Стили архитектуры список – Архитектурные и художественные стили и направления | Архитектура и Проектирование

Архитектурный стиль — Википедия

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)[1].

Понятие стиля в научное искусствознание было введено в середине XVIII века немецким археологом Иоганном Иоахимом Винкельманом. Основная масса трудов, посвящённых художественному стилю, была ориентирована на исследование природы самого явления и механизмов стилеобразования в искусстве и архитектуре в философском, культурологическом, семиотическом, системно-синергетическом аспектах. Поэтому в теории архитектуры и искусствоведении наиболее удобным и популярным «описательным средством» для архитектурных форм стало понятие стиля

[2].

Общепринятого определения архитектурного стиля не существует. Так, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, изданный в 1890—1907 годах, понимал архитектурный стиль двояко: как пространственную (территориальную) и как временнýю характеристику архитектурного языка. В пространственном аспекте выделялись стили: «египетский, древнегреческий с его дорическою, ионическою и коринфскою ветвями, этрусский». В разрезе времени указывались «романский, готический, стиль возрождения, барокко, рококо, империи». Там же отмечался объективный характер стиля как феномена и субъективная роль автора, а также давалась качественная оценка архитектурного языка с точки зрения стиля: «Стиль называется „чистым“, если все элементы в неизменном виде и должном соотношении находятся на своём месте, или „нечистым“, когда в него введены элементы других стилей»

[3].

Категорию стиля в истории классического искусствознания использовали Дж. Вазари, Дж. П. Беллори, Ф. Викхофф, А. Ригль, Г. Вёльфлин, П. Франкль, В. Воррингер, А. Фосийон, Э. Х.Гомбрих и многие другие. В отечественном искусствознании — А. Ф. Лосев, М. С. Каган. в методологическом аспекте — Л. И. Таруашвили, С. С. Ванеян. В культурологическом аспекте — Е. Н. Устюгова. Оригинальную концепцию «внестилевого развития» предложил Е. И. Ротенберг. Непосредственно истории архитектурных стилей посвящены работы И. А. Бартенева и В. Н. Батажковой [4], Е. А. Борисовой, А. В. Бурдяло, В. Н. Гращенкова, Б. М. Кирикова, В. И. Локтева, Е. И. Кириченко, В. Г. Лисовского, Г. И. Ревзина, Т. А. Славиной, С. В. Хачатурова. В современной науке об искусстве под стилем понимается содержательно-формальная целостность всех элементов художественного произведения, но, в отличие от композиции, представляющей собой аналогичную целостность, в качествах стиля более проявлена временнáя составляющая: стилевая целостность соотносится с целым рядом произведений, свойственных той или иной эпохе, периоду, художественному направлению, школе или мастеру

[5]. Принято считать, что художественный стиль с наибольшей полнотой проявляется именно в архитектуре, декоративном искусстве и орнаменте. Исследователи также разделяют понятия исторического типа искусства (например: античное искусство, древнерусское искусство, средневековое искусство) художественного направления (классицизм, романтизм), исторического стиля, историко-регионального течения, школы, индивидуальной манеры мастера. Отсюда особое внимание исследователей к внутренней структуре категории стиля, прежде всего в архитектуре, «матери всех искусств». Дискуссии разворачиваются вокруг понятий «историзм» и «модерн». Многие ученые не относят эти понятия к категории стиля ввиду их программного либо спонтанного полистилизма
[6]
[7].

Особенности архитектурного стиля как описательного средства[править | править код]

Региональный характер стиля[править | править код]

Архитектурный стиль, как и стиль в искусстве вообще, — понятие условное. Он удобен для осмысления истории европейской архитектуры. Однако для сопоставления истории архитектуры нескольких регионов стиль как описательное средство не подходит. Трудно выделить в истории архитектуры азиатских стран, например, архитектуры Китая, периоды, соответствующие архитектурным стилям Европы. Аналогичная проблема возникает при исследовании русской архитектуры.

Несоответствие национальных доктрин[править | править код]

Архитектурный стиль, приходящийся на период 1762—1840 гг., в России (как и в Германии) традиционно называют классицизмом, тогда как во Франции классицизмом принято считать стиль XVII века, стиль Людовика XIV (Louis XIV).

Неоклассицизмом в России и Германии называют ретроспективный стиль начала XX века. Во Франции под неоклассицизмом понимают стиль второй половины XVIII века, стиль Людовика XVI (Louis XVI).

Стиль, который в российском искусствоведении называется модерном, иностранное искусствоведение именует по-разному: в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани), во Франции — «ар-нуво» и «fin de siècle» (букв. «конец века»), в Германии — «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend), в Австрии — «стиль Сецессион» (Secessionsstil), в Англии — «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль»), в Италии — «стиль либерти», в Испании — «модернизмо», в Нидерландах — «Nieuwe Kunst», в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin).

Новейшие стили[править | править код]

В рамках постмодернистской парадигмы оформилось множество направлений, которые существенно различаются по идеологии и языковым средствам. Пока идут научные споры о самостоятельности того или иного направления, нет и не может быть единства в терминологии. Одно и то же явление, как, например, деконструктивизм, может быть рассмотрено и как стилистическое направление, и как самостоятельный архитектурный стиль.

Подробнее см. История архитектуры
См. также Хронология архитектурных стилей

Выделяются архитектурные стили:

  1. Давидич Т. Ф. Стиль как язык архитектуры. — Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2010. — 336 с. — ISBN 978-966-8324-70-3.
  2. ↑ Холодова Людмила Петровна. Концепты современной теории архитектуры // «Архитектон: известия вузов» № 31 Сентябрь 2010 (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 мая 2013. Архивировано 24 мая 2014 года.
  3. ↑ Стиль, в начертательных искусствах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ И. А. Бартенев, В. Н. Батажкова . Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобр. искусство, 1983
  5. ↑ В. Г. Власов . Теория стиля //Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.172-193
  6. ↑ Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи Модерна. — СПб. : Стройиздат, 1992
  7. ↑ В. Г. Власов . Стиль // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. СПб.: Азбука-Классика, Т. 9, 2008. C.260-270

Стили современной архитектуры / Блог архитектора

Модернизм в архитектуре

Движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е1980-е годы (в Европе)…

Читать статью о модернизме

_________________________________________________________________________________________

Функционализм в архитектуре

Функционализм направление в архитектуре XX века, требующее строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Функционализм возник в Германии (школа Баухауз) и Нидерландах (Якобс Йоханнес Ауд) в начале XX века как один из основных элементов более общего понятия «модернизм»…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Хай-тек в архитектуре

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology высокие технологии) стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в Великобритании в среде позднего модернизма в 1970-х, нашедший широкое применение в 1980-х, актуальный и сегодня…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Био-тек в архитектуре

Био-тек (bio-tech) направление вархитектуре, которое, впротивоположность хай-теку, обращается некэлементам конструктивизма и кубизма, акприродным биоморфным формам…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Барнхаус (barn house)

Барнхаус стиль архитектуры, который зародился в Америке и Европе. Название его происходит от английского слова «Barn», что означает амбар, сарай. Как понятно из названия, суть стиля заключается в переделке старых амбаров и сараев в жилые дома.

Читать статью о барнхаусе

_________________________________________________________________________________________

Органическая архитектура

Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг…

(Читать далее…)

_________________________________________________________________________________________

Постмодернизм в архитектуре

 

Постмодернизм вернул в архитектуру утраченную образность, которая и делала из различных структур произведения искусства. Постмодернисты пытались внести в архитектурные произведения и фантазию, и различные образные ассоциации, и выдумку. Постмодернизм, в отличии от общепринятого интернационального стиля, обратился к уникальности окружающего мира, индивидуальным особенностям пейзажей, используя при этом последние успехи строительной индустрии…

Читать статью о постмодернизме

 

 

 

Список архитектурных стилей по порядку — полный перечень по алфавиту онлайн

Августовский классицизм

Адзэкура

Ампир

Амстердамская школа

Арабо-нормандский стиль

Арранская архитектурная школа

Архитектура Ахеменидов

Архитектурный модернизм

Барокко

Бидермейер

Биотек

Биоурбанистика

Бозар

Брутализм

Бюргерский классицизм

Вардарский стиль

Везерский ренессанс

Византинизирующий стиль

Вологодское деревянное зодчество

Георгианская архитектура

Голицынское барокко

Голландский классицизм

Гуги

Гуцульская сецессия

Деконструктивизм

Дзонг

Дороманский стиль

Живописный стиль

Индо-сарацинский стиль

Интернациональный стиль

Кирпичный стиль

Классицизм

Конструктивизм

Косматеско

Кубические дома

Латышский национальный романтизм

Лужковский стиль

Мавританская архитектура

Метаболизм

Минимализм

Модерн

Моравский стиль

Нарышкинский стиль

Нахичеванская архитектурная школа

Неовизантийский стиль

Неогрек

Неомавританский стиль

Неопластицизм

Неоренессанс

Неороманский стиль

Новый восток

Органическая архитектура

Османская архитектура

Петровское барокко

Пламенеющая готика

Помбалино

Постконструктивизм

Постмодернизм

Псевдорусский стиль

Пуук

Рашский стиль

Ренессанс

Ретроизация

Ретроспективизм

Ретрофутуризм

Рококо

Романская архитектура

Русская псевдоготика

Русская романика

Русский классицизм

Русское узорочье

Североевропейский неоклассицизм

Сицилийское барокко

Советский архитектурный модернизм

Стиль Людовика XV

Стиль Наполеона III

Стиль Тюдоров

Структурализм

Фасадизм

Федеральная архитектура

Функционализм

Футуристическая архитектура

Фьюжен

Хай-тек

Ширвано-апшеронская архитектурная школа

Школа прерий

Эклектика

Экспрессионизм

Архитектурные стили | Блогер Ocean_Wave на сайте SPLETNIK.RU 7 февраля 2016

Если все такое строгое, прямое, до умопомрачения симметричное и с большими круглыми колоннами — это классицизм.

Классицизм  — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XIX вв. Родина классицизма — Франция.

 

Если классицизм стал еще торжественней, пафосней и выше, то это ампир. Стиль ампир возник во Франции и является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. 

Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям. Художественный замысел стиля с его массивными ла:)ными и монументальными формами, а также богатым декорированием, содержанием элементов военной символики, прямым влиянием художественных форм прежде всего Римской империи, а также Древней Греции и эллинизма, был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии.

Если это Главный корпус МГУ или одно из еще шести таких зданий-близнецов, или кольцевые станции московского метро, то это сталинский ампир — одно из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с середины 1940-х до середины 1950-х годов. В средствах массовой информации используется как неформальное обозначение всего многообразия сталинской эклектики.

Если классицизму надоели строгость, прямые линии и следование античным канонам, и теперь здание напоминает десерт со взбитыми сливками, политый золотом, украшенный атлантами и прочими каменными людьми — это барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. 

Если вам кажется, что здание с вами кокетничает, капризно поджимает губки и поправляет обильные, но тонкие-легкие-изящные золотые украшения и завитки, то вы не упоролись. Просто это рококо.

Рококо (дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) — возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии.

Если от пышности, густо налепленных деталей и излишеств становится неловко даже барокко, то это ультрабарокко.

Чурригереско — позднебарочный (начало XVIII века) этап в развитии архитектуры Испании. Помимо метрополии, получил широкое распространение в Мексике, где известен под названием мексиканского барокко или ультрабарокко.

Если здание в России выглядит как расписной высокий пряничный домик, и его хочется немедленно съесть, то это русское барокко. Сформировался в  XVII—XVIII веках.

Для украинского барокко свойственно сочетание декоративно-пластических решений западноевропейского барокко и ренессанса с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры. 

Если здание похоже на что-то очень старорусское, но при этом все «богато» отделано и на древность не тянет, то это псевдорусский стиль

XIX — начала XX века.

Если вам кажется, что об здание можно поцарапаться — такое все в нем высокое, тонкое и острое — то это неоготика. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века.

Угроза поцарапаться уже не так велика, но все равно все тонкое и высокое. Башни квадратные, окно в середине круглое, везде сидят страшилки и изображены мучения. Это готика. Период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI — XII по XV—XVI века. 

Если при взгляде на здание вам слышится джаз или чарльстон, контуры его напоминают здоровенный ограненный камень или кристалл с добавлением алюминия, и все это выглядит очень масштабно, то это ар-деко. Возникло в первой половине XX века, которое впервые появилось во Франции в 1920-х годах, а затем стало популярно в 1930—1940-е годы в международном масштабе, проявившееся в основном в архитектуре, моде, живописи, и переставшее быть актуальным в период после Второй мировой войны. 


Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.

Если есть подозрение, что где-то в этом доме живет или работает Железный Человек, но все немножечко устарело, это модернизм.

Выражение «модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин всё же шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временнОм промежутке с начала 1920-х и по 1980-е годы (в Европе) , когда в архитектуре возникли новые тенденции.

А модерн (он же ар-нуво, он же югендстиль) — совсем другое. Модерн — это когда много-много тщательно сделанных деталей про живой мир и античность, в линиях природность, в формах необычность, но выглядит это более или менее нормально. Ну если Гауди исключить, конечно. Получил распространение в Европе в 1890 —1910-е. Яркий представитель стиля — Антонио Гауди.

Если дом сломался, наклонился, изогнулся, развалился и вообще ведет себя странно, это деконструктивизм.

На этом пока всьо 😉

Классические архитектурные стили / Блог архитектора

Романский стиль стал закономерным отражением духа своей эпохи: для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и частые междоусобные войны. Поэтому дозорные башни, массивность всех конструкций, световые проемы, походившие на бойницы эти черты присущи постройкам романского периода…

Подробнее о Романской архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Готический стиль в архитектуре зародился в Европе в  зрелом и позднем средневековье (12-15 века). Готика сменила архитектуру Романского стиля и в свою очередь уступила место архитектуре Ренессанса. Термин «готика», «готическая архитектура» происходит от слова «готы» — варварские племена с севера. Термин возник позже (в Новое время) как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами и подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от античного искусства Древнего Рима…

Подробнее о Готической архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Архитекторы той эпохи стремились возродить зодчество золотого века — античности. Искусство Ренессанса не просто заимствовало архитектурные формы античности, но применяло их в новых композициях. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Архитектура снова становится ордерной…

Примеры архитектуры Ренессанса ►

_________________________________________________________________________________________

Один из главных архитектрных стилей в европейских странах в ХVI середине ХVIII веков. Основатель эпохи барокко великий Микеланджело Буонарроти. Барокко потрясает богатством, необычностью. Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Здания обязательно украшались причудливыми фасадами, лепкой, множеством скульптур. В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение. Представителем барокко в России был зодчий В.В.Растрелли…

 Примеры архитектуры Барокко

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль очень близок к Ренессансу и является его продолжением. Классицизм продолжает античные традиции. Архитектурные формы подчеркнуто правильные, композиции обязательно симметричные. Строгий порядок, ясность и организованность вот дух классицизма.  Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург…

Примеры архитектуры Классицизма ►

_________________________________________________________________________________________

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма, возник в первой трети XIX века. Во Франции эпохи Наполеона Бонапарта произошло перерождение классицизма в насаждающийся сверху, официальный имперский стиль, сущность которого нашла отражение в его названии (от фр. empire империя). Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном…

Примеры стиля ампир в архитектуре ►

_________________________________________________________________________________________

Викторианская архитектура (англ. Victorian architecture) стиль в архитектуре и интерьере, распространенный в Великобритании и английских колониях (в США и Австралии преимущественно). Термином викторианский стиль обозначают архитектуру Викторианской эпохи (1830-1910), которая характеризуется сильной неоднородностью. Поэтому в строгом архитектурном смысле не существует такого единого явления. В англоязычных странах той эпохи господствовал эклектический ретроспективизм, объединивший под собой несколько сходных, но все же самостоятельных направлений. Это итальянский стиль, неоготика, стиль периода Второй империи, индо-саранцинский стиль и другие разновидности…

Примеры Викторианской архитектуры ►

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль получил распространение в Европе в 1890-е1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, природных линий, использование новых технологий (металл, стекло). Для модерна характерны плавные изгибы стен, криволинейные очертания окон и дверей, отсутствие симметрии, живописность цветовых решений. В стиле модерн строились в основном городские особняки и загородные виллы. Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы художественно обрабатывались. Здания в стиле модерн, не похожи ни на какие классические образцы, они рождены ничем не скованной фантазией зодчего. Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко…

Примеры архитектуры в стиле Модерн ►

_________________________________________________________________________________________

Этот стиль в архитектуре и интерьере получил свое название от гор, которые находятся на северо-востоке штата Нью-Йорк (США), где он и возник в середине 19 века. Для Адирондака характерно использование подчеркнуто натуральных строительных материалов: грубых тесаных бревен,  балок, покрытых корой, необработанного камня и т.п. Цельные линии, естественные формы, а главное максимальная приближенность к традиционным жилищам предков. Это и высокие своды потолков, и тяжелая мебель из дерева, не прошедшего предварительной обработки, и внушительные камины, несколько этажей, просторные холлы и сравнительно небольшие уютные комнаты вот основные архитектурные составляющие домов, выполненных в этом стиле.

     Интерьер в стиле Адирондак является отражением величественных горных красот и человеческого мастерства. Все в нем крепко, добротно и вместе с тем невероятно красиво. Цветовая палитра стиля Адирондак отражает цвета горной пустыни. Оттенки бежевого и коричневого, насыщенный зеленый, охра и глубокий серый цвета в текстиле прочно ассоциируются с адирондакским дизайном. Яркими акцентами интерьера могут быть подушки, ковры, а также произведения искусства, использованные в оформлении…

Примеры архитектуры в стиле Адирондак ►

Источник — http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

Как определять стили московской архитектуры: gosh200 — LiveJournal

Хочу составить короткий и простой классификатор, который позволит быстро разобраться в типах московских зданий.
И не только московских, в принципе это будет применимо в любом старом российском городе.
Понятие стиля я буду использовать в том виде, который почерпнул на лекции в музее архитектуры им Щусева.
А именно — это совокупность архитектурных свойств, присущих зданиям конкретной эпохи и получивших международное распространение.
Из этого определения вытекает, что локальные московские стили (типа сталинского ампира или нарышкинского «барокко») мы здесь не рассматриваем пока.

Список стилей я ограничу таким упрощенным перечнем — в порядке их хронологии:
1) барокко (1710-1770)
2) классицизм (1770-1830)
3) эклектика (1830 — 1890)
4) модерн (1890 — 1918)
5) конструктивизм (1925-1935)
Здесь надо понимать что никогда искусство не укладывается в жесткие схемы, так что приводимые даты, названия и методы довольно условны.  Далее классификацию уже можно бесконечно уточнять и расширять.
Но для начала такая схема годится для подавляющего числа московских стилевых зданий, как легко усваиваемый, запоминающийся костяк. Повторю, что все здания начиная со «сталинизмов» в этот определитель не включены.

Зачем вообще это нужно, в архитектуре разбираться, стили всякие определять?
А это способ повысить качество жизни, который заключается в системном изучении мироустройства и последующих развлечениях, вытекающих из новых знаний. Стоит только начать — потом не остановишься. Попробуйте.  И оно ведь все на виду и применимо  всегда — просто передвигаешься по городу и постоянно играешь. Стоишь в пробке и развлекаешься. Ходишь по улицам — и тоже развлекаешься.
Можно друзей в компании поражать и развлекать точно угадывая возраст здания, можно себя удивлять всякими находками. Есть и другие бонусы в виде например лушчего ориентирования в городе или появления в картине знаний опорных точек для усвоения истории.

Итак, поехали. Вот видим мы здание и задаем себе вопросы

1) Есть ли в здании элементы древнегреческого храма (треугольник или балка, опирающиеся на характерные колонны) ?


По-научному это называется — ордерная архитектура.

Если есть, сразу вычеркиваем модерн и конструктивизм. То есть это барокко или классицизм.
Идем к пункту №2.

Нет ордеров?

Тогда смотрим, есть ли на здании хоть какие-то украшения. Если нет ни одного украшения вообще, это конструктивизм.

Принципиальный необходимый признак конструктивизма — полное отсутствие декора, функция которого выполняет конструкция здания, разнокалиберные окна и  пересечения/сочетания простейших форм (обычно «брусков» и цилиндров). Цвета у конструктивистских зданий чаще всего серые, белые, кирпичные — по цвету стройматериала. Очень характерная фишка конструктивизма — ограда на крыше. Как правило здания заметно ассиметричные.

Если украшения есть (и много!) — то это модерн.
Настоящий, чистый модерн, как новое искусство, провозглашает полный отказ от исторических элементов и обращается к природным мотивам.  Т.е. он принципиально отрицает классическую ордерную архитектуру, поэтому там не может быть древнегреческих/римских элементов и прочих историзмов.

Для московского модерна характерно  применение мозаичных панно, фигурных решеток и различной лепнины.
Окна и особенно оконные переплеты часто имеют сложные, фигурные формы.

2) Теперь надо разобраться где барокко, классицизм или эклектика

Если здание имеет асимметрию или ломаные фасады с карнизами, то это точно не классицизм.

Здание в стиле классицизма всегда чем-то похоже на греческий храм, составлено из строгих плоскостей и обязательно строго симметрично.


Хотя строго говоря, в Москве подавляющее большинство классицистических зданий представлено его разновидностью — ампиром.
Для ампира характерна желтая покраска и торжественно-пафосная лепнина.

Как узнать барокко?
Необходимый признак барокко — сильно выдающиеся и «изломанные» (раскрепованные) карнизы, повторяющие так же изломанные плоскости фасада. Практически все здания в стиле барокко их имеют.

Еще очень характерны сдвоенные колонны

Цвета у барочных зданий обычно зеленые или красные

3) Остался еще один хитрый тип зданий, который часто маскируется под другие стили и к нему сложно применить правила для определения.
Там могут быть ордера как в классицизме или барокко, а могут быть растительные орнаменты или даже древнерусские украшения.
Готика, арабика — все что угодно.
А на самом деле это эклектика

Иногда, чтобы отличить эклектику, нужно знать характерные элементы разных стилей и эпох.
Бывает что это почти точно классицизм, но что-то, какие-то детали выдают анахронизм.

В любом случае, даже если в здании применен очень точно какой-то стиль, но он не соответствует данной эпохе — это тоже эклектика, точнее ее разновидность — историзм.

Для Москвы очень характерны два вида эклектики: во-первых, псевдорусский стиль.
В принципе же понятно что это ну никак не древнерусский терем? 😉

И псевдоготика — а это явно не готический собор, хоть и похож. Вот так и понимаешь что перед тобой эклектика.

Хотя по большому счету в Москве есть эклектика всех видов и направлений.
Собссно, большинство стилевых зданий в Москве — это эклектика.
Если не дореволюционная, то сталинская.

Вопросы, замечания?

10 эпохальных стилей в архитектуре

Стили в архитектуре меняются с течением времени, а так же под влиянием различных культур. Ниже приведен список 10 различных периодов архитектуры прошлого, которые стали основой нашего современного стиля.

10 эпохальных стилей в архитектуре
1. Архитектура неолита.
Эта эпоха так же именуется каменным веком. Это был период прогресса технологий, когда была впервые получена керамика. Человечество впервые начало изготовлять специальные инструменты для охоты, строительства и кулинарии. Один из известнейших памятников неолита — постройки на Британских островах, такие как Стоунхедж. В этот период фактически человечество берет начало как цивилизация, формируются духовные убеждения и амбиции сделать жизнь проще.

10 эпохальных стилей в архитектуре
2. Древнее Средиземноморье.
Этот период охватывает цивилизации Месопотамии, Древнего Египта, Греции, Рима и Византийской империи во времена с 3000 г. до н.э. до 300 до н.э. В этот период возникли самые известные империи, оказавшие прогрессивное влияние на развитие человеческой культуры. Мягкий и здоровый климат, сообщение по морским путям с такими империями, как Месопотамия, Индия и Китай, изобретение письменности, колонн, дверей, арок, живописи, техники и алфавита оказало важное влияние на эту эпоху архитектуры.

10 эпохальных стилей в архитектуре
3. Исламская архитектура.
Начиная с 600 г. н.э. и примерно до конца 1700-х годов, исламская архитектура включает в себя широкий спектр как светских, так и религиозного стилей от основания ислама до наших дней, влияющих на проектирование и строительство зданий и сооружений. Основные исламские архитектурные типы это: мечети, гробницы, дворцы и крепости.

10 эпохальных стилей в архитектуре
4. Африка.
Египет считается наиболее развитым регионом Африки. Одни лишь пирамиды в Гизе занесены ЮНЕСКО в список всемирного наследия, что уж говорить о другом. Архитектура Африки удивительно разнообразна, поскольку каждое из африканских этнолингвистических племен несло свои архитектурные традиции на протяжении всей истории. Здесь используется широкий спектр материалов, таких как солома, дерево, грязь, сырцовый кирпич, утрамбованная земля и камень, и другие, более скоропортящиеся материалы.

10 эпохальных стилей в архитектуре
5. Азия.
В эту категорию входит персидская архитектура, традиции которой берут свое начало из самых удаленных уголков Азии. Это смесь древних и разнообразных традиций. В настоящее время азиатский стиль в оформлении домашнего интерьера считается популярной тенденцией.

10 эпохальных стилей в архитектуре
6. Доколумбовый период.
В этот стиль архитектуры входят веяния культуры инков, ольмеков, майя, ацтеков и североамериканских индейцев. Они привнесли такие идеи, как создание разветвленной сети городских дорог и подвесные мосты. Самые известные здания доколумбовского периода — пирамиды Мачу-Пикчу.

10 эпохальных стилей в архитектуре
7. Средневековье.
Этот стиль стал сборником различных форм архитектуры распространеных в средневековой Европе. Главное влияние здесь оказала религия (церкви) и военные тенденции (замки и крепостные стены). Он характеризуется использованием круглой или слегка заостренные арки, крестообразных сводов, окон с красивыми витражами, изображающими библейские сюжеты, ребристых каменных сводов, колонн, острых шпилей и горгулий.

10 эпохальных стилей в архитектуре
8. Колониальный стиль.
В колониальный период архитектура в основном отражала стиль тех мест, где оказывались поселенцы. С появлением различных европейских колониальных империй в 16 го века до начала 20-го века, в копилку мировой архитектуры добавились новые стилистические тенденции. Этот период делится на барокко, классицизм, Возрождение, востоковедение и модерн.

10 эпохальных стилей в архитектуре
9. Ранний модернизм.
Этот стиль в первую очередь характеризуется упрощением форм и ликвидацией украшений. К 1940 годам этот стиль был обобщен и определен в качестве международного стиля. Главной определяющей архитектуры этого периода была функциональность. Согласно этому утверждению, архитекторы должны были проектировать здание исходя из его назначения.

10 эпохальных стилей в архитектуре
10. Современная архитектура.
Современный стиль сформировался под влиянием таких идей, как футуризм, регионализм, пост-модерн, а так же деструктивной архитектуры. Новейшим веянием можно назвать «зеленую» архитектуру, основанную на экологии.

 

Бугага надеется, что такие образовательные посты, где много букаф, вам нравятся 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *