирование любого здания — это, прежде всего, создание композиционного решения, то есть сочетания всех требований и элементов здания в гармонически связанное и завершенное, единое целое.

В этой статье я предлагаю поговорить о двух важнейших понятиях в архитектуре: композиции и художественных средствах.

Композиция

В процессе проектирования здания различают несколько стадий композиции:

  • архитектурно-функциональную, т. е. такое сочетание объемно-планировочных элементов здания, которое в наилучшей степени удовлетворяло бы утилитарному назначению здания;
  • архитектурно-художественную, которая имеет целью придать нужную архитектурную выразительность внешнему виду здания и его внутренним помещениям;
  • архитектурно-конструктивную, целью которой является подбор строительных материалов и конструкций, конструктивных схем, несущих и ограждающих конструктивных элементов.

Композиция и художественные средства архитектуры

Виды композиций

С композицией внутреннего пространства здания должна быть неразрывно связана его объемная композиция (или композиция внешней формы здания). Невозможно спроектировать фасад, не думая про функцию здания, и наоборот.

Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, но чаще всего она близка к форме простых геометрических тел (параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, полуцилиндр и т. п.).

По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными — из двух и более объемов разной формы (например, композиции из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс).

Здания массового строительства обычно представляют собой простые композиции, для их индустриальности и экономичности.

Необходимо учитывать, что при различном расположении составляющих (соподчиненных) объемов получаются различные композиции. Рекомендуется ограничиваться тремя-четырьмя крупными объемами, т. к. слишком большое количество мелких объемов затрудняет восприятие композиции и лишает ее выразительности.

Композиция и художественные средства архитектуры

Объемные композиции зданий можно разделить на:

  • фронтальные
  • глубинные
  • центрические
  • вертикальные

Фронтальные композиции — развитие объема в одном направлении. Пример: типовой многоэтажный секционный жилой дом:

Композиция и художественные средства архитектуры

Глубинная композиция проявляется, когда объемы развиты в глубине:

Композиция и художественные средства архитектуры

Примером центрической композиции является наличие большого помещения в центре. Примеры: цирк, крытый круглый рынок и т. п.

Композиция и художественные средства архитектуры

Вертикальная композиция характеризуется значительным преобладанием высоты над двумя остальными измерениями:

Композиция и художественные средства архитектуры

В архитектурной композиции существуют различные художественные приемы и средства для обеспечения единства гармонии как отдельного здания, так и всего комплекса (например, архитектурного ансамбля).

Художественные средства и приемы архитектора

Художественные средства — это то, из чего создается архитектура. Можно сказать, это кирпичики архитектурной композиции для создания функционального, тектонического и эстетически целостного здания (или комплекса зданий). А что такое “функциональное”, “тектоническое”, “эстетически целостное” здание, мы узнаем далее.

Тектоника

С древнегреческого текто́ника означает “возводить”, “строить”, то есть создавать конструктивное целое, воплощать идею конструкции в жизнь. Это важнейшее композиционное средство и художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания.

Тектоника всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысления, в процессе которого здание приобретает выразительность.

Можно сказать, что тектоника — это когда эстетическая сторона конструкции отмечена зрителем уже после возведения сооружения. Классический пример тектонической архитектуры — Эйфелева башня, а также множество различных “ажурных” мостовых конструкций по всему миру:

Композиция и художественные средства архитектуры

Одним из первых примеров тектонического зодчества в истории человечества можно считать конструкции, которые состояли из вертикально поставленных стоек (столбов, колонн) и опирающихся на них балок.

Стоечно-балочная конструктивная система — одна из самых древних. При строительстве таких зданий использовались дерево, кирпич, камень, придающие устойчивость конструкции. Позже стали применять металл, а уже с конца XIX века — железобетонные стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла античная греческая архитектура, которая получила свое законченное художественное выражение. Здесь выработалась система архитектурных форм, которая получила название ордера (от латинского слова «ordo» — порядок).

Композиция и художественные средства архитектуры

Архитектурный масштаб

В общепринятом смысле, под масштабом подразумевается отношение длины изображаемого отрезка на чертеже к длине этой линии в натуре.

Масштаб может быть выражен числом (числовой масштаб 1:50, 1:100 и т. п.) или изображен графически (линейный масштаб). Благодаря масштабу, мы получаем возможность чтения чертежей и любых других уменьшенных изображений реальных объектов.

В архитектуре масштаб занимает особое место, и обычно с этим понятием связывается расчлененность композиции, ее детализация, крупность форм по отношению ко всему зданию. Это категория скорее не размерная, а композиционная, и от ее правильного применения зависит художественное качество произведения. Архитектурный масштаб выражается соотношениями между частями объекта, и независимо от фактических размеров объекта может делать его большим или малым, значительным или измельченным, монументальным или рядовым.

Крупные монументальные здания не дробятся на мелкие членения, но в то же время укрупненное членение не подходит для небольших зданий массового строительства (например, для жилых домов). Если же, наоборот, небольшому сооружению хотят придать монументальный характер, то применяют укрупненное членение объема.

С понятием “архитектурный масштаб” не следует смешивать термин “масштабность”.

Архитектурная масштабность

Архитектурная масштабность — это соотношение между размерами сооружения и размерами человека, а также между всем сооружением и его частями и деталями. Масштаб не только и не столько выявляет для зрителя действительный размер здания или комплекса, сколько придаёт ему характер, нужный для данного конкретного художественного образа.

Основополагающие принципы масштабности:

  1. Человек есть мера всех вещей.
  2. Масштаб неразрывно связан с назначением сооружения, с функциональной организацией внутреннего пространства.
  3. Масштаб определяется соотношением частей и целого.
  4. Масштаб сооружения зависит от характера его взаимосвязи с окружающей средой.

Получив задание на проектирование, архитектор сначала учитывает назначение сооружения, выбирает определенный масштаб, величину составляющих частей и членений сооружения по отношению к человеку и окружающей среде.

Композиция и художественные средства архитектуры

Масштабная выразительность зависит от знания законов зрительного восприятия. Пример: светлая поверхность всегда кажется больше, нежели темная.

Большое значение для установления масштабности имеют элементы, связанные с размерами человека (например, окна, двери, ступени лестниц и т. п.). Впечатление о масштабности здания создается также при сравнении его с окружающей застройкой.

Характерными случаями нарушения масштабности являются:

  1. Композиционный прием, свойственный большому зданию и примененный к малому сооружению (и наоборот).
  2. Несоответствие размеров отдельных частей или деталей сооружения общему масштабному строю.
  3. Несоответствие масштаба здания окружающей среде.

О равновесии формы

Композиционное (механическое) равновесие — это состояние тела, в котором действующие на него силы полностью уравновешивают друг друга. Равновесие же формы — такое состояние, при котором сбалансированы между собой все элементы формы. Оно зависит от распределения композиции относительно центра и связано с характером организации пространства, пропорциями, расположением осей и т. д. Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных формах.

Симметрию нередко трактуют как синоним равновесия, но она совсем не гарантирует композиционной уравновешенности. В результате диспропорции частей и общего целого, их явной несомасштабности даже симметричная форма становится зрительно неуравновешенной. Композиционное равновесие симметричной формы достигается более уверенно, нежели формы асимметричной, благодаря оси симметрии, которая создает то самое композиционное равновесие.

Художественный контраст, тождество, нюанс

Художественный контраст — резкое различие свойств у форм. Это противопоставление и ярко выраженная динамичность формы, которая подчеркивает свойства формы, делает их более впечатляющими.

В контрастных отношениях могут находиться размеры и формы элементов здания, характер их расположения, различная степень освещенности, интенсивности цвета и т. д. Например, ярко освещенную часть здания можно сопоставлять с сильной тенью, глухую стену — с проемами, вертикальные элементы — с горизонтальными и т. п.

Композиция и художественные средства архитектуры

Тождество — это равенство, совпадение одного или нескольких свойств у различных форм. Оно является признаком статичности сооружения.

Композиция и художественные средства архитектуры

Нюанс — это едва заметный переход от одного художественного мотива к другому:

Композиция и художественные средства архитектуры

Тождество, нюанс и контраст не могут выбираться произвольно. Их выбор зависит от назначения или функции сооружения, а также возможных вариантов его исполнения. Тождество, нюанс и контраст служат содержанию всей композиции и от них зависит архитектурная выразительность здания.

Ритм

Ритм — специфическое художественное средство. Слово ритм буквально означает “такт”, “мерность”. Применительно к архитектуре, это закономерное повторение, чередование элементов здания в общей композиции архитектурного объекта. Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т. д.

Композиция и художественные средства архитектуры

Когда ритмический порядок прост, нарастает ощущение монотонности. Чтобы преодолеть эту монотонность, правильность ритма нарушают. Метрический и ритмический порядки строятся как ряд. Метрический ряд может быть простым (с равным интервалом) или более сложным, когда ритм возрастает и убывает.

Композиция и художественные средства архитектуры

Промежутки, через которые элементы зданий повторяются называются интервалами, а повторяющиеся элементы — акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как пространственный промежуток, так и архитектурная форма.

Кстати, ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали.

Симметрия

Симметрия — одинаковое расположение равных частей композиции относительно оси или плоскости, проходящей через ее центр. Простейший вид симметрии — зеркальная. В этом случае одна половина композиции является как бы зеркальным отражением другой:

Композиция и художественные средства архитектуры

На чертежах плоскость симметрии изображается линией, поэтому её называют осью симметрии.

Построению симметричной объемно-пространственной формы в архитектуре способствует также применение ряда конструкций, статическая работа которых строится по законам симметрии (своды, купола и т. п.) Симметрия используется в построении композиций отдельных сооружений и целых ансамблей, способствуя подчеркнутому акцентированию главного сооружения ансамбля:

Композиция и художественные средства архитектуры

Не всегда возможно использовать симметрию. Если функциональное решение здания невозможно реализовать с симметричным фасадом, то в силу вступают законы асимметрии.

Виды симметрии

Нарушенную, частично расстроенную симметрию называют дисимметрией. Дисимметрия широко распространена в живой природе. Человеческое лицо, кстати, также дисимметрично:

Композиция и художественные средства архитектуры

Незначительное изменение в симметричной композиции немедленно нарушает равновесие, привлекает внимание, создает акцент. Часто нарушенную симметрию используют как художественное средство для получения острого эмоциональною эффекта. Но эти “отклонения” требуют мастерства и чувства меры:

Композиция и художественные средства архитектуры

Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной. Она дает возможность неповторимого сочетания элементов и всегда индивидуальна, что повсеместно можно встретить в природе:

Композиция и художественные средства архитектуры

Классическим примером симметричной композиции является Парфенон — храм богини Афины на Афинском акрополе:

Композиция и художественные средства архитектуры

А вот расположенный там же храм Эрехтейон — яркий пример асимметричной композиции:

Композиция и художественные средства архитектуры

В современной архитектуре асимметричные композиции чаще всего применяются в проектах зданий, сочетающих разнородные функциональные элементы. Как правило, это небольшие рабочие помещения с крупными залами:

Композиция и художественные средства архитектуры

Статичность и динамизм

Расчленение всего предметного мира на движущиеся и неподвижные объекты обусловило формирование различных композиций: статичной и динамичной.

Статичность — подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости устойчивости формы. Это относится к объектам, где есть явный центр и ось симметрии. Динамизм же создает композиции направленность. В одних случаях это направление движения, в других — для того, чтобы привлечь внимание к главному:

Композиция и художественные средства архитектуры

Фактура и цвет — куда же без них?

Ну и, конечно же, важное художественное значение имеют фактура и цвет.

Цвет может выделить или нейтрализовать отдельные элементы, объединить их в единое целое или, наоборот, расчленить. Цветом можно создать дополнительные ритмы, внести декоративный акцент, что облегчает ориентацию человека в пространстве.

В зависимости от использования того или иного цвета, одна и та же форма может восприниматься по-разному. Светлые тона подчеркивают малую весомость, а темные тона “утяжеляют” сооружение:

Композиция и художественные средства архитектуры

Цвета могут вызывать как положительные эмоции, так и отрицательные. Ориентированные на север помещения окрашивают в теплые тона: абрикосовый, кремовый, золотистый и т. д. Это, отчасти, компенсирует недостаток солнечных лучей в помещении и делает его микроклимат более теплым:

Композиция и художественные средства архитектуры

Холодные тона — голубой, зеленый, серый — бывают целесообразны при необходимости создания успокаивающего микроклимата, они уменьшают возбуждение. В производственных помещениях применяют красно-черную, желто-черную и оранжево-черную окраску. Зоны безопасности, как правило, выделяются зеленым цветом.

Композиция и художественные средства архитектуры

Цветом можно достичь различного психологического эффекта. Так, введение красного цвета в интерьер создает впечатление торжественности:

Композиция и художественные средства архитектуры

Выводы

Мы провели краткий обзор художественных средств и выяснили, чем можно достичь выразительности в композиции или наоборот, сделать проектируемый объект “затерянным” в застройке. Мы уже коснулись понятий “масштаб”, “масштабность”, “симметрия”, поэтому в следующей статье рассмотрим одно из самых важных понятий в архитектуре — пропорцию.

Автор: Анна Реппо (архитектор, конструктор). Фотографии: из личного архива автора и сайта Pixabay.com

 

Администрация города Сочи — Вниманию застройщиков!

Вниманию застройщиков!

В соответствии с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ и вступившими в действие с 01.01.2017 года, для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов индивидуального жилищного строительства в границах территории исторического поселения регионального значения необходимо предоставление «описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства».

Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание.

Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства.
Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.

Законом Краснодарского края от 23.07.2015 N 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» часть территории города Сочи включена в границы исторического поселения регионального значения: по северо-западной границе Сочинского национального парка от берега Черного моря до северо-восточной границы Сочинского национального парка, по северо-восточной границе Сочинского национального парка до берега реки Мзымта, по берегу реки Мзымта до берега Черного моря.

Информация о расположении земельного участка в границах территории исторического поселения регионального значения отображается в градостроительном плане земельного участка.

Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства не подлежит предоставлению в случае осуществления строительства или реконструкции в соответствии с типовыми архитектурными решениями, которые вправе утвердить Управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края (адрес: ул. Красноармейская, 16, г. Краснодар 350063; официальный сайт: http://uorn.krasnodar.ru/; адрес электронной почты: [email protected]; телефон: (861) 268-32-23).

Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства подлежит рассмотрению Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края. По результатам рассмотрения выдается заключение о соответствии либо не соответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения.
В случае обращения застройщика с заявлением о выдаче разрешения на строительство без приложения заключения Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства будет направлено в Управление в порядке межведомственного взаимодействия.

В этом случае, срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство составит 30 (тридцать) дней.

Департамент архитектуры, градостроительства и
благоустройства администрации города Сочи

О регулировании архитектурного облика объектов в Ижевске при строительстве и капитальном ремонте

Мастер-план по реализации полномочий органов местного самоуправления в части регулирования архитектурного облика объектов при строительстве (реконструкции) и капитальном ремонте

 

Разработчики документа:

Портал Tehne приглашает архитекторов, градостроителей, урбанистов и общественность города Ижевска к обсуждению проекта данного документа. Отзывы, вопросы, замечания и предложения можно оставлять в комментариях к данному материалу, либо отправлять на почту [email protected].

 

1. Существующее положение

 

Архитектура по праву отнесена к одному из величайших видов искусств, и оказывает существенное влияние на общество. Кроме того, технические достижения человечества, позволившие притворить в жизнь самые смелые задумки зодчих, делают объекты еще и техническими памятниками, сохраняя историческую летопись для современников. Но, так же бытует распространенное мнение об эгоцентричности архитекторов, желании авторов увековечить имя, возвысить свой объект над окружающей застройкой. Отчасти сдерживающим фактором является застройщик, по определению преследующий цель извлечения прибыли из строительства. Регулирование архитектурного облика застройки органом местного самоуправления совместно с профессиональным сообществом (по аналогии с западным вариантом палаты архитекторов) должно ограничить амбиции одних и повысить планку качества создаваемых объектов для других участников строительства.

 

 

До принятия «современного» Градостроительного кодекса (ГрК) РФ 2004 года согласование органами архитектуры и градостроительства было предусмотрено «старым» ГрК РФ 1998 года и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», в части соответствия проектного решения объекта выданному муниципалитетом архитектурно-планировочному заданию. Аналогичная практика существовала и ранее.

 

ГрК РФ 2004 года исключил обязательное требование согласования архитектурного облика объекта с органами архитектуры и градостроительства, но, несмотря на предписания прокуратуры, процедура просуществовала в «добровольно-обязательной» форме, т. е. — по желанию заявителей. Отказ в выдаче разрешения на строительство, при отсутствии согласования архитектурного решения, легко оспаривался в суде и потому был формальным.

 

 

Между тем, исключение такого согласования на уровне федерального законодательства отчасти явилось причиной хаотичной застройки городов с точки зрения принимаемых объемно-планировочных решений и фасадов зданий, что разрушающе сказалось на архитектурно-художественном облике застройки городских улиц, постсоветского времени.

 

На фотографиях: митинг на бульваре Гоголя в Ижевске

 

Необходимо отметить, что все это время, горожане и не подозревали, что администрация города не отвечает за визуальную красоту окружающей застройки. Вследствие чего жители Ижевска необоснованно критиковали и критикуют вновь возводимые объекты и вместе с ними городскую Администрацию.

 

В связи с этим назрела ситуация разработки и принятия муниципальных правовых актов, направленных на формирование и развитие архитектурно-художественного облика города (а именно — его идентификации, в том числе исторической, национальной и не только), сохранение объектов культурного наследия, создание гармоничной, благоустроенной и комфортной городской среды.

 

Вопрос регулирования застройки изначально разделяется на два случая. Первый — это новое строительство и реконструкция, их объединяет необходимость получения разрешения на строительство. Второй — капитальный ремонт и эксплуатация (включая текущий ремонт), которые осуществляются без прохождения процедуры получения разрешения на строительство.

 

 

 

2. Основания

 

В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 № 131-ФЗ «О местном самоуправлении» (далее ФЗ-131) с 1 января 2012 г. органы местного самоуправления (далее ОМС) наделены полномочиями по утверждению правил благоустройства:

 

«утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа» (п. 25 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 361-ФЗ)».

Как видно из текста закона — правила благоустройства включают в том числе и требования к внешнему виду фасадов.

 

В целях реализации норм упомянутого выше закона приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» были утверждены соответствующие рекомендации:

 

«Правила благоустройства направлены на создание безопасной, удобной и привлекательной среды территорий муниципальных образований. Методические рекомендации применяются для разработки норм и правил благоустройства территорий муниципальных образований (далее МО) в целях применения при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории и эксплуатации благоустроенных территорий. При этом проектирование и эксплуатация элементов благоустройства обеспечивают требования охраны здоровья человека, исторической и природной среды, создают технические возможности беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по территории муниципального образования, т.е. являются обязательными к исполнению. Наружная реклама и информация рассматриваются как элементы благоустройства территории. Объектами благоустройства территории  являются территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой)».

Соответственно, существующая застройка рассматривается рекомендациями как объект благоустройства.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с ГрК РФ 30 апреля 2014 г. № 403 утверждается исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства (в отношении всех объектов в территориальных зонах — жилых и общественно-жилых), предусматривающий процедуру предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта:

 

«II. Процедуры, связанные с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (применяются в случае, если такие процедуры установлены нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления)
№ 130. Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта».

При этом законодатель оставляет без  изменения ГрК РФ в части данного согласования или исключения из кодека какой-либо нормы, запрещающей его требования. Так как соответствующего запрета не было, мы видим подтверждение на федеральном уровне негласного правила: что не запрещено — то разрешено.

 

 

3. Необходимые изменения в правовых актах ОМС

 

При рассмотрении вопроса внедрения процедуры «предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта» мы руководствовались следующими принципами:

  • исключение или минимизация коррупциогенных факторов;
  • при принятии оценочных решений, не подлежащих метрическим измерениям (формирование и развитие композиции, силуэта и архитектурно-художественного облика столичного города, сохранение культурного наследия, создание гармоничной, благоустроенной и комфортной городской среды) решение принимается комиссионно профессиональным сообществом.

Муниципальные правовые акты, требующие утверждения или внесения изменений.

  1. Правила землепользования и застройки города Ижевска (далее ПЗЗ).
  2. Правила благоустройства города Ижевска.
  3. Постановление об утверждении перечня муниципальных услуг.
  4. Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта на территории муниципального образования «город Ижевск».
  5. Положение о Градостроительном совете города Ижевска.
  6. Положение об Архитектурном совете города Ижевска.
  7. Положение об Управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска.
  8. Должностные инструкции специалистов ГУАиГ и полномочия Главного архитектора города и Главного художника города.

Итог

 

Учитывая необходимость формирования в Ижевске комфортной среды (помимо обеспечения объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, это еще и визуальный комфорт) в ст. 13 ПЗЗ города Ижевска включаются в качестве градостроительного регламента застройки Ижевска требования о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта.

 

Из ПЗЗ необходимость «согласования архитектурно-градостроительного облика объекта» включается в градостроительный план земельного участка, в качестве градостроительного регламента. Отсутствие соответствующего согласования может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, делая внедряемую норму «работающей».

 

В административном регламенте предоставления соответствующей муниципальной услуги из перечня запрашиваемых материалов (текстовых и графических) исключены избыточные документы, которые не могут быть предусмотрены, при объектном проектировании (Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» раздел 3. «Архитектурные решения»).

 

На обеспечение сохранности и (или) приведение в соответствие с утвержденными НПА ОМС существующих объектов городской застройки направлены Правила благоустройства. Соответствие проектного решения капитального ремонта объекта или его изменений (размещение вывесок, инженерных, информационных и прочих конструкций), не подпадающих под понятие «реконструкция», осуществляется собственником здания самостоятельно, без процедур согласования с уполномоченным органом, при этом контроль осуществляется непосредственно по факту нарушений Правил благоустройства. В Правилах благоустройства перечисляются обязательные требования к элементам фасада, в случае его изменений. При этом в правилах благоустройства приводится перечень случаев, когда необходимо обязательное наличие Свидетельства.

 

5.1.1. Изменение колористического (далее — цветового) решения (в том числе замена материала) поверхностей стен, отделки крыш, изменение и (или) устройство входных групп, проемов в наружных стенах, козырьков, навесов, маркизов должно соответствовать Свидетельству архитектурно-градостроительного облика объекта.

Пример текущей работы в рамках Комплексной схемы благоустройства в Москве

 

Кроме того, вводится понятие Комплексная схема благоустройства территории города — документация, подготовленная и утвержденная уполномоченным органом местного самоуправления и предусматривающая комплексное решение для объектов благоустройства выделяемых по совокупному принципу градостроительной значимости и единого визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой).

 

5.1.2. Изменение и (или) устройство элементов благоустройства должно соответствовать Правилам и учитывать комплексные схемы благоустройства города.

За несоблюдение Правил благоустройства предусмотрена административная ответственность.

 

 

4. Контроль

 

Контроль за соблюдением Правил благоустройства возлагается на муниципальную милицию. После производства всех необходимых действий, направленных на выявления факта нарушений т.е. изменений архитектурного облика объекта и установление лиц, произведших данные изменения, материалы, подготовленные муниципальной милицией, направляются в ГУАиГ, для установления соответствия произведенных работ Правилам благоустройства или согласованному архитектурно-градостроительному облику объекта, комплексной схеме благоустройства», результаты передаются в соответствующую Административную комиссию  для принятия мер — привлечение к административной ответственности либо прекращение производства.

 

 

Ниже представлена цепочка действий инвестора в соответствующих случаях.

 

 

Цепочка процедур, блок-схема, карта Ижевска с «золотой милей»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *