стили, новые тенденции — Новости Оптом
Содержание статьи:Архитектура отражает мироощущение определенного временного периода. Поэтому многие исторические эпохи связаны с появлением новых стилей и направлений в зодчестве. Современный этап развития архитектуры характеризуется многообразием и эклектичностью. Однако в общепринятом представлении зодчество XXI века – это стекло, бетон, минимализм и хай-тек. Мы изложили материал о современной архитектуре России, ее особенностях и стилях.
Проблемы периодизации
Вам будет интересно:Музей Сваровски в Инсбруке — достопримечательность Австрии
Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.
Стили
Современное зодчество существует в диалоге с модернизмом. Считается, что есть два больших направления: это неомодернизм или поздний модернизм, который стремится развить принципы этого направления, и постмодернизм, который направлен на переосмысление нового времени и переработку принципов модернизма. Так как модернизм в целом был глобалистским течением, то современная архитектура во многом утрачивала национальные черты. Но не всех зодчих это устраивало. В результате появилось еще одно направление, получившее название регионализм. Он стремится соединить современные архитектурные принципы с национальными традициями. Однако все эти направления имеют скорее идеологические различия, чем формальные. Поэтому искусствоведы и исследователи говорят о таких стилях, как хай-тек в архитектуре, конструктивизм, минимализм, органическая или эко архитектура, деконструктивизм, китч. Особенности современного состояния зодчества заключаются в том, что творцы могут обращаться и к стилям прошлого, обыгрывая и переосмысляя их.
Тенденции
Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх — высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.
Вам будет интересно:Правила хорошего тона для женщин. Современный этикет
Российская реальность
После перестройки в России начинается строительный бум. И архитекторы вместе с заказчиками решили срочно воплотить все мечты. Этот период характеризуется дикими архитектурными и градостроительными решениями. Позже страна начинает искать свое место в мировом зодчестве, примеряет к себе мировые тенденции. Но до конца проблемы 90-х годов современная архитектура России не преодолела. Все еще в городах страны строят много зданий, не соответствующих никаким актуальным трендам. Новые дома часто плохо сочетаются с существующим городским окружением, не отвечают требованиям энергосбережения. Основная проблема российской архитектуры – это низкое качество образования. Учебные программы в профильных вузах отстают от реальности на 5, а то и 10 лет. Поэтому в Россию часто приглашают зарубежных архитекторов. Они, конечно, привносят свежую струю в отрасль, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это разрушает национальные архитектурные традиции, делает города одинаковыми, безликими.
Авторская и типовая архитектура
В России, как и во всем мире, складываются две архитектурные сферы. Это авторская застройка, в этом случае архитекторы создают авторские проекты для конкретных мест и заказчиков. Такие работы представляют на конкурсах, в них творцы могут реализовать свои творческие задумки. И типовая застройка, когда авторы создают универсальный проект без привязки к месту. Главное в таких проектах соблюсти все технические и функциональные требования. Второй вид зодчества в советское время был совершенно лишен творческого начала, сегодня картина начинает меняться. Архитектура типового жилья в современной России сегодня становится комплексной. Часто у автора нет возможности просто проектировать дом, он должен продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг: парковку, благоустройство территории, социальные объекты. Зодчие предлагают решения, которые отвечают требованиям времени. Массовое жилье теперь тоже должно быть не только функциональным, но и красивым.
Вам будет интересно:Лучшие музеи матрешек в России
Стили российской архитектуры
Зодчие России всегда стремились сохранять свою национальную специфику. Но XX век был веком глобализации, и региональные особенности уходили на второй план либо вообще исчезали. Но современный этап развития архитектуры вновь делает актуальными индивидуальные черты зданий. Зодчие стремятся создавать заметные, запоминающиеся дома. При этом они используют разные решения. Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые тенденции. Но общество в целом отрицательно относится к появлению в старых частях городов ультрасовременных зданий. Примером может послужить общественная ситуация, складывавшаяся вокруг Охта-центра в Петербурге, который должен был нарушить историческую перспективу города. Поэтому сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконструктивизм, и исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Хотя эти стили все-таки уже не являются чистыми, а становятся базой для осмысления и игры архитекторов. Поэтому основной стиль российской архитектуры – это эклектика.
Тенденции развития российской архитектуры
Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве есть две тенденции. С одной стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются продолжать традиции русской зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Также специалисты отмечают такие тенденции современной архитектуры России, как рост высотности. Теперь уже никого не удивляют 25-этажные дома, которые еще недавно воспринимались как небоскребы, которым не место в российских городах. Особая тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, заказчики не готовы вкладывать большие деньги в авангардную архитектуру. Например, знаменитый новатор сэр Норман Фостер спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни одного не удалось. Сегодня только современная архитектура Москвы понемногу начинает приближаться к мировым стандартам и трендам, но все равно еще в совсем небольших объемах.
Российские авторы
Сегодня в отечественной архитектуре немало имен, которые хорошо известны специалистам по конкурсам и выставкам. Но обычные люди вряд ли назовут хотя бы одного современного российского автора. А архитектуру 21 века делать молодым. К их числу относятся:
Кроме этого, молодого поколения отечественную архитектуру продолжают создавать такие классики, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Алексей Муратов, Михаил Хазанов и другие.
Зарубежные архитекторы в России
Еще с древних времен на Руси была традиция приглашать иностранных зодчих для возведения различных сооружений. Мы помним, что немало зданий, которым мы гордимся как русским наследием были возведены иностранцами. Поэтому и современная архитектура России не обходится без «варягов». Самыми заметными иностранными зодчими современности стали:
- Заха Хадид, ее бюро реализует сейчас проект застройки Рублево-Архангельского;
- английское бюро LDA создали проект застройки острова Октябрьский в Калининграде;
- испанец Рикардо Бофилл выиграл конкурс на реновацию проспекта Вернадского в Москве.
Столичная и региональная архитектура
Сегодня современная архитектура – это выбор больших, богатых городов страны. Причина заключается в том, что обычно для реализации проектов в современных стилях нужна смелость и большие бюджеты, а у провинциальных городов чаще всего нет ни того, ни другого. Показательным является проект «Москва-сити», который не потянул бы ни один другой город. Поэтому современная архитектура городов России – это либо однообразные типовые проекты, либо что-то в традиционных стилях.
Источник
7 популярных пабликов ВКонтакте • Интерьер+Дизайн
Паблики «ВКонтакте» — настоящее явление. За 11 лет существования социальной сети их появилось более 400 тысяч. Темы самые разные. Архитектура и дизайн — не исключение. Предлагаем подборку из семи интересных сообществ.
По теме: Brutalism
Совмод Исследовательский проект, полностью посвященный советскому модернизму. В отдельное направление он выделен относительно недавно и сегодня вызывает достаточно много споров. Авторы ставят своей задачей ближе и без предубеждений познакомить читателя с советским архитектурным наследием. За почти пять лет существования паблика (ведется с января 2013 года) у него появилось более 58 тысяч подписчиков и несколько сотен изображений различных объектов: от жилых и общественных зданий до автобусных остановок, станций метро, памятников, декоративных панно и росписей. В комментариях делятся мнениями, информацией и актуальными фотографиями объектов.
Современная типовая архитектура Группа ведется с 2008 года и собирает информацию о типовых постройках: жилых и общественных зданиях, сооружениях промышленности и транспорта, малых архитектурных формах и др. Одно из главных достоинств паблика — обширный и тщательно составленный каталог серий и проектов, в котором нужный объект можно искать по месту расположения или периоду постройки. Группа регулярно делится материалами об архитектуре. Читают более 10 тысяч участников.
Конструктивизм. Неоконструктивизм. Супрематизм Тематика паблика вынесена в его заголовок. Здесь современные и архивные фотографии, планы, эскизы, статьи. Постройки как российские, так и зарубежные. Подписчики — более 3 тысяч ценителей конструктивизма, неоконструктивизма и супрематизма.
Архитектура | Ardezart™ Любовь к современной архитектуре во всех ее проявлениях. Паблик обновляется несколько раз в сутки, предлагая проекты молодых авторов и суперзвезд архитектуры — от Рикардо Бофилла до Захи Хадид. Публикуют как новые работы, так и знаковые объекты. Также из интересного — тематические подборки и архитектурный рисунок. В подписчиках — более 200 тысяч человек.
Современная архитектура: Архиновости Клуб архитекторов и дизайнеров, в который входят более 30 тысяч участников. Здесь делятся новостями и подборками, теоретическими и практическими материалами на тему архитектуры и дизайна, анонсируют мероприятия, публикуют свои проекты и размещают вакансии.
АРХИТЕКТУРА & ДИЗАЙН & КРЕАТИВ Одна из особенностей паблика — большое количество гиф-анимации и видеороликов на тему архитектуры и дизайна. Примеры работы с различными материалами, необычные решения (от выезжающего из пола террасы стола до межкомнатных перегородок из блоков конструктора), забавные идеи и находки. Не обошлось без тематических новостей, интересных проектов и подборок, а также обсуждений, к которым могут присоединиться участники (их более 47 тысяч).
Типовая архитектура советского периода в культурно-историческом контексте (на примере г. Комсомольска-на-Амуре)
Каждый новый этап в развитии культуры является отчасти переосмыслением «старого», преломлением его сквозь призму обновленных ценностных представлений и выведением «нового», концентрирующего в себе базовые ценностные установки и культурные достижения прошлого. Все новое так или иначе интегрирует в себе культурные ценности прошлого, и закон преемственности есть общий закон развития культуры и архитектуры как элемента, воплощающего в своей материальности духовную культуру общества.
Все архитектурные объекты, несущие в своих образах общие и особенные проявления духовных идеалов и экономических возможностей своего времени, представляют ту или иную культурно-историческую эпоху в целом, следовательно, являются частью общечеловеческой культуры. Сохранение и включение в современные материально-пространственные структуры образцов культуры прошлого как свидетельств материального и художественного социального опыта делают историю зримой, в то же время реализуется ряд специфических функций архитектуры – эстетической, воспитательной и социальной.
При этом стремление к разрушению «старого» характерно для периодов социальных «революций», когда новое сознание в своей устремленности к новому идеалу пытается разрушить свое собственное недавнее прошлое. Так, например, вся архитектурная среда «новых» советских городов ХХ века в настоящее время ассоциируется в сознании людей как «советская», которая выражает собой негуманные результаты реализации мечты о справедливом устройстве идеального общества. Под влиянием социальных преобразований, которые переживает Россия с начала 1990-х годов ХХ века, в современном общественном сознании сформировано негативное отношение к архитектуре советского периода, в отличие от зданий, построенных до возникновения советского государства, которые воспринимаются определенно как исторические архитектурные памятники. Несмотря на то, что «великий социальный эксперимент» и все, что с ним связано, безусловно, подлежит осмыслению на предмет отбора ценных свидетельств истории России и его вклада в мировую культуру.
Историю советской архитектуры принято условно делить на три этапа. Первому этапу (1917–1932 годы) свойственна новаторская направленность архитектурного авангарда; второму (1933–1954 годы) – освоение классического наследия и монументализация архитектурного образа; третьему (с середины 1950-х годов до 1991 года) – решение социальных и идейно-художественных задач на основе индустриализации и технических достижений в строительстве, создание так резко критикуемой сегодня массовой типовой архитектуры.
Комсомольск-на-Амуре является типичным «новым» советским городом. Несмотря на историю основания и проекты развития его архитектурная среда претерпела все стадии советского проектирования и строительства. Академик Д.О. Швидковский отмечает, что «на протяжении ХХ столетия происходила быстрая и решительная смена архитектурных стилей. Ни одна эпоха не знала подобного темпа перемен. В течение последних семи десятилетий художественная направленность советских зодчих кардинально менялась трижды». 1920-е годы отличались необыкновенной яркостью новаторских идей конструктивизма и функционализма, упорной борьбой с традиционалистами. В середине 1930-х, казалось, непоколебимо утвердился стиль, основанный на использовании исторического наследия. Архитектурный классицизм господствовал вплоть до второй половины 1950-х годов. И снова решительный отказ от прежних форм. На смену тому направлению в архитектуре, которое стали называть “украшательством”, пришла предельная скупость нового индустриального строительства» [8, с.4].
Следует отметить, что именно жилая застройка определяет основу архитектурной среды любого города. Архитектурный образ Комсомольска-на-Амуре как и большинства «новых» советских городов прежде всего создается типовыми «сталинками», «хрущевками» и «девятиэтажками». Характерной чертой жилищного строительства советской России была межвидовая унификация стандартных элементов и их промышленное производство, рассчитанные на массовую повторяемость. Безусловно, обоснование культурной ценности типовых объектов массового строительства их идейно-художественными достоинствами вряд ли представляется возможным. Но архитектура типовых серийных домов, скомпонованных в «спальные» районы «новых» советских городов, все же являясь архитектурным наследием советского периода, представляет историческую непрерывность контекстуального пространства городской среды.
Историческую застройку советского периода Комсомольска-на-Амуре можно разделить на «сталинскую» (1932 – конец 1950-х годов) и период развития индустриального типового домостроительства (1960 –1980-е годы).
Первыми каменными жилыми домами Комсомольска-на-Амуре стали типовые «сталинки». «Сталинки» – общее название домов, сооружавшихся в советских городах с конца 1930-х до середины 1950-х годов. При этом даже типовые «сталинки» существенно различаются между собой. Так, архитектура рядовых «сталинок» утилитарна. Фасады таких домов почти плоские со стандартным лепным декором. В то же время строилось и более дорогое жилье, скорее всего, предназначенное для партийных, советских и хозяйственных руководителей. Такие здания – более крупные с высоким бельэтажем, в их композиционном решении использованы классические архитектурные формы. Так, например, в Москве к такому типу зданий, несомненно, можно отнести семь высотных домов. В провинциальных городах такие дома от рядовых, как правило, отличаются не этажностью, а более изысканным фасадом. В Комсомольске-на-Амуре нет, так называемых, высотных зданий сталинского периода, но построено несколько домов «со шпилем», отличающихся характерными архитектурными акцентами, которые, в сущности, тоже являются стандартными и типовыми. Но, в отличие от рядовых «сталинок», такие дома имеют рельефные фасады, башни и фронтоны, богатую лепнину. В Комсомольске-на-Амуре «сталинками» застроены только первые улицы города, такие как, улица имени Кирова, проспект Мира (бывший проспект имени Сталина), улица имени Ленина. Их строительство началось еще до войны. Практически половина пространства Ленинского округа сформирована зданиями, построенными до конца 1950-х годов. Поселок Амурсталь (ранее Сталинский район) состоит из каменных домов «сталинского» периода застройки Комсомольска-на-Амуре. Территория города была поделена на кварталы и застройка в основном велась не последовательно по кварталам, а сначала возводились здания по границам кварталам, а затем, по мере появления средств, застраивалось внутриквартальное пространство. По углам возводились кирпичные здания, которые отличались повышенной этажностью, имели ступенчатую конфигурацию, с уступами и башнями, а внутреннее пространство застраивалось деревянными домами [1, с.45]. Здания, формирующие фронт застройки кварталов и ограничивающие внутриквартальное пространство, организовывали замкнутые и полузамкнутые дворы. Причем если фасад здания, как правило, отличается праздничностью – в декоре использованы элементы, имитирующие монументальные входы и стилобаты, арки, карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами (см.прим. 1), – то обратная сторона дома, выходящая во двор, не имеет украшений – она безлика и в некоторых случаях, совсем не имеет наружной отделки. Подобная эстетика отделки зданий этого периода сохранилась до сих пор.
В основном дома, возводимые в Комсомольске-на-Амуре в тот период, строились по типовым проектам, но вместе с тем именно «сталинская» застройка представляет культурно-историческую ценность. Цельность восприятия зданий «сталинского» периода Комсомольска-на-Амуре, основана на типологическом и стилистическом единстве сохранившейся застройки. Несмотря на эклектичность стиля сталинской архитектурны, обращение к античному наследию как к высшей художественной норме и идеалу являлось составной частью общеевропейской волны неоклассицизма, выражающей культурную и художественную тенденцию в искусстве.
После смерти Сталина начало нового этапа развития советской архитектуры ознаменовало Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В постановлении обращалось внимание на «неправильное направление» в архитектуре, выразившееся в создании «вокзалов-дворцов» и в увлечении «показной стороной», а также в пренебрежении «необходимостью создания удобств для населения, требованиями экономики и нормальной эксплуатации зданий». Так, например, в постановлении говорилось: «Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся» [7, с.533]. В постановлении был, полностью отвергнут классический ордер как элемент, не соответствующий «современным» требованиям. Главной задачей городского строительства стало сооружение сравнительно недорогих жилых домов. В результате коренной перестройки архитектурно-строительного дела предполагалось создать архитектуру современного социалистического города. Наступило так называемое «хрущевское» время, ясно опознаваемое в архитектуре городов. Новая архитектура России с конца 1950-х годов – это спальные районы, пятиэтажки. Наверное, самый известный пример – это район «Черемушки» в Москве. На первом этапе массового индустриального строительства основным в жилой застройке советских городов стал пятиэтажный дом простой конфигурации, называемый «хрущевкой». «Хрущевками» принято называть панельные и кирпичные трех-пятиэтажные дома, массовое строительство которых началось во время правления Н.С.Хрущева. В 1958 году инженер В.П. Лагутенко сделал первый проект пятиэтажки – это была серия К-7 (К–каркасный), получивший в дальнейшем прозвище «хрущевка». Он являлся копией французской пятиэтажки, но имел некоторые функциональные упрощения (например, отсутствие лифта). Основная идея такого домостроения заключалась в том, что фактически здание изготавливалось на заводе, а на месте только собиралось. Это позволяло значительно ускорить и удешевить процесс домостроения. При этом следует отметить что «хрущевки» создавались как жилье временное, а потому их прямым назначением прежде всего было быстрое решение квартирного вопроса. Эстетика этих зданий практически не имела значения. Так появились знаменитые «хрущевки». Цель проекта была в том, чтобы в 1980 году каждая советская семья встретила коммунизм в отдельной квартире [2].
В середине 1960-х годов в Комсомольске-на-Амуре началась застройка улиц пятиэтажными панельными домами. Массовая застройка Комсомольска-на-Амуре данного периода характеризуется низким уровнем интенсивности освоения территории, благоустройства, однообразием, отсутствием цвета и пластики в архитектуре. Первые такие дома стали появляться на улице Комсомольской (от стадиона «Авангард» до проспекта Октябрьский). Кварталы таких жилых домом построены, например, по проспекту Октябрьскому, проспекту Интернациональному.В оформлении фасадов зданий отсутствует лепнина и другие декоративные элементы, характерные для зданий предыдущего, «сталинского» периода. Причина определялась не отсутствием фантазии у архитекторов, а строгим исполнением постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1957 года, обязывавшего строителей возводить жилые дома исключительно до пяти этажей и по типовым проектам (см.прим.2).
Период 1970-х – 1980-х годов в периодической печати того времени именовался эпохой развитого социализма. Естественно, что смена руководства страны (главой государства стал Л.И. Брежнев) в очередной раз повлекла за собой социокультурные изменения, в том числе и в сфере градостроительства. Однако «брежневская» городская архитектура – это прежде всего продолжение «хрущевской», а затем уже развитие многоэтажного секционного домостроения. Строительство кирпичных «хрущевок», но более поздней серии 1-447 велось по всему городу с 1960-х до начала 1980-х годов, они определяют архитектурный образ практически всех улиц города. Типовые «пятиэтажки» построены и вдоль главных улиц, и внутри кварталов, встречаются они и на первых улицах города. Что, безусловно, отрицательно сказывается на архитектурном образе улиц и города в целом. Отсутствие на фасадах декора, предельная упрощенность формы создают монотонность пространственной среды города.
Начиная с 1960-х годов здания советских городов, даже создаваемые по индивидуальным проектам, приобретают черты типизированной, обезличенной архитектуры, отличавшейся лаконизмом форм. При формировании архитектурно-художественного образа зданий использовались различные виды монументально-декоративного искусства: настенная роспись, мозаичные панно, скульптура, что впоследствии стало стилевой особенностью архитектуры 1960-х годов. В Комсомольске-на-Амуре в основном здания общественного назначения: Дворец культуры судостроителей, Дом молодежи, Дом пионеров, кинотеатр «Факел». В новых конструкциях и материалах – железобетоне и металлическом каркасе, сплошном стеклянном ограждении наружных стен архитекторы видели новые эстетические возможности. По сути, мировые тенденции авангарда отразились и в советской архитектуре.
«Горбачевский» стиль в России не сложился. Вероятно из-за того, что в ходе его экономических и политических реформ резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.
Особенность формирования архитектурного пространства Комсомольска-на-Амуре состоит в том, что он всегда являлся прежде всего промышленным городом. Его застройка неизбежно подчинялась потребностям промышленного строительства. Таким образом, этапы строительства города свелись к возведению заводов и обеспечению рабочих этих заводов типовым жильем.
Трудно оценить в настоящее время, как будет восприниматься через века монотонная типовая застройка «новых» советских городов – попытки построения идеального общества через идеальную (как это понималось в данную эпоху) архитектуру, но следует отметить, что архитектура как неотъемлемая часть культуры является важным историческим источником реконструкции социокультурного состояния общества, исторически меняющегося архитектурного образа. Об этом пишет Ю.М. Лотман: «Архитектура по своей природе связана и с утопией, и с историей. Эти две образующие человеческой культуры и составляют ее контекст, взятый в наиболее общем плане» [6, с.681].
Следует обратить внимание на тот факт, что древние города, как и современные, формировались в основном из типовых жилых домов. Но при этом здания с более сложной и декоративной архитектурой (храмовые комплексы, дворцы, Кремли, дома знати) делали облик этих городов неповторимым. Вероятно, неопределенный архитектурный образ Комсомольска-на-Амуре, как и большинства новых советских городов, обусловлен не столько количеством типовых зданий и их «упрощенной» архитектурой, а отсутствием архитектурных ансамблей, будь то ансамбль площади, набережной или жилой комплекс, созданных по индивидуальному проекту и воплощенных в своем оригинальном виде, несмотря на то, что подобные сооружения неоднократно предусматривались генеральным планом города.
Литература:
Город, дома, люди / под ред. Б.Д. Дрозд. – К-на-А: «Жар-Птица», 2006. – 242 с.
Жилье доступное не всем // Парламентская газета. 21 Июня 2007
Иконников, А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Издание в двух томах /А.В. Иконников. Том 1. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 656 с.
Иконников, А.В. Архитектура ХХ века. Утопии и реальность. Издание в двух томах /А.В. Иконников. Том 2 / Под ред. А.Д. Кудрявцевой. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 672 с.
Иконников, А.В. Искусство, среда, время /А.В. Иконников. – М.: Советский художник, 1984. – 336 с.
Лотман, Ю.М. Архитектура в контексте культуры / Ю.М. Лотман // Семиосфера. – С. Петербург: «Искусство – СПБ», 2000. – 704 с.
Постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.8. – М.: 1985.
Швидковский, Д.О. Время собирать камни /Д.О. Швидковский – М.: «Знание», 1990. – 56 с.
Примечания:
Стилобаты, арки, карнизы, порталы, колоннады, башенки, шпили, балкончики с балясинами – архитектурные элементы фасадов зданий, характерные для сталинского неоклассицизма. Подобные элементы были заимствованы из архитектурных направлений различных эпох для создания новых образов архитектурной реальности социалистического мира.
Без лифта разрешалось строить здания не более чем в 5 этажей… / Справочник партийного работника. Вып. 1. М.: Политиздат, 1958.
Основные термины (генерируются автоматически): Комсомольск-на-Амуре, дом, здание, город, архитектура, советская архитектура, улица города, архитектурная среда, архитектурный образ, внутриквартальное пространство.
Журнал «Современная архитектура» 1926 год №1
ArtVT (взято с сайта http://journal-club.ru)
размещено: 10 Января 2011обновлено: 11 Января 2011
Журнал «Современная архитектура» 1926 год №1
«Современная архитектура» — иллюстрированный журнал «Государственного издательства», выходивший в Москве с 1926 по 1930 годы 6 раз в год. Журнал освещал вопросы современного градостроительства, жилой, промышленной и сельской архитектуры, типового проектирования, истории и теории архитектуры и строительства. Несмотря на короткий срок своего существования, журнал «Современная архитектура» — журнал-эпоха. В его реализации принимали участие ведущие мастера эпохи авангарда. Среди выдающихся имен, имевших отношение к журналу, можно назвать архитектора и бессменного редактора журнала Моисея Гинзбурга, автора проекта Дома Наркомфина; художников Алексея Гана и Варвару Степанову, занимавшихся версткой и дизайном издания и других. На его страницах публиковали свои работы Иван Леонидов и братья Веснины, Ле Корбюзье и Мисс Ван дер Роэ. Отдельной темой выступает в издание его графический строй, являющийся образцом передового дизайна своего времени. Сегодня эти журналы стали библиографической редкостью: растет цена информации, размещенной на их страницах. Об актуальности всего, что связано с эпохой русского авангарда в мире, не приходится говорить, это давно сформировавшаяся позиция. Анализ этого явления и его актуализация сегодня поможет еще раз осознать место России в мировом архитектурном пространстве.