Стрельчатые окна – Готика. LEGO средневековья.: agritura — LiveJournal

Содержание

Готика. LEGO средневековья.: agritura — LiveJournal

О чем же еще писать в Рождество, как не о храмах!

С праздничком всех!

9 - Copie
Собор Парижской Богоматери. А не разобрать ли нам его по косточкам?

Ну что, продолжим?

Подобных «словарей» и «энциклопедий» я видела немало, но интересных среди них почти не встретишь обычно это нудноватые «сухие» справочники. Попробуем все же найти в этом что-нибудь занимательное! Сама я вместе с вами займусь самоликбезом.

11
Эволюция готического окна (сверху вниз, слева направо)

Немного о готике мы уже поболтали и уяснили некоторые региональные ее особенности. Кроме того, что я вам уже рассказала, знаю я мало, так что будем вместе постигать.

Готических соборов я видела немного – в Праге да в Вене, уже говорила. Теоретически могла видеть в Кракове, но я тогда еще не интересовалась ни готикой в частности, ни архитектурой вообще. Более того, только сейчас я узнала, что цеквушка в городе моего детства Эберсвальде-Финове тоже готическая!

Эберсвальде
Дорогой моему сердцу Эберсвальде-Финов, город детских снов. И готическая церковь 14 века

Она была построена в 1333 году и является типичным образцом кирпичной немецкой готики! Кроме того, немецкая Википедия утверждает, что колокольня собора самая высокая среди церквей такого типа. А я чуть ли не каждый день ходила мимо в течение шести лет и ничего такого не подозревала! Вот почему, оказывается, мне так нравится готика!

Но мы отвлеклись от нашей азбуки. Приступим.

Арка. Знакомое слово, готические строители не были первооткрывателями арки. Первыми арку стали использовать строители еще в Междречье, а подхватили их почин римляне. Они очень широко применяли ее, где только возможно. Из римского зодчества арка перекочевала в романское, а затем и в готическое. Считается, что в готике использовались только стрельчатые, изломанные проемы, однако встречаются и полуциркульные, более свойственные для романских зданий. В ранней готике можно видеть и комбинации. Хотя, конечно, стрельчатая арка – самый яркий и типичный признак готического стиля. Арки служили как опорой, так и украшением – красиво же, правда? . В готике арки и аркады - очень частое явление; более того, это основа каркасной системы архитектуры.

2 Сенжермен Лосеруа Париж
Стрельчатая арка, собор Сен-Жермен Лосеруа, Париж

Стрельчатая арка могла выдерживать гораздо большие нагрузки, так как вектор был направлен более вертикально вниз, тяжесть словно соскальзывала на опору. В основе крестово-нервюрного свода лежал подобный же принцип, но об этом мы поговорим позже.

Следует добавить, что и дверные, и оконные проемы по верхнему краю оформляли таким же образом – в виде наконечника стрелы. Это создавало особую гармонию и подчеркивало устремленность вверх, к небу.

31 окно
Стрельчатые готические окна разных стилей - ранняя, лучистая и пламенеющая готика (слева направо)

Аркада. Здесь все понятно – ряд арок. Аркады из единичных, а иногда и сдвоенных арок украшали трифории, хоры, эмпоры, галереи. Чем больше арок, тем более подчеркнута «сетчатость» пространства, схожесть интерьера с загадочным лесом с его устремленными ввысь стволами и переплетенными ветвями.

2 (2)
Не сложно заметить, что в основе организации внутреннего пространства готических соборов лежит аркада. Узор на окнах справа видите? Это массверк в "пламенеющем" стиле. А что-то вроде пробочек в потолке? Это замковые камни.

Аркатура. Это тоже аркада, только «ложная». Арки слепые, как бы прислоненные к стене. Аркатурами украшали как наружную часть стены, так и «внутренности» собора.

Аркбутан. Очень, очень важная штука! Я уже о ней писала – это наружная подпорка, смахивающая на конечность краба. Такая полуарка, упирающаяся в стену; выглядит эффектно, но немного зловеще. Аркбутаны – самый типичный признак готического собора, хотя в рудиментарном виде применялись еще римлянами. Они могли упираться на опоры, уходящие в фундамент, а могли возлежать поверх контрфорсов. Аркбутаны обычно пристраивали со восточной стороны. Они решеткой окружали апсиду и деамбулаторий, так как именно эта часть собора обычно была самой светлой и легкой. Здесь устанавливались огромные окна, площадь каменных стен была минимальной, поэтому необходима была поддержка извне. Эта часть собора, восточная,  была "непарадной", в отличии от западного фасада, у Нотр-Дам-де-Пари, к примеру, она выходит на реку. Поэтому и на старых гравюрах охотнее изображали западный фасад с парадными порталами.

Аркбутаны Осер
Аркбутаны, собор в Осере

Аркбутаны Париж
Аркбутаны, Нотр-Дам-де-Пари

Архивольт. Тоже не готическое «изобретение», однако в период готики архивольты стали очень своеобразными и невероятно роскошными. А что это? Это такой слоистый ободок вокруг врат, многочисленные складки, украшающие портал. Их делали и в романских храмах, но там они все-таки были поскромнее. В готических соборах архивольты были многослойными, их обильно украшали скульптурным и лепным декором.

can-stock-photo_csp13372700
Архивольт в разрезе.

23 Портал Сент-Андре, Бордо
Портал храма Сен-Андре в Бордо. Видна система архивольтов, украшенная скульптурами, и прекрасный надвратный тимпан.

Астверк. Это из немецкой готики. И слово немецкое, у них много было всяких «верков»: от Ast — "сук, ветка" и Werk — "работа". Это особый вид готического орнамента в виде переплетенных сухих ветвей. Такое «украшение» отражало символику тернового венца. Поначалу этот мотив использовался в архитектурном декоре, а затем перекочевал и в ювелирное и декоративно-прикладное искусство.

12 астверк


Астверк

Вимперг. Красивая штучка – конический щипец, остроугольный такой треугольник над порталом или окном, часто украшенный лепниной. Такой можно видеть, к примеру, над западным фасадом Нотр-Дам-де-Пари, и над порталами Буржского собора и еще много-много где.

28 Вимперг2
Вимперг

И еще

25 Вимперг Страсбург
Целых три в виде короны

28 Вимперг Портал страсбург
Вимперг, венчающий портал Страсбургского собора

28 Вимперг

Ещё вимперг

Замковый камень. Ударение на втором слоге, а не на первом. Это важная деталь стрельчатой арки (см. на картинке), а затем и нервюрного свода). Именно в замковый камень упираются ребра свода, например, он берет на себя нагрузку. Поначалу он был просто камнем, не особо эстетичным, но затем его стали украшать и оформлять в виде цветов, розеток, всяких свисающих штуковин и т.п., так что со временем замковый камень стал довольно эффектной штучкой.

1 Замковый камень
Замковый камень. И еще разные:

1 замковый камень брит

1 замковый камень2

1 замковый камень часовня Верже-де Сан-Жерве Париж

И еще замковые камни в разных интерьерах:

1 замковый камень  Шартрский собор


Шартрский собор

1 замковый камень 3.

1 замковый камень Честер
Честерский собор

Капелла. Часовня по-нашему. Ограниченное чем-либо пространство, уединенное местечко для молитв, посвященное какому-либо святому и/или служащее местом погребения какой-либо знатной особы или опять же святого. Что-то вроде православного придела. Нередко такие "закуточки" размещали в восточной части собора, неподалеку от алтаря. Если смотреть снаружи на собор, они образовывали что-то вроде короны с выпуклостями (посмотрите последнее фото предыдущего поста, там это хорошо видно). Это так и называется - венец капелл. Мы говорили с вами о королевской усыпальнице в Сен-Дени, так вот там собор почти весь состоит из капелл.

15 Капелла Лимож
Капелла в Лиможе

16 Капелла Бурбонов Лион

Капелла Бурбонов в Лиможе

16 Капелла Генриха 7

Капелла Генриха Седьмого

16 капелла Мант

Капелла в Манте

16 Капелла Селисбери

Капелла в Солсбери

16 Капелла

16 Королевская Капелла Бро

Королевская капелла в Бро.
Рассматривая эти картинки, вы уже сами можете узнать и назвать некоторые элементы.

Капитель. В романских храмах, если помните, поначалу капители колон вообще не украшали – были они цилиндрическими или кубическими – скукота, да и только. Затем спохватились и стали декорировать их всяческими красивостями, скульптурами святых, в основном. В готические времена уже развернулись вовсю! Одним из самых популярных мотивов был лист аканта (растение такое, «медвежья лапа еще называется), а также виноградные грозди, цветы и все те же святые.

18 Капители все
Разные виды готических капителей

Контрфорс. Вертикальный выступ стены, подпирающий ее снаружи. Мог быть самостоятельным, а мог составлять общую систему с аркбутаном.

Контрфорсы
Собор в Сен-Дени. Видно, как аркбутаны опираются на контрфорсы.

Консоль. Выступающая из стены конструкция, служащая опорой, карнизом для чего-то. Тоже обычно богато декорировалась, да так, что со временем ее утилитарная функция стала вторичной, консоль нередко была «ложной» и служила просто украшением.

Краббы. К десятиногим ракообразным никакого отношения не имеют. Это такие загогулины, смахивающие на ряд запятых, которыми украшали разные архитектурные детали. Благодаря им, любая линия становится похожей на гребень дракона. Может быть, благодаря краббам (и химерам, конечно) готика обычно невольно ассоциируется с чем-то зловещим.

14 Вимперг2
Весь этот вимперг окаймлен краббами

Крестоцвет. Вот уж точно символ готики, не отнимешь! Очень симпатичная деталь декора в виде цветка… правильно, крестоцвета. Ею венчали верхушки вимпергов, шпили, фиалы. Ни с чем не спутаешь!

19 Креестоцвет, церковь в Труа

20 Крестоцвет
Всяческие крестоцветы

Леттнер. Перегородка, отделяющая клирос, место, куда можно входить лишь священникам, от остального пространства церкви. В готических соборах его украшали в соответствии с остальным убранством храма. В православных храмах его роль играл иконостас, правда, литтнер был всего лишь перегородкой, хоть и богато украшенной, а иконостас – одно из самых святых мест в православном храме. В ранних христианских храмах алтарная преграда была низкой, без икон. Она больше была похожа на леттнер.

35 Леттнер собора Сент_николас Диксмёйле  Бельгия
Леттнер собора Сент-Николас в Диксмёйле, Бельгия

Массверк. (иногда еще с одним «с» пишут). Особый готический плетеный орнамент, которым украшали верхнюю часть окна. В зависимости от доминирующего стиля, орнамент имел самые разные формы, нередко – довольно вычурные: языки пламени во времена «пламенеющей» готики, крестовидные цветы, окружности и «сердечки» и т.д.
Нервюры. Звучит непонятно, да и выглядит непривычно. Это знаменитое ребро крестово-нервюрного свода – небольшая трабекула в сложном организме готического свода.

Целая куча массверков:

8 1 массверк

8 Массверк 1

8 массверк

21 image089-full

21 Массверк  Баден-Вюртенберг, Бебенхаузен монастырь
Баден-Вюртенберг, монастырь Бебенхаузен

21 Массверк Готтингем
Массверк из Гёттингема

21 массверк

21 массверк Йорк

21 Массверк Йорк (2)

Массверк Йоркского собора

8 Массверк Аббатство ЕДБУРГ
Массверк церкви аббатства Эдбург

9 массверк Альтенберг, германия
Массверк церкви в Альтенберге, Германия

Нервюры – ребра, каркас; распалубки, их соединяющие – паруса. Сначала нервюры были простыми – крест-накрест. Со временем переплетение нервюр становилось все сложнее, они были организованны по-разному в каждом соборе. Британцы любили пучки нервюр, во Франции переплетения нервюр нередко были похожи на паутину.

0_b3f78_ecd5c65a_orig

Нервюры. Тут стащила

0_8f62a_3577fe65_L
Каркасная система готического собора

485
Схема кладки готического свода (ЗДЕСЬ взято)

Очень много видов нервюрных сводов:

23 своды 6

23 Своды английская
Англия

23 Своды Англия Венсминстер
Англия, Венсминстер

23 своды Бристольский собор
Бристоль

23 своды Вустер
Вустер

23 Своды Клермон

Колермон (и литннер видите?)

23 своды Нуайон
Нуайон

23 Своды

23 Своды4

25 Свод Аббатство Фонтхилл
Аббатство Фонтхилл

25 Свод Капелла королевского колледжа
Кембридж. Капелла Королевского колледжа (пучки нервюр)

25 Свод Карлиоль2
Карлиоль

25 Свод СанХуан в Толедо
Толедо, Сан-Хуан

25 Свод Селисбери2
Солсбери

25 Свод Сивилья
Севилья

25 свод Шарль Кайе Рено
?

25 Свод
?

25 Своды Бурж
Бурж

Пинакль. Небольшая такая псевдо-башенка, узенькая и вытянутая. Путаю ее с фиалой, но пинакли – это сама башенка, а фиал – ее навершие. А сверху это все обычно венчает крестоцвет. На самом нередко можно видеть краббы – о них вы уже знаете.

26 пинакли
Пинакль. И ещё:

26 пинакль 1
26 Пинакль

Портал. Про тимпан и архивольты с вимпергом читали? Вот все это вместе с дверями и еще целой кучей архитектурных излишеств составляло портал. Одна из самых эффектных и ярких частей наружного декора готического собора. Нередко на одном фасаде красовались сразу три роскошных портала, как, например, в Соборе Парижской Богоматери или в Шартрском соборе.

23 Портал в Труа, СенУрбан

23 портал Девы НотрДамде Пари

23 Портал Личфилд

23 Портал Руанского собора

23 Портал Сент-Андре, Бордо2

23 Портал собора Парижской Богоматери

23 Портал СтМишель в Везле

23 Портал

23 Порталы Бурж
Вот такие разные порталы

Роза. Тут все просто – круглое готическое окно. Каждый уважающий себя собор имел розу. В кружевные промежутки вставляли цветные стекла, через которые внутрь храма проникали разноцветные лучи света, и настоящие розы завидовали этой красоте!

24 Розетка 2

24 Розетка 4

24 Розетка 5

24 розетка Бове

24 Розетка Руан

24 Розетка СентЭтьен

24 Розетка Шартр

24 Розетка, собор Линкольн

24 Розетка

24 Розетка1

24 Розетка2

Рыбий пузырь. Так неромантично назвали практичные немцы один из видов готического орнамента. Англичане похожий орнамент называли более возвышено – «пламенеющий» стиль.

Рыбий пузырь1
Орнамент "рыбий пузырь"

Тьерсерон. А также ожива, лиерна и щековидная арка. Это совсем уж высший пилотаж, но вдруг вам пригодится – блеснете в офицерском собрании. Речь идет о названии разных типов нервюр в системе крестово-нервюрного свода. На картинке более понятно:

тьерсерон

Взяла ТУТ

Тимпан. Когда квадратные двери вписывали в полуциркульную арку портала, возникал вопрос – что делать с полукруглым кокошником над дверями (именно эта ненужная, казалось бы, деталь, называлась тимпаном)? Пустым оставлять негоже, его стали украшать фигурами. Как известно, готика не любит полукружий, над такими тимпанами стали устанавливать радуги архивольтов, а еще выше – вимперги. Или чуть по-другому, зависело от фантазии зодчего.

23 Портал 4

Вот этот кокошник над проемом, украшенный четырехлистником, и есть тимпан. На порталах (выше) вы могли видеть самые разные варианты его декора.

33 Тимпан Клюни

Тимпан собора в Клюни

32 Тимпан НотрДам де Пари
Тимпан в Нотр-Дам де Пари

Травея. Поперечная пространственная ячейка, составляющая одну из структурных единиц внутренней организации собора. Ограничивалась обычно шестью пятами колон, на которые опирались арки. От количества травей зависело и число венчающих их нервюрных шатров. Как-то так.

Трифорий. Это такая узкая галерейка, украшенная аркадой. Она проходила в толще перегородки, отделявшей главный неф от боковых. Нередко представляла собой ряд тройных аркад, откуда и название. Проход мог быть настоящим, по трифорию могли гулять священники (или горбатые звонари), но частенько его делали ложным, декоративным.

23 Своды5

Вверху - ряд строенных окон, это- трифорий

2 Нуайон2

Фиала (Фиал) Уже говорила о ней, когда писала о пинакле. Фиала могла быть не только на пинакле, она украшала и другие детали, например, вертикальные выступы контрфорсов.

34 Пинакль1
Башенка - пинакль, наконечник - фиала, в самом верху - крестоцвет

Эмпоры. Трибуны или галереи, побольше трифория . Отдельные помещения, например, для женщин или царственных особ. Иногда их отождествляют с хорами, так как они располагались в верхних ярусах собора. Как ни странно, они также бывают ложными (или мнимыми) – вроде бы, проемы есть, а эмпоры нет.

Что еще есть в готическом  соборе?

Орган
Орган

Башня здания Рю-Тампль Париж
Башенка вот такая миленькая

29 Байё

Не знаю, как называется, но симпатично

30 19 киосков в соборе в Байё
19 киосков с местами для сидения в Байё

15 Витраж
Витраж

Вот так мы, в основном, разобрались. Теперь вы, обогащенные знаниями, можете смело отправляться рассматривать готические соборы, зная, как там все называется, а я спать пошла.

agritura.livejournal.com

СТРЕЛЬЧАТЫЙ - это... Что такое СТРЕЛЬЧАТЫЙ?

  • СТРЕЛЬЧАТЫЙ — СТРЕЛЬЧАТЫЙ, стрельчатая, стрельчатое. 1. Имеющий в очертании форму арки, завершающейся острым углом, сходный с готическим (архит.). Стрельчатый свод. Стрельчатые окна. 2. О луке: имеющий стрелки (см. стрела во 2 знач.), пошедший в стрелки.… …   Толковый словарь Ушакова

  • стрельчатый — прил., кол во синонимов: 1 • пустивший стрелки (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Стрельчатый — I прил. 1. соотн. с сущ. стрелка I 4., связанный с ним 2. Имеющий стрелки [стрелка I 4.], пошедший в стрелки (о луке и некоторых других растениях). II прил. Имеющий форму остроугольной арки (в архитектуре). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Стрельчатый — I прил. 1. соотн. с сущ. стрелка I 4., связанный с ним 2. Имеющий стрелки [стрелка I 4.], пошедший в стрелки (о луке и некоторых других растениях). II прил. Имеющий форму остроугольной арки (в архитектуре). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • стрельчатый — стрельчатый, стрельчатая, стрельчатое, стрельчатые, стрельчатого, стрельчатой, стрельчатого, стрельчатых, стрельчатому, стрельчатой, стрельчатому, стрельчатым, стрельчатый, стрельчатую, стрельчатое, стрельчатые, стрельчатого, стрельчатую,… …   Формы слов

  • Стрельчатый —    Имеющий заострение при пересечении двух симметричных дуг.    (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) …   Архитектурный словарь

  • стрельчатый — стр ельчатый …   Русский орфографический словарь

  • стрельчатый — …   Орфографический словарь русского языка

  • стрельчатый — A/ пр; 126 см. Приложение II Вода в бензиновых разводах, венецианские потемки, и арок стре/льчатые своды сродни гусиным перепонкам. А. А. Вознесенский, Прощание с Венецией …   Словарь ударений русского языка

  • стрельчатый — ая, ое. 1. Имеющий форму арки с остроконечным сводом, кровлей. С ые окна. С ая башня. С. свод. 2. Напоминающий формой стрелу (1 2 зн.), стрелку (1 зн.). С ые брови. С ая осока. 3. Давший, пустивший стрелку (стрелки) (5 зн.). С. лук …   Энциклопедический словарь

  • dic.academic.ru

    колонны, окна, нервюры, пинакли и другие

    Элементы готического собора определяют его образ. Собор Кельна (Kölner Dom) (1248-1437 гг, 1842-1880 гг.)

    Основным готическим элементом, определяющим величественный образ соборов, является каркасная система несущей конструкции здания, благодаря которой стал новый способ распределения нагрузки.

    Любое здание испытывает следующие виды нагрузок: собственный вес, а также дополнительный вес, например, от снега. Нагрузки передаются на фундамент через несущие конструкции

    Каркасная система возникла на основе крестового свода романского периода: зодчие того периода иногда между распалубками крестовых сводов выкладывали каменные «ребра», выступающие наружу. В то время подобные ребра имели декоративное значение. Готические архитекторы внесли новаторскую идею, задавшую общую тенденцию стилю: ребра, служившие для украшения романских зданий, превратились в нервюры, которые составили основу каркасной системы. Массивный романский свод сменился ребристым сводом из диагонально перекрещивающихся ребер-нервюр. Пространство между ребрами заполняли легкой кладкой из камня или кирпича.

     

    Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи.

    Церковь Сан-Франческо в Ассизи - базилика Святого Франциска при монастыре Санто-Конвенто ( La Basilica di San Francesco d'Assisi) — храм ордена францисканцев в городе Ассизи. Италия. Архитектор брат Илия Бомбардоне. 1228-1253 гг.

    Нервюрный свод позволял перекрывать пространства неправильной формы, и, кроме того, усадка грунта, которая была характерна для романских зданий, готическим зданиям была не страшна. Благодаря нервюрному своду уменьшился боковой распор и вертикальная нагрузка. Свод перестал опираться на стены зданий, он стал легким и ажурным за счет перераспределения нагрузок. Толщина стен уже не влияла на несущую способность здания. В результате из толстостенного массивного сооружения, благодаря новым готическим элементам, здания превратились в тонкостенные. Давление от свода передавалось на столбы-устои, колонны, перераспределяя боковой распор со стен на архитектурные готические элементы: аркбутаны и контрфорсы.

    Аркбутан представляет собой арку, построенную из камня. Аркбутаны предназначались для передачи давления от сводов на опорные столбы – контрфорсы. В ранний период готического стиля аркбутан был рассчитан на прием только боковой нагрузки, затем его стали строить таким образом, чтобы он принимал также и часть вертикальных нагрузок. Арки изначально строили под крышами зданий, но поскольку такая конструкция мешала освещению внутренних помещений храмов, их стали создавать снаружи строения. Различаются двухпролетные, двухъярусные варианты подобных арок, а также комбинированные конструкции. Контрфорс- элемент готической архитектуры - представляет собой столб, который должен придать стене большую устойчивость, противодействовать распорной силе сводов. Контрфорсы отстояли от стен на несколько метров и были соединены со строением аркбутанами – перекинутыми арками.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Аркбутаны Страсбургского собора (Cathédrale Notre-Dame – Собор Девы Марии. Не завершен. Начало строительства - в 1015 году, Северная башня (1439 г.) построена по проекту кельнского зодчего Иоганна Хюльца. Южная башня не достроена).

    К архитектурным готическим элементам относятся: - Пинакль— архитектурный элемент, который устанавливали с целью предотвращения сдвигающих усилий. Пинакль - это остроконечная башенка, которую устанавливали на вершину контрфорса в том месте, где к нему примыкает аркбутан. – Арка. В готике отказались от полуциркульной арки и заменили их на стрельчатые.

    Архитектурные готические элементы.

     

    Готические колонны в Йоркском соборе (Йорк Минстер - Собор Святого Петра в Йорке. Англия. Собор был заложен в 13 веке, строительство продолжалось 250 лет. Реставрационные работы после пожара 1984г. были окончены в 1988 г.)

    Иногда внутри собора для ряда мероприятий устраивают газон.

    Важный элемент готической архитектуры, выполняющий двойную функцию – несущую и декоративную – столб-устой или колонна. Ствол готической колонны обычно представлял собой правильный цилиндр. Для того, чтобы давление от колонны равномерно распределялось по опорной поверхности, между стволом колонны и фундаментом, который его поддерживает, создавали расширенное основание рядами дополнительной кладки – цоколь. В ранней готике углы цоколя срезаны (собор в Шартре), или убрано целиком вертикальное ребро (собор Парижской Богоматери). Удаление углов делали для того, чтобы цоколь занимал меньше места. Столб-устой с цилиндрическим стволом, установленный у стены, имели высоту от пят нервюр до пола. Отдельно стоящие готические колонны представляли собой опору, на которой пучок колонн стоит на «пяте» - одной массивной опоре, окруженной примыкающими к ней тонкими колоннами. Например, как в Реймском соборе на фото выше. Верхние стволы колонн обрываются на абаке, а нижняя часть устоя сводится к цилиндрическому стволу (как в Соборе Парижской Богоматери) или стволу, усиленному пучком колонн вокруг основного столба. Подобные готические колонны характерны для 12-13 веков.

    Абак (abax) – элемент в архитектурных ордерах. Представляет собой верхнюю плиту капители колонны, полуколонны, пилястры. Обычно имеет в дорических и ионических ордерах квадратные очертания с прямыми краями, в коринфском ордере - вогнутые края.

    Готические колонны также могли представлять собой пучок тонких колонн, монолитно соединенных с основным устоем. В некоторых сооружениях опоры устанавливали под каждый конструктивный элемент, например, составляли несколько колонок в виде трилистника, как в церкви Сент-Урбан в Труа (под три вала одной нервюры). Такое разделение нагрузки путем установки колонн под архитектурные элементы характерно для строений 14 века. В церкви Сен-Назэр в Каркассоне, архитекторы готическую колонну сделали вертикальным продолжением нервюры, а ее поверхность украсили фестонами. Нервюра и колонна получают многоугольные профили для увеличения прочности.

     

    Церковь Сан-Назэр. Каркассон. 13-15 вв.

    База готической колонны - основание, подножие опоры, ее размер определялся высотой обрабатываемой каменной глыбы. Например, в соборе Парижской Богоматери, где в строительстве использовались камни неодинаковой величины, базы колонн имеют различную высоту: для баз (как и для капителей готических колонн), единство размеров не соблюдалось. Готическое окно Изменение государственной структуры, усиление государств, окончание междуусобнических войн дали возможность развиваться инженерной мысли, реализовывать смелые идеи в архитектуре. Философия Божественного света, популярная в католичестве означала изменение религиозного мировоззрения: мир представлял собой не вместилище греха, а становился частью Божественного промысла. Большое окно являлось важнейшим декоративным готическим элементом и означало отказ от отрешения от мира, затворничества, стремления ощутить краски мира, связь с Высшими силами. Важным элементом в готике становится освещение храма, поэтому на первое место выходят окна. Благодаря новой структуре свода, стены освободились от нагрузки, и стало возможным прорезать их большими окнами - после 1150 года началось постепенное утончение стен, усложнение и увеличение оконных проемов. Хорошее освещение в храме создавало ощущение легкости, парения.

    Витраж кафедрального собора Реймса.

    Готические окна заполняли практически всю поверхность стен. Окна в готике украшали разноцветными витражами, что еще больше усиливало эффект присутствия «Божественного света» в помещении храма. Красные, фиолетовые и синие тона витражей создавали эмоциональный подъем, стремление к духовности. К концу 12 века Франция превратилась в «витражную мастерскую»: считается, что здесь находится половина всех средневековых витражей Европы — около 150 000 кв. м. Формы готических окон разнообразны: стрельчатые окна, окна-розы, окна-медальоны круглые, четырехугольные, эллиптические с изображением исторических сюжетов. Рассмотрим особенности окна-розетки. У окна-розы (розетки) прообразом было античное круглое отверстие в стене, которое превратилось в романский период в окно на западной стене храма. Первые окна-розы появились во французском зодчестве после крестовых походов, около 1200 года, и очень быстро стало популярным среди архитекторов Франции, особенно на севере страны. В течение 12 века круглые окна-розы увеличивались в размерах, пока не достигли ширины нефа. Розу застекляли витражом. Устанавливали такое готическое окно обычно на западном фасаде, над центральным порталом. Перекладины окна-розы составляли радиальный узор из серии расходящихся от центра узоров. Готическое окно-роза являлось религиозным и философским символом единства мироздания, равновесие, печать Соломона. Геометрия окна-розы проявлялась в точном размещении каждого элемента фигуры, центра, концентрических перегородок. Встроенные перегородки окна в виде треугольников, квадратов, звезд, кругов символически указывают на соединение материи и духа, небесного и земного, конечного и бесконечного, вечного и смертного. Считалось, что геометрия окон-розеток основана на взаимозависимости элементов, «ряде Фибоначчи», золотом сечении.

    Фибоначчи (математик XIII в.). Ряд Фибоначчи основан на арифметической прогрессии, когда каждый следующий элемент математического ряда является суммой двух предыдущих. Этот математический ряд связывают со структурами растительного мира (например, со структурой расположения листьев на стебле растения).

    Готические окна внесли особый вклад в «одушевление» искусства готики благодаря витражам, создающим игру света внутри храма. Богословы того времени считали, что витражи способны просветлять человека и удерживать его от дурных поступков. Витраж составляли из кусочков стекла разного цвета и прозрачности, собранных с помощью свинцовых соединений.

     

    Витраж в Сен-Дени. Авторство оконных витражей приписывают аббату Суггерию. На витражах Сен-Дени изображены исторические и библейские сцены, они объединены единым сюжетом.

    Готическое окно было призвано создавать особый духовный настрой при помощи витражей. Визажисты создавали эскиз на деревянных панелях, наносили основным контуры, по которым затем крепили куски стекла свинцовыми полосами. Широко применяли и гризайль – роспись по стеклу красками из окислов железа или меди, которые наносили на стекло и затем фиксировали на нем при помощи нагрева. Стекло при этом становилось менее прозрачным, хотя в массе окраску не меняло. Когда научились создавать сплав серебра, сурьмы, желтой охры, его стали наносить на стекло, обжигать и в результате получали желтое стекло. Благодаря этому открытию витражи пропускали больше света в помещение, но теряли насыщенность и яркость изображения. После окраски всех кусочков стекла, их обжигали в печи, затем выкладывали на деревянную панель с готовым эскизом, совмещали с прорисованными контурами и закрепляли свинцовыми полосками с профилем в виде буквы «Н». Свинцовые полоски спаивали друг с другом, создавая решетку с готовым изображением, которую вставляли в оконную раму, укрепляли арматурой.

    Витраж окна-розетки Нотр-Дам де Пари.

    Огромные по своим размерам готические окна, украшенные витражами, создавали эффект Божественного присутствия в храме, благодаря особой передаче света, преломляющегося через цветные стеклянные мозаики с религиозными сюжетами. Цветные световые потоки, льющиеся через огромные витражи, становились наглядной иллюстрацией философской религиозной мысли, выражавшейся известными духовниками времен средневековья. Красота и величие этих произведений искусства сохранилась и по сей день. Профессор, директор Дрезденской галереи, Карл Вёрман (1888-1933гг.) писал: «В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол». Большое значение имело качество и прозрачность стекла в готическом окне. В 11 веке немецкие мастера, а в 13 веке венецианцы, создали плоское стекло способом, известным еще древним римлянам, но долгое время не имевшем применения. Этот метод заключался в том, что с помощью стеклодувной трубки выдували пузырь в форме длинного цилиндра. Затем цилиндр нарезали раскаленным металлическим прутом, и каждую часть нагревали и выравнивали. Стекло получалось полупрозрачным. В 14 веке французами была создана технология листового стекла. Стекломассу расплавляли, из нее выдували полый сосуд, который в теплом виде выкладывали на вращающийся стол. Благодаря возникающей центробежной силе жидкое стекло расплющивалось и растекалось по столу. Получался плоский диск (до 1,5 м. в диаметре), который нарезали на куски нужных размеров. Для застекления соборов использовали центральные части стекольного диска, так как изготовленное таким способом стекло имели центральную часть более толстую, чем по краям. Новая техника позволила уменьшить количество свинцовых перемычек, так как можно было получать куски стекла довольно больших размеров. Готические элементы в своей совокупности дают визуальное ощущение величия, монументальности, и, в то же время, воздушности и легкости сооружений.

    Автор текста: Марина Калабухова

    www.facade-project.ru

    Готическая архитектура | Architecto Grad

    Характерная особенность готической архитектуры

    Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

    Общее описание готической архитектуры

    Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

    Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

    Строительная схема готического собора

    Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

    История возникновения готической архитектуры

    Готика зародилась  в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

    В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю,  казавшемуся ему, грубым и варварским.

    Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

    Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

    В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

    1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.). Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки. Собор в Лане. Ранняя готикаСобор в Лане. Ранняя готика

      Собор Парижской Богоматери. Ранняя готикаСобор Парижской Богоматери. Ранняя готика

    2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей. Собор в Амьене. Высокая готикаСобор в Амьене. Высокая готикаСобор в Реймсе. Высокая готикаСобор в Реймсе. Высокая готика

      Шартский Собор. Высокая готикаШартский Собор. Высокая готика

    3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа. Миланский Собор. Поздняя готикаМиланский Собор. Поздняя готика

      Севильский кафедральный собор. Поздняя готикаСевильский кафедральный собор. Поздняя готика

    В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

    На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

    — Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

    Собор Сент-Урбен. Лучистая готика

    — Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

    Собор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Урбен. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готикаСобор Сент-Шапель. Лучистая готика

    Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

    — Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

    Кафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаКафедральный Собор Нотр Дам де Руан. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готикаТроицкое Аббатство в Вандоме. Пламенеющая готика

    В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

    — Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

    Собор в городе ДаремеСобор в городе Дареме. Ланцетовидная готикаИнтерьер собора в городе Дареме. "Распускающиеся пучки" нервюрИнтерьер собора в городе Дареме. «Распускающиеся пучки» нервюр. Ланцетовидная готика

    — Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

    Собор в ЭксетереСобор в Эксетере. Украшенная готикаСобор в ЭксетереИнтерьер собора в Эксетере. Украшенная готика

     — Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

    Собор Глостера. Перпендикулярная готикаСобор Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаИнтерьер собора Глостера. Перпендикулярная готикаУльмский СоборУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаУльмский Собор. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готикаИнтерьер Ульмского собора. Перпендикулярная готика

      — Тюдоровская готика. Первая треть XVI века. В этот период строятся здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (например, Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления — башни, высокие стены и т.п. — строили чисто для красоты.

    Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

    Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

      • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
      • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
      • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
      • Важные росписи по стеклу
      • Членение стен 4-х зонное
      • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
      • Богатая орнаментика капителей
    • Исключительно стрельчатые арки

     

    Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

      • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
      •  Членение стен 3-х зонное
      • Тонкие разделяющие стены
      • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
      • Колонны составные (пучкообразные)
      • Арки полуциркульные
      • Свод 4-частный
    • Крыши башен ажурные

     

    Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

      • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
      • Более высокие аркады
      • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
      • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
      • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
      • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
      • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
      • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
      • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
      • Трифорий отсутствует
    • Крыши с куполами

    Окна в готической архитектуре

    Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

    Разноцветные стекла (витражи)Разноцветные стекла (витражи)массверкМассверк

    Роза готического собора понимается как узор, заполняющий круглое окно, и как подобие небесного светила. В украшении розы ясно сказался умозрительный склад средневекового мышления: все линии приведены к ясному порядку ( в отличие от мусульманского орнамента), орнаментальные мотивы рождаются один из другого, мелкие кружки по краям подчинены движению главных стержней.

    РозаРоза

    Стены в готической архитектуре

    Поэтический вымысел, который так поражает внутри собора, находит объяснение снаружи. Ажурные стены сдерживаются снаружи сложной инженерной конструкцией — контрфорсами. Противопоставление крепкого костяка легкому заполнению стало краеугольным камнем готической архитектуры. Оно сказалось и в отпадении каменных плоскостей стен, вытесненных ажурными переплетами окон между столбами, и в нервюрном своде, и в трифории, и наконец, в перекинутых от оснований сводов к контрфорсам опорных арках, так назывемых аркбутанах, с их доведенной до минимума массой.

    Роза

    Конрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаныКонрфорсы и аркбутаны

    Двери (порталы) в готической архитектуре

    Нижний ярус фасада занимают перспективные порталы. Двери обрамлены снизу статуями, немного большими, чем в рост человека. Они встречают его при входе приветливым взглядом, иногда улыбкой. Порталы обрамлены высокими стрельчатыми арками с круглой розой посередине. Пропорции доведены до крайней степени стройности и ажурности. Скульптурное украшение порталов, вимпергов, консолей.

    Скульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение порталов и вымперговСкульптурное украшение порталаСкульптурное украшение портала

    Скульптурное украшение портала

    Заключение

    Развитие готического искусства было вызвано к жизни подъемом городской культуры, стремлением к свободной общественной жизни и умственной деятельности. Но многие из этих идеалов в условиях сохранения незыблемого феодального порядка во всей Европе так и не смогли быть воплощены. В XIII веке в коммунах начинается борьба между мелкой и крупной буржуазией, в жизнь городов больше вмешивается королевская власть. Естественно, что в неокрепшем организме нового общества легко могло пробудится стремление к канонизации достигнутого. Оно подменяло живое творчество богословской учетностью.

    arch-simple.ru

    Путеводитель по архитектурным стилям, страница-3

    1. Гид по стилям
    2. Древнерусское зодчество
    3. Готика
    4. Барокко
    5. Рококко
    6. Классицизм
    7. Ампир
    8. Псевдорусский стиль
    9. Мавританский стиль
    10. Палладианский стиль
    11. Эклектика
    12. Модерн
    13. Конструктивизм, рационализм
    14. Сталинский ампир
    15. Ар-деко
    16. Минимализм
    17. Лофт
    18. Хай-тек
    Готика

    Слово «готика» происходит от итальянского gotico — непривычный, варварский — и сначала было бранным. Это не удивительно, ведь готика завершила период средневековья, а в эпоху Возрождения все, что было связано со средневековьем, считали «варварским».

    Готические сооружения как будто тянутся ввысь. Это подчеркивают все элементы стиля: арки с заостренным верхом, узкие и высокие башни и колонны, фасад с резными деталями (вимпергами, тимпанами, архивольтами), многоцветные витражные стрельчатые окна, шпили, контрофорсы. Все это пришло на смену романскому стилю с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами.

    Но самое главное изменение коснулось конструкции самого здания. В романских постройках использовали цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены. Это сильно уменьшало объем здания и не позволяло делать большие окна. На смену этой конструкции пришел легкий готический каркасный свод, который опирается на нервюры, распределяющие нагрузку на столбы и колонны. Это позволило облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», ведь их толщина больше не влияла на несущую способность здания. Окна стали больше, их украсили витражи, а само здание приобрело вид громадного ажурного фантастического сооружения.

    Неоготика («новая готика») — новый виток готической архитектуры в эпоху эклектики (вторая половина XIX века). В России его называли «псевдоготикой», так как подлинной готики у нас не было.

    Характерные черты зданий готики / неоготики: устремленность всего здания ввысь, асимметрия, стрельчатые арки и зубчатые стены, шпили, башни и пинакли.
    Преобладающие цвета зданий готики / неоготики: желтый, красный, синий.
    Линии зданий готики / неоготики: стрельчатые из двух пересекающихся дуг.
    Форма и конструкции зданий готики / неоготики: прямоугольные в плане здания, стрельчатые арки, переходящие в столбы.
    Характерные элементы интерьера зданий готики / неоготики: веерный свод с опорами, кессонный потолок и деревянные панели стен, лиственный сложный орнамент.
    Окна зданий готики / неоготики: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами окна и ажурные окна-розетки.
    Двери зданий готики / неоготики: стрельчатые ребристые арки дверных проемов с дубовыми дверями.
    Крыши зданий готики / неоготики: устремленные вверх узкие крыши, нередко украшенные игольчатым (очень высоким и тонким) шпилем.
    Готика
    Интерьер готикиЗнаменитые здания Москвы в стиле готики и псевдоготики Страница 3 из 18«‹1234567›»

    liveinmsk.ru

    Окно в Средневековую Европу: готический стиль в архитектуре

    В готическом архитектурном стиле прекрасно многое — изящные галереи, тонкие шпили, причудливые узоры. Отдельного внимания заслуживают и окна, о которых мы сегодня поговорим.


    Но прежде немного теории. Готическая архитектура берет свое начало во Франции: именно там в 1144 году построили первое здание, относящееся к этому стилю — монастырскую церковь аббатства Сен-Дени. Церковь представлена на иллюстрации ниже.Готический стиль возник в позднем Средневековье, в XI-XII веках. Мрачные и тяжеловесные романские замки и соборы остались в прошлом. Зодчие поднакопили опыта: обнаружилось, что для того, чтобы удерживать кровлю, не обязательно строить толстые стены, а можно перераспределять нагрузку на множествоенные точки опоры. Эта же тенденция коснулась и окон: если отпала необходимость в монолитных стенах, то окна можно сделать больше, а проемы между ними — уже и разделить их узкими кружевными перегородками. Окна становились одним из основных декоративных элементов, во многом определявших эстетику здания.

    Еще одно нововведение, характерное для готики — стрельчатые проемы, в том числе оконные. Они заменили собой полукруглые романские и смотрелись очень эффектно: здание словно бы возносилось к небесам. Храмы стали строить высокими: попадая внутрь, верующий должен был ощутить благоговейный трепет. Это впечатление усиливали и кружевные своды, и цветные витражи, которыми впоследствии стали стеклить окна.


    Из Франции готическая архитектура распространилась по всей Европе: свои соборы в этом стиле, но с региональными особенностями стали строить в Германии и  Англии, в Чехии и Австрии. Итальянские и испанские архитекторы не сразу расстались с романским стилем: например, миланский собор Дуомо сохранил относительную приземистость и монументальность, характерную скорее для романской архитектуры.


    На иллюстрации мы можем видеть, как изменялось стрельчатое готическое окно с течением времени: от двух стоящих рядом окон к бифориям (так назвали два окна, соединенных тонкой перегородкой), от трех окон — трифориев к сложным многоуровневым конструкциям с богатым декором.

    Для XII века характерны не только стрельчатые окна, но и знаменитые окна-розы. Так называли большое круглое окно, разделенное фигурным переплетом на части в виде распустившегося цветка. Чаше всего их помещали на фасаде главного входа в здание. Располагались такие окна достаточно высоко над дверьми и освещали собор или церковь. Свет, льющийся сквозь разноцветные витражи, символизировал свет Евангелия.

    Окна-розы зародились еще в романском стиле, однако подлинную красоту и сложность декора обрели именно в готике. Самые красивые оконные розы встречаются во французских соборах, например в Шартрском, Амьенском, Руанском, Орлеанском, и, конечно же, на фасаде собора Нотр-Дам де Пари.

    Впоследствии одиночное окно-роза уступает место нескольким круглым окнам небольшого размера, как, например, в соборе в Линкольне, Англия, построенном в 1280 году.

    Также фасады и оконные проемы оформлялись особым элементом, который называется вимперг. Он представляет особой треугольник с острыми углами, украшенный характерной лепниной. Например, такой декоративный элемент можно видеть над западным фасадом Собора Парижской Богоматери.

    Завершая наш разговор о готической архитектуре (и, конечно же, окнах), нельзя не упомянуть шедевр средневекового зодчества, Собор Святого Витта в Праге. Для него характеры все особенности готического стиля, в том числе, и оконные конструкции.

    Теперь, отправлясь в путешествие по Европе, вы сможете поразить воображение ваших спутников, прочитав им небольшую познавательную лекцию о готической архитектуре 🙂 Оставайтесь с нами — мы продолжим рассказывать историю окон!

    plastikaokon.livejournal.com

    Стрельчатые окна в готическом стиле

    Окна в готическом стиле устойчиво ассоциируются со средневековьем и величественными замками. Стрельчатые окна с красочными витражами украшают Кельнский собор, Вестминстерское аббатство, Нотр-Дам и Церковь Святого Георгия.

    Но, как и многие стили, готика приобрела современные черты. Теперь стрельчатые конструкции можно встретить в особняках, коттеджах и квартирах с высокими потолками.

    О прошлом и настоящем окон в готическом стиле поговорим в сегодняшней статье.

    История готического стиля

    Готический стиль зародился в северной части Франции в середине XII века и пришел на смену архитектуре романской эпохи. Его «крёстным отцом» называют аббата Сугерия. Именно он перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени, с которой и началась эпоха готики в Европе.

    Новые соборы и храмы отличали невиданная прежде высота, простор и обилие света. Важную роль играли и витражи в интерьере: они наполняли залы разноцветным светом и создавали особую одухотворенную атмосферу.

    Основные черты готического стиля: нервюры – стрельчатые арки, аркбутаны – открытые полуарки и столбы – опоры для стрельчатых арок, –  дополнялись огромными окнами.

    В то время не умели изготавливать большие стекла, поэтому конструкция состояла из свинцовой оправы и небольших кусочков стекла. Разноцветные элементы вставляли в оправу, а затем крепили к железной решетке проема.

    Современные окна в готическом стиле

    Изготовители современных пластиковых окон, конечно же, не сталкиваются с подобными проблемами: стеклопакеты устойчивы и надежно защищают дом от шума, пыли, ветра и осадков.

    Окна в готическом стиле сейчас заметно превосходят свои средневековые аналоги по качеству. От предшественников остались лишь форма и размер.

    У готического окна со стрельчатой аркой самая сложная конструкция стеклопакета, и решаются на такое немногие. Но если вы все же решитесь, то воплотить мечту в реальность смогут дизайнерские окна Kaleva Design.

    Особое значение для окон в готическом стиле имеет дизайн стекла. В современной интерпретации традиционные сюжетные витражи заменяют необычными рисунками на стеклах или абстрактными картинами.

    Менее красочный вариант для украшения стекла – декоративные накладки. Ими можно поделить окно на несколько частей по вертикали или «разбить» стекло на ромбы или квадраты.

    Не бойтесь экспериментировать со стилями, устанавливайте только красивые окна и подписывайтесь на наш блог, чтобы каждую неделю получать на почту полезные материалы.

    С уважением,

    Игорь

    www.okna.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о