Википедия ар деко – Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, букв. — «декоративное искусство», от фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925)[2].

Впервые появилось в основном в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стало популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе. Этот эклектичный стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, спле­тав­шие­ся с вос­точ­ны­ми, аф­ри­кан­ски­ми и другими эк­зо­тическими мо­ти­ва­ми[3].

Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом — пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х годов, который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается

[источник не указан 2578 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Кульминацией развития стиля ар-деко стали высотные здания, выстроенные в городах Америки на рубеже 1920-30-х. Однако стилистически они были крайне разнообразны. Различны были и истоки этого стиля. И первые проявления стиля ар-деко исследователи отмечают ещё в искусстве и архитектуре 1900—1910-х.

[4] Так приемы стиля ар-деко заметны в целой череде памятников, созданных до выставки 1925 в Париже. Таковы постройки Л.Салливена и Ф. Л. Райта, ступообразные башни Э.Сааринена 1910-х и первые нью-йоркские небоскребы в стиле ар-деко — здания Барлай-Везье билдинг (Р.Уалкер, с 1923) и Радиатор билдинг (Р.Худ, 1924), а также известные работы Й.Хоффмана (дворец Стокле, 1905) и О.Перре (театр Елисейских полей, 1913) и др. Так черты раннего ар-деко заметны даже в деталировке дореволюционных зданий Москвы и Петербурга (например, доходного дома Бассейного товарищества или торговой галереи «Новый пассаж»), в работах мастеров венской школы (начиная с церкви Ам Штайнхоф О.Вагнера, 1903) и в застройке Амстердама рубежа 1910-20-х (начиная со здания Шипвортхаус, 1913).

Зна­чительную роль в становлении стиля сыг­ра­ли сен­са­ци­он­ные на­ход­ки древнеегипетского искусства (в Амар­не, гроб­ни­цы Ту­тан­ха­мо­на, 1922) и па­мят­ни­ков ци­ви­ли­за­ций «до­ко­лум­бо­вой» Аме­ри­ки[3]

.

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-ми годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Железная ширма «Оазис» Эдгара Брандта выставлялась на Международной выставке 1925 года

  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры

[5]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов В. Г. Гельфрейха, А. Я. Лангмана, Е. А. Левинсона, Б. М. Иофана, Д. Ф. Фридмана, В. А. Щуко.[6]

  • Здание Министерства авиационной промышленности, 1934, архитектор Д. Ф. Фридман

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

19 декабря 2014 года на месте бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар-деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар-деко[7]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. Н. К. Шабанов. Художественно-педагогический словарь. — Трикста, 2005. — С. 29. — 504 с. — ISBN 9785829105693.
  3. 1 2 3 4 5 Шукурова, 2005.
  4. ↑ Бархин А. Д. Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х. Капитель 2011, № 2
  5. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х годов используют следующие исследователи: И. А. Азизян, А. Д. Бархин, А. В. Боков, А. Ю. Броновицкая, Н. О. Душкина, А. В. Иконников, И. А. Казусь, Т. Г. Малинина, М. В. Нащокина, Е. Б. Овсянникова, В. Л. Хайт.
  6. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Дата обращения 3 октября 2018.
  7. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК
  • Bayer P. Art Deco Architecture. — London: Thames & Hudson Ltd, 1992.
  • Benton C. Art Deco 1910—1939 / Benton C. Benton T., Wood G. — Bulfinch, 2003.
  • Малинина Т. Г. Формула стиля. Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции. — М.: Пинакотека, 2005
  • Искусство эпохи модернизма: стиль ар деко. 1910—1940-е годы. / Отв. ред. Т. Г. Малинина. — М.: Пинакотека. 2009
  • Хайт В. Л. «Ар-деко: генезис и традиция» // Об архитектуре, её истории и проблемах. — М.: Едиториал УРСС, 2003
  • Хилльер Б., Эскритт С. Стиль Ар Деко — М.: Искусство — XXI век, 2005.
  • Ар-деко / Шукурова А. Н. // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 133—1343. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3.

Ар-деко — Википедия. Что такое Ар-деко

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2125 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

Музей Ар Деко — Википедия


Музей Ар Деко — первый в России частный музей собрания предметов в стиле ар деко, созданный по инициативе предпринимателя и мецената Мкртича Окроевича Окрояна. Музей располагается на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» и впервые открыл свои двери для посетителей 19 декабря 2014 года[1][2]. Основной целью музея является знакомство русского зрителя с эпохой модерна и ар деко, осуществление выставочной, исследовательской и образовательной деятельности[3].

Популяризация коллекции среди отечественного зрителя — одна из основных миссий Мкртича Окрояна, что послужило толчком к созданию Русского Дома Ар Деко в комплексе «Времена года» в 2005 году[4]. Спустя пять лет открылась Галерея Ар Деко в здании бывшей красочной фабрики Фридриха Байера на Лужнецкой набережной. Галерея начинает вести активную выставочную и образовательную деятельность: проводятся циклы лекций и семинаров, организуются выставки. Постоянное пополнение коллекции, а также желание вывести деятельность галереи на международный уровень приводят к созданию в 2014 году Музея Ар Деко[5][6]. В 2015 году Музей Ар Деко вошел в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM).

Молодой предприниматель Мкртич Окроян, выпускник математического факультета МГУ, стал первым серьёзным коллекционером в России, сформировавшим обширное собрание произведений предметов ар деко и ар нуво.

Отечественное искусство начала XX века, «Русские Сезоны» Сергея Дягилева пробуждают интерес Мкртича Окроевича к стилю ар деко, имеющему тесную связь с русской культурой. Именно поэтому одним из первых приобретений коллекционера стала скульптура Дмитрия Чипаруса «Русский балет», заложившая основы коллекции и обозначившая направление для её дальнейшего развития.

На протяжении нескольких лет Мкртич Окроян занимается издательской деятельностью с целью сохранения литературного наследия своего отца — известного армянского поэта Окро Окрояна (1939—2003). Был опубликован сборник его стихов «Окро Окроян. Избранные произведения», а также основан фонд поэта. Фонд поддерживает современных писателей, художников и других деятелей культуры.

Экспозиция Музея Ар Деко Экспозиция Музея Ар Деко

Коллекция музея формировалась на протяжении более чем 15 лет и в настоящее время является одним из крупнейших собраний предметов ар деко в России. Коллекция включает в себя более 800 произведений скульптуры из бронзы и слоновой кости 1920—1930-х годов, более 500 предметов мебели, а также значительное количество предметов декоративно-прикладного искусства и графики.

Чипарус Дмитрий. Девушки. Чипарус Дмитрий (1886—1947). Девушки. Бронза, патинирование, серебрение, слоновая кость, постамент из кварца и мрамора. Высота: 51,5 см

Основу коллекции составляет скульптура Дмитрия Чипаруса, яркого представителя декоративной пластики тех лет. Это практически полное собрание скульптора, в которое также вошла его наиболее известная работа — композиция Les Girls, запечатлевшая пятерых танцовщиц на сцене мюзик-холла. Среди других скульпторов ар деко, представленных в коллекции — Бруно Зак, Гердаго (Герда Иро), Фердинанд Прайсс, Поль Филипп, Отто Пёртцель, Пьер Ле Фагои, Клер Колине и др.

Чипарус Дмитрий (1886—1947). Русский балет. Бронза, золочение, патинирование, слоновая кость, постамент из мрамора и оникса Высота: 61 см

В начале 2000-х годов коллекция Мкртича Окрояна стала пополняться предметами интерьера ар деко. В собрание вошли произведения выдающихся дизайнеров того времени — Жак-Эмиля Рульмана, Жюля Лелё, Поля Фолло, Луи Сю и Андре Мара. Вкус к простым и чистым формам, эстетическая утонченность, дорогостоящие и редкие материалы, безупречная техника — неотъемлемые черты их работ.

Декоративные панно занимают одно из центральных мест в экспозиции музея. Среди них панно парижского декоратора Пьера Бобо, специально созданное для бального зала Roseland в Нью-Йорке, а также декоративные работы мастера по лаку Жана Дюнана, который участвовал в оформлении интерьеров океанского лайнера «Нормандия».

В собрании музея широко представлено и творчество Эдгара Брандта, ведущего мастера по художественной ковке эпохи ар деко. Освещение залов осуществляется в первую очередь оригинальными светильниками работы Брандта, Поля Кисса, Альбера Шере.

Бобо Пьер. Панно Бобо Пьер (1902—1974). Панно для танцевального зала Roseland в Нью-Йорке Ок.1947 Гипс, смешанная техника

Один из залов музея представляет работы мастеров французского ар нуво: Эмиля Галле и Луи Мажореля, комплекты мебели для гостиной швейцарского скульптора Карла-Альберта Ангста и Дома Дио. Эмиль Галле и Луи Мажорель, представители школы Нанси, являются ведущими мастерами мебели ар нуво. Особенность их произведений характеризуется использованием в оформлении максимально натуралистичных растительных и животных мотивов и техники маркетри. Коллекция также включает в себя работы известного чешского графика Альфонса Мухи и художественную ковку архитектора Эктора Гимара. Оба художника сыграли значительную роль в формировании стилистических черт ар нуво.

Галле Эмиль. Витрина. 1903 Галле Эмиль (1846—1904) Витрина. Около 1903 г. Шпон, бронза, инкрустация, стекло Размеры: 148,5х67,5х43 см

На основе коллекции ведется активная научно-исследовательская деятельность, благодаря чему были осуществлены следующие выставочные проекты:

  • «Образы ар деко» (Галерея Ар Деко, Москва, 2010). Проект был посвящён творчеству русских художников первой четверти XX столетия, работавших в стилистике ар деко и тесно связанных с художественной жизнью Западной Европы. В рамках выставки состоялся цикл лекций «Прививка варварства: от русских балетов к декоративному стилю».
  • «Эрте и золотые 20-е» (Галерея Ар Деко, Москва, 2011—2012). Выставка представила работы непревзойденного мастера голливудского шика Романа Петровича Тыртова, известного миру под псевдонимом Эрте, чье творчество можно смело назвать эталонным воплощением стиля ар деко. Его декоративная скульптура и графические работы были дополнены предметами интерьера и дизайна XX века.
  • «Русские сезоны Сергея Дягилева и их влияние на ар деко» (Музей ар нуво и ар деко, Саламанка, 2011) Проект был организован Музеем ар нуво и ар деко и выставочным залом Университета Саламанки при содействии Фонда Мануэля Рамоса в рамках года культурного содружества России и Испании. На выставке были представлены уникальные произведения графики и костюмы, созданные русскими мастерами для постановок балетной труппы С. Дягилева, а также декоративная скульптура из бронзы и слоновой кости из коллекции Мкртича Окрояна.
  • «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910—1930-е» (Галерея Ар Деко, Москва, 2012—2013). Проект, осуществленный в рамках Года Германии в России. Помимо скульптур из личной коллекции Мкртича Окрояна в экспозицию вошли произведения Николая Загрекова, документальные фотографии из немецких журналов и книг о красоте человеческого тела, а также редкие фотографии по биомеханике Мейерхольда из собрания театрального музея им. Бахрушина.
Каталог выставки «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910—1930-е»

Одновременно с проводимыми выставками были опубликованы каталоги[7]:

  • 2008, 2011 — «Скульптура Ар Деко: истоки и расцвет» (на двух языках) под редакцией английского исследователя Виктора Арваса, авторство М. О. Окрояна[8].
  • 2013 — «Körperkultur. Культура тела в Германии и СССР, 1910—1930-е»[9].
  • 2015 — «Мебель ар нуво. Каталог»[10].

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2147 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

Обсуждение:Ар-деко — Википедия

а арт нуво — это не то же самое? и, кстати, почему Ар-деко? Арт-деко… —Yuriy Lapitskiy 21:55, 2 августа 2007 (UTC)

спокуха. Ар-нуво — это модерн, «новое искусство». Ар деко — это следующий стиль после модерна, «декоративное искусство». Ар, а не арт, потому что транскрипция с французского, последняя буква не произносится. —Shakko 22:01, 2 августа 2007 (UTC)
А в английской педии дана транскрипция арТ… видимо, специально для таких вот языкознатцев-франкофонов… «Париж» — «ж» тоже не читается, как бЭ. DL24 23:15, 25 сентября 2011 (UTC)
Не нужно острить, а нужно учить русский язык, или хотя бы заглядывать в словарь. Наиболее верный вариант, как вам и объяснили, это «ар-деко», именно так и называется статья. То, какая транскрипция дана в английской википедии, тут совершенно не при чем, в каждом языке своё произношение. Наиболее правильный вариант в русском — «ар-деко», и это не просто прихоть «языкознатцев-франкофонов«, а правила русской орфографии, куда данно понятие проникло через французский. Консультируйтесь со словарём русской орфографии, а не с произношениями в английском или т.д. Arsable 23:57, 15 декабря 2011 (UTC)
А можно я со здравым смыслом проконсультируюсь ? Он мне подсказывает, что арТ-деко — более распространённый, известный и употребимый вариант, безотносительно грамотности. А руВики — как всегда кхм… отличилась. 5.164.198.142 02:15, 27 октября 2013 (UTC)

А каким боком сюда относятся дома в черновцах? O_o Dviz 20:48, 15 апреля 2009 (UTC)

А почему «мотив солнечных лучей» (sunburst) упрямо переводится как «мотив клавиш рояля»? —95.220.24.47 20:53, 20 июля 2009 (UTC)

== Запилите ударение, (текст скрыт согласно ВП:НО)! ==

Запелите, не понятно как произноситься арт дЕко? арт декО? 95.58.137.154 00:28, 1 октября 2010 (UTC)

Учите французский (и русский) Andrey Putilov 03:20, 29 июня 2011 (UTC)

Напишите «арт-деко», либо, добавьте в описании написания/произношения, что также используют вариант «арт-деко».

Для безграмотных лингвистов, напоминаю, что вы пишете в русскоязычном варианте Википедии, а не франкоязычном! В англоязычном варианте никого не смутила формиулировка произношения как «арт-деко» т.к. их лингвисты более разумны, и понимают, что произношение во Франции может отличаться от произношения в других странах.

Не удивит, если местные «лингвисты» не знают, что слова «булошная» и «булочная» имеют место быть в сегодняшнем русском языке, и по сегодняшним правилам русского языка, оба слова написаны правильно.

Ссылки на вариант «арт-деко» в словарях:

http://bibliotekar.ru/slovarZhivopis/172.htm

http://slovarik-inostrannyh-slov.info/Словарь_иностранных_слов/4352/Арт_Деко

http://enc-dic.com/fwords/Volverk-7771.html

http://enc-dic.com/fwords/Art-Deko-4352/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/5788/%D0%90%D0%A0%D0%A2

Еще over9000 подобных вариантов «арт-деко», вам покажет Google.

Всего доброго, и повышения вам вашего уровня знаний в лингвистике. 93.88.49.136 19:40, 13 октября 2012 (UTC)

арт-деко? Вы шутите? ссылку на источник интересно глянуть. 176.195.187.159 20:57, 27 октября 2012 (UTC)

Ар-деко и архитектура СССР[править код]

Может быть добавить в раздел понятие «искусство», ведь, не только было влияние на советскую архитектуру, но и на советскую живопись, например: Дейнека, Георгий Нисский и пр., скульптуру, например: Вера Мухина; музыка, кинематограф, дизайн и т.д.?—Монах — Сибиряк 21:05, 18 февраля 2016 (UTC)

Указанная связь с модернизмом видимо не в ту сторону, гы[править код]

Цитата: «Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма[источник не указан 1644 дня].» При этом статья по ссылке на модернизм утверждает, что модернизм есть течение на рубеже 19/20 веков. Если так, то ар-деко может быть только вариантом или поздней формой модернизма.

По архитектуре — замечу, что приведенные фотографии буржуйской архитектуры и единственная советской, якобы навеянная буржуйскими — как бы имеют крайне мало общего визуально.

Цитата: «Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко.» Тоже вызывает недоумение — что за «многие типовые серии»? домов, надо догадываться?? какие, например? как «многие типовые серии» в СССР умудрились скопировать из США ар-деко проекты, когда ар-деко тут же утверждается «был роскошен»? В сталинских высотках холлы возможно и были роскошны, или интерьеры уничтоженной нуво-варварами гостиницы «Москва» вероятно можно сравнивать с ар-деко США, но «многие типовые серии» «сталинской» архитектуры строились гл.обр. уже в пятидесятые годы в «сталинском неоклассицизме» и отделка там была весьма в меру и со вкусом, никакой роскоши. Словом, надо бы тут конкретнее сослаться, но скорее это не «многие типовые серии», а отдельные проекты и архитектурные ансамбли на главных улицах городов.

93.72.5.65 22:04, 18 июня 2017 (UTC)sergio

По поводу транскрипции (ар-деко или арт-деко)[править код]

По поводу транскрипции — написание «ар-деко» является «правильным в русской орфографии» (как отмечается выше) лишь при выборе соответствующей транскрипции. Если мы выбираем орфоэпическую транскрипцию, тогда да, «ар-деко». Однако в русском языке традиционно для транкрибирования слов из европейских языков, в том числе французского, используется калькированная транскрипция. Например — Париж (а не «Пари»), гильотина (а не «гийотина»). Кроме того, написание «ар-«, а не «арт-» затемняет русскую семантику данного термина, поскольку «арт-«, как часть сложных слов иностранного происхождения, а также как корень аналогичных слов, активно используется в лексиконе русского языка именно в том значении, в котором он употреблен в данном термине. 95.52.20.181 12:26, 28 августа 2018 (UTC)

Почтовые марки в стиле ар-деко — Википедия

Почтовые марки в стиле ар-деко — почтовые марки, рисунок которых выполнен в стиле ар-деко, который был популярным в мире дизайнерским стилем в 1920—1930-х годах.

Стиль ар-деко характеризуется использованием «геометрических мотивов, криволинейных форм, чётко очерченных контуров, часто ярких цветов»[1], и увлечением механизмами и новизной[2]. Этот стиль оказал сильное влияние на современную архитектуру, мебель, промышленный дизайн, книги и плакаты. Термин «ар-деко» обязан своим происхождением названию выставки, организованной в Париже в 1925 году. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств проходила с апреля по октябрь 1925 года. На ней экспонировалось много предметов, выполненных в новом стиле. Однако объекты в стиле ар-деко появлялись уже с начала 1920-х годов.

В 1920-х и 1930-х годах стиль ар-деко также нашёл отражение и в дизайне почтовых марок, выпущенных рядом стран[3]. Одной из доминант ар-деко был транспорт и машины, особенно самолёты, поэтому рисунки авиапочтовых марок того периода часто выполнялись в этом стиле. На марках некоторых государств заметно сильное влияние ар-деко, тогда как у других его нет или оно еле прослеживается. В число стран, на рисунки почтовых марок которых ар-деко оказал наибольшее влияние, входит ряд таких европейских государств как Франция и Нидерланды, а также несколько стран Латинской Америки, особенно Мексика, Бразилия и Чили. Напротив, марки США и Великобритании следовали традиционному стилю рисунка, и влияние на них нового стиля малозаметно.

Изначально стиль ар-деко появился в Европе, поэтому самые ранние марки в этом стиле были выпущены в европейских государствах в 1920-е годы. С середины 1930-х этот стиль использовался в некоторых латиноамериканских странах, но фактически он так и не охватил США, рисунки марок которых оставались традиционными и консервативными. Примечательны марки этого периода в стиле ар-деко, некоторые из которых представляют собой маленькие шедевры:

Европа[править | править код]

Франция

В 1925 году Франция выпустила серию марок в честь Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств (Sc #220—225). Международной колониальной выставке в Париже 1931 года также был посвящён совместный выпуск для французских колоний «Колониальная выставка», включая марку с изображением в стиле ар-деко головы африканки, под которым помещена надпись рубленым, гротесковым шрифтом в разлинованных строках, что является обычным приёмом техники ар-деко (Sc #258—262).

Германия

В 1925 году Германия выпустила марку с изображением круговой развязки, или транспортного кольца, в ярко выраженном стиле ар-деко (Sc #345—346), по поводу Мюнхенской транспортной выставки[de]. В 1934 году там вышла ещё одна марка с поразительным изображением двух рук, сжимающих кусок угля, посвящённая проведению плебисцита в Сааре, который был проведён в следующем году и предопределил воссоединение этого богатого углем региона с Германией.

Нидерланды

На почтовых марках Нидерландов влияние стиля ар-деко прослеживается уже в середине 1920-х годов, когда там вышли две марки в честь столетия Голландского общества спасательных судов (Dutch Lifeboat Society). На марках изображены стилизованные терпящие бедствие суда и спасательное судно. Шрифт, которым выполнены надписи на марках, испытал определённое влияние этого стиля.

На треугольной авиапочтовой марке 1933 года изображение самолёта[4] окружено рамкой с жирным шрифтом надписи, типичным для этого стиля. В 1934 году колония Нидерландов Кюрасао выпустила одну из самых канонических из когда-либо созданных марок стиля ар-деко — авиапочтовую марку с сильно стилизованным изображением профиля бога-вестника Гермеса.

Австрия

На австрийских марках 1920-х годов заметно влияние стиля модерн, или ар-нуво (югендстиль), но ближе к концу этого десятилетия проявилось влияние нового стиля. В 1925 году Австрия начала выпускать серию доплатных марок, на которых название страны и номинал были указаны шрифтом простого, яркого дизайна.

СССР

На почтовых марках СССР некоторое влияние стиля ар-деко, особенно в шрифте надписей, начало ощущаться примерно с 1929 года. В 1932—1933 годах вышла серия в честь 15-й годовщины Октябрьской революции, на марках которой явно прослеживаются элементы этого стиля (ЦФА (ИТЦ) #396—402; Sc #472—478).

Швейцария

В 1932 году Швейцария выпустила марку, посвящённую Конференции по разоружению 1932 года, с изображением Мира явно в стиле ар-деко.

Португалия

В 1936 году Португалия выпустила серию авиапочтовых марок с изображением пропеллера самолёта и облака в характерном стиле ар-деко.

Латинская Америка[править | править код]

Стиль ар-деко пользовался популярностью в ряде стран Латинской Америки, в особенности в Мексике, Чили и Бразилии.

Мексика

Мексика выпустила некоторые авиапочтовые марки в середине 1930-х годов с надписями, явно выполненными в стиле ар-деко (Sc #C65—C73). В 1939 году в Мексике вышла марка с изображенным в этом стиле памятника Революции — в ознаменование Всемирной выставки в Нью-Йорке.

В начале 1940-х годов Мексика выпустила ряд почтовых марок, как правило, больших размеров, рисунки которых испытали сильное влияние ар-деко (Sc #764—766, C100—C102, C111—116, C126—C128), в особенности с художественными работами мексиканского художника Франсиско Эппенса Эльгеры. На марке 1939 года по рисунку Эппенса Эльгеры изображены три вида транспорта — воздушный, железнодорожный и автомобильный, что является обычным сюжетом ар-деко[5]. Марка 1940 года по рисунку Эппенса Эльгеры, на которой изображён кормчий, была выпущена в связи с инаугурацией президента Мексики Мануэля Авилы Камачо. На марке 1942 года, входящей в серию, посвящённую Второй межамериканской сельскохозяйственной конференции, помещено сильно стилизованное изображение женщины, сеющей пшеницу, кисти Эппенса Эльгеры.

Чили

В середине 1930-х годов Чили выпустило серию авиапочтовых марок с рисунками, выполненными в стиле, явно испытавшем влияние ар-деко (Sc #C30—C50). В их числе была марка со стилизованным изображением самолёта, летящего от одной точки к другой, руководствуясь указаниями радионавигационной системы, а также миниатюра со стилизованным изображением кондора.

Бразилия

В течение 1930-х годов Бразилия выпустила ряд марок, испытавших влияние стиля ар-деко, особенно в надписях на них (Sc #372—373, 387—390). Однако самыми характерными марками в стиле ар-деко стал выпуск 1934 года по случаю 7-й Международной торговой ярмарки, проведённой в Рио-де-Жанейро, с изображениями силуэтов зданий и профиля рабочего-строителя с надписями в стиле ар-деко.

США[править | править код]

Стиль ар-деко появился на почтовой марке США 1939 года с изображением павильонов «Трилон» (в форме обелиска) и «Перисфера» (в форме шара)[en], ставших центральным элементом и символом Всемирной выставке в Нью-Йорке 1939 года. Однако хотя «Трилон и Перисфера» сами по себе являются типичным ар-деко, текст и цифры на марке выполнены традиционным шрифтом совсем не в этом стиле. За исключением этого носящего ограниченный характер примера, никакого влияния стиля ар-деко на почтовых марках США не проявлялось вплоть до 1998 года, когда там вышла марка в стиле ар-деко с изображением Айн Рэнд (Sc #3308).

В последнее время стиль ар-деко возрождается на почтовых марках. В 1998 году США выпустили марку в честь Айн Рэнд явно в стиле ар-деко (Sc #3308). В 2001 году вышли две стандартные марки (Sc #3471, 3471A) с изображением орла в стиле ар-деко на почтовом ящике (показана слева). В 2003 году была выпущена почтовая марка (Sc #3766) в честь Рокфеллер-центра (показана справа).

  1. ↑ Перевод на русский язык английской фразы: «geometric motifs, curvilinear forms, sharply defined outlines, often bold colors». Источник: Art deco (англ.). Dictionary.com Unabridged (v 1.1). Random House, Inc. Дата обращения 22 марта 2009. Архивировано 28 марта 2012 года.
  2. Bevis H. The World of Art Deco. — New York, NY, USA, 1971. — P. 33—36. (англ.)
  3. ↑ Art Deco (англ.). Art History on Stamps. Ann Mette Heindorff. — История искусства на почтовых марках — ар-деко. Дата обращения 22 марта 2009.
  4. 1 2 По версии каталога «Скотт», самолёт, запечатлённый на марке, назывался Fokker Pander, что является вымыслом, так как самолётов с таким брендом никогда не существовало, хотя в то время и производились самолёты компаний Fokker и Pander[en]. См. подробности в интернет-публикации: The story behind the triangular airmail. Stamps from the Netherlands: The 1933 Special Flights airmail stamp (англ.). Various stamp information. Jan-Simon’s Stamppages. Дата обращения 21 марта 2009. Архивировано 28 марта 2012 года.
  5. Berman R. V. Francisco Eppens: El Hombre, Su Arte y Su Tiempo. — Mexico, 1988. — P. 42. (исп.)
  • 2007 Specialized Catalogue of United States Stamps and Covers. — Sidney, OH, USA: Scott Publishing Company. — 960 p. — ISBN 0-89487-392-X. (англ.) [Специализированный каталог почтовых марок и конвертов США 2007 года.]

Ар-деко — Википедия

Ар-деко́[1] (фр. art déco, досл. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes, рус. Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — влиятельное течение в изобразительном и декоративном искусстве первой половины XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде и живописи. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм.

Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Обзор

American Radiator Building (1924) в Нью-Йорке по проекту Раймонда Худа.

Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «ар-деко» . На этой выставке миру были показаны предметы роскоши французского производства, доказавшие, что Париж остался интернациональным центром стиля и после Первой мировой войны.

Само направление ар-деко существовало и до открытия выставки в 1925 — это было заметное течение в европейском искусстве 1920-х годов. Американских берегов оно достигло только к 1928 году, где в 1930-х оно преобразовалось в Streamline Moderne[en] — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия.

Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы Жана-Жака Рато, продукция компании «Süe et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, стекло великого Рене Лалика и Мориса Марино, а также часы и ювелирные изделия Cartier.

Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Лоренцль (Австрия).

Хотя термин ар-деко возник в 1925 году, он не был часто употребляемым до смены отношения к этой эпохе в 1960-х. Мастера стиля ар-деко не входили в некое единое сообщество. Движение считалось эклектичным, находившимся под влиянием нескольких источников.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается[источник не указан 2147 дней], что эта роскошь — психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Streamline Moderne

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline — «линия обтекания» — термина из области аэродинамики). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow[en]», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников.

  • Здание радиовещательной компании BBC (1931)

  • Здание-лайнер в Париже на 3 boulevard Victor (1935)

  • Pan-Pacific Auditorium (1936) в Лос-Анджелесе

Видео по теме

Затухание стиля

Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. В колониальных странах, таких как Индия, арт-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-х годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

  • Примеры стиля ар-деко
  • Муниципальная аудитория Канзас-Сити (1936)

  • Лобби в 450 Sutter Street (1929) в Сан-Франциско по проекту Тимоти Пфлюгера. Вдохновением послужили майяские мотивы.

  • Радиоприёмник Philips 930A (1931)

  • Плакат в стиле ар-деко

Ар-деко и архитектура СССР

Ар-деко оказал заметное влияние на архитектуру 1930-х годов, явившись, наряду с постконструктивизмом и неоклассицизмом, одним из течений сталинской архитектуры[2]. С сильным влиянием этого стиля был построен ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Многие типовые серии СССР скопировали существующие американские проекты в стиле ар-деко. К советской версии ар-деко исследователи относят работы архитекторов: В.Г. Гельфрейха, А.Я. Лангмана, Е.А. Левинсона, Б.М. Иофана, Д.Ф. Фридмана, В.А. Щуко.[3]

Влияние

Ар-деко был столь популярен, что использовался в дизайне автомобилей, мебели, посуды, фарфора, текстиля, ювелирных изделий, часов, а также технических устройств — радио, телефонов и музыкальных автоматов. Сильное влияние ар-деко оказал на архитектуру, дизайн интерьера, промышленный дизайн, моду, графику и кинематограф. В 1930-е ар-деко широко использовался для проектирования вокзалов, океанских лайнеров и парков развлечений.

Музеи в России

19 декабря 2014 года на территории бывшей фармацевтической фабрики Фридриха Байера «Байер и Ко» на Лужнецкой набережной в Москве открылся Музей Ар Деко, посвящённый стилям ар деко и модерн. Музей основан на крупнейшей в мире частной коллекции предметов в стиле ар деко[4]. Среди экспонатов — статуэтки из слоновой кости и бронзы, предметы мебели, декоративные панно, в том числе произведения Дмитрия Чипаруса, Пьера Бобо и Бруно Зака.

См. также

Примечания

  1. ↑ Русский орфографический словарь Российской академии наук. / В. В. Лопатин. — 2007.
  2. ↑ Термин «советская версия ар деко» в отношении советской архитектуры 1930-х гг используют следующие исследователи: И.А. Азизян, А.Д. Бархин, А.В. Боков, А.Ю. Броновицкая, Н.О. Душкина, И.А. Казусь, Т.Г. Малинина, М.В. Нащокина, Е.Б. Овсянникова, В.Л. Хайт.
  3. ↑ Ребристый стиль высотных зданий и неоархаизм в архитектуре 1920-1930-х (рус.), Архи Ру. Проверено 3 октября 2018.
  4. ↑ Русские корни европейского ар-деко — Культура — МК

Ссылки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *