Английский стиль в архитектуре
В современном загородном строительстве популярно множество самых разных стилей. Здесь вы можете встретить и модерн, и фахверк и даже один из видов английского стиля о котором мы сегодня поговорим. Когда-то давно английский стиль, будь-то дома в стиле Тюдоров или в стиле Георгианской архитектуры, можно было встретить повсеместно. Сейчас этот стиль утратил былую популярность, но те редкие архитектурные изыски, которые строят для себя обладатели тонкого вкуса, делают его уникальным объектом домостроительства, которому можно позавидовать. Конечно же, дома в Английском стиле на сегодняшний день редкость только для наших широт — России. На западе, а точнее в британии вы можете увидеть множество великолепных зданий выполненных в этом роскошном стиле.Английский стиль нельзя описать определенным перечнем присущих ему особенностей, так как содержит в себе несколько подтипов, которые имеют свои уникальные отличительные черты. Несколько сотен лет этот стиль формировался и трансформировался под новые веяния европейских манер, которые были мало распространены в Англии 16 века. Архитектурный стиль стал первым этапом уводящий современное, на то время, домостроение от средневековых каменных замков. До зарождения английского архитектурного стиля в Англии делали только три типа строений:
религиозные цели — храмы, соборы, монастыри
оборонительные постройки — замки, городские строения
жилье крестьян — дешевые жилища выполненные из того, что было
Стиль Тюдоров
Предшественниками английских домов в стиле Тюдоров, были средневековые замки, сделанные из тяжелых камней и обладающие незатейливой архитектурой. Основным критерием дома того времени, была надежность, красота стояла на втором месте. Но, когда началось царствование Тюдоров, и только зарождалась эпоха Возрождения, начался строительный бум, а вместе с ним расцвет культуры и архитектурного ремесла.
Теперь главным критерием дома в английском стиле стала не защита владельца, а демонстрация его высокого статуса. Чем дороже и изысканнее была постройка, тем могущественнее и влиятельнее казался ее владелец, богатые вельможи не могли жить в домах, которые не соответствовали их статусу. Благодаря введению новшеств, фасады домов стали выглядеть намного наряднее, чем раньше, а с распространением стекла, окна становились больше, а внутрь дома поступало на много больше света.
Правление Тюдоров оказалось достаточно долгим, и за целый век английский стиль домостроения обогатился новыми деталями. Благодаря импорту из Голландии в стиле Тюдоров начали применять красный кирпич, а также была разработана художественная кладка для создания дымоходов. В богатых домах стало популярно делать галереи — вытянутые крытые помещения. Стиль неотюдор активно используется по сей день, а для подражания колориту того времени во внешнем декоре экстерьера используется имитация под фахверк, крыши покрываются черепицей.
Основные черты стиля Тюдоров:
- Асимметричная постройка
- Четырехскатная крыша (вальмовая)
- Высокий фронтон
- Фахверковые элементы (несущие конструкции из деревянного каркаса, как элемент наружной отделки)
- Окна в мелком переплете (открывающиеся по центру окна, каждое из стекол разделено переплетом на кубики)
- Круглые слуховые окна
- Каменная отделка главного входа
Георгианская архитектура
К главным приметам Георгианской архитектуры относят:
- Строение прямоугольной формы
- Вытянутость здания
- Цоколь (часто высокий)
- Оформленный парадный вход с декоративным козырьком и полуколоннами
- Среднескатная крыша с небольшим свесом
- Окна с расстекловкой
- Минимальный внешний декор
18 век в Британии получил название Георгианская эпоха, благодаря тому, что первые четыре монарха носили имя Георг. Промышленная революция и стремление королей к новым иностранным дизайнам, а также множество свежих идеи дизайнов или просто модных элементов, поступающих из стран колоний Британии, дали начало зарождению нового стиля — Георгианская архитектура.
Георгианский архитектурный стиль вобрал в себя больше античной архитектуры, чем его предшественник, что сделало дома в этом стиле более величественными и открытыми. Чаще всего, для создания дома в георгианском стиле, как основной материал выбирается красный кирпич, который в конце строительства ничем не декорируется, при этом от античного стиля берется выделенный колоннами портик и пилястры, как элемент наружного декора.
Строгость в пропорциях, положение окон соразмерное друг другу, наличие карнизов, пилястр и колонн, опять же отказ от лишних элементов декора, сделали георгианский стиль приемлемым и для города и для загородных домов.
Во время правления Генриха IV Георгианский стиль был в самом расцвете, так как приобрел элементы французского зодчества, благодаря которым стал выглядеть утонченнее и более изысканно. Теперь окна домов стали более вытянутой формы, парадный вход приобрел еще больше декоративных элементов,террасы с балясинами, окончательно выделяя его на фоне общего здания — пилястры, высокое крыльцо, вставки из стекла, объемные наличники ,все это было частью декоративного элемента входной двери.
Стиль викторианских домов
Особенности домов в викторианском стиле:
- асимметричная сложная планировка
- многоскатная ломаная форма кровли
- фронтон-щипец
- использование колонн в балконах
- веранда
- наличие эркеров разно размера
- большие окна с расстекловкой
- слуховые окошки
Викторианский стиль совершенно не похож на двух своих предшественников, при этом, скорее имеющий совершенно противоположный набор характеристик. Он состоит из целого набора неоднородных черт, свойственных разным стилям, основной из которых — неоготика. Уже к середине 19 века в моду вернулись шпили, а также окна с витражами, готические башни и крыши с зубцами, которые вобрал в себя викторианский архитектурный стиль.
Викторианский архитектурный стиль был использован во многих постройках, например, судов и вокзалов, а также парламента, а также в нем строились частные дома.
Через некоторое время в моду вошла “римская романтика”, которая также добавила свои элементы в викторианский архитектурный стиль. В этот стиль добавились арки обрамляющие вход в гостевые и общие помещения, балюстрады присутствующие в ограждениях мансард, террас и главного входа, широкая и плоская кровля и фронтоны, стали частью английского стиля 19 века. Далее в моду стало входить копирование стиля периода Бонапарта (бонапартистов), тогда в викторианскому стилю добавились изогнутые окна, мансарды, карнизы закругленной формы. Уже ближе к 20 веку, стиль вобрал в себя множество новых элементов, но самым популярным стал “Стиль королевы Анны”. Его характерными особенностями стали яркие фасады сочных цветов, округлые крыши из черепицы, а также сложные планировки.
Современный английский дом
Как Вы уже наверное поняли, Английский архитектурный стиль имеет очень много особенностей. За несколько сотен лет, он вобрал в себя элементы многих стилей — такие объемные и разнообразные стили называют эклектичными, так как они сочетают в себе смесь и заимствования из многих источников. Тем не менее, глядя на дом в английском стиле, даже не имея профессионального образования можно угадать его название. Дело в том, что не смотря на свою многогранность в английском архитектурном стиле остались объединяющие его уникальные черты.
К этим чертам относят:
- натуральный или искусственный камень, как элемент наружного декора, также это может быть красный кирпич, который традиционно является основным материалом постройки
- слуховые окошки
- крыша с крутым уклоном
- окна с мелкой расстекловкой расположенные невысоко над землей
Внутри такого дома всегда есть камин, который обрамляют пилястрами. Традиционно камин располагается напротив входа в дом. Также при планировке дома в английском стиле следует учесть обязательное наличие комнаты для гостей или хотя бы холл.
Гараж, хоз. постройки и амбар обычно делаются отдельно стоящими от главного здания.
На сегодняшний день, застройщик может выполнить проект дома в английском стиле практически из любого материала, даже из каркаса, но, при внешнем декоре сделать отделку искусственным камнем или кирпичом, так, что выглядеть они будут натурально и никто даже не сможет понять ,что Ваш дом выполнен из нетипичного для этого стиля материала.
Следует помнить о том, что дом в Английском стиле — это не только главное здание, но и окружающий его ландшафт, играющий немаловажную роль в создании данного стиля. Английский дом всегда окружен зеленой лужайкой, аккуратно подстриженными растениями и диким плющом вьющимся по стенам.
Стиль Тюдоров Википедия
Тюдоровский стиль сочетает ряд черт, которые отличают его от стилей средневековья или конца XVII века. Основной расцвет строительства коснулся усадебных и загородных домов.
Дома знати и духовенства
С появлением пороховых пушек ко времени Генриха VI, средневековые замки утратили свои оборонительные функции. Реформы, окончание Войны роз, улучшение экономической ситуации позволили возводить комфортные, красивые дома взамен каменных, холодных цитаделей.
В правление Генриха VII происходит постепенный переход от Средневековья к Возрождению. В начале своего правления король возвёл недалеко от Лондона резиденцию Ричмондский дворец. Здание было преимущественно деревянным с некоторыми средневековыми чертами вроде главного банкетного зала и Тайных комнат (англ. Privy Chambers) с видом на реку, как практиковалось в XV веке [1]. Перед Рождеством 1497 года резиденция сгорела почти до основания, и король поручил строительство новой в новом стиле Возрождения. Также названный Ричмондским дворец не сохранился. Образец поздней английской готики капелла короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве создана в 1502—1512 годах. Великобритания вступила в эпоху возрождения с опозданием, поэтому в Италии в это время царило Высокое Возрождение, а в Англии — поздняя готика.
В XVI веке происходит окончательный переход к светскому строительству. Это объясняется отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Монастыри были закрыты или разрушены, церкви переданы приходам, а земли получило мелкое дворянство. Из-за гонений на приходы в период реформации в Англии новых церквей не возводилось, отчего сегодня в Великобритании преобладает число соборов в готическом стиле.
Английские вельможи начинают приглашать итальянских декораторов. Стены и по
Архитектурный стиль нео–Тюдор
Сущность архитектурного стиля Тюдоров
Определение 1
Под стилем Тюдоров понимается архитектурный стиль поздней английской готики, который получил широкое распространение в период правления королевской династии Тюдоров (1485 – 1603).
Надо сказать, что стиль Тюдоров охватывал первую половину XVI века, а впоследствии уступил место Елизаветинской архитектуре. Стиль соединяет в себе некоторые элементы архитектуры Возрождения и средневековой готики.
Стиль Тюдоров получил новое развитие в XIX веке в рамках развития направления историзма и обрел название нео-Тюдор. Тюдоровский стиль содержит в себе некоторые черты, отличающие его от средневековой архитектуры или зданий конца XVII века. Весьма широкое распространение стиль получил в усадебном и загородном строительстве.
Дома знатных людей и духовенства
Средневековые замки начали утрачивать свои оборонительные функции с появлением более современных пушек. Реформы, улучшение экономической ситуации в стране и окончание войны роз способствовали возведению более комфортного жилья.
Во времена правления Генриха VI произошел постепенный переход от средневековой архитектуры к Возрождению. В начале своего правления данный политический деятель поручил возвести новую резиденцию недалеко от Лондона, она получила название Ричмондский дворец. На тот момент здание было преимущественно деревянным с определенными средневековыми чертами (например, имело главный банкетный зал и тайные комнаты с видом на реку).
В 1497 году резиденция сгорела практически полностью, и король распорядился построить новую усадьбу в стиле Возрождения. Новое сооружение получило такое же название, однако, до сегодняшних дней не уцелело.
Рисунок 1. Лонглит Хаус. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
К началу XVI века начинается переход к светскому строительству. Объясняется это отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Старые монастыри были закрыты или разрушены, церкви переданы приходам, а земли – мелким дворянам. В связи с гонениями на приходы в период английской реформации новые церкви практически не возводились, поэтому в современной Великобритании число соборов в готическом стиле значительно преобладает над всеми остальными.
В это время английские вельможи начинают приглашать итальянский специалистов в декорировании интерьеров. Стены и потолки украшаются различными деревянными панелями и сложным расписным орнаментом. С прибытием волны протестантов из Нидерландов после реформации церкви в стране появляется ряд архитектурных новшеств.
При правлении Генриха VIII получили распространение:
- формы фундамента в плане вида E, Y, H;
- криволинейная форма голландского щипца;
- длинные галереи зданий;
- тюдоровская роза с пятью лепестками в орнаментах;
- геометрические формы в ландшафте.
Большой зал с камином потерял свою главенствующую роль в доме, поскольку система дымоудаления в эти годы получила особенное развитие. Теперь камин можно было располагать на верхних этажах, а хозяин дома стремился показать гостям применение новых технологий посредством украшения и выделения дымохода.
Надо сказать, что английский тип сооружений (высокие крыши, несколько дымоходов, наличие больших оконных проемов и больших эркеров на фасаде) итальянцы сочли весьма консервативным и не стали придавать ему ордерную структуру. Вторичные черты ордерной архитектуры были позаимствованы из Голландии и Германии. Но лишь в зданиях, где архитекторы решают отступить от английских традиций в строительстве, начинает получаться нечто целостное (например, Лонглит Хаус, 1567 – 1575).
Фахверк в английском стиле Тюдоров
Конструкция фахверка распространилась в английских городах в XVI веке. В большей мере она получила популярность из-за экономии пространства на узких, перенаселенных улицах. Основой фахверка в то время являлась жесткая деревянная конструкция: несущий каркас из вертикальных стоек, диагональных раскосов и горизонтальных балок.
Как правило, промежутки между балками заполнялись кирпичом, камнем или соломой. Сам каркас был виден и на фасаде, поэтому здание получало оригинальный внешний вид и особенную выразительность.
Примечательно, что данная технология применяется и по сегодняшний день, изменились лишь материалы: промежутки между балками заполняются газобетоном или иными блоками, либо утепленными каркасными панелями. При этом фахверк в стиле нео-Тюдоров получается более простым, поскольку отпадает необходимость в монтаже раскосов.
Замечание 1
Нередко в современности фахверк становится декоративным элементом фасадов, сегодня он почти утратил свое функциональное назначение. В данном случае речь идет о стилизации современного каркаса под фахверк.
Наружные стены домов в стиле нео-Тюдор обычно выполняются из кирпича, камня, либо частично штукатурятся. Обычно данные материалы комбинируются. Кирпичная кладка и оштукатуренные стены в сочетании с деревянными балками придают фасаду здания узнаваемые тюдоровские черты. Карнизы и выступающие балки фахверка контрастируют на фоне светлой штукатурки.
Тюдоровский дом строится либо в виде правильного четырехугольника, либо в свободной форме (обычно это означает асимметрию плана). Характерным элементом фасада такого здания обычно является эркер, часто в виде квадратной или круглой башни.
Рисунок 2. Загородный дом. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Фундамент дома в стиле нео-Тюдор невысокий, в этой связи деревянный или каменный пол расположен практически на нулевой отметке. Второй этаж может немного выступать вперед, выполняя функцию своеобразного навеса.
Крыши, имеющие двускатную, вальмовую или полувальмовую структуру, как правило, покрываются черепицей. Они отличаются большим углом наклона, пересечением линий и множеством высоких фронтонов, которые нередко имеют разные габариты. Примечательно, что для таких домов мансардный этаж не характерен. Одной из наиболее заметных достопримечательностей здесь будет являться большая каменная или кирпичная труба дымохода.
Стиль Тюдоров Википедия
Стиль Тюдоров — архитектурный стиль поздней английской готики, развившийся в период правления английской королевской династии Тюдоров (1485—1603). Стиль охватывал 1500—1560 годы и уступил место Елизаветинской архитектуре (англ.). Стиль соединил элементы архитектуры эпохи Возрождения и средневековой готики.
Получил новое развитие в XIX веке в рамках направления историзма, как неотюдор (англ.).
Общая характеристика
Тюдоровский стиль сочетает ряд черт, которые отличают его от стилей средневековья или конца XVII века. Основной расцвет строительства коснулся усадебных и загородных домов.
Дома знати и духовенства
С появлением пороховых пушек ко времени Генриха VI, средневековые замки утратили свои оборонительные функции. Реформы, окончание Войны роз, улучшение экономической ситуации позволили возводить комфортные, красивые дома взамен каменных, холодных цитаделей.
В правление Генриха VII происходит постепенный переход от Средневековья к Возрождению. В начале своего правления король возвёл недалеко от Лондона резиденцию Ричмондский дворец. Здание было преимущественно деревянным с некоторыми средневековыми чертами вроде главного банкетного зала и Тайных комнат (англ. Privy Chambers) с видом на реку, как практиковалось в XV веке[1]. Перед Рождеством 1497 года резиденция сгорела почти до основания, и король поручил строительство новой в новом стиле Возрождения. Также названный Ричмондским дворец не сохранился. Образец поздней английской готики капелла короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве создана в 1502—1512 годах. Великобритания вступила в эпоху возрождения с опозданием, поэтому в Италии в это время царило Высокое Возрождение, а в Англии — поздняя готика.
В XVI веке происходит окончательный переход к светскому строительству. Это объясняется отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Монастыри были закрыты или разрушены, церкви переданы приходам, а земли получило мелкое дворянство. Из-за гонений на приходы в период реформации в Англии новых церквей не возводилось, отчего сегодня в Великобритании преобладает число соборов в готическом стиле.
Английские вельможи начинают приглашать итальянских декораторов. Стены и потолки украшаются резными панелями и сложным расписным орнаментом[2]. Волна протестантов из Нидерландов прибывает в Великобританию после реформации церкви и привозят с собой ряд архитектурных новшеств.
В правление Генриха VIII получили распространение:
- формы фундамента в виде Е, Y, H[3],
- криволинейный голландский щипец,
- большие застеклённые окна (демонстрация богатства, так как стекло стоило огромных денег),
- встроенные в здание «механизмы» на потеху гостям и ради демонстрации остроумия хозяина.
- Крыша с деревянными консолями (англ.) в больших залах присутствует до 1603 года, приобретая всё больше декоративную функцию,
- окна прямоугольной формы одно над другим (за исключением крупных),
- полукруглые арки и пышные балюстрады во времена Генриха VIII и Елизаветы I,
- огромных размеров каменные камины (для жарки целых быков) нередко с выгравированным семейным гербом,
- длинные галереи;
- тюдоровская арка (англ. Tudor arch)[4];
- тюдоровская роза с пятью лепестками в орнаменте и резьбе[4],
- гобелены, тяжёлые итальянские ткани, восточные ковры в богатых домах[2],
- резная мебель из экзотических пород (сикомор, самшит, пабуд, эбеновое дерево) с высокими спинками, как у трона, обита прочной коровьей кожей[2];
- позолота внутри и снаружи здания,
- геометрический ландшафт, крупные сады на заднем дворе. При Генрихе VIII появляются первые фонтаны.
Большой зал с камином теряет свою ведущую роль в доме, поскольку совершенствуется система дымоходов[5]. Теперь камин может располагаться выше этажами, а хозяин дома старался визуально продемонстрировать принятие новой технологии через украшение и выделение дымоходов[6].
Английский тип сооружений (высокие крыши, несколько дымоходов, большие окна и большие эркеры на фасадах) оказался достаточно консервативным и не поддался влиянию ордерной архитектуре итальянцев. Вторичные черты ордерной архитектуры теперь заимствовали из протестантских Голландии и Германии. Лишь в сооружениях, где рискнули отойти от английских традиций, возникает что-то действительно целостное — Лонглит Хаус (Уилтшир, 1567—1575), симметричный план дворца Уоллатон-холл (Ноттингемшир, 1580—1588), дворец Монтегю-хаус (Сомерсетшир, 1580—1599). Но это скорее модные исключения.
Дома обывателей
Дома простых людей были фахверковыми (когда деревянная только конструкция, а промежутки заполнены камнями, кирпичом, плетением из ветвей, замазанный глиной), иногда с кирпичной кладкой[6], очаг остаётся центральным местом в доме[7]. Оштукатуренные, побеленные фахверковые дома преобладали на юге и северо-запада Англии. В сельской местности законом запрещалось возводить дома плотно друг к другу из-за угрозы пожара. Возникает коттедж — отдельный дом для одной семьи. Первый этаж занимали кладовые, кухня, вестибюли, холл, лестница, а второй отводился под спальни. Позже этот тип жилья распространился и в городах.
Характерными чертами домов обывателей периода Тюдоров являются:
- Прямоугольное или квадратное основание для городских домов,
- Сельские дома ставятся на основание по форме Н и практически не меняются со времён средневековья,
- Крышу крыли соломой, плиткой шифера, сланцем, гонтом, черепицей (в Лондоне соломенные крыши не запрещались до 1660-х годов),
- Крыша с деревянными консолями (англ.) остаётся для удобства, преимущественно, в сараях и амбарах,
- Вытянутые, узкие оконные и дверные проёмы,
- Люкарны на закате стиля
- Плиточный или земляной пол кроме каменного и деревянного,
- Выкрашенные белые стены в контрасте с тёмными дубовыми панелями фахверковых домов,
- Выступающий второй и последующие этажи позволяли экономить место на уже перенаселённых, узеньких улочках[8] (распространено на городских улицах, крупных городах вроде Лондона),
- Очень узкий или отсутствующий зазор между соседними домами в городе,
- Угловой камин,
- Деревянные лестницы в домах среднего класса и дворянства,
- Уличные туалеты устроены на заднем дворе, особенно в сельской местности,
- Небольшие приусадебные участки
Самые бедные классы ютились в своих или съёмных лачугах, где в единственной комнате ели, спали, готовили.
Классические примеры в архитектуре
Влияние
В XIX веке в модном течении историзма, наряду с другими возрождёнными стилями тюдоровский стиль вернулся в виде неотюдоровского стиля (англ.). Тогда же среди образовательных учреждений в Великобритании и её колониях получил распространение стиль коллегиальной готики, опирающийся на архитектуру готики и периода Тюдоров[9][10].
См. также
Примечания
- ↑ Dr. John Cloake. Richmond Palace (англ.) // London Borough of Richmond upon Themes : Local History Notes.
- ↑ 1 2 3 Нина Софиева. Только английский стиль. — Litres, 2017. — 228 с. — ISBN 9785040848195.
- ↑ Airs, Malcolm. Tudor and Jacobean. The Buildings of Britain / Service, Alastair. — London: Barrie and Jenkins, 1982. — ISBN 0-09-147830-8.
- ↑ 1 2 Cyril M. Harris. Illustrated Dictionary of Historic Architecture. — Courier Corporation, 2013. — 1486 с. — ISBN 9780486132112.
- ↑ Quiney, Anthony. Period Houses, a guide to authentic architectural features. — London: George Phillip, 1989. — ISBN 0-540-01173-8.
- ↑ 1 2 Picard, Liza. Elizabeth’s London. — London: Phoenix, 2003. — ISBN 0-7538-1757-8.
- ↑ Quiney, Anthony, 1935-. Period houses : a guide to authentic architectural features. — London: Philip, 1989. — 191 pages с. — ISBN 0540011738.
- ↑ Eakins, Lara E. «Black and White» Tudor Buildings (англ.) // Tudorhistory.org..
- ↑ George E. Thomas, David B. Brownlee. Building America’s First University: An Historical and Architectural Guide to the University of Pennsylvania. — University of Pennsylvania Press, 2000. — С. 88—97. — 414 с. — ISBN 0812235150.
- ↑ Stephen Taul. Collegiate Gothic Architecture: Style & History (англ.) // Study.com.
Литература
- Всеобщая история искусств, т. 2, М, «Искусство», 1960.
- Краткая художественная энциклопедия, Искусство состояние и народов мира. Т. 1, М, 1962, с. 285—333.
- Коуэн Г. Дж., «Мастера строительного искусства», М, 1982.
Литература на английском
- Downes, Kerry. Christopher Wren (англ.). — Oxford University Press, 2007. — ISBN 0199215243.
- Hawkes, Jacquetta. The Shell Guide to British Archaeology (неопр.). — London: Michael Joseph, 1986. — ISBN 0-71812448-0.
- MacGibbon, David; Ross, Thomas; Ross, Thomas. The Ecclesiastical Architecture of Scotland: From the Earliest Christian times to the Seventeenth Century (англ.). — D. Douglas, 1896. — Vol. 1.
Ссылки
Английский стиль в архитектуре
Образец английского стиля в архитектуре — замок Виндзор (Windsor Castle) создан в стиле Тюдор.
Английский стиль в архитектуре востребован и в современном загородном строительстве. В зависимости от исторического периода дизайн в английском стиле относится к одной из несколько групп. У каждой из групп свои традиции и каноны, имеющие ярко выраженные отличительные черты. Направления английского стиля формировались под влиянием европейских архитектурных стилей, с учетом национальных мотивов и исторических особенностей. Первые сооружения в Англии имели религиозное (монастыри, аббатства, храмы, соборы) или оборонительное (замки, городские постройки) назначение.
Английский стиль Тюдоров (1485-1604 гг.)
Хэмптон Корт (Hampton Court) королевская резиденция в Ричмонд на Темзе. Заложен в 1514 г.
Правление Тюдоров пришлось на период Реформации. В этот период церкви были переданы приходам, дворянство получило земельные наделы, а монастыри были распущены, и эти события послужили толчком к развитию светского строительства. Традиции архитектуры, на которую влияла католическая церковь, были вытеснены идеями строительства, пришедшими из протестантских стран (Германии, Голландии) Дизайн в английском стиле королевской династии Тюдоров основан на сочетании поздней английской готики, итальянского и фламандского Ренессанса. В дизайне этого английского стиля сохранилась готическая форма, а Ренессанс проявлялся в декоре фасадов и внутренних помещений. Образцом английского стиля в архитектуре времен Тюдоров из масштабных построек стали: капелла Генриха VII (Вестминстерское аббатство. 1502-1512гг.), дворец Хэмптон-Корт (Мидлсеск, 1515г.), дворец Нонсач (Суррей, 1538г. разрушен). В наследство от монастырей жилым сооружениям достались обрамляющие внутренний двор клуатры — крытые обходные галереи. В новых строениях в английском стиле тоже нередко возводились галереи, напоминающие монастырские. В домах состоятельных семей появились также галереи — крытые и открытые. Например, усадебный дом Томаса Лейка 16 в. имел две галереи — закрытую и открытую на втором этаже особняк Строубери Хилл (Strawberry Hill) писателя Горация Уолпола (1717—1797 гг.). В 17-18 вв. в галереях устраивали выставочные залы с картинами и скульптурами. Галерея в замке Монтакьют-хаус (Montacute House) в графстве Сомерсет самая длинная в Англии— 52 м — здесь дети могли кататься на пони.
Галерея в замке Монтакьют-хаус (Montacute House) в графстве Сомерсет.
В сельском строительстве сохранялись и народные традиции, которые существовали еще с 14 в. после того, как чума унесла жизни многих мастеров: уплощенные арки, веерный свод, большие окна и тонкие брусья. В это период стал популярен фахверк, когда конструкция дома создавалась из брусьев, а стены выкладывались из камня, кирпича, глиняной массы. Здания штукатурили и белили, и это придавало им нарядный вид. Отличительными особенностями дизайна в английском стиле Тюдор были: крутые кровли, высокие фронтоны, высокая труба, узкие высокие окна из небольших стеклянных фрагментов, асимметрия в плане, наличие слуховых окон. Кровлю крыли черепицей, шифером, сланцем, деревянным гонтом, соломой. Дома в этом стиле, построенные для одной семьи, заполнили узкие улицы городов, а также стали основой загородного жилого строительства. В современном варианте тюдоровский дизайн в английском стиле обогащается современными материалами и технологиями возведения. Деревянные части могут быть заменены на искусственные имитаторы. Наполнение между каркасными брусьями может быть сделано из искусственного камня. Кроме того, фахверковая система может быть имитирована, и брусья наложены поверх наружных стен, как декор.
Жилой дом в стиле Тюдоров. Фахверк.
Жилые дома в тюдоровском английском архитектурном стиле напоминают иллюстрации из сказок, и поэтому проекты английского архитектурного стиля Тюдор весьма востребованы современными заказчиками. Георгианский английский архитектурный стиль (1714-1830 гг.) Стиль пришелся на период правления королей от Георга I до Георга IV. К этому времени Ренессанс проник и в Англию. В моде были палладианство и строгий классицизм с присутствующими национальными мотивами. Планы и фасады были симметричными, изящно декорированными. Популярны цветная штукатурка, лепнина с римскими орнаментами. Период ознаменовался ростом буржуазного класса, и дизайн в английском стиле этого направления отлично вписывался в концепцию загородного и городского дома для буржуа: строгость, простота, и в то же время — достоинство и торжественность. В результате, дома в этом стиле составляют основные лондонские застройки. Для зданий такого рода характерны ритмичность и равномерность распределения оконных проемов одинакового размера (обычно их пять на основном фасаде), портик, небольшой скат кровли, практически не нависающей над стенами, стены из кирпича с небольшим количеством декора, парные трубы, английский декор здесь представлен филенчатыми дверями, украшенные пилястрами. Нередко именно это направление подразумевают современные заказчики, когда они говорят об английском архитектурном стиле.
Георгианский стиль в лондонской городской застройке.
Викторианский английский архитектурный стиль (1800-1900 гг.). Этот стиль имел характерные эклектические черты (ссылка на статью о викторианском стиле). В течение всего периода своей популярности стиль подвергался изменениям: 1835-1855 гг. — ранний викторианский архитектурный стиль — эклектика из смешения неостилей; 1855-1870 гг. — «Mid-Victorian period» средне-викторианский период; 1870-1901гг.«Free Renaissanse revivals» «Свободное возрождение Ренессанса» — поздний. В раннем периоде стиль представляли двухэтажные дома из кирпича с симметричными фасадами, одним или двумя выходами, большими окнами, в том числе круглыми и стрельчатыми. Богатый фасадный дизайн английского стиля времен королевы Виктории составляли: фигурная кирпичная кладка, лепные и кованые вставки, витражи. Основной стала внутренняя планировка, распределение жилых и хозяйственных помещений, которые и оказывали влияние на план дома. Поскольку в Англии, в отличие от, например, Франции, власть не регулировала строительство, буржуа заказывали архитекторам оригинальные строения, стремясь выделиться в светском обществе. А широкое производство декоративных деталей позволяло пышно украшать фасады лепниной.
Это название направлению дал британский архитектор Ричард Норман Шоу (Richard Norman Shaw. 1831-1912 гг.) через 150 лет после правления королевы Анны (1702—1714 гг.), несмотря на то, что его строения не похожи на те строения, которые возводились в период ее властвования. Характерными чертами являются такие элементы английского декора: декоративный орнамент, сложная структура фасадов и планов, башенки разных форм. В Северной Америке, Новой Зеландии, Австралии это стилевое направление получило широкое распространение, и с тех пор в моде. Основным материалом строительства в этих странах стала древесина.
Большинство существующих масштабных сооружений Лондона были возведены в позднюю викторианскую эпоху: здания Парламента, колокол «Биг-Бен» (1836-1860гг. архитектор Ч. Бэрри), мост Тауэр (1886-1894 гг). В 1880-х гг. появилось еще одно направление в архитектуре, названное «стиль Риджент стрит» («Regent street style»), в этом стиле создавали дорогие бутики на этой улице. Это течение ассоциировалось с роскошью и помпезностью. В поздний период, в 1880-1910 гг. с открытием новых деревообрабатывающих производств, стали чаще строить деревянные дома (это направление получило название «Folk Victorians» — фольклорный викторианский стиль). Английский декор для такого фасада был представлен резьбой, а кровлю венчала остроконечная башенка. С 1880 по 1905 гг. в моде было направление английского архитектурного стиля, названное «стилем королевы Анны».
Викторианский загородный дом.
Кроме того, здесь на основе викторианства получил развитие дизайн английского стилевого направления, получивший название «Brick Gothic» с неоготическими мотивами на основе кирпича и «Carpenter Gothic» — плотническая, деревянная неоготика с кружевным резным деревянным декором. Викторианский английский архитектурный стиль в американской архитектуре также воплотился в течение «Italianate» в 1840-1885 гг.: возврат к позднему Ренессансу. Для этого течения свойственны широкие карнизы и кронштейны, декоративная башня с квадратным куполом, двускатная крыша, высокие, узкие окна. «Italianate» основывалось на художественном движении 1840-х гг., которое приветствовало отход от классики и воссоздавало облик сельского итальянского дома, возвращаясь к позднему периоду Ренессанса.
Дом в английском викторианском стиле (течение «Folk Victorian»).
Викторианский английский архитектурный стиль в силу того, что в него включены самые различные направления, не имеет общих черт, кроме того, что используются неостили и комбинации различных стилевых направлений. Чаще всего дома обладают высокой крышей, башенками, фронтонами, окнами разной величины и формы, выступающими частями фасадов, эркерами. Стены могут быть кирпичными, деревянными. Такие дома хорошо вписываются в любой ландшафт и всегда эффектно выглядят. Какое бы направление английского архитектурного стиля не было выбрано, оно всегда укажет на то, что хозяева дома — образованные люди со вкусом.
Автор текста: М. Костин
Стиль Тюдоров — WiKi
Тюдоровский стиль сочетает ряд черт, которые отличают его от стилей средневековья или конца XVII века. Основной расцвет строительства коснулся усадебных и загородных домов.
Дома знати и духовенства
С появлением пороховых пушек ко времени Генриха VI, средневековые замки утратили свои оборонительные функции. Реформы, окончание Войны роз, улучшение экономической ситуации позволили возводить комфортные, красивые дома взамен каменных, холодных цитаделей.
В правление Генриха VII происходит постепенный переход от Средневековья к Возрождению. В начале своего правления король возвёл недалеко от Лондона резиденцию Ричмондский дворец. Здание было преимущественно деревянным с некоторыми средневековыми чертами вроде главного банкетного зала и Тайных комнат (англ. Privy Chambers) с видом на реку, как практиковалось в XV веке[1]. Перед Рождеством 1497 года резиденция сгорела почти до основания, и король поручил строительство новой в новом стиле Возрождения. Также названный Ричмондским дворец не сохранился. Образец поздней английской готики капелла короля Генриха VII в Вестминстерском аббатстве создана в 1502—1512 годах. Великобритания вступила в эпоху возрождения с опозданием, поэтому в Италии в это время царило Высокое Возрождение, а в Англии — поздняя готика.
В XVI веке происходит окончательный переход к светскому строительству. Это объясняется отделением англиканской церкви в самостоятельную независимую ветвь христианства. Монастыри были закрыты или разрушены, церкви переданы приходам, а земли получило мелкое дворянство. Из-за гонений на приходы в период реформации в Англии новых церквей не возводилось, отчего сегодня в Великобритании преобладает число соборов в готическом стиле.
Английские вельможи начинают приглашать итальянских декораторов. Стены и потолки украшаются резными панелями и сложным расписным орнаментом[2]. Волна протестантов из Нидерландов прибывает в Великобританию после реформации церкви и привозят с собой ряд архитектурных новшеств.
В правление Генриха VIII получили распространение:
- формы фундамента в виде Е, Y, H[3],
- криволинейный голландский щипец,
- большие застеклённые окна (демонстрация богатства, так как стекло стоило огромных денег),
- встроенные в здание «механизмы» на потеху гостям и ради демонстрации остроумия хозяина.
- Крыша с деревянными консолями (англ.) в больших залах присутствует до 1603 года, приобретая всё больше декоративную функцию,
- окна прямоугольной формы одно над другим (за исключением крупных),
- полукруглые арки и пышные балюстрады во времена Генриха VIII и Елизаветы I,
- огромных размеров каменные камины (для жарки целых быков) нередко с выгравированным семейным гербом,
- длинные галереи;
- тюдоровская арка (англ. Tudor arch)[4];
- тюдоровская роза с пятью лепестками в орнаменте и резьбе[4],
- гобелены, тяжёлые итальянские ткани, восточные ковры в богатых домах[2],
- резная мебель из экзотических пород (сикомор, самшит, пабуд, эбеновое дерево) с высокими спинками, как у трона, обита прочной коровьей кожей[2];
- позолота внутри и снаружи здания,
- геометрический ландшафт, крупные сады на заднем дворе. При Генрихе VIII появляются первые фонтаны.
Большой зал с камином теряет свою ведущую роль в доме, поскольку совершенствуется система дымоходов[5]. Теперь камин может располагаться выше этажами, а хозяин дома старался визуально продемонстрировать принятие новой технологии через украшение и выделение дымоходов[6].
Английский тип сооружений (высокие крыши, несколько дымоходов, большие окна и большие эркеры на фасадах) оказался достаточно консервативным и не поддался влиянию ордерной архитектуре итальянцев. Вторичные черты ордерной архитектуры теперь заимствовали из протестантских Голландии и Германии. Лишь в сооружениях, где рискнули отойти от английских традиций, возникает что-то действительно целостное — Лонглит Хаус (Уилтшир, 1567—1575), симметричный план дворца Уоллатон-холл (Ноттингемшир, 1580—1588), дворец Монтегю-хаус (Сомерсетшир, 1580—1599). Но это скорее модные исключения.
Дома обывателей
Дома простых людей были фахверковыми (когда деревянная только конструкция, а промежутки заполнены камнями, кирпичом, плетением из ветвей, замазанный глиной), иногда с кирпичной кладкой[6], очаг остаётся центральным местом в доме[7]. Оштукатуренные, побеленные фахверковые дома преобладали на юге и северо-запада Англии. В сельской местности законом запрещалось возводить дома плотно друг к другу из-за угрозы пожара. Возникает коттедж — отдельный дом для одной семьи. Первый этаж занимали кладовые, кухня, вестибюли, холл, лестница, а второй отводился под спальни. Позже этот тип жилья распространился и в городах.
Характерными чертами домов обывателей периода Тюдоров являются:
- Прямоугольное или квадратное основание для городских домов,
- Сельские дома ставятся на основание по форме Н и практически не меняются со времён средневековья,
- Крышу крыли соломой, плиткой шифера, сланцем, гонтом, черепицей (в Лондоне соломенные крыши не запрещались до 1660-х годов),
- Крыша с деревянными консолями (англ.) остаётся для удобства, преимущественно, в сараях и амбарах,
- Вытянутые, узкие оконные и дверные проёмы,
- Люкарны на закате стиля
- Плиточный или земляной пол кроме каменного и деревянного,
- Выкрашенные белые стены в контрасте с тёмными дубовыми панелями фахверковых домов,
- Выступающий второй и последующие этажи позволяли экономить место на уже перенаселённых, узеньких улочках[8] (распространено на городских улицах, крупных городах вроде Лондона),
- Очень узкий или отсутствующий зазор между соседними домами в городе,
- Угловой камин,
- Деревянные лестницы в домах среднего класса и дворянства,
- Уличные туалеты устроены на заднем дворе, особенно в сельской местности,
- Небольшие приусадебные участки
Самые бедные классы ютились в своих или съёмных лачугах, где в единственной комнате ели, спали, готовили.
Стиль Тюдоров в архитектуре — дома в Тюдоровском стиле
Стиль, который процветал под Тюдоровской династией в Англии. Он символизировал изобретательность использования древесины и кирпича.
В архитектуре эпохи Тюдоров (15-17 вв.) виден переход от позднее средневековых или готических форм архитектуры к объединению элементов архитектуры эпохи Ренессанса, во Франции, Нидерландах и Италии. Этот стиль замечен как в народной архитектуре обычных зданий, сараев и конюшен, так и в фантастических зданиях елизаветинской архитектуры, таких, как Хардвик-холл и Лонглит. Кирпич был главным строительным материалом, особенно в архитектуре замков и больших загородных домов, но конструкция из древесины была также популярна. Кирпич часто структурировался, приобретая ромбовидную форму, придавая зданию ромбовидный узор. Другие элементы, которые развились из последней готической архитектуры, были сглаженными версиями резкой готической арки (известной, как тюдоровская арка). Линии крыши характеризовались крутыми фронтонами и высокими дымоходами вырезанными и сформированными из кирпича, часто асимметричными.
Особенности стиля:
- Крутые фронтоны
- Высокие дымоходы
- Конструкции из древесины
- Кирпич
Подписаться на новые статьи
Поделиться публикацией: