Версаль что такое: Версаль (значения) — Википедия – Версаль — это… Что такое Версаль?

Содержание

Версаль — это… Что такое Версаль?

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

(versailles), дворцово-парковый ансамбль 17–18 вв. близ Парижа. В 1682–1789 гг. – главная резиденция французских королей. Людовик XIII построил здесь охотничий замок (1624; архитектор Ф. Леруа) и разбил парк. Его сын Людовик XIV задумал создать в Версале свою загородную резиденцию; при этом пожелал сохранить отцовский замок, пристроив к нему новые корпуса (архитекторы Л. Лево, 1661—68; Ф. д’Орбе, 1670—74; Ж. Ардуэн-Мансар, 1678—89). Центральная часть дворца имеет П-образную форму. В глубине, за двумя парадными дворами, виден фасад старого замка. Влево и вправо, подобно крыльям гигантской птицы, раскинулись боковые корпуса. Фасады выдержаны в стиле классицизм; их композиция и декор отличаются простотой и лаконизмом. Главный фасад трёхъэтажного дворца обращён в сторону дороги на Париж. Второй парадный этаж (бельэтаж) – самый высокий. Вдоль плоской крыши пробегает балюстрада, завершающая стены фасада. В последующие века дворец частично перестраивался. Из интерьеров времён Людовика XIV сохранились залы Войны и Мира и знаменитая Зеркальная галерея (оформление Ш. Лебрена). Высокие зеркала на одной из стен соответствуют окнам на противоположной. Это зрительно расширяет пространство зала. В отделке интерьеров использованы мраморная облицовка, позолота, роскошные хрустальные люстры и резная мебель; стены и
плафоны
украшены живописными композициями. Убранство выдержано в т. н. «большом стиле», сочетающем элементы барокко и классицизма. Сохранилась также часть интерьеров времён Людовика XV, созданных в стиле рококо.

А. Ленотр. Версальский парк. 1660-е гг.
А. Ленотр. Версальский парк. 1660-е гг.

 
Огромный Версальский парк (1660-е гг.; архитектор А. Ленотр), созданный в правление Людовика XIV, – классический образец французского, или регулярного, парка. Его территория разбита на правильные геометрические фигуры боскетами (кустарниками, выстриженными в виде ровных стенок), газонами и гигантскими водными зеркалами бассейнов, заключёнными в идеально квадратные, круглые или шестиугольные обрамления. Центральная планировочная ось ансамбля является его смысловым стержнем. Она проходит строго через центральную часть дворца, где находились покои Людовика XIV. С одной стороны её продолжает дорога на Париж, с другой – главная аллея парка. На центральной оси расположен фонтан «Колесница Аполлона» – бога, олицетворявшего Людовика XIV, «короля-солнце». Парк, фасады дворца, расположенные слева и справа от оси, построены по законам симметрии. Сад украшают оранжерея, цветники, фонтаны и скульптуры.

Л. Лево, Ф. д’Орбе, Ж. Ардуэн-Мансар. Дворец короля Людовика XIV в Версале. 1660—80-е гг.


Л. Лево, Ф. д’Орбе, Ж. Ардуэн-Мансар. Дворец короля Людовика XIV в Версале. 1660—80-е гг.

 
Версальский парк включает в себя также ансамбли Большой Трианон (1678—88; архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. Де Котт) и Малый Трианон (1762—64; архитектор Ж. А. Габриель). Последний построен при Людовике XVI для королевы Марии Антуанетты в стиле раннего классицизма 18 в. Рядом с ним – очаровательный пейзажный парк (1774; архитектор А. Ришар) с озером и декоративной деревушкой с мельницей и молочной фермой (1782—86; архитектор Р. Мик). Ансамбль Версаля, проходившие там блестящие праздники, стиль придворной жизни французских королей оказали огромное влияние на европейскую культуру и архитектуру 17–18 вв.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

Версаль

Версаль (Versailles) –  бывшая резиденция французских королей, ныне селение, расположенное недалеко от Парижа.История началась с Людовика XIV, который территорию для охоты превратил в дворцово-парковый ансамбль.

Как добраться в Версаль | Проживание в Версале | Достопримечательности Версаля |
Билеты в Версаль

Луи Лево – первый архитектор, воплощающий грезы короля в реальность, после изощрялся Жюль Ардуен-Мон-Сар. Последний истязал рабочих и казну тридцать лет. Именно здесь поселился весь королевский двор, именно здесь проходили многочисленные балы и блестящие празднества.

Площадь парковой территории Версаля занимает 101 гектар. Благодаря целой системе каналов селение называют «маленькой Венецией». На территории размещено огромнейшее количество смотровых площадок, аллей, променадов.

Как добраться в Версаль

Добраться в Версаль можно из трех вокзалов.

Из вокзала Сен-Лазар (gare de Paris-Saint-Lazare):

  • На поезде по линии L до вокзала Gare de Viroflay Rive Droite, и на автобусе №171 от станции метро Gabriel Peri до замка. Пройти пешком надо будет небольшое расстоние, около 500 метров.Общее время в пути около 1 часа.
  • На поезде по линии L до вокзала Versailles — Rive Droite. Вокзал удален от замка почти на 2 км, которые надо будет пройти пешком. Общее время в пути составит около 1 часа.

Из вокзала Аустерлиц (Gare d’Austerlitz) :

  • На пригородной электричке RER C можно доехать до вокзала Gare de Versailles Château Rive Gauche, который удален от Версаля на 950 метров. Это расстояние нужно будет пройти пешком.
    Общее время в пути составит около 1 часа.

Из северного вокзала (Gare du Nord)

  • Сначала на электричке Rer B нужно проехать две остановки до станции Saint-Michel – Notre-Dame, после чего пересесть на RER C и ехать до Gare de Versailles Château Rive Gauche
    По приезду на вокзал нужно будет пройти около 1 км до парковой территории. Общее время в пути составить чуть более 1 часа.

В Версаль можно проехать по проездному Навиго, дневному проезному Мобилис (1-5 зоны), так же подойдет и Paris Visite (1-5 зоны).

Одноразовый билет обойдется в 7,60 евро.

Экскурсии по Версалю

Версаль — не просто дворцово-парковый ансамбль, изящные фонтаны и придворная жизнь; это настоящий культурный феномен. Придворный, попадая в Версаль,…

Цена 72.00 €. Продолжительность: 2 часа.

Чем мы отличаемся от других экскурсий в Версаль? — все оганизовано. Проезд, гид, билеты. Вам не прийдется переживать ни о том как добраться во…

Цена 70.00 €. Продолжительность: 3.5 часа.

Проживание в Версале

Территория Версаля неимоверно огромная, здесь действительно есть что посмотреть, поэтому не всегда достаточно одного дня, чтобы обойти все и насладится прогулкой.  Чтобы получить удовольствие от посещения дворцово-паркового комплекса, уделите хотя бы два дня для неспешной прогулки, без суеты. Предлагаем вашему вниманию отели по самым выгодным ценам в Версале.

Достопримечательности Версаля

Очень многие Версаль ассоциируют только с одноименным замком. Стоит знать, что Версаль — это большой комплекс зданий, можно сказать городок, в котором обеспечивались все королевские нужды.

Большой Трианон (Grand Trianon)

Это королевский дворец в Версале. Название досталось дворцу в наследство от древнего селения Трианон, прежде расположенного на этой территории. Здесь Людовик XIV отдыхал от придворной жизни с мадам Ментенон.Строительство Большого Трианона продолжалось 4 года (1687-1691гг.) под руководством Жюля Ардуэн-Мансара, причем сам Людовик самостоятельно разработал большинство архитектурных решений. Так появилось украшенное балюстрадой и огромными арочными окнами здание, декорированное мрамором нежно-розового цвета.

Дворец представляет собой два крыла, соединенные галереей — перистилем, проект которого разработал Робер де Котт. Фасад Большого Трианона выходит на большой двор. В этой части здания перистиль выполнен в виде изысканной аркады. Позади дворца находится парк с газонами, фонтанами, водоемами и цветочными композициями. С этой стороны, перистиль выполнен, в виде двойных мраморных колонн.Дворцово-парковый комплекс Большой Трианон занимает 23 гектара и открыт для посещения туристами.

Версальский дворец (Château de Versailles)

Это не просто главная достопримечательность дворцово-паркового комплекса, но м символ целой эпохи в истории французской монархии, причем, один из самых масштабных во всех отношениях.Изначально, земли в этой части пригорода Парижа приглянулись королю Людовику III, но идея строительства Версальского дворца принадлежит его сыну — Людовику XIV. Позже, свою лепту в образ дворцового комплекса внес и его внук — Людовик XV.Дворец демонстрирует всему миру мощь абсолютной власти .Для возведения дворца и садово-паркового комплекса было высушено 800 га болот. Строительство продолжалось более полувека силами крестьян и национальной армии; стоимость дворца в перерасчете на современную валюту обошлась в сотни миллиардов евро. Отделка внутренних помещений ослепляет обилием роскоши и уникальных произведений искусства — фрески и картины, резьба по дереву, скульптуры из мрамора, шелковые ковры ручной работы, много золота, хрусталя и зеркал. Великолепие Версальского дворцового комплекса произвело сильное впечатление на Петра I, что после его посещения царь задумал строительство знаменитого ансамбля в Петергофе.

Когда монархия пала, к власти пришла буржуазия, а корону принял революционно настроенный герцог Орлеанский, Луи-Филипп Версаль, в 1830 году,  поменял свой статус и стал музеем, со временем, — Музеем истории Франции (Musée de l’Histoire de France). Революционный период не самым лучшим образом сказался на состоянии Версальского дворца. Многие помещения были запущены, а то и вовсе разрушены, а мебель и произведения искусства разграблены.Реставрационные работы начались сразу после революции, по велению Луи-Филиппа. Император Наполеон Бонапарт также был озабочен судьбой здания и регулярно выделял средства на его ремонт.Постепенно, был восстановлен Зеркальный зал и роскошные золотые панели дворца, удалось вернуть часть похищенных произведений искусства, некоторые из полотен и предметов интерьера пришлось создавать заново.Реставрация Версаля продолжается — масштабная реконструкция дворца, которая началась в 1952 году и длилась почти 30 лет, не решила всех проблем. Поэтому, в 2003 году французские власти объявили начало 17-летней реставрации Версаля.Уже сейчас, полностью восстановлена изначальная планировка версальских садов, а во внутреннем Мраморном дворе вновь засияла золотом королевская решетка.

Версальский парк (Parc de Versailles)

Уникальные ландшафтные композиции, которые считаются едва ли не самыми изысканными в мире. В 1661 году, паралелльно со строительством дворца, король Людовик XIV поручил ландшафтному архитектору Андре Ленотру создать такой парк, который бы не только гармонировал с величием королевских зданий, но и превосходил по уровню роскоши все известные парки.Строительство Версальского парка заняло более 40 лет, но полученным результатом монарх остался доволен — захватывающая дух панорама открывалась сразу при выходе из дворца через Мраморный двор.

После Великой Французской революции в Версальском дворце решено было открыть музей, и с тех пор прогулки по живописным аллеям королевского парка доступны для всех туристов.

Зал для игры в мяч (Salle du Jeu de paume)

С архитектурной точки зрения ничем особо не примечателен, хотя и построен рядом с Версальским дворцом еще в 1686 году. Вполне возможно, что в анналах истории это помещение так и осталось бы, как место, где проходили королевские спортивные занятия. Но Судьба распорядилась по-другому…Жизнь при дворе французских королей XVII века описывалась современниками, как бесконечные приемы с чередой увеселительных мероприятий. Подобное времяпровождение подразумевало не только балы и феерические представления, но и занятия спортом.

Известный всему миру Король-Солнце очень любил игру в мяч, — своеобразный аналог большого тенниса того времени. Придворные активно поддерживали своего монарха в этом увлечении, поэтому, Зал для игры в мяч был достаточно популярным местом.Однако всемирную известность Зал для игры в мяч получил совсем по другому поводу — в этом помещении в 1789 году представители французских горожан, под предводительством Жана Байи, принесли торжественную клятву, сохранить свой союз для создания конституции королевства.

Сегодня в помещении Зала для игр находится музей, экспозиция которого рассказывает об историческом событии, приблизившем Французскую революцию: скульптура выступающего Жана Байи, бюсты депутатов и огромное полотно, изображающее Учредительное собрание в момент произнесения присяги.

Малый Трианон (Petit Trianon)

Современные историки считают, что дворец был построен Людовиком XV  для  маркизы де Помпадур в знак благосклонности монарха.Проект дворца разработал Анж-Жак Габриэль, придворный архитектор, сторонник классицизма. Строительство длилось около 6 лет и завершилось в 1768 году. Здание получилось небольшим, простым, архитектурно выдержанным — без вычурного декора, присущего архитектуре первой половины XVIII века, однако внутреннее убранство Малого Трианона выполнено в стиле рококо.

Двухэтажный дворец выглядит очень элегантно — классические французские окна, пилястры и итальянская балюстрада вверху, коринфские колонны и широкая каменная терраса — у основания.

Сегодня Малый Трианон — это музей, посвященный королеве Марии-Антуанетте. В его экспозиции представлена живопись XVIII века, а также мебель и предметы интерьера, восстанавливающие обстановку, характерную для той эпохи.

Муниципальный музей Ламбине (Musée Lambinet)

Посвященный истории города, находится неподалеку от Версальского дворца, возведен в 1750 году.Проект трехэтажного здания, разработанный Эли Бланшаром, предусматривал все стилевые черты, характерные для того времени — французские окна, небольшие балконы с узорными решетками и венец фасада, классический фронтон со скульптурной композицией аллегорической тематики.

В 1852 году особняк становится собственностью Виктора Ламбине, потомки которого 80 лет спустя, подарили здание городу для организации в нем музея. Сегодня в экспозиции Музея Ламбине представлены три направления — история развития города, запечатленная в документах разных эпох, коллекция предметов искусства XVI-XX веков и реконструкция интерьеров XVIII века.Всего для осмотра доступно 35 залов, причем в большинстве из них сохранилась оригинальная отделка, а живопись, предметы мебели, скульптуры и множество предметов интерьера, — золоченые часы и канделябры, посуда, хрустальные светильники и вазы довершают обстановку, возвращая посетителей в атмосферу XVIII века.

Бывшая королевская больница (Ancien Hôpital Royal de Versailles)

Известная также, как больница Ришо (Hôpital Richaud) , находится неподалеку от местной железнодорожной станции; получила статус исторического памятника относительно недавно — в 1980 году.При Людовике XIII  возникла необходимость в постройках социального характера —  в 1636 году была построена небольшая богадельня, существовавшая на довольно скромные средства, полученные от благотворительных общин.При Людовике XV богадельня была преобразована  в королевскую больницу, финансируемую казной. Помещения больницы было перестроены и существенно расширен по приказу Людовика XVI.

Проект нового здания, выполненный архитектором Шарлем-Франсуа-д’Арноденом, предусматривал 3 корпуса: в центральной части здания, разместились престарелые, а в двух боковых, — больные. Кроме того, рядом с больницей возвели церковь, примыкающую прямо к корпусам, чтобы больные, могли попасть на церковную службу, не выходя на улицу.На уровне было и обслуживание в больнице — отличные условия проживания, хорошее питание и многократная уборка.В качестве больницы, здание просуществовало до недавнего времени, а затем его часть была продана транспортному предприятию.

Кафедральный собор святого Людовика (Cathédrale Saint-Louis)

Изначально был задуман, как обычная приходская церковь.

Тем не менее, в 1684 году, когда после разрушения церкви святого Иулиана Бриудского, южная часть Версаля осталась без церковного здания, построенной на ее месте часовне пришлось дать, хоть и временный, но статус приходской церкви. А так как, вместе со статусом, пришло и название — церковь святого Людовика, решено было построить настоящую церковь, достойную носить имя ангела венценосных монархов.В 1742 году проект будущего собора был одобрен Людовиком XV и строительство началось. Любопытно, что автором проекта оказался потомственный архитектор Жак Ардуэн Мансар, внук того самого Жюля Мансара, «придумавшего», в свое время Версальский дворец.

Строительство тянулось долго и закончилось, спустя 12 лет. На инаугурации новой церкви король не присутствовал, — накануне, 23 августа 1754 года, у его величества родился наследник, будущий король Людовик XVI. Но зато, спустя год, монарх компенсировал недостаток внимания, подарив церкви 6 колоколов с именами королевских наследниц.Большой орган появился в Версальском соборе в 1761 году, и тоже, благодаря милости короля — Людовик лично контролировал изготовление инструмента лучшим мастером того времени Франсуа Анри Клико. Правда, статус Кафедрального собора церковь святого Людовика получила гораздо позже, — в 1843 году.Сегодня Версальский собор — это не только место регулярного проведения католических месс, но и своеобразная концертная площадка для современных исполнителей камерной музыки.

Лицей Гоша (Lycée Hoche)

Действующее учебное заведение, расположенное в историческом здании Версаля.

Здание, в стенах которого впоследствии расположился лицей Гоша, возводилось по проекту Ришара Мика, личного королевского архитектора и большого поклонника неоклассицизма. Монастырь Урсулинок (Couvent de la Reine), основанный в 1766 году, был призван выполнить очень важную миссию — дать приемлемое образование девочкам, чьи родители служили при королевском дворе. На протяжении 20 лет монастырь, курируемый королевой, пользовался большим успехом, за этот период сотни девушек получили отличное образование. Но в 1789 году, после отъезда королевской семьи из Версаля, и монастырь, и его деятельность постепенно приходит в упадок, а после Французской революции и вовсе меняет профиль и превращается в военный госпиталь.

Об успешной в вопросах воспитания и образования репутации бывшего монастыря, власти Версаля вспомнили в 1802 году, когда остро встал вопрос об обучении детей из богатых семей. Через год, в здании открывается средняя школа. А еще некоторое время спустя, начинается реконструкция его помещений, по завершению которой в 1888 году был открыт новый французский лицей, получивший имя Гоша, в честь родившегося в Версале генерала Лазаря Гоша.Лицей успешно функционирует по сей день. А среди его выпускников значится немало знаменитостей, в том числе, и бывший президент Франции Жак Ширак.

Особняк иностранных дел (Hôtel des Affaires Etrangères)

Выделяется среди исторических зданий Версаля не только, как предмет архитектурного искусства, но и как помещение, где прошли переговоры, благодаря которым были подписаны Версальский и Парижский договора. Так был положен конец войне за независимость колоний США 1783 года.Заказ на строительство особняка поступил в 1761 году от министра иностранных дел Франции в период царствования Людовика XV, — Франсуа Шуазеля. Основную часть здания планировалось использовать, как помещение для хранения архива, а в остальных помещениях удобно было разместить вспомогательные службы министерства. Разработку проекта поручили Жан-Батисту Бертье, — архитектору, которому благоволил король.

И как оказалось, не зря, — четырехэтажное здание особняка из кирпича и камня имеет очень представительный вид не только снаружи, но и внутри. Фасад здания, согласно стилистике того времени, украшен пилястрами с орнаментом в виде символов монархизма, верх которых венчают статуи, изображающие Войну и Мир. Вход в здание — внушительного размера двери с обильно позолоченным декором.Внутреннее убранство помещений частично сохранилось в первозданном виде — парадная галерея первого этажа с ее деревянными панелями и отделкой из золота, архивные шкафы, встроенные в стены. Сейчас здесь расположилась муниципальная библиотека, часть книг которой еще помнит Версальский дворец и своих первых хозяев — королей.

Церковь Богоматери (Eglise Notre-Dame)

Возвышается рядом с Версальским дворцом не случайно: дворец числился в официальном приходе церкви, поэтому, все основные события жизни королевской семьи проходили в ее стенах. Именно здесь крестили новорожденных наследников короля, а также венчали или проводили в последний путь родственников монарха.Острая необходимость иметь в доступной близости возможность посещения церкви возникла у Людовика XIV параллельно с переездом в Версальский дворец. Будучи ярым приверженцем католицизма, король в первую очередь позаботился о своем духовном убежище.

Создание проекта Людовик поручил своему доверенному архитектору Жюлю Ардуэн-Мансару, и в 1684 году строительство церкви началось. За 2 года Версальская церковь Богородицы была полностью построена.

Если судить по записям церковно-приходской книги, представители монархической династии посещали церковь регулярно.С точки зрения архитекторов, церковь Богоматери — яркое воплощение традиций французского классицизма, с точки зрения прихожан и туристов, посещающих церковь, — это немного массивное, но удивительно красивое и гармоничное двухъярусное здание.А под венчающим церковь фронтоном с символическим изображением ангелов, удерживающих над солнцем королевскую корону, расположены часы, золоченые стрелки которых так же ритмично отсчитывают время, как и при Людовике XIV.

Замок мадам Елизаветы (Château du domaine de Montreuil)

Именно так звали его последнюю хозяйку — Елизавету Французскую, внучку Людовика XV и сестру последнего французского монарха.Печальная история жизни принцессы Елизаветы, вызывает особое отношению ко всему, что ее окружало, а поместье Монтрёй — и подавно.История поместья Монтрёй восходит к XII веку. Сначала, это была крепость, потом, по велению Карла VI, — монастырь целестинцев. Спустя столетия, поместье стало частью Версаля, — Людовик XVI приобрел его, чтобы подарить любимой младшей сестре. Вот тогда эти земли, площадью 8 га, и получили свое новое название — поместье мадам Елизаветы.

Замок, в котором принцесса провела большую часть своей жизни, не отличается ни оригинальностью архитектурных решений, ни богатством экстерьера. Визуально, здание можно поделить на три части — два симметричных трехэтажных корпуса, соединенных двухуровневым павильоном.Но для Елизаветы внешнее убранство не играло особой роли — она искренне заботилась о людях и даже открыла во дворце специальную комнату, в которой врач принимал бедных, чтобы оказать им необходимую помощь.Когда началась Французская революция, патриотически-настроенная Елизавета не захотела покинуть страну и близких ей людей, и разделила участь королевской семьи, приговоренной к казни.

Ратуша (Hôtel de Ville)

Появилась в Версале лишь в XVIII веке, когда из Версальского дворца перестали поступать распоряжения, относительно уклада жизни горожан ли.В 1670 году для французского маршала Бернардена Жиго был построен особняк. По сути, это здание, которому в будущем предстояло стать зданием городской администрации Версаля, было самым настоящим дворцом, парадный вход которого, согласно этикету, был обращен в сторону королевского дворца.Неудивительно, что когда представилась возможность, Людовик XIV сразу приобрел этот особняк для своей внебрачной дочери принцессы де Конти. С этого момента, в особняке-дворце стало традицией устраивать пышные приемы, балы и просто, любые празднества. Так продолжалось, даже после того, как на смену принцессе пришел новый владелец, племянник Людовика XV, — Людовик IV Генрих, больше известный, как герцог Бурбон-Конде.Но Французская революция, как ураган пронеслась по стране, уничтожив до основания не только старый политический строй, но и многие, связанные с ним здания. В число неугодных попал и особняк Конти.Здание, в котором теперь выполняет свои обязанности современная местная администрация Версаля, хотя и был построен на том же месте, — является, всего лишь, стилизацией эпохи Людовика XIII. Но это — первая настоящая Ратуша Версаля.

Театр Монтансье (Théâtre Montansier)

Был построен по инициативе королевы Марии-Антуанетты и с полного одобрения короля Людовика XV. Однако авторство идеи создания нового театрального зала Франции принадлежит талантливой актрисе мадам Монтансье.Театральный опыт мадам Монтансье до знакомства с французской королевой был не самым удачным: либо ее идеи не находили отклика, либо успехи не давали покоя конкурентам. Тем не менее, мадам Монтансье настойчиво искала возможность воплощения своей мечты — создание театра, не похожего на уже известные.Благодаря связям при дворе, мадам Монтансье добилась приема у королевы и смогла пробудить в ней интерес к своему замыслу.

Новый театр открылся в ноябре 1777 года в Версале, рядом с королевским дворцом. На торжественной церемонии присутствовала не только Мария-Антуанетта, но и сам король Людовик XV, который остался доволен посещением театра.Особое впечатление на короля и королеву произвела полукруглая форма сцены, отличная акустика, реалистичные декорации и использование механизмов, что в то время расценивалось, как новаторство.Не осталась незамеченной и отделка зала, — благодаря нежно-голубому фону интерьера, позолоченные элементы декора смотрелись очень торжественно. А возможность прямого выхода из театра прямо в королевский дворец окончательно расположила короля к Театру.

Сегодня, театр Монтансье — официально зарегистрированное учреждение, а также официально признанный исторический памятник.

Билеты в Версаль

Есть несколько разновидностей билетов: паспорта на один или два дня, а так же билеты на посещение отдельных достопримечательностей.

Билет на один день: 20 евро
Билет на два дня: 25 евро
Билет на один день с посещением музыкальных садов (апрель-октябрь): 27 евро
Билет на два дня с посещением музыкальных садов (апрель-октябрь): 30 евро
Билет в Версальский дворец: 18 евро
Билет в Большой и Малый Трианон: 12 евро

Как добраться

Адрес: Place d’Armes, Paris 78000
Сайт: chateauversailles.fr
Поезд RER: Versailles — Château

Обновлено: 03.04.2019

Версаль — Википедия. Что такое Версаль

Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версале, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы — Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка — Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1682 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

С Версалем связано множество значимых событий французской и мировой истории. Так, в XVIII веке королевская резиденция стала местом подписания многих международных договоров, в том числе договора, завершившего Войну за независимость США (1783). В 1789 году работавшее в Версале Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина. В 1871 году, после поражения Франции во Франко-прусской войне, в Версале, оккупированном германскими войсками, было провозглашено создание Германской империи. Здесь же в 1919 году был подписан мирный договор, завершивший Первую мировую войну и положивший начало так называемой Версальской системе — политической системе послевоенных международных отношений.

Строительство

Вид на дворец из парка

Охотничий замок

История Версальского дворца начинается в 1623 году с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас располагается мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 году территория была расширена за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди, и предпринята двухлетняя перестройка.

Людовик XIV

С 1661 года «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре казалось ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая часовня и Королевская опера.

Людовик XV

После смерти в 1715 году Людовика XIV пятилетний король Людовик XV, его двор, а также Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж. Российский Царь Пётр I во время своего визита во Францию останавливался в мае 1717 года в Большом Трианоне. 44-летний царь во время нахождения в Версале изучал устройство Дворца и парков, которые послужили ему источником вдохновения при создании Петергофа на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом (Verlet, 1985).

Версаль менялся во времена правления Людовика XV, но не столь масштабно, как это было при Людовике XIV. В 1722 году король и его двор вернулись в Версаль и первым проектом стало завершение Салона Геркулеса, сооружение которого было начато в последние годы правления Людовика XIV, но из-за смерти последнего закончено не было.

Существенным вкладом Людовика XV в развитие Версаля признаны Малые апартаменты Короля; Покои Мадам, Покои Дофина и его супруги на первом этаже Дворца, а также личные покои Людовика XV — малые апартаменты Короля на втором этаже (позже перестроенные в апартаменты Мадам Дюбарри) и малые апартаменты Короля на третьем этаже — на втором и третьем этажах Дворца. Главным достижением Людовика XV в развитии Версаля стало завершение сооружения Зала Оперы и Дворца Малый Трианон (Verlet, 1985).

Не менее существенным вкладом является разрушение Лестницы Послов, единственного церемониального пути в Большие Королевские покои. Это было сделано для сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Существенных изменений в Парке не произошло, по сравнению с временами Людовика XIV; единственным наследством Людовика XV в парках Версаля является завершение сооружения Бассейна Нептуна между 1738 и 1741 годами (Verlet, 1985). В последние годы своего правления Людовик XV, по совету архитектора Габриэля, начал реконструкцию фасадов внутренних дворов Дворца. По другому проекту, Дворец должен был получить классические фасады с городской стороны. Этот проект Людовика XV продолжался также все время правления Людовика XVI и был завершён только в XX веке (Verlet, 1985).

Стоимость

Зеркальный зал

Все счета, связанные со строительством дворца, сохранились до нашего времени. Сумма, учитывающая все расходы, составляет 25 725 836 ливров (1 ливр соответствовал 409 г серебра), что в общем счёте составляло 10 521 866, 924 кг. серебра или 456 миллионов гульденов по 243 г серебра.[источник не указан 3235 дней] Пересчёт на современную стоимость практически невозможен. Исходя из цены на серебро в 250 евро за кг, построение дворца поглотило 2,6 миллиарда евро.[источник не указан 3235 дней] Исходя из покупательной способности тогдашнего гульдена как 80 евро, строительство обошлось в 37 миллиардов евро.[источник не указан 3235 дней] Ставя расходы на построение дворца в соотношение с государственным бюджетом Франции в XVII веке, получается современная сумма в 259,56 миллиардов евро[3]. Почти половина этой суммы израсходована на создание внутренней отделки. Лучшие мастера эпохи Жакоб, Жан Жозеф Шапюи создавали роскошные буазери. Эти расходы распределились на 50 лет, в течение которых шло строительство Версальского дворца, завершённого в 1710 году.

Участок будущей постройки потребовал проведения земельных работ в огромном объёме. Рекрутирование рабочих с окрестных деревень проходило с большим трудом. Крестьян принуждали становиться «строителями». Чтобы увеличить число рабочих на строительстве дворца, король запретил всё частное строительство в окрестностях. Рабочих часто завозили из Нормандии и Фландрии. Почти все заказы велись через тендеры, расходы исполнителей, превышающие изначально названные, не оплачивались. В мирные времена к строительству дворца привлекалась и армия. Министр финансов Жан-Батист Кольбер следил за экономностью. Принудительное присутствие аристократии при дворе было дополнительной мерой предосторожности со стороны Людовика XIV, обеспечивавшего себе, таким образом, полный контроль над деятельностью аристократии. Только при дворе было возможно получить чины или посты, а кто уезжал, терял свои привилегии.

Парк

Регулярный парк Версальского дворца — один из самых крупных и значимых в Европе. Он состоит из множества террас, которые понижаются по мере удаления от дворца. Клумбы, газоны, оранжерея, бассейны, фонтаны, а также многочисленные скульптуры представляют собой продолжение дворцовой архитектуры. В версальском парке также расположены несколько небольших дворцеобразных сооружений, например, Малый Трианон, Большой Трианон, Французский павильон (салон для игр) и тому подобное.

История

Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.

Эпоха Французской революции и Первой империи Наполеона

5 мая 1789 года в Версальском дворце собрались представители дворянства, духовенства и буржуазии. После того как король, которому по закону давалось право собирать и распускать подобные мероприятия, по политическим причинам закрыл заседание, депутаты от буржуазии объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. После 1789 года содержать Версальский дворец удавалось лишь с трудом.

5-6 октября 1789 года сначала толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета явились в Версаль с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь силовому давлению, Людовик XVI, Мария-Антуанетта, их родственники и депутаты переехали в столицу. После этого значение Версаля как административного и политического центра Франции снизилось и в дальнейшем не восстанавливалось. В 1799 году к власти во Франции приходит Наполеон Бонапарт, который берёт Версаль под свою защиту. В 1805 году Версаль посещает папа римский Пий VII. В 1806 году император Наполеон I приказывает французскому архитектору Жаку Гондуэну начать разработку плана восстановления Версаля. Он предложил два проекта по перестройке и реставрации дворца, но оба они не были поддержаны императором. В 1808 году начинается реставрация Версальского дворца: восстанавливаются золотые панели, зеркала, перевозится мебель из Лувра и Фонтенбло. Также императору в 1811—1812 гг. были представлены различные планы строительства в Версале, но осуществить их не удалось, так как Первая империя рухнула в 1814—1815 гг. и к власти вновь пришла династия Бурбонов.

После революции

Со времён Луи-Филиппа многие залы и помещения начали восстанавливать, а сам дворец стал выдающимся национальным историческим музеем, в котором были выставлены бюсты, портреты, картины баталий и другие произведения искусства преимущественно исторической ценности.

Провозглашение Германской империи в 1871 г.

Провозглашение Германской империи

Версальский дворец имел большое значение в немецко-французской истории. После поражения Франции во Франко-прусской войне он с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года был резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 года в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером — Вильгельм I. Это место было умышленно подобрано, чтобы унизить французов.

Предварительный мирный договор с Францией был подписан месяцем позже — 26 февраля, опять же в Зеркальной галерее. В марте эвакуировавшееся французское правительство переместило столицу из Бордо в Версаль, и лишь в 1879 году снова в Париж.

Версальский договор

В конце Первой мировой войны в Версальском дворце было заключено предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побеждённая Германская империя была вынуждена подписать. На этот раз, историческое место было подобрано французами, чтобы унизить немцев.

Жёсткие условия Версальского договора (в том числе огромные контрибуционные выплаты и признание единоличной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики. Из-за этого распространены взгляды, что последствия Версальского договора были основой для будущего возникновения нацизма в Германии.

Мраморный двор Версальского дворца

После Второй мировой войны (1945—1995)

После Второй мировой войны Версальский дворец стал местом немецко-французского примирения. Об этом свидетельствуют празднества по поводу 40-летнего юбилея подписания Елисейского договора, состоявшиеся в 2003 году.

В 1952 году правительство республики решает выделить на реставрацию 5 млрд франков и вновь обращается к меценатам. Вся Франция начала сбор денег на восстановление дворца, от самых богатых людей до беднейшего населения Франции . По радио раздался клич боли: «Вы говорите, что Версальский дворец под угрозой разорения. Не это ли означает, что западная культура находится на грани потери одного из своих лучших драгоценных камней. Это не только шедевр искусства Франции…». Постепенно в Версаль вернулись все ценности. Также с 50-х годов начинается обязательный «ритуал»: каждый посещавший Францию глава государства должен был встретиться с президентом Франции именно в Версальском дворце. Лишь в середине 1990-х «ритуал» прекращается и встречи переносятся в Париж. В 1960-х гг. полностью был восстановлен Большой Трианон.

В 1995 году Указом № 95-463, правительство Франции объявило о создании Учреждения национального музея и имущества Версаля. Этот новый статус дает государственному учреждению финансовую автономию и статус юридического лица. В 2010 году Указом № 2010—1367, название государственного органа меняется на Общественное учреждение национального владения и музея Версаль. Вводится должность президента Версаля, которую занимает Жан-Жак Айагон. 2 октября 2011 года Президентом Общественного учреждение национального владения и музея Версаль стала Катерина Пегард. В 1979 году Версаль включен Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а с 2001 года входит в Ассоциацию европейских королевских резиденций.

Родившиеся во дворце

В Версальском дворце родились следующие короли и члены их семей:

Попытки подражания

Многие дворцы Европы были построены под несомненным влиянием Версаля. К ним относятся дворцы Сан-Суси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Большие дворцы в Петергофе, Усадьба Рапти в Луге, Гатчине и в Рундале (Латвия), а также другие дворцы на территории Германии, Австрии и Италии.

Документальные фильмы

  • 2016 — Грязные тайны Версаля / Versailles: le propre et le sale / Versailles’ Dirty Secrets (реж. Джулия Браше / Julia Bracher)

См. также

Литература

  • Verlet, Pierre. Le château de Versailles. Paris: Librairie Arthème Fayard, 1985.

Ссылки

Версаль — это… Что такое Версаль?

Версаль (Versailles) — город во Франции (см. Франция), юго-западный пригород Парижа. Административный центр департамента Ивелин. Первые упоминания о Версале относятся к 1075 г. В конце 16 в. Версаль был небольшой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV. Людовик XIII построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, а в 1632 г. приобрел и саму деревушку. Людовик XIV, не любивший Сен-Жермен, решил в 1660 г. превратить версальский замок в королевский дворец. В 1682—1789 гг. Версаль — главная резиденция французских королей.
1 мая 1756 г. в Версале был заключен союз между Австрией и Францией в ответ на подписанный в январе 1756 г. в Венсминстере договор между Англией и Пруссией. 3 сентября 1783 г. был заключен мирный договор между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией, с другой. 5 мая 1789 г. в Версале были открыты заседания Генеральных штатов, 17 июня Генеральные штаты объявили себя Национальным собранием, 20 июня депутаты поклялись не расходиться, пока не будет установлена конституция государства, 23 они отказались разойтись по требованию короля, что послужило началом Великой французской революции.
Во время франко-прусской войны Версаль 18 сентября 1870 г. был занят прусской армией. 5 октября в Версаль прибыл прусский король Вильгельм и разместился в префектуре, так как в замке был устроен госпиталь. 18 января 1871 г. в зеркальной галерее дворца Вильгельм I был провозглашен германским императором. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюль Фавром, 26 февраля 1871 г. здесь были подписаны предварительные условия мира, который был подписан 10 мая во Франкфурте-на-Майне. 12 марта немецкие войска оставили город, ставший затем резиденцией правительства А. Тьера и французского Национального собрания, а также главной квартирой маршала Мак-Магона во время Парижской Коммуны 1871 г. В 1871—1879 гг. Версаль оставался резиденцией парламента и президента Французской республики. В Версале собирается конгресс (сенат и палата депутатов) для выбора президента французской республики и для пересмотра конституции. После Первой мировой войны, 28 июня 1919 г., в Версале был подписан Версальский мирный договор. Версаль, оккупированный немецкими войсками во время Второй мировой войны (с 1940 г.), освобожден французскими партизанами в августе 1944 г.
Один из крупнейших в мире дворцово-парковый ансамбль Версаля в стиле французского классицизма вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624 г., перестроен архитектором Ф. Леруа в 1631—34). В результате нескольких строительных периодов (1661—68, арх. Л. Лево; 1670—74, арх. Ф. д»Орбе; 1678—79, арх. Ж. Ардуэн-Мансар) он был превращен в обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (худ. Ш. Лебрен, с 1661 г., и др.). Регулярный парк (площадь свыше 6 тыс. га) с бассейнами, фонтанами и скульптурами.
В основу планировки города Версаля, где селилась знать, легли три дороги (в Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца. Точка соединения этих дорог в курдонере (парадном дворе) отмечена конной статуей Людовика XIV (вторая четверть 19 в., скульпт. Л. М. Л. Птито). Среднюю дорогу по другую сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами и с Большим каналом (длиной 1520 м) — ось симметрии четкой сети прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е гг., архитектор А. Ленотр) с нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).
К северу от Большого канала — дворцы Большой Трианон (1687 г., арх. Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762—1764 гг., арх. Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774 г., арх. А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина», мельница, молочная ферма; 1782—1786 гг., арх. P. Мик и худ. Ю. Робер).
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 г. ансамбли Версаля были превращены в национальный музей. До сих пор по традиции в Версале проводятся концерты на воде.

где находится, как добраться, фото, отзывы туристов

Дворец Версаль во Франции

Версаль (Versailles), построенный в XVII столетии, был самым роскошным и красивым королевским дворцовым комплексом Европы. Сегодня это одна из основных достопримечательностей Франции. Миллионы туристов из разных стран мира приезжают в Версаль, чтобы увидеть это величественное сооружение, пройтись по залам, где вершилась история Европы, где устраивал грандиозные балы Король-Солнце.

Версаль занимает территорию 800 га. В комплекс входит дворец, Малый и Большой Трианон, парк. Фото королевских интерьеров и удивительно красивого парка присутствуют во всех туристических проспектах Франции. Ниже можно прочитать краткое описание дворцово-паркового комплекса.

Где находится Версаль

Дворцовый комплекс Версаль расположен в небольшом городке, с таким же названием, в 16 км от Парижа.

Как добраться:

Из Парижа до Версаля можно добраться на поезде и автобусе.

  • Поезд с вокзала Монпарнас. Стоимость – 4 евро.
  • Электричка RER (линия С). Время в дороге 40 мин.
  • Автобус № 171 отъезжает от ст. метро Pont de Sevres и довозит туристов к входу Версальского дворца.
  • Такси. Стоимость от 50 евро.

История создания Версаля

Впервые Версаль упоминается в церковных документах в 1038 г., как небольшое поселение.

Дворец Версаль во Франции

С 1589 г. в Версаль на охоту несколько раз приезжал Генрих IV. Будущий французский правитель Людовик XIII впервые посетил эти места, когда ему было 6 лет. Именно он впоследствии приобрел Версальские владения и построил первый замок, который был очень небольшим и скромным.

Тот Версаль, который мы знаем сегодня, построил Людовик XIV. При нем Версаль не только стал самым блестящим королевским дворцом Европы, но и политическим, экономическим и культурным центром государства.

Рассмотрим подробнее как из небольшого охотничьего замка в заболоченной местности, Версаль стал символом абсолютизма, свидетелем падения Бурбонов, а позже музеем.

Людовик XIII

Там где сегодня находится роскошный дворцово-парковый комплекс, в 1623 г. была только мельница. Людовик XIII выкупил этот участок земли и построил небольшой замок. Сооружение действительно было очень скромное, монарх останавливался в замке, когда охотился в этих местах.

В 1632 г. Людовик приобретает все Версальское владение. Замок начинают расширять и достраивать. Добавляют новые помещения, обустраивают прилегающую территорию, разбивают сады.

После смерти короля в 1643 г. трон занимает его 5-летний сын Людовик XIV. Почти на 20 лет о Версале забывают.

Людовик XIV

Детство король провел в Париже. Несколько раз в подростковом возрасте, во время охоты, король останавливался в замке. Только после женитьбы монарх заинтересовался охотничьей резиденцией отца. В 1660 г. увеличили сады и окружили их стеной. Обновили интерьер жилых комнат. Построили лестницы к покоям короля.

Дворец Версаль во Франции

Масштабные работы в замке начали в 1664 г. В то время Версаль был довольно унылым местом – окружающий пейзаж не радовал, кругом болота и песок.

Лувр оставался основной королевской резиденцией, но король все больше времени проводил в Версале, а с ним приходилось ездить и придворным. Замок был небольшой, не всем из свиты короля удавалось найти место для ночлега.

Это интересно. Людовик XIV правил Францией 72 года.

Архитектору Лево было поручено увеличить площадь замка. Он разработал два проекта, первый предполагал снести все постройки и возвести новый дворец. Второй вариант предусматривал сохранение старого замка, строительство новых сооружений вокруг него. Король выбрал менее затратный второй проект.

Лево приступил к работе. В результате площадь дворца увеличилась в 3 раза, внутренние помещения были роскошно декорированы. В отделке присутствовала тема солнца, так как Людовика называли Король-Солнце. Сад украсили многочисленными скульптурами, построили искусственную пещеру, оранжерею, зверинец. Но на этом реконструкция дворца не закончилась.

В 1668 г. по случаю заключения мирного соглашения между Испанией и Францией прошел большой королевский праздник. Все присутствующие снова не поместились. Король решил, что дворец необходимо увеличить.

Это интересно. На строительство Версаля тратили огромные средства. Король решил переложить часть затрат на придворных. Аристократы, которым выделили апартаменты во дворце, сами оплачивали их строительство.

После второй реконструкции в Версале появилось новое здание. В нем разместили апартаменты королевской семьи. Комнаты венценосных супругов полностью занимали второй этаж. Семья королевского брата, герцога Орлеанского расположилась на первом этаже. Третий этаж занимали другие королевские родственники и особо приближенные придворные.

Свой сегодняшний облик Версальский дворец принял после третьей реконструкции, которая длилась несколько лет. Появилась Зеркальная галерея, построили южное и северное крыло, продолжилось благоустройство садов. А также начали строить бассейн Нептуна и пруд, новую оранжерею, дворцовую лестницу. Сад украсили новые скульптуры. Вырыли Большой канал, с помощью технического устройства начали качать воду из Сены.

В 1682 г. королевский двор переезжает в Версаль. Все, кто влиял на жизнь в государстве, теперь находились здесь – король, его семья, министры, придворные.

Последнее, что построили при Людовике XIV – это часовня.

Жизнь в Версале при Короле-Солнце

Возможно, именно пышность Версаля стала причиной появления сложного этикета. При предыдущих королях все было намного проще. При Людовике даже незначительные действия сопровождались настоящими ритуалами. Если король хотел выпить вина, то в этом действии участвовали 5 слуг. Король устанавливал правила даже для одежды. Были камзолы, которые могли носить только члены королевской семьи или в виде поощрения отличившиеся придворные. Когда монарх ложился спать, в комнате находилось около десятка слуг, каждый из которых исполнял предписанные ему церемонии.

Это интересно. Людовик XIV славился очень хорошим аппетитом. За один раз король съедал столько еды, что хватило бы на 10 человек. Ночью монарх тоже любил перекусить.

По вечерам Версаль веселился. Придворные развлекались танцами, игрой в карты, для них накрывали столы с изысканными блюдами.

Король очень благосклонно относился к драматургам и актерам. В Версале часто ставили спектакли по произведениям Мольера и Корнеля. По праздникам устраивали маскарады. Летом выезжали на пикники в присоединенную деревеньку Трианон.

Людовик XV

Следующим королем Франции стал Людовик XV. Он был правнуком Короля-Солнца, который пережил и сына и внука.

Дворец Версаль во Франции

Семь лет дворцовый комплекс стоял пустой, потом двор вернулся в Версаль. Пришлось вложить немало средств, чтобы вернуть ему былой блеск. Обустроили салон Геркулеса, оперу, переоборудовали покои короля. В последующие годы провели ряд других изменений:

  • 1736 год – завершен салон Геркулеса. Потолок украшает роспись Ф. Лемуана, стену картина Веронеза. Салон стал местом проведения торжеств и праздников, здесь принимали иностранных послов.
  • 1737 год – реконструируют второй этаж.
  • 1750 год – обустраивают новую королевскую столовую для трапезы после охоты.
  • 1752 год – построили покои для дочери короля, для этого разрушили несколько помещений.
  • 1755 год – обустраивают салон Совета. Стены отделывают позолоченным деревом, украшают старинными панно.
  • 1761 год – начинают строительство Малого Трианона.
  • 1770 год – закончено строительство Королевской оперы.

В этот период Версаль оставался самым роскошным двором Европы. Проводимое строительство не мешало блестящей жизни двора. Проводились балы и праздники, спектакли и маскарады.

Людовик XVI

При Людовике XVI Версаль остается центром придворной жизни. Все чаще стала ощущаться нехватка средств. Поддерживать огромный дворцовый комплекс в достойном состоянии стоило очень дорого. Кроме того необходимо было провести некоторые работы. В эту эпоху уже проводили отопление, водопровод и другие удобства, которые отсутствовали в Версале.

Дворец Версаль во ФранцииМалый Трианон

Королева поселилась в Малом Трианоне и тратила много средств на его обустройство. Для королевы построили деревушку. Она выглядела так, как Мария-Антуанетта представляла крестьянскую жизнь. Были ферма с коровами, мельница, огород, голубятня. На берегу пруда построили домик для королевы. Мария-Антуанетта и фрейлины иногда появлялись в этом сельском пейзаже в костюмах пейзанок.

Людовик XVI успел сделать не так много преобразований в Версале, как его предшественники. Была оборудована комната для отдыха, создан Позолоченный кабинет. Возможно, если бы не революционные события, то вклад короля в обустройство Версаля был бы не меньше, чем у его предков.

После Бурбонов

Версаль стал свидетелем, как абсолютной власти Бурбонов, так и их падения. В 1789 г. началась Революция. Версаль был захвачен, короля и королеву вывезли в Париж и казнили. Дворец остался без присмотра.

Картины, скульптуры были отправлены в Лувр, который стал музеем. Часть ценностей была разграблена. Через несколько лет продали дворцовую мебель, самые ценные предметы купила Англия.

Дворец Версаль во ФранцииКоролевская опера в Версале

Были призывы разрушить Версаль, как символ королевской власти. Крестьяне вместо цветов сажали в садах Версаля лук и картофель. В Малом Трианоне открыли трактир, а в Королевской опере проходили революционные собрания. Дворец использовался как склад для хранения изъятого имущества. Версаль стал музеем в 1795 г.

Когда Наполеон стал императором, Версаль был передан в его собственность. Наполеон использовал Большой Трианон. Императору из музеев доставляют гобелены и скульптуры для украшения резиденции. Были у Наполеона и планы по реконструкции Трианона, но осуществить их он не успел.

Во время войны с Пруссией, в Версале располагается прусский штаб. Зеркальный зал используют как госпиталь. Награждения военных проводят у статуи Короля-Солнца. Именно в Версале объявили о создании немецкой империи.

Через год руководство государством осуществляет Парижская коммуна. Руководящие органы размещаются в Версале. В опере проходят заседания Национальной ассамблеи, а в оранжерее содержат более 20 000 арестованных. Большинство из них позже будут расстреляны в Версальском парке.

Открытие музея

Когда власть вернулась к Бурбонам, то новый король не стал пользоваться Версалем. Он отлично понимал, что это не улучшит его имидж у подданных. Луи-Филипп распоряжается открыть в Версале Музей истории. Экспозиция музея должна знакомить и напоминать о военных победах, как до революции, так и после. Себе король оставил Большой Трианон.

Дворец Версаль во ФранцииБольшой Трианон

Для Музея военной славы переоборудовали покои принца в южном крыле. В Галерею, по данным Википедии, ее длина – 120 метров, ширина – 13 метров, поместили более трех десятков картин. Все полотна прославляли французское оружие и боевую доблесть, на них были изображения победных сражений, которые произошли в период с V столетия до XIX. Музей пользовался популярностью у французов.

В период Второй империи музей расширили, вернули часть оригинальной мебели.

Версаль в XX веке

В 1919 г. в бывшей королевской резиденции несколько стран подписали Версальский договор. Это стало окончанием I мировой войны.

Во время бурных исторических событий дворцовый комплекс практически не финансируется государством. Огромную роль в сохранении исторического памятника сыграл хранитель дворца Пьер де Ноляк. По профессии он историк и мечтал сохранить дворец, создать музейный комплекс. Ноляк устраивает в Версале благотворительные приемы для сбора средств. В 20-х годах американец Рокфеллер выделяет деньги на реставрацию. После этого жеста иностранца, правительство Франции тоже выделило средства для поддержки музея.

Дворец Версаль во Франции

После II мировой войны уже другой хранитель Моришо-Бопре сталкивается с недостатком финансирования. В начале 50-х годов он обратился к соотечественникам по радио, в обращении он рассказал, в каком бедственном положении находится жемчужина европейской культуры. Французы откликнулись на призыв о помощи и начали сбор средств для проведения реставрационных работ, кроме того и правительство выделило крупную сумму.

Что посмотреть в Версале

Каждое помещение дворца настоящий шедевр. Отделка, предметы искусства, декор – все вызывает восхищение у посетителей.

Рассмотрим более подробно некоторые залы дворца

Зеркальная галерея

В этот зал стремятся попасть все туристы. Огромное помещение, площадью 803 кв. метра, украшено хрустальными люстрами и напольными светильниками. Свое названия галерея получила из-за 350 зеркал, размещенных на стенах. Потолок расписан сюжетами из жизни Людовика XIV. В этом зале проводили королевские свадьбы.

Капелла

Возведена часовня архитектором Ж. Ардуэном. Состоит из двух уровней. Верхний уровень предназначался для королевской семьи, нижний для придворных. Возле алтаря установлены скульптуры греческих богов из бронзы. Пол мраморный, в центре королевский герб. Здесь проходили венчания королевских особ, крещение детей. В часовне установлен орган. Сегодня в Королевской капелле проводят концерты.

Зал Аполлона

Это помещение было тронным залом. Во времена Людовика XIV здесь стоял трон из серебра, к сожалению, до наших дней он не сохранился.

Дворец Версаль во Франции

Сегодня можно увидеть трон Людовика XV из дерева, покрытого позолотой. Потолочная роспись с изображением Аполлона в колеснице. Декорирован зал картинами, старинной мебелью, позолоченными светильниками. В этом зале принимали послов, проводили праздники.

Опера

Здание построено из дерева, имеет овальную форму. Зал рассчитан на 700 зрителей. Более 100 лет помещение не использовалось. В 2009 г. завершилась реставрация и в Королевской Опере снова зазвучала музыка. Основной элемент оформления помещения – потолочная роспись. Стены декорированы материалами, которые имитируют мрамор и покрыты резьбой и позолотой. Стены из дерева и планировка помещения обеспечивают прекрасную акустику.

Королевская спальня

Спальня декорирована лепниной, живописью, коврами. Королевская кровать под балдахином, огорожена балюстрадой. Комната находится в старом замке. Кроме кровати, в помещении есть кресла и стулья, обитые парчой с вышивкой.

Спальня королевы

Этой спальней пользовались три королевы. Каждая новая хозяйка меняла оформление по своему вкусу.

Дворец Версаль во Франции

Сегодня спальня выглядит как при Марии-Антуанетте. В просторном помещении находится огромная кровать. Спальня украшена лепниной, панно, потолочными росписями.

Другие сооружения дворцового комплекса

Кроме главного дворца в комплекс входят такие сооружения: Большой Трианон, Малый Трианон, деревня королевы, парк, сады. Рассмотрим их более подробно.

Большой Трианон

Большой Трианон – это дворец, двор, садово-парковая зона с водоемами. Построили дворец при Людовике XIV. Этот дворец королевская семья использовала для отдыха от придворной жизни с ее строгим этикетом.

Дворец построен архитектором Ж. Ардуэном. Фасад здания облицован мрамором. Внутренние интерьеры оформлены в бело-золотых цветах. Здание одноэтажное, архитектурный стиль – классицизм. Во дворце большие двери-окна, которые ведут в сад.

Это интересно. Во время пребывания во Франции, Петр I останавливался в Большом Трианоне.

С 1963 г. до 1992 г. Большой Трианон был государственной резиденцией. Здесь жили руководители государств во время официальных визитов.

Малый Трианон

Этот дворец был построен при Людовике XV. Король решил, что ему необходимо уединенное место для встреч с фаворитками. Архитектор Г. Анжу построил здание в стиле неоклассики. Фасад украшен пилястрами и колоннами. Интерьер оформлен в стиле рококо.

При Людовике XVI хозяйкой дворца стала его жена, Мария-Антуанетта. Первый этаж занимали покои королевы, второй предназначался для короля и гостей. В цокольном этаже были подсобные помещения.

Деревня королевы

По желанию Марии-Антуанетты построили деревню. Она состояла из 11 домов, стоящих на берегу озера. Часть домов предназначались для королевы, в других жили крестьяне, работавшие на ферме.

Дворец Версаль во Франции

Королева обустроила деревню так, как представляла себе жизнь крестьян. Озеро, по которому плавают лебеди, беседки, деревья и цветы. Здесь также были действующая молочная ферма, мельница.

Парк и сады

Версальский парк и сады неотъемлемый элемент дворцового комплекса, который привлекает туристов не менее чем дворец. Парк производит впечатление на всех – газоны и клумбы, пруды, узоры из дорожек. Просторные аллеи сменяются укромными уголками, а зеленые насаждения – фонтанами и скульптурами.

Лестница дворца ведет к двум водоемам. В этом месте расходятся три маршрута.

Если посетители парка пойдут направо, то увидят яркие цветники, за ними квадратные участки с деревьями и скульптурами. В этом направлении находятся Малый Трианон и деревня королевы.

Туристы, выбравшие левое направление выйдут к оранжерее. Здесь настоящее царство цитрусовых деревьев.

Дворец Версаль во Франции

Если идти от дворца прямо, то вскоре гости парка увидят фонтан «Лето». Далее живописные аллеи ведут к фонтану «Аполлон». За фонтаном Гранд-канал и парк, который больше похож на лес.

Парк и сады занимают 800 га, обустройством этой территории занимался архитектор А. Ленотр. До Людовика XIV местность вокруг Версаля была довольно унылой, в основном болота. Так что мастерство А. Ленотра просто восхищает. По отзывам туристов, в парке можно провести целый день, путешествие в Париж обязательно должно включать посещение дворцово-паркового комплекса.

Летний сезон в Версале: развлечения

Каждое лето в Версале проводят развлекательные шоу. Каждый год программа немного меняется, но основные шоу остаются неизменными.

Ночь фонтанов проводят несколько раз неделю. Фонтаны ночью – зрелище феерическое. Музыка, свет, вода – все это объединятся в танце. Заканчивается шоу фейерверком, который длится 30 минут.

Дворец Версаль во Франции

Бал в Королевской галерее обычно проводят в субботу. Танцоры в костюмах времен Людовика XIV исполняют танцы эпохи Короля-Солнца. Желающие смогут разучить несколько движений. Экскурсоводы, тоже в костюмах, проведут туристов по некоторым залам и расскажут много интересного. Завершается бал фейерверком.

Интересные факты

  • Современники Людовика XIV считали, что король решил построить Версаль из-за зависти. Николя Фуке, министр финансов, построил великолепный дворец и устроил по этому поводу праздник. На праздник пригласили короля. Через 2 недели Фуке арестовали. И вскоре в Версале начались масштабные строительные работы. Король не мог допустить, чтобы у кого-то во Франции был дворец лучше королевского.
  • На строительстве Версаля трудились почти 30 000 рабочих. В мирное время на строительные работы отправляли солдат.
  • Когда Версаль был построен, на территории было 1 400 фонтанов.
  • Версаль был местом, где было подписано 9 международных договоров о мире.
  • В дворцовом комплексе 700 комнат, 66 лестниц. В парковой зоне 50 фонтанов.

Время работы

Летний сезон:

  • Дворец с 09.00 до 18.30, выходной понедельник;
  • Трианон и деревня Марии-Антуанетты с 12.00 до 20.30, выходной понедельник;
  • Парк, сад с 08.00 до 20.30, без выходных.

Зимний сезон:

  • Дворец с 09.00 до 17.30, выходной понедельник;
  • Трианон и деревня королевы с 12.00 до 17.30, выходной понедельник;
  • Парк и сад с 08.00 до 18.00, выходной понедельник.

Цены на билеты

  • Полный билет во дворец – 18 евро, до 18 лет – бесплатно.
  • Трианон и деревня королевы – 12 евро.
  • Версаль в дни концертов – 25 евро.
  • Шоу фонтанов ночью – 24 евро.
  • Бал – 17 евро.

Что посмотреть рядом

Версаль находится в небольшом городке с таким же названием. Основной достопримечательностью города является дворцово-парковый комплекс, но есть и другие объекты, которые можно осмотреть.

  • Музей Ламбине состоит из 35 залов. Здесь есть экспозиция, которая знакомит посетителей с историей города, 500 живописных полотен, скульптуры.
  • Зал для игры в мяч расположен рядом с дворцом. В этом месте в 1789 г. прошло заседание Генеральных штатов, участники которого поклялись, что не разойдутся, пока не примут Конституцию. Помещение площадью 290 кв. м. изначально предназначалось для спортивной игры, похожей на теннис. Построили зал при Людовике XIV.
  • Блошиный рынок очень популярен у туристов, кстати, его возраст – 300 лет. Здесь можно просто погулять и посмотреть на разные продающиеся безделушки, а можно приобрести очень интересные сувениры. Часто попадаются старинные вещи, посуда и многое другое.

Дворец Версаль во Франции

Версаль стал свидетелем многих событий. Здесь королевская власть стала абсолютной при Людовике XIV. Сюда ворвались революционеры при Людовике XVI. Эти стены видели императоров и президентов. Сегодня миллионы туристов со всего мира приезжают в Версаль, чтобы увидеть место, где более века находился самый блестящий королевский двор Европы.

Версаль — это… Что такое Версаль?

(Versailles), город во Франции, пригород Парижа, административный центр департамента Ивелин. Свыше 90 тыс. жителей. В 1682—1789 резиденция французских королей. Крупнейший дворцово-парковый ансамбль в стиле французского классицизма XVII—XVIII вв.: дворец (в основном вторая половина XVII в.), дворец Большой Трианон (1687), регулярный парк с бассейнами, фонтанами, скульптурами; в пейзажном парке — дворец Малый Трианон (1762—64). Машиностроение.

ВЕРСА́ЛЬ (Versailles), город во Франции, юго-западный пригород Парижа. Административный центр департамента Ивелин. Население 81,2 тысяч человек (2004). В городе находится национальный музейный комплекс, включающий Версальский дворцово-парковый ансамбль.
Впервые упоминается в 1075. В конце 16 в. Версаль был небольшой деревушкой в лесу, где иногда охотился Генрих IV (см. ГЕНРИХ IV Бурбон). Людовик XIII (см. ЛЮДОВИК XIII Бурбон) построил там охотничий дом, а потом охотничий замок, а в 1632 приобрел и деревушку. Людовик XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), не любивший Сен-Жермен, решил в 1660 превратить версальский замок в королевский дворец. В 1682—1789 гг. Версаль — главная резиденция французских королей.
1 мая 1756 в Версале был заключен союз между Австрией и Францией (см. ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1756 года) в ответ на подписанный в январе 1756 в Венсминстере договор между Англией и Пруссией. 3 сентября 1783 был заключен мирный договор (см. ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1783 года) между Францией и Северной Америкой, с одной стороны, и Англией, с другой. 5 мая 1789 в Версале были открыты заседания Генеральных штатов (см. ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ 1789 года), 17 июня Генеральные штаты объявили себя Национальным собранием (см. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ), 20 июня депутаты поклялись не расходиться, пока не будет установлена конституция государства, 23 июня они отказались разойтись по требованию короля, что послужило началом Великой французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).
Во время франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) Версаль 18 сентября 1870 был занят прусской армией. 5 октября в Версаль прибыл прусский король Вильгельм (см. ВИЛЬГЕЛЬМ I Гогенцоллерн) и разместился в префектуре, так как в замке был устроен госпиталь. 18 января 1871 в зеркальной галерее дворца Вильгельм I был провозглашен германским императором (см. ГЕРМАНИЯ). После долгих переговоров между Бисмарком (см. БИСМАРК Отто) и французскими уполномоченными, Тьером (см. ТЬЕР Луи Адольф) и Жюль Фавром (см. ФАВР Жюль), 26 февраля 1871 здесь были подписаны предварительные условия мира, который был подписан 10 мая во Франкфурте-на-Майне. 12 марта немецкие войска оставили город, ставший затем резиденцией правительства А. Тьера и французского Национального собрания, а также главной квартирой маршала Мак-Магона во время Парижской Коммуны 1871. В 1871—1879 Версаль оставался резиденцией парламента и президента Французской республики. В Версале собирается конгресс (сенат и палата депутатов) для выбора президента французской республики и для пересмотра конституции.
После Первой мировой войны, 28 июня 1919, в Версале был подписан Версальский мирный договор 1919 (см. ВЕРСАЛЬСКИЙ ДОГОВОР 1919 года). Версаль, оккупированный немецкими войсками во время Второй мировой войны (с 1940), освобожден французскими партизанами в августе 1944.
Апартаменты королевского дворца в Версале оформлялись по эскизам придворного художника Шарля Лебрена (см. ЛЕБРЕН Шарль).
Один из крупнейших в мире дворцово-парковый ансамбль Версаля в стиле французского классицизма вырос из охотничьего замка Людовика XIII (1624, перестроен архитектором Ф. Леруа в 1631—1634). В результате нескольких строительных периодов (1661—1668, арх. Л. Лево; 1670—1674, арх. Ф. д»Орбе; 1678—1679, арх. Ж. Ардуэн-Мансар) он был превращен в обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (худ. Ш. Лебрен, с 1661, и др.). Регулярный парк (площадь свыше 6 тыс. га) с бассейнами, фонтанами и скульптурами.
В основу планировки города Версаля, где селилась знать, легли три дороги (в Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца. Точка соединения этих дорог в курдонере (парадном дворе) отмечена конной статуей Людовика XIV (2-я четверть 19 в., скульпт. Л. М. Л. Птито).
Среднюю дорогу по др. сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами и с Большим каналом (длиной 1520 м) — ось симметрии четкой сети прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е годы, архитектор А. Ленотр) с нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.).
К северу от Большого канала — дворцы Большой Трианон (1687, арх. Ардуэн-Мансар) и Малый Трианон (1762—1764, арх. Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774, арх. А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина», мельница, молочная ферма; 1782—1786, арх. P. Мик и худ. Ю. Робер).
Ансамбль Версаля, в котором пространственный размах барокко сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 ансамбли Версаля превращены в национальный музей. До сих пор по традиции в Версале проводятся концерты на воде.

Версаль — это… Что такое Версаль?

        Версай (Versailles), город во Франции, юго-западный пригород Парижа. Административный центр департамента Ивелин. 90,8 тыс. жителей (1968). В. получил международную известность своими замечательными памятниками архитектуры и изобразительного искусства, а также историческими событиями, которые здесь происходили. К 1632, когда его приобрёл Людовик XIII, В. был небольшим селением. С 1682 (при Людовике XIV) и до 1789 — главная резиденция французских королей. В 17—18 вв. сложился величественный дворцово-парковый ансамбль В., который вырос из небольшого охотничьего замка Людовика XIII (1624, архитектор Ф. Леруа), превращенного в несколько строительных периодов (1661—68, архитектор Л. Лево; 1670—74, архитектор Ф. д’Орбе; 1678—89, архитектор Ж. Ардуэн-Мансар) в господствующий над окружением обширный дворец (длина фасада 576,2 м) с пышной отделкой парадных и жилых интерьеров (художник Ш. Лебрен, с 1661, и др.) и с парком площадью свыше 6 тыс. га. Три дороги (в Париж и к королевским дворцам Сен-Клу и Со), шедшие веером от дворца, легли в основу планировки города В., где селилась знать. Точку соединения этих дорог в курдонёре (парадном дворе) отмечает конная статуя Людовика XIV (2-я четверть 19 в., скульптор Л. М. Л. Птито). Среднюю дорогу по др. сторону дворца продолжает эффектная главная аллея с бассейнами Латоны и Аполлона и с Большим каналом (длиной 1520 м.) ось симметрии чёткой сети прямых аллей громадного регулярного парка (1660-е гг., архитектор А. Ленотр) с нарядными павильонами, фонтанами, скульптурой (Ф. Жирардона, А. Куазевокса и др.). К С. от Большого канала — дворцы Б. Трианон (1687, архитектор Ардуэн-Мансар) и М. Трианон (1762—64, архитектор Ж. А. Габриель), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774, архитектор А. Ришар) с «деревней» Марии Антуанетты («хижина», мельница, молочная ферма; 1782—86, архитектор P. Мик и художник Ю. Робер). Ансамбль В., в котором пространственный размах Барокко сочетается с характерной для Классицизма рациональностью построения, оказал определяющее влияние на развитие градостроительства и паркового искусства многих европейских стран. В 1830 ансамбли В. превращены в Национальный музей Версаля и Трианонов.          В Версале был заключён Версальский мирный договор 1783. В период франко-прусской войны 1870—71 (См. Франко-прусская война 1870-1871) с сентября 1870 по март 1871 был оккупирован прусской армией. 18 января 1871 в В. был коронован германский император Вильгельм I. Во время Парижской Коммуны 1871 (См. Парижская Коммуна 1871) В., где находились Национальное собрание и правительство А. Тьера, стал центром контрреволюции. После 1-й мировой войны, 28 июня 1919, в В. подписан Версальский мирный договор 1919. В., оккупированный немецко-фашистскими войсками во время 2-й мировой войны (с 1940), освобожден французскими партизанами в августе 1944.

        

         Лит.: Алпатов М., Архитектура ансамбля Версаля, М., 1940; Verlet P., Versailles, P., [1961]; Decaux A., La belle histoire de Versailles: trois siecles d’histoire de France, P., 1962; Levron J., Versailles, ville royale, P., 1964.

        Версаль. Дворец, часть парка и «трилучье» улиц города. Вид с вертолёта.

        Версаль. Дворец, часть парка и «трилучье» улиц города. Вид с вертолёта.

        Версаль. Дворцово-парковый ансамбль.

        Версаль. Дворцово-парковый ансамбль.

        Версальский дворец. Общий вид. 1660—1708. Архитекторы Л. Лево, Ф. д

        Версальский дворец. Общий вид. 1660—1708. Архитекторы Л. Лево, Ф. д’Орбе, Ж. Ардуэн-Мансар.

        Версальский дворец. Оперный зал. 1763—70. Архитектор Ж. А. Габриэль.

        Версальский дворец. Оперный зал. 1763—70. Архитектор Ж. А. Габриэль.

        Версальский дворец. Круглая колоннада. 1689—98. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар. Мраморная скульптура «Похищение Прозерпины», 1699, работы Ф. Жирардона.

        Версальский дворец. Круглая колоннада. 1689—98. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар. Мраморная скульптура «Похищение Прозерпины», 1699, работы Ф. Жирардона.

        Версальский дворец. Зеркальная галерея. 1678—84. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, декор — Ш. Лербена.

        Версальский дворец. Зеркальная галерея. 1678—84. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар, декор — Ш. Лербена.

        Версальский дворец. Северо-западная часть садового фасада. 1684—89. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар.

        Версальский дворец. Северо-западная часть садового фасада. 1684—89. Архитектор Ж. Ардуэн-Мансар.

        Версальский дворец. Капелла. 1698—1700. Интерьер. Архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар и Р. де Кот.

        Версальский дворец. Капелла. 1698—1700. Интерьер. Архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар и Р. де Кот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *