Конструктивизм (искусство) — Википедия
Конструктиви́зм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в 1920 — первой половине 1930 годов в СССР. В некоторых случаях конструктивизм рассматривают как источник и составляющую часть интернационального стиля и как одно из течений, определивших развитие Нового ви́дения.
Особенности стиля
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железобетонный каркас). В 1926 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — Объединение современных архитекторов (ОСА). Данная организация являлась разработчиком так называемого функционального метода проектирования, основанного на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны.
Применительно к зарубежному искусству термин «конструктивизм» в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре — одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы Н. Габо, А. Певзнер).
В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.
Видео по теме
Появление конструктивизма
Башня Татлина, Рабочий и колхозница на марке 2000 годаКонструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого направления в архитектуре можно рассматривать, например, такие сооружения как Эйфелева башня, которая использовала принцип открытой каркасной структуры и демонстрировала конструктивные элементы во внешних архитектурных формах. Этот принцип обнаружения конструктивных элементов стал одним из важнейших приемов архитектуры XX века и был положен в основу как интернационального стиля, так и конструктивизма[1].
Как писал Владимир Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.
Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами утилитаризма или так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов в изобразительном искусстве, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к современным российским реалиям 1920-х годов (эпохи первых пятилеток).
Рождение термина
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году: конструктивистами себя называли Александр Родченко и Владимир Татлин — автор проекта Башни III Интернационала. Впервые конструктивизм официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм».
А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры».
Конструктивизм в архитектуре
Проект дома акционерного общества АРКОСВ 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и др. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия [2].
Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания[2].
Ранний конструктивизм
Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.
Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.
Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья ВесниныСледующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.
C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» («СА»). Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимались Алексей Ган, Варвара Степанова и Соломон Телингатер.
Расцвет конструктивизма
Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).
На этой волне происходит борьба конструктивистов за «чистоту рядов» и против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Григорий Бархин, создавший Дом «Известий».
В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.
В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить дома культуры Пролетарского района Москвы, более известного как Дворец культуры ЗИЛа; строительство осуществлялось в 1931—1937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов
Характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу, высказанному Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Известным примером зданий такого типа является общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве. Автором проекта, реализованного в 1930—1931 годах, был специализировавшийся преимущественно на промышленной архитектуре Иван Николаев. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самими студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса. В результате проведённой в 1960-е годы реконструкции общежития первоначальный замысел строгого распорядка дня был нарушен[2]. Другой известный пример — дом наркомата финансов в Москве. Он интересен как пример дома «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов было построено шесть — четыре в Москве, по одному Екатеринбурге и Саратове; до настоящего времени сохранились не все[2].
Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.
Ленинградский конструктивизм
Ленинградские конструктивисты:
- Абросимов, Павел Васильевич
- Вакс, Иосиф Александрович
- Гегелло, Александр Иванович
- Гуминер, Яков Моисеевич
- Демков, Николай Фёдорович
- Зазерский, Алексей Иванович
- Каценеленбоген, Тамара Давыдовна
- Кричевский, Давид Львович
- Левинсон, Евгений Адольфович
- Лялин, Олег Леонидович
- Мендельсон, Эрих
- Мунц, Владимир Оскарович
- Никольский, Александр Сергеевич
- Овсянников, Сергей Осипович
- Оль, Андрей Андреевич
- Претро, Ипполит Александрович
- Симонов, Григорий Александрович
- Троцкий, Ной Абрамович
- Фомин, Игорь Иванович
- Хряков, Александр Фёдорович
- Чернихов, Яков Георгиевич
- Явейн, Игорь Георгиевич
Харьковский конструктивизм
Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер (1928 г.)Будучи столицей Украины в 1919—1934 гг., Харьков оказался одним из крупнейших центров конструктивистской застройки в Советском Союзе. Общепризнанным символом конструктивизма в Харькове является ансамбль площади Свободы (до 1991 г. — площадь Дзержинского) с доминирующим зданием Госпрома (Держпрома). Многочисленные здания в конструктивистском стиле занимают район вокруг площади; среди них — дом «Слово», построенный в 1928 г. кооперативом литераторов и имеющий в плане символическую форму буквы «С» (слав. «слово»). Яркими конструктивистскими постройками в Харькове являются дом культуры железнодорожников, почтамт, общежитие Харьковского политехнического института «Гигант».
В 1931 г. в юго-восточной части города был возведён Харьковский тракторный завод. Соцгород ХТЗ (архитектор П. Алешин) является выдающимся образцом жилой застройки в конструктивистском стиле.
Минский конструктивизм
Дом правительства в МинскеПримером конструктивизма в Минске является дом правительства Республики Беларусь — крупнейшее общественное здание Иосифа Лангбарда, один из лучших памятников конструктивизма, положивший начало формированию нового центра города.
Клуб пищевиков ― здание общественного назначения, построенное в Минске в авангардно-конструктивистском стиле архитектором А. К. Буровым в 1929 году.
Горьковский конструктивизм
В Нижнем Новгороде было возведено несколько домов-коммун («Культурная революция», «Дом чекиста») и комплекс соцгорода в районе автозавода.
Свердловский конструктивизм
Гостиница «Исеть» — часть «Городка чекистов» в Екатеринбурге, архитекторы И. П. Антонов, В. Д. Соколов, А. М. Тумбасов (1928—1933)Екатеринбург (Свердловск), до 1934 г. бывший центром огромной Уральской области, стал одним из крупнейших центров конструктивистской архитектуры в СССР. В начале 1930-х гг. XX в. центр города был перестроен в соответствии с планом «Большой Свердловск»; крупные конструктивистские ансамбли разместились вдоль восточной части проспекта Ленина, на площади Труда и площади Парижской Коммуны. В качестве примеров можно назвать жилой комбинат НКВД («Городок чекистов»), Дом связи, дом-коммуну Госпромурала и ряд других зданий. Кроме того, многочисленные конструктивистские здания разбросаны по городскому центру — например, Дом контор, Дом старых большевиков, Дом обороны. С запада проспект Ленина замыкает Медгородок, объединяющий пять медицинских зданий в конструктивистском стиле, а с востока — комплекс Уральского политехнического института (Втузгородок), включающий здания института и комплекс конструктивистских общежитий.
В северной части Екатеринбурга в 1928—1933 гг. был построен мощный
wiki2.red
Стиль конструктивизм в интерьере
Конструктивизм – это направление в архитектуре и дизайне, которое выносит на первый план конструкцию здания или предметов интерьера, а не декор. Зародился он на заре СССР в противовес имперским стилям – барокко, рококо, модерну. Архитекторы искали новые формы, отказывались от излишеств и подчеркивали главное назначение здания – дать человеку кров. Стиль конструктивизм в интерьере практичен и минималистичен, имеет четкие геометрические формы.
Чем примечателен конструктивизм в интерьере?
Родственниками этого направления являются хай-тек, минимализм, эко-тек. Но конструктивизм обладает уникальными особенностями, которые отличают его от всех других стилей.
- Дизайнеры делают акцент на геометрических формах мебели и декоративных элементов.
- Каждая вещь в интерьере имеет практическое назначение.
- Конструктивизм не приемлет вычурных узоров.
- Стены и пол отделывают простыми материалами, без претензии на роскошь.
- Большие комнаты делятся на небольшие зоны, у каждой из которых есть своя функция.
Цветовая палитра стиля
Цвет – это один из инструментов стиля, служащий для украшения помещения. Стиль конструктивизм в интерьере использует яркие цвета в сочетании с черным и белым, чтобы достичь эффекта контраста. Характерные цветовые сочетания:
- белый и черный;
- белый, черный, красный;
- белый, серый, красный;
- синий и белый;
- желтый, белый, черный;
- желтый, красный, белый.
Основный цветом обычно выбирается белый, а остальные используются, чтобы подчеркнуть отдельные элементы.
Конструктивистская отделка стен, пола и потолка
Стены должны быть гладкими, желательно просто покрашенными краской, без какой-либо декоративной отделки. Украсить их можно абстрактным рисунком с использованием 2–3 цветов. Сам рисунок должен быть предельно простым: большие прямоугольники, круги, широкая полоса.
Можно поклеить обои, но они должны быть однотонными, без выделяющейся фактуры.
На потолке должен повторяться рисунок стен. Например, это может быть яркая полоса, переходящая с потолка на стену. Основной цвет у стен и потолка – белый. Можно использовать натяжные потолки для создания гладкой ровной поверхности. Если потолки высокие, то можно с помощью гипсокартона создать объемную геометрическую конструкцию.
На пол обычно стелют светлый или темный ламинат. Он должен быть либо почти белым, либо близким к черному. На кухне используют светлый кафель.
Какое освещение применять в интерьере?
В интерьере стиля конструктивизм освещение должно быть естественным, поэтому на окна часто вообще не вешают шторы. Если это необходимо, то можно повесить белые жалюзи.
Хорошо, когда в квартире большие окна и много света. Если же его недостаточно, то прибегают к искусственному освещению, при этом важна его целесообразность – светильники располагают в тех местах, где они больше всего нужны.
Люстра, которую так любят вешать в центре комнаты, в конструктивизме не обязательна. Предпочтение чаще отдается точечным светильникам. Их можно повесить в местах для чтения, в прихожей, над рабочей зоной на кухне.
Все лампы, люстры, бра должны иметь четкую геометрическую форму, нейтральный цвет. Никаких лишних украшений!
Мебель без изысков
Мебель в стиле конструктивизм максимально простая. Если это диван, то он имеет четкую геометрическую форму, прямые углы, минималистичные ножки. Каждый предмет должен соответствовать своей функции – если это стол, то он представляет собой круглую или прямоугольную столешницу и четыре ножки. Часто в конструктивизме используются открытые книжные полки на стенах и открытые стеллажи.
Отсутствие украшений на мебели объясняется историей конструктивизма. Он возник в период между двумя войнами, когда все производства в стране были в упадке. На декор просто не было времени и денег. Людям не хватало самых простых предметов: кроватей, столов и стульев.
Гостиная в стиле конструктивизм
В гостиной должен стоять необходимый минимум мебели – диван, кресла, туалетный столик, тумба с телевизором. Все они должны иметь строгие формы. Можно использовать прием контраста – белый диван сочетать с ярко-желтыми или красными креслами.
Украсить помещение можно открытыми полками. Допускается постелить на пол прямоугольный ковер с геометрическим принтом.
Оформление спальни
Кровать должна быть достаточно скромной и не притягивающей к себе внимание, не вызывающей ощущения громоздкости. Можно заменить ее софой или диваном. Декоративные спинки, балдахины, картины придется убрать из спальни в стиле конструктивизм. Украшением комнаты может быть стилизованный плакат – он появился одновременно с этим стилем и хорошо с ним сочетается.
Зеркало и туалетный столик должны иметь четкие формы и однотонный цвет. Шкаф – без рисунка с минималистичными ручками.
Кабинет в стиле конструктивизм
Этот стиль настраивает человека на рабочий лад, поэтому для кабинета он подойдет лучше всего. Но и в этой комнате мебель должна быть как можно более простой. Можно использовать напольные светильники для подсветки рабочего стола и для декора комнаты.
Рабочий кабинет можно создать с помощью перегородок в гостиной. Они должны быть из легких материалов, допускаются ширмы. При необходимости их можно подвинуть и изменить помещение.
Дизайн кухни в духе конструктивизма
Кухонный гарнитур должен быть прямолинейным, однотонным, с гладкими поверхностями. Технику часто встраивают в гарнитур и закрывают фасадами. На столе и рабочей поверхности не должно быть лишних деталей – идеально, если там вообще ничего не будет лежать и стоять. Стол и стулья должны иметь четкие незатейливые формы.
Кухню часто соединяют с гостиной, это актуально для квартиры-студии.
Конструктивизм в ванной комнате
Ванну, унитаз и раковину лучше выбрать прямоугольной формы. Больше в этой комнате ничего располагать не рекомендуется. Краны и фурнитура должны иметь лаконичный дизайн, приветствуются прямые углы. Зеркало можно повесить в простой строгой раме или вообще без нее.
Стиль конструктивизм подходит для работящих людей, которые находятся в поиске себя. Он настраивает на самоанализ и саморазвитие. Поэтому его выбирают исследователи, экспериментаторы и ученые. Такой стиль хорошо подходит для маленьких помещений, он не загромождает их.
mr-build.ru
особенности дизайна и прочая полезная информация с фото
Функциональность, удобство и простор — главные характеристики стиля конструктивизма. Именно эти качества привлекают людей при выборе этого дизайна интерьера. Воплотить такое оформление помещений несложно, это можно сделать даже самостоятельно.
Особенности стиля конструктивизм
Стиль конструктивизм зародился в тридцатые годы двадцатого века. Основа конструктивизма — рационализм и практичность. Эта идея возникла в противоположность устоям царской России. Послереволюционное общество хотело отгородиться полностью от буржуазного прошлого и в пику «мещанскому» оформлению интерьера создать совершенно новое — функциональное и простое.
Пролетарский конструктивизм появился в качестве российского отголоска авангардного стиля, набиравшего популярность в Европе тех лет. Это направление в оформлении помещений на первый план выставляет не композицию, а конструкцию. Возник стиль в качестве эксперимента, который даёт возможность сотворить что-то необычное, новое, без вычурности и украшательств.
Лаконичные формы, светлые оттенки, большое пространство — всё это соответствует выбранному дизайну
Многие приверженцы этого стиля мыслят чётко и высказывают своё мнение подобным образом: «Кровать нужна лишь для отдыха, зачем её украшать золотыми элементами или лепниной?» Весь декор, не несущий практической пользы, они считают излишеством.
Основные черты конструктивизма в интерьере:
- лаконичность форм;
- отсутствие витиеватости;
- чёткое разделение цвета;
- строгая геометрия форм;
- использование практичных материалов;
- рационализм;
- простота.
От конструктивизма берут истоки и другие подобные дизайнерские направления — минимализм, хай-тек.
Особо следует выделить советский конструктивизм, который появился в качестве госзаказа. Красной нитью этой идеи было социалистическое общежитие. Рабочий простой люд осваивал помещения бывших буржуев и вносил в интерьер свои «поправки» в виде упрощения, избавления от роскоши, устранения любого намёка на декор.
Фабричная, выпускаемая потоком мебель, однотипное расположение комнат, стандартное оформление внутренней части жилья, отсутствие индивидуальных вещей, избавление от «мещанских» штучек (статуэтки, салфетки и пр.) — всё это стало лозунгом для советских людей на долгие годы.
Аскетично и неинтересно выглядело помещение в эпоху советского конструктивизма
Современный конструктивизм превзошёл советское понимание этого стиля, как что-то упрощённое и безликое. С помощью конструктивизма можно выразить свою индивидуальность в зависимости от задумок и материальных возможностей.
Оформляем квартиру в стиле конструктивизм
Если вы решили создать внутренний дизайн помещения в стиле конструктивизма, то вам стоит позаботиться о соблюдении основных норм:
- Целесообразность. Практическая необходимость — вот что лежит в основе каждого предмета и элемента конструктивного дизайна. Если стулья, то точно столько, сколько человек проживает в этой комнате; если диван — то тех размеров, которые вписываются в определённую нишу. Выбор ковра определяется его возможностью согревать пол, а не красотой; настольная лампа нужна лишь для чтения и т. п.
- Простор и широта используемых площадей. Лишние перегородки убирают, а в качестве элементов зонирования использую передвижные лёгкие модули.
- Использование стенового пространства. Ниши в стенах несут многофункциональную нагрузку — шкафы, альковы, встроенные места для релаксации или хранения вещей.
- Отсутствие декоративных элементов. Все «участники» заполнения интерьера должны быть сдержаны и просты, без витиеватости и даже намёка на украшательство.
- Применение самых современных технологий и инновационных материалов. Стеклянное, бетонное, металлическое оформление — в фаворе. Конструктивизм «не противится» таким натуральным составляющим, как лён, древесина, джут, пенька, бамбук и пр. Композитные материалы не возбраняются — керамогранит, искусственный камень.
- Все элементы интерьера должны быть с чёткими линиями, правильной геометрической формы. Наиболее часто используются вещи прямоугольные, но допустимы и скруглённые части.
- Для дополнения основного света применяется освещение-подсветка. Световое оформление несколько смягчает правильность и чёткость этого стиля.
- Тон в выборе цвета необходимо сделать в пользу чёрного, белого и серого оттенков. Именно они подчёркивают приверженность стилю.
- Декоративные элементы появились в современном «прочтении» конструктивизма. В наше время допускается использование картин, стеклянных элементов, но их формы должны быть правильными и выверенными.
Придерживаясь всех перечисленных пунктов, вы сможете воссоздать в своём жилище атмосферу настоящего конструктивизма.
Цветовые решения
Однотонность — характерная черта конструктивизма. Выбор светло-серого, чёрно-белого, салатово-зелёного будет соответствовать выбранному стилю. Допустимы незначительные акценты в виде ярко-красного, тёмно-серого, жёлтого.
Небольшие яркие пятна допустимы в стиле конструктивизм
Очень стильно смотрится применение оттенков цвета с эффектом «металлик».
Во всех элементах декора должны повторяться не более трёх оттенков с возможным добавлением яркого колера.
Такое цветовое решение подходит для выбранного стиля
Оформление пола, стен, потолка
Никакой лепнины и вычурных элементов неприемлемо в оформлении стен, пола и потолка. Всё сдержанно и лаконично.
Потолок
Для создания потолка в стиле конструктивизма можно воспользоваться натяжными потолками с глянцевой поверхностью. Все покрытия для потолочной части помещения должны быть ровными и гладкими.
Стильно и уместно применение глянцевого потолка в конструктивистском помещении
На потолке в буквальном смысле может отражаться рисунок стен. Полоски стенового покрытия могут органично перетекать на потолок.
В помещениях с высокими потолками уместно создание геометрических правильных конструкций. Для этого можно воспользоваться гипсокартоном, покрашенным в белый цвет.
Такое исполнение потолка подчёркивает приверженность к стилю
Стены
Ровное, гладкое покрытие на стенах так же приветствуется, как и на потолке. Основной цвет — белый, но возможны и другие оттенки — красный, жёлтый, синий.
Белый цвет — наиболее применимый в конструктивизме
Если хочется «оживить» стены каким-либо рисунком, то воспользуйтесь самыми простыми формами — прямоугольниками, широкими полосками, кругами.
В качестве материалов для стен используют краску или обои. Главное — не использовать цветочный или рисуночный принт (за исключением простой геометрии).
Количество стен минимизируют, их просто сносят, а для выделения тех или иных зон применяют перегородки, легко переносимые с места на место. На эти переносные элементы можно даже повесить пару-тройку фотографий или прибить небольшую полочку для комнатного растения.
Пол
Ламинат, линолеум, ковровое покрытие — самые подходящие материалы для отделки пола в стиле конструктивизм.
Линолеум, постеленный в кухне, отлично подходит для этого помещения
Обычные напольные коврики не вписываются в стилистику этого дизайна. Как вариант, можно постелить паркет светлых тонов.
Цвет пола обычно приближен к двум оттенкам — белому и чёрному.
Тёмный цвет пола контрастирует с белыми потолком и стенами
Кафельная плитка применяется в кухне. Как правило, этот материал берётся в светлом исполнении.
Выбор мебели и техники
Мебель в её прямом назначении — это основной постулат при заполнении интерьера в стиле конструктивизма. Эстетическая сторона предметов мебели уходит на второй план, уступив место практичности и функциональности. Стулья — для того чтобы сидеть, стол — для работы или потребления пищи, диван — для отдыха, шкаф — для хранения одежды или посуды.
Функциональная и внешне простая мебель — признак выбранного дизайнерского оформления
Любые декоративные элементы недопустимы. Ножки мебельных предметов небольшие, без вычурности, формы мебели предпочтительно самые простые — круг, квадрат, прямоугольник. В выборе мебели не следует стремиться к уникальности, это совсем неактуально в конструктивизме. Количество мебели в помещении — минимальное.
Только самое необходимое следует располагать в помещении этого дизайна
Даже покрытия мебели должны нести чётко определённую цель. Например, диванное покрывало служит не для украшения, а для согревания хозяев помещения.
Материалы, которые используют дизайнеры для мебели — дерево, металл, кожа, ткань, кожзаменитель. Открытые конструкции стеллажей, полок, шкафов — ещё одна заметная сторона в меблировке.
Техника самого современного уровня отлично вписывается в стиль конструктивизма. Она как бы созвучна этому дизайнерскому направлению, поэтому любое помещение, оснащённое новейшей бытовой техникой, будет соответствовать этому стилю. В интерьере помещают огромные плазменные телевизоры, домашние кинотеатры, встроенные стиральные и посудомоечные машинки и др.
Вся техника, отвечающая современным требованиям, — встроенная и практичная
Нагружая помещение достижениями технического прогресса, вы сможете не только удивить ваших гостей, но и быть на одной волне с выбранным дизайном.
Освещение
Естественность — одно из требований конструктивизма, предъявляемого к освещению. Окна большие и не закрытые шторами — вполне в духе такого дизайна. Если есть необходимость в закрытии от чужих глаз, то чаще используют жалюзи или рулонные шторы белого цвета. Панорамные окна, застеклённые двери с выходом на балкон или террасу — отличное решение в конструктивизме.
Много естественного света можно получить, используя окна во всю стену
Искусственное освещение также приемлемо, источники света в помещении располагают конкретно в тех местах, где это необходимо с функциональной точки зрения. Точечные светильники особенно любимы дизайнерами, работающими над стилем конструктивизма.
В стиле конструктивизма освещение должно быть там, где это необходимо
Подсветки могут располагаться только там, где они нужны: в рабочей кухонной зоне, в месте чтения книг и журналов, у кресла с любимым рукоделием и др.
Такой вариант освещения не выходит за рамки стиля конструктивизма
Все осветительные приборы должны иметь лаконичные формы, без дополнительных декорирующих элементов. Геометрические формы наиболее предпочтительны.
Расстановка акцентов
Главное, что нужно учесть при создании конструктивизма в интерьере — создание акцента на освобождении пространства. Чем больше свободного места, света, чем меньше ненужных вещей и мебели — тем лучше.
Желательно расширить пространство путём отказа от перегородок, в таком помещении практически нет комнат — только зоны определённого назначения.
Зрительному расширению пространства помогает использование монохромных светлых цветов в оформлении стен, потолка, пола и мебели.
При всей кажущейся простоте конструктивизма не стоит подходить к оформлению интерьера легкомысленно. Перед началом процесса нужно всё тщательно обдумать и распланировать.
Оформление интерьера в стиле конструктивизм
Основные тенденции конструктивизма необходимо соблюдать в любом интерьере, но дизайн каждого помещения может несколько отличаться.
Гостиная
Этот простой и лаконичный стиль подойдёт для людей, точно знающих, к чему они стремятся. Как правило, гостиную в конструктивистском дизайне предпочитают хозяева целеустремлённые и организованные.
Ничего лишнего и никакого декора — таковы принципы оформления конструктивистского помещения
Этот стиль подойдёт для гостиной любых размеров. Светлые тона, применяемые на стенах и потолке, помогут визуально расширить малогабаритное помещение. Для расширения пространства и выделения можно использовать акриловые перегородки, панели из стекла, вертикальные конструкции.
В гостиной конструктивизма полки и шкафы лучше сделать встроенными. Вся мебель по цветовой гамме составляет единое целое с занавесками (или жалюзи) и стенам. В гостиной размещают мягкий диван, пару кресел, журнальный столик из стекла или дерева. Все эти предметы — правильной геометрической формы, декоративные элементы не приветствуются.
Для теплоты пола можно добавить светлый ковёр с высоким ворсом, а для освещения использовать точечные светильники по периметру комнаты.
Выбор материала для гостиной в стиле конструктивизма зависит от финансового статуса хозяина помещения. Выбранный дизайн можно сохранить при применении натурального или искусственного камня, паркетной доски из древесины. Панельное оформление стен также соответствует конструктивизму. Главное — постарайтесь сохранить единую концепцию стиля.
Для создания уюта можно поставить на подоконник небольшой горшочек с цветами, а на диван положить несколько функциональных подушек. Мягкие подушки можно положить под спину или сидеть на них. Современные мастера дизайна «позволяют» в гостиной конструктивизма использовать подходящие плакаты или постеры (например, в виде фотообоев).
Спальня
Встроенная мебель, светлые стены, диван, заменяющий кровать, небольшой шкаф — вот и всё, что может быть в спальном помещении стиля конструктивизм.
Сдержанные цвета, геометрические конструкции, минимум декора — всё отвечает требованиям конструктивизма
В спальне можно немного поэкспериментировать и использовать принты или коллажи. Разместить их следует на стене или потолке, но не пытайтесь «втиснуть» в конструктивистскую стилистику цветочки и другие «вольности». Только правильные формы и геометрические рисунки допустимы в оформлении помещения.
Металлические и стеклянные конструкции не помешают спальному интерьеру, но не в качестве декора, а в виде основных элементов.
Кухня
Для кухни в стиле конструктивизма особенно важен функционализм. Все предметы этого помещения должны быть практичными и удобными.
Практичность и лаконичность — основные характеристики такого помещения
Оформление кухонного пространства не должно ограничиваться традиционными материалами. Очень оригинально и стильно выглядит столешница, выполненная из закалённого стекла. На полу и стенах можно использовать керамическую плитку, но очень крупных форматов и гладкой фактуры.
Ровные панели, фасады без шероховатостей и украшений, сдержанная цветовая палитра — основные требования к мебели для кухни в стиле конструктивизм. Большей функциональности кухонного гарнитура можно добиться за счёт использования встроенных корзин, внутренних дверных поверхностей, выдвижных модулей для хранения.
Мебель для принятия пищи — обеденный стол, стулья или диванчики — может быть в виде трансформера: откидная, выдвижная. Это очень удобно и экономит свободное пространство.
Если кухонное помещение немаленькое, то мебель стоит приобрести основательную и прочную — из дуба, например. Формы таких предметов — только простые и незамысловатые геометрические фигуры, без декоративных элементов.
Обилие самых современных бытовых приборов (стеклянных, металлических) – вполне уместно на кухне конструктивизма.
Фотогалерея: варианты оформления интерьера в стиле конструктивизм
Почерпнуть идеи для оформления различных помещений в стиле конструктивизм можно, просмотрев видеосюжет.
Видео: интерьер в стиле конструктивизма
Люди, которые не питают особой любви к вычурности и украшательству, смогут порадовать себя оформлением помещений в стиле конструктивизма. Это дизайнерское решение подойдёт целеустремлённым и практичным людям, ведь каждый предмет интерьера будет нести свою определённую функцию и не будет отягощён декором.
remoskop.ru
Русский конструктивизм в современном дизайне
Здравствуйте, читатели блога «Дизайн в жизни». Сегодня я продолжаю цикл статьей, посвященный мировым школам дизайна. В прошлой статье мы обсудили основные особенности Швейцарской школы дизайна, в этот раз речь пойдет о Русском конструктивизме.
Русский конструктивизм зародился в 20-е годы прошлого столетия. Политическая обстановка того времени (революция, НЭП, индустриализация) предопределила становление этого стиля. Его основной задачей было «сконструировать» окружающую среду так, чтобы она активно направляла действие людей в необходимое русло. Иными словами работы, выполненные в стиле Русского конструктивизма, должны были «кричать» и призывать людей к действию (работать, защищать родину, учиться, быть первыми). Отсюда и соответствующие плакаты того времени.
Обложка журнала «Современная архитектура». Автор А. Ган.
Клином красным бей белых. Автор: Лисицкий Л. М.
Не болтай. Авторы Ватолина Н. и Денисов Н.
Отличительными чертами Русского конструктивизма считаются:
- Функциональность
- Геометрия простых фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, окружность) и прямые четкие линии.
- Свободное пространство с нечетким зонированием.
- Простые цвета с минимальным использованием оттенков – красный, черный, желтый, синий. Отсутствие игры света.
- Отсутствие декора.
- Когда это стало возможным, стали преобладать фото коллажи. а не рисунки.
Русский конструктивизм был встречен критически, но затем приобрел всеобщую популярность. В современном дизайне Русский конструктивизм так же присутствует, но уже не в таком кричащем виде, как раньше. В первую очередь данный стиль проявляется в использовании геометрических фигур в дизайне, что особенно стало популярным в веб индустрии.
anet-design
letters-inc
obeygiant.com
Одним из наиболее известных художников, который в своих работах придерживается стилистики советских плакатов, является Шепард Фейри. Свой стиль он называет поп-артом, сформированным под влиянием советского художника Родченко, который создавал работы в стиле Русского конструктивизма. Сайт Шепарда, вы можете открыть по ссылке выше. А вот один из примеров его работ.
Sold постер. Автор: Шепард Фейри
Как бы то ни было, главная задача Русского конструктивизма – привлечь внимание и побудить к конкретному действию. И, по-моему, он неплохо с этим справляется.
Сегодня мы поговорили, о Русском конструктивизме в современном дизайне. Многие считают, что с недавнего времени конструктивизм возродился в скандинавском стиле. Так это или нет, мы узнаем в следующей статье.
Если мои публикации заинтересовали вас, то предлагаю оформить подписку на новые статьи, чтобы быть в курсе последних обновлений на сайте Des-life.ru. Не пропустите свежие посты иp цикла «Мировые школы дизайна» и многое другое.
(Visited 1 975 times, 1 visits today)
des-life.ru
Стиль Конструктивизм в Интерьере Квартиры, Оригинальный Дизайн и Правила Стиля
Стиль конструктивизм зародился в 30-х годах ХХ века. В архитектуре и дизайне интерьеров образовалась острая потребность в функциональном, простом и практичном направлении стиля. Дизайнеры поддержали эту идею, в свою очередь, добавив конструктивизму особой эстетики. На сегодняшний день он является самым популярным среди стилевых течений.
Доминанта конструктивизма – это его предельный рационализм во всем, никаких витиеватых орнаментов, сложных узоров или замудренных линий. Суть конструктивизма заключается в строгости геометрических форм, в четкости цветового разделения и, конечно же, в практичности материалов.
Все чаще активная молодежь, стремящаяся подчинить жизнь определенному распорядку, отдает предпочтение именно конструктивизму, при этом абсолютно не лишая себя права на оригинальность. Сдержанность обстановки не является свидетельством скупости ни материального, ни психологического плана. Даже наоборот, это показатель высокого духовного мира владельцев квартиры.
Общие характеристики стиля
Декор в конструктивизме не просто так крайне сдержан, он стремится к абсолютному избежанию бессистемности и лишней пестроты. Данный стиль послужил основой для ответвления такого направления стиля как хай-тек. Главная его цель – это многофункциональность возможностей, при сохранении общей строгости линий и форм, что легко достигается с помощью результативного конструктивизма в мебельном производстве, а также новомодной встроенной мебели последних моделей.
Освещение
В конструктивизме в первую очередь ценится естественное освещение. С этой задачей хорошо справляются большие оконные проемы. Поэтому здесь, как нельзя кстати будут панорамные окна или окна в пол, большое окно с дверью и возможностью выхода на террасу или балкон. Шторы для данного стиля абсолютное табу, на крайний случай можно повесить легкие жалюзи или рольшторы. При распределении искусственного света главным требованием будет его целесообразность.
Люстра, как и все остальные осветительные приборы должны располагаться там, где они больше всего нужны, где без них не обойтись. Светильники, люстры и бра обязаны иметь только правильную геометрическую форму, без перебора и чрезмерного пафоса.
Цветовое решение в стиле конструктивизм
Обычно в цветовой палитре конструктивизма преобладает однотонность. При этом сохраняется право на смелые и яркие акценты. Самые популярные варианты: сочетание светло-серого или белого с черным, красным, серым темных тонов, салатово-зеленым цветом. Как правило, могут доминировать три оттенка, излишний перебор способен лишить интерьер цельности. Каменная кладка или древесный рисунок в стиле конструктивизм будут смотреться скорее как пришельцы, вместо задуманного основного фона станут отдельным ярким и абсолютно нежелательным объектом.
Отделочные материалы
Конструктивизм не потребует от вас больших финансовых вливаний, так как для интерьера используются самые недорогие материалы, такие как стекло, пластик и металл. Ведь основной целью стиля является не внешний вид, а удовлетворение реальных потребностей заказчика. Эстетическая сторона конструктивизма достаточно неординарна. Ноты элегантности, тем не менее, прослеживаются, их вносят поверхности из стекла, хромированные детали, экстравагантный текстиль, а также яркие акценты. Лаконичность во всем свойственна только независимым стилям, таким как конструктивизм.
Разделение пространства
Идеальное распределение свободного места в конструктивизме исключает деление его на комнаты, оно подразумевает только зонирование помещения с помощью мебели и цветовой палитры. Ну а самым характерным аспектом этого стиля является пустое пространство, наполненное дневным светом, минимализм и большое количество воздуха.
Мебель и ее предыстория
В этом деле нельзя недооценить заслугу мебели и ее правильную расстановку, благодаря которой она становится монолитной, как будто она одно целое с помещением. Корпусная мебель словно вырастает из стен, а столы и мягкая мебель плавно врастает в пол. Такой эффект достижим за счет использования четких геометрически правильных линий и форм, ну и за счет выдержки одного основного цвета.
В довоенное время люди относились к мебели как к роскоши. И неспроста, ведь ее украшали, как могли, всевозможной резьбой и самым экстравагантным орнаментом. Конструктивисты той эпохи предлагали совершенно иной взгляд на предметы мебели, отбросив все, что касается эстетической стороны, оставили лишь их прямое назначение. Так как производство того времени было максимально перегружено, учитывая, что после войны и революций многие люди потеряли свои дома, не говоря уже о бытовой стороне хозяйства. Поэтому народ нуждался в самых элементарных вещах: им необходим был стул, стол и кровать. Массовое производство стало возможным только после глобального изменения самой продукции, никакой лепнины и декоративных деталей. Мебель становилась просто мебелью. И несла только функциональную нагрузку. В современном мире конструктивизм легко узнаваем по бесчисленным полкам вдоль стен и обнаженности конструкций.
Потолок
Современный конструктивизм не очень отличается от стилевого направления 20-х — 30-х годов, его основной лозунг по-прежнему звучит как «минимализм и строгость». Но вот потолок претерпел некоторые видоизменения. В те времена не могли похвастаться натяжным потолком или потолком из гипсокартона, тем более многоуровневой формы. Но собственно и не удивительно, ведь прогресс еще не дошел до тогдашнего конструктивизма.
Для кого подойдет такой стиль в интерьере?
В квартире с таким стилем хозяевам не придется отдыхать, конструктивизм наоборот настраивает и даже вдохновляет на рабочий процесс. Кроме этого обстановка мало-помалу подведет вас к желанию самопознания и развитию личностных качеств и свойств характера.
Следующий тип людей, для которых близок будет стиль конструктивизм – это великие исследователи, неугомонные экспериментаторы или ученые. Огромным плюсом данного эксперимента является его малозатратность.
Стиль неплохо проявляет себя в помещениях любых размеров, даже самых маленьких. Его основной плюс – это лаконичность и простота, эти нехитрые качества позволят вдохнуть жизнь в самое тесное и захудалое пространство, наполнив его образ светом и комфортом.
Заключение
Конечно же, стиль конструктивизм под тяжестью веков трансформировался, появились не только навесные потолки, еще модульная и встроенная мебель, плазменные и жидкокристаллические телевизоры. Да что уж говорить, вся техника претерпела такие реформации, что порой ее уже не узнать. Но стиль конструктивизм остался неизменным, главное ничего лишнего, никаких ленточек и бантиков.
roomplan.ru