Стили скульптуры
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Скульптура изображает главным образом человека, реже животных. Ее главные жанры — портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический и мифологический жанр.
Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф).
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура). Станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и имеет конкретное углубленное содержание.
Скульптура, в широком значении слова, делится на несколько видов:
— лепка или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина;
— литейное дело или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла;
— глиптика или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ.
К жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Все по-настоящему ценное — ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Скульптура. Классификация и разновидности
Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
Круглая скульптура
Обход — одно из важнейших условий восприятия круглой пластики. Образ скульптуры по-разному воспринимается с разных углов обозрения, и рождаются новые впечатления.
Круглую скульптуру делят на монументальную, монументально-декоративную, станковую и малых форм. Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связаны с архитектурой.
Станковая скульптура — вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине. Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого.
К станковой скульптуре относятся:
Бюст — погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре. | |
Скульптура малых форм — небольшие скульптурные произведения, созданные для украшения интерьера. К скульптуре малых форм относятся жанровые статуэтки, настольные портретные изображения, игрушки. | |
Скульптурная группа | |
Статуэтка — вид мелкой пластики — статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. | |
Статуя — свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост или животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. | |
Торс — скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией. |
Монументальная скульптура — скульптура непосредственно связанная с архитектурной средой и отличающаяся крупными размерами и значительностью идей. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения.
К монументальной скульптуре относятся:
Мемориал | |
Монумент — памятник значительных размеров в честь крупного исторического события, выдающегося общественного деятеля и т. п. | |
Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях). | |
Статуя — произведение искусства, созданное для увековечивания людей или исторических событий. Однофигурные и многофигурные композиции, бюсты, конные памятники | |
Стела — вертикально стоящая каменная плита с надписью, рельефным или живописным изображением. | |
Обелиск — четырехгранный, кверху суживающийся столб, увенчанный заострением в виде пирамиды. | |
Ростральная колонна — отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен скульптурными изображениями носовой части кораблей | |
Триумфальная арка, триумфальные ворота, триумфальная колонна — торжественное сооружение в честь военных побед и других знаменательных событий. |
Стили скульптуры
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — в широком значении слова, искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и др. материалов изображение человека, животных и иных предметов природы в осязательных, телесных их формах.
Скульптура изображает главным образом человека, реже животных. Ее главные жанры — портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический и мифологический жанр.
Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона, основные виды — барельеф и горельеф).
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений (атланты, кариатиды, фризы, парковая, фонтанная и фронтонная скульптура). Станковая скульптура имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и имеет конкретное углубленное содержание.
Скульптура, в широком значении слова, делится на несколько видов:
— лепка или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина;
— литейное дело или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла;
— глиптика или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ.
К жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Все по-настоящему ценное — ценно во все времена! (с) Stone2art Group
истории мировых шедевров мастеров, фотографии скульптур
Скульптура — вид искусства, зародившийся ещё в первобытную эпоху и активно развивавшийся на протяжении всей истории человечества. Многие шедевры, ставшие культовыми, имеют настолько древнее происхождение, что их авторство установить невозможно. Примерами могут послужить китайская «Терракотовая армия» (датированная 3 веком до нашей эры, но случайно обнаруженная лишь в 1974 году) и две прекрасные обитательницы Лувра — Ника Самофракийская и Венера Милосская.
Но существуют не менее знаменитые скульптуры, авторы которых нам хорошо известны. О них мы и расскажем.
Микеланджело и Донателло
Первые два имени, открывающие наш список 10 самых знаковых скульпторов мира, хорошо знакомы всем любителям искусства. Речь идёт о выдающихся мастерах Эпохи Возрождения — Донателло и Микеланджело. Оба были очень продуктивны и создали множество шедевров, но самыми известными их работами стали, пожалуй, статуи Давида. Скульптура Донателло значительно старше, она относится к 1430-1440 гг.
Ну, а Микеланджело, выполнившему своего Давида в самом начале 16 века, удалось создать одно из самых копируемых произведений искусства. Только во Флоренции, где находится оригинал, установлены ещё и два «дублёра».
Широко известна и копия, которая расположена на набережной в Копенгагене. Она была подарена городу пивоваром Карлом Якобсеном в 1896 году.
Антонио Канова
Великие художники Эпохи Возрождения вдохновлялись античными шедеврами. Эта любовь передалась и следующим поколениям скульпторов, взявшим за основу идеализированные изображения обнажённой натуры. Антонио Канова — итальянский мастер, ставший одним из самых видных представителей классицизма в скульптуре.
При жизни он обладал невероятным авторитетом. Несмотря на то, что критики обвиняли его в отсутствии «артистичности», публика присвоила Антонио Канова титул «Верховного министра красоты». Среди его произведений можно выделить «Тесей и Минотавр», «Купидон и Психея», «Полина Боргезе».
Фредерик Бартольди
Иногда случается так, что скульптура становится намного известнее своего автора. Подобная история произошла и с Фредериком Бартольди, который по праву должен занять место в нашем списке. Ведь именно он является создателем одного из символов Соединённых Штатов Америки — легендарной Статуи Свободы.
Выполненный из меди монумент изображает древнеримскую богиню Либертас.
Огюст Роден
Следующим художником, о котором мы расскажем, будет Огюст Роден. Его называют одним из «отцов» современной скульптуры. Сложно найти человека, который хотя бы раз в своей жизни не видел изображение «Мыслителя».
Легендарная скульптура задумывалась автором как часть композиции «Врата Ада», в основу которой легла «Божественная комедия». Она должна была называться «Поэт» и изображать самого Данте, но Роден усложнил свой замысел и создал образ Творца, лишённый реального прототипа. В 1906 году «Мыслитель» был установлен в парижском Пантеоне, а автор, презентуя свою работу, неожиданно заявил, что она посвящена французским рабочим.
Степан Эрьзя
Повинуясь логике, следует теперь рассказать о великом скульпторе, которого пресса окрестила «Русским Роденом» — Степане Эрьзя. Он вошёл в историю не только благодаря своему художественному таланту, но и тому, что работал с необычным материалом — кебрачо. Проведя большую часть своей творческой жизни в Аргентине, мастер влюбился в это неподатливое дерево, название которого буквально переводится как «сломай топор».
Также Эрьзя знаменит своими масштабными проектами по преобразованию гор в монументы. Но реализовать их ему не удалось.
Умберто Боччони
Творчество итальянского живописца, скульптора и одного из крупнейших теоретиков футуризма Умберто Боччони известно, вероятно, лишь знатокам искусства. Однако, его работа с непростым названием «Уникальные формы непрерывности в пространстве» стала настоящим хитом. Она даже изображена на аверсе итальянской монеты достоинством в 20 центов.
Константин Бранкузи
Составляя список из 10 самых знаковых скульпторов мира, мы просто не можем пройти мимо такой фигуры, как Константин Бранкузи. Легендарный представитель авангардного искусства, основоположник стиля абстрактной скульптуры, этот французский мастер румынского происхождения был настоящей «звездой» своего времени. Одно из самых знаменитых и скандальных его произведений — «Портрет княгини Бибеско» — скульптура, которую Министерство Культуры Франции несколько раз арестовывало «за аморальность».
Кстати, Бранкузи какое-то время работал ассистентом Родена, но ушёл от него, заявив, что «под большим деревом ничего не растёт».
Эрнст Неизвестный
Культовой фигурой в истории советского искусства, несомненно, является Эрнст Неизвестный — представитель «дегенеративного искусства», как назвал его Никита Хрущёв. Подобная оценка сильно осложнила жизнь и творчество мастера. Однако, после смерти Хрущёва, Неизвестный великодушно согласился исполнить просьбу его родственников и создать надгробный памятник политика.
Самыми знаменитыми работами скульптора являются «Орфей» (1962), монументальная композиция «Прометей и дети мира» (1966), созданная в Артеке, «Маска скорби» (1996) — 30- метровый мемориал жертвам политических репрессий.
Альберто Джакометти
Завершает наш список швейцарский художник Альберто Джакометти. Его скульптура «Шагающий человек I», созданная в 1961 году, была продана на аукционе Sotheby’s за рекордные 65 миллионов фунтов. Она считается одной из важнейших работ мастера.
Разумеется, мы составили лишь условный список 10 самых знаковых скульпторов мира. Существует масса легендарных произведений, и у каждого из них есть автор, который заслуживает место в нашем списке.
Жанры скульптуры
Скульптура – очень древний вид искусства.
Его происхождение относится к доисторическим временам.Жанры скульптуры почти те же, что и жанры живописи: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический.
Одним из древнейших жанров в скульптуре является портрет – изображение человека или группы людей.
Портрет
В скульптурном портретном жанре существуют следующие разновидности: портрет-характер, в котором можно увидеть природные свойства определённого человека; портрет-тип – обобщённая характеристика определённого типа людей; портрет-настроение; портрет-символ.
Вот, например, самая известная скульптура в мире – «Давид» Микеланджело.
Микеланджело «Давид» (1501-1504). Мрамор. Высота 5,17 м. Флоренция (Италия)
Скульптура изображает второго царя народа Израиля Давида. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя, готовящегося к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, хотя мышцы его напряжены.
Но произведение великого скульптора воспринималось как символ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.
Характерно, что власти Иерусалима в XX в. отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI в.
Микеланджело «Битва кентавров» (1492). Мрамор. Флоренция (Италия)
Мраморный рельеф «Битва с кентаврами» изображает бой Геркулеса с кентаврами. Это уже батальный жанр. Но можно отнести его и к историческому и мифологическому жанру.
Портретные формы в скульптуре
Портрет в скульптуре может иметь разнообразные формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Рассмотрим некоторые из них.
Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называется погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился ещё в Древнем Египте, Древней Греции, а затем получил развитие в искусстве Древнего Рима, Возрождения и далее в XVII-XX вв.
Д.Л. Бернини. Бюст Франциска
Для великого итальянского архитектора и скульптора, крупнейшего представителя итальянского барокко Д.Л. Бернини характерны повышенная эмоциональность, театральность.
С.Т. Коненков «Федор Михайлович Достоевский». Полуфигура (1933)
Д.Л. Бернини «Святой Джироламо с распятием». Поколенное изображение
Символический жанр
Символический жанр в скульптуре тесно соприкасается с аллегорическим. Вообще, к символическому жанру можно отнести такие культурные явления, как миф, религию, искусство, науку.
Джамболонья – флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко.
Известна его парковая скульптура «Аллегория Апеннин» (1579-1580)
Колосс сидит на скале и рукой прижимает к земле голову монстра, изо рта которого хлещет фонтан.
В западноевропейском искусстве существует даже список аллегорических фигур, которые символизируют отвлеченные понятия в человеческом образе. Например, Немези́да – в древнегреческой мифологии крылатая богиня возмездия, карающая за нарушение общественных и моральных норм (это аллегория возмездия).
Антонио Тарсиа. Статуя Немезиды в Летнем саду Санкт-Петербурга
Янус – аллегория времени, два его лица обозначают прошлое и будущее.
Статуя Януса в Ватикане
Понятие силы символизирует Геркулес; согласие – пара голубей, обращенных друг к другу; невинность – ягнёнок; несчастье мужчины от коварной женщины – Юдифь и т.д.
Александр Григорян «Юдифь» (2002). Бронза. Высота 33 см
Анималистический жанр
Основным объектом этого жанра являются животные.
Ф. Помпон «Филин». Бронза (XX в.)
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Виды скульптуры
Скульптура — вид изобразительного искусства; произведения скульптуры (в основном полные или частичные изображения человеческой фигуры) имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Наряду с термином «скульптура» употребляются как синонимы термины «ваяние» и «пластика». В узком смысле под скульптурой и ваянием понимают высекание, рубку из камня, вырезание из дерева; под пластикой — лепку из глины, воска и других вязких материалов.
Скульптура делится на два основных вида: круглую и рельеф.
Круглая скульптура, предназначенная для обозрения со всех сторон, подразделяется на следующие подвиды: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, связанные по содержанию и композиции), статуэтка (фигура значительно меньше натуры), бюст (погрудное изображение человека).
Рельеф по своим изобразительным возможностям занимает промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Как и круглая скульптура, рельеф обладает трёхмерностью, но композиция его развёртывается вдоль плоскости в одном или нескольких пространственных слоях. Рельеф может быть выступающим над плоскостью фона (основные виды: низкий рельеф, или барельеф, и высокий — горельеф) и углублённым (койланогриф).
По назначению скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную и станковую.
Монументальная скульптура предназначается для утверждения общественно-значимых идей, для обращения к широким массам зрителей. Исполненная в крупных размерах и из долговечных материалов, монументальная скульптура устанавливается в общественных местах на открытом воздухе (на площадях, в парках) или в больших помещениях.
Монументально-декоративная скульптура включает все виды скульптурного убранства, связанного с архитектурой: кариатиды, атланты, маскароны, оформление фронтонов, фризов, метоп и т. д. на фасадах зданий; статуи и группы на зданиях или перед ними, лепные плафоны, панно и т. д. в интерьерах зданий. Одним из видов монументально-декоративной скульптуры является садово-парковая скульптура. Монументально-декоративная скульптура призвана обогащать и развивать архитектурный образ, усиливая выразительность архитектурных форм. Значительное место в области монументально-декоративной скульптуры принадлежит рельефу.
Станковая скульптура — скульптурное произведение, не связанное с архитектурой. Станковая скульптура, обычно не превышающая величину натуры, наиболее разнообразна по содержанию и тематике; она предназначается для общественных и жилых помещений. К ней относится и так называемая скульптура «малых форм». Особую область скульптуры составляют литые и чеканные медали, плакетки и монеты, а также геммы, художественная резьба по камню, дереву, кости; ювелирные скульптурные изделия.
Скульптура нового времени, как правило, однотонная, имеет естественный цвет материала или ровно окрашена (тонированный гипс, патинированная бронза). В древнем мире скульптура часто расцвечивалась.
Все по-настоящему ценное — ценно во все времена! (с) Stone2art Group
13 секретов известных скульптур, которые стоит знать каждому ценителю искусства
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Среди достопримечательностей большинства мегаполисов довольно весомую нишу занимают различные скульптуры. Каждая из них содержит в себе нечто особенное, что не сразу бросается в глаза обычному человеку. Поэтому даже самые, казалось бы, известные работы могут скрывать за собой любопытные детали.
Мы в AdMe.ru решили разобраться в небольших секретах всемирно известных скульптур и гигантских статуй. Давайте на них посмотрим.
1. Изначально Венера Милосская выглядела совсем по-другому
Статуя Венеры Милосской, изображающая греческую богиню Афродиту, была найдена в XIX веке на острове Милос. Изначально у нее были руки — в одной она держала яблоко, а второй придерживала спадающую одежду. Руки были утрачены при транспортировке французскими офицерами, но это не единственное, что потеряла скульптура. Когда-то она была украшена ювелирными изделиями: браслетами, серьгами, тиарой. Они пропали очень давно, но в мраморе остались отверстия для креплений.
2. На бюсте Нефертити не случайно отсутствует левый глаз
Образ Нефертити — один из неизменных символов древнеегипетской цивилизации. Легко заметить, что в скульптуре царицы отсутствует левый глаз. Это можно объяснить религиозными верованиями египтян, которые не делали точные копии лиц людей. Они верили, что между человеком и любым его изображением существует связь и если повредить изображение, это может навредить и человеку.
3. Медный всадник на самом деле не из меди
С легкой руки А. С. Пушкина памятник Петру I в Санкт-Петербурге получил название «Медный всадник». Мало кто знает, что это лишь художественный прием, а статуя на самом деле отлита из бронзы.
4. Статуя Свободы транслирует символы
Официальное название статуи – «Свобода, озаряющая мир». Ранее она выполняла роль маяка, но мощности сигнальных огней не хватало для помощи кораблям, поэтому он был закрыт. Обратите внимание на детали: в левой руке статуя держит скрижаль, на которой римскими цифрами написана дата — 4 июля 1776 – день принятия Декларации независимости США. Правая нога статуи опирается на сломанные кандалы – это символ освобождения от тирании и гнета.
5. Пьедестал статуи Христа-Искупителя мог выглядеть иначе
Изначально планировалось, что пьедестал статуи в Рио будет иметь форму земного шара, символизирующего мир. Однако в ходе кропотливой работы был сформирован тот облик монумента, каким мы знаем его сейчас. Основной упор сделали на широко расставленные руки Иисуса, которые символизируют любовь Христа к каждому человеку. Издалека монумент похож на большой крест — символ христианской веры.