Украшения Ар-нуво. | Журнал Ярмарки Мастеров
Всем поклонникам Ар-нуво посвящается.
Ар-нуво- художественное направление в искусстве конца 19- начала 20 веков, пришедшее на смену эклектике. Стилистической особенностью Ар-Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стиль базировался на волнистости природных линий растительного и животного мира. Ар-нуво объединил все сферы деятельности человека. Его последователи стремились создать единое пространство. Ювелирное искусство, архитектура, дизайн помещений, мебели и т.д. Всё объединялось единым стилем.
Я не хочу писать академическую статью о стиле ар-нуво. Я думаю, он всем знаком. ( А кто не знаком, но очень хочет познакомиться, то в интернете много информации). В одной публикации невозможно рассказать о всех гранях этого стиля. Поэтому остановимся на ювелирном искусстве.
Я просто часами могу рассматривать украшения ар-нуво. Наиболее известным нам автором является Рене Лалик. Но ещё много талантливых мастеров было в этой сфере. Это небольшая подборка фотографий с творениями разных мастеров.
Надеюсь, Вам тоже понравится. Единственный минус для меня, когда я на всё это смотрю- хочу всё!
Брошь Albert Chambin 1905 год.
Пряжка для ремня Ferdinand Erhart 1908 год
Брошь Lluis Massiera 1910 год
Пряжка 1900 г. Eugene Grasset
Комплект украшений 1900 г. Janvier Quereira
Гребень( 1904) и брошь (1903) Rene Lalique.
Брошь Georges Fouquet 1900г.
Кулон Meyle&Mayer 1905 Кулон Maison Vever 1905
Брошь Rene Lalique 1900 год
Брошь Rene Lalique 1905 год
1905 год
Брошь Levinger & Bissinger 1905
Браслет Rene Lalique 1900 г.
Брошь Paul Lienard 1905 г.
Надеюсь, просмотр был приятным.
P.s. Продолжение темы Ар-нуво в статье о мебели http://www.livemaster.ru/topic/560923-mebel-ar-nuvo.
Ар нуво — украшения в стиле модерн | Великие художники-ювелиры периода ар нуво
Портал об украшениях и ювелирных секретах [email protected]- Самое интересное
- Мода, тренды, имена
- В помощь покупателям
- Юлия Иртюга: открываю мир камней
- Стили и техники
- Современное искусство и дизайн
- Личный стиль
- Личный опыт
- Явления
- Драгоценности
- Ювелирный бизнес
- «Неювелирная ювелирка» (Contemporary Jewellery blog)
- Слово главного редактора
- Новости
- Международные новости
- Новости брендов
- Новости по темам
- Законы и правила
- Ювелирный бизнес
- Конкурсы, выставки, события
- Ломбарды
- Образование
- События и выставки
- Календари ювелирных выставок
- Календари лекций, курсов и конкурсов
- Анонсы ювелирных выставок и событий
- Репортажи о ювелирных событиях
- Быть в теме
- Где купить?
- О нас
Стиль Модерн ч.5. Ювелирные изделия в стиле модерн
Мы продолжаем начатый цикл публикаций, посвященный стилю Модерн.
Как обещала в предыдущем посте сегодня мы поговорим о ювелирных изделиях эпохи Ар-нуво.
Для начала несколько общих мометов, а затем много-мнго фото.
Стиль Модерн полностью «взорвал» ювелирный мир. Основой стиля Арт – Нуво стала не стоимость ювелирных украшений, а художественный вкус.
Если ранее украшения делали из золота высшей пробы, драгоценных камней первой категории: бриллиантов, изумрудов, рубинов и сапфиров, жемчуга, то на рубеже 19-20 веков ювелиры оценили прелести других материалов, формализм бриллиантов заменили яркие краски опалов, турмалина, халцедона, лунного камня, аквамарина, зеленых гранатов.
Бриллианты стали использовать только в качестве подсвечивающего фона, как обертку для понятия красоты прочих камней.
По правилам хорошего тона бриллианты приличные дамы носили только после пяти вечера. До пяти надевали матовые непрозрачные камни: опал, нефрит, кораллы, гематит.
Излюбленной техникой нового стиля стала эмаль, для которой изобретались новые возможности и возрождались старые традиции.
Появление женского тела в ювелирном искусстве стало наиболее значимой инновацией того времени. До этого времени женские мотивы встречались только в камеях и инталиях.
Целомудренная эпоха 19 века просто не могла себе предположить, что женщина будет носить ювелирные украшения, которые бы изображали другую, чувственную, соблазнительную и желанную красавицу. Однако женщины модерна с готовностью откликнулись на этот вызов стиля, и огромной популярностью стали пользоваться украшения с изображением прекрасных и таинственных обнаженных ундин, фей, нимф.
Надо сказать, что дамы эпохи модерна просто соревновались между собой в таинственности, оккультных интересах, в игре в роковых и принадлежащих как бы к иным потусторонним мирам красавиц. Даже лица пудрили голубоватой и зеленоватой перламутровой пудрой, что на наш современный взгляд делало великосветских дам похожими, скорее, на утопленниц или жертв Дракулы…
О моде, женской одежде, макияже, прическах мы поговорим в следующий раз — и поверьте, здесь будет много интересного!
Женщина-бабочка, женщина-стрекоза — еще одна тема в женской моде, в женских образах.
Другой темой данного стиля стали флористические и животные мотивы: цветы, змеи, насекомые, животные, природа: полные, свободные, детальные, настоящий символ жизни, сексуальности и вечности.
Пчелы, как символ сексуальности.
Растения изображались не только в качестве распустившихся цветков, но и бутонов, зачатков, увядающих соцветий. Розу в эпоху модерна не жаловали. Зато все водные цветы, первоцветы, эротические ирисы и орхидеи, наперстянки, всевозможные вьюны и плющи мы можем видеть и в украшениях.
Так же с легкой руки Макинтоша в моду входит изображение чертополоха.
Очень любили украшения с опалами, особенно голубой, отливающий оранжевым австралийский опал. Их носила королевская династия Англии, так как Австралия в то время была английской колонией.
В моду вошли высокие взбитые прически, которые создавались с помощью специальных подкладных валиков и фиксировались прекрасными гребнями.
Практически невозможно увидеть полностью обнаженные шеи: в моду вошли широкие колье, плотно обхватывающие хрупкие женские шейки и спускавшиеся каскадом на грудь. Такие колье прозвали «собачьими ошейниками».
Талии утягивались корсетом до невозможности, о состояния «осиной, стрекозиной талии» и украшались поясами с ювелирными пряжками.
Любимые в этом стиле павлины
Ювелиры обыгрывают такие материалы как жемчуг неправильной формы и перламутр
Стекло и горный хрусталь
Активно использут резьбу по кости и рогу
Мотивы Древнего Египта
Сюжеты Китая и любимой в это время Японии (помните Фандорина?:))
Ну и просто подборка фото без комментариев.
Дорогие друзья,
в следующей публикации мы продолжим разговор о модерне и поговорим и дамской моде того времени.
До следующих встреч 🙂
История украшений. Продолжение. Модерн. Ар деко. Ар Нуво. Альфонс Муха и Жорж Фуке
В продолжении предыдущего рассказа о стиле модерн, предлагаю остановиться на ярких мастерах, которые создавали украшения в стилях: Модерн, Ар Деко, Ар нуво и увековечили свои эскизы и изделия, став лицами стилей Модерн, Ар деко и Ар Нуво.Итак…
Ювелирный тандем: Альфонс Муха и Жорж Фуке
Многие слышали о шедеврах великого русского ювелира Фаберже. Но немного тех, кто знает о потомственном ювелире Жорже Фуке и художнике Альфонсе Мухе.
Я хочу немного рассказать об этих прекрасных представителях стиля «модерн» в ювелирном искусстве.
Жорж Фуке (Georges Fouquet) (1862 -1957). Французкий ювелир. Сын ювелира, Фуке вступил во владение семейным делом в 1895 году и вскоре внедрил стиль Арт Нуво.
Арт-нуво (франц. L’Art Nouveau – Новое искусство) – французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков.
Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них – «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции.
Общая характеристика стиля Арт-нуво
Лозунг – “назад к природе”.
Характерные черты – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности.
Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции.
В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.
Символ стиля Арт-нуво – изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли.
Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма – скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.
Жорж Фуке был потомственным ювелиром и обладал двумя вещами: отменным вкусом и коммерческим чутьем. И когда Жорж надумал отделиться от отца и создать собственную ювелирную марку — он обратился к творениям Мухи, поскольку был покорен прекрасными ювелирными украшениями, которые художник изображал на своих полотнах и театральных афишах.
Они начали работать вместе в 1900 году, когда Фуке недавно открыл собственную ювелирную мастерскую и готовился к участию к выставке в Париже, и попросил у Мухи сделать эскизы для его работ. Муха в то время уже зарекомендовал себя в Европе как художник и создатель рекламной продукции: особенно популярны были его женские образы — девы славянской и персидской внешности, с загадочными взглядами, неуловимо лукавыми лицами и сияющими волосами.
Для парижской Всемирной выставки в 1900 году Альфонс Муха и Жорж Фуке разработали коллекцию в стиле Ар Нуво. Эти украшения очень отличались от традиционных ювелирных дизайнов того времени, но публика и критика приняла их очень благосклонно. Зал Фуке на Выставке пользовался огромным успехом.
За эту выставку Фуке получил золотую медаль, которая надолго скрепила союз живописца и ювелира.
Украшения этого творческого тандема экзотичны и живописны. Очень часто используются растительные мотивы. Орнаменты становятся очень сложными, иногда даже можно назвать их вычурными. Золотые кольца с растительными орнаментами, заколки для волос в виде бабочек,
и конечно же, броши и подвески с медальонами, на которых были изображены неповторимые фантастические красавицы Альфонса Мухи
— вот обычный ассортимент магазинчика Фуке, который до сих пор существует в Париже, как достопримечательность и образец стиля.
Лотосы и орхидеи чаще всего встречались в цветочных орнаментах этих ювелирных изделий: лотосы, изображенные в древнеегипетской манере, попадали на булавки и заколки для волос, а орхидеи превращались в брошки из перламутра, жемчуга и эмали.
Фуке приписывают изобретение нового украшения, называющегося «роза руки»: это браслет, соединенный тонкой цепочкой с кольцом, которое надевается на средний палец.
Фуке ценил бесформенные барочные жемчужины, прозрачность стекла, мерцающие опалы и переливчатый перламутр в сочетании с яркой эмалью и металлом. Но если у Лалика пеобладали европейские мотивы — греческие нимфы и кельтские фейри — то в работах Фуке и Мухи читались восточные, африканские и чешско-славянские образы и орнаменты.
Самым знаменитым ювелирным творением Мухи и Фуке был браслет в виде змеи, сделанный по афише к спектаклю “Медея”. Саре Бернар так понравился на афише этот браслет, что она непременно захотела, чтобы его воплотили в реальность. Кстати, по данным некоторых источников следует, что именно Сара Берна и познакомила Фуке, у которого ранее заказывала свои украшения, с талантливым художником, рисовавшим афиши для театра.
Вот та самая афиша:
Браслет очень натуралистично изображал змей, обвивающих руку. Шокирующую для того времени натуралистичность несколько сглаживали материалы:опалы, рубины, бриллианты и эмаль. (вообще надо отдельно сказать, что эмаль очень широко использовалась в украшениях дизайна Мухи. Поэтому не удивительно, что в свое время “эмалевый” бренд Frey Wille сделал целую коллекцию по мотивам украшений Альфонса Мухи и Жоржа Фуке)
Эскизы украшений:
Источник: http://uashitzu.0pk.ru/viewtopic.php?id=66
Ювелирное искусство Луиса Масриера — последователя Рене Лалика и главного представителя стиля ар нуво в Испании
Сегодня вас ждет небольшой экскурс в историю испанского ювелирного искусства в стиле ар нуво и модерн, а если быть конкретнее, я познакомлю вас с его наиболее ярким и значимым представителем — ювелирным домом Masriera.
Луис Масриера и Росес (Lluís Masriera i Rosés) — испанский ювелир, художник, сценограф, театральный режиссер, представитель одного из самых значимых ювелирных семейств Каталонии XIX века. Луис родился в Барселоне в 1872 году. Его отец — известный художник и серебряных дел мастер Хосе Масриера, который вместе со своим братом Франческо Масриера руководил семейным ювелирным бизнесом, начатым еще их отцом Хосе Масриера и Видал. Однако, именно Луис Масриера дал фамильному ювелирному делу настоящий прорыв на мировой рынок ювелирных изделий.
В 1889 году Луис поступил учиться в Академию изящных искусств в Женеве, где его преподавателем стал знаменитый художник по эмали Эдвард Лоссье. Вскоре у него появилась возможность отправиться в Париж в салоны, часто устраиваемые в то время. Именно на этих легендарных встречах Масриера познакомился с идеями модерна и творчеством Рене Лалика.
В 1900 году Луис Масриера вернулся в Барселону, где был назначен новым художественным руководителем семейной мастерской. Вдохновленный дизайнами Рене Лалика, он изменил стиль производимых ювелирных изделий. По причине тогдашнего экономического кризиса лучшим решением было расплавить весь существующий ювелирный запас семьи, чтобы использовать сырье для создания украшений в новом стиле модерн. Новая коллекция была представлена в 1901 году в Сент-Томасе, где была успешно распродана за одну неделю.
Это было вполне закономерно, так как в конце 19-го века в Барселоне развивалась культурная жизнь, а новые художественные движения, охватившие Европу, уже прочно утвердились в городе. С 1900 года дом Masriera, основанный еще в 1839 году, стал уникальным представителем ювелирных украшений в стиле модерн и ар-нуво в Испании. Благодаря высочайшей технике изготовления, наработанной семьей годами, а также таланту Луиса Масриера, фамильная мастерская всегда была известна и процветала.
Дом Masriera привнес в мир модерна собственный стиль, вдохновленный средиземноморской культурой. Главными отличительными чертами его стиля, оставшимися неизменными за почти двухвековую историю марки, стали использование передовых технологий и инноваций, а также любовь к авангардным сюжетам и фантазийным формам, взятым у самой природы.
Особое место в ювелирных изделиях марки занимают изображения цветов. Сады, сцены из леса становятся ослепительным чудом цвета и формы. Здесь мы можем любоваться сотнями разных цветов, видов листвы и лепестков, которые в фантастическом мире грез сосуществуют с насекомыми, птицами, лягушками, лебедями и драконами.
Но главной героиней в шедеврах Луиса Масриера все равно остается женщина: хрупкая и нежная, утонченная и чувственная, томная и экзотическая. Ее длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям ар нуво и модерна. Женщина в его работах становится символическим, эфемерным образом, находя свое выражение в фигурках фей и женщин-насекомых. Мифические крылатые нимфы, держащие жемчуг, окруженные бриллиантами и извилистыми природными мотивами, переносят нас в чарующий мир сновидений ар нуво, где царят абсолютная гармония и романтическое очарование крошечных существ.
Как известно, в более раннюю викторианскую эпоху действительно ценными украшениями считались изделия с использованием только драгоценных камней. Луис Масриера, наряду с другими представителями стиля ар нуво в ювелирном искусстве, применял не только драгоценные, но и разнообразные полудрагоценные камни, а также слоновую кость. Однако, наибольшую славу ему принесла техника полупрозрачной эмали.
Эмаль, являющаяся одним из самых древних художественных приемов и восходящая к древнему Египту, приобретает уникальное звучание в мастерской Masriera. Вернувшись после учебы в Барселону, Луис посвятил себя делу возрождения горячих эмалей — прозрачных и непрозрачных. Ему удалось воссоздать в эмали прозрачность и свет, наполняющие развернутые крылья насекомых.
Достижения Луиса Масриера в работе с эмалями прославили не только его имя и детище — эмаль с особенно яркими, лучистыми красками и отчетливым тонким рельефом специалисты всего мира уже более века обозначают термином «барселонская эмаль». Это очень долговечная эмаль, которая от начала до конца изготавливается вручную согласно рецепту, разработанному Луисом Масриера в конце XIX столетия. Эта секретная технология создания и особого обжига эмали передается из поколения в поколение и активно используются нынешними мастерами марки. Сложность этого процесса и его конечный результат — это то, что отличает ювелирную мастерскую Masriera, а также является гарантией непревзойденного качества ее эмалей.
Эмалевые элементы можно найти во всех видах изделий марки: от классических брошей, подвесок, колье и браслетов до сережек, расчесок и гребней для волос.
Фирма Masriera стала одним из самых престижных ювелирных домов в мире, о чем свидетельствуют многочисленные призы, полученные на международных выставках. Разумеется, в те времена особую популярность украшения Masriera имели у богатой буржуазии.
Луис Масриера продолжал создавать произведения в стиле модерн до 1913 года. После чего под влиянием стиля новесентизм (каталонская форма неоклассицизма) он оставил черты символизма и окунулся в более классический, вневременной стиль с использованием геометрических линий, приближаясь к тому, что в Европе уже было известно как ар деко. Данного стиля он придерживался вплоть до самой смерти в 1958 году.
В 1915 году произошло слияние двух самых больших ювелирных домов Каталонии — Masriera и Carreras. Ювелирные изделия общества «Masriera i Carreras», представленные на парижской Международной выставке декоративного искусства в 1925 году и Всемирной выставке в Барселоне в 1929 году, получили высокую оценку и заслужили всеобщее признание в Европе.
В 1985 году «Masriera i Carreras» сливается с ювелирной фирмой Bagues, созданной в 1917 году. Сейчас антикварные драгоценности Masriera можно увидеть на постоянной экспозиции. В одной из жемчужин современной Барселоны, отеле Bagues, расположенном на главной туристической артерии города La Rambla на границе Готического квартала (Barri Gotic), давно работает собственный музей марки. В отделке интерьеров отеля использованы украшения из музея Masriera, мебель из эбенового дерева и элементы, покрытые сусальным золотом.
Ювелирный дом Masriera и Барселона неразделимы. И дело не только в том, что столица испанской Каталонии стала родиной знаменитого ювелирного бренда, местом расположения его штаб-квартиры и флагманского магазина. Барселона — это постоянный источник вдохновения, город, где творили самые яркие и эксцентричные художники ХХ века. Сегодня Барселона является одним из передовых европейских городов с точки зрения сохранения культурного наследия в стиле модерн и ар нуво.
Кстати, Masriera — единственный испанский производитель ювелирных украшений, удостоенный чести быть представленным в экспозициях прославленных музеев мира. Изделия Луиса Масриера также востребованы у коллекционеров, о чем свидетельствует их неизменный успех на аукционах ведущих мировых аукционных домов Christie’s и Sotheby’s.
Дом Masriera всегда поддерживал высокие стандарты качества, используя свои собственные эксклюзивные технологии и секретные рецепты. Ювелирные изделия Masriera отличаются уникальным дизайном, изящной красотой и высокими стандартами мастерства как в обработке драгоценных металлов, так и в использовании эмалей.
Спасибо за внимание и буду рада вашим комментариям!
Ар нуво / Стили / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения
Происхождение:
1. Европа 1880 – 1910 гг.
Основные черты:
1. Использование плавных форм, асимметричность. Изогнутые линии в духе «Удара бича» Германа Обриста. Криволинейный дизайн — растительные мотивы, синусоиды, негеометрические изгибы; прямолинейный дизайн – геометрические формы, строгие силуэты.
2. Натуральные коричнево-зеленые цвета (древесина, листва, лен) и сложные припыленные оттенки. В ювелирных украшениях широкое использование не дорогих материалов: полудрагоценных камней, эмалей.
3. Базовые геометрические фигуры: растянутая спираль или синусоида-для южноевропейского модерна. Прямоугольник для северной Европы.
4. Копирование природы и окружающего мира. Максимальная детализация от фона до центра.
5. Динамичная стилизация, движение через вытянутые пропорции объекта. Четкие края и контуры, скругленные углы.
6. Орнаментальность. Орнаменты присутствуют повсюду: в отделке, мебели, текстиле, декоре, и в предметах искусства.
7. Стиль определяют великие художники-ремесленники. Декоративное искусство достигает совершенства на уровне личности творца
8. Выбор объекта изображения через символизм. Наличие смыслового подтекста. В каждом изделии автор передает личный message.
Основные характеристики:
1. Последним настоящий международный стиль и первый стиль доступный массовому потребителю.
2. Отражение объективной реальности, через подражание природе.
3. Многоликость. Стиль гениев одиночек.
4. Подчеркнутая двухмерность изображения.
5. Разнообразие прикладных предметов, выполненных в стиле.
Символы или константы стиля:
1. Томный образ женщины, с бесконечно-текучими волнами волос.
2. Стилизации и символизм диких растений, насекомых, перо павлина.
Стилизованные водные растения с узкими длинными стеблями и листьями – лилии, кувшинки, тростник. Причудливые очертания — ирисы, орхидеи, цикламены, хризантемы. Ирис становится эмблемой модерна. Часто используют изображения лесных цветов — ландышей, купавки, одуванчиков, чертополоха, васильков.
3. Краски ар нуво – приглушенные, «природные», пастельные.
4. Для ювелирных украшений использование полудрагоценных камней и эмалей.
Art nouveau. Жорж Фуке и Альфонс Муха.
Так получилось, что однажды столкнувшись со стилем аrt nouveau (он же модерн,) я попала в плен к этой красоте. Мне очень интересна история моды и искусств, и поскольку я занимаюсь поиском информации по этому поводу, то хочу и с вами поделится некоторыми находками.
Начать хочу с тех людей, с творчества которых и началось мое знакомство со стилем ар нуво. Жорж Фуке — французский ювелир. Альфонс Муха — чешский живописец эпохи модерна. Я не буду сейчас вдаваться в подробности их биографий, этой информации предостаточно на просторах интернета, я приглашаю посмотреть на результат их сотрудничества.
Гребень «Бабочка», Жорж Фуке, 1899 (Панцирь черепахи, инкрустация опалами в золоте, граненые аметисты и бриллианты; 15, 0 см, 9, 0 см; Музей Пти Пале, Париж)
Булавка для волос, Жорж Фуке, около 1900 (Музей Пти Пале, Париж)
«Орхидея»,Жорж Фуке, 1900 (Золото, эмаль, рубины, жемчуг; собрание Андерсон, Великобритания)
И еще одна, но с другими камнями.
Брошь с шершнем, Жорж Фуке, 1901(Золото, эмаль; Музей Виктории и Альберта, Лондон)
Шпилька для волос в форме цветка лотоса, Жорж Фуке, 1905 — 1906 (Кость, эмаль на блёстках в золоте, бриллианты, выпуклый жемчуг; 15 см, 8 см, Музей Пти Пале, Париж)
Гребень для волос, Жорж Фуке, около 1900(Кость, резьба, опалы, золото, эмаль, 14 см)
Украшение для корсажа «Крылатый змей», Жорж Фуке, 1902 (Золото, эмаль, бриллианты, жемчуг; частное собрание Нью-Йорк)
Самое известное украшение, созданное Фуке по эскизам Мухи — это золотой браслет, получивший в Европе название «роза руки». Невиданный ранее в Европе браслет свернувшейся кольцом змеей обвивал предплечье, жало переходило в кольцо с помощью тонкой цепочки.
Впервые его изображение появилось на афише к «Медее».
Art Nouveau Ring. Gold, plique-a-jour enamel, rubies & diamonds.1900
Elments de parure de tte — Vers 1900.
Pendant Cascade — Vers 1900
Pendant Oeillet — Vers 1900
Collier Fuschias — Vers 1905
Peigne Byzantin — Vers 1905
Pendant Sycomore — Vers 1905 — 1910.
Stomacher. 1900
Gold, opal, enamel & pearl
Мне очень хотелось максимально найти подписи к работам, но к некоторым это сделать не удалось. От этого конечно они не стали менее шедевральны.
Пока всё. Я старалась отобрать наиболее качественные снимки, но это конечно же далеко не все украшения созданные этим тандемом. Кроме того украшения по эскизам Альфонса Мухи воплощали и другие мастера. И у Жоржа Фуке были работы не по эскизам Мухи.