Стимпанк архитектура: когда техника становится искусством. Часть II – Стимпанк в интерьере: способы реализации

когда техника становится искусством. Часть II

11 апреля 2016 г.

Первую часть статьи читайте здесь. 

И всё же стимпанк — это не только викторианская Англия, ибо преклонение перед наукой и техникой — явление интернациональное. Вполне закономерно появление ответвления «русского стимпанка» с дореволюционными туристами на трёхколесных мотоциклах, матрёшками-пепелацами и прочими реалиями альтернативной «механической» России. Познакомиться с ними можно на специализированном ресурсе Steampunker.ru. Только предупреждаю: будьте осторожны. Если начнёте смотреть перед сном, есть большая вероятность, что ночь будет бессонной. Затягивает и удивляет: когда они успели всё это сделать, и почему я раньше об этом ничего не знал?

М.А.Т.Р.Ё.Ш.К.А. Стим-мастер Sikorskiy

«Русский турист, топограф Генерального Штаба, подполковник Красков». Стим-мастер Ростислав Миронов, проект Русскiй Стимпанкъ

«Русский турист, топограф Генерального Штаба, подполковник Красков». Стим-мастер Ростислав Миронов, проект Русскiй Стимпанкъ

Многие вещи поражают уровнем мастерства. Это готовые произведения искусства — с уникальным внешним видом и великолепным сочетанием технического и художественного. Стимпанк можно назвать «техноискусством» — и это ещё один его парадокс. Никогда в истории художественной культуры техника не служила источником вдохновения. Наоборот, прогрессивные умы начала XX века твердили, что индустриальность убивает искусство, что противоречие между красотой и машинами неразрешимо. Стимпанк его разрешил. И тут же создал новое. Он возник на стыке дизайна, с его промышленным производством, и искусства, с его ручной работой, и всё равно не принадлежит ни тому, ни другому. Он научил видеть прекрасное в механических узлах и зубчатых передачах, но тут же отказался от серийности, возвеличив саму идею изготовления технических новинок вручную, каждый раз изобретая с нуля, как это делали великие учёные и инженеры XIX века. Мастер-стимпанкер — это и инженер, и художник одновременно. Он использует в качестве заготовок достижения современной цивилизации: плоские телевизоры, микроволновки, аудиоколонки — и меняет их внешний вид в зависимости от своего личного представления о красоте.

Аудиосистема. Стим-мастер Дмитрий Тихоненко

Аудиосистема в интерьере. Стим-мастер Дмитрий Тихоненко

Телевизор, колонки и DVD-плеер. Стим-мастер Дмитрий Тихоненко

Микроволновая печь. Стим-мастер Дмитрий Тихоненко

Теперь вы видите, почему так сложно было начать эту статью? У меня просто дух захватывало. Сейчас, когда основы более-менее пройдены, можно перечислить и «характерные приёмы» стимпанка в интерьере. По крайней мере, вы уже сможете понять, что к чему, зачем оно нужно и почему именно так. Это важно, потому что стиль непростой и выдержать его без понимания сути очень трудно. Мало навесить на стену отдельных шестерёнок — надо, чтобы они цеплялись друг за друга и составляли механизм, пусть не работающий, но целостный. Мало «состарить» стол — надо, чтобы он выглядел не как переживший катаклизм, а как доставшийся от прапрадедушки-механика. Без соблюдения всех этих нюансов создать нужную атмосферу не получится. 

Фотопанно на стену в стиле стимпанк 

Стол. Художник, стим-мастер Cory Barkman

Итак, каковы отличительные признаки стимпанка в интерьере? Перечислим их все, а с правильной «дозировкой» будем разбираться позже.

Во-первых, любая механика с открытой начинкой. Скульптуры из запчастей чего-нибудь в прошлом работавшего, настенные панно и арт-объекты с шестерёнками, трубами, цепями, шарнирами, манометрами, вентилями, рычагами, пружинами, винтами; мебель и осветительные приборы со всем вышеперечисленным в качестве декоративного оформления. Например, книжные полки-трубы и настольная лампа-маяк. Картины, постеры, фотообои и росписи-обманки, изображающие старинную технику и механизмы, а также чертежи. Автоматóны — человекоподобные механические роботы. Настенные и напольные часы, в которых видно, как крутятся шестерёнки и поворачиваются рычаги.

Кинетический стимпанкбар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca

Кинетический стимпанкбар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca

Настольная лампа-ночник. Стим-мастер steamwolf

Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors 
Фотообои в стиле стимпанк в интерьере спальни 

Во-вторых, паровая и не только техника эпохи индустриализации — стилизованная и выдуманная. Паровозы, поезда, пароходы, подводные лодки, дирижабли, парусные корабли с двигателями, паровые экипажи и автомобили, первые самолёты, любые паровые устройства — функционирующие и бутафорские. Всё это может быть нарисовано в красках, начерчено в проекциях, может быть объёмным и плоским, подвешенным и выставленным на полках в гостиной, а также занимать большие пространства, выступая в качестве частично воссозданных интерьеров паровоза или подлодки.

Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors

Картина. Художник Tomi Väisänen

Декоративный светильник «Дирижабль». Артель «Варка подарка»

В-третьих, ретро-футуристичность с уклоном в викторианство. Компьютеры, прошедшие через «моддинг» — модификацию внешнего вида. Телевизоры, микроволновки, аудиосистемы, кофемашины, кухонные плиты, которые выглядят как вещи из прошлого. Старинные и декорированные под старину кассовые аппараты, печатные и швейные машинки. Обязательно книги! Библиотечный угол с полками от самого пола и как можно выше, если нет возможности устроить отдельную библиотеку.

Интерьер гостиной в стиле стимпанк 

Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors

Интерьер кухни в доме стим-мастера Дмитрия Тихоненко

На стенах — фотографии или графика в серых оттенках либо с эффектом сепии, а также ботанические иллюстрации и гербарии в рамах, и ещё — огнестрельное оружие тех времен. Цилиндры джентльменов используются как мобильный декор или плафоны для светильников. На письменном столе отлично приживутся металлический канцелярский прибор, дореволюционного вида телефон с трубкой, лупа в латунной оправе и винтажный глобус. Возле дивана — барометр в деревянном корпусе, фотоаппарат на штативе, настоящий телескоп XIX века и торшер с роскошным тканевым абажуром.

Рабочее место в стиле стимпанк 

Интерьер кабинета в доме стим-мастера Дмитрия Тихоненко

3D-визуализация

. Художник Дмитрий Филиппов

В стимпанк-интерьере может не быть именно английского антуража — но ретро-уклон должен быть всенепременно. Как, например, в этих китайских 3D-картинах, которые тоже вполне могут украсить стену в гостиной или спальне. Хорошо передают дух эпохи старинные карты или же современные, но стилизованные по цвету, шрифтам и общему оформлению.

Картина из серии «Imperial Steam and Light». Художник James Ng

Картина из серии «Imperial Steam and Light». Художник James Ng

Кстати, о цветовой гамме. Из ретро-уклона логично следуют цветовые характеристики стиля и специфика его материалов. Медь, латунь, бронза, железо и все оттенки, производные от них. Коричневый в различных ипостасях: от шоколадного и каштанового до темно-бежевого и темно-рыжего. Серьёзные, природные, насыщенные оттенки жёлтого, зелёного, бордового, красного и кирпичного. Тяжёлые, важные цвета, от которых хотя немного и душно, но зато всегда уютно и тепло. Приглушённость — самая важная черта цвета в стим-интерьере. Присутствуют градации серого, чёрный, но коричневый и оранжево-жёлтые металлики всё-таки преобладают.

Свет неяркий, создающий спокойную, таинственную атмосферу и подчёркивающий теплоту оттенков. На стенах — деревянные панели, обои с орнаментами, открытая кладка. Мебель мягкая, деревянная, металлическая с заклёпками. Диван и кресла могут быть в тканевой или кожаной обивке, подойдут «честерфилд» и «вольтеровское кресло» с ушами. Кожа — второй по значимости материал стимпанка после металлов. Её используют как при изготовлении мебели, так и при декорировании бытовых устройств. Приветствуется также искусственное состаривание материалов и украшение стен листами металла и отшлифованными досками.

Загородный комплекс Crazy BBQ. Ярослав и Илона Галант

В-четвертых, фантастика на нужную тему. Картины и скульптуры в контексте альтернативной реальности с урбанистическим антуражем. Картины и арт-объекты на тему освоения подводного мира: осьминоги, медузы, киты, рыбы, а также водолазы, детали их костюма и батискафы различных калибров.

Картина. Художник Tomi Väisänen

Фотоиллюстрация. Художник Jean-Charles Debroize

Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors

В-пятых, электричество с визуальными эффектами. Лампы Лодыгина (известные также как лампы Эдисона) с большими и живописно закрученными нитями накаливания, а также любые девайсы, декорированные такими лампами. Устройства с газоразрядными и плазменными лампами: часы, трансформаторы, астрономические модели, шары. Плазменные шары особенно красивы: в них можно наблюдать разряды электрического тока, которые выглядят как маленькие молнии.

Загородный комплекс Crazy BBQ. Ярослав и Илона Галант

Стимпанклампа. Стим-мастер Pierre Jean Tardiveau

Кинетический стимпанк-бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca

Как видите, стимпанк и тут в своём репертуаре: декоративных приёмов масса, и потеряться в них легче лёгкого. Как всё это разнообразие грамотно скомпоновать и адекватно интегрировать в современный интерьер — ещё одна обширная тема, и о ней мы обязательно поговорим в следующей статье. 

Стимпанк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века[1]. Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку

[2] постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру[3]. Считается самой известной производной киберпанка[4].

Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези[5], альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Возникновение жанра

Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в шестидесятые и семидесятые годы двадцатого века, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером[5][6] как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года. Джетер пытался найти термин, который объединил бы произведения «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), а также его собственные работы «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находится на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражает викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру[7].

В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал[8]:

Дорогой «Locus»,
Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным.
Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…
К. У. Джетер

Оригинальный текст (англ.)

Dear Locus,
Enclosed is a copy of my 1979 novel Morlock Night ; I’d appreciate your being so good as to route it Faren Miller, as it’s a prime piece of evidence in the great debate as to who in «the Powers/Blaylock/Jeter fantasy triumvirate» was writing in the «gonzo-historical manner» first. Though of course, I did find her review in the March Locus to be quite flattering.
Personally, I think Victorian fantasies are going to be the next big thing, as long as we can come up with a fitting collective term for Powers, Blaylock and myself.Something based on the appropriate technology of the era; like «steampunks», perhaps…
K.W. Jeter

— Письмо Кевина Джетера в журнал Locus

Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей[9].

Видео по теме

Классификация стимпанка

Утопии о летательных аппаратах XVIII столетия

Редактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет 2 разновидности стимпанка[7]:

  • Альтернативно-исторический стимпанк;
  • Фэнтезийный стимпанк.

Джефф Ванденмеер (англ.) выделяет 7 поджанров стимпанка[10][11]:

  • Бойлерпанк (англ. Boilerpunk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
  • Клокпанк (англ. clockpunk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
  • Дизельпанк.
  • Романтизм газовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи.
  • Маннерпанк (англ. Mannerpunk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
  • Бластерная готика (англ. Raygun Gothic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
  • Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например мультфильм «Девятый»).

Жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры[12][13]. Подобное положение неопределённости вызывает среди фанатов споры о том, что относится или не относится к стимпанку[5].

В массовой ку

Стимпанк Википедия

Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века[1]. Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку[2] постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру[3]. Считается самой известной производной киберпанка[4].

Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези[5], альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.

Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960-е и 1970-е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером[5][6] как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года. Джетер пытался найти термин, который объединил бы произведения «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), а также его собственные работы «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находится на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражает викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру[7].

В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал[8]:

Дорогой «Locus»,
Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой ди

Обсуждение:Стимпанк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«…моделирующее альтернативный вариант развития человеческой цивилизации»

Не всегда альтернативный и не всегда человеческий. Возможен вариант постапокалиптического стимпанка (т.е. не альтернатиная история, а будущее). Может быть не человеческая организация, а например, инопланетная или фэнтезийная — ну там гномы или гоблины. И так далее. «… направление фантастики, показывающее общество…» самый универсальный вариант. За остальные исправления огромное спасибо. AntiKrisT 22:29, 24 сентября 2011 (UTC)

  • А есть таковые (инопланетная, фентезийная)? А впрочем, неважно. Но и общество не подходит (я за это слово и зацепился). Цивилизация. Аскольд 22:46, 24 сентября 2011 (UTC)
    • 1)Есть, в «Не время для драконов» паровыми технологиями владеют только гномы или те же «Тёмные начала», а в сериале «Доктор Кто» у главного героя-инопланетяне машина времени (ТАРДИС) со стимпанк-оборудованием, в серии игр «Myst» стимпанк-мир находиться в другом измерении созданном нечеловеческой расой. А например «Хроники мутантов» — постапокалиптика со стимпанком. Технологии расы Винчи из «Rise of Nations: Rise of Legends» стимпанк в далёком будущем. 2)Я думаю, цивилизация подойдёт. Хотя, конечно, бывают примеры, что стимпанк-технологией владеет буквально один человек — какой-нибудь безумный учёный, как в фильме «Дикий, дикий Вест». Так что я думаю, надо попробовать дать ещё более универсальное объяснение термина. AntiKrisT 23:13, 24 сентября 2011 (UTC)
      • Да, просто сами по себе технологии — это скорее цивилизация, чем общество… Общество как раз часто срисовывается с викторианского. Не знаю, может, я и не прав. Просто с «обществом» по-моему немного коряво выходит. Аскольд 23:17, 24 сентября 2011 (UTC)
        • Действительно вы правы, общество тут именно викторианское, а не стимпанковское. Может использовать слово «сеттинг»? Или вообще, использовать обезличенный вариант — « Направлении в научной фантастики демонстрирующий совершенное овладение технологией паровых машин». Так как повторюсь, зачастую супепаровые технологии только у какого-нибудь безумного учёного, а не у цивилизации. Кстати, если интересуетесь, то можете посмотреть гляньте статью дизельпанк, там тоже возможны корявости моего перевода. AntiKrisT 12:01, 25 сентября 2011 (UTC)

раздел «Типичные элементы мира»

Надо найти более авторитетный источник, чем «Мир Фантастики», ну или хотя бы убрать весь добавленный туда орисс и полностью основать раздел на списке элементов жанра из «МФ». Если никто не против, скоро займусь вторым, параллельно с поиском первого. AntiKrisT 10:41, 1 ноября 2011 (UTC)

  • Деньков 5 повремените — еще сам покопаюсь. Да и чем вам так МФ не нравится? Аскольд 13:44, 1 ноября 2011 (UTC)
    • Не так давно, Abiyoyo доказывал на Форум/Вниманию участников, что этот журнал хоть и независимый источник, но не является авторитетным. Мне сложно оценить доводы, но всё же лучше поискать, наверняка есть, что-нибудь получше. AntiKrisT 15:04, 1 ноября 2011 (UTC)
      • А вот и консенсус по данному вопросу. Vade Parvis 11:45, 8 ноября 2011 (UTC)
        • Спасибо, за то, что тут отписались. Я, даже после полного прочтения всей дискусии, не совсем понимаю этот консенсус: то есть эти журналы могут доказывать значимость предметов статей, а можно ли использовать данные журналы как АИ для подтверждения информации? AntiKrisT 13:36, 8 ноября 2011 (UTC)

Раздел «Стимпанк как субкультура» — «Компьютерные игры»

Можно ли причислять к стимпанку серию Bioshock (в особенности первые две части) и Машинариум? На мой взгляд, в первом случае стимпанком даже и не пахнет и это более общий случай ретрофутуризма. Или Биопанк, как это заявляется в статье на данную тему. Второй случай не попадает под определение слова «стимпанк», данное в начале статьи. «…стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии». Ни варианта развития человечества, ни стилизации под викторианскую эпоху я в этой игре не заметил. 178.252.115.169 15:57, 5 июня 2013 (UTC) MrKnispel

  • Первые две части «Биошок» это и биопанк, и ретрофутуризм, и немного дизельпанка, стимпанка, там и не пахнет, но вот в третьей кажется есть, что-то подобное. Машинариум не знаю. Но в любом случае, нужны АИ на причислении произведений к определённому жанру, например, обзоры в игровой прессе. AntiKrisT 16:18, 5 июня 2013 (UTC)

Панковский компонент

178.46.238.230 09:12, 15 февраля 2015 (UTC)"К «панковскому» компоненту стимпанка относится особый акцент на истинной человеческой природе, движимой низкими страстями — похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью." Вот не соглашусь категорически! Стимпанк - это скорее романтическое фэнтэзи на тему 19 века и архаичных машин, а никакая не алчность и тщеславие. Как художник, работающий в этом направлении уже много лет, могу дать свою версию откуда там панк. Мы придумываем любые машины и плевать на мнение окружающих критиков насколько они реально могли бы существовать. Это кошмар инженера на самом деле, все эти летающие бронзовые дирижабли с торчащими отовсюду дымящими трубами. Очень вольное обращение с механикой, своего рода механический нигилизм и есть панковская состовляющая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *