Версаль стиль архитектуры – Версаль. Parc de Versailles | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство

Содержание

Версаль — Википедия

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции, бывшая резиденция французских королей в городе Версале, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1682 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США в 1783 году. В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Вид на дворец из парка

Охотничий замок[править | править код]

История Версальского дворца начинается в 1623 году со скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается Мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского Жан-Франсуа де Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV[править | править код]

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея

, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.

Людовик XV[править | править код]

После смерти в 1715 году Людовика XIV пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I во время своего визита во Францию останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).

Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.

Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца, а также личные покои Людовика XV — малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже — на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).

Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI и был завершён только в XX веке (Verlet, 1985).

Стоимость[править | править код]

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 521 866, 924 кг. серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.[источник не указан 3691 день] Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 408[3]евро за кг, построение дворца поглотило 4,3 миллиарда евро[4]

.[источник не указан 446 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.[источник не указан 3691 день] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро[5]. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон, Французский павильон (салон для игр) и тому подобное.

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Эпоха Французской революции и Первой империи Наполеона[править | править код]

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось. В 1799 году к власти во Франции приходит Наполеон Бонапарт, который берёт Версаль под свою защиту. В 1805 году Версаль посещает папа римский Пий VII. В 1806 году император Наполеон I приказывает французскому архитектору Жаку Гондуэну начать разработку плана восстановления Версаля. Он предложил два проекта по перестройке и реставрации дворца, но оба они не были поддер

Сады и парк Версаля — Википедия

Сады и парк Версаля находятся на части территории прежних Королевских владений в Версале и являются частью Дворцово-паркового ансамбля Версаля. Расположенные к западу от дворца, сады занимают 900 гектаров площади, большая часть которой благоустроена в классическом стиле регулярного французского парка, который здесь был доведен до совершенства знаменитым ландшафтным архитектором Андре Ленотром. По состоянию на 2010 год на территории дворцово-паркового ансамбля произрастало 350 000 деревьев

[1]. В период расцвета эпохи правления Людовика XIV, дворцовые парки охватывали площадь 8300 гектаров, по всему периметру они были окружены оградой, в которой было устроено 22 роскошных проезда. В наше время сады окружены поясом лесистой местности, которая на востоке граничит с жилыми кварталами города Версаль, на северо-востоке с муниципалитетом Ле-Шене, на севере примыкает национальный Дендрарий Шеврёлу, на западе — Версальская равнина (охраняемый заказник), а на юге — леса Сатори.

Сады имеют статус юридического лица публичного права и работают под эгидой Министерства культуры Франции; при этом сады являются частью Национального достояния Версаль и Трианон и одним из самых посещаемых туристических объектов Франции, принимая в год свыше 6 миллионов посетителей.

[2]

Помимо тщательно подстриженных газонов и лужаек, скульптур и партеров цветов, по всей территории садов расположены фонтаны, которые обеспечивают уникальность садов Версаля. Фонтаны датируются эпохой Людовика XIV и в наши дни их работу обеспечивает гидросистема, которая была установлена ещё в дореволюционной Франции. Ежегодно с конца весны по начало осени каждые выходные устраиваются грандиозные представления — Grandes Eaux или Праздник фонтанов — во время которых все фонтаны в парке работают в полную силу.

В 1979 году сады, вместе с дворцом, были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с другими 31 объектами Франции.[3]

Схема садов Версаля. Энциклопедия Meyers Konversations-Lexikon
Шато Версаль и сады по состоянию на 1746 год; работа Эбб Делагрива, географа Парижа.

Первые сады были разбиты здесь при Людовике XIII. После того как в 1632 году Людовик XIII окончательно выкупил эти угодья у Жан-Франсуа де Гонди и в 1630-х годах принял на себя феодальную роль в Версале, к западу от шато был устроен регулярный сад. В том же 1632 году перед окнами небольшого шато высадили 6 квадратов вечнозелёного самшита и устроили террасу и лестницу, ведущую к партеру с круглым бассейном. В западном направлении вдоль центральной оси парка была проложена длинная аллея, окаймлённая живой изгородью. Она вела к самой большой водной глади парка, которая впоследствии станет Бассейном Аполлона. С этого времени в садах был создан знаменитый королевский панорамный вид. Эта ранняя планировка, которая дошла до наших дней на так называемом плане Дю Бус 1662 года, показывает установленный рельеф местности, на которой развивались аллеи сада. Планировка сада уже была четко привязана к осям север — юг и восток — запад. По архивным записям видно, что сады, проектированные в те времена Клодом Молле и Иларием Массоном, существовали без особенных изменений вплоть до их расширения, заказанного Людовиком XIV в 1660-х годах.[4]

В 1661 году после ареста королевского суперинтенданта финансов Николя Фуке, Людовик XIV стал уделять Версалю больше внимания. Силами приближенных к Фуке — архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и ландшафтного архитектора Андре Ленотра — Людовик начал реализацию проектов, направленных на расширение и украшение Версаля, и эти проекты заняли всё оставшееся время его эпохи правления.[5]

Начиная с этого времени, расширения садов и расширения дворца в Версале следовали друг за другом. Конечно же, строительные кампании Людовика XIV распространялись также и на сады.[6]

Первая строительная кампания
В 1662 году была выполнена незначительная реконструкция замка; основные усилия и средства были направлены на развитие садов и парка. За год до этого, в 1661 году, Ленотр начал представлять королю свои проекты развития садов Версаля. Людовик XIV хотел увидеть преображённые сады как можно скорее и вскоре работы закипели полным ходом. В разгар первой строительной кампании 36 000 человек трудились над выравниванием парка и планировкой садов, перемещая и распределяя тысячи тонн грунта. В этот период развития садов Ленотр ничего не создавал «с нуля», он применил замыслы и идеи, разработанные его предшественниками в Версале — Клодом Молле и Жаком Бойсо. Были расширены имеющиеся боскеты и партеры, а также созданы новые. Из новых проектов этой кампании наиболее значительными были Оранжерея и Грот Фетиды (Nolhac 1901, 1925).

Проектированная архитектором Луи Лево Оранжерея, выгодно расположена к югу от дворца, используя преимущества естественного уклона холма. Было предусмотрено защищенное помещение, где цитрусовые деревья содержались в течение зимних месяцев (Nolhac 1899, 1902).

Грот Фетиды, располагавшийся к северу от дворца, был важным элементом художественных иллюстраций дворца и садов, на которых проводилась связь между Людовиком XIV и образом Солнца. Сооружение этого грота будет завершено в ходе второй строительной кампании (Verlet 1985).

В обновленных садах с 1664 года Людовик XIV начал устраивать праздники любви (fête galante), которые получили название «Удовольствия чарующего островка». Праздник, устроенный с 7 по 14 мая 1664 года, официально должен был чествовать его мать Анну Австрийскую и его коронованную супругу Марию Терезию, но фактически это было чествованием Луизы де Лавальер, фаворитки короля. В течение целой недели гостей услаждали великолепными зрелищами в садах. По итогам этого праздника — а именно, из-за нехватки мест для размещения гостей (большинство из которых были вынуждены ночевать в своих экипажах), для Людовика стали очевидны недостатки Версаля и он распорядился начать ещё одно расширение дворца и садов (Verlet, 1961, 1985).

Вторая строительная кампания
В период с 1664 по 1668 годы в садах произошли значительные изменения — особенно в части фонтанов и новых боскетов; именно в этот период в образе сада преднамеренно применялись образы Аполлона и Солнца, которые были метафорами для Людовика XIV. Благодаря оформлению внешнего вида садов в ходе возведения трех новых корпусов, обращенных своими фасадами в парк, вокруг старого замка времен Людовика XIII, выполненной Луи Лево, образы в оформлении Больших королевских покоев хорошо соединились с образами, использованными в садах (Lighthart, 1997; Mâle, 1927).

Ландшафтная структура и зрительный образ садов, полученные в ходе этого этапа модернизации, будут существовать вплоть до 18-го столетия. Французский историк и летописец Андре Фелибьен в своем описании Версаля отметил преобладание мотивов Солнца и Аполлона в строительных проектах того времени: «С тех пор как Солнце стало символом Людовика XIV, а поэты объединили образы солнца и Аполлона, в этом грандиозном владении не осталось ничего не имеющего отношения к этому божеству.»[7] (Félibien, 1674).

На этом этапе сооружения садов, три новых элемента образовали топологическую и символическую связь в садах: завершенный Грот Фетиды, Бассейн Латоны и Бассейн Аполлона.

Грот Фетиды
Работы по сооружению грота были начаты в 1664 году и завершены в 1670 году установкой собрания скульптур работы мастеров, среди которых Жилль Герин, Франсуа Жирардон, Гаспар Марси и Бальтазар Марси. Грот[8] был важным символическим и техническим элементом садов Версаля. Символически, Грот Фетиды имел отношение к мифу про Аполлона и, следовательно, связывался с Людовиком XIV. Он символизировал морскую пещеру нимфы Фетиды, где Аполлон отдыхал после освещения неба ездой в своей колеснице. Грот был отдельно стоящей конструкцией, размещенной к северу от замка. Его внутренняя часть, для представления морской пещеры декорированная изделиями из раковин, содержала скульптурную группу работы братьев Марси, Служащие Аполлону нереиды (центральная группа) и Солнечные кони за которыми ухаживают слуги Фетиды (две соседние скульптурные группы). Изначально, эти статуи были установлены в трех отдельных нишах грота и были окружены разнообразными фонтанами и водными приспособлениями (Marie 1968; Nolhac 1901, 1925; Thompson 2006; Verlet 1985).

С технической стороны Грот Фетиды имел ключевое значение в работе всей гидросистемы, снабжавшей водой сады и парк. Крыша грота поддерживала резервуар, в котором накапливалась вода, закачанная из пруда Кланьи, и этой водой под давлением наполнялись фонтаны ниже в саду.

Грот Фетиды просуществовал до 1684 года. Он пользовался необыкновенной популярностью у посетителей, восхищавшихся игрой фонтанов и красотой внутреннего оформления.

Бассейн Латоны
Бассейн Латоны располагается на оси запад-восток чуть западнее и ниже от Водного партера.[9] Разработанный Андре Ленотром, украшенный скульптурами Гаспара Марси и Бальтазара Марси и возведенный между 1668 и 1670 годами, фонтан иллюстрирует эпизод из Метаморфоз Овидия. Согласно легенде, Латона со своими детьми Аполлоном и Дианой страдала от того что крестьяне Ликии метали из пращей комки ила и грязи, из-за чего она с детьми не могла напиться из своего пруда. Зевс, в ответ на её мольбу превратил крестьян в лягушек и ящериц. Этот эпизод из мифологии был выбран как аллегория со смутой Фронды, которая имела место в юношеские годы Людовика XIV. Связь между произведением Овидия и этим эпизодом истории Франции отражается в устойчивом политическом выражении — «метать грязь». Это дополнительно подтверждается тем фактом, что слово фронда во французском языке также обозначает метательную машину, рогатку (Berger, 1992; Marie, 1968, 1972, 1976; Nolhac, 1901; Thompson, 2006; Verlet, 1961, 1985; Weber, 1981). Центральная мраморная группа работы братьев Марси пред

Французское барокко: Версаль и его влияние

Архитектор Лево по приказу Людовика XIV в 1664 году приступил к перестройке Версальского дворца. Король хотел, чтобы Версаль стал самым грандиозным строением Франции того времени. Строительство шло в несколько этапов, и окончилось уже в XVIII веке. Помимо изменения планировки дворца, и его расширения, шло создание парков, наполненных фонтанами, скульптурами и небольшими беседками. За основу при крупнейшем по масштабам строительстве, Лево взял французское барокко, как наиболее соответствующее амбициозным запросам властвующих особ.

Фасад отеля выходил в небольшой двор, из которого можно было попасть на улицу города. В городских условиях здания строились максимально компактными, и часто несколько из них выходили в один двор.

Парижский отель ↑

Окна и балконы украшали фасад, обращенный в сторону улицы. Украшения подражали стилю версальского дворца. Для украшений использовали фронтоны и консоли, кариатиды и деревянные панели.

↑ Верхняя часть окна резиденции
Версаль должен был стать символом власти Людовика XIV. Он строился много лет, в несколько этапов. Центральной частью плана стали комнаты короля, относительно которых строился весь дворец.

План. Дворец. Версаль ↑

Часть дворцовых капителей украшалась при помощи позолоты. Часть была украшена акантовкой, гирляндами и резными изображениями фантастических существ.

↑ Капитель. Версаль
Галерею спроектировал и построил Ардуэн-Мансар. Свет, проникавший в большие окна с одной стороны здания, отражался от зеркал на противоположной стене. Данный стиль стал образцов архитектуры дворцов того XVIII столетия.   
Зеркальная галерея. Версаль (1678 г.) ↑

Каждый салон дворца был посвящен своей теме. По сторонам зеркальной галереи были салоны Мира и Войны. Семь других помещений были названы в честь известных тогда планет. 

 ↑ Декор салона. Версаль
Основная масса орнаментов королевского дворца состоит из покрытых позолотой гирлянд, завитков и арабесков. Панели в Версале сделаны из дерева, или мрамора разных цветов.                                      

Дверная панель. Версаль ↑

 

Сохранить

Версаль — это… Что такое Версаль?

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Строительство

Вид на дворец из парка

Охотничий замок

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.

Людовик XV

После смерти Людовика XIV в 1715 году, пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I, во время своего визита во Францию, останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).

Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.

Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца; а также личные покои Людовика XV – малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже – на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).

Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления, Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI, и был завершён только в ХХ веке (Verlet, 1985).

Стоимость

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 500 тонн серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.[источник не указан 1116 дней] Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро.[источник не указан 1116 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.[источник не указан 1116 дней] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери.[источник не указан 1116 дней] Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Парк

Основная статья: Парк Версаля

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон и т.д.

История

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Эпоха Французской революции

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось.

После революции

Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.

Провозглашение Германской империи в 1871 г.

Провозглашение Германской империи

Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.

Предварительный мирный договор с Францией был подписан месяцем позже — 26 февраля, опять же в Зеркальной галерее. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.

Версальский договор

В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.

Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.

Мраморный двор Версаля

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.

Родившиеся во дворце

В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей:

Попытки подражания

Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся замки Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.

См. также

Литература

  • Verlet, Pierre (1985). Le château de Versailles. Paris: Librairie Arthème Fayard

Ссылки

 Просмотр этого шаблона Всемирное наследие ЮНЕСКО во Франции
Культурные объектыАнсамбль Мон-Сен-Мишель с заливом  • Кафедральный собор в городе Шартр  • Версальский дворец и парк  • Базилика Марии Магдалины  • Наскальные рисунки в пещерах по реке Везер (в т.ч. Пещера Ласко)  • Дворец и парк Фонтенбло  • Кафедральный собор в городе Амьен  • Древнеримский театр с окружением и триумфальная арка в городе Оранж  • Древнеримские и романские памятники в городе Арль  • Цистерцианский монастырь Фонтене  • Соляные шахты в городе Сален-ле-Бен и Арк-э-Сенан • Площади Плас-Станислас, Плас-де-ла-Карьер и Плас-д’Альянс в городе Нанси  • Церковь Сен-Савен-сюр-Гартамп  • Древнеримский акведук Пон-дю-Гар  • Гранд-Иль – исторический центр Страсбурга  • Берега Сены в Париже  • Кафедральный собор Нотр-Дам, бывшее аббатство Святого Ремигия и дворец То в городе Реймс  • Кафедральный собор Сент-Этьен в Бурже  • Исторический центр города Авиньон  • Каналь-дю-Миди (Южный канал)  • Исторический укрепленный город Каркассон  • Дороги во Франции, ведущие в Сантьяго-де-Компостела  • Историческая часть города Лион  • Винодельческий район Сент-Эмильон  • Колокольни городов Бельгии и Франции (совместно с Бельгией)  • Долина Луары от Сюлли-сюр-Луар до Шалона  • Провен, город средневековых ярмарок  • Гавр — город, восстановленный Огюстом Перре  • Порт Луны в Бордо  • Архитектурное наследие Вобана  • Епископский город Альби  • Горные массивы Севенны и Гран-Косс  • Доисторические свайные жилища в окрестностях Альп (совместно с Германией, Швейцарией, Австрией, Италией, Словенией)  • Памятники промышленной революции региона Нор — Па-де-КалеФлаг Франции
Природные объектыМысы Жиролата и Порто, природный резерват Скандола и скалистые бухты «каланки» у города Пьяна (остров Корсика)  • Лагуны Новой Каледонии, разнообразие коралловых рифов и их экосистем  • Вулканы и цирки на острове Реюньон
Смешанные объектыРайон горы Мон-Пердю в Пиренеях (совместно с Испанией)

Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.

Тема: Классицизм. 17 – начало 19 века.

 

Вопросы: 1. Теория стиля.

Архитектура классицизма. Версаль. Лувр.

Живопись. Никола Пуссен (1594-1665).

Театр классицизма. Великий Мольер (1622-1673)

Вопрос 1 Теория стиля.

Родиной классицизма является Франция. Классицизм – это не только художественный стиль, но и целое эстетическое направление, которое главенствовало в европейском искусстве с 17 по 19 век.

Наибольшего расцвета классицизм достиг во Франции в период правления Людовика XIV, самого великого из европейских правителей периода раннего капитализма (1638 – 1715). Людовик XIV или как его называли «король Солнце» правил 73 года: с 1643 по 1715год. Его кредо выражалось в словах: «Государство – это я». Французский абсолютизм сыграл исторически прогрессивную роль. Королевская власть в это время отвечала интересам национально-государственного единства, развитию национальной промышленности и торговли, играла ведущую роль в развитии искусства и культуры. При Людовике Франция достигла своего экономического расцвета: были проложены шоссейные дороги, построены мосты и каналы, сам король покровительствовал развитию капиталистических мануфактур. Во время правления Людовика XIV Франция была самым развитым государством Европы. Экономический расцвет обеспечил ей лидерство как морской, так и колониальной державы.

Художественный стиль классицизм возник как отражение нового стиля государственного правления – абсолютной монархии с её разумностью, целеустремлённостью и строгостью. Он отразил противоречие между культом власти и идеей просвещённого правления, вызванной развитием экономики и стремлением к власти буржуазии.

Особенностью классицизма как художественного стиля является слияние античного стиля и барокко.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Для классицизма интерес представляет только вечное, неизменное, случайное классицизмом отбрасывается. Эстетика классицизма огромное значение придаёт общественно-воспитательной функции искусства.

В центре всей жизни Франции был королевский дворец. Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей Греции и Рима. Для классицизма образцом было античное искусство с его характерными чертами:

· художественным совершенством,

· чувством меры,

· гармонией,

· разумным началом,

· упорядоченностью,

· строгостью композиции.

ВСЁ ЭТО отвечало ПРИНЦИПУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Но для пышности, и помпезности Людовика XIV строго рационального классицизма было недостаточно. В Париже была специально создана художественная академия с целью формирования нового государственного стиля. В результате, в 17 веке во Франции сложился один из самых ярких художественных стилей, получивший название «Большого королевского стиля», в котором совместились лучшие традиций классицизма и барокко. Демонстративная роскошь предыдущего стиля сменилась сдержанностью и величественностью. Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утончённость.

 

Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки, геометрические формы и чёткие объёмы. Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, в пропорциях и формах близкая к античным канонам. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, дорогие качественные материалы, украшение лепниной и скульптурами.

В это время во Франции складывается регулярная система планировки городов.

1. Новый классический Париж возник как начало коренного преобразования

городской планировки. В основе планировки Парижа была заложена трёх лучевая система улиц из одного центра (в концепции – «солнце»). Парк Тюильри с центральным лучом – Елисейскими полями.

2. В это время возникает своеобразный вид архитектурного сооружения –

«французский отель», особняк торжественный и великолепный, созданный для жизни частного лица. Для этого нужно было вписать здание в ближайшие сооружения и создать комфорт, парадность и торжественность.

3. Вершиной светского сооружения стали великолепные дворцы,

грандиозные и высокохудожественные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.

Возрастающему интересу к древности способствовало открытие в 1755 г. древнеримского города Помпеи, засыпанного пеплом всего за несколько часов в результате извержения вулкана Везувия. Раскопки обнажили богатейшие художественные памятники, и дали богатый материал для изучения античной архитектуры и принципов обустройства пространства. На основе анализа результатов древнеримских раскопок формировались новые взгляды на архитектуру.

Лувр.

Королевский дворец в Париже. Его характеризуют строгость, торжественность, масштабность и предельная простота.

Версаль.

Версаль стал главной загородной резиденцией Людовика XIV. Версаль — это первая в истории попытка создания универсального комплекса, включающего в себя сам дворец, дворцовые постройки различного предназначения и большой парк. С постройкой Версаля появилось новое понятие — «дворец-город-парк».

Версальский дворцово-парковый ансамбль является признанным шедевром мирового наследия. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, считается вершиной французского паркового искусства, а сам дворец – первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала целая плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.

Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени яркое произведение французского классицизма 17 века, оказавшее сильное влияние на градостроительную мысль 18 века. Версаль стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали авторы эпохи Возрождения, причём в непосредственной близости от Парижа. Версаль стал образцом королевской резиденции для всей Европы 17-18 веков. По принципу Версаля в России Петром Первым будет создан в Петергофе на южном берегу Финского залива Петродворец, по пышности и значению не уступающий Версалю; его строили и русские инженеры, и архитекторы, и итальянские.

Создатели Версаля:

· архитекторы Луи ле Во и Арнуэн Мансар,

· садовник планировщик Андре Ленотр, заложил основы так называемого «французского регулярного парка»,

· автор росписей Шарль Лебрен,

· скульптор Франсуа Жирардон.

Как и Париж, Версаль строился по принципу лучей. От дворца идут три луча-проспекта: в Париж, в королевский дворец Сен-Клу, в королевский дворец Со. Все три проспекта сходятся в одной точке, где стоит статуя самого «короля-солнца» Людовика XIV.

 

Вся планировка дворца сделана в форме П.В архитектуре дворца совмещены два стиля — классический (горизонтальная кровля дворца) и барокко (анфилада залов идёт по прямой линии).

Достопримечательности дворца:

— в центре дворца обширный Овальный зал,

— Зеркальный зал с зеркальной галереей,

— Зал Войны, где Людовик XIV представлен в облике бога Марса,

— Зал Мира, где он же представлен в облике Аполлона,

— главная святыня дворца – спальня короля, которая окнами обращена в сторону восходящего солнца; с восходом солнце освещало спальню и «король-солнце» вставал; затем солнце перемещалось на запад и по этому принципу шло расположение королевских апартаментов.

Дворец богато украшен скульптурами, гобеленами и живописными полотнами на темы античной мифологии, этой же теме отвечали и ковры; стены и полы сделаны из разноцветного мрамора. Мебель для дворца изготавливал выдающийся мастер-мебельщик Шарль Булля. Эта мебель — отдельное произведение искусства, по концепции она должна быть максимально удалена от прозы жизни и соответствовать обитанию и проживанию «короля-солнца». Поэтому мебель была покрыта позолотой, слоновой костью, перламутром, серебром, панцирем черепахи.

Версаль выглядел как театральные декорации, приёмы Людовик XIV проводил в виде пышных театральных действий; всё это отражало проблемы духовной жизни эпохи:

— культ власти, доходивший до крайности и вступавший в противоречие с

— идеями разумного просвещённого правления.

 

Скульптура.

Скульптура Версаля требовала эффектные и выразительные решения, и в этом помогли традиции итальянского барокко, и прежде всего творчество Лоренцо Бернини. Французский скульптор Франсуа Жирардон прошёл обучение в Риме у Бернини, и значительную часть своей жизни посвятил оформлению парка Версальского дворца.

Публичные памятники, получившие широкое распространение в эпоху классицизма давали скульпторам возможность идеализировать воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображение моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Что бы разрешить это противоречие деятели современности первоначально изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов в виде Марса, Полина Боргезе – в виде Венеры. Впоследствии вопрос решился путём изображения деятелей современности в античных тогах: Кутузов, Барклай де Толли перед Казанским собором.

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Дворцово-парковый ансамбль — Википедия

Дворцо́во-па́рковый анса́мбль — произведение садово-паркового искусства и архитектуры; масштабный, со значительной переработкой естественного ландшафта архитектурный ансамбль монархической или аристократической загородной резиденции, подчинённый единому замыслу; исторически сложившийся комплекс дворцовых зданий и сооружений, садов и парков, включающий в себя искусственные или естественные водоёмы. Дворцово-парковые ансамбли немногочисленны и являются комплексными природными, культурно-историческими и архитектурными памятниками.[1][2][3][4]

Многие дворцово-парковые ансамбли формировались на протяжении десятилетий или даже столетий несколькими поколениями архитекторов, поэтому в них нередко отражены различные культурные эпохи, архитектурные стили и школы.

Непревзойдённым дворцово-парковым ансамблем, получившим всемирную известность, является Версаль. Новый подход к организации пространства, проявившийся в главной резиденции французского короля Людовика XIV, вызвал подражания при устройстве загородных дворцов многих европейских монархов и стал поворотным пунктом в истории садово-паркового искусства.[5]

Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано в конце XVI века

Итальянская вилла в эпоху Возрождения[править | править код]

Истоки дворцово-парковых ансамблей и возникновение мастерства обустройства садов как самостоятельной отрасли искусства восходят к эпохе итальянского Ренессанса. Итальянская знать того периода проживала преимущественно в городах, в отличие от аристократии соседних государств, которая сторонилась городов и предпочитала уединённые замки в вотчинах. Относительная политическая стабилизация в итальянских княжествах и городах-государствах и экономический подъём городов Италии привели к консолидации в руках итальянской аристократии больших богатств. Распространение идеализированных представлений об эпохе античности, интереса к античному образу жизни, античному искусству среди аристократов способствовали в том числе и тому, что многие знатные фамилии стали обзаводиться виллами на городских окраинах, которые обустраивались по примеру древнеримских вилл. Однако многие итальянские виллы Ренессанса имели существенное отличие от античных прототипов: при них появились обширные сады, композиционно связанные с дворцом и устроенные архитектурно, созданные для проведения празднеств и приятного времяпрепровождения, и бо́льшая часть которых не выполняла утилитарных хозяйственных задач[5].

Самым ранним примером виллы нового типа является Вилла Медичи в Поджо-а-Кайано, созданной для Лоренцо Великолепного, главы Флорентийской республики, архитектором Джулиано да Сангалло (строилась в 1485—1492 годах; сады подверглись перепланировке в конце XVI века)[5].

Одной из наиболее значительных ренессансных архитектурных работ, хотя и неоконченных, было строительство виллы Мадама (it:Villa Madama). Джулио Медичи, будущий папа римский Климент VII, выбрал для виллы живописный склон холма с видом на Рим, часть Кампании и Сабинские горы. Первоначальный проект подготовил Рафаэль Санти, вписав в сложный ландшафт гармоничную композицию из террасного сада, казино (то есть уединённого домика) и дворца из двух крыльев (дворцовые сооружения подражают античным римским термам). Строительство началось в 1510 году под руководством ученика Рафаэля Джулио Романо, но было прервано в 1521 году. Виллу частично разрушили в ходе смут против семейства Медичи, и лишь тогда, когда Джулио Медичи стал папой, строительство возобновилось под руководством Антонио Сангалло, но велось с трудом. После кончины Климента VII в 1534 году строительство снова прекратилось, из двух частей дворца полностью построенной оказалась только одна. Окончательно работы были завершены по инициативе Маргариты Пармской (название виллы произошло от её имени) в 1550-е годы, но проект Рафаэля остался нереализованным. Вилла Мадама признаётся первым проектом ренессансной виллы с архитектурно распланированным садом[5][6].

Во Флоренции, ставшей одним из главных идейных центров Ренессанса, наиболее интересны сады Боболи, обустроенные при палаццо Питти. Строительство дворца для семейства Питти началось в 1460-е годы на окраине Флоренции и длилось продолжительное время. Дворец неоднократно перестраивался; самой значительной перестройке подвергся после того, как стал собственностью семьи Медичи (1549 год). Над обустройством садов Боболи в середине XVI века работали Бартоломео Амманати (он же руководил переделкой дворца) и Джорджо Вазари. Особенностями садов стала архитектурная разбивка, неразрывно связавшая дворец и сад, боковые симметричные террасы, возвышающиеся над центральным партером, наличие фонтанов, изобилие парковой скульптуры первоклассной работы. Внутренний двор палаццо (Двор Амманати) отделяет от садов живописный грот, увенчанный фонтаном. С верхних террас сада была раскрыта торжественная перспектива на палаццо и город за ним[5].

Ещё одним шедевром периода Ренессанса признаётся Вилла Фарнезе (замок Капрарола), построенная на отрогах Чиминских гор недалеко от Рима. Строительство начато для Пьера Луижди Фарнезе (it:Pier Luigi Farnese), сына папы римского Павла III, в 1535 году, но закончено было внуком Павла III кардиналом Алессандро. В 1560—1570-е годы над виллой работал Джакомо да Виньола, признанный мастер позднего Возрождения, создавший основы композиции ансамбля. Доминирующим сооружением стал гигантский пятиугольный в плане дворец, расположенный на склоне горы. От него к террасным садам ведут лестницы, сложные по рисунку. В 1587 году к садам был присоединён верхний участок; его обустройством занимались архитекторы Дж. Райнальди (it:Girolamo Rainaldi) и Ф. Пеперелли. В верхней части сада появился лёгкий павильон с лоджией (Казино Капраролы), фонтаны и каскады, боскеты, партер с низкой подстрижкой. Небольшой верхний сад у казино был окружён отдельно стоящими кариатидами с вазами для цветов. Живописность садам придавали точность в расчёте пропорций, гармоничное согласование элементов и выигрышное использование естественного рельефа местности[5].

Виньоле приписывают участие в создании виллы Ланте в Баньайе (начата в 1477, закончена в 1588 году; расположена неподалёку от виллы Фарнезе). Здесь явно присутствуют признаки, характерные для работ зодчего: единство архитектурной обработки большого участка, проявившееся не только в ясной планировке, но и в убранстве лестниц, террас, гротов, посадок; композиция, учитывающая игру дальних и ближних планов террасного сада, включающая гармоничную соотнесённость деталей, находящихся на различных уровнях[5].

Одна из наиболее знаменитых итальянских вилл эпохи Ренессанса — вилла д’Эсте, расположившаяся на склоне крутого холма близ Тиволи. В 1550 году недостроенная вилла, начатая за 10 лет до того, стала владением кардинала Ипполито II д’Эсте (it:Ippolito II d’Este). Её перестройку поручили архитектору Пирро Лигорио (it:Pirro Ligorio), а гидротехническое устройство — О. Оливьери. Вилла прославилась изобилием каскадов и фонтанов, устроенных необычайно живописно. Для их питания (фонтаны действуют без механического нагнетания воды) была разработана уникальная система подземных водопроводных сетей. Вилла также отличается эффектно обустроенными террасами со сложными лестницами и гротами; в планировке сада удачно использованы естественные уклоны местности[5].

Характерными чертами ренессансных вилл являются расположение на склонах холмов (отсюда террасная планировка), относительно небольшие размеры садов, соотнесённые с размерами дворца; простота и ясность плана. Сад связан в одно целое и воспринимается как единая декорация; в роли главного украшения сада выступает дворец, тогда как сад задумывается как внутренний двор, вынесенный за пределы дворцовых крыльев. Главная аллея, как правило, планируется параллельно фасаду дворца, а сам сад нередко вытянут поперечно. Симметрия в планировке садов соблюдается в большинстве случаев только в центральной части; боковые части сада и окончание аллей несимметричны. Дворцы наследуют черты городских ренессансных палаццо, тяготеют к кубической форме и в ряде случаев воспринимаются слишком строгими и лаконичными по декору. В оформлении садов большую роль играют скульптура (очень часто используются подлинные античные образцы), фонтаны и каскады, боскеты, гроты. Для фонтанов характерно расположение на главной оси сада; они не располагаются на открытых площадках; нередко встречается расположение внутри боскетов или в центре четырёх симметрично сходящихся боскетов; крупные и сложно устроенные фонтаны как правило расположены на краях сада, тогда как по оси симметрии дворца располагаются небольшие каскады. Большую роль в оформлении сада играют балюстрады и каменные парапеты, которые несколько затрудняют визуальное восприятие дальних планов сада, но в то же время, подчёркивая замкнутость контуров, создают обстановку уюта. Широко используется стрижка посадок, но при этом она сдержанна и подражает естественным формам. Посадки изначально были сами по себе достаточно редкими, не образовывали рощ и густой тени; форма цветников и боскетов проста[5].

Загородные дворцы эпохи Возрождения в других странах[править | править код]

Воплощение архитектурных идей итальянского Ренессанса в других странах Западной Европы случилось с опозданием примерно на 100 лет[6]. В Испании, Франции, Англии и Германии в конце XV и XVI веке по-прежнему сохранялись сильные традиции замкового строительства. Более того, во Франции, например, в XVI веке наблюдался пик обустройства замков — большинство из знаменитых замков Луары построены или существенно перестроены именно в эпоху Возрождения. Итальянский тип загородного аристократического жилища — вилла — в это время не получил распространения[5].

Тем не менее, влияние итальянской ренессансной архитектуры было несомненным и не могло не отразиться на строительстве загородных резиденций монархов и аристократии. Одним из ранних примеров устройства резиденции под итальянским влиянием во Франции служит дворец Фонтенбло (перестраивался Франциском I в 1540-е годы). Сады Фонтенбло обустраивались итальянскими мастерами во главе с Франческо Приматиччо. При королевской резиденции сформировался круг художников и мастеров, известных как школа Фонтенбло, которая оказала решающее влияние на ренессансное искусство Франции[5].

Наиболее ярким примером итальянского влияния во Франции служат Люксембургский дворец и Люксембургский сад. Дворец строился для королевы-регентши Марии Медичи в 1615—1631 годах. Её детство прошло в палаццо Питти и садах Боболи; по пожеланию заказчицы они были выбраны в качестве прототипа дворцово-паркового ансамбля. Саломону де Бросу, занимавшемуся строительством дворца и разбивкой сада, при попытке перенести итальянские приёмы садового и дворцового зодчества пришлось отступить от итальянского образца. Почти плоская местность и национальные архитектурные традиции обусловили иные пропорции дворца и сада[5].

В Англии итальянские архитекторы и садовые мастера работали со времён Генриха VIII (Сады Нонсеча в Суррее). Резиденция Генриха VIII Хэмптон-корт также испытала на себе итальянское влияние, хотя здесь ещё оставались сильными традиции готической архитектуры. Следы итальянского Ренессанса обнаруживаются в некоторых аристократических резиденциях (например, в Чатсворт-хаус и Уилтон-хаус), однако они подвергались позднее существенной переделке[5].

Королевская резиденция Квинс-хаус, построенная Иниго Джонсом в 1616—1618 годах для королевы Анны, супруги Якова I, является первой английской виллой, построенной по канонам итальянского Возрождения. Архитектор, возможно, вдохновлялся виллой Медичи в Поджо-а-Кайано. Квинс-хаус стал одним из знаменательных примеров нарождающегося палладианства, ставшего в XVII—XVIII веках ведущим направлением в английской архитектуре[6].

От барокко к классицизму. Регулярный парк[править | править код]

Виллы Италии эпохи барокко[править | править код]

Художественные идеи итальянского Возрождения получили наибольшее распространение в странах Западной Европы в то время, когда в самой Италии ведущим направлением в искусстве стало барокко. В архитектуре загородных вилл Италии конца XVI и XVII века полностью исчезают следы средневековой архитектуры. Если ренессансные виллы ещё иногда в деталях напоминали средневековые замки и крепости, то в барочных виллах развиваются черты дворца. Прежде всего это отражается на внутренней планировке: выделяется главный зал сооружения, который всегда располагается в центре главного этажа; к нему привязывается планировка и отделка всех второстепенных помещений. Сад становится обязательным элементом, архитектурно равным дворцу; взаимосвязь сада и дворца обеспечивает галерея.

Ранним примером барочной виллы служит Вилла Альдобрандини в Фраскати. Одной из наиболее характерных барочных вилл возле Рима являлась Вилла Боргезе. Её сады обустраивались Дж. Райнальди и украшены фонтанами Дж. Фонтаны. Вилла не сохранила свой первоначальный вид: в конце XVIII века дворец был перестроен в неоклассическом стиле, а сады приобрели облик пейзажных парков. Квиринальский дворец (архитектор Доменико Фонтана) также можно отнести к наиболее характерным итальянским барочным дворцово-парковым ансамблям. Монотонные по разбивке геометрические сады обустраивал в 1600 году Карло Мадерна; при обустройстве садов местность была полностью выровнена, а сады представляли собой равномерное чередование квадратных боскетов с фонтанами. Одна из наиболее интересных вилл того времени — вилла Дориа-Памфили, построенная в 1644 году Алессандро Альгарди для папы Иннокентия X. Центральная планировка сада представляла собой широкий партер с довольно сложными по узору цветниками. Перед дворцом традиционно была обустроена широкая и неглубокая терраса; открытые пространства и размещение казино виллы на возвышении подчёркивало его стройность.

Загородные дворцы во Франции в XVII веке[править | править код]

В развитии дворцово-парковых ансамблей две французские загородные резиденции — Шантийи и Во-ле-Виконт — сыграли историческую роль. В старинном замке Шантийи в 1661 году принц Конде устроил грандиозный праздник в честь Людовика XIV. На короля торжества произвели столь сильное впечатление, что он был готов приобрести Шантийи, но Конде это предложение отклонил. В августе того же 1661 года влиятельный министр финансов Франции и богатейший человек страны Николя Фуке также устроил пышные празднества в честь короля в своём поместье Во-ле-Виконт. Отношение короля к министру было негативным, и праздник устраивался для того, чтобы вернуть расположение Людовика, но эффект был обратным. Поражённый неслыханной роскошью дворца и изяществом парка с разнообразными садовыми затеями, Людовик лишь укрепился в желании как можно скорее избавиться от министра (менее чем через месяц Фуке был арестован).

Неудача с покупкой Шантийи и роскошь Во-ле-Виконта сподвигли Людовика к строительству Версаля: короля не устраивал ни двор в Сен-Жермене, ни жизнь в Париже; он был настроен создать новую загородную резиденцию, достойную короля Франции. Из конфискованного имения Фуке в Версаль переместились многие парковые скульптуры, картины и предметы мебели. Но самое важное — Людовик XIV пригласил для обустройства Версаля тех же людей, что работали в Во-ле-Виконте: архитектора Луи Лево, садового архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрёна.

Во-ле-Виконт, совместное творение Лево, Лебрена и Ленотра, строился в 1658—1661 годах и стал ярким примером нарождавшегося национального французского стиля, получившего название «классицистического барокко». Планировка дворца восходит к итальянским барочным виллам. На одной оси расположены вестибюль и овальный зал, выступающий в сад. Планировка жилых помещений — анфиладная; ей не следуют только помещения в крыльях дворца. Здание расположено на искусственном острове в саду, который одновременно подчёркивает дворцовую часть ансамбля и образует связку с парком. Сад Во-ле-Виконта по своей планировке напоминает Люксембургский сад, но главная перспектива получила развитие за пределами сада — были обустроены аллеи, её продолжавшие. Другим новшеством было устройство широкого партера, невысокими террасами спускавшегося к пруду и симметрично по

описание и фото-примеры – Rehouz

Все могут короли: стиль версаль в интерьере

На вопрос, что такое Версаль, многие уверенно ответят: пригород Парижа, грандиозный ансамбль, резиденция монархов. И немногие добавят: версаль – стиль дизайна, возникший во время обустройства дворцово-паркового комплекса. Это настоящая драгоценность, в которой бриллианты классицизма сочетаются с рубинами барокко и жемчужинами рококо.

Стиль Версаль в интерьереСтиль Версаль в интерьере

≡ Содержание:

История и общие черты стиля

Строительство Версаля началось в 1661 году по высочайшему повелению Людовика XIV, на основе старого охотничьего замка. К проекту привлекли лучших архитекторов и живописцев, авторов самых известных полотен, гобеленов, мануфактур. Отдельная задача стояла перед краснодеревщиками: они должны были создать нечто новое, не довольствуясь деталями.

До сих пор дворцовый стиль опирался на парадные и строгие античные каноны. Однако для «короля-солнца» классические рамки оказались тесными и скучными. На выручку позвали итальянское барокко: Людовик, любивший танцевать в балетных постановках, не мог не восхититься театральным пафосом, свойственным этому стилю. Залы и покои мастера насытили белоснежными скульптурами и цветными фресками, витражами и барельефами, мебелью, инкрустированной золотыми, черепаховыми вставками и серебром. Серебра, надо сказать, в Версале оказалось особенно много: некоторые предметы обихода и даже крупная мебель были полностью серебряными, в филигранной гравировке.

Специально для Версаля придумали новый предмет – комод, удобный, с выдвижными ящиками и распашными дверцами шкафчик, поставленный на изогнутые ножки, оформленный в затейливой манере рококо. Стулья и кресла сделали более низкими, объемными, а спинки их, доселе прямые, наклонными.

Внутри апартаментов царило сияние: естественный свет вливался сквозь арочные, низко посаженные окна, а вечерами в многочисленных залах зажигались гигантские люстры и сотни канделябров.

Материалы для отделки

Чтобы создать версальскую ауру, требуются не только определенная дерзость, тонкое художественное чутье, но немалые средства. Увы, этот интерьер не обойдется без качественного сырья, старинной мебели, антикварных безделушек.
Стиль Версаль в интерьере комнаты фотоРекомендуются такие материалы отделки:

  • полированный камень;
  • благородная древесина;
  • гладкая керамическая плитка;
  • шпалеры с тиснением, «под гобелен»;
  • декоративная штукатурка.

Стены лучше всего покрыть мерцающей венецианской штукатуркой с накладными молдингами или матовой краской. Если выбор пал на обои, они должны быть праздничного цвета – сиреневого, жемчужного, бирюзового, аметистового, с золотыми или серебряными венками, букетами и медальонами. К месту окажется драпировка – шелковая либо из пастельного шифона – на стенах.

Современный версаль в интерьере гостинойСовременный Версаль в интерьере гостиной

Полы можно покрыть узорным паркетом, не под запретом ламинат, имитирующий текстуру палисандра, дуба, розового дерева или мрамора.

Предметы мебели

Стиль версаль в интерьере - мебельПеред человеком, жаждущим привнести в интерьер своего жилища версальский лоск, стоит довольно противоречивая задача. Обстановка, с одной стороны, должна твердить о статусе хозяина дома, его «королевских» амбициях и вкусах. С другой – французским стилям вообще чужды хвастовство и богатство. Из этого следует, что предметы обихода а-ля Версаль не обязаны быть дорогими, но уникальными, штучными — да.
Стиль Версаль в интерьере фотоГостиной уместно придать вид салона. С этим справятся диванчики, канапе и кресла с закругленными спинками, иная мебель для отдыха, располагающая к праздной светской болтовне. Стулья украшены резьбой из растительного орнамента, кресла покоятся на «львиных лапах», форма предметов – плавная, капризная, как нрав королевских фавориток. Там и тут – пуфы, банкетки для ног. В углу самый королевский музыкальный инструмент, рояль, а в центре – невысокий, обрамленный лепниной камин с зеркалом над полкой.

Стиль версаль в интерьере фото 1Стиль версаль в интерьере фото 2

Кабинет немыслим без секретера либо бюро и глубокого вольтеровского кресла – с высокой, гордой спинкой.

В спальной стиль поддержит туалетный столик с откидным трюмо и многочисленными ящичками для косметики.

Стиль Версаль в интерьере спальной комнатыСтиль Версаль в интерьере спальной комнаты

Королевскую мебель, как правило, мастерили из черного дерева, махагона, самшита. Необязательно следовать этой традиции, но пусть деревянные части выглядят как минимум солидно. Комоды и тумбы, консоли и тонконогие столики с фурнитурой из бронзы или латуни могут быть новыми, но должны соответствовать помпезному XVII веку.
Стиль версаль в интерьере фото 3

В ванной лучше обойтись без душевой кабинки, сделав центром притяжения большую, в виде ладьи или ракушки купальню, отдав предпочтение сантехнике белого, фисташкового, персикового оттенка с «золотыми» ручками, краникам и завитушками.

Стиль версаль в интерьере ванной комнатыСтиль версаль в интерьере ванной комнаты

Не скупитесь на отделку, обустраивая кухню. Она должна получиться комфортной, но вместе с тем и величавой: с фасадами светлого цвета, украшенными контурными, волнистыми рамками, с золотой или серебряной патиной.

Стиль Версаль в интерьере кухниСтиль Версаль в интерьере кухни

Ткани и ковры

Версальский стиль не позволит ограничиться ситцевыми занавесками и парой подушек. Он требует драпировок, кружевных жабо, ярусов и складок, схожих с платьями, которые носила маркиза Помпадур. Для обивки мягкой мебели идеально подойдут:

  • дамаст
  • парча
  • бархат
  • атлас
  • шелк

Оттенки радостные, ликующие – розовый, кремовый, лазоревый, морской волны. Орнамент преимущественно цветочный: лотосы, тюльпаны, настурции, лилии.
Версаль в интерьере - текстильВ спальне визитной карточкой стиля будет воздушный балдахин из органзы, перехваченный лентами и бантами.

Большое внимание уделяют декорированию окон: шторы, например, из жаккарда, должны быть широкими, похожими на театральный занавес. За такой портьерой вполне могла бы спрятаться влюбленная пара для интимного свидания.

Впишется в семейство тканей гобелен, к примеру, с буколическими картинками, а также чуть потертые восточные ковры на полу.

Версаль в интерьере гостиной комнаты фотоПомните: занавеси, покрывала и паласы должны быть в одной цветовой гамме, чтоб смотреться роскошно и в то же время по-королевски сдержанно.

Декор и освещение

Становление стиля совпало с модой на «китайщину» – атрибуты, привезенные из Поднебесной, в первую очередь фарфоровые (кстати, именно при короле Людовике XIV фарфор начали производить в Европе, копируя заморские изделия).
Шинуазри, китайская ветвь рококо, нашла отпечаток в орнаменте обивки, рисунке гобеленов, в картинах, изображавших китайских богдыханов, танцовщиц и воинов. Поэтому шкатулка, расписанная в хрупкой восточной манере, вощеный веер или китайский болванчик будут смотреться аутентично.

Ни один закоулок королевской резиденции не оставался без зеркал: о роли этого предмета свидетельствует факт, что стены в одном из версальских салонов были сплошь из зеркальных панелей. Ваши зеркала пускай будут старинными (или выглядеть таковыми), в массивных, вычурных рамах.
Стиль Версаль в интерьере - декорЧто касается живописи, то лучше всего передадут атмосферу великолепного века полотна с куртуазными, мифологическими, пасторальными сюжетами, натюрморты из фруктов в пышных багетах.

Версаль в интерьере - фото декораЛюстры выбирайте крупные, с хрустальными подвесками в форме капель, дубовых листьев, раковин. Прекрасно, когда они свисают из расписанных овалов или из потолочных накладных розеток. Спальню украсьте светильниками, стилизованными под канделябры и подсвечники.

Версальский интерьер впитал все грани роскоши, оттенки тщеславия и честолюбия, присущие самому сумасбродному французскому монарху. По плечу он немногим, возможно, лишь тем, кто истинный король собственной судьбы.

Дизайн интерьера в стиле Версаль — видео:

+ Похожие стили:

≡ Список всех стилей интерьера →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *